Рассказ о водоемах родного края

Сценарий краеведческой викторины кузбасс мой край роднойзвучат фанфарыведущая:шар большой, на нм страна, город в ней, а в нм дома.дом

Сценарий краеведческой викторины «Кузбасс – мой край родной»

Звучат фанфары

Ведущая:

Шар большой, на нём страна, Город в ней, а в нём дома.

Дом на улочке одной, неприметный, небольшой.

Этот дом, страна, земля – это Родина моя!

Есть у каждого на свете – свой родимый уголок

И для нас таким, поверьте, стал наш старый городок.

Мы все-все про город знаем и, конечно, понимаем,

Что должны гордиться им нашим городком родным.

Вед. : Ребята, посмотрите – это карта нашей области!

– Как называется наша область?

— В каком городе мы живём!

— Природа нашего края — наше богатство!

— А чем ещё богат наш край? (полезными ископаемыми — уголь, золото, железная руда, гранит, мрамор)

— Самое главное полезное ископаемое? (уголь)

Вед.: Сегодня мы проведём шоу-викторину: «Кузбасс – мой край родной».

Под музыку влетает Баба Яга

Б-Я:

Так, так, так! И чего это тут русским духом запахло?! Ого, сколько ж здесь вкусненького собралось! Та-а-ак – этот будет на первое,… эта и эта – на второе,… ну и компот!

Ведущая:

Бабуля, что вы себе позволяете! Во-первых, здравствуйте.

Б-Я:

Ой-ой-ой, какие мы обидчивые. Ладно! Здрасьте вам!

Ведущая:

Во-вторых, у нас здесь серьезное мероприятие — викторина. А вы нам мешаете.

Б-Я:

Это кто? Я мешаю??? Да вы знаете кто я?

Ведущая:

Да уж догадались. Даже, ребят?…  Вы – Баба-Яга.

Б-Я:

И что – совсем не страшно?…

Ведущая:

Совсем.

Б-Я:

Даже чут-чуточку?… Даже вот столечко?…

Ведущая:

Нет, не страшно.

Б-Я: (причитает)

Ой, и что же это такое творится! Что ж за люди-то такие пошли – совсем Ягу не боятся! Ой, и как же мне теперь быть!

Ведущая: (успокаивает)

Баба-Яга, ну не расстраивайтесь вы так. А хотите – оставайтесь с нами. Мы вам столько интересного расскажем про наш родной край!

Б-Я:

Правда-правда?… Ой, я уж думала вы и не предложите. Ну, раз вы сами так захотели – остаюсь.

Ведущая:

А я представляю наши команды. Поприветствуем! «Солнышко», «Томь», «Звездочка» и «Уголёк».

Итак, мы объявляем начало викторины!

Б-Я:

Постой, родненькая, это что ж за слово такое диковинное — «викторина»?

Ведущая:

Это такая игра, Бабусенька, где дети должны отвечать на вопросы и выполнять правильно задания. А та команда, которая лучше всех справится со всеми заданиями и будет считаться лучшим знатоком родного края.

Б-Я:

Ух, как у вас тут все мудрёно… Тогда начинаем.

1 конкурс  «Любимый город»!

Сейчас я буду показывать фотографии популярных мест нашего города. Ваша задача – назвать это место.

Ведущая:

А я объявляю следующий конкурс…

Баба-Яга что-то шепчет, машет руками… — колдует на карточки, которые держит в руках

Бабуля, ты что делаешь?

Б-Я:

Да, что-то поколдовать захотелось немного. Вот гляди что получилось…

На макетах Кузбасса исчезают животные, растения, полезные ископаемые.

Ведущая:

Ну, что же ты натворила, Баба-Яга!

Б-Я:

А чего сразу я-то?!

Ведущая:

Ай-ай-ай! Как не стыдно! Ну, ничего, наши ребята и с этим справятся. Итак, мы объявляем 2 конкурс «Эстафета»

На столах лежат макеты Кемеровской области, в корзиночках картинки с изображением разных растений, деревьев и животных, в том числе и полезных ископаемых. Нужно выбрать из общей массы нужные картинки и быстро перенести на макет. (Проверка)

Ведущая:

А мы переходим к следующему конкурсу…

Баба-Яга выходит с ножницами и картинками. Режет картинки, части разлетаются

Бабуля, что ты опять там делаешь?

Б-Я:

Да картинки какие-то нашла здесь. Вот обрезаю. Лишнее выкинула. Посмотри, какая красотишща получается.

Ведущая:

Бабуленька, это же картинки для нашего следующего конкурса. Ну, что с тобой делать?!

Б-Я: (бросает всё, расстраивается)

Ну, а чего вы это всё тут ложите без присмотра?! Я же ж любопытная вся! Вот что теперь делать?

Ведущая:

Ничего, ребята и с этим справятся. Объявляем 3 конкурс «Отгадай герб города Кемеровской области».

Б-Я: Я буду показывать герб одного из городов Кемеровской области, но на картинке будет не хватать одной части. Ваша задача – догадаться, какому городу принадлежит этот герб и сказать его название….

Ведущая:

Вы в России же живете?… Правильно. Потому вас россиянами и называют.

Б-Я: А ежели вы в городе каком живете, ну, например, в Москве, то как вас звать будут?… Во-о-от. По-ентому, я объявляю 4 конкурс «Юный горожанин».

Я называю города Кемеровской области, а вам надо будет сказать, как называют жителей этого города…

Вед.: А ещё, жителей нашего края называют сибиряками. Сибиряки люди крепкие, сильные, закалённые и с хорошим аппетитом. У вас хороший аппетит? Тогда вы легко ответите на следующий вопрос:

 — Назовите любимое блюдо Сибиряков? (пельмени)

Ох, и умные же ребятки тут собрались! Аж уморили меня своим умом. Отдохнуть пора.

Музыкально-танцевальная игра «Ручками крути»

Ведущая:

А мы переходим к следующему 5 конкурсу «Поговорим о Родине».

И сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете пословицы и поговорки о Родине.

Звучит пение птиц

Ведущая:

Баба-Яга, опять твои проделки?

Б-Я:

Ну, а как же ж, мои конечно. Не твои же ж. Знаешь, как я люблю птичек поку… послушать. Знаешь, сколько их в моем лесу?! Видимо – невидимо. Одна краше другой. Я даже следующий 6 конкурс придумала и назову его «Размышляй-ка».

Я тут опять картинки немного поиспортила – эх, люблю я ножнички! Но в этот раз ничего не выкинула, всё сохранила. Задание вам такое: на разрезанных картинках изображена какая-то птица, надо собрать этот пазл, отгадать название птицы и рассказать про нее что-нить этакое, интересное.

Ведущая:

Ни одно место на земле не может сравниться с красотой русской земли. А наш Кузбасс особенно богат лесами, реками, озерами. Лес – это огромный дом для зверей и птиц. И наш следующий 7 конкурс «Кто, кто в лесочке живет».

Я буду рассказывать про какого-то лесного жителя, а вам надо будет назвать это животное.

Б-Я:

Вот уж! Расскажет она! Много ли ты знаешь про зверюшек?! Поди и видела-то их только как на картинках?!

Ведущая:

И чего же ты хочешь от меня, Баба-Яга?

Б-Я:

Чаво-чаво! Сама всё расскажу!…. (рассказ о животных)

Ведущая:

Бабуленька, мы поговорили и о птицах, и о животных Кемеровской области. И я объявляю следующий 8 конкурс «Что, где растет».

Перед вами, ребята, разные растения. Ваша задача – назвать эти растения и рассказать, где они растут.

— А какие лекарственные растения можно встретить в нашей области? Назовите не менее 5 (душица, зверобой, клевер, ромашка, подорожник, мать-и-мачеха)

Звонит телефон. Баба-Яга достает трубку

Б-Я: (кричит)

Але! Слушаю вас внимательно!… Ой, кузен мой разлюбимый! Ну, привет!.. Да я ж с ребятами тут в вихторину играю… Нет, приплывать сюда не надобно…Але? Ну что ты там мне всё буль да буль!… Не понимаю я чего тебе нужно… Как освобожусь, залечу обязательно – поплаваем. Цалую!

Ведущая:

Баба-Яга, кто это тебе звонил?

Б-Я:

Да кузен мой – Водяной. Соску-у-учился говорит. Хотя у него же там живут пиявки там разные, лягушки… Ребят, а вы знаете что-нибудь о  водоемах Кузбасса?

Ведущая:

Конечно знают,  пусть сами всё расскажут. И я объявляют заключительный 9 конкурс нашей викторины «Реки и озёра»

Вед. : В нашей области немало рек и озёр. Но в основном озёра небольшие и даже не отмечены на карте. Но есть самое большое озеро Кемеровской области – называется оно Большой Берчикуль в городе Тисуль: длина – 8км., ширина – 4 км. (показать на карте)

1. Какая река в Кемеровской области является самой главной? (Томь)

2. Притоком какой реки является Томь? (Обь)

3. Назовите 5 наиболее крупных рек нашей области? (Томь, Иня, Чумыш, Кия, ЯЯ)

4. На реке Иня построена плотина и создано водохранилище. Какое название оно получило у жителей области? (Беловское море)

5. Какие рыбы водятся в водоёмах Кузбасса? (щука, карп, окунь, ёрш, пескарь, сорожка, налим)

— Сколько много вы знаете, наверное, любите ездить на рыбалку.

Ведущая:

Вот так, незаметно для всех нас наша викторина закончилась. Подведение итогов. Награждение участников.

Б-Я:

А я хочу сказать, что ребята-то просто молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на вопросы. Вы знаете и любите свой край, в котором живёте. Ну, а мне пора бяжать. Уж очень сильно я соскучилась по своему любимому лесу. Да и кузен уже заждался. Прощайте!

Ведущая:

Родной край у каждого человека свой, и для всех он является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать всё.

Кузбасс – наша Родина, помните это! Души не жалейте ради нее.

Пусть над зеленой тайгой высоко Мирное, доброе солнце встает.

До свидания ребята!

     В целях сохранения исторических, культурных, национальных и иных традиций, патриотического воспитания населения, привития чувства любви к малой родине, познания исторического прошлого, трудовой и боевой славы предков, с 2018 года в библиотеках Екатериновского района проводится День Малой Родины. Отмечаться ежегодно в апреле. В 2021 году День Малой Родины  был посвящен 85 летию образования Саратовской области. Во всех муниципальных библиотеках района к этому дню были оформлены тематические книжные выставки, прошли мероприятия: от бесед до викторин, медиа и видеопутешествий и экскурсий.

   Коленовская библиотека провела краеведческую викторину под названием « Моя Родина Саратов». Учащиеся узнали историю города Саратова, его достопримечательные места и улицы, услышали песни о Саратове, в том числе и нашего земляка –композитора Е. Бикташева.

  Андреевская библиотека подготовила информационный час «Саратовский край, мы гордимся тобой !». С  помощью презентации познакомились с историей  образования Саратовской  губернии, ее географическим положением, с этническим составом населения. О известных земляках – саратовцах Л. Руслановой, Н. Е. Палькине, Н. Г. Чернышевском, Е.Бикташеве и др. участники мероприятия самостоятельно подготовили доклады. Вниманию читателей была представлена книжная выставка « Наша область – наша гордость».

  В Индустриальной библиотеке подготовлен книжный бульвар «Саратовский край мы гордимся тобой». Библиотекарь в качестве гида провела учащихся по библиотечным улицам книжного бульвара: «Саратов географический», «Саратов исторический», «Саратов архитектурный», «Саратов литературный», «Саратов музыкальный», «Саратов театральный». Участники клуба «Родничок» рассказали историю образования Саратовской области, познакомили с известными саратовскими краеведами братьями Семёновыми, Д.С.Худяковым, В.М.Ганским и другими. Также на каждой станции учащиеся знакомились с тематическими книгами из краеведческого фонда библиотеки.

Сластухинская библиотека подготовили вечер-путешествие в историю родного края для молодёжи «Мой край родной – моя история живая».  Открылось мероприятие с просмотра  фильма о нашем крае «Саратовская область-  территория развития», плавно перешли к истории малой родины . Ребятам был представлен рассказ об истории возникновения села Сластуха , об её уникальных культурных памятниках , о перспективном развитии своего села. Посмотрели видеоролик о тружениках сельского хозяйства села Сластуха. 

    Сотрудники Екатериновской центральной библиотеки для учащихся провели видео — экскурсию «Саратов – культурный город Поволжья». Присутствующие познакомились  с музеями, театрами Саратова, основными центрами музыкальной культуры города, крупнейшими библиотеками. В программу мероприятия были включены викторины, конкурсы, которые обогатили  представление учащихся о Саратове как о культурном центре Саратовской области.

«Саратовский край-земля моя родная» краеведческий калейдоскоп подготовила Центральная детская библиотека. Ведущие рассказали об истории Саратовского края. О писателях, учёных и в целом о регионе. Также рассказали о  растительном и животном мире области. В течении мероприятия проводились занимательные конкурсы на знание растительного и животного мира области.

   Кипецкая библиотека пригласила своих читателей на поэтическое крылечко в режиме онлайн « Иван Малахаткин-поэт родного края». Читатели познакомились с биографией и творчеством поэта-земляка Ивана Ивановича Малохаткина,  а также услышали замечательные стихи саратовского поэта в исполнении членов Краеведческого клуба «Родные истоки». На стихи Ивана Малохаткина положено немало песен, был представлен фрагмент песни «Вот и дожди отзвенели».

  Краеведческий круиз-онлайн подготовила Крутоярская библиотека.«По следам истории  Саратовской области».

   Кручинская библиотека для своих читателей подготовила видеопутешествие «Город в сердце России», который начался с рассказа о основании города. его улицах , храмах и гордости Саратова –парка Победы. Продолжили экскурсию на Театральной площади и говорили о театрах Саратова и музеях. Гуляя по улицам задержались  у памятников и мемориалов,  поставленных многим известным людям, чья жизнь связана с нашим городом.

Истории своих сел и жителям посвятили мероприятия:

Комаровская библиотека краеведческий калейдоскоп- онлайн «Саратовской губернии черты» В рамках мероприятия подготовлены  презентации «Великие  учёные России, прославившие Саратовскую область. И «Здесь Родины моей начало…», о достопримечательностях села  Комаровка. 

Вечер-репортаж «В истории села — моя страница» посвящен селу Бутурлинка. Библиотекарь рассказала об истории села, какие организации существовали в советское время и какие сохранились до наших дней. Рассказ продолжался о людях села. Ребята с большим интересом слушали рассказ, смотрели фотографии, задавали вопросы. Мероприятие сопровождалось презентацией, песнями о деревне. Библиотекарь прочитала стихотворение  Макеева А.Ф. «Я родился в селе Бутурлинка».

  В Вязовской библиотеке на вечер- портрет «Таланты родного края» приглашены народные умельцы и  мастерицы села. На мероприятии были представлены работы: роспись по дереву Токаревой О.Н., работа с атласной лентой Морозовой Т.А., бисероплетение Леонтьевой Ю.С. Морозова Т.А. показала мастер- класс картин из атласных лент. Литературная страничка  была посвящена творчеству поэта-земляка Н.В. Ивлиева.

    Упоровская библиотека провела в стенах школьного музея час  истории «Прошлое и настоящее родного села». Учащиеся подготовили странички» «История возникновения села».Представлен накопительный материал фото –альбом .«Край…любимый край»

«Они защищали Родину» -героическая страница в истории нашего села. «Послевоенные годы.» В этом разделе представлены материалы, отражающие работу послевоенных лет. «На пути к процветанию» знакомят о переменах, которые произошли в жизни  села в годы последних пятилеток и в настоящее время. Фотографии этого раздела повествуют о орденоносцах, о людях, которые отмечены правительственными наградами за доблестный труд, о наших воинах интернационалистах.

Урок природоведения 15.03.2013

ТЕМА. Дикие животные родного края

ЦЕЛЬ: расширить и дополнить знания детей о животных; учить классифицировать, систематизировать, делать выводы; воспитывать любовь к животным и стремление бережно относится к ним.

Оборудование: рисунки с изображением животных родного края, страницы с изображением животных и мест их обитания в перепутанном виде.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

1. Приветствие

2. Проверка готовности к уроку

II.     ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ НА ПРЕДЫДУЩЕМ УРОКЕ

1.   Беседа.

— Какие растения мы называем культурными?

Почему?

  • Какие условия нужны для развития растений?
  • На какие группы мы условно можем разделить культурные растения?

I 2.   Работа в группе»

На партах у вас конверты с изображением растений родного края.  Объединившись в группы и договорившись, кто какие растения и в ка­кую группу будет выбирать, выполните это задание.

(Возможные группы: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Злаковые рас­тения», «Цветы».)

3.   Продолжение беседы.

  • Что люди получают, выращивая цветы?
  • Для чего дарят цветы друг другу?
  • Какие цветы любит ваша мама? А вь1?
  • Почему каждому человеку нужно употреблять в цищу фрукты, овощи, ягоды?
  • Очень важно употреблять в пищу свежие овощи и фрукты. А где еще можно использовать яблоки? морковь?

IП.   АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

  • Почему растения относятся к объектам живой природы?
  • Что еще относится к живой природе?
  • Что общего между животными и растениями?
  • Что различного?
  • Каких животных, живущих в нашем крае, вы можете назвать?

IVМОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мы уже многое знаем о животных. Но чем больше мы будем изу­чать их поведение, места обитания, способ питания, тем больше узнаем о животных вообще и, в частности, о животных родного края.

V.  СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке мы вспомним изученные группы животных, их характерные признаки. Говорить будем о животных родного края.

VI. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.   Беседа.

  • Какие группы животных мы знаем?
  • Назовите характерные признаки зверей.
  • Какие звери водятся в родном крае?
  • Назовите характерные признаки насекомых.
  • Каких насекомых, живущих в нашей местности, вы знаете?
  • Каковы характерные признаки птиц?
  • Назовите птиц нашего края.
  • Чем отличаются рыбы от всех групп животных?
  • Какие рыбы обитают в водоемах родного края?

2.   Групповая работа с консультантами (учащимися, которых учитель подго­товил заранее).

На группу выдается карточка с изображением 1—3 животных опре­деленной группы, живущих в родном крае; опорные страницы с запи­сями названий животных, мест их обитания, способа питания. Сначала дети рассказывают о том, что знали раньше. Потом учащийся-кон­сультант дополняет их знания, опираясь на опорные карточки, учитель помогает,

  1. Презентация работ.
  2. Физкультминутка.

Приступаем. Для начала

Только корпусом вращаем.

Повторяем упражненье,

Все знакомые движенья.

{Вращение корпуса вправо-влево,)

Разминаем наши плечи.

Руки двигаем навстречу:

Вверх летит одна рука,

А другая вниз пока.

(Одна рука вверх, другая вниз,

рывками руки меняются,)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай.

(Повороты корпуса в стороны,)

5.   Рассказ учителя с элементами беседы.

  • Что такое Красная книга Украины? Для чего ее создали?

— Какие растения родного края охраняются и занесены в Красную книгу?

(На доске появляются фотографии, рисунки или слайды с изобра­жением животных, занесенных в Красную книгу.)

В разных частях Украины исчезли или находятся на грани исчез­новения многие виды растений и животных. Сегодня мы поговорим о животных.

Серый журавль во время перелета встречается по всей Украине, это гордая, красивая птица.

Аист черный начал исчезать из-за вырубки старых лесов, осуше­ния болот.

Филинов в Украине осталось всего около 50 пар. Численность уменьшается из-за недостатка пищи, вырубки лесов, непосредствен­ного уничтожения птиц человеком.

Барсуки — мы о них упоминали при изучении темы «Звери». Вспомните, где живут барсуки.

Интересно, что норы часто используются в течение многих лет. Из­вестны норы, которыми барсуки пользуются около 100 лет. В Красной книге под статьей о барсуках есть такой призыв: «Каждому из нас надо помнить, что, когда мы ловим этих животных или покупаем изготов­ленную из них продукцию, то приближаем их гибель. Их судьба зави­сит непосредственно от каждого из нас».

— Как вы понимаете этот призыв?

Пеликаны розовые и пеликаны кудрявые раньше гнездились в Украине. А теперь их можно увидеть только во время пролетов. Чис­ленность их уменьшается из-за отрицательного влияния человеческой деятельности, в частности из-за беспокойства и уничтожения птиц. Пе­ликан кудрявый занесен и в Международную Красную книгу как вид, которому угрожает исчезновение.

Уменьшается и количество слепышей песчаных, слепышей буковинских и подольских, слепышей белозубых. Их численность умень­шается из-за отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека, применения на полях ядовитых веществ. Почти все виды слепышей занесены в Европейский Красный список, что говорит о се­рьезной опасности их пребывания в таких крайне трудных для них условиях.

Лесной кот исчезает из-за вырубки лесов, уничтожения во время отстрела бродячих кошек и применения капканов.

Зубры — самые крупные звери в Украине. Благодаря принятым мерам, — а это создание заповедников, запрет на охоту, расселение их по лесам Украины, — количество зубров постепенно увеличивается. Но они занесены и в Международную Красную книгу, и в Европейский Красный список.

Среди насекомых в Красную книгу занесены махаон и аполлон — красивейшие бабочки. Они охраняются во всех заповедниках Укра­ины. Под статьями об этих бабочках тоже размещен призыв: «Каж­дому из нас надо помнить, что когда мы ловим, продаем или покупаем этих бабочек, то этим приближаем их гибель. Они гибнут из-за такого любования…

Еще многие и многие виды животных внесены в списки Красной! книги Украины.

— Что же должны делать люди, чтобы сохранить и преумножит!
количество этих животных?

VII.    ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

  1. Работа С учебником.
  2. Выполнение задания на с. 46 тетради.

— На какие группы разделяют животных по их признакам?

По лесу, словно ураган. Промчался муж свиньи … (Кабан).

Ядовита и опасна,

Но по-своему прекрасна,

Берегитесь, это злюка.

Маленькая, легонькая, А за хвост не поднимешь.

(Ящерица,)

А зовут ее … (гадюка).

Не мышь, не птица, А в лесу гнездится. В дупле живет И орешки все грызет. (Белка).

  • Какие из этих животных относятся к зверям? Почему?
  • Рассмотрите рисунки на с. 46. Наведите рисунки животных род­ного края.

3.   Выполнение задания на с. 47 тетради.

Рассмотрите рисунки животных, занесённых в Красную книгу. Прочитайте подписи под ними. К какой группе животных относится каждое из них? Покажите стрелочками.

— Какие из этих животных живут в вашем крае? Раскрасьте или
обозначьте эти рисунки.

VIII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

1.   Беседа.

  • Еще раз назовите животных, занесенных в Красную книгу, ко­торых вы запомнили.
  • Почему они оказались в этих списках?
  • Что можно сделать, чтобы не допустить исчезновения животных?
  • Каких из этих животных вы видели в своей местности?

2.   Работа на листочках.

— Каждой паре выдается листочек, на котором изображены животные и перепутанные места их обитания.

Например: коза спит в берлоге, ежик сидит на цепи возле будки, курица летает в небе, поросята сидят в кроличьих клетках и т. п.

Задание ученикам: исправить ошибки, указав правильный ответ, (если это возможно, стрелочками. Если невозможно, объяснить устно.

1   Дидактическая игра «Лисы, ежики, зайчата».

Каждый ребенок выбирает животное, которое он будет имитиро­вать. Выбрать можно лису, ежа или зайчика. Название животного не говорят никому. После этого дети должны только с помощью же­стов и мимики беззвучно показать своих жи1вотных и собраться в три группы.

Игру можно продолжить, заменив названия животных.

IX. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  • О каких животных мы говорили на занятии?
  • Почему их называют дикими? Назовите диких животных, кото­рые живут в родном крае.
  • В каких сказках встречаются дикие звери?
  • Почему некоторые птицы улетают в теплые края? Как называ­ются такие птицы?
  • Назовите птиц, которые остаются в вашей местности.
  • Почему Красная книга имеет такой цвет?
  • Какие животные вашего края занесены в Красную книгу?

Тема: Наш край

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе­ние в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, плани­ровать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необхо­димые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудио­запись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалев­ского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы

(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)

— Определите, о какой природной зоне идет речь.

• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промер­зает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая тем­пература воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая вес­на, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жар­кое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)

• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глу­бины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник сли­зень змея сова. Клевер кузнечик ящерица орел.)

Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то ря­бина…»).)

— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так не­обычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что гово­рить сегодня мы будем о нашем крае.)

— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового разде­ла — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, пре­дельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обры­ва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Примор­ский край.)

— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

2. Работа с картой

— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учеб­ника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-админист­ративная.)

— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъек­тов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных окру­гов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)

— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равни­не? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой респуб­лики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой своего края

— Найдите на карте территорию, где мы живем.

(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)

— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)

— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с со­седями? с другими округами, республиками, краями? В ка­кой природной зоне мы живем?

(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)

— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.

2. Работа в группах

— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о до­стопримечательностях нашего края.

(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассма­тривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Сообщения учащихся

— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

(После выступления групп можно провести игру «Узнай ра­стение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)

— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.

(После выступления — загадки о животных своего края.)

— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую кра­сивую природу?

— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)

— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.

3. Творческая работа

— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.

(Работа ведется в парах.)

План рассказа о родном крае

1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).

2. Природа края (растения, животные).

3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)

— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие карты вы знаете?

— С какими новыми картами мы сегодня работали?

— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

— Какие условные обозначения используют в этих картах?

— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 138 учебника.

2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.

3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.

Урок по окружающему миру в 4-м классе

«Водоемы нашего края»

Цель: Сформировать представление о водоемах нашего края.

Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.

Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: Глобус, карта области, схема реки, компьютерная презентация урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня мы отправимся туда,

Где плещется вода.

— Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Водоемы нашего края)

(на экране появляется тема урока «Водоемы нашего края»)

— Мы познакомимся с водоемами нашего края. Составим описание водоемов. Выясним значение водоемов в природе и жизни человека. Познакомимся со способами охраны.

2. Актуализация опорных знаний.

-Тему урока мы узнали сейчас,

Но сначала о поверхности нашего края рассказ.

1. Конкурс рисунков. Рисунки прикреплены на доску.

— Дома вы рисовали красивые уголки родного края. По вашим рисункам видно, что вы знаете и любите свой край, знаете формы поверхности нашей области.

-А знаете ли вы формы поверхности, встречающиеся на территории России?

Игра «Звездный час»

2. Работа по карточкам.

Карточка 1

Замени предложение, одним словом:

— Горы, созданные руками человека из отходов пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (Терриконы)

— Углубления с пологими, заросшими растениями склонами. ( Балка)

— Возвышенность высотой от 200 до 500 метров. ( Холм)

— Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров. ( Гора)

— Углубление с крутыми осыпающимися склонами. ( Овраг)

Карточка 2

Дополни:

Низменности – участки суши, расположенные не выше……м над уровнем моря.

…………………. – участки суши, дна океанов и морей. Лежат ниже уровня моря. Не превышают 200-500м.

Плоскогорья – обширные участки платформенной суши. Не превышают……..м

Карточка 3

Подпиши части горы, холма.

3._А сейчас поиграем в игру «Звездный час» и выясним, хорошо ли вы знаете формы поверхности.

У учащихся карточки с цифрами от 1до 5.

Слайд 2

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

1. балка 2. овраг 3 склон

2. Возвышенность, высота которой более 1000м :

1. холм 2. гора 3. равнина

3. Нижняя часть горы, холма.

1. склон 2. подошва 3. вершина

4. Есть у оврага, холма, горы.

1.склон 2. подошва 3. вершина

5. Самое теплое море России.

1.Черное море 2. Каспийское море

— А что вы знаете о Волгоградской области ?

Слайд 3-4

Мой край.

1.Мой край расположен на материке…

1 Африка 2 Австралия 3 Евразия.

2. Мой край находится в природной зоне..

1 лесов 2 Степи 3 Пустыни

3. Мой край находится в…

1. Восточном полушарии 2 Западном полушарии

4. В моем крае растут…

1 Кактусы, кипарисы. 2 Полынь, ковыль

5. У нас обитают…

1 Волки, медведи 2 Косули, орлы, дрофы

6. Мой край дает стране…

1 Металлургическую продукцию

2 Легковые автомобили

3 Морепродукты

7. Территория моего края расположена в..

1 Тропическом поясе 2 Полярном поясе 3 Умеренном поясе

— Что еще вы знаете о Волгоградской области?

( Мы живем в Волгоградской области. Главный город – Волгоград. Крупные города – Волжский, Камышин, Урюпинск. В области добывают полезные ископаемые — нефть, газ. Крупные реки Волга и Дон. Развиты металлургическая промышленность, машиностроение, судостроение, нефтяная и газовая промышленность. Разнообразен животный и растительный мир.)

— Вы очень многое знаете о Волгоградской области, но это еще далеко не все. Сегодня мы узнаем еще больше о ее богатстве.

3. Формирование новых знаний.

Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман, я – река и океан

Я летаю бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

— Каким цветом обозначена вода на карте (синим)

— Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему ? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)

— Какие океаны есть на нашей планете?(Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский.)

— Берега России омывают моря 3 океанов. Каких? (Северно- Ледовитого, Атлантического, Тихого)

Какие вы знаете моря ?

— Многие поэты и художники изображали море в своих произведениях. Художники изображали неповторимую красоту моря на своих картинах. Одним из них был знаменитый русский художник Иван Константинович Айвазовский. Посмотрим репродукции с его картин «Девятый вал». «Море».

На экране репродукции картин Слайд 5-6

— Айвазовский был влюблен в море. Он писал свои картины по памяти, а не с натуры. Ему удивительно точно удавалось передать краски моря, величие и мощь морской стихии.

— Каким изображает море художник? Каким бывает море ? (Разным: теплым, спокойным, ласковым, добрым, бушующим)

— Море было источником вдохновения русских поэтов. Ф.И. Тютчев посвятил морю много своих стихотворений. Вот одно из них

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там еще – темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

— Каким изображает море поэт?

Физ. минутка

А сейчас перенесемся на берег моря. Закройте глаза. Расслабьтесь.

Звучит музыка «Звуки прибоя»

Куда вы мысленно перенеслись? Что представили?

— В России множество больших и маленьких озер. Какое озеро из- за огромных размеров называют озером- морем и даже просто морем? (Каспийское) Покажите его на карте.

-Назовите самое глубокое озеро. (Байкал) Его глубина 1637 м. Слайд 7

— Вода в одних озерах пресная, в других соленая. Например в Байкале- пресная, а в Каспийском озере- море- соленая. Если бы случилось так, что люди остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тыс лет.

— Реки тоже являются богатством и украшением России. Назовите и покажите самые крупные реки нашей страны. (Волга, Обь, Лена, Енисей)

на экране фото названных рек Слайд 8-10

— У нас много и маленьких рек, которые не нанесены на карту. Все реки, и большие, и маленькие имеют огромное значение. Их необходимо оберегать.

— На нашей планете много различных водоемов. Отгадайте, о каких водоемах загадки?

2. Отгадайте загадки. Слайд 11-12

Естественный крупный и непрерывный водный поток, текущий в разработанном им русле. (река)

Естественный водоем, замкнутый в берега. (озеро)

Водное пространство между материками (океан)

Небольшой естественный водный поток (ручей)

Кругом, а с питьем беда. (море)

на экране слова отгадки

-К какой группе можно отнести эти водоемы по происхождению? (естественные)

— Все водоемы можно разделить на 2 группы по происхождению: естественные и искусственные. Какие водоемы называют естественными? (Водоемы созданные природой) Какие искусственными? (Водоемы созданные человеком) Слайд 13-16

3. Работа с картой. Слайд 17

— А сейчас поработаем с картой нашей области. Какие естественные водоемы расположены на территории нашей области?

В нашей области насчитывается более 190 рек. Большая часть рек принадлежит Донскому бассейну. Дон имеет ряд притоков: слева – Хопер, Медведица, Иловля, Донская Царица, Аксай. Справа- Голубая, Чир, Цимла.

Волга присутствует на территории нашей области частично, в нижнем течении .Справа в нее впадают небольшие реки – Камышинка, Балыклейка, Дубовка, Царица. Слева – Еруслан

— Что вы знаете о водоемах Волгоградской области?

Сообщения детей

1. Дон

Река в Европейской части России. Протяженность 1870км. Начинается на Среднерусской возвышенности. Основные притоки: Хопер, Медведица. На Доне создано Цимлянское водохранилище и ГЭС. Дон соединен с рекой Волга Волго – Донским судоходным каналом. На Доне стоят города – Волгодонск, Калач – на Дону, Ростов – на Дону и др.

2. Река Медведица

Берет начало на Приволжской возвышенности в Саратовской области. Длина реки 745 км. В Волгоградской области – 421 км. Ширина реки в пределах Волгоградской области достигает 50-90 м, местами 110-130м. медведица не судоходна. В последние годы в связи с распашкой склонов по берегам и вырубкой лесов в ее бассейне, усилился процесс обмеления. На территории области Медведица принимает ряд притоков. Медведица впадает в Дон в 8 км выше Серафимовича.

В древности долина Медведицы была покрыта дремучими лесами, которые теперь уничтожены. Относительно названия этой речки существуют такие версии. В лесах по реке Медведице водятся медведи. Из – за обилия медведей в бассейне реки в прошлом и получила она свое название.

Сохранились сведения о широком развитии сбора меда диких пчел. Название могло произойти и от старорусского «медведа» «медва»

3. Хопер

Левый приток Дона. Берет начало на Приволжской возвышенности. Самая чистая река в Европе.

4.Озеро Эльтон

Название озера произошло от калмыцкого «Алтын – Нур». Переводится как « Золотое озеро». Поверхность озера красного цвета. Под лучами восходящего и заходящего солнца водная поверхность приобретает огненный красный оттенок. Эльтон представляет собой впадину, связанную с перемещением больших масс растворимых солей. Озеро занимает площадь 200 квадратных км. Концентрация солей составляет около 270 г на 1 литр. В Эльтон несут свои воды 7 соленых речек: Чернавка, Хара- Зуха идр.

Доказано, что причина красной окраски вод присутствие в них особой одноклеточной водоросли. Она содержит красный пигмент, каротин. После гибели водоросли красный пигмент попадает в кристаллы соли и придает ей красный цвет.

В прошлом на Эльтоне добывали «малиновую» или «царскую» соль розового цвета. С запахом, напоминающим запах фиалки или малины. Поставлялась такая соль к императорскому двору.

Добыча соли на Эльтоне началась развиваться с 1747г и прекратилась в 1882г. за этот период было вывезено 540 миллионов пудов соли. К концу 20 в вывоз соли утратил свое значение.

В последнее столетие деятельность человека сосредоточилась на противоположном берегу Эльтона. Здесь возникла Эльтонская грязелечебница. Скользкая, как мыло, жижа помогает поставить на ноги многих тяжелобольных людей. Лечит болезни костей, суставов, невриты, радикулиты, заболевания позвоночника.

5. Сарпинские озера

Южнее Волгорада, вдоль восточного склона Ергенинской возвышенности, на 120 км протянулась цепь пресных озер. Большая часть Сарпинских озер расположена на территории Калмыкии. В пределах Волгоградской области находится только 2 озера – Сарпа и Цаца.

Площадь озера Сарпа 30 квадратных км, но глубина не превышает 1,5 м

Сарпа соединяется с расположенным южнее озером Цаца, площадь которого 5,3 квадратных км (меньше Сарпы), но глубже. Глубина – 6м. На месте Сарпинских озер создано водохранилище, вода в которое поступает с помощью насосов из Волги.

— В Волгоградской области много водоемов.

— Какие водоемы называют искусственными?

На экране: канал, водохранилище, пруд Слайд 18

-Для чего люди создают искусственные водоемы ?

Водохранилища для гидроэлектростанций. Слайд 19

Каналыдля судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей. Слайд 20

Пруддля разведения рыбы, для проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и др целей. Пруд обычно не более 1 квадратного км. Слайд 21

Показ снимков : Рыбинское водохранилище, канал им Москвы, пруд в Михайловском

-Назовите искусственные водоемы нашего края.

На Дону – Цимлянское водохранилище. Образовано плотиной ГЭС. Заполнено в 1952-53 г Площадь 2700 квадратных км. Питает Волго-Донской канал. Порты: Вогодонск, Калач – на Дону.

Волга и Дон соединены судоходным Волго-Донским каналом. Построен в 1952г. длина канала 101 км, имеет 3 водохранилища и 13 шлюзов.

Волгоградское водохранилище находится на реке Волга. Образовано плотиной Волжской ГЭС. Заполнено в 1958 – 1961 г. площадь 31117 квадратных км. Наибольшая ширина 17 км. Развито судоходство и рыболовство. Используется для водоснабжения и орошения. Порты: Саратов, Камышин.

Так на какие же 2 группы можно разделить водоемы? Какие называют естественными, какие искусственными? Слайд 22

— На берегу, какой реки расположен наш город?

— Послушаете характеристику Волги.

Слайд 23

Вам задание: записать опорные слова при помощи, которых вы сможете самостоятельно составить рассказ.

Волга – крупнейшая река в Европе. Протяженность 3530 км. Начало берет на Валдайской возвышенности. Волга впадает в Каспийское море. У нее около 200 притоков, наиболее крупные – Кама и Ока. На Волге сооружены ГЭС с водохранилищами. Крупнейшие ГЭС – Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская.

На Волге стоят крупные города – Тверь, Ярославль, Н. Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.

В Волге водится рыба: белуга, стерлядь, осетр, севрюга, белорыбица, сазан, сом, лещ, синец, чехонь, судак, волжская сельдь, килька, золотой и серебристый караси и др. Белуга, осетр, стерлядь, севрюга – занесены в Красную книгу.

В бассейне Волги заповедники: Волжско – Камский, Жигулевский, Астраханский.

— Какие опорные слова записали? Что запомнили?

Физ. минутка Слайд 24

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

— О какой роли водоема была наша физминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем – место отдыха людей.)

-Что вы знаете о роли водоемов?

— Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Вода – важнейшая составная часть человеческого организма. Она составляет 70% массы тела человека. Без воды человек может прожить не больше 2-3 дней. Благодаря жидкости происходит лучшее усвоение питательных веществ. Дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени.

А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 155- 156. Прочитав,статью сформулируйте:

работа в группах

1 группа – Значение водоемов.

2 группа – Правила бережного отношения

Слайд 25-26

Роль водоемов

Водоем – это место отдыха людей.

Водоем – это дом для растений и животных.

Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи

Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.

По воде перевозят грузы.

Воду для работы берут заводы и фабрики.

— Водоемы нуждаются в охране. Каково значение экологически чистой воды для жизни всего живого?

-Какие правила поведения у водоемов предлагает нам соблюдать 2группа

Слайд 27

Правила поведения у водоемов

1.Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3.Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

Какие опасности может таить водоем? (Можно утонуть, нельзя ходить по льду.)

Мы знаем что вода- это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

— В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.

-Но люди еще много вреда причиняют водоемам и их обитателям.

— Посмотрите фильм и ответьте, какие вы увидите факты нарушений.

Слайд 28

— Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра

«Что лишнее?» Слайд 29

1. Волга, Дон, Енисей.(Не протекает в Волгоградской области)

2. Хопер, Медведица, Эльтон (Не река, а озеро)

3. Эльтон, Байкал, Сарпа (Находится не в Волгоградской области)

4. Черное, Баренцово, Волгоградское( Волгоградское водохранилище)

4. Итог:

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что было особенно интересно?

— Что расскажите дома?

5. Домашнее задание:

1. Сочинить стихотворение или загадку на тему «Водоемы нашего края»

2. Стр 154-158, ответить на вопросы «Проверь себя»

3. Выполнить задания 2,3

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/454869-urok-vodoemy-nashego-kraja

  • Рассказ о веществах 3 класс по окружающему миру
  • Рассказ о владимире ивановиче дале
  • Рассказ о взаимоотношениях владимира дубровского и маши троекуровой
  • Рассказ о витусе беринге
  • Рассказ о византии 6 класс по истории кратко