Рассказ о водных богатствах нашего края 2 класс окружающий мир

Учитель: павленко т. а. предмет: окружающий мир класс: 2 урок 55 тема: водные богатства. цель: познакомить с разнообразием водомов;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Павленко Т. А.

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Урок № 55

Тема: Водные богатства.

Цель: познакомить с разнообразием водоёмов; с частями реки, красотой водоёмов родного края.

способствовать расширению знаний о родном крае,

развивать у учащихся умение устанавливать связи между живой и неживой природой;

воспитывать чувства любви, гордости за свой родной край.

Планируемые результаты:

  1. Познавательные УУД:
  • Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • Формируем умение находить ответы на вопросы.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Формируем умение слушать и понимать других;
  • Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
  1. Регулятивные УУД:
  • Формируем умение высказывать свое предложение на основе работы с материалом учебника;
  • Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Формируем умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.
  1. Личностные УУД:
  • Формируем умение высказывать свое мнение;
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, глобус, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент. Психологическая подготовка к уроку. Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Мне и друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Игра «Угадай-ка»

Равнины, которые имеют ровную поверхность. (Плоские равнины)

У горы, у холма он бывает крутой и пологий. (Склон)

Возвышенности на равнине. (Холмы)

Ровные или почти ровные участки земной поверхности. (Равнины)

Горы, расположенные рядами. (Горные хребты)

2.Беседа.

— Как называется твой родной край?

-Каких форм земной поверхности в твоем крае больше?

III. Самоопределение к деятельности.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в ручейке,

А широкий – в море.

Что это такое? (Река)

Ручей, река, море – как назовём одним словом? (Водоемы)

Водные богатства.

Как вы думаете, почему богатства?

IV. Открытие новых знаний.

1.Беседа

Моря, океаны, реки, озера, пруды, водохранилища, каналы- водные богатства нашей планеты.

Ребята, на глобусе (модель земли) синим, голубым цветом обозначена вода, водоемы, т.е. водные богатства нашей планеты. Большую часть занимает вода.

Все водоемы делиться на естественные и искусственные.

Искусственные – созданы руками человека.

Естественные – водоемы созданы природой.

(Слайд 2)

Водоемы:
искусственные естественные

водохранилища озеро
канал река
пруд болото
море

2.Работа по учебнику (стр.82)

Загадки.

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд) Слайд 3

Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря. (Река) Слайд 4

3. Беседа.

Реки бывают горные и равнинные. Если река течет спокойно, не спешит, хочет широко разлиться, то это – равнинная река. (Слайд 5).

Если река бежит быстро, крутит и клокочет, после дождей все затопить хочет, то это – горная река. (Слайд 6)

Где начинаются и где заканчиваются реки?

Куда они текут?

Почему вода в реке не заканчивается?

Сегодня мы с вами ответим на эти вопросы.

4.Работа по учебнику. (учебник на стр.83.)

Рассмотрите схему реки.

Расскажите по ней о частях реки.

Итак, исток – это начало реки.

Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

У реки два берега (левый и правый).

Как определить левый и правый берег реки? (Если смотреть в сторону течения, то слева – левый берег, с права – правый берег.)

В реку обычно впадают ручейки или другие реки— притоки.

Русло – углубление, по которому течет река.

Самая длинная река Крыма – Салгир. Его протяженность 204 км. Это единственная река, которая впадает в озеро Сиваш. Приток Салгира река Биюк-Карасу (Большая Карасевка). Наша река Кучук–Карасу (Малая Карасевка) является притоком Биюк-Карасу.

Река Малая Карасевка (Кучук-Карасу) относится к маленьким и мелким рекам, течение медленное (Слайд 7).

Река впадает в озеро или море.

Что же такое озеро?

Как образуется озеро?

На прошлом уроке мы выяснили, что земная поверхность неровная.

В некоторых местах на поверхности земли образуются углубления, которые потом заполняются водой. Поэтому можно сказать, что озеро – это большое природное углубление на поверхности земли, заполненное водой.

У озера нет истока и устья. Вода в нем не течет, нет течения.

Что такое море?

Море – это очень большой природный водоем с соленой водой.

Какое оно море?

Кто из вас летом был на море?

Какие у вас впечатления, поделитесь?

V. Физминутка.

Море волнуется – раз! (шагаем на месте)

Море волнуется – два! (наклоны туловища в право, влево)

Море волнуется – три!

Морская фигура, замри! (присели)

VI. Закрепление и осмысление знаний.

1.Работа в тетради.

На наших уроках в путешествие с нами отправляется наш друг – Муравей. Муравей Вопросик раньше никогда не слышал слов «исток», «устье», «русло». Он хочет знать, что это такое.

-Откройте тетрадь на с.51. Научите Муравьишку, соединив таблички линиями.

2.Беседа

Предгорный Крым – это сельскохозяйственный район. По берегам рек высаживают сады и виноградники. Часть удобрений, которые вносят в почву, после выпадения осадков попадают в реку. Население выбрасывает в реки бытовой мусор.

Половина болезней в мире связана с хозяйственным и бытовым загрязнением рек и морей. Мозг человека «забирает» ¾ воды потребляемой организмом. Выходит, какова вода, таковы и …мысли. Хотим мыслить разумно – давайте пить чистую, здоровую воду.

Водоёмы должны быть чистыми!

В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, ферм, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор. (Слайд 8)

Школьники могут оказать большую помощь взрослым в охране водоёмов: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных. (Слайд 9).

3. Работа в парах. Составить правила поведения возле воды.

VII. Рефлексия.

1. В течение урока вы знакомились с водоёмами нашей планеты. Давайте обобщим новые знания в виде схемы. Добавьте пропущенные слова.

Водоёмы

1.____________ 1.______________

2____________ 2.______________

3____________ 3._______________

2.Объясни пословицу.

Где вода, там и жизнь.

VIII.Подведение итогов урока.

Закончите предложения.

— Сегодня я узнал…

— Я себя похвалю за…

— Для чего нужны в жизни знания, полученные на уроке?

-Оцените свою работу с помощью смайликов.

Домашнее задание

Для закрепления новых знаний выполните домашнее задание.

1.с. 82-84 читать, отвечать на вопросы

2.Кого заинтересовала тема урока, найдите материал о водных богатствах родного края.

Тема. Водные богатства.

Цель урока: создать условия для формирования у детей первоначальных представлений  о водных богатствах нашей планеты

обучающая: познакомить учащихся с водоёмами нашей планеты (естественными и искусственными), образованием водоёма; уточнить и расширить знания учеников о водоёмах нашего края; учить работать с картами, с учебником и дополнительной литературой;

воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к родному краю, любовь к природе, создать благоприятные условия для эстетического восприятия природы; 

развивающая: развивать устную речь, внимание, мышление, память, умение ориентироваться в окружающем пространстве, учебную мотивацию.

Прогнозируемые результаты: ученики узнают, что составляет водные богатства нашей планеты; научатся рассказывать по схеме о частях реки; будут учиться замечать и ценить красоты природы.

Основные термины и понятия: устье, исток, приток, русло, естественные и искусственные водоёмы.

Учебные материалы: презентация, карта России, Тверской области.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Начинаем наш урок ознакомления с окружающим миром.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

— Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие.

Учащиеся настраиваются на работу

2. Актуализация знаний.

Загадка о реке.

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

 Издалека по песенке

 Узнаешь ты меня.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

 Узкий кончик – в роднике,

А широкий — в море.

     Бежит, бежит, не выбежит,

    Течёт, течёт, не вытечет.

— Объясните, как вы догадались о том, что эта загадка о реке?

Загадка об озере.

Посреди  поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная.

Молодые берёзки

Свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём отражаются…

Как это зеркало называется?

— Как вы поняли, что это озеро?

Загадка о море.

Шириною широко,

Глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна-

И горька и солона.

Кругом вода, а с питьём беда.

— Объясните, как вы догадались.

— Как одним словом назвать: реку, озеро, море?

— Вспомните, на каких водоёмах вам приходилось бывать? Расскажите.

Учащиеся отгадывают загадки. Объясняют отгадки.

Учащиеся обобщают. (Водоём.)

Учащиеся делятся личными впечатлениями.

3. Мотивация учебной деятельности

— Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём?

— Оттенков какого цвета больше всего? Почему?

— Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?

— Можно назвать богатством Земли водоёмы?

— Синего. Синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%

— На земле мало чистой воды.

— Да, они содержат запасы воды

4. Постановка темы и целей урока.

— Как вы думаете: какова тема сегодняшнего урока?

Слайд («Водные богатства»)

— Чему вы будете учиться?

Водные богатства — тема нашего урока.

— Мы узнаем, какие существуют водоёмы, как они образуются. Мы научимся находить водоёмы на картах.

5. Организация познавательной деятельности.

— Мы отправляемся в путешествие по водоёмам. С нами будет путешествовать Капелька.

— Сейчас мы вместе с Капелькой подошли к реке.

— Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом: Откуда и куда текут реки?

— Послушайте сказку и ответьте: как образуются реки?

Слайд

В день весенний и погожий

Два шумливых ручейка

Лезут под ноги прохожим:

«Где река? Где река?

Мы бежим издалека»

Отвечает им народ-

«Дальше, милые, вперёд»

Разговаривая звонко

Мчатся дальше вперегонки…

Слайд

Вдруг пред ними водоём

Отразилось солнце в нём.

Подбегают к водоёму

Два весёлых ручейка,

Говорит один другому:

«Это вовсе не река.

Попадешь сюда на горе,

Не увидишь сине море –

Здесь стоячая вода,

Мне не хочется сюда».

Оба в сторону метнулись

Слайд

И… нечаянно столкнулись,

И слились в один ручей.

Стал он больше и бойчей.

И опять бегут вперед.

Вправо, влево поворот…

Слайд

Вдруг навстречу выбегает

Ручеёк из-под ворот.

«Где река? Где река?» —

Слышен голос ручейка.

«Сами ищем. Сами ищем.

Не нашли ещё пока.

Слейся с нами — так втроём

Мы её быстрей найдём».

Слайд

Вместе наши ручейки

Мчатся к берегу реки,

Трое — все в одном потоке,

Словно давние дружки.

Слайд

«Разыскали, пострелята»,

-Улыбается река.

И нырнули вглубь куда-то

Три весёлых ручейка.

Слайд

И другие мчатся с кручи,

Чтобы стать рекой могучей.

— Как же образуется река?

— Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

— Мы уже говорили о ручьях и родниках.  Ещё вода бежит в реку  весной, когда тает снег. С весны, по осень идут дожди, которые  пополняют запасы воды в реках.

Внимательно рассмотрим на схеме части реки. Слайд (Схема «Части реки».)

— Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается, называется устье. Устье место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет  правый берег, а слева — левый.

Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она как бы притекает к большей, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, становится  полноводной. Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более длинную реку.

— Покажите на схеме все части реки. Назовите их.

— Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую полноводную реку.

Высказывания учеников.

Работа по схеме

Работа в группах.

1-я группа: Реки. Самая крупная река нашей страны — Волга.

Презентация. Слайд (Волга.)

2-я группа: Моря.

 Презентация. Слайд (Море.)

Ученики готовят сообщения по материалам учебника, дополнительной литературе и географическим картам.

Физкультминутка.

Ученики делают упражнения

Продолжим наше путешествие. Мы проплыли по реке и попали в озеро.

3-я группа: Озёра. Озёра нашего края.

Презентация. Слайд. (Удомельские озёра)                                   

— Вспомните и скажите, какие водоёмы мы уже изучили?

— Мы говорили о реке, озере, море. Это естественные водо­ёмы. Они созданы самой природой. Слайд      (Схема «Естественные водо­ёмы».)

Ответы учеников

— Но существуют искусственные водо­ёмы. Они созданы человеком. Отправимся к ним.

4-я группа: Каналы. Известные каналы нашей Тверской области.

Презентация. Слайд (Вышневолодские каналы.)

5-я группа: Пруды.

Презентация. Слайд (Пруд.)

6-я группа: Водохранилища. Известное водохранилище нашей Тверской области.

Презентация. Слайд. (Рыбинское водохранилище.)

— На каких искусственных водоёмах мы побывали, в нашем путешествии? Слайд.     

(Схема «Искусственные водо­ёмы».)

Ответы учеников

Самостоятельная работа.

— Откроем рабочие тетради на с.34 (задания 1-3).                                        

Ученики записывают в таблицу названия естественных и искусственных водоёмов; подписывают на схеме исток и устье реки, обозначают направление течения реки). Взаимопроверка

— О каких водоёмах мы говорили на уроке?

— На какие две группы можно разделить водоёмы?

— Что относится к естественным водоёмам?

— Что относится к искусственным водоёмам?

— Какие части реки вы знаете?

Ответы учеников

Зрительная гимнастика.

1.Посмотреть вперёд. Зажмурить глаза. Счёт 1- 4. Поморгать.

2.Посмотреть на переносицу и задержать взор. Счёт 1- 4.

Посмотреть вперёд. Счёт 1- 6. Поморгать.

Повторяем 2 раза.

3.Посмотреть направо. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

Посмотреть налево. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

Посмотреть вверх. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

Посмотреть вниз. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

4. Закройте глаза, посчитайте до десяти.

Ученики выполняют гимнастику

Кроссворд.

6. Рефлексия учебной деятельности.

— Наше путешествие закончилось. Прочитайте, что говорит вам Капелька

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что на уроке было интересным?

— Что сегодня было трудно выполнять? Как вы с этим справились?

Ответы учеников

7. Домашнее задание: составить правила поведения на водоёме или сочинить загадку о водоёме

Выбирают домашнее задание

На чтение 4 мин. Опубликовано

Если смотреть на нашу планету из космического пространства, она будет полностью окрашенной в голубой цвет. Объяснение простое: значительная часть Земли покрыта морями, океанами, озерами с реками. При изучении в школе водных богатств на окружающем мире во 2 классе дети узнают об огромном значении для всех живых организмов. Водоемы служат источником питья и еды. В них обитают разные виды представителей флоры и фауны.

Соленые источники

Водные ресурсы на планете объединяются под единым названием гидросфера. Это особая оболочка земного шара, в которую включены:

  • моря и океаны;
  • подземные источники;
  • наземные озера с реками, болота, водохранилища;
  • снежный покров с ледниками.

Соленые источники- океаны

Основная доля приходится именно на океаны, которые выступают скоплениями соленой воды. Они являются домом для всевозможных существ, начиная одноклеточными водорослями и заканчивая китами гигантских размеров. Эту тему можно интересно раскрыть в реферате или проекте к школьному уроку, дополнить рисунком.

Если рассматривать морскую воду, она не годится для питья. Например, стакан такой жидкости содержит в среднем 35 г соли (по размерам можно сравнить со спичным коробком). Из дополнительных элементов выступает йод и пр. На планете существует 4 океана:

  1. Тихий — самый объемный и полноводный, древнейший на Земле. Его общая площадь составляет 178 млн кв. км. Что касается средней глубины, она приравнивается к 4 км. Самая огромная Марианская впадина залегает на 11 км.
  2. Атлантический отличается гораздо меньшими размерами. Особенность этого океана в том, что он соединяет оба полюса.
  3. Индийский занимает по площади третье место. Уникальность представлена огромным разнообразием животного и растительного мира.
  4. Северный Ледовитый — самый маленький по размерам, но и наиболее холодный. Основную часть года водоем полностью скован льдом. Климат настолько суров, что в экстремальных условиях существуют лишь немногие живые организмы.

Следует отметить, что соленая вода содержится не только в океанах. Ею наполнены некоторые озера, абсолютно все моря, многие из которых расположены в России.

Пресные природные объекты

Известно, что пресной воды гораздо меньше на планете в сравнении с соленой, на ее долю приходится не больше 3% от всех известных ресурсов гидросферы. Но этих объемов достаточно для того, чтобы всем живым организмам хватило драгоценной влаги.

Существует три физических состояния воды: твердое (лед), газообразное (пар), жидкое. Пресные источники представлены подземными потоками, водохранилищами, озерами, реками. Но основная часть запасов пригодной для питья воды всей планеты представлена ледниками (около 90%). Они являются своеобразным стратегическим хранилищем, но, главное, что сейчас такие образования начали усиленно таять из-за глобального потепления. Ценность воды заключается в следующем:

Потребность в воде людей

  1. Незаменимый источник влаги для живого и растительного мира, людей. Известно, что без пищи человек способен выжить несколько недель, но без питья ему не удастся прожить и двух суток.
  2. С помощью воды современное общество научилось вырабатывать электроэнергию. Без нее сложно представить строительство любых объектов, запуск в работу производственных мощностей, выполнение бытовых мероприятий.
  3. Соленые и пресные водоемы, окружающие их прибрежные зоны являются отличными участками для восстановления сил и отдыха. Ведь известно, что популярнейшие курорты находятся именно на морских берегах, вблизи рек с озерными гладями.

Охранные мероприятия

Если рассматривать схему значения водных богатств, они занимают лидирующее место. Водные ресурсы по праву считаются бесценным природным даром, но он требует к себе крайне бережного отношения. Обстановка в современном мире такова, что человечество бездумно осуществляет деятельность, негативно сказывающуюся на гидросфере.

Так, реки загрязняются твердым мусором и промышленными отходами. Все эти массы перемещаются в Мировой океан. Водные обитатели страдают, умирают от действия пестицидов, тяжелых металлов, всевозможных синтетических компонентов. Рассказ об этой обстановке с описанием критической ситуации станет уместен для урока по окружающему миру.

Реки загрязняются мусором

Большая опасность, достигающая глобальных масштабов, представлена нефтепродуктами. Они при попадании в природные водоемы создают тонкую пленку, которая является воздухонепроницаемой.

Любой живой организм, попавший в нефтяное пятно, обречен на верную гибель. Не стоит забывать про канализационные стоки, которые приводят к нарушению водных экосистем, таких хрупких.

Экологическая катастрофа неизбежна, если современное общество не изменит отношение к окружающему миру и ресурсам, дарованным природой. Сообщения о загрязнении или даже экологическом бедствии того или иного водоема не редкость. С целью снижения оказываемого вреда на современных производствах должны обязательно использоваться усовершенствованные очистительные технологии. Все водоемы должны регулярно очищаться от скапливающегося искусственного и природного мусора. В любом докладе об охране окружающего мира напоминают о важности пресной воды для общества и планеты в целом.

Класс: 2.

Предмет: окружающий мир.

Основные технологические приёмы: поиск ответов на вопросы, кластер, ответы на вопросы, работа в группах, организация «точки удивления».

Цель учебного занятия: познакомить с разнообразием водоёмов планеты; океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; рассказать о богатстве водоёмов.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • Формирование умения различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
  • Формировать понятия значимости рек в жизни.
  • Формирование умения работать в паре с графической информацией: формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

Метапредметные результаты:

Регулятивные.

  • Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.
  • Планировать свои действия.
  • Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные.

  • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
  • Оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль.

Познавательные.

  • Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Личностные.

  • Формирование положительных отношений к учению.

Оборудование:

  • Учебник: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М.,Просвещение, 2018 г.
  • А.А.Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2019 г.
  • Глобус.
  • Мультимедийный проектор, РС.

Этапы учебной ситуации

Постановка учебной задачи

Сундук.

— Угадайте, что здесь может быть? Здесь самое ценное для человека (предложения детей)

— Без этого он не сможет прожить и несколько дней (Вода)

— Правильно, здесь вода. (отрывок видеоурока о запасах морской и пресной воды на планете Земля)

— Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? (Синий, коричневый, жёлтый, зелёный)

— Оттенков какого цвета больше всего? Почему? (Синего. Синий цвет обозначает водоёмы). (Продолжение просмотра видеоурока о запасах морской и пресной воды на планете Земля — вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%)

— А что такое вода? (это водоёмы).

(Составление кластера «Вода»)

Кластер

Вода

Океан море река ручей родник озеро болото канал водохранилище пруд

(те, которые не назовут, загадываем загадки)

Загадки о водоёмах:

1.

Кругом вода, а с питьём беда (море)

2.

Течет, течет — не вытечет
Бежит, бежит — не выбежит (река)

3.

Он могучий и огромный,
Много в нём морей глубоких.
Глубже и огромней лужи
На земле не обнаружить.
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный … . (океан)

4.

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной
Ледяной поит водой. (Родник)

5.

Посреди поля
Лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)

6.

Сверху ряска,
А наступить – вязко.
Не пройдёшь, не проплывёшь –
Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (Болото)

— Итак, болото, море, река, океан, родник как можно назвать их одним словом? Какие это водоёмы? (естественные)

— Какие еще бывают водоёмы? (создал человек — искусственные)

— На какие 2 группы можно разделить водоёмы?

— Какие водоёмы относятся к искусственным?

— А это мы узнаем, работая по группам.

Работа по группам

Ребятам каждой группы даётся текст с искусственным водоёмом (водохранилище, пруд, канал). Они работают с ним, потом рассказывают по плану (1.Название. 2.Для чего человек создал)

Рассказы детей

Подведение итога. На слайде текст, с пропущенными словами. Надо вставить.

Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди построили запруду. И на этом месте появился _____________. Теперь в нем разводят рыбу и водоплавающую птицу. А еще небольшие их делают для украшения сада или участка около домов, с небольшими фонтанчиками, водопадами и украшают их водяными растениями.

Между двумя реками люди прорыли углубление (длинную яму) и пустили по нему воду. Так появился _____________. Теперь из одной реки можно проплыть на теплоходе в другую, сократив путь и использовать воду для полива полей.

Люди перегородили реку большой плотиной в том месте, где были высокие берега. Получилась большая и глубокая яма, которая постепенно заполнилась водой. Так появилось ___________, воду из которого люди используют для нужд народного хозяйства (например, пустили ее по трубам домов большого города, чтобы в каждой квартире была вода).

— А какие водоёмы Новосибирской области вы знаете? (ответы детей)

— Посмотрите, сколько различных водоёмов. Но среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке! Воды одного только Тихого океана хватит для нужд человечества на многие годы! Почему человек обеспокоен?

(Дети могут возразить, что в океанах и морях вода солёная, для нужд человека она не пригодна. Человеку необходима пресная вода.)

— А как вы понимаете пословицу: «Не всякая водица для питья годится» (предположения детей)

— Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода не пригодна для питья. В морской воде содержится 35г соли на стакан воды. Это примерно с размер спичечного коробка. Кроме соли, в такой воде растворён йод и различные примеси.

Проведение опыта (сможем ли мы пить морскую воду: от каждой группы по одному человеку. Чистая вода и солёная вода, приближенная к морской)

— А на сколько её мало на Земле, давайте узнаем (видеоурок. Продолжение. 3%)

— Всякая пресная вода безопасна для здоровья человека? И почему мы перешли на употребление бутилированной воды?

— Расскажите, каким образом человек, не задумываясь, загрязняет воды рек и озёр, морей и океанов. (Сточные воды сливаются чаще всего даже без предварительной очистки, разбрасывают мусор) А вы знаете что наша река Обь занимает второе место по степени загрязнённости в России.

— Самое удивительное, что очистить человеческие отходы не составляет труда — есть прекрасные технологии для этого. Но утилизация стоит денег! Поэтому, скажем, не слишком богатые страны считают строительство заводов по переработке отходов непозволительной роскошью.

— А какой ваш личный вклад может быть в охрану водоёмов? (Не разбрасывать мусор в воде и по берегам водоёмов, закрывать крепче кран)

— А что значит вода для всего живого, для вас?

— Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. (слайд)

Вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

Наша страна богата водными ресурсами и занимает 2 место в мире по запасам пресной воды. Но эти ресурсы распределяются неравномерно, там, где 80% населения сосредоточено лишь 8% пресной воды.

— Как мы теряем воду? (Когда чистим зубы, мы понапрасну теряем 10 литров воды(ведро), а можно воду набрать в стакан; а когда мы принимаем душ вместо ванны, мы экономим 100 литров воды).

Выражения, связанные с водой

— В русском языке много образованных выражений, связанных с водой. Например, “как в воду кануть” – бесследно исчезнуть;”как в воду опущенный”- имеющий унылый вид и т.д. Соедините выражения со значениями.

1. Хранить молчание (Набрать в рот воды).

2. Это ещё как сказать, неизвестно, каков будет исход. (Вилами по воде писано)

3. Угадал, правильно предсказал (Как в воду глядел)

4. Сбивать с толку окружающих, умышленно вносить неразбериху в какой-либо вопрос. (Воду мутить)

5. О полном сходстве. (Как две капли воды)

6. Ничем не проймёшь, все нипочём. (Как с гуся воды)

7. Дальний родственник. (Седьмая вода на киселе)

8. Много лишнего, ненужного. (Много воды)

9. Жить впроголодь, бедствовать. (Сидеть на хлебе и воде.)

10. Много времени пришло. (Много воды утекло)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Наш урок подошёл к концу. Так в чём же богатство воды и в чём её ценность? (Нужно бережно относиться к водоёмам. Не загрязнять их. Чистой воды на Земле осталось очень мало. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.)

Чтение подготовленным учеником стихотворения «Берегите воду»

Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Тайна воды.

— А вы знаете, что у воды есть тайна?

Учёные много лет изучают воду, но ещё и не узнали о ней и половины. Не так давно доказано, что вода обладает памятью, она может понимать то, как к ней относится человек. Поэтому с ней можно разговаривать. Утром, когда вы умываетесь, можно говорить следующие слова:

Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

И вы будете всегда красивыми, здоровыми и бодрыми.

Домашнее задание

Какие экологические проблемы выражены знаками. Сформулируйте. Меры охраны природы, которые помогут решению проблем.

  • Рассказ о военном детстве
  • Рассказ о водном транспорте для дошкольников
  • Рассказ о воде 2 класс для ребенка краткое
  • Рассказ о воде 2 класс окружающий мир своими словами кратко
  • Рассказ о воде картинки