Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Обрати внимание на сво вниманиеурок по окружающему миру в 4 классецели урока:образовательные дать знания об особенностях внимания; знакомство с

Обрати внимание на своё внимание

Урок по окружающему миру в 4 классе

Цели урока:

образовательные – дать знания об особенностях внимания; знакомство с основным психическим процессом – вниманием; формирование навыка работы с книгой и другими источниками;развивающие – способствовать развитию произвольного внимания, умению наблюдать, обобщать, делать выводы; познанию себя, формированию умения работать в группах;воспитательные – способствовать развитию нравственных качеств личности: познавательного интереса, внимания к людям, доброжелательности, ответственности за выполнение порученной части общего дела; показать ценность научного познания мира;здоровьесберегающие – тренировка глазных мышц с целью профилактики нарушения зрения при длительной нагрузке, способствовать преодолению телесной скованности и напряжения во время урока.Оборудование: компьютер, м/м проектор, экран, маркер, набор разноцветных кругов (для деления на группы), листы цветной бумаги (для проведения рефлексии), карточки с заданиями, мяч, учебник «Окружающий мир» 4 класс авт. Виноградова Н.Ф.Организационный этап — Ребята, как вы думаете, кто на перекрёстке самый главный? Почему? (светофор) Все мы знаем, что обозначает каждый цвет светофора.

Детям предлагается выбрать цветные круги (по цветам светофора) и объединиться в группы по цвету.

2.Введение в тему

Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. (см. приложение 1)

Задание для первой группы: дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать (слайд 1).

Задание для второй группы: на крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и найдите лишнее слово (слайд 2).

Задание для третьей группы: у вас на столе карточка с буквами. Составьте из этих букв слово (слайд 3).

Получилось слово «внимание» (слайд 4).

Проверка. Что помогло вам выполнить задание?

3. Информационный блок

Понятие о вниманииВНИМАНИЕ, что мы знаем о внимании и внимательности– Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».

– Не отвлекайся, будь повнимательнее, – просит мама или учительница.

– Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?

Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

А оно одинаково?

Внимание есть у каждого, но развито оно по-разному, кто-то запоминает много, но всё подряд, а кто-то немножко, но самое основное.

Где нам пригодится хорошее внимание? (в школе, в профессиях)

Окружающий мир мы познаём с помощью органов чувств. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение. Но бывают моменты, когда что-то привлекает наше внимание.

А) Постановка цели урока

Так что же такое внимание? Какого человека можно назвать внимательным? Какую роль играет внимание в нашей жизни? Вот на эти вопросы, мы постараемся сегодня ответить.

Б) Работа с учебником по изучению нового материала

Внешние проявления внимания

Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.

Так что же такое внимание?

— Предлагаю открыть учебник, вспомнить, как в тексте выделяется самое главное, важное и найти определение понятия «внимание».

Стр. 37 учебника «Окружающий мир». «Внимание – это особенность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого» (слайд 5)

В) Виды и свойства внимания

Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм, но трудно быть внимательным, когда учишь трудный урок.

(Подать неожиданный звук)

— Почему вы так отреагировали?

– Почему так происходит? Потому что мы в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание направляется на объект без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов много. Это громкие, неожиданные звуки (гром, свисток, резкий визг тормозов); яркие световые явления (молния, красочная реклама); резкие вкусы (горечь, кислота, неожиданный вкус); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды); все, что интересно и неожиданно для данного человека.

Когда речь идет о непроизвольном внимании можно сказать, что не мы обращаем внимание на объекты, а они сами овладевают нашим вниманием.

Совсем иначе обстоит дело с произвольным вниманием. Здесь объект сам по себе не привлекает внимание, но человек удерживает на нем свое внимание своим собственным усилием. Произвольное внимание человек сам направляет на объект, который сознательно выбрал. Например, для того чтобы решить математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание.

– Приведите свои примеры непроизвольного и произвольного внимания?

– Почему для нас важно развивать внимание произвольное?

— Какого человека можно назвать внимательным?

4. Физминутка. Игра «Запрещённое движение», упражнения для снятия напряжения с глаз.

виды (непроизвольное, произвольное); (слайд 6)Для того чтобы овладеть вниманием, нужно еще знать, как устроено внимание. Рассмотрим некоторые свойства внимания.свойства (объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение) (слайд 7).(Учитель задаёт вопросы, выясняя как дети понимают смысл того или иного понятия. Даёт в конце объяснений краткую характеристику каждому понятию).

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

5. Экспериментальный блок

— Рассмотрим, каково же ваше внимание. Для этого проведём несколько экспериментов.

Эксперимент 1 (слайд 8)

Определение объёма внимания (см. приложение 2)

На короткое время (1 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько чисел, посмотрите внимательно, какие числа написаны, а когда исчезнет рисунок, сложите их сумму и запишите. Кто сделает правильно первым это задание и окажется самым внимательным?

Эксперимент 2 (слайд 9)

Концентрация внимания

В данном тексте букву а подчеркните одной чертой; букву и обведите в кружок, букву о зачеркни знаком х

На берегу реки сидела лиса. Ярко светило солнце. В его лучах резвились в воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.

Эксперимент 3

Переключение внимания (слайд 10).

(см. приложение 3)

Некоторые люди могут легко и просто переходить от одного занятия к другому. У таких людей внимание подвижное, гибкое. Для других переход с одного дела к другому связан с определенным усилием: им нужно некоторое время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Эти люди различаются по такому свойству внимания, как способность к переключению внимания. Попробуйте сосчитать от 1 до 51, отыскивая соответствующие числа на рисунке, за ограниченное количество времени. Побеждает тот, кто затрачивает меньшее количество времени.

Можно ли развить способность быть внимательным? С каждой тренировкой вы будете затрачивать меньше времени на выполнение этого задания.

Эксперимент 4.

Распределение внимания

Рассказать таблицу умножения на 3, при этом подбрасывать вверх мяч.

Эксперимент 5.

Взаимосвязанность свойств внимания. Чтобы быть внимательным, нужно уметь сосредотачиваться, уметь переключаться с одной работы на другую, уметь не просто смотреть, а видеть. Эти свойства внимания не существуют отдельно друг от друга, они взаимосвязаны и сочетаются между собой. В учебнике «Окружающий мир» на стр. . Рассмотри рисунки и найди 5 отличий. Кто выполнит задание первым?

Эксперимент 6.

Желающие проверить своё внимание. 5 человек. Каждому раздаётся карточка с заданием (см. приложение 4).

Эксперимент 7.

Каждой группе раздаются карточки. Необходимо провести коррекцию предложенных предложений (см. приложение 5). (слайды 11-13)

Какое внимание работало у учеников во время выполнения этих заданий?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Работа с учебником. – с 37.Выскажите мнение, кто из детей прав.

Олег говорит: «Человек может обойтись без внимания. Достаточно того, что он видит и слышит».

Лена думает по-другому: «Внимание помогает людям жить, больше знать и уметь».

Сегодня на уроке кто-то был очень внимательным, кто-то допускал ошибки. Для того чтобы развить своё внимание, нужно выполнять определённые упражнения.

— Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих.

-Подводя итог урока, что же такое внимание?

— Какого человека можно назвать внимательным?

— Где…

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 4 класс

Образец

Инструкция по выполнению работы

На выполнение даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 10 заданий. Ответы на задания записываются в поле ответа в тексте работы. При выполнении заданий не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами. Выполнять задания лучше в том порядке, в котором они расположены. Если задание не удаётся выполнить сразу, пропускай его и переходи к следующему. Если останется время, ты сможешь к нему вернуться. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Работай внимательно, и у тебя всё получится!

Дорогие ребята!

Вам предстоит написать проверочную работу по окружающему миру. Прежде, чем приступить к выполнению конкретного задания, просмотрите весь материал, это поможет настроиться на работу. Приступая к выполнению задания, не спешите, прочитайте внимательно и вдумчиво всю инструкцию. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Прежде, чем сдать работу — обязательно проверьте.

Часть 1

1.1. Рассмотри рисунок, на котором изображён кабинет врача. Стол может быть изготовлен из дерева. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из металла и любой предмет (любую деталь) из стекла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

1. Выполняя первое задание, внимательно рассмотри рисунок. Проанализируй изображенные предметы. Подумай и определи, из чего могут быть сделаны предметы или детали предметов. Вспомни, что делают из стекла, какими свойствами обладают стеклянные предметы. Найди на рисунке любой предмет или деталь предмета из стекла, отметь стрелкой, подпиши название материала. Определи, какие предметы, изображенные на рисунке, могут быть сделаны из металла. Вспомни, какими основными свойствами обладают металлические предметы. Найди на рисунке любой предмет или деталь предмета из металла, отметь стрелкой, не забудь указать название материала.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Примерный образец выполнения работы.

2. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.

  1. В среду температура воздуха не превысит 21 °С.
  2. Во вторник будет дуть северный ветер.
  3. Влажность воздуха не изменится с вечера вторника до утра среды.
  4. На протяжении всех трёх суток будет облачно.

Ответ: __________________

Прежде, чем выполнять второе задание, внимательно рассмотри таблицу. Обрати внимание на условные обозначения облачности и атмосферных осадков, сравни эти знаки, вспомни, что они обозначают. Проследи температуру воздуха, меняется ли она в течение этих трёх дней. Посмотри на знаки-стрелки, ими принято обозначать направление ветра, под ними указано направление ветра. Завершает таблицу шкала влажности воздуха в процентах.

После того, как ты внимательно изучил таблицу, переходи к ответу на вопрос. Для этого вдумчиво читай каждое утверждение и сопоставляй его с данными таблицы. В первом утверждении встретилось слово «не превысит». Понятен ли тебе его смысл? Если нет, то выясни смысл этого слова (можно спросить у учителя).

Образец правильного ответа:

Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.

  1. В среду температура воздуха не превысит 21 °С.
  2. Во вторник будет дуть северный ветер.
  3. Влажность воздуха не изменится с вечера вторника до утра среды.
  4. На протяжении всех трёх суток будет облачно.

Ответ: 2,4

Окружающий мир. 4 класс. Проверочные и диагностические работы

Окружающий мир. 4 класс. Проверочные и диагностические работы

Пособие содержит проверочные и диагностические работы и предназначено для организации текущего и итогового контроля при работе по учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «окружающий мир. 4 класс». Предлагаемые материалы позволяют организовать проверку предметных знаний и умений, а также диагностику метапредметных результатов обучения. В пособии заложена эффективная система безотметочного оценивания и анализа достижений учащихся в освоении программы по окружающему миру.

Купить

3. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

image004.png

3.1. Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

Название материка A:

Название материка Б:

Внимательно рассмотри карту. Вспомни названия всех материков, сколько всего материков и как они расположены на карте мира, какой материк самый крупный, а какой второй по величине материк мира? Какой самый жаркий материк? На каком материке расположена Российская Федерация?

Запиши названия материков в отведённом для этого поле.

3.2. На следующей странице представлены фотографии белого медведя, бобра, зебры и носорога. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

  1. ______________________________
  2. ______________________________
  3. ______________________________
  4. ______________________________

3.3. Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие — на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных. Ответ:

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Вернись к заданию 3, чтобы увидеть, о каких материках идёт речь. Подумай, какие условия для жизни необходимы этим животным, сопоставь их с климатическими условиями данных материков.

3.4. Образец правильных ответов на задание 3:

Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

Название материка A: Африка.

Название материка Б: Евразия.

1) Носорог. 2) Белый медведь.

3) Зебра. 4) Бобр.

Материки

А

Б

Животные

1 3

2 4

ИЛИ

3. Рассмотри карту. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

3. Прежде, чем приступить к выполнению задания 3, вспомни, что такое природные зоны.

Природные зоны — это территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями растительности и животного мира.

Какие ты знаешь природные зоны? Рассмотри карту, вспомни географическое расположение природных зон. Как располагаются природные зоны России с севера на юг?Подумай, какая природная зона самая северная, какая природная зона расположена по побережью Северного Ледовитого океана, какая природная зона в России занимает самую большую площадь?

Прочитай выражения, характеризующие природные зоны. Это поможет тебе вспомнить названия природных зон:

  • Царство деревьев;
  • царство льда и снега;
  • царство мхов и лишайников;
  • разнообразие трав;
  • земля солнца и огня.

Запиши названия природных зон в отведённом для этого поле.

3.1. Рассмотри фотографии животных. Вспомни их названия. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

3.2. Вернись к заданию 3, чтобы увидеть, о каких природных зонах идёт речь. Вспомни, чем питается каждое животное, подумай, какие условия для жизни необходимы этим животным, сопоставь их с условиями данных природных зон.

Образец правильных ответов на задание 3:

Запиши название каждой природной зоны в отведённое для этого поле.

Название природной зоны А: Тундра

Название природной зоны Б: Тайга

1) Соболь 2) Полярная сова

3) Песец 4) Бурый медведь

Природная зона

А

Б

Животные

2, 3

1, 4

Значительную помощь при подготовке к контрольной окажет «Сборник интерактивных тестов по окружающему миру. 4 класс».

4. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши голень, плечо и желудок человека так, как показано на примере.

8cd5f4c94be2bb77a6a96a51f11aaf42

Для выполнения задания 4 внимательно рассмотри изображение человека. Прочитай, какие части тела человека тебе нужно показать стрелками на изображении по заданию.

Вспомни, что относится к внешнему строению человека. Верхние конечности состоят из плеча, предплечья, кисти. Нижние конечности состоят из бедра, голени, стопы. Найди на изображении человека голень и плечо, покажи стрелками, подпиши словами.

Вспомни, что относится к внутреннему строению человека. Какой орган непрерывно гонит кровь по сосудам, какой орган вырабатывает кислый сок, переваривает пищу? Внимательно посмотри на изображение человека, найди на схеме желудок, поставь стрелку, подпиши.

Образец выполнения задания:

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

5. Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Внимательно прочитай фразы из первого и второго столбцов. Установи связь между частями фраз по смыслу. Поставь стрелки. Проверь себя.

Образец выполнения задания:

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

6.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Вдумчиво прочитай текст и рассмотри рисунок. Вспомни, какие условия необходимы для прорастания растений:

  1. Вода необходима семенам для набухания, т.к. при набухании кожура семени разрывается, в результате чего появляется корень и стебель зародыша. Также вода необходима для растворения питательных веществ в семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.
  2. Воздух необходим для дыхания семян.
  3. Для прорастания также необходимо тепло.

Проанализируй текст и рисунок. Сравни условия прорастания семян гороха в двух разных стаканах.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Для того, чтобы выполнить задание 6.3, необходимо вспомнить о том, что в почве содержатся минеральные вещества, которые растворяются в воде и питают растения.

Образец выполнения работы:

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Часть 2

При выполнении заданий 7–10 последовательно отвечай на каждый из представленных вопросов. Ответы записывай чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

7.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Рассмотри внимательно знаки, изображенные в задании. Найди дорожный знак. Вспомни, к какой группе относится этот дорожный знак (информационно-указательные, предписывающие, предупреждающие или запрещающие). Что он обозначает?

Рассмотри два других знака. Найди знакомые образы в этих знаках. Подумай, какую информацию они передают.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Образец выполнения работы:

8.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Внимательно рассмотри изображения. Какую работу с помощью этих предметов можно выполнять? Подумай, представители каких профессий могут работать с ними?

Как называются эти профессии? Что изготавливают или производят люди этой профессии? Напиши, чем профессии этих людей полезна обществу.

Образец выполнения:

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

На рисунке Б изображена швейная машинка. Этот предмет относится к профессии швеи. Швея занимается тем, что шьет и ремонтирует одежду другим людям, что помогает обществу одеваться и меняться.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Внимательно посмотри на предметы, вспомни, как они называются, с какой целью их применяют. Подумай, представители какой профессии могут работать с ними. Запиши, что это за профессии. Какую работу выполняют люди этой профессии. Подумай и напиши, чем профессия этих людей полезна обществу.

Образец выполнения:

Ответ: Врач — одна из важнейших профессий людей. Врач лечит людей от болезней, спасает людей. От хорошей работы врачей зависит состояние здоровья общества.

8.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Внимательно рассмотри фотографии. Какой работой заняты на фотографиях люди?

Подумай, как называются профессии этих людей. Выбери одну из фотографий, отметь свой выбор в поле для ответов. Как называется эта профессия? Какие материалы, какое оборудование использует представитель этой профессии в работе?

Образец примерного ответа:

Парикмахер (А) — это мастер по работе с волосами. Делает разные виды стрижек, окраску волос, завивку и укладку.

Предметы, необходимые парикмахеру: ножницы, расческа, фен, бигуди, машинка для стрижки волос.

9.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Чтобы выполнить это задание, рассмотри календарь. Прочитай названия месяцев, посмотри, как расположены дни недели. Найди месяц ноябрь, отметь в календаре последнее воскресенье этого месяца. Обязательно в поле ответов запиши, на какое число приходится этот день в 2019 году.

Образец правильного ответа:

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Для того чтобы выполнить вторую часть этого задания, подумай, чем День Матери отличается от Международного женского дня? Кого принято поздравлять в эти праздники в целом, а кого конкретно в День матери?

Напиши, почему этот праздник так важен для каждого человека. Твой ответ должен содержать не больше 5 предложений.

Примерный образец ответа:

Мама подарила жизнь. Не было бы наших мам, не было бы и нас. Мамы заботятся, любят, растят и воспитывают детей. Поэтому этот праздник для нас важен.

10.

Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Вспомни, как называется республика, или область, или край, или город, или автономный округ, в котором ты живёшь. Как называется главный город твоего региона / район, в котором ты живёшь? Запиши это в поле ответов.

Чтобы ответить на вопрос 10.3, вспомни, что производит легкая промышленность, тяжелая промышленность. Назови предприятия твоего города или края, которые обеспечивают потребности людей в пище.

Приступая к вопросу о памятниках, вспомни, что памятник — это скульптура или архитектурное сооружение в память кого или чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события, к памятникам относятся также сохранившиеся предметы культуры прошлого. Памятник природы — природный объект, охраняемый государством (например, уникальное дерево или парк).

Чтобы рассказать, какие памятники природы или памятники истории и культуры находятся в твоём регионе, ответь на вопросы:

  1. Как называется памятник природы или памятник истории и культуры, находящийся в твоём регионе?
  2. По какому поводу был воздвигнут?
  3. Где он расположен?
  4. Краткие сведения об истории создания памятника, если помнишь.

1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения историка. Используй для этого слова: прошлое, настоящее, будущее, памятник, музей, библиотека, былина.

Рассказ о мире с точки зрения историка для 4 класса

Мир для историка — это не только прошлое, которое он непосредственно изучает. Для историка мир также и настоящее, и даже будущее, потому что история — это такая наука, которая изучает прошлое, чтобы понять настоящее, и возможно заглянуть в будущее человечества.

Историк имеет дело с памятниками истории и культуры. Он изучает древние книги, библиотеки, устное народное творчество, былины, легенды и сказки. Историк изучает мир по следам, оставленным людьми в прошлом, любые предметы быта могут стать неоценимы историческим свидетельством.

История выясняет закономерности развития человеческой цивилизации в прошлом, описывает влияние прошлого на настоящее, и говорит о том, как повлияют события прошлого на наше будущее.

Мир с точки зрения историка полон тайн и загадок, но он прекрасен.

Обсудим!

1) Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

Я бы хотела узнать, как жили наши далёкие и не очень далёкие предки, чем они занимались, о чём мечтали, в каких занятиях проводили своё время.

2) Какие исторические источники расскажут о нашем времени?

О нашем времени расскажут книги, архитектура, интернет, газеты, фотографии, предметы быта, монеты, воспоминания очевидцев.

3) Что могут узнать археологи с помощью авиаразведки?

С помощью авиаразведки археологи могут обнаружить останки древних сооружений, найти древние города, дороги, странные огромные надписи.

4) Какие науки помогают археологам в их работе?

Археологам в их работе помогают география, физика, математика, химия, биология.

5) Сохранились ли в твоём доме предметы, которые могли бы заинтересовать историков? Чем интересны эти предметы?

В моём доме не так много предметов прошлого, которые могли бы заинтересовать историка. Есть несколько старинных монет начала прошлого века, есть коллекция марок, значков, есть несколько старинных книг. А также есть некоторые предметы, которые остались от прабабушки и прадедушки, старинные часы, швейная машинка, даже стиральная машинка семидесятых годов прошлого века сейчас представляет научный интерес.

А папа хранит огромные гибкие дискеты, говоря, что это были первые носители информации для старинных компьютеров. Сейчас это почти раритет.

Проверь себя

1) Что изучает история?

История изучает прошлое человечества. Его влияние на настоящее и будущее.

2) Что такое исторический источник?

Любой предмет, любое свидетельство прошлого может стать историческим источником, поскольку несёт информацию о том, как жили люди в прошлом, может рассказать нам о прошлом.

3) Приведи примеры исторических источников.

Старинные газеты, журналы, здания, монеты, летописи, ордена, предметы быта, сказки, пословицы, былины, черепки, найденные при раскопках.

4) Что такое археология?

Археология — это наука, которая занимается древностями.

5) Почему археологию называют помощницей истории?

Археологи ищут старинные вещи, города, захоронения, проводят раскопки и открывают многие тайны прошлого, сведения о которых не сохранились. Находки археологов дополняют знания историков о той или иной эпохи, поэтому археология считается помощницей истории.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик: история, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.

  • История — наука о прошлом
  • Историк — учёный, занимающийся историей
  • Исторический источник — всё, что может рассказать о прошлом
  • Архив — хранилище информации
  • Летопись — старинное историческое повествование
  • Археология — наука о древностях
  • Археолог — человек, занимающийся археологией

2) Вспомни или узнай у взрослых, какие исторические музеи есть в твоём городе. Побывай в одном из них и напиши небольшое сочинение о том, что запомнилось тебе больше всего. Оформи его на отдельном листе.

Сочинение об исторических музеях моего города для 4 класса

В моём городе Москве есть много исторических музеев, но главным является Государственный исторический музей, который находится на Красной площади.

Уже само здание музея представляет собой немалую историческую ценность. Оно построено в конце 19 века в старинном русском стиле.

В музее собрана богатейшая историческая коллекция, которая постоянно пополняется новыми экспонатами.

В музее действуют выставки старинной живописи, иконописи, дерева и мебели, археологических находок, драгоценных металлов и многие другие.

Сотрудники музея проводят научные работы, изучают исторические источники, читают лекции, проводят экскурсии.

Мне очень понравилось в Историческом музее, и больше всего я была поражена старинными каретами, очень красивыми, украшенными драгоценными материалами, блестящими и такими нарядными.

Хотя и выставка старинного костюма оказалась не менее интересной. Я никогда не думала, что люди в прошлом умели так красиво и хорошо одеваться.

На следующем уроке

Вспомни, какие исторические события ты знаешь. Когда и где они происходили?

Я знаю о многих исторических событиях из истории нашей страны. Например, об основании Москвы, которое произошло в 1147 году, или о Куликовской битве, случившаяся в 1380 году. Я знаю о войне 1812 года с Наполеоном, революции 1917 года и Великой Отечественной войне 1941-45 годов.

Цели урока:

  • образовательные – дать знания об особенностях внимания; знакомство с основными психическими процессами – вниманием, памятью; формирование навыка работы с книгой и другими источниками;
  • развивающие – развитие произвольного внимания, умения наблюдать, обобщать, делать выводы; познание себя, формирование умения работать в группах;
  • воспитательные – развитие нравственных качеств личности: познавательного интереса, внимания к людям, доброжелательности, ответственности за выполнение порученной части общего дела; воспитание на примере великих соотечественников, показать ценность научного познания мира;
  • здоровьесберегающие – тренировка глазных мышц с целью профилактики нарушения зрения при длительной нагрузке, преодоление телесной скованности и напряжения во время урока.

Ход урока

1. Организационный момент по созданию психологической комфортности на уроке

Составим «Азбуку хороших слов» на букву «У» (умный, убедительный, уважаемый, уверенный, увлеченный, удалой, умелый, успешный и т.д.). К какому человеку мы можем отнести эти слова?

2. Слово учителя

– В руках людей многое. Первобытные люди уже обладали многими из наших качеств: умели ходить на двух ногах, были всеядны, успешно приспосабливались к обстоятельствам, владели ремеслами, в дальнейшем вели общественный образ жизни. А еще, самое главное, они были любознательными. У любознательных людей возникает много вопросов, касающихся самих себя. Например, о видениях, которые приходят во сне. В этих вопросах корни науки «философии» – матери всех наук, которая позднее породила физику, математику, биологию, астрономию, психологию. Много замечательных открытий в этих научных сферах сделали ученые. На доске вы видите галерею портретов великих людей (С.В. Ковалевская, И.П. Павлов, К.Э. Циолковский, М.Кюри-Склодовская, В.И. Вернадский, Н.Е. Жуковский, И.Ньютон, П.Л. Чебышев, Архимед, Аристотель, Н. Винер). Кого из них вы уже знаете?

3. Проверка домашнего задания

Доклады учащихся об известнейших представителях науки, выбранных по желанию учащихся.

4. Словарная работа

Кто же такой ученый? Дети дают толкование этого слова. Ученый – много знающий человек в области какой-либо науки. (Словарь русского языка). Где работают ученые? (В лаборатории).

5. Актуализация знаний

Представьте себе, что мы находимся в лаборатории, где можно проводить опыты, наблюдения, эксперименты. Вы назвали много ученых, которые сделали открытия в разных науках, но у всех этих людей есть общие качества, которые помогли им добиться успеха: внимание, сообразительность, пытливый ум, настойчивость, терпение, умение доказывать. И мы постараемся, работая в лаборатории, проявить свою сообразительность, будем учиться думать, рассуждать, выдвигать гипотезу, и возможно, кто-то сделает открытые, если не для людей и страны, а для самого себя.

6. Активизация мыслительной деятельности. Тайна древнего свитка

Ученых всегда привлекали загадки, тайны. Попробуем проникнуть в тайну древнего свитка. Расшифруйте высказывание выдающегося геохимика А.Е. Ферсмана о науке.

img1
«Наука – источник величайшей силы человечества»

Великое значение отводится науке, благодаря которой человечество развивается, осваивает новые земли, океаны, космос. Мы, как ученые, попытались сделать небольшое открытие, проявить настойчивость.

– Какое еще очень важное и нужное качество понадобилось, чтобы отгадать высказывание?

– Что позволяет человеку замечать изменения в окружающем мире? (Внимание.)

– Ты увлеченно читаешь книгу. Слышишь ли ты в это время тиканье часов? Объясни свой ответ.

– Вдруг зазвенел будильник, и что изменилось в ситуации?

7. Выдвижение гипотез. Определение темы урока

8. Беседа с учащимися

– Где и когда приходилось слышать слово «внимание»? (Сообщение сигнала тревоги, слова благодарности «спасибо за внимание», во время движения на дороге).

– Что оно обозначает?

– Какое бывает внимание?

9. Рассказ учителя

– Ответить на вопрос, что такое внимание, непросто.

img2
«Внимание означает внимание»

Существует такая история. Давным-давно в Китае жил великий поэт и художник, которого звали Иккю Содзюне. Однажды один простолюдин обратился к Иккю: «Учитель, дайте мне, пожалуйста, несколько предписаний высшей мудрости». Иккю тут же взял кисть и написал слово «Внимание». Конечно, он написал его не такими буквами, какими пишем мы. И даже вообще не буквами. Он написал его с помощью иероглифа – сложного знака, можно даже сказать, рисунка. Ты, возможно, знаешь, что в Китае пишут иероглифами.

«И это все? – удивился проситель. – Не могли бы вы что-нибудь добавить?» Иккю нарисовал два раза подряд иероглиф, обозначающий «внимание». «Ну и ну, – несколько раздраженно произнес мужчина. – Право, я не вижу особой глубины и смысла в том, что вы написали. А что же подразумевается под словом «внимание»?». Тогда Иккю нарисовал тот же самый иероглиф три раза подряд.

Почти рассерженный человек спросил: «Но что же подразумевается под словом «внимание»?» Иккю спокойно ответил: «Внимание означает внимание».

Иккю не говорил о внимании, но показал свое умение сосредоточиться, когда писал соответствующие иероглифы несколько раз (а красиво написать кисточкой иероглиф – трудное дело). Этим он подчеркивал огромное значение внимания.

Поверхностный человек смотрит на все, что его окружает с одинаковым интересом, слушает все, что ему скажут, читает все, что попадается в руки. Мудрый человек поступает по-другому. Он направляет свое внимание только на самый важный предмет.

10. Работа с учебником по изучению нового материала

Стр. 37 учебника «Окружающий мир». «Внимание – это особенность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого».

11. Внешние проявления внимания

img3

Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.

12. Виды внимания

Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм, но трудно быть внимательным, когда учишь трудный урок.

– Почему так происходит? Потому что мы в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание направляется на объект без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов много. Это громкие, неожиданные звуки (гром, свисток, резкий визг тормозов); яркие световые явления (молния, красочная реклама); резкие вкусы (горечь, кислота, неожиданный вкус); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды); все, что интересно и неожиданно для данного человека.

Когда речь идет о непроизвольном внимании можно сказать, что не мы обращаем внимание на объекты, а они сами овладевают нашим вниманием.

Совсем иначе обстоит дело с произвольным вниманием. Здесь объект сам по себе не привлекает внимание, но человек удерживает на нем свое внимание своим собственным усилием. Произвольное внимание человек сам направляет на объект, который сознательно выбрал. Например, для того чтобы решить математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание.

– Приведите свои примеры непроизвольного и произвольного внимания?

– Почему для нас важно развивать внимание произвольное?

Американский изобретатель в области электротехники Томас Эдисон руководил исследовательской лабораторией. Он с коллегами установил, что из 27 человек, каждый день в течение шести месяцев приходивших на работу, никто не обратил внимания на вишневое деревце, растущее перед входом в лабораторию. Они сделали вывод, что внимание человека зависит от его интересов, профессии и чаще всего направлено в каком-то определенном направлении.

Вообрази теперь, что ты со своим другом пришел в магазин игрушек. У каждого из вас свое внимание-прожектор.

img4

Куда будет направлен этот прожектор? Почему?

13. Физкультминутка

Ритмическая игра. Разбившись парами, стоя друг к другу лицом, дети считают про себя, одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносятся кратные того числа, через которое ведется счет (при счете через два вслух называются числа 2, 4, 6…). Называя кратное, дети касаются ладоней друг друга (как в считалочке). Остальные движения могут выбираться произвольно (хлопнуть в ладоши, коснуться руками ног, плеч и т.п.).

В итоге синхронного исполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые учащиеся проговаривают вслух. Таким образом, они фактически выучивают в процессе игры таблицу умножения, вместе с тем, «ритмичная музыка, которая звучит в классе, объединяет детей, вырабатывает у них чувство защищенности, снимает напряжение от пассивного восприятия.

14. Работа по группам в исследовательских лабораториях по изучению свойств внимания

Чтобы овладеть вниманием, нужно еще знать, как устроено внимание. Рассмотри некоторые свойства внимания. Люди давно стали задавать себе вопрос: «Сколько объектов может одновременно находиться в зоне внимания?» Ответ на этот вопрос – показатель объема внимания. Объем внимания – это число объектов, которые внимание охватывает одновременно.

img5

Представьте, что мы находимся в 4-х исследовательских лабораториях. Каждый из вас будет в роли ученого-эксперта, исследователя. Вы занимаетесь одной научной темой – изучаете свойства внимания – и пытаетесь первыми сделать «научное открытие».

Эксперимент 1.

Определение объема внимания.

img6

На короткое время (1 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько чисел, посмотрите внимательно, какие числа написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их сумму и запишите. Кто сделает правильно первым это задание и окажется самым внимательным?

Эксперимент 2.

Концентрация внимания.

img7

Определим, насколько сильно и сосредоточенно вы можете концентрировать свое внимание. Каждому в группе предлагается на рисунке глазами найти букву, соответствующую цифре, и выписать их по порядку, чтобы получилось слово. На каких фигурах записаны числа?

Эксперимент 3.

Переключение внимания.

img8

Некоторые люди могут легко и просто переходить от одного занятия к другому. У таких людей внимание подвижное, гибкое. Для других переход с одного дела к другому связан с определенным усилием: им нужно некоторое время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Эти люди различаются по такому свойству внимания, как способность к переключению внимания. Попробуйте сосчитать от 1 до 51, отыскивая соответствующие числа на рисунке, заметьте количество затраченного времени. Побеждает тот, кто затрачивает меньшее количество времени. Можно ли развить способность быть внимательным? С каждой тренировкой вы будете затрачивать меньше времени на выполнение этого задания.

Эксперимент 4.

Взаимосвязанность свойств внимания. Чтобы быть внимательным, нужно уметь сосредотачиваться, уметь переключаться с одной работы на другую, уметь не просто смотреть, а видеть. Эти свойства внимания не существуют отдельно друг от друга, они взаимосвязаны и сочетаются между собой. В рабочей тетради «Учимся познавать мир» на стр. 22 упражнение № 56. Рассмотри рисунки и найди 5 отличий. Кто выполнит задание первым?

15. Подведение итогов исследовательской деятельности

Мы в лабораториях исследовали различные свойства внимания. Вы можете теперь объяснить смысл следующего высказывания: «Можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать». А кто будет прав в споре? Один говорит, что человек может обойтись без внимания, достаточно того, что он видит и слышит. Другой думает по-другому: внимание помогает людям жить, больше знать и уметь.

Интересно, что для человека каждой профессии необходимо внимание, и разные свойства внимания будут главными. Например, для шофера, летчика нужна высокая распределяемость внимания. Шофер должен уметь одновременно следить за управлением автомобиля, за тем, что происходит на дороге, за маршрутом своего движения, а часто и за разговором со своими пассажирами. Дирижер оркестра в одно и то же время должен уметь услышать, как играет каждый из музыкантов его оркестра, должен держать в голове то музыкальное произведение, которое исполняется, замечать настроение музыкантов. Хирургу и канатоходцу совершенно необходимы концентрация и устойчивость внимания. В их работе малейшее отвлечение внимания может привести к очень тяжелым последствиям.

Профессии художника, футболиста, разведчика предъявляют высокие требования к объему внимания. Футболист должен в любой момент игры видеть всех игроков на поле. Художник должен замечать множество линий в сочетании света и теней, оттенков цветов, деталей.

Теперь ты знаешь многие свойства внимания, какую роль оно играет в жизни человека и понимаешь, что внимание нужно развивать, стараться быть наблюдательным.

16. Подведение итогов работы лабораторий

– Какая из лабораторий получила наибольшее признание?

Вы рады получить поддержку, одобрение. Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих. Мы можем развивать и то, и другое качество внимания. И не важно,

какую профессию выбрал человек, потому что в любом деле внимание будет источником силы человека. А как человек распорядится этой силой, решает он сам.

Высшая степень сосредоточения называется вдохновением. Найдите интересное дело, займитесь им, преодолейте первые трудности, а дальше дело поведет вас и ваше внимание. При этом нужно помнить, что неинтересных дел нет, а есть скучные люди, которые не могут найти интересное дело.

17. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Что привлекло внимание на уроке? Все ли получалось? Какие затруднения были? Как вы оценили свое внимание? Что способствует развитию внимания? Какое «открытие» сделали для себя сегодня?

18. Домашнее задание

Варианты по выбору:

  1. привести примеры игр на развитие внимания;
  2. придумать и нарисовать плакат на развитие внимания;
  3. придумать как можно больше ситуаций, где человеку необходимо внимание;
  4. найти дополнительный материал по теме «Внимание»;
  5. выполнить задания на стр. 21 в рабочей тетради «Учимся познавать мир».

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 160 с.: ил. – (Начальная школа ХХI века).
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 240 с.: ил.
  3. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Учимся познавать мир: рабочая тетрадь № 1 для 4 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 32 с.: ил.
  4. Беседы с учителем (методика обучения): Четвертый класс четырехлетней начальной школы / под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 480 с.
  5. Игры, ребусы, загадки для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Т.И. Линго. – Ярославль, 1998.– 192 с., ил.
  6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.– М.: Роспедагентство, 1994.
  7. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет) / метод. Пособие 4 класс + Программа курса «РПС». – М.: РОСТкнига, 2006.– 222 с.
  8. Психология: учебное пособие для начальной школы. Ш-IY классы / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2004.– 224 с.
  9. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1984.

Обрати внимание на своё внимание

Урок по окружающему миру в 4 классе

Цели урока:

  • образовательные — дать знания об особенностях внимания; знакомство с основным психическим процессом — вниманием; формирование навыка работы с книгой и другими источниками;

  • развивающие — способствовать развитию произвольного внимания, умению наблюдать, обобщать, делать выводы; познанию себя, формированию умения работать в группах;

  • воспитательные — способствовать развитию нравственных качеств личности: познавательного интереса, внимания к людям, доброжелательности, ответственности за выполнение порученной части общего дела; показать ценность научного познания мира;

  • здоровьесберегающие — тренировка глазных мышц с целью профилактики нарушения зрения при длительной нагрузке, способствовать преодолению телесной скованности и напряжения во время урока.

Оборудование: компьютер, м/м проектор, экран, маркер, набор разноцветных кругов (для деления на группы), листы цветной бумаги (для проведения рефлексии), карточки с заданиями, мяч, учебник «Окружающий мир» 4 класс авт. Виноградова Н.Ф.

  1. Организационный этап

— Ребята, как вы думаете, кто на перекрёстке самый главный? Почему? (светофор) Все мы знаем, что обозначает каждый цвет светофора.

Детям предлагается выбрать цветные круги (по цветам светофора) и объединиться в группы по цвету.

2.Введение в тему

Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. (см. приложение 1)

Задание для первой группы: дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать (слайд 1).

Задание для второй группы: на крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и найдите лишнее слово (слайд 2).

Задание для третьей группы: у вас на столе карточка с буквами. Составьте из этих букв слово (слайд 3).

Получилось слово «внимание» (слайд 4).

Проверка. Что помогло вам выполнить задание?

3. Информационный блок

  • Понятие о внимании

  • ВНИМАНИЕ, что мы знаем о внимании и внимательности

— Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».

— Не отвлекайся, будь повнимательнее, — просит мама или учительница.

— Спасибо за внимание, — вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?

Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

А оно одинаково?

Внимание есть у каждого, но развито оно по-разному, кто-то запоминает много, но всё подряд, а кто-то немножко, но самое основное.

Где нам пригодится хорошее внимание? (в школе, в профессиях)

Окружающий мир мы познаём с помощью органов чувств. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение. Но бывают моменты, когда что-то привлекает наше внимание.

А) Постановка цели урока

Так что же такое внимание? Какого человека можно назвать внимательным? Какую роль играет внимание в нашей жизни? Вот на эти вопросы, мы постараемся сегодня ответить.

Б) Работа с учебником по изучению нового материала

Внешние проявления внимания

Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика — это движение губ, глаз, бровей. Поза — положение тела. Жесты — движения рукой.

Так что же такое внимание?

— Предлагаю открыть учебник, вспомнить, как в тексте выделяется самое главное, важное и найти определение понятия «внимание».

Стр. 37 учебника «Окружающий мир». «Внимание — это особенность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого» (слайд 5)

В) Виды и свойства внимания

Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм, но трудно быть внимательным, когда учишь трудный урок.

(Подать неожиданный звук)

— Почему вы так отреагировали?

— Почему так происходит? Потому что мы в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание направляется на объект без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов много. Это громкие, неожиданные звуки (гром, свисток, резкий визг тормозов); яркие световые явления (молния, красочная реклама); резкие вкусы (горечь, кислота, неожиданный вкус); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды); все, что интересно и неожиданно для данного человека.

Когда речь идет о непроизвольном внимании можно сказать, что не мы обращаем внимание на объекты, а они сами овладевают нашим вниманием.

Совсем иначе обстоит дело с произвольным вниманием. Здесь объект сам по себе не привлекает внимание, но человек удерживает на нем свое внимание своим собственным усилием. Произвольное внимание человек сам направляет на объект, который сознательно выбрал. Например, для того чтобы решить математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание.

— Приведите свои примеры непроизвольного и произвольного внимания?

— Почему для нас важно развивать внимание произвольное?

— Какого человека можно назвать внимательным?

4. Физминутка. Игра «Запрещённое движение», упражнения для снятия напряжения с глаз.

  • виды (непроизвольное, произвольное); (слайд 6)

Для того чтобы овладеть вниманием, нужно еще знать, как устроено внимание. Рассмотрим некоторые свойства внимания.

  • свойства (объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение) (слайд 7).

(Учитель задаёт вопросы, выясняя как дети понимают смысл того или иного понятия. Даёт в конце объяснений краткую характеристику каждому понятию).

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания — это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания — это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания — это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение — это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость — отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

5. Экспериментальный блок

— Рассмотрим, каково же ваше внимание. Для этого проведём несколько экспериментов.

Эксперимент 1 (слайд 8)

Определение объёма внимания (см. приложение 2)

На короткое время (1 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько чисел, посмотрите внимательно, какие числа написаны, а когда исчезнет рисунок, сложите их сумму и запишите. Кто сделает правильно первым это задание и окажется самым внимательным?

Эксперимент 2 (слайд 9)

Концентрация внимания

В данном тексте букву а подчеркните одной чертой; букву и обведите в кружок, букву о зачеркни знаком х

На берегу реки сидела лиса. Ярко светило солнце. В его лучах резвились в воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.

Эксперимент 3

Переключение внимания (слайд 10).

(см. приложение 3)

Некоторые люди могут легко и просто переходить от одного занятия к другому. У таких людей внимание подвижное, гибкое. Для других переход с одного дела к другому связан с определенным усилием: им нужно некоторое время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Эти люди различаются по такому свойству внимания, как способность к переключению внимания. Попробуйте сосчитать от 1 до 51, отыскивая соответствующие числа на рисунке, за ограниченное количество времени. Побеждает тот, кто затрачивает меньшее количество времени.

Можно ли развить способность быть внимательным? С каждой тренировкой вы будете затрачивать меньше времени на выполнение этого задания.

Эксперимент 4.

Распределение внимания

Рассказать таблицу умножения на 3, при этом подбрасывать вверх мяч.

Эксперимент 5.

Взаимосвязанность свойств внимания. Чтобы быть внимательным, нужно уметь сосредотачиваться, уметь переключаться с одной работы на другую, уметь не просто смотреть, а видеть. Эти свойства внимания не существуют отдельно друг от друга, они взаимосвязаны и сочетаются между собой. В учебнике «Окружающий мир» на стр. . Рассмотри рисунки и найди 5 отличий. Кто выполнит задание первым?

Эксперимент 6.

Желающие проверить своё внимание. 5 человек. Каждому раздаётся карточка с заданием (см. приложение 4).

Эксперимент 7.

Каждой группе раздаются карточки. Необходимо провести коррекцию предложенных предложений (см. приложение 5). (слайды 11-13)

Какое внимание работало у учеников во время выполнения этих заданий?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Работа с учебником. — с 37.Выскажите мнение, кто из детей прав.

Олег говорит: «Человек может обойтись без внимания. Достаточно того, что он видит и слышит».

Лена думает по-другому: «Внимание помогает людям жить, больше знать и уметь».

Сегодня на уроке кто-то был очень внимательным, кто-то допускал ошибки. Для того чтобы развить своё внимание, нужно выполнять определённые упражнения.

— Внимание — слово многозначное — оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих.

-Подводя итог урока, что же такое внимание?

— Какого человека можно назвать внимательным?

— Где вам в жизни пригодится внимание? (а на перекрёстках?)

— В начале урока вы выбрали себе разноцветные круги. На доске три листа.

  • Если вам на уроке было легко с ребятами работать в группе, вы довольны своей работой, у вас отличное настроение — прикрепите свои круги к листу зелёного цвета;

  • Если вы считаете, что работа группы могла быть лучше и сами вы можете работать лучше, у вас хорошее настроение — прикрепите свой кружок к жёлтому листу;

  • Если вам было трудно работать в группе, вы испытывали затруднения в работе и настроение так себе. Не очень. Прикрепите свой кружок к листу красного цвета.

7. Домашнее задание

1) Я предлагаю вам дома потренировать своё внимание, выполнив задание на карточках ( см. приложение 6) Вы должны будете в тексте зачеркнуть лишние буквы Ю, Г. Если вы внимательно выполните это задание, то вы прочтете считалочку, которую сочинил Борис Заходер.

2)Я предлагаю некоторым учащимся найти упражнения, которые будут способствовать развитию внимания, оформить эти упражнения на листе и принести в класс, и мы будем их использовать для развития внимания.

Приложения

Приложение 1

Задание для 1 группы.

Зашифровано слово. Вам нужно его расшифровать.

САНВНИМАНИЕЭРТ

Задание для 2 группы.

На крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и найдите лишнее слово.

НОС, ЯЗЫК, ГЛАЗА, ВНИМАНИЕ

Задание для 3 группы.

У вас на столе карточка с буквами. Составьте из этих букв слово.

И

Е

М

А

И

Н

В

Н

Приложение 2

2eizdkn

Приложение 3

2eizdkn 2

Приложение 4

1. Закрой глаза и опиши, во что одеты остальные игроки

2. Закрой глаза и перечисли все звуки, которые ты слышишь

3. Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных игроков

4. Не поворачиваясь, назови все предметы за своей спиной и опиши их форму, размеры и цвет

5. Закрой глаза и назови игроков, распределив их по росту от самого маленького до самого высокого

Приложение 5

Карточка для 1 группы

*Чтобы зашить дырку, нужно взять иголку, завязать на конце узелок и приступить к делу.

*Мы очень любим пить горячий чай, который достаем из холодильника.

*Ух, какие высокие домы на этой улице.

*На телевизоре показывали очень интересные мультфильмы.

Карточка для 2 группы.

*Нарисовай мне кораблик, пожалуйста, — попросил Коля папу.

*Девочки пошли гулять и надели тёплые сапожки, потому что на улице была ужасная жара.

*У Феди была ещё совсем молодая бабушка. Ей исполнилось всего 347 лет.

*Родник из-под камня весело вьёт, птичка на дереве гнёздышко бьёт.

Карточка для 3 группы.

*Пчелка сок цветочный пьет, из него готовит лёд.

*Чтобы дети съели молочный суп весь до капельки, мама дала им вилки.

*Чтобы выросли листочки, на ветвях набухли бочки.

*Волны ходят на просторе, день и ночь в открытом горе.

Приложение 6

Тест «Корректурная проба»

Это необычное задание. В считалочку, написанную Борисом Заходером, прокрались лишние буквы: Ю, Г. Вы сможете прочитать считалочку и выучить её только после того, как зачеркнёте все буквы Ю, Г.

Пираты.

ШлигизюАфрикигвгСаратовюсемьготчаянныхпиратов, гнеюдошлиюгдоюгюДушанбеггвидятюнадпись гнастолбе: гю «юшлигизгАфрикигвгСаратовюсемьготчаянныхпиратов. юнегюдошлиюдоюДушанбеюгвидятгнадписьюна столбею:г «ю шлию…»

  • Рассказ о вов о детях
  • Рассказ о воде 3 класс окружающий мир домашняя работа
  • Рассказ о водоемах родного края
  • Рассказ о веществах 3 класс по окружающему миру
  • Рассказ о владимире ивановиче дале