Рассказ о владимире ивановиче вернадском

Немного о владимире ивановиче вернадском истинного ученого отличает не только его вклад в науку, но и внимание ко всем аспектам

Немного о Владимире Ивановиче Вернадском

(Истинного ученого отличает не только его вклад в науку, но и внимание ко всем
аспектам человеческой жизни. Настоящий ученый не закрывается в своей лаборатории,
не отворачивается от жизни, а является активным участником социальных и исторических
процессов. Именно о таком человеке пойдет речь в данной статье. Владимир Иванович
Вернадский — фигура во всех смыслах примечательная, и Е. М. Гурвич обращает свое
внимание именно на многогранность его личности.)

Автор: Гурвич Елена Моисеевна, к. г.-м. н.

Из истории науки нам известны имена многих великих ученых. Но мы знаем мало
имен гениев — людей, создавших собственную картину мира, объединивших разрозненные
знания человечества в систему.

В число поистине гениальных ученых входит Владимир Иванович Вернадский.

Будучи геохимиком, он сумел по-иному взглянуть не только на «мертвую»,
но и на живую природу. В. И. Вернадский установил ту теснейшую и закономерную
взаимосвязь, которая существует между живыми организмами и горными породами.
Ученый развил идею биокосных систем — систем, возникших в результате переработки
минерального (косного) вещества организмами. Именно Вернадскому принадлежат
слова о том, что граниты и многие другие метаморфические породы — это былые
биосферы. Владимиром Ивановичем было сформулировано принципиально новое представление
о биосфере как живом веществе.

Для В. И. Вернадского был естественным шаг к представлению о «ноосфере».
Сфера разума — закономерный этап развития биосферы, когда человечество, образующее
ничтожной толщины пленку на поверхности Земли, превратилось в мощную геологическую
силу, способную благодаря разуму произвести глубочайшие изменения в биосфере.

В. И. Вернадский не был первым ученым, обратившимся к проблеме оболочек Земли.
Однако именно в трудах Владимира Ивановича революционная мысль — участие ноосферы
в формировании природной оболочки Земли — получила принципиально новое развитие.
В известной мере он много сделал в том направлении, о котором писал Карл Маркс:
«Естествознание впоследствии включит в себя науку о человеке в той же
мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание».

О вкладе В. И. Вернадского в геологию и геохимию сказано много, и мне хотелось бы остановиться на комплексе его идей, связанных с социально-историческими проблемами,
которые великий ученый рассматривал в русле исторического процесса.

На мой взгляд, идеи великого геохимика остаются актуальными и сейчас.

Проблема формирования личности всегда волновала В. И. Вернадского. В отношении
себя он был чрезвычайно самокритичен. В 1884 году (ему 21 год) он пишет: «Непривычка
думать, неумение ясно отстаивать свои мнения зависит у меня от двух причин:
во-первых, мнения не точно выработаны, во вторых, фактов знаю мало. Уже раньше
я пришел к заключению необходимости серьезной работы в будущем году, теперь
воочию видя свое малое знакомство и свое неумение спорить и свою невыработанность
идей, прихожу еще больше». Им была составлена целая программа для чтения
из разных областей науки. Еще через три года он осознает свою преданность науке
как поиску истины, поиску ответов на загадки природы. «Ищешь правды, и
я вполне чувствую, что могу умереть, могу сгореть, ища ее, но мне важно найти,
и если не найти, то стремиться найти эту правду…».

В 1904 году В. И. Вернадский пишет: «Мы живем в ответственное и трудное
время. С неумолимой ясностью перед мыслящими русскими людьми вскрылись болезни
и язвы родной земли. Страстно и горячо, всеми фибрами души ищется выход…»
Как это созвучно нашему времени: как тогда, так и теперь выход отыщется, только
если каждый «осознает свой гражданский долг, который лежит на нем в этот
ответственный момент».

В. И. Вернадский, как и многие представители интеллигенции, активно участвовал
в революционном движении. Однако трезвый взгляд ученого уже в начале революционных
событий осени 1917 года позволил довольно быстро избавиться от иллюзий и многое
переосмыслить. Оценивая события первых лет революции, он ясно осознает, что
идеология большевиков далека от идеала: «Удивительно, как психология русских
революционеров близка к психологии полиции. И те и другие не имеют ясного понятия
и чувства свободы. … Русское освободительное движение представляется мне теперь
чем-то мутным, наполненным насилием и ложью. Большевизм — его законное
детище». На вопрос анкеты, с помощью которой большевики хотели проверить
лояльность профессоров Таврического университета: «Как вы относитесь к
террору вообще и к красному террору в частности?», он имел смелость ответить,
что к любому относится отрицательно.

«Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, гораздо более
глубокое и мощное в своей основе, чем история человечества», — писал
В. И. Вернадский. На основе своих естественнонаучных изысканий ученый пришел к
выводу, что никакие попытки идеологов разделить человечество на отдельные произвольные
и враждующие группы не будут успешными. Наступило время, когда «человек
впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать
в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств
и их союзов, но и в планетном аспекте». Развитие средств передачи информации
в XX веке еще более подчеркивает единство человечества. Причем В. И. Вернадским
отмечалась стихийность этого процесса и его независимость от воли конкретного
человека или государства. Однако хотя усиление сознания по мере развития биосферы
— это факт, В. И. Вернадский допускал, что «через миллионы лет найдет
обратный процесс».

Является ли цивилизация с ее научным и техническим прогрессом благом? Свободно ли строит человечество историю или она в своем развитии подчинена биосфере как
среде существования человечества? Есть ли прогресс в истории человечества? Как
должен себя вести человек в государстве, особенно в системах недемократических?
Ограничен или нет запас источников существования человечества, и как должен
относиться человек к природе на Земле — вот лишь очень неполный перечень
вопросов, которые задавал себе В. И. Вернадский. Отвечая на них, ученый исходил
из своих представлений о единстве разнообразных природных процессов на Земле
и о человеке как закономерной части биосферы, возникшей на определенном этапе
ее развития.

«Цивилизация культурного человечества не может прерваться и уничтожиться,
так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, а вернее
геологически, сложившейся организованности биосферы».

Ученый отмечал, что падения культур наблюдались в истории человечества и были
связаны с культурной и экономической экспансией или с захватом варварами цивилизованных
областей. В. И. Вернадский считал, что в настоящее время этот процесс маловероятен
— культурное человечество охватывает весь мир. (Мне кажется это не совсем
верным, ибо имеется целый ряд регионов мира, куда культура проникла, но охватила
лишь ничтожную часть населения, а основной массы коснулась лишь одним, наименее
важным аспектом — техническим оснащением разных сторон жизни). Возможно
иное: «понижение высоты культуры — благодаря поднятию уровня социальных
низов, представляющих некую аналогию варварским состояниям народов средневековья»,
— ученый, наблюдавший революцию, гражданскую войну и их последствия, фактически
предсказывает взрыв маскультуры, который мы наблюдаем в настоящее время. Однако
им самим отмечено, что такое «падение» культуры есть явление временное.
В 1920 году Вернадский писал: «Меня не смущает, что сейчас те лица, в
глуби духовной силы которых совершается глубокая, не видная пока работа, как
будто не участвуют в жизни. На виду большей частью не они, а другие люди, действия
которых не обузданы духовной работой. Но все это исчезнет, когда вскроется …
процесс, который является духовным результатом мирового человеческого сознания….
последнее властное слово скажет он, а темные силы, всплывшие сейчас на поверхность,
опять упадут на дно».

«Меняется ли человек, можно ли говорить о прогрессе в истории человечества?»
— задает вопрос В. И. Вернадский. «Нет никакой возможности подвести
историю человечества под формулу прогресса, рассматривать исторический процесс
как единое бесконечное усовершенствование или улучшение жизни», лишь все
новые проявления «формы выражения, связанной с новой средой, новой расой,
новыми условиями жизни, но по существу, здесь нет движения вперед», —
считал В. И. Вернадский. До сих пор «при всем изменении человеческой личности
и условий ее жизни в течение исторических тысячелетий мы чувствуем неизменность
ее основных черт».

Со взглядами о неизменности человеческой личности за историческое время можно
соглашаться или нет, но трудно оспорить мысль о том, что «всемирноисторический
прогресс может быть связан только глубоким перерождением человеческой личности
во что-то новое, неизвестное».

Размышляя о том, какой же должна быть эта личность, он обращается к буддизму,
к идее «боготворчества путем постепенного возвышения … к сверхчеловеческому
состоянию» и продолжает: «…это состояние, очевидно, и намечается
с ходом планетного времени».

Столкнувшись с величайшим открытием науки — возможностью высвобождения атомной
энергии, — В. И. Вернадский в 1922 году задавался таким вопросом : «Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?
Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую ему неизбежно должна дать
наука?» (Резерфорд надеялся, что это открытие не будет сделано до тех
пор, пока человечество не научится жить в мире).

Ученого беспокоило насаждение идеала благополучной и бездумной жизни: «Нельзя
отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех
возможность удовлетворения элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные
блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ».

В сферу пристального внимания В. И. Вернадского входили взаимоотношения человека
с природой, эксплуатация природы человеком и возможность истощения природных
ресурсов. «Человек меняет внешний вид, химический и минералогический состав
окружающей среды своего местообитания». Это естественный процесс, но он
таит в себе очень серьезную опасность исчезновения необходимых для жизни запасов.
В своей тревоге ученый предвосхитил взгляды современной экологической школы.

В. И. Вернадским болезненно ощущались изменения в умонастроении людей: «Действует
серая толпа бедных духом коммунистов в рабской фаланге партии». Он понимает,
что люди внутренне и внешне не свободны, однако усиленная идеологическая шлифовка
уже сформировала рабское сознание, при котором нынешняя несвобода даже не осознается.
А для В. И. Вернадского свобода мысли — естественное право человека, без
которого невозможно полноценное развитие общества и науки в частности.

Понятие прогресса вряд ли применимо по отношению к искусству: нельзя сказать,
что шедевры одного времени превосходят шедевры другого — это вершины творчества,
родившиеся каждый в свое время. Прогресс в науке очевиден: каждое следующее
столетие прибавляет новые знания. Один точно установленный и правильно описанный
факт важнее любых теорий, считает В. И. Вернадский: теории приходят, развиваются,
заменяются новыми, но факт должен войти в любую теорию. Есть еще одна особенность
науки — общеобязательность ее результатов. Какие бы течения общественной
и духовной жизни ни вели борьбу с той или иной добытой наукой истиной, они вынуждены
рано или поздно признать ее. Целый ряд научных открытий была вынуждена признать
даже церковь, хотя некоторые из них противоречили религиозным доктринам. Именно
наука может вывести человечество из экологического кризиса. Именно образование
и просвещение, благодаря которым добытые немногими знания станут достоянием
всех, позволят решить социальные проблемы.

Ученый отдельно останавливался на фундаментальных науках и философской мысли,
предостерегая от увлечения чисто прикладными задачам: «Есть общие задачи,
которые затрагивают основные вопросы, которые затрагивают идеи, над разрешением
которых бились умы сотен и сотен лиц разных эпох, народов и поколений. Эти вопросы
не кажутся практически важными, а между тем в них вся суть, в них вся надежда
на то, чтобы мы не увлеклись ложным камнем, приняв его за чистый бриллиант».

Поиск истины для него важен как в науке, так и в жизни. Осознавая весь тот
кошмар, который принес большевизм, Владимир Иванович не мог не отметить: «в
большевистском движении очень много глубокого, народного … это время и сильного,
искреннего, полного и коренного подъема духа». Однако прежние взгляды
ученого претерпели существенное изменение: «Положение трагическое: получили
значение в жизни страны силы и слои народа, которые не в состоянии понять ее
интереса. Ясно, что безудержная демократия, стремление к которой явилось целью
моей жизни, должна получить поправки», «…демократия показала свое
лицо…, но ясно, что русский народ до этих форм в мировом государстве не дорос».

Научная честность являлась одной из замечательных черт В. И. Вернадского. Он
не боялся признаваться в ошибочности своих воззрений, если появлялись новые
факты, доказывающие неверность его прежних теорий. Так, если ранее он писал,
что успехи химии позволят быстро перейти человеку на синтетическое, автотрофное
питание, то после открытия различия в изотопном составе органических и абиогенных
веществ, он спешит опровергнуть свои взгляды. Подобный синтез представляется
сверхсложным, и не осуществим в близком будущем.

Гражданское мужество этого человека позволило действовать в соответствии со
своими убеждениями.

В самые черные годы репрессий он защищает арестованных ученых, всеми мерами
пытаясь добиться освобождения или облегчения их судеб.

В. И. Вернадский был человеком глубоко религиозным и утверждал: «ни искусство,
ни наука, ни философия не заменят ее (религию, веру. — Е. Г.),
и эти человеческие переживания не касаются тех сторон, которые составляют ее
удел». По его мнению «наука не противоречит религии… Страшно то,
что она не дает опоры для их (богов. — Е. Г.) существования в области
подведомственного ее изучению мира».

Безусловно, наследие Владимира Ивановича Вернадского огромно. В своей статье
я коснулась лишь некоторых аспектов научной и общественной мысли. Как истинного
ученого его отличала необычайная глубина анализа мирового научного и исторического
процессов.

В статье использованы материалы книг

  • Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников.
    Суждения потомков / Сост. Г. П. Аксенов. М.: Современник, 1993.
  • Мочалов И. И. Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945). М.: Наука,
    1982.

Редакция рекомендует книги о В. И. Вернадском

  • Баландин Р. К. Вернадский: Жизнь, мысль, бессмертие. М.: Знание, 1988.
  • Баландин Р. К. Время — Земля — мозг. Минск: Вышэйная школа, 1979.
  • Баландин Р. К. Поиск истины. М.: Детская литература, 1984.
  • В. И. Вернадский и современность. М.: Наука, 1986.
  • В. И. Вернадский: pro et contra / Сост., вступит ст., коммент. А. В. Лаппо.
    СПб.: РХГИ, 2000.
  • Вернадский Владимир Иванович (1863 — 1945). М.; П.: Изд-во АН СССР,
    1947 (Материалы к библиографии ученых СССР. Серия химические науки. Вып. 6).
  • Воспоминания о В. И. Вернадском: К 100-летию со дня рождения. М.: Изд-во
    АН СССР, 1963.
  • Гумилевский Л. Вернадский. (Серия «Жизнь замечательных людей»).
    М., 1988.
  • Казначеев В. П. Учение о биосфере: Этюды о научном творчестве В. И. Вернадского
    (1863-1945). М.: Знание
  • Камшилов М. М. Ноогенез — эволюция, управляемая человеком. М.: Знание,
    1977.
  • Камшилов М. М. Эволюция биосферы. М.: Наука, 1979.
  • Лаппо А. В. Следы былых биосфер. М.: Знание, 1979.
  • Мочалов И. И. Вернадский — человек и мыслитель. М.: Наука, 1970.
  • Мочалов И. И. Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945). М.: Наука,
    1982.
  • Сытник К. М., Апанович Е. М., Стойко СМ. В. И. Вернадский. Жизнь и деятельность
    на Украине. Киев: Наукова думка, 1988.
  • Яншина Ф. Т. Развитие философских представлений В. И. Вернадского. М.: Наука,
    1999.
  • Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения
    о ноосфере. М.: Наука, 1996.

Библиотека трудов академика В. И. Вернадского

  • Избранные произведения / Под ред. акад. А. П. Виноградова. М.: Изд-во АН
    СССР, 1954 — 1960. Т. 1-5.
  • Избранные труды. Кристаллография. М.: Наука, 1988.
  • Труды по радиогеологии. М.: Наука, 1997.
  • Труды по геохимии. М.: Наука, 1994.
  • Очерки геохимии. М.: Наука, 1983.
  • Труды по биогеохимии и геохимии почв. М.: Наука, 1992.
  • Проблемы биогеохимии. Труды биогеохимической лаборатории. М.: Наука, 1980.
    Т. 16.
  • Биогеохимические очерки (1922 — 1932). М.; П.: Изд-во АН СССР, 1940.
  • Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 2001.
  • Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994.
  • Биосфера. М.: Наука, 1967.
  • Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.
  • Биосфера. Мысли и наброски. Сборник научных работ
  • В. И. Вернадского. М.: Изд-й Дом «Ноосфера», 2001.
  • Размышления натуралиста. Т. 1. Пространство и время в неживой и живой природе.
    М.: Наука, 1975. Т.2. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1977.
  • Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989.
  • Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.
  • Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988.
  • О науке. Т. I. Научное творчество. Научное знание. Научная мысль. Дубна:
    Издательский центр «Феникс», 1997.
  • О науке. Т. II. Научная деятельность. Научное образование. СПб.: Изд-во
    РХГИ, 2002.
  • Публицистические статьи. М.: Наука, 1995.
  • Статьи об ученых и их творчестве. М.: Наука, 1997.
  • Письма Н. Е. Вернадской. 1886 — 1889. М.: Наука, 1991.
  • Письма В. И. Вернадского А. Е. Ферсману (1907 — 1944). М.: Наука, 1985.
  • Переписка В. И. Вернадского с Б. Л. Личковым. 1918 1939 гг. М.: Наука, 1980.
  • Страницы автобиографии В. И. Вернадского. М.: Наука, 1981.
  • Дневники: Март 1921 — август 1925. М.: Наука, 1998.
  • Дневники 1917 — 1921. Т. 1. Октябрь 1917 — январь 1920. Киев,
    1994;
  • Дневники 1917 — 1921. Т. 2. Январь 1920 — март 1921. Киев, 1997.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) – это знаменитый на весь мир российский мыслитель и естествоиспытатель. Принимал активное участие в общественной жизни страны. Является главным основоположником комплексов основных наук о Земле. В сферу его изучения входили такие отрасли, как:

  • биогеохимия;
  • геохимия;
  • радиогеология;
  • гидрогеология.

Является создателем большинства научных школ. С 1917 года является академиком российской АН, а с 1925 – академиком АН СССР.

В 1919 году стал первым резидентом АН Украины, затем — профессором Московского института. Однако ушел в отставку. Этот жест являлся знаком протеста против плохого отношения к студентам.

Изложенные мысли Владимира Ивановича Вернадского стали отправной точкой развития современной картины научного мира. Основной идеей ученого была целостная научная разработка такого понятия, как биосфера. По его словам, данный термин определяет живую земную оболочку Земли. Вернадский Владимир Иванович («ноосфера» также является введенным термином ученого) изучил целостный комплекс, в котором основную роль играет не только живая оболочка, но и человеческий фактор. Учения столь умного и рассудительного профессора о взаимоотношениях людей и окружающей среды не могли не оказывать значительного влияния на научное формирование естественного сознания каждого здравомыслящего человека.

вернадский биография

Академик Вернадский был активным сторонником русского космизма, который базируется на идее единства космоса и всего человечества. Также Владимир Иванович являлся лидером партии конституционалистов-демократов и движения земских либералов. Получил государственную премию СССР в 1943 году.

Детские годы и юность будущего академика

Вернадский Владимир Иванович (биография это подтверждает) родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 года. Жил в дворянской семье. Его отец был экономистом, а мать — первой российской женщиной-политэкономом. Родители малыша были довольно известными публицистами и экономистами и никогда не забывали о своем происхождении.

Согласно семейному преданию, род Вернадских берет начало с литовского шляхтича Верны, который перешел на сторону казаков и был казнен поляками за поддержку Богдана Хмельницкого.

В 1873 году герой нашего повествования начал учебу в Харьковской гимназии. А в 1877-м его семья вынуждена была переехать в Петербург. В это время Владимир поступил в лицей и впоследствии успешно его окончил. В городе на Неве отец Вернадского – Иван Васильевич – открыл свою издательскую фирму, которая называлась «Славянская печатня», а также заведовал книжным магазином на Невском проспекте.

академик вернадский

В тринадцатилетнем возрасте у будущего академика начинают проявляться интересы к природоведению, славянству, а также к активной общественной жизни.

1881 год был богатым на события. Цензура закрыла журнал его отца, которого в то же время еще и парализовало. И был убит Александр Второй. Сам же Вернадский успешно сдал вступительные экзамены и начал свою студенческую жизнь в Петербургском университете.

Желание стать ученым

Вернадский, биография которого столь же популярна, как и его научные достижения, начал свою учебу в Петербургском университете в 1881 году. Ему повезло попасть на лекции Менделеева, который подбадривал студентов, а также укреплял их веру в себя и учил достойно преодолевать трудности.

В 1882 году в университете было создано научно-литературное общество, в котором Вернадский имел честь вести минералогию. Профессор Докучаев обратил внимание на то, что молодой студент учится наблюдать за природными процессами. Большим опытом для Владимира стала организованная профессором экспедиция, которая позволила студенту уже через несколько лет самому пройти первый геологический маршрут.

русские ученые

В 1884 году Вернадский становится сотрудником минералогического кабинета Петербургского университета, воспользовавшись предложением все того же Докучаева. В этом же году вступает во владение имением. А еще через два года женится на прекрасной девушке Наталии Старицкой. Вскоре у них появляется сыночек Георгий, который в будущем станет профессором Йельского университета.

В марте 1888 года Вернадский (биография описывает его жизненный путь) отправляется в командировку и посещает Вену, Неаполь и Мюнхен. Так начинается его работа в лаборатории кристаллографии за границей.

И вот после успешного окончания учебного года в университете Вернадский решает оправиться в путешествие по Европе с целью посещения минералогических музеев. Во время поездки он принял участие в пятой конференции Международного геологического собрания, которое проходило в Англии. Здесь же был принят в Британскую ассоциацию наук.

Московский университет

Владимир Вернадский, приехав в Москву, стал преподавателем в Московском университете, заняв место своего отца. В его распоряжении были отличная химическая лаборатория, а также минералогический кабинет. Вскоре Вернадский Владимир Иванович (биология тогда еще не столь сильно итересовала молодого ученого) стал читать лекции на медицинском и физико-математическом факультетах. Слушатели позитивно отзывались о важных и полезных знаниях, которые давал преподаватель.

Вернадский описывал минералогию как научную дисциплину, позволяющую изучать минералы как природные соединения земной коры.

В 1902 году герой нашего рассказа защитил докторскую диссертацию по кристаллографии и стал ординарным профессором. В это же время принял участие в съезде геологов со всего мира, который состоялся в Москве.

В 1892 году в семье Вернадских появился второй ребенок – дочь Нина. В это время старшему сыну уже было девять лет.

Вскоре профессор замечает, что «вырастил» целую новую науку, отделяющуюся от минералогии. О ее принципах он рассказал на очередном съезде врачей и естествоиспытателей. С тех пор появилась новая отрасль — геохимия.

4 мая 1906 года Владимир Иванович становится адъюнктом по минералогии в Петербургской академии наук. Здесь же избирается заведующим минералогическим отделением Геологического музея. А в 1912-м Вернадский (биография его — прямое тому подтверждение) становится академиком.

Путешествуя по миру, ученый собирает и привозит домой самые разнообразные коллекции камней. А в 1910 году итальянский натуралист назовет открытый Владимиров Ивановичем минерал «вернадскитом».

Свою преподавательскую деятельность в Московском университете профессор закончил в 1911 году. Именно в этот период правительство разгромило кадетское гнездо. В знак протеста из высшего заведения ушла треть преподавателей.

ан ссср

Жизнь в Петербурге

В сентябре 1911 года ученый Владимир Вернадский переезжает в Петербург. Одной из проблем, которые интересовали профессора, было превращение минералогического музея Академии Наук в заведение мирового масштаба. В 1911 году в ассортимент музея поступило рекордное число коллекций минералов – 85. Среди них были и камни неземного происхождения (метеориты). Экспонаты были найдены не только в России, но также завезены из Мадагаскара, Италии и Норвегии. Благодаря новым коллекциям Петербургский музей стал одним из лучших во всем мире. В 1914 году вследствие увеличения штата образуется Минералогический и Геологический музей. Вернадский становится его директором.

Во время пребывания в Петербурге ученый старается создать Ломоносовский институт, который должен был состоять из нескольких отделений: химического, физического и минералогического. Но, к сожалению, российское правительство не захотело выделять на него финансы.

С тех пор как началась Первая мировая война, кредиты на радиевые работы в России стали значительно сокращаться, к тому же стремительно прервались зарубежные связи с со светилами науки. Академик Вернадский придумал создать комитет, который будет изучать естественные производительные силы России. Совет, который состоял из пятидесяти шести человек, возглавил сам ученый. И в это время Владимир Иванович стал понимать, как строится вся научная и государственная жизнь. Несмотря на то что в России все ухудшалось, комиссия, наоборот, расширялась. И уже в 1916 году он смог организовать четырнадцать научных экспедиций по разным областям страны. В этот же период академик Вернадский смог заложить основы совершенно новой науки – биогеохимии, которая должна была изучать не только окружающую среду, но и природу самого человека.

Роль Вернадского в становлении украинской науки

В 1918 году дом Вернадского, построенный в Полтаве, был разгромлен большевиками. Даже несмотря на то, что в Украину пришли немцы, ученый смог организовать несколько геологических экскурсий, а также выступить с докладом на тему «Живое вещество».

вклад в науку

После того как власть сменилась, и править начал гетман Скоропадский, было решено организовать Украинскую академию наук. Это важное задание поручили Вернадскому. Ученый считал, что самым хорошим решением будет взять за пример Российскую АН. Такое заведение должно было способствовать развитию материальной и духовной культуры народа, а также увеличению производительных сил. Вернадский, биография которого является подтверждением многих событий, происходивших тогда в Украине, согласился заняться столь важным делом, но при условии, что он не будет становиться гражданином Украины.

В 1919 году открылась УАН, а также научная библиотека. В это же время ученый работал над открытием в Украине нескольких университетов. Однако даже этого Вернадскому оказалось мало. Он принимает решение проводить эксперименты с живым веществом. И один из таких опытов дал очень интересный и важный результат. Но с приходом большевиков находиться в Киеве становится опасно, поэтому Владимир Иванович переезжает на биологическую станцию в Староселье. Непредвиденная опасность вынуждает его отправиться в Крым, где его ожидали дочь и жена.

Наука и философия

Владимир Вернадский считал, что философия и наука – это два совершенно разных способа познать человеком мир. Они разнятся объектом исследования. Философия же не имеет границ и размышляет обо всем. А наука, наоборот, имеет предел – реальный мир. Но в то же время оба понятия являются неразделимыми. Философия – это своеобразная «питательная» среда для науки. Ученым была высказана мысль, что жизнь – это точно такая же вечная часть вселенной, как энергия или материя.

учение вернадского о биосфере и ноосфере

В последние годы своей жизни Владимир Иванович высказал философскую идею перерастания области жизни в область разума, то есть биосферы в ноосферу. Он считал, что человеческий ум – это направляющая сила эволюции, поэтому стихийные процессы сменяются сознательными.

Геохимия и биосфера

В 1924 году Владимир Вернадский опубликовал книгу, которая называется «Геохимия». Сочинение было написано на французском языке и выпущено в Париже. И только через три года «Очерки геохимии» появились на русском языке.

В данном труде ученый обобщает практическую и теоретическую информацию, которая касается атомов земной коры, а также изучает природный состав геосферы. В этом же сочинении было дано понятие «живое вещество» — совокупность организмов, которые можно изучать точно так же, как и любые другие вещества: описывать их вес, химический состав и энергию. Определил геохимию как науку, изучающую химический состав и законы распространения химических элементов на Земле. Геохимические процессы способны охватить все оболочки. Самым грандиозным процессом считается разделение веществ в процессе затвердения или остывания. А вот источником всех геохимических процессов считается энергия Солнца, гравитации и тепла.

Используя законы распределения химических элементов, русские ученые разрабатывают геохимические прогнозы, а также способы поиска полезных ископаемых.

Вернадский сделал умозаключение о том, что любое проявление жизни может существовать только в виде биосферы – огромной системы «области живого». В 1926 году профессор выпустил книгу «Биосфера», в которой изложил все основы своего учения. Издание получилось небольшое, написанное простым творческим языком. Привело в восторг очень многих читателей.

Вернадский сформулировал биогеохимическую концепцию биосферы. В ней данное понятие рассматривалось как живое вещество, состоящее из множества химических элементов, находящихся во всех живых организмах в совокупности.

Биогеохимия

Биогеохимия является наукой, которая изучает состав, строение, суть живого вещества. Ученый определил несколько важных принципов, показывающих модель мира.

О чем же говорил Владимир Вернадский?

Биосфера – живая оболочка Земли – никогда не возвращается в свое прежнее состояние, поэтому все время изменяется. А вот живое вещество оказывает постоянное геохимическое влияние на окружающий мир.

Атмосфера Земли – это биогенное образование, так как борьба за кислород во всем мире намного важнее, чем поединки за пищу.

Самой мощной и разнообразной живой силой на Земле является бактериальная, открытая еще Левенгуком.

В 1943 году ученого наградили орденом и Сталинской премией. Первую половину денежного вознаграждения профессор отдал в Оборонительный фонд Родины, а вторую потратил на приобретение геологических коллекций для Российской академии наук.

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере

Ноосфера – целостная геологическая оболочка Земли, которая формируется в результате культурной и технической деятельности человечества, а также природных явлений и процессов. Самым важным постулатом концепции была роль сознательного влияния людей на окружающую среду.

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере рассматривает появление сознания как вполне логичный результат эволюции. Также профессор смог предсказать расширение границ ноосферы, подразумевая попадание человека в космос. По Вернадскому, основой ноосферы является гармония естественной красоты и человека. Поэтому существа, наделенные разумом, должны бережно относиться к этой гармонии и не разрушать ее.

владимир вернадский биосфера

Отправной точкой появления ноосферы является возникновение в жизни человека первых орудий труда и огня — так у него оказалось преимущество перед животным и растительным миром, начались активные процессы создания культурных растений и приручения животных. И вот теперь человек начинает действовать не как существо разумное, а как творец.

А вот наука, которая занимается изучением пагубного действия представителя рода человеческого на окружающую среду, появилась уже после смерти Вернадского и называлась экологией. Но эта наука не изучает геологическую деятельность людей и ее последствия.

Вклад в науку

Владимир Иванович сделал множество важнейших открытий. С 1888 по 1897 год ученый разработал концепцию силикатов, определил классификацию кремнеземистых соединений, а также ввел понятие каолинового ядра.

В 1890-1911 гг. стал основателем генетической минералогии, установив особые связи между способом кристаллизации минерала, а также его составом и генезисом образования.

Русские ученые помогли Вернадскому систематизировать и структурировать полученные знания в области геохимии. Ученый впервые провел целостные исследования не только атмосферы Земли, но также литосферы и гидросферы. В 1907 году положил начало радиогеологии.

В 1916-1940 годах определил основные принципы биогеохимии, а также стал автором учения о биосфере и ее эволюции. Вернадский Владимир Иванович, открытия которого поразили весь мир, смог изучить количественное содержание элементов живого тела, а также геохимические функции, которые они выполняют. Ввел понятие перехода биосферы в ноосферу.

 что сделал владимир иванович вернадский

Несколько слов о биосфере

Структуру биосферы, по расчетам Владимира Ивановича, составляли семь основных видов вещества:

  1. Рассеянные атомы.
  2. Вещества, возникшие из живого.
  3. Элементы космического происхождения.
  4. Вещества, образованные вне жизни.
  5. Элементы радиоактивного распада.
  6. Биокостные.
  7. Живые вещества.

Что сделал Владимир Иванович Вернадский, знает каждый уважающий себя человек. Он считал, что любое живое вещество может развиваться только в реальном пространстве, для которого характерна определенная структура. Химический состав живого вещества соответствует определенному пространству, поэтому чем больше веществ, тем больше таких пространств.

А вот переходу биосферы в ноосферу сопутствовали несколько факторов:

  1. Заселение человеком разумным всей поверхности планеты Земля, а также его победа и преобладание над другими живыми существами.
  2. Создание единой информационной системы для всего человечества.
  3. Открытие новых источников энергии (особенно таких как атомная). После такого прогресса человечество получило очень важную и мощную геологическую силу.
  4. Умение человека управлять широкими народными массами.
  5. Рост численности людей, которые занимаются наукой. Этот фактор также дает человечеству новую геологическую силу.

Владимир Вернадский, вклад в биологию которого просто неоценим, был оптимистом и считал, что необратимое развитие научного знания – это единственное существенное доказательство существовавшего прогресса.

Заключение

Проспект Вернадского – самая протяженная улица Москвы, которая ведет на юго-запад столицы. Свое начало берет около института Геохимии, основателем которого и являлся ученый, и заканчивается Академией Генерального штаба. Таким образом, она символизирует вклад Вернадского в науку, который отображается в деле обороны страны. На этом проспекте, как и мечтал ученый, находятся несколько научно-исследовательских институтов и учебных университетов.

По широте научного кругозора и разнообразию научных открытий Владимир Иванович Вернадский стоит, пожалуй, особняком среди других великих естествоиспытателей нашего времени. Во многом за свои достижения он благодарил своих учителей. Часто боролся за жизнь своих друзей и учеников, которые становились жертвами карательной системы. Благодаря светлому уму и выдающимся способностям, вместе с другими учеными смог создать сильные научные институты мирового значения.

вернадский владимир иванович открытия

Жизнь этого человека оборвалась внезапно.

25 декабря 1944 года Владимир Иванович попросил жену принести кофе. И пока та ходила на кухню, у ученого произошло кровоизлияние в мозг. Подобная беда постигла его отца, и сын очень боялся умереть такой же смертью. После случившегося ученый прожил еще тринадцать дней, так и не приходя в сознание. Умер Владимир Иванович Вернадский 6 января 1945 года.

  • Рассказ носова живая шляпа картинки
  • Рассказ носова о мальчике бобке 2 класс кроссворд ответы
  • Рассказ о бабочке для дошкольников
  • Рассказ няне пушкин читать
  • Рассказ ночь и день и ночь