Чтение, 5
класс.
Тема: Н. Носов
«Витя Малеев в школе и дома» (2 урок).
Цель: продолжить
знакомство учащихся с содержание повести «Витя
Малеев в школе и дома» Н. Носова.
Задачи:
Образовательная: формирование навыков
осознанного, правильного, выразительного чтения вслух; развитие умения работы с
текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.
Развивающая:
развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять
словарный запас; развивать интерес к чтению, любознательность;
развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.
Коррекционные:
эмоционально-волевая сфера.
Воспитательные:
воспитание чувства коллективизма: учить оказывать помощь, не быть
равнодушным к проблемам своих одноклассников, учить радоваться победам своих
друзей, воспитание чувства юмора, веры в свои силы; воспитание
в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать
умение работать в коллективе.
Оборудование:
компьютер, проектор, учебник, выставка книг Н. Носова, портрет писателя,
иллюстрации к рассказу, презентация.
Ход
урока.
Этапы | Средства и приёмы учителя |
Оргмомент | Речёвка. |
Эмоциональная | Ты улыбкой, как солнышком, брызни, — Мы с — — О ком — |
Представление 1. 2. 3. 4. 5. | — Сегодня мы пополним наши знания о биографии и творчестве 1.Свой рассказ о Николае Носове мне 2. Писатель соответствовал своей 3.Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, 4.Позже Носов продавал газеты, был возчиком бревен. Именно с 5.Начало его писательской деятельности |
Выставка | – Обратите внимание на выставку книг. — Выставку книг Н.Носова я назвала — Книги о мальчишках и — Сегодня мы продолжим путешествие по — Самые обычные жизненные ситуации |
Тема | — Итак, мы сегодня продолжим знакомство с произведением Н. — Открою вам секрет. Повесть написана давно, -Вспомним содержание 1 части. |
Вопросы 1 части | — Кто является главным героем произведения? (Витя Малеев, — От чьего имени введётся рассказ? (Вити Малеева) — Кто навестил Шишкина в тот день? (Витя Малеев, — А кто навещал его каждый день? (Витя Малеев) — Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему? (нет, потому что он не был болен) — Каким голосом Костя разговаривал с ребятами? (неуверенно, заикается, отвечает тем же словами что и вопросы) — Лежишь? — Лежу вот. — Скучно тебе, небось, лежать всё время?- спрашивает Лёня. — Скучно. — Ты один весь день? — Один. — Как ребята подбадривали больного? (Мы теперь будем ходить к тебе почаще. Ты извини, что мы не (Мы к тебе будем каждый день приходить, хочешь ? – предложил (А об уроках не беспокойся. Вот начнёшь поправляться. Мы тебе — Что произошло дальше? (ребята стали прощаться, пожелали |
Словарная | — — |
Физминутка | Дружит с солнцем ветерок, |
Чтение 2 | — Сейчас мы с вами возвращаемся к рассказу и начинаем читать 2 Учитель, хорошо читающие ученики. Чтение по цепочке. |
Словарная | -Давайте Акробат-спортивный Циркач-цирковой Заковылял-медленно Отворил-открыл Юркнул-спрятался Звено – Ябеда-доносчик |
Разбор 2 Выборочное | — Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста? — Кто является главным героем повести? — Понравился ли вам этот герой? Чем? — Чтобы вы ему посоветовали? (не обманывать, не подводить — Как Витя понимал дружбу? — Что он рассказывал о Косте в школе? — Как Костя объяснил свои прогулы? — Кому хотели рассказать ученики про Костю? (Ольге Николаевне) — Как пригрозил Косте Игорь? Зачитайте. (Вот попробуй не — Кто пришёл к Косте в конце этого разговора? (Учительница). — Обрадовалась ли Ольга Николаевна, когда увидела ребят? (да) — Что она сказала? Зачитайте. (О, да тут всё звено! – — Что сказал Юра про Костю? Зачитайте. (Ничего у него не — С каким вопросом обратилась Ольга Николаевна к Вите? (Почему — Как отреагировал Витя? Зачитайте. (От — Правильно ли поступали Витя и Костя? |
Работа | Рассмотрите — Какой |
Конкурсное | Выразительное — А — Ты — Я вам Подведение |
Правила Дружбы в коллективе. | — А сейчас все хором зачитаем Если хочешь быть хорошим и верным другом: |
Итог Обобщение. | — Я — Николай Николаевич Носов показал в своей повести, как — И хотелось бы закончить урок словами «Всё достигается упорным Без упорного труда не будет — Я — Спасибо! |
Оценки. Д/з. | Стр. |
Инфоурок
›
Начальные классы
›Другие методич. материалы›Викторина «Внимательный читатель по рассказу Н.Н. Носова «Витя Малеев в школу и дома»
библиотека материалов
Викторина
«Внимательный читатель»
УМК «Школа России»
4 класс
Литературный жанр Рассказ
Название «Витя Малеев в школе и дома»
Пояснительная
записка
Одним из
приемов послетекстовой деятельности является проведение викторины
«Внимательный читатель». Создателем викторины может быть не только учитель,
но и обучающиеся. Обучающиеся моего класса после знакомства с тем или иным
литературным произведением поучают задание подготовиться к викторине
«Внимательный читатель». При подготовке ребята прорабатывают содержание
текста, сопоставляют факты предметы, самостоятельно составляют вопросы к
тексту. Обучив ребенка приему составления викторины «Внимательный читатель»,
учитель может предложить ученикам подготовить аналогичное задание
самостоятельно, можно так же провести конкурс на самый интересный вопрос к
тексту. Младшие школьники всегда с интересом выполняют задания викторины.
Викторина
«Внимательный читатель» развивает способности младшего школьника понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.
Ф.И.__________________________________________________________
Викторина «Внимательный читатель» по
произведению Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»
1 | Как |
2 | В каком |
3 | Как |
4 | Кто помог |
5*** | В каком |
6 | Почему |
7* | Кто из |
8*** | Как звали |
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 935 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 902 человека из 81 региона
- Сейчас обучается 365 человек из 71 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Викторина «Внимательный читатель является одной из форм послетекстовой работы. Напрвлена на развитие читательской грамотности обучающихся начальной школы.
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Викторина «Внимательный читатель» по былине «Исцеление Ильи Муромца»
-
Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении
-
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
-
Создание здоровьесберегающей среды при подготовке будущих первоклассников.
-
Тема: «Роль уроков литературного чтения в нравственно – духовном воспитании учащихся начальной школы»
-
Словарная работа на уроке
-
Тестовое задание по русскому языку 3 класс по теме «Состав слова»
-
Контрольная работа по математике 3 класс 2 четверть
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5459315 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания информатики в начальных классах»
-
Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
-
Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
-
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
Оставьте свой комментарий
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 154.
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Раздел «Жить по совести, любя друг друга»
1. Какие произведения вы прочитали?
Мы прочитали рассказы и одно стихотворение.
2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.
Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается один или несколько случаев из жизни какого-то человека.
Стихотворение — это поэтическое произведение, написанное по определённым правилам, обладающее рифмой и ритмом.
Сказка — это литературное произведение, в котором происходят волшебные, невозможные в реальной жизни события.
Отличие рассказа от стихотворения в том, что он написан прозой и в нём рассказан какой-то реальный случай.
Отличие рассказа от сказки в том, что в события рассказа могли произойти в реальной жизни, в них нет ничего волшебного.
3. Обсудите с друзьями. Что значит жить по совести? Можем ли мы сказать, что совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми? Нравственность — это духовные и душевные качества человека, те правила, которые определяют его поведение?
Жить по совести, значит быть честным, добрым, справедливым. Значит совершать только добрые поступки, и не совершать те, за которые будет стыдно.
Таким образом мы смело можем сказать, что совесть — это ответственность за свои поступки.
А нравственность — это правила, по которым человек живёт. И эти правила основаны на его совести.
4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения вы уже читали об этом?
Я думаю, что по совести живут герои повести Толстого «Детство Никиты». В их семье царят уважение и вежливость.
Так же по совести живут герои повести Гайдара «Тимур и его команда». Они совершают добрые поступки, помогают другим людям, дружат.
5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, не включая подробности, содержание одной главы из повести Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.
Перескажем 7 главу повести, в которой рассказывается о спектакле.
Разделим главу на смысловые части.
- Подготовка к спектаклю. Главная мысль: нужно исправить отметки, а потом на сцене играть.
- Изготовление коня. Главная мысль: вместе можно со всеми трудностями справиться.
- Спектакль. Главная мысль: Смеяться нужно вовремя.
- Двойка за четверть. Главная мысль: Всё делай вовремя, чтобы потом не плакать.
Пересказ 7 главы повести «Витя Малеев в школе и дома» для 4 класса
Однажды вожатый Володя предложил поставить сценку «Бой Руслана с головой». Ребята с восторгом приняли эту идею и стали готовиться к спектаклю. Они сделали картонную голову и репетировали на сцене.
А Витя и Костя смотрели на них из зала и завидовали. Учительница не разрешила им принять участие в спектакле, потому, что у них было много двоек.
Но тут Шишкину в голову пришла замечательная мысль. Он предложил сделать коня, потому что Руслан в поэме был на коне. Мальчики попросили помочь Лику, и девочка сшила шкуру коня из старого матраса. В шкуру забрались Витя и Костя и стали репетировать.
Лика очень смеялась, потом смеялись родители Вити.
Ребята подошли к Ване, который играл Руслана, и сказали, что для него есть конь. Ваня удивился, но согласился сесть на коня, потому что ему было неловко ходить по сцене пешком.
Когда конь с Русланом появился на сцене, зрители пришли в восторг. Конь шатался, шевелил ушами и отлетал, сдуваемый головой. Все смеялись.
Когда спектакль закончился, Володя пристыдил ребят. Он сказал, что задумка была хорошей, но баловаться на сцене было нельзя. Мальчики расстроились.
А через несколько дней им выдали табели, в которых стояли двойки за четверть. Они решили не показывать табели родителям до праздника, чтобы не испортить веселье.
6. Обсудите с другом смысл высказываний.
Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Это значит, что человек должен жить по совести, не совершать ничего постыдного.
Живите в мире со всеми и любите всех. Это значит, что человек должен с уважением относиться к любому человеку, уважать его интересы и образ жизни, ни с кем не ссориться.
Не делайте никому зла и прощайте обиды. Это значит, что человек не должен обижать другого человека. А если кто-то обидел его, то нужно уметь простить, а не обижать в ответ.
7. Составьте и запишите небольшой рассказ о том, как вам удалось простить какую-то обиду.
Рассказ о том, как я простила обиду для 4 класса
Однажды случилось так, что мы сильно поссорились с подругой. Она сказала, что я жадина, потому что не хочу подарить ей пенал, которым сама не пользуюсь. Но я просто не могла этого сделать, ведь этот пенал мне подарила мама на день рождения.
Я очень обиделась на эти слова, а на другой день мы даже не разговаривали.
Но потом я подумала, что глупо обижаться на слова, сказанные в сердцах. Мне было совестно, что я отказала подруге в просьбе. И я решила с ней поговорить.
На перемене я подошла к ней и предложила всё забыть и помириться. Подруга обрадовалась. Ей и самой было плохо в ссоре. Теперь мы снова дружим и везде ходим вместе. А тот пенал я спрятала подальше, чтобы не вспоминать эту ссору.
Идеи досуга /
Какую книгу почитать
Как помочь ребятам справиться с трудностями, показав, что школьный период – удивительная пора, когда мы впитываем знания не только об учебных дисциплинах, но и о жизни? В нашей подборке вы найдете 10 нескучных книг, благодаря которым дети разных возрастов научатся понимать себя и преодолевать невзгоды взросления.
- 1. «Витя Малеев в школе и дома», Николай Носов
- 2. «Сказка о потерянном времени», Евгений Шварц
- 3. «Матильда», Роальд Даль
- 4. «Денискины рассказы», Виктор Драгунский
- 5. «Манюня пишет фантастичыскый роман», Наринэ Абгарян
- 6. «Мудрец_05», Екатерина Соболь
- 7. «Уроки французского», Валентин Распутин
- 8. «Хорошо быть тихоней», Стивен Чбоски
- 9. «Приключения Электроника», Евгений Велтистов
- 10. «Чудак из шестого “Б”», Владимир Железников
1. «Витя Малеев в школе и дома», Николай Носов
Николай Васильевич Носов – признанный советский писатель, чьи книги воспитали несколько поколений детей. Самым известным произведением Носова стал цикл приключений Незнайки, однако у данного автора было еще множество забавных историй о жизни детишек. Среди них особого внимания достойна книга о Вите Малееве и его школьных и домашних буднях. Витьку не назовешь лучшим учеником, ответы у доски для него сродни публичной казни. Однако (несмотря на проблемы в учебе) это замечательный мальчик, чья фантазия не знает границ. К сожалению, взрослые зачастую определяют успешность ребенка исключительно по его отметкам, поэтому данную книгу стоит прочесть и родителям, и учителям.
смотреть
2. «Сказка о потерянном времени», Евгений Шварц
Замечательная и поучительная история для непослушных детей, легшая в основу советской экранизации. Сказка повествует о четырех старых волшебниках, мечтающих вернуть себе молодость. Однако повернуть время вспять не так уж и просто, для начала надо разыскать детей, попусту прожигающих свою жизнь. К счастью для дряхлых злодеев, им подвернулись беспечные лодыри. Внезапно постаревшие ребята все же понимают, что время – бесценный дар, который нельзя растрачивать впустую. Они отправляются на поиски волшебников, чтобы разрушить их злые чары.
смотреть
3. «Матильда», Роальд Даль
«Матильда» – генильная работа автора всемирно известных историй для детей, поражающих воображение и полных жизненно важных уроков. Отдельные его книги (например, «Чарли и шоколадная фабрика» и «Большой и добрый великан») легли в основу культовых фильмов. В странах СНГ к творчеству Роальда проявили не так уж много внимания, а зря. Главная героиня произведения – маленькая девочка, смышленая не по годам. Матильда научилась читать самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны взрослых. К сожалению, глуповатые родители полностью игнорируют недюжий ум своей дочери, никак его не развивая и бедняжка от скуки превращается в несносную хулиганку. Одна лишь школьная учительница способна понять уникальную личность Матильды и какого же ее удивление, когда умственные способности ребенка достигают сверхчеловеческих высот!
смотреть
4. «Денискины рассказы», Виктор Драгунский
Этим произведением Драгунского когда-то зачитывались почти все советские дети, смеясь над забавными приключениями неугомонного Дениса. Со временем популярность этой книги уменьшилась, ведь на смену ей пришли истории о современных детях. Разумеется, в этом нет ничего удивительного, так как школьникам всегда интереснее читать про период, в котором живут они сами. Однако не стоит забывать про это великолепное литературное творение, поскольку Драгунский описал в нем те проблемы, с которыми сталкиваются ребятишки всех стран и эпох. Преисполненные юмора и оптимизма, «Денискины рассказы» являются примером дивных книг, взращивающих творческое начало.
смотреть
5. «Манюня пишет фантастичыскый роман», Наринэ Абгарян
Популярную писательницу Абгарян прославили ее трогательные и юмористические произведения, полные ностальгии по детству. Манюня – отнюдь не вымышленный персонаж, а скорее слегка приукрашенное отражение лучшей школьной подруги самой Наринэ. Описание, казалось бы, самых обыденных событий из жизни каждого ребенка превращаются на страницах книги в захватывающую автобиографическую повесть, наполненную бесконечным оптимизмом. Наринэ Абгарян сохранила в себе способность видеть мир глазами ребенка, утраченную многими унылыми взрослыми. Благодаря ее таланту, дети научатся воспринимать даже самые скучные будни как увлекательный период познания себя и окружающих людей.
смотреть
6. «Мудрец_05», Екатерина Соболь
Семиклассник Паша – идеальный сын, радующий родителей отличными школьными отметками и примерным поведением. Этот пай-мальчик ни за что не сделал бы ничего отчаянного, не случись в его семье беда. Когда отец Паши пропадает без вести, паренек решает разыскать его самостоятельно, но для этого ему придется поехать из Москвы в Сочи. К несчастью для Паши, его попутчиком оказывается хулиган Илья, с которым у нашего героя нет ничего общего. Но, быть может, школьные враги могут стать друзьями? Ребят ждут новые знакомства и опасные приключения. Однако сначала Пашке нужно разобраться в семейных секретах и понять, действительно ли отец пропал. Может, он просто не хочет возвращаться? Екатерина Соболь рассказывает не просто детективную историю, она показывает переживания ребенка, лишенного внимания одного из родителей, а это (к огромному прискорбию) одна из самых распространенных проблем современного общества, где многие дети растут в неполноценных семьях.
смотреть
7. «Уроки французского», Валентин Распутин
Ваши дети постоянно жалуются на то, как им тяжко приходится в школе? Что ж, книга Распутина поможет им понять, как прекрасно быть современным учеником. Повествование ведется от лица маленького мальчика, живущего в середине пошлого века. Чувствуя непреодолимую тягу к знаниям, 11-летний ребенок вынужден уехать из деревни (где есть лишь начальная школа). В городе ему предстоит столкнуться с недетскими проблемами и между занятиями бедняга рыщет по улицам в поисках хоть какого-то пропитания. Рассказ Распутина, безусловно, мрачное и печальное произведение, но оно помогает по-новому взглянуть на современную систему образования, радуясь тому, что мы имеем.
смотреть
8. «Хорошо быть тихоней», Стивен Чбоски
А вот эта книга уже для ребят постарше. Мы не зря упоминали ее в нашей подборке книг для подростков, ведь она повествует о дружбе, первой любви и самых неожиданных труностях взросления. Роман Чбоски стал сенсацией, привлекающий к себе внимание подростков и их родителей. Дело в том, что Чбоски рисует школьную жизнь без прикрас, не привнося в нее рафинированный идеализм многих авторов, по мнению которых в жизни подростка нет проблем страшнее плохой отметки. Персонажи этого романа вынуждены столкнуться с куда более серьезными проблемами и речь не только о первой любви. Так, главный герой (паренек по имени Чарли) впадает в депрессию из-за глубокой детской травмы, столь шокирующей, что мозг пытается стереть даже само воспоминание о ней. К счастью, в жизни Чарли появляются люди, способные помочь в преодолении боли, но и они порой (пусть и сами того не желая) наносят ему новые душевные раны.
смотреть
9. «Приключения Электроника», Евгений Велтистов
Цикл о приключениях Электроника стал культовым в отечественной фантастике для школьного возраста. Эта история дружбы между человеческим мальчиком и его близнецом-роботом пронизана добротой и с малых лет приучает нас восхищаться безграничными возможностями науки, напоминая, что плоды ученых должны служить благим целям. Велтистов подарил нам книги, взращивающие в детях ум и доброту.
В эту книгу вошли истории о появлении Электроника в жизни Сережи Сыроежкина – очаровательного, но необычайно ленивого школьника. Быстро преодолев шок от знакомства с передовым роботом, как две капли воды похожим на него, Сыроежкин решает воспользоваться необычайными способностями нового друга, уговорив того посещать школу, выдавая себя за Сережу. Искусственный интеллект позволяет андроиду молниеносно осваивать любую дисциплину, поражая учителей и одноклассников невиданными результатами. Однако Электронику грозит смертельная опасность, ведь за ним охотятся беспощадные преступники.
смотреть
10. «Чудак из шестого “Б”», Владимир Железников
Самым известным творением Железникова стала школьная драма «Чучело», легшая в основу известной советской экранизации. Впрочем, не все произведения этого талантливого писателя столь печальны. Его перу, среди прочего, принадлежит занимательная юмористическая повесть о злоключениях шестиклассника-лодыря (Бориса Збандуто). У автора интереснейшая подача текста, способная увлечь даже взрослого читателя. Повествование ведется от лица самого Борьки – неугомонного хулигана, то и дело попадающего в переплеты, из которых ему удается выпутаться благодаря оптимизму и смекалке. В целом Боря довольно добрый ребенок и порой ему даже хочется вести себя хорошо, но ведь тогда взрослые решат, будто он поддался их воспитанию. Не бывать этому! Борька не позволит сломить свою волю и сделать его похожим на заучек-одноклассников. И пускай вечно поучающая всех тетя Оля называет племянника вандалом, варваром и гунном, он еще покажет взрослым, кто здесь главный.
смотреть
Данная подборка включает в себя произведения для всех юных читателей, как младшего, так и старшего школьного возраста. Однако о вкусах не спорят, поэтому нам будет интересно узнать вашу точку зрения. Расскажите нам, какие книги о детстве и подростковых годах сформировали ваш характер, оставив неизгладимые воспоминания на всю жизнь.
Источник