- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Синтаксис
- Словосочетание
Словосочетание — это соединение двух или нескольких знаменательных слов (являющихся самостоятельными частями речи), связанных по смыслу и граммматически.
Словосочетание служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий.
Виды словосочетаний
По принадлежности главного слова к определённой части речи:
1) именное — главное слово выражено именем существительным, прилагательным, числительным, местоимением:
- любимое занятие (сущ.),
- желание (сущ.) учиться,
- бег (сущ.) галопом,
- готовый (прилаг.) к труду,
- двое (числит.) из мальчиков,
- кто-то (местоим.) из желающих;
2) глагольное — главное слово выражено глаголом либо глагольной формой (причастием или деепричастием):
- читать (глагол) книгу,
- выполняющий (причастие) поручение,
- увлекаясь (деепричастие) спортом;
3) наречное — главное слово выражено наречием:
- близко (наречие) к дому,
- очень весело (наречие),
- справа (наречие) от меня;
Типы подчинительной связи между словами в словосочетании :
1) согласование — зависимо слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово:
- на зелёной траве — согласование в ж.р., ед.ч., П.п.,
- по ночному небу — согласование в ср.р., ед.ч., Д.п.,
- мерцающие звёзды — согласование в И.п., мн..ч.;
2) управление — зависимое слово ставится в той падежной форме, какой требует главное слово:
- горит (чем? Т.п.) огнём,
- итоги (чего? Р.п.) дня,
- каникулы (когда? в чём? П.п.) в ноябре;
3) примыкание — связь неизменяемого зависимого слова с главным словом по смыслу:
- светится (как?) ярко,
- построен (где?) близко,
- не встретится (когда?) никогда.
♦ Полезно знать!
Выделяют цельные словосочетания — это такие словосочетания, в которых главное слово имеет смысловую полноту только в сочетании с зависимым словом:
- Напрасно вечное томление сердец … (А .Фет)
- Три гордые пальмы высоко росли. (М. Лермонтов)
- Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. (А. Пушкин
Порядок разбора словосочетаний
1. Вычленить словосочетание из предложения.
2. Указать главное и зависимое слово.
3. Определить, какой частью речи они выражены и какими средствами связи они соединены.
4. Определить вид сочетания слов в зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи (именное, глагольное. наречное).
5. Определить тип подчинительной связи (согласование, управление или примыкание).
Образец разбора словосочетания
Весной у нас расцветают яблоневые сады.
Письменный разбор:
— именное, тип подчинительной связи — согласование, согласуется в И.п., мн.ч., средство связи — окончание.
— глагольное, тип подчинительной связи — примыкание, слова связываются по смыслу, средство связи — неизменяемое слово.
— глагольное, тип подчинительной связи — управление, средство связи — предлог, окончание.
Устный разбор:
- Яблоневые сады — словосочетание. Главное слово — (что?) сады, выражено именем существительным, зависимое — (какие?) яблоневые, выражено именем прилагательным. Именное по принадлежности главного слова к части речи, главное и зависимое слово согласуются в И.п., мн.ч.. Тип подчинительной связи — согласование, средство связи — окончание.
- Расцветают весной — словосочетание. Главное слово — (что делают?) расцветают, выражено глаголом, зависимое — (когда?) весной, выражено наречием. Глагольное по принадлежности главного слова к части речи, главное связано с зависимым по смыслу. Тип подчинительной связи — примыкание, средство связи — присоединение неизменяемого слова по смыслу.
- Расцветают у нас — словосочетание. Главное слово — (что делают?) расцветают, выражено глаголом, зависимое — (у кого?) у нас, выражено местоимением. Глагольное по принадлежности главного слова к части речи, главное требует от зависимого употребления с предлогом в Р.п.. Тип подчинительной связи — управление, средство связи — предлог и окончание.
Расцветают сады — грамматическая основа.
♦ Запомните! Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Порядок слов в предложении
Полные и неполные предложения
Сложноподчинённые предложения
Сложносочинённые предложения
Осложнённые предложения
Сравнительный оборот
Вводные и вставные конструкции
Обособленные члены предложения
Бессоюзие
Односоставные предложения
Второстепенные члены предложения
Определение
Способы выражения подлежащего
Виды сказуемого
Синтаксический разбор
Пунктуация
Интонация предложений
Диалог
Риторический вопрос
Синтаксис
Правило встречается в следующих упражнениях:
5 класс
Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 594,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 446,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 447,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 449,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 450,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 451,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 452,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 443,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 516,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 553,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 560,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 285,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 332,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 579,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 580,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 581,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 197,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 7,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 504,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 160,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 185,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 211,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 229,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 272,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 273,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 274,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 63,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 68,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 44,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 46,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 48,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 49,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 74,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 106,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 329,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Тип урока: комбинированный
Цель: ознакомление с видами словосочетаний.
Задачи:
Образовательные:
- Определять главное и зависимое слово в словосочетании
- Отрабатывать умение составлять словосочетания
- Различать именные и глагольные словосочетания
Развивающие:
- Обогащение словарного запаса школьников
- Обучение умению связно излагать свои мысли
- Развитие логического мышления школьников
- Овладение нормами литературного языка
Воспитательные:
- Воспитание любви к родному русскому языку
- Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, парная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, перфокарты, карточки, тесты, картины художника Васнецова В.М.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Запись в тетрадь: число, классная работа.
2. Психологический настрой.
Учитель:
Знания мы в круг собрали.
Словосочетания мы изучали.
Нам преграды все пройти надо.
И к концу пути
Будем мы ещё умнее,
А от этого сильнее.
Сила наша не в руках,
А в умах и головах.
И сегодня всё расскажем,
И запишем, и покажем.
Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем,
Навсегда запоминаем.
В добрый путь же, господа!
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Работа по эпиграфу. (Слайд).
Эпиграф к уроку: «Язык неистощим в соединении слов» А.С. Пушкин.
Учитель: О чем пойдет речь на нашем уроке? (Соединение слов – это есть словосочетание.)
Учитель: Подберите синоним к слову «соединение» (сочетание слов)
(Учащиеся называют основную тему урока – «Словосочетание»)
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах.
2. Фронтальный опрос.
Учитель:
- Какая синтаксическая единица называется словосочетанием? (Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)
- Чем словосочетание отличается от слова? (Словосочетание более точно называет предмет)
- Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
- Как связываются слова в словосочетании (По смыслу и грамматически)
- Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании (С помощью вопроса от главного слова к зависимому.)
- Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в словосочетании? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с предлогом или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием)
3. Парная работа. «Проверь себя» (Слайд)
Реши кроссворд:
По горизонтали:
4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам;
5. Сочетание слов;
6;7. Способы грамматической связи.
По вертикали:
1. Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания;
2;3. Части словосочетания.
Проверь себя:
Ответы:
- По горизонтали: 4. Смысловая; 5. Словосочетание; 6;7 Предлог, окончание.
- По вертикали: 1. Грамматическая; 2;3 Зависимое, главное.
4. Практическая работа по изученному материалу. (Слайд)
Учитель: Составьте словосочетания и запишите их в тетрадь, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетаний, вставьте пропущенные буквы.
Пож.леть, друг;
Увл.каться, спорт;
Уд.вительный, зрелище;
Спуститься, г.ры;
Смелый, снег.
Учитель: Что необычного вы заметили?
Ученики: Нельзя составить словосочетание из двух последних слов.
Учитель: Почему нельзя составить словосочетания из двух последних слов?
(Это случайный подбор слов, сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания)
Обобщение знаний учащихся.
Вывод:
Учитель: Ребята, какие понятия вами усвоены по теме «Словосочетание»
(Понятие о словосочетании как о сочетании слов, конкретизирующих предмет или действие; ознакомление со структурой словосочетаний, выделение в словосочетании главного и зависимого слова, установление смысловой связи между зависимым словом и главным словом, установление грамматической связи между словами в словосочетании с помощью окончаний и предлога)
5. Гимнастика для глаз. (Слайд)
III. Работа над новым материалом. Проблемная ситуация.
(Слайд)
А) Учитель: Найдите закономерность в построении словосочетании.
Богатая растительность
Берег моря
Очень хорошая
Изложить мысли
Читать выразительно
(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя». В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол».)
Б) Учитель: Прочитайте словосочетания. Распределите словосочетания в два столбика по главному слову. (Слайд)
Интересная книга, праздник в деревне, очень интересная, не справился с заданием, готовиться к урокам, слышится издалека.
Учитель: Какие видите факты? (В первый столбик мы отнесли словосочетания, где главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, во второй столбик – словосочетания, где главное слово – глагол.)
Учитель: Как вы думаете, как можно назвать словосочетания, если главное слово «имя»? (Именное). А если главное слово – «глагол»? (Глагольное)
В) Работа по таблице. (Слайд)
Учитель: Давайте сделаем вывод. Составьте лингвистический рассказ на тему «Виды словосочетаний». (Учащиеся составляют лингвистический рассказ: Словосочетания бывают именные и глагольные. В именном словосочетании главное слово – имя существительное и имя прилагательное, в глагольном словосочетании – главное слово – глагол.)
IV. Работа по усвоению нового материала.
1. Коллективная работа. (Слайд.)
Учитель: Прочитайте текст стихотворения И. Грекова
Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
Задание: заполнить таблицу.
Виды именных словосочетаний.
Прилагательное + существительное | Существительное + существительное |
2. Самостоятельная работа. (Слайд)
Прочитайте отрывок из стихотворения М. Исаковского.
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Желтолистая река.
Задание: Найти глагольные словосочетания, записать их в тетрадь.
Виды глагольных словосочетаний.
Глагол + существительное | Глагол + наречие |
V. Физкультминутка.
Упражнения на релаксацию.
(Упражнения на мышечное расслабление необходимо применять на практике с целью управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать, что приводит к новому напряжению групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечные расслабления способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3-5 минут).
«Мельница»
Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следить, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Проверочная работа. (Слайд)
Учитель: Заполнение перфокарты. (Перфокарта у каждого ученика: учитель читает словосочетания, ученик ставит знак «+» в нужной графе)
- Слышится издалека
- Торжественный марш
- Праздничный салют
- Рапорт дежурного
- Приветствовать гостей
- Обращаться к героям
- Серьезно готовиться
- Помощь взрослым
- Приближаться к цели
- Школьная олимпиада
2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд)
А) Сообщение ученика о художнике В.М. Васнецове
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.
Б) Задание:Описать картину (5-6 предложений). Из предложений выделить словосочетания и указать их вид. (Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает картину В.М. Васнецова: 1 – «Богатыри», 2 – «Алёнушка», 3 – «Царевич на сером волке»)
(Выводы по творческой работе)
3. Индивидуальная работа. Тест. (У каждого ученика)
Цель проведения: проверка умения различать именные и глагольные словосочетания.
ТЕСТ.
- Укажите именные словосочетания.
- Устный счет;
- Участие в соревновании;
- Участвовать в игре;
- Чествовать победителя;
- Шел по дороге;
- Укажите глагольные словосочетания.
- Гигантский завод;
- Сверкнуть на солнце;
- Доблестный воин;
- Неприятный запах;
- Работать на поле;
- Найдите глагольные словосочетания.
- Ужасный ветер;
- Расстилаться по равнине;
- Искусный мастер;
- Вершина ели;
- Собирать крыжовник;
Контрольный листок учителя с правильными ответами: I. 1, 2; II. 2, 5; III. 2, 5.
VII. Обобщение и выводы по новому материалу.
Учитель:
- На какое слово надо обращать внимание, когда мы делим словосочетания на группы (на главное слово)
- Что нужно знать о главном слове? (Какой частью речи оно выражено?)
- Следовательно, по какому признаку делятся словосочетания на виды? (По тому, какой частью речи выражено главное слово)
- Какие виды словосочетаний можно выделить? (Именные и глагольные)
- Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке «Виды словосочетаний» и составить 5 словосочетаний, характеризующих нашу тему.
VIII. Домашнее задание. (Дифференцированное)
Повторить параграф 26, выполнить упражнение 131. Задание к упражнению: Рассмотреть рисунок. Составить по нему словосочетания.
Для слабых учащихся – задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.
Для остальных учащихся – задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.
IX. Подведение итогов.
1. Выявление степени участия на уроке.
Учитель:
– Какие знания и умения вы приобрели в процессе работы над темой сегодняшнего урока?
– Что для вас оказалось трудным и непонятным?
– Над чем стоит поработать еще?
– Какое из заданий не вызвало у вас затруднений?
2. Выставление оценок.
(Пока учащиеся выполняют творческую работу, учитель оценивает работу каждого ученика по таблице)
X. Рефлексия.
(У каждого ученика цветная сигнальная карточка: зеленая – легко, усвоил полностью, желтая – обычно, усвоил частично, красная – трудно, не усвоил)
Оцените степень сложности урока:
- Вам было на уроке
- Легко
- Обычно
- Трудно
- Оцените степень вашего усвоения материала на уроке
- Усвоил полностью
- Усвоил частично
- Не усвоил
Спасибо за урок!
Презентация.
Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.
Узнаем, что такое словосочетание в русском языке, какие слова можно назвать словосочетанием, чем словосочетание отличается от слова и предложения.
Понятие о словосочетании
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому:
- красная роза — роза (какая?) красная;
- плыть по реке — плыть (по чему?) по реке;
- рукава реглан — рукава (какие?) реглан.
Уточним, что такое словосочетание в русском языке.
Определение
Словосочетание — это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более слов и строится на основе подчинительной связи.
Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.
Сравним:
- сестра — родная сестра;
- идти — идти по тропинке;
- юбка — юбка в клетку.
Словосочетание и предложение
Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и поэтому не имеет интонации сообщения. Основной единицей общения людей является предложение. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого.
Понаблюдаем:
- синее небо
- белые облака
- плывут по небу
Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение.
Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения.
Белые облака плывут по синему небу.
В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут).
Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:
- светлая комната
- танцуешь в зале
- идешь у озера.
Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:
- медленно плывёшь
- наука победить
- работает вздыхая
- долго молчит.
В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:
- наречие (медленно, долго)
- неопределенная форма глагола (победить)
- деепричастие (вздыхая).
Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.
Запомним, что подлежащее и сказуемое, которые являются главными и равноправными членами предложения, не составляют словосочетание.
Посмотрите видео, в котором рассказывается, что такое словосочетание:
Виды словосочетаний
Словосочетания по своему строению и значению бывают разными. Определим вид словосочетания в зависимости от того, словом какой части речи является главное в нём слово.
Именные словосочетания
Словосочетание может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак:
- красивое платье
- яркие краски
- вишнёвое варенье
- любимая сказка
- в спортивном рюкзаке
- острая боль
- по широкой дороге
- через узкую ступеньку.
Такие словосочетания называются именными. Главное слово в них может быть выражено также самостоятельными частями речи — именем прилагательным, местоимением или числительным.
Понаблюдаем:
- бледный от страха (имя прилагательное);
- пятый в очереди (числительное);
- мы с мамой (местоимение).
Глагольные словосочетания
В словосочетании главным словом может быть глагол и его формы (деепричастие), а существительное — зависимое слово. Такая пара слов обозначает действие и предмет, который с ним связан:
- купать (кого?) щенка
- брошу (что?) палку
- нарисуем (что?) дом
- отправив (что?) посылку
- накормить (кого?) котёнка
- убрать (с чего?) со стола
- приводить (во что?) в школу
- оплатив (что?) проезд
- пойти (на что?) на ярмарку
- вернулся (во что?) в среду.
Эти словосочетания называются глагольными. Глагол (деепричастие) — главное слово в сочетании.
От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях:
- быстро прочитать — прочитать (как?) быстро;
- сказать сгоряча — сказать (почему?) сгоряча;
- поступить назло — поступить (с какой целью?) назло;
- рано встать — встать (когда?) рано;
- двигать вверх — двигать (куда?) вверх.
Наречные словосочетания
В словосочетании, наоборот, может быть главным наречие, от которого зависит слово другой части речи. От наречия можно поставить падежный вопрос к зависимому существительному:
- наедине (с чем?) с природой;
- быстрее (чего?) звука;
- далеко (от чего?) от города
- ближе (к чему?) к краю.
Такие словосочетания называются наречными. В наречных словосочетаниях могут быть связаны два слова этой части речи только по смыслу:
- очень весело;
- крайне неосторожно;
- абсолютно неверно;
- слишком быстро.
Итак, в зависимости от способа выражения главного слова различают словосочетания:
- именные
- глагольные
- наречные
Дополнительный материал
Узнаем о видах словосочетаний и подчинительной связи в них.
Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»
Открытый урок в 5 классе по теме «Словосочетание»
Автор: Томилова Евгения Анатольевна
Организация: МАО СОШ №5
Населенный пункт: Тюменская обл., Тобольск
Цели урока:
Специальные:
а) познавательные: повторить и закрепить полученные знания учащихся о синтаксисе;
б) практические: формировать умение различать сочинительные словосочетания от подчинительных, находить в подчинительных словосочетаниях главное и зависимое слово.
Общепредметные:
а) воспитательные: воспитать у учащихся любовь и уважение к Родине;
б) развивающие: развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Сочетание различных методов и приемов проведения занятий: наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, решение проблемных задач, беседа, фронтальный опрос; включение в урок элементов игры, организация дифференцированной работы.
Практическая деятельность осуществлялась по намеченному плану. Успешное выполнение заданий способствовало решению поставленных в ходе урока задач.
Составление в ходе урока учащимися связных высказываний с использованием опорных слов, применение полученных навыков в ходе практической деятельности.
Применение технологий:
личностно-ориентированного обучения
Учащиеся ориентированы на поиск самостоятельных решений учебной проблемы. Ситуация поиска позволяет осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы.
развивающие технологии
Развитие в учащихся умений, направленных на достижение определенной цели.
современные компьютерные технологии
Их применение улучшает качество усвоения учебного материала, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта каждого ученика.
В ходе урока были реализованы современные подходы к обучению: системно-деятельностный, личностно-ориентированный.
Литература:
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012
2. Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой. Русский язык. 5-9 классы. Углублённое изучение / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, И.Н. Политова, О.А Сальникова. – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014
3. Рассказ К. Ушинского «Наше Отечество»
Структура урока:
1. Организационный момент;
2. Мотивация и актуализация;
3. Целеполагание;
4. Первичное усвоение новых знаний
5. Первичное закрепление;
6. Подведение итогов;
7. Рефлексия;
8. Домашнее задание.
Ход урока
1.Орг.момент
Приветствие учеников, проверка подготовки к уроку учениками.
Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас на нашем уроке. Дайте поприветствуем наших гостей. Поприветствуем друг друга, подарим друг ругу теплые улыбки. Ребята, я желаю вам плодотворного урока, получения новых интересных знаний и отличного настроения.
Давайте проверим, все ли есть необходимое на наших партах: рабочие тетради, учебники, пеналы. Все на своих местах, начнем урок.
2. Мотивация и актуализация
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем выступать в роли исследователей. Вы знаете, что все ученые очень любят отгадывать сложные загадки, искать точные ответы и делать открытия. На столе у вас у каждого есть исследовательские листы. Именно в них мы будем записывать все выводы и заключения, сделанные в ходе изучения новой темы.
Но для того чтобы узнать тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд.
1С | И | Н | Т | А | К | С | И | С | |||||||||||||
2П | Р | Е | Д | Л | О | Ж | Е | Н | И | Е | |||||||||||
3О | Б | С | Т | О | Я | Т | Е | Л | Ь | С | Т | В | О | ||||||||
4В | О | П | Р | О | С | И | Т | Е | Л | Ь | Н | О | Е | ||||||||
5Д | О | П | О | Л | Н | Е | Н | И | Е | ||||||||||||
6В | О | С | К | Л | И | Ц | А | Т | Е | Л | Ь | Н | Ы | Й | |||||||
7П | О | Д | Л | Е | Ж | А | Щ | Е | Е | ||||||||||||
8К | А | В | Ы | Ч | К | И | |||||||||||||||
9Т | Е | К | С | Т | |||||||||||||||||
10Т | О | Ч | К | А | |||||||||||||||||
11С | К | А | З | У | Е | М | О | Е | |||||||||||||
12О | П | Р | Е | Д | Е | Л | Е | Н | И | Е | |||||||||||
13П | У | Н | К | Т | У | А | Ц | И | Я | ||||||||||||
14П | О | В | Е | С | Т | В | О | В | А | Т | Е | Л | Ь | Н | О | Е |
1. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение и текст.
2. Эта синтаксическая единица содержит грамматическую основу.
3. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы Когда? Как? Где?
4. Предложение, которое содержит вопрос, называется…? (по цели высказывания)
5. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей?
6. В конце эмоционально окрашенного предложения ставится …знак?
7. Один из главных членов предложения, обозначающий предмет речи.
8. Знак препинания нужен цитатам.
А вот какой — мне подскажут ребята.
9. Самая большая синтаксическая единица.
10. Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю…
11. Один из главных членов предложения, обозначающий то, что говорится о предмете речи.
12. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы Какой? Какая? Чей?
13. Раздел науки о языке, тесно связанный с синтаксисом и изучающий знаки препинания и их постановку.
14. Вид предложения по цели высказывания, которое содержит сообщение.
Учитель: Молодцы! Благодаря вам мы теперь знаем тему урока. Сегодня мы будем изучать словосочетание.
Откройте свои рабочие тетради, отступите две строчки от последней записи.
Запишите сегодняшнее число и тему урока.
Прежде чем переходить к исследованию этой синтаксической единицы, любому ученому нужно установить цели. Как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой?
3. Целеполагание
Ученики (цели появляются на слайде):
1. Выяснить, какую синтаксическую единицу называют словосочетанием;
2. Узнать, какие виды словосочетаний по строению и значению выделяют в русском языке;
3. Научиться отличать подчинительные словосочетания от сочинительных.
4. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Перед вами слова. Попробуйте с данными словами составить словосочетания: любить Родина, стать герой, невероятный красоты, жить город, круглый Россия.
Ученики составляют словосочетания: Любить Родину, стать героем, невероятные красоты, жить в городе, круглая Россия.
Учитель: Получилось ли у вас составить словосочетание с последними двумя словами? Почему?
Ученики: Словосочетание получилось составить, но он не имеет смысла.
Учитель: Давайте сделаем с вами вывод: как должны быть связаны слова в словосочетании?
Ученики: Слова в словосочетаниях должны быть связаны не только грамматически, но и по смыслу.
Учитель: Запишем в исследовательский лист первый, полученный нами вывод, дополните фразу:
Вывод №1: Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой _____________________________.
Ученики записывают: Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Учитель: А теперь нам предстоит узнать с вами, какие существуют виды словосочетаний по строению и значению.
В наших листах есть схема, откройте учебники на стр.30 параграфа 19 и самостоятельно, пользуясь информацией учебника, заполните эту схему.
Ученикам предлагается следующая схема:
Вывод №2: Словосочетания
______________________ ______________________
- Плакать или смеяться;
2) Дождь и снег; 2)
3) Быстро, но хорошо. 3)
Дополняют ее, затем сверяют с доской:
Словосочетания
Сочинительные Подчинительные
- Плакать или смеяться; Осенний дождь;
2) Дождь и снег; 2) Уважать за знания;
3) Быстро, но хорошо. 3) Дождь со снегом.
5. Первичное закрепление
Учитель: Закрепим полученные знания о видах словосочетаний и выполним задание по вариантам. Я для вас выбрала словосочетания из высказывания Ушинского «Наше Отечество».
1 вариант выписывает сочинительные словосочетания, 2 вариант – подчинительные.
*Задание: Отечество и Родина; родные просторы; зовем Россией; государств и земель; защищает и бережет; родной язык; отцы и деды; родились или жили; бережет от врагов; своим хлебом; вскормила и вспоила; родная мать.
*Проверка
1 вариант: Отечество и Родина, государств и земель, защищает и бережет, отцы и деды, родились или жили, вскормила и вспоила.
2 вариант: Родные просторы, зовем Россией, родной язык, бережет от врагов, своим хлебом, родная мать.
Физкультминутка: наша разминка будет связан с темой урока. Я называю вам словосочетание, если оно сочинительное, то вы сидите, если подчинительное, то встаете или остаетесь стоять на ногах :
Мальчики и девочки
Зимний день
Тетрадь и учебник
Отличная погода
Красный или белый
Трудное задание
Учитель: Когда вы выполняли предыдущее задание, вы опирались на примеры из своих маршрутных листов. А теперь подумайте и скажите, чем подчинительные словосочетания отличаются от сочинительных?
Ученики: В подчинительных словосочетаниях есть главное и зависимое слово, и от главного слова можно задать вопрос к зависимому.
Учитель: Верно. Этот вывод мы тоже с вами запишем в листы. Дополните, пожалуйста, фразы.
Вывод №3: В подчинительном словосочетании выделяют ________________ и _________________ слово. От _________________ слова можно задать вопрос к ______________________.
- В подчинительном словосочетании выделяют главное и зависимое слово. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.
Учитель: Сейчас вам предстоит подтвердить сделанный вывод, выполнив следующее задание. Используя данные слова и схемы, а также слова для справок, составьте словосочетания, чтобы все они так или иначе отражали тему любви к Родине.
*Задание: Любить (как?)…; русский (какой?)…; чувство (чего?)…; сближает (с кем?)….; патриот (какой?)…; воспитывать (что?)…; знать (что?)…; Отечество (чье?)…, защищать (от кого?)…
Слова для справок: всем сердцем, патриотизма, человек, историю, свое, доброту, народом, настоящий, врагов.
*Проверка (полученные словосочетания): любить всем сердцем, русский человек, чувство патриотизма, сближает с народом, настоящий, воспитывать доброту, знать историю, Отечество свое, защищать от врагов.
Учитель: Вы прекрасно справились с этим заданием, а теперь представьте, что каждый из вас будет выступать в школе на концерте, посвященному празднику «День Победы» или «День России». Вам необходимо, используя опорные фразы, рассказать о том, как важно любить и ценить свою страну и свое Отечество. Попробуйте из словосочетаний предыдущего задания составить небольшой текст для своего выступления.
*Задание. Опорный материал.
Каждому человеку необходимо любить______________ свое Отечество, знать________________ своей страны, воспитывать_____________ и чувство_____________________. Самое главное для____________________‒ это его Родина, которую надо беречь и ___________________________.
*Примерный текст.
Русскому человеку необходимо любить всем сердцем свое Отечество, знать историю своей страны, воспитывать доброту и чувство патриотизма. Самое главное для настоящего патриота – это его Родина, которую надо беречь и защищать от врагов.
6. Подведение итогов
Учитель: Молодцы. Успешно справились со всеми заданиями, которые были вам предложены. Сегодня вы на уроке стали настоящими учеными, научились сами добывать знания и делать выводы, которые записывали в свои исследовательские листы. Давайте вернемся к целям урока, посмотрим в наши листы и скажем, достигли ли мы сегодня всех целей, которые поставили?
Напомните, пожалуйста, какую синтаксическую единицу мы называем словосочетанием?
На какие виды по значению и строению делятся словосочетания?
Чем подчинительные словосочетания отличаются от сочинительных?
7. Рефлексия
Учитель: Замечательно. Теперь я хотела бы попросить вас оценить свою работу на уроке.
Запишите на листочках словосочетание, которое отражало бы ваше состояние на уроке:
— на зеленом листочке, если вам все было понятно на уроке, комфортно, и выполнение заданий вам далось легко;
— на желтом, если на уроке вы немного затруднялись, было не все понятно;
— на красном, если на уроке было трудно, и вы ничего не поняли.
8. Домашнее задание
Учитель: А теперь обратимся к карточкам на ваших партах. В своих листах вы видите два варианта домашнего задания. Вы можете выбрать тот вариант работы, который вам нравится больше. В первом задании вам необходимо сопоставить схемы и словосочетания, найти в словосочетаниях главное и зависимое слово, задать правильно вопрос. Во втором задании нужно составить собственные словосочетания, опираясь на схемы из упр.271, на тему «Мой родной край».
Задание 1. Сопоставьте схему и словосочетание. Перепишите словосочетание, укажите главное и зависимое слово и задайте вопрос.
1. Золотые дни;
2. Написал без ошибок;
3. Говорил с улыбкой;
4. День осени;
5. Посуда из дерева;
6. Смотреть печально;
Здание 2. Учебник «Практика» уп.271 Используя данные слова и схемы, составьте словосочетания.
Учитель: Свои исследовательские листы вы оставляете себе, они будут помогать вам в закреплении теории, обязательно эти листы себе в тетрадь.
Спасибо всем за урок!
*Выставление отметок
В данной разработке предлагается технологическая карта к уроку по русскому языку в 5 классе по теме «Словосочетание и его виды».
Панчехина Инна Александровна
УРОК В 5 в классе
Тема: « Словосочетание»
Тип: урок «открытия» нового знания
Цели:
деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия
по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью(устной и письменной),формирование ценностных ориентиров,
формирование границ собственного знания и незнания
по достижению метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников,
умения адекватного понимания информации, умения строить устные
высказывания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы,
аргументировать свою точку зрения
содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий
по достижению предметных результатов: формирование понятия Словосочетание, способы связи слов в
словосочетаниях, виды словосочетаний, развитие умения находить и
выделять словосочетания в предложении, находить главное и зависимое
слово, определять вид словосочетания.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Действия педагога | Деятельность обучающися | Универсальные действия | ||
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Организует начало урока, проверяет наличие письменных принадлежностей | Обучающиеся записывают дату, проверяют готовность к уроку | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Целеполагание | |
2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы | — Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. (Слайд №1) — Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых. — А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака).(Слайд № 2) | Записывают слова Составляют словосочетания | Самостоятельный выбор наиболее эффективных способов решения данного задания | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
3. Открытие новых знаний | — Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания). — Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (Слайд № 3) — Хорошо. А теперь вернемся к нашим словосочетаниям и подумаем, почему нельзя сказать, к примеру: синее солнце, яркая погода? (Слова в словосочетании связаны по смыслу). — Как Вы думаете, где в наших словосочетаниях главное слово, а где зависимое? Как можно это определить? (Задать вопрос от главного слова к зависимому). Давайте определим в наших словосочетаниях. (Слайд № 4) Синее море яркое солнце отдых на море лежать на пляже тихая погода плавать в море белые облака — Посмотрите, какими частями речи выражены главные слова? (Именем существительным и глаголом). — Может быть, кто-то попробует определить, какие 2 вида словосочетаний существуют? (Именные и глагольные). А теперь укажите вид наших словосочетаний. (Слайд № 5). — Давайте с вами обратимся к учебнику. Какая информация оказалась новой для вас? (Граммматическая основа не является словосочетанием; Слова связаны между собой грамматически: с помощью окончания или окончания с предлогом). | Участвуют в обсуждении новой темы Определяют главное и зависимое слово Читают §26 | Моделирование, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | Планирование, прогнозирование, оценивание, коррекция, контроль |
4.Первичное закрепление нового знания | -Мы с вами составляли словосочетания, определяли главное и зависимое слова, виды словосочетаний. А сейчас мы поработаем с предложениями и попробуем выписать из них словосочетания. (Работа в парах) Задание: Произвести синтаксический разбор предложений, выписать словосочетания, разобрать их, определить вид словосочетаний. 1.Вот и последние листочки облетели с деревьев. Последние листочки (прил.+сущ.) им. с/с Облетели с деревьев (гл.+сущ.) гл. с/с 2. Живая природа чутко откликает -ся на времена года. (Слайд № 7) Живая природа (прил.+сущ.) им. с/с Чутко откликается (нар.+гл.) гл. с/с Времена года (сущ.+сущ.) им. с/с Откликается на времена года. (гл.+сущ.) гл. с/с 3.Ковер из мокрых листьев покрыва — ет сады и парки. (Слайд № 8) Ковер из листьев (сущ.+сущ.) им. с/с Мокрых листьев (прил.+сущ.) им. с/с Покрывает сады (гл.+сущ.) гл. с/с Покрывает парки (гл.+сущ.) гл. с/с 4. На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя. (Слайд № 9) На голых сучьях (прил.+сущ.) им.с/с Повисли капли (гл.+сущ.) гл. с/с Капли дождя (сущ.+сущ.) им. с/с Ночного дождя (прил.+сущ.) им.с/с | Работа в парах. Обучающие списывают предложения, производят синтаксический разбор, выписывают словосочетания. | Выбор эффективных способов решения заданий | Контроль, коррекция и оценка действия партнера | Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
5.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону | Молодцы. А сейчас я предлагаю решить тест. И оценивать его вы будете сами. (Слайд № 10, 11, 12) 1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово: А) Шагать быстро; Б) Серебристая река; В) Мокрый от дождя; Г) Задорно танцевать. 2.Какое сочетание слов не является словосочетанием: А) Посетить музей; Б) Выставочный зал; В) Недалеко от дома; Г) Школа закрылась. 3.Укажите именное словосочетание: А) Играть в снежки; Б) Подвижные дети; В) Смотрит далеко; Г) Гуляешь с друзьями. 4.Укажите глагольное словосочетание: А) Горячий чай; Б) Лежит на лужайке; В) Игра в волейбол; Г) Помощь родителям. Слайд № 11:
Слайд № 12: Критерии оценивания теста:
| Обучающиеся решают тест с взаимопроверкой. | Уметь контролировать действия партнера | Контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | |
6.Рефлексия деятельности | — А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения: (Слайд № 13)
Оцените наш урок, нарисуйте смайлик в тетради. | Участвуют в обсуждении итогов урока | Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению | ||
7.Домашнее задание | §26, упр. 132, 134 | Записывают Д/З. |
-75%
Сохранить у себя:
«Словосочетание и его виды». Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. (24.39 KB)