Учреждение:
МКОУ «Центр образования №11» г.Черкесска
В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом на тему «Волшебные слова» автором была поставлена цель проанализировать степень воспитанности учащихся своего класса и узнать, насколько они вежливы, выяснить, какими «волшебными» словами пользуются школьники каждый день.
Подробнее о работе:
В готовой исследовательской работе по русскому языку «Волшебные слова» автором были рассмотрены теоретические сведения по теме и изучена роль волшебных слов в нашей жизни, объясняется, почему слова являются нашими друзьями в общении, и как широко применяются «волшебные» слова в повседневной жизни человека.
В ученическом проекте по окружающему миру на тему «Волшебные слова» учеником 4 класса начальной школы была собрана и изучена справочная информация по изучаемому вопросу, а также автор провел анкетирование среди одноклассников, с целью выяснить частоту употребления школьниками вежливых слов в общении с людьми, и наблюдение за реакцией людей на учтивые слова.
Оглавление
Введение
1. Волшебные слова в нашей жизни.
2. Слова – наши друзья в общении.
3. Волшебные слова в жизни.
4. Исследование по волшебным словам.
Заключение
Введение
В отличие от животного мира, люди способны говорить, мыслить.
Актуальность темы: с помощью слов можно выражать свои чувства, желания и отношение к окружающим, не забывая, что словом можно обидеть человека. Данная тема является актуальной, потому что хорошее настроение — залог хорошей учебы, работы, взаимопонимания в коллективе… Мне кажется, для поднятия настроения человеку нужно совсем немного: сказать несколько ласковых выражений , подбодрить его, приобнять.
С младенчества нам говорят про слова, творящие чудеса. Их даже называют волшебными . В действительности волшебные слова способны творить чудеса. В быту мы редко используем вежливые слова, что плохо сказывается на настроении окружающих, поэтому возникает проблемный вопрос — Вежливые слова — это особенные слова?
Гипотеза нашего исследования: От учтивых слов язык не отсохнет.
Объект исследования – речь учащихся моего класса,использование учащимися класса вежливых слов в общении друг с другом.
Предмет исследования – влияние слов на настроения и взаимоотношения людей.
Я хочу рассказать вам о вежливых словах. Можно ли совершать волшебство каждый день?
Зачем нам нужно быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу?
Я попытался найти ответы на эти вопросы.
Цель проекта: проанализировать степень воспитанности учащихся моего класса и узнать насколько они вежливы.
Задачи проекта:
- изучение литературы по данной теме;
- узнать, какие бывают вежливые слова;
- выяснить необходимость вежливых слов в повседневной жизни;
- провести наблюдения о реакции людей на вежливые слова;
- провести исследование: частота употребления в речи школьников добрых и вежливых слов
- cделать памятки для учеников с правилами вежливости.
- оформить классный уголок «Вежливы ли мы?»
Методы исследования:
- беседа, тестирование;
- наблюдение;
- изучение литературы.
Значимость работы состоит в ознакомлении и приобщении учащихся к использованию в речи вежливых слов и для установления более дружеских отношений в классе.
В ходе исследовательской деятельности проведена беседа «Разговор о вежливости», классный час «А вежливы ли мы?», составлена памятка «Правила вежливости». В результате проведённого тестирования были сделаны выводы, что учащиеся неохотно используют в речи слова вежливости… Результаты исследовательской работы были представлены на классном часе…
Волшебные слова в нашей жизни
На свете очень много добрых слов. С раннего детства взрослые учат нас не только знать, но и часто произносить их… Потому что это волшебные слова.
Почему же они «волшебные» ?Что же это за слова?
Это вежливые слова: здравствуй; счастливого пути; до свидания; извини; спасибо; будь здоров; пожалуйста; только после Вас; доброго пути; благодарю.
Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование. В толковом словаре нашла происхождение слова суффикса «лив». «Вежа» — обозначает знаток («ведать» — знать).
«Вежливый» — знающий, как себя вести. Лексическое значение этого слова следующее:
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Это добрые, простые, полезные слова, а волшебными и вежливыми их называют потому, что без них просто жить на свете нельзя, они творят чудеса.
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него отличное настроение, он весел и жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то желаем друг другу что-то хорошее. Если вокруг нас будет много здоровых и счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
Когда говорят «спасибо», люди обычно выражают благодарность за что –то кому-нибудь. А в древности «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили люди в знак уважения и благодарности своему собеседнику с пожеланием, чтобы у него все было хорошо. Современное звучание эти слова приобрели позже, путём слияния для краткости.
Слова – наши друзья в общении
После окончания школы мы все выберем разные специальности. Но главное в жизни- стать настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо непременно научиться. Культурный, воспитанный человек должен быть приветливым, учтивым, добросердечным, с уважением относится к окружающим его людям.. Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении долгого времени.
Эти правила называются этикетом. Этикет-нормы правил поведения , определяющих формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (умение спорить, не обижая и не унижая собеседника, правило приёма гостей, умение вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомство, правила общения с детьми и взрослыми т.д.). Чтобы высказать свои мысли необходимо научиться терпеливо ждать своей очереди . Чтобы не возникло неловких ситуаций, нужно уметь считаться с интересами других людей.
Волшебные слова в жизни
Добрые, волшебные слова очень необходимо употреблять в повседневной жизни. Они делают наш мир добрее, помогают поднять настроение окружающим, дарят надежду тем, кто в этом нуждается. Вежливые слова как «золотой ключик», могут открывать любые двери. От этих слов становиться светлее, радостнее и теплее.
Волшебные слова – вроде бы ничего особенного, слова как слова. Но попробуйте их произносить в своей жизни, и вы заметите, как люди начнут вам помогать, приветливо отвечать на вопросы, сопереживать вам, дружить с вами. Рассмотрим подробнее в проекте и привлечем для совместной работы учащихся моего 4 класса.
Правила поведения, которые складывались веками помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтных ситуаций
Вежливые слова подразделяются на несколько групп:
- слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день;
- слова благодарности: спасибо, благодарю;
- слова просьбы: пожалуйста, разрешите, будьте добры, будьте любезны;
- слова извинения: извините, простите, извините, пожалуйста;
- слова похвалы: молодец, умница.
Исследование по волшебным словам
Вместе с учителем мы провели эксперимент в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова, насколько часто используют их в своей речи, какое же воздействие оказывают вежливые слова на настроение и взаимоотношения людей.
Проведённое анкетирование показало, что мои одноклассники знают много вежливых слов, отличают добрые слова от грубых, и знают какое влияние оказывают грубые выражения на взаимоотношения людей. Некоторые ребята позволяют себе грубо разговаривать со своими товарищами, но ребятам не нравится, когда с ними самими грубо разговаривают.
Наблюдая за ребятами, мы выяснили,что ребята частенько просто забывают использовать в своей речи вежливые слова . Так, поздороваться с учителем при встрече забыли 3 человека, что составляет 42 % всех учащихся, а с одноклассниками — 4 человека, что составляет 57%. Также было замечено , что более вежливые в нашем классе девочки.
От произношения тоже многое зависит. Сказанные грубо слова никогда не станут волшебными.
Доказательством служит эксперимент, проведенный нами. Мы попросили двух учеников из класса обратиться с просьбой к ребятам в разной форме. Первый ученик должен был обратиться в грубой форме, а второй-в вежливой. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором — разрешено.
На уроке мы обсудили значение пословиц , поговорок о добре и вежливости, разработали правила вежливости .А так же договорились говорить друг другу вежливые слова в течении «Дня вежливости». Ребята с интересом участвовали в мероприятии, не ссорились, говорили друг другу вежливые слова старались дружно играть и уступать друг другу.
Через неделю мы повторили исследование.
По результатам исследования выяснили , что настроение и взаимоотношения ребят стали лучше, ребята стали дружелюбнее, узнали больше вежливых слов и стали чаще их употреблять в общении. Это радует.
Вывод: проведённое исследование показало, что гипотеза «От учтивых слов язык не отсохнет» верна, потому что вежливые слова говорить легко и самим приятно, говорить добрые слова становится хорошей привычкой и от этого улучшаются отношения.
Наблюдения за одноклассниками показали, что ребята стали меньше обзываться и самое главное то, что класс стал намного дружнее.
В результате исследования было доказано, что вежливые слова — это действительно особенные слова, потому что каждое слово оказывает воздействие на человека.
В ходе исследования были выведены правила вежливости, которые помогут поднять настроение окружающим, а значит помогут и более легкому общению людей друг с другом.
Выводы проекта:
- Мы выяснили, что вежливые слова влияют на настроение окружающих ;
- Составленные правила вежливости помогли поднять настроение окружающих, а также более легкому контакту людей друг с другом.
- Изготовили памятки для учеников с правилами вежливости.
Заключение
Изучив литературу по данной теме проекта о волшебных словах, мы выяснили, какие бывают вежливые слова, почему нужно их использовать в речи. Так же с одноклассниками — учащимися 4 класса мы выяснили, какие существуют правила вежливости, влияние вежливых слов на настроение людей.
Доброе слово может помочь человеку в трудную минуту, улучшить настроение, дать надежду на лучшее . А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.
Вежливые слова надо чаще использовать в своей речи, и тогда мы заметим, что мир вокруг нас станет добрее. Но не надо забывать про интонацию, с которой произносятся вежливые слова, быть доброжелательным, всегда улыбаться, желать здравия , то есть здороваться и тогда окружающие пожелают нам того же.
Нужно совершать больше хороших поступков, говорить добрые и вежливые слова, у вас станет больше друзей, и ваша доброта обязательно вернется!
Я думаю, если ребята воспользуются полученными знаниями, то взаимопонимание в классе улучшится. И нужно обязательно помнить золотое правило нравственности Дейла Карнеги: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Поведение и манера речи играют важную роль в достижении успеха. Вежливые и воспитанные люди имеют больше шансов построить карьеру, полнее раскрыть свои способности. Они легче и быстрее находят общий язык с окружающими, пробуждают в людях симпатию и готовность помочь.
Значение слова «вежливость» – Что это такое?
Еще в средние века Владимир Мономах писал в своих «Поучениях»: «Не проходите мимо человека, не обратившись к нему с приветом и добрым словом».
Вежливость – это часть ежедневного, нормального поведения личности, независимо от того, что творится вокруг. Она подразумевает соблюдение речевого этикета, по которому обычно судят о человеке, а также умение тактично и учтиво обращаться с окружающими, проявлять уважение и чуткость.
Слово “вежливость” образовалось от русского слова «вежа». Так называли человека, который знал, как себя вести в той или иной ситуации. От него пошли слова «вежливо» и «вежливость».
Вежливые слова приветствия
- Здравствуйте
- Доброе утро
- Привет, салют (при обращении к друзьям)
- Пламенный привет (фамильярное)
- Хай, хелло (заимствовано из английского, молодежный жаргон)
- Добрый день.., вечер
- Приветствую Вас (тебя)
- Доброй ночи
- Приветик (простонародное, полушутливое)
- Мир вашему дому
- Доброго здоровья
- (Очень) рад вас видеть
- Кого я вижу (просторечное)
- Приятно снова вас видеть
- Привет честной компании (прост.)
- Всем добра
- Сердечно приветствую вас (официальное)
- (Очень) рад встрече с вами
- Разрешите или позвольте вас поприветствовать (официальное)
- Приветствую
- Как дела
- Как поживаете
- Нижайшее почтение
- Наше вам с кисточкой (фамильярное)
- С прибытием
- Рад (а) приветствовать тебя (вас)
- Добро пожаловать
- Моей почтение
- Здорово живете
- Всем привет, привет, приветик (употребляются при встрече с друзьями или близкими знакомыми)
- Очень приятно, рад знакомству (при первой встрече)
- Доброго времени суток (считается фамильярной фразой, может быть использовано только при встрече с очень близкими людьми)
- Здравия тебе желаю, желаю здравия (используются в военной среде)
- Мир вашему дому
- Легок на помине (фамильярное)
- Бог в помощь (приветствие работающему человеку)
- Милости просим к нашему шалашу (дружеское, просторечное)
Слова вежливого обращения к кому-либо
- Будьте добры
- Извините, пожалуйста
- Простите
- Будьте (так) любезны
- Добрый день, пожалуйста, подскажите
- Не могли бы вы помочь, подсказать мне
- (Не) могу ли я попросить вас
- Буду признателен, если вы
- Прошу вас (тебя)
- Пожалуйста
- Позвольте (вас побеспокоить)
- Прошу вас
- Не могли бы вы
- Не сочтите за труд
- Если вам не трудно
- Сделайте одолжение
- Окажите услугу
- Настоятельно, очень или убедительно прошу вас (с оттенком категоричности)
- Можно Вас спросить
- Если вас не затруднит
- Разрешите обратиться
- Разрешите уточнить
- Разрешите спросить
- Не могли бы Вы подсказать
- Можно ли вас попросить
- Не сочтите за труд
- Нельзя ли вас попросить
- Можно вас на минуточку
- Не затруднит ли вас
- Прошу прощения за беспокойство
- Будь другом (фамильярное обращение)
- Не в службу, а в дружбу (фамильярное обращение)
- Окажите любезность
- Не откажите в любезности
- Огромная к вам просьба
- Можно к вам обратиться
- Вы позволите
- Не соблаговолите ли вы
- Нижайше или покорнейше прошу (устаревшее)
- Имею честь просить вас (официальное)
- (Я) хочу вас попросить
- Мне хочется (нужно) вас попросить
Благодарность вежливыми словами
- Спасибо
- Большое или огромное спасибо
- Благодарю
- От всего сердца благодарю
- От всей души благодарю
- Примите мою искреннюю благодарность
- Вы очень (так) любезны
- Вы очень добры
- Я до такой степени благодарен вам, что трудно подобрать слова
- Очень (вам) признателен
- Премного благодарен
- Очень (вам) благодарен
- Искренне вам благодарен
- Не выразить словами мою благодарность (высокопарное)
- Я благодарен вам
- Я очень доволен
- Хочу выразить Вам свою признательность
- Нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность
- Я перед вами в долгу
- Моя благодарность не знает границ
- Я – ваш должник
- Буду должен
- Как мило с вашей стороны
- Я бы не справился без вашей помощи
- Это много значит для меня
- Вы оказали мне большую услугу
- Вы не можете себе представить, как я благодарен вам
- Я ценю вашу помощь
- Заранее благодарю
- Пардон
- Выражаем вам искреннюю (большую) благодарность (офиц.)
- Должен выразить вам благодарность
- Покорнейше вас благодарю (устаревшее)
- Благодарствую (устаревшее)
- Тронут вашим вниманием
- Позвольте, разрешите выразить (большую, огромную) благодарность (официальное выражение)
Какими словами можно вежливо извиниться?
- Прошу прощения
- Мне очень жаль
- (Очень) извиняюсь
- Не сердитесь, пожалуйста
- Тысяча извинений (фамильярное)
- Простите, прошу
- Мне так неудобно
- Извините
- Примите мои извинения
- Я был неправ
- Прошу меня простить
- Виноват
- Не сердись (-тесь)
- Сожалею, что был неправ
- Я не должен был этого делать
- Я не хотел, чтобы так получилось
- Я не хотел вас обидеть
- Что мне сделать, чтобы исправить положение
- Прошу извинения
- Я сделаю все, чтобы это не повторилось
- Боюсь, я вас огорчил
- Я причинил вам столько хлопот
- Искренне раскаиваюсь
- Я виноват в том, что так случилось
- Ты уж извини, прости (просторечное)
- Приношу свои глубокие извинения
- Простите мою оплошность
- (Я) не могу не извиниться
- Я должен извиниться перед вами
- Простите, но я не могу исполнить вашу просьбу
- Я не должен был так поступать
- Я так больше не буду
- Я очень огорчен
- Мне так неприятно
- Мне неловко (жаль), что так получилось
- Я вас понимаю
- Мне очень стыдно, что так получилось
Слова для вежливого прощания (вежливое «до свидания»)
- До встречи
- До скорой встречи
- Скоро увидимся
- Прощай (те)
- До (скорого) свидания
- До завтра (следующих каникул, следующего лета)
- До новой встречи
- До новых встреч
- До встречи у кинотеатра
- Рад был вас видеть
- Буду рад новым встречам
- Увидимся
- Надеюсь на скорую встречу
- Всего хорошего (наилучшего)
- Всего доброго
- Всех благ
- Удачи (вам)
- Хорошего настроения
- Всего доброго
- Будь(те) здоровы
- (Желаю) всяческих благ
- Приятно было повидаться
- Позвольте откланяться
- (Желаю) доброй ночи
- Хорошего вам дня
- Оставайтесь с богом
- (Всем) счастливо оставаться
- Созвонимся (дружеское)
- Не поминайте лихом
- Счастливого или доброго пути (говорят уезжающим родственникам и знакомым)
- Счастливо
- Береги себя
- Разрешите откланяться
- Приезжайте к нам еще
- Пока, привет, салют, чао или чао-чао (при прощании с друзьями или очень близкими людьми)
- Пока-пока (используется отдельными телеведущими)
- Ну, будь (просторечное)
- Бывай (просторечное)
- Всего (фамильярное)
- Разрешите попрощаться
- Давай или ну, давай (употребляются в просторечии)
- Спокойной ночи, доброй ночи, приятных сновидений, сладких снов (при расставании вечером)
- Честь имею откланяться (устаревшее)
Простые слова вежливости для детей
- Привет
- Здравствуйте
- Доброе утро
- До свидания
- Добрый день
- Будь(те) здоровы
- Угощайтесь
- Приятного аппетита
- Приятно познакомиться
- Будьте добры
- Добрый вечер
- Извини(те), пожалуйста
- Прости(те)
- Разрешите мне спросить, узнать, поинтересоваться
- Я больше так не буду
- Спасибо, не хочу
- Мне не нравится
- Я попробую
- Можно с вами (поиграть)
- Можно взять
- Давай вместе поиграем
- Чем тебе помочь
- Можно я помогу вам
- Спасибо
- Позвольте мне помочь
- Пожалуйста
- Благодарю
- Простите, что перебиваю
- Спокойной ночи
- Возьми(те), пожалуйста
- Подскажите, пожалуйста
Большинство родителей стараются с детства привить своим детям основы правильного поведения и правильной речи.
Взрослым важно следить за своей речью, использовать вежливые слова, изменить манеру собственного поведения. Ведь доказано, что ребенок во всем копирует своих родителей.
Стихотворение про вежливость
Если я буду вежливым или вежливой буду,
Все поймут, что я добр и что добрая я,
Будто словно добро растворяется в людях,
Оно словно теплом согревает тебя!
Синонимы слова “вежливость”
К синонимам слова “вежливость” относятся следующие имена существительные:
- внимательность;
- почтительность;
- обходительность;
- галантность;
- любезность;
- уважительность.
Противоположные по значению:
- резкость;
- грубость;
- невоспитанность;
- неучтивость.
Чтобы быть культурным и вежливым человеком, нужно уметь использовать уместные в каждой ситуации слова, которые так и называются – «вежливые слова». Такой манере речи необходимо приучать с самого детства.
На нас со всех сторон обрушивается поток ненормативной лексики, оставляет желать лучшего обращение взрослых друг к другу и к детям. Подрастающие дети используют сленг, противостоять которому совершенно невозможно.
Автор:
Должникова Вероника Игоревна
Руководитель:
Симонова Галина Александровна
Учреждение:
МОБУ «СОШ № 68» г. Оренбург
Ученический творческий проект по литературному чтению «Вежливые слова в нашей речи» был проведен ученицей 3 класса начальной школы с целью сформировать у учащихся 3 класса МОБУ «СОШ № 68» потребность в употреблении слов вежливости, сделать их неотъемлемой частью лексикона младших школьников.
Подробнее о проекте:
Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему «Вежливые слова в нашей речи» содержит справочную информацию об истории появления вежливых слов в русском языке, а также рассказывает, какие аналоги этих слов существуют в других языках мира. В рамках проекта ученица провела исследование и выяснила, как часто используют вежливые слова в своей речи её одноклассники.
В готовом проекте по русскому языку «Вежливые слова в нашей речи» говориться об актуальности знания и употребления вежливых слов всеми людьми. Ведь это позволяет нам проявлять уважение и толерантность к окружающим, а также обогащает нашу речь, показывает нашу воспитанность. В приложении к роботе приведен краткий словарь вежливых слов.
Оглавление
Введение
1. Из истории вежливых слов.
2. Что такое вежливость.
3. Классификация и значение вежливых слов.
4. Вежливые слова в нашей речи.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Меняется мир, меняются времена. Что-то отживает, а что-то остается незыблемым. Уважение – одна из таких незыблемых категорий. Как и сто, и двести лет назад, люди испытывают в нём потребность. Одни его ищут, другие — добиваются, третьи выбирают из существующего положения вещей. Одной из форм проявления уважения является вежливость.
Вежливость происходит от древнерусского «вежа» – знающий, сведущий. [7,с.35]Отсюда вежливый – знающий, как себя вести. Вежливость выражается посредством учтивого поведения. Но не всегда в жизни вежливый человек, соблюдающий внешне правила поведения, внутренне может уважать человека. Он просто соблюдает формальность.
С раннего детства родители, воспитатели, а затем и учителя учат нас быть вежливыми. На уроках «Риторики» мы изучали тему «Вежливость». Нас заинтересовал вопрос: Что же это такое? Откуда произошли вежливые слова? Зачем люди используют их в речи? Что они обозначают?
Изучив литературу по данной теме, мы столкнулись с проблемой – в чём же заключается истинная вежливость. Ведь истинная вежливость подразумевает наличие доброжелательного отношения к человеку, а это не всегда возможно. Тактичность, как форма проявления вежливости, подразумевает чувство меры, умение соизмерять свое поведение с чувствами других людей и осознавать границы дозволенного. Тактичности свойственно интуитивное определение правильного тона в общении с людьми. Но не все люди обладают чувством такта.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод: тема «Вежливость» будет актуальной всегда. Ведь каждому человеку необходимо учиться быть вежливым и тактичным. Так ка эти качества показывают наше отношение к друг другу, к делам, поступкам, поведению.
Цель нашей работы: сформировать у учащихся 3 б класса МОБУ «СОШ № 68» потребность в употреблении слов вежливости.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по выбранной теме;
- выяснить происхождение значения слов вежливости;
- познакомиться с использованием вежливых слов в других странах;
- определить частотность употребление слов вежливости в речи учащихся нашего класса;
- выпустить буклет «Словарь вежливых слов».
Предмет исследования: слова вежливости.
Объект исследования:учащиеся 3 класса «Б»
Что такое вежливость?
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Жан Жак Руссо
«Вежливости» посвящено много работ. Изучив разнообразную литературу по данной теме, мы выделили следующие определения слова «вежливость».
Вежливость – признак хорошего воспитания. Это особенное чувство благорасположения. Вежливость, будучи проявлением истинного душевного настроения, предполагает тактичное отношение к ближнему. [6]
Вежливость —обладает способностью смягчать сердца людей, которые без нее становятся грубыми и черствыми. Вежливость помогает людям чувствовать себя комфортно друг с другом и избегать напряжённости отношениях. [5]
Вежливость – термин, традиционно используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения социальных отношении между говорящим, слушающим и людьми, о которых идет речь. [9]
Вежливость – учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. [3,с. 46]
Понятие вежливости тесно связано с нормами морали.
Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.
Как же проявляется вежливость:
- в приветливости (поздороваться с человеком, попрощаться и т. п.)
- в уважительном обращении с собеседником;
- в своевременных и уместных извинениях (попросить прощенья даже за незначительные вещи);
- в словах благодарности («Спасибо», «Благодарю вас» и т. п.);
- в просьбах (использование слова «пожалуйста», фраз типа «будьте добры», «будьте любезны» и т. п.);
- в уважительном тоне голоса (без приказов и грубых повелений);
- в предложении помощи нуждающемуся («Чем могу Вам помочь?»; «Разрешите Вам помочь?»);
- вежливость в использовании фраз проявления внимания и беспокойства за человека («Как вы себя чувствуете?» «Как Ваши дела?»).
Проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод, что вежливость — это повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома, в школе, и в общественных местах.
Классификация и значение вежливых слов
Все вежливые слова условно можно разделить на группы:
- слова приветствия: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер;
- слова благодарности: большое спасибо, благодарю, вы очень любезны;
- слова просьбы: будьте добры, вас не затруднит, не сочтите за труд, простите за беспокойство, не откажите в любезности, будьте так любезны;
- слова извинения: извините пожалуйста,прошу прощения, простите.
Выясним, что же обозначают некоторые из них. Всем известно слово благодарности спасибо. Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говори «спаси – бо».
Знакомое всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово — «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.
Слово «прощай» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово «до свидания».
У каждого народа существуют свои обычаи приветствовать друг друга, но международный этикет по сути одинаков: встречаясь, люди желают друг другу добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде. Например, англичанинприветствует знакомого вопросом «How do you do?» — (буквально «Как ты действуешь?»), немец — «Wie geht’s?» («Как идется?»). Арабы при встреческажут: «Мир с тобой!», а евреи– «Мир вам». [1,с.75]
Истоки вежливого поведения уходят в глубокую древность. Так в Древнем Египте во время короткой встречи состоянием здоровья интересоваться было не принято, египтяне спрашивали: «Как вы потеете?». Древние греки говорили друг другу «Радуйся!».
Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются рукопожатием. Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди целуются при встрече и прощании. Эмоциональные латиноамериканцы обнимаются, мерзнущие лапландцытрутся друг о друга носами, мужчины‑эскимосыслегка ударяют друг друга кулаком по голове и по плечам. Пренебрежением эстетических чувств кажется нам свойство поклона жителей острова св. Лаврентия в Тихом океане. Если тамошние жители выражают своё особое уважение и расположение, то плюют себе на ладони и натирают друг другу лица.
Дружелюбные японцыкланяются, как и китайцы. Впрочем, в современном Китае знакомые приветствуют друг друга излюбленным жестом актеров и политиков — сцепленными руками, поднятыми над головой. А наш жест приветствия — ладонь, обращенную к собеседнику, раскачивающуюся влево‑вправо — японец истолкует как жест прощания.
Самоанцыобнюхивают друг друга, тибетцыснимают головной убор правой рукой, а левую руку закладывают за ухо и высовывают язык. В Северной Африке принято, поклонившись, поднести правую руку ко лбу, к губам и к груди ‑ это должно значить «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя».
В России с древнейших времен при встрече спрашивали о здоровье, эта традиция сохранилась и сейчас. Всем известно слово здравствуйте, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова выражает пожелание здоровья.
Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. [2] Аналоги нейтрального «Здравствуйте» ‑ дружеское «Привет» или «Здорово!», официальное «Позвольте вас поприветствовать!». Пожилые люди иногда говорят: «Моё почтение» и «Доброго вам здоровья». [1]
Таким образом, мы познакомились с далеко не полным обозрением разнообразных выражений одного и того же чувства. Вполне вероятно, что некоторые формы этих приветствий совершенно устарели, исчезли. Что ж, тем любопытнее было узнать о них.
Вежливые слова в нашей речи
Совместно с учителем мы провели исследование в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи. Для этого мы составили анкету и провели опрос среди учащихся нашего класса (Приложение 1). Всего в опросе принимало участие 22 респондента (учащиеся 3 б класса).
Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов (Приложение 2, Рисунок 3).
Наиболее употребляемыми остаются слова приветствия — прощания: здравствуйте (отметили 11 человек – 50%) и близкие ему по значению – доброе утро, добрый день, добрый вечер – 17 (77, 3%). До свидания (отметили 11 человек – 50%), а также слова благодарности: спасибо (15 человек – 68, 2%), благодарю — 8 человек – 36,4%,пожалуйста (13 человек – 59,1%). (Приложение 2, Рисунок 3).
К сожалению, другие слова: будьте добры, извините, простите, приятного аппетита, будьте здоровы и другие наши сверстники, как показали результаты опроса, употребляют редко.
А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети часто забывают. Так, поздороваться с одноклассниками при встрече забыли 3 человека, что составляет 13,7 % всех учащихся класса, а попрощаться 2 – 9,1%.
По результатам опроса можно сделать вывод, что 17 детей считают себя вежливыми людьми и всегда употребляют в своей речи вежливые слова по отношению ко всем людям,4 человека не всегда используют эти слова в общении, а 1 учащийся затрудняется ответить на данный вопрос.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы составили буклет «Словарь вежливых слов», который, на наш взгляд, поможет учащимся нашего класса стать намного вежливее в своих словах и поступках.
Заключение
Вначале своей работы мы поставили перед собой цель: сформировать у учащихся 3 б класса МОБУ «СОШ № 68» потребность в употреблении слов вежливости. Чтобы реализовать её мы изучили большое количество литературы по данной теме и выяснили, что слова вежливости имеют богатую историю. Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, поэтому над развитием культуры общения нужно работать.
Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние. Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль. А ещё вежливость даёт возможность – достойно выйти из любой ситуации. Вежливость даёт умение – «держать себя в руках», придаёт силы – для проявления только лучших человеческих качеств.
Она даёт радость – от общения с людьми. Вежливость обеспечивает ясность – в словах, мыслях и поведении. Вежливость освобождает – от хамства и грубости.В помощь учащимся нашего класса мы составили «Словарь вежливых слов».
Список литературы
- Алан Ю. Как вы потеете?//Уральский следопыт.- 1981. — №1. — стр 75.
- Википедия – свободная энциклопедия. Здравствуйте. https://ru.wikipedia.org/wiki/. Здравствуйте. Дата обращения (12.01.16).
- Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слова и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4 – е изд., дополненное.- М..: Азбуковник, 1999.- 944 стр.
- Студеникин М.Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160 с.: ил.
- Формирование характера-Вежливость. [Электронный ресурс].
- Что такое вежливость? [Электронный ресурс].
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.-4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001-400с.
- Школа жизни.ру. Познавательный журнал. Автор: Елена Посашкова [Электронный ресурс].
- Энциклопедия Кругосвет/ Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. [Электронный ресурс].
Приложение
Словарь вежливых слов
«Б» | |
благодарность | Большое вам спасибо! |
Весьма вам признателен(льна) | |
Вы мне очень помогли | |
Примите мою благодарность | |
Премного благодарен(на) | |
Спасибо за добрые слова | |
Я Вас благодарю | |
«З» | |
знакомство | Будем знакомы |
Весьма рад(а) | |
Давайте знакомиться | |
Очень приятно! | |
Очень рад(а) знакомству с вами | |
Позвольте представить(ся) | |
Рад(а) познакомиться с вами | |
Разрешите с вами познакомиться | |
«И» | |
извинение | Извините, пожалуйста |
Примите мои извинения | |
Поймите меня, я виноват(а) | |
Признаюсь, я виноват(а) | |
Простите, пожалуйста | |
Прошу прощения | |
Я был(а) не прав(а) | |
«П» | |
пожелания | Всяческих благ! |
Приятного аппетита! | |
Приятного сна! | |
Спокойной ночи! | |
приветствие | Доброе утро! |
Добрый день! | |
Добрый вечер! | |
Здравствуй(те) | |
Мир вашему дому! | |
Моё почтение | |
Очень рад(а) вас видеть! | |
Привет! | |
Приветствую вас! | |
Приятно снова вас видеть | |
просьба | Будьте добры |
Будьте любезны | |
Если вас не затруднит | |
Не откажите, пожалуйста | |
Не смогли бы вы | |
Пожалуйста | |
Пожалуйста, помогите мне | |
Позвольте | |
Прошу вас | |
Разрешите | |
прощание | Будьте здоровы! |
Всего хорошего! доброго! | |
Доброй ночи! | |
Доброго пути! | |
До встречи | |
До (скорого) свидания | |
До скорой встречи | |
Желаю всяческих благ | |
Прощай(те) | |
Спокойной ночи | |
Счастливо | |
Счастливого пути! | |
Счастья вам! | |
Удачного дня! | |
«Т» | |
телефонный разговор | Всего хорошего! |
Вы располагаете временем? | |
Извините за беспокойство | |
Можно вас побеспокоить? | |
Можно вас попросить? | |
Непременно выполню вашу просьбу | |
Перезвоните, пожалуйста | |
Повторите, пожалуйста | |
Приятно с вами побеседовать | |
Рад(а) вас слышать | |
С удовольствием |
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Цель: воспитание вежливой,
доброжелательной личности, интеллектуально
подкованной в вопросах вежливости и доброты.
Задачи:
- Воспитание толерантности
- Привитие навыков вежливого общения в обществе
- Воспитание доброжелательного отношения к людям
- Развитие навыков понимания нравственных
ценностей человека
Используемые основные технологии и формы
работы:
- Информационно-коммуникативная технология
- Проблемная технология
- Игровая технология
- Личностное ориентирование
- ИКТ
- Групповая форма
- Фронтальная форма
- Индивидуальная форма
УУД
Личностные УУД – действия
ученика в той или иной социальной роли и в
межличностном общении:
- применять нормы морали и этики в ситуации
выбора; - применять нормы морали и этики в оценке
действий других людей; - применять нормы морали и этики в оценке событий;
- анализировать свое поведение с точки зрения
морали и этики; - выстраивать «Я-концепцию»;
- понимать цель воспитания вежливости и добра;
- понимать ценность знаний о вежливости и
доброте; - формировать будущий образ жизни.
Регулятивные УУД – действия, организующие
учебную деятельность:
- организовать рабочее место;
- ставить воспитательную цель;
- составлять план работы в достижении
поставленной цели; - прогнозировать результат своих достижений в
достижении цели; - контролировать результат проделанной работы;
- корректировать способы выполнения действий;
- давать оценку деятельности и ее результата.
Познавательные УУД – познавательные
действия, логические, действия постановки и
решения проблем:
познавательные:
- находить необходимую информацию методом
информационного поиска; - преобразовывать информацию;
- структурировать знания;
- строить речевые высказывания в устной и
письменной формах;
логические:
- анализировать с целью выделения признаков;
- синтезировать (выделять целое из частей);
- сравнивать и выбирать основания для сравнения;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическую цепь рассуждений;
- выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- доказывать;
действия постановки и решения проблемы:
- формулировать проблему;
- создавать способы решения проблем творческого
и поискового характера.
Коммуникативные УУД – действия при
общении и сотрудничестве с другими людьми:
- учитывать позицию других людей;
- вступать в диалог;
- сотрудничать в коллективе (определять свою
роль, роль другого, принимать эти роли); - корректировать действия свои и партнера;
- разрешать конфликты;
- ясно выражать свои мысли.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Учитель: Дорогие ребята! Мы проводим
сегодня интересное занятие. Определите его
название из зашифрованной записи »
ВдЕаЖвЛзИдВрОаСмТуЬоИжДйОцБяРюОлТэА!» (дети
расшифровывают запись, глядя на экран.) (Приложение 1, слайд 1)
2. Постановка темы и цели урока
Формулирование темы.
– Ребята, что бы вы хотели узнать
по этой теме?
– Как вы смогли бы это сделать?
3. Освоение нового материала
1) Постановка проблемы Выдвижение гипотез
Составление плана действий
Учитель: Вы мечтаете стать взрослыми и
получить определённую специальность.
– Какую профессию вы хотели бы выбрать для себя
по окончании школы? (Дети делятся своей мечтой.)
– Но кем бы вы ни стали, хотелось бы, чтобы вы
выросли очень хорошими людьми: вежливыми,
добрыми, отзывчивыми. А этому тоже надо учиться.
Знаете ли вы, что означают слова: вежливость и
доброта.
– Что по-вашему эти слова означают?
– Что нужно сделать, чтобы правильно
сформулировать толкование этих слов?
2) Работа с толковыми словарями (слайд 2)
Класс делится на 2 группы. Каждая группа
выписывает значения слов вежливость и доброта.
Одна группа из словаря В. И. Даля, другая – из
словаря Ожегова. Один из группы зачитывает
написанное.
Ожегов: Вежливый – ВЕ’ЖЛИВЫЙ, -ая,
-ое; -ив. Соблюдающий правила приличия,
воспитанный, учтивый. Вежливое обращение.
Ожегов: Доброта, отзывчивость –
душевное расположение к людям, стремление делать
добро другим.
Даль: Вежливый, соблюдающий
светские, житейские приличия, учтивый,
услужливый, предупредительный. Голь мудрена,
нужда вежлива. Нужда вежлива, голь догадлива.
Даль: Добро В духовном значении
благо, что честно и полезно, все чего требует от
нас долг человека, гражданина, семьянина;
противоположно худу и злу.)
– Я же предлагаю вам открыть Словарь вежливых
слов. Это так называется игра.
3) Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день)
3. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо)
4. Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте)
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания)
– Что вы вспомнили благодаря игре? Какие ещё вы
знаете вежливые слова? Используете ли вы их в
своей речи? Вывод: Значит, мало знать их, нужно ими
пользоваться.
4) Беседа по известным произведениям
Учитель:Вежливый человек всегда
внимателен к людям, он старается не причинять им
неприятностей, не оскорблять окружающих ни
словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо,
им кажется, что в этих случаях они поступают как
самостоятельные, независимые, взрослые люди.
а) Беседа о грубости по произведению Агнии
Барто «Признание»
Чтение стихотворения учителем
А. Барто
ПРИЗНАНИЕ
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
Он всех, в один несчастный день,
Чуть не довел до слез.
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
— Придешь обедать к трем часам,—
Ему сказала мать.
Он пробурчал: — Я знаю сам…—
А сам явился в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька? —
И сын признался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
Учитель:Прав ли мальчик? Грубость,
неуважительное отношение к людям – признак
плохого воспитания. Невоспитанными, злыми,
грубыми с родителями, со своими товарищами и
совсем незнакомыми людьми бывают не только
мальчики, но и девочки.
б) Беседа о поведении в обществе и дома по
произведению Агнии Барто «Любочка»
Чтение стихотворения учителем.
А. Барто
ЛЮБОЧКА
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Учитель:Какой сначала мы представили
себе девочку? А потом? Ребята, какой можно сделать
вывод из этих ситуаций? Вывод: В жизни надо
поступать вежливо самому и указывать на это
другим.
5) Инсценирование трёх ситуаций детьми
Учитель: А теперь давайте рассмотрим
несколько ситуаций. Поговорим о том, что такое
хорошие и плохие манеры. Что такое манера?
Работа с толковым словарями.
(Ожегов манера – МАНЕ?РА, -ы, ж. 1. Способ
что-н. делать, та или иная особенность поведения,
образ действия.
Даль: МАНЕР м. и манера
ж.немецк. способ, образ, средство; || вид, лад,
пошиб.) В группе выберите одного представителя
для поиска слова манеры в толковом словаре. (Пока
длится поиск остальные дети рассказывают о своих
вежливых поступках)
Первая ситуация. Пусть Таня будет
мамой, а Рома и Ира – её дети. Вы собираетесь в
гости. «Мама» должна объяснить «детям»,
как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
Вторая ситуация. Мама велела прийти
домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся
обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это
сделаете?
Третья ситуация. Вася и Коля едут в
трамвае. На остановке входит старушка. Ваши
действия?
Учитель:Не только слова должны быть у
нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не
приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим,
ни друзьям.
4. Самопроверка (слайд 3)
– Можно ли в нашем классе принять следующие
правила вежливости и доброты (обсуждение в
группах)
– На экране плакаты с правилами вежливости и
доброты. Как вы их понимаете?
1) Добро, сделанное в тайне, отплатится явно.
2) Вежливый человек приветлив и всегда внимателен
к людям.
3) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы
другим было с тобой приятно. Можете ли вы
сформулировать правила вежливости и доброты для
себя.
5. Подведение итогов Рефлексия (слайды
4-7)
– Продолжите предложения: Я узнал … Я понял …
Мне понравилось … Мне не понравилось …
Все ли знания вы получили о вежливости и доброте?
Разговор на эту тему мы продолжим на других
занятиях.Прикрепите к доске кружочек вашего
отношения к сегодняшнему занятию. Красный – не
понравилось, синий – не очень понравилось,
зелёный – очень понравилось.
Приложение 2
Вежливость – это очень важное качество человека. Это его способность выражать уважение, приятие других людей. Вежливость показывает уровень культуры и чувство собственного достоинства человека.
Всегда по природе вежливы интеллигентные люди, которые ценят музыку, книги, уважают самих себя. Хорошие книги и занятия своим образованием тоже прибавляют искренней вежливости, потом что добавляют мудрости и разума. Если в человеке есть нотка духовности, искренней любви к окружающим – такой человек вежлив. Обычно вежливы счастливые люди, которых окружают близкие, дорогие им товарищи. Вежливы те, кто излучает радость, оптимизм, любовь и тепло. Те, кто не унывает и чувствует в себе силы, тоже обычно вежливы.
Не стоит путать вежливость с непрямотой, когда человек не высказывает правды. Внешняя вежливость способна прикрывать скрытую злость, отчаяние. Просто не все люди приучены высказывать свою боль и ненависть, они скрывают ее под маской вежливости.
Проблема вежливости заключается в том, что внешняя вежливость способна оказаться неискренней, за ней может не стоять никакой душевности и реального уважения. Для литературного примера можно взять героев «Мертвых душ». Пока помещики заинтересованы в личной выгоде, они вежливы и улыбчивы. Но попробуйте не оправдать их ожидания и материальные притязания!
Вежливость человека вырастает в уважении к себе. Лично я становлюсь более уравновешенным и вежливым с людьми после того, как уединяюсь на какое-то время. Слушаю музыку, прогуливаюсь в одиночестве по местам, где красивая природа. Да и любая прогулка в тишине меня радует. Общение в кругу семьи и друзей тоже наполняет меня теплом и добродушием.
Вежливость и сдержанность человека способны сослужить ему немалую службу в конфликтах, в трудных ситуациях. Даже спасти от чужой агрессии. По-настоящему сильный человек обычно вежлив. Хамят и скандалят те, кто не уверен в себе.
Вежливость – это очень важное качество человека. Это его способность выражать уважение, приятие других людей. Вежливость показывает уровень культуры и чувство собственного достоинства человека. Всегда по природе вежливы интеллигентные люди, которые ценят музыку, книги, уважают самих себя. Хорошие книги и занятия своим образованием тоже прибавляют искренней вежливости, потом что добавляют мудрости и разума. Если в человеке есть нотка духовности, искренней любви к окружающим – такой человек вежлив. Обычно вежливы счастливые люди, которых окружают близкие, дорогие им товарищи. Вежливы те, кто излучает радость, оптимизм, любовь и тепло. Те, кто не унывает и чувствует в себе силы, тоже обычно вежливы. Не стоит путать вежливость с непрямотой, когда человек не высказывает правды. Внешняя вежливость способна прикрывать скрытую злость, отчаяние. Просто не все люди приучены высказывать свою боль и ненависть, они скрывают ее под маской вежливости. Проблема вежливости заключается в том, что внешняя вежливость способна оказаться неискренней, за ней может не стоять никакой душевности и реального уважения. Для литературного примера можно взять героев «Мертвых душ». Пока помещики заинтересованы в личной выгоде, они вежливы и улыбчивы. Но попробуйте не оправдать их ожидания и материальные притязания! Вежливость человека вырастает в уважении к себе. Лично я становлюсь более уравновешенным и вежливым с людьми после того, как уединяюсь на какое-то время. Слушаю музыку, прогуливаюсь в одиночестве по местам, где красивая природа. Да и любая прогулка в тишине меня радует. Общение в кругу семьи и друзей тоже наполняет меня теплом и добродушием. Вежливость и сдержанность человека способны сослужить ему немалую службу в конфликтах, в трудных ситуациях. Даже спасти от чужой агрессии. По-настоящему сильный человек обычно вежлив. Хамят и скандалят те, кто не уверен в себе.
Цели: Вспомнить с детьми «волшебные» слова; заставить задуматься, почему они «волшебные»; учить правильно их употреблять; воспитывать культуру общения.
Вступительная беседа: Добрый день ребята! За чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть сказочный город. Всех чудес в этом городе не перечесть. Жить в нём одно удовольствие. Все жители в нём сказочно вежливы и все они знают волшебные слова. А правит этим городом королева Вежливость.
А, что же такое вежливость?
(ответы детей)
В словаре Сергея Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый -соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый».
Итак, вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила приличия, принятые в обществе. Вежливый человек учтивый, внимательный. С ним легко устанавливать и поддерживать контакт. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.
А, сейчас, проведем викторину: «Ежели вы вежливы»
Разделить на две команды, придумать название команд, выбрать капитанов команд, состав жюри.
Вопросы викторины.
1. Кто больше назовет вежливых слов?
(пожалуйста, спасибо, доброе утро, день, вечер, ночь, простите, извините, до свидания).
2. «Здравствуйте», так мы говорим каждый день, а что обозначает слово «здравствуйте»? (желаем друг другу здоровья)
3. Прощаясь, вежливые люди говорят: «до свидания»? Что обозначает слово «до свидания»?
(До скорой встречи)
4. Может ли мальчик, здороваясь с девочкой, держать руки в кармане?
может;
может, если у него в кармане кошелек с крупной суммой денег;
не может, он обязан вынуть руки из карманов
5.Кто первым здоровается при входе в помещение? (первым, всегда входящий)
6.В помещение, где находятся двое мальчиков, входит девочка. Кто в этом случае
здоровается первым?
-девочка;
-мальчики хором;
– тот, кто вежливый;
7. Мальчик и девочка входят в помещение, кто должен войти первым?
8. Вы едете в автобусе, рядом с вами стоит пожилая женщина. Как вы поступите в
этой ситуации?
– притворитесь спящим;
-сделаете вид, что вы ее не замечаете; -предложите свой вариант ответа;
9. Как правильно поступить в такой ситуации:
– Ученик проходит мимо двух учительниц и громко здоровается со своим классным
руководителем: «Здравствуйте, Мария Ивановна!»
10. Назовите автора и название рассказ, в котором старичок под большим секретом
сказал мальчику слово, которое помогло ему исправить все неприятности и
добиться исполнения желаний?
(Осеева «Волшебное слово»)
Конкурс для зрителей:
Сочинение стихотворения о вежливости на уроке.
Ведущий (не дочитывает фразу до конца)
На уроке будь старательным
Будь спокойным и .. .внимательным.
2. Все пиши не отставая,
Слушай … не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все … понятно.
Если хочешь отвечать –
Надо… руку поднимать.
5.Запомни, что поют на пении, Читают на уроке… чтения.
6 . На математике считают,
На перемене… отдыхают.
7. Будь прилежным на уроке,
Не болтай ты не сорока.
8.Если друг стал отвечать,
Не спеши … перебивать.
9. А помочь захочешь другу – Подними спокойно… руку.
10. Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … звонок.
11. Когда звонок раздался снова…
(К уроку будь всегда готовым).
11. Послушайте рассказ — загадку:
– Однажды по улице шел старичок, опираясь на палку, глядя себе под ноги.
Навстречу ему, подняв голову к верху, и Что – то рассматривал в небе, шел
мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень
рассердился на мальчика. Но вот мальчик, что- то сказал старичку, и тот сразу
подобрел. Как вы думаете, что сказал мальчик старичку, отчего он перестал
сердиться?
12. «Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел около окна и с интересом рассматривал улицы, вдруг вошла в автобус женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине:-«Садитесь…»
Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет;
То куда – то вдруг уйдет,
То внезапно возвратиться
Пусть тоска ее боится!
{Улыбка)
Игра: «Доброе пожелание соседу»
Передавая предмет рядом сидящему, сказать доброе пожелание или комплимент.
13. Составить письмо – приглашение сказочным героям Бабе Яге и Кощею Бессмертному, используя следующие слова:
– Многоуважаемая (мый), доброго здоровья, извините за беспокойство, премного благодарны, с наилучшими пожеланиями, не будете ли так любезны, имеем честь пригласить.
А сейчас мы послушаем Башарина Ф.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя!
Итог: (награждение)
Орбитой любви и привета
Пусть будет наша планета.
. Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
(П. Елфимов)
Классный час на тему «ВЕЖЛИВОСТЬ» (3-4 класс)
Цели
Дать учащимся определение понятия «вежливость».
Помочь осмыслить свое отношение к окружающим.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Анализ домашнего задания
Учитель. Как вы думаете, что такое вежливость? Как вы думаете, многое ли зависит от того, насколько мы вежливы с людьми?
2. Работа по теме
Учитель. Объясните значение высказывания: «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям».
-Зависит ли вежливость от образования?
-Кого больше любит вежливый человек — себя или других?
Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих.
Составление кодекса вежливости
В течение пяти минут участники составляют правила вежливости для учеников школы. Можно предложить придумать систему штрафов для тех, кто нарушает эти правила.
Все желающие зачитывают свои кодексы поведения и обосновывают целесообразность их выполнения.
История для обсуждения.
Дети делят тетрадь на 2 части: в 1части пишут вежливые поступки и слова, а во 2 части –ошибки в поведении героя из следующего рассказа.
Рано утром мама пришла будить своего сына Сашу (или дочку Свету). Ему нужно было собираться в садик, а маме – на работу.
«Доброе утро, сынок! Вставай, умывайся», – сказала мама. Но Саша сказал: «Не собираюсь вставать! Я спать хочу!» Наконец, после долгих уговоров Саша встал с постели. Когда он проходил по коридору, встретил бабушку и сказал ей «Привет, бабуля!» По дороге в сад Саша увидел девочку из своей группы, но сделал вид, что ее не заметил. Когда Саша вошел в группу, он громко сказал детям и воспитателю: «Здравствуйте!» Пока дети играли в игрушки, девочка Катя случайно задела стакан с карандашами и они рассыпались, но Саша сказал: «Давай я тебе помогу их собрать!» На прогулке Саша случайно толкнул своего друга, но не извинился. Вечером, когда за ним пришла мама и он оделся, Саша громко попрощался с ребятами и воспитателем, сказав «До свидания, до завтра!»
Упражнение «Объясни».
Мама послала тебя к соседке взять в долг сахара. Как ты это сделаешь?
Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к ближайшей аптеке. Как ты объяснишь ему дорогу?
Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?
если ты пригласил к себе домой товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь?
Чтение и обсуждение литературных произведений.
А) Самуил Маршак – Ежели вы вежливы
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы –
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы, –
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
—
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
“Спасибо!” – говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
Б) Сергей Михалков
ОДНА РИФМА
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте –
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела –
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
– Старость нужно уважать!
Минутка релаксации.
Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. И.п. — сидя на кресле. Инст руктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки поло жите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточ ки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кис ти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Легко поднять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики».
Это упражнение повторяется 3 раза..
Упражнение «Продолжи рассказ».
Учитель начинает небольшой рассказ, а дети по очереди его продолжают:
-Однажды Вова решил пойти к товарищу. Взрослых дома не было. Уходя из дома… (посмотрел, опрятно ли он выглядит, привел в порядок свою одежду, написал записку маме – куда он пошел и когда придет).
Вова пришел к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал… Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Витя сел за стол и …
Добрые слова для каждого
Участникам предлагается сказать каждому что-то доброе. Сначала выходят желающие, но упражнение полезно проделать всем участникам.
3. Анализ занятия
Психолог задает вопросы для обсуждения:
-Почему в компаниях подростков не принято быть вежливыми и говорить друг другу добрые слова?
-Трудно ли говорить добрые слова друг другу?
Учитель. Запишите высказывание: «Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, то надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом» (Томас Пэн — американский просветитель, философ).
Работа в группах.
Проанализируйте, часто ли (и с кем) вы бываете вежливы? Много ли среди ваших знакомых истинно вежливых людей?
Вывод: вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать то, как надо вести себя в разных ситуациях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают замечание, а стараться исправить плохое поведении.
? На уроках светской этики учащиеся 4 “Б” класса размышляют о вежливости, добре и зле, дружбе и порядочности, честности и доверии. Слово этика пришло к нам из Древней Греции и переводится как “нрав”, “обычай”. “Этикет – это разум для тех, кто его не имеет”, – метко сказал французский философ Вольтер.
К уроку обучающиеся подбирают пословицы и поговорки о вежливости, добре и зле, дружбе и порядочности, гордости и гордыне, пишут сочинения. (Сочинение обучающегося 4 “б” класса Кожевникова Максима)
Что значит быть вежливым человеком?
Быть вежливым – значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры, быть любезным. Это значит, общаться с людьми так, чтобы они чувствовали – о них заботятся, их ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливым всегда и со всеми. “Пожалуйста”, “спасибо”, “извините”, “будьте добры” – это не только слова.
Это выражения вежливости. С помощью этих слов мы даем понять людям, что ценим их и уважаем их чувства. Если ты внимательно слушаешь человека, не перебивая его, это свидетельствует о том, что его слова для тебя так же важны, как и твои собственные. Если ты при первой встречи с человеком проявил вежливость, в следующий раз ему захочется познакомиться с тобой поближе, чем-то помочь тебе.
Вежливость как магнит. Она притягивает к нам людей. Пословицы о вежливости.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо жить без ласкового слова.
Стол спасибом краситься.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.
Пословицы о дружбе.
Без беды друга не узнаешь.
Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
Друг – твое зеркало.
Одежда хороша новая, а друг – старый.
Человек без друга, что земля без воды.
Пословицы о добре.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Делай другим добро – будешь сам без беды.