Рассказ о вещем олеге 7 класс литература

А.с. пушкин всегда проявлял интерес к отечественной истории. он читал многие рукописи, изучал исторические книги и документы. однажды во время

А.С. Пушкин всегда проявлял интерес к отечественной истории. Он читал многие рукописи, изучал исторические книги и документы. Однажды во время южной ссылки ему в руки попалась «Львовская летопись», в которой поэт нашёл предание о смерти князя Олега. Оно поразило Александра Сергеевича и послужило основой для создания замечательной литературной баллады «Песня о вещем Олеге». В ней автору не только удалось сохранить точность сказания, изложенного летописцем, но и, используя яркие образы, воссоздать прошлое, а также выразить личные мысли и чувства.

Пушкин воспевает храброго князя Олега – одного из основателей Киевской Руси. Значительную часть жизни он провёл в сражениях и походах. Прославил своё имя множеством побед. Враги его боялись, а народ восхвалял в легендах и дал ему прозвище «Вещий», то есть «мудрый, всезнающий».

Как и большинство людей той далёкой поры, князь в трудную минуту обращается к кудеснику – вестнику богов. Он обещает старцу богатую награду, поскольку хочет заглянуть в будущее и узнать собственную судьбу. Покорный Перуну волхв отказывается от княжеского дара, однако сообщает Олегу, что тот выиграет ещё немало битв. Смерть же примет от коня, годами верно служившего ему. Князь решает, что сможет избежать предначертанных свыше событий, и даёт слугам распоряжение поменять коня.

Всё то, что предсказал кудесник сбылось. Через несколько лет, пируя с дружинниками, Олег вспомнил о любимом коне и пожелал его увидеть. Ему ответили, что тот умер. Тогда князь вместе с гостями отправился на берег Днепра, чтобы посмотреть на «благородные кости» и был укушен гробовой змеёй, выползшей из конского черепа.

Мистическую гибель князя Олега можно трактовать по-разному. Одним она кажется случайностью. Другие уверены, что таким образом поэт высказывает мысль, что у каждого человека в этом мире своя миссия, своё предначертание. Кем-то свыше определено, что и когда с ним должно произойти, потому глупо и бессмысленно пытаться как-то корректировать судьбу. Она не зависит от людской воли. Определённые события можно лишь отстрочить во времени, но они всё равно произойдут.

Кто прав? Ответить тяжело.

Сочинение 2

Произведение Пушкина, написанное на историческую тему, посвящено не только напоминаю о славном прошлом Древней Руси, но и важным философским проблемам.

Поэт говорит об одном из знаменитых деяний князя – походе на столицу Византийской империи, после успеха, которого Олег берет дань и прибивает щит к воротам Константинополя. Пушкин явно стремился создать не свой пересказ летописи, а писал именно «песнь», то есть произведение, близкое к фольклору, восхваляющее одного из славных русских князей. Вероятно, поэтому язык произведения стилизован под старославянский. Автором опущены упоминания о делах Олега, выглядевших сомнительно с моральной точки зрения (например, убийство им правящих в Киеве Аскольда и Дира на переговорах).

В основу произведения положено сообщение летописи о предсказанной смерти Вещего Олега от своего коня, которое постигло его тогда, когда по логике, этого уже можно было не опасаться, по причине смерти этого коня. Неожиданная гибель князя от укуса змеи, выползшей из черепа коня, и летописец Нестор и Пушкин трактовали, как пример бесполезной попытки обмануть судьбу. Храбрый воин все же предпочел не бороться с предначертанным ему свыше и не покориться этому. Однако он выбрал путь не соответствующий своему характеру и своим славным делам, получается что он, в некотором смысле, предал самого себя и отказался от своего предназначения, за что, по мнению поэта, его должна была настигнуть кара. Судьба здесь выступает не как строго заданная последовательность действий и событий, которые должен совершить и пережить человек, а просто высшая цель, к которой нужно идти, прилагая все усилия. Вероятно, это мысли Пушкина и о своем предназначении. В человека заложен определенный дар, попытка не реализовывать который его делает жизнь бессмысленной.

В произведении также присутствует тема неспособности человека познать и понять все: Олег, прозванный Вещим (знающим), все же не смог уберечься от предсказанной ему смерти. Это пример того, что попытки контролировать все бесплодны.

Другим ярким образом, нарисованным в произведении, является волхв, предсказавший судьбу князю. Языческий жрец показан бескорыстным служителем истины, говорящим людям правду, вне зависимости от их желания. Волхв, скорее всего, введен в повествование не только для развития сюжета, но представляет собой образ поэта, каким ощущал себя Пушкин, особенно обращаясь к гражданской лирике.

4, 5, 6, 7, 8 класс

`

Песнь о вещем Олеге

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Портрет М.К. Олив Серова

    Валентин Александрович Серов – один из лучших мастеров портретного искусства всех времён. Именно в девяностые годы в его творчестве произошли перемены, позволившие ему выйти на новый уровень

  • Роль пейзажа в повести Олеся Куприна сочинение

    Пейзажу в произведении отводится существенная роль, поскольку он представляет собой не просто зарисовку, а непосредственного участника повествования, отражающего духовную сущность человека

  • Учитель в моей жизни — сочинение 6 класс

    Каждый человек учится в своей жизни. И каждому из нас требуется учитель. Учитель понятие неоднозначное, для меня учитель это необязательно учитель в школе или преподаватель в университете

Номер Автор Название Скачать
1 Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Каша из топора», «Гуси — лебеди», «Царевна -лягушка» и другие. icon download
2 Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» icon download
3 Шарль Перро «Кот в сапогах» icon download
4 А.С. Пушкин Cказки icon download
5 И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и лисица» icon download
6 А.П. Гайдар «Чук и Гек» icon download
7 Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот» icon download
8 Н.Н. Носов Рассказы icon download
9 Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» icon download
10 В.Ю.  Драгунский «Денискины рассказы» icon download
11 В.В. Бианки «Аришка — трусишка», «Как муравьишка домой добирался» icon download
12 Г.Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста» icon download
13 К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Л. Барто, Я.Л. Аким Стихи icon download
14 В.И. Даль «Девочка — Снегурочка» icon download

Мифы и легенды

Русская литература 19 века

Басни

Рассказы

Театр и драма

Номер Автор Название Скачать
1 Т.Г. Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» icon download
2 В. Железников “Чучело”, “Чудак из 6″Б””, “Путешествие с багажом” icon download
3 Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» icon download
4 К. Булычёв «Сто лет тому вперёд», «Второгодники», «Лиловый шар», «Приключения чародея» icon download
5 А. Беляев «Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей» icon download
6 А. Гайдар «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» icon download
7 А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица» icon download
8 Д. Дефо «Робинзон Крузо» icon download
9 Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» icon download
10 Дж. Ф. Купер «Зверобой», «Пионеры», «Последний из могикан» icon download
11 В. Каверин «Два капитана» icon download

Обязательная литература

Номер Автор Название Скачать
1 И. Крылова Басни: “Волк и Ягненок”, “Квартет”, “Волк на псарне”, “Демьянова уха”, “Стрекоза и Муравей” icon download
2 Русские народные сказки: “Сказка о Василисе Золотой Косе, Непокрытой Красе и об Иване Горохе”, “Марья Моревна”, “Иван Быкович” icon download
3 Леся Украинка “Вила-посестра” icon download
4 Н. Островский “Снегурочка” icon download
5 Русские былины: “Волх Всеславьевич”, “Добрыня и змей”, “Исцеление Ильи Муромца”, “Святогор и Илья Муромец”, “Илья и Соловей-разбойник”, “Садко” icon download
6 М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” icon download
7 А.С. Пушкин “Дубровский” icon download
8 В.Г. Короленко “Дети подземелья” icon download
9 Г.Х. Андерсен “Снежная королева” icon download
10 Е.Л. Шварц “Снежная королева” icon download
11 Песнь о Роланде icon download

Из Древнерусской литературы

Из грузинской литературы

Литература для внеклассного чтения 

Детям о детях

Приключения и фантастика

Список художественной литературы на лето

Список книг для летнего чтения

Номер Автор Название Скачать
1 А. С. Пушкин «Медный всадник», «Полтава», «Борис Годунов» icon download
2 М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Тарас Бульба Калашникова» icon download
3 Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» icon download
4 И.С. Тургенев «Бирюк» icon download
5 Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество» icon download
6 М. Горький «Детство», «В людях», «Старуха Изергиль» icon download
7 Л. Андреев «Кусака» icon download
8 А. Платонов «Юшка» icon download
9 Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» icon download
10 В. Скотт «Айвенго» icon download
11 Р. Стивенсон «Чёрная стрела» icon download
12 М. Твен «Янки при дворе короля Артура», «Принц и нищий» icon download
13 М. Рид «Всадник без головы» icon download
14 О.Генри «Дары волхвов» icon download
15 Р. Брэдбери «Каникулы», «Ржавчина» (и др. рассказы) icon download
16 Братья Стругацкие «Стажёры», «Полдень, XXII век» icon download
17 Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец» icon download
18 А. Рыбаков «Кортик», «Выстрел», «Бронзовая птица» icon download
19 Р. Погодин «Сколько стоит долг» (и др.) icon download
20 Ю.Сотник Машка Самбо и Заноза icon download
21 А. Беляев Человек-амфибия icon download
22 Ж. Верн «Дети капитана Гранта» icon download
23 Д. Гринвуд  «Маленький оборвыш» icon download
24 М. Додж «Серебряные коньки» icon download
25 Дж. Лондон «На берегах Сакраменто» icon download

Список художественных текстов для летнего чтения

Русская литература

Литература эпохи Возрождения

Номер Автор Название Скачать
1 Сервантес «Дон Кихот» icon download

Литература XVII века

Номер Автор Название Скачать
1 Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве» icon download

Литература XVIII в. Эпоха Просвещения

Список литературы для летнего чтения (Программа Кудиной Г. Н., Новлянской З.Н.)

Зарубежная литература

Русская литература

Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения

Список литературы для летнего чтения

Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения

Русская классика

Зарубежная литература

Список литературы для летнего чтения

Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения

Номер Автор Название Скачать
1 А.П. Чехов Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; рассказ «Ионыч»; пьеса «Вишневый сад» icon download
2 И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Легкое дыхание» icon download
3 А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет» icon download
4 В.Г. Короленко «Чудная», «Река играет», «Без языка» icon download
5 А. Блок Поэма «Двенадцать» icon download
6 А. Ахматова Поэма «Реквием» icon download
7 Л. Андреев Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Февейского», «Стена», «Бездна» icon download
8 М. Горький Ранние рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра», «Коновалов».

Пьеса «На дне». Литературные портреты «Лев Толстой», «А.П. Чехов».

icon download
9 А. Серафимович «Чапаев» icon download
10 Д. Фурманов «Горячие гильзы» icon download
11 И. Бабель  «Конармия» icon download
12 А. Фадеев «Разгром» icon download
13 М.А. Булгаков Роман «Мастер и Маргарита» icon download
14 А.А. Платонов «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек», «Котлован» icon download
15 А.Н. Толстой «Петр Первый» icon download
16 М.А. Шолохов роман-эпопея «Тихий Дон» icon download
17 Б. Васильев «А зори здесь тихие» icon download
18 В. Быков «Обелиск», «Сотников» icon download
19 Ю. Бондарев «Горячий снег» icon download
20 В. Распутин «Живи и помни» icon download
21 Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» icon download
22 А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» icon download
23 В. Шукшин Рассказы по выбору учителя icon download
24 В.П. Астафьев «Печальный детектив», «Царь-рыба» icon download
25 В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой» icon download
25 В.В. Набоков «Другие берега», «Дар» (по выбору учителя) icon download

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Цель: — знакомство с произведением Пушкина. Понятие о балладе.

— Анализ художественных особенностей «Песни…»

— характеристика героев, тема, идея.

  1. Ввести школьников в мир тех далеких лет Киевской Руси, когда люди верили в пророчества волхвов- кудесников.

  2. Познакомить с историей создания стихотворения.

  3. Показать школьникам преимущества художественно-поэтического изображения у Пушкина по сравнению с летописными повествованиями.

  4. Вспомнить жанровые особенности баллады.

  5. Развивать образное мышление и воображение учащихся.

  6. Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.

Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость

“У нас все от Пушкина”

(Ф.М Достоевский)

Ход урока .

I. вступление ( слайды по творчеству)

Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил.
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
Львов утопал в осенней ночи,
И дождь, и снег, и мрак густой…
Мне виделись Татьяны очи,
Полтавы полдень золотой…
Олег дружинников сзывает,
В бой Пугачев ведет людей,
Волшебной сказкой озаряет
Мне детство Пушкин чародей.
А “буря мглою небо кроет…”,
Но солнце верилось – взойдет…
День брезжит новою зарёю –
К нам Русь на выручку идет!
Та книга до сих пор со мною,
Меня отец учил по ней
Любить Россию всей душою,
Её язык, её людей.

(Р. Братунь)

Удивительный  Александр Сергеевич… Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества. Не исключение и 7 класс. Я надеюсь, что герой, о котором мы сегодня будем говорить, будет таким же узнаваемым, как и те, которые мы только что видели. Речь сегодня пойдёт о стихотворном произведении «Песнь о вещем Олеге».

Еще с лицейских лет Пушкина интересовали события мировой и русской истории. В ранних произведениях он часто использует исторические события, образы государственных деятелей. Патриотическая гордость владеет молодым поэтом при воспоминании о совсем недавних исторических событиях — Отечественной войне 1812 года и победе над Наполеоном.

— Интерес к истории с годами углубляется. Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин собирает материалы для истории народного движения Степана Разина. В 1827 году был начат роман «Арап Петра Великого», исторический роман из эпохи Петра I. Глубокий интерес к народным движениям, «русскому бунту», тщательное изучение материалов пугачевского восстания привели Пушкина к созданию двух произведений на эту тему — повести «Капитанская дочка» и «Истории Пугачева».

— Мы действительно можем назвать Пушкина первым поэтом-историком. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения. «Песнь о Вещем Олеге» так же основана на исторических фактах. Что же побудило Пушкина обратиться к седой древности?

Легенда о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи. Она была известна Пушкину с юности и положена в основу “Песни о вещем Олеге”. Правительство было недовольно его вольнолюбивыми стихами. Ему грозила ссылка в Сибирь. Друзья поэта предприняли хлопоты, увенчавшиеся успехом. В начале мая 1820 года царь утвердил предложение о переводе Пушкина в южные губернии России. Живя на юге, он побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил гору Щекавицу, где, по преданию, похоронены князь Олег и княгиня Ольга. Увиденное разбудило поэтическое воображение Олега, одного из первых русских князей, основателей древнерусского киевского государства.

— Давайте вспомним, что мы знаем о князе Олеге? (доклады учеников)

Олег был сильный, могучий князь В 10 веке власть переходила по родовому принципу. Олег обманом, хитростью овладел Киевом. Уничтожил династию Киевичей и стал княжить. Ему принадлежат знаменитые слова: «Да будет Киев матерью городов русских». Он не раз отражал набеги нападавших на Русь кочевников и совершал победоносные походы на соседние страны. Летопись рассказывает о том, как Олег совершил поход на Византию, овладел столицей Византийской империи Константинополем (русские называли его Царь-град — современный Стамбул) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит. «Народ, удивленный его славою и богатством, привезенными, единогласно назвал Олега Вещим, то есть мудрым и даже волхвом» (Карамзин)

— Давайте подробнее узнаем, как проходило взятие Царьграда. ( ВИДЕО — 4 мин.)

Итак, обратимся к летописи, а вернее к переводу эпизода из «Львовской летописи», в котором рассказывается история смерти князя Олега ( раздать листочки с переводом)

Что мы узнаём из отрывка? Сопоставьте лексическое значение слова «вещий» с прочитанным фрагментом. Не видите ли вы какого-либо противоречия? ( «умеющий предвидеть будущее» князь не сумел уберечься от злой участи)

 — Почему же так произошло? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к основным событиям, составляющим сюжет баллады Расположите события в том порядке, как они идут в балладе (задание выполняется письменно, через 3—4 минуты проверяется коллективно) Итак, события в балладе идут так (слайд ):

1. Предсказание

2. Разлука с конем

3. Возвращение на Родину

4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища

5. Появление змеи

6. Гибель князя

— Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада — с предсказания кудесника)

— Пушкин не случайно избирает хронологическую последовательность повествования, выводя центральный эпизод баллады на первый план.

1) Что больше понравилось: отрывок из летописи или произведение Пушкина? Почему? (В летописи об Олеге говорится очень кратко, все изложено бесстрастно, сухо, нет его прощания с конем. Одни голые факты, а подробностей нет. В стихотворении Пушкина мы видим и Олега, и кудесника, понимаем их характеры, узнаем, как Олег любил коня. Повествование живое, эмоциональное, проникновенное, торжественное, лиричное.)

3) Событие это происходило более, чем 1000 лет, и от Пушкина более, чем на 900. Однако поэт излагает это так, будто всё происходит сейчас. Как Пушкину удалось перенести нас в такой далёкий 10 век? Как удалось приблизить к нам то, что было так давно?

— Обратим внимание и на то, что, рассказывая о таком далеком времени, Пушкин употребляет глаголы настоящего времени. Этот способ изложения как бы приближает к нам такие далекие события, оживляет перед нами картины давно ушедшей в прошлое эпохи.

Что ещё в тексте помогает нам перенестись в ту эпоху? (В языке “Песни…” много устаревших слов, которые теперь употребляются только в книгах исторических. Эти слова напоминают о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили очень давно, когда всё было другим: жизнь, обычаи, нравы… )

(архаизмы – устаревшие слова). Дома вы должны были выписать такие слова в тетрадь. Давайте поговорим о них.

Песнь о вещем Олеге” переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками. Всё, что окружало их: камни, травы, река – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун – бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сече – в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган – могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, огниво, посуду, пращ, оружие (щит, меч, лук, копьё, секиру, боевой топорик с длинной рукояткой). Воина хоронили с конем – верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле.

После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т.е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками (от “чудо”). Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; могут управлять силами природы, могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать грядущее ( будущее)

— но есть ещё одно слово ВЕЩИЙ. Как вы понимаете смысл этого слова? Кузьмина Н. подготовила небольшое сообщение.( слайд о словарях).

Вот как даётся толкование этих слов в словарях : В.И. даль считает, что Вещий – кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, предусмотрительный.

В словаре Ушакова Вещий (книжн. поэт. устар.) – знающий или предсказывающий будущее, пророческий

В словаре Ожегова мы видим Вещий (высок.) – предвидящий будущее, пророческий.

-А вот интересно, действительно ли Олег обладал даром прорицателя или был просто мудр? В день, когда умер князь, в небе вспыхнула яркая звезда. Точно такую же люди наблюдали в момент его рождения рождения . Впоследствии эту звезду назовут кометой Голлей. Загадочные события сопровождают Олега с самого рождения. ( видео?)

— Знание и понимание смысла этих слов поможет нам при работе с текстом.

II. Чтение “Песни о вещем Олеге”и анализ.

— Давайте послушаем эпизод встречи князя с кудесником в исполнении актёра Журавлёва.

Беседа по тексту.

— Каким вы себе представляете князя Олега? (На белом стройном коне, верном спутнике, с золотой сбруей, развевающейся гривой, в цареградской броне(одежда из металлических пластинок и колец).

— Какими представляете дружинников? (Воины, сопровождающие князя, вооружены щитами, мечами, копьями, одеты в кольчуги и шлемы. На лицах написана суровая решимость, желание отомстить врагу за “буйные набеги”, опустошающие села и посевы (нивы), сопровождающиеся угоном жителей в плен.)

— Почему “неразумным хозарам”? (Русь – могучая страна)
— Каким вы представляете себе кудесника? Давайте вчитаемся в ту характеристику, которую дает ему Пушкин, какими эпитетами наделяет (Найти в тексте) :

  • “вдохновенный кудесник” (вдохновленный, воодушевленный богами, наделенный мудростью, чудесным даром узнавать будущее);

  • “покорный Перуну старик одному” (служитель бога Перуна, верящий в его силу и могущество);

  • “заветов грядущего вестник” (предсказатель будущего);

  • “мудрый старец”.

— Почему поэт употребляет книжные слова? (Придают торжественность.)

— Какой видится вам внешность кудесника на основе этой характеристики?

(Худой, высокий, седой старик с бородой, с морщинистым лицом, огрубевшим от ветра, с горящими пронзительными глазами. На нем белая длинная рубаха, подпоясанная веревкой, он опирается на суховатую палку, через плечо – сумка из холстины. Вся фигура — выражение величие, гордости, уверенности в себе. Кудесник прямо и смело смотрит на приближающегося с дружиной князя.)

— Каким мы видим Олега? (Мужественное суровое лицо, покровительственный взгляд, устремленный на стоящего перед ним старца.)

— Мы слышим его речь. О чем спрашивает Олег кудесника? (О том, что ждет его в будущем, не ждет ли его в походе смерть.)

— Почему Олег спрашивает о своем будущем кудесника? (Верит в то, что он “любимец богов”, которые открывают ему будущее людей .)

— Как вы понимаете слова: “Открой мне всю правду, не бойся …”(Князь думает, что кудесник, как и все люди, боится его, убеждает не бояться. Привык к всеобщему поклонению, уверен в том, что все люди трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную правду. Относится к людям пренебрежительно, свысока. Разговаривая с кудесником, князь даже не счел нужным сойти с коня.)

— Что князь обещает в награду кудеснику? Зачем? (Предполагает, что кудесник из страха будет говорить только то, что приятно князю. Горькая ирония слышится в его фразе: Олег обещал любого коня кудеснику, а получилось так, что судьба отбирает коня, причем не любого, а любимого и преданного. И Олег бессилен. )

— Каким тоном обращается Олег к кудеснику?- (Тоном властного владыки, привыкшего повелевать, убежденным в том, что его обращение может вызвать душевный трепет. В речи звучит и невольное уважение к прорицателю, и снисходительность могучего, но милостивого владыки, и высокомерие властелин, привыкшего к всеобщему поклонению)

Пророчество кудесника. Участники этой сцены? (Олег напряженно ловит каждое слово старца. Воины застыли. Кудесник с торжественно поднятой к нему рукой : не боится Олега, т.к. знает правду свыше; не может говорить иначе. Слишком торжественный момент прорицания.)

— Речь кудесника содержит прямой ответ на вопрос князя. Как же отвечает Олег кудеснику? Каким чувством проникнуты его слова? (Кудесник не боится князя, его не страшит могущество Олега, он отвергает дар и говорит князю, что всегда будет говорить свободно и правдиво. Начало речи кудесника проникнуто гордым сознанием своей независимости , чувством собственного достоинства, уверенностью в своей способности знать “небесную волю”. Он не привык ни перед кем склонять головы.)

— Как должны звучать слова кудесника? (Медленно, величаво, внушительно. Прорицатель как бы сам поражен значительностью судьбы, открывшейся его взору.)
— В какой момент предсказания происходит резкая (ничем не подготовленная) смена интонации, приобретая мрачный, трагический характер? (В конце предсказания.)
— Что же предсказал князю кудесник? (Имя Олега будет прославлено победами, но смерть князя ждет не в бою.)

Раздумья Олега над предсказанием.

— Какие же мысли и чувства волнуют князя после предсказания? . Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься.

“Олег усмехнулся” (Не поверил: слишком неожиданно предсказание. Сомневается в правдивости. Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного человек. Смерть не от ран (как воин герой), не от болезни, старости, а от коня.

“Чело и взор омрачилися думой” (Не верить, как сын своего времени не может. Вспомнил, что кудесник – “любимец богов”, его предсказание должно быть правдивым, должно исполниться, и Олега охватила тревога. Как прожил свою жизнь Олег? Всегда ли достойно себя вел? )

— Олег колеблется. Но какое решение принимает?(Расстаться с конем – верит.)

Прощание с конем.

Прощание с конем — один из самых драматичных эпизодов:

Прощай мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся — да помни меня…

Каким же видим князя в момент разлуки? Жесты, поза, выражение лица? (“В молчанье с коня он слезает угрюмый …” Подавлен мыслью о разлуке неизбежной…)

— Как у Пушкина показана сильная привязанность Олега к коню, до сих пор не появляющаяся? (“Прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой”… Медлит, не может расстаться…)

— Каким эпитетом подчеркнуто душевное состояние героя? (“Прощальной рукой”…Перед нами уже не могучий владыка, а человек, глубоко переживающий вынужденную разлуку с верным другом.)

— Как называет Олег коня? “(мой товарищ, мой верный слуга”)
— В чем выразилась забота князя о судьбе коня во время расставания?
— Чем объясняется такая сильная привязанность к коню ? (Вспомним о значении боевого коня для воина Древней Руси.)
— А как князь относится к предсказанию кудесника? (читаем и комментируем строфу  8)

— Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое предсказание! Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становился рабом убийцы. Князь умер от коня! слово «князь» восходит к «конь-аз», священному единству коня и всадника. По поверьям, лошадь знала тайны загробного мира, земли и циклы её развития. Легенды и фольклор часто наделяют лошадей магической силой предсказания. Известной символической парой в мифологии стали конь и змея, где конь олицетворял доброе начало, а змея — злое. Отсюда во многих змееборческих сюжетах появляется конь, попирающий змею. Эту же символическую пару мы видим и в легенде о вещем Олеге, князе, которому было предсказано, что он погибнет от своего верного коня. Такая смерть для воина была страшна, и Олег отпустил своего коня пастись на воле, чтобы избежать своей участи. ( по пророчеству, волхва – хранителя бога Велеса, часто изображали в виде змеи.)

Через несколько лет вещий Олег погиб от укуса змеи, прятавшейся в черепе своего умершего коня. Именно привязанность и любовь к коню и толкают Олега на гибель. События следуют за чувствами человека.

— (слайд 13) За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? (основное в ответах учеников: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника)

— Сможете теперь вы назвать одну из основных тем песни? (тема судьбы) не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься.

—  Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего…». Как тема судьбы решена в песне, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь! судьба играла с самим Пушкиным. Статья Е. Лебедевой «Белокурый меня убьет. Так колдунья пророчила» А. С. Пушкин показывает, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба.

-Вот какая она необычная — «Песнь о вещем Олеге»! Но это далеко не все её тайны.

-Знаете ли вы, что во время Гражданской войны и в красных, и в белых войсках любили распевать на один и тот же лихой мотив… «Песнь о вещем Олеге»? Вот только припев к этому гимну был их собственного сочинения и отличался одной строкой (слайд 15)(слушаем гимн в исполнении хора Валаамского монастыря).

— Федор Михайлович Достоевский сказал когда-то: “У нас все от Пушкина”. И был совершенно прав, потому что именно Пушкин явился создателем русского литературного языка, потому что именно Пушкин стал основоположником исторической литературы в России. Гений Пушкина не превзойден, потому что Пушкин – это сама Россия.
Лишь за одну судьбу я поручусь:
Поэт, хранимый памятью народа,
Он будет жив, пока пребудет Русь,
Покуда живы Честь, Любовь, Свобода.

Рефлексия:

1) Деятельностная рефлексия.
Сегодня на уроке я (осмыслил(а), по-новому взглянул(а), задумался, убедился…)
2) Эмоциональная рефлексия.
• «Однообразные мелькают все с той же болью дни мои» (Н. Гумилев)
• «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» (А. С. Пушкин)
• «Оркестр веселое играет, и улыбаются уста» (А. Ахматова)
• «И скучно и грустно» (М.Ю. Лермонтов)
• «Я счастлива…» (А. Ахматова)

Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок из «песни» (обязательно), (дополнительно)составить кроссворд по произведению .

Страница 82

Размышляем о прочитанном

1. Какие стороны мастерства Державина отразились в «Признании»?

Посвятив всю свою жизнь служению России, Державин, безусловно, думал о том, какие воспоминания сохранятся о нем в памяти потомков. В «Признании» он попытался подвести итог всем своим жизненным принципам и изысканиям. Написанное в поздние годы, стихотворение является образцом державинского поэтического мастерства, в котором отразились следующие характерные черты:

мировоззрение и личность автора раскрываются с точки зрения бытия. Поэта на закате дней сильно волновал вопрос жизни и смерти, и ему было крайне важно понимать, какая память останется о нем.
эмоциональность, красочность (Державин называл свою поэзию «говорящей живописью»), чувство юмора (особенно последние строчки стихотворения).
paзpyшeниe единонаправленности жaнpa: органично переплетаются личностные, пейзажные и сатирические мотивы, поэт напрямую обращается к своим читателям.

2. С какими общественными явлениями не соглашался Державин в жизни и в поэзии?

Писать стихи Державин начал только в тридцать лет, будучи еще военным, но по настоящему литературным творчеством писатель занялся на государственной службе. Связь между расцветом творчества Державина и его службой очевидна.

На службе Державин быстро делал карьеру, его ценили за ум и непримиримость. Но как раз последняя часто становилась для поэта преградой для дальнейшего карьерного роста. Он был врагом казнокрадства и взяточничества, он не умел льстить, но отличался огромным трудолюбием. Такое ответственное отношение к службе нажило Державину немало врагов. Постоянные стычки с чиновниками привели к тому, что поэту часто приходилось менять место службы.

Даже на посту министра юстиции он долго не продержался.

Расцвет творчества Державина пришелся на время правления Екатерины 2, которая заслужила уважение поэта своим покровительственным отношением к наукам и искусствам, в том числе к литературе. Державин искренне восхищался императрицей и написал на нее немало хвалебных од. В своих произведениях Державин всегда восхвалял честность и правдивость, он подчеркивал реальные заслуги, а не мнимые, его оды никогда не становились объектами лести.

Фонохрестоматия

Г. Р. Державин. «Признание»

Соединение торжественного, одического звучания с задушевными, дружескими интонациями, высокой похвалы с иронией, возвышенной лексики с просторечиями — особенность поэзии Гавриила Романовича Державина. Поэтноватор, он смело разрушал поэтические правила, каноны, создавая свой неповторимый державинский стиль.

1. Какими средствами художественного чтения актёру удаётся передать своеобразие державинского стиля?

Повышение голоса в важных моментах, постановка логического ударения, паузы. 

2. Какие особенности характера автора стихотворения сумел донести до слушателя актёр?

Сдержанность, искренность, прямолинейность.

Страница 84

Проверьте себя

Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чьё высказывание близко вашему пониманию поэта? Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина?

К примеру, Лев Озеров нам пишет, что творчество Пушкина всегда будет покрыто загадками. Белинский говорил, что наступит время, когда творчество Пушкина будет признано. В то же время Гоголь писал, что многое, что у него есть хорошего это все благодаря Пушкину. Даже Лев Толстой считал себя учеником знаменитого поэта. В любом случае жизнь и личность Пушкина интересны нам своим стремительным развитием, любовью к поэзии, которая зародилась в нем еще с раннего детства. Также восторг вызывает и количество произведений, созданные Пушкиным.

Страница 87

Обогащаем свою речь

1. Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?

Меня поразило описание Александром Сергеевичем битвы. Перед нами предстали настоящий баталии, описанные словом. В тексте в большом количестве встречаются глаголы: грянул, смыкают, рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, рубит, режет. Эти слова помогают автору передать действие, которое происходит на поле боя. Также благодаря особым фразам Пушкину удается передать звуки сражения, что помогает читателю сполна окунуться в текст: саблями звуча, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон. Таким образом, автор рассказывает очень эмоционально. Битва — это всегда горечь потерь, смерть, страх. Поэт настаивает на том, что бой — это «ад со всех сторон». Именно так я и представлял войну.

2. Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарёю новой», «Дым багровый кругами всходит к не бесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?

«Горит восток зарею новой» — начало нового дня без смертей и потерь, 

 «Дым багровый кругами всходит к небесам» — дым от стрельбы, наполненный кровью, 

 «В кустах рассыпались стрелки» — спрятались, 

 «Поле роковое» — место, на котором все решится, 

«Как пахарь, битва отдыхает» — с удовольствием, ценит время отдыха, 

«И за учителей своих заздравный кубок подымает» — за тех, кто дал знания, которые помогли победить. 

При чтении произведения передо мной возникали картины страшного, смертельного и кровопролитного боя. 

При описании Полтавского боя Пушкин использует следующие литературные приемы: 

аллитерации («…браздами, саблями звуча, / Сшибаясь, рубятся с плеча»); 
метафоры («Горит восток зарею новой»); 
олицетворение («битва отдыхает»); 
сравнение («могущ и радостен, как бой»); 
многосоюзие и ряды однородных членов («И Шереметьев благородный, / И Брюс, и Боур, и Репнин»); 
эпитеты («верный конь»); 
антонимы («…лик его ужасен… он прекрасен»).  
Использование этих приемов позволяет поэту наиболее точно передать картину боя, читатель видит её в своем воображении, опираясь на прочитанный текст.
  

3. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?

Для русских сражение под Полтавой было особенно важным, потому что иначе войска шведского короля, Карла Двенадцатого, очень сильного противника, шли на Москву. Почти три месяца до начала сражения крепость оборонялась мужественными защитниками, а 27 июня 1709 г. под предводительством самого Петра I состоялось сражение, которое завершилось разгромом шведов.  

Упоминание реальных исторических лиц, например, Карл, Петр I, а также видов оружия и остальных деталей, дают читателю полное понимание того, о каком историческом сражении идет речь. 

4 . Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение, поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.

Петр 1 : звучный глас, мек ужасен, он прекращен, движение быстры, глаза сияют, божия гроза.

Карл 12 : бледный, недвижный, несомый слугами смущенный взор страдая раной, слабое движение руки.

У А.С.П. есть герой- Петр 1. Петра 1 в 20х годах 19 века все знали больше по рассказам и преданиям , чем из книг. В поэме Полтава А.С.П. глубоко интернсовался над поэмой и всего за год до работы над поэмой нашел образ Арапа Петра Великого. В основы поэмы положены борьба украинского гетмана Генерала Мазепы и шведского короля Карла 12 с Великом Петром 1.

Страница 93

Размышляем о прочитанном

1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?

Кудесник рассказал Олегу, от чего тот умрёт. Кудесник указал на коня Олега и сказал, что именно конь будет причиной его смерти, во что Олег не желал верить, ведь он так был привязан к своему коню. Баллада о вещем Олеге, которую написал Пушкин, идёт стихотворным текстом, а летопись повествовательным. В балладе говорится всего лишь о предсказании кудесника и о смерти князя. В летописи подробно описывается жизнь и быт Олега, почему он был назван «вещим». В летописи не упоминается все же, как именно умер Олег, а в балладе чётко указано, как и от чего он умер.

2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ.

В диалоге «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкин показывает князя в расцвете сил и боевой славы, а также старца, который провел жизнь в молитвах и гаданиях. Олег может подарить коня или разгневаться, но волхвам не страшны власть и гнев правителей. Может, не стоило князю спрашивать о своей смерти и лишаться любимого товарища. Он не спрашивал совета, как победить врагов, а хотел удовлетворить любопытство.

  Мне больше понравился мудрый старец за волю и правдивость.

3 . Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей… Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

В своих произведениях А.С. Пушкин часто высказывал недовольство и возмущался действующей властью, социальным устройством страны, порабощением крестьян, их тяжёлой жизнью. Он считал своим долгом открыто говорить об этом, невзирая на недовольство правящей верхушки, а поэта приравнивал к пророку, который должен открывать людям глаза на то, что происходит вокруг (стихотворения «Пророк», «Памятник»). В слова волхва в «Песне о вещем Олеге» Пушкин вложил свои либеральные, свободолюбивые взгляды на взаимоотношения правителей и поэтов, правителей и поэзии. Таким образом, можно говорить о том, что устами кудесника он провозгласил независимость поэта и поэзии от власти царей: поэты-пророки «не боятся могучих владык», их язык «правдив и свободен», их нельзя подкупить — «княжеский дар им не нужен».

Страница 94

Обогащаем свою речь

1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.

Я думаю, что использование в балладе устаревших слов позволяет передать атмосферу того времени, придать произведение реалистичность быта. А пушкинские добавления облегчают восприятие баллады.

2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

Вещий — тот, кто вещает. Я считаю, что больше этот эпитет подходит к кудеснику. Ведь именно он вещал князю о будущем.

3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?

Даже одно слово может изменить образ героя. Такая замена добавила балладе магический облик. 

4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём, воспоминаниям о нём. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?

В первоначальном тексте Пушкин хотел выразить словом «смирный» , то что конь подчинённый Олегу , и он делает все что ему прикажет князь. А в окончательной редакции автор наоборот воспевает коня тем что, он верен своему хозяину и будет с ним сражаться до конца не по тому, что его заставляют, а по тому что он сам этого хочет.
 

Страница 94

Фонохрестоматия

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: «В награду любого возьмёшь ты коня…»? Что он хочет сказать этим об Олеге? Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?

Такая интонация подчеркивает щедрость князя, то, что за правду о своем будущем он готов многое отдать.

2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?

Актер своим чтением показал мудрость и смелость волхва. Благодаря чтению я смог представить образ кудесника. Дополнить мое представление помог тембр голоса, ритмика, паузы в чтении.

3. «Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой…» — какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этой фразе?

То, что не всегда человек показывает свои настоящие эмоции. А проявляет их тогда, когда поймет, о чем идет речь. 

4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?

Интонация, тембр, логические ударения, паузы.

5. Почему актёр с такой силой выделяет слова: «Кудесник, ты лживый, безумный старик…»? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег?

Актер выделил эту фразу, потому что князь был не готов услышать такую правду и не поверил в нее. Он досадует не только на волхва, но и на самого себя. Олег понимает, что никто не в силах изменить будущее.

Размышляем о прочитанном

1. Какие чувства, переживаемые Пушкиным, выражены в стихотворении?

2. Почему Пушкин дважды повторяет одно и то же четверостишие о воющей и плачущей буре?

Композиция, можно сказать, кольцевая. Произведение начинается тем же, чем потом и заканчивается.

Эта особенность ярко выражается в повторяющихся стихах:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Именно ими начинается и первая, и последняя строфы произведения.

Выраженных композиционных точек (завязки, развязки и пр.) тут нет. Автор просто размышляет под завывания вьюги, подчеркивая свое невеселое, тоскливое настроение.

В создании произведения автор использовал интересный прием: психологический параллелизм.

Описывая бурю за окном, он так подчеркнул собственное угнетенное состояние. Все вокруг печально, как и в душе у лирического героя. Однако разговор со старушкой няней немного развеивает тоску, отвлекает от тяжелых мыслей.
В этом кроется основной посыл стихотворения: какие бы бури не бушевали вокруг, важно, чтобы рядом находился близкий, понимающий человек, которому можно открыть сердце.

3. Зачем поэт просит няню спеть ему народные песни про синицу и про девицу?

Он просит няню спеть народную песню и выпить с ним, чтобы сердцу было веселей.

Страница 105

Размышляем о прочитанном

1 . Пушкин подчёркивает: «Характер Пимена не есть моё изобретение. В нём собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времён давно минувших…

Пимен прожил бурную жизнь, но теперь он «ведает блаженство», потому что осознал суетность жизни, оказавшись в монастыре.
Пимен пишет летопись, у него нет тщеславия, он пишет, не оценивая события, «не мудрствуя лукаво». Его труд останется безымянным, но цель старца — донести правду до потомков, которые должны знать и о добрых делах царей, и об их грехах и «темных деяниях».
Но Пимен имеет и свой взгляд на вещи: правление Бориса он считает страшным грехом.
Полной противоположностью Пимену является Григорий. Он молодой человек, его душа бунтует против того образа жизни, который он ведет, Григорий завидует бурной молодости Пимена.
Те сны, которые видит Григорий, он сам называет «бесовским мечтанием», то есть его искушают бесы, и он поддается искушению. Личность Бориса Годунова он оценивает совершено иначе: Григорий размышляет о могуществе Бориса и записи Пимена называет «ужасным доносом».
Так проявились характеры героев в сцене «Келья в Пудовом монастыре».

Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?

2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

Пимен вспоминает, что в этой самой келье он видел Грозного. Царь беседовал с монахами и плакал, он раскаивался в своих грехах, признавал их, считал себя преступником. «Приду к вам, преступник окаянный», — говорит он о себе. Летописец сравнивает Грозного с его сыном Федором, который «на престоле» воздыхал о мирном житии молчальника». Образ жизни Федора противопоставлен образу жизни Грозного: царствование Федора дало Руси утешение «во славе безмятежной» в то время как правление Грозного отличалось большим количеством войн и казней.
 

Страница 109

Размышляем о прочитанном

1. Как вы думаете, правильно ли понял А. И. Одоевский мысль Пушкина?

2. Что означает слово «меч» («И братья меч вам отдадут») в стихотворении Пушкина и то же слово («К мечам рванулись наши руки») в стихотворении Одоевского?

3. Почему Пушкин называет не подвергнутых наказанию дворян «братьями», которые после освобождения декабристов («Оковы тяжкие падут») вручат им меч? И что означает этот жест? Подумайте, как понимать выражения «отобрать меч» у рыцаря и «отдать, вернуть меч» рыцарю? Вспомните уроки по истории Средних веков.

Страница 122

Размышляем о прочитанном

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

В начале повести рассказчик сообщает о жизни станционных смотрителей следующее: они имеют низший чин, что не застраховывает их от ругани и даже побоев. Должность станционных смотрителей, по мнению рассказчика, настоящая каторга: во всех бедах проезжающие винят именно их. Короче говоря, невесела судьба станционного смотрителя, героя пушкинской повести.

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя для того, чтобы передать отношение самого автора к события. Через рассказ Пушкин осуждает поступок Дуни, сочувствует смотрителю и показывает несогласие с действиями Минского, их унизительность и высокомерие, с каким гусар отнёсся к отцу ,которого лишил дочери, а потом и смысла жизни.   Пушкинский  приём ,вести рассказ от имени автора, даёт возможность  читателю самому осмыслить прочитанное, дать свою оценку, сделать выводы. Читатель, как и автор, не очевидец событий, как те, о ком ведётся рассказ, поэтому и понять проще рассказ «со стороны». Через восприятие рассказчика ,акцентируется внимание на главной проблеме «маленького человека», передаётся равнодушие окружающих ,отношение общества к чужим бедам, отсутствие сочувствия и понимания у людей.

3 . В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Основа этих двух историй похожа. Только блудный сын — это о принятии Бога в душе, а судьба Дуни — бытовой случай. Но, у этих двух историй один финал — каждый нашел свое счастье. Кто-то в Боге, а кто-то в любви. 

4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди, рассказы которых он передаёт, отличаются отзывчивостью и чуткостью. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.

Единственный неравнодушный человек — это рассказчик, так как он все равно приезжал навещать Вырина. Он искренне переживал за его судьбу после ухода Дуни. (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!”, “ не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.) 

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

Самсон Вырин жил небогато, но зато честно. Такое описание главного героя дает автор в начале произведения: “Самсон Вырин – это «человек лет пятидесяти», «свежий и бодрый», одетый в «длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”. 

А вот каким встретил его рассказчик в свой следующий приезд:  “я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину”. 

Он любил дочь и очень переживал за ее отъезд: “он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

В повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» рассказчик явно симпатизирует Самсону Вырину – смотрителю, но также он и испытывает сочувствие к его дочери – Дуне. Повесть пронизана чувством несправедливости и беспомощности людей, более низких по чину и классу. Прочитав повесть, мне стало очень жалко и Дуню, и ее отца. Повесть наталкивает на мысли о социальном неравенстве, которое и в наше время существует в обществе.

Фонохрестоматия

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

1. Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими интонациями окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с рассказчиком?

Я считаю, что первые страницы наполнены грустью, тоской, разочарованностью.   

2. Что переживает рассказчик во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение и как это отражается в чтении актёра?

Во время первого посещения автор заинтересован этим местом и взволнован жизнью этих героев. Настроение сменяется на более радостное. Автор проявляет заинтересованность. Актер отражает смену настроений интонацией чтения, паузами.  

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

Обстановка была ветхой, уже не было цветов. Это явно огорчило рассказчика, как и внешний вид Самсона. Актер передал этом сменой тембра голоса, вздохами и удивлением.

4. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Жена показалась мне безразличной, грубой, а Ванька послушно выполнил ее приказание. Он относился к смотрителю уважительно, вспомнил, как тот угощал его орешками. 

5. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «прекрасной барыней»? Только ли из-за её серебряной монеты?

Я считаю, что он назвал ее так только из-за пятака. Потому что он акцентировал свое внимание на ее материальном положении. 

Хабибуллина Фарида Салимжановна, учитель русского языка и литературы 

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы 

  1. Цель урока:  выработка навыков работы с разнообразными текстами и справочным и материалом учебника.
  2. Оборудование: иллюстрации к поэме, карта – Восточная Римская (Византийская) империя.
  3. Теория литературы: летопись (повторение), баллада.
  4. Словарная работа

Вещий – пророческий, предвидящий будущее.

Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел.

Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни.

Волхвы – название языческих жрецов у славян.

Чело – лоб.

Сеча – схватка, рукопашный бой.

Тризна – поминальная трапеза.

План.

  1. Князь Олег собирается отомстить врагам за набеги
  2. Он встречает кудесника – предсказателя.
  3. Кудесник предсказывает князю Олегу смерть «от коня»
  4. Князь отдает коня на содержание своим слугам.
  5. Пир через много лет, когда князь уже стал седым.
  6. Князь решает проведать останки своего коня.
  7. Смерть Олега от укуса змеи
  8. Поминки по князю Олегу.

Вопрос  классу: Какова главная мысль баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

  1. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что А.С.Пушкин интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени, интересовался и далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.

( Отрывок из летописи, приведенный в учебнике на древнерусском языке, лежит перед ребятами).

(Слайд №2) Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу, победителю хазар и Византийской империи, овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Цареградом) и в знак победы на воротах прибил свой щит. Об этом великом воине – победителе поведал нам А.С.Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «Песнь» указывает на связь её с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем.

В «Песне…» есть вступление, говорится о князе Олеге, едущем по полю, основная часть, в которой происходит действие, и концовка, повествующая о наследниках князя и его дружине.

-Запись в ученический литературоведческий словарь:

Баллада – стихотворение, лирическая песнь, в основе которой лежит историческое событие, предание с  острым напряженным концом.

2. Комментированное чтение.

(Учитель читает, а заранее подготовленные ученики объясняют непонятные слова).

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный побег

                                                            Обрек он мечам и пожарам…

— Учитель. Кто такие хазары?

— Ученик. Это племена, которые жили к востоку от древнего Киева и часто нападали на русских.

( слова «вещий», «сбирается», «обрек мечам и пожарам» написаны на доске и объясняются учителем).

                 С дружиной своей, в цареградской броне,

                                                                 Князь по полю едет на верном коне.

«Царская броня» — это особые доспехи, латы, кольчуга, сделанные в Царьграде, где были большие мастера по изготовлению воинской амуниции.

Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел.

(Слайд №3)

                                                             Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник…

— Учитель. Кто такой кудесник?

— Ученик. Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни. Обычно они уходили из мира, жили отшельниками, молились богам, в которых верили, и становились прорицателями, могли предсказывать будущее.

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший свой век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

-Учитель. Кто такой Перун?

-Ученик. Перун – это верховное языческое божество древних славян. Само слово 2перун» первоначально означало «тот, кто бьёт, разрушает», потом появилось «разящий гром».

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

-Учитель. О чем хочет узнать князь?

( О своей судьбе, о будущем).

-Учитель.  Он призывает отшельника не бояться. Почему?

(Потому что правду не всегда легко сказать. Особенно если эта правда горькая. Вестника, приносившего недобрую весть, в древности могли и казнить. Зато того, кто возвещал хорошее, всегда ждала награда).

— Учитель. А как вы думаете, не возникло ли у некоторых прорицателей желания сказать то, что понравится князю или другим сильным правителям?

(наверное, возникло).

-Учитель. Поэтому-то Олег и ободряет старика: говори правду, я, мол, не буду гневаться ни на что. Но замечателен ответ кудесника:

«Волхвы не бояться могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык,

И с волей небесною дружен».

-Учитель. Кто такие волхвы?

-Ученик. Волхвы — это ученые мудрецы. Они пришли из персидских стран пришли поклониться Младенцу Христу после того как увидели на небе новую особую звезду. Здесь волхвом старик – кудесник называет себя.

— Учитель. В этом отрывке употреблено слово «вещий» — вещий язык. А в начале стихотворения с этим словом сочетается другое. Какое?

(Вещий Олег).

-Учитель. А что означает «вещий» в словосочетании «вещий язык»? Можно ли сказать «мудрый язык»?

(Нет,  в данном случае «вещий» означает пророческий, открывающий тайны. Пророк говорит не от своего имени, его язык – вестник высшей правды).

«Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе».

— Учитель. Все ли знают слово «чело»?

(Оно означает лоб. Обратите внимание на слово ЧЕЛО-век. Это указывает на то, что чело, то есть лоб – очень важная часть в нас. Человек отличается от животных прежде всего разумом, способностью мыслить, о чем свидетельствует наш лоб, чело.

«Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твое:

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе».

-Учитель. Кудесник говорит, что князь – мужественный и удачливый воин, он не знает страха и поражений.

«И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Под грозной броней ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан».

-Учитель. Прорицатель указывает на счастливую судьбу Олега. Слава сопутствует ему, он победил много врагов. А вот что значит «щит на вратах Цареграда»?

(В древности победители прибивали щит своего военачальника на врата взятого города. Стало быть, князь Олег взял Константинополь, или Царьград. Откуда это узнал кудесник? Может быть он слышал кое–какие вести от проходящих странников, а может быть, такова была сила его проведения – в точности мы не знаем).

«Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю,

И холод и сеча ему ничего,

Но примешь ты смерть от коня своего».

(Это неожиданное известие не могло не поразить князя: он-то думал, что примет смерть в ратном подвиге, погибнет от стрелы или меча. И вдруг ему говорят, что причиной смерти будет верный друг – конь, который не раз выносил его из горячих схваток, спасал ему жизнь).

— А что такое «сеча»?

(это и есть схватка, рукопашный бой, где противники секут друг друга мечами, шашками, саблями – отсюда и слово «сеча»).

«Олег усмехнулся – однако чело

И взор омрачилися  думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой».

-Учитель. Обратим внимание на словосочетание прощальной рукой». О чем оно говорит?

(У князя созрело решение расстаться с конём).

-Почему?

(Он верит предсказаниям волхва, но воспринимает его не как окончательный приговор, а скорее как предупреждение – и хочет изменить свою судьбу. (Слайд №4)

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся – да помни меня.

Вы, отроки – други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте, кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

-Учитель. Как же князь Олег хочет расстаться с конем?

(Он не убивает его, а отпускает на покой, приказывает содержать до старости с почестями).

Что такое попона?

-Ученик.

 Попона – специальное покрывало для лошади, его кладут ей  на спину, чтобы она не мерзла.

-Учитель. Кто такие отроки – други?

(Отроки – други это юные слуги, молодые конюхи, которые должны ухаживать за конем).

И тот час с конем отошли,

А князю другого коня подвели.

-Учитель. Ребята, обратите внимание на то, что князь – предводитель дружины, он не может быть пешим: он расстался со своим верным  конем – другом – теперь придется привыкать к новому товарищу.

Дальше начинается новый эпизод:

«Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они…

-Учитель. Когда происходит это действие? На что указывают слова «кудри их белы»?

(Прошло много лет с того момента, когда Олег расстался со своим конем. Воины стали седыми).

«А где мой товарищ? – промолвил Олег,-

Скажи, где конь мой ретивый?

Здоров ли? Все так же ль легок его бег?

Все тот же ль он бурный, игривый?»

(«Ретивый» — сильный, быстрый, резвый).

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.

(То есть княжеский конь умер).

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что за гаданье?

Кудесник, ты лживый безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне возил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

(Князь опечален, он жалеет, что расстался со своим товарищем, и хочет увидеть останки коня. Слово «презреть» в данном случае означает «не послушать бы».

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят: на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

(Раньше останки животных не зарывали в землю, а просто сваливали куда-нибудь подальше от людей, в овраг, яму, а тут, так как конь был княжеский, кости, видимо, положили на высокий холм и, может быть, забросали землей. Но ветер и дождь вымыли их – и вот они перед князем.

-Учитель. А что такое «ковыль»?

(Это тонкая шелковистая степная трава, которая колышется наподобие морских волн).

(Слайд №5)

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!»

-Учитель. Что такое « тризна»?

-Ученик. «Тризна» — это поминальная трапеза.

-Учитель.  Олег сожалеет, что его конь не проводит его в последний путь и не погибнет вместе с ним. У многих народов, в том числе и у славян, был обычай убивать коня и хоронить его вместе с хозяином. Но здесь конь умер раньше, теперь князь видит перед собой лишь конский череп и опять вспоминает пророчество волхва:

«Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мертвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

-Учитель. Как видим, роковое предсказание сбылось, хотя не так как ожидал Олег: он умер от укуса змеи, но змея жила в черепе его любимого коня. (Слайд №6)

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

(На поминках по князю Олегу присутствует его преемник князь Игорь и его жена Ольга, которая впоследствии примет крещение в Константинополе).

  1. Беседа по вопросам.
  1. О чем рассказывает «Песнь о вещем Олеге»?

(Ребята вспоминают эпизоды сами и сверяются с планом, написанным на доске).

  1. Какие лексические средства используются А.С.Пушкиным, балладе?

(Устаревшие слова).

(Устаревшие слова ребята должны были найти в тексте  дома и записать в свои словари).

— Для чего Пушкин использует устаревшие слова в балладе?

      (Чтобы передать колорит эпохи)

  1. В балладе используется много  средств  художественной выразительности.

( Ребята зачитывают средства художественной выразительности, найденные ими в тексте).

  1. Соответствует ли данное произведение балладе?

(Поэтический текст, сюжет основан на историческом событии)

  1. В основе «Песни …»лежит летопись, прочитаем ее.

(Чтение летописи)

-Есть ли различие между летописью и «Песнью…»?

(В «Песне…» расставание с конем после предсказания, в летописи – да него.)

  1. Кто является главным героем баллады? Почему?

(Главным героем баллады является кудесник, он не побоялся князя Олега и поведал, что князь примет «смерть от коня своего»).

  1. На чьей стороне поэт: «мудрого старца» или «могучего владыки»?

(«Мудрого старца», который знает не только реальную жизнь, но и является пророком). Поясните свою точку зрения.

  1. Прочитайте речь кудесника. Можно ли волхва сравнить с А.С. Пушкиным и его поэзией? Почему?

(Язык А.С.Пушкина так же «правдив и свободен», как речь волхва).

Подведем итог урока.

1822 год. Южная ссылка. Почему Пушкин обращается к далекой старине?

История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение трудных проблем.

Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Есть ли ответ в тексте?

В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность.

Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».

  • Рассказ о великой отечественной войне 4 класс литературное чтение
  • Рассказ о веселом язычке
  • Рассказ о великом новгороде 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о великой отечественной войне для 4 класса не длинные
  • Рассказ о велосипеде на английском