Рассказ о веселом язычке

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад аленький цветочек семинар практикум для родителей артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленький цветочек» Семинар – практикум для родителей артикуляционнАЯ гимнастикА как ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО звукоПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ Подготовила учитель-логопед Корзун Татьяна Никола евна 2021 год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Аленький цветочек»

Семинар – практикум для родителей

артикуляционнАЯ гимнастикА как

ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО звукоПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Подготовила учитель-логопед

Корзун Татьяна Никола евна

2021 год


Что такое артикуляционная гимнастика? Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов речи . Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков; подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам. Артикуляционная гимнастика является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений. Детям 4-х, 5-ти лет – поможет преодолеть уже сложившиеся дефекты звукопроизношения.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Это совокупность специальных упражнений,

направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов речи .

Цель артикуляционной гимнастики:

  • выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков;
  • подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
  • Артикуляционная гимнастика является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.
  • Детям 4-х, 5-ти лет – поможет преодолеть уже сложившиеся дефекты звукопроизношения.


ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА артикуляционнАЯ гимнастикА? Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы (например: рук, ног) значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика , которая называется артикуляционной. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА

артикуляционнАЯ гимнастикА?

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо.

Все речевые органы состоят из мышц.

Если можно тренировать мышцы (например: рук, ног) значит, можно тренировать и мышцы языка и губ.

Для этого и существует специальная гимнастика , которая называется артикуляционной.

Гимнастика органов речи является

подготовительным этапом при постановке звуков.


 2 вида упражнений артикуляционной гимнастики: Статические Динамические удержание определённой артикуляционной позы многократное повторение одного и того же движения служат для развития подвижности органов артикуляции служат для формирования артикуляционного уклада «Заборчик» «Трубочка» «Окошко» «Лопатка» «Иголочка» «Чашечка» и др. «Качели» «Часики» «Барабанщик» «Лошадка» «Слижи варенье» «Маляр» и др. способствуют развитию моторики органов артикуляции

2 вида упражнений артикуляционной гимнастики:

Статические

Динамические

удержание определённой артикуляционной позы

многократное повторение одного и того же движения

служат для развития подвижности органов артикуляции

служат для формирования артикуляционного уклада

«Заборчик»

«Трубочка»

«Окошко»

«Лопатка»

«Иголочка»

«Чашечка» и др.

«Качели»

«Часики»

«Барабанщик»

«Лошадка»

«Слижи варенье» «Маляр» и др.

способствуют развитию моторики органов артикуляции


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ артикуляционнОЙ гимнастикИ Проводить ежедневно, лучше 2 – 3 раза в день (утром, после дневного сна). Продолжительность 3 - 5 минут. Сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Каждое упражнение повторять не менее 7–10 раз. Соблюдать последовательность: идти от простых упражнений к более сложным. Проводить эмоционально, в игровой форме.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

артикуляционнОЙ гимнастикИ

  • Проводить ежедневно, лучше 2 – 3 раза в день

(утром, после дневного сна).

  • Продолжительность 3 — 5 минут.
  • Сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено,

руки и ноги находятся в спокойном положении.

  • Каждое упражнение повторять не менее 7–10 раз.
  • Соблюдать последовательность:

идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить эмоционально, в игровой форме.


П о м н и т е !!! Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у детей. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения. Подходить к выполнению упражнения творчески. Можно использовать художественное слово (стихи, загадки и пр.)

П о м н и т е !!!

  • Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными.
  • В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у детей. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения.
  • Подходить к выполнению упражнения творчески. Можно использовать художественное слово (стихи, загадки и пр.)


Организация ПРОВЕДЕНИя артикуляционнОЙ гимнастикИ 1. Рассказ о предстоящем упражнении, используя игровые приемы (картинки, сказка о Весёлом язычке, игрушки, сказочные персонажи и др.).   2. Показ выполнения упражнения.   3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Следит за качеством движений: точность, плавность, темп, симметричность движений по отношению к правой и левой стороне лица.

Организация ПРОВЕДЕНИя

артикуляционнОЙ гимнастикИ

1. Рассказ о предстоящем упражнении, используя игровые приемы (картинки, сказка о Весёлом язычке, игрушки, сказочные персонажи и др.).

2. Показ выполнения упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Следит за качеством движений: точность, плавность, темп, симметричность движений по отношению к правой и левой стороне лица.


«ЗАБОРЧИК» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

«ЗАБОРЧИК»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы


«трубочка» С напряжением вытянуть губы (зубы сомкнуты) вперёд

«трубочка»

С напряжением вытянуть губы (зубы сомкнуты) вперёд


 Беззвучно и чередуя звуки «ИИИУУУ»

Беззвучно и чередуя звуки «ИИИУУУ»


«лОПАТКА» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.

«лОПАТКА»

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Положить широкий язык на нижнюю губу.


Улыбнуться. Пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя-пя». Покусать кончик языка зубками. «Накажем непослушный язычок»

Улыбнуться.

Пошлепать языком между губами

«пя-пя-пя-пя-пя».

Покусать кончик языка зубками.

«Накажем непослушный язычок»


«ИГОЛОЧКА» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Вытянуть язычок вперед узким, как жало.

«ИГОЛОЧКА»

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Вытянуть язычок вперед узким, как жало.


ЧЕРЕДОВАНИЕ «Лопатка» - «ИГОЛОЧКА»

ЧЕРЕДОВАНИЕ

«Лопатка» — «ИГОЛОЧКА»


«часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

«часики»

Улыбнуться, открыть рот.

Кончик языка (как часовую стрелку)

переводить из одного уголка рта в другой.


«качели» Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка за верхние зубы - Кончик языка за нижние зубы

«качели»

Улыбнуться.

Открыть рот.

Кончик языка за верхние зубы —

Кончик языка за нижние зубы


«слижи варенье» Улыбнуться. Открыть рот. Широким язычком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

«слижи варенье»

Улыбнуться.

Открыть рот.

Широким язычком в форме «чашечки»

облизать верхнюю губу


«чашечка» Улыбнуться. Широко открыть рот. Высунуть широкий язык. Придать ему форму «чашечки».

«чашечка»

Улыбнуться.

Широко открыть рот.

Высунуть широкий язык.

Придать ему форму «чашечки».


«МАЛЯР» Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо.

«МАЛЯР»

Губы в улыбке.

Приоткрыть рот.

Кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо.


«лОШАДКА» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Поцокать «языком» (как цокают копытами лошадки).

«лОШАДКА»

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Поцокать «языком»

(как цокают копытами лошадки).


«ГРИБОК» Улыбнуться. Поцокать языком, (будто едешь на лошадке), замедляя темп, присосать к небу широкий язык.

«ГРИБОК»

Улыбнуться.

Поцокать языком, (будто едешь на лошадке),

замедляя темп,

присосать к небу широкий язык.


«ГАРМОШКА» Улыбнуться. Сделать «грибочек» (то есть присосать широкий язык к нёбу.) Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубки не смыкать).

«ГАРМОШКА»

Улыбнуться.

Сделать «грибочек» (то есть присосать широкий язык к нёбу.)

Не отрывая языка, открывать и закрывать рот

(зубки не смыкать).


«БАРАБАН» Улыбнуться. Открыть рот. Многократно ударяя кончиком языка за верхними зубами : «ДЭ – ДЭ -ДЭ» (зубки разомкнуты).

«БАРАБАН»

Улыбнуться.

Открыть рот.

Многократно ударяя кончиком языка за верхними зубами :

«ДЭ – ДЭ -ДЭ» (зубки разомкнуты).


Упражнения на выработку воздушной струи: «Пусти ветерок» Широкий язык между губами, пустить ветерок по середине язычка. Задания: «Загони мяч в ворота» «Подуй на снежинку» «Сдуй листочек» «Остуди чаёк» «Покатай карандаш по столу» !!! Не надувать щеки, при выполнении этих упражнений !!!

Упражнения на выработку воздушной струи:

«Пусти ветерок»

Широкий язык между губами,

пустить ветерок по середине язычка.

Задания:

  • «Загони мяч в ворота»
  • «Подуй на снежинку»
  • «Сдуй листочек»
  • «Остуди чаёк»
  • «Покатай карандаш по столу»

!!! Не надувать щеки, при выполнении этих упражнений !!!


«Задуй снежинку» Подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки, пёрышко. «Футбол» Дуть на шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик, стараясь загнать его в «воротики» - между кубиками. «Волшебные пузырьки» Игры с мыльными пузырями. «Дудочка» Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. «Цветочный магазин» Глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек. «Задуй свечу» Подуть на зажжённую свечу, или на свечу, вырезанную из бумаги.

«Задуй снежинку»

Подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки, пёрышко.

«Футбол»

Дуть на шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик, стараясь загнать его в «воротики» — между кубиками.

«Волшебные пузырьки»

Игры с мыльными пузырями.

«Дудочка»

Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Цветочный магазин»

Глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек.

«Задуй свечу»

Подуть на зажжённую свечу, или на свечу, вырезанную из бумаги.


Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Постановка произношения звуков

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

Диагностика речевых и неречевых функций ребенка

I этап

Диагностика

Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение.

Формирование артикуляторной базы

II этап

Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.

Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Постановка звуков

III этап

Составляется из правильно произносимых звуков

Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.

Продолжение постановки звука, автоматизация звука

IV этап

Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л’, если ребенок не произносит р, р’, то и они)

Введение в речь первого поставленного звука;

а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;

б) устный и (или) письменный анализ и синтез слов.

Дифференциация звуков сходных по звучанию

V этап

Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.

Дифференциация изученных и поставленных звуков.

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет увеличиваться.

В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.

Количество занятий проводится по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов ребёнка.

п/п

Темы коррекционно- развивающей работы

Содержание коррекционно-развивающей работы

Программное содержание коррекционно-развивающей работы

I этап (диагностический)

1

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи.

Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза.

Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи.

Логопедическое заключение.

II этап (подготовительный)

2

Развитие внимания.

Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает», «Найди спрятанные предметы»

Развивать внимательность, воображение. Формировать у детей усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям.

3

Развитие операций сравнения и вывода.

Игровые упражнения: «Сравни геометрические фигуры», «Логические пары»

Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей. Активизировать речь детей.

4

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке».

Дыхательная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

5

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке».

Мимическая гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

6

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Мимическая гимнастика.

Пантомимическая игра: «Приветствие»

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

7

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

III этап (постановка звука)

Постановка звука (по подражанию)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Постановка звука (механическим или смешанным способом)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

IV этап (автоматизация звука)

Закрепление звука (изолировано)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Закрепление звука в слогах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Закрепление звука в слогах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука в слогах

Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость.

Закрепление звука в словах

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия

Закрепление звука в словах

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия

Закрепление звука в словосочетаниях

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в словосочетаниях.

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту

Закрепление звука в предложениях

Игры на развитие слухового внимания.

Закрепление звука в предложениях

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту

Закрепление звука в чистоговорках

Игры на развитие слухового внимания.

Закрепление звука в чистоговорках

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах

Составление предложений с использованием изучаемого звука

Пальчиковая гимнастика

Составление предложений

Проговаривание составленных предложений

Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения. Воспитывать доброжелательность.

Закрепление звука во фразовой речи

Игры на развитие слухового внимания, памяти.

Закрепление звука в чистоговорках

Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Закрепление звука в стихах и загадках

Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком.

Разучивание стихов с изучаемым звуком.

Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать

V этап (дифференциация звука)

Игры на развитие речеслухового анализатора

Пальчиковая гимнастика

Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук»

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук.

Звуки (изучаемые) в слогах.

Пальчиковая гимнастика

Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня»

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук.

Дифференциация звуков (изучаемых) в словах.

Мимическая гимнастика.

Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово»

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки.

Дифференциация звуков (изучаемых) в предложениях.

Пальчиковая гимнастика.

Проговаривание предложений.

Составление предложений.

Игровое упражнение: «Потерянная буква»

Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук

Дифференциация звуков во фразовой речи

Проговаривание текстов.

Составление рассказов по картинке и на заданные темы.

Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение.

Дифференциация звуков (изучаемых) в стихах и загадках

Заучивание стихов, песен, загадок.

Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость.

VI этап (введение звука в активную речь)

Повторение изученного звука.

Подведение итогов.

Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора

Составление рассказов по картинке и на заданные темы.

Формировать уверенность в себе. Развивать артикуляцию. Формировать навыки правильной и грамотной речи, нормализация просодической стороны речи. Развитие связной выразительной речи.

Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь Ваш малыш слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов… Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку
гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым. Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной Ваших проблем, расскажите ребенку «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упражнения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.

Сказка о Веселом Язычке.

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок?
Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за
домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка.
Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт
домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной
дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так
чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы.
Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало. Однажды захотелось Веселому
Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась
первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не
закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать
такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты
симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем.
(Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с
полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись
дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только
кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице. В домике у Веселого
Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит
на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.)
Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое
положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и
подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала
вторую дверку, а потом первую. Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться,
прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется
нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть
язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно
выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней
челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается
наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять
подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется
несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка,
движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок,
утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда
все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз
(ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное
положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало
холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая.
Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит
некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него так
называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух
очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с и ц, р и
л. Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка?
Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».

  • Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!
    Па-пя-па. Ди-ди-ды… и т.п.
    Мама мыла Милу мылом. Проверяется способность различать
    твердые и мягкие согласные.
    Бо-по-бо. Ту-ду-ду.
    Почка-бочка. Год-кот.
    Дочка-точка-дочка. Проверяется способность различать
    звонкие и глухие согласные.
    о-шо-со. Ща-ча-ща.
    Мишка-миска.
    Крыса-крыша-крыса. Проверяется способность различать
    свистящие и шипящие согласные.
    Ра-ла. Лу-ру-лу.
    Рожки-ложки.
    Лак-рак-лак. Проверяется способность различать звуки
    р и л.
    Если ребенок не может повторить правильно, из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а
    где мыло, где лак, а где рак.
    Итак, Вы протестировали ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет» из всех трех. Что делать дальше?
    Если Вашему ребенку уже исполнилось пять лет, быстренько хватайте его под мышку и бегите к ближайшему логопеду. Если ему нет еще четырех – не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в
    норму. А если Вашему чаду от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения, которые Вам подберет логопед.

Титова И. А., учитель- логопед первой кв. категории

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления Вам нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Воронежские областные музеи представили программу новогодних
событий для детей и взрослых: театрализованные программы, тематические
экскурсии и выставки, зимние мастер-классы, лекции, пешеходные маршруты и
многое другое. Программа «Русская зима» стартует со среды, 22 декабря, и
продлится до субботы, 15 января.

По заверениям сотрудников музеев, даже самый требовательный
посетитель сможет найти занятие по душе. Корреспондент РИА «Воронеж» выбрал
самые интересные мероприятия.

Краеведческий музей

Рассказ о веселом язычке

Воронежский областной краеведческий музей пригласил на
выставку «Рождественская открытка» в основном здании музея, а также
тематические экскурсии «Кто как зимует» по выставке «Царство животных» с
рассказом о зимнем образе жизни, «Зимняя охота» по выставке «Охотничье и
гражданское оружие». Мастер-классы о видах зимнего рукоделия «Шуба без пуговиц что зима без снега: история застежек» и «Три девицы вечерком» пройдут в зале
этнографии в воскресенье, 9 января. Кроме того, во время новогодних праздников в музее
организуют лекции, кинопоказы, акции и конкурсы. За программой можно следить на сайте.

«Арсенал»

Рассказ о веселом язычке

Гостей ждет тематическая экскурсия «Не страшны винтовке
нашей ни морозы, ни метели» по оружию, представленному в экспозиции
«Воронежская область в годы Великой Отечественной войны», и два мастер-класса – «Фронтовой Новый год» по сборке новогоднего подарка в Красную Армию и «Письма
летели через метели, нежное слово несли…» с созданием письма-треугольника со
словами благодарности красноармейцам.

Музей имени Крамского

Рассказ о веселом язычке

Воронежский областной музей имени Ивана Крамского подготовил
новогодний проект «Вслед за Рождеством». Тематическую экскурсию посвятили
отражению чуда рождественской истории в европейском искусстве на примере
представленной в музее копии алтаря «Поклонение волхвов», выполненного
итальянским художником Джентиле да Фабриано в 1423 году. Участники экскурсии
услышат рассказ о дарах, принесенных волхвами, святом семействе и фамилии
Строцци – заказчике алтаря. Специально изготовленные к проекту праздничные
декорации, размещенные в интерьерах музея, будут сопровождать гостей все
рождественские дни. Посетители музея также смогут принять участие в
игре-бродилке, связанной с музейными экспонатами. Всех, кто правильно ответит
на вопросы, ждет приз. Участвовать в игре можно всей семьей или самостоятельно.

Рассказ о веселом язычке

Также воронежские мастера проведут серию творческих
мастер-классов.

В воскресенье, 26 декабря, и четверг, 6 января, в 12:00
пройдут мастер-классы художницы Марины Демченко, посвященные созданию
эффектного и мистического пейзажа сада. Во вторник, 4 января, в 12:00 пройдет мастер-класс
художника, руководителя проекта «Архитектурные прогулки» Нелли Фроловой
«Скетчинг в музее». Ведущая познакомит участников с основами скетча и проведет
интерьерную прогулку по нескольким залам музея. Каждый унесет с собой не только
новые знания о стиле ампир, но и созданный своими руками скетч с музейным
убранством. В среду, 5 января, в 12:00 художник Виктория Афанасьева представит
мастер-класс «Зимняя сказка». Он будет посвящен созданию волшебного зимнего
пейзажа с помощью гуаши. В субботу, 8 января, в 12:00 стартует мастер-класс керамиста
Аркадия Чудакова «Рождественские ангелы». Участники создадут из глины
праздничных ангелов, придав своим творениям неповторимые черты. Все изделия
будут обожжены мастером в специальной печи, после чего участники смогут забрать
их домой.

Рассказ о веселом язычке

Дополнением к «Рождественскому» проекту станут квест и
экскурсия, связанные с музейным зданием – Воронежским дворцом. Игра-бродилка
«Тайны дворца» поможет лучше узнать историю музея и хранимых им
коллекций. А тематическая экскурсия с игровыми элементами «Мир из серебра»
(для посетителей с детьми старше семи лет) познакомит участников с картинами
русских художников из собрания музея, расскажет об основных темах авторов,
научит разбираться в цветовой палитре зимних пейзажей и даст возможность
поиграть.

Усадьба Веневитинова

Рассказ о веселом язычке

В декабре и январе гости могут посетить театрализованные представления и пройти квесты для детей и
взрослых.

Музейный квест «Ключи от ларца Мороза Ивановича» предназначен для
школьников и семейной аудитории. Ребят и их родителей ждут интересные конкурсы,
праздничные шарады, остроумные задания. Преодолев препятствия, посетители
найдут старинный ключ от новогоднего ларца, в котором сокрыта волшебная сила
зимы. Новогодняя театрализованная интерактивная программа «В гостях у Мороза
Ивановича» предполагает, что юные гости познакомятся с увлекательной историей
усадьбы, узнают о появлении литературной сказки. Посмотрев новогодний
мультфильм, ребята встретятся с традиционными для зимних праздников сказочными
героями: Морозом Ивановичем, Снегурочкой и Бабой-ягой. Под присмотром нянюшки
Степаниды юные гости усадьбы выполнят задания веселых и познавательных
конкурсов и игр.

Рассказ о веселом язычке

Во время театрализованной программы «Новый год в дворянской
усадьбе» гостей увлекут праздничные загадки, игры и конкурсы, в ходе которых
они узнают о самых интересных традициях празднования Нового года и Рождества в
дворянских семьях XIX века. А любимые сказочные персонажи закружат в веселом
хороводе.

Музейный праздник «Святки в усадьбе Веневитиновых» – театрализованная
святочная программа, которая познакомит гостей с образцами классической русской
литературы, обращенной к самым народным святочным обрядам и поверьям, к
музыкальным произведениям, иллюстрирующим эти дни. На музейном празднике
посетители услышат стихи, песни и примут участие в праздничных действах. Интерактивная
экскурсия «Зимние истории» – костюмированная экскурсия по усадьбе Веневитиновых,
посвященная истории зарождения в России обычаев зимних праздников. Гости узнают
о появлении в литературе любимых персонажей – Деда Мороза и Снегурочки, а также
секреты украшения новогодней ели и рождественского вертепа. Завершится мероприятие
конкурсом на создание лучшего праздничного украшения.

Музей Ивана Бунина

Рассказ о веселом язычке

В музее Ивана Бунина в среду и четверг, 22 и 23 декабря, а также в субботу и среду, 8 и 12 января, пройдет театрализованная
вечеринка с поэтами Серебряного века. Все участники вечеринки погружаются в
богемную атмосферу модных петербуржских салонов. Вместе с
гостями музея новогодние традиции начала XX века помогут представить
завсегдатаи литературных клубов «Бродячая собака», «Приют комедиантов»
Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Ахматова, Бальмонт, Блок и другие. Гостем этой
компании станет Иван Бунин со своими колкими, саркастическими, порой
уничижительными высказываниями в адрес собратьев по перу. В праздничную
обстановку встречи включат музыкально-поэтические и видеофрагменты.

Рассказ о веселом язычке

Кроме того, гости музея смогут посетить программу
«Литературная зима в музее Бунина», театр теней «Окна в детство Ивана Бунина»,
музейную программу «Жуковский & Бунин: святочная история» и даже прийти на
спиритический сеанс «Мистические развлечения и поучения».

Дом-музей Ивана Никитина

Скриншот м/ф «Ночь перед Рождеством» (1951 г.)

Скриншот м/ф «Ночь перед Рождеством» (1951 г.)

В Доме-музее Ивана Никитина для посетителей
подготовили семейную программу «В ожидании чуда: день перед Рождеством» о
традициях встречи Нового года и Рождества Христова, художественное чтение
отрывков из повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством», просмотр фрагментов
одноименного мультипликационного фильма 1951 года и мастер-класс по
изготовлению рождественского сувенира. Также в музее можно будет посетить
литературные чтения «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам» и музейный
праздник «Русские святки». Расписание мероприятий – на сайте.

Музей-квартира Марии Мордасовой

Рассказ о веселом язычке

Музей-квартира Марии Мордасовой со среды по
воскресенье, с 5 по 9 января, приглашает на музейную программу «Рождество
по-мордасовски». В архивах народной артистки СССР Марии Мордасовой сохранились
новогодние открытки, которые она получала от своих поклонников из СССР и
зарубежных стран. В занимательной форме научный сотрудник музея расскажет о
традициях празднования Нового года и Рождества в России и других странах. Также
у гостей будет возможность поучаствовать в мастер-классе по скрапбукингу и
изготовить праздничную открытку или елочное украшение.

Здание Мещанской управы

Рассказ о веселом язычке

В здании Мещанской управы с четверга по
воскресенье, с 6 по 9 января, пройдут интеллектуальные игры – состязание
«Рождество в творчестве поэтов Серебряного века». А в воскресенье, 2 января, на
интерактивном занятии «Морозные картинки Мещанской управы» участникам предстоит
раскрасить морозные картинки, а затем потренироваться во внимательности и
смекалке, отыскивая их в экспозиции. Поиски будут сопровождаться увлекательным
рассказом научного сотрудника музея. Много нового о литературном Воронеже узнают
не только дети, но и их родители.

Дом Тюриных

Рассказ о веселом язычке

В Доме Тюриных во вторник, 4 января, можно
поучаствовать в новогодней игре «Братья-месяцы», созданной по мотивам сказки
Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Юные гости вспомнят ее сюжет, посмотрев мультфильм,
в игровой форме познакомятся с традициями празднования Нового года. А в
субботу, 8 января, можно будет отправиться на поиски пропавших героев пьесы
«Двенадцать месяцев». Для начала юным гостям предстоит узнать, когда была
написана волшебная сказка, а затем, следуя по следам «преступников», дети
помогут Даме отыскать пропавшую собачонку, посчитают гостей, пришедших к
тете-кошке. Выполняя задания, побывают и в сказочном мире переводного
творчества детского писателя. Проявив смекалку и находчивость, отыщут всех
братьев-месяцев и узнают, кто же замешан в их исчезновении.

Усадьба Веневитинова, музеи Бунина, Никитина, Мордасовой,
здание Мещанской управы и Дом Тюриных разместили подробные программы на сайте. Там же
можно найти расписание экскурсий по Воронежу.

Острогожский художественный музей Крамского

Рассказ о веселом язычке

Острогожский художественный музей имени Крамского в субботу,
8 января, приглашает на Рождественский бал-маскарад в провинциальном городке с
танцами, забавами и подарками. Гостям предложат экскурсию и рассказ, как
праздновали Рождество в Острогожске. Каждый участник своими руками вырежет
маску. Преподаватели и выпускники хореографического отделения Острогожской
детской школы искусств научат, как правильно танцевать менуэт.

Дворцовый комплекс Ольденбургских

Рассказ о веселом язычке

Дворцовый комплекс Ольденбургских приглашает на
новогоднюю программу на свежем воздухе «Тайна Дворца Ольденбургских» для детей
6−10 лет. Программа пройдет в субботу и воскресенье, 25 и 26 декабря, и с
воскресенья по четверг, со 2 по 6 января в 12:30 – 13:30. Гостей ждут
приключения в старинной усадьбе, с настоящими принцессой и привидением, которое
скучает даже в эти праздничные дни и не верит, что Новый год может быть веселым.

Участников ждут снежные игры и забавы с персонажами, поиски ответов на самые
сложные загадки дворца, встреча с местным призраком и, конечно, веселый финал.
В конце праздника каждый ребенок сможет сфотографироваться с дедом Морозом и
Снегурочкой, получит новогодний подарок. Стоимость билета с подарком – 900 рублей
(50 рублей для сопровождающих взрослых).

Кроме того, в дворцовом комплексе
Ольденбургских можно будет посетить тематические экскурсии-чаепития «Чайные традиции»
и мастерскую «Открытое письмо». Во вторник, 4 января, в 16:00 посетителей
в Доме с ризалитами ждет концерт «Воронежских солистов».

Костенки

Рассказ о веселом язычке

Музей-заповедник «Костенки» анонсировал новую программу
«Путешествие в ледниковый период», которая пройдет в субботу, 15 января, в спортивно-развлекательном
комплексе «Эволюция Костенки». Посетителей ждет костюмированное представление
«Тропою древнего человека» на открытом воздухе, музейные мастер-классы:
«Живопись каменного века» и «Древние пейзажи Костенок», обед в стиле каменного
века, встреча с жителями из племени Бурого медведя и зимние игры.

Дивногорье

Рассказ о веселом язычке

Музей-заповедник «Дивногорье» во вторник и среду, 4 и 5 января, приглашает на тематическую экскурсию «Рождественские истории». Основу
мероприятия составит экскурсия по пещерному комплексу в Больших Дивах при
свечах с использованием мультимедийного проектора. Фоном для проекций станут
сами меловые стены пещерного комплекса. Участников сопроводят рождественские
песнопения.

  • Рассказ о великой отечественной войне для 4 класса не длинные
  • Рассказ о велосипеде на английском
  • Рассказ о великобритании на английском языке с переводом для 4 класса
  • Рассказ о вере в амона ра
  • Рассказ о ветеране 2 мировой войны