Рассказ о вере в амона ра

Сегодня герой проекта ч, который выходит при поддержке вести. крым в пятерке спортсменов мира, которые в силах поднять свой

Сегодня герой «Проекта Ч», который выходит при поддержке «Вести. Крым» – в пятерке спортсменов мира, которые в силах поднять свой вес сто раз. В пауэрлифтинге такие рекорды – единичны. При этом крымчанин раз от раза проходит допинг-контроль и всегда повторяет – дело только в упорстве и вере.

«Еще год назад я жал 55-ку в районе 160 повторений, что считал выдающимися результатами, которые мне будет сложно улучшить. Потом было 222, 333 – мне казалось это невероятный результат… И вот 555… Спасибо всем вам, спасибо Господу, спасибо моей семье!» – говорит спортсмен.

Интересно, что пауэрлифтинг для Дмитрия не основное занятие. Священник Русской православной церкви – клирик Свято-Николаевского собора Евпатории – уже много лет работает с детьми и подростками. В 2019 году отец Дмитрий был удостоен диплома Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым «За нравственный подвиг учителя». О том, как он пришел к вере, как ведет у подростков школьные уроки основ религиозных культур и светской этики, Дмитрий Чкана рассказывает ведущей «Проекта Ч – Человек с большой буквы» Марии Кокаревой.

Те, кто выдвинул Дмитрия Чкану на участие в проекте «Человек с большой буквы», пишут: «Благодаря тому, что отец Дмитрий имеет разносторонние увлечения, он получил не одно высшее образование – в сферах богословия, музыки, психологии и социальной педагогики. Свободно владеет греческим языком. С отличием окончил Афинский национальный богословский институт имени Каподистрия и консерваторию Византийской церковной музыки. В Греции успешно работал как переводчик, экскурсовод и преподаватель русского языка. А на родине освоил ещё и профессию повара-кондитера».

Любопытно, что Дмитрий Чкана – не единственный финалист Проекта Ч, связанный с русской православной церковью и со спортом. В конце сентября на youtube-канале проекта вышло интервью другого финалиста конкурса – Александра Примака.

Православный священник Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе, директор воскресной школы всю свою жизнь посвятил служению и детям. Он не только разучивает с подростками молитвы, но и водит их в походы, поет с ребятами песни под гитару, а дважды в неделю отец Александр меняет рясу на кимоно и ведет тренировки по армейскому рукопашному бою.

В то, что спорт способен исцелять душу и тело, верит и другой финалист Проекта Ч – Анатолий Кропалев. Зарабатывая на жизнь работой на стройке, он — сам являясь инвалидом по зрению – на безвозмездной основе ведет у слабовидящих детей и детей с аутизмом смешанные единоборства. «Есть желание просто пойти в зал и потренировать детей. Устав от работы, понимаешь, что пришел в зал и отдохнул с этими детьми, чему-то научил и радуешься… Например, у меня есть мальчик Кирилл, он год назад не подпускал к себе никого, здоровался через липучку со мной, а потом липучку мы выкинули, и боремся, работаем без липучки теперь!» – говорит Анатолий.

А еще Анатолий Кропалев верит – воспитать достойного человека можно только развивая его одновременно и в физическом, и в духовном плане. Один из способов научить новое поколение мыслить широко – предлагать ему анализировать прошлое и на конкретных примерах демонстрировать пример мужества.

На этих принципах строит свою работу участник «Проекта Ч» – Алексей Гирник. В украинскую бытность Крыма он своими силами начал в заброшенном помещении центра детского творчества ремонт и создал там народный Музей 943-го морского ракетоносного авиационного полка ВВС КЧФ, основанного Н. Остряковым в 1938 году как первый бомбардировочный полк морской авиации. В Великую Отечественную полк вступил в первый день войны, отправив самолёты на военно-морскую базу Констанца. Об этой и других славных страницах истории полка Алексей Гирник рассказывает ведущей «Проекта Ч» Марии Кокаревой.

Из других общественных инициатив Алексея Гирника – в 2013 году он инициировал сбор денежных средств на открытие на музейной аллее Мемориала погибшим авиаторам полка. Так память продолжает жить в камне, а в это время друг ветерана морской авиации – подполковник Сергей Ченнык пишет новые исторические книги. На «Проект Ч» его выдвинули почитатели литературных талантов офицера. Помимо книг Сергей Ченнык уже 16 лет выпускает на личные средства военно-исторический журнал «Military Крым», а еще он – один из идейных вдохновителей крымского военно-исторического фестиваля «Альминское дело», куда реконструкторы со всей России и ближнего зарубежья приезжают уже более 10 лет.

Сейчас Сергей Ченнык готовит новый выпуск «Military Крым», а в «Проекте Ч» он болеет за своего друга – Алексея Гирника. В случае победы в конкурсе ветеран морской авиации сможет закончить ремонт в своем народном музее. Навести «красоту» вокруг мечтает и Анатолий Кропалев. Сейчас в спортзале, где он занимается с детьми, щели в полу и старое оборудование.

Возможно, мечта тренера осуществится: в конце года победитель «Проекта Ч» получит приз – 500 тысяч рублей. Узнать подробнее о каждом из 19 финалистов конкурса и проголосовать за человека года в Крыму можно до 25 декабря на сайте проекта.

Народное восстание в Древнем Египте

Около 4 тысяч лет назад в Египте вспыхнуло крупное восстание. Об этих событиях сохра­нился красочный рассказ, написанный вельможей по имени Ипусер. Этот письменный памятник так и называется — «Ре­чение (то есть рассказ) Ипусера». Правда, это не историческая летопись, а литературное произведение, написанное под впе­чатлением увиденного.

Взбунтовались бедняки, крестьяне и ремесленники про­тив власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. В восста­нии участвовали и рабы.

Вторжение гиксосов

Скорее всего, восстание было подавлено, но оно наверняка было не единственным. Восстания ослабляли страну, но около 1700 года до н.э. страну постигло новое бедствие. В Египет из Азии вторглись иноземцы-гиксосы. Они захватили дельту Нила, а затем подчинили себе Южный Египет. Почти на полтора века египтяне потеряли независимость.

Борьбу против гиксосов возглавили правители города Фивы, расположенного в Южном Египте. К 1550 году до н.э. вся страна была освобождена. Фивы стали столицей Египта, правители Фив — фараонами. Большое влияние приобрели фиванские жрецы. В Фивах бог солнца почитался под именем Амона. Главный бог всего Египта стал именоваться Амон-Ра.

Войско и оружие древних египтян

В борьбе с гиксосами египтя­не многое переняли у них. Поя­вились лошади и боевые колес­ницы — с возницей и лучником. Запряжённые парой лошадей, ко­лесницы наносили стремительные удары по вражескому войску, рас­страивая его ряды. На колесницах сражались даже сами фараоны.

И всё же главную роль по-преж­нему играло пешее войско, во­оружённое бронзовым и медным оружием. Воины носили панцири из кожи или плотного полотна с нашитыми металлическими плас­тинами, закруглённые в верхней части щиты. Наконечники копий, боевые топоры и длинные кинжа­лы изготавливались из бронзы. Такую пехоту называли тяжелово­оружённой. Были ещё отряды лег­ковооружённых пеших воинов — лучников и копейщиков, метавших дротики (короткие копья).

Рассказ о вере в амона ра
Завоевания египетских фараонов
Рассказ о вере в амона ра
Древнеегипетский воин. Современный рисунок

Набирали воинов по всему Египту — одного от десяти взрос­лых мужчин. Появились отряды наёмников. Среди них было много ливийцев, жителей Ливий­ской пустыни, расположенной к западу от Египта.

Завоевания Тутмоса III

За Синай­ской пустыней у восточного побережья Средиземного моря тянутся Палестина, Финикия и Сирия. Изгнав гиксосов, фара­оны начали завоёвывать эти страны.

Самым знаменитым завоевателем был фараон Тутмос III (1479—1425 гг. до н. э.). Он рано лишился отца, и, пока был малолетним, власть захватила его мачеха, царица Хатшепсут. При ней Египет восста­новился после нашествия гиксосов, было построено много красивых храмов, процве­тала торговля. Тутмос повзрослел. Он вырос сильным и смелым, стремился к военным победам. Но царица до самой своей смерти единолично управляла Египтом. Став хо­зяином страны, Тутмос III (3) немедленно двинул египетские войска в Азию.

Первый поход фараон совершил на го­род Мегиддо в Палестине. Он разгромил войска сирийских и палестинских прави­телей и после 7-месячной осады взял го­род. Сохранились сведения о 15 походах Тутмоса III (3) в Азию. Египет­ские войска дошли до Евфрата — «реки, те­кущей в обратном направлении». Так егип­тяне прозвали Евфрат, удивляясь, что он, в отличие от Нила, течёт с севера на юг.

Рассказ о вере в амона ра
Хатшепсут. Древнеегипет­ская скульптура
Рассказ о вере в амона ра
Тутмос III (3). Древнеегипетская скульптура

Тутмос III (3) не ограничил­ся завоеваниями в Азии. Он, покорив Нубию, страну, распо­ложенную в районе нильских порогов, и племена ливийцев, жившие к западу от Нила. Границы египетских владений теперь простирались с севера на юг на 3200 километров — от Евфрата до Нубии. В XV (15) веке до н.э. Египет стал самым могущественным государством в мире.

Ограбление завоёванных стран

Египетское войско грабило и разоряло захваченные города и страны. Побеждённых облагали данью. Они должны были присылать в Египет металлы, драгоцен­ное дерево, ремесленные изделия, зерно, скот и даже людей. Из Нубии фараоны получали золото и слоновую кость, из Сирии — медь и серебро. Египет наполнился пленниками, превращёнными в рабов.

Награбленные богатства позволили фараонам развернуть об­ширное строительство. Столица Египта Фивы стала огромным городом с храмами и дворцами фараонов и знати.

Рассказ о вере в амона ра
Колонны храма Амона-Ра в Фивах

Фараоны щедро награждали знать и военачальников, но особенно разбогатели жрецы. До наших дней сохранились величественные руины храма Амона-Ра в Фивах. Это самый большой храм не только в Египте, но и во всём мире. В его глав­ном зале установлены 134 колонны. Некоторые из них имеют высоту 21 метр и 10 метров в обхвате.

Эхнатон

Жрецы бога Амона-Ра накопили огромные богатства — крупные земельные владения, десятки тысяч рабов, золото, драгоценности. Всем этим в избыт­ке владели храмы. Жреческие должности часто переходили по на­следству. Поэтому жрецы всё меньше считались с фараонами. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Но вот в XIV (14) веке до н.э. на престол вступил самый не­обычный из всех фараонов. Он известен под именем, которое сам себе придумал, — Эхнатон. Молодой фараон объявил, что в мире существует только один бог, достойный почитания, — Атон, а сам он — сын и верховный жрец этого бога. Эхнатон — значит «угодный Атону». Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, заканчивающимися ладонями.

Рассказ о вере в амона ра
1. Поклонение Атону. Древнеегипетский рельеф. 2. Эхнатон. Древнеегипетская скульптура

В стране были закрыты многие храмы прежних богов. Же­лая подорвать влияние фиванских жрецов, Эхнатон построил новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона). И всё же жрецы одержали победу. Пока Эхнатон был жив, они признавали Ато­на, но когда фараон умер, верховным богом в Египте вновь объ­явили Амона-Ра. Население страны не было готово к вере в еди­ного бога. Город Ахетатон забросили, имя фараона-мятежника предали проклятию. Борьба между жрецами и фараонами, меж­ду египетскими вельможами ослабляла Египет. В дальнейшем египетские фараоны потеряли все завоёванные земли.


0x20 q markВопросы по этому материалу:

  • Почему в Египте вспыхнуло восстание?

  • Кто и против кого организовал восстание в Египте?

  • Сравните правление Хатшепсут и правление Тутмоса III (3).

  • Каковы причины побед египетских завоевателей?

  • Как завоевательные похо­ды влияли на развитие Египта?

  • Почему жрецы после смерти Эхнатона вновь вернули Еги­пет к многобожию?

Рассказ о вере в амона ра

Человек часто хочет многого. Или чего-то одного, но сильно. Верующий человек молится Господу, чтобы Он дал ему желаемое, и по неотступной молитве Господь идёт человеку навстречу. А дальше полученное оказывается не такой конфетой, какой представлялось вначале. Именно так и случилось с героиней этой истории.

В 21 год я впервые пришла в храм и была просто очарована православным богослужением. Очень быстро выучила наизусть всю службу, хотела в ней активно участвовать. Когда в храме решили организовать приходской хор, я записалась туда самой первой. В детстве я музыкой не занималась, слуха от природы у меня не было – да и сейчас он плохой, тяжелый, и голос нескоординированный. На занятиях приходского хора нам давали ноты, но я нот не знала, и для меня они были просто подсказкой – где петь выше, где ниже, где быстрее, где медленней. В основном я всё заучивала наизусть.

Я записалась в приходской хор самой первой и поняла, что хотела петь всю свою сознательную жизнь!

Лет пять я там пела. Я поняла, что хотела петь всю сознательную жизнь! В моей семье никогда не было музыки, я вообще не знала, что это такое, а тут увидела, как применима музыка: можно петь Богу. На пике воцерковления мне вообще не хотелось выходить из храма. Казалось, это именно то, чем люди должны заниматься, – петь на службе. Зачем выходить на улицу, в мир, искать там другие занятия? И я поставила себе цель – сделать пение в хоре своей профессией.

Я долго висела на регенте и просила его подсказать, что мне делать. Он года три мягко меня осаживал, говорил: «Ну, ты ведь и так поешь в хоре, зачем тебе идти учиться?». Но наконец я дожала его, и он сказал: если учиться, то по-настоящему. На курсах профессию не получишь. Дело было летом, и мы решили, что через год я буду поступать в Гнесинку. Договорились о занятиях с преподавателями фортепиано, сольфеджио и дирижирования. На следующее утро я проснулась, пошла в книжный магазин и приобрела сольфеджио для первого класса. За три дня нашла и купила домой пианино. Сразу начала учить ноты: смотрела, где на клавиатуре нота, где на нотном стане, нажимала пальцем – по две ноты в минуту. Батюшка разрешил мне в храме поставить за свечным ящиком электрическое пианино, и весь день, пока дежурила, я что-то в наушниках на нем разучивала. Потом приходила домой и продолжала учить.

Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления

Ближе к концу года мне нашли педагогов из Гнесинки, и так совпало, что именно они принимали у меня экзамены. Гнесинка – это определенная марка, и она не рада тридцатилетним абитуриентам, которые ноты знают только по названиям. Поэтому мне повезло – мои преподаватели очень хотели, чтобы я у них училась. Они понимали, до какой степени я ничего не знаю, но видели, с каким рвением я тружусь над моим незнанием. Это их очень впечатлило. В какой-то момент я осознала, что начало работать чудо: почему-то люди, которые должны тебя забраковать, говорят: «Вы – наша мечта!», – и берутся тебе помогать. Я всё делала, как во сне. Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления, а мои педагоги понимали это и всё равно тащили меня, как на ошейнике. Если бы я знала тогда то, что знаю сейчас, я не посмела бы идти в Гнесинку. Но тогда сработали, как говорят, «слабоумие и отвага». Экзамены я сдала успешно и поступила.

А дальше начался ад. Я даже не хочу приукрашивать события. Чудо свершилось, я пришла 1 сентября на учебу – а дальше делай, что хочешь. Мои педагоги, которые помогли мне поступить, очень меня поддерживали, но были и такие преподаватели, которые восприняли моё поступление как оскорбление их учебного заведения и осложняли мне жизнь, как могли. Хотя я очень старалась и на время обучения вычеркнула из своей жизни всё, кроме музыки: вставала в пять утра, ложилась в двенадцать ночи и всё это время учила, учила, чтобы как-то наверстать программу, которую дети учат с семи лет. Я не хочу рассказывать подробности, но обучение совершенно точно не должно быть таким – если только у педагога нет цели привить студенту ненависть к предмету. Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью – но нет. Не смогла. До сих пор в музыке есть какие-то вещи, которые вызывают у меня отвращение, я даже не хочу к ним возвращаться.

Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью, но нет. Не смогла

Из Гнесинки я вышла с постоянной температурой, нервными срывами и паническими атаками. Через пару лет всё улеглось – оказалось, что я могу петь, что у меня есть голос. Одна из моих преподавателей, которая работает регентом в хоре, позвала меня к себе в певчие. И оказалось, что я это люблю, что всё не зря, что можно работать. Очень важно, чтобы тебя ценили и поддерживали. Сейчас я пою в храме, который находится в пятистах метрах от храма, в котором я начинала. И думаю: стоило ли это расстояние в 500 метров такого извилистого пути?..

Но жалеть о том, что случилось в жизни, неправильно. Во-первых, любое событие – это урок, а во-вторых, кроме плохого, было и много хорошего: мой руководитель по хору не только был очень терпелив со мной все четыре года обучения, но и взял меня в свой камерный хор, с которым я пела много лет. Мы ездили на гастроли и конкурсы, и это незабываемая часть моей жизни, яркая и дорогая. И, наверное, для меня она была бы невозможной, если бы я не заплатила такую дорогую цену.

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

  • Рассказ о венеции кратко
  • Рассказ о весенних листьях
  • Рассказ о велоспорте для детей подготовительной
  • Рассказ о василисе кожиной
  • Рассказ о васко да гама по географии