Рассказ о великой мировой войне

Сегодня мы посвятили нашу подборку популярным книгам, действия в которых происходят в военное время. отметим, что на основе большинства книг

Сегодня мы посвятили нашу подборку популярным книгам, действия в которых происходят в военное время. Отметим, что на основе большинства книг из подборки сняты фильмы, которые тоже стоят просмотра.

А зори здесь тихие…
picsart 05 09 015713
 

Автор: Борис Васильев

Рейтинг на LitRes: 4,8

«А зори здесь тихие…» – одна из самых известных книг о Великой Отечественной войне. Это невероятная по силе и искренности повесть прославила писателя Бориса Васильева и принесла ему поистине народную любовь. Васильев был не только участником Великой Отечественной войны, но и невероятно талантливым рассказчиком. Эта повесть рассказывает о Федоте Васкове – молодом коменданте небольшого военного подразделения. Под его командованием находится два отделения девушек-зенитчиц, одна из которых замечает в лесу немецких диверсантов. Васков вместе с Лизой Бричкиной, Женей Комельковой, Соней Гурвич, Галей Четвертак и Ритой Осяниной отправляются с заданием перехватить диверсантов…

Список Шиндлера
picsart 05 09 015737
 

Автор: Томас Кенилли

Рейтинг на LitRes: 4,8

Действие романа основано на истинных событиях, происходивших в оккупированной Польше во время Второй мировой войны. Немецкий промышленник, начальник концентрационного лагеря Оскар Шиндлер в одиночку спас от смерти в газовых камерах больше людей, чем кто-либо за всю историю войны. Фильм «Список Шиндлера», снятый Стивеном Спилбергом по мотивам романа в 1993 году, стал одним из самых значительных произведений мирового кинематографа. Картина удостоена 7 премий «Оскар».

Книжный вор

picsart 05 09 015755

Автор: Маркус Зусак
Рейтинг на LitRes: 4,8

Нацистская Германия, зима 1939-го года. Когда отец девятилетней Лизель Мемингер пропадает без вести, ее отчаявшаяся мать, едва сводящая концы с концами и опасающаяся нацистских властей, отправляет дочь и сына в приемную семью. Мальчик не выдерживает тягот дальней дороги и умирает на руках у сестры. На кладбище Лизель находит книгу под названием «Наставления могильщикам» и, повинуясь смутного чувству, крадет ее. Девочка еще не знает, что, начиная с этого момента, книги будут играть важную роль в ее судьбе. Как не знает и того, что сама Смерть, навестившая погибшего брата Лизель, заинтересовалась этой самой судьбой…

Живые и мертвые

picsart 05 09 015811

Автор: Константин Симонов

Рейтинг на LitRes: 4,8

Роман «Живые и мертвые» – одно из самых известных произведений о Великой Отечественной войне. Не будучи документальной прозой, этот роман, однако, во многом основан на личных дневниках Константина Симонова за июнь–сентябрь 1941 года и его записок разных лет, частично опубликованных в виде фронтовых очерков. У многих героев трилогии были реальные прототипы. «Живые и мертвые» рассказывает о самых значительных событиях Великой Отечественной войны  – обороне Москвы, обороне Сталинграда и операции «Багратион». 

Искра жизни

picsart 05 09 015824

Автор: Эрих Мария Ремарк
Рейтинг на LitRes: 4,8

Один из фашистских концлагерей на территории Германии… 1945 год… Заключенного №509, в прошлом редактора либеральной газеты, не сломили голод, пытки и истязания. Как и его товарищи, чудом избежавшие расстрелов и повешений, он догадывается о близком поражении гитлеровской Германии и чувствует приближение свободы. Что остается у людей, у которых не осталось просто ничего? Всего-то – искра жизни. Слабая, но – негасимая. Искра жизни, что дает людям силу улыбаться на пороге смерти. Искра света – в кромешной тьме…

Судьба человека

picsart 05 09 020042

Автор: Михаил Шолохов

Рейтинг на LitRes: 4,7

«Судьба человека» — возможно, наиболее пронзительное, трагичное и, вместе с тем, жизнеутверждающее произведение Шолохова. Сюжет рассказа основан на реальных событиях: свою печальную историю писателю рассказал случайный знакомый в 1946 году. Главный герой «Судьбы человека» – простой шофер Андрей Соколов, на долю которого выпали необыкновенные испытания. В начале войны он уходит на фронт. Когда Великая Отечественная заканчивается, Андрей Соколов остается совсем один: его любимая жена и две дочери умерли во время бомбежки родного города, а старший сын погиб в последний день войны. Именно тогда он встречает мальчика-сироту Ваню, который так же одинок, как и он сам. 

Мальчик в полосатой пижаме

picsart 05 09 015846

Автор: Джон Бойн

Рейтинг на LitRes: 4,7

Роман ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» вышел в 2006 году и сразу же был номинирован на несколько литературных премий и переведен на множество языков. Главному герою романа, мальчику Бруно, всего 9 лет, он живет со своей семьей в прекрасном доме в столице Германии. Но неожиданно отец Бруно получает новое назначение, и семья переезжает в Польшу. Впоследствии оказывается, что отец становится начальником концлагеря. Мальчику скучно в новом доме, здесь нет его друзей. Со временем Бруно знакомится со Шмуэлем, еврейским ребенком, который не может выходить за колючую проволоку. Чем закончится эта дружба и что она принесет семье Бруно, можно узнать, только если прочитать роман до конца.

Горячий снег

picsart 05 09 015900

Автор: Юрий Бондарев

Рейтинг на LitRes: 4,6

Честный рассказ о битве на Сталинградском фронте, написанный ее участником. Читатель знакомится с событиями первого боя лейтенанта Юрия Бондарева – свидетеля, а затем классика прозы о войне. Артиллерийский расчет преграждает путь вражеским танкам под Сталинградом. Ребята стоят насмерть. От них зависит исход не только самой кровавой битвы, но в итоге и всей войны. Им не занимать героизма, силы духа, уверенности в своей правоте. Но разве смертникам запрещается мечтать о любви, надеяться, верить?

Семнадцать мгновений весны

picsart 05 09 020027

Автор: Юлиан Семенов

Рейтинг на LitRes: 4,5

Книга Юлиана Семенова из цикла про легендарного советского разведчика Максима Максимовича Исаева, известного также как Макс Отто фон Штирлиц. Штирлиц завоевал любовь миллионов читателей и стал по-настоящему народным героем. О нем рассказывают анекдоты и продолжают спорить о его прототипах. Как и многие произведения о войне, сюжет романа «Семнадцать мгновений весны» основан на реальных событиях: в конце Второй мировой немцы пытались договориться с представителями западных разведок о заключении сепаратного мира.

Весь невидимый нам свет

picsart 05 09 015914

Автор: Энтони Дорр
Рейтинг на LitRes: 4,4
 

Роман от лауреата многих престижных литературных премий Энтони Дорра. Эта книга, вынашивавшаяся более десяти лет, немедленно попала в списки бестселлеров – и все еще не покидает. «Весь невидимый нам свет» рассказывает о двигающихся, сами того не ведая, навстречу друг другу слепой французской девочке и робком немецком мальчике, которые пытаются, каждый на свой манер, выжить, пока кругом бушует война, не потерять человеческий облик и сохранить своих близких. Это книга о любви и смерти, о том, что с нами делает война, о том, что невидимый свет победит даже самую безнадежную тьму.

Подготовила: Алина Лян.

125 лет назад родился выдающийся советский военачальник, дважды Герой Советского Союза Константин Рокоссовский. Историки считают его одним из величайших полководцев СССР. Как отмечают эксперты, Рокоссовский, участвовавший в большинстве решающих битв Великой Отечественной войны, внёс весомый вклад в разгром нацизма.

Согласно официальной биографии, Константин Рокоссовский родился 21 декабря 1896 года в городе Великие Луки Псковской губернии. Однако часть историков оспаривают как дату, так и место рождения будущего полководца. Альтернативным годом рождения Рокоссовского иногда называют 1894-й, а местом — Варшаву или посёлок Телеханы (в наши дни — территория Белоруссии). Происходил Рокоссовский из старинного шляхетского рода, утратившего в XIX веке дворянский статус.

Отец Рокоссовского работал на железной дороге, по одной версии — ревизором, по другой — машинистом паровоза. Мать была работницей чулочной фабрики. Константин рано потерял родителей и уже подростком был вынужден зарабатывать себе на хлеб фабричным работником и помощником камнетёса. В связи с этим, как пишут биографы Рокоссовского, молодой человек рано заинтересовался левыми идеями. 

Военная карьера

В августе 1914 года Константин Рокоссовский поступил добровольцем в 5-й драгунский Каргопольский полк. По словам историков, во время Первой мировой войны он не раз проявлял себя как хороший фронтовой разведчик. А за участие в захвате окопа немецкого полкового караула был удостоен Георгиевской медали 4-й степени. Как отмечают эксперты, специфика службы в драгунском полку позволила Рокоссовскому получить разносторонние военные навыки. Он прекрасно владел пикой, шашкой и огнестрельным оружием, сражался как в пешем, так и в конном строю.

После Октябрьской революции 1917 года Константин Рокоссовский поддержал большевиков и вступил в Красную гвардию. Он участвовал в борьбе с бандитизмом и анархистскими выступлениями в Вологде и других городах России. В дальнейшем был направлен на Урал, где воевал с белогвардейцами и с частями Чехословацкого корпуса. Вскоре он был назначен командиром эскадрона.

Также по теме

Атака российских войск на австро-венгерских солдат в Северной Буковине. 27 декабря 1915 года
«Разбалансировка системы отношений»: почему началась и как завершилась Первая мировая война

105 лет назад началась Первая мировая война. Она возникла из-за масштабных противоречий между великими державами, связанных с…

В годы Гражданской войны Рокоссовский быстро прошёл путь до командира кавполка. Он успешно участвовал в борьбе с колчаковцами и частями барона фон Унгерна, был тяжело ранен и награждён орденом Красного Знамени. Известно как минимум о двух случаях, когда Рокоссовский на поле боя лично вступал в противоборство с командирами соединений противника. Одного он зарубил, получив при этом пулевое ранение.

«Рокоссовский проявил себя в Гражданскую войну как убеждённый большевик и смелый солдат, он заслужил себе репутацию человека, на которого можно положиться», — рассказал в беседе с RT военный историк Сергей Перелыгин.

В 1920-е — 1930-е годы Рокоссовский служил на командных должностях в различных кавалерийских частях, готовил монгольских военных, отличился во время конфликта на Китайско-Восточной железной дороге, а также учился на Кавалерийских курсах усовершенствования командного состава и в Военной академии имени М.В. Фрунзе. 

61b5b1b902e8bd1c3e0ed852

  • Младший унтер-офицер К. Рокоссовский, 1917 год
  • © Wikimedia Commons / Public Domain / В. Кардашов

По словам специалиста-историка Музея Победы Александра Михайлова, некоторое время Рокоссовский командовал 7-й Самарской кавалерийской дивизией. Одним из его подчинённых в это время был Георгий Жуков.

«Рокоссовский был очень хорошим начальником. Блестяще знал военное дело, чётко ставил задачи, умно и тактично проверял исполнение своих приказов. К подчинённым проявлял постоянное внимание и, пожалуй, как никто другой умел оценить и развить инициативу подчинённых ему командиров», — вспоминал Жуков в своих мемуарах.

61b5b623ae5ac91c4637636a

  • Конфликт на КВЖД
  • © Wikimedia Commons

В 1935 году Рокоссовскому было присвоено звание комдива, а год спустя он стал командиром 5-го кавалерийского корпуса в Пскове. С 1937 по 1940 год Рокоссовский находился под следствием в органах НКВД (по некоторым данным — из-за обвинений в работе на польскую и японскую разведки), однако был полностью оправдан.

После освобождения из-под следствия Рокоссовский был направлен в распоряжение своего бывшего подчинённого — командующего Киевским особым военным округом Георгия Жукова. Он участвовал в Прутском походе Красной армии, а затем был назначен командиром 9-го механизированного корпуса. Как отмечают историки, хотя Рокоссовский десятилетиями служил в кавалерии, он осознавал возрастающее значение военной техники и воспринял новое назначение с воодушевлением.

На фронтах Великой Отечественной

«С первых дней Великой Отечественной войны Рокоссовский оказался в гуще противостояния с нацистами. Его корпус изматывал врага, сдерживая наступление вермахта в северо-западных областях Украины и отступая только по приказу командования», — отметил Александр Михайлов.

В июле 1941 года Рокоссовский был переведён на Западный фронт. Официально он был назначен командующим 4-й армией, но на практике возглавил группу, на которую замыкались остатки частей нескольких армией, и удерживал оборону в районе города Ярцево Смоленской области. Позже Рокоссовский возглавил 16-ю армию, сформированную на базе группы войск ярцевского направления. В сентябре ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.

Также по теме

Белорусская наступательная операция «Багратион»
«Шедевр военного искусства»: почему операция советских войск «Багратион» считается одной из самых успешных во время ВОВ

23 июня 1944 года войска Красной армии начали Белорусскую наступательную операцию «Багратион» — одну из крупнейших за всю историю….

В дальнейшем Рокоссовскому было поручено прикрывать Волоколамское направление в ходе Битвы за Москву. В его распоряжении оказались подразделения, ставшие впоследствии легендарными, в частности 316-я стрелковая дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. По словам историков, ожесточённое сопротивление, которое оказывали врагу подчинённые Рокоссовскому части, способствовало провалу гитлеровского наступления на Москву.

В марте 1942 года Рокоссовского тяжело ранило осколком снаряда. После операции и лечения в госпитале он снова принял командование 16-й армией, однако уже в июле был назначен командующим Брянским, а в сентябре — Донским фронтом.

Как отмечают историки, Рокоссовский разрабатывал план окружения и разгрома нацистской группировки, наступавшей на Сталинград, и лично принимал участие в его реализации. Именно военнослужащие Донского фронта взяли в плен генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса.

61b5c715ae5ac92f3943a577

  • Пленного генерал-фельдмаршала Паулюса и его адъютанта конвоируют в штаб 64-й армии. 31 января 1943 года
  • © Wikimedia Commons

В 1943 году Рокоссовский был назначен командующим Центральным фронтом. По словам историков, он настоял, чтобы советские войска перед Курской битвой перешли к устойчивой обороне, буквально зарывшись в землю. Кроме того, он точно предугадал направление главного удара нацистов и подготовился к нему. Как новаторское решение Рокоссовского эксперты отмечают артиллерийскую контрподготовку, проведённую перед гитлеровским наступлением. Таким образом, по словам Александра Михайлова, войска под командованием Рокоссовского внесли серьёзный вклад в разгром нацистов на Курской дуге.

«В полководческой карьере Рокоссовского особо следует выделить операцию «Багратион», в ходе которой советские войска освободили от гитлеровцев Белоруссию в 1944 году», — заявил в комментарии RT военный историк Григорий Попов.

61b5c9da02e8bd577b26490f

  • Константин Рокоссовский во время Курской битвы
  • globallookpress.com
  • © Mary Evans Picture Library

Начать наступление Рокоссовский предложил, нанося не один, а сразу два одновременных удара, которые позволяли лишить врага возможности манёвра. Такое решение шло вразрез с установившейся практикой, и Иосиф Сталин при обсуждении плана несколько раз уточнял у Рокоссовского, не приведёт ли это к распылению сил. Однако Рокоссовский настоял на своём. По словам историков, успех операции превзошёл все ожидания командования. Советские войска почти полностью освободили Белоруссию, Прибалтику и восточные районы Польши. Это стало одним из крупнейших поражений вермахта за время войны.

В 1944 году Рокоссовский был произведён в маршалы Советского Союза и удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза.

61b5c68402e8bd4162352043

  • Подготовка операции «Багратион». Слева направо: генерал-лейтенант И.С. Варенников, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, генерал-полковник В.И. Казаков, Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, апрель 1944-го
  • © Минобороны России

Рокоссовский участвовал в разгроме нацистских группировок в Восточной Пруссии и Померании. А во время Берлинской наступательной операции войска 2-го Белорусского фронта под его командованием сковали силы 3-й немецкой танковой армии, лишив их возможности участвовать в боях в столице рейха.

24 июня 1945 года Рокоссовский командовал Парадом Победы в Москве. После завершения войны он руководил советскими войсками, находившимися на территории Польши. Впоследствии по просьбе официальной Варшавы он был поставлен во главе польского Министерства национальной обороны и произведён в маршалы Польши.

61b5d363ae5ac92f1544dd9d

  • Константин Рокоссовский на посту министра национальной обороны Польши
  • © Wikimedia Commons

По возвращении в 1956 году в Советский Союз Рокоссовский был назначен заместителем министра обороны СССР и оставался на этом посту более пяти лет (с небольшим перерывом на руководство Закавказским военным округом на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке). Увольнение с поста замминистра, согласно некоторым свидетельствам, было связано с тем, что Рокоссовский в ответ на предложение Хрущёва написать обличительную статью о «культе личности» ответил: «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой!»

С апреля 1962 года Рокоссовский был переведён в группу генеральных инспекторов Минобороны СССР. Умер маршал 3 августа 1968 года в Москве.

61b5d42a02e8bd380666cdb2

  • Памятник дважды Герою Советского Союза маршалу К.К. Рокоссовскому скульпторов Владимира и Данилы Суровцевых, установленный в Волгограде
  • РИА Новости
  • © Кирилл Брага

«Рокоссовский — это знаковая фигура в истории отечественных вооружённых сил, яркий представитель плеяды полководцев Великой Отечественной войны, которых принято называть маршалами Победы. Его личный вклад в победу над грозным врагом, угрожавшим самому существованию нашей Родины, весьма значителен», — подытожил Александр Михайлов.

Нет, слово «МИР» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром назвали
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.

В. Берестов


Великая Отечественная войнаВеликая Отечественная война. 1941-1945 : рассказы, стихи, очерки, письма : [сборник ; сост. Д. Меркулов и др.]. — Москва : Лабиринт Пресс, 2019. — 1141 с. : цв. ил. — (Книга + Эпоха). Книга-панорама с вложениями.

В этой интерактивной книге огромное количество материалов из музейных и личных архивов, а также стихи и рассказы известных советских поэтов и писателей, очерки фронтовых корреспондентов. Ордена, медали и наградные листы сменяются диктантами из ученических тетрадей и письмами родных людей.


Вот как это былоГерман, Ю. П. Вот как это было : [повесть] / Юрий Герман ; художник Ольга Фадеева ; [предисл. А. Смоляна]. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 95 с. : ил. — (Вот как это было). 6+

Повесть написана от лица семилетнего ленинградца Мишки. Вместе с друзьями Мишка бегает тушить бомбы-зажигалки, выступает в госпитале, испытывает голод и холод. Война прокралась и в его бесхитростное восприятие жизни. Оканчивается история прорывом блокады, и Мишка с друзьями встречают победителей.


Последний снарядЕфетов, М. С. Последний снаряд : повесть / Марк Ефетов ; рисунки П. Пинкисевича. — Москва : Детская литература, 2019. — 111 с. : ил. — (Военное детство).6+

Подросток Володя и его маленькая сестра Наташа проводили на фронт папу, а сами остались с мамой в Москве. Они очень ждут от него письма, но почтовый ящик пуст. Володя занял место отца у станка на оборонном заводе и теперь работает для фронта. Позже именно Володин снаряд поставит последнюю точку в войне. Семья воссоединится только после Победы.


Привет тебе, Митя Кукин!Кузьмин, Л. И. Привет тебе, Митя Кукин! : повести / Лев Кузьмин ; рисунки Николая Устинова. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. —159 с. : ил. — (Вот как это было). 6+

Первая повесть книги названа по строчке из письма, которую пишет сироте Мите в интернат для эвакуированных детей неизвестный матрос. Это простое приветствие переворачивает мир мальчика: он больше не безучастный наблюдатель, у него есть друг на фронте! Однажды Митя и Саша, провинившись в интернате, собираются бежать на фронт…

Герой второй повести, пятилетний мальчик Олёша, вместе с матерью переживает получение похоронки на отца. Мать трудится на фабрике, а дело Олёши  сидеть взаперти и «сторожить дом». Но как-то раз всегда запертая калитка оказывается открытой, и жизнь Олёши меняется.


Подвиг солдатаМитяев, А. В. Подвиг солдата : [рассказы] / Анатолий Митяев ; художник Владимир Гальдяев. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 112 с. : ил. — (Вот как это было).

Шесть эпизодов военной жизни, которая уже сама по себе  подвиг. Иногда чуть приправленные юмором, иногда  печальные, незамысловатые и сердечные рассказы для младших школьников.


Остров на птичьей улицеОрлев, У. Остров на Птичьей улице : [роман] / Ури Орлев ; перевод с иврита Елены Байбиковой ; иллюстрации Ани Леоновой. — Москва : Самокат, 2020. — 319 с. : ил.

Действие книги происходит в оккупированном немцами польском городе. Десятилетний Алекс, еврейский мальчик из гетто, прячется в развалинах и ждёт своего отца. Часто ему нечего есть и его единственный друг  ручной мышонок Снежок. Но Алекс не только прячется: он помогает подпольщикам, выхаживает раненого и даже совершает то, чего никто не ожидал от ребёнка: убивает немецкого солдата. Несмотря на трагические события, книга очень жизнеутверждающая, и финал у нее счастливый  возвращение папы Алекса.


Солнечная сторона улицыСергеев, Л. А. Солнечная сторона улицы : повесть / Леонид Сергеев ; художник Владимир Перцов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 111 с. : ил. — (Ребята с нашего двора). 6+

Герой повести  мальчишка Егорка, живущий в эвакуации в Казани вместе с родителями. Он очень дружен с отцом-инженером, весельчаком и любителем приключений. Отца забирают на фронт и Егорка ждёт его, но продолжает жить: играет с ребятами из своего двора, переживает первое чувство влюблённости, озорничает и помогает маме. Военное время, будни эвакуации, взрослые радости и беды проходят в повести фоном к главному  детству, где мальчишки всегда остаются мальчишками.


Маленькая повесть о любвиСтарк, У. Маленькая повесть о любви / Ульф Старк ; художник Ида Бьорс ; перевод со шведского Марии Лаптевой. — Москва : Белая ворона / Albus Corvus, 2019. — 130 с. : ил.

Действие повести происходит в годы Второй мировой войны в Швеции. Страна сохраняет нейтралитет, но зловещее дыхание войны ощущается повсюду. Продукты распределяются по карточкам, мама Фреда пошла на тяжёлую работу, а папа отправился охранять границу. Сам Фред влюблён в рыжеволосую Эльзу и очень рад, что папа отнёсся к его чувствам всерьёз. Фред часто разговаривает с папой, вернее, с его фотографией. Герои книги поразительно живые и достоверные. Хотя в книге глазами детей показана война, прежде всего это повесть о любви, о том, как ребёнок в меру своих сил старается сделать неуютный мир лучше и добрее.


Сосны шумятТокмакова, И. П. Сосны шумят : [повесть] / Ирина Токмакова ; художник Николай Устинов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 48 с. : ил. — (Вот как это было). 6+

Автобиографическую повесть Ирины Токмаковой «Сосны шумят» можно смело рекомендовать для чтения самым маленьким. В глубоком тылу эвакуированные дети ждут окончания войны, ждут, когда за ними приедут родители. Они выступают перед ранеными, они рисуют, даже наряжают сосенку под Новый год. Но всё это время  ждут, ждут…


КуклаЧеркашин, Г. А. Кукла : [рассказ] / Геннадий Черкашин ; рисунки Г.А.В. Траугот. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 40 с. : ил.

История очень короткая, но и очень драматичная. Эвакуированная из Ленинграда семья оставляет свою квартиру, а в ней — все вещи, включая куклу, любимицу девочки. По возвращении кукла обнаруживается в комиссионном магазине, а в прежней квартире теперь живут жадные жестокие люди. В рассказе нет «ужасов войны» в привычном понимании, однако есть боль от человеческого предательства, от того, как горька и несправедлива бывает порой жизнь. А ещё есть надежда и прощение.


Батальон Бориса ИвановичаШаров, А. И. Батальон Бориса Ивановича : повести / Александр Шаров ; художник Ольга Капустина. — Москва : Махаон ; Азбука-Аттикус, 2015. — 159 с. : ил. — (История Отечества). 6+

Чтобы охватить как можно больше граней происходящего на фронте и в тылу, автор щедро пользуется приёмом «рассказ в рассказе». Например, в первой повести, рассказывается о том, как на фронтовой дороге к отряду детского дома присоединяются самые разные люди: мальчик-сирота, боец партизанского отряда, многие другие. Каждый из них делится с нами своей историей, и мы видим калейдоскоп человеческих судеб, перемешанных и сложенных войной заново.


Рассказ о великой мировой войне

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Рассказ о великой мировой войне

Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

Зачем рассказывать детям о войне

Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

С чего начать беседу

Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

Почему началась война

Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

Рассказ о великой мировой войне

Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

  • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
  • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
  • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
  • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
  • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
  • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
  • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
  • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Какая страна напала на Советский Союз?
  3. Кто такие фашисты?
  4. Кто победил в войне?
  5. Сколько времени продлилась ВОВ?
  6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

Военные профессии

Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

Города-герои

Рассказ о великой мировой войне

Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

  • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
  • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
  • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
  • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
  • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
  • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
  • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
  • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
  • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
  • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
  • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
  • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.

Награды

Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

  • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
  • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
  • награды за оборону городов-героев.

Как рассказать ребёнку о Дне Победы

Рассказ о великой мировой войне

Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?

Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

Марат Казей, 14 лет

Рассказ о великой мировой войне

Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

Сережа Алешков, 6 лет

Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

Зина Портнова, 17 лет

Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

Лучшие книги и рассказы о войне для детей

Рассказ о великой мировой войне

Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

Для дошкольников

  1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
  2. А. Гребенина «Вера Иванова».
  3. А. Митяев «Письмо с фронта».

Для младших школьников

  1. Л. Воронкова «Девочка из города».
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
  3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Для среднего звена

  1. В. Богомолов «Иван».
  2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

Для подростков

  1. А. Лиханов «Последние холода».
  2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
  3. Б. Васильев «В списках не значился».

Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

  1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
  3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
  4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Рассказ о великой мировой войне

Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

Композиции из пластилина

С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

  1. Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
  2. Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw

Голубь мира

Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

  • Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk

Другие варианты

  1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
  2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
  3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.

Рассказ о великой мировой войне

Рассказ о великой мировой войне

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Информация о материале
Категория: События
Опубликовано: 12 июля 2021

В школах Прибалтики скрывают правду о Второй мировой войне
Фото с сайта: https://baltnews.ee

В последние годы историческая память стала одним из пространств, где решаются политические задачи и ведется межгосударственная борьба. Особенно ярко это проявляется в российско-прибалтийских отношениях.

В странах Балтии история давно превратилась в служанку политики. Историки, обслуживающие власть, ежегодно публикуют материалы, доказывающие, что советский период был мрачной страницей в истории Эстонии, Латвии и Литвы.

Вторая мировая война была якобы развязана не только Германией, но и СССР, и для прибалтийских республик она завершилась не в 1945 году, а чуть ли не в 1990-х годах, когда с их территорий были выведены российские войска.

Страны Балтии требуют от России возмещение ущерба от «советской оккупации». В России выступают против подобной интерпретации истории и предпринимают меры, направленные на борьбу с искажениями фактов.

Какова природа «исторических войн» между Россией и странами Балтии? Как пишут учебники по истории в России и Прибалтике? В чем между ними принципиальная разница?

Об этом Baltnews поговорил с ректором Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), членом Совета Российского исторического общества, кандидатом исторических наук Денисом Фоминым-Ниловым.

В школах Прибалтики скрывают правду о Второй мировой войне
На фото: Историк Денис Фомин-Нилов. Фото с сайта: https://baltnews.ee


Г-н Фомин-Нилов, почему в последние десятилетия мы все чаще встречаемся с такими понятиями, как «фальсификация истории» и «переписывание истории»? В особенности это касается тем, связанных с Великой Отечественной войной.

Не только с ней. Великая Отечественная война – это, конечно, живая тема, но расхождения есть и по множеству других сюжетов, включая революцию и Гражданскую войну. Существуют разные подходы к периоду «холодной войны» и по XIX веку.

Просто Великая Отечественная война самая злободневная. Это связано с тем, что Вторая мировая война определила современный миропорядок. Это Ялтинско-Потсдамские соглашения 1945 года, создание ООН, формирование границ большинства государств в Европе и на Дальнем Востоке.

Понятно, что попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны – это по сути попытки поменять мироустройство и систему международных отношений. Наверное, эта тематика привлекает такое большое внимание, так как желающих изменить существующий миропорядок очень много.


Почему история Второй мировой войны одна, а ее интерпретаций несколько?

Это естественное свойство любого человека, общества и элитарных групп. Мы понимаем, что спустя многие десятилетия после тех событий в ряде стран к власти пришли потомки тех, кто тогда потерпел поражение. Некий реваншизм присутствует.

Естественно, они воспитывались своими дедами по-другому, даже если они жили в условиях официальной пропаганды (как, например, в Советском Союзе), в рамках которой говорилось одно, но семейная история говорила другое.

Их деды и бабушки давали им свое видение и интерпретацию. И когда в 1989–1991 годах произошел идеологический взрыв и появилась возможность свободно выступать, сразу начали вылезать все эти трактовки.

Поэтому профессиональные историки обычно говорят не про фальсификации, а про искажения и разные интерпретации истории.

Мы же понимаем, что, если кто-то подрался на улице, потерпевшая сторона, которая, может, сама спровоцировала драку, все-таки не станет признавать свою вину. Ясно, что такой хулиган потом станет говорить, что он ни при чем и не он первый начал. Это обычное свойство человека.

Но при этом следует выделять точку зрения общепринятую и маргинальную. И бывает так, что маргинальные группы претендуют на доминирование и большинство подстраивается под их видение. Это приводит к росту напряженности вплоть до конфликтов.


Именно это происходит сейчас в Прибалтике?

В 1991 году в странах Прибалтики пришли к власти люди, воспитанные на историях о «прекрасном» опыте построения своих независимых государств в межвоенный период (1920–1940-е годы).

При этом никто не говорит, что они оказались «фейковыми» странами, которые естественным ходом событий обанкротились к 1939 году и не смогли сами себя защитить. Плюс в 1990-е годы они пригласили эмигрантов, живших по другую сторону «железного занавеса», и создали свои версии исторических оценок.

В итоге, захватив власть, они стали доминировать, навязывать свою точку зрения и пропагандировать свою правоту.


Получается, что их учебники по истории основаны на воспоминаниях эмигрантов?

Эмигрантов или репрессированных. Но количество репрессированных в процентном соотношении было сравнительно небольшим. Это была лишь определенная группа населения.

Однако они сейчас пишут учебники по истории, определяют повестку дня в СМИ, принимают законодательные акты, и таким образом они на самом деле ущемляют права большинства населения, у которых была другая история.


Но корректно ли писать учебники по истории, основываясь на частных историях?

История многогранна, и можно основываться на любых источниках. Но если воспринимать историю как науку, конечно, нужно привлекать максимально широкий комплекс источников, сопоставлять, сравнивать их, взвешивать все за и против, а не представлять однобокий взгляд, вырывая какие-то элементы из контекста.

В школах Прибалтики скрывают правду о Второй мировой войне
На фото: Страницы учебника по истории Латвии. Фото с сайта: https://baltnews.ee

Возможно ли вообще написать объективный учебник по истории?

Я считаю, что возможно. Такой учебник можно написать, если использовать научный академический подход, и в Российском историческом обществе мы это делаем хорошо. С точки зрения мировой исторической науки у нас в последние годы неплохие результаты.


Какие преимущества российских учебников по истории по сравнению с прибалтийскими?

Если смотреть наши учебники по истории, у нас совсем другой подход. Мы в тренде мировой исторической науки. Мы не пытаемся уйти в свою местечковость и внедрять странные идеологемы. Этого в наших учебниках сейчас не найти.

Это было в 1990–2000-е годы. Тогда было более ста учебников по истории, и каждый автор норовил представить свою концепцию.

Сейчас есть историко-культурный стандарт, который был принят Российским историческим обществом еще в 2014 году. Авторы учебников и издатели должны так или иначе на него опираться.
Когда министерства, Академия наук проводят экспертизу учебников на включение в перечни, сравнивается содержание учебников с историко-культурным стандартом.

Когда Рособрнадзор готовит свои контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ по истории, тоже идет сравнение с историко-культурным стандартом.

В школах Прибалтики скрывают правду о Второй мировой войне
На фото: Учебник истории России. Фото с сайта: https://baltnews.ee

Сам историко-культурный стандарт делался профессиональными учеными-историками, а потом уже учителями истории и методистами с учетом самых современных научных подходов. Научно-академический подход все-таки существует у истории, хотя в массовом сознании кажется, что его нет.


Историко-культурный стандарт был утвержден в 2014 году. Это был шаг к созданию единого учебника по истории, или до этого еще далеко?

В 2013–2014 году мы проводили широкую научную дискуссию и пришли к консолидированному мнению, что даже в Советском Союзе не было единого учебника по истории. Было много учебников, но они все опирались на марксистко-ленинскую догматику, иначе они не прошли бы экспертные фильтры и не были бы допущены.

В итоге наше сообщество приняло решение, что единого учебника быть не должно, но должны быть единые подходы. И они закреплены в историко-культурном стандарте. Наш единый подход заключается в том, что мы должны опираться на современные научные достижения, быть объективными и отстаивать научные принципы.
Поэтому в нашем федеральном перечне по истории есть пять учебных линеек, которые разработаны на основе историко-культурного стандарта.

Дальше конкурируют между собой авторы: у кого лучше стиль изложения, кто краше пишет, кто лучше разрабатывает вопросы и задания, у кого лучше иллюстрации, для того, чтобы учителя истории сами вместе со своими учениками, иногда родителями, руководством школ могли выбрать, какая линейка им больше всего подходит.

Таким образом, сейчас уже не стоит задача сформировать какой-либо один учебник. Речь идет о том, чтобы закрепить единые подходы, отраженные в историко-культурном стандарте.


Какую историческую политику проводят в России? С одной стороны есть страны Балтии, которые осуждают «советскую оккупацию», а есть Россия, в которой критикуют интерпретации Великой Отечественной и Второй мировой войн, идущие вразрез с официальной позицией Кремля.

Мы видим, что проблема исторической политики и памяти все больше становится социогуманитарной технологией, которая позволяет переформатировать общество, и поэтому с 1989 года этой теме в Прибалтике уделяется такое внимание. То же происходит в среднеазиатских странах и государствах, ранее входивших в Организацию Варшавского договора (ОВД). Это политический инструмент.

Конечно же, наши политики тут же реагируют на то, что происходит на ближайших рубежах, и по сути предпринимают симметричные меры. В наше законодательство вносятся определенные нормативы и нормы, которые запрещают искажать историю.


Насколько наш ответ эффективен?

Это покажет время. Но я хотел бы подчеркнуть, что не считаю российскую трактовку именно российской. Мы все-таки придерживаемся принципов историзма.

Наши историки активно коммуницируют по линии Всемирной исторической ассоциации, регулярно принимают участие во всемирных конгрессах, и мы придерживаемся многофакторного подхода.

Например, мы не отрицаем, что не было коллаборационистов. Но мы также говорим о геноциде, который был развязан против нашего народа, когда более 13 млн гражданских лиц было физически истреблено немецкими оккупантами.

Когда мы оцениваем сталинский период, мы не скрываем, что были репрессии, и мы анализируем их причины. В учебниках об этом говорится. Мы показываем причинно-следственную связь, что было и что не было достигнуто.

Тем самым мы формируем критическое мышление у нашей молодежи, что не делают, например, в Прибалтике. В этом отношении там повторяют каноны тоталитарных государств, что является их слабым местом.

Семен Бойков

Источник: https://baltnews.ee

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Музей Победы в сентябре откроет собственную Академию

Накануне Великой Отечественной. 1 сентября 1939 – 22 июня 1941

Российско-германская выставка «Железный век. Европа без границ» в ГИМ

Информация о материале
Просмотров: 4380

  • Рассказ о блокаде ленинграда для детей 2 класса
  • Рассказ о азербайджанском народном костюме
  • Рассказ о англоговорящей стране на английском с переводом
  • Рассказ носова про кашу
  • Рассказ носова шишки слушать