Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Слово протоиерея александра шаргунова в день празднования иконы божией матери всех скорбящих радосте с грошиками фото: shmk.ru этот образ прославился

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте с грошиками»

%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%8F%D1%89%D0%B8%D1%85 %D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5

Фото: shmk.ru

Этот образ прославился в 1888 году в Петербурге, когда во время грозы в часовню ударила молния — прямо в то место, где стояла икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Но икона осталась невредимой, к ней лишь прилепились медные монеты (грошики) из разбитой кружки для пожертвований. Кроме того, прежде закопченная икона обновилась и посветлела. После этого у иконы произошло несколько исцелений неизлечимо больных. К какому обновлению нашей жизни призывает нас Божия Матерь, какой свет открывает нам Ее чудотворный образ? Что хочет сказать нам Господь, от чего исцелить?

Перед нами — грозное и поистине пророческое, освещающее смысл всего происходящего событие накануне апокалиптического XX века! Скоро страшная гроза обрушится на нашу Церковь. Но несмотря на небывалые разрушения, Церковь обновится и просияет для любящих Бога еще светлей. Молния ударяет в часовню, попаляя все ее великолепие и богатство, оставляя в неприкосновенности только этот образ с прилипшими к нему медяками.

В праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте с грошиками» читается обычное Богородичное Евангелие. Но глядя на чудо, явленное через эту икону, невольно вспоминаешь другое хорошо известное нам Евангелие — о вдове, которая больше всех положила. Так просто это повествование, так легко для понимания, и так оно правдиво, так говорит всю правду!

Мы видим два типа людей: с одной стороны — книжники и богатые люди, с другой — бедная вдова. Христос выносит суровый приговор фарисеям. Они лицемерны, тщеславны, любят почести и первые места. Они наживаются на «малых сих» и на бедных. Мы видим в Евангелии, как они важно проходят перед всеми, бросая огромные суммы в «церковную кружку». Но Господь не удостаивает их ни единой похвалы. Его внимание привлекает вдова, которая робко и неприметно кладет в сокровищницу две монетки. Богачи величавы и надменны, вдова — смиренна и правдива. На память приходит притча о мытаре и фарисее. «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди», — молится фарисей. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо» (Лк. 18, 11, 13). С одной стороны — самовозвеличивание, с другой — подлинное смирение. С одной стороны — много денег, опущенных в сокровищницу (количественно), с другой — несколько монеток, почти ничего (но какого качества!). Глядя на этих богатых, которые «клали много», невольно думаешь: какие они щедрые! Их имена выделяются среди прочих жертвователей, они торжественно поминаются за каждым богослужением. А в некоторых наших общинах запечатлены при входе в храм золотыми буквами на мраморных досках. Вдова же и все бедные, которые кладут на тарелочный сбор очень мало, никогда не увидят свои имена где-то написанными.

Но Бога не обманешь. Вот о чем напоминает это Евангелие. Бог видит, кто истинен, а кто нет, кто подлинно щедр, а кто только снаружи. Он испытует сердца. Количество не производит на Него никакого впечатления. Качество и щедрость сердца — да! «Эта вдова больше всех положила», — говорит Христос. В книге, где Бог записывает имена жертвователей, они находятся во главе списка. Большой вопрос — будут ли там имена богатых, которые, по правде говоря, практически ничего не положили. Они ничего не дали на храм, кроме некоторых своих излишков. В то время как вдова отдала последнее. Господь уточняет это и подчеркивает: «Все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Она все отдает. Отдавая, она рисковала своей жизнью, брала на себя риск остаться совсем без пищи — то, без чего человек не может жить.

То же самое было со вдовой из Сарепты Сидонской, которую пророк Илия встретил при входе в город. У нее осталась только «горсть муки в кадке и немного масла в кувшине». Почти ничего — для ее больного сына и для нее самой. И это почти ничего она дает пророку, доверяясь слову, которое он говорит ей: «Не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет».

Мы находимся в самом центре Евангелия. «Сберегший душу свою (то есть жизнь свою) потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее», — говорит Христос. Две вдовы — одна из Сарепты Сидонской, другая в Иерусалимском храме — и великое множество безвестных вдов, бедных и скорбящих, готовы отдать не только то, что у них есть, но всецело отдать себя. Они рискуют своей жизнью. Но Бог принимает их и бдит над ними. И Пречистая Божия Матерь в чуде, явленном во время грозы, берет их под Свой покров.

Самоотдача, к которой зовет Спаситель и Пречистая Его Матерь, необязательно может осуществляться в грозных событиях, ей не нужно быть непременно в зрелищных жестах, в общественном месте. Прежде чем пришел час нашего главного испытания, эта самоотдача должна воплощаться в каждодневных и простых действиях, которые требуют много любви. Искренне заботиться о счастье и благополучии тех, кого Господь поставил на нашем пути, не отворачиваться ни от кого, кто тянет к нам руку, прося о помощи, давать не скупо, а щедро из того, что мы имеем, — с готовностью отдать и то, без чего мы сами не сможем обойтись, — это и есть наше участие в сегодняшнем празднике. Это и есть начало нашего приобщения Господу, Который отдает Себя нам без остатка, и тайне Пречистой Его Матери, Заступницы нашей, подвигу всех святых. Только отдавая себя, можем мы обрести то, ради чего любовью Божией мы вызваны из небытия, — жизнь вечную, благодать самоотдающей любви.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Слово в день празднования иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте с грошиками”

Этот образ прославился в 1888 году в Петербурге, когда во время грозы в часовню ударила молния — прямо в то место, где стояла икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Но икона осталась невредимой, к ней лишь прилепились медные монеты (грошики) из разбитой кружки для пожертвований. Кроме того, прежде закопченная икона обновилась и посветлела. После этого у иконы произошло несколько исцелений неизлечимо больных. К какому обновлению нашей жизни призывает нас Божия Матерь, какой свет открывает нам Ее чудотворный образ? Что хочет сказать нам Господь, от чего исцелить?

Перед нами — грозное и поистине пророческое, освещающее смысл всего происходящего событие накануне апокалиптического XX века! Скоро страшная гроза обрушится на нашу Церковь. Но несмотря на небывалые разрушения, Церковь обновится и просияет для любящих Бога еще светлей. Молния ударяет в часовню, попаляя все ее великолепие и богатство, оставляя в неприкосновенности только этот образ с прилипшими к нему медяками.

В праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте с грошиками» читается обычное Богородичное Евангелие. Но глядя на чудо, явленное через эту икону, невольно вспоминаешь другое хорошо известное нам Евангелие — о вдове, которая больше всех положила. Так просто это повествование, так легко для понимания, и так оно правдиво, так говорит всю правду!

Мы видим два типа людей: с одной стороны — книжники и богатые люди, с другой — бедная вдова. Христос выносит суровый приговор фарисеям. Они лицемерны, тщеславны, любят почести и первые места. Они наживаются на «малых сих» и на бедных. Мы видим в Евангелии, как они важно проходят перед всеми, бросая огромные суммы в «церковную кружку». Но Господь не удостаивает их ни единой похвалы. Его внимание привлекает вдова, которая робко и неприметно кладет в сокровищницу две монетки. Богачи величавы и надменны, вдова — смиренна и правдива. На память приходит притча о мытаре и фарисее. «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди», — молится фарисей. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо» (Лк. 18, 11, 13). С одной стороны — самовозвеличивание, с другой — подлинное смирение. С одной стороны — много денег, опущенных в сокровищницу (количественно), с другой — несколько монеток, почти ничего (но какого качества!). Глядя на этих богатых, которые «клали много», невольно думаешь: какие они щедрые! Их имена выделяются среди прочих жертвователей, они торжественно поминаются за каждым богослужением. А в некоторых наших общинах запечатлены при входе в храм золотыми буквами на мраморных досках. Вдова же и все бедные, которые кладут на тарелочный сбор очень мало, никогда не увидят свои имена где-то написанными.

Но Бога не обманешь. Вот о чем напоминает это Евангелие. Бог видит, кто истинен, а кто нет, кто подлинно щедр, а кто только снаружи. Он испытует сердца. Количество не производит на Него никакого впечатления. Качество и щедрость сердца — да! «Эта вдова больше всех положила», — говорит Христос. В книге, где Бог записывает имена жертвователей, они находятся во главе списка. Большой вопрос — будут ли там имена богатых, которые, по правде говоря, практически ничего не положили. Они ничего не дали на храм, кроме некоторых своих излишков. В то время как вдова отдала последнее. Господь уточняет это и подчеркивает: «Все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Она все отдает. Отдавая, она рисковала своей жизнью, брала на себя риск остаться совсем без пищи — то, без чего человек не может жить.

То же самое было со вдовой из Сарепты Сидонской, которую пророк Илия встретил при входе в город. У нее осталась только «горсть муки в кадке и немного масла в кувшине». Почти ничего — для ее больного сына и для нее самой. И это почти ничего она дает пророку, доверяясь слову, которое он говорит ей: «Не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет».

Мы находимся в самом центре Евангелия. «Сберегший душу свою (то есть жизнь свою) потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее», — говорит Христос. Две вдовы — одна из Сарепты Сидонской, другая в Иерусалимском храме — и великое множество безвестных вдов, бедных и скорбящих, готовы отдать не только то, что у них есть, но всецело отдать себя. Они рискуют своей жизнью. Но Бог принимает их и бдит над ними. И Пречистая Божия Матерь в чуде, явленном во время грозы, берет их под Свой покров. Самоотдача, к которой зовет Спаситель и Пречистая Его Матерь, необязательно может осуществляться в грозных событиях, ей не нужно быть непременно в зрелищных жестах, в общественном месте. Прежде чем пришел час нашего главного испытания, эта самоотдача должна воплощаться в каждодневных и простых действиях, которые требуют много любви. Искренне заботиться о счастье и благополучии тех, кого Господь поставил на нашем пути, не отворачиваться ни от кого, кто тянет к нам руку, прося о помощи, давать не скупо, а щедро из того, что мы имеем, — с готовностью отдать и то, без чего мы сами не сможем обойтись, — это и есть наше участие в сегодняшнем празднике. Это и есть начало нашего приобщения Господу, Который отдает Себя нам без остатка, и тайне Пречистой Его Матери, Заступницы нашей, подвигу всех святых. Только отдавая себя, можем мы обрести то, ради чего любовью Божией мы вызваны из небытия, — жизнь вечную, благодать самоотдающей любви.

Протоиерей Александр Шаргунов

Вдоль великой реки Волги расположено целое созвездие городов с невероятным историческим прошлым. Таким, что даже не верится. Чего только стоит, например, поселение немцев-гернгутеров возле Волгограда! Ну, то есть, сегодня это самый что ни на есть Волгоград, а точнее, его окраины. Пребывая в городе на Волге, я не могла не добраться до уголка Европы в российской глубинке — Старой Сарепты.

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

История Сарепты

Для того, чтобы понять историю Сарепты, нам придется отравиться в путешествие во времени и узнать, кто такие гернгутеры. Примерно 500 лет назад от католической церкви откололось такое движение, как лютеранство. И лютеранство также не было единым. В 1722 году в местечке Гернгут в Саксонии (земли в Германии) возникло новое направление лютеранского толка. С самого начала учение распространилось по русской имперской Прибалтике — Лифляндии. В 1742 году гернгутеры призывали крестьян к неповиновению и даже были объявлены опасной сектой! 

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Но в самом начале правления императрицы Екатерины II ситуация изменилась. 

Во-первых, началась колонизация Нижнего Поволжья, в коей приоритет отдавался немцам, как прилежным и трудолюбивым работникам. Царским манифестом от 22 июля 1763 года земли от Саратова вверх и вниз по Волге были объявлены свободными и удобными к заселению. В период с 1763 по 1766 годы в Поволжье прибыло и расселилось 6342 семейства немцев-колонистов. 

Во-вторых, гернгутеров признали не опасными, и на земли, где нынче расположена Старая Сарепта, из Верхней Лужицы (Саксония) по приглашению императрицы прибыли несколько десятков поселенцев во главе со старостой Даниэлем Фиком. 14 сентября 1765 года они основали «в 28 верстах южнее Царицына на реке Сарпе» колонию Сарепта. 

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Название Сарепта было взято в честь библейского города Сарепты Сидонской (ныне — Сарафанд на юге Ливана). Основной целью братья гернгутеры ставили проповедь Евангелия среди калмыков. 

Немецкий городок в русских южных степях неожиданно и быстро вышел на пик своего расцвета. Количество колонистов увеличивалось, были возведены укрепления — вал и ров, а под близко стоящими домами заложена сеть подземных ходов. В случае нападения проходы между домами блокировались телегами, а передвижение жителей и защитников осуществлялось бы под землей. Боевая мощь Сарепты-на-Волге составляла 12 пушек плюс служивые гарнизона. 

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

А еще нежданно-негаданно городок превратился в научный и экономический центр Юга России. Именно здесь появились первый в Нижнем Поволжье водопровод, лифт, музей, общественная библиотека, детский сад и многое другое. Ученые-колонисты достигли крупных успехов в области медицины, химии, физики, технологии промышленных производств, выведении новых сортов культурных растений.

В частности, немцы начали разводить горчицу и делать горчичное масло. Производство действует до сих пор! Сарепту даже называют горчичной столицей России. И здесь работает единственный в нашей стране Музей горчицы.

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Но, как ни крути, основная миссия гернгутеров — проповеди калмыкам — не увенчалась успехом. Итог был печален: в 1892 году община отозвала братьев обратно в Саксонию. А те, кто остался, были арестованы и расстреляны в ходе послереволюционной атеистической кампании…  

Да и Сарепту в 1944 году вовсе переименовали в Красноармейск, который позже стал районом Волгограда.

Прогулка по Старой Сарепте

Отправиться в Красноармейский район можно на автобусе или на электричке. Проще всего на такси, что я и сделала. Вариант не для всех (дорого), но при нехватке времени сгодится. Итак, город Красноармейск начался для меня с колоссальной фигуры Ленина! Это самая большая статуя Ленина в России. 24-метровая фигура вождя возвышается на устрашающем постаменте высотой 30 метров… То есть, все 54 метра здесь есть — 17-этажное здание будет вровень. Владимир Ильич стоит на одном берегу, а на другом в свое время стоял гранитный Иосиф Виссарионович. Но до нашего времени от монумента Сталину сохранилось только основание.

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Что же такое охраняли вожди? Всё просто: вход в легендарный Волго-Донский канал — канал, соединяющий реки Волгу и Дон в месте их максимального сближения на волгодонском перешейке и обеспечивающий связь Каспийского моря с океаном. Можно также полюбоваться на громадную арку входа в канал. 

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

А через мост и находится нужное мне место — музей-заповедник «Старая Сарепта». Как ни странно, это просто несколько зданий прямо на улицах города… Не обращая внимания на рекламные транспаранты, можно и мимо пройти.

Как-то по-особенному выделенной под историческое поселение зоны нет. Точнее есть, но небольшая и зажатая между зданиями постройки 1980-х годов.

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Всего здесь 26 домов, из которых 23 — это памятники  федерального значения XVIII–XIX веков. Первое здание, которое сразу бросится в глаза — евангелистско-лютеранская кирха. Это одно из самых старинных зданий Волгограда, 1772 года постройки. 

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Внутри расположена… Кирха, в которой небольшая община лютеран проводит регулярные службы. Стены и потолки помещения как будто устремлены в высь. Стены, лавки — всё белое. Есть орган, на котором играют специально приглашенные артисты или органист общины.

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Интересное здание — администрация музея. Его украшают таблички, которые фотографирует каждый путешественник. И я тоже сфотографировала, куда деваться.

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Затем будет библиотека с книгами позапрошлых веков на немецком языке и удивительным интерьером (бывшее здание общинной управы). Потом дом, воспроизводящий быт гернгутеров. А вы знали, что они спали полусидя и кровати поэтому там очень небольшие? Братья гернгутеры боялись, что дьявол, видя лежащего человека, подумает, что он мертв, и утащит его душу в ад. Вот потому спали полусидя. Хотя, говорят, и Петр Первый, русский император, так после европейской поездки спал.

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Что еще? Страшноватый дом пастора. Тут, говорят, расстрельные застенки располагались. Несложно представить, глядя на шершавые грубые серые камни…

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

А самое главное — подземелья! Сарепта хранит множество тайн о богатых кладах и запутанных подземных ходах. О них подробнее можно узнать от экскурсоводов.

Пробежимся?

В доме холостых братьев есть подземелье, где хранили продукты… А там — заложенная кирпичом дверь. Куда она ведет? Сундук намекает, что за кирпичной кладкой может быть нечто интригующее! 

В доме пастора подземелье интереснее. По словам экскурсовода, по подземных ходам пастор и глава поселения могли беспрепятственно пройти в любой дом. Подземелье глубокое. В нем тоже имеются замурованные ходы. Но с ними связаны ужасные события. В годы становления советской власти здесь располагались застенки ВЧК и проводились расстрелы. Так что это тяжелое, мрачное место с давящим воздухом. В стенах выбоины от пуль и даже сами пули. 

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

А так, почти под каждым строением музейного комплекса — свое подземелье. Не буду перечислять все. Отмечу только то, что под торговой лавкой — облагороженное, готовое к приему гостей. Там есть и стенды, и винные бочки, и бутыли, все антуражно и очаровательно. Тут проводятся концерты.

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Кстати, для усмирения духа подземелий сотрудники музея наливают свежее пиво в специальную кружку и кладут хлеб. Считается, что дух гончара Ниденталя здесь с давних времен: мастер умер в своей гончарной лавке и после смерти якобы бушевал в ней, пугая потомков и посетителей.

Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Еще одна легенда про подземелья связана с кладом. Некогда в поселении жил пивовар Краутвуфт. И была у него любимая дочь. Девушка собралась замуж, но неожиданно накануне своей свадьбы умерла. Отец очень любил ее и буквально засыпал золотом. Есть свидетельства от мужчины, бабушка которого служила экономкой у Краутвуфтов. По ее словам, в гроб дочки пивовара было положено 25 килограмм золота и драгоценных камней. А сам гроб был замурован в одном из подземелий. Его так и не нашли. И, может, и не найдут никогда, потому как в 1980-х годах старинные ходы обрушили при постройке котлованов под многоэтажные панельки. 

Есть и другие легенды. Приходите и послушайте сами, когда будете в Волгограде!

Галина Девятова

Читать на ЯндексДзен


Рассказ о вдове из сарепты сидонской

Паоло Веронезе «Воскрешение сына наинской вдовы»
Источник: «Wikimedia Commons»

Евангелист Лука единственный приводит рассказ о воскрешении сына наинской вдовы:

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ  Свой (Лк. 7:11–16).

Этот рассказ — единственный в Новом Завете, где упоминается город Наин (современный Неин). Город расположен на юго-западе от Назарета, на значительном расстоянии (более сорока километров) от Капернаума, где происходил предшествовавший эпизод: исцеление слуги сотника. Два события, следовательно, произошли не в один день.

Как и в двух других упомянутых ранее случаях, где речь шла о единственном ребенке (Лк. 8:42 и Лк. 9:38), Лука употребляет здесь термин μονογενής (буквально «единородный»), используемый в корпусе писаний Иоанна применительно к Иисусу как Единородному Сыну Божию (Ин. 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Ин. 4:9). Упоминание о том, что женщина была вдовой, свидетельствует о внимании Луки к деталям, касающимся жизненной ситуации тех людей, которые обращались за помощью к Иисусу.

Выражение сжалился над нею напоминает о других эпизодах, где действия Иисуса вызваны жалостью (Мф. 9:36; 14:14; Мк. 6:34). Тема жалости присутствует также в притчах Иисуса: милосердный самарянин сжалился над попавшимся в руки разбойников (Лк. 10:33); отец, ожидавший блудного сына, увидев его издалека, сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк. 15:20). Жалость и сострадание — главная причина, по которой Иисус остановил похоронную процессию без чьей-либо просьбы.

В отличие от других чудес, совершенных по просьбе людей, здесь чудо происходит исключительно по милосердию Иисуса к плачущей женщине. Когда-то раньше она потеряла мужа, а теперь прощалась с единственным, кто у нее оставался: «единородным» сыном. Единородный Сын Божий остановил процессию потому, что Его сердце откликнулось на человеческое горе. Иисус действовал так, как Ему подсказывало Его сострадательное человеческое сердце. Но в этом действии в полной мере проявляется Его Божественная природа.

В отличие от дочери Иаира, о которой мы знаем, что ей было двенадцать лет, точный возраст юноши евангелистом не определен. Однако слово νεανίσκος в греческом языке обозначает не отрока, а молодого человека, достигшего совершеннолетия. Этот же термин употреблен в отношении богатого юноши, не захотевшего последовать за Иисусом (Мф. 19:20, 22), и юноши, который следовал за Иисусом, завернувшись по нагому телу в покрывало (Мк. 14:51).

Иисус прикасается к одру, на котором лежит тело умершего, очевидно, не для того, чтобы при помощи этого прикосновения возвратить юношу к жизни (в таком случае Он, скорее, прикоснулся бы к самому телу), а для того, чтобы остановить процессию. Возвращение умершего к жизни происходит благодаря словам Иисуса, обращенным к нему, похожим на те, которые мы встречаем во многих рассказах о чудесах. Слово «встань» Иисус обращал и к расслабленным (Мф. 9:6; Мк. 2:11; Лк. 5:24 и Ин. 5:8), и к дочери Иаира (Мк. 5:41; Лк. 8:54).

После повелительного слова Иисуса юноша сел и начал говорить. Окружающих объял страх. Между тем Иисус отдал его матери его: здесь евангелист повторяет слова из рассказа о воскрешении пророком Илией сына вдовы в Сарепте Сидонской (3 Цар. 17:23). Очевидно, Лука использовал это выражение вполне сознательно, чтобы напомнить читателям о чуде древнего пророка.

Слова великий пророк восстал между нами могут указывать на распространенное представление о том, что Иисус — это воскресший Илия, Иеремия или один из древних пророков. Однако они могут также означать веру в Иисуса как Того эсхатологического Пророка-Мессию, прихода Которого ожидал еврейский народ.

Слова Бог посетил народ Свой связывают рассказ о воскрешении сына вдовы наинской с первым главами Евангелия от Луки, где сначала Мария говорит, что Бог воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века (Лк. 1:54–55); затем Захария провозглашает, что Бог посетил народ Свой (Лк. 1:68); и наконец Симеон, держа на руках Младенца Иисуса, говорит о Нем как о свете к просвещению язычников и славе народа израильского (Лк. 2:32). Пришествие в мир 

Единородного Сына Божия является особой милостью Бога к народу израильскому. В то же время Иисус — Свет к просвещению язычников: Его миссия имеет универсальное, вселенское измерение.

В Евангелии от Луки рассказ о воскрешении сына вдовы следует непосредственно за рассказом об исцелении слуги сотника (Лк. 7:1–11) и предшествует эпизоду, в котором Иоанн Креститель посылает к Иисусу двух учеников спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам? (Лк. 7:20). Вопрос очевидным образом связан со словами свидетелей чуда воскрешения отрока о великом пророке. И эти слова, и вопрос учеников Иоанна отражают мессианские надежды.

Иисус отвечает: Пойдите, скажите Иоанну, чтó вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне! (Лк. 7:22–23). Аналогичный ответ мы находим и у Матфея (Мф. 11:5–6), однако там он предшествует единственному содержащемуся в этом Евангелии эпизоду воскрешения (Мф. 9:18–19, 23–26), тогда как у Луки он следует за рассказом о воскрешении сына вдовы.

Рассказ о воскрешении сына вдовы наинской в христианской традиции воспринимается как одно из ярких свидетельств всемогущества Божия. Если Бог имеет власть даровать человеку жизнь, то нет ничего невозможного в том, чтобы Он вернул ее умершему. Выдающийся православный богослов 20 века пишет:

Чудо сие произошло не по вере матери этого юноши, как в случае воскрешения дочери начальника синагоги Иаира… Нет; чудо сие произошло не по чьей-либо вере и не по чьему-либо ожиданию, но исключительно по могущественному слову Господа нашего Иисуса Христа. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его (Лк. 7:15). Услышало создание своего Творца и послушалось Его заповеди. Та же Божественная сила, что изначально вдунула  в прах земной дыхание жизни и из праха сотворила человека, действовала и теперь, оживляя мертвый прах, заставляя кровь течь и очи — видеть, уши — слышать, язык — говорить, кости и мясо — двигаться. Где бы ни была тогда душа умершего юноши, она услышала глас своего Начальника и мгновенно возвратилась в тело, чтобы вместе с телом выполнить Его приказание. Узнал подданный глас Царя своего — и откликнулся… Господь берет его Своими руками и отдает матери, чтобы показать ей, что теперь Он вручает ей его как дар — как и тогда, когда она его родила. Жизнь есть дар Божий. Жизнь всякого человека дарована рукою Божией. И не гнушается Бог ни одного сотворенного человека взять за руку и направить в сию земную, временную жизнь… Посмотрите, сколько красоты и любви в каждом слове и каждом движении Господа и Спаса нашего! Он и в данном случае, как всегда — и до, и после того — показывает, что не только всякий дар Божий совершен, но совершен и способ, которым Бог дарует7Николай (Велимирович), свт. Творения. Кн. 2. С. 321–322.

  • Рассказ о валерии чкалове
  • Рассказ о василии васильевиче докучаеве
  • Рассказ о быстротечности времени
  • Рассказ о былинном герое святогоре
  • Рассказ о быте предков