Рассказ о вальсе 2 класс музыка

Цель мероприятия: знакомить учащихся и их родителей с историей развития этого замечательного танца вальса; дать возможность услышать исполнение вальса

Цель мероприятия:

  • знакомить учащихся и их родителей с историей
    развития этого замечательного танца – вальса;
  • дать возможность услышать исполнение вальса на
    различных инструментах;
  • продолжать приобщать детей к музыкальной
    культуре и воспитывать художественный вкус.

Программые задачи:

  • расширять кругозор;
  • ознакомить с разнообразием вальсовой музыки
    разных эпох и композиторов;
  • способствовать воспитанию музыкальной
    культуры, культуры слушателя.

Форма проведения мероприятия
лекция-концерт.

Оборудование:

  • праздничное оформление сцены разноцветными
    шарфами;
  • плакат с названием мероприятия “Вальс о
    вальсе”;
  • музыкальные инструменты: баян, аккордеон,
    фортепиано, скрипки, флейта.

Ход мероприятия

Ведущий:

О вальсе сказано немало:
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.

Этот танец вечно юный, один из самых древних и
массовых.. Разумеется, вечных танцев нет. Они тоже
рождаются и умирают. Но из всех танцев ни один не
выдержал такого долгого испытания временем как
вальс.

В 70-х годах XVI века вальсом называли народный
танец, возникший в некоторых областях южной
Германии и Австрии. Это простой народный танец,
который хорошо себя чувствовал в звучании
нескольких инструментов, на которых играли 2-3
музыканта из народа, в широкополых шляпах, и
грубых деревянных башмаках. Музыке характерно
вальсовое сопровождение, размеренный
трехдольный шаг.

Многочисленные разновидности народных
деревенских танцев, бытовавших в южной Германии
и Австрии к началу XVIII века, объединились в одну
группу, получившую название лендлера или
немецкого танца. Большую популярность танец
приобрёл во II половине XVIII века в творчестве
композиторов Моцарта и Шуберта.

Благодаря своей необычайной увлекательности
он проник в аристократический салон, где
великолепно почувствовал себя в звучании
хрупкого клавесина, на котором играли
профессиональные музыканты в шелковых камзолах
и напудренных париках.

Этот естественный как сама жизнь танец стал
популярен на балах в великосветских салонах.

Хранители морали, ревнители этикета не могли
сдержать негодования. То, что кавалер во время
танца держал даму за талию, казалось им
неслыханной вольностью. Вальс пытались
запретить, но он снова возвращался в
великосветские салоны.

Привезённый из Германии в начале XIX века он
долго ютился по задним комнатам, прежде чем
ворвался в передовые салоны.

При французском дворе вальс оставался
запрещённым ещё в 1820 году. Матери предпочитали
вывозить дочерей на балы, где не признают
“судорожных объятий ” вальса.

В изданных в 1800 годах книгах говорилось, что
обществу, цивилизации, религии грозит
“вальсовая зараза” и вальс сравнивался с
холерой и проказой. Консервативное английское
общество допустило вальс на четверть века
позднее, чем большинство других европейских
стран.

Не сразу появился танец и в России, так как
Павел I высочайшими повелениями старался
помешать его распространению, и офицеров,
виновных “в танцевании пляски, вальсеном
именуемой” сразу с балла препровождали на
гауптвахту.

Во времена июльской монархии (1830 – 1848гг.) вальс
всё ещё страдал от дурной репутации, тем более,
что с недавних пор его стали танцевать быстрее на
два счёта, медицина, спеша на помощь морали,
сделала выводы: круговые движения вальса
вызывают приток крови к основным внутренним
органам, сердцу, лёгким, мозгу и нередко приводят
случай в салоне баронессы Т., где во время вальса
молодой человек неожиданно заметил, что с каждым
вращением мадемуазель всё тяжелее повисала на
его руке. Вот такой трудный путь у вальса, но
вместе с тем он стал популярным танцем во всех
слоях европейского общества, особенно в Вене.

Расцвет вальса связан с творчеством
австрийских композиторов Ланнера, Штрауса –
отца, а позднее его сыновей Иозефа и Иоганна,
прозванного “королём вальса”.

Свой талант, своё мастерство он посвятил
танцевальной музыке, прежде всего – вальсу и
оперетте. Его музыка отличается яркостью
мелодии, темпераментом, изящностью.

Искрятся, сверкают вальсы Штрауса, заражая
слушателя неподдельным весельем и
жизнерадостностью.

К.Н. 1 Вальс И. Штрауса “Сказки венского леса”

/фортепиано/

Ведущий:

Великий польский композитор Ф.Шопен написал
всего 14 вальсов, у Штрауса их 500. Но 14 вальсов
Шопена бесценные жемчужины. Под музыку этих
вальсов уже никто не танцевал, они созданы только
для концертного исполнения. Уже позже, под музыку
шопеновских вальсов стали танцевать на сценах
балетных театров.

К.Н. 2 Ф. Шопен “ Вальс №7 до минор”

/фортепиано/

Ведущий:

Большой популярность пользовались романсы –
вальсы. Особое место вальс приобрёл в русской
музыке. Вы знаете много русских старинных
романсов – вальсов, песен – вальсов.

Я помню вальса звук прелестный,
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный —
и песня чудная лилась.
К.Н. 3 Н. Листов “Я помню вальса звук
прелестный”.

/вокал/

Ведущий:

Вы не поверите ребята, но еще каких – нибудь пол
века назад телевизоры, магнитофоны и
радиоприемники имели единицы, а о компьютерах,
видеомагнитофонах, интернэте, плеерах и сотовых
телефонах даже слыхом не слыхивали. Что же было?
Как тогда жили, как отдыхали? А хорошо жили и
отдыхали хорошо. Были проигрыватели и патефоны,
радиоточки, библиотеки, кинозалы. Танцы в школах,
клубах и подумайте, нередко танцевали под
гармошку, баян, аккордеон – еще пол века назад. Да
и сейчас бывает танцуют.

Действительно танцы были одним из самых
доступных и любимых развлечений, способом досуга
всех возрастов. Недаром в клубных афишах писали:
“Кино, после кино танцы!” — которые оказывались
гвоздем клубной программы. Танцевали и во дворах,
и дома и на школьных вечерах.

К.Н. 4 “Фигурный вальс”

/хореография/

Ведущий:

Уже в советское время вальс шагнул из светских
гостиных в массы.

Летним довоенным вечером из парков культуры и
отдыха, танцевальных площадок слышались звуки
духовых оркестров, исполнявшие вальсы
Дунаевского, братьев Покрасс, и прекрасные
старинные вальсы.

Вот он вращается, вот он возник,
Чёрной воды чуть блистающий диск,
Кружиться, кружиться вальс над водой,
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Это над стаей притихших ветров
Встал он Илья Алексеич Шатров
Полузабытый людьми офицер
Вальс сочинивший, на старый манер.
Будет звучать оркестровая медь,
Тенор в саду городском будет петь.
И не сдержавшись у всех на виду
Мальчик заплачет, вдруг в третьем ряду.

К.Н. 5 И. Шатрова “На сопках Манчжурии”

/баян/

Ведущий:

Война она прошла через жизнь многих людей. Но и
в это тяжелое время композиторы писали свои
лирические песни, давая таким образом
возможность солдату пообщаться с близкими
людьми, высказать сокровенные думы свои,
высказать их подруге, невесте, жене, находившимся
где – то далеко, за тридевять земель, в далёком
тылу.

К.Н. 6 Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова

“Школьный вальс”

/вокал/

Ведущий:

Существуют вальсы написанные для оркестра,
фортепиано, скрипки, есть романсы и арии из опер
написанные в ритме вальса. Вальсовые традиции
получили развитие в творчестве Прокофьева,
Шостаковича, Хачатуряна и написаны они не в
традиционной форме вальса.

К.Н. 6 Д. Шостакович “Вальс — шутка”,

/флейта/

Ведущий:

Джаз одно из направлений в музыке.

Джазовое влияние коснулось практически всех
ведущих жанров музыки. Особенностью джаза
является конфликт ритмов, ставшей в последствии
основой специфики джаза. В “эпоху джаза”
джазированию подверглись некоторые танцы, вовсе
не имеющие непосредственного отношения к джазу.
Особенно это коснулось танго, вальса, вальса –
бостона. И танго и вальс прочно вошли в репертуар
джазовых коллективов.

К.Н. 7 Ю. Весняка “Джаз — вальс”

/фортепиано/

Ведущий:

Дойдя до наших дней, вальс приобрел такие черты:
широту и динамичность, необычайную плавность и
легкость.

Евгений Дога замечательный композитор написал
много музыки к кинофильмам. Один из лучших и
самый любимый вальс к кинофильму “Мой ласковый и
нежный зверь”.

К.Н. 8 Е. Дога “Вальс”

/трио скрипачей/

Ведущий:

Легкий, красочный, блестящий вальс звучит в
кинофильме “Метель” по одноименной повести
Пушкина, музыку к которому написал один из лучших
советских композиторов Георгий Свиридов.

К.Н. 9 Г. Свиридов “Вальс — Метель”

/ансамбль скрипачей/

Ведущий:

И завершит нашу концертную программу вальс
современного композитора Е.Доги, в исполнении
дуэта аккордеонистов. Аккордеон очень популярен
во Франции, его “разливистое” звучание
наполнено своеобразным шармом. И сейчас мы с вами
совершим прогулку по Парижским бульварам.

К.Н. 10 Е.Дога “Парижский каскад”

/дуэт аккордеонистов/

Ведущий:

Идут годы, но вальс по — прежнему свеж, он
прекрасен, как в дни своей молодости. Он желанный
гость танцевальных вечеров. К нему никогда не
остывает интерес композиторов. Можно с
уверенность сказать вальс бессмертен. Подобно
сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь
и вновь.

Библиография.

1. Тарасов, В. В мире вальса /В.Тарасов. — М. :
Мелодия, 1989

2. Булычевский, Ю.С, Краткий музыкальный словарь
для учащихся

3. [Текст] /Ю.Булычевский, В.Фомин, -8 –е изд.- Л.:
Музыка, 1986. – 216с. /Музыкальный энциклопедический
словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Советская
энциклопедия, 1990. – 672с.: ил.

4. Фрумкин, В.А. Поговорим о музыке:
Занимательный словарь школьника [Текст] /
В.А.Фрумкин. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, 1968. – 224с.

5. О бальном танце : Немного истории [Текст]
//Молодежная эстрада, 2004.- №3-4. – с.3-7.//

6. Ах, этот вальс!. [Текст] : вальс, вальс – бостон,
медленный вальс, фигурный вальс. //Молодежная
эстрада с.26 – 110.//

Вряд ли можно вспомнить еще более известный танец, чем вальс. Это – классика искусства, основа парных танцев и самое популярное направление на планете Земля. Возможно, благодаря доступности своих движений или из-за невероятной легкости и плавности, но вальс вскружил головы людей еще в Средние века, и не теряет оборотов до сих пор. Освоить это танцевальное направление вы можете в клубе «La Boca» в любом возрасте, ведь вальс не знает никаких ограничений!

История возникновения вальса

Интересно, что вокруг, казалось бы, прекрасно знакомого всем направления, всегда ходило множество легенд. Даже сама история появления классического вальса до сих пор остается загадкой. Кто-то уверен, что этот танец пришел к нам из 13 века, а ряд экспертов не дают ему и двух веков. Точно неизвестна и страна, в которой вальс зародился: считается, что у него две родины – Германия и Австрия. Но ясно одно: история вальса – это долгий и непростой путь из народа к верхам власти, полный критики и одновременно – восхищений. Пройдя все испытания, этот танец покорил весь мир и до сих пор остается символом балов, выпускных вечеров и свадеб.

Согласно общепринятой версии, оригинальная форма вальса впервые была замечена в 13 веке в Германии. Ее использовали крестьяне в своем народном танце, который сильно отличался от популярных придворных танцев.

Новая пляска состояла из скользящих шагов и поворотов, в то время как при дворе исполнялись чопорные статичные постановки. Назвали народный танец лендлером. Он не отличался набором сложных элементов, но отчасти походил на тот вальс, который знаем мы. Лендлер исполнялся в парах по кругу.

Венский вальс веллерПотребовалось несколько веков, чтобы такой танец дошел до Австрии и Франции и стал там популярным. В Вене его называли веллер, в Ницце – ниццарда. В этих европейских странах танец исполнялся уже не в качестве народного, а скорее, как придворный. Для привыкшей к торжественным сложным фигурам аристократии вальс стал глотком свежего воздуха — отныне можно было не подчиняться жестким правилам балов, а двигаться в тесном контакте друг с другом, динамично и даже весело. Несложно догадаться, что вскоре модный танец вальс стал объектом критики. Церковь выступила против слишком близкого контакта между партнерами и быстрыми кружащими движениями. Вальс считали провокационным, но рост популярности этого направления в Европе уже сложно было остановить. Именно в Вене вальс получил знакомые нам всем традиционные черты и признание «короля» танцев, поэтому город известен, как родина вальса. Разновидности этого направления исполняли все – и бедные, и богатые.

Во Франции 18 века танцевали в основном аллеманду с тактовым размером 2/4, но с ростом популярности танца в размере 3⁄4 о старом направлении быстро позабыли. Во многом этому способствовала музыка Франца Ланнера и Иоганна Штрауса-сына. Композиторы сумели разрушить в Европе репутацию вальса как скандального танца. Направление, которое еще несколько десятилетий назад вызывало множество споров, приняли в ряды классических. В ряд придворных танцев вальс ввела королева Виктория, известная своей любовью к бальным танцам.

В Соединенные Штаты Америки классический вальс пришел намного позже. Когда послереволюционная буржуазия уже вовсю кружила в парах, жители Америки не расценивали это направление, как искусство. Высшие слои американского общества, посетив специальный показ, который организовал в 1834 году бостонский учитель танцев Лоренцо Папати, не вдохновились красотой вальса. Но величественный танец со временем покорил и их сердца. К середине 19 века США также закружились в вальсе. В 20 столетии это танцевальное направление уже было широко распространено по всему миру. Популярным и неизменным себе вальс остается и сегодня.

Популярные виды вальса:

  • Венский вальс, он же – современный бальный танец – легкий, стремительный и изящный;
  • Международный стандартный вальс;
  • Скандинавский вальс;
  • Мексиканский вальс;
  • Американский вальс;
  • Вальс-Бостон, или английский вальс – медленный, сдержанный танец, состоящий из дисциплинированных техничных движений, с выдержанными паузами и сменами темпа.
  • Немецкий вальс (считается основоположником вальса).
  • Танго-вальс, или аргентинский вальс – стиль, вобравший в себя черты танго и вальса одновременно.
  • Фигурный вальс – стиль, которому характерно выполнение строгих фигурных элементов. В 60х годах прошлого столетия он вошел в спортивную программу бальных танцев СССР.

Особенности вальса

Многие композиторы выделяли вальс как особенное направление. К этому жанру часто обращались Чайковский, Прокофьев, Глинка, Шопен, и во многом танец стал популярен именно благодаря им. Пройдя сквозь века, классический вальс не изменил своей ключевой особенности – трехдольному размеру с акцентом на сильную долю.

Ритмическая структура «раз, два, три» и схема движений по квадрату – так вальс можно узнать среди остальных танцевальных направлений. Квадраты, в свою очередь, складываются в круги, и это – еще одна особенность вальса (слово «walzen», от которого произошло само название, означает «кружиться»). Исполняется вальс в основном в закрытой позиции. Самая популярная фигура – полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Березовка, 2015.

План-конспект занятия для учащихся 2 года обучения (2 класс).

Цель: сформировать представление у детей о бальном танце – вальсе; создание условий, способствующих повышению эмоциональной и музыкальной активности учащихся, познакомить детей с историей вальса, движениями вальса, музыкальным размером ¾.

— познакомить с танцем вальс; историей вальса; техникой исполнения вальса.

— привитие уважения к особенностям и традициям бальных танцев.

коммуникативные умения.

— разучат этюд «Вальс осенних листьев».

— умение работать с разными источниками информации, делать выводы.

План-конспект открытого занятия, презентация.

Проектор, экран, ноутбук, магнитофон.

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность учащихся.

Примечание.

1.

Организационный момент.

Построение в шахматный порядок.

Пед: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем танцевальном зале. Мне хочется узнать с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. А определим мы это с помощью листочков. Какое время года сейчас?

Дети: Осень.

Пед: А что происходит осенью с листьями?

Дети: Листья опадают с деревьев.

Пед: Правильно. Осенью мы наблюдаем осенний листопад. Вот и у нас сегодня с вами прошел листопад. Выберете себе листок, соответствующий вашему настроению и прикрепите его на свою осеннюю веточку.

(внимание на экран).

— 3 листочка – настроение бодрое, активное, хочется прыгать, играть, танцевать.

— 2 листочка – настроение спокойное, хочется слушать, спокойно играть, немного танцевать, а где-то просто постоять.

— 1 листочек – мне трудно понять своё настроение, и не слишком хорошее и не слишком плохое.

(определение настроения).

Ну, что ж, с настроением определились, и мы начинаем наше занятие.

Есть в музыке и танце

Движенье, ритм и тон.

А мы начинаем занятие

Встаем все на поклон.

Построение.

Дети прикрепляют листочки, комментируют настроение.

Поклон.

5 сек.

1 мин.

15 сек.

2.

Актуализация знаний. Сообщение темы занятия и постановка учебных задач.

Пед: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на праздник. Но на какой праздник мы отправимся, попробуйте догадаться сами.

(фрагмент бала)

Пед. Мы отправляемся с вами на бал. А так как у нас осень, мы отправимся на осенний бал. Какой танец был популярен на балах?

Дети: вальс.

(если дети затрудняются назвать вальс, то педагог задает наводящий вопрос: Этот танец всегда танцуют школьники на выпускном бале?)

Пед: Конечно, это вальс. Итак, как вы думаете, какая у нас сегодня тема занятия?

Дети: Вальс.

Пед: А что вы знаете о вальсе? Что хотели бы узнать? Предлагаю ответить на 3 вопроса. Перед вами вопрос и три варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ. Если не знаете, ставите минус.

Вопросы:

Где зародился вальс?

А) Австрия

Б) Германия

В) Россия

Музыка вальса -…..

А) быстрая

Б) медленная

В) медленная и быстрая

Движения вальса — …

А) быстрые, легкие

Б) плавные, кружащие, легкие

В) быстрые, резкие.

(дети работают с вопросами).

Пед. Давайте оценим свою работу. Если вы ответили на все вопросы, то крепите к своей веточке 3 листочка, если ответили на 2 вопроса, то крепите 2 листочка, если на один или вообще ни на один, то крепите – 1 листочек.

(дети оценивают свою работу).

Пед. Я думаю, наша задача сегодня, на наши вопросы найти ответ. Вы со мной согласны?

Итак, задачи.

  1. История вальса.

  2. Музыка вальса.

  3. Особенности техники исполнения вальса.

  4. Разучить этюд «Вальс осенних листьев».

Формулируют тему занятия

Учащиеся отвечают на вопросы .

Оценивают свою работу.

Определяют задачи на занятие.

10 сек.

30 сек.

30 сек.

20 сек.

3.

Открытие детьми нового знания.

Предлагаю разбиться на группы и поработать в группах. Первая группа поработает с текстом и узнает об истории танца.

Вторая группа поработает с музыкой и текстом, расскажет нам о характере музыки.

Третья группа поработает с видеоуроком. Вы нам расскажете о технике исполнения, об особенностях.

У каждой группы есть вопрос, на который вы должны найти ответ. Время работы в группе 2 мин.

Текст 1 группы.

Вальс — романтический, парный бальный танец, один из любимых танцев во все времена. Именно вальсом открыла свой бал Наташа Ростова в романе Льва Толстого «Война и мир». Этот роман вы будете читать в старших классах по литературе в школе.

Именно под звуки вальса выпускники покидают школьный двор.

Зародился вальс в столице Австрии — Вене.

Вальс всегда кружится, ведь слово вальс от немецкого означает кружиться.

Текст 2 группы.

Вальс очень популярен у композиторов классиков. Впервые известен нам по произведениям австрийского композитора Иоганна Штрауса. Исполняется под музыку с тремя ударами в такте. Музыка вальса может быть медленной, степенной, быстрой и стремительной. Музыку вальса всегда можно отличить ощущением легкого кружения. Вальс писали и такие известные композиторы как Шопен, Чайковский, Прокофьев, Глинка.

Текст 3 группы.

Техника исполнения.

Исходная позиция – шестая. Шаг исполняется со скольжением, плавно и слитно, как бы скользя по паркету. Для вальса характерно покачивание вверх – вниз. В танце дама находится с правой стороны от кавалера.

(Дети работают в группах).

Пед: Ну, что, время истекло. Выберите в группе того, кто будет отвечать на вопрос. (Ответы детей, комментарий педагога).

Пед: А вы знаете, почему дама находится с правой стороны от кавалера, а не с левой?

(Ответы детей)

Пед: До XIIIв. мужчины были обязаны носить шпагу даже во время праздников и больших балов. Из этой традиции и вышло правило, по которому, выходя на танец, дама находилась справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть в полной готовности защитить даму.

Пед: А сейчас, каждый оцените свою работу в группе.

Если вы нашли ответ на вопрос, активно работали в группе, совещались – крепите 3 листочка.

Если вы нашли неполный ответ на вопрос, у вас возникли затруднения, вы не активно работали в группе – то крепите 2 листочка.

Если не смогли найти ответ на вопрос, не принимали участие в работе группы – то крепите 1 листочек.

(Самооценка работы детьми и оценка педагога).

Пед. Сейчас я предлагаю вам перейти к решению 4-ой задачи, это разучивание этюда «Вальс осенних листьев».

Но прежде чем, перейти к постановке танца, давайте разучим элементы вальса.

Делятся на группы.

Работа в группах.

Сообщение нового материала.

Оценивают свою работу.

5 сек.

2 мин.

3 мин.

15 сек.

4.

Применение новых знаний.

Пед: Сегодня мы разучим вальсовый шаг вперед, назад; шаг в сторону; кружение на полупальцах, закрытая перемена вперед.

Еще раз обращаю ваше внимание на то, что И.п. – 6 позиция. Шаги исполняются плавно, слитно, как бы скользя по паркету, с постепенным подъемом на п/п и опусканием. Спина ровная, чем ровнее, тем лучше.

(Идёт разучивание элементов вальса).

Пед: А сейчас я предлагаю разучить небольшой этюд. Наше занятие началось с осеннего листопада. Возьмите себе по 2 листочка. Они помогут нам разучить «Вальс осенних листьев».

(разучивание этюда)

Пед: А сейчас каждый оцените свою практическую работу.

Если вы во время танца исполнили все элементы, сохраняли красивую осанку, следили за техникой исполнения – прикрепляете 3 листочка.

Если вы во время танца исполнили все элементы, не всегда следили за техникой исполнения, осанкой, улыбались – крепите 2 листочка.

Если вы во время танца исполнили не все элементы, не следили за осанкой, техникой исполнения, не улыбались – 1 листочек.

(самооценка детей, комментарии педагога)

Пед: Молодцы, ребята! Вы отлично справились и с этим заданием.

Разучивание элементов вальса.

Разучивание этюда.

Оценка практической работы

15 мин.

15 мин.

30 сек.

5.

Итог занятия.

Пед: Наше занятие подходит к концу, я предлагаю ещё раз вернуться к задачам нашего занятия.

Как вы думаете, выполнили мы сегодня задачи, которые ставили с вами в начале занятия?

-Давайте проверим.

(ответы детей на вопросы).

Рефлексия.

Давайте подведем итог:

Если вам на занятии все было интересно, легко, доступно и у вас отличное настроение- крепите 3 листочка.

Если вам на занятии было не все понятно, некоторые задания были сложными, настроение у вас хорошее – крепите 2 листочка.

Если вам на занятии было трудно, многое непонятно, настроение у вас не очень хорошее – крепите 1 листочек.

(Педагог и учащиеся комментируют работу в течение занятия).

Пед: Ребята, наше занятие подошло к завершению. Посмотрите, какой замечательный яркий осенний букет вы сегодня собрали. Благодарю вас за работу. На следующем занятии мы продолжим изучать элементы вальса. Давайте скажем друг другу спасибо за работу.

Посмотрите, какие у вас получились замечательные осенние деревья, у кого-то еще полные листвы, а у кого-то уже опавшие. И мы возвращаемся с вами с нашего праздничного бала через красивый осенний лес.

Есть в музыке и танце

Движенье ритм и тон.

А мы закончили занятие

И сделаем — поклон.

(Дети делают поклон).

Пед: Занятие окончено. Всем спасибо.

Делают выводы

Самооценка деятельности всего занятия.

Комментарий педагога

Поклон.

30 сек.

1 мин.

30 сек.

10 сек.

10

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Котовская детская школа искусств»

Лекция-концерт

внеклассного мероприятия

«Я помню вальса звук прелестный»

(для учащихся 8-11 классов)

подготовила концертмейстер

МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»

Прокофьева Нонна Ивановна

Котовск 2017

ЦЕЛИ:

развивающая:

расширить музыкальный кругозор учащихся, развивать творческие способности в процессе восприятия музыкальных произведений

ЗАДАЧИ:

формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к различным видам искусств, воспитание художественного вкуса

ВИД УРОКА:

лекция-концерт

МЕТОДЫ УРОКА:

метод монологического изложения с элементами диалога в процессе прослушивания музыкальных произведений

ОБОРУДОВАНИЕ:

видеопроектор для показа презентации, картины, альбомы, исполнение инструментальных и вокальных произведений на фортепиано

«Я помню вальса звук прелестный…»

Добрый вечер, всем присутствующим в этом зале. Сегодня в нашей музыкальной гостиной мы поговорим об одном удивительном танце, рожденном народами европейской культуры, но ставшим достоянием всего мира.

Однообразный и беспечный как вихорь жизни молодой

Струился вальса вихорь нежный

Чета мелькала за четой! (А. С. Пушкин)

Итак, разрешите пригласить вас на вечер вальса. А еще хочется поблагодарить наших художников за представленные работы, которые украшают сцену концертного зала и созвучны сегодняшней теме.

Вальс нельзя отнести к старинным танцам. По сравнению, например, с аллемандой или курантой, вальс юн. Его возраст исчисляется менее чем двумя веками. Вальс родился на стыке трех культур: Австрии, Германии и Чехии. Само слово вальс происходит от старо-немецкого глагола – «вальцен», что означает «кружиться, вертеться, скользить в танце».

По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный танец вальцер. А другая версия гласит, что вальс произошел от лендлера – неторопливого, плавного трехдольного танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали парами и обязательно по кругу.

Лендлер

99698391 1

Это был довольно простой танец, лишенный сложных элементов. Однако в нем были все признаки будущего вальса – касание партнером талии дамы, движение по кругу, вставание партнера на колено, как обязательного элемента современного вальса. Танцоры: австрийские и немецкие крестьяне были одеты в широкополые шляпы и деревянные башмаки – сабо и танцевали прямо на городской и деревенской площади.

99698391 2

Сейчас мы послушаем 3 лендлера великого немецкого композитора Л. В. Бетховена.

Со временем вальс изменялся, приобретая все более светские черты, движения от грубых и примитивных становились плавными и изящными. С городской площади вальс постепенно проникает в аристократические салоны, светские балы и приемы. Он великолепно звучит у изящного клавесина, а танцоры, исполняющие вальс, одеты в шелковые камзолы, пышные платья и напудренные парики.

99698391 3

Сейчас мы послушаем Салонный вальс русского композитора А. Верстовского (исполнение вальса)

Постепенно вальс приобретает все большее распространение. Но в истории развития этого замечательного танца не все было так безмятежно. В июле 1816 года вальс был включен в программу бала, который давал в Лондоне, в своем дворце принц-регент. Через несколько дней в газете «Таймс» передовая статья гневно называла вальс неприличным, оказывающим пагубное влияние на воспитание молодых людей. Танец также подвергся сильной критике со стороны религиозных лидеров и духовников. Его критиковали по моральным убеждениям: возражали против слишком тесной и близкой позиции в танце, а также быстрых кружащихся движений, считали «развратным», «постыдным», лишенным целомудрия. Такое отношение к вальсу наблюдалось по всей Европе. Особенно в чопорной Англии, где нравы были еще более строгие. Да и в России при Павле 1 офицеров, замеченных в танце, именуемом вальсеном, стража уводила с бала прямо на гауптвахту. Но известно, что запретный плод сладок. Так что нападки на вальс только способствовали возрастанию его популярности.

Французская буржуазия с восторгом приняла немецкий танец сразу после французской революции. В начале 19 века только в Париже существовало около 700 бальных залов! А к концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности способствовала королева Виктория, страстная любительница бальных танцев, в особенности вальса.

Королева Виктория

99698391 4

Как уже было сказано, 19 век — расцвет романтизма в музыке. Появляется блестящая плеяда композиторов-романтиков и среди них Ф. Шуберт. Шуберт написал около 600 вальсов! Они предназначались не только для танцев, но и для слушания. Часто на музыкальных вечерах – «шубертиадах», сам Ф.Шуберт весь вечер играл на рояле свои вальсы и лендлеры. И сейчас прозвучит вальс Ф Шуберта си минор. (Исполняется вальс)

99698391 5

А позднее появился композитор волшебной поэтичности – Ф. Шопен, написавший 14 вальсов-жемчужин. Эти вальсы были предназначены только для концертного исполнения, они отличаются высокой поэтичностью и одухотворенностью.

99698391 6

Сейчас прозвучит знаменитый Вальс Ф. Шопена до диез минор. (Исполняется вальс)

Несомненно, росту популярности вальса способствовало творчество композиторов эпохи романтизма, Штрауса и Ланнера. Пик их популярности пришелся на 30-е годы 19 века. Облагороженная музыка дала толчок для развития вальсовой хореографии, приобретая грациозность, легкость и красоту.

В середине 19 века в Вене появился вальс нового типа – «Венский вальс». Королем «венского вальса» справедливо называли Штрауса. Штраусов было двое: отец и сын, оба Иоганны, оба дирижеры и замечательные музыканты. И все же «королем венского вальса» стал Штраус-сын: все его 16 оперетт пронизаны танцевальностью и ритмом вальса. Вальсы Штрауса гипнотизировали публику, по ним сходила с ума вся Европа, наслаждаясь блестящей мелодикой и темпераментом. Сейчас мы с вами послушаем «Весенний вальс» Иоганна Штрауса.

99698391 799698391 8

Именно эти черты: простоту, искренность в передачи чувств, мелодизм сохранил русский вальс проникнув в другие жанры, например, в оперу, балет, даже симфонию, кино и драматический спектакль. Мне хотелось бы вспомнить замечательный фильм Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Композитору в кино, как и актеру, приходится владеть искусством перевоплощения. Актерская индивидуальность может многое подсказать композитору, помочь ему найти тему. Известно, что на роль Юрия Деточкина сначала пробовался Ю. Никулин. Если бы он играл эту роль, музыка была бы более эксцентричной. А Иннокентий Смоктуновский с его грустной улыбкой внес в фильм совсем другую интонацию – его мягкость и элегичность элегантны и слегка старомодны и очень точно переданы в вальсе. (Звучит вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»)

В опере С. Прокофьева «Война и мир», в музыке А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад», в кинофильме «Мой ласковый и нежный зверь» вальс стал той психологической атмосферой, на фоне которой разворачиваются главные события, предвосхищая драматическую развязку.

Сейчас в исполнении скрипичного дуэта прозвучит Вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

В вальсах явно прослеживается национальный оттенок: скажем, английский вальс-бостон, элегантный, сдержанный, требующий высокой дисциплины и хорошей техники. Для него характерна смена темпа, наличие выдержанных пауз и фермат, остановка на второй доле. А вот французский вальс изящный, подвижный и легкий. Именно такой вальс — «Парижский гамен» композитора Ж. Маре мы сейчас с вами послушаем.

В высшей степени привлекательный тип вальса был создан в России. Здесь следует выделить 2 направления: вальс классический и бытовой. Родоначальником русского классического вальса принято считать М. И. Глинку. «Вальс-фантазия» М. И. Глинки — это целая драматическая поэма, посвященная Е. Е. Керн – дочери А. П. Керн. Именно от этого вальса тянутся нити к вальсам П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, А. Хачатуряна. (Исполняется Композиция на музыку М. Глинки «Вальс-фантазия» в исполнении хореографического коллектива «Пассаж»)

В начале 20 века произошли существенные изменения в различных видах искусства: музыке, живописи, поэзии. Предреволюционный пульс слышался в произведениях молодого Скрябина, Прокофьева, Шебалина. Но душа требовала простоты. Именно в это время огромной популярностью пользовались бытовые вальсы и романсы. «Ночь светла» — образец такого плана. Этот романс обозначают как старинный вальс. В скромной незатейливой мелодии виден мягкий певучий характер. (Исполняется Старинный вальс В. Шишкина «Ночь светла»). А во времена НЭПа невероятной популярностью пользовался романс В. Листова «Я помню вальса звук прелестный».

Немало вальсов связано с образами природы, с временами года. Нередко в самом названии вальса есть авторские пояснения, так называемая мини-программа, позволяющая слушателю проникнуться в нужное настроение задуманного образа. Часто к исходной инструментальной музыке добавляется поэтическая строка, превращающая многие известные вальсы в вокальные произведения. (Пример вальса Джойса «Осенний сон», вальса А. Штейнберга «Гайда, тройка», А. Беккера «Лесная сказка»).

99698391 9

Вальс тесно связан с историей. Немало вальсов было написано в годы Великой Отечественной войны, когда композиторы сознательно отказывались писать крупные жанры: симфонии и оперы, а обращались к простой лирической песне, к доступным жанрам, так необходимым бойцам Красной Армии для победы над врагом. Примеров можно привести множество, вот некоторые из них: М. Фрадкин «Случайный вальс», М. Блантер «В лесу прифронтовом» и т.д. А мне хочется вспомнить нашего земляка И. Шатрова – автора легендарного вальса «На сопках Манчжурии». Это произведение посвящено событиям русско-японской войны 1906 года.

99698391 10

(Исполняется Вальс И. Шатрова «На сопках Манчьжурии»)

К 65-летию г. Котовска в содружестве с поэтессой Лидией Кобзевой мы написали «Котовский вальс» и очень приятно, что это произведение часто исполняется в различных концертных программах и тепло принимается зрителями. (Исполняется «Котовский вальс» музыка Н. Прокофьевой, слова Л. Кобзевой)

Современный мир сложен и противоречив, и как приятно, что в наше непростое время интерес к вальсу не ослабевает. Вальс радует нас своей доступностью, ясной гармонией, ласкающим аккомпанементом. Он молод, он современен, он открывает путь в Бессмертие! Вот на такой приподнятой ноте разрешите закончить нашу встречу. Хореографический коллектив «Пассаж» дарит всем композицию на музыку Г. Свиридова «Торжественный вальс».

Спасибо зрителям за внимание и поддержку наших артистов. Огромное спасибо нашим художникам за прекрасное оформление сцены и представленные работы. Всего Вам доброго! До новых встреч!

Список использованной литературы

1. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI—XIX вв. М. — Л., 1948

2.  Житомирский Д. Балеты Чайковского. М., 1957

3.  Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки, Изд-во Ленинградской филармонии, 1930.

4.  Худеков С. Н. Истоия танцев всех времен и народов. Ч.1-4. Спб.,1914, ч.2

5.  Пушкин А. С. — «Евгений Онегин» Роман в стихах. Новосибирск : Сиб. Унив. Изд –во 2 с (Русская литература).

6. Роза Эйдельман «Штраусовский вальс»

7. Ауэрбах Л. Рассказы о вальсе. – М.: Советский композитор – 1980.

Использованные музыкальные материалы и интернет-ресурсы

  1. Бетховен Л. Три лендлера

  2. Верстовский А. Вальс

  3. Глинка М. «Вальс-фантазия»

  4. Джойс Вальс «Осенний сон»

  5. Дога Е. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

  6. Петров А. Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»

  7. Свиридов Г. «Торжественный вальс»

  8. Шатров И. Вальс «На сопках Манчьжурии»

  9. Шишкин В. Старинный вальс «Ночь светла»

  10. Шопен Ф. Вальс до диез минор

  11. Штраус И. «Весенний вальс»

  12. Шуберт Ф. Вальс си минор

  13. http://www.notarhiv.ru/

  14. Картинка «Вальс» http://www.viktoria-dance.com/chetyre-samyx-skandalnyx-tanca-v-istorii.html

  15. Картинка «Вальс» http://hudobetc.narod.ru/index/0-3

Музыка.

Вечер начинается звучанием вальса Михаила Ивановича Глинки

(На фоне музыки вальса.)

Мы посвящаем наш вечер вечно юному танцу – вальсу

Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он царствует и сегодня. Этот танец один из самых древних и массовых. Разумеется, вечных танцев нет. Танцы тоже рождаются и умирают. Но ни один не выдержал такого долгого испытания временем, как вальс.

Я помню вальса звук прелестный –

Весенней ночью, в поздний час,

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс, прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.

(Слайд.)

Для вас исполняет вальс Караульных Настя «Под небом Парижа». Смотрите и слушайте!

Вальс — как чудо света,

В волшебном танце всё кружась,

Мы ждём заветного куплета

И наслаждаемся им всласть.

Крутясь в фигурах до рассвета.

И наслаждаясь вновь и вновь.

«Хрустальный вальс» Гашимовы Ирина Юрьевна и Вероника. Встречайте, любуйтесь!

(Слайд танцующая пара в розовом.) Музыка.

(Слайд портрет Штрауса.)

Королем венского вальса стал Иоганн Штраус, он покорил Вену с первого же концерта. Шедевром этого периода стали «Сказки Венского леса». С первых же аккордов перед взорами слушателей предстают венский лес, зеленые поляны, где под тенью вековых дубов, звучит радостный смех. Пронизанная солнечным теплом и светом, яркая и сочная музыка вальса звучит как гимн юности и любви.

Девочки! Шарфики! Красота! «Сказки Венского леса». Прошу!

(Слайд группа детей.) Музыка Танец с шарфами девочки Ксения, Света, Алена, Вероника, Маша, Алина.

(Слайд портрет Шопена.)

Вальс – один из наиболее выразительных, поэтических танцев.

Эту одухотворенную, возвышенную, чарующе прекрасную музыку создавали многие выдающиеся композиторы: Шопен, Брамс, Лист, Берлиоз.

Шопена вальс… Кто не играл его

И кто не слушал? На чьих устах

Не появлялась улыбка нежная,

И в чьих очах не вспыхивала искра

Любви, а может быть, печали

От звуков тех, кокетливых и гордых,

Задумчивых, как вечер золотого дня…

(Слайд картинка дождя.)

В исполнении Ольги Викторовны звучит вальс Шопена «Вальс дождя».

Слушайте! Мечтайте! Прошу!

Вальс пошел по всему миру, захватывая новые и новые круги слушателей, вбирая в себя национальные черты народов мира.

Вы слушаете вальс, и вам начинает казаться, что кто-то рассказывает о большом светлом чувстве. Может быть, о зарождающейся любви. А может быть, о прекрасной природе? Так или иначе, но вальс прекрасен, изящен, лиричен, грациозен.

Вальс Евгения Дога «Мой ласковый и нежный зверь». Прошу — Монаковы Александра Михайловна и Ксения. Смотрите, удивляйтесь!

(Слайд пары в зеленом. Музыка.)

(Слайд портрет Чайковского.)

Звучит чудесная мелодия, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминания о родном доме, мирной жизни.

Это вальсы в балетах великого русского композитора Петра Ильича Чайковского! Они словно прекрасные фантастические цветы, созданные волшебством гения. В них – яркие поэтические цветы, открывающие мир сказочных образов.

«Вальс цветов» Людмила Владимировна со своими воспитанниками. Дети! Цветы! Любуйтесь! Прошу.

(Слайд картинка цветов музыка.)

(Слайд Зыкина.)

В предвоенные годы танцевали старинный вальс «Осенний сон», пели и танцевали «Амурские волны», «На сопках Манчжурии».

И опять над радиолой

К потолку наискосок

Поднимается веселый,

Упоительный вальсок.

С берез, неслышен, невесом,

Слетает желтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

Вальс «Осенний сон» Шаховы Владимир Владимирович и Алена. Смотрите и восхищайтесь!

(Слайд осень ноты музыка.)

(Слайд фото на привале с гармонью.)

Война… Россия переживала страшные дни. Казалось, что закончилось время песен, романсов, время вальса. «Когда говорят пушки — музы молчат». Война не могла заставить музы замолчать.

Пел солдат на тропке перевала,

Пел солдат в теплушке у окна.

И всегда по-новому звучала

Песня безыскусная одна.

Незаметно расправлялись плечи,

Прибавлялось мужества и сил.

И солдат надеялся на встречу

С тем, кто эту песню сочинил.

(Слайд огонь в землянке песня играет О.В.)

Уважаемые родители и дети, приглашаю Вас спеть песню «В землянке». Красиво! Дружно! Прошу О.В.

«В землянке»

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

(Слайд синий платочек играет О.В.)

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая порвала.

Я помню вас,

Усталый, утомленный,

В шинели опаленной Товарищ вальс.

Вальс давал солдату возможность мысленно поговорить с близкими, подумать, вспомнить сокровенное.

Вальс «Синий платочек» Казакова Даша и Пискижова Вика. Смотрите! Слушайте! Думайте! Прошу.

«Синий платочек

Синенький, скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты провожала

И обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю, с любовью 2 раза

Ты к изголовью

Прячешь платок голубой.

Письма твои получая,

Слышу я голос родной.

И между строчек

Синий платочек

Снова встает предо мной.

И мне не раз

Снились в предутренний час

Кудри в платочке, 2 раза

Синие ночки,

Искорки девичьих глаз.

Сколько заветных платочков

Носим мы в сердце с собой!

Радости встречи,

Девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Любимых, желанных таких,

Строчит пулеметчик, 2 раза

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

(Слайд дети танцуют в белом.)

Волнующие душу звуки русских вальсов… У кого они не вызывали слезы, щемящего чувства тоски и любви. Музыка русских вальсов, это не ноты на пяти линейках нотного стана, это судьбы, история, сама жизнь.

Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух,

Звуки несутся с каким-то стремленьем,

Звуки откуда-то льются вокруг.

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь…

«Случайный вальс» Рыбаковы Любовь Иосифовна и Светлана.

Красота! Гармония! Прошу вас.

(Слайд пара в белом музыка.)

(Слайд портрет Грибоедова.)

Писатель, композитор, дипломат — Александр Сергеевич Грибоедов прожил короткую и яркую жизнь. Уникальность его в том, что он сочетал в себе талант литератора с талантом музыканта. Он оставил после себя бессмертную комедию «Горе от ума» и знаменитый «Грибоедовский» вальс.

Слушайте Ольгу Викторовну. Запомните «Грибоедовский вальс».

(Слайд в зале много пар в белом.)

С помощью волшебного языка танца можно в одно мгновение очутиться в изумительном таинственном и чудесном мире красоты и вдохновения.

Рисует вальс мелодию, смотри…

В ней каждый вдох о нас напоминает…

А сердце бьется в ритме, раз, два, три…

И треугольник мыслей замыкает…

«Пригласи меня папа на вальс» Кондратьевы Виктор Васильевич и Маша

Любуйтесь и восхищайтесь! Прошу вас.

(Слайд папа с дочерью музыка.)

(Слайд выпускной в синем.)

Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох щедро дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем.

Вальс — объяснение в любви, вальс — воспоминание о юности, вальс, наполненный радостью жизни…

Звуки вальса тихонько коснулись души,

В глубину всех сердец незаметно проникли.

Пригласить свою даму на танец спеши,

Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.

Даниил приглашает свою маму Людмилу Владимировну на вальс.

«Белый танец». Смотрите и наслаждайтесь красотой! Прошу вас.

(Слайд в зале в белом музыка.)

(Слайд три пары дети.)

Вальс, вальс, вальс… Как он многолик! Старинный и современный; печальный и веселый, вальс разлук и встреч, вальс последний и первый. Сказочный, школьный, вальс прощания и знакомств, белый вальс, вальс любви.

О вальсе сказано немало,

Он в песнях и стихах воспет,

И сколько б танцев ни бывало,

А лучше вальса, право, нет!

(Слайд Москва.)

«Александра» вальс из кинофильма «Москва слезам не верит» Даша, Вика. Слушайте! Вспоминайте! Прошу вас.

«Александра»

Не сразу все устроилось, Москва не сразу строилась,

Слезам Москва не верила, а верила любви.

Снегами запорошена, листвою заворожена,

Найдет тепло прохожему, а деревцу — земли.

Александра, Александра, этот город наш с тобою,

Стали мы его судьбою — ты вглядись в его лицо.

Чтобы ни было вначале, утолит он все печали.

Вот и стало обручальным нам садовое кольцо!

Москву рябины красили, дубы стояли князями,

Но не они, а ясени без спросу наросли.

Москва не зря надеется, что вся в листву оденется,

Москва найдет для деревца хоть краешек земли.

Александра, Александра, что там вьется перед нами?

Это ясень семенами крутит вальс над мостовой.

Ясень с видом деревенским приобщился к вальсам венским.

Он пробьется, Александра, он надышится Москвой.

Москва тревог не прятала, Москва видала всякое,

Но беды все и горести склонялись перед ней.

Любовь Москвы не быстрая, но верная и чистая,

Поскольку материнская любовь других сильней.

(Слайд пара в голубом.)

Так в чем же секрет этого танца? Вероятнее всего в том, что он наполнен самой жизнью и неотделим от ее радостей и печалей. И как знать, может быть, именно в этом разгадка долголетия вальса, такой неувядаемой любви к нему у всех без исключения возрастов.

А закончить наш вечер я хочу прелестным стихотворением Ивана Бунина:

Похолодели лепестки

Раскрытых губ, по-детски влажных,

И зал плывет, плывет в протяжных

Напевах счастья и тоски.

Вальс – бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь. Смеется прекрасная мелодия, кружится и летит над миром волшебный танец. Вальс продолжается! Вальс король танцев!

«Мамин вальс» Танцуют все. Любуемся и восхищаемся друг другом!

Ребята пригласите свою маму на вальс.

(слайд №26) дети музыка «Мамин вальс»

(Слайд.) Пусть музыка вальса звучит в ваших сердцах!

  • Рассказ о валерии чкалове
  • Рассказ о василии васильевиче докучаеве
  • Рассказ о быстротечности времени
  • Рассказ о былинном герое святогоре
  • Рассказ о быте предков