Рассказ о усадьбе кистеневка

Тульский бронепоезд на исходной позиции. валерий леонидович большаков в год, когда началась война, был еще школьником. но его удивительная память

Тульский бронепоезд на исходной позиции.

Валерий Леонидович Большаков в год, когда началась война, был еще школьником.

Но его удивительная память до мелочей сохранила те события, о которых теперь мы можем узнать только из его рассказа.

Первая воздушная тревога

Прошли годы и десятилетия, но в моей памяти навсегда остались эти грозные дни. А на письменном столе стоят фотографии тех, кто отразил первый удар и спас нас от ужаса оккупации: Жаворонков, лейтенант Волнянский, капитан Горшков, комиссар Агеев, майор Зубков. Всегда я помню негромкий голос по радио 3 июля 1941 года: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!».

Рассказ о усадьбе кистеневкаТот самый дом, о котором идет речь в рассказе.

В 1941 году мне, Большакову Валерию, было десять лет. Я жил с мамой Галиной Александровной и бабушкой Александрой Петровной в Туле, в большом доме с мезонином на улице Глеба Успенского, 9. С нами жила мамина сестра Ирина Александровна с мужем Константином Борисовичем. Мама работала инженером-строителем на патронном заводе. Тетя Ира – в водоканале, дядя Костя – в облторготделе. Я учился в 6-й средней школе и весной перешел в третий класс.

Рассказ о усадьбе кистеневкаВалерий Большаков у своего дома на улице Глеба Успенского.

22 июня был теплый, солнечный день. Я гулял во дворе с нашей собакой, взрослые были на работе (тогда был скользящий график выходных). Бабушка часов в одиннадцать пошла на базар. Часа через полтора возвращается – на ней лица нет. Сказала, что началась война: Германия напала на нас. На базаре она прослушала речь т. Молотова.

Через некоторое время загудели гудки заводов – начались митинги. Вскоре прибыли мама, тетя Ирина с мужем, стали обсуждать ситуацию.

Первые дней десять было спокойно, но председатель уличного комитета проверяла жителей домов и сверяла списки: продовольственные карточки готовились. Их стали выдавать в райисполкоме примерно через десять-двенадцать дней.

Особо хочу сказать о председателе уличного комитета. Им была жительница нашей улицы Надежда Ивановна Пшеничникова – женщина средних лет и удивительной энергии: она знала всех и всё, имела связь с милицией и НКВД.

В начале июля, с приближением немецкой армии, ввели светомаскировку, рекомендовали на стекла окон наклеить полоски бумаги. По распоряжению ГКО на чердаке надо было иметь бочку с водой, ящик с песком, лопату, топор. Щипцы для захвата зажигательных бомб быстро изготовили в наших артелях и развезли по домам. Приказано было силами жильцов вырыть во дворах защитные щели в пятидесяти метрах от дома. Нам помогали соседи.

Затем пожарные проехали вдоль улицы и разломали сараи и амбары, которые были ближе к дому, чем пятьдесят метров. Наш сарай уцелел, в доме №11 разломали. Затем с телеги в сопровождении Надежды Ивановны по списку раздали противогазы – нам дали четыре взрослых и один детский. Город к налетам авиации был готов.

Первая воздушная тревога была объявлена 20 или 21 июля в 13-14 часов. Я, мама (у нее был выходной), бабушка и собака побежали в сад к нашей щели, собака впереди. Однако все ограничилось зенитной стрельбой в районе Московского вокзала. Наверное, это был разведчик. Больше мы в щель не прятались, она служила складом для сельхозинвентаря. В 1945-м ее закопали.

Фронт приближался, город готовился к обороне.

В конце сентября начали рыть противотанковые рвы. Около нас ров вырыли на перекрестке улиц Пирогова и Пушкинской.

1 октября началась эвакуация заводов, занятия в учебных заведениях прекратились.

В начале октября по радио объявили, что в пригородных совхозах овощи на полях не убраны  и разрешили их собрать для себя. Недалеко от нас, в конце ул. Оборонной, были большие поля совхоза «Парники». Мы с мамой взяли у соседей тележку и пошли. На полях уже было много народа. Мы решили собрать лук-репку – получился целый мешок, хватило на всю зиму.

Периодически объявляли воздушную тревогу, но в нашем районе было тихо – бомбили вокзалы и железную дорогу, пострадали там и некоторые дома.

Маму оставили на заводе, а дядю Костю в начале октября призвали в Красную армию, но перед этим он по распоряжению ГКО сдал на хранение во Дворец пионеров свой радиоприемник СИ-235 и охотничье ружье.

Тревога нарастала. Пришел день 29 октября. Мы уже знали, что немцы у Тулы – в Подземгазе. Про этот день, 29 октября, следует сказать особо. В публикациях часто пишут о неких погромах и грабежах магазинов. Возможно, где-то и было так, но около нас все прошло спокойно. В десять утра мы с бабушкой вышли из дома в магазин, а соседка сказала, что утром народ пришел, и продавцы сообщили, что они могут брать все продукты. Конечно, возникла определенная толкотня, но без драк, битья витрин. Быстро все разобрали. Наш сосед из дома №6 привез на тележке два ящика макарон.

На базаре были три хозмагазина, товар из них тоже разобрали, сняли электросчетчики и забрали кассовые аппараты – ничто не должно было достаться врагу. Это была акция, санкционированная руководством вследствие нависшей над городом угрозы.

Еще одно событие было в районе 24-25 октября в начале ул. Макса Смирнова – близко от нас. Там жила мамина подруга по строительному техникуму Бронислава с мужем Борисом и двумя детьми – сыном Борей шести лет и дочкой Идой четырех лет. Они попросили маму взять к нам детей, если немцы войдут в город, потому что решили уйти в район, а с маленькими детьми далеко не уйдешь. Боря и Ида жили у нас с 26 октября, родители их проведывали по вечерам. Когда к середине ноября стало ясно, что немцы Тулу не возьмут, дети вернулись домой.

Мы же решили укрыться на время боев у соседей в доме №7 – он тоже двухэтажный, но низ кирпичный, и дом ниже нашего.

Снаряд пролетел в трех метрах от дома

Утром 30 октября на южной окраине началась интенсивная артиллерийская и ружейно-пулеметная стрельба. Бой продолжался весь день, к 18-19 часам затих. Мы сидели в страхе, но снаряды и мины до нас не долетели, разрушений не было.

После девятнадцати часов по улице прошла предуличкома Надежда Ивановна и сообщила тяжелое известие: немцы заняли Рогожинский поселок и вышли к поселку Красный Перекоп – до нас три километра.

Ночью были мы дома, утром – опять в дом №7. Весь день шел бой, но у нас было спокойно, я решил погулять. В нашем саду был холм за флигелем высотой два – два с половиной метра. Я поднялся на него и стал смотреть на юг. Около 14 часов бой несколько затих, и я увидел несколько немецких самолетов на юге. Это были «юнкерс-88» и «хейнкель-111». С них стали падать бомбы и послышались взрывы в районе Красного Перекопа. Самолеты улетели, и бой возобновился. К 18-19 часам затих, и мы пошли несколько передохнуть домой.

Готовились спать, и вдруг около 22 часов в центре города раздался невероятный ревущий звук. Перепуганные, мы выскочили во двор и увидели летящие от центра к югу огненные стрелы. Сразу стало радостно – мы применили новое оружие. Это был залп «катюш».

Так как нам прямой угрозы не было, 1 и 2 ноября мы у соседей уже не сидели, но в эти дни бой был весь день. 3 ноября бой стал слабее, и мы узнали, что возобновляется снабжение продуктами. Около нас было три магазина: один на углу ул. Г. Успенского, 1, второй на углу Колхозной и Пирогова, третий на углу Гоголевской и Пирогова. Мы называли их магазины Курятникова, Копанева, Волкова. Тогда еще часто называли магазины по бывшим владельцам. Мы пошли с мамой в магазин Волкова – другие два были закрыты, так как были в зоне возможного обстрела. Магазин Волкова был кирпичный, трехэтажный и прикрывал нас – очередь – с юга.

Стоим, вдруг слышим вдали пушечный выстрел, затем свист снаряда вдоль ул. Пирогова и взрыв внизу. Начался обстрел колокольни Всехсвятской церкви.

Через некоторое время вдали новый выстрел и взрыв около нас. Высовываемся из-за магазина – колокольня вся в дыму. Попали.

Так продолжалось около часа. Колокольню обстреливали примерно 7 или 8 ноября, затем бой на окраине затих. Немцы начали перегруппировку. Больше колокольню не обстреливали. В итоге южная часть колокольни была в выбоинах, железо с купола сорвало, но каркас и крест устояли, а у южного левого ангела взрывом оторвало одно крыло и часть спины.

Рассказ о усадьбе кистеневкаТак выглядела колокольня Всехсвятской церкви после обстрела.

Обстановка была весьма спокойная, продукты получали. Электричества не было, мы соорудили коптилки. Керосин два раза в неделю привозили на лошади в бочке, и мы набирали в бидоны. Вода в колонке была бесперебойно.

В этот довольно спокойный период мы вполне могли погибнуть дома в середине ноября. Дело было так. Около 21 часа я и мама сидели в комнате, ближе к воротам. Мама вышивала, а я читал Дюма «Двадцать лет спустя». Бабушка пошла вылить помои с черного хода. Вдруг напротив дома раздался взрыв. Тут вошла бабушка и сказала, что она открыла дверь, а в нее летит нечто светящееся, потом взорвалось. Утром мы пошли посмотреть. Оказалось, что снаряд пролетел от нашей комнаты в трех-четырех метрах. Перелетел через ворота и врезался в фундамент дома №6 напротив. Вмятина была небольшая. По-видимому, это был шальной снаряд танковой пушки. Но пролети он на три-четыре метра левее, попал бы в нашу комнату. Судьба сберегла нас.

Вот еще эпизод. В середине ноября я с товарищем гулял во дворе, и вдруг над нами на юг полетели снаряды. С бугра во дворе мы посмотрели вниз и увидели на путях вдоль Упы наш бронепоезд, который вел огонь по немцам на юге. Вдруг появились два мессершмидта. Они были на высоте около километра. Каждый сбросил по бомбе. Одна бомба упала в насыпь перед бронепоездом, вторая – за ним. После чего бронепоезд уехал в сторону Ряжского вокзала, а самолеты улетели.

Надо отметить, что во время осады наше перемещение было ограничено определенными границами: улицами нынешней Оборонной, Буденного и Тимирязева, к югу – до кладбищенской стены. У нас все было спокойно. В этом периметре снаряд попал только в дом №2 на ул. Гоголевской. Разрушения были небольшие, жители уехали в эвакуацию. Некоторые дома на улице стояли пустыми – хозяева уехали в эвакуацию, но ни один не был разграблен. За порядком следила милиция и наша энергичная предуличкома Надежда Ивановна Пшеничникова.

В середине ноября вечером мы увидели зарево большого пожара на уровне центра к западу от нас. Потом узнали, что сгорела бывшая фабрика Баташева на ул. Лейтейзена.

Это было большое двухэтажное здание, в нем было подсобное боевое производство патронного завода.

Еще один факт был уже после снятия осады. В середине декабря мы с мамой днем пошли на Всехсвятское кладбище. Было около двенадцати часов. Мы уже возвращались по аллее и около колокольни услышали звук немецкого самолета, он летел с юго-востока на высоте метров сто. Это был «мессершмидт-109». Он обогнул колокольню, вдруг сбросил бомбу и улетел. Взрыв раздался в районе ул. Коммунаров. Мы с мамой туда пошли и увидели, что бомба попала в средний из трех довоенных домов.

На правой стороне улицы (сейчас это дом № 66 по пр. Ленина) бомба разрушила все четыре этажа южной части дома.

Как школьники убирали урожай

20 января 1942 г. возобновилась работа учебных заведений, и я опять пошел в третий класс. В конце мая 1943 года сдал экзамены за четвертый класс – арифметику, письменный и диктант. Получил листок-табель (дневников тогда не было) с оценками за четверть и годовые и выводом: переведен в пятый класс.

Получил в библиотеке учебники для пятого класса, затем классный руководитель нам сказала, что есть приглашение из пригородного совхоза «Парники» работать летом на полях. Это было совершенно добровольно. Я пришел домой, отдал маме табель и сообщил о приглашении. Мама сказала: иди работай. И я пошел.

Поля совхоза «Парники были в конце ул. Оборонной до самой Упы, а правление около Конной площади, на ней торговали скотом. Потом на этом месте сделали трампарк. Прийти надо было в семь утра. Я прибыл в правление, меня записали в журнал и дали в кассе специальную дополнительную хлебную карточку на 400 гр. хлеба в день. Для справки: я, иждивенец, получал в день 400 гр. хлеба, мама, служащая, 600 граммов, рабочие на заводах – 800 граммов. Таким образом, я стал получать 800 граммов хлеба в день.

Нас пришло с учительницей человек двенадцать. Всех накормили скромным завтраком: ячневая каша, куска два хлеба и стакан суфле – в то время это был популярный сладкий напиток на основе толокна. После этого бригадир повел нас на поле, на прополку. Работать мы должны были до 12 часов. Бригадир сразу сказал нам: дети, вы можете на поле съесть морковку или горох, но не должны брать с собой ни одну морковку, ни один стручок гороха. Это будет считаться хищением социалистической собственности. Мы работали, учительница сидела и читала книгу.

В 12 часов мы опять приходили на центральную усадьбу, где нас ждал скромный обед: суп-лапша (иногда щи), макароны (иногда разная каша), два кусочка хлеба и стакан того же суфле.

Работали каждый день без выходных. При дожде на центральной усадьбе ждали его окончания, но тогда климат был устойчивый, и дожди утром редко случались. Так мы работали июнь и июль. В августе полоть уже было не надо.

Первого октября я пошел в пятый класс. Во время войны учеба начиналась 1 октября. Тут новость: нас разделили на школы, мужские и женские. В нашем районе четвертая школа стала мужской, 6-я и 8-я  –женскими. Другие школы района были госпиталями.

Учимся. Вдруг классный руководитель говорит, что в учительскую приехала кассир и выдает талоны на трудодни для получения на них овощей по выбору и деньги за трудодни. Я тогда получил 135 рублей – немалые деньги для подростка. Для сравнения: моя мама, инженер на патронном заводе, получала зарплату 600 рублей в месяц.

Мы с мамой взяли у соседей тележку и поехали в совхоз. Овощи предлагали на выбор: картофель, капусту, морковь, свеклу, лук-репку. У нас дома был свой небольшой огород, и я взял лук-репку.

В 1944 году после окончания пятого класса нас снова пригласили в совхоз «Парники». Я опять пошел. Работало нас мало: двенадцать–пятнадцать человек. Связано это с тем, что в нашем Центральном районе был частный сектор – огороды, сады, а у моих товарищей родители в основном работали на оборонных предприятиях и были весьма обеспеченными. Мы тоже жили весьма хорошо, но мама считала, что работа для общества полезна.

Снова приехала кассир после 1 октября и опять выдала талоны на овощи и деньги за трудодни. В этом году я не пропустил ни одного дня и получил уже 147 рублей, а правление премировало меня калошами – очень ценная тогда вещь.

В 1945 г. школьников на сельхозработы уже не приглашали.

Прошли годы, и вдруг случилось  неожиданное продолжение этого давнего периода. В 1991 году при оформлении пенсии в 60 лет ко мне обратились четыре моих бывших товарища по классу с просьбой подтвердить, что они работали в 1943-44 годах в совхозе «Парники». Подтвердил.

Доброе утро!

В парламенте Эстонии прошли безальтернативные выборы президента республики: им стал директор Эстонского национального музея биолог Алар Карис. Новости о безальтернативных выборах приходят не только из Эстонии:

  • Московский муниципальный депутат рассказала, что с ней не стали продлевать договор в музее после ее отказа от принудительной регистрации в электронном голосовании.
  • Путин и Лукашенко подпишут дорожные карты по интеграции России и Беларуси на встрече в Москве 9 сентября.
  • В связи с выводом американских войск из Афганистана президент США заявил, что эпоха «переустройства других стран» военными методами окончена.
  • Сегодня состоится встреча Джо Байдена с президентом Украины Владимиром Зеленским.

Навстречу выборам

Навальный, рассказывая о 30 выговорах, полученных им за полгода пребывания в колонии, процитировал один из протоколов: «При входе в кабинет, куда был вызван для объявления выговора, осужденный Навальный не представился по форме, употребил некультурные слова (Б…ть), при этом демонстративно снял куртку х/б, после чего без разрешения покинул кабинет». Предлагая подписчикам расшифровать «некультурное слово» («Безблагодатность»? «Богобоязненность»?), он в конце концов призывает их не «бездельничать«, а принять участие в «Умном голосовании». Здесь о шансах стратегии Навального потеснить «Единую Россию» в Госдуме и региональных парламентах рассуждает политолог Дмитрий Орешкин (шансы всегда есть, но сейчас они минимальны).

Путин тем временем подписал указ о 15-тысячных выплатах военным и сотрудникам МВД (деньги придут в сентябре), а независимый политик Роман Юнеман объявил о запуске сайта «Ваш выбор», на котором можно оставить жалобу на принуждение к электронному голосованию (оно считается одним из методов фальсификации, потому что проконтролировать его невозможно). Депутат московского района Черемушки от КПРФ Елена Селькова уже рассказала – не на этом сайте, а в фейсбуке, – что ее уволили из Музея современной истории России после отказа зарегистрироваться по требованию директора музея на электронное голосование.

Фестиваль издевательств

  • Участники шоу в честь 20-летия ярославского патриотического клуба «Десантник» разбили кувалдой декорацию с надписью «Смерть пидорам». Основатель клуба пояснил: «Детишки просто решили пошутить и нарисовали эту надпись в последний момент. Пидорам вообще в России делать нечего».
  • В Тульской области отменен литературный фестиваль «Хомяков home», который должен был пройти 3-4 сентября в усадьбе славянофила Алексея Хомякова Богучарово. Причиной стало участие в мероприятии открытой лесбиянки писательницы Оксаны Васякиной. Жалобы на «извращенку» (так Васякину стали массово называть в соцсетях в последние дни) отправили в ФСБ и Министерство культуры.
  • Корреспондентка BBC Сара Рейнсфорд, проработавшая в России больше 20 лет, уехала из страны после того, как была объявлена «угрозой национальной безопасности». Вот ее рассказ о том, что произошло.
  • На «иноагентстких» фронтах пока затишье, но можно почитать рассуждения главредов – «иностранных агентов» о том, как их издания собираются работать дальше.
  • В Курганской области – после требования ЕСПЧ – отпустили из СИЗО двух последователей Свидетелей Иеговы. У одного – рак крови, требующий срочной химиотерапии, а у другого – аутоиммунное заболевание, при котором необходимо каждый день получать увлажненный кислород. Оба провели в СИЗО около месяца.

Прочее российское

  • ЕСПЧ не нашел доказательств причастности российских властей к убийству чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой, однако признал расследование неэффективным, обязал Россию выплатить 20 тысяч евро компенсации ее сестре и призвал довести расследование до конца. Наталью Эстемирову похитили и убили летом 2009 года, однако дело до сих пор не дошло до суда. Ее коллеги обвиняют в организации убийства нынешнее руководство Чечни.
  • В Москве возле здания ФСБ на Лубянке и на Манежной площади задержали пикетчиков, вышедших в поддержку подмосковных блогеров Яна Кателевского и Александра Дорогова. Дорогова и Кателевского обвиняют в повреждении машины знакомого инспектора ДПС, Кателевскому также вменяют вымогательство. Блогеры снимали видео о нарушениях силовиков.
  • В Красноярске коллегия присяжных признала местного бизнесмена Анатолия Быкова виновным в организации двойного убийства в 90-е годы. Сам Быков называет дело сфабрикованным по заказу губернатора Красноярского края Александра Усса, которому он мог бы составить конкуренцию на выборах.
  • По данным доклада, подготовленного «Комитетом против пыток», почти половина российских силовиков, осужденных по делам о пытках, получили условные сроки.

В Афганистане

Президент США Джо Байден выступил с обращением к американскому народу в связи с окончательным выводом войск из Афганистана. Он назвал эвакуацию из Кабула «выдающимся успехом» и объявил, что эпоха «переустройств других стран» военными методами ушла в прошлое. Как расценивают спешную эвакуацию из Афганистана в США, рассказано здесь.

По данным CNN, «Талибан» собирается создать в Афганистане нечто вроде иранской коллегиальной системы правления. Верховным лидером станет нынешний глава «Талибана» Хайбатулла Ахундзада. Здесь эксперты объясняют, почему талибам будет непросто удержать власть в стране: к власти также стремятся «ИГИЛ» и полевые командиры в Панджшере, а поддержка со стороны населения у талибов невысока. Бои в Панджшерском ущелье уже возобновились.

Отдельный сюжет – громадные штрафы (по 200 тысяч рублей) участницам пикета у посольства Афганистана в Москве в поддержку афганских женщин. Вот разговор с одной из оштрафованных активисток Ксенией Безденежных – он скорее о России, чем об Афганистане, но отчаяние активных российских феминисток уже можно сравнить с отчаянием афганских женщин.

Вокруг света

  • Сегодня в Вашингтоне состоится встреча Джо Байдена с президентом Украины Владимиром Зеленским. Накануне Зеленский обсудил «Северный поток – 2» с министром энергетики США Дженнифер Грэнхолм. Военные вопросы поднимались на встрече с министром обороны и еще будут обсуждаться с Байденом. В Украине считают, что обстрел Авдеевки со стороны так называемой ДНР незадолго до украино-американской встречи в верхах – своего рода предупреждение США, что невыгодных для России шагов предпринимать не стоит.
  • Лукашенко и Путин встретятся 9 сентября в Москве, чтобы подписать дорожные карты по интеграции России и Беларуси. В плане политических преследований интеграцию уже можно считать глубокой: минчанке дали два года «домашней химии» за «оскорбительный комментарий» в адрес помощницы прокурора Касьянчик («оскорбительный комментарий» в виде слов «Не забудем! Не простим!» был вызван тем, что женщина, отказавшая Касьянчик от квартиры, была приговорена к двум годам «домашней химии»). В то же время генпрокуратура Беларуси закрыла дело «Пресc-клуба» в связи с возмещением ущерба (обвинявшиеся провели в СИЗО полгода). Для одного из лидеров белорусских протестов Марии Колесниковой и адвоката Максима Знака обвинение требует по 12 лет колонии (процесс проходит в закрытом режиме, приговор ожидается 6 сентября).
  • Грузия отказалась от льготного кредита ЕС в 75 млн евро, не дожидаясь, пока ЕС отзовет этот кредит в связи с невыполнением условий его предоставления со стороны Тбилиси (в обмен на деньги Грузия взяла на себя обязательство провести судебную реформу).
  • В Кыргызстане суд разрешил МВД прослушивать около сотни граждан. Активисты требуют отставки начальников силовых ведомств.
  • Министр обороны Казахстана Нурлан Ермекбаев ушел в отставку после взрывов на военных складах на юге страны, жертвами которых стали 15 человек.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро понедельника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 17 813. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 6 миллионов 919 тысяч; официальное число жертв достигло к утру понедельника 183 224 человек (+795 за сутки). Российские олимпийцы сейчас сидят в недельном одиночном карантине перед встречей с Путиным – за неделю им предстоит сделать три ПЦР-теста.

Евросоюз сообщил о полной вакцинации 70% взрослого населения. В Грузии собираются вводить обязательное предъявление сертификата о вакцинации или отрицательного теста для посещения кафе и ресторанов – таким образом власти планируют подстегнуть вакцинацию (пока в стране привиты лишь 11% населения).

Шесть ссылок

  • Вторая мировая война. Грустная история любви участника арктических конвоев британского телеграфиста Эрика Гэммела и архангельской библиотекарши Елены Ивановой. Или рассказ о пребывании в Палестине армии Андерса (созданных на территории СССР польских военных формирований), закончившемся дезертирством почти трех тысяч солдат еврейского происхождения – позднее они сыграли важную роль в становлении Израиля.
  • Разговоры с литераторами. Лев Рубинштейн рассказывает, как с исчезновением СССР трансформировался литературный быт неофициальных поэтов и писателей. Или беседа с историком литературы Андреем Немзером о его пути в науке и о том, как распад СССР превратил его из историка в литературного критика.
  • Общественное. Фрагмент из книги Татьяны Яковлевой «Торговля по правилам и без. Власть и торговцы в Енисейской губернии во второй половине XIX – начале XX века» (изд-во ЕУ СПб) – о том, как торговцы подкупали представителей власти в ходе проверок. Или попытка построения антропологии полицейского документа.
  • Больше интересных текстов, интервью и репортажей вы всегда найдете в Telegram-канале Настоящего Времени. Читать эту рассылку тоже можно из Telegram.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Посмотрите список вопросов и ответов на Большой этнографический диктант 2021 года.

    Вопрос №1

    Для удмуртов некоторые рощи имеют особое значение: в них нельзя рубить деревья, ломать ветки, собирать грибы и ягоды. Даже ходить в них просто так не нужно. Почему?

    • а. Это музеи-заповедники народной архитектуры
    • б. Там находились столицы удмуртских княжеств
    • в. Их воспел один из основателей удмуртской литературы
    • г. Это места народных молений

    Правильный ответ: г

    Около некоторых удмуртских сел сохраняются особые рощи, в которых проводят особые моления. Похожие рощи существуют и у марийцев. Больше об этом можно прочитать в книге из серии «Народы и культуры»: Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, Коми-пермяки, Марийцы, Мордва, Удмурты. — М: Наука, 2000.

    Вопрос №2

    У восточных славян (белорусов, русских, украинцев) молодоженов на свадьбе встречают хлебом-солью, а что готовят для встречи невесты на традиционной башкирской свадьбе?

    • а. Мед и масло
    • б. Соль и сахар
    • в. Молоко и кашу
    • г. Блины и перемячи

    Правильный ответ: а

    Свекровь (мать жениха) угощает молодую невесту медом и маслом для счастливой жизни молодой семьи. Больше об этом можно прочитать в книге: Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. М., 2015 (Народы и культуры).

    Вопрос №3

    На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева моря сложилась особая культура, связанная с мореходством. Ее частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры?

    • а. Семейские
    • б. Липоване
    • в. Казаки
    • г. Поморы

    Правильный ответ: г

    Важную роль в освоении морских пространств играла детально разработанная поморами классификация ветров. Поморская «роза ветров» занимала центральное место в системе пространственной ориентации на море. Это нашло отражение в морском этикете. Приветствуя экипаж встречного корабля, поморы так говорили. Больше об этом можно прочитать в книге: Механизмы культуры. М.: Наука,1990 г.

    Вопрос №4

    «С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская пословица, «мусафирликке къол саллап бармайлар» — вторит ей крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято приносить с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?

    • а. Сварить для гостя кофе
    • б. Убрать этот кофе подальше
    • в. Погадать на кофейных зернах
    • г. Угостить гостя чаем

    Правильный ответ: а

    Кофе – символ крымскотатарского гостеприимства. Его обязательно варят для гостей. Больше об этом можно прочитать в книгах: Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. — М., 2003. (Народы и культуры); Хайруддинов М.А., Усеинов С.М. Этикет крымских татар. Эдепнаме. Симферополь, 2010

    Вопрос №5

    Согласно мифам народов Севера и Сибири, это животное – гигантское с большими рогами, живет под землей или под водой, а если выходит на поверхность, то тут же погибает. Одни называли его «земляной олень», другие – «водяной бык», а в русской традиции его называли Индрик-зверь. Реальный прототип этого зверя изображен на гербе города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное?

    • а. Калуга
    • б. Мамонт
    • в. Белуга
    • г. Морж

    Правильный ответ: б

    Для правильного ответа на этот вопрос нужно обратить внимание на следующее: белуга и калуга – пресноводные рыбы рода белуг из семейства осетровых; в русском языке рыб «зверями» не называют. Морж не живет под землей и не погибает от выхода на поверхность. Так как северяне часто находили промёрзшие туши мамонтов, но никогда не видели живого, то и появилось представление о большом подземном или подводном звере с рогами, который погибает на поверхности.

    Вопрос №6

    Жанр коротких историй о встрече с нечистой силой, колдунами, ведьмами, сверхъестественных событиях, которые рассказчик передает как свой реальный опыт или опыт других людей, в русской фольклористике называют:

    • а. Небылица
    • б. Небывальщина
    • в. Быличка
    • г. Видальщина

    Правильный ответ: в

    Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Слово «быличка» было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян и вошло в практику фольклористов. Быличка отличается от легенды тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. Былички существуют и в современной культуре. Небылица и небывальщина – это рассказы о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект.

    Вопрос №7

    В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?

    • а. Хомут, в который запрягают лошадь
    • б. Серп, которым жнут зерновые в поле
    • в. Коромысло, на котором носят ведра с водой
    • г. Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб

    Правильный ответ: г

    Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».

    Вопрос №8

    Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:

    • а. Шашка
    • б. Черкеска
    • в. Папаха
    • г. Пояс

    Правильный ответ: а

    Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе — это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично

    Вопрос №9

    У многих народов России существовал обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:

    • а. После получения паспорта
    • б. После развода
    • в. После рождения первого внука
    • г. После свадьбы

    Правильный ответ: г

    При ответе на этот вопрос лучше использовать самые общие знания культуры и истории народов России, элементарную логику и чувство юмора. Паспортизация граждан была введена в СССР только в 1932 году, при этом подавляющему большинству сельских жителей паспорта начали выдавать только в 1970-е гг. Поэтому паспорт к традиционной культуре и обрядности никакого отношения не имеет. Именно свадьба кардинально меняла статус женщины, да и мужчины, в традиционном обществе. Фактически, свадьба была главным обрядом в жизни человека. После свадьбы резко менялись права и обязанности женщины, менялись ее костюм и прическа. Правда, у некоторых народов молодая женщина меняла головной убор после рождения первого ребенка или через год после свадьбы.

    Вопрос №10

    Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» — он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?

    • а. Сахалин
    • б. Медный
    • в. Шикотан
    • г. Земля Санникова

    Правильный ответ: а

    В самом вопросе большая подсказка: именно Сахалин – крупнейший остров в России. «Земля Санникова» — «остров-призрак» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи в XIX веке (Яков Санников) севернее Новосибирских островов.

    Вопрос №11

    Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?

    • а. Нганасаны
    • б. Шапсуги
    • в.  Абазины
    • г. Ижорцы

    Правильный ответ: а

    Вопрос №12

    Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты). Большинство абазин компактно проживают в Карачаево-Черкесии, а большинство шапсугов – на Причерноморском побережье Краснодарского края. Ижора или ижорцы – прибалтийско-финский народ в Ленинградской области. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.

    Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется?

    • а. Пянсе
    • б. Юкола
    • в. Тала
    • г. Чак-чак

    Правильный ответ: а

    Чак-чак настолько известен, что вряд ли у кого-то из взрослых россиян появится мысль о том, что это пирожок из рисовой муки. Юколу и талу делают из рыбы. Юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, которая удобна для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки, с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Тала — традиционное блюдо народов Дальнего Востока России, которое традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки и некоторых других.

    Вопрос №13

    В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства?

    • а. Племянника по отцу
    • б. Брата мужа
    • в. Брата жены
    • г. Дядю по матери

    Правильный ответ: в

    Семейные и родственные связи и отношения значимо влияют на жизнь современных людей, а в традиционных обществах семья, родня, род (клан) определяли судьбу, статус и поведение человека. Поэтому в каждом языке есть очень четкая система терминов родства и свойства, которая описывает, кто кому кем доводится, а значит и у кого к кому какие обязательства. Важных родственников в этой системе обычно называют одним словом-термином: мама, папа, теща, свекровь. Слово шурин, как и многие другие термины родства в русском языке – праславянского происхождения.

    Вопрос №14

    У народов Кавказа до сих пор существует традиция, которую описывает следующая пословица: «Когда приходишь к скотине, даже она встаёт». Что это за традиция?

    • а. Ходить в гости
    • б. Отгонять весной скот в горы
    • в. Избегать младших
    • г. Вставать при приветствии

    Правильный ответ: г

    Похожие пословицы есть практически у всех народов Кавказа и описывают они важную деталь этикета: вставать при приветствии другого человека. Это правило соблюдают до сих пор. У пословицы однозначный смысл: даже домашние животные (скот) поднимаются, когда к ним приближается другое животное, а человек – выше животного и не должен опускаться ниже уровня домашней скотины. Источник пословицы: Адыгские пословицы и поговорки (На адыгейском языке) / Сост. Хуажев М., Хут Щ. Майкоп., 1978 г. С. 77. Оригинал — «Хьайуаными уахахьэмэ, мэтэджых».

    Вопрос №15

    Греческое слово «этнос» — «народ» уже давно стал своеобразным определителем: «этно джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто «этника» — чуть ли не всё, что связано с культурами и обычаями разных народов. А что означает термин «этнофутуризм»?

    • а. Направление в современном искусстве
    • б. Религиозное течение
    • в. Экологическое движение
    • г. Государственная национальная политика

    Правильный ответ: а

    Термин «этнофутуризм» происходит от греческого «ethnos» (народ) и латинского «futurum» (будущее). Это направление в разных сферах современного искусства, от музыки, театра, литературы до живописи и декоративно-прикладного творчества, которое обращается к родным языкам, использует образы и символы этнических традиций. Оно начало формироваться в 1990-е годы в финно-угорской среде, но сегодня стало частью общего художественного контекста многих стран.

    Вопрос №16

    Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации определяют и указывают свою «национальность»:

    • а. По национальности отца
    • б. По национальности матери
    • в. По родному языку
    • г. По своему усмотрению

    Правильный ответ: г

    Пункт 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». У разных народов нашей страны существовали и существуют разные представления о том, какие признаки являются ключевыми для определения национальности человека: для одних важна национальность отца, для других – матери, для третьих самым важным может быть религия или особый кодекс поведения. Часть людей может соотносить себя не с национальностью, а с несколькими культурами и языками сразу.

    Вопрос №17

    Этот год, 2021, в Республике Карелия объявлен Годом карельских рун. В этом году часто вспоминают всех тех мужчин и женщин, крестьян и ученых, которые сохраняли и передавали карельские руны следующим поколениям. А что именно в Карелии называют рунами?

    • а. Вольную борьбу
    • б. Эпические песни
    • в. Народные танцы
    • г. Карельскую письменность

    Правильный ответ: б

    Да, карельские и финские руны – это именно эпические песни, а не что-то еще. Именно они легли в основу «Калевалы» — карело-финского эпоса. Больше о культурах и языках вепсов, води, ижоры, карелов и финнов можно прочитать в книге: Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина. М., 2003 (серия «Народы и культуры»)

    Вопрос №18

    В составе России 85 субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Сколько субъектов со статусом «край»?

    • а. 22
    • б. 3
    • в. 9
    • г. 4

    Правильный ответ: в

    В состав Российской Федерации входят: 1 автономная область, 3 города федерального значения, 4 автономных округа, 9 краёв, 22 республики и 46 областей

    Вопрос №19

    Сейчас проходит Всероссийская перепись населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации о численности и структуре населения, его распределении по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе?

    • а. Ваша религиозная принадлежность
    • б. Ваше гражданство
    • в. Ваш родной язык
    • г. Ваша национальная принадлежность

    Правильный ответ: а

    В отличие от некоторых стран мира в российских переписях населения НЕТ вопроса о религиозной принадлежности человека, религиозных взглядах или отсутствии таковых. В 2021 году в переписном листе есть вопросы про пол, возраст, гражданство, владение языками, место рождения, национальность, образование, состояние в браке, количество детей, источники средств к существованию, занятость.

    Вопрос №20

    Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?

    • а. Гусь
    • б. Кухлянка
    • в. Кисы
    • г. Бурка

    Правильный ответ: г

    Из перечисленных видов одежды больше всего известна «бурка» — как важный элемент кавказского и казачьего мужского костюма, который часто можно увидеть на сцене во время выступлений фольклорных ансамблей. Она есть и в общешкольной программе по литературе: «Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег» (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени). Бурка, действительно, изготавливается из войлока, её «валяют» из шерсти. Кухлянка как меховая одежда народов Севера, возможно, известна меньше, но и она попала в русскую литературу: например, в книгу И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»; кухлянка всегда встречается в произведениях Юрия Рытхэу. Гусь, он же совик, – это название верхней меховой одежды, которую надевают в сильные морозы поверх малицы. Кисы — традиционная обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (шкуры с голени оленя), с плотной подошвой, высотой до колена.

    Вопрос №21

    Эта московская улица находится в районе древнего московского урочища Болото. Ее название тюркского происхождения означает «грязь, болото, трясина, влажная земля, глина». Выберите из списка название этой улицы.

    • а. Балчуг.
    • б. Теплый Стан.
    • в. Ордынка.
    • г. Маросейка.

    Правильный ответ: а

    В самом центре Москвы расположилась одна из самых древних улиц столицы – улица Балчуг. Она тянется от Раушской до Садовнической набережной. Ограниченная Москвой-рекой с одной стороны и Водоотводным каналом с другой стороны, улица Балчуг является, к тому же, и одной из самых коротких в столице. Ее протяженность составляет всего 250 метров. По одной из версий, свое название улица получила от слова тюркского происхождения, обозначающего «болото, грязь, глина». Это связано с тем, что современная улица расположена на территории древнего урочища Болото. Пойма реки в этом месте очень низкая, поэтому сильные дожди и паводки превращали улицу в настоящее непросыхающее болото с глинистой почвой. [https://progulkipomoskve.ru/publ/ulicymoskvy/ulicabalchugistorijaiproiskhozhdenienazvanija/32-1-0-713](https://progulkipomoskve.ru/publ/ulicymoskvy/ulicabalchugistorijaiproiskhozhdenienazvanija/32-1-0-713)

    Вопрос №22

    В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником – осликом. Как зовут героя?

    • а. .Синдбад-Мореход.
    • б. Ходжа Насреддин.
    • в. Алладин.
    • г. Али-баба.

    Правильный ответ: б

    1 апреля 2006 г. на Ярцевской улице в районе м. «Молодежная» установлен памятник герою восточных сказок и легенд Ходже Насреддину, работы скульптора Андрея Орлова. Памятник Ходже Насреддину на Ярцевской улице в Москве. URL: https://progulkipomoskve.ru/publ/monument/pamjatnikkhodzhenasreddinunajarcevskojulicevmoskve/43-1-0-1874

    Вопрос №23

    Усадьба семьи Лазаревых, построенная в XVIII веке, стала не только центром московской армянской общины, но и впоследствии – лазаревской гимназией, институтом восточных языков, театральной студией под руководством Евгения Вахтангова, Институтом востоковедения Академии наук СССР, а ныне – посольством Армении в России. Где именно в Москве расположен переулок с этим уникальным зданием?

    • а. Якиманка.
    • б. Китай-город.
    • в. Замоскворечье.
    • г. Марьина Роща.

    Правильный ответ: б

    Бывшая усадьба купца армянского происхождения Л.Н. Лазаряна, переселившегося в Россию из Персии в XVIII в. и ставшего Лазаревым, а ныне Посольство Республики Армения расположена в районе Китай-города, в Армянском переулке.   Армянский переулок, 2. Лазаревский институт и посольство Армении в Москве. URL: https://progulkipomoskve.ru/publ/doma/armjanskijpereulok2lazarevskijinstitutiposolstvoarmenii/39-1-0-1070

    Вопрос №24

    «Ысыах» – главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно, в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идет речь?

    • а. Буряты.
    • б. Уйгуры.
    • в. Калмыки.
    • г. Якуты.

    Правильный ответ: г

    «Ысыах» – это древний якутский праздник, связанный с поклонением Солнцу и началом короткого северного лета, приуроченный ко дню летнего солнцестояния (21 июня). В Республике Якутия его отмечают как главный национальный праздник в году – с большим размахом. С 2007 г. он проводится и в Москве, на территории музея-заповедника «Коломенское». В этот год, год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, в московском музее-заповеднике была установлена Сэргэ – сакральная коновязь, традиционный символ праздника. С тех пор «Ысыах» в Москве проводится ежегодно на одном и том же месте, как правило, в первой половине июня – раньше, чем в Якутии. Якутский праздник Ысыах // Туристический портал Якутии. URL: https://travel-ykt.ru/kultura-i-istoriya/obyichai-i-traditsii/ysyah-glavnyj-yakutskij-prazdnik.html В Москве прошел традиционный Ысыах в Коломенском // Сайт Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации. URL: https://postpredstvo.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3037246

    Вопрос №25

    Парфюмер, изобретатель, коллекционер и меценат Генрих (Анри) Брокар немало сделал для развития мыловаренного и парфюмерного дела в Москве. Он открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а его духи «Любимый букет императрицы» до сих пор популярны под названием «Красная Москва». Фабрика «Брокар и Ко», ныне известная как «Новая Заря», находилась в Замоскворечье. А откуда родом был Брокар?

    • а. Германия.
    • б. Франция.
    • в. Швейцария.
    • г. Царство Польское.

    Правильный ответ: б

    Генрих Афанасьевич Брокар, урожденный Анри Брокар, родился в Париже (Франция) в 1837 г. в семье парфюмера Атанаса Бракара. Перебравшись вслед за отцом в Россию в 1862 году, Анри Брокар стал называться Генрихом Афанасьевичем (от Атанасовича). Свою российскую карьеру Генрих Брокар начал в качестве главного парфюмера у купца 2-й гильдии Константина Павловича Гика, основавшего в конце XVIII века одну из первых в Москве и в России парфюмерно-косметических фабрик. Вскоре Брокар изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Позже Брокар основал в Москве товарищество «Брокар и К°», производившее косметическую и парфюмерную продукцию, которое затем стало фабрикой «Новая Заря». Генрих Брокар. URL: https://www.casual-info.ru/wiki/Брокар%20Генрих/ Анри Брокар — история парфюмерной империи. URL: https://lady.webnice.ru/blogs/?v=4392

    Вопрос №26

    В Москву этот замечательный врач немецкого происхождения, известный как «святой доктор», переехал по приглашению князя Репнина-Волконского. Во время Отечественной войны 1812 года служил в качестве хирурга в русской армии. Боролся с эпидемиями типа, холеры, трахомы. Основал больницу неотложной помощи и изобрел метод анамнеза, который сейчас используется всеми врачами-клиницистами. Сделал очень многое для облегчения участи заключенных и ссыльных. Назовите его имя.

    • а. Фёдор Петрович Гааз.
    • б. Фёдор Андреевич Гильтебрандт.
    • в. Иоганн Герман Лесток.
    • г. Карл Федорович Фукс.

    Правильный ответ: а

    Федор Петрович Гааз, урожденный Фридрих Йозеф Гааз, обрел в России вторую родину. После окончания в 1810 году его договора с князем Репниным, у которого он работал домашним доктором, доктор Гааз остался в Москве. Имея к тому времени обширную частную практику, он занимался лечением бедных, регулярно работая в Староекатерининской и Преображенской больницах. По распоряжению императрицы Марии Фёдоровны он был награжден орденом св. Владимира. Доктор Гааз также занимался научной работой, исследовал кавказские минеральные источники и стал основателем курортологии в России. В 1829 г. Федор Петрович по приглашению князя Д.В. Голицына вошел в состав попечительского совета о тюрьмах, а затем был назначен главным врачом над всеми московскими тюрьмами. После того, как он поближе познакомился с ужасающими условиями содержания заключенных в российских тюрьмах, Гааз распродал свое имущество и посвятил жизнь облегчению их участи, за что и получил прозвище «святой доктор». Гигиена и санитария в тюрьмах при Гаазе поднялись на очень высокий уровень. Он полностью перестроил и реформировал главную московскую тюрьму на Бутырке. «Святой доктор» Фёдор Петрович Гааз // Академия медицинского образования. URL: https://medobr.com/news/svyatoy-doktor-fyedor-petrovich-gaaz/

    Вопрос №27

    Это русское лакомство, известное с XIV века, готовится из подсушенного фруктово-ягодного пюре и сахара. В подмосковной Коломне открыли целый музей, посвященный истории этого блюда. О чем идет речь?

    • а. Рахат-лукум.
    • б. Зефир.
    • в. Смоква.
    • г. Пастила.

    Правильный ответ: г

    Название «пастила» (ранее – «постила»), происходит, предположительно, от слова «постилать», которое выдает технологию изготовления этого лакомства. Для приготовления пастилы свежие яблоки чистили, вырезали специальным инструментом серединку, запекали, потом разминали в пюре, смешивали с медом и наносили получившуюся массу на особые тканевые «противни» в деревянных рамках. Эти «противни» ставились в специальные отверстия в печи, где масса сохла от нескольких часов до нескольких дней. С XV века в продукт стали добавлять яйцо, а с XIX – сахар. Коломна считается родиной пастилы, здесь в 2009 г. открыт музей «Коломенская пастила», посвященный истории этого лакомства. Не только белёвская и не только яблочная: всё про русскую пастилу от Средних веков до наших дней // Tea.ru. 17.02.2021. URL: https://tea.ru/blog/article/ne-tolko-belyevskaya-i-ne-tolko-yablochnaya-vsye-pro-russkuyu-pastilu-ot-srednikh-vekov-do-nashikh-dney/ Коломенская пастила. Музей истории со вкусом. URL: https://kolomnapastila.ru

    Вопрос №28

    В центре исторической татарской слободы в Москве расположен дом, построенный в начале XX века по заказу татарского нефтепромышленника и мецената, который мечтал сделать его центром образования детей-мусульман. Сегодня этот дом – культурный центр московской татарской общины и носит имя своего создателя. Назовите его имя.

    • а. Габдулла Апанаев.
    • б. Шамси Асадуллаев.
    • в. Ахмад Хусаинов.
    • г. Асгат Галимзянов.

    Правильный ответ: б

    Татарский нефтепромышленник и магнат с 10-миллионным состоянием, поднявшийся из простых крестьян Шамси Асадуллаев переехал в Москву из Баку в 1903 г. Он мечтал построить специальное образовательное учреждение для детей-мусульман. Строительство здания под школу было начало в 1913 г. в Малом Татарском архитектором Краузе. В том же году меценат скончался, и строительство заканчивалось уже без него (1914), доверенными лицами его компании. Согласно замыслу Асадуллаева, в здании была открыта мусульманская школа, которая сначала была частной, а после 1917 года стала государственной татарской школой-семилеткой. В Доме Асадуллаева в разное время размещались интернат-приют, детский сад, библиотека, татарский театр и культурный центр, редакция татароязычной газеты. В 1941 году татарская община утратила здание. Лишь в 2003 г. Дом Асадуллаева был возвращен татарской общине и передан Региональной татарской национально-культурной автономии (РТНКА) Москвы в безвозмездное пользование на 49 лет. Дом Асадуллаева: и спустя сто лет — Центр Татарской Культуры в Москве // Большой город. 21.072014. URL: http://bg.ru/blogs/posts/13940/

    Вопрос №29

    Этот идеолог революционной борьбы, памятник которому стоит у метро «Кропоткинская», увлекался этнологией, и из-под его пера вышло сразу несколько работ, посвященных происхождению семьи и частной собственности.

    • а. Анатолий Луначарский.
    • б. Петр Кропоткин.
    • в. Фридрих Энгельс.
    • г. Владимир Ленин.

    Правильный ответ: в

    У метро «Кропоткинская» в Москве стоит памятник Фридриху Энгельсу, который прославился не только экономическими, но и антропологическими изысканиями. Наиболее известны его работы, посвященные происхождению человека и исследованиям первобытного общества, его социальной структуры, развитию языка и его связи с мышлением в ранних человеческих сообществах: «О проблемах языка и мышления», «Роль труда в происхождении человека», «Происхождение семьи, собственности и государства». Памятник Энгельсу. Призрак коммуниста // Прогулки по Москве. URL: https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/engels

    Вопрос №30

    В Москве есть место, где за 15 минут прогулки можно увидеть сразу три памятника музыкантам – представителям разных народов, внесших выдающийся вклад в советскую, российскую и мировую культуру. Выберите названия переулков, где расположены эти памятники:

    • а. Малый Гнездниковский и Леонтьевский переулки.
    • б. Брюсов и Елисеевский переулки.
    • в. Брюсов и Леонтьевский переулки.
    • г. Елисеевский и Газетный переулки.

    Правильный ответ: б

    Это Брюсов и Елисеевский переулки, расположенные во дворах за ул. Тверская, недалеко от Центрального телеграфа. В этом районе в советскую эпоху селилась творческая интеллигенция. Неудивительно, что здесь, на небольшом участке, установлены сразу три памятника известным музыкантам. Напротив Посольства Азербайджана, на пересечении Елисеевского переулка с Вознесенским в 2011 году установлен памятник великому эстрадному и оперному исполнителю, уроженцу города Баку Муслиму Магомаеву (работы А. Рукавишникова). На углу Брюсова и Елисеевского переулков расположен памятник великому виолончелисту, композитору и дирижеру польско-литовского происхождения Мстиславу Ростроповичу, работы того же скульптора, чье открытие 29 марта 2012 года, было приурочено к 85-летию музыканта. Его квартира находилась неподалеку, в Брюсовом переулке. Третий «музыкальный» памятник, по дате создания самый ранний – композитору Араму Хачатуряну, находится поблизости, также в Брюсовом переулке, во дворе Дома Композиторов. Памятник, созданный скульптором Г. Франгуляном в 2006 году, стал подарком администрации г. Еревана Москве. Памятники Брюсова переулка // Турбина.ру. URL: https://turbina.ru/guide/Moskva-Rossiya-112312/Zametki/Pamyatniki-Bryusova-pereulka-56363/  . Улицы моего детства. Музыкальный уголок Москвы // Живой журнал. URL: https://galik-123.livejournal.com/56483.html

    Поделиться:

    На главную страницу

    Воронежские областные музеи представили программу новогодних
    событий для детей и взрослых: театрализованные программы, тематические
    экскурсии и выставки, зимние мастер-классы, лекции, пешеходные маршруты и
    многое другое. Программа «Русская зима» стартует со среды, 22 декабря, и
    продлится до субботы, 15 января.

    По заверениям сотрудников музеев, даже самый требовательный
    посетитель сможет найти занятие по душе. Корреспондент РИА «Воронеж» выбрал
    самые интересные мероприятия.

    Краеведческий музей

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Воронежский областной краеведческий музей пригласил на
    выставку «Рождественская открытка» в основном здании музея, а также
    тематические экскурсии «Кто как зимует» по выставке «Царство животных» с
    рассказом о зимнем образе жизни, «Зимняя охота» по выставке «Охотничье и
    гражданское оружие». Мастер-классы о видах зимнего рукоделия «Шуба без пуговиц что зима без снега: история застежек» и «Три девицы вечерком» пройдут в зале
    этнографии в воскресенье, 9 января. Кроме того, во время новогодних праздников в музее
    организуют лекции, кинопоказы, акции и конкурсы. За программой можно следить на сайте.

    «Арсенал»

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Гостей ждет тематическая экскурсия «Не страшны винтовке
    нашей ни морозы, ни метели» по оружию, представленному в экспозиции
    «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны», и два мастер-класса – «Фронтовой Новый год» по сборке новогоднего подарка в Красную Армию и «Письма
    летели через метели, нежное слово несли…» с созданием письма-треугольника со
    словами благодарности красноармейцам.

    Музей имени Крамского

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Воронежский областной музей имени Ивана Крамского подготовил
    новогодний проект «Вслед за Рождеством». Тематическую экскурсию посвятили
    отражению чуда рождественской истории в европейском искусстве на примере
    представленной в музее копии алтаря «Поклонение волхвов», выполненного
    итальянским художником Джентиле да Фабриано в 1423 году. Участники экскурсии
    услышат рассказ о дарах, принесенных волхвами, святом семействе и фамилии
    Строцци – заказчике алтаря. Специально изготовленные к проекту праздничные
    декорации, размещенные в интерьерах музея, будут сопровождать гостей все
    рождественские дни. Посетители музея также смогут принять участие в
    игре-бродилке, связанной с музейными экспонатами. Всех, кто правильно ответит
    на вопросы, ждет приз. Участвовать в игре можно всей семьей или самостоятельно.

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Также воронежские мастера проведут серию творческих
    мастер-классов.

    В воскресенье, 26 декабря, и четверг, 6 января, в 12:00
    пройдут мастер-классы художницы Марины Демченко, посвященные созданию
    эффектного и мистического пейзажа сада. Во вторник, 4 января, в 12:00 пройдет мастер-класс
    художника, руководителя проекта «Архитектурные прогулки» Нелли Фроловой
    «Скетчинг в музее». Ведущая познакомит участников с основами скетча и проведет
    интерьерную прогулку по нескольким залам музея. Каждый унесет с собой не только
    новые знания о стиле ампир, но и созданный своими руками скетч с музейным
    убранством. В среду, 5 января, в 12:00 художник Виктория Афанасьева представит
    мастер-класс «Зимняя сказка». Он будет посвящен созданию волшебного зимнего
    пейзажа с помощью гуаши. В субботу, 8 января, в 12:00 стартует мастер-класс керамиста
    Аркадия Чудакова «Рождественские ангелы». Участники создадут из глины
    праздничных ангелов, придав своим творениям неповторимые черты. Все изделия
    будут обожжены мастером в специальной печи, после чего участники смогут забрать
    их домой.

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Дополнением к «Рождественскому» проекту станут квест и
    экскурсия, связанные с музейным зданием – Воронежским дворцом. Игра-бродилка
    «Тайны дворца» поможет лучше узнать историю музея и хранимых им
    коллекций. А тематическая экскурсия с игровыми элементами «Мир из серебра»
    (для посетителей с детьми старше семи лет) познакомит участников с картинами
    русских художников из собрания музея, расскажет об основных темах авторов,
    научит разбираться в цветовой палитре зимних пейзажей и даст возможность
    поиграть.

    Усадьба Веневитинова

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    В декабре и январе гости могут посетить театрализованные представления и пройти квесты для детей и
    взрослых.

    Музейный квест «Ключи от ларца Мороза Ивановича» предназначен для
    школьников и семейной аудитории. Ребят и их родителей ждут интересные конкурсы,
    праздничные шарады, остроумные задания. Преодолев препятствия, посетители
    найдут старинный ключ от новогоднего ларца, в котором сокрыта волшебная сила
    зимы. Новогодняя театрализованная интерактивная программа «В гостях у Мороза
    Ивановича» предполагает, что юные гости познакомятся с увлекательной историей
    усадьбы, узнают о появлении литературной сказки. Посмотрев новогодний
    мультфильм, ребята встретятся с традиционными для зимних праздников сказочными
    героями: Морозом Ивановичем, Снегурочкой и Бабой-ягой. Под присмотром нянюшки
    Степаниды юные гости усадьбы выполнят задания веселых и познавательных
    конкурсов и игр.

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Во время театрализованной программы «Новый год в дворянской
    усадьбе» гостей увлекут праздничные загадки, игры и конкурсы, в ходе которых
    они узнают о самых интересных традициях празднования Нового года и Рождества в
    дворянских семьях XIX века. А любимые сказочные персонажи закружат в веселом
    хороводе.

    Музейный праздник «Святки в усадьбе Веневитиновых» – театрализованная
    святочная программа, которая познакомит гостей с образцами классической русской
    литературы, обращенной к самым народным святочным обрядам и поверьям, к
    музыкальным произведениям, иллюстрирующим эти дни. На музейном празднике
    посетители услышат стихи, песни и примут участие в праздничных действах. Интерактивная
    экскурсия «Зимние истории» – костюмированная экскурсия по усадьбе Веневитиновых,
    посвященная истории зарождения в России обычаев зимних праздников. Гости узнают
    о появлении в литературе любимых персонажей – Деда Мороза и Снегурочки, а также
    секреты украшения новогодней ели и рождественского вертепа. Завершится мероприятие
    конкурсом на создание лучшего праздничного украшения.

    Музей Ивана Бунина

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    В музее Ивана Бунина в среду и четверг, 22 и 23 декабря, а также в субботу и среду, 8 и 12 января, пройдет театрализованная
    вечеринка с поэтами Серебряного века. Все участники вечеринки погружаются в
    богемную атмосферу модных петербуржских салонов. Вместе с
    гостями музея новогодние традиции начала XX века помогут представить
    завсегдатаи литературных клубов «Бродячая собака», «Приют комедиантов»
    Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Ахматова, Бальмонт, Блок и другие. Гостем этой
    компании станет Иван Бунин со своими колкими, саркастическими, порой
    уничижительными высказываниями в адрес собратьев по перу. В праздничную
    обстановку встречи включат музыкально-поэтические и видеофрагменты.

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Кроме того, гости музея смогут посетить программу
    «Литературная зима в музее Бунина», театр теней «Окна в детство Ивана Бунина»,
    музейную программу «Жуковский & Бунин: святочная история» и даже прийти на
    спиритический сеанс «Мистические развлечения и поучения».

    Дом-музей Ивана Никитина

    Скриншот м/ф «Ночь перед Рождеством» (1951 г.)

    Скриншот м/ф «Ночь перед Рождеством» (1951 г.)

    В Доме-музее Ивана Никитина для посетителей
    подготовили семейную программу «В ожидании чуда: день перед Рождеством» о
    традициях встречи Нового года и Рождества Христова, художественное чтение
    отрывков из повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством», просмотр фрагментов
    одноименного мультипликационного фильма 1951 года и мастер-класс по
    изготовлению рождественского сувенира. Также в музее можно будет посетить
    литературные чтения «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам» и музейный
    праздник «Русские святки». Расписание мероприятий – на сайте.

    Музей-квартира Марии Мордасовой

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Музей-квартира Марии Мордасовой со среды по
    воскресенье, с 5 по 9 января, приглашает на музейную программу «Рождество
    по-мордасовски». В архивах народной артистки СССР Марии Мордасовой сохранились
    новогодние открытки, которые она получала от своих поклонников из СССР и
    зарубежных стран. В занимательной форме научный сотрудник музея расскажет о
    традициях празднования Нового года и Рождества в России и других странах. Также
    у гостей будет возможность поучаствовать в мастер-классе по скрапбукингу и
    изготовить праздничную открытку или елочное украшение.

    Здание Мещанской управы

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    В здании Мещанской управы с четверга по
    воскресенье, с 6 по 9 января, пройдут интеллектуальные игры – состязание
    «Рождество в творчестве поэтов Серебряного века». А в воскресенье, 2 января, на
    интерактивном занятии «Морозные картинки Мещанской управы» участникам предстоит
    раскрасить морозные картинки, а затем потренироваться во внимательности и
    смекалке, отыскивая их в экспозиции. Поиски будут сопровождаться увлекательным
    рассказом научного сотрудника музея. Много нового о литературном Воронеже узнают
    не только дети, но и их родители.

    Дом Тюриных

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    В Доме Тюриных во вторник, 4 января, можно
    поучаствовать в новогодней игре «Братья-месяцы», созданной по мотивам сказки
    Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Юные гости вспомнят ее сюжет, посмотрев мультфильм,
    в игровой форме познакомятся с традициями празднования Нового года. А в
    субботу, 8 января, можно будет отправиться на поиски пропавших героев пьесы
    «Двенадцать месяцев». Для начала юным гостям предстоит узнать, когда была
    написана волшебная сказка, а затем, следуя по следам «преступников», дети
    помогут Даме отыскать пропавшую собачонку, посчитают гостей, пришедших к
    тете-кошке. Выполняя задания, побывают и в сказочном мире переводного
    творчества детского писателя. Проявив смекалку и находчивость, отыщут всех
    братьев-месяцев и узнают, кто же замешан в их исчезновении.

    Усадьба Веневитинова, музеи Бунина, Никитина, Мордасовой,
    здание Мещанской управы и Дом Тюриных разместили подробные программы на сайте. Там же
    можно найти расписание экскурсий по Воронежу.

    Острогожский художественный музей Крамского

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Острогожский художественный музей имени Крамского в субботу,
    8 января, приглашает на Рождественский бал-маскарад в провинциальном городке с
    танцами, забавами и подарками. Гостям предложат экскурсию и рассказ, как
    праздновали Рождество в Острогожске. Каждый участник своими руками вырежет
    маску. Преподаватели и выпускники хореографического отделения Острогожской
    детской школы искусств научат, как правильно танцевать менуэт.

    Дворцовый комплекс Ольденбургских

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Дворцовый комплекс Ольденбургских приглашает на
    новогоднюю программу на свежем воздухе «Тайна Дворца Ольденбургских» для детей
    6−10 лет. Программа пройдет в субботу и воскресенье, 25 и 26 декабря, и с
    воскресенья по четверг, со 2 по 6 января в 12:30 – 13:30. Гостей ждут
    приключения в старинной усадьбе, с настоящими принцессой и привидением, которое
    скучает даже в эти праздничные дни и не верит, что Новый год может быть веселым.

    Участников ждут снежные игры и забавы с персонажами, поиски ответов на самые
    сложные загадки дворца, встреча с местным призраком и, конечно, веселый финал.
    В конце праздника каждый ребенок сможет сфотографироваться с дедом Морозом и
    Снегурочкой, получит новогодний подарок. Стоимость билета с подарком – 900 рублей
    (50 рублей для сопровождающих взрослых).

    Кроме того, в дворцовом комплексе
    Ольденбургских можно будет посетить тематические экскурсии-чаепития «Чайные традиции»
    и мастерскую «Открытое письмо». Во вторник, 4 января, в 16:00 посетителей
    в Доме с ризалитами ждет концерт «Воронежских солистов».

    Костенки

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Музей-заповедник «Костенки» анонсировал новую программу
    «Путешествие в ледниковый период», которая пройдет в субботу, 15 января, в спортивно-развлекательном
    комплексе «Эволюция Костенки». Посетителей ждет костюмированное представление
    «Тропою древнего человека» на открытом воздухе, музейные мастер-классы:
    «Живопись каменного века» и «Древние пейзажи Костенок», обед в стиле каменного
    века, встреча с жителями из племени Бурого медведя и зимние игры.

    Дивногорье

    Рассказ о усадьбе кистеневка

    Музей-заповедник «Дивногорье» во вторник и среду, 4 и 5 января, приглашает на тематическую экскурсию «Рождественские истории». Основу
    мероприятия составит экскурсия по пещерному комплексу в Больших Дивах при
    свечах с использованием мультимедийного проектора. Фоном для проекций станут
    сами меловые стены пещерного комплекса. Участников сопроводят рождественские
    песнопения.

  • Рассказ о ученом биологе 5 класс
  • Рассказ о увлечение футболом
  • Рассказ о тюмени для 2 класса окружающий мир
  • Рассказ о учителях митрофанушки
  • Рассказ о университете на английском с переводом