Рассказ о ученом биологе 5 класс

В статье поговорим о русских ученых-биологах. мы рассмотрим самые значимые имена открывателей, а также познакомимся с их достижениями. из статьи

В статье поговорим о русских ученых-биологах. Мы рассмотрим самые значимые имена открывателей, а также познакомимся с их достижениями. Из статьи вы узнаете о тех русских ученых-биологах, которые действительно внесли весомый вклад в развитие этой науки. Каждый, кто интересуется животным и растительным миром, просто обязан знать имена, которые мы назовём ниже.

Иван Павлов

Этот учёный в советские времена даже не нуждался в том, чтобы его представляли. Однако в современном мире уже далеко не каждый человек может точно сказать, кто такой Иван Петрович Павлов. Мужчина родился в 1849 году. Самое весомое его достижение — создание учения о деятельности высшей нервной системы. Также он написал много книг по особенностям кровообращения и пищеварения. Это первый русский ученый, который получил Нобелевскую премию за достижения в рассмотрении механизмов пищеварения.

русские ученые биологи

Эксперименты на собаках

Иван Павлов — русский ученый-биолог, который известен тем, что проводил эксперименты на собаках. В нашей стране есть множество анекдотов и карикатур, связанных с этим. Более того, когда речь заходит об инстинктах, все сразу вспоминают собаку Павлова. Эксперименты ученый начал проводить с 1890 года. Ему удалось выработать у животных условные рефлексы. Например, он добился того, что у собак выделялся желудочный сок после того, как они слышали звук звонка, а до этого звонка всегда предшествовал приём пищи. Особенность методики этого ученого в том, что он видел взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами. Множественные последующие исследования подтвердили её наличие.

Первый труд издал в 1923 году. В 1926 году начал исследования в области генетики. Несколько лет работал в психиатрических клиниках. Открытия Ивана Павлова помогли многое узнать о душевных заболеваниях, а также о возможных методах их лечения. Благодаря поддержке правительства СССР, Павлов имел достаточно ресурсов для того, чтобы проводить все свои эксперименты, что и позволило добиться ему других выдающихся результатов.

русские ученые биологи и их открытия кратко

Илья Мечников

Список русских ученых-биологов продолжаем известным именем И. И. Мечникова. Это известный микробиолог, который в 1908 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Родился в Харькове в 1845 году. В этом же городе обучался. Изучал эмбриологию в Италии, в 1868 году защитил докторскую диссертацию. В 1886 году совместно с другими учеными создал бактериологическую станцию, которая на тот момент была первой в России.

Свои первые книги писал на тему зоологии и эволюционной эмбриологии. Является автором теории фагоцителлы. Открыл явление фагоцитоза, разработал теорию сравнительной патологии воспаления. Написал огромное множество работ по бактериологии. Ставил опыты на самом себе, и таким образом доказал, что возбудителем азиатской холеры является холерный вибрион. Умер 1916 году в Париже.

русские ученые биологи 21 века

Александр Ковалевский

Перечень известных русских-ученых биологов продолжим нашумевшим именем Александра Ковалевского. Это великий учёный, который был зоологом. Работал в Императорской академии наук. Родился в 1842 году. Сначала обучался дома, а затем поступил в корпус инженеров путей сообщения. После этого окончил Петербургский университет на отделении естественных наук. Защитил магистерскую и докторскую диссертации.

В 1868 году уже был профессором зоологии и работал в Казанском университете. Три года провел в Алжире и на Красном море, где занимался своими исследованиями. Большинство из них посвящены эмбриологии беспозвоночных. В 1860-х годах проводил исследования, которые позволили открыть зародышевые пласты в организмах.

русские ученые биологи 21

Николай Вавилов

Представить список русских великих ученых биологов без имени Николая Вавилова просто невозможно. Этот человек создал учение об иммунитете растений. Также ему принадлежит открытие закона о наследственных изменениях организма и гомологических рядов. Внес значительный вклад в развитие учения о биологических видах, создал огромную коллекцию семян различных растений. Она, кстати, признана самой большой в мире.

Будущий ученый родился в Москве в 1887 году в семье купца. Был выходцем из крестьян. Какое-то время работал директором фирмы отца, которая занималась фактурами. Мать Вавилова была из семьи художника. Всего в семье было 7 детей, но трое из них умерли в раннем возрасте.

русские ученые биологи список

Обучение и достижения

Николай Вавилов учился в коммерческом училище, позже поступил в Московский сельскохозяйственный институт, который окончил в 1911 году. После этого начал работу на кафедре частного земледелия. С 1917 года читал лекции в Саратовском университете, через 4 года уже работал в Петрограде. Благодаря своим исследованиям описал практически все растения Заволжья и Поволжья.

Ученый более 20 лет посвятил экспедиции, которую он проводил в Средиземноморье и Средней Азии. Надолго запомнил свое путешествие в Афганистан в 1924 году. Все собранные материалы помогли Вавилову определить не только происхождение, но также и распространение растений. Его вклад просто неоценим, ведь он сильно упростил дальнейшую работу селекционеров и ботаников. Кажется невероятным, но Николаю удалось собрать более 300 тысяч различных образцов.

В 1926 году получил премию за свою деятельность, посвящённую исследованию иммунитета, происхождению растений, открытию закона гомологических рядов. Николай Вавилов является обладателем огромного ряда наград и нескольких медалей.

Однако есть и темное пятно в его биографии. Против ученого было настроено очень много партийных идеологов из-за научной деятельности его ученика Т. Лысенко. Оппозиционная кампания была направлена против исследований ученого в сфере генетики. В 1940 году Вавилову пришлось закончить всю научную работу. Более того, он был обвинён во вредительстве, и его даже арестовали. Нелегкая судьба постигла этого великого ученого в его последние годы. Он умер в тюрьме от голода в чужом городе Саратове в 1943 году.

Реабилитация

Следствие длилось более 10 месяцев, в течение которых ученого вызывали на допросы более 400 раз. После смерти этому великому русскому ученому отказали даже в отдельной могиле, в итоге он был похоронен с другими заключенными. Только в 1955 году был реабилитирован. Все обвинения касательно его деятельности были сняты.

русские ученые биологи получившие нобелевскую премию

Александр Верещак

О русских ученых-биологах, получивших Нобелевскую премию, мы уже поговорили, но это не значит, что следует забывать о других исследователях, ведь их вклад тоже существенен. Александр Верещак является русским океанологом, доктором биологических наук, профессором и членом-корреспондентом РАН.

Обучался в МГУ на биологическом факультете. В 1990 году стал доктором наук. С 2007 года возглавлял лабораторию, которая принадлежала Институту океанологии. Вот так плавно мы и перешли к рассмотрению русских ученых-биологов 21 века. Ученый написал более 100 научных работ. Основные его достижения связаны с тем, как можно применять современные методы анализа в области геоэкологии и океанологии.

Провёл более 20 погружений и 200 экспедиций. Является создателем модели гидротермальной системы. Разработал концепцию экосистемы, населенной особой фауной. С сотрудниками из других стран совместно создал методику, которая позволяет определять роль морской нано- и микробиоты. Открыл и описал более 50 видов ракообразных.

Геннадий Розенберг

Он появился на свет в 1949 году в Уфе. Его именем мы также продолжаем рассмотрение списка русских ученых-биологов 21 века. Планировал стать инженером, но вскоре возглавил лабораторию при Институте биологии. В 1987 году переехал в Тольятти. Является создателем метода анализа структуры и динамики экосистем. Создал собственную систему экологии крупных регионов для целей аналитики.

Юрий Ильин

Будущий ученый родился зимой 1941 года в Асбесте. Известный молекулярный биолог. Являлся специалистом в молекулярной генетике и биологии. В 1976 году провел исследование мобильных генов. Переоценить его значение крайне сложно, так как оно значительно продвинуло вперед всю науку. Изучал мобильные элементы эукариотов. Является создателем теории о роли мобильных генов в канцерогенезе, эволюции и мутагенезе.

Зинаида Донец

Из нашего сообщения о русских ученых-биологах кажется, что ими были только мужчины, но это не так. Зинаида Донец — профессор зоологии и доктор наук Ярославского государственного университета. Девушка обучалась в Киевском государственном университете. Защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Написала множество работ по исследованию фауны и экологии паразитов рыб. Опубликовала более 100 работ в научных журналах.

русские великие ученые биологи

Другие имена

Стоит отметить, что русские ученые-биологи и их открытия не всегда оценивались по достоинству. Есть много исследователей, о которых знают лишь те, кто тоже связал свою жизнь с этой наукой. Например, стоит упоминать имя Николая Кольцова — русского биолога, который считается основоположником экспериментальной биологии. Он первым создал гипотезу о молекулярном строении хромосом и их матричной репродукции. Открытие было сделано в 1928 году. Таким образом, этот выдающийся ученый предвосхитил все базовые положения современной биологии и генетики.

Нельзя не отметить русского естествоиспытателя Климента Тимирязева. Родился он в 1843 году. Является открывателем закономерностей фотосинтеза. Открыл и обосновал процесс влияния света на образование органических веществ в слоях растения.

Четвериков Сергей является талантливым советским генетиком, которого по праву считают одним из основоположников популяционной и эволюционной генетики. Это один из первых исследователей, который нашёл взаимосвязь между закономерностями отбора особей в популяции и скоростью динамики в эволюционных процессах.

Александр Тихомиров является русским ученым, который открыл искусственный партеногенез. А ведь это явление считается важнейшим разделом учения об индивидуальном развитии живого существа. Внес большой вклад в развитие шелководства в нашей стране.

сообщение о русских ученых биологах

Вот мы и рассмотрели информацию кратко о русских ученых-биологах и их открытиях. Однако хотелось бы ещё упомянуть несколько имён, о которых знают очень мало людей.

Стоит упомянуть Ивана Гмелина — участника Великой Северной экспедиции и натуралиста. Ученый является академическим исследователем Сибири, этнографом и ботаником. Описал более 500 видов растений Сибири. Там же прошел более 34 000 км. Написал объемный труд о флоре края.

Николай Турчанинов — первый ученый, который описал фауну Забайкалья и Прибайкалья. Собрал огромный частный гербарий. Описал всего более 2000 видов растений со всего мира. Является наиболее значимым исследователем азиатской флоры.

Также стоит упомянуть имя Андрея Фаминцына, который является открывателем семиотической природы лишайников. Также открыл симбиоз водорослей и радиолярий. Глобально исследовал искусственное освещение для растений.

На этом и завершим рассмотрение биографий русских ученых-биологов и их открытий (кратко). Мы упомянули все самые значимые имена, без которых представить русскую биологию просто невозможно. Однако, несмотря на это, есть еще множество ученых, вклад в развитие этой науки которых просто неоценим. Русские ученые-биологи достойны внимания, ведь они буквально создали базовые принципы современной науки и фактически заложили первые основы.

Знать эти имена должен каждый человек хотя бы потому, что биология — это наука о самой жизни. Подводя итоги статьи, хочется еще раз выразить уважение русским ученым-биологам, благодаря которым мы имеем возможность изучать целостную комплексную науку. Помните, что этими именами можно и нужно гордиться. Конечно, важен вклад ученых со всего мира, но мы должны знать и уважать своих собственных героев.

На чтение 5 мин Обновлено

Сообщение о Роберте Гуке 5 класс по биологии может использовать чтобы рассказать о жизни и открытиях ученого.

Краткое сообщение о Роберте Гуке 

Роберт Гук был известным английским ученым, он проделал огромную работу по микробиологии (в которую вошли зарисовки различных природных объектов под микроскопом). Гук ввел термин «клетка» для определения наименьшей частицы живого.

Гук вместе с Робертом Бойлем создал вакуумный насос, который использовался в экспериментах Бойля с газами.

Гук внес вклад в целый ряд научных областей, включая полет насекомых, свойства газов и понимание дыхания. Также он предложил волновую теорию света; доказал, что материал расширяется при нагревании; он предположил, что воздух, которым мы дышим, состоит из крошечных частиц с большими промежутками между ними.

Роберт Гук родился 18 июля 1635 года в Великобритании. В семье было четверо детей. Его отец умер в 1648 году, оставив Гоку 40 фунтов стерлингов (большие деньги в то время). Он переехал в Лондон, чтобы стать учеником художника, но вскоре бросил учебу и поступил в Вестминстерскую школу. В 1653 году Гук отправился к Оку.

В 1655 году Гук начал работать на ученого Роберта Бойля. Его попросили разработать и изготовить специальные воздушные насосы для одного из экспериментов Бойля, который в конечном итоге привел к открытию закона Бойля. Он работал с Бойлем семь лет, а затем, в 1662 году, в возрасте 27 лет, стал куратором экспериментов в Королевском обществе. Гук был избран членом Королевского общества в 1663 году.

Гук работал в широком спектре научных областей, включая микробиологию, физику и геометрию, а также был очень опытным архитектором. Он наиболее известен своими работами по упругости (которые привели к открытию закона Гука), а также по микроскопии и астрономии.

В 1965 году Гук опубликовал книгу под названием Micrographia, которая стала чрезвычайно успешным изданием. Микрография означает «маленькие рисунки» и включает в себя множество набросков того, что Гук видел в свой микроскоп, например, блох, снег, плесень и пробки. Многих не убедили его эскизы, так как они думали, что все это выглядело слишком странно, чтобы быть правдой! Он считал, что клетки — это части каждого живого существа. Это открытие также привело Гука к предположению, что окаменелости были остатками вещей, которые когда-то были живыми.

Роберт Гук вклад в биологию

В 1678 году Гук опубликовал «Весенние лекции», в которые он включил свое открытие «закона упругости», известного как закон Гука, который гласит, что «растяжение пружины пропорционально приложенной к ней силе».

Гук сделал много наблюдений и открытий относительно планет, в том числе то, что Юпитер вращается вокруг своей оси, и он первым заметил его Большое красное пятно. Он также сделал много рисунков Марса и предположил, что Луна и Земля вращаются вокруг Солнца по эллипсу (хотя ему так и не удалось доказать эту теорию). Он использовал григорианский телескоп в наблюдениях.

Гук также оказал огромное влияние на точное хронометрирование часов. В 1657 году он изобрел специальную шестерню, которая слегка подталкивала маятник при каждом его качании. Это предотвратило замедление маятника со временем. Гук также изобрел пружину баланса (в 1660 году), которая также помогала карманным часам сохранять точное время.

Гук был не только успешным ученым, но и уважаемым архитектором. Он спроектировал много зданий, хотя немногие сохранились до наших дней, и принимал активное участие в восстановлении Лондона после Великого пожара 1666 года. Он внес серьезный вклад в градостроительство, предложив новую схему планировки улиц при восстановлении Лондона. Именно архитектурные работы Гука сделали его богатым человеком.

Роберт Гук умер в Лондоне 3 марта 1703 года. Ему было 67 лет.

8 главных фактов о Роберте Гуке

  1.  Гук брал уроки игры на органе.
  2. Портретов Гука не осталось, поэтому сложно точно определить, как он выглядел.
  3. Гук также был архитектором — он зарабатывал большую часть своих денег на проектировании зданий и был назначен инспектором Лондона после Великого пожара 1666 года. Гук спроектировал памятник Великому пожару, который до сих пор стоит в Лондоне, и также считается, что он был главным дизайнером Королевской обсерватории в Гринвиче.
  4. Гук обнаружил, что из клеток состоит все живое.
  5. В 1662 году Гук стал куратором экспериментов в Королевском обществе, и эту роль он выполнял в течение 40 лет.
  6. Гук очень хорошо рисовал, и в молодости отец думал, что он может стать художником.
  7. Многие люди не верили рисункам Гука в то как выглядят вещи под микроскопом, как странно выглядели некоторые предметы.
  8.  Когда Гук с помощью своего микроскопа обнаружил сотовую структуру в пробке, он видел только клеточные стенки (потому что пробка была мертвой тканью дерева), и он ввел термин «клетка» для отдельных частей, которые он видел. Гук улучшил точность своего микроскопа, добавив винтовой механизм фокусировки, а также источник света. Раньше, чтобы сфокусировать что-либо под микроскопом, людям приходилось перемещать рассматриваемый предмет до тех пор, пока они не увидят его должным образом.

Роберт Гук хронологическая таблица

1635 — Роберт Гук родился 18 июля в пресноводном на острове Уайт.
1648 — Отец Гука умирает
1648 — Он посещает Вестминстерскую школу в Лондоне
1653 — Гук учится в колледже Крайст-Черч Оксфордского университета.
1655 — Роберт начинает работать на ученого Роберта Бойла
1660 — Гук открывает «закон Гука»
1660 — Ученый изобретает пружину баланса
1662 — Гук становится куратором экспериментов в Королевском обществе.
1663 — Гук становится членом Королевского общества
1665 — Издана микрофотография
1665 — Гук становится профессором геометрии в Грешем-колледже в Лондоне.
1666 — Гук становится инспектором лондонского Сити
1667 — Изданы лекции весны
1703 — Гук умер 3 марта в возрасте 67 лет в Лондоне.

Для многих из нас ученые-математики — это люди с другой планеты. Они разговаривают на непонятном языке и проводят сложные исследования, но их работа ― это не наука ради науки, а попытка понять и решить насущные человеческие проблемы. Вместе с компанией «Брусника» It’s My City в цикле материалов «Наука в городе» продолжает рассказывать об ученых и доступно объяснять, чем они занимаются на самом деле.

Сегодня вы узнаете про работу кандидата физико-математических наук и сотрудника лаборатории многомасштабного математического моделирования УрФУ Ильи Стародумова. Илья рассказал нам, как высшая математика помогает людям лечить заболевания сердца и влиять на изменения климата, а также объяснил, что общего у ученых и детективов из сериала «Секретные материалы».

fb92147dbf909e5996e39eff9397d672b0f276f5Фото: Игорь Брук / It’s My City

Случайная дорога на матмех

― Я учился в школе с углубленным изучением математики, которая была недалеко от дома. Мне очень повезло с этим, так как наши учителя делали упор на творческие способности детей и всячески поддерживали интерес к знаниям. Был бы класс немного другим или первый учитель менее талантливым, возможно, я не успел бы испытать нужных эмоций в начальной школе и пошел бы совершенно иным путем.

А так еще в первых классах я понял, что существуют особые математические закономерности, и разобравшись в них, научился справляться со сложными на тот момент задачами. Когда такие успехи стали поддерживать учителя, все это мне по-настоящему понравилось. Я стал выигрывать олимпиады, участвовать в математических боях, сдал без подготовки пробный ЕГЭ на 92 балла и понял, что буду поступать на матмех.

Условности решают все

 ― На матмехе я узнал, что многие определения, которые в школе преподносились как постулаты, это научные допущения: можно так, а можно и по-другому. На первом курсе преподаватель написал на доске пример: «Х + 5 = 15» и серьезно предложил найти «X». Все смутились, ведь ответ был очевиден, но оказалось, что все не так просто. Без дополнительных пояснений, что такое «X», что такое «+» и «=», записанное на доске ― всего лишь «закорючки», а ответ на поставленный вопрос зависит от того, какой смысл в них заложен и какие условности они подразумевают. 

В привычном понимании мы решили бы, что корень уравнения равен десяти. Но если, например, предварительно считать, что «Х» ― это только нечетные числа, то решение найти не получится. А может оказаться, что «+» ―  это не привычное нам сложение, а обозначение операции с цифрами, тогда решением «Х + 5 = 15» может быть «Х=1». То есть необходимо четко определить, что такое «Х», что такое «5», что такое «+» и так далее. В противном случае ответ может получиться каким угодно.

ae7087fba77b9074de3955836fa6ce4489556ae7Фото: Игорь Брук / It’s My City

Когда начинаешь понимать, что одни символы больше подходят для какой-то задачи, а другие меньше, это переносится и на более сложные представления в работе не только с числами, но и с функциями, и с обобщениями функций. С накопленным арсеналом появляется возможность формулировать теории, а в рамках теории ― прикладные математические модели. Если изначально правильно подобрать базовую систему условностей, то можно прийти к очень интересным выводам.

Работая с информацией, нужно раскладывать ее по полочкам

― Математическое моделирование, которым я увлекся, ― очень широкая научная область. Любой человек, когда пытается принять решение, тоже занимается моделированием. В этот момент он моделирует ситуацию, исходя из своего житейского опыта. Математическое моделирование отличается от житейского тем, что его инструментарий строится на математическом аппарате, а не на ощущениях или привычках. 

Строгость аппарата диктует свои требования: так, работая с информацией, нужно раскладывать ее по полочкам. То есть после знакомства с проблемой ― определять подходящие базовые уравнения и закономерности, потом оценивать количественные величины, находить ограничения, потенциальные ошибки. И только после этого формулировать математическую задачу: выводить единое уравнение или систему уравнений и искать решение.

Например, если рассматривать вопрос «купить квартиру или подождать» с точки зрения математического моделирования, то сначала нужно определить для себя критерии принятия решений, исследовать все данные рынка, их динамику, потом сформулировать математическую задачу, превратив собранную информацию в систему уравнений, а после искать желанный ответ в решении этой системы.

19d307527da2c290ee013dd4a0fb512ffca3264bФото: Игорь Брук / It’s My City

Для сложных математических расчетов у меня есть 64-ядерный компьютер. Он выглядит как обычный персональный, но там очень мощный процессор, больше оперативной памяти и особая система охлаждения. Такую же установку используют, может быть, профессионалы по компьютерной графике. Но компьютер — не обязательное условие создания моделей. Знаменитое уравнение Эйнштейна E=mc² ― это тоже моделирование, и для него была нужна лишь ручка и бумага.

Математика и болезни сердца

― Сегодня математические модели могут помочь и в лечении болезней. Например, сердечных заболеваний, вызванных стенозом (сужением коронарной артерии), чаще всего происходящим из-за скопления холестериновых бляшек. Когда артерия сужена, ее пропускная способность падает и в сердце поступает меньше крови, чем это необходимо. Для лечения этого недуга используют либо специальные лекарственные препараты, либо сложную операцию: устанавливают в артерию специальный стент ― маленькую сеточку, которая расширяет сосуд. Процедура это очень дорогая и рискованная.

Делать операцию или нет ― решает врач, а для этого, как правило, предварительно проводит другую процедуру: помещает внутрь сосудов датчики, с помощью которых измеряет, насколько стеноз препятствует кровотоку. Такая проверка тоже имеет свои риски, поэтому около десяти лет назад вместо нее начали разрабатывать систему математического моделирования кровотока в коронарных сосудах на основе данных неинвазивной диагностики (без хирургического вмешательства —прим. ред.). 

Для моделирования кровотока пациенту в самом начале проводят обычную компьютерную томографию сердца, а потом переносят полученные данные в специальную программу, которая конструирует геометрическую модель всех основных коронарных сосудов и производит симуляцию тока крови в них. С помощью такого решения можно достаточно точно, быстро и безопасно для пациента оценить, нужно ли хирургическое вмешательство.

7410875aad9ac2603aa2e35522d9f2e305415eb9Фото: Игорь Брук / It’s My City

Такие модели мы сейчас исследуем в сотрудничестве с коллегами из Уральского медицинского университета. Однако на многие вопросы, связанные с физиологией сердца и механикой сосудов, ни у медиков, ни у биологов нет однозначных ответов. Поэтому моделирование становится еще и способом подтвердить или опровергнуть теоретические гипотезы. Мы идем от простого к сложному: берем за основу уравнение Навье — Стокса (уравнения для описания несжимаемой жидкости — прим. ред.), классические модели реологии (раздел физики, изучающий свойства текучести — прим. ред.) и постепенно модифицируем их с учетом специфики коронарного кровотока.

Результаты моделирования мы обсуждаем с практикующими врачами: показываем вычисленные величины, закономерности, а они говорят, похожи ли наши выводы на правду.

Математические модели, прогнозирующие изменения климата

― Математические модели применяются и для решения глобальных проблем. Сегодня, например, многих волнует изменение климата Арктической зоны ― места, от которого во многом зависит жизнь на всей планете. Обычно прогнозы строятся на анализе многолетних наблюдений. Мы использовали для данной задачи многомасштабное моделирование, которое позволяет использовать не среднестатистические показатели, а полноценную физическую теорию как на микроуровне (например, при исследовании структуры льда и его термодинамических характеристик), так и на макромасштабах ледяных покровов (например, если речь идет о поглощении/отражении солнечной радиации). Понятно, что структура льда влияет на макропроцессы, а макропроцессы — на изменения в этой структуре. Но в этом и суть моделирования, когда разноуровневые сущности связываются через общие переменные.

Многомасштабное моделирование ― ресурсоемкий подход. Но он обладает важным преимуществом перед статистическими методами: более высокой детализацией и обоснованностью результатов. Климатические изменения могут идти почти незаметно в течение нескольких десятилетий или даже веков, а затем проявить себя резко и интенсивно. Статистика за несколько лет их может не уловить.

20ee800dec6ee94d79a8cf55be15893f3d800bfaФото: Игорь Брук / It’s My City

Что общего между учеными и героями сериала «Секретные материалы»

― Я уверенно могу сказать, что математиками становятся, а не рождаются. У всех детей свои предрасположенности, но говорить, к чему они есть, а к чему их нет ― очень сложно. Вместо этого разумнее помогать ребенку развиваться и поощрять его трудолюбие. Опасно говорить кому-то в детстве: «Это не твое». Если предрасположенности к математике нет в каком-то возрасте, это не значит, что она никогда не появится. Ее точно не будет только в одном случае: если напрочь отбить у ребенка интерес к этой науке, а значит ― и к самой сути всех вещей.

Высшая ценность для ученых ― познание мира. Но разве с этой задачей в голове просыпаются ежедневно большинство людей на земле? Конечно, нет, для обычного человека ученый ― это чудик не от мира сего, примерно, как агент Малдер в известном сериале «Секретные материалы». Для этого персонажа раскрытие истины ― главная цель, смысл жизни. При этом окружающие считают его ненормальным за неординарность мыслей и поступков. 

Система ценностей ученых помогает им избегать конъюнктурных выводов, которые порой проще и удобнее делать. Также она дает возможность не зацикливаться на привычном и отыскивать истинные объяснения происходящего вокруг нас, предлагать наиболее действенные, а не выгодные решения насущных проблем. Из-за этого исследовательская романтика почти всегда конфликтует с зарабатыванием денег. С другой стороны, сами исследования становятся все амбициознее и требуют немалых финансовых ресурсов. 

Каким должен быть компромисс? Как избежать профессионального выгорания и появления псевдо-исследователей, которых интересует только финансовая сторона их работы? Эти вопросы стоят перед всей мировой наукой, и чем технологичнее становится наша жизнь, тем важнее получить на них ответ.

Партнерский материал

Инфоурок

Биология
ПрезентацииПрезентация по биологии «Русские ученые-биологи их открытия»

ИМИ ГОРДИТСЯ РОССИЯ

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ИМИ ГОРДИТСЯ РОССИЯ

    Описание слайда:

    ИМИ ГОРДИТСЯ РОССИЯ

  • 2 слайд

    Биология (от греч. биос — жизнь, логос — слово, наука) — это комплекс наук

    Описание слайда:

    Биология (от греч. биос — жизнь, логос — слово, наука) — это комплекс наук о живой природе. 
    До XIX века понятия «биология» не существовало, а тех, кто занимался изучением природы, называли естествознателями, натуралистами.
    Сейчас этих ученых именуют родоначальниками биологических наук.
    Узнаем о тех, которые были отечественными  учеными-биологами повлиявшими на развитие биологии как науки и положившие начало новым её направлениям, а также познакомимся с учеными-биологами современности.

  • 3 слайд

    Вавилов Николай Иванович(1887-1943) . Наши ученые-биологи и их открытия

    Описание слайда:

    Вавилов Николай Иванович
    (1887-1943)

    .
    Наши ученые-биологи и их открытия известны всему миру. Среди самых знаменитых — Николай Иванович Вавилов, советский ботаник, географ, селекционер, генетик. Этому человеку принадлежит учение об иммунитете растений, а также об их происхождении из мировых центров. Вавилов Николай Иванович открыл закон о наследственном изменении организмов и о гомологических рядах. Он создал самую внушительную коллекцию семян различных культурных растений в мире. Это ученый, имя которого прославило нашу страну.

    «Мне не жалко отдать жизнь ради самого малого в науке»

  • 4 слайд

    Ковалевский Александр Онуфриевич(1842-1883)Александр Онуфриевич Ковалевский,

    Описание слайда:

    Ковалевский Александр Онуфриевич
    (1842-1883)
    Александр Онуфриевич Ковалевский, доктор философии, эмбриолог, биолог и геолог. Изучал морских животных, предпринимал экспедиции на Красное, Каспийское, Средиземноморское и Адриатическое моря. Создал Севастопольскую морскую биостанцию и долгое время был её директором. Внес огромный вклад в аквариумистику.
    Александр Онуфриевич изучал эмбриологию и физиологию беспозвоночных. Стал одним из создателей эволюционной эмбриологии и гистологии. Установил новый тип животных Хордовые.
    «..Он жил, чтобы исследовать, а не исследовал, чтобы жить..»

  • 5 слайд

    Мечников Илья Ильич(1845-1916) Наши ученые биологи и их открытия были

    Описание слайда:

    Мечников Илья Ильич
    (1845-1916)
    Наши ученые биологи и их открытия были по достоинству оценены в мире. Илья Ильич Мечников 1908 году стал лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины. Открыл внутриклеточное пищеварение, клеточный иммунитет, доказал с помощью методов эмбриологии общее происхождение позвоночных и беспозвоночных.
    Работал над вопросами эволюционной и сравнительной эмбриологии и вместе с Ковалевским стал родоначальником этого научного направления. Труды Мечникова имели большое значение в борьбе с инфекционными заболеваниями, тифом, туберкулезом, холерой. Ученый создал русскую школу иммунологии, микробиологии, патологии.
    «Человек с помощью науки в состоянии исправить несовершенство своей природы»

  • 6 слайд

    Павлов Иван Петрович(1849-1936)Первым русским нобелевским лауреатом в област

    Описание слайда:

    Павлов Иван Петрович
    (1849-1936)
    Первым русским нобелевским лауреатом в области медицины
    стал Павлов Иван Петрович за работу о физиологии пищеварения. Великий русский биолог и физиолог стал создателем науки о высшей нервной деятельности. Он ввел понятие о безусловных и условных рефлексах.
    Он изучал физиологию животных в Петербургском университете. Павлов с помощью хирургических методов 10 лет подробно изучал физиологию пищеварения и за эти исследования получил Нобелевскую премию. Следующей областью интересов стала высшая нервная деятельность, изучению которой он посвятил 35 лет.
    «Наука имеет отечество, и ученый обязан его иметь. Я – русский. И мое отечество здесь, чтобы с ним не было..»

  • 7 слайд

    Александр Иванович Опарин (1894-1980) Русский биолог и биохимик, отмеч

    Описание слайда:

    Александр Иванович Опарин
    (1894-1980)
    Русский биолог и биохимик, отмечен за вклад в теорию происхождения жизни на Земле и, в частности, в теорию так называемого «первичного супа» эволюции из углеродных молекул. Опарин был первым, кто разоблачил существование первых живых существ — предваряющих клетки, которые он назвал «коацерватами». С другой стороны, он также посвятил большие усилия энзимологии и помог развить основы промышленной биохимии в Советском Союзе.
    Александр Иванович Опарин получил множество наград за свою работу и, как известно, является «Дарвином двадцатого века».
    «Жизнь – это одна из стадий эволюции Вселенной»

  • 8 слайд

    Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) Это знаменитый русский биолог-эвол

    Описание слайда:

    Сеченов Иван Михайлович
    (1829-1905)

    Это знаменитый русский биолог-эволюционист, физиолог и просветитель. Ученый исследовал головной мозг и обнаружил центр, вызывающий торможение центральной нервной системы, доказал влияние мозга на мышечную деятельность. Написал классический труд «Рефлексы головного мозга», где сформулировал мысль, что акты сознательные и бессознательные совершаются в виде рефлексов. Представил мозг как компьютер, который управляет всеми процессами жизнедеятельности. Обосновал дыхательную функцию крови. Ученый создал отечественную школу физиологии
    «Организм не может существовать без окружающей среды, дающей ему энергию»

  • 9 слайд

    Пирогов Николай Иванович (1810-1881)Русский хирург и анатом, естествоиспытате

    Описание слайда:

    Пирогов Николай Иванович (1810-1881)
    Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основатель анестезии. Когда в 1853 году началась Крымская война, Николай Иванович счел своим гражданским долгом отправиться в Севастополь. Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории медицины применил гипсовую повязку, которая позволила ускорить процесс заживления переломов и избавила многих солдат и офицеров от уродливого искривления конечностей. По его инициативе в русской армии была введена новая форма медицинской помощи — появились сестры милосердия. Таким образом, именно Пирогов заложил основы военно-полевой медицины, а его использовали советские хирурги и в годы Великой Отечественной войны. 
    «Жить на белом свете – значит постоянно бороться, и постоянно побеждать..»

  • 10 слайд

    Иван Владимирович Мичурин(1855-1935)Русский биолог и селекционер, создатель

    Описание слайда:

    Иван Владимирович Мичурин
    (1855-1935)
    Русский биолог и селекционер, создатель многих сортов плодово-ягодных культур. Автор более 300 сортов яблок, груш, слив, винограда, абрикосов, ежевик, смородины и табака.
    «Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся..»

  • 11 слайд

    Николай Константинович Кольцов (1872-1940) Крупнейший российский биолог,

    Описание слайда:

    Николай Константинович Кольцов
    (1872-1940)
    Крупнейший российский биолог, один из создателей отечественной школы экспериментальной биологии, один из «отцов-основателей» молекулярной биологии, автор основополагающей идеи матричного синтеза хромосом, первым сформулировавший понятия как биоматрицы, так и эпигенетики. Ему же принадлежит гипотеза о химическом и радиационном мутагенезе как факторах изменения генома и движителях эволюции. Наследник его института — современный Институт биологии развития РАН носит имя Кольцова.

  • 12 слайд

    Дробышевский Станислав ВладимировичРоссийский антрополог и популяризатор науч

    Описание слайда:

    Дробышевский Станислав Владимирович
    Российский антрополог и популяризатор научного мировоззрения. Кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Научный редактор портала Антропогенез.ру. Писатель, автор научных и научно-популярных книг, автор ряда учебных пособий для студентов, публикаций в периодических научных изданиях и научных монографий.
    «За последние 25 тысяч лет мозги человека усохли на 100 грамм. Люди очень быстро теряют то, что наращивали 7 млн лет. У нас просто нет задач, для которых нужен более развитый интеллект..»

  • 13 слайд

    Дубынин Вячеслав АльбертовичДоктор биологических наук, профессор кафедры физи

    Описание слайда:

    Дубынин Вячеслав Альбертович
    Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Работает ведущим научным сотрудником кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
    Входит в состав Федерального экспертного совета Министерства образования РФ (секция «Школьные учебники по биологии»).
    «Если нет тигра за углом, то нет и прорывов в эволюционном развитии..»

  • 14 слайд

    Анохин Константин ВладимировичРоссийский нейробиолог, доктор медицинских наук

    Описание слайда:

    Анохин Константин Владимирович
    Российский нейробиолог, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН. Директор Института перспективных исследований мозга МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий лабораторией нейробиологии памяти НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина.
    «Наш мозг — это огромная сеть. Она очень похожа на сеть огней в большом городе или сеть интернета, социальную сеть..»

  • 15 слайд

    Панчин Александр ЮрьевичРоссийский биолог, популяризатор науки, научный журна

    Описание слайда:

    Панчин Александр Юрьевич
    Российский биолог, популяризатор науки, научный журналист, писатель и блогер. Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации имени А. А. Харкевича РАН. Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой. Член совета просветительского фонда «Эволюция». Лауреат премии «Просветитель» за книгу «Сумма биотехнологии». В 2017 году вошёл в список «75 самых уважаемых людей страны» по версии журнала «Русский репортёр». Финалист премии «За верность науке — 2017». В 2018 году вышла новая книга Александра «Защита от тёмных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений»…
    «Человека с узким кругозором легко увлечь лженаукой..»

  • 16 слайд

    Татьяна Черниговская Советский и российский учёный в области нейронауки и пси

    Описание слайда:

    Татьяна Черниговская
    Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ. Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.
    «Мозг работает на максимальных оборотах, именно потому, что ему нужно делать трудную работу. Трудная работа для мозга – это лекарство и наше долголетие..»

  • 17 слайд

    Олег Павлович Балановский (1977-2021)Российский учёный-генетик, доктор биоло

    Описание слайда:

    Олег Павлович Балановский
    (1977-2021)
    Российский учёный-генетик, доктор биологических наук, руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН. Профессор РАН. Автор двух монографий: «Русский генофонд на Русской равнине» и «Генофонд Европы» — и свыше 80 научных статей, в том числе опубликованных в таких журналах мирового класса, как Science и Nature.
    «Был бы спрос на мифы, а уж ниточка найдется..»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ о ученом биологе 5 класс

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ о ученом биологе 5 класс

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 50 человек из 29 регионов

Рассказ о ученом биологе 5 класс

  • Сейчас обучается 59 человек из 25 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.

Тема:
Биология – наука о жизни

Похожие материалы

  • Внеклассное мероприятие по биологии: «В мире растений»

  • Рабочая программа по биологии 10 класс В.В. Пасечник ФГОС

  • Презентация по биологии в 8 классе «Химический состав клетки»

  • Проект «История малой родины!»

  • Тестовая работа по биологии 8 класс (интеллектуальные нарушения) по теме «Насекомые»

  • Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 8 классе (2 ч/нед)

  • Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе (1 ч/нед)

  • Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 5 классе (1 ч/нед)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446330 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

Биография

12 февраля 1809 года в небольшом городе Англии под названием Шрусбери в семье богатого врача появился на свет будущий учёный Чарльз Дарвин. Очень рано, в возрасте около 8 – ми лет мальчик остался без матери, она умерла, и отец стал единственным воспитателем Чарльза и его сестры Каролины.
После окончания школы, отец, мечтавший о продолжении своего дела, направляет юношу на учёбу в Эдинбургский университет на медицинский факультет. Выучившись и сделав несколько операций, молодой врач понимает, что медицина – не его призвание.

Состоятельный дедушка Чарльза по линии матери Джозайя Веджвуд был далеко не последним человеком в обществе. Он являлся известным философом, выдающимся врачом и литератором. Любящий дед материально поддерживает внука и желает видеть его священником. Зависящий от деда, он направляется на учёбу в Кембридж.

Образование

В 1825 году Дарвин поступает в Эдинбургский университет, где изучает сначала медицину, а затем таксидермию, естественную историю. В это время Чарльз участвовал в экспедиции в Южную Америку, ассистировал Р. Э. Гранту, посещал лекции Р. Джемсона.

В 1828 году Дарвин по настоянию отца поступил в колледж Христа Кембриджского университета для получения сана священника Англиканской церкви. В годы учебы Чарльз начал тесно общаться с профессором ботаники Д. С. Генслоу, увлекся трудами У. Пэйли, Гершеля, А. фон Гумбольта.

Кругосветное путешествие

Врождённое любопытство и тяга путешествовать звали Чарльза в дорогу. В 1831 году он отправляется на 5 лет в экспедицию по южным морям для проведения испытаний по океанографии.

Из этой поездки молодой человек привёз большое количество экспонатов флоры и фауны, собранных у берегов Австралии, Африки и Южной Америки, на Галапагосских островах. Над ними он работал до конца жизни.

На «Бигле» он сильно заболел, что навсегда положило конец экспедициям.

Детские годы

Чарльз был одним из шести детей. С детства любил природу. В 8 лет был принят в Шрюссерберскую среднюю школу, где изучал словесность, религию. Данные предметы не вызывали интереса у будущего исследователя, поэтому наставники не возлагали на него надежд.

В это время мальчик приобщился к коллекционированию, а в дальнейшем к охоте. Изучение химии не оставило Дарвина равнодушным, он с усердием постигал данную дисциплину.

Теория Дарвина

Считается, 1859 год стал годом создания лучшего творения ученого с мировым именем о естественном отборе и создании новых видов.

Такое утверждение быстро набирает обороты и продаётся молниеносно. Некоторые учёные не согласны с этой работой, так как она не подтверждала легенду Библии.

В своих научных трудах естествоиспытатель доказал, что эволюцией управляют законы природы, ведь в условиях борьбы за выживание всегда выходят победителями сильнейшие. Передавая приобретённые свойства своим наследникам, образуются новейшие виды. Происходит так только при условии наличия определённых устойчивых качеств.

Примером может служить свойство хорошо видеть и ориентироваться в темноте, оно передаётся потомству и со временем делается (для данного вида) обязательным. Это явление получило название «Дарвинизм».

Эволюционное учение

По окончании кругосветного путешествия, Чарльз Дарвин принимается за написание книги «Происхождение видов», посвящённой эволюции органического мира. В теорию эволюции Дарвина вошли основные положения:

  • Всех живых существ на планете Земля никто никогда не создавал. Они возникли естественным образом.
  • Всё живое эволюционирует, имеет древнейших предков, совершенствуясь со временем благодаря условиям окружающего мира.
  • Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
  • Органический мир подчиняется естественному отбору – выживают наиболее приспособленные, сильные, здоровые.
  • Эволюция приводит к многообразию видов живых существ.
  • Всё живое имеет свойство размножаться в геометрической прогрессии.

Достижения Дарвина

Самым большим достижением великого учёного являются научно обоснованные труды: 1859 год – по теме «Появление нового вида методом естественного отбора или сохранение благоприятного вида породы в битве за выживание»; 1868 год –об «Влиянии одомашнивания на изменение животного и растения»; 1871 год – о «Появлении людей в следствии полового отбора»; 1872 год – «О проявлениях эмоций у людей и животных»; 1880 год – «Результат само- и перекрестного опыления».

Его работы были отмечены наградами всех европейских стран, а в Лондоне создан исторический музей памяти Дарвина.

Интересные факты

  • Дедушка Дарвина, Эразм Дарвин, был известным английским врачом, натуралистом и поэтом.
  • Во время кругосветного путешествия Дарвин побывал на островах Зеленого Мыса, в Уругвае, Аргентине, побережье Бразилии, на Тенерифе, в Тасмании и др.
  • В 1839 году Чарльз Дарвин женился на Эмме Вэджвуд, за годы совместной жизни у них было десять детей.
  • За значительный вклад в науку Дарвин был отмечен огромным количеством наград, среди которых – золотая медаль от Лондонского королевского общества (1864).

Типы полового отбора

Вклад Чарльза Дарвина в биологию состоит и в том, что, помимо выдвижения теории о половом отборе, он смог ее конкретизировать, выделив два типа этого механизма эволюции. Первый тип, иначе называемый соперничеством «самец-самец», – это состязание особей мужского пола за внимание самок. Такой тип соперничества помогает самцам развивать наиболее адаптивные признаки: например, большие рога, крепкие копыта. Вторая форма – это выбор самкой партнера для спаривания. В таком случае те черты, которые самки предпочитают в самцах, получают наибольшее распространение в популяции.

Рассматривая вклад Чарльза Дарвина в биологию, нельзя не упомянуть его слова о том, что предпочтения самок можно сравнить с действиями по выведению новых пород животных у людей. Ученый говорил: «У каждого животного есть определенные черты, индивидуальные отличия. Точно так же, как человек может выводить понравившийся вид домашних птиц, так и предпочтения самок во внешности самцов практически однозначно приведут к изменению и модификации признаков в популяции. Эти изменения могут достигать с течением времени любых масштабов, которые будут совместимы с жизнью вида».

Любопытные факты, или интересное о Дарвине

  1. Маленький Чарльз, с детства интересующийся окружающим миром, должен был пойти по стопам отца и изучать медицину или же посвятить рабочую деятельность церкви, став священником. Но не получилось ни с тем, ни с другим.
  2. В кругосветное путешествие натуралист отправился отнюдь не в качестве любителя природы: его пригласили просто приятно скоротать время за джентльменскими разговорами. Кстати, «кругосветка», запланированная на пару лет, затянулась на целых пять.
  3. К вопросу брака учёный подошел с настоящей научной рациональностью, расписав все «плюсы» и «минусы» возможной супружеской жизни с кузиной. Женился он только потому, что преимуществ оказалось количественно больше.
  4. Один из самых известных трудов исследователя «Происхождение видов» первоначально назывался «Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь».
  5. Заядлый природолюбитель очень любил… есть животных, особенно редких. Во время своего продолжительного заплыва на корабле, учёный употреблял в пищу пум и черепах, игуан и даже страусов. Но любимым лакомством Дарвина были грызуны агути — он не раз говорил об их особых вкусовых качествах.
  6. До конца своих дней ученый оставался агностиком и никогда не отрекался от своих взглядов.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

4.Формирование синтетической теории эволюции.

Проблема наследования изменений была ключевой для судьбы дарвиновской теории. Во времена Дарвина господствовали представления о слитной наследственности. Наследственность объяснялась слиянием «кровей» предковых форм. «Крови» родителей смешиваются, давая потомство с промежуточными признаками. Именно с этой позиции выступал против теории Дарвина математик Ф. Дженкин. Он считал, что накопление благоприятных уклонений невозможен, так как при скрещивании они растворяются, разбавляются, становятся пренебрежимо малыми и, наконец, исчезают вовсе. Дарвин, который нашел ответы на большинство возражений против своей теории, выдвинутых его современниками, этим возражением был поставлен в тупик.

Выход из этого тупика давала теория корпускулярной, дискретной наследственности, созданная Грегором Менделем (1822—1884). Наследственность дискретна. Каждый родитель передает своему потомку одинаковое количество генов. Гены могут подавлять или модифицировать проявления других генов, но не способны изменять информацию, записанную в них. Иначе говоря, гены не изменяются при слиянии с другими генами и передаются следующему поколению в той же форме, в какой они получены от предыдущего. В случае неполного доминирования мы действительно наблюдаем у потомков первого поколения промежуточное проявление признаков родителей. Но во втором и последующих поколениях родительские признаки могут вновь проявиться в неизменном виде.

В 1920-х годах был осуществлен синтез дарвинизма и генетики. Решающую роль в осуществлении этого синтеза сыграл выдающийся отечественный генетик С.С. Четвериков. На основании своих работ по анализу природных популяций он пришел к пониманию механизмов накопления и поддержания индивидуальной изменчивости. Одновременно с С.С.Четвериковым к синтезу идей корпускулярной генетики с классическим дарвинизмом пришли Р. Фишер, Дж. Холдей н и С.Р.Райт. Крупный вклад в формирование современной синтетической теории эволюции внесли зоолог Э. Майр и палеонтолог Дж. Симпсон. Теория естественного отбора была развита в трудах выдающегося отечественного ученого И. И. Шмальгаузена. Основы экологии, биогеографии, филогенетической систематики и этологии (науки о поведении животных), заложенные в трудах Дарвина, развились в самостоятельные науки и, в свою очередь, внесли важнейший вклад в формирование современных представлений о путях, механизмах и закономерностях эволюции. Важнейшие успехи эволюционной биологии в последние годы были достигнуты, благодаря активному применению в эволюционных исследованиях идей и методов молекулярной генетики и биологии развития.

Как другие ученые приняли концепцию Дарвина

Однако вклад Дарвина в развитие биологии не был по достоинству оценен учеными того времени. Например, теорию полового отбора принял биолог и статистик Р. И. Фишер с несколькими коллегами. Причиной того, что многие идеи не были восприняты обществом того времени, были патриархальные нравы. Ведь Дарвин жил в викторианскую эпоху, и его теория полового выбора практически не принималась во внимание, так как наделяла самок большой ролью в процессе эволюции. Сравнительно до недавнего времени данная теория не принималась учеными.

Как образуются новые виды

В первую очередь, это разница в местообитаниях. Также это разница брачной окраски, несходство брачных ритуалов, отсутствие жизнеспособности у межвидовых гибридов. На начальных стадиях процесса видообразования ареал вида животных, являющийся предковым, разделяется на несколько изолированных друг от друга популяций. В этих отделенных друг от друга группах и накапливаются межвидовые различия. По прошествии некоторого времени эти популяции могут еще раз вступить между собой в контакт. Если при этом возникнет гибридизация, то это потомство должно быть менее приспособленным, чем родительские формы. Через какое-то время гибридизация останавливается, и процесс видообразования считается завершенным. Так предсказывает разработанная Чарльзом Дарвином теория эволюции.

Половой отбор

Вклад Дарвина в биологию состоит и в том, что именно он выдвинул оригинальную для своего времени идею о половом отборе в природе. В настоящий момент накоплено огромное количество доказательств в пользу этой теории. Дарвин понял, что у животных есть немало характеристик, которые не могут быть объяснены лишь адаптацией к условиям окружающей среды.

К примеру, роскошные перья у некоторых типов птиц (к примеру, у павлина) не могут быть названы адаптивными. Кроме того, такое оперение делает птицу еще более уязвимой для хищных животных. Также оно требует поступления в организм дополнительных питательных веществ с целью поддержания формы и окраски оперения. Ученый пришел к выводу, что эволюция, скорее, является проблемой размножения, нежели вопросом выживания видов. Любые признаки, которые передаются по наследству, и являются преимуществом в процессе спаривания, имеют тенденцию к распространению в популяции животных.

Трансформизм и креационизм

Англичанин М. Хейл в 1677 году впервые употребил термин «эволюция» (от лат. «развертывание»). Он обозначил им единство исторического и индивидуального развития организмов. В биологии в 18 веке появился трансформизм. Это учение о том, как изменялись различные виды растений и животных. Оно было противопоставлено креационизму, согласно которому бог создал мир, и все виды остаются неизменными. К сторонникам трансформизма относится французский ученый Жорж Бюффор, а также английский исследователь Эразм Дарвин. Первую теорию эволюции предложил Жан-Батист Ламарк в своем труде 1809 года «Философия зоологии». Однако истинные ее факторы вскрыл именно Чарльз Дарвин. Вклад в биологию этого ученого неоценим.

Механизм эволюции

По Дарвину, неизбежным результатом наследственной изменчивости и борьбы за существование является выживание и воспроизведение новых организмов, которые наиболее приспособлены к обитанию в соответствующей среде. А в ходе эволюции происходит гибель неприспособленных, то есть естественный отбор. Механизм его действует в природе аналогично селекционерам, то есть складываются неопределенные и незначительные индивидуальные различия, из которых затем формируются необходимые приспособления у организмов, а также различия между видами.

Обо всем этом, а также о многом другом говорил и писал Чарльз Дарвин. Вклад в биологию, кратко описанный, не ограничивается тем, о чем мы рассказали. Однако в общих чертах были охарактеризованы основные его достижения. Теперь вы можете подробно рассказать о том, какой вклад в биологию внес Дарвин.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Рассказ о увлечение футболом
  • Рассказ о тюмени для 2 класса окружающий мир
  • Рассказ о учителях митрофанушки
  • Рассказ о университете на английском с переводом
  • Рассказ о туре хейердале география 5 класс