Рассказ о творчестве булата окуджавы

25 июля - день памяти актера, поэта и певца владимира высоцкого. его творческая жизнь - это более 600 песен и

25 июля — день памяти актера, поэта и певца Владимира Высоцкого. Его творческая жизнь — это более 600 песен и стихов, 20 ролей в театре и около 30 ролей сыгранных в кино.
Популярность Владимира Высоцкого по-прежнему высока, а фильмы с его участием всегда находят место в телевизионной сетке телеканалов. Самые популярные картины с Высоцким — это «Стряпуха», «Короткие встречи», «Служили два товарища», «Вертикаль» и нестареющий фильм братьев Вайнеров — «Место встречи изменить нельзя».

«Он родился в 1938 — но был человеком XXI века» — говорят его друзья и коллеги — те, кто жил и творил с ним в одно время. В этот день в память о певце и поэте они собираются и читают стихи, делятся рассказами, впечатлениями, которые остались навсегда. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале шестидесятых. Его творчество сразу полюбилось обычному человеку. Полноводная река народной любви к Высоцкому не иссякает и сегодня. Песни музыканта звучат даже в космосе — российский космонавт, член экипажа МКС Юрий Маланченко взял на орбиту несколько дисков с записями своего давнего кумира. Среди них — «Золотой диск» с песнями, которые не вышли при жизни автора.

Владимир Высоцкий родился в Москве, «Дом на Первой Мещанской, в конце» — согласно его же свидетельству из песни «Баллада о детстве». После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке («Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном…»), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.

Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это — не мое…», — сказал тогда Владимир Семенович.

Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет «Песню о Правде и Лжи», посвященную Окуджаве.

Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики» и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую «Подводную лодку», о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: «Подводная лодка — это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась.»

Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него «своим театром». «Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: «Я несколько своих песен написал, послушаете?» Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа», — вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов — целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким — прощание Владимира Семеновича со зрителями…

Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого — Золотухина, Демидовой, Филатова.

Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль — Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Тем не менее, этой роли могло и не быть… Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. «Отпусти Володю, снимай другого артиста!». Ей вторил Высоцкий: «Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль.» «Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер», — вспоминает Говорухин.

И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов — не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».

А потом пришла Любовь
Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО — Высоцкий пришел туда после спектакля. «Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это — ты», — так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились.

Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним…» — успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого. «Работать надо!» — была его любимая поговорка.

Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон — 3-4 часа, остальное — работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь. Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики — все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.

Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: «Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью.»

… 25 июля 1980 года. В своей московской квартире на Малой Грузинской улице умер Владимир Высоцкий. Его сердце остановилось между 3.00 и 3.30 часами в результате обширного инфаркта миокарда. За несколько месяцев до кончины во время своего интервью с ведущим Пятигорской студии телевидения Высоцкий сказал, что больше всего хотел бы знать, сколько лет, месяцев, недель, дней, часов творчества ему еще осталось. Тогда никто не знал, что жить ему оставалось чуть более 9 месяцев.

По воле Семёна Владимировича Высоцкого вскрытие не проводилось. Во врачебном свидетельстве причиной смерти была указана острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий.» Ни один человек не сдал обратно билет — каждый хранит его у себя как реликвию…

«Кому сказать спасибо, что — живой!» — написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями…
https://zen.yandex.ru/media/kalendarhistory/25-iiulia-den-pamiati-vladimira-vysockogo-5f1b43ac746117…
Мы предлагаем вам, земляки вспомнить самые известные и крылатые фразы из фильма «Место встречи изменить нельзя», или ваши любимые песни Владимира Высоцкого.

Биография Олега Митяева

Олег Григорьевич Митяев – легендарный бард, стоявший у истоков особого музыкального жанра – авторской песни с ее чистотой, искренностью, теплом и любовью. Музыкант, актер театра и кино, создатель около пяти сотен композиций, включая неофициальный гимн бардовского движения «Как здорово!», а также такие хиты, как «С добрым утром, любимая», «Крепитесь, люди! Скоро лето!», «Дорога», «Француженка».

На фото: Олег Митяев

На фото: Олег Митяев

Народный артист России, член Союза писателей. Выпустил более двух десятков альбомов (как собственного сочинения, так и на стихи других авторов), а также примерно столько же своих поэтических сборников. Лауреат национальных премий «Овация», «Петрополь», «Золотой Граммофон», «Шансон года», а также награды Министерства культуры Италии «Бродский на Искте».

Детство и юность

Будущий поэт и музыкант появился на свет 19 февраля 1956 года в Челябинске. У Олега есть старший брат Вячеслав. Их отец, Григорий Степанович, был рабочим трубопрокатного завода, русским по национальности. Мать, Лидия Яковлевна, мордовка, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Иногда женщина подрабатывала в прачечной детского сада или на кухне в пельменной. Глава семьи периодически «закладывал за воротник», поэтому Олег питал стойкое отвращение к выпивке и до тридцати лет вообще не употреблял спиртного.

Олег Митяев с родителями и старшим братом

Олег Митяев с родителями и старшим братом

Дома у них никто не ругался матом, и все уважительно относились друг к другу, хотя Олега, по его словам, иногда пороли. К примеру, если он, рассердившись по какому-то поводу, выходил, хлопнув дверью, то сразу получал от матери «на орехи», за что позже ей был благодарен. Такое воспитание пошло ему на пользу – он научился держать себя в руках.

Олег Митяев в детстве

Олег Митяев в детстве

С раннего возраста Олег занимался плаванием, греблей, футболом, хоккеем – в его дворе выросли знаменитые хоккеисты Сергей Макаров и Олег Стариков, но они были на 2 года младше. Также Митяев ходил в изостудию, на гимнастику, в цирковой кружок и очень любил возиться с дворовыми собаками, мечтал стать собаководом.

Помимо этого, его увлекала бардовская музыка, гитарная романтика, песни у костра. Он учил сочинения Юрия Визбора, Александра Суханова, самостоятельно осваивал различные техники игры на гитаре и вместе с одноклассниками намеревался поступать в геологоразведочный техникум.

Митяева всегда привлекала романтика походов

Митяева всегда привлекала романтика походов

В начальных классах Олег учился слабо. По его собственному признанию, получал он, в основном, двойки и колы. Но к восьмому классу он исправил оценки и поступил в монтажный техникум на специальность монтажника-электрика. Во время учебы юноша занимался плаванием, показывая в заплывах высокие результаты, а также участвовал в художественной самодеятельности.

Олег Митяев в армии

Олег Митяев в армии

После получения в 1975 среднего специального образования Митяев отправился в армию. Службу он проходил в столице в охране адмирала флота. Демобилизовавшись в 1977, молодой человек вернулся в родной город, где стал студентом института физкультуры, выбрав специальность «тренер по плаванию». В вузе бывший двоечник учился блестяще, получал Ленинскую стипендию и, конечно, не расставался с гитарой.

Раннее творчество

На первом курсе Олег попал на Ильменский фестиваль авторской песни, и его покорила атмосфера мероприятия, душевность и искренность бардов, исполнителей «походной» песни. Спустя год, в 1978, он написал свою знаменитую композицию «Как здорово!», представил ее на суд членов жюри и стал лауреатом «Ильменки».

Олег Митяев – Как здорово! (1987)

В 1979 стихи начинающего автора-исполнителя впервые появились в литературно-художественном журнале «Смена». Затем он появился в тематической телепередаче и настолько впечатлил Булата Окуджаву, что тот сам написал ему письмо с предложением встретиться. Впоследствии они общались регулярно.

Мэтру очень импонировало «неукротимое стремление совершенствоваться» юноши из рабочей семьи. Интересно, что именно Олег позже познакомил с ним основателя знаменитой группы «Машина времени» и будущего народного артиста РФ Андрея Макаревича.

Олег Митяев, Булат Окуджава и Андрей Макаревич

Олег Митяев, Булат Окуджава и Андрей Макаревич

В 1981, став обладателем красного диплома, Олег преподавал в своем институте физкультуры и заведовал клубом в пансионате, расположенном на озере Еловое в 90 км от Челябинска. В 1985 его пригласили на работу в Челябинскую филармонию.

Расцвет карьеры

Не остановившись на достигнутом, Митяев поступил в ГИТИС, на заочное отделение, где вместе с ним учились Лайма Вайкуле, Галина Исхакова, Михаил Евдокимов. Он с увлечением играл в спектаклях, выступал в дуэте вначале с Петром Старцевым, затем, в период с 1987 по 1998 гг., с аранжировщиком Константином Тарасовым. С ним как вторым гитаристом певец записал несколько пластинок: «Давай с тобой поговорим», «Светлое прошлое», «Лето – это маленькая жизнь».

Олег Митяев на «Ильменке», 80-е

Олег Митяев на «Ильменке», 80-е

В 1987 артист участвовал в съемках художественно-документального телефильма о зарождении и развитии жанра авторской песни «Два часа с бардами». В этом фильме были также использованы выступления Булата Окуджавы, Александра Галича, Юлия Кима, Владимира Высоцкого. Тогда же Митяев снялся в картине «Игра с неизвестным», где были задействованы также различные представители музыкального андеграунда СССР, включая Александра Дольского, Юрия Шевчука, Евгению Смольянинову.

Олег Митяев и Петр Старцев (1982)

Олег Митяев и Петр Старцев (1982)

В 1991 Олег окончил ГИТИС и появился в эпизоде драмы «Убийца», а также сыграл роль Берта в боевике «Сафари – 6», но кинематограф так и не увлёк его. В 1993 поклонники автора-песенника могли увидеть своего кумира на сцене Театра им. Моссовета. Он участвовал в спектакле «Большой Владимир», сыграв Маяковского. Премьера данного спектакля, где представлено неожиданное юмористическое прочтение творчества советского литератора, состоялась в итальянском городе Урбино на ежегодном театральном фестивале Orizzonti («Горизонты»), а затем в Пезаро. Фестиваль был посвящен 100-летнему юбилею поэта.

Олег Митяев – Лето – это маленькая жизнь

Артист много гастролировал по России. Побывал с концертами он и в других странах – в ЮАР, во Франции, в Израиле. Причем по его словам, у него никогда не было программы выступления. Он решал, какую спеть песню, по ходу концерта, ориентируясь на публику. В заграничный репертуар обязательно входили русские народные песни, которые всегда подспудно ждала от него местная аудитория.

Олег Митяев в молодости

Олег Митяев в молодости

Особенно часто он выезжал на гастроли в Германию, познакомившись в начале 1990-х с членами Общества германо-советских отношений. Тогда они с Костей Тарасовым побывали на универсиаде в Дейсбурге, поднимая настроение спортсменам-соотечественникам. С новым аккомпаниатором Леонидом Марголиным они ездили по разным городам ФРГ и дали за 5 лет более 400 концертов. Их выступления оплачивали муниципалитеты, организуя параллельно многочисленные встречи со зрителями в литературных кафе, где он представлял, в частности, и свою книгу «Я учусь у облаков тишине» («Stille lern ich von den Wolken»), вышедшую на двух языках. Сочинения Олега переведены и на другие иностранные языки: на французский, английский, японский, иврит.

Интервью Олега Митяева (2020)

Практически ежегодно в дискографии артиста появлялся новый сборник или альбом. Нередко его песни включали в свой репертуар звезды эстрады, в частности, «Как здорово!» исполнял Иосиф Кобзон, Группа «Домисолька» & Надежда Бабкина, «Соседку» – Михаил Шуфутинский. Многие композиции Олега («Сестра милосердия», «Авиатор», «Давай с тобой поговорим» и пр.) обрели широкую популярность, они звучали в кино и телесериалах («Курортный роман», «Карнавальная ночь 2», «Случайные знакомые»).

Олег Митяев в передаче «Белый попугай»

Олег Митяев в передаче «Белый попугай»

В 2006 к концертной группе поэта-песенника присоединился в качестве аккомпаниатора и бэк-вокалиста гитарист Родион Марченко. В авторской песне текст первичен. Но Олег старался дать своим наполненным глубоким смыслом стихам и красивое обрамление, не ограничиваясь только музыкальным сопровождением. Вместе с тем, он всегда общался с публикой легко и душевно.

Олег Митяев – С добрым утром, любимая

В 2018 поклонники творчества Олега встречали его сборник «Опять мне снится старый двор» и новый альбом «Никому не хватает любви». Спустя год появился в продаже очередной авторский сборник барда, куда он включил 22 ранее издававшиеся композиции.

Бард продолжает радовать слушателей новым творчеством

Бард продолжает радовать слушателей новым творчеством

Помимо этого, в 2019 в «Артеке» в ходе детского бардовского фестиваля «Мировые песни» певец (вместе с исполнительницей Галиной Хомчик) провел мастер-класс для юных талантов, рассказал о начале творческого пути, об истории создания своих знаменитых хитов и призвал ребят разнести по всей стране любовь к художественному слову и высокой поэзии.

Благотворительность

В 2000 по инициативе артиста был создан благотворительный фонд для поддержки различных культурных проектов. В 2003 он учредил народную премию для южноуральцев «Светлое прошлое», в 2009 – содействовал проведению в Сочи фестиваля авторской песни «Лето – это маленькая жизнь», в 2016 – поддержал Международный фестиваль детского кино и ТВ «Таганайские музы» в г. Златоуст Челябинской области, предоставив специальный грант в разделе «Социальные ролики», в 2017 – с целью приобщения детей к высокой поэзии основал детский фестиваль бардовской песни.

Личная жизнь Олега Митяева

Классик жанра бардовской песни женат в третий раз.

Первый раз он связал себя узами брака в 23 года с однокурсницей Светланой, занимавшейся художественной гимнастикой. В 1980 у них родился сын Сергей, позже подаривший Олегу внучек Анну и Анастасию. Он трудится в фонде отца в Челябинске.

В 1982 году, когда отношения со Светланой «как-то слегка затухли», по словам барда, он снова влюбился. Его вторая супруга – преподаватель Марина. В браке родились двое сыновей: Филипп, (1984) и Савва (1998).

Олег Митяев со второй женой Мариной

Олег Митяев со второй женой Мариной

Третьей женой музыканта стала звезда театра им. Вахтангова Марина Есипенко. До встречи с Олегом она 12 лет жила гражданским браком с Никитой Джигурдой, бард на момент знакомства тоже был несвободен. Они с Митяевым долго скрывали отношения, но все же ушли из семей, начали жить вместе и поженились.

Олег Митяев и Марина Есипенко

Олег Митяев и Марина Есипенко

Актриса – не только супруга музыканта, но и его муза. Она вдохновила Митяева на песни «Тоска», «Принцесса живет в коммуналке», «Вахтанговский театр». В 2000 у пары родилась дочь Дарья.

Олег Митяев с детьми

Олег Митяев с детьми

По словам Митяева, судьба постоянно делала ему подарки – сводила с замечательными людьми. Он общался с Леонидом Филатовым, благодаря участию в телепередаче «Белый попугай» был знаком с Юрием Никулиным, Григорием Гориным. Поселившись в Ватутинках, он приглашал в гости и более десяти лет играл на бильярде с Эльдаром Рязановым.

Олег Митяев сейчас

Певец, объехавший с гастролями полмира, продолжает радовать поклонников авторской песни своими выступлениями. В апреле 2020 в Крымском музыкальном театре Симферополя состоялся его концерт «Никому не хватает любви». В сентябре он выступил в Московском международном доме музыки с программой под названием «Позабытое чувство».

Олег Митяев – Ковчег (2020)

В декабре 2020 года он презентовал новый альбом «Спокойно и просто», куда вошло 20 композиций, записанных совместно с Челябинским симфоническим оркестром. Данный значимый культурологический проект был осуществлен Челябинской филармонией. Первое исполнение широко известных песен Олега в уникальном формате – с оркестровым составом – позиционировалось как мировая премьера.

Олег Митяев в студии программы «Вечерний Ургант»

18 февраля 2021 года, в канун своего 65-го дня рождения, Олег Митяев посетил студию программы «Вечерний Ургант». Музыкант рассказал о съемках в новом фильме «Родные», в котором он снялся вместе с Ириной Пеговой и Сергеем Буруновым, а также о прошедшем Грушинском фестивале, который в 2020 году «переехал» в Zoom. Месяц спустя он стал руководителем киноклуба «Эльдар», носящего имя Эльдара Рязанова, хорошего знакомого Митяева.

Осенью того же года Митяев дал первый после вынужденного перерыва тур. Свободных мест в залах не было, особенно радушно приветствовали Олега в его родном Челябинске.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Олег Митяев — слушать онлайн

9 августа исполнилось 70 лет главному инженеру – первому заместителю генерального директора ФГУП «ФЦДТ «Союз» Анатолию Михайловичу Бубре. В этот день он находился в отпуске, но принял, наверняка, не один десяток звонков и СМС от коллег, друзей, родственников с пожеланиями здоровья, процветания, долгих лет жизни, радости. Редакция газеты «Союз» также присоединяется к поздравлениям юбиляра и предлагает вашему вниманию интервью, которое дал нашему корреспонденту Анатолий Михайлович накануне своего юбилея.

Рассказ о творчестве булата окуджавы

Наша справка

А.М. Бубра – кандидат технических наук, имеет более 100 научных трудов, 15 авторских свидетельств и патентов, внедренных в ФЦДТ «Союз» и на предприятиях отрасли, Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники (2000 г.). За разработку комплекса медицинского оборудования награжден в составе коллектива авторов Золотой медалью и дипломом Международной выставки, г. Брюссель, награжден премией Губернатора Московской области. Имеет правительственные награды: орден «Почета», медаль «За трудовое отличие», медали «В память 850-­летия Москвы», «300 лет Российскому флоту». В 2005 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник ракетно-­космической промышленности Российской Федерации» и звание лауреата премии Президента РФ за выдающийся вклад в развитие науки и техники.

 – Уважаемый Анатолий Михайлович, несмотря на занятость, Вы нашли время для интервью – спасибо большое. Если подумать, любому из нас в определенном возрасте просто необходимо рассказать о своей жизни. И хотя бы потому, чтобы молодежь, читая Ваш рассказ, наверняка задумалась о том, насколько быстротечна эта жизнь. И если человек отдал ей всю свою сознательную жизнь очень важному делу – укреплению обороноспособности Родины, значит дело того стоит? Расскажите о себе: о детстве, юности, кто формировал Ваши главные жизненные приоритеты?

 – Родился я в старинном городе Чернигове на Украине в семье рабочих. Отец – участник Великой Отечественной войны, партизанил с 16 лет, служил в полковой разведке, встретил День Победы в Кенигсберге с тяжелым ранением. После войны работал на мебельной фабрике мебельщиком. Мама – в зеленхозе рабочей. К сожалению, война и оккупация сделали свое дело – мои родители рано ушли из этой жизни. Детство, как и у всей послевоенной детворы, было трудным. На нас с сестрой легли заботы о домашнем хозяйстве – живность кормили, запасали корма, прибирались, а родители работали. Голодно было, помню большие очереди за кукурузным хлебом. Но семья работала не покладая рук – всего хватало.

Жили мы недалеко от военного аэродрома, где базировалось Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. С восторгом встречал в Чернигове покорителей космоса Юрия Гагарина и Андрияна Николаева в 1964 году. С детства я знал все типы самолетов и мог отличать их по звуку. Рос, мечтая о полетах, занимался в авиамодельном кружке, хотел связать свою жизнь с авиацией.

Учился в школе «на отлично», знания давались легко, много читал. Школу окончил с серебряной медалью, с четверкой по русскому языку. Наш 10 «А» класс был образцово-­показательным и дружным, как в песне. В 9­-м классе все ребята окончили школу парашютистов в ДОСААФ. До окончания школы успел сделать три прыжка с парашютом и в 17 лет уехал поступать в Харьковский авиационный институт (ХАИ).

Мои одноклассники и друзья служили в десантных войсках. Гриша Сурабко, например, стал чемпионом мира по парашютному спорту в акробатике, многие – призерами ВВС СССР.

В ХАИ я учился на потоке «Б» – ракетчиков. Много работал на кафедрах аэродинамики, прочности, материаловедения лаборантом и испытателем.

В институте освоил токарные и фрезерные станки. Сам проектировал и изготавливал двухтактные двигатели внутреннего сгорания для авиационных моделей, которые не уступали по мощности, крутящему моменту и оборотам лучшим зарубежным образцам. Освоил литье корпусов в кокиль, расточку, шлифовку, доводку и испытания. Проектировал и испытывал таймерные модели, выполнил норматив кандидата в мастера по авиамодельному спорту. Успешно участвовал в соревнованиях республиканского и союзного масштаба в Уфе, Новосибирске, Москве и других городах.

Рассказ о творчестве булата окуджавы

Занятия в институте позволили оценить свои возможности, накопить отличные знания во многих областях науки и техники: аэродинамике, прочности, материаловедении, проектировании сложных конструкций, планировании и проведении стендовых и летных испытаний и во многих других областях.

После окончания института нас, как одних из успешных студентов, заместитель генерального директора НИХТИ В.И. Малов пригласил на работу в Дзержинский. Пришел я в лабораторию 43, которой в то время руководил доктор технических наук, лауреат Ленинской премии В.М. Сенянский.

Лаборатория 43 в те годы состояла в основном из молодых специалистов и проводила комплекс проектно-­конструкторских работ по всем изделиям из композиционных материалов. Успешно велись работы по созданию первых конструкций типа «кокон» по заказу Московского института теплотехники, оборудованию по переработке композиционных материалов: стекло­, угле– и органопластиков.

Я начал работать в группе М.В. Романчикова над созданием одношпангоутного органопластикового корпуса типа «кокон» к двигателю 3Д­-67 ракеты Д­-19.

Это был значительный успех нашего твердотопливного двигателестроения с неуправляемым блоком. Мы провели огромное количество различных исследований формоизменений корпусов, изучили стабильность геометрических параметров на всех стадиях изготовления и эксплуатации, что позволило обеспечить требуемые точностные характеристики изделия.

С 1974 по 1986 год я, будучи молодым специалистом, много занимался с ребятами города Дзержинского в кружке по авиамоделизму при КЮТе предприятия. Ежегодно ко мне приходили до 50 ребят, в том числе Сидоренко Андрей, Якушкин Максим, Петров Дима и многие другие, которые учились мастерить модели самолетов, работать на токарном станке, познавать азы аэродинамики, самолетостроения. Многие из них позже окончили престижные ВУЗы страны, стали прекрасными специалистами и работают на нашем предприятии. Для них это была прекрасная школа начала трудовой жизни. Жаль, что в настоящее время подобная практика потеряна.

Мы добивались призовых мест на районных и областных соревнованиях авиамоделистов.

Своими наставниками считаю прежде всего своего научного руководителя В.В. Венгерского, а также В.А. Харитонова, М.В. Романчикова, А.К. Яницкого, В.Н. Эйхенвальда, Б.В. Сурова, В.В. Бритарева и многих других, которые учили руководить и помогали советами во многих вопросах.

Это было интересное время, когда производственные цели преобладали над личными – и мы, молодые, не считаясь с личным временем, посвящали себя работе. До 200 дней в году я проводил в командировках: в Перми, Миассе, Ленинабаде, Днепропетровске, Павлограде, Каменск-­Шахтинске. Это была настоящая школа для молодых специалистов.

Рассказ о творчестве булата окуджавы

Разумеется, полученные знания и опыт не могли не вылиться в научную работу. В 1984 году я защитил кандидатскую диссертацию по качеству изготовления корпусов из композиционных материалов, работал заместителем начальника лаборатории 21, а в дальнейшем приказом генерального директора Б.П. Жукова меня назначили начальником лаборатории 23 с возложением обязанностей по созданию пилотного образца демонстрационного комплекса ЭДУ совместно с отделом 34, которым руководил прекрасный организатор и технический руководитель направления доктор технических наук Ю.П. Бабаков. Участвовал в создании и испытаниях одно– и многоканальных ЭДУ, выборе и испытаниях стойких к эксплуатационным воздействиям конструкционных и теплоизоляционных материалов.

Вообще, генеральный директор Б.П. Жуков сыграл в моей жизни важную роль: я был нужен ему на производстве, поэтому он трижды освобождал от призыва в Вооруженные Силы СССР даже после решения мандатных комиссий Минобороны и подписания приказов. Он лично контролировал работы по комплексам ЭДУ, перспективным разработкам материалов для ракетных систем, а перед уходом на заслуженный отдых он поставил задачи по исследованию противоградовых систем, использованию энергии твердых топлив в гражданских направлениях – для наполнения водами высохшего Аральского моря. Он направлял мысль ученых института на создание систем по ликвидации аварийных ситуаций в движении морских судов, созданию нейтринного телескопа на озере Байкал и на многие другие гражданские проекты. Особая идея Б.П. Жукова заключалась в использовании для различных ракетных систем бессопловых РДТТ со сгорающими гильзами, что позволяло снизить пассивную массу корпусов РДТТ. Вот этими проектами мне пришлось много заниматься.

Рассказ о творчестве булата окуджавы

В конце 90-­х годов мне было поручено руководство отделом 10, который переживал не лучшее время после неудач с оснасткой на заводе в Каменске. Благодаря слаженным действиям с ведущими специалистами В.Ф. Монаховым, В.П. Маловым, Е.П. Арефановым, А.И. Палехой и другими в короткие сроки были решены все технические вопросы. В дальнейшем мы создали в отделе 10 отличную творческую команду, которая за три года не только вышла из отстающих подразделений, но и заняла одно из ведущих мест в создании гражданских проектов. Мы спроектировали и организовали производство 10 номенклатур дорожно- ­разметочной техники, создали рецептуры, технологию и оборудование для ремонта высокотемпературных коксовых и стекловаренных печей без их остановки с использованием высокоэнергетических компонентов РТТ, разработали технологию ремонта экструзионных машин для обувной промышленности, производственной базы по развитию технологии создания кровельных материалов и многое другое. Мы спроектировали для московского АЗЛК линию по вклейке стекол в легковые автомобили. Разработали установку «Биос» для получения биогаза из отходов животноводства, создали новые линии пневмотранспорта для производства холодильников АО «ПО «Завод им. Серго» в г. Зеленодольске. В совокупности за короткое время сотрудниками отдела 10 было выполнено около 60 договоров по созданию гражданской продукции для внешних заказчиков, при этом никто не снимал с отдела обязательства по разработке технологической оснастки по серийным и перспективным разработкам.

Я благодарен многим сотрудникам отдела 10: В.В. Давыдову, Ю.А. Москвитину, В.В. Попову, С.Д. Савостину, В.В. Палагушкину, В.М. Куренскову, Б.Г. Тернопольскому и другим, которые были моими соратниками в те тяжелые для предприятия и России времена перестройки. Они не убежали в коммерческие структуры и другие непрофильные организации, а продолжали трудиться, решая сложные задачи и зарабатывая для предприятия и для себя трудные деньги.

С 1996 года начался новый этап моей работы в должности главного инженера – первого заместителя генерального директора. Моим наставником и непосредственным руководителем стал генеральный директор, талантливый организатор, выдающийся ученый и высоко эрудированный специалист Юрий Михайлович Милёхин. На протяжении 25 лет мы работаем вместе, решая сложные научно-­технические и организационные, вопросы.

Мы выстояли в конце 90­-х годов, когда не было зарплат, финансов на оплату энергоресурсов, разбегались кадры, не было заказов. Трудно было и в начале 2000 года, когда нужно было вкладывать деньги в ремонт зданий, дорог, оборудования, модернизировать производство. Только в 2011 году государство повернулось в сторону оборонки и началось небольшое финансирование. То, что мы прошли за 20 лет с 1990 по 2010 годы, можно назвать выживанием. Но мы смогли сохранить коллектив, предприятие, технологии и это – главное!

За десять последних лет нам удалось построить новые современные технологические комплексы по переработке РТТ, реконструировать здания полимеризации, нитрации, варки, поднять разрушенное здание 42 в ОМП, построить кислотное хозяйство и многое другое. В числе объектов соцбыта были восстановлены оздоровительный лагерь «Наука­-1», бассейн пансионата, столовые предприятия. Да, мы потеряли более половины кадрового состава, и это – наша боль… Но мы сохранили основное производство, науку, испытательные стенды – здания 35, 320, 320/2, 112А и многое другое.

Основным своим достижением как главного инженера считаю газификацию территории ОХП и реконструкцию котельной 42 со всеми вспомогательными участками под газ, вместо мазута как топлива. Это была сложнейшая организационно­-техническая задача и мы с моей командой разрешили ее успешно.

– Анатолий Михайлович, какие события повлияли на формирование Вашего характера?

– Лет 20 назад я стал жестким в принятии ключевых решений и твердым в их реализации. Причина весомая – гибель в 2001 году при изготовлении изделия «Алазань» наших отличных специалистов В.Г. Лепкина, В.А. Макарова, А.В. Голубева. После этого я прекратил давать поблажки – наказываю за любые нарушения трудовой дисциплины, особенно касающиеся невыполнения распоряжений как генерального директора, так и моих. Не могу терпеть вранья и стремления переложить ответственность на других. Не терплю ссылок на служебные записки и заявки. Я против формализма! Если человеку поручена работа – он обязан выполнить ее на 100%. Если не справляешься в срок – приди и честно расскажи о трудностях, но не юли.

– Поменяется ли что­-то на нашем предприятии с переходом его в другое подчинение? Когда это произойдет?

– Любая реформа приводит к потере кадров. Это неизбежно. По оценке экспертов до 30% сотрудников находят себе новую работу. Как правило, сторона, инициирующая реформы, стремится поставить на ключевые должности своих доверенных лиц. Не всегда это приносит успех. Поживем, увидим. Ну, а когда это произойдет – не могу знать. Все зависит от многих факторов и целей, которые преследуют реформы. Как говорил Генри Форд, если звено в цепочке не работает, от него нужно избавляться. На своих заседаниях он задавал вопрос руководителям, что же мешает им работать? И если выяснял, что тормозит одно из подразделений, то он от него избавлялся.

Рассказ о творчестве булата окуджавы

– Анатолий Михайлович, в эпоху капитализма и острой конкуренции, которая наступила в России, важно выигрывать.
– Согласен. Но сегодня я не вижу конкурентов для нашего предприятия в России. Многие вопросы решаются в коллективе с участием многих ведущих организаций РАН, академических ВУЗов и в этом наша сила. Данную традицию ввел в практику академик Б.П. Жуков и успешно продолжает генеральный директор академик Ю.М. Милёхин. Обеспечить значимый прорыв в твердотопливном двигателестроении сегодня единолично сложно, нужно работать и искать новые идеи в смежных отраслях. А вот в создании гражданской продукции нам есть у кого поучиться. Но здесь мы должны выявить лидеров, которые бы могли взять на себя организацию работ и ответственность за технические решения.

– Ваша работа разноплановая. Без коллектива горы не свернуть. Расскажите о своей команде.

– В моем подчинении – инженерные службы ОГЭ, ОГМ, ОГМетр, сектор 416, проектно-­строительный отдел 13, функциональные подразделения, такие как ГО ЧС, мобилизационный отдел, ФЭО, СПБ, СОТ и производственные цеха 309, 310, цех связи. Как видите, коллектив многоплановый. Для успешного решения вопросов необходимо обладать соответствующими знаниями во многих областях. За последние годы мы обеспечили стабильную работу и развитие энергохозяйства, инженерных коммуникаций, технологического оборудования. И это было и остается самой важной задачей, так как многие объекты инфраструктуры морально устарели, ведь они создавались в середине прошлого столетия.

Есть еще одна очень важная проблема: коллектив наш стареет, а молодежи приходит мало. Нам необходимо передавать свой опыт, а кому? Особенно сложно найти специалистов­-проектантов в отдел 13, метрологов, специалистов по промышленной безопасности во взрывопожароопасных производствах. Решаем и эту задачу. А в целом своей командой доволен.

Что помогает и что мешает работе?

– Следует сказать, что моя основная работа состоит в профилактике и ремонте действующего производства. Здесь особо не натворишь, как в науке и ОКР. Приходится в течение дня решать множество разнообразных и порой противоречивых задач. Главное, не ошибиться и не направить силы в ненужном направлении. Что мешает? Бесконечные проверки контрольно­-ревизионных служб как внутри, так и извне. На эти проверки мы тратим до 50% своего рабочего времени! В 2016 году было 63 проверки со стороны прокуратур, Ростехнадзора, МЧС, ФМБА, Минтруда и других ведомств. Только в 2021 году нам предстоит еще пройти с сентября по декабрь 11 проверок. И еще мешает постоянное изменение нормативно-­правовых актов, а когда в них появляются какие-­либо особые требования, на которые при реализации требуются финансы и время, то здесь возникают серьезные проблемы.

– Еще несколько экспресс-­вопросов…Верите ли Вы в судьбу или человек сам строитель своей жизни?

– Мое жизненное кредо – добиваться всего самостоятельно, не надеясь на удачу. Да, человек может оказаться в определенном месте и в определенное время, и это предопределяет его судьбу. Но в большинстве случаев успех – это знания, опыт и слаженный коллектив.

– Как проводите свободное время? Есть ли хобби? Где и как любите отдыхать?

– Свободного времени практически нет. Но люблю читать научно­-техническую, историческую, приключенческую литературу. Имею большую библиотеку электронных книг. С детства занимаюсь фотографией и видеосъемками. Могу сделать своими руками практически все. Люблю рыбалку, путешествия, не люблю охоту. С удовольствием вспоминаю путешествия по Европе. Нравится отдыхать на Северном Кавказе.

Рассказ о творчестве булата окуджавы

– Ваш любимый писатель, поэт, фильм?

– С детства увлекался творчеством Теодора Драйзера – перечитал все его произведения. Полностью прочитал произведения Дэна Брауна. В восторге от творчества Грегори Дэвида Робертса, особенно от произведений «Шантарам» и «Тень горы». Не понравилось произведение «Мой лейтенант» Даниила Гранина. Из поэтов не устаю удивляться творчеству Владимира Высоцкого: остро, метко и с юмором. Мы выросли на его произведениях и творчестве Булата Окуджавы. Среди современных экономистов и политиков детально изучил публикации Сергея Глазьева, ознакомился подробно с экономической политикой И.В. Сталина, нравится подход к промышленному производству А.Н. Косыгина. Особых кумиров у меня нет, так как каждый кумир – герой своего времени. Из фильмов в последнее время выделить практически нечего. Полная бездарность, насаждение насилия, злобы и вседозволенности. Многое, что показывают из истории – не соответствует действительности. Мы забыли о патриотизме, национальном единстве, положительных моментах прошлых эпох.

– Вы можете менять жизненные приоритеты?

– Да, могу. Каждый этап жизни – это стремление к цели. Но всегда нужно оставаться честным и справедливым к себе и окружающим человеком. В личной жизни – женат, однолюб, моя супруга Татьяна Анатольевна отработала в «Союзе» 40 лет и всегда меня поддерживает.

– Что для Вас важнее: личный успех или успех коллектива?

– Я отдаю приоритет коллективу, так как только достижение коллективных целей делает успех нашего общества. Я – не олигарх, я – патриот России и хочу, чтобы наши люди жили сегодня достойно. Беда нашего «Союза» в том, что сложно в одном производственном организме сочетать интересы оборонки и коммерции.

– Ваша жизнь складывается успешно?

– Я на жизнь и судьбу не жалуюсь. Все свои годы я посвятил родному предприятию, его процветанию. Что­-то не удалось, что-­то хотелось бы сделать лучше, но не было возможностей. Теперь пора передавать опыт и знания молодым.

– Ваша жизнь – для дела или дело – для жизни?

– Скорее жизнь мне была дана для дела. Я посвятил своему родному предприятию почти полвека своей жизни, стремился сделать его лучше и краше. Надеюсь, наш «Союз» сохранит свои лидерские позиции в нашей стране.

– Вы ведете огромную общественную работу по редактированию Коллективного договора, Вы – председатель технического совета, Экспертного совета предприятия, Оперативного штаба по противодействию Ковид­-19 и других общественных объединений. Это ли не работа с молодыми, это ли не передача опыта?

Желаем Вам еще очень много лет работать с нами! С юбилеем!

Подготовила

Людмила Михайлова

  • Рассказ о тарасе бульбе по 1 главе
  • Рассказ о твоей жизни за неделю окружающий мир 2 класс примеры
  • Рассказ о тасманском дьяволе
  • Рассказ о татьяне евгений онегин
  • Рассказ о танцевальном коллективе