Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны

сейчас трудно даже осознать, как, какими запредельными усилиями было вывезено и восстановлено более полутора тысяч заводов. уже через несколько месяцев

«Сейчас трудно даже осознать, как, какими запредельными усилиями было вывезено и восстановлено более полутора тысяч заводов. Уже через несколько месяцев они начали бесперебойно поставлять на фронт танки, самолёты, боеприпасы, военную технику. Эта величайшая, беспримерная трудовая победа позволила нашей армии обратить врага вспять, сокрушить агрессора, который поставил себе на службу экономический потенциал почти всей Европы».

Из выступления президента России В.В. Путина на параде в честь 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

В борьбе с фашистскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта. Благодаря самоотверженности трудящихся советского тыла в короткие сроки экономика страны была переведена на военное положение, чтобы обеспечить Красную Армию всем необходимым для достижения победы. Труженики советского тыла стали равноправными участниками великой битвы за независимость Отечества.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны»

Автор: Черкунов Алексей Викторович

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (урока мужества, классного часа)
«Подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны» для обучающихся 10–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование у обучающихся патриотизма, ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны, уважения к представителям старшего поколения.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере подвига тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества: патриотизму, социальной ответственности, гражданственности, сохранению исторического наследия страны.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Задание. Посмотрите видеофрагмент документального фильма «Равная величайшим битвам».

Вопросы:

— Что означает понятие «перевод экономики на военные рельсы»?

— Каковы были планы врага в отношении советской промышленности? Почему они не были реализованы?

— В каких регионах страны было начато строительство новых предприятий?

— Когда приступили к работе все эвакуированные на Восток заводы?

— Какой регион получил название «главный арсенал страны»?


Слайд2Рабочий лист, задание 1. Прочитайте стихотворение Владимира Мурзина, посвящённое Шабалиной Элеоноре Владимировне, начавшей свой трудовой путь пятнадцатилетней девчонкой на одном из заводов города Томска в июле 1941 года.

Вопросы:

— Почему девушке в 15 лет пришлось встать к станку?

— Какова была доля подростков среди работников предприятияй страны в годы войны?

— Какие категории граждан заменили специалистов, ушедших на фронт?


Слайд3Из-за постоянного дефицита рабочих рук на производстве, в строительстве, в совхозах и колхозах Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения». С мая 1942 года стали принимать на производственное обучение подростков 14 лет, установив для них шестичасовой рабочий день. Большое внимание уделялось обучению кадров без отрыва от производства. К концу войны в промышленности, строительстве и на транспорте подростки в возрасте 14–17 лет  составляли 10,5% от общего числа работающих, а в колхозах этот показатель достигал 20%.


Слайд4Рабочий лист, задание 2. Прочитайте текст Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 года и выдержку из воспоминаний труженицы тыла.

Вопросы:

— С какими тяготами и лишениями сталкивались люди в тылу?

— Какие категории населения подлежали мобилизации для работы на производстве и строительстве?

— Кто освобождался от трудовой мобилизации? Всегда ли освобождённые от мобилизации использовали свои льготы?  

— Какое значение имела трудовая мобилизация? (Как она повлияла на работу тыла?)


Слайд5Рабочий лист, задание 3. Рассмотрите плакаты времён Великой Отечественной войны.

Вопросы:

— Какие призывы (лозунги), ставшие в годы войны законом жизни рабочих и служащих, вы можете назвать?

— Какие художественные средства использовали авторы плакатов для повышения трудовой активности работников?

— Какова роль плакатов как агитационных средств?


Слайд7В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта.

Рабочий лист, задание 4. Рассмотрите сравнительную таблицу основных видов вооружения Советского Союза и фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны.

Вопросы:

— Насколько отставал Советский Союз от агрессора по основным видам вооружения в начале войны?

— Когда производство военной техники в нашей стране существенно превзошло производство противника?

— По каким видам вооружения Советский Союз наиболее заметно превзошёл противника?

— Что способствовало высоким темпам производства оружия в СССР в годы войны?

Рабочий лист, задание 5. Рассмотрите таблицу «Бюджет СССР в годы Великой Отечественной Войны».

Вопросы:

— В каком году отмечался наибольший дефицит бюджета СССР?

— Когда доходная часть бюджета нашей страны превысила расходную? С чем это связано?

— Благодаря каким факторам в 1944–1945 годах удалось добиться профицита бюджета?

— Чем предопределялась высокая трудовая отдача и самоотверженность в труде советских граждан?


 Источники информации:

1. Великая Отечественная Война 1941–1945 гг. / Под ред. М. И. Киряна. – М., 1989.

2. История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941–1945. – Т. 3. – М.: Министерство Обороны СССР, 1965.

3. Всё для фронта. – Т. 9. / Под ред. Н. В. Свиридова. – М.: 1989.

4. Чернова М. Н. Советский тыл в годы войны: материалы к уроку. – «Преподавание истории в школе». – № 4. – 2000.

5. Парк Победы на Поклонной горе в Москве. Официальный сайт [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poklonnayagora.ru/

 Урок
мужества

«Трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского

оборонительных
рубежей»

Цель: формирование у
обучающихся представления о трудовом подвиге жителей Чувашии в годы Великой
Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные: пополнение
знаний обучающихся об истории Чувашии в годы Великой Отечественной войны;

Развивающие: формирование
умений и навыков анализа исторических ситуаций; систематизация и обобщение
знаний;

Воспитательные: воспитание
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к ветеранам Великой
Отечественной войны.

Слайд 1. Тема
урока.

 Единый Урок мужества
по теме «Трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных
рубежей»

Слайд 2. Великая
Отечественная война

Есть такие события,
которые не стираются из памяти народа, а с каждым годом приобретают особенную
значимость, становятся бессмертными.

В 2020 году мы отмечаем
75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная
война против фашистской Германии была одной из самых тяжелых и жестоких. За
1418 дней войны погибло 27 млн. жителей нашей страны. Свыше 200 тысяч жителей
Чувашии отправились на фронт, из которых более 100 тысяч погибло.

Мы помним и чтим героев
сражений Великой Отечественной войны, помним павших на фронтах. Но не стоит
забывать о тружениках тыла — о тех, кто внес свой вклад в Победу.

Наш сегодняшний урок
посвящен подвигу чувашского народа в годы войны.

Тема урока: «Трудовой
подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей».

Слайд 3. Начало
строительства

Осенью 1941 года, когда
враг уже был под Москвой, руководство СССР приняло стратегическое решение. На
случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать
оборонительные рубежи в тылу.

В соответствии с
указанием Государственного Комитета Обороны от 16 октября 1941 года принято
решение: «Мобилизовать с 28 октября 1941 года для проведения работ по
строительству на территории Чувашской АССР Сурского и Казанского оборонительных
рубежей». Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Они
должны были задержать войска противников на подступах к Казани, Куйбышеву и
Ульяновску.

Слайд 4. География
строительства оборонительных сооружений

Сурский рубеж обороны
проходил на территориях Марийской, Чувашской, Мордовской АССР, Горьковской,
Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей. 

На территории Чувашии
организовали 6 военно-полевых сооружений: 4 по Сурскому рубежу – с центрами  в
Ядрине, Шумерле, Порецком, Алатыре; и 2 на Казанском направлении – в сёлах
Октябрьское и Янтиково.

Слайд 5. Мобилизация и строительство

Всего было мобилизовано
171450 рабочих, 13660 человек конных. Ежедневно на строительстве трудились в
среднем 85 тысяч человек, а в отдельные периоды эта цифра доходила до 110 тысяч
человек.

Военное строительство
проходило в тяжелейших условиях, требовавших от рабочих большого приложения
физических сил, выносливости. Работы в основном велись вручную, без применения
взрывчатки, при этом остро испытывался недостаток в инструментах. При сильных
морозах землю сначала оттаивали кострами, а затем ее кусками откалывали с
помощью клиньев.

«Мы рыли глубокие
траншеи, клали на них жерди и хворост, а затем прикрывали землей: танк
провалится – не выберется. От лопаты и лома горели руки», — такие воспоминания
остались у О.И. Рассказовой из с. Кудеиха Порецкого района.

Тяжелые воспоминания о
трудной работе на морозе остались и у А.Г. Чекалиной из этого же села: «Уходили
из дома затемно, чтобы к 8 часам быть на месте… Я большей частью работала на
рытье окопов внизу, киркой да ломом… Скинешь варежки пот вытереть, а потом
забудешься, за лом без рукавицы потной рукой схватишь, рука-то сразу
примерзнет, с кожей отдирали».

Слайд 6.
Строительство оборонительных сооружений

Мобилизации подлежали
жители «не моложе 17 лет, физически здоровые». По факту же к работам
привлекались и дети, и подростки. Мобилизованное население размещалось в домах
колхозников, бараках, зданиях организаций и учреждений, специально отстроенных
землянках. Порою в землянках размером 6
x7 метров жили по 25-45 человек.

Работа велась без
единого выходного дня за всё время строительства, не прерываясь в самые сильные
морозы, доходившие в отдельные дни до 40 градусов. Из воспоминаний труженицы
тыла М.А. Алексеевой (д. Мижули Мариинско-Посадского района): «Зимой в лютый
мороз пришлось мне рыть окопы. Название деревни не помню. Туда добирались
пешком. Промерзлый грунт трудно поддавался, приходилось долбить сантиметр за
сантиметром. Люди простужались, болели… Питание было очень скудное. Работать
было непросто».

Слайд 7.
Строительство оборонительных сооружений

Зимой
на строительстве оборонительных объектов было широко развернуто социалистическое
соревнование. Передовым участкам, давшим наивысшие показатели по производству
строительных работ, вручалось переходящее Красное знамя и денежная премия.
Отдельным рабочим, выполнявшим дневные задания на 200 и более процентов в
течение недели, оплачивали выработку в полуторном размере и вручали красный
флажок «двухсотника».

Так,
молодежная бригада колхоза «Труд» Калининского района в составе 18 человек,
выполняла дневную норму земляных работ на 220 %. Звено учащихся 9-10 классов
Семеновской средней школы в составе 18 человек выкапывало по 8-10 кубометров
земли при задании 3-4 куб.м. К концу строительства насчитывалось свыше 15 тыс. человек,
которые перевыполняли план, из них «двухсотников» было около 8 тыс. человек.

Слайд 8. Окончание строительства

Несмотря на
многочисленные трудности, голод, холод и болезни, мобилизованное население
Чувашии героически выполняло поставленный перед ними план. Строительство
Сурского рубежа было завершено 20 января 1942 года, а Казанского обвода – 25
января 1942 года.

За короткий срок
строительства сделано было практически невозможное – построено 380 км.
оборонительных конструкций: вынуто около 5 млн. кубометров грунта, оборудовано 2347
огневых точек, 1970 землянок.

На протяжении 1942-1943
г.г. укрепления поддерживались и ремонтировались, но война всё дальше уходила
на запад, и стратегическая необходимость в них со временем отпала:

Война к Суре не
подходила,

Сгорел внезапности
запал.

Но для нее и здесь
«могилы»

Народ и день, и ночь
копал…

Слайд 9. Награды за
героический труд

За героический труд в
тяжелых условиях Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской
АССР было награждено 167 человек, занесено в республиканскую Доску почета – 280
человек.

Слайд 10. Увековечение
памяти

В память о подвиге
тружеников тыла в районах строительства рубежей установлены обелиски и памятные
знаки.

     Слайд 11. Год,
посвященный Сурскому рубежу

Война явилась тяжелым
испытанием для нашего народа. Жители Чувашии достойно выполнили свой долг на фронте
и в тылу, внесли заметный вклад в Победу.

В целях увековечения трудового подвига, мужества, героизма и
самоотверженности участников строительства в 1941 году Сурского и Казанского
оборонительных рубежей 2021 год в Чувашии
объявлен Годом, посвященным трудовому подвигу строительства Сурского и
Казанского оборонительных рубежей.

«Наш нравственный долг – вместе изучить забытый подвиг
тыла и увековечить память исторического прошлого»,
  заявил врио Главы
Чувашии Олег Николаев.

Слайд 12. Мероприятия

Первыми к реализации мероприятий, посвященных 80-летию строительства
оборонительных сооружений на территории Чувашии, подключились школьники города
Чебоксары. Организованы выезды поисковых отрядов в муниципальные районы, где в годы
войны велось строительство, и встречи с непосредственными участниками тех
событий.

Итогом работы образовательных организаций станет издание сборника
воспоминаний и путеводителя по местам строительства оборонительных рубежей, которым
смогут воспользоваться не только школьники Чувашии, но и ее гости.

Предлагаемые
вопросы для обсуждения:

1. В каких годах проходило строительство Сурского и Казанского
оборонительных рубежей?

2. Что явилось причиной строительства Сурского и Казанского
оборонительных рубежей в годы Великой Отечественной войны?

3. В каких районах Чувашской Республики проходило строительство
оборонительных рубежей?

4. Кто были участниками строительства оборонительных рубежей?

5. Сколько ежедневно человек трудились на строительстве оборонительных
рубежей?

6. С какими трудностями столкнулись участники строительства?

7. За какое время были построены оборонительные рубежи?

8. Какова была протяженность построенных оборонительных сооружений?

9. Кого можно назвать героями войны? (предполагается ответ, что героями
являются не только те, кто воевал на фронте, но и труженики тыла).

10. Можете ли вы привести примеры героизма в настоящее время?

11. Какой вклад вы можете внести в увековечение памяти трудового
подвига строителей оборонительных рубежей Чувашии?

Информация о материале
Категория: События
Опубликовано: 16 октября 2021

В Нижнем Новгороде прошёл форум «Города трудовой доблести. Победа ковалась в тылу»
Фото с сайта: http://forumgorodovtrydovoidoblesti.tilda.ws

С 14 по 16 октября в Гербовом зале Нижегородской ярмарки впервые в стране прошёл форум «Города трудовой доблести. Победа ковалась в тылу».

Основная цель форума — сформировать сообщество сохранения исторической памяти о вкладе тыла в общую Победу на базе городов, награждённых почётным званием «Город трудовой доблести».

Форум организован при поддержке Фонда президентских грантов. Организаторами также выступили Российское историческое общество и фонд «История Отечества».

Напомним, федеральный закон «О почётном звании Российской Федерации “Город трудовой доблести”» принят был 1 марта 2020 года. Звание «Город трудовой доблести» присваивают городам, жители которых внесли существенный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне, обеспечили регулярный выпуск военной и гражданской продукции и проявили массовый трудовой героизм и самоотверженность.


В работе форума принимают участие около 200 представителей из всех 44 городов-обладателей почётного звания «Город трудовой доблести», а также крупнейших предприятий страны, награждённых за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны орденами и Красными Знамёнами Государственного комитета обороны.

На открытии форума была оглашена
телеграмма Президента России Владимира Путина, в которой он обратился к участникам мероприятия.

«В нынешнем году исполнилось 80 лет с начала Великой Отечественной войны. С первых её дней весь советский народ поднялся на защиту Родины. На фронте и в глубоком тылу каждый на своём боевом или трудовом посту приближал Победу над врагом. В знак безмерного признания тем, кто в суровых условиях работал на эвакуированных оборонных предприятиях, на заводах и шахтах, на транспорте и в госпиталях, перевыполнял планы и нормы, обеспечивая фронт всем необходимым, в 2020 году, в Год памяти и славы, было учреждено почётное звание “Город трудовой доблести”»,

— было сказано в обращении.


«Глубоко символично, что ваш форум проходит в Нижнем Новгороде, который одним из первых был удостоен этой награды. Ведь Горький, как во время войны назывался этот поволжский город, был важным транспортным узлом, крупным центром производства военной техники и вооружения»,

— добавил глава государства.

«Необходимо помнить о подвигах наших предков не только на линии фронта, но и в тылу, потому что очень многие наши дедушки, бабушки и отцы ковали победу, помогая фронту, обеспечивая его необходимым продовольствием, чтобы сегодня над нами было мирное небо и наше счастливое будущее стало возможным»,

— заявил начальник Управления по делам молодёжи
администрации Ульяновска Алан Дзагуров.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны
Фото с сайта: http://forumgorodovtrydovoidoblesti.tilda.ws

«Очень важно, чтобы молодые люди понимали, за что их город получил почётное звание “Город трудовой доблести”. Нужно продумать и реализовать целую серию тематических мероприятий, которые будут проводиться на постоянной основе. Наш фонд “История Отечества”, созданный по указу Президента России Владимира Путина в 2016 году в целях поддержки программы исторического просвещения, проводит различные конкурсы.


Каждый год формируется перечень приоритетов, в соответствии с которыми можно подавать заявки на такие конкурсы. В следующем году в качестве одного из приоритетов будет обозначена история трудового подвига нашей страны. Это значит, что музеи, архивы, общественные организации смогут заявить свои тематические проекты: конференции, выставки, онлайн-проекты, документальные фильмы, издание книг и прочее — и получить финансовую поддержку на их реализацию»,

— рассказал председатель Правления Российского исторического общества,
исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны
На фото: Константин Могилевский. Фото с сайта: http://forumgorodovtrydovoidoblesti.tilda.ws

«Главная цель этого форума, как мне кажется, — восстановить историческую справедливость, и, в конце концов, широко, на всю страну, даже на весь мир рассказать о том огромном вкладе, который внёс наш тыл в победу не только в Великой Отечественной войне, а вообще в победу над фашизмом»,

— отметила председатель Ассоциации учителей литературы и русского языка,
профессор кафедры ЮНЕСКО Российского государственного педагогического
университета имени Герцена Людмила Дудова.

«Благодаря таким форумам, как сегодня, и проектам НКО, которые реализуются на постоянной основе, мы непрерывно сохраняем память о подвиге наших людей. Потому что подрастающему поколению необходимо знать настоящих Героев Отечества, чтобы двигать наши города, нашу страну вперёд»,

— отметил в своём докладе
глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев.

Во время тематической сессии «Корпоративное наследие отечественной промышленности и тема трудового подвига в региональных муниципальных и общественных практиках» член Президиума Совета Российского исторического общества, вице-президент РАН, директор Института археологии РАН Николай Макаров отметил, что очень важно существование такой площадки для общения людей, занимающихся сохранением исторической памяти о войне, о трудовом подвиге народа, труде тыла, трудовой истории.

В рамках стратегической сессии «Колледж как центр развития талантов и профмастерства для реализации экономического потенциала городов» было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области и ПАО «Завод “Красное Сормово”».

Соглашение подписали министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области Ольга Петрова и генеральный директор ПАО «Завод “Красное Сормово”» Михаил Першин.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны
Фото с сайта: http://forumgorodovtrydovoidoblesti.tilda.ws

Форум завершился тренд-сессиями, во время которых участники разрабатывали проектные решения по одноимённой технологии. Киселёва Анна, тренер тренд-сессий форума, коуч молодёжных форумов страны, менеджер проектов по привлечению junior-специалистов АО «Гринатом», ГК «Росатом» рассказала, что участники форума «Города трудовой доблести» из разных регионов разрабатывали концепции проектов по технологии тренд-сессии.

По её мнению, на форуме удалось сформировать сообщество, способное в дальнейшем коммуницировать и развивать тему трудового подвига и с её помощью воспитывать поколение с активной гражданской позицией в своих городах. Кроме того, участники предложили множество интересных нетривиальных для сферы патриотического воспитания проектных инициатив.

Текст: Дарья Денисова

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

В Историческом музее открылась выставка «Святой благоверный князь Александр Невский»

Раскопки средневековых селищ в зоне строительства автодороги Москва–Казань

«Монгол зураг» Время поиска, эксперимента, открытий

Информация о материале
Просмотров: 1477

13 декабря 2021

С 6 по 13 декабря 2021 года проходила неделя начальных классов «Царство наук». Неделя была интересна и насыщена. Ребята приняли участие в интеллектуальных играх, математическом турнире, смотрели фильм «Я познаю мир!», принимали участие в конкурсе чтецов стихотворений А. Барто. Подведены итоги предметных олимпиад: Кузьмин Д. занял II место по математике и III место по окружающему миру. Молодец! Поздравляем!

Фото

Фото

Фото


10 ноября 2021

«Нам дорог этот подвиг…»
10 ноября в 3м классе прошел урок Мужества, посвященный 80-летию начала строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Нам, поколению, которое растет в мирное время, необходимо помнить о трудовом подвиге тружеников тыла, благодаря которым ковалась Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


6 октября 2021

В рамках профилактической акции «Полиция и дети» 6 октября в 3м классе состоялась встреча обучающихся с представителями субъектов профилактики. О соблюдении правил дорожного движения с ребятами беседовал инспектор по пропаганде ОИО ОГИБДД УМВД России по г. Чебоксары. Ребята смогли задать вопросы и узнали много нового для себя. Беседа была очень полезной и интересной.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


1 сентября 2021

1 сентября — День знаний! Праздник книг, цветов, друзей, улыбок, света! Двери нашей школы вновь распахнулись, чтобы дать старт новому учебному году! Ребята рады встрече с одноклассниками и учителями.
Хочется пожелать ученикам, чтобы не только 1 сентября было радостным, но и все дни, проведённые в школе. Пусть новый учебный год станет для всех плодотворным и богатым на знания, открытия, творчество и достижения!

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


18 мая 2021

18 мая 2м класс посетил Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Государственная киностудия «Чувашкино» и архив электронной документации». Ребята посмотрели фильм «Сестренка». Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны. Украинская девочка Оксана, лишившись родителей, оказывается в башкирской деревне, где ей приходится жить в новой семье. Члены приемной семьи стали для Оксаны самыми близкими людьми и помогли ей снова научиться радоваться жизни.
Ребята получили массу положительных эмоций от фильма.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


23 апреля 2021

23 апреля обучающиеся 2м класса посетили Чувашскую республиканскую детско-юношескую библиотеку и приняли участие во Всероссийской акции «Библионочь-2021». «Библионочь-2021» прошла под девизом «Книга – путь к звездам». Тема акции была посвящена 60-летию полета Юрия Гагарина в космос и приурочена к празднованию Года науки и технологий. Ребята стали участниками захватывающего и увлекательного квеста «AmongUS = Среди нас»! Они отправились на поиски планет, преодолевая самые разнообразные препятствия, которые им учинил «импостер» – вредный инопланетный организм. Оригинальные задания, интерактивные тренировки, научно-популярные поиски потребовали от ребят сосредоточенности, хорошей памяти и, конечно же, любви к чтению книг.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


18 апреля 2021

Первого апреля вся планета отмечает международный День Птиц. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Этот день становится настоящим признанием любви к природе и к ее крылатым представителям. В рамках празднования этого дня во 2м классе проведен республиканский экологический урок, посвященный международному Дню Птиц в рамках проекта «Я люблю лес». Ученики узнали о некоторых представителях пернатой планеты, об интересных моментах из жизни птиц. В ходе мероприятия дети так же познакомились с птицами нашего края, о зимующих и прилетающих весной в нашу местность птицах, об их привычках. Этот день стал открытием новых знаний об удивительном и интересном мире наших пернатых друзей.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


17 марта 2021

17 марта в рамках республиканской акции «Молодежь за здоровый образ жизни» между обучающимися 2л и 2м классов проведены «Весёлые старты». Все этапы этого увлекательного соревнования проходили в напряженной борьбе. Ребята старались изо всех сил прийти к финишу первыми. Мероприятие получилось захватывающим, оставил массу положительных эмоций и впечатлений.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


26 февраля 2021

26 февраля обучающиеся 2м класса посетили библиотеку им. Л. Кассиля, где прошел исторический видеоурок, посвященный Году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Исторический видеоурок «Невидимый подвиг в тылу» позволил вспомнить трагические страницы нашей Родины, связанные с Великой Отечественной войной. Оказалось, что дыхание войны дошло и до нашего края – Чувашии.
В ходе мероприятия ребята просмотрели видеоролики об истории строительства Сурского оборонительного рубежа, прослушали воспоминания очевидцев и участников событий.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


5 февраля 2021

5 февраля состоялась школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку».
Из 2 м класса своей работой на тему «Почему нельзя есть снег» участвовал Смирнов Денис. Он выступил замечательно и получил диплом I степени. Мы его поздравляем! Молодец! Желаем дальнейших успехов!

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


21 января 2021

21 января обучающиеся 2м класса поучаствовали в экономико-математической игре. В ходе игры ребята справлялись со множеством интересных ситуаций, в которых оказывались по воле случая или из-за умело продуманного хода конкурентов. Участники игры должны были грамотно распоряжаться капиталом, чтобы обойти партнеров. Ребята получили первые навыки финансовой грамотности.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


17 января 2021

Вот и подведены итоги 2 четверти, принесшей нам свои радости и заслуженные победы. Каждый день мы жили яркой, насыщенной событиями школьной жизнью, и нам, безусловно, есть что вспомнить. На торжественном классном часу вручили грамоты и дипломы учащимся, которые отличились в учебе, конкурсах, спортивных и творческих делах различных уровней. Ребята громкими аплодисментами поздравили своих одноклассников.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


25 декабря 2020

Какой самый волшебный и красивый праздник в году? Конечно же, Новый Год! Новый год для детей – это пора сказок и чудес. Нет таких детей и взрослых, которые не ждали бы праздник Нового Года с трепетом и нетерпением в сердце.
25 декабря во 2м классе весело и увлекательно прошёл долгожданный Новогодний праздник. Дети участвовали в конкурсах, водили хоровод вокруг нарядной ёлочки, зажигательно танцевали на Новогодней дискотеке. И, конечно, как полагается, Дедушка Мороз вручил каждому долгожданный подарок.
Праздник удался! А впереди новогодние каникулы … и самые удивительные дни.

Пусть в Новый год все сбудутся мечты,
Пусть все желанья будут исполнимы,
Здоровья Вашим близким и любимым,
В домах тепла, уюта, доброты!

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


3 декабря 2020

3 декабря во 2м классе прошел урок мужества «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Второклассники узнали о бессмертном подвиге советских людей, о героической защите от фашистских захватчиков, о солдатах, не вернувшихся с войны, о поисковых отрядах, братских могилах, памятниках Неизвестному солдату в разных уголках России. Завершился урок минутой молчания.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


3 ноября 2020

Во время осенних каникул в дистанционном формате во 2м классе прошла игра-викторина «Знатоки правильного питания». Отвечая на вопросы викторины, дети вспомнили, какие витамины содержатся в разных продуктах и об их пользе для здоровья. А в заключении ребята нарисовали рисунки.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


22 октября 2020

22 октября во 2м классе в рамках месячника «Молодёжь за здоровый образ жизни» был проведён классный час «Мы выбираем здоровье». Правильный образ жизни человека связан с постоянным выполнением элементов личной гигиены. С ребятами обсуждали вопросы распорядка и гигиены — это и режим дня, рациональное питание, занятия спортом и закаливание, гигиена зрения и умственного труда, гигиена тела (уход за кожей, зубами, волосами), гигиена одежды, обуви и жилища.
Тему продолжили на уроке ИЗО и нарисовали рисунок «Мы за ЗОЖ!»

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


1 сентября 2020

Первое сентября – День знаний, первый день нового учебного года, день радостных встреч! В этот день школа открывает ребятам двери в бескрайнюю и удивительную страну знаний. Для обучающихся 2 м класса был проведен классный час «Первый школьный день во 2 классе!» Второклассники рассказали о том, как они провели свои каникулы, делились впечатлениями. После долгой разлуки ребята были рады увидеть своих одноклассников, сесть за парту.

Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны


Областной
конкурс исследовательских работ школьников

«История
семьи – история народа»

Приоритетная
тематика конкурса

«Победа
ковалась в тылу»

Тема
работы

«Участие
членов моей семьи в трудовом подвиге

 в
Великой Отечественной войне»

                                                                
Автор
исследовательской работы:

 Шпис Софья Витальевна

Новосибирская область

п. Юрки

МБОУ Юрковская ОШ

 учащаяся  7 класса

Руководитель учитель

географии – И.Г.Шпанагель

СОДЕРЖАНИЕ:

I.
Введение

Цели
и задачи

Проблемные
вопросы

II.
Этапы и сроки работы

1.Подготовительный

2.
Основной этап

3.
Результат

4.Заключительный
этап

5.
Место и время исследования 

6.Методика
исследования

7.Результат
исследования

8.Выводы

III. Заключение

IV. Список литературы

I.
Введение

Цели
и задачи:


изучение  и оценка  вклада членов моей семьи, тружеников тыла земляков;


сохранение исторической памяти о героическом прошлом земляков в годы Великой
Отечественной войны;

Проблемные
вопросы:

Как
война  повлияла  на нашу семью?

Как
жили и чем занимались мои земляки в годы Великой Отечественной войны?

II.
Этапы и сроки работы:

1.Подготовительный

1.Предлагается
тема исследования, ставится проблемная ситуация, тем самым вызывается интерес к
данной теме.

2.Предлагается
индивидуальная исследовательская работа

3.Обсуждение
источников исследования и способа сбора информации, оформление результатов.

2.
Основной этап

Индивидуальное
выполнение задания: «Участие членов моей семьи в трудовом подвиге в Великой
Отечественной войне» (о трудовом подвиге членов моей семьи, тружеников тыла
нашего края), (рассказы моих родственников, поиск и изучение документов)

3. Результат

Создание
исследовательской работы «Участие членов моей семьи в трудовом подвиге в
Великой Отечественной войне» (о трудовом подвиге членов моей семьи, тружеников
тыла нашего края)

4.Заключительный этап

Защита
исследовательской работы

5. Место и время исследования: 

поисково
– исследовательская работа велась в школе, дома, работа продолжалась в течение
двух недель, так как необходимые сведения нужно было записывать со слов
родственников, пересмотреть и сканировать фотографии.

6.Методика исследования:

поисково
– исследовательский (рассказ родственников), беседы с членами семьи, работа с
архивными документами членов семьи.

7.Результат исследования:

показал,
что тема была интересна не только для меня, но и для моих родственников,
собранный материал оформлен

8.Выводы:


ведя поисково-исследовательскую работу, я узнала много нового и интересного о
трудовой деятельности моих родственников и  земляков;


данная поисково- исследовательская работа даёт возможность восстановить связь
между поколениями, воспитать чувства гражданской ответственности, патриотизма,
любви к своей малой родине.

III. Заключение

-я,
Шпис Софья, собрала и описала, далее обработала и оформила весь материал; — наработанный
материал в дальнейшем будет продолжаться собираться и обрабатываться.

IV. Список литературы:

1.«С
поклоном к тебе, земля Чановская». ЦЭРИС Новосибирск. 2010

 2.«Успех 
дела решают кадры» Западно-Сибирское из-во Новосибирск 1978

 3.«Притяжение
Чановской земли» 2003 год

 4.Воспоминания,
семейный архивный материал, (записи, фотоальбом),  материалы школьного историко
– краеведческого музея: альбомы —  «Здесь мой отчий дом», «Ветераны Великой Отечественной»,
«Твои люди, село»

Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех,

кто не щадил себя для Победы над врагом нашей
Родины.

Г.К. Жуков

   Вся наша страна отметила
великий день – День Победы, которого 76 лет назад
советские люди ждали долгих  четыре
года. Это были трудные героические годы для  всего нашего народа, когда были
патриотами  своей Родины
все, от мала до велика.
День 22 июня 1941 года, стал поворотным в
судьбе нашей страны, она поднялась на священную войну против озверелого
фашизма.
Все жили под одним девизом: «Все для фронта,
все для Победы!», который  объединил всех в борьбе за свободу своей великой
Отчизны,
когда во всей полноте проявилось величие духа защитников Родины и
тружеников тыла.    Долгие военные годы труженики тыла работали на пределе
возможностей, зачастую без сна и отдыха, сутками находясь на производстве.
Каждый день войны был подвигом миллионов воинов и тружеников тыла. Женщины,
подростки и старики трудились сутками, без выходных. Линия фронта проходила и
по заводам, цехам, колхозам, а точнее – по сердцам всех советских людей. Фронт
и тыл были едины.  О героическом подвиге советского народа в
Великой Отечественной войне я знаю из прочитанных мною книг, художественных
фильмов о войне, но особенно дороги мне воспоминания моих родных. Слова Маршала
Советского Союза Г.К. Жукова, которые стали эпиграфом к моей работе, с полным
правом можно отнести и к фронтовикам, и к труженикам тыла. Свой весомый вклад в
Победу внесла и моя малая родина – Чановский район и мое родное село Юрки, и
люди, которые жили здесь — старики, женщины, дети. На их плечи легла вся
тяжесть производства, а было оно уже немалым. Ежегодно надо было обработать и
засеять тысячи гектаров пашни и убрать урожай, заготовить и перевезти корма для
сотни голов животных. Ухаживать за ними, обеспечить водой. В хозяйстве остались
старенькие колёсные тракторы, которыми некому было управлять, остались волы да
лошади. В качестве тягловой силы пришлось селянам использовать и коров. На них
пахали, сеяли и корма к ферме подвозили. Вскоре  центральный  совхоз подготовил
группу трактористок. «Хлеб для солдата – то же боевое оружие, — сказала
Дарья Мурзина — бригадир полеводства. – Так давайте, девоньки, работать так,
чтобы поля радовали тучным колосом, чтобы наши защитники всегда были сыты».
 
Хлеб был нужен фронту так же, как снаряды, мины. Люди в деревне знали это. Они
стремились убрать урожай в самые сжатые сроки и без потерь. Самоотверженно
трудились трактористки Полина Нохрина, Елена Коновалова, Надежда Киселёва, Анна
Киселёва, Ольга Шкредова. Среди них была и моя прабабушка Мосиявич Мария Никифоровна.
Все они вписаны в четырёхтомную историю нашего совхоза. Девчата с ранней весны
до глубокой осени находились с тракторами в поле. Работали по 10-12 часов.
Хлебный паёк был ограниченным. Сами голодали, валились с ног, но надо было дать
фронту и стране хлеба, молока, мяса. Такую задачу ставило правительство страны.
 «Чего греха таить, —
с грустью в голосе рассказывала моя прабабушка,
— задача была не из легких. Бывало, осень складывалась дождливой, заморозки и
снег  — ранние. Сил нет, а убирать хлеб нужно. Но, все старались».
 Моя
прабабушка родилась в 1928 году в деревне Останкино Северного района. В
12 лет пошла работать в колхоз, пахала на  быках, косила, метала сенов ручную,
в 14 лет начала доила коров. «Тяжело было в войну и первые послевоенные годы
— продолжает Мария Никифоровна. Скотину с осени до весны угоняли в соседнюю
деревню Зверьевку, там всю зиму и приходилось жить, домой приезжали редко, хотя
дома ждали дети.
Летом весь день работали на полях, а утром и вечером я
доила 25 коров вручную».
Уйдя на пенсию, баба Маня (так все её звали в
деревне), еще 5 лет работала на колхозном огороде. Все
находились при деле, все сполна отдавали свои силы для фронта, ради победы над
врагом. Всем, кто остался в деревне,  хотелось, чтобы война поскорее
закончилась, и родные вернулись домой.

    Зимой 1941
года в совхоз прибыли переселенцы из Поволжья  — немцы, а позднее из Эстонии –
эстонцы. Среди переселенцев была семья моего прадедушки Шписа Фридриха
Генриховича и прабабушки Софьи Кондратьевны. Их  насильственно выселили в 1941
году  эшелоном за №762 (у нас есть этот документ) привезли в Новосибирскую
область Чановский район. Прадеда забрали в трудовую армию МЛТТ т/о Донской
уголь,  где он пробыл с 18 декабря 1943 по 15 февраля 1950 года. Моя прабабушка
с детьми переехала в наше село. Ей тоже приходилось работать день и ночь. Днём
доила коров, косила сено, ночью на быках возила сено на базу, копала ямы для
силоса. В 1944 году её забирают на военный завод в город Новосибирск в
Кривощёково, где она точила и делала снаряды для фронта.  Жила и спала прямо  в
цехе. Еды не хватало,  приходилось просить милостыню и собирать объедки в
мусорных ящиках. Она немка по национальности, нет знаний по русскому языку. Все
косятся, отворачиваются. А она всегда говорила со слезами на глазах:  «Я
русская немка». Сколько плакала ночами, стоя возле станка, думая о муже, от
которого не было вестей, о детях, оставленных дома.  День Победы она встретила  на
заводе. Сколько было радостных слёз, надежд на скорую встречу с детьми.

  
Прабабушку Софью я никогда не видела, потому что родилась, когда её уже не
было  в живых, она умерла 29 октября 1996 года.  Но память о ней живёт в наших
сердцах. Мы часто смотрим семейный фотоальбом, слушаем рассказы дедушки Саши. 
Когда родилась  я, меня назвали в честь её  Соней.

   14 сентября 1941 года
в нашей деревне появилось ещё и семейство Миллеров, которые тоже были высланы
из Поволжья. Миллер Давид Андреевич и Полина Ивановна – это мои прапрадедушка и
прапрабабушка. Давид Андреевич был мастер на все уроки, выполнял всю тяжёлую
работу. Его не забрали в трудовую армию, так как он был инвалидом. Зато,  очень
хорошо клал печи в деревне. До сих пор старожилы поминают его добрым словом. За
рабочую сноровку и умение найти подход к людям назначили его бригадиром. Они,
так же, как и все остальные немцы, выполняли всю  работу по хозяйству. Семья у
них  была большая — восемь детей: четыре сына и четыре дочери. Одна из дочерей
Лидия – моя прабабушка. Она вспоминает «Привезли  нас на  новое
местожительство в конной телеге, поселили на заимке в лесу, в 12 км от деревни.
Было голодно, холодно. Трое детей умерло от болезней. Жили мы в Поволжье.
Недалеко от нас проходила железная дорога, станция называлась «Безымянная».
Помню, как нас грузили в товарные вагоны, раньше в них возили скот. Ехали
долго, дети просили что-нибудь поесть. Нас выслали 28 августа, а приехали в
Чаны только 14 сентября. В Чанах нас опять погрузили в открытые телеги и
привезли на место. Мужчин сразу же забрали в трудовую армию. Было очень тяжело,
есть ничего не было, ели мороженую картошку. С утра до вечера мы все, наравне с
взрослыми, работали
пасли коров, телят, овец. Школы тоже не было, и я
осталась неграмотная. Да и учиться мне  было бы  некогда, в свободное от работы
время нянчила детей. Сейчас люди живут хорошо. И не дай бог испытать вам того,
что испытали мы».

  
Как и всем советским
людям, Юрковцам тоже победа досталась дорогой ценой. 28 человек не вернулись
домой, пали на полях сражений.

    76 лет Великой
Победы. Много это или мало? Для памяти? Для забвения? Но я точно знаю, что
забыть об этой войне, значит предать память моих родственников, моих односельчан,
которые ценой своей жизни ковали Победу. Мы всегда будем помнить эти страшные
годы, эти тяжелые испытания, которые выпали на нашу Родину, будем гордиться
тем, что живем в такой великой стране, народ которой своим ратным и трудовым
подвигом отстоял честь, свободу и независимость Родины. Мы можем быть причастны
к подвигу своих земляков, если будем хорошо учиться,  увлекаться
исследовательской работой, изучать историю родного края, быть полезными своему
государству.

В
результате своей небольшой  работы я пришла к следующим выводам:

1.
Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2.
Их большая часть — женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.

3.
Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов,
выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.

4.
Их самоотверженный труд — прекрасный пример для молодежи.

5.
Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой
Отечественной войне.

  • Рассказ о швейцарии на немецком языке с переводом
  • Рассказ о школе на чувашском языке с переводом
  • Рассказ о слове каникулы 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове бабушка 3 класс проект по русскому языку примеры
  • Рассказ о событиях от третьего лица