Рассказ о том как в русском православии дается имя новорожденному

В чм смысл наречения именем святого? христианин - это человек, в первую очередь верующий в спасение через христа и жизнь

В ЧЁМ СМЫСЛ НАРЕЧЕНИЯ ИМЕНЕМ СВЯТОГО?


    Христианин — это человек, в первую очередь верующий в спасение через Христа и жизнь вечную. Поэтому он и обращается за помощью и силой первейшим образом к Спасителю, Матери Божией и святым Божьим угодникам, ибо все они на небесах радуются о каждом спасённом. Сам Иисус сказал, что: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся (Мф. 18: 11-13).
   Оттого крещение с наречением христианского имени уже закладывает основу в наш союз со Христом и делается как бы ступенькой той лестницы, которая должна нас возвести на небо. Лестница же эта преодолевается многими трудами, которые непременны для тех, кто соблюдает заповеди.
   Итак, радостью и ликованием святые встречают наши духовные успехи. И, точно так же, скорбят по поводу наших падений. Ибо они видят нас, и любят нас, и ждут нас к себе и к Господу, в его брачный чертог — и ждут в соответствующей одежде, чистой от порока.
   Они принимают все усилия, чтобы поддержать слабеющего, они возносят перед престолом Божиим молитвы за нас ко Господу, они простирают свой покров над теми, кто возжелал правды и чистоты.
   Оттого и мы обязаны прибегать к ним возможно чаще, надеясь на них, а не на князей и сынов человеческих (Пс. 145: 3). Особенно же горячие мольбы нужно нам воссылать тем святым, имена которых мы носим.
   «Святые, имена которых мы носим, называются нашими ангелами, и день именин — днем Ангела. Мы называем их ангелами потому, что они, со времени наречения нам их имени, делаются особыми нашими покровителями, защитниками от невидимых и видимых врагов, молитвенниками за нас перед Богом и, таким образом, после бесплотных ангелов-хранителей являются нашими новыми Ангелами Хранителями. К их покровительству мы должны прибегать и быть уверены в их предстательстве за нас перед Богом.
   Наконец, имена святых даются нам для того, чтобы указать ближайшие образцы, которым мы должны подражать в богоугодной жизни. Имя святого обязывает нас уподобляться ему в подвигах и добродетелях… Исполнять же эти обязанности надлежащим образом можно не иначе, как хорошо зная его жизнь и подвиги… Знание жизни и подвигов святых поможет и в выборе имени. Поэтому родители новорождённого через жития святых, опыт молитвенного обращения к ним должны ближе познакомиться с теми, в честь кого предполагают назвать своего ребенка…
   Тот же совет можно дать и взрослому христианину, не знающему, в честь какого именно святого его нарекли в детстве. Он должен внимательно изучить жития святых, носящих его имя, помолиться им и Богу, — и что Господь положит на сердце, то и принять, избрав таким образом себе небесного покровителя, — и впоследствии молиться ему уже как своему ангелу и отмечать именины в день его празднования» (Священник А.Лоргус).

НЕ ИМЯ КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА


    С наступлением эры христианства и появлением христианских святых имена стали давать в их честь. Ибо эти люди прославили свои имена подвигами во имя Христа и богоугодной жизнью, осветили наименования, сочетания букв имени до такой степени, что имя сделалось особым знаком, печатью благодати, стимулом и призывом к новой жизни, мгновенно приводило на память жития и добродетели этих людей.
   Как, например, относились к именам святых во времена свт. Иоанна Златоуста, видно из того, что говорит он в похвалу святого Мелетия Антиохийского: «От имени святого Мелетия, как бы от света, озарившего город, каждый возжигал для себя светильник и вносил в дом свой имя блаженного, как некую сокровищницу, исполненную бесчисленными благами».
   Уже в V веке, по свидетельству блаженного Феодорита, обратилось в повсеместный обычай нарекать крещаемым имена святых.
   Зная подвиги святых, их жития, получая по молитве помощь от них, христиане имели искреннюю любовь к угодникам Божиим, дорожили их именами и давали их своим детям.
   Присвоение имени святого новорождённому стало говорить, таким образом, о намерении родителей воспитать ребёнка по святым образцам.
   Имя, даваемое не по святцам, напротив, свидетельствовало (и свидетельствует) о равнодушии к святой вере, о безбожии и, порою, о безнравственно-механическом подходе к самому акту нарицания имени. Имя (англ. name — «нэйм»; фр. пот; нем. Name «наме») превращаясь поэтому в нечто номинальное, создавало марку, ярлык, оболочку, некое клеймо, чтобы не перепутать кто есть кто. И только.
   Другое дело, что люди и в подобных случаях порою освящают своё имя, следуя естественному закону добродетели, храня заповеданное Богом от начала мира всем племенам земли. Ибо совесть, желание добра и справедливости, стремление к правде и любви — это то, что Бог вложил в сердце человеку изначала; всё же противоположное: лесть, и ложь, и ненависть, и т.п. всевается в душу человеческую клеветником-диаволом.
   Любой человек, сохранявший образ Божий, своей личностью всегда одухотворял имя, несмотря на давление суетногомира, на желание принизить Божие в человеке, а самого его опорочить, измарать, оземленить.
   Тем более христиане святят имя Бога своей жизнью. Тем более жизнь в Церкви, освящаемая Церковью и её таинствами, открывает путь к святости и связывает человека (в том числе и через имя его) с теми святыми, которым он молится и с тем из угодников Божиих, чьё имя он носит и почитает, кому старается подражать по мере сил.
   Подумаем, в конце концов: есть ли, в самом деле, слова (и имена) красивые сами по себе? Ну да, звучание шипящих или столкнувшихся согласных может и не усладить нашего уха, но как мало они значат, если за ними скрывается прекрасное или великое понятие! Святое и дивное имя редкого по добродетели человека! Уже исчезает, уничтожается внешность, уже открывается казавшаяся нам скрипучей дверь, и вводит она нас во внутреннее, за завесу, во святое святых, где смысл и радование, где сама суть.
   Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал: «Бог во святых почивает и в самом имени их, в самом изображении их, только с верою надо употреблять их изображения, и они будут творить чудеса».

БЛАГОЕ ДЕЙСТВИЕ ИМЕНИ


   Имена святых, а тем более имя Бога и Матери Божией нужно произносить с особенной любовью и почитанием. 
    Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «С крайним благоговением произноси имя Божие, помня, что Богом всё приведено из небытия в бытие, и всё существующее содержится в благобытии единственно по Его благости, всемогущею силою и премудростью Его. С крайним благоговением произноси и имя Иисуса Христа Сына Божия, через Которое всё начало быть (Ин. 1: 3) и Которым все управляется…
   С благоговением произноси и имя Пречистой Матери Господа Иисуса Христа, Приснодевы Марии, породившей нам Его во спасение наше…
   С благоговением произноси имена апостолов Христовых, самовидцев и слуг Его, пронесших по всему миру Божественное учение Его, а также имена мучеников, преподобных, бессребреников и всех святых».
   Всякое слово, произнесённое, услышанное или припомненное, входит в наше сердце и производит в нём соответствующее действие. Оттого сказано: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12: 36).
   Святое же имя, как и святое слово, соединяет человека с Богом, сближает с Ним.
   Отсюда мы можем понять и значение и силу молитвословий, преисполненных святых имён и понятий. Понятны и слова Господа именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16: 17), и слова пророка Иоиля, повторенные и апостолом Петром: Всякий, кто призовет имя Господне — спасется (Деян. 2: 21; Иоиль 2: 32). Вот откуда сила Иисусовой молитвы, при которой непрестанное произнесение святого имени Господа Иисуса очищает и одухотворяет душу христианина, попаляя в ней страсти. При этом, естественно, чем глубже образ Христа напечатлевается в сердце христианина, творящего молитву, тем сильнее единение духа христианина с духом Господа, тем сильнее освящающая сила молитвы. 
    Подобно действию имени Бога, Господа Иисуса Христа, Святого Духа и Святой Троицы, будет действие имен и тех, в кого вселился Святой Дух, в душе которых изобразился Христос (Гал. 4: 19).
   Велико действие имени!
   Имя какого-либо достойного человека, выдающегося патриота, учёного, много сделавшего для людей, врача (такого, скажем, как Пирогов или Павлов), героя войны за честь и свободу Родины вызывает в нас много возвышенных и признательных чувств. Тем паче, конечно, имя святого.
   А произнося или приводя себе на память имя дорогого или родного человека, мы сразу вспоминаем его образ, он предстает перед нами, водворяется в сердце со всеми своими неповторимыми чертами, с его любовью к нам, с его заботой, со всей его драгоценной для нас индивидуальностью. Так мы незримо соединяемся с ним, через нежность, уважение, сострадание, сочувствие, единомыслие.
   Итак, имя показывает нам, что это не пустой звук. Оно обладает воздействием на строй нашей души — ввиду его наполнения: реальной жизнью человека, жизнью его предков, житиями святых. И как бы заключает в себе человека, срастается с ним. Уже сказано, что оно и само должно святиться благочестивой жизнью. И тогда и оно — свято.
   Поэтому Церковь не благословляет наделять человеческими именами домашних животных. Небрежность и бездумность в отношении имени привели к тому, что не одних только кошек, собак, птиц или хомяков стали называть как людей, но и смертоносные ураганы, которые порой уносят десятки жизней, — такие, например, как «Катрин». А ведь была святая Екатерина, великая христианка, которая отнюдь никого не губила, но, напротив, сама принесла себя в жертву ради Христа (а, значит, и ради людей).
   Совершенно иное, когда имена заслуженных людей, уже почивших, присваивают, например кораблям. Это прекрасная традиция, ибо по морям и рекам судно несет над вспененной волной не просто буквенную связь, но образец и память.

ВЫБОР И НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ


    В выборе имени на светский манер много вкусового и произвольного. Одному нравится одно, а другому другое. Так же, как кто-то предпочитает, например, зелёный цвет красному, а кислое солёному.
   Задолго до появления ребенка в семье начинаются размышления по поводу его будущего имени. В выбор активно включаются не только отец и мать, бабушки и дедушки, но даже и многие сослуживцы и знакомые. В связи с этим в выбор имени, о важнейшем духовном смысле которого говорилось выше, привносится немало суетного и житейского.
   Как же правильно и богоугодно выбирать имя ребёнку?
   «Даруя родителям дитя и устанавливая день его рождения, — пишет о. А.Лоргус, — Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по «Православному месяцеслову», в который включены имена святых, прославленных Церковью.
   Наречение христианского имени, по уставу Церкви, совершается до крещения и составляет одно из первых подготовительных к нему действий. В старые времена имя нарекали задолго до дня крещения ребенка.
   Теперь же наречение имени происходит обычно в день крещения, перед чином оглашения.
   Согласно указанию Требника (гл. 2), имена христианские должны быть нарекаемы младенцам в восьмой день по рождении, по примеру Спасителя Христа, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требовал того ветхозаветный закон обрезания и наименования (Быт. 17, 4-15).
   Впрочем, нарекать младенца именем святого, который воспоминается в восьмой день по рождении, не считалось в России непременной традицией. Часто имя нарекали и в самый день рождения, по желанию родителей скорее видеть свое дитя запёчатлённым святым именем и крестным знамением, которым дитя при этом благословляется. Рождение младенца — столь великое и знаменательное событие в нашей жизни, особенно ввиду опасности самих родов, что остаётся только благодарить Бога за эту милость наречением новорожденному имени святого, под осенением которого он родился.
   Кроме того, также существовал обычай называть ребенка и в честь святых, память которых приходилась на день крещения. Это обосновывалось тем, что по церковному уставу наименование дитяти должно совершаться «во осмый день» по его рождении, а так как в этот день в древности и было совершаемо таинство крещения, то и имя младенцу заимствовалось от святого, празднуемого в этот день.
   Итак, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения. Для девочек допускался сдвиг на несколько дней, если не было памяти святых жен.
   При таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. До сих пор называют именинниками тех, кто празднует день рождения, но христиане празднуют именины в честь святого.
   Были ещё случаи, когда ребенка называли по обету, в честь определённого святого, которого избирали заранее и молились ему ещё до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если память праздновалась несколько раз в году — то в день, ближайший ко дню рождения.
   Таким образом, человек получал имя от Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно, а по одному из нескольких правил. 
    По указанию Евангелия, в повествовании о наречении имени Спасителю и Иоанну Крестителю (Мф. 1:20-21; Лк. 1:30-31, 59-63), а также по церковному преданию (Св. Симеон Солунский, гл. 59) и по общеустановившейся церковной практике выбор имени новорождённому принадлежал родителям ребенка; взрослые же сами выбирали себе имя.
   Только в том случае, если выбор имени младенца его родителями предоставлялся священнику, последний нарекал его именем по собственному усмотрению, обычно избирая для этого имя святого, память которого чтится в день чтения молитвы новорождённому или в восьмой день по его рождении, а также в день рождения, в день крещения или ближайший к тому день.
   Теперь крещению предшествует гражданская регистрация новорождённого, и родители всегда сами выбирают имя ребенку, которое вписывается в свидетельство о рождении. Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в Православном месяцеслове, это ещё не значит, что следует менять его при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме.
   В таком случае священник обычно переводит его в церковнославянскую форму и крестит под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов: Анжела — Ангелина; Жанна — Иоанна; Оксана, Аксинья — Ксения; Аграфена- Агриппина; Полина — Апполинария; Лукерия — Гликерия; Егор — Георгий; Ян — Иоанн; Денис — Дионисий; Светлана — Фотина или Фотиния; Марта — Марфа; Аким — Иоаким; Корней — Корнелий; Леон — Лев; Томас — Фома; Лилия — Лия; Илона — Елена.
   В том случае, когда не удаётся установить подобного соответствия (например Эдуард, Эльвира, Карл), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.
   В связи с тем, что в месяцеслове некоторые имена святых совпадают и празднуются несколько раз в году, то празднование одного определенного дня Ангела новонаименованному христианину назначается священником. Обычно это ближайший следующий за днем рождения день памяти святого…
   Как правило, имя новорожденному в соответствии с русской православной традицией выбирается среди тех имен угодников Божиих, память которых совершается в период сорока дней после для рождения ребенка. Следует заметить, что данное правило не является абсолютно обязательным и может быть изменено в соответствии с индивидуальными уважительными обстоятельствами. Окончательное решение как правило принимают родители новорожденного…
   Из благоговения перед именем Спасителя и в Православной Церкви не нарекали именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля, и других.
   Православная традиция наречения имени связана с православным календарем, в котором на определенные числа выпадают дни памяти святых. В православии имена нарекают именно в честь святых, а не вообще в честь кого-то.
   Церковная традиция наречения имени обычно предполагает выбор имени святого чья память приходится на один из ближайших дней следующих за днем рождения или просто особо почитаемого в семье святого, вне связи с календарем.
   Например, для мальчика, родившегося 4 июня, могут быть выбраны имена: Феодора, Никиты (их память 4 июня), Василия (его память 5 июня), Артемия, Антония (их память 6 июня), Иоанна, Иакова (их память 7 июня), Сергия, Германа (их память 11 июня), и т.д.
 

О «МОДЕ» НА ИМЕНА


   Имена правильнее и богоугоднее выбирать по святцам. Это ограничивает выбор, но нужно бы проявить смирение, которого Бог ждёт от нас всегда и во всём. Однако пока нет надежды, что такого рода смирение появится в обществе, ибо в нём нет ни смирения, ни единства взглядов по каким бы то ни было вопросам.
   Существует своеобразная мода на имена, время от времени меняющаяся. То это Эдуарды, Модесты и Аркадии, то Иваны да Марьи, то Елены и Ольги и т.д. Так, к примеру, в начале 70-х годов модное имя Елена давали всем девочкам подряд, невзирая на то, что в подъездах домов было уже по 10-15 Лен!
   И нынче тоже есть «мода», и даже у христиан. Справиться с этим явлением невозможно, как совершенно стихийным, и потому мы предлагаем читателю ознакомиться с краткими житиями тех святых, имена которых даются младенцам в наши дни особенно часто, надеясь, что это принесёт духовную пользу и родителям, и детям, уже пришедшим в достаточно разумный возраст.
   Не располагая возможностью охватить все «модные» сейчас имена, мы остановились на семи. Это — Дарья, Анастасия, Георгий, Ксения, Даниил, Никита, Варвара. Итак: 
    Имя Дарья для христиан тесно связано с именем мученика Хрисанфа. Ибо Господь определил им быть вместе, стать мужем и женой и принять мученическую смерть во имя Его. Хрисанф был сыном знаменитого в Александрии Полемия. Отец, когда сын подрос, переселился с мальчиком в Рим, чтобы дать ему наилучшее образование. Хрисанф был одарён, прилежен и любознателен. Однажды среди книг он нашёл Новый Завет и был так пленён им, что навсегда отдал своё сердце Христу. Отец-язычник заключил его в темницу, томил там голодом и холодом, но заставить сына отречься от христовой веры не смог. Тогда он выбрал другой метод: выпустив юношу из узилища, он окружил его красавицами. Но Хрисанф не поддался обольщению, столь сильному для молодых людей. После чего Полемий нашёл ему жену: умную, образованную и прекрасную Дарью, в то время бывшую ревностной язычницей. Однако она под влиянием мужа и сама возлюбила Христа и оставила язычество. Кроме того, Хрисанф убедил её сохранить девство.
   Оба они, девственники и исповедники, приняли мученический венец: были зарыты в землю заживо.
   «Дарья» в переводе с греческого означает «побеждающая».
   Итак: вот стимул, вот знамя, вот зелёная ветвь для той, кто получит имя Дарьи — победа. Но не та «победа» о которой стараются многие девушки, по невежеству, одурманенные духом века сего и побуждаемые греховным естеством, — не победа и не победы над «поклонниками», а преодоление самоё себя, всего тёмного и плотоугодного в себе ради Света — Христа и жизни вечной. 
    Церковь чтит несколько святых жен с именем Анастасия. Та из них, чья память совершается 22-го декабря ст. ст., стяжала память среди людей и угодила Богу особенным своим милосердием. Она обходила казематы Рима и утешала заключённых, несла им радость, кормила и поила их, омывала им раны. Сама — вечно бодрая и светлая, каким же сердцем обладала она! В конце концов она получила прозвание Узорешительницы. Должны ли мы потому думать, что она осуждённых физическим образом выводила на свободу, что чудесным образом снимала с них железные кандалы и верёвочные путы? Нет! Но она своей любовью снимала с них путы духовные и тяжесть душевную, она разрешала их от чувства безнадёжности, которая так давит человека за решёткой, она окрыляла их, несла им веру в Бога, а это и есть свобода.
   Христос сказал: Я был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Пс. 145:3). Каким образом, когда мы можем посетить Христа? Тогда, когда приходим к малым сим, как делала это святая Анастасия.
   Трудясь день и ночь во имя Христово и ради любви к отверженным, Анастасия совершенно не брала в расчёт, что и сама может подвергнуться преследованию. Однажды, придя в тюрьму, она обнаружила камеру пустой: все её насельники были накануне казнены. Горько плача, стала она повторять: «Где же мои друзья-узники?». А были они из христиан. Отсюда было решено, что и она христианка. Анастасию схватили, привязали к четырём столбам и вознамерились сжечь. Но она, прежде чем палачи могли торжествовать, предала свою душу Господу.
   «Анастасия» по-гречески значит «воскресение».
   Воскресение! Это ли не поприще для тех, кто получит подобное имя? Это должно стать их будущим делом: заботой, любовью, кротостью и нежностью воскрешать унылых, отчаявшихся, заблудившихся, связанных цепями страстей, ложью мира!
   Анастасия и сама должна заботиться о собственном воскресении для жизни небесной. Воскресение человека есть как бы высекание кресалом искры Божией, которая должна стать пламенем. Итак, Анастасия — огонь Христов! 
    Память Георгия (Егор) великомученика празднуется Церковью 23-го апреля. Он был римским воином конца III-го века. Его высокие достоинства обратили на него внимание императора Диоклитиана, который приблизил его к себе, предполагая в будущем сделать себе помощником на троне и, возможно, даже преемником. Каковы же были разочарование и гнев цезаря, когда он узнал, что его наречённый сын исповедует веру Христову. Мало того, и его собственная жена, Александра, сделалась христианкой. Конечно, их обоих стали убеждать отречься от веры, но — тщетно. Император пришёл в совершенную ярость и повелел пытать Георгия, которого терзали крючьями, крутили в колесе над торчащими острыми зубьями и т.п. Георгий остался непреклонен. Ему и царице Александре отрубили головы. Великомученику Георгию было всего 30 лет. Св. вмч. Геогрий получил прозвание Победоносца. Его изображают на белом коне. Он пронзает копьём извивающегося змея. И как же не Победоносец? Ведь он преодолел не только обычную человеческую тягу к возвышению (а ему обещался ни много, ни мало — трон. И трон римский, то есть возможное владычество в будущем над всем миром!). Георгий отверг и своего благодетеля, как только увидел в нём врага Христова, ибо Христос для мученика был превыше всего. Древний змей — отец греха, клеветник-диавол. Отсюда — победить змея означает умертвить в себе грех, всегда готовый многими кольцами обвить человеческую душу.
   По-гречески «Георгий» — «земледелец».
   Значит, тот, кто получит это имя, обязан возделывать тёмную, тощую землю своего сердца, прилагая много трудов и пота. Чтобы, посеяв внутри себя, с помощью Божией, благие семена добродетелей, получить плоды любви, милости, смирения, послушания, нестяжательности и всё драгоценное, о чём умоляет нас и что повелевает нам Христос Господь. 
    Под именем Ксения нам знакомы две святые женщины, память обеих празднуется 24-го января. Ксения блаженная Петербургская в России известна более, поэтому мы предложим читателю несколько строк из жития другой Ксении, преподобной, жившей в V веке.
   Она была дочерью богатых и знатных родителей, которые хотели выдать её замуж за юношу одного с ними по положению и состоятельности круга. Ксения, с детства возлюбившая Христа, ни о чём таком даже помышлять не могла. Поэтому, избегая упорной воли родителей и решив, что «несправедливо слушаться людей более, чем Бога», она ночью, тайно, в сопровождении двух верных ей рабынь бежала, взяв только немного лёгких, но ценных собственных вещей.
   Морем они добрались до почти безлюдного острова близ г.Галикарнаса, где, по молодости и непривычности жить им было трудно. Но Господь послал им встречу с игуменом монастыря, подвижником Павлом Миласским, который посоветовал им переселиться в г. Миласу, в Карий. Там Ксения (в миру Евсевия) и приняла своё имя, постригшись в монахини. Со временем она устроила монастырь и стала диакониссой. Прославилась подвижнической жизнью, необычайно строгой. Преставилась в 450-м году. Две верные её прислужницы вскоре тоже скончались и были погребены у ног госпожи.
   Имя Ксения в переводе с греческого — «странница».
   Итак, получившая это имя будет знать, что ей делать, вдумавшись в значение его.
   Странница — значит чужая земле и мирской суете, устремлённая к небесному блаженству. Она должна подражать преподобной Ксении чистотой и богоугодной жизнью. Она должна стать «странной» для людей, отвергающих Бога, и презирать то, без чего они не могут себе представить существования: карьерный успех, погоню за модой и прочую шелуху. Иначе зачем и носить тогда имя «Ксения»? 
    Под именем Даниил святая Церковь прославляет нескольких замечательных подвижников. Мы же кратко расскажем о Данииле Столпнике. Был в прежние времена такой немыслимо тяжкий подвиг во имя Христово — столпничество, к которому и устремился, после многих трудов и испытаний, преподобный Даниил.
   Он родился в 409-м году в Марафе, в Месопотамии, и в 12 лет стал послушником одной из обителей. Через несколько лет строгой жизни вместе с игуменом совершил путешествие в Антиохию, где по пути они посетили прп. Симеона Столпника, который благословил Даниила, предвидя его трудный и славный путь во Христе. С тех пор сердце Даниила горело мыслью о великом подвиге столпничества. В конце концов близ Константинополя он устроил столп и восшёл на него для молитвенного стояния, где и провёл 33 года, порою окружаемый грозою и молниями, терзаемый бурными ветрами, ливнями и палимый солнечным жаром. Но был неколебим, точно и сам был из камня.
   К нему приходили ближние и дальние, греки, римляне, варвары и простолюдины. И даже императоры Зенон и Лев. Лев так полюбил подвижника, что не раз посещал его, прося его молитв, благословения и утешения. Даниил, достигнув 80-ти лет, перед кончиной завещал своим ученикам христианские добродетели: смирение, послушание, пост и проч., особенно же — любовь. Его чудотворные мощи были положены близ столпа, где впоследствии была устроена церковь во имя св. Симеона Столпника.
   Что же мы находим поучительного в этом имени и в этой жизни. Выходит, что тот, кто получил имя Симеон, должен желать сделаться столпом православия, твёрдым в вере, как камень, опорой для людей.
   А поскольку «Даниил» в переводе с еврейского означает «судья», то и судьёй должен стать. Однако да не подумает кто, что судьёй для других, но — собственным судьёй, прокурором своих желаний и поступков, обвинителем своих грехов. Защитником же, или адвокатом, — чужих слабостей, незнания и промахов. Оправдателем падений тех, кто не выдерживает приговора Божия Адаму — т.е. сей жизни, общего наказания всему человечеству. 
    Святитель Никита Печерский ещё юным удалился в затвор. Но подвиг этот предпринят был им не по силам и не по разуму. И диавол не замедлил прельстить его. Он явился ему в виде ангела и сказал:
   «Ты только молись, читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». И Никита поверил! Трудно сказать, чем кончилось бы дело, кабы не молитвы свв. печорских подвижников, которые прогнали завистника-беса и вывели Никиту из затвора. Сказал ведь Христос: сей род (бесовский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9: 29). Урок не прошёл для Никиты бесследно, и последующей жизнью он стяжал благодать Божию, ибо современники были свидетелями, что он получил от Бога дар чудотворений. 13 лет он пас Новгородскую Церковь в сане епископа. Отошёл к возлюбленному Христу в 1108 г. Святые мощи его открыто почивают в Новгородском Софийском соборе. С греческого «Никита» переводится как «победитель». Следовательно, названный этим именем должен ревновать о победе над тёмными силами зла, о преодолении в себе тщеславия, превозношения и прочих втесняемых бесами пороков. Заботиться же о соблюдении заповедей Божиих, любить праведность и святость. 
    Святая великомученица Варвара родом была из греческого города Илиополя. Её отец, язычник Диоскор, желая уберечь Варвару от дурного сообщества, поселил её в башне, откуда открывался великолепный вид на окрестности. И она полюбила природу, на которой лежит печать Божией премудрости. От рассмотрения природного дива она умом и сердцем приблизилась к Богу и возлюбила Его. Так она познала Творца — высочайшее Существо.
   Её отец, конечно, узнал об этом и воспылал гневом. Его попытки вернуть её к идолопоклонству оказались напрасны. То было время гонения на христиан, и когда Варвара отвергла языческих идолов, то обрекла себя мучениям и смерти. Она спокойно и смело шла на казнь и только молила Бога о тех, которые будут вспоминать её, дабы Господь избавил их от внезапной смерти. И был ей голос с неба, обещавший исполнить её прошение. Она стойко перенесла невообразимые пытки, пока собственный её отец безжалостной рукой не отсёк ей голову. По молитвам св.Варвары верующим посылаются врачевания, ей также молятся о детях, о помощи в унынии и грусти.
   Имя Варвара означает «чужеземка». Истинно, она была чужой земле, где царят насилие, алчность и безумие безбожества. Такою и должна быть наречённая Варварой, вся — мужество, вся — свет и любовь, вся — ангельское желание жить в вечности со Христом Богом. Она должна заключиться в башне добродетели для лучшего и истинного рассмотрения всемогущества, красоты и благости Божией.
   Память вмц. Варвары — 4-го декабря.

НУЖНО ЛИ «ИЗОБРЕТАТЬ» ИМЕНА?


   Наречение имени ребёнку не должно быть случайным, ведь имя человеку придётся носить всю жизнь. Оно не должно быть пустым звуком, необходимо, чтобы в нём был смысл: намерение сохранить добрую преемственность рода, а также выразить почтение и уважение к тому, ради кого имя даётся — выдающийся ли то человек или, что ещё гораздо лучше, — святой и праведный. И, конечно же, надо, чтобы получивший славное имя потом оправдывал такую честь всей своей жизнью. Желательно понимать и конкретное значение имени, если оно пришло от других народов, из глубин истории, то — как оно переводится на русский.
   К несчастью, здесь у нас преобладает невежество. Людям воцерковлённым проще: они, услышав какое-то имя, почти бессознательно соотносят его со Св.Писанием, и, найдя аналогию с древней историей, тотчас осознают происхождение имени, его истоки. 
    Для тех же, кто пока что ещё не столь тесно связан с Церковью, и этимология имени (или, по-научному, — ономастика) не так важна и нужна, и часто они обнаруживают в этом деле совершенную наивность и нелюбознательность. Так, например, многие простодушно считают, что имя Иван — «чисто русское». Ваня, Ванька — ну, конечно же! Так по-свойски звучит! Между тем, Иван — это древнееврейское Иоанн, имя, которое носили многие святые люди, среди них Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, возлюбленный друг Господа и свидетель Откровения, а в новейшие времена — например, св.праведный Иоанн Кронштадтский, прозорливец и чудотворец. Переводится имя Иоанн как «благодать Божия». Подумаем, какая ответственность для родителей так назвать сына! Они должны потрудиться изо всех сил, чтобы их Ванечка сделался со временем достоин Божией благодати, чтобы она его осенила. Чтобы он сам, так сказать, сделался благодатью для людей, дабы они, соприкасаясь с ним, принимали через него лучи этой благодати.
   В большевистские, раннесоветские времена по стране гуляло поветрие имена выдумывать, а работники загсов их охотно регистрировали. Детей называли: Вагранка, Трактор, Электростанция, Интернационал и т.п. Были и сложносоставные, такие как Марлен (Маркс-Ленин), или даже аббревиатуры, например Лори-кэрик, что расшифровывается, как Ленин… Организация… Индустриализация… Коллективизация… Электрификация… Революция и Коммунизм.
   И ныне родители не так уж редко занимаются изобретением имён для своих детей: Ракета, Космос, и «красивых» — Элиана, Магнолия (по цветку) и проч. Притом, гоняясь за звучностью, не берут в расчёт, как имя будет сочетаться с фамилией. Скажем, «Элиана Бугрова» в этом смысле никуда не годится. 
    Склоняются некоторые и к именам иностранным: Альфред, например, или Илона (вместо Елена), Джордж (вм. Георгий). И тут, в смысле звучания, тоже можно встретить нечто абсурдное, вроде: Альфред Капустин. Стремление назвать ребёнка «по-иностранному» говорит, скорее всего, о том, что люди не умеют ценить своего, а взоры обращают на запад, где, по-видимому, рай.
   И хотя некоторые — можно допустить — ищут имя покрасивее ради чистой эстетики, всё же это, как правило, проявление гордости в человеке.
   Что касается светской среды, в которой почти всем нам приходится жить, то надо учитывать, что не все имена, содержащиеся в святцах, хотя бы они и принадлежали великим святым, подходят для этой самой среды. Ребёнок будет ходить в сад, учиться в школе, и труднопроизносимое или неблагозвучное для русского уха имя непременно станет поводом для насмешек, а то и для издевательств, ведь дети бывают безжалостны.
   Увы, верно никогда не получат у нас распространения такие имена, как Дросида или Епихария, а ведь первое означает «роса», а вторая — «радующаяся». Или — Евсхимон, что переводится как «благообразный».
   Один наш знаменитый соотечественник (не станем уточнять — кто) сказал: «никогда не променяю гордого имени своего Александр на какого-нибудь Акакия или Пафнутия». Вот и гордость! Но и понимание неблагозвучности. Между тем, Акакий, например, это «невинный», «незлобивый».
   А вот монахи, отвергшиеся мира, с кротостью принимают новые имена при пострижении или когда облекаются в схиму. Какие бы ни были! Нет для них пустой оболочки, а есть смысл, суть; нет «красивости» или «некрасивости», а есть задача соответствовать своему святому имени.
   Итак, какое имя ни получил бы человек, он должен возвеличить его своей жизнью, но не внешним блеском, не тем, что оно будет «притчей на устах у всех», а, напротив: тишиной, скромностью, смирением.
   Ибо каких успехов в своей области ни удалось бы достичь кому-то он должен твёрдо знать, что все его заслуги — от Бога, а сам он — ничто, прах, глина и пыль. Бог хочет от нас одного, чтобы мы имели много любви к Нему, а потом и к ближнему. От этого произрастают все добродетели. Этой любовью и следует облагораживать своё имя, даваемое людьми, а освящаемое в Боге и Богом.
 

Назад к списку

Многие из желающих окрестить младенца не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.

— Для какой цели мы крестим детей?

Редко можно услышать правильные ответы. Говорят: «Для того, чтобы были крещеными» или «Русские должны быть крещеными», или «Чтобы веровали и были здоровыми», или «Чтобы имели веру», или «На всякий случай» и так далее.

Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они — как «масло масляное».

Цель крещения должна быть одна: соединение с Богом для вечной жизни. Не следует искать в этом таинстве здоровья, ума, способностей к учению. Это второстепенное — оно не должно заслонять главного. Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Помните или, лучше, осознайте, что вашему ребенку открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1, 11).

Святое крещение — это не традиция, не обычай или обряд, это — великое таинство! К крещению необходимо относиться серьезно, приступать к нему, как и к любому другому таинству Церкви, без должной подготовки нельзя.

Во время крещения крестным родителям нельзя быть праздными зрителями, нельзя не знать, что же сейчас будет происходить, — напротив, нужно, по возможности, подготовиться к таинству и участвовать в нем.

Многие приходят просто, без подготовки, думают: батюшка помолится, окунут их младенца — и он будет крещен. Это не так.

В двенадцатом веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» — спросили их. Они отвечали, что у них, турок, существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и «смердит, как собака», пока ребенок не получит христианского крещения.

Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое телесное «лекарство» и чародейство.

Здесь же дело гораздо более великое и более страшное, здесь Сам Бог, сами ангелы предстоят, принимая нашу веру, нашу готовность, и мы не должны быть равнодушны. Ни в коем случае нельзя настраивать себя потребительски, формально: вот, мы заплатили в свечной ящик деньги, нашего ребенка зарегистрировали в книге, сейчас его окрестят, мы получим свидетельство о крещении и положительный результат всего этого не замедлит сказаться.

К началу таинства надо приходить вовремя, поэтому о времени узнайте заранее. Необязательно креститься в воскресный день, если в храме и в будние дни совершают это великое таинство.

Что нужно принести с собой в храм?

Крестик можно купить в церковной лавке, а можно принести с собой. Крестик, купленный в ювелирном магазине, нужно дать священнику, он его освятит. Для крещения малыша вместо тонкого шнурочка или цепочки для крестика лучше использовать неширокую ленточку, тесьму.

Существует благочестивый обычай: во время таинства на крещаемого одевают новые белые одежды — символ очищения души от греха, начала новой жизни. Одежды эти можно купить заранее, но можно обойтись и тем, что есть — нужно лишь, чтобы одежда была светлой, чистой и новой. Для младенцев — это рубашечка, обычно с вышитыми крестиками на груди, на плечах или на спине. Если по каким-то причинам белых одежд принести с собой не удастся — не огорчайтесь, совершению таинства крещения это не препятствует.

Для крещения также нужны новая белая простыня или полотенце — они понадобятся по выходе из купели, особенно в тех храмах, где крестят полным погружением.

Крестные родители (восприемники)

Для крещения необходимо иметь крестных родителей — восприемников от купели, обязанных наставлять крестника основам православного вероучения и правилам христианской жизни. Восприемников может быть двое, но по церковному уставу обязателен один восприемник: мужчина для мальчика и женщина для девочки.

Восприемниками не могут быть малолетние дети, невежественные в вере люди, иноверцы и раскольники, душевнобольные и умственно отсталые люди, падшие нравственно (например, развратники, наркоманы, лица, находящиеся в нетрезвом состоянии). Не принято, чтобы крестными родителями становились монашествующие. Не могут также быть восприемниками одного ребенка супруги. Родители крещаемого младенца также не могут быть крестными.

Что требуется от крестных? Не только принадлежность к православной вере по крещению, но хотя бы элементарное понятие о вере, сознание меры ответственности перед Богом за души крестников, знание хотя бы основных молитв («Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево, радуйся», Ангелу-Хранителю), чтение Евангелия, ибо в таинстве крещения Господь вручает им младенца. Помогать наставить в вопросах веры, помогать родителям носить или водить в храм младенца и причащать его — заботы крестных родителей. На крестных возлагается огромная ответственность за всю тяжесть, за весь труд духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него перед Богом. Крестные родители могут и материально поддерживать своего крестника — и не только тем, что дарят подарки в день именин, в день крещения ребенка.

* * *

Необходимо знать, что в исключительных случаях (например, при смертной опасности — для новорожденного в отдаленных местностях, где нет церкви и невозможно пригласить священника или дьякона) допускается, чтобы крещение совершил мирянин — то есть верующий мужчина или верующая женщина. При этом необходимо точно и правильно произнести формулу крещения, тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или обливание водой), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь». Если крещенный таким образом человек останется жив, выздоровеет, он должен быть доставлен к священнику, чтобы тот восполнил чин крещения (совершил миропомазание и воцерковил крещаемого). Священник обязан также выяснить, правильно ли было совершено таинство крещения, и в случае ошибки совершить его заново.

* * *

Даст Бог, вы принесете крестить чадо в младенчестве — чем раньше, тем лучше: если малыш здоров, то обычно это делается на 40-й день, когда в храм может прийти мать крещаемого, чтобы получить очистительную молитву после родов. Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование — родители не должны участвовать в таинстве крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают от купели — это делают крестные), а могут только присутствовать при нем. Крестные же держат младенца на руках в течение всего времени совершения таинства — обычно, крестная мать до погружения в купель, крестный отец — после (в том случае, когда крестят мальчика). Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Можно ли роптать, если принесли крестить, скажем, младенца, а священника приходится ждать? Младенец капризничает, родители приходят в немирность… Следует вспомнить, что крещение совершается один раз в жизни — и ради этого можно потерпеть и потрудиться.

В древности крещение всегда заканчивалось причащением Святых Таин. Сейчас не всегда бывает такая возможность — поэтому в ближайшие дни младенца надо принести в храм Божий, чтобы он причастился Тела и Крови Христовой.

Что надо делать, чтобы таинство крещения доставило родным и близким не только духовную, но и житейскую радость? Хорошо, если крестный отец сможет купить крестик для младенца, взять на себя расходы по совершению таинства, подготовить подарок по своему усмотрению. Крестная же мать обычно дарит «ризки» — ткань, в которую заворачивают младенеца-крестника после купели, а также крестильную рубашечку, чепчик. Если решат подарить какие-либо подарки, то выбрать надо то, что было бы практически удобно и для младенца, и для его близких.

* * *

Крестик после таинства крещения с ребеночка не снимают. Он не мешает ни при переодевании, ни при мытье и купании; малыш привыкает к нему и не обращает на него особого внимания, не играет им, а когда станет постарше, с удивлением спросит вас: «Мама, а почему у (имя сверстника) нет крестика?»

s1098 1163513542 1Важно примечать, когда рождается дитя ваше, в какой день. Если родилось дитя 11 июля по старому стилю (24 июля по новому) и дитя это женского пола, ну разве можно наречь его каким-то другим именем, если не именем равноапостольной Ольги, память которой совершается в сей самый день? Это же ясный и несомненный знак: кто покровительствует нашему дитяти!

Если родилось у тебя дитя 13 июля, то значит, сам Архангел Гавриил распростирал над тобою крыла и молился к Богу о том, чтобы дитя вело ангельскую жизнь на земле. Конечно же, бывают случаи и не совсем ясные: «Что делать, если у меня родилась девочка тогда, когда Церковь воспоминает лишь святых мужей? Например, 18 июля по ст. стилю (31 по новому) прославляются имена мученика Иулиана, мученика Иакинфа, преподобного Иоанна, Памвы, инаго Памвы, — а женских имен и нет. Что делать нам?»

Если затрудняемся в выборе имени, относящегося ко дню рождения младенца, то давайте посмотрим на восьмой день появления его на свет Божий. Воспомянем, что в древности, еще в ветхозаветные времена, именно в восьмой день нарекали имя младенцам, ведь восемь — число, обозначающее вечность. И, может быть, в восьмой день, найдем мы то самое имя, которое окажется святым и вещим для нашего младенца. А что, если и восьмой день ничего нам не скажет? Тогда посмотрим сороковой день, ибо часто матери, коль младенец здоров и нет опасности для жизни, на сороковой день приходят в храм или приглашают домой священника, дабы батюшка почитал над ними очистительные молитвы, и они вновь могли приступить к исповеди и причащению, дабы Бог в этот сороковой день сподобил дитя Света Небесного, Света Крещения, сопричислил его сонму избранников своих. Но сороковой день тоже может нам ничего не сказать, — тогда как?

Знайте, что Православие, это не учебник Советского права. Православие шире всех учебников и всех параграфов, всех законнических предписаний, поэтому, может быть, у вас уже приуготовлено имя для младенца. Предположим, родился мальчик, а вы уже внутренне желали посвятить его Богу и покровительству чудотворца Николая. Осудит ли вас Господь, если вы как бы и некстати, как бы не по расписанию даруете младенцу это имя, означающее в переводе с греческого «победитель народов»? Конечно нет! Православие ведь познается сердцем, и лишь только сердцем даровано нам приближаться к Богу, сердцем и умом, а не одним только умом. Поэтому можно называть ребенка и по наитию, по сердечному чувству, по особому почитанию того или другого угодника Божия.

Какие только тайны не открывает Господь мамам! Одна мама носила дитя под сердцем и хотела назвать этого младенца, если будет мальчик, Серафимом. Хотела назвать Серафимом, да вдруг видит сон незадолго до родов, что едет она в своем дилижансе (дело было в начале ХХ века) в Троице-Сергиеву Лавру. И чем ближе приближается к расписным воротам Лавры, тем явственнее доносится до нее звон с чудной колокольни, утвержденной посреди соборной площади. Въехала в Лавру под этот звон — и проснулась. Ярко светило солнце сквозь занавеску… Поняла она, что сон этот не простой, и нарекла мальчика Сергием. Конечно же, сон это «в руку» — это сон не прелестный, но сон дарованный от Бога, сон тонкий. И, конечно, можно называть дитя в честь дедушки, или прадедушки, особенно, если дедушка или прадедушка были людьми благочестивыми, и тогда младенчик принимает вместе с именем сродника своего благодать на благодать. Даруется ему сила благочестия, которая уже сияла в его родственнике по плоти.

Словом, будем знать правило, но будем и выше правила, ибо Бог наш велий и чудны дела Его, поэтому молитва всегда укажет нам выход из положения.

И последнее. Если мы уже выросли и не помним, когда были крещены, а вместе с тем хотим знать, какому же небесному покровителю молиться, то нужно найти Святого, именем которого мы названы, первого по дне вашего рождения. Зовут вас Алексий, и день рождения своего вы помните, а день крещения — не помните. Так вот, посмотрите в календаре, спросите у священника, память какого Алексия ближайшая ко дню вашего рождения и идет вслед за ним — это и есть ваш святой. А если вы уже духом прилепились к Алексию, Божиему человеку, в то время как юридически, так сказать, митрополит Алексий ваш небесный покровитель, не смущайтесь, — не обидится митрополит, но отдаст право первородства Алексию, Божию человеку, лишь бы все было сопряжено с любовью во Христе, с молитвою и с верностью Церковным установлениям, с желанием жить полнотой духовной жизни Церкви.

В каждом имени запечатлена тайна личности. Должно вникать в имя, которое мы носим. Если тебя зовут Татьяна — учредительница, распорядительница, это значит, что дом твой и хозяйство должно быть в полном порядке: все ложки, плошки — лежать на своем месте, в баночках здесь — тмин, там — корица, там — горчица, должен быть порядок.

А если тебя зовут Андрей — мужественный, то значит трусость тебе вовсе не к лицу, и уж, само собой разумеется, нужно знать житие своего святого, ибо его подвигам должен ты разумно подражать. Если ты назван в честь Преподобного Сергия — стремись к сердечной молитве, если у тебя святая праведная Иулиания — умей обращаться с людьми в духе мира и любви, а если ты — Архангел Михаил, то воюй против сатаны, не избивая людей дубинкою, а борясь со страстями и сокрушая их в тайне своего сердца.

31 марта 2013 23:31

После крещения Руси православные христиане стали проводить обряд крещения младенцев, даруя им имена православных святых, признанных таковыми церковью. Так были составлены святцы. В них были записаны имена святых и мучеников, дата почитания их памяти и краткое значение имени. Теперь наречение новорожденного зависело от того, в какой из православных календарных дней он родился.

По традициям Древней Руси ребенка должны были окрестить на восьмые сутки после рождения. За это время крохе подбирали имя по церковному календарю. Если день рождения выпадал на «пустой» день (когда не праздновали именины никакого святого) или имя по святцам было неблагозвучным, церковники предлагали имена святых последующих трех дней. Так завещал и Феофан Затворник, добавляя возможность называния ребенка именем тех святых, именины которых праздновались в промежуток между «телесным» рождением и крещением.

Православный месяцеслов (или православный календарь имен, или святцы) формировался несколько веков подряд и продолжает активно пополняться по сей день. Традиция церковного наречения новорожденного характерна для России. Религия в сознании наших людей всегда имела место, даже в атеистические советские времена. Да и почему бы не подарить ребенку имя-оберег? Ведь именно так поступали наши предки, именно так именуют своих детей индейские племена, верующие в предначертание судьбы и живущие в полном единении с природой. Подкупает и логичность называния детей именами святых, родившихся в одно с ними время. Да и при крещении не надо будет изменять мирскую форму имени.

В общем, плюсов очень много. Однако многие видят и недостатки в назывании детей по церковному календарю. Утверждают, что православный именослов очень однообразен. Это не совсем так. Просто некоторые из устаревших форм имен не совсем подходят для современных реалий, и жить с подобным именем ребенку будет затруднительно.

Традиция наречения новорожденного по православному календарю возрождается, однако не все родители понимают ее суть правильно. Вера в последнее время порой становится веянием моды, а не истинным чувством. Ребенка называют теми самыми «неблагозвучными» именами по святцам, дабы выделить его из толпы. Следовательно, ребенок получает имя, наречения которым так пытались избежать в древности.

Православные традиции — часть нашей жизни, ведь недаром слова «наречь», «назвать» и «окрестить» воспринимаются нами как синонимы. Если же родители выбирают своему крохе имя, не обозначенное в месяцеслове (православном календаре), церковные служители могут выбрать имя, созвучное с мирским, или подобрать его по дню крещения. Так, случалось, что Дарья по церковной традиции крестилась как Евдокия, а Алиса — как Александра. В любом случае православный христианин должен иметь как мирское имя, так и церковное — то, с которым он предстанет перед Богом.

При выборе имени в согласии с православными традициями необходимо иметь под рукой календарь именин (основных дней почитания святых) на год рождения вашего малыша. В нем можно найти список имен наиболее весомых, почитаемых в православии святых с индивидуальным разграничением именин и значением.

Есть также в православии следующий список святых, именами которых можно называть детей:

Тимофей, Вонифактий, Игнатий, Филогения, Леонтий, Никита, Филарет, Макарий, Феоктист, Клавдия, Анисия, Феодор и Феодора, Мелания, Кесария, Архип, Андроник, Михей, Антоний, Василиса, Пахомий, Арсений, Макар, Савва, Анания, Никифор, София, Мстислава и др.

Именины — это день почитания святого, в честь которого назван ребенок. В древности именины праздновали «всем миром», не придавая мирскому дню рождения человека подобного величавого значения. Поскольку в современном православном календаре очень много святых и мучеников с одинаковыми именами, принято разграничивать празднование именин святых с идентичным именем. Например, именины Михаила следует отмечать по дате, ближайшей к дате «телесного» рождения. Точно так же выбирают и имя малышу.

Сегодня некоторые из нас не понимают сути понятия «именины» и отмечают их круглый год, как только увидят в календаре имя святого. Но это неправильно. Именины, как и день рождения, у человека одни.

Каждый из нас празднует только те именины, которые почитают того святого, в честь которого даровано им

я. Остальные святые не имеют никакого отношения к празднованию именин. Пример: именины святого Александра встречаются в православном календаре более десяти раз. Но человек празднует именины того святого или мученика, в день которого он родился (телесно и духовно). Остальные Александры к нему не имеют отношения.

Кроме того, церковь различает понятия «святого покровителя» и«ангела-хранителя». В первом случае мы говорим о святом, именем которого был крещен ребенок. Этот святой становится небесным покровителем малыша и защитником всей его жизни. А вот ангел-хранитель даруется новорожденному при появлении на свет, при, так сказать, телесном рождении. Бог дает ангела-хранителя всем, независимо от того, крестился ли человек.

Интересно, что люди, родившиеся при советской власти, умудрялись получать церковные имена и даже креститься. Чаще обычного таинство крещения проводилось дома или в отдаленных районах у родственников. Священник приходил на дом в частном порядке и крестил ребенка в согласии со святцами, составленными достаточно давно. Сейчас в России свобода выбора религии и называния детей, однако традиции поколений все же сильны, поэтому придерживаться христианских принципов не помешает. Это позволит вам сделать правильный выбор не только имени для ребенка, но и его будущей судьбы.

Из книги «Выбираем имя малышу»

Елена Ризо

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Как не ошибиться с выбором имени младенцу

В жизни человека есть такие события, которые происходят раз и навсегда. К ним относится вопрос наречения имени ребенку. Каждый из родителей определяется с ним по-своему. Кто-то знает, как назовет малыша, как только узнает его пол, а кто-то откладывает до последнего, желая взглянуть на новорожденного и только потом уже принять решение. Оставим это на волю родителей, а вот на том, что для православного христианина является обязательным при определении имени, остановимся подробнее.

Немного истории.

В Православии вопрос имени человека играет не последнюю роль. Имена ветхозаветных христиан — Авраама, Исаака и Иакова — многократно повторялись в поколениях. Считалось, что присвоение ребенку имени праведника, хоть немного освящало жизненный пусть новорожденного, указывало пример для подражания.

Традиция давать имена в честь святых — и получать в их лице молитвенников и покровителей — укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия. Креститель Руси — равноапостольный князь Владимир — сам в Крещении своем получил христианское имя Василий.

Вопрос выбора имени в христианских семьях всегда решался родителями. Хотя в крестьянской среде было принято оставлять этот вопрос на усмотрение священнику, который совершает Таинство Крещение. Сегодня это уже в прошлом, выбор Имени — дело сугубо мамы и папы, священнослужитель может лишь подсказать и научить, как правильно пользоваться Святцами.

Православные Святцы.

Святцы, или месяцеслов — это церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых. За время многовековой истории Церкви Святцы постоянно пополнялись. Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, выбор имени для ребенка весьма широк.

Выбирая имя по Святцам, обычно смотрят на день рождения малыша. В каждый день церковного года, как правило, празднуется память нескольких святых. Допустимо выбирать имя и среди тех, чья память празднуется на восьмой день от рождения, т.к. именно в этот день в древности нарекали имя. Если ничего по души родители найти не смогли, то смотрят на 40-й день от рождения. Именно в это время дитя приносят в храм для совершения Таинства Святого Крещения, а над мамой читается очистительная молитва, после которой она может снова вернуться к церковной жизни, приступить к Исповеди и Причастию.

Иногда, конечно, случаются исключения и ребенка нарекают именем в честь особо почитаемого святого, по молитвенной помощи которого, к примеру, малыш появился на свет. Но этот вариант нужно отдельно проговаривать со священником.

Не все имена есть в святцах. Если ребенок рожден в православной семье, которая постоянно участвует в жизни Церкви, проблем с наречение имени, как правило, не бывает. Однако иногда мама и папа по неосведомленности могут дать ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме, которое в Святцах будет отсутствовать. В таком случае священник обычно переводит его в церковно-славянскую форму и крестит под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов: Анжела — Ангелина; Жанна — Иоанна; Оксана, Аксинья — Ксения; Аграфена— Агриппина; Полина — Аполлинария; Лукерия — Гликерия; Егор — Георгий; Ян — Иоанн; Денис — Дионисий; Светлана —Фотина или Фотиния; Марта — Марфа; Виктория — Ника; Корней — Корнелий; Леон — Лев и т.д.

Как выбрать именно своего небесного покровителя

Сейчас в Свидетельстве о Крещении, как правило, указывается «небесный покровитель», и тот день в году, когда у человека празднуется День Ангела, или именины. Если ребенок крещен Александром — это не значит, что он празднует именины всякий раз, как видит в календаре день памяти святого Александра, поскольку святых с таким именем очень много. Именинами является день памяти вполне конкретного человека — например, святого праведного князя Александра Невского или Александра Свирского, или Алексея, человека Божия. Если святых тёзок несколько — выбрать среди них небесного покровителя можно по нескольким принципам. Первый, по почитанию. Это не значит, что вы одного святого признаете более значимым, чем другой. Вовсе, нет. Просто, иногда семья ощущает особую духовную связь с тем или иным святым, получают помощь по молитвам небесного заступника, а потому из благодарности, самое дорогое, что есть в их жизни новорожденное дитя, наречь именем в честь почитаемого угодника Божия.

Второй вариант — выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.

Традиции крестить с двойными именами — например Анна-Мария — в Православной Церкви нет.

Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекают именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1

День Ангела и Именины

Название День Ангела — народное дня памяти святого, имя которого человек носит. Дело в том, что Ангел-Хранитель, также дается человеку при Крещении, как спутник и помощник в духовной жизни. Однако, святой, в честь которого назван человек, в переносном смысле, тоже именуется Ангелом, или вестником, передающим волю Божию человеку. Более точно, конечно, говорить не День Ангела, а именины, или день такого-то святого.

Основными обязанностями в отношении своего небесного покровителя у любого человека могут быть следующие:

  • знание его жизнеописания,
  • молитва к нему,
  • возможное подражание его святости.

Любой верующий стремится иметь у себя дома не только икону, то есть изображение святого, в честь которого он назван, но и его Житие, а также специальные молитвы к нему — акафист и канон.

Чин наречения имени

Наречение христианского имени, по уставу Церкви, совершается до крещения и составляет одно из первых подготовительных к нему действий. В давние времена имя нарекали задолго до дня крещения ребенка. Теперь же наречение имени происходит обычно в день Крещения, перед чином оглашения. Согласно указанию Требника (гл. 2), имена христианские должны быть нарекаемы младенцам в восьмой день по рождении, по примеру Спасителя Христа, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требовал того ветхозаветный закон обрезания и наименования (Быт. 17, 4-15).

Безусловно, имена святых даются нам для того, чтобы указать ближайшие образцы, которым мы должны подражать в богоугодной жизни. Имя святого обязывает нас уподобляться ему в подвигах и добродетелях… Исполнять же эти обязанности надлежащим образом можно не иначе, как хорошо зная его жизнь и подвиги…

Материал подготовила Игнатова Наталья

  • Рассказ о том как добро побеждает зло
  • Рассказ о терешковой космонавте
  • Рассказ о титанике детям
  • Рассказ о тете на английском языке 4 класс с переводом
  • Рассказ о территории россии 4 класс окружающий мир