Рассказ о том что всему свое время какое произведение

С малышами учим стихи, с ребятами постарше читаем истории об их сверстниках, а подростков оставляем наедине с фантастикой.по выходным

С малышами учим стихи, с ребятами постарше — читаем истории об их сверстниках, а подростков оставляем наедине с фантастикой.

По выходным сотрудники московских библиотек рассказывают читателям mos.ru о детских книгах, которые понравятся и родителям. Римма Гарбуз — заведующая библиотекой № 192 и куратор библиотеки № 195 — советует для уютных домашних вечеров книги Анастасии Орловой, Тамары Михеевой, Виктории Ледерман и других писательниц.

Римма Гарбуз, заведующая библиотекой № 192 и куратор библиотеки № 195

Малышам

Стихи Анастасии Орловой

Прежде всего хочу порекомендовать родителям почитать с маленькими детьми стихи молодой и очень талантливой поэтессы Анастасии Орловой. Возьмите любой ее сборник — «Как здорово!», «Это грузовик, а это прицеп» или другой — и вы получите удовольствие от добрых и светлых стихотворений. Они очень легко запоминаются. Вот например: «Кулачок-улитка, отвори калитку, дай за пальчик подержусь, дай с ладошкой подружусь!» Просто и мелодично.

«Настоящий кораблик» Марины Аромштам

Хочу посоветовать книжку еще одной современной писательницы — Марины Аромштам. Около 20 лет она проработала учительницей начальных классов, написала много научных статей и книг по педагогике, поэтому знает о детях все.

Главный герой этого произведения — маленький бумажный кораблик, плывущий в открытом море. Он смотрит на настоящие большие корабли, наблюдает за ними и хочет стать похожим на них. Маленький кораблик пока просто не знает, что всему свое время. Книжка впервые увидела свет в Великобритании, позже была опубликована во Франции, США и Австралии. И только потом вышла на русском языке.

Иллюстрации в детских книгах всегда очень важны. «Маленький кораблик» прекрасно проиллюстрировала художница Виктория Семыкина.

Рассказ о том что всему свое время какое произведение

Ребятам постарше

«Шоколадный пирог» Анны Рейнер

Это очень популярная на сегодняшний день книга. Она состоит из трех рассказов: это собственно «Шоколадный пирог», «Я хочу играть» и «Не смотри». Три истории из жизни обычных школьников — о том, как можно весело подготовиться с мамой к концерту или как вместе с одноклассницей нарисовать принцессу. В каждом рассказе есть какая-то ситуация, из которой герой ищет выход. Так что это своеобразная подсказка юным читателям, как вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Сборник небольшой — всего 55 страниц, но безумно интересный. Шрифт достаточно крупный, чтобы было удобно тем ребятам, которые только учатся читать.

Я рекомендую взрослым обязательно читать вместе с детьми, по крайней мере до тех пор, пока они об этом просят. Дело ведь не в том, насколько хорошо ребенок сам умеет складывать буквы в слова: важно обсудить произведение, обменяться эмоциями. И эта книжка — одна из самых подходящих.

«Асино лето» Тамары Михеевой

Тамара Михеева — достаточно известная писательница, лауреат множества премий в области детской литературы, среди которых конкурс имени Сергея Михалкова. Мы с удовольствием рекомендуем ее произведения в библиотеке. У нее замечательный стиль повествования, ее книги очень затягивают и легко читаются, хотя в них поднимаются подчас непростые темы.

«Асино лето», за которое Михеева получила премию «Заветная мечта», — это волшебная сказка о дружбе, любви, красоте. Главная героиня — девочка по имени Прасковья (близкие называют ее Асей) — приезжает в детский летний лагерь, не подозревая, какие приключения ее здесь ждут. Она знакомится с самыми настоящими гномами, учится летать, добывает живую воду и спасает нового друга Колю, перед болезнью которого разводили руки лучшие врачи. А еще девочка узнает, что даже самые сокровенные желания могут сбыться.

Это очень добрая, светлая повесть с динамичным сюжетом. Герои ссорятся, мирятся, влюбляются, и каждый из них выписан настолько интересно, живо и ярко, что невозможно оторваться.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Подросткам

«Доплыть до грота» Тамары Михеевой

Тамара Михеева пишет не только для младших школьников, но и для подростков. Я советую книжку «Доплыть до грота» — сборник коротких поучительных историй. Это отличное семейное чтение. Многие взрослые узнают в героях себя в юности, а потом, после прочтения, поделятся своими историями и воспоминаниями с детьми. А вот дети могут столкнуться в книге с вопросами, которые стесняются задать взрослым, и тут же получить на них ответы. В этом и есть задача хорошей, качественной детско-юношеской прозы — помочь читателю решить какие-то свои личные проблемы.

Очень важно воспитать у ребенка привычку и любовь к тексту. И помогать с выбором хорошей литературы. «Доплыть до грота» — это как раз книга для души, для удовольствия, с ней время пролетит незаметно.

«Теория невероятности» Виктории Ледерман

Сюжет этой книги очень интересный. Замкнутый подросток Матвей предпочитает проводить время за компьютером — ему не нужны ни друзья, ни родные. Но однажды он оказывается в альтернативной реальности, где все перевернуто с ног на голову и даже его собственное место в семье занято совсем другим человеком.

Книга учит налаживать отношения с окружающими, меняться, смотреть на себя со стороны. Советую юным читателям остаться с этой книгой один на один — неторопливо перелистывать страницу за страницей, размышлять, проводить параллель между ее событиями и своей жизнью.

Автор — лауреат Международной детской литературной премии имени В.П. Крапивина, «Книгуру» и других. Чаще всего Виктория Ледерман пишет о подростках. Раньше она работала учительницей в школе, поэтому хорошо знакома с их психологией.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Домашняя библиотека в молодой семье нынче редкость. В букинистические лавки тоннами несут собрания сочинений из библиотек дедушек-бабушек. Учителя литературы с грустью говорят, что даже читающие школьники предпочитают фантастику, детективы, приключенческую и мистическую прозу, антиутопии, постапокалипсические саги.

К сожалению, и школьную программу ученики зачастую «осваивают» лишь в кратких пересказах. Классическую русскую, советскую и современную детскую прозу и поэзию «поколение Z», мягко говоря, не жалует.

В издательстве «Русское слово» вышла серия учебников для начальной школы «Литературное чтение на родном (русском) языке». Это уникальная попытка известных педагогов, филологов Натальи Кутейниковой и Ольги Синёвой сформировать у ребенка вкус к чтению качественной литературы. От дохристианских времен до наших дней.

Мой собеседник – один из авторов серии учебников литературного чтения, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Наталья Кутейникова.

«Все реформы по преподаванию литературы завели нас в тупик»

Фото: «Столетие»

– Наталья Евгеньевна, что можно возразить родителям, которые уверены, что, дескать, нужная книга ребёнка сама найдет?

– Что тут скажешь? Можно вообще тогда ребёнка не воспитывать, а ждать, когда «вылупится гений» или когда он сам всему научится. Согласитесь, абсурд! В России многие столетия формировалась система домашнего воспитания. Потом складывалась система образования. То есть система обучения и воспитания. Старшие всегда руководили младшими, передавая им свой жизненный опыт. Педагоги учили, передавая знания. Это считалось правильным. Незыблемым.

И в Древней Руси учились. Вспомним систему городских школ в больших городах-княжествах. Кстати. Об этом современные ученики могут почитать в исторической сказке Елены Чудиновой «Гардáрика», два фрагмент

а из которой помещены в учебник «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4-го класса. Елена Петровна Чудинова всегда тщательно изучает и подбирает материал для своих книг, особенно исторических. Это произведение находится как бы на стыке художественной и научно-художественной литературы. Ученики получают представления о том, как жили, учились и относились к учёбе, знаниям наши далёкие предки.

Я твердо уверена, что должны быть люди, отбирающие литературу для чтения детьми разного возраста. Для чтения на уроках, для внеклассного чтения, для самостоятельного чтения… Сейчас небывалое количество так называемой «креативной литературы». Детской и подростковой, в том числе. Книг много. Они очень разные. Тем более необходимы критерии отбора. Серьёзные учёные говорят об этом не один год.

Чтением надо не управлять. Ребенка к чтению надо приобщать. Постепенно, систематически. С младенчества читая с ним и ему дома. В читающей семье, где хорошая библиотека, редко растут не читающие дети. Книга как вид досуга объединяет вокруг себя членов семьи.

– Современные дети мало читают. Их сознание стало клиповым. Длинные тексты быстро наскучивают и отвергаются. Это большая проблема поколения и общества в целом. Как вернуть вкус к чтению?

– Сергей Николаевич, вы повторили мантры последних пяти-семи лет. Еще раньше была другая мантра – «совсем не читают». Читают! Но не то и не так, как их родители или бабушки-дедушки. «СССР – самая читающая страна в мире!» – помните? Тоже своего рода мантра. Один из мифов. В СССР после Великой Отечественной войны была цель – вырастить новую интеллигенцию, которая поднимет страну, будет двигать науку, культуру, образование. Для этого нужны были читающие люди, способные к самообразованию и саморазвитию. В прошлом веке, в стране, в который мы с вами родились, в буквальном смысле слова управляли чтением. Конечно, с известным идеологическим уклоном. Это и дало нам «читающее поколение». Но! Читающих людей на самом деле всегда немного – от трех до 10 процентов. При жесткой установке на государственную важность чтения эта цифра увеличивается в три-четыре раза.

Что касается «клипового сознания»… Если ребёнку в дошкольном детстве не читать «живую» книгу, да еще с хорошими иллюстрациями, не приучить к чтению текста, а сажать перед телевизором, всучив в руки гаджет с играми – это самое клиповое сознание и формируется.

А к среднему подростковому возрасту оказывается, что поезд уже ушёл. Перед нами юное создание, в общем, скорее всего, неплохое и даже милое, но, увы, необучаемое. Ибо всему своё время.

Грустно наблюдать за такими «недорослями». Обидно за них. Виден их не развитый потенциал. В 14 – 17 лет развить его практически невозможно. Отсюда проблемы с лёгким, по сути, экзаменом – итоговым собеседованием в девятом классе. Прочитать научно-популярный текст из трех-четырех абзацев; пересказать его, вставив в нужное место цитату; составить монолог на одну из трех предложенных тем, после чего побеседовать с преподавателем на эту тему. Эти элементарные навыки, оказывается, требуют у многих из них колоссальных интеллектуальных усилий.

Скажу больше, с чем сталкивалась сама. Самое сложное – пересказ прочитанного. Потому что многие, читая вслух (а это навык начальной школы!), не поняли текста, не запомнили его. Раз не читают регулярно, не учатся добросовестно – не развивается память. Для некоторых русскоязычных детей уже само чтение текста – большая проблема. А что говорить о детях, для которых русский язык не родной?!

А вот третье задание этого своеобразного экзамена («собеседования» как бы) и вовсе абсурдно! Учителя русского языка и литературы учат с детьми «топики», рассказ на заданную тему. Так в советских школах учили английский, французский или немецкий языки. Получается, что многие дети – носители языка не могут понять текст на этом языке, пересказать его. Не могут за три минуты подготовить устный рассказ. Например, описать фотографии или рисунки. Поразмышлять о чем-то. О чем-то повествовать. На мой взгляд, это крах всего обучения чтению и русскому языку.

Мы с моим соавтором учебного комплекса «Литературное чтение на родном (русском) языке» Ольгой Владимировной Синёвой работаем и в высшей, и в средней школах. Знаем проблему изнутри. Поэтому задача наших учебников проста и понятна – расширить границы восприятия иллюстративным материалом, созданием проектов, творческими и исследовательскими заданиями, интересными и посильными детям 6 – 10 лет. Это очень важно. Чтение – это не только эмоции. Это сложная работа ума, памяти. Наконец, воли к чтению.

Наша цель – к концу начальной школы сформировать у школьников навыки осознанного чтения вслух и про себя, развить устную и письменную речь на основе прочитанного произведения. Мы пытались создать учебники, созвучные новому времени, понятные и интересные детям XXI века. И не только детям, но и их родителям. Учебники, по которым можно учиться без методического пособия. Методический аппарат в них и так достаточен.

– А как вернуть поколению, обществу в целом вкус к чтению?

– Должна быть государственная политика и поддержка чтения на всех уровнях. В обществе, а не только в образовательных организациях, надо формировать моду на чтение. Не закрывать библиотеки, а расширять профиль их деятельности, пополнять фонды за счёт государства. Нереализованная мечта педагогов – увеличить количество часов на преподавание литературы. Сейчас этому предмету отводится два-три часа в неделю. Недопустимо мало!

Наконец, признать, что все «реформы», «пересмотры», «перетряхивания», «уточнения» программ по литературе завели нас в тупик. Большинство программ морально устарели, а новые, создающиеся на их основе, часто ухудшают их содержание. Количество предложенных новых текстов не всегда переходит в качество. Зачастую в программу добавляются совершенно непонятные современным детям произведения, усугубляя отторжение к чтению.

– В современных школах (особенно в крупных городах, в городах-миллионниках) учатся дети выходцев из бывших союзных республик. В спальных районах Москвы, например, есть классы, чуть ли не на 60-70% заполненные приезжими. Хорошо это или плохо – отдельный вопрос. Но сегодня – это данность. Ваш учебник поможет этим детям полюбить русский язык, вместе с ним – русскую литературу и, как знать, – лучше понять и полюбить «русскую душу»?

– Например, наш учебник для первого класса начинается с раздела «Характер народа в его творчестве». Здесь мы говорим о традициях предков, о праздниках, об устном народном творчестве. Тексты подобраны в соответствии с восприятием детей шести-семи лет. Небольшие, интересные современным младшим школьникам.

Апробация текстов частично проходила в разных регионах России и в Москве. В школе имени В.Маяковского, где я работаю методистом, в частности. У нас все классы полиэтнические. Приехавшие в Россию дети часто плохо владеют устным русским языком. По сути, они только начинают его учить в начальной школе. Методику обучения чтению мы и заложили в наши учебники. Учим читать. Учим слушать и понимать. Учим анализировать услышанное и прочитанное. Учим задавать вопросы и дискутировать. В процессе апробации некоторые тексты были заменены как сложные для определенного возраста вне национальной принадлежности детей.

Нас всех объединяет то общее, что принято в науке называть архетипическим – любовь к дому, семье, животному миру и природе, уважение традиций предков, жизненные ценности и нравственные установки. Когда дети начинают это понимать, сравнивая на основе услышанных или прочитанных текстов, они не только иначе смотрят друг на друга, но и по-другому оценивают своё поведение. Ставят перед собой другие задачи.

– По какому принципу отбирались произведения и писатели в эти учебники?

– Принцип тематический. Главное – произведения должны быть адресованы детям именно определённой возрастной группы. Должны быть интересны и понятны современным детям.

Многие произведения детских писателей ХХ столетия откровенно скучны современному ребёнку, слишком заидеологизированны. Реалии, описанные в этих произведениях, непонятны детям младшего школьного возраста. Наконец, навязчивое морализаторство «в лоб» сейчас абсолютно не проходит. Дети другие, родители другие.

Я, например, до сих пор с симпатией отношусь к прозе Сергея Баруздина, которую из взрослой «перенесли» в подростково-юношескую. И раньше старшеклассники эти произведения читали. А вот перечитав его произведения для младших школьников, поняла, что скучно мне, морализаторство так и выпирает. Потом опробовали на детях. Они почувствовали то же самое. Ни мораль, ни сам «фон» произведения, то есть реалии прошлого, современным детям не понятны. Там всё объяснять, разжёвывать надо. А воспитывать, эмоционально заряжать должен сам текст. Потом уже учитель или родители.

То же самое произошло при перечитывании произведений для начальной школы Валентины Осеевой. Страна другая, реалии другие, идеология другая. Да и тексты, в отличие от произведений того же Баруздина, малохудожественные. А некоторые произведения ХХ века, что выдержали проверку временем, не подходили тематически.

В то же время нельзя, например, пройти мимо творчества Бориса Заходера, Валентина Берестова. Что-то пришло в XXI век из произведений Василия Сухомлинского и Евгения Чарушина. Некоторые стихи Агнии Барто любимы не только дошкольниками, но и младшими школьниками, да и с эстетической точки зрения они выдерживают любую критику.

Здесь я говорю о сугубо детской литературе, классика не подвергается никаким сомнениям. На то она и классика. Дозировано, постепенно мы с соавтором вводим и стихи Сергея Есенина, и произведения Саши Чёрного, Александра Куприна, поэтов и писателей «второго ряда» начала-середины ХХ столетия. Повторяю: у нас литературное системное чтение, а не чтение самостоятельное, для души, потому и бессистемное. Так или иначе, мы показываем процесс развития нашей богатейшей литературы от древности до 20-х годов XXI столетия.

– Наталья Евгеньевна, какие книги формировали в детстве и юности лично вас?

– Я начала читать очень рано – в четыре года. К первому классу не только бегло читала вслух, но и писала, и считала. Прочитала много книг не для своего возраста. В школе же приходилось читать «детские» тексты.

Помню, что «Анну Каренину» прочла в седьмом классе, тайно от бабушек. Но потом мы много обсуждали эту книгу. Меня за «тайные» книги, то есть книги взрослые, вытащенные из «запретных» шкафов бабушкиной комнаты, не ругали, но при виде популярной у подростков массовой литературы морщили нос. Часто это была довольно слабая фантастика, совсем не научная, с элементами сказки. Или советские детективы с милиционером- героем…

Заметив такой интерес, взрослые стали приносить научную фантастику – отечественную и зарубежную. И тогда я поняла, чем братья Стругацкие и Станислав Лем отличаются от популярного чтива. Но я довольно быстро «переросла» и эту литературу, видно, потому, что увлеклась прозой И.С. Тургенева и Ч. Диккенса.

Мои родители – геологи. А потому мне всегда была интересна научно-популярная и научно-художественная литература, которая была у нас дома. Те же книги академика Ферсмана, например.

Некоторые книги, популярные тогда у сверстников, мне были откровенно неинтересны. Чаще всего это была так называемая советская детская литература с невероятными подвигами в явно выдуманных ситуациях. Или переливание из пустого в порожнее каких-то мифических проблем в семьях «идеальных советских подростков». Хотя… Кому-то эти книги в жизни были нужны. Кому-то, возможно, помогли.

– А какие книги, на ваш взгляд, необходимо прочитать современному ребенку обязательно?

– Никогда не была сторонницей теории, что одна – две – три… «обязательные для прочтения» книги сформируют личность. Что-то повлияет, что-то нет. Что-то из прочитанного всплывёт через много-много лет в памяти, какие-то произведения забудутся, даже если вызвали когда-то эмоциональный отклик и обсуждались в среде ровесников или на уроке.

Надо понять, что у каждого поколения не только свои герои, но и свои книги. Всем хочется читать «о себе». О своём времени и его проблемах. О том, как твой современный ровесник взрослеет, как преодолевает эти проблемы. О том, что составляет радость жизни, её смысл.

Пошёл третий десяток нового тысячелетия. Появилось много замечательных современных авторов и их произведений, а мы и дома, и в школе остановились на чтении, в лучшем случае, произведений середины ХХ столетия. Как будто не было ни конца века, ни рубежа веков, ни двадцати лет уже в новом столетии…

Старшеклассникам я всегда даю «Сахарного ребёнка» Ольги Громовой, потому что они не знают нашей истории ХХ века. А ее надо не только знать, но и глубоко прочувствовать. В этом году вышла вторая книга Громовой – «Вальхен». О молодёжи, угнанной в Германию, о жизни в СССР до и после Великой Отечественной войны.

В сопоставление с первой книгой всегда даю «Сталинский нос» – рассказ Евгения Ельчина, основанный на реальных событиях из жизни его семьи, им же и проиллюстрированный.

«Вальхен» теперь для меня – «мостик» к книгам Василя Быкова и Бориса Васильева, которые в последние пять-семь лет воспринимаются школьниками с большим трудом.

Удачно «выстрелила» повесть Наталии Волковой «Разноцветный снег» – о современных подростках из маленького городка, реализовывающих проект о Великой Отечественной войне, и в то же время живущих реальной жизнью современных детей, сталкивающихся с проблемами нового века. Герои книги пытаются решить для себя, какие нравственные ценности прошлого взять в свою взрослую жизнь. Эту книгу читают и младшие подростки 10 – 11 лет, и подростки среднего возраста, и школьники старших классов. Все находят в ней что-то своё. И вы знаете, Сергей Николаевич, очень глубокие, вдумчивые сочинения и рефераты по этой книге получаются…

Беседу вел Сергей Рыков

Источник: «Столетие»

Тема: Сказка «Всему свое время» Н.Сладков

Цели:

  1. Познакомить учащихся с биографией автора; закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами; тренировать и соблюдать паузы между предложениями; уточнение и расширение знаний о косаче, свиристеле через беседу;

  2. Учить детей делать выводы по прочитанному.

  3. Воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица со словами непонятными по смыслу и трудными по структуре (свиристель, косач, оскомина, стрекочет, закручинился, вильнула, мерещится, ахнула), портрет Н. Сладкова, выставка детских книг с произведениями Н.Сладкова, картинки с изображение сороки, свиристеля, тетерева, медведя, картинка с липой и с калиной, картинка с подснежниками.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели

Тихо мальчики за парту сели,

Сядьте правильно, красиво.

На меня все посмотрели.

  • Молодцы ребята.

  1. Речевая зарядка

(картинка подснежника)

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?

— Прочитайте стихотворение про себя.

— О чем оно? (стихотворение о подснежнике, о весне)

— Где появился подснежник? (в лесу)

— Что спросил подснежник? (правда, что наступила весна)

— Сначала научимся читать это стихотворение целыми словами, а потом разберем интонацию

Отчитывание: хором, сильный ученик, средний.

— Ребята, это стихотворение нужно читать радостно. Послушайте, как я его прочту.

— Петя, прочти это стихотворение выразительно, как я.

— Теперь Оля, Оксана, Игорь.

— Чье чтение вам понравилось больше всего? Почему?

Оценивание учащихся

— А можем ли мы сейчас найти подснежники? Почему? (нет, потому что сейчас зима)

— Правильно, ребята. Всему свое время!

  1. Подготовка к восприятию текста

Вывешивается портрет Н.И.Сладкова

— Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николаем Ивановичем Сладковым. С детства он любил природу и интересовался ею. Он вел дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения за природой. Много путешествовал, эти путешествия отражены в его книгах. Сладков много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц.

— На доске вы видите детские книги, которые написал Николай Иванович Сладков. Посмотрите на обложки, прочитайте названия. Какие произведения вам знакомы?

— Сегодня мы будем знакомиться с его сказкой «Всему свое время».

-Ребята, посмотрите на картинку. (картинка из произведения)

-Какое время года изображено? (зима)

— Кто на ней изображен? (сорока, медведь, две птицы, или свиристель, тетерев- косач).

-Что это за птица?( показ на тетерева – косача) Ребята, это тетерев-косач.

Послушайте рассказ.(рассказ сопровождается картинкой)

— Тетерев-косач круглый год живет в наших лесах. Это крупная птица с черным блестящим оперением. Зимой тетерев питается почками березы. На ночь прячется под снегом. Летом и осенью ест ягоды брусники, черники, клюквы, черемухи. Весной тетерева поют.

— Кто такой тетерев – косач? (крупная птица с черным оперением)

— Чем питается тетерев – косач зимой? (почками березы и лиственницы)

-А чем питаются летом и осенью? (ягоды: брусники, клюквы, черемухи, черники)

— А что тетерева делают весной? (поют)

  1. Первичное чтение текста учителем

— Сейчас я прочитаю сказку. Слушайте внимательно, в конце вам нужно будет назвать героев сказки?

— Назовите героев сказки? (сорока, свиристель, тетерев, медведь)

-Молодцы.

  1. Чтение слов со сложной звуко — слоговой структурой

— Сейчас мы будем учиться читать эту сказку и будем разбирать ее. В тексте нам встретятся трудные слова. Научимся их читать целыми словами.

На доску вывешиваются слова: свиристель, косач, оскомина, мерещится, закручинился, вильнула)

— Прочитайте эти слова про себя.

— Прочитаем первое слово вместе: сви-рис-тель, свиристель.

— Читаем второе слово: ос — ко – ми — на, оскомина.

-Читаем третье слово: ко- сач, косач.

-Читаем четвертое слово: стре – ко – чет, стрекочет.

-Читаем пятое слово: ме – ре – щит — ся, мерещится.

-Читаем шестое слово: зак – ру – чи – нил – ся, закручинился.

-Читаем седьмое слово: виль – ну — ла, вильнула.

-Читаем восьмое слово: ах- ну- ла, ахнула. В тексте это слово употребляется в предложении: « Ахнуть не успела – лето вокруг!». Что означает слово « ахнуть»? (Так говорят, при быстром действии).

— Прочитаем слова по цепочке. (2-3 ребенка)

  1. Чтение текста детьми про себя

-Сейчас прочитайте сказку про себя внимательно. Если не можете прочитать слово, читайте его по слогам медленно несколько раз. Вы после прочитаете это слово легко.

-Какие слова было трудно читать? (ответы учащихся)

  1. Повторное чтение текста по частям и анализ содержания

-Сейчас будем читать сказку вслух и разбирать ее. Читает того, кого я называю. Остальные следят.

Первая часть.

Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!

-Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?

-Спрашиваешь еще! – Свиристель отвечает. – Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!

А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:

-Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные – отморозил!

-Что надоело Сороке? (сороке надоела зима)

-Какое время года хотела Сорока? (сорока хотела лето)

-Найдите и прочитайте, что спросила Сорока у Свиристеля? (обрадовался ли свиристель лету)

— Какой интонацией Сорока спросила Свиристеля о лете? (радостно)

-Давайте, попробуем сказать так же, как Сорока. (Спрашивается несколько учеников)

— Кто такой свиристель? Послушайте мой рассказ и ответьте на вопрос. (рассказ сопровождается картинкой)

— Свиристель – маленькая птичка с красивым ярким оперением и хохолком на голове. Лето она проводит на севере, а зимой прилетает в наши края. Питается замерзшими ягодами рябины и калины. С наступлением весны снова улетает на север.

— Так кто такой свиристель? (Это маленькая птичка. Птичка с красным оперением, хохолком на голове)

-В какое время года к нам прилетает Свиристель? (зимой)

— Чем питается? (ягодами рябины, калины)

-Кто из вас видел Свиристеля у нас в городе?

-Что ответил Свиристель? Прочитайте слова

— Как вы понимаете слово «оскомина»?

— Оскомина — это неприятное ощущение во рту, например: когда вы поели зеленую черемуху.

-Кто пожаловался Сороке еще? (пожаловался Косач)

-Кого называют косачом? (ответы учащихся).

— Найдите и прочитайте слова, которые сказал Косач? (Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные – отморозил!)

-Как вы понимаете выражение «сплю в снегу»? (сплю в холоде, прячется в снегу, нырять в снег ).

— Как вы понимаете « каша березовая»? (ответы учащихся)

-Чем питается Косач? (березовыми почками)

-А на самом ли деле косач варит кашу? (нет)

Вторая часть

Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?

-Так себе! – Миша ворчит. – С боку на бок. На правом боку лежу – малина мерещится, на левом – мед липовый.

-Понятно! – Сорока стрекочет. – Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!

И зима провалилась…

-Теперь ответим на вопросы. Что спросила Сорока у Медведя? (как он зимует)

-Найдите и прочитайте слова, где Медведь отвечает Сороке.

— Что означает это слово мерещится? Так говорят, когда что – то кажется.

-Что ответила ему Сорока? Прочитайте.

— Что означает это слово стрекочет? Это означает быстро говорить, болтать.

— Какой вывод сделала Сорока? (что зима всем надоела)

Третья часть

Ахнуть не успели – лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!

А народ лесной закручинился…

-Что произошло с лесными жителями? (они закручинились)

-Что означает слово «закручинились»? (ответы детей).Закручинились, то есть загрустили.

-Какое время года наступило? (наступило лето)

— А может ли после зимы наступить лето? (нет). Почему? (лето наступает после весны)

-Какое время года должно наступить после зимы? (весна)

Вывод: каждое время года идет друг за другом: зима, весна, лето, осень.

Четвертая часть

-Растерялся я что – то, Сорока! – Свиристель говорит. – В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кругом. И есть нечего…

-Натворила Сорока дел! – шипит сердито Косач. – Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развеселое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?

— Понравилось ли Свиристелю, что наступило лето? Почему? (нет, так как не еды)

-Где он должен быть летом? (на севере).

-Найдите и прочитайте, что сказал Свиристель?

-С какой интонацией Свиристель говорит о лете?

Ответ детей: — удивленной, растерянной, испуганно.

-Прочитайте еще раз слова Свиристеля, чтобы было понятно, что он удивился, что наступило лето. (Спрашивается несколько учеников)

-Какое время года нравится Косачу? Почему? (нравится весна. Весной он поет и танцует). Прочитайте.

-Что означает выражение «развеселое местечко»?

-С какой интонацией говорит Косач?

Ответ детей: — сердитой

-Прочитайте слова Косача сердито, чтобы было понятно, что Косач недоволен наступлению лета. (Спрашивается несколько учеников)

Пятая часть

-Так вы же сами о лете мечтали! – вскрикивала Сорока.

-Мало ли что! – Медведь говорит. – Мечтали мы о лете с медом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, — стало быть, ни малины, ни меда липового не будет! Поворачивайся хвостом – я его тебе сейчас выщиплю!

-В этом отрывке есть слово, которое вы можете не знать. Разберем его.

-Кто знает, что такое липа? (приемы лексической работы: толкование, введение в конспект, показ иллюстрации. Липа – медовое дерево. Дерево высотой до 30м с сердцевидными листьями)

— Почему не будет ни меда, ни малины? (малина и липа не цвели)

— Как весна важна для малины и липы? (весной малина и липа цветут)

-Какой интонацией говорит Медведь о лете?

Ответ детей: — сердитой, грозной.

-Давайте прочитаем слова Медведя громко, сердито. (Спрашиваются несколько учеников)

— Что хотел автор нам сказать, выражая недовольство лесных жителей? ( что каждое время года по – своему важно в природе)

Шестая часть

Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на елку взлетела и крикнула:

-Провалитесь вы вместе с летом! И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюет… Но терпят. Настоящую весну ждут

— Ответьте на вопросы.

-Что сделала Сорока? (прыгнула, взлетела, крикнула)

-Найдите и прочитайте слова Сороки.

-С какой интонацией крикнула Сорока? (недовольной, возмущенной).

-Прочитаем еще раз эти слова, выражая недовольство.

-Какое время года наступило после? (наступила зима)

-Какое время года звери ждут после зимы? (ждут настоящую зиму)

-Какой вывод можно сделать из этой сказки?

Вывод: каждое время года должно идти друг за другом. Каждое время года имеет свою роль в природе.

  1. Целостное чтение текста

-Итак, мы разобрали текст, хорошо его поняли, научились читать. Сейчас прочитаем его целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один читает, остальные за ним следят.

  1. Заключительная работа по прочитанному тексту

  • Чтение по ролям

-Сейчас мы прочитаем сказку по ролям. За сороку будет – Коля, за свиристеля – Маша, за медведя – Оля, за косача – Никита.

  1. Домашнее задание

— Дома прочитаете эту сказку целыми словами и выразительно.

  1. Итог урока

-Как называется сказка, с которой мы познакомились сегодня на уроке?

(Всему свое время)

-Кто автор сказки? (Николай Иванович Сладков)

-Чем зима не понравилась героям? (Свиристелю мало еды, Косач замерзает, Медведю кажется малина и мед)

— Как отреагировали звери на приход лета? Почему? (им не понравилось, что после замы наступило лето. Для Свиристеля нет рябины. Косач любит весну. Медведь остался без малины и меда)

Автор:
Guru
·

Время — самое большая ценность в жизни человека. Только оно позволяет нам осознать ценность всей жизни и того, что происходит вокруг. Время не ждет никого, оставляя на страницах бытия дни, недели и годы, наполненные самыми разнообразными событиями и эмоциями. В данном блоке мы решили выделить наиболее актуальные проблемы, связанные с проблемой времени. Так мы сумеем показать, как его ценность преподносили писатели в своих творениях.

Время как фактор влияния на человеческую жизнь

  1. Шолохов — Тихий Дон. Это произведение вобрало в себя многие явления периода расцвета донского казачества. Роман изобилует героями и событиями, которые происходят в их жизни, но в большинстве внимание читателя приковано к главному и трагическому герою произведения- Григорию Мелехову. На страницах романа Григорий раскрывается как персонаж с постоянно мечущейся душой, внутри него идет непрекращающаяся борьба мыслей и стремлений. То мы видим героя как примерного семьянина, то как пылкого любовника, то демонстрирующего в решениях мудрость и рациональность казака, то растерянного и непостоянного воина. Многократные испытания любовью, семьей, друзьями, казачеством меняют мужчину, вынуждая проявить себя с совсем неожиданных сторон. И если в начале мы видим большую и дружную семью Мелеховых, то в конце произведения Шолохов являет нам прискорбную действительность жизни донского казака после всех свалившихся на нее потрясений, где в живых остается только сын Михаил и сестра Дуняша.
  2. Толстой — Воскресение. Прочитав данное произведение, действительно понимаешь, как может зависеть жизнь одного человека от глупых и необдуманных поступков другого. В романе автор сталкивает и сплетает судьбы двух абсолютно разных по образу жизни, характеру и достатку героев — Кати Масловой и Дмитрия Нехлюдова. Один неосторожный поступок мужчины навсегда меняет и без того нелегкую участь Кати, запуская череду событий, которые в итоге приводят героиню на путь арестантки. Осознавая свое негативное влияние на нынешнее положение Катюши, Нехлюдов пытается всеми способами искупить свою вину и даже хочет взять ее в жены, но для женщины его побуждения теперь являются пустым звуком. Коварная связь с Нехлюдовым, дом терпимости, обвинение в убийстве и, в конце концов, тюрьма меняют Катю, заставляя принять свой крест и подстроиться под новые условия жизни. Автор проносит героиню сквозь предательство и жестокость окружающих, но в итоге дарит ей духовное воскресение и по-настоящему любящего ее человека. Так, из милой и невинной Катюша превратилась в чувственную, сильную, являющую собой образ чистой и благородной женственности героиню, с зарождающимися революционными идеалами. Все эти последствия – влияние времени. Именно из-за суровых законов своей эпохи Катерина не смогла устроиться достойно. Она изначально была вторым сортом для теток барина и для него самого, поэтому Нехлюдов чувствует не свою личную вину, а вину всего своего класса, всех эпохи процветания одних и прозябания других людей.

Быстротечность времени

  1. Островский — Как закалялась сталь. Павка Корчагин — символ нового революционного времени. С ранних лет мальчик проявляет интерес не к «сухому» обучению в школе, а настоящему и кропотливому труду. Жизнь Павки — постоянное кочевание, поиск смысла своего существования, которое он позже находит в революции. Герой выступает ярым защитником революционных идей и коммунизма в целом. На протяжении его короткой, но очень наполненной жизни, мужчина проявляет лучшие стороны пусть и бунтарского, но очень справедливого характера. Важно отметить, что семья и любовь не занимают значимого места в жизни персонажа, он целиком посвящает себя общественной идее и ее процветанию. Знакомства с различными героями, будто скоростные поезда проносятся мимо его судьбы, оставляя след в его идеологических позициях. Жестокость гражданской войны, строительство узкоколейки и испытания любовью закаливают характер юноши, но наступившее из-за прогрессирующей болезни бездействие убивает все надежды героя быть преданным слугой коммунизму. Время, отмеренное ему, быстро заканчивается, но молодой человек не унывает и, несмотря на тяжесть недуга, пишет книгу, где выражается борьба за справедливость таких же юных, пылких и амбициозных будущих Корчагиных.
  2. Горький — Старуха Изергиль. Удивительно яркой и увлекательной представляется нам жизнь центральной героини рассказа — старухи Изергиль. Предаваясь воспоминаниям, она воспроизводит этапы своего длинного жизненного пути, погружая читателя в происходящие когда-то с ней события. Жизнь у моря с матерью, любовь к рыбаку, жизнь с рыжим Гуцулом, гарем у турка, в котором Изергиль прожила неделю, унижения Поляка-монаха, пан с рубленым лицом, мадьяр и шляхтич — все эти люди оставили свой след в судьбе старухи Изергиль, заставляя вновь и вновь проходить через очередное жизненное испытание. На момент повествования она изображена как старуха с сухими, потрескавшимися губами, заостренным подбородком, сморщенным носом и седыми волосами. Яркость молодости, о которой поведала старуха Изергиль, была погашена временем, и теперь о ней напоминали лишь воспоминания, дремавшие в ее памяти. Живет старуха среди молодежи, которая с упоением слушает ее красочные истории. Но утраченной прелести не вернуть, и женщина утешает себя лишь тем, что она когда-то была. А автор на ее примере показывает, что время необходимо расходовать с пользой, иначе можно прожить жизнь напрасно, не оставив после себя ничего достойного.

Невозможность повернуть время вспять

  1. Горький — На дне. Что значит для человека оказаться на социальном дне? Осознать, что на большее ты не способен, и принять свое положение таким, какое оно есть? Этими вопросами и задаются герои пьесы, пытаясь понять, что же уготовано им дальше. Из уст ночлежников мы узнаем, как они оказались в грязных подвалах. У каждого из оказавшихся здесь своя трагическая история, которая заслуживает внимания. В один момент ночлежку, словно луч света, озаряет своим появлением странник Лука. Проповедник вселяет в людей надежду на то, что не поздно все изменить, не поздно подняться со дна и вновь ощутить радость жизни, а не существования. В сердцах бедняков зарождается надежда, но она требует постоянного подбадривания, чтобы окрепнуть и реализоваться, но в самый важный и переломный для некоторых героев момент, странник исчезает так же незаметно, как и появился. Актер, не сумев смириться с этим, вешается. Другие же ропчут на уход Луки и на данную им надежду. Счастливая пора надежды навсегда ушла в тень воспоминаний и время, данное Лукой для возрождения, было потрачено. Обитатели ночлежки пропустили его, так и не попытавшись морально и физически «воскреснуть».
  2. Достоевский — Преступление и наказание. Соня Маремладова, безусловно, один из привлекательных и симпатизирующих читателю персонажей романа «Преступление и наказание». Несмотря на ее порочную деятельность, она остается чистой, возвышенной и очень мудрой девушкой. Встреча с Раскольниковым навсегда меняет жизнь обоих героев и дарит надежду на благоприятные перемены: Соне — обрести истинное женское счастье с Раскольниковым, а Родиону — раскаяние, духовное очищение и родственную душу рядом. Возможно, они бы хотели отмотать время назад, переступить яму блуда Сони и грехопадения Раскольникова, никогда не переходя роковых границ, но это не представляется возможным. Им остается идти вперед с новыми мыслями и побуждениями, минуя провалы прошлой жизни. Главное, что Соня и Родион вошли в судьбы друг друга, дав взаимный шанс на исцеление.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Дарья Борзенко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:


Наука не всесильна, есть вещи, которые ей не подвластны. Изобретение машины времени – это что-то из области фантастики, и, скорее всего, такое чудо техники так и останется несбыточной мечтой. Однако человеческая фантазия не имеет границ. На страницах книг люди уже давно путешествуют во времени и переживают необычные приключения. Написано немало произведений на эту тему, некоторые из которых стали классикой литературы.

10.

Рассказ о том что всему свое время какое произведение

Этот писатель считается одним из основателей американской фантастики. Его первые книги соответствовали традиционным канонам научной фантастики, но потом он смог найти свой стиль, о котором говорили, как об очень «мягком» или «пасторальном». Саймак много рассуждал о духовной общности всех, кто проживает во Вселенной. «Мастодония» – это добротный фантастический роман, красочный, он не дает заскучать. Главные герои – археологи, которые сумев открыть порталы в прошлое, пытаются использовать его для наживы, а не ради интересов науки.

9.

Рассказ о том что всему свое время какое произведение

Это одно из первых крупных произведений автора, изданное еще в 1895 году. Уэллс рассказывал, что работать над романом ему было непросто. Но в результате получилось уникальное произведение, которое создало новое направление – хронофантастику, т.е. книги о путешествиях во времени при помощи специальной машины. Главный герой – Путешественник во Времени. Он отправляется в далекое будущее. Оно не такое светлое, как многие его представляют: человечество деградировало. На Земле осталось 2 вида людей: потомки прежней элиты, их называют элоями, и морлоки, произошедшие от рабочих. Первые – слабые и хрупкие, не могут и не умеют трудиться. За долгие тысячелетия, в течение которых не пользовались разумом, элои практически его лишились. Морлоки, как и элои, превратились в полуживотных. Они обитают в Подземном царстве, где следят за работой механизмов и машин. Из-за того, что морлоки долго жили под землей, они стали ниже обычных людей, покрылись белой шерстью и стали бояться резкого света. Путешественнику во Времени пришлось побороться за свою жизнь и возможность вернуться назад.


8.

Рассказ о том что всему свое время какое произведение

Этот роман был опубликован в 1961 году, т.е. был написан еще до того, как Юрий Гагарин полетел в космическое пространство. В книге рассказывается о том, что человечеству никак не удается покорить космос. Все люди гибнут от солнечной радиации. Тогда было решено воспользоваться помощью эсперов или парапсихов. Это особые люди с паранормальными способностями, которые могут отправлять в космос только свое сознание. Главный герой книги Шепард Блэйн – именно такой астронавт нового поколения. Во время своего путешествия он встречается с неким существом и возвращается другим. Из-за этого он вынужден скрываться.

7.

Рассказ о том что всему свое время какое произведение

Это один из лучших романов этого американского писателя. В нем рассказывается о людях из далекого будущего, которые смогли организовать постоянные перемещения в прошлое. Появилась организация под названием «Вечность». Сначала она занималась торговлей, а потом решила изменить ход мировой истории. В будущем прекрасно знали обо всех грядущих изменениях и пытались предотвратить все катастрофы и войны. И, хотя эти люди преследовали благие цели, в результате человечество находилось под неусыпным контролем и совершенно не развивалось. Но, как оказалось, и «Вечность» может быть не вечной, если речь идет о любви… Все, кто прочел книгу, в восторге от нее, т.к. уверены, что это философское и до сих пор актуальное произведение.


6.

Рассказ о том что всему свое время какое произведение

Это фантастический рассказ, главный герой которого – Боб Вилсон. В его комнате вдруг появляется объект, похожий на диск, и незнакомец. Тот рассказывает Бобу, что он теперь может пройти через ворота для перемещения во времени. И тут же возникает другой человек, который отговаривает его от этого шага. А дальше события разворачиваются невероятным образом, и могут удивить даже тех, кто прочитал немало фантастики.

5.

Рассказ о том что всему свое время какое произведение

Это последний роман писателя. В начале книги читатель отправляется в будущее. У людей есть все необходимое, нет больше политических или экономических проблем, работать тоже не нужно, т.к. со всем справляются роботы. На Земле появляются пришельцы, которые именуют себя бесконечниками. Они убеждают всех, что нужно уничтожить тело и оставить разум, чтобы приобрести бессмертие. Но не все люди хотели бы превратиться в разум. Семья Эвансов решила сбежать и воспользовалась для этого машиной времени. Но оставят ли их в покое бесконечники? О приключениях людей из будущего в прошлом вы узнаете из книги.

4.

Рассказ о том что всему свое время какое произведение

Этот фантастический роман имеет и другое название: «Когда замирает время». Его особенность в том, что он правдоподобен, если говорить о знаниях в области астрономии и физики. Все события происходят в будущем. Позади ядерная война, люди начали заселять космос. Один из кораблей отправляется к Бете Девы, чтобы выбрать пригодную для жизни планеты и основать там колонию. Но экипаж столкнулся с непредвиденными трудностями. Смогут ли они с ними справиться и выжить во Вселенной, которая начала умирать, вы узнаете из книги.


3.

Рассказ о том что всему свое время какое произведение

Один из лучших научно-фантастических романов. Его сюжет довольно необычный. Главный герой, Дэниел Бун Дэвис, робототехник, со своим приятелем создают небольшую компанию. Но друг оказался ненадежным: соблазнил его невесту, завладел контрольным пакетом акций и уволил Дэна. Изобретенная одним физиком машина времени может помочь главному герою изменить ход событий. Воспользуется ли он этой возможностью?

2.

Рассказ о том что всему свое время какое произведение

Этот роман о путешествии во времени написан с огромной достоверностью, автор старается не упустить ни одной детали. Главный герой должен переместиться во времени. Существует особая система для этого, без использования машин. Ему предлагают «вжиться» в атмосферу того времени. Он хочет узнать некоторые секреты из прошлого. Книга написана прекрасным языком, у нее довольно захватывающий сюжет и даже есть своя любовная линия. Роман так понравился любителям фантастики, что поддавшись уговорам читателей, автор написал продолжение, которое называется «Меж трех времен».

1.

Рассказ о том что всему свое время какое произведение

Главным героем является Джейкоб Эппинг, учитель английского языка. Его приятель Эл рассказывает ему о существовании портала в прошлое. Он всегда ведет в один и тот же день, в 9 сентября 1958 года. Эл рассказывает ему обо всех особенностях портала и просит предотвратить убийство Джона Кеннеди. Джейк соглашается отправиться в прошлое. Сможет ли он выполнить свою миссию?

  • Рассказ о том что нельзя брать чужое без спроса и врать кто написал автор
  • Рассказ о том что нельзя брать чужое без просо и врать из какой сказки
  • Рассказ о том что нельзя брать чужое без спроса и врать из какого произведения строки
  • Рассказ о том что нельзя брать чужие вещи
  • Рассказ о том что нельзя брать чужое без спроса и врать кто написал какое произведение