С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
В готовой исследовательской работе по литературе «Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах» учениками 6 класса была поставлена и реализована цель, найти сходства и различия в образах богатырей на примере старинных былин и современных мультипликационных фильмов.
Подробнее о работе:
В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему «Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах» автор сравнивает сюжеты былин и мультиков о богатырях, находит сходства и различия в образах богатырей, проводит анализ образов и сюжетов. Сравнение внешности богатырей проводится при рассмотрении классических картин, иллюстраций к былинам и мультипликационных рисунков в мультфильмах.
В индивидуальном детском проекте «Образы богатырей в былинах и современных мультипликационных фильмах» автор приводит исследование и анализирует внешность и характер таких любимых русских богатырей, как Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Также в проекте рассматривается понятие былина, изучается жанровая специфика былин.
Оглавление
Введение
1. Жанровая специфика былин.
2. Мультипликационные фильмы с богатырями.
3. Образы богатырей.
3.1 Алеша Попович.
3.2 Добрыня Никитич.
3.3 Илья Муромец.
Заключение
Введение
В современном кинематографе на протяжении последнего десятилетия наибольшей популярностью пользуются мультипликационные фильмы анимационной студии «Мельница». Мультфильмы про «Трех богатырей» неизменно собирают полные зрительные залы в кинотеатрах по всей стране.
- Былины про богатырей в Древней Руси также пользовались большой популярностью и относились к жанру устного народного творчества, их передавали из уст в уста.
- Поэтому целью нашего исследования: стало выявить сходства и различия в образах богатырей на примере старинных былин и современных мультипликационных фильмов
- Предметом исследования: являются образы богатырей
- Задачи нашего исследования:
- сравнить сюжеты былин и мультипликационных фильмов;
- выявить сходства и различия в образах богатырей;
- проанализировать роль образов и сюжетов.
Актуальность исследования: популярность серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» анимационной студии «Мельница» («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря. Ход конем», «Три богатыря и морской царь», «Три богатыря и принцесса Египта», «Три богатыря и наследница престола».
Практическая значимость: данная работа может применяться на уроках литературы при изучении былин.
Жанровая специфика былин
Былины – это древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков.
Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.
Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.
Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).
Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.
Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.
Мультипликационные фильмы
Мультфильм — модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что он видят на экране. Мы живем в веке новых технологий, соответственно, мультфильмы стали совсем другие. Какие же они — современные мультфильмы? Что они несут в нашу жизнь, чему они нас учат?
Можно и стоит ли смотреть все мультики без ограничения? Почему родители одни мультики разрешают смотреть, и сами смотрят с удовольствием, а другие нет, даже если в них такие яркие, красочные и веселые герои. Все дети, в прямом смысле находятся в плену у мультипликации. Многие дети и подростки отказываются от игр, прогулок на свежем воздухе и общения с друзьями, предпочитая часами сидеть перед телевизором.
Что же привлекает педагогов и родителей в советском мультфильме? Мультфильмы – настоящая находка: как мы знаем, в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности, преданности, умению ценить дружбу и другим важным для гармоничного развития личности качествам. Высокая ценность «правильного» поступка, идеализация честности, духовности, нравственности – всех тех качеств, которые каждый из нас хочет привить своим детям.
Образы богатырей
Алеша Попович
Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице из него самого, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Он также был героем былин древних славян. По некоторым данным, Алеша упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но основных, где он выступает в качестве главного героя, две. Былины об Алеше Поповиче к киевскому циклу.
В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях.
Он мог обмануть, мог хвастаться и делать что-то исподтишка. Шутки у него могли быть веселыми, а могли быть злыми.
В целом Алеша Попович очень противоречивый персонаж: иногда коварный и наглый, иногда добрый и милосердный.
Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой.
Алеша Попович персонаж мультфильма «Три богатыря» и былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Алеша Попович и сестра Здродовичей», «Добрыня на свадьбе своей жены», «Добрыня и змей».
В былинах Алешу Поповича отличает не сила, а смекалка и даже хитрость. В мультфильме богатырь показан нам прямолинейным и лихим, решающим все вопросы кулаками. Его «фирменная» фраза упоминаемая в каждом мультфильме о приключениях трех богатырей: «Отведай-ка силушки богатырской!» Вероятно, режиссерам именно в таком образе этот персонаж представился более комичным.
У Алеши Поповича есть жена.Она является персонажем как былины, так и мультфильма.
В былине она Аленушка. Их имена схожи,таким образом формируется «одноименная» пара. А в мультфильме она Любава. Наверное, имя Любава было выбрано как более «былинное» и менее «заезженное».
Конь богатырский — это и вовсе новое изобретение! В былинах это просто добротное средство передвижения, а в мультфильме, на мой взгляд, это центральный персонаж: говорящий, всё время «умничающий» конь.
В целом можно отметить, что к героизму и патриотизму былинных героев авторы мультфильма добавили огромное количество необычного юмора и очень оригинально «осовременили» персонажей.
Что сделало повествование о трёх богатырях ещё более интересным и добрым.
Добрыня Никитич
Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса.
Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт да и в придачу играет на гуслях.
В основе былин о Добрыне Никитиче лежат исторические упоминания о родственнике князя Владимира, мужественном герое – воеводе.
Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями и поэтому он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире, жена которого — Настасья, дочь Микулы Селяниновича.
Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет свои качества. Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее, но часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри.
Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты, сам он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, силён, справедлив, на ножку повёрток, сердцем добр, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, да и в придачу на гуслях играет.
Образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается учтивостью и дипломатичностью и умел разговаривать «на 12 языках и знал разговор птичий».
По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них.
Одни из них:
- Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем
- Добрыня и Змей (но он не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну )
- Добрыня и Маринка
- Добрыня и Настасья
- Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)
- Добрыня и Василий Казимирович
По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками. Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае.
- Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем
- Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня вызволяют невесту для князя Владимира)
Сравнение сюжетов былин и мультфильмов
Текст былины | Мультфильм |
Не упоминается о битве Добрыни с монголо-татарами | Присутствует фрагмент битвы Добрыни с монголо-татарами |
Змей Горыныч после похищения Забавы забирает ее к себе в логово | Змей Горыныч после похищения Забавы отдает ее купцу Колывану |
Похищение племянницы для князя — полная неожиданность | Князь Владимир идет на сделку с купцом и разрешает украсть Забаву |
Добрыня спасает Забаву один | Вместе с Добрыней Забаву Путятичну едет спасать гонец Елисей |
Змей — заклятый враг богатыря | В конце фильма Змей Горыныч помогает Добрыне |
Заканчивается спасением Забавы | Заканчивается свадьбой Елисея и Забавы |
Для русского народа, Добрыня Никитич — образец мужества и храбрости. Его подвиги — пример любви к своей земле и соотечественникам.
Илья Муромец
- Илья Муромец – это русский народный богатырь, известный нам тем, что он родился в старинном городе Муроме и тридцать лет просидел на печи.
Из былин нам также известно, что после того, как его дом посетили странники, он обрел богатырскую силу…
- В былинах мы видим Илью Муромца смелым, отважным… Он проявляет не только смелость и отвагу, а также смекалку и воинскую хитрость.
- В серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» Илья Муромец является самым мудрым из трех богатырей, руководит другими богатырями.
- У Ильи есть верный конь Бурушка, которого он горячо любит и готов сражаться с каждым, кто посмеет обидеть коня.
- История Бурушки из былин, которая была взята и в сюжетную линию мультфильма:
«Пошел Илья в раздольице чисто поле, Видит: мужик ведет жеребчика немудрого, Бурого жеребчика косматенького.
Покупал Илья того жеребчика, Что запросил мужик, то и дал; Становил жеребчика в сруб на три месяца, Кормил его пшеном белояровым, Поил свежей ключевой водой. И прошло поры-времени три месяца. Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать, В три росы его выкатывал; Подводил ко тыну ко высокому, И стал бурушко через тын перескакивать И в ту сторону и в другую сторону. Тут Илья Муромец
Седлал добра коня, зауздывал…»
Дома Илью ждет верная жена Настасья.
- Илья Муромец имеет схожую внешность как в былинах, так и в мультфильмах.
- На мой взгляд, внешность богатыря очень схожа с картиной «Три богатыря».
Заключение
В ходе данного исследования удалось выявить отличительные черты и сходства богатырей в былинах и мультипликационных фильмах. Образы богатырей заимствованы из былинных сюжетов и в мультипликации адаптированы для современного зрителя. Мы можем наблюдать трансформацию былинных образов, начиная с первого мультфильма из цикла про «Трех богатырей».
Все богатыри обладают незаурядным чувством юмора и с помощью силы, ловкости и смекалки преодолевают все трудности, встречающиеся на их пути. У них нет главного богатыря, каждый из них уникален по-своему, и в одной из серий они это признают.
Подводя итог данного исследования, мы можем сделать вывод, что образы богатырей в серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» незначительно изменены в сравнении с былинными сюжетами. Богатыри в мультфильмах сохранили как внешний облик, так и богатый внутренний мир русского воина, готового в любой момент отправиться спасать Родину.
Для написания данной работы использованы ресурсы Сети Интернет.
Олимпиада по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов октябрь 2021
Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года.
Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя.
Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады.
Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
- Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
- 2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского - Ответ: Сеча — это сражение
- 3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского - Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С.
Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
- Ответ: Носов «Живая шляпа»
- 2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку. - Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
- 3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник. - Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B.
Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
- Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
- 1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета - канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
- 1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка - Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
- 2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол - Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов
Литература Олимпиада Учи.ру
Вам также может понравиться
Сценарий музыкально — театрализованного представления ко Дню Победы «Илья Муромец и Змей Горыныч»
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
- «Детский сад комбинированного вида №25»
- Сценарий музыкально — театрализованного представления ко Дню Победы
- для детей подготовительной группы
- «Илья Муромец и Змей Горыныч»
- Провели:
Музыкальный руководитель: Параничева Л.В.
Воспитатель подготовительной
группы Грачева И.Л.
- г. Заволжье
- май 2013
- Цель: Создать радостное настроение, доброжелательную атмосферу в группе.
- Расширять представления детей о родной стране, о государственном празднике День Победы.
- Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
- Участники: дети, воспитатели, ветераны ВОВ.
Ведущий: Русский воин, русский солдат, во все времена был непобедимым, храбрым и сильным, потому что любил свою землю, берег ее. Во времена минувшие в совсем особый мир – мир подвигов богатырей – перенесли нас старинные песни, распеваемые народом. И переходят эти песни – сказания из уст в уста, от стариков к детям.
Выходит сказительница под напев «гусли». Как далече – далече во чистом поле, тут и пыль столбом поднималась, как на эту пору, на то времечко, из -под западной, из – под сторонушки, да не дождь дождит, да не гром гремит, шум велик идет.
То не добрая весть над землей гудит, чудо – юдо ужасное к нам летит. Хочет чудо ужасное всех истребить, города, села огнем спалить. Вот пришла беда – небывалый страх, не простая беда, а о трех головах. В той крепости Царицыне, на правом берегу, где Вани ширь, жил, да был удалой молодец – Илья – богатырь.
Матушка: А вставай — ка ты, славный Илья – богатырь, да делай дело важное, служи — ка ты службу великую
Илья: Матушка, дума горькая в думе поднимается. Аль сразиться с Чудом -юдом, аль пойти на бой с ним, чудовищем, мне не силу мою прятать, мне не змея бояться.
Матушка: Так вставай, сынок, с печи, доставай свои мечи, надевай скорей кольчугу, да проверь коня подпругу, коль собрался ты в поход, смело двигайся вперед. Сразись со змеем, ради матушки- Русской земли.
- Матушка подает меч Илье
- Илья: будь остер булатный меч.
- Головы снесешь ты с плеч,
- Эх, меч-кладенец, Змей-Горынычу конец!
- Сказительница: Издале-далече, из чиста поля
- Идет Илья-богатырь,
- Подходит к большому камню, Расходятся от камня в разные стороны
- Три дороги, а на камне написаны таковы слова:
- Направо поедешь-богатырем будешь
- Налево поедешь-женатым будешь, а прямо поедешь-убитым будешь.
- Илья: Беда разгулялась по Русской земле,
- Чудо-юдо ужасное к нам летит.
- Хочет чудо проклятое всех истребить, Города и села наши огнем спалить.
- Пойду по прямой дорожке, по опасной
- Постою за землю Русскую, за народ славный.
Сказительница: Долго ли, коротко ли шел Илья – богатырь и зашел в дремучий лес. (Раздается свист Соловья-разбойника).
Сказительница: Соловей – разбойник дорогу переградил, на бой вызывает. (Бой богатырей с Соловьем-разбойником на фоне музыки Э. Грина «В пещере горного короля»).
Сказительница: Расправился Илья-богатырь с Соловьем — разбойником за все дела злодейские, схватил за кудри черные да в мешок посадил. С тем Соловью и конец пришел.
- Нет, не всю нечисть погубил Илья-богатырь.
- Брат Чуда-юда, Змей Горыныч думу думал,
- Как народ истребить, города и села
- Жарким огнем спалить.
Змей Горыныч: (на ширме) Чую, чую, Илью-богатыря, сына крестьянского, сюда идет. Но не родился еще мужичища, чтоб в бой сгодился.
- Илья: Не хвались зверь ужасный,
- Не подстреливши сокола рано перья щипать
- Поглядим тогда, кто похваляется,
А кто безголовым останется. (Бой богатыря со Змеем Горынычем на фоне музыки Э. Грина «В пещере горного короля».)
- Змей погибает.
- Илья: Выходи народ лихой!
- Праздник будет у ворот.
- Матушка: (выходит и встречает Илью хлебом-солью)
- Спасибо тебе Илья за труды твои.
- Илья – богатырь благодарит с поклоном Матушку и герои уходят.
- Ведущий: Преданья старины забывать мы не должны,
- Чтобы все мы знать могли о делах родной земли.
Слава русской старине! Слава русской стороне!
Сценарий праздника «Богатырские забавы», посвящённый 23 февраля
- Сценарий праздника «Богатырские забавы
- Цель: создание атмосферы праздника.
- Задачи: — организовать интересный и познавательный отдых детей;
- — воспитывать патриотизм;
- — способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания.
- (Звучат фанфары. На сцене появляются ведущая)
- Ведущий:
- Любовь Отечества нежна,
- По- русски широка,
- Но и Отечеству нужна Защита от врага.
- Не важно, будет день, иль ночь,
- Иль зимняя пурга.
- Мы верим, ты прогонишь прочь Незваного врага.
- Напрасны шалости с огнем.
- У рубежей страны.
- С мужским Вас поздравляем Днем,
- Отечества сыны!
- Под запись произведения М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» учитель ведет рассказ
- Ведущий:
О, светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками , горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, князьями грозными, боярами честными и богатырями известными. Всем ты преисполнена, земля Русская, о, православная вера христианская.
(На доске пословица «Славна богатырями земля русская!»)
Ведущий:
— На доске пословица. Прочитайте ее и определите, о ком говорится в ней.
Именно о богатырях у нас сегодня и пойдет речь. Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Много побед было у русского народа. Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она им досталась от далеких предков – от былинных богатырей. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы и поговорим сегодня.
- Сценка «Илья Муромец и змей Горыныч
- (звучит песня фоном «Богатырская наша сила» на сцену выходит, пританцовывая Илья Муромец)
- (звучит песня «Алёша Попович»» выходит Змей Горыныч)
- Змей Горыныч:
- Илья Муромец, ты в курсе, что у нас пацанов, сегодня праздник — 23 февраля?
- Илья Муромец:
Это ты, Горыныч, пацан, а я мужчина — защитник родины. Вот стою, Родину защищаю.
- Змей Горыныч:
- Илья, а можно я тоже здесь постою, с тобой, позащищаю ?
- Илья Муромец:
- Постой, пока.
- Змей Горыныч:
- Чё-то тихо, может позвать врагов, да мы вдвоем им так накостыляем.
- Илья Муромец:
- Враги, это те, кто сами приходят, да зло творят, а остальные — супротивники.
- Змей Горыныч:
- Илья, а ты знаешь, я вегетарианцем стал, теперь только капусту ем…
- Илья Муромец:
- И как?
- Змей Горыныч:
Питательно. Илья, а может, пойдем в школьное царство, там девчонки сегодня богатырский турнир устроили. Возьмем с собой молодых, смелых, не уставших защитников, обучим их премудростям военным и на пенсию пойдем? А?
Илья Муромец:
Да ты что? Им еще в школе учится и учится. Успеют еще!
- Змей Горыныч: А что ты хочешь, чтобы тебе на 23 февраля подарили?
- Илья Муромец:
- Телефон, чтобы я мог всем звонить …
- Змей Горыныч:
- Так возьми мой.
- Змей Горыныч:
Вон смотри СМС пришло. От девчонок из школьного царства.
(читает) Праздник ко дню защитника? У-у-у! Надо бежать, опоздаем!
Илья Муромец:
О! И я с тобой побегу, посмотрю.
- (Уходят под музыку «Богатырская наша сила…»)
- Сценка «5 принцесс»
- (выходят девочки в красивых платьях под песню «Не хочу по расчету» или танец с платками и начинают разговор)
1принцесса: Ох, и скукота! Ничего интересного, вообще нечем заняться.
- 2 принцесса: Ну, так давайте придумаем что-нибудь этакое разэтакое!
- 3 принцесса: Например?
- 4принцесса: Например, войну объявим кому-нибудь.
5принцесса: Ой, я тебя умоляю! Война сейчас не в моде!
1 принцесса: А, может быть, женихов себе подыщем?
2 принцесса: Интересно, и где ты собираешься их искать?
3 принцесса: А мне какой попало жених не нужен. Я хочу сильного, крепкого, умного, достойного!
4 принцесса: Да и я бы от такого не отказалась.
5 принцесса: Да вы посмотрите вокруг! Неужели мы в нашем царстве не сможем найти себе ни одного достойного?
1 принцесса: Предлагаю устроить состязания между представителями сильного пола. Проверим у них силу и ловкость, смекалку и эрудицию.
2 принцесса: Да, и там пусть они уже наших сердец добиваются!
3 принцесса: Давайте! (Зовут ведущую и что-то ей шепчут. Ведущая кивает в знак одобрения)
Ведущая: Слушайте! Слушайте! И не говорите, что не слышали! Всему мужскому населению школьного царства явиться для участия в соревнованиях.
- Илья Муромец: Здравствуйте, добры молодцы!
- Змей Горыныч: Здравствуйте, красны девицы!
- Илья Муромец: Получили мы сообщение от вас и пришли на вас посмотреть, да себя показать.
- Змей Горыныч: Военным премудростям вас обучить.
Илья Муромец: Про наши дела ратные весь мир знает, но возраст у нас уже не тот. Вот и решили найти себе приемников. Посмотрим на удаль вашу молодецкую, чтобы душа наша успокоилась, и добры люди увидели, что не перевелись ещё богатыри на земле русской.
- Змей-Горыныч: Для начала, предлагаем вам забавы богатырские, потом награждения с поздравлениями да подарками.
- Ведущая:
- Как во славном городе Курске,
- В школе № 34
- Жили, были, не тужили
- На уроки все ходили
- Группа славных молодцов,
- Все красавцы, нету слов!
- И правила там делами учеными
- Княжна Наталия свет Михайловна.
- Вот решила как-то раз
- Княжна издать такой указ
- Глашатый: Указ
- Разудалы добры молодцы!
- Собирайтесь-ка, славные!
- Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
- Позабавьте-ка вы нас рукою твердою, да глазом зорким!
- А перед началом испытания повелеваю клятву произнести!
- (Дети, произносят клятву, повторяя слова за глашатым)
- Клятва
- Обещаем бороться в бою честном!
- Друга в беде не бросать!
- Да не посрамим земли русской!
- Ведущий: Что ж, богатыри, внимание, Начинаем состязания!
- Первая забава «Богатырская викторина»
- За каждый правильный ответ получаете жетон.
-
Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец? (кольчуга)
-
Как называется богатырское оружие в виде тяжёлого, с шипами шара на рукоятке? (булава)
-
Как назывался металлический головной убор воина на Руси? (шлем)
-
Отгадайте загадку: «Не крылата, а перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит». (стрела)
-
Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. Кто это? (Всадник)
-
Морской дядька, который выводит из воды 33 богатыря. (Черномор)
-
Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей. (соловей-разбойник)
-
Сколько лет «сидел сиднем» Илья Муромец? (30 лет и 3 года)
-
Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)
-
Из какой семьи Алёша Попович? (священника, попа)
-
Что богатырям указывало на путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)
-
С кем сражался Алёша Попович? (С Тугарином Змеем)
Вторая забава «Собери пословицу»
Ведущая: Знаете ли вы, как богатыри называли своих врагов? (басурманин)
Богатыри отличались отвагой, смекалкой и такой честностью, что вместо клятвы говорили «Да будет мне стыдно!». И слова своего не нарушали. Всё это отразилось в пословицах. Предлагаю составить целые пословицы из частей. (найди вторую часть пословицы)
-
Не силой борются, … (а умением)
-
Сам пропадай, …. (а товарища выручай)
-
Враг боек, … (да русский стоек)
-
Не хвались в бой идучи, … (хвались с боя)
-
Лучше смерть, … (чем позор)
-
Где смелость, … (там победа)
Третья забава «Чура»
Ведущая: Воспитанием мальчишек в княжеских дружинах занимались опытные, бывалые дядьки, воспитывали играми. Игры были разнообразны, но самой любимой была игра «Чура».
- По сигналу первый участник ведёт палкой мяч до конуса, а обратно бежит и передаёт мяч и палку следующему игроку, выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету.
- Четвёртая забава «Меткий стрелок»
- Ведущая:
- Все преграды покорились,
- Парни дальше в путь пустились.
- Но увы, не тут-то было,
- Вихрем все вдруг закружило!
- Змей Горыныч трёхголовый
- Повстречался на пути,
- Тут спасенья не ищи!
- Но ребята не зевали,
- Лук и стрелы доставали!
- Змея тут же побеждали!
- Или нет?
- А ну-ка ребята, победите ли вы змея Горыныча?
- Ваша задача лопнуть все головы змея.
- К стульям привязаны воздушные шарики (по 3 для каждой команды) — головы Змея Горыныча, в которые надо попасть дротиком. (или сбить 3 кегли (головы Змея Горыныча) шаром)
- Ведущая:
- Метко били все по цели
- И змеюку одолели!
- Надо змея укротить
- На цепь злодея посадить.
- Пятая забава «Цепь из скрепок»
- Ваша задача сделать цепь для змея.
- По одной скрепке вы будете брать с одного стула, бежать к другому и сцеплять скрепку с той которая лежит на соседнем стуле.
(На сцене для каждой команды по 2 стула. На одном коробочка со скрепками, на другом одна скрепка. Участникам даётся время (3 минуты, за которое они должны, перенося по одной скрепке, сделать из них цепь. У кого цепь окажется длиннее, тот и победил).
- Шестая забава «Принеси воду в ложке»
- Ведущая:
- Змей теперь уж на цепи,
- Супостату не уйти.
- И на радости такой
- Скачут молодцы домой.
- Вдалеке вдруг заискрилось!
- Не беда ли там случилась!
- Вот уж чувствуется жар
- Видят молодцы — пожар!
- Надо срочно потушить
- Да водицы наносить!
- Только вот одна беда –
- Есть колодец, нет ведра!
- Что же делать, как тут быть
- Как водицы наносить!
- Решили время не терять,
- Стали ложками таскать!
(перед командой стоит ведро с водой, а на другом конце пустой стакан. По сигналу первый участник набирает и несёт воду в пустой стакан. Выигрывает команда, которая первой наберёт стакан воды)
Игра «Хозяюшка»
В долгий путь отправлялись молодцы, за край свой родной заступиться. А жёны оставались за домом следить да богатырей с победой поджидать. А забот у них много.
Нужно было и дом в порядке содержать и самой придумывать способ избегать невзгоды, да ещё и кормить всех вкусно. Но они справлялись со всеми трудностями.
Сейчас и наши девицы покажут, что могут справиться с любым делом и даже одновременно делать несколько дел.
Участницам необходимо пройти с книгой на голове, при этом в одной руке держать веник и подметать перед собой. Дойдя до места, перелить воду из чашки в чашку, стараясь не пролить ни капли.
Седьмая забава «Кузнецы»
Ведущая:
Каждый дружинник получал коня и должен был уметь подковать его. Это испытание покажет, как умеют заботиться о своём друге нынешние богатыри. Перед вами непростая задача – подковать коня. Его заменит перевёрнутый стул, каждую ножку которого нужно «подковать» — набросить кольцо.
- Восьмая забава «Переправа через болото»
- Ведущая:
- Только пламя затушили
- Да домой уж заспешили,
- Вдруг болото на пути,
- Не проехать, не пройти
- А Разбойник Соловей
- Распугал им всех коней.
- (по 3 человека от команды, 1человек встаёт на газетный лист, потом берёт второй лист и переходит на него, передвигаясь таким образом, в другой конец помещения. Чья команда быстрее, та и побеждает)
- Ведущая:
- Вот и кончились страданья
- Да большие испытанья!
- И с победою желанной
- Едут молодцы домой.
- Славит их народ честной!
- А красавицы девицы
- Петь большие мастерицы,
- Навстречу молодцам идут
- Песню звонкую поют.
- Песня «Мужичок с гармошкой» (Михайлова Даша 1 А)
Ведущая: А есть ли в наше время богатыри? Какой профессии они могут быть?
-
Подрасту и вслед за братом
- Тоже буду я солдатом,
- Буду помогать ему
- Охранять свою страну.
-
Брат сказал: «не торопись!
- Лучше в школе ты учись!
- Будешь ты отличником –
- Станешь пограничником.
- Чтоб границу охранять
- И служить не на земле,
- А на военном корабле.
-
Самолёт парит, как птица,
- Там – воздушная граница.
- На посту и днём, и ночью
- Наш солдат – военный лётчик.
-
Снова в бой машина мчится,
- Режут землю гусеницы,
- Та машина в поле чистом
- Управляется танкистом.
- Плавать, ездить и летать,
- А в строю ходить охота –
- Ждёт тебя, солдат, пехота.
- Учиться надо непременно,
- Чтоб быть опорой для страны,
- Чтоб в мире не было войны.
- Ведущая:
- Отдохнули мы на славу,
- Победи вы по праву.
- Похвал достойны и награды,
- А мы призы вручить вам рады.
- Вручение грамот.
- Девочки читают
- Сегодняшний день
- Постарайся запомнить
- И в сердце его сохрани.
- Ты сильный, ты смелый,
- И враг вероломный
- Боится к тебе подойти.
- И есть ещё в жизни
- Большие дела,
- Куда тебя честь
- За собой позвала,
- Ты смело ступай,
- Наготове копьё!
- Борись за любимых,
- За счастье своё.
-
Подрасту и вслед за братом
- Тоже буду я солдатом,
- Буду помогать ему
- Охранять свою страну.
-
Брат сказал: «не торопись!
- Лучше в школе ты учись!
- Будешь ты отличником –
- Станешь пограничником.
- Чтоб границу охранять
- И служить не на земле,
- А на военном корабле.
-
Самолёт парит, как птица,
- Там – воздушная граница.
- На посту и днём, и ночью
- Наш солдат – военный лётчик.
-
Снова в бой машина мчится,
- Режут землю гусеницы,
- Та машина в поле чистом
- Управляется танкистом.
- Плавать, ездить и летать,
- А в строю ходить охота –
- Ждёт тебя, солдат, пехота.
- Учиться надо непременно,
- Чтоб быть опорой для страны,
- Чтоб в мире не было войны.
- Девочки читают
- Сегодняшний день
- Постарайся запомнить
- И в сердце его сохрани.
- Ты сильный, ты смелый,
- И враг вероломный
- Боится к тебе подойти.
- И есть ещё в жизни
- Большие дела,
- Куда тебя честь
- За собой позвала,
- Ты смело ступай,
- Наготове копьё!
- Борись за любимых,
- За счастье своё.
- Глашатый: Указ
- Разудалы добры молодцы!
- Собирайтесь-ка, славные!
- Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
- Позабавьте-ка вы нас рукою твердою, да глазом зорким!
- А перед началом испытания повелеваю клятву произнести!
- (Дети, произносят клятву, повторяя слова за глашатым)
- Клятва
- Обещаем бороться в бою честном!
- Друга в беде не бросать!
- Да не посрамим земли русской!