Рассказ о толстове 4 класс

Очень кратко о толстом детям 4 класс лев николаевич толстой появился на свет в 1828 году, 9 сентября. семейство писателя

Очень кратко о Толстом детям 4 класс

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году, 9 сентября. Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию. После того, как умерла мать, Льва и его сестёр с братьями воспитывал двоюродный брат отца. Их отец умер спустя 7 лет. По этой причине дети были отданы на воспитание тёте. Но вскоре тётя умерла, и дети уехали в Казань, ко второй тёте. Детство Толстого было трудным, но, однако, в своих произведениях он романтизировал этот период его жизни.

Базовое образование Лев Николаевич получил дома. Вскоре он поступил в Императорский Казанский университет на филологический факультет. Но в учёбе он не был успешным.

В то время как Толстой служил в армии, у него бы довольно много свободного времени. Уже тогда он начал писать автобиографический рассказ «Детство». Эта история содержит хорошие воспоминания из детства публициста.

Также Лев Николаевич участвовал в Крымской войне, и за этот период создал ряд произведений: «Отрочество», «Севастопольские рассказы» и так далее.

«Анна Каренина»  является наиболее знаменитым творением Толстого.

Лев Толстой уснул вечным сном в 1910 году, 20 ноября. Он был предан земле в Ясной Поляне, в том месте, где он вырос.

Краткое содержание биографии Толстого

Лев Николаевич Толстой – известный писатель, который создал кроме признанных серьёзных книг, произведения полезные для детей. Это были, в первую очередь, «Азбука» и «Книга для чтения».

Родился он в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. Лёва стал четвертым ребенком в этой дворянской семье. Мама его (урожденная принцесса) скоро умерла, а через семь лет и отец. Эти ужасные события привели к тому, что детям пришлось переехать к тётке в Казань. Воспоминания об этих и других годах позже Лев Николаевич соберет в рассказе «Детство», который и будет первым опубликован в журнале «Современник».

Сначала Лев учился дома у немецких и французских преподавателей, он также увлекался музыкой. Подрос и поступил в Императорский Университет. Старший брат Толстого убедил его послужить в армии. Лев даже принял участие в настоящих боях. Они описаны им в «Севастопольских рассказах», в повестях «Отрочество» и «Юность».

Устав от войн, он объявил себя анархистом и уехал в Париж, где проиграл все деньги. Одумавшись, Лев Николаевич вернулся в Россию, женился на Софье Бернс. С тех пор он стал жить в родном имении и заниматься литературным творчеством.

Первым его большим произведением стал роман «Война и мир». Сочинял его писатель около десяти лет. Роман хорошо приняли и читатели, и критики. Далее Толстой создал роман «Анна Каренина», который получил ещё больший успех публики.

Толстой хотел понять жизнь. Отчаявшись найти ответ в творчестве, он ушел в церковь, но и там разочаровался. Тогда он отрекся от церкви, стал думать над своей философской теорией – «непротивление злу». Он хотел отдать всё имущество бедным… За ним стала даже следить тайная полиция!

Отправившись в паломничество, Толстой заболел и умер – в 1910 году. 

Биография Льва Толстого

В разных источниках, дата рождения Льва Николаевича Толстого, указывается по — разному. Самые распространенные версии – 28 августа 1829 года и 09 сентября 1828 года. Родился четвертым ребенком в дворянской семье, Россия, Тульская губерния, Ясная Поляна. В семье Толстых всего было 5 детей.

Его родословное древо берет начало с Рюриков, мать принадлежала к семье Волконских, а отец был графом. На 9 году жизни, Лев вместе с отцом отправились в Москву впервые. Юный писатель был на столько впечатлен, что эта поездка, дала начало таким произведениям как ,,Детство’’, ,,Отрочество’’, ,,Юность’’.

В 1830 году умерла мать Льва. Воспитание детей, после смерти матери взял на себя их дядя – двоюродный брат отца, после смерти которого, опекуном стала тетя. Когда умерла тетя — опекун, о детях начала заботиться вторая тетушка из Казани. 1873 года умер отец.  

Первое образование Толстой получил дома, с учителями. В Казани, писатель жил около 6 лет, 2 года потратил на подготовку, чтоб поступить в императорский Казанский университет и его зачислили на факультет восточных языков. В 1844 году стал студентом университета.

Изучение языков для Льва Толстого не было интересным, после он попытался ,,связать’’ свою судьбу с юриспруденцией, но и здесь обучение не заладилось, поэтому в 1847 году бросил учебу, получил документы из учебного заведения. После неудачных попыток учиться, решил развивать фермерство. В связи с этим вернулся в родительский дом в Ясную Поляну.

В сельском хозяйстве себя не нашел, зато не плохо получалось вести личный дневник. Закончив работать в сфере фермерства, поехал в Москву, чтоб сосредоточиться на творчестве, но все задуманное пока не осуществлялось.

Совсем молодым, успел побывать на войне, вместе со своим родным братом Николаем. Ход военных событий, оказал влияние на его творчество, это заметно по некоторым произведениям, например, в повестях ,,Казаки’’, ,,Хаджи – Мурат’’, в рассказах ,,Разжалованный’’, ,,Рубка леса’’, ,,Набег’’.

С 1855 года Лев Николаевич становился более искусным писателем. В то время, актуальным было право крепостных, о котором написал в своих рассказах Лев Толстой: ,,Поликушка’’, ,,Утро помещика’’ и другие.

1857-1860 года припали на путешествия. Под их впечатлением подготовил школьные учебники и стал обращать внимание на издание педагогического журнала. В 1862 году Лев Толстой взял в жены молодую Софью Берс – дочь врача. Семейная жизнь, сначала, пошла ему на пользу, тогда были написаны самые известные произведения ,,Война и мир’’, ,,Анна Каренина’’.

Середина 80-х годов была плодотворной, были написаны драмы, комедии, романы. Писателя волновала тема буржуазии, он был на стороне простого народа, чтоб выразить свои мысли по этому поводу, Лев Толстой создал много произведений: ,,После бала’’, ,,За что’’, ,,Власть тьмы’’, ,,Воскресенье’’ и т.д.

Роман ,,Воскресенье”, заслуживает особого внимания. Чтоб его написать Льву Николаевичу пришлось потрудиться на протяжении 10 лет. В итоге произведение раскритиковали. Местные власти, на столько боялись его пера, что устанавливали за ним слежку, смогли отстранить от церкви, но несмотря на это, простой люд поддерживал Льва как мог. Автор очень любил народ.

В начале 90-х годов Лев начал болеть. Осенью 1910 года в 82-летнем возрасте, остановилось сердце писателя. Это случилось в дороге: Лев Толстой ехал в поезде, ему стало плохо, пришлось остановиться на железно – дорожной станции Астапово. Приютил больного, у себя дома, начальник станции. Через 7 дней пребывания в гостях, писатель умер.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Гаврилин Валерий Александрович

    Известный русский композитор родился 17 августа 1939 года. Семья композитора была среднестатистической, рабочей. Мама занимала должность директора детского дома, а отец – работал в сфере образования

  • Пастернак Борис Леонидович

    Краткая биография Бориса Пастернака

  • Пушкин Александр Сергеевич

    Родился 6 июня в 1799 году в Москве. Все свое детство, лето проводил у бабушки, Марии Алексеевны в селе Захарове. Что в последствии будет описываться в его лицейских поэмах.

  • Максим Горький

    Псевдоним «Горький» был взят писателем потому, что вся его жизнь не отличалась приторной сладостью. В раннем детстве родители Максима Горького умерли и его воспитывали бабушка и дедушка, которые не отличались особым богатством.

  • Михаил Горбачев

    Михаил Сергеевич Горбачёв появился на свет 2 марта 1931 года в ставропольском селе Привольное. В детские годы ему пришлось столкнуться с захватом немецкими фашистами Ставрополя

Детство

Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в именитой дворянской семье в родовой усадьбе матери Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в семье. Но в уже в детстве будущий великий писатель осиротел. После очередных родов, когда Льву не было и двух лет, умерла мать. Еще через семь лет, уже в Москве, внезапно умер отец. Опекуном над детьми была назначена их тетя – графиня Александра Остен-Сакен, но и ее скоро не стало. В 1840 году Лев Николаевич вместе с братьями и сестрой Марией переехал в Казань к другой тете – Пелагее Юшковой.

Очень кратко о Толстом детям 4 класс

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году, 9 сентября. Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию. После того, как умерла мать, Льва и его сестёр с братьями воспитывал двоюродный брат отца. Их отец умер спустя 7 лет. По этой причине дети были отданы на воспитание тёте. Но вскоре тётя умерла, и дети уехали в Казань, ко второй тёте. Детство Толстого было трудным, но, однако, в своих произведениях он романтизировал этот период его жизни.

Базовое образование Лев Николаевич получил дома. Вскоре он поступил в Императорский Казанский университет на филологический факультет. Но в учёбе он не был успешным.

В то время как Толстой служил в армии, у него бы довольно много свободного времени. Уже тогда он начал писать автобиографический рассказ «Детство». Эта история содержит хорошие воспоминания из детства публициста.

Также Лев Николаевич участвовал в Крымской войне, и за этот период создал ряд произведений: «Отрочество», «Севастопольские рассказы» и так далее.

«Анна Каренина» является наиболее знаменитым творением Толстого.

Лев Толстой уснул вечным сном в 1910 году, 20 ноября. Он был предан земле в Ясной Поляне, в том месте, где он вырос.

Обучение

В 1843 году повзрослевший Лев Николаевич поступает учиться в престижный и один из самых известных Императорский Казанский университет по разряду восточной словесности. Однако после успешных вступительных экзаменов будущий светило русской литературы посчитал обучение и экзамены формальностью и провалил итоговую аттестацию за первый курс. Чтобы заново не проходить обучение, молодой Лев Толстой перевелся на юридический факультет, где он не без проблем, но все-таки перешел на второй курс. Однако здесь он увлекся французской философской литературой и, не доучившись на втором курсе, покинул университет. Но обучение не прервал – поселившись в доставшейся ему по наследству усадьбе Ясная Поляна, он занялся самообучением. Каждый день он ставил перед собой задачи и пытался их выполнять, анализируя проделанное за день. Кроме того, в распорядок дня Толстого входили работа с крестьянами и налаживание быта в поместье. Чувствуя вину перед крепостными, он в 1849 году открыл школу для крестьянских детей. Но самовоспитание молодого Толстого не задалось, далеко не все науки его интересовали и давались ему. Решить эту проблему он собирался в Москве, готовясь к кандидатским экзаменам, но вместо них увлекся светской жизнью. То же самое повторилось и в Петербурге, куда он уехал в феврале 1849 года. Не досдав экзамены на кандидата прав, он вновь уехал в Ясную Поляну. Оттуда он часто приезжал в Москву, где много времени уделял азартным играм. Единственным полезным навыком, который он приобрел в эти годы, была музыка. Будущий писатель научился неплохо играть на рояле, результатом чего стало сочинение вальса и последующее написание «Крейцеровой сонаты».

Сообщение Лев Николаевич Толстой

Будущий писатель родился в имении своей матери Ясной Поляне, в Тульской губернии. Перед ним в семье родились трое братьев.

Мать Толстого погибла совсем скоро, когда сыну ещё не успело исполниться два года. После этого осиротевшими детьми занималась давняя родственница Ергольская. Прожив недолгое время в Москве, семья вернулась обратное в Ясную поляну, где за детьми следили Ергольская и графиня Остен-Сакен, которую назначили опекуншей. После смерти графини в 1940 году Лев Николаевич со своими братьями и сестрой переселился в Казань, где ими занялся новый опекун — сестра отца Юшкова.

Их дом считался в Казани одним из самых популярных и знатных, но у Льва Николаевича не получалось закрепиться в обществе, хоть и очень этого хотел, так как ему мешали врожденная застенчивость и скромность. Его пылкий ум не давал освоиться среди людей, а постоянные размышления на извечные темы оставляли в душе молодого Толстого свой отпечаток. Многие тогдашние переживания писателя нашли отражение в его романах.

Образованием мальчика занимался французский гувернёр по имени Сен-Тома, прототипом которого является образ одного из персонажей повести «Отрочество».

Вслед за своими братьями Лев Николаевич принял решение поступать в Императорский университет Казани. В октябре 1844 года Толстой был зачислен студентом, который учился в заведении за свои деньги. Писатель имел проблемы с рядом предметов, поэтому после окончания года должен был пройти заново обучение на первом курсе. Он перешёл на юридический факультет, однако и там его преследовали проблемы. Проучившись на том факультете не более двух лет, Лев Николаевич бросил университет из-за того, что ему была чужда навязанная обществом наука, а учиться он хотел сам.

Переехав обратно в Ясную Поляну, писатель пытался заново наладить отношения с дворянами. В своём дневнике, который он начал вести ещё в казанском госпитале, Толстой пишет об уйме своих целей, в числе которых занятия английским и музыкой.

Переехав в Москву, Лев Николаевич увлёкся светской жизнью, забросив занятия для сдачи экзаменов. Именно в светском обществе у писателя появилась страсть к карточным играм, однако из-за того, что он не обдумывал ходы, проигрыши случались очень часто.

Он уехал в Петербург в 1849 году, где сдавал экзамены, однако звание кандидата прав не получил, уехав в деревню. Потом Лев Николаевич регулярно появлялся в Москве, где проводил время за играми, что отрицательно сказывалось на финансовом положении писателя. Именно тогда у него стали появляться первые литературные наброски.

Он очень серьезно увлёкся музыкой, мог проводить часы, играя произведения Шопена, Баха, Моцарта. Спустя четыре года после того, как Толстой оставил учебу, к нему на Ясную Поляну приехал старший брат, чтобы пригласить на службу на Кавказе. Лев Николаевич согласился далеко не сразу, однако крупный проигрыш в Москве, разрушивший его финансовое положение, всё же склонил чашу весов в сторону поездки.

Он принимал участие в военных действиях и добровольно, и получив должность. Пережитое в те годы сильно отразилось на творчестве Толстого, во многих произведениях писателя так или иначе рассказано о тогдашних событиях.

Лев Николаевич отправился на дунайский фронт, откуда его по личной просьбе перевели в Севастополь, где ему пришлось пережить осаду города.

После завершения военных действий Толстой переехал обратно в Санкт-Петербург, где стал довольно популярным и узнаваемым человеком в литературном обществе.

Лев Николаевич побывал во множестве стан Европы. Среди посещенных им государств есть Италия, Швейцария и Франция. После путешествий за границей писатель вновь вернулся в Москву, а из неё в Ясную Поляну.

С этого времени Толстой плодотворно пишет и выпускает свои романы. Со временем на первый план в его творчестве выходит философия. Писатель осуждает мир, его жестокость и угнетение отдельных людей. Во многих своих рассказах и книгах Лев Николаевич описывает довольно подробно свои взгляды на жизнь и мироздание.

Толстой активно критиковал сближение государства и церкви, за что его отлучили от последней, что вызвало огромный общественный резонанс.

В процессе душевного разлада писатель покинул свой дом, однако во время дороги его настигла болезнь. Вся Россия следила за скупой информации о его состоянии с замиранием сердца.

20 (7) ноября Лев Толстой скончался на железнодорожной станции Астапово, где и провёл последние дни своей жизни. Его похороны в Ясной Поляне стали событием, масштабы которого охватили всю страну.

Лев Николаевич Толстой это несомненно один из самых известных писателей, признанных ещё во времена своей жизни. Его творчество оказало сильнейше влияние на литературу всего мира, а произведения великого творца до сих пор активно используются в фильмах и пьесах.

Такие его сочинения как «Война и мир», «Анна Каренина» известны любому человеку, даже если он далёк от прекрасного мира литературы.

3, 4 класс. Интересные факты

Военная служба

В 1850 году Лев Толстой начал написание автобиографической повести «Детство» – далеко не первого, но достаточно крупного и значимого своего литературного произведения. В 1851 году к нему в имение приехал старший брат Николай, служивший на Кавказе. Необходимость перемен и финансовые трудности заставили Льва Николаевича присоединиться к брату и отправиться с ним на войну. И к осени того же года он был зачислен юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей на берегу Терека под Кизляром. Здесь у Толстого вновь появилась возможность писать, и он, наконец, закончил первую часть своей трилогии «Детство», которую летом 1852 года отправил в журнал «Современник». В издании оценили работу молодого автора, и с публикацией повести к Льву Николаевичу пришел первый успех.

Но и о службе Лев Николаевич не забывал. За два года на Кавказе он не раз участвовал в стычках с неприятелем и даже отличился в бою. С началом Крымской войны он перевелся в Дунайскую армию, вместе с которой оказался в гуще войны, пройдя и Сражение у Черной речки, и отбивая атаки врага на Малаховом кургане в Севастополе. Но даже в окопах Толстой продолжал писать, опубликовав первый из трех «Севастопольских рассказов» – «Севастополь в декабре 1854 года», который также был благосклонно принят читателями и высоко оценен самим императором Александром II. Вместе с этим артиллерист-писатель пытался добиться разрешения на издание простенького журнала под названием «Военный листок», где могли бы публиковаться склонные к литературе военные, но эта идея не получила поддержки у властей.

Творческий путь и признание

В августе 1855 года Льва Николаевича отправили курьером в Петербург, где он дописал оставшиеся два «Севастопольских рассказа» и остался, пока в ноябре 1856 года окончательно не оставил службу. В столице писателя приняли очень хорошо, он стал желанным гостем в литературных салонах и кружках, где сдружился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, И.С. Гончаровым. Однако Толстому это все быстро наскучило, и в начале 1857 года он отправляется в заграничное путешествие. В последующие четыре года он побывал во многих странах Западной Европы, но так и не нашел того, что искал. Европейский образ жизни ему категорически не подходил.

Между этими поездками Лев Николаевич продолжал писать. Результатом этого творчества стали, в частности, рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». Кроме того, он, наконец, закончил повесть «Казаки», которую с перерывами писал почти 10 лет. Однако вскоре популярность Толстого пошла на спад, что было вызвано размолвкой с Тургеневым и отказом от продолжения светской жизни. К этому добавилось общее разочарование писателя, а также смерть старшего брата Николая, которого он считал лучшим другом и который умер буквально у него на руках от туберкулеза. Однако после лечения от депрессии в башкирском хуторе Каралык Толстой вновь возвращается к творчеству, а также определяется с семейной жизнью. В 1862 году он посватался к одной из дочерей своей старой знакомой Любови Александровны Иславиной (в замужестве Берс) – Софье. В ту пору его будущей супруге было 18 лет, а графу – уже 34 года. В браке у Толстых родилось девять мальчиков и четыре девочки, но пятеро детей умерли еще в детстве.

Жена стала для писателя настоящей спутницей жизни. С ее помощью он приступает к созданию своего самого знаменитого романа «Война и мир» о российском обществе в период с 1805-го по 1812-й годы, отрывки и главы которого он публиковал с 1865-го по 1869-й годы.

«Любить и быть так счастливым»


Лев Толстой с женой Софьей. Изображение: regnum.ru


Лев Толстой за работой. Изображение: regnum.ru


Лев Толстой с женой Софьей. Гаспра. Крым. 1902. Изображение: regnum.ru

В художественном творчестве Толстого в это время наступил кризис. В дневниках он все чаще выражал недовольство жизнью: «Нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. Надо выйти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтоб работать». В 1862 году Лев Толстой нашел выход из уныния: «Пишу из деревни, пишу и слышу наверху голос жены, которая говорит с братом и которую я люблю больше всего на свете. Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливым». Невестой литератора стала 18-летняя Софья Берс. С ней писатель прожил 48 лет. За время брака у них родилось 13 детей. Софья стала секретарем, переписчицей и неофициальным редактором Льва Толстого.

В этот период душевного равновесия Лев Толстой начал писать роман «Война и мир» — масштабный эпос. Основой для мирных бытовых сцен стала жизнь семьи Толстых, батальные и гражданские сцены писатель создал на основе событий российской истории. Главной идеей произведения стал не патриотизм, а пацифизм: яростный протест автора, выраженный еще в «Севастопольских рассказах», сподвиг его на описание бед, которые влечет за собой война. В 1869 году Толстой завершил «Войну и мир». Книга имела огромный успех.

К началу 1870-х годов Толстого считали одним из величайших русских писателей, но он был не в ладах с собой. Дворянина и землевладельца беспокоили социальное неравенство в российском обществе, нищета крестьян и бескомпромиссный царский режим. К тому же Толстой начал болеть. В 1871 году Толстой отправился в Самарскую губернию: по рекомендации доктора лечиться кумысом. Он так вдохновился степной природой и бытом башкирских кочевников, что на лето 1873 года привез сюда всю семью.

Самара стала для писателя убежищем и источником вдохновения. После семейной поездки он снова взялся за роман «Анна Каренина», который начал еще весной 1873 года. Толстой одновременно любил и ненавидел это произведение, ставшее для него очень личным: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька… но не говорите мне про нее дурного или, если хотите, то с ménagement (с осторожностью. — Прим. ред.), она все-таки усыновлена». В 1877 году Толстой закончил «Анну Каренину». Это был мрачный роман — в нем не было той идиллии, которая присутствовала в финале «Войны и мира».

Творческий и философский перелом

Следующим великим произведением автора стал роман «Анна Каренина», над которым Толстой начал трудиться в 1873 году. После этого романа в творчестве Льва Николаевича наступил идейный перелом, выразившийся в новых взглядах писателя на жизнь, отношении к религии, критике власти, внимании к социальным аспектам устройства общества. Произведения на сюжеты светской жизни больше его не интересовали. Все это нашло свое отражение в автобиографическом произведении «Исповедь» (1884). Далее последовали религиозно-философский трактат «В чем моя вера?», «Краткое изложение Евангелия», а позже – роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп».

Вместе со своим творчеством изменился и сам Лев Николаевич. Он отказывается от богатств, одевается просто, занимается физической работой, отделяя себя от остального мира. Огромное внимание Толстой уделяет вопросам веры, но эта философия уводит его далеко от лона Русской православной церкви. К тому же церковные устои активно критикуются в таких произведениях писателя, как роман «Воскресение», из-за чего Священный синод в 1901 году отлучает его от Церкви, хотя данное решение скорее было констатацией факта, нежели какой-то мерой.

Вместе с тем Толстой много времени уделяет помощи крестьянам, заботится об их образовании и пропитании. Во время голода в Рязанской губернии Лев Николаевич открывал для нуждающихся столовые, где кормились тысячи крестьян.

Духовные искания Льва Толстого

Несмотря на признание литературного наследия писателя во всём мире, сам Толстой относился к написанным им произведениям с пренебрежением. По-настоящему важным он считал распространение своих философско-религиозных взглядов, в основе которых была идея «непротивления злу насилием», известная как «толстовство». В поисках ответа на волновавшие его вопросы он много общался с людьми духовного звания, читал религиозные трактаты, изучал результаты изысканий точных наук.

В быту это выражалось постепенным отказом от роскоши помещичьей жизни, от своих имущественных прав, переходу к вегетарианству, — «опрощению». В биографии Толстого это было третьим периодом его творчества, в течение которого он окончательно пришёл к отрицанию всех тогдашних общественно-государственных, и религиозных форм жизни.

Последние дни

28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно покидает Ясную Поляну и случайными поездами направляется в сторону границы, но на станции Астапово (ныне Липецкая область) он вынужден покинуть поезд из-за начавшегося воспаления легких. 7 (20) ноября великого писателя не стало. Умер он в доме начальника станции на 83-м году жизни. Льва Николаевича Толстого похоронили в его имении Ясная Поляна в лесу на краю оврага. На похороны приехали несколько тысяч человек. Дань памяти писателю отдали и в Москве, и в Петербурге, и даже за рубежом. По случаю траура были отменены некоторые развлекательные мероприятия, приостанавливалась работа заводов и фабрик, люди выходили на уличные демонстрации с портретами Льва Николаевича.

«Детство» – первая часть автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, в которой описаны важные вехи в развитии и переживания, характерные для большинства детей. Первая любовь, первые серьезные разочарования, боль от утраты, знакомство с несправедливостью – все это предстоит узнать главному герою, десятилетнему мальчику Николеньке.

Краткое содержание «Детство» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Детство

Число страниц: 176. Толстой Лев Николаевич. «Детство». Издательство «Дрофа». 2013 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1852 год

Сочинение: Отзыв о повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

Мне понравилась повесть Льва Николаевича Толстого «Детство», потому что она заставляет задуматься о многих важных и нужных для понимания и осознания, а также принятия во внимание вещах: любви к родным и близким людям, об умении наслаждаться детством, этим чудесным моментом в жизни каждого, когда нет забот и тревог, когда все кажется легким и радостным. Мое впечатление от прочтения именно такое — легкое и радостное.

Автор учит нас умению радоваться жизни, но и помнить о быстротечности времени, о том, что детство заканчивается, и начинается взрослая, более серьезная и ответственная пора, когда надо принимать решения, когда ты сам ответственен, а не за тебя несут ответственность, когда необходимо решать вопросы и давать советы. Автор старательно пытается донести до читателя эти мысли, и мое мнение совпадает с его мнением неоднократно на протяжении всего произведения. Детство нужно беречь и охранять от тягостных впечатлений, но из него важно вовремя выйти, чтобы начать свою самостоятельную жизнь. Главный герой книги в детстве был наивным и ведомым, совершил много ошибок и испытал много ложных впечатлений, как и все мы. Но его детство закончилось, и новый Николай, более серьезный и самобытный, будет ждать читателя на страницах «Отрочества» и «Юности».

Мораль повести такова: каждый человек — сам творец своей судьбы, и только он вправе решать, как ею распоряжаться. Николай все время искал образец для подражания, бездумно копировал чужое поведение, поэтому совершал ошибки. Очень важно помнить о последствиях своих действий и поступков, важно обдумывать свои шаги, строить планы и намечать цели, уверенно к ним идти, не останавливаясь на достигнутом, не боясь неудач и провалов, ведь ошибки совершают все. Важно всегда задумываться о будущем, но и наслаждаться настоящим — в чем и состоит главная мысль произведения «Детство».

Чему учит автор? Он учит читателя ценить своих родных и близких, заботиться о них и любить, всегда помогать и не отталкивать. Близкие люди — это надежда и опора, но, к сожалению, они не всегда будут рядом, поэтому так важно оберегать их благополучие, радовать их и наполнять каждый момент их жизни яркими красками. Николай сделал все возможное, чтобы его мама насладилась любовью и лаской детей перед смертью. Он был хорошим сыном, и мы тоже должны быть такими для своих родителей.

Мое отношение к произведению невероятно светлое, Лев Николаевич создал поистине прекрасное творение русской художественной литературы, которое хочется перечитывать снова и снова.

Предыдущая

СочиненияСочинение: Чем живёт Мцыри? (М.Ю. Лермонтов)

Следующая

СочиненияСочинение: Кульминация комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Главные герои

Николенька Иртеньев – десятилетний мальчик, добрый, ласковый, эмоциональный, с богатым воображением.

Наталья Николаевна – мать Николеньки, добрая, любящая, очень болезненная женщина.

Петр Александрович – отец Николеньки, заядлый игрок и большой любитель женщин.

Бабушка Николеньки – графиня, которая очень любит дочь и внуков.

Володя и Люба – родные брат и сестра Николеньки.

Карл Иванович – любимый домашний учитель детей.

Сережа Ивин – красивый, эгоистичный мальчик, который поначалу очень понравился Николеньке.

Соня Валахина – красивая девочка, первая настоящая любовь Николеньки.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Детство»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Детство»
  • для самых компанейских — Главные герои Толстой «Детство»
  • для самых крутых — Читать «Детство» полностью

Иртеньевы отправляются на охоту

«Детство» Льва Николаевича Толстого продолжается эпизодом охоты. В полном составе семейство Иртеньевых отправляется на природу. Очень любит Николенька такие поездки. Сегодня к тому же с ними находится матушка вместе с девочками — Любочкой, сестричкой, и Катенькой, дочкой гувернантки, к которой мальчик испытывает первые любовные чувства.

Взрослые после неудачной охоты (главный герой спугнул ненароком зайца) принимаются за обед, а дети начинают играть в Робинзона. Николенька в это время проявляет неловкие знаки внимания к Катеньке, но девочка не потакает ухаживаниям маленького барина.

Сюжет

Дворянское семейство Иртеньевых проживало в своем родовом имении где-то в провинции России. Володя, Николенька и Любочка обучались на дому, но когда старшие сыновья подросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для получения более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчим домом, особенно с матерью, которую он очень любил.

Вместе с мальчиками в столицу отправился и Карл Иванович, старый домашний учитель. Спустя месяц братья Иртеньевы вполне освоились с жизнью в Москве. Этому способствовало и то, что они остановились у своей бабушки-графини – доброй, любящей женщины.

В этот период Николенька впервые попробовал себя в стихосложении, и его первые стихи были посвящены бабушке на ее именины. Она была очень растрогана этим подарком, и нежно поцеловала внука. Николенька свел дружбу с Сережей Ивиным, которым восхищался и старался всячески ему подражать.

На торжественном приеме мальчик познакомился с красивой девочкой Соней. Он замечательно провел с ней время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька признался брату, что по-настоящему влюблен.

Спустя полгода, в самый разгар занятий, отец получил письмо от супруги. Она писала, что жестоко простудилась во время прогулки и дни ее сочтены. Наталья Николаевна просила как можно скорее привезти к ней мальчиков, чтобы успеть с ними проститься. Не медля ни минуты, Петр Александрович с сыновьями отправился в путь. К несчастью, они не застали мать в сознании, и в тот же вечер она скончалась.

Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Он много плакал и никак не могу поверить, что матушка умерла. Спустя три дня Иртеньевы покинули осиротевший дом, и обосновались в Москве. Так закончилось детство Николеньки.

Анализ повести Толстого Л.Н. «Детство»

Лев Николаевич Толстой — один из самых популярных русских писателей, который знаменит и за границей. Так же он являлся публицистом, религиозным деятелем, просветителем. Его произведения наполнены глубинным смыслом.

Детство — это самая лучшая пора в жизни человека, то время, которое никогда не забудется, то, которое всегда будет в памяти абсолютно каждого жителя этой огромной планеты.

Основная тема этой повести — тема становления личности. Человек взрослеет, становится полноценным членом общества, учится, познает этот загадочный мир. Толстой показывает весь жизненный путь человека.

Главным героем этой повести является маленький мальчик, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент первой главы Николеньке исполнилось целых десять лет. Именно в таком возрасте детей отправляют учиться в лицеи. Буквально через пару недель ребенок должен был отправиться учиться в учебное заведение, но а пока- у него есть немного времени, чтобы насладиться последними летними деньками, а так же последними моментами своей беззаботной, детской жизни.

В этой повести показывают смерть, показывают, какого это, потерять близкого человека, который всегда был рядом. Писатель показал, как сыновья умеют тосковать по матерям, как им больно их терять, через что они все проходят.

Так же в этой повести раскрывается тема плохого влияния на человека, у которого еще не сформировано мировоззрение. Люди, которые навязывают свое мнение, плохие привычки, учат плохому — они причина становления «неправильной» личности.

Главной мыслью этого произведения является влияние на человека другого человека, семьи, общества. Каждый маленький, буквально незаметный для первого взгляда поступок может в корне изменить всю жизнь человека, общества.

Эта повесть считается автобиографической, потому что писатель, Лев Николаевич, писал это произведение по мотивам собственного детства.

Это произведение ценит любить и ценить свою семью, уважать своих родных. Учит всегда думать своей головой, никогда не повторять чужих ошибок. Автор учит читателей ответственности, думать только своей головой. Нужно объективно оценивать весь окружающий мир. Показывает, что люди никогда не должны унижаться, стелиться под кого-то, выполнять чьи-то прихоти, только ради того, чтобы понравится кому-то, завоевать чье-то внимание, дружбу.

6, 7 класс

Авторские афоризмы

«…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»

«…Страдание людей застенчивых происходит от неизвестности о мнении, которое о них составили…»

«…в одно и то же время разлюбить и полюбить – значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде…»

«…Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения…»

«…Из всех пороков самый ужасный <�…> это неблагодарность…»

Тест по повести Л.Н.Толстого «Детство» тест по литературе (7 класс) по теме

Слайд 1

ТЕСТ по повести Л.Н.Толстого «Детство» Подготовила учитель литературы Борисенко Э.А.

Слайд 2

1.Повесть «Детство» относится к трилогии: а ) «Детство. Отрочество. Юность»; б) «Детство. Молодость. Старость »; в) « Детство. Юность. Зрелость »; г) « Рождение. Детство. Отрочество ».

Слайд 3

2. Повесть «Детство» относится: а ) к поэтическим произведениям; б) к автобиографической прозе; в) к приключенческой прозе; г) к романтическим произведениям.

Слайд 4

3. Главным героем повести является: а) Николенька Иртеньев ; б) Володя Арсеньев; в) Гриша ; г) Карл Иванович.

Слайд 5

4.Повествование ведётся от лица: а ) свидетеля событий, происходящих в поместье; б) Николеньки; в) Карла Иваныча ; г) автора.

Слайд 6

5 . Какая книга стояла на «собственной» полке Карла Ивановича: а) Библия; б) учебник арифметики; в) один том из истории Семилетней войны; г) Повести временных лет.

Слайд 7

6. Сколько лет было сестрице Любочке : а) одиннадцать; б) двенадцать; в) девять; г) пятнадцать.

Слайд 8

7. Закончите предложение, которое диктовал Карл Иванович на уроке чистописания: «Из всех пороков самый ужасный – это…» а) ложь; б) неблагодарность; в) корысть; г) предательство.

Слайд 9

8. О ком Толстой сказал: «О великий христианин!» а) о Наталье Савишне ; б) о Грише; в) о матушке; г ) о папа .

Слайд 10

9. «Вся её жизнь была любовь и самопожертвование…» — говорит Толстой: а ) о бабушке; б) о Мими ; в) о маменьке; г) о Наталье Савишне .

Слайд 11

10. Как фамилия Карла Ивановича: а) Бауер ; б) Мауер ; в) Мюллер; г) Миллер.

Слайд 12

11. Почему перед отъездом в Москву на уроке Николенька плакал : а) Карл Иванович Больно стукнул его хлопушкой; б) он был очень расстроен предстоящей разлукой; в) Володя дразнил его; г) он вспомнил свой сон.

Слайд 13

12. О ком Николенька сказал: «…выйти из-под его влияния было не в моей власти»: а) о Карле Ивановиче; б) о Володе; в) о Сереже Ивине; г) о папа.

Слайд 14

13. Какой предмет туалета искал Николенька перед танцами: а) галстук; б) лайковые перчатки; в) серебряные запонки; г) шелковый платок.

Слайд 15

14. Как называется танец, на котором Николенька «совершенно осрамился»: а) галоп; б) вальс; в) мазурка; г) кадриль.

Слайд 16

15. Кому Николенька признался в своей любви к Сонечке: а) Карлу Ивановичу; б) матушке; в) папа; г) Володе.

Слайд 17

16. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это: а ) осознание главным героем своей избранности и гениальности; б) наличие неменяющегося характера главного героя; в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям; г) меняющийся внутренний мир главного героя.

Слайд 18

17. О ком И. С. Тургенев писал Н. А. Некрасову: «Ты прав – это талант надёжный… Пиши к нему – и понукай его писать»: а) о Н.В.Гоголе ; б) о Л.Н.Толстом ; в) о Николае Иртеньеве ; г) о самом Н.А.Некрасове .

Новые слова

Беляк – вид зайца – зимой совершенно белой, а летом серо-бурой шерсти.

Гончая – особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать зверя стаей, с громким лаем.

Свора – соединение 1-4 борзых, рыскающих за одним охотником.

Денонфитура – поражение, банкротство.

Контрпункт – искусство подбора созвучий к данному напеву.

Пороша – такое время первозимья, когда снег, падая на землю, укроет ее ровным слоем, толщиною от 1-го до 4-х вершков, и затем перестает идти.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Лев и собачка»

Автор: Яицкая Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ Латненской поселковой СОШ

Цели урока:

  • Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни животных.

  • Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением.

  • Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.

Задачи:

образовательные:

продолжить работу над анализом художественного произведения,

отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в паре;

воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

  • регулятивные — умение высказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою и товарища;

  • познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

  • коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в паре.

  • Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в паре, использование ИКТ.

Ожидаемые результаты. Вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

  • увеличение интереса к литературным произведениям о животных, повышение эрудиции и словарного запаса детей;

  • развитие фантазии, творческого воображения;

  • совершение доброго поступка по отношению к животным;

Ход урока

Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем наш урок.

Ребята, постарайтесь настроиться сегодня на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Введение в тему и подготовка к восприятию текста.

-Произведения каково писателя мы изучали на предыдущих уроках?

-Постарайтесь вспомнить, -что вы узнали о Л.Н. Толстом?

(Великий русский писатель. Родился и большую часть своей жизни прожил в Ясной Поляне. …)

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

Его интересы были разносторонними. Поселившись в усадьбе Ясная поляна под Тулой он организует школу для крестьянских детей. В 1872 создал «Азбуку».

Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, рисованием, медициной, юридическими науками и много читал. Всю свою жизнь пополнял знания и был высокообразованным человеком и большую часть своей жизни посвятил литературе. В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой человеческий долг.

Учитель: Давайте всмотримся в его глаза.

— Говорят, что глаза — зеркало души. Какие они у пистеля?

(добрые, внимательные, мудрые) На данном портрете Лев Николаевич изображен в преклонном возрасте. Даже по глазам видно, что это очень добрый человек, у него умный взгляд, потому что у него большой жизненный опыт.

— Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, поэтому я говорю «Здравствуй, замечательный русский писатель Л.Н. Толстой» (слайд – портрет писателя)

1

Актуализация знаний учащихся.

— Узнайте, чей это голос. ( включается фонограмма голоса льва и собачки)

–– О ком нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке). – Прочитайте слово под заголовком.

-Это быль. – Что означает слово быль? — Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль – 1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Сообщение целей урока.

-Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы писатель и его произведения запомнились надолго?

-Мы с вами все умеем читать, но на уроках литературы мы учимся понимать прочитанное глубже, видеть за буквами чувства писателя и его героев, пробуем понять почему писатель это написал.

— Ребята, я хочу, чтобы вы поставили перед собой задачу

1 Учиться выражать собственное отношения к изображённым событиям в произведении, к поступкам людей;

2 Учиться самостоятельно добывать знания, выделять главное в произведении.

3 Продолжить работу над выразительным чтением.

Хочу, чтобы через урок вы пронесли чувство сострадания, научились быть добрыми между собой и по отношению к животным.

Учитель: -Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

— А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

— А вы знаете, что собака живёт рядом с человеком шесть тысячелетий. Это первое прирученное им животное.

Учитель — Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

1) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать быль «Лев и собачка».

И после прослушивания её подумайте ответить мне на вопрос: О чем эта быль?

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

2) Проверка первичного восприятия.

Вы очень внимательно слушали эту историю.

-Понравился рассказ?

— О чем эта быль? (О любви и привязанности животных друг к другу)

— Каково ваше впечатление от рассказа?

Поделитесь своими чувствами и мыслями.

(Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев непросто привязался к собачке, а полюбил её. Он добрый, поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.)

— А в каком городе это произошло? (В Лондоне)

Учитель: – История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, он испытал чувство сострадания, то есть умение чувствовать чужие страдания и беды, поэтому Толстой и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Б) Словарная работа.

  • Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Подле около, близко, совсем рядом.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Перечитывание текста. Анализ произведения.

Чтение детьми « жужжащее чтение»(2 абзаца).

-Прочитайте, как начинается рассказ? (1-2абзац)

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец?

(За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Учитель

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

— Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать?

Люди безжалостны — вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу

Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.

— В тексте есть слово «ухватил». Подберите синоним к слову «ухватил».

Найди и прочитай предложение полностью.

— Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

Учитель

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва. Но он много написал о поведении этих животных.

Чтение самостоятельное.

1 вариант-отметьте, как лев повел себя

2 вариант- отметьте, как собачка вела себя

Анализ произведения.

-Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее?

(Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

-Лев- царь зверей, хищник.

-Какими словами автор показал, что он хищник? (Лев оторвал кусок)

Найдите и прочитайте как повела собачка.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

-Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?

(Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, встала на задние лапки)

-Подберите синоним к слову страх? Слово- «ТРЕВОГА»

-Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею?

— Что его удивило? (Посмотрел с любопытством, интересом и удивлением)

(он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

-В чем проявилась забота льва по отношению к собачке?

— Найди и прочитай этот момент в тексте.

(С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. (Оставлял ей еду, спал рядом с собачкой, никого к ней не допускал, играл с нею)

-Какое это чувство проявил лев? (Забота) Слово – «ЗАБОТА».

— Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

-Как одним словом можно сказать, когда кто – то полагается на друга?

Слово – «ДОВЕРИЕ»

-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу, в преданность и привязанность.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

— Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)

Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)

— От чего она умерла? ( В неволе)

-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Слово – «ТОСКА»

Чтение в парах и подготовить пересказ последних 3 абзацев

— Пересказать отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

Ответить на вопросы:

-В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга?

-Как смерть друга повлияла на льва? -С помощью каких слов автор передаёт чувства …..льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих). — Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

— Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

— Почему лев убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан)

— Проанализировав рассказ, мы выяснили какие чувства испытывали животные? А вы в жизни могли испытать такие чувства?

ТРЕВОГА, ЗАБОТА, ДОВЕРИЕ, ТОСКА

— С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Учитель:-Л.Н.Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.

-Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

-Какой конец в этой истории? (печальный, грустный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедия ребята – это большое несчастье, которое заканчивается смертью одного или нескольких героев.

— Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

— А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

-Спросите у себя, всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

-Я надеюсь, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами. «Чуткому сердцу откроются тайны». — Что помогает понять эти слова?

(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

Мы изучили художественные рассказы и научно-познавательные рассказы Толстого. Чем отличаются эти виды рассказов.

Художественный рассказ- автор передает свои чувства, переживания. Выражает свое отношение к происходящему.

Научно-познавательный рассказ- автор сообщает сведения, факты.

К какому виду рассказа мы отнесём рассказ-быль « Лев и собачка»?

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Л,Н.Толстой хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые. Чтобы такого никогда не было.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Работа по картинке учебника.

1) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
    – Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку

2) Как выглядят животные?
    – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

3) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

Организация художественного творчества

Творческие задания

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.

Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

Рефлексия урока

— Наш урок подходит к концу.

— Подведем итог. — С каким произведением мы сегодня познакомились?

— О чём этот рассказ? (О дружбе льва и собачки.)

— Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя?

— Собака – друг человека, верные друзья, никогда не предаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака — брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

— А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших братьев – животных?

Значит, у вас, ребята, большое и доброе сердце. Запомните, ребята! «Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека»

-Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

  • Доклады
  • Люди
  • Лев Николаевич Толстой

Известнейший писатель-романист мира, один из величайших мыслителей. Принадлежал к дворянскому роду.

Отца и мать потерял еще в детстве. Вместе с братьями и сестрами находился под воспитанием у дальней родственницы, получил домашнее образование под присмотром француза-гувернера Сен-Тома.

В 1844 году стал студентом Императорского казанского университета. Через 2 года перевелся на юридический факультет.

Литературная деятельность Л. Толстого берет начало с 1847 года, когда, находясь на госпитализации, он начал вести дневник. Дневник велся им на протяжении всей жизни с небольшими перерывами. В дневнике поставлено множество целей, которые он стремился претворить в жизнь. Среди них удавшиеся: серьезное познание английского языка, занятия музыкой, юриспруденцией.

Весной 1847 года оставил обучение в университете и поселился в Ясной Поляне. В 1849 году содействовал открытию школы для крестьянских детей в собственном имении. Учителем был крепостной Фока Демидович, но и сам Л. Н. Толстой иногда проводил уроки. Им было написано множество детских рассказов.

На рубеже 1850 – 1851 гг. приступил к написанию повести «Детство».

В 1851 году сдал экзамены и поступил юнкером в батарею артиллерийской бригады при казачьей станице. Там вновь возобновил писательство, в 1852 году рукопись повести «Детство» была направлена им в редакцию журнала «Современник». Осенью того же года повесть была опубликована и имела успех. Этот успех положительно повлиял на толстого, он активно занялся писательским творчеством.

В 1862 году сочетался с браком с Софьей Андреевной Берс, с ней и прожил всю оставшуюся жизнь. Этот период его жизни ознаменован расцветом творчества. Им были написаны величайшие произведения: «Анна Каренина», «Война и мир», тогда же он закончил повесть «Казаки».

Не менее великим по своей значимости в литературных достижениях являются повесть «Крейцерова соната», «Исповедь», «Хаджи-Мурат», «Живой труп». А также Критический очерк «О Шекспире и его драме».

Умер Л.Н. Толстой от тяжелой болезни в 1910 году.

Доклад про писателя Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, создавший много произведений, описывающих разные стороны российской жизни.

Начало его биографии типично для дворянской среды девятнадцатого века.  Родился граф в 1828 году, детство провел в родовом имении, где получил домашнее образование. После бросил учебу Казанском университете и стал офицером. Толстой хорошо проявил себя, участвуя в военных действиях на Кавказе и во время обороны Севастополя. Из этого периода жизни он взял материал для произведений: «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Кавказский пленник», «Хаджи Мурат».  

Военная служба, в целом, оставила у Толстого неприятные впечатления, выраженные, например, в повести «Крейцерова соната», После ухода в отставку Толстой путешествовал по Европе, затем женился и посвятил себя литературной и общественной деятельности.

Он создал несколько романов, среди которых выделяется эпопея «Война и мир», посвященная русскому обществу в ходе борьбы с Наполеоном. В произведении Толстой превозносил роль народного сопротивления захватчикам, писал о малом значении роли личности в истории.

В другом крупном произведении – романе «Анна Каренина» описывает семейную драму и высказывает свои взгляды на эту сферу жизни.  

«Воскресение» повествует о соблазненной офицером женщине, ставшей из-за этого проституткой и, затем нравственное «воскрешение» обоих, встретившихся через годы.

Перу Толстого также принадлежит автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество» и «Юность», рассказывающая о переживаниях в период взросления.  

Помимо этого, Лев Толстой прославился своими специфическими философскими, религиозными и этическими взглядами. Он проповедовал ненасилие и пацифизм.

В своем имении Толстой создал школу для крестьянских детей, где преподавал в соответствии с собственными педагогическими взглядами. Свои воззрения он пропагандировал в статьях своего педагогического журнала «Ясная Поляна». Как педагог Толстой выступал против принуждения, царившего в учебных заведениях того времени. По его мнению, задачей учителя было заинтересовать детей предметом.  

Написал изложение Евангелия, где отрицал божественность Иисуса Христа, за что был отлучен от церкви.

Неортодоксальные религиозные взгляды писатель пропагандировал в своих произведениях. Это, например, рассказы «Ассирийский царь Асархадон» или «Фальшивый купон».

Сообщение 2

В жизни практически каждый второй человек читал или смотрел «Войну и мир», одна из гениальных работ, созданная талантливым писателем Л.Н.Толстым. К нему в Ясную Поляну приезжали люди с разных точек земного шара, чтобы пообщаться с ним. 

Толстой родился в 1828 году в Тульской губернии в многодетной семье. Когда мать скончалась, то Лева попал на воспитание к тете, Татьяне Александровне, которая, как писал в своих воспоминаниях писатель, заменила ему мать. Все в семье были доброжелательными. Детей никогда практически не наказывали. У его братьев был гувернер Федор Иванович, которого позже только под именем Карла Ивановича опишет Толстой в повести «Детство». У него также остались в памяти приятные воспоминания о прислуге, запечатленные позже в этом же произведении.

После смерти тети он вынужден был переехать в Казань, где в 1843 году поступил в университет. Учился он средне, возможно мешала жизнь у новой опекунши. В 19 лет он уезжает из Казани и становится помещиком в Ясной Поляне. У Толстого была мечта – сделать крестьян счастливыми, однако это получалось у него не очень хорошо из-за частых поездок в Тулу и Москву. Но огромным плюс стали личные записи, вошедшие в его будущие произведения.

Весной 1851 года старший брат Николай позвал с собой Льва на Кавказ, где впоследствии писатель прослужил два с половиной года в звании юнкера. Именно там он завершил работу над автобиографической повестью «Детство». Произведение было издано в «Современнике» и получило огромный успех. После такого результата его имя называли в одном ряду со знаменитыми литераторами того времени. Толстой завел знакомство с Тургеневым, Гончаровым, Островским. Параллельно с этим трудом писатель работал над «Казаками», повествующей о простом и сильном народе, казаках и о себе.

Толстой активно принимал участие в Севастопольском сражении, и создает произведение «Севастопольские рассказы», рассказывающие о героическом подвиге русских воинов в борьбе за город. Бросив воинскую службу, Лев Николаевич приезжает в Петербург, где успешно продолжал заниматься литературной деятельностью.

В 1857 году он уезжает заграницу, где промотав все деньги, вновь приезжает на Родину, где публикует третью часть автобиографии «Юность». Создав семью, Толстой обосновывается в Ясной поляне, где создает «Войну и мир», принесшей ему небывалый успех. Далее последовал роман «Анна Каренина», называемый в обществе «Семейным» и «Воскресение». В последние годы своей жизни писатель уделял все больше внимания религии. У него начались разногласия с супругой, и он оказался в центре раздоров между последователями своего учения. Часто он хотел уйти из дома, что и сделал 28 октября 1910 года. Уйдя тайно из поместья, писатель простудился в дороге и умер. Лев Николаевич был погребен 7 ноября 1910 года.

Картинка к сообщению Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

Популярные сегодня темы

  • Головоногие моллюски

    Головоногих моллюсков преимущественно можно встретить в очень соленых водах. Там, где морскую воду сильно опресняют впадающие в водоем реки, головоногие моллюски не водятся. Например, их нет

  • Социализация личности

    Социализация – ввод индивида в общество. Процесс, когда ребенок или же индивид проходит процесс становления, начинается этап формирования личности. До этого ребенок выполняет задания родителе

  • Передвижение кошек (Как передвигается кошка)

    Кошка относится к млекопитающим, семейству кошачьих, отряд хищных. Наши домашние красавицы относятся к подвиду лесной кошки.

  • Эзоп баснописец

    Эзоп – древнегреческий автор, считающийся основоположником жанра басни – короткого рассказа с поучительным содержанием. Оригинальные тексты его произведений не сохранились, поскольку они неск

  • Иглу

    Сейчас народ эскимосов знает дома из дерева и камня. Тем не менее, они периодически пользуются своим древним умением создания домов из снега, которые называются иглу.

  • Средневековая деревня и ее обитатели

    Если сейчас существенная часть людей обитает в городах, то на протяжении длительного периода истории люди жили преимущественно в деревнях. Для эпохи средневековья деревня была фактически осно

  • Рассказ о толковом словаре русского языка кратко и понятно
  • Рассказ о сушке 2 класс
  • Рассказ о татьяне тарасовой на английском языке
  • Рассказ о степане разине казаках и восставшем народе краткое
  • Рассказ о старых играх 2 класс