Рассказ о терешковой космонавте

Картотека сюжетно-ролевых игр подготовительная группа школа цель: 1. расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. 2. воспитывать у детей

Картотека
сюжетно-ролевых игр

(Подготовительная
группа)

 «ШКОЛА»

Цель: 

1.
Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.

2.
Воспитывать у детей желание учиться.

3.
Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы.

4.
Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.

Предшествующая работа:

Целевая
прогулка к школе.

Экскурсия
в школу.

Беседа
о школе с показом школьных принадлежностей.

Рассматривание
картин о школе.

Дидактическая
игра «Собери портфель»

Заучивание
стихотворений о школе

Чтение
рассказов о школе.

Разучить
песню «Чему учат в школе»

Рисование
«Наша школа»

Ручной
труд: сделать маленькие тетради, книжки, учительский журнал для игры

«
в школу», приготовить тряпочки и мел.

«Путешествие в
Москву на самолете»

Цель:

 1.
Развивать у детей любознательность, расширять знания о Москве — столице

нашей
Родины, ее достопримечательностях.

2.
Углубить и расширить знания детей о работе аэропорта, о сотрудниках аэропорта.

3.
Развивать конструктивные способности детей при работе с
крупным строительным материалом и бумагой.

4.
Активизация словаря: аэропорт, стюардесса, рация, таможня, экскурсовод.

Предшествующая работа:

Наблюдение
за самолетами в небе.

Экскурсия
в аэропорт.

Беседы
о труде летчиков, стюардесс, о работе аэропорта.

Подвижная
игра «Самолеты»

Дидактическая
игра «Едем, летим, плывем»

Рассматривание
фотоиллюстраций о Москве.

Беседа
о Москве – столице нашей Родины

Конструирование:
строим самолет из крупного и мелкого строительного материала.

Рисование
«Летят самолеты»

Аппликация
«Самолет»

Ручной
труд: изготовление стаканчиков для пассажиров самолета, изготовление сувениров
для москвичей, изготовление самолетиков для игр на прогулке.

Чтение
рассказов о летчиках, заучивание стихотворений о Москве.

«ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Цель:

1.
Углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде

работников железнодорожного
транспорта, о железной дороге.

2.
Дать детям сведения о других городах нашей Родины – Краснодаре, Ростове,
Волгограде, Воронеже.

3.
Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.

4.
Активизация словаря: перрон, состав, тоннель, шлагбаум, тепловоз,
проводник, купе, вагон

.

Предшествующая работа:

Экскурсия
на железнодорожный вокзал.

Наблюдение
за поездами, за работой ж/д вокзала.

Целевая
экскурсия к переезду, наблюдение за работой стрелочника.

Беседа
о труде работников железнодорожного вокзала.

Чтение
рассказов о железной дороге.

Заучивание
стихов о железной дороге.

Настольная
игра «Железная дорога»

Рассматривание
карты с целью определения пути следования по железной дороге до Москвы и
ознакомления с городами России.

Рисование
«Едет поезд»

Ручной
труд: изготовление сигнальных флажков для стрелочников.

Рассматривание
фотоиллюстраций о железной дороге.

«ПАРОХОД»

Цель:

 1.
Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта.

2.
Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они плывут, что
перевозят.

3.
Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта.

4.
Активизация словаря: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба,
матросы, пристань, мачта.

Предшествующая работа:

Чтение рассказов
о моряках, о водном транспорте.

Рассматривание
иллюстраций о водных видах транспорта.

Просмотр
слайдов или мультфильмов ( «В порту») о пароходах и работе речного транспорта.

Беседа
о труде моряков, о работе водного транспорта.

Дидактическая
игра «На суше, на небе, на воде»

Настольная
игра-лото «Транспорт»

Аппликация
«Пароход на реке»

Ручной
труд: изготовление бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, спасательного
круга.

«ЗООПАРК»

Цель:

1.
Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких зверях и

их повадках
и условиях содержания в неволе.

2.
Воспитывать уважение к труду работников зоопарка.

3.
Прививать любовь к животным, воспитывать чувство доброты и жалости.

4.
Активизация словаря: зверолов, экскурсовод, животные Африки, животные Севера, животные Австралии,
сумчатые.

Предшествующая работа:

Экскурсия
в зоопарк или зверинец с целью ознакомления с жизнью животных в неволе.

Беседа
о зоопарке, для чего они созданы, как там живется животным.

Чтение
— С.Я.Маршак «Где обедал воробей», «Детки в клетке» и др.

Заучивание
стихотворений о диких зверях.

Рассматривание
иллюстраций о зоопарке, о диких животных.

Лепка
«Звери зоопарка»

Рисование «Что
я видел в зоопарке»

Конструирование
из строительного материала зоопарка, клеток для животных.

«ПОЛИКЛИНИКА»
(«БОЛЬНИЦА»)

Цель:

1.
Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача,

о
работе поликлиники.

2.
Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры.

3.
Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген,

процедуры,
градусник, рецепт.

Предшествующая работа:

Экскурсия
в медицинский кабинет.

Наблюдение
за работой медсестры, врача.

Рассказ
воспитателя о работе врача в поликлинике , окулиста, хирурга, педиатра,
терапевта, рентгенолога.

Рассматривание
фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации.

Беседа
с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»

Кукольный
театр «Доктор Айболит»

Чтение
рассказов о работе врача ( Б.Житков «Обвал», С.Маршак «Ледяной остров» и
др.)

Дидактические
игры: «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий»

Ручной
труд: изготовление градусника, фонендоскопа, горчичников для игры «в больницу».

 «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Цель:

 1.
Обогатить знания детей о труде парикмахера.

2.
Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

3.
Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа,

фен,
стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном,пенка для укладки, накручивать
на бигуди, платить деньги в кассу.

Предшествующая работа:

Рассказ
воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.

Рассматривание
картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.

Беседа
с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».

Экскурсия
в парикмахерскую.

Наблюдение
за работой мастера.

Чтение рассказов
Б.Житкова «Что я видел», С.Михалкова «В парикмахерской»

Ручной
труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески.

Собрать
атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов,
дезодорантов, шампуней.

Дидактические
игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем»

«Для
чего эти предметы».

 «МАГАЗИН»

Цель: 

1.
Расширить знания детей о работе продавца в магазине.

2.
Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца.

3.
Активизация словаря : продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар,
весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов,
бытовыхприборов, одежды.

Предшествующая работа:

1. Экскурсия
в ближайший магазин с целью наблюдения за работой продавца.

2. Беседа
с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый,
электробытовых товаров, хозяйственный)»

3. Рассказ
воспитателя о профессии продавца.

4. Рассматривание
картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

5. Дидактические
игры : «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты»,
«Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».

6. Рисование
«Магазин продуктов»

7. Лепка
«Овощи-фрукты для магазина»

8. Ручной
труд: изготовление кассы, чеков, денег для игры «в магазин»

 «КОСМОС»

Цель:

 1.
Обогатить и систематизировать знания детей о работе космонавтов, о полетах в

космос.

2.
Воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов.

3.
Активизация словаря: космос, космическое пространство, Вселенная, планеты,

космический
корабль, выход в открытый космос, связь с Землей.

Предшествующая работа:

1. Рассказ
воспитателя о космосе и космонавтах.

2. Рассматривание
фотоиллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на Земле
и в космосе.

3. Беседа с
детьми о первом космонавте Ю.Гагарине, о первой женщине-космонавте
В.Терешковой.

4. Чтение
рассказов и книг на тему космоса.

5. Рисование
«Космическая ракета»

6. Аппликация
«Космонавт»

7. Конструирование:
строительство ракеты из крупного строительного материала

1confonlineЭтот вечер собрал у экранов компьютеров представителей Азербайджана, Израиля, Турции, России, Америки и Канады, желающих услышать или рассказать про героинь неба.
Гость вечера бакинец доктор философии Амирхан Эюбов с детства был не согласен со словами песни Леонида Утёсова: «Первым делом, первым делом – самолёты, ну а девушки, а девушки – потом!». Нельзя отодвигать девушек на второй план. И на этой встрече девушки – лётчицы были в эпицентре внимания – мы услышали о первых лётчицах Азербайджана, Израиля и Турции, о героине Советского Союза еврейке Полине Гельман и о первой женщине – космонавте Валентине Терешковой.
Ведущая конференции, директор Азербайджанского культурного центра в Израиле, Егяна Сальман поздравила собравшихся с Международным женским днём, рассказала о героизме первых пилотов военной и транспортной авиации, об их огромном вкладе в Победу в Великой Отечественной войне, о том, что никто не должен быть забыт.
Первой выступила Рубаба Абиева, представляющая Академию Авиации и музей авиации Азербайджана. Она рассказала о развитии авиации в республике. Музей был открыт в 2008 году для поиска, сбора, изучения, сохранения и пропаганды истории авиации Азербайджана. Знакомство с авиацией началось в Азербайджане с прилёта в Баку знаменитого лётчика и авиаконструктора Сергея Ульянина в 1910 году, тогда же построили первые аэродромы в Баку и Евлахе. Первая школа авиации открылась в 1915 году, но девушек туда не принимали.
2Женщина на Востоке, поднявшая самолёт в небо, являлась символом кардинальных перемен в обществе. Первыми на Кавказе были трое: Лейла Мамедбекова, Сона Нуриева и Зулейха Сеидмамедова.
Лейла Мамедбекова (1909 – 1989) в 1931 году поступила в аэроклуб, начала летать, была второй парашютисткой СССР, инструктором лётчиков в аэроклубах, наставником парашютистов и планеристов. На фронт Лейлу не взяли – у неё было трое маленьких детей, а всего она воспитала шестерых. Это ей посвятил стихотворение «Лейла» Народный поэт Азербайджана Самед Вургун. Фрагмент стихотворения написан на памятнике пилоту: «Лейла! Ты не умрёшь в темноте…».
Сона Нуриева (1915-1986). Окончила аэроклуб и батайскую лётную школу. Участвовала в Великой Отечественной войне, выполняя особые миссии полётами в Тегеран. После войны работала лётчицей на международных авиалиниях.
Зулейха Сеидмамедова (1919 – 1989) первая военная лётчица, парашютист, штурмовик, совершила 500 боевых вылетов, участник 40 воздушных боёв, сбила немецкого лётчика аса – генерала, который, плакал от изумления, попав в плен и узнав о том, что его подбила девчонка. Была штурманом в женском авиаполку, созданном Мариной Расковой. Она училась в АзИИ и после специального разрешения Ворошилова в военно-воздушной академии имени Г.Жуковского, куда до неё женщин не принимали. Работала министром соцобеспечения Азербайджана в 1951-1974 годах.
Было ещё много азербайджанских женщин воевавших, но не доживших до победы.
Из современных лётчиц-азербайджанок отметим «железную леди азербайджанского неба» пилота Ирину Багирову, налетавшую к своим 62 годам 12000 часов на крупногабаритных самолётах и современных вертолётах. В 2016 году при НАА были открыты курсы пилотов для девушек.
3Дети первой лётчицы Лейлы Мамедбековой – Эльмира и участник Карабахской войны Ханлар Мамедбековы выразили благодарность за организацию вечера в память об их маме. Лейле были посвящены два фильма «Исмет» и «Лейла». Она чемпионка Закавказья по парашютному спорту, пела, играла на гитаре и таре, хорошо готовила. Вечера, посвящённые 100 и 110-летию Лейлы проходили в Академии Авиации республики.
О Зулейхе Сеидмамедовой рассказала её внучатая племянница Рена Фель (Миркасимова). Её дядя Мустафа Миркасимов, танкист во время войны случайно встретился на фронте с лётчицей Зулейхой, своей двоюродной сестрой, и это было почти как в фильме «В бой идут одни старики».
Джамиля Агаева, родственница Соны Нуриевой гордится, что в родном посёлке Амираджаны есть улица Соны Нуриевой, бывшего депутата Верховного совета СССР первого созыва.
Гость из Стамбула, профессор машиностроения, последователь бакинца Генриха Альтшуллера, автор проекта «Trizomaniya» Рухи Кайкайоглу 17 лет связаный с турецкой авиацией, рассказал о её истории и о женщинах в авиации страны. Женщины там задействованы во всех областях авиации. В 2006 было 6 женщин пилотов, сейчас– 211! Они летают даже в Нью- Йорк и Токио. Турки – первые по количеству женщин пилотов. Много женщин среди инженеров и членов экипажа. Каждый год турецкие авиалинии проводят симпозиумы для женщин в авиации. Всё началось с «отца турков» Мустафы Кемаля Ататюрка, создавшего авиацию в 1935 году, и его приёмной дочери пилота Сабихи Гёкчен, в честь которой назван огромный аэропорт в азиатском Стамбуле. Она управляла бомбардировщиками и истребителями, пилотировала 22 вида различных самолётов, была в воздухе более 8000 часов, в том числе 32 часа на боевых вылетах. Турки производят самолёты, вертолёты и беспилотники, выполняя завет Ататюрка «Небо – наше будущее».
С интересным докладом об израильтянках в авиации выступил специалист по израильской военной технике, писатель и журналист Александр Шульман. В Израиле очень жёсткая система отбора женщин в боевые части и, особенно в авиацию, ведь авиация почти элитный мужской клуб.
Яэль Ром-Финкельштейн была первой женщиной, ставшей лётчиком ВВС Израиля. В 18 лет, после окончания гимназии в 1950 году, она буквально пробилась на курсы пилотов, где была единственной девчонкой среди 30 парней, однако ей удалось стать одной из трёх лучших выпускников курса, получивших направление в ВВС. Яэль прошла курс лётчиков-истребителей, а также пилотов бомбардировочной и военно-транспортной авиации. Яэль служила лётчиком-инструктором в лётном училище, а после армии – пилотом в гражданской авиакомпании.
Но подлинный переворот произошёл уже в девяностые годы прошлого века, и он был связан с именем молодой израильтянки Эллис Миллер, открыто заявившей о своем праве стать лётчиком-истребителем израильских ВВС. Когда в 1994 году она обратилась к командованию Военно-воздушных сил с просьбой допустить её к экзаменам в Академию ВВС на курс лётчиков-истребителей, то получила отказ. В течение двух лет Эллис прошла все инстанции, но даже встреча с президентом Израиля Эзером Вейцманом не помогла ей. Успешная борьба Эллис Миллер открыла путь в боевую авиацию другим девушкам.
confВскоре кадетами Военно-воздушной академии стали сразу три девушки: Сара, Моран и Наама. За последние 20 лет, с тех пор, как Элис Миллер сломала гендерный барьер, 38 женщин получили звания пилотов. Среди них лётчики и штурманы истребителей, пилоты вертолётов и самолётов военно-транспортной авиации. В 2018 году впервые в истории израильских военно-воздушных сил командиром боевой эскадрильи стала женщина.
Израильский историк и публицист, автор 11 книг и 2 монографий, доктор Яков Басин представил рассказ о Герое Советского Союза еврейке Полине Гельман (1920-2005). Десятиклассница из Гомеля в 1937 году откликнулась на призыв страны «Молодёжь на самолёты!» и пошла в аэроклуб на курсы планеристов. Во время войны записалась на курсы пилотов, но не прошла из-за маленького роста и стала авиационным штурманом. Летала от Моздока до Берлина, в основном по ночам на низкоскоростных небесных тихоходах «кукурузниках» – бипланах У-2, где каждый вылет был поединком со смертью. Совершила 860 боевых вылетов на самолёте По-2, сбросила 113 тонн бомб, нанеся врагу большой урон. Немцы называли её «Ночной ведьмой». После войны гвардии майор Полина Гельман окончила Военный институт иностранных языков, защитила диссертацию, активно участвовала в общественной работе.
Художник Лариса Львовская показала портрет своей бабушки Сони, герое войны, военном авиаснайпере, дошедшей до Берлина,.
Сабина Эстрова, преподаватель из НАА, говорила о женщинах смежной и очень сложной профессии – о диспетчерах, регулировщицах небесных трасс в Азербайджане. Одной из первых была девушка из авиационной семьи Лидия Агаевна Гаджикадырова, получившая многочисленные благодарности за свой нелёгкий труд. Это она смогла разыскать грузовой самолёт, совершивший аварийную посадку в поле в марте 1995 года. Сабина поблагодарила «АзИз» за организацию такой замечательной конференции и поздравила женщин, мам и бабушек с Международным женским днём. К её поздравлениям присоединился азербайджанский писатель профессор Чингиз Гусейнов.
Участники конференции вспомнили о Валентине Терешковой, прошедшей путь от простой ткачихи из Ярославля до первой женщины-космонавта, Героя Советского союза, генерал-майора армии, профессора и депутата Госдумы. В её честь выпущены почтовая марка Азербайджана и юбилейный рубль СССР.
Вечер о героинях неба прошёл очень интересно. С праздником дорогие женщины! Будьте счастливы и будьте здоровы. Пусть всегда будет солнечно в вашем доме! Пусть над вами будет чистое, открытое и мирное небо! До новых встреч!

Александр АГРАНОВСКИЙ.
«АзИз», Иерусалим.

центр развития
ребенка «Детский сад № 199»

Центрального
района города Барнаула

ПРОЕКТ

ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

image001                                                              

  Разработчики проекта:

Воспитатели:
Яковлева Т.П.

Горн
Л.А.

г. Барнаул 2021

Актуальность проекта: Космос всегда
привлекал внимание детей. Еще в недавнем прошлом, все дети хотели быть
космонавтами, с раннего детства знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова.
Сейчас все совсем не так. Дети узнают о космосе из мультфильмов, совсем не
задумываясь правда ли то что рассказывается о космосе в них. И мало кто знает,
что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник – Ю. А.
Гагарин. Поэтому нужно грамотно выстроить работу по формированию у детей
первичных представлений о космическом пространстве и людях, покоривших его.

Проблема: поверхностные знания детей о космическом
пространстве, о первых космонавтах.

Цель: формирование у детей старшего, подготовительного возраста
первичных представлений о космическом пространстве (планетах, звездах,
солнечной системе, освоении космоса (первый космонавт, первая женщина-
космонавт, освоение космоса в наши дни).

Образовательные задачи:

1. Расширить знания детей с солнечной системой.

2. Познакомить с нашей галактикой, дать представления о звездах
и созвездиях.

3. Закрепить знания о первом космонавте — Ю. Гагарине.

4. Познакомить с детей с первой женщиной космонавтом — В.
Терешковой.

5. Совершенствовать речь дошкольников, их мышление и творческие
способности.

Развивающие задачи:

1. Развивать умения обобщать собственные наблюдения, видеть и
понимать красоту окружающего мира.

2. Развивать творческое воображение.

3. Расширять словарный запас по теме.

Воспитательные задачи:

Обогащать духовный мир детей через обращение к прошлому нашей
страны.

Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение, умение
работать в коллективе.

Авторы проекта: Горн Л.А., Яковлева Т.П.

Участники проекта: Дети подготовительной
группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: обучающий, исследовательский, игровой.

Время реализации проекта: краткосрочный (2 неделя).

Предполагаемый результат: Сформировать
представления детей о космическом пространстве (звездах, планетах и др, людях,
покоривших космическое пространство первыми, и космонавтах 21 века. Дети
создают работы (рисунки, аппликации) на тему «Космос».

Продукт проектной деятельности: выставка работ
«Космос».

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный:

1. Выявление
первоначальных знаний детей о космосе и нашей планете.

2. подбор литературы о
космосе, видео роликов о космосе и космонавтах, фотографий планет, космического
пространства.

2 этап – основной:

1. Проведение мероприятий
по данной теме.

2. Работа с родителями
поданной теме.

3. Организация групповой и
индивидуальной работы.

4. Знакомство детей с
понятиями «космос», «солнечная система».

3 этап – заключительный:

1. Организация выставки
рисунков и поделок «Космос глазами детей».

2. Итоговое мероприятие :
«Мы- веселые космонавты».

Работа с родителями:

1. Создание
папки-передвижки «День Космонавтики».

2. Создание совместных
работ родителей с детьми на тему «Космос».

3. Список произведений о
космосе, которые можно прочитать детям дома.

4.Создание картин в
технике торцевания и скрученных салфеток.

Перспективный план на тему «День космонавтики».

Беседы с использованием фильма
«Прогулки в космосе» — фильм Д. Рогаткина для начальной школы и детского сада,
фотографий.

1. Беседа «Что такое
космос».

Цель: формировать
первоначальное представление детей о солнечной системе (названия планет,
движение планет вокруг солнца, звездах, созвездиях.

2. Беседа «Что такое
астероид, метеорит и комета?»

Цель: познакомить детей с
космическими объектами (астероидами, кометами, метеоритами, рассказать, чем они
отличаются друг от друга.

3. Беседа «Солнце-
источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания
детей о Солнце, его форме, из чего оно состоит.

4. Беседа «Земля — голубая
планета».

Цель: объяснить, что такое
телескоп, показать снимки Земли из космоса, рассказать, почему нашу планету
называют «голубая».

5. Беседа «Первая женщина космонавт».

Цель: познакомить с
биографией первой женщины космонавта В. Терешковой. Рассказать, что она
является нашей землячкой, провести виртуальную экскурсию по музею В.
Терешковой.

НОД

Конспект НОД для
подготовительной группы «Ю. А. Гагарин – первый космонавт». Беседа. Чтение
стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин».

Программные задачи:
дать детям новые знания о космосе, первом космонавте – Юрии Алексеевиче
Гагарине. Ввести в словарь детей слова: космос, космодром, планета, космическая
ракета, скафандр. Помочь понимать стихотворные произведения. Продолжать учить
детей отвечать на вопросы по содержанию. Развивать интерес к космонавтам,
чувство гордости за них.

 Предварительная
работа: чтение отрывков из книги Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине», рассматривание
иллюстраций.

Материал: портрет Ю.
А. Гагарина. Сюжетные картинки: старт космического корабля; космическая ракета
«Восток» в космосе; снимок планеты Земля (из космоса); космонавт. Ход.

Воспитатель
показывает картинку космонавта.

 — Дети, как вы
думаете, кто это? (ответы).

Дети, рассматривают
одежду космонавта, называют ее с помощью воспитателя.

 — Что делают
космонавты? (ответы).

 — На чем они
летают? (ответы).

Воспитатель
показывает картинку «Старт космического корабля».

— А кто был первым
космонавтом на Земле? (ответы).

 — Правильно,
первого космонавта Земли звали Юрий Алексеевич Гагарин. Хотите побольше узнать
о нем?

Рассказ воспитателя.

«12 апреля 1961 года
русский человек первым полетел в космос, звали его Ю. А. Гагарин. Полетел он на
космической ракете «Восток» (показывает рисунок). Космическая ракета на борту с
Гагариным облетела Землю один раз»

— Как звали первого
космонавта? (ответы)

 — Когда Гагарин
полетел в космос? (ответы)

— Да. Первый полет в
космос был 12 апреля. И поэтому в этот день мы празднуем День космонавтики.

— Дети, а вы хотите
стать космонавтами? (ответы).

— Тогда давайте
готовиться! Физкультминутка. Дети вместе с воспитателем выполняют несколько
физических упражнений.

image002— Из космоса Ю. А.
Гагарин наблюдал за нашей планетой и сфотографировал ее. Дети, где мы живем?
(ответы).

 — Правильно, мы
живем на планете Земля. Вот посмотрите, какая красивая наша Земля! (снимок
Земли из космоса).

 — Весь мир знает
первого космонавта Ю. А. Гагарина. О нем написаны песни, стихи. Послушайте одно
из них. Стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин».

 В космической
ракете

Он первым на планете

Подняться в космос
смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

а веки будут вместе
Гагарин и апрель.

 — Дети. Теперь вы
знаете, кто такие космонавты? (ответы).

 — Как звали первого
космонавта Земли? (ответы).

— Какой это был
человек? (ответ).

Поведение итогов.

Художественное
творчество (рисование). Тема: Космическая фантазия «Полет на луну».

Цель: расширять
кругозор детей, знания о космосе, о предположениях ученых, что мы не одни во
Вселенной. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности.

Художественное
творчество (аппликация). Тема: «Полет на Луну».

Цель: учить
передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезания из бумаги,
вырезать фигуры космонавтов из бумаги, сложенных вдвое, развивать воображение,
чувство композиции.

Совместная
деятельность:

Просмотр
мультфильма «Космос для детей. Увлекательное путешествие в космос».

Подвижные игры (приложение 1)

1. «Ракетодром».

2. «Ждут нас быстрые
ракеты».

3. «Кто быстрее соберет космический
мусор».

4. «Ноги от земли».

Сюжетно- ролевые игры:

«Космическая станция»

Цель отображать в игре
полученные знания о жизни космонавтов в космосе, формировать умение играть
группами, при этом самостоятельно распределяя роли.

«Космонавты».

Цель познакомить с работой
космонавтов, воспитывать смелость, расширять словарный запас детей: космический
корабль, космонавт, полет и др.

«Полет на Луну».

Цель: формировать
представления детей о том, как выглядит скафандр, что обязательно нужно взять с
собой в космос, для чего космонавты летают на Луну.

Словесно — дидактические игры: (приложение 2)

1.«Найди лишнее».

2. «Назови правильно
планету».

3. «Найди недостающую
деталь ракеты».

4. «Много звезд на небе…».

Чтение художественной литературы.

Цель: познакомить детей с
произведениями о космосе, обогащать словарный запас детей, расширять кругозор,
воспитывать чувство гордости за первых космонавтов.

1. Е. П. Левитан «Звездные
сказки».

2. Н. Носов «Незнайка на
луне».

3. Стихотворения о
космосе.

4. Загадки о космосе.

Загадки о космос:
(Приложение 3)

Индивидуальная и групповая
работа:

1. Развитие мелкой
моторики (раскрашивание картинок о космосе).

2. Собирание пазлов с
данной тематикой.

3. Конструирование из
различных видов конструктора.

Приложение 1.

«Ждут нас быстрые ракеты».

Воспитатель раскладывает
обручи по залу меньше на один, чем детей.

Дети стоят, построившись в
одну линию, и говорят слова:

«Ждут нас быстрые ракеты,

Для полета на планету,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет-

Опаздавшим места нет».

После слов дети стараются
занять пустой обруч.

Тот, кто остался без
обруча, садится на скамейку. Игра продолжается пока не останется один человек.

«Ракетодром».

Водящих в игре трое
(«Космонавты»).

Первый космонавт говорит
слова:

«Мы сейчас все космонавты

Как Гагарин, как Титов

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов.

Старт».

Поднимает красный флажок,
дети начинают двигаться по залу по кругу.

Далее второй космонавт
поднимает желтый флажок. Дети начинают двигаться в обратную сторону. Когда
третий космонавт поднимает синий флажок, дети останавливаются и садятся на
корточки.

Игра проводится несколько
раз, водящие смотрят, кто же был самым внимательным.

В конце игры дети говорят:
«Мы удачно приземлились, из полета возвратились».

«Ноги от земли».

Выбираются два водящих. По
сигналу они начинают догонять детей.

Главная задача осалить как
можно больше ребят. Если ребенок запрыгнул на возвышенность, то его салить
нельзя. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один победитель.

«Кто быстрее соберет космический мусор».

По залу разбросаны мячики
(космический мусор). На другом конце зала стоят корзины. Дети делятся на две
команды.

По сигналу дети начинают
бегать по залу, собирая мячики, Какая команда больше собрала, та и победила.

Приложение 2.

«Найди лишнее».

На столах перед детьми
лежат картинки с изображением планет и солнца или луны.

Дети должны найти, что же
здесь лишнее и обосновать свой ответ.

«Назови правильно
планету».

Воспитатель показывает
фотографии или иллюстрации планет, дети должны правильно назвать данную
планету.

«Найди недостающую деталь ракеты».

Перед детьми лежат двойные
карточки. На одной стороне нарисованы ракеты из геометрических фигур. У каждой
ракеты, не достает одной детали. На второй стороне карточки представлены
различные детали (геометрические фигуры). Ребенок должен соединить правильно
ракету и ее деталь. Второй вариант. Нужно по цвету правильно соединить ракету и
ее деталь.

«Много звезд на небе …»

Воспитатель раскладывает
на столе разные по цвету, размеру звезды, сделанные из различных видов бумаги,
пластика и др.

Дети берут себе по одной
звезде. Каждый ребенок начинает описание свой звезды со слов «Много звезд на
небе, но моя самая…» и подбирает различные эпитеты (большая, красивая, яркая,
блестящая и др.

Приложение3.

Космические загадки

Чистый небосвод прекрасен,

Про него есть много басен.

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в России хищный
зверь,

Глянь – на небе он теперь!

Ясной ночью светится –

Большая (Медведица).

А медведица – с ребенком,

Добрым, славным
медвежонком.

Рядом с мамой светится

Малая … (Медведица).

Планета с багровым
отливом.

В раскрасе военном,
хвастливом.

Словно розовый атлас,

Светится планета … (Марс).

Чтобы глаз вооружить,

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (ракета).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски астронавт,

А по-русски… (космонавт).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля)

Сверкая огромным хвостом в
темноте,

Несется среди ярких звезд
в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной — …
(Комета).

Фотоотчёт

image003 image004image005

image006image007

image008image009image010

image011image012

Детство и юношеские годы

Девочка жила и росла в Ярославской области, в деревне под названием Большое Масленниково.

Ее родители были потомками белорусских крестьян. Мама будущей известной космонавтки трудилась на текстильном предприятии, отец работал на тракторе. В годы советско-финской войны он ушел на военную службу, откуда не вернулся живым.

Юность Валентины неразрывно связана с Ярославской школой, которую она охотно посещала и получала высокие оценки. Имея отличный слух, благодаря своему дедушке Федору девушка осваивала игру на домбре. Отучившись 7 лет в школе, Терешкова устраивается браслетчицей на шинный Ярославский завод, стараясь помочь матери в содержании семьи. Отличаясь упорством и целеустремленностью, параллельно она посещает вечернюю школу, мечтая получить надлежащее образование.

Следующий жизненный период будущей космонавтки не был отмечен особыми событиями. Она поступила в техникум легкой промышленности, училась заочно и с успехом его окончила. Далее последовали долгие 7 лет работы ткачихой на комбинате «Красный перекоп». Именно в этот период проявился необычный интерес к парашютному спорту. Все свободное время девушка проводила в местном аэроклубе, без страха покоряла в прыжках большие высоты.

Юность

В 1955 году трудилась ровничницей на Ярославском комбинате технических тканей, вместе с тем учась в вечерних классах школы. Вскоре, получив хоть какое-то первичное образование, пошла учиться в Ярославский заочный техникум. В 1957 году вступила в ВЛКСМ и уже в 1960-м стала секретарем комбината “Красный Перекоп”. Семья Терешковых на тот момент более-менее встала на ноги благодаря помощи двух дочерей, мать наконец-то смогла выдохнуть и больше не переживать о том, где брать необходимые для нормальной жизни детей вещи. Валентина же одновременно с работой продолжала заниматься прыжками с парашютом. Именно эта страсть сыграла большую роль в становлении Валентины Терешковой, первой женщины-космонавта.

Подготовка к полету

Увлечение Валентины стало решающим в ее судьбе. Обстоятельства сложились так, что в этот период Сергей Королев (известный советский ученый) вознамерился отправить в космическое пространство женщину. Идея была одобрена, уже в 1962 году начался поиск той самой отважной личности, которая бы отправилась во Вселенную.

Отбор проходил по жестким критериям:

  • рост — не больше 170 см;
  • возраст меньше 30 лет;
  • вес, не превышающий 70 кг.

Как ни странно, но нашлось много советских отважных женщин, которые изъявили желание побывать в космосе. Официальные представители индустрии космонавтики из сотен кандидатур подбирали наиболее подходящую по параметрам личность. В результате осталось 5 претенденток:

  • Пономарева Валентина;
  • Кузнецова Татьяна;
  • Терешкова Валентина;
  • Еркина Жанна;
  • Соловьева Ирина.

Все эти девушки поступили на воинскую службу и, получив звания рядовых, занялись усиленными тренировками. В первое время Терешкова участвовала в программе, выступала слушателем-космонавтом II отряда. Но после удачно сданных экзаменов она стала космонавтом в первом отряде.

В ходе регулярных тренировок отрабатывались приемы по устойчивости организма к особым условиям во время космического полета.

Девушки оттачивали мастерство перемещения в невесомости, их природные ресурсы испытывались в сурдокамере и термокамере. Постоянно велись парашютная подготовка, освоение применения скафандра.

Что касается сурдокамеры в виде замкнутого помещения, огражденного от каких-либо звуков, в ней тренировочный период занимал 10 суток. Все претендентки для полета в космос прошли это испытание в полном одиночестве и покое. При выборе претендентки для выполнения запланированного полета учитывались следующие параметры:

  • общественная деятельность, принадлежность к коммунистической партии;
  • результаты пройденных тренировок, уровень окончательной подготовки, состояние здоровья по результатам медицинских наблюдений, теоретические знания;
  • происхождение — Валентина вышла из семьи, кормилец которой погиб на войне, этот фактор сыграл ей на руку.

Все представленные кандидатки были сильны в обозначенных направлениях. Но в выступлениях перед публикой Терешковой не было равных. Она с легкостью давала интервью журналистам, максимально естественно и лаконично отвечала на их каверзные вопросы, часто упоминая коммунистическую партию. Результат не заставил себя ждать, комиссия выбрала ее для совершения космического полета. Место дублирующего помощника получила Ирина Соловьева, запасной претенденткой стала Валентина Пономарева.

Терешкова Валентина Владимировна: биография

Детство и юность женщины-легенды

История началась с села Большое Масленниково, Ярославской области Тутаевского района. 6 марта 1937 года суждено было появиться на свет будущей легенде космонавтики – Валентине Владимировне Терешковой. Родители покорительницы космоса были людьми рабочего класса, мать работала на текстильном предприятии, а папа трудился тракторным инженером. Он погиб, когда маленькой Вале исполнилось всего два года. Владимир Аксенович отличался красивой и статной внешностью и безгранично любил свою среднюю кровинку.

В семье подрастало трое детишек, старшая из всех — Людмила — и младшенький брат, Владимир. Он увидел свет, когда не стало Владимира Аксеновича, это случилось в 1939 году. Тогда отца Валентины призвали служить в армейские ряды. Мать, Елена Федоровна, так и осталась одна воспитывать детей, не выйдя больше замуж.

У девочки с раннего детства отмечался хороший музыкальный слух, поэтому вскоре ее отправили учиться играть на домбре. Практически все школьные предметы давались маленькой Вале легко. Девочка отличалась стойким характером и была упрямой, озорной и смелой.

Интересный факт

После войны семья Терешковых отправилась жить в Ярославль, там их проживание было очень бедным: они ютились в одной маленькой комнатушке.

Окончив Ярославскую среднеобразовательную школу, будущее женское лицо индустрии космоса отправилась работать браслетчицой на шинный завод Ярославля. Таким образом, юная Валентина Владимировна помогала маме содержать семью, однако полностью прощаться с учебой будущий космонавт не хотела, параллельно девушка посещала школьное заведение в вечернее время. В скором будущем Терешкова поступила и окончила специализированное легко промышленное учебное заведение, после чего стала ткачихой, как и ее мать, отдав комбинату «Красный Перекоп» долгих семь лет жизни.

В юношеские годы у Валентины Терешковой и зародилась истинная любовь к небу. Однажды подруга пригласила девушку посетить аэроклуб, юная девочка начала ходить в парашютный клуб, где каждый раз покоряла новые высоты. Всего Терешкова выполнила 90 основных прыжков. Но становиться профессиональной спортсменкой Валентины Владимировны не спешила, это было хобби, всю жизнь она мечтала быть машинисткой поезда, читая взахлеб всю литературу, изучая профессию.

Взято с сайта https://kot-or-osl.livejournal.com

Космонавтика

Новое хобби парашютного спорта решило судьбу девушки. Так, 12.03.1962 она стала рядовым космонавтом и начала обучаться этому сложному делу. 29 ноября того же года женщина успешно сдала экзаменационные уроки и стала в главном эшелоне. По случайности Сергей Королев, авиаконструктор и основоположник космической индустрии, решается создать уникальную экспедицию, в которой должна полететь первая женщина-космонавт. Так, уже в 1962 году стартовали активные поиски девушки, которая должна была сделать героический поступок, поставив свою жизнь под угрозу.

Советских женщин, которые хотели испытать себя в этой роли, оказалось очень много. Начальные опыты СССР были слишком конкурентными, так как после удачного космического трансфера Юрия Гагарина в 1961 Америка желала показать новейшие технологии, отправив в космос представительницу слабого пола, однако и тут СССР опередило США.

Масштабы отбора были очень велики, не один конкурс красоты не может сравниться таким количеством желающих. Всего заявили право на свое участие 801 девушка и лишь 30 оказались отобранными. Главными пунктами основного конкурса были – возрастная, весовая и ростовая категории.

В следующий этап прошли 5. По прошествии жесткого отбора Валентину и других определили в штат военнослужащих и дали первоначальные армейские звания.

По рейтинговым показателям Терешкова была практически последняя в списке и занимала место в конце на победу, а по медицинским показателям будущая легенда и вовсе была последней, ведь физическое состояние многих девушек было куда лучше героини, особенно отличалась Валентина Пономарева. Она и была впоследствии главной конкуренткой.

Это интересно

В температурном режиме +70 градусов по Цельсию кандидаткам нужно было находиться в камерной установке, в летном комбинезоне и скафандре. Также девушек помещали в отдельные камеры с мощной звукоизоляцией, в которых нужно было прожить около 10 суток самостоятельно. Ежедневно молодое поколение космонавтики проводило определенное время в режиме невесомости, их учили нырять и правильно заземляться в воду с парашютом.

Во время нахождения в состоянии абсолютной невесомости девушкам предлагалось пройти определенные задания, например, включить радио, кушать или же просто написать личные данные на бумаге. Отдельный взгляд была на парашютное ремесло, всех готовили правильно нырять в воду, катапультироваться непосредственно перед высадкой на Землю. Также стоит отметить важность психологических тренировок, ведь будущей покорительнице требуется комфортность при нахождении в космическом пространстве.

После обучения выбор стоял очень не легкий, все показали хорошие результаты, даже отличный. Известно, что выбирал сам Хрущев, а главными советниками были лучшие космонавты. Идеальным кандидатом стала наша героиня, она как никто лучше подходила, ведь, помимо подготовки и медицинских показателей, огромную роль играло семейное происхождение девушки.

История юной красавицы из бедной семьи, которая добилась всего самостоятельно, во многом лучше превосходила биографии происходящих из класса семей служащих. Так как отец героини умер, проходя службу в армейских специализированных отрядах, это было хорошим шагом в политике. Стоит забежать наперед и сказать, что после известного полета Терешкова, хотела отыскать безымянную могилу папы, однако удалось это спустя 25 лет.

Не самым последним пунктом в выборе претендентки стало умение вести активную общественную деятельность, общаться с людьми, появляться в обществе и прославлять коммунистические идеи. В целом персонаж получился, этакая простая девушка из народа.

Таким образом, практически все претендентки уступали в общих качествах ей, так она и осталась претендентом на космос, И. Б. Соловьева стала дублером, В. Л. Пономарева – запасом.

Незабываемый космос

16.06.1963 состоялся полет девушки в космос, который прославил СССР. В каждом уголке любой страны не стихала слава о героине, сумевшей совершить поступок, не подвластный женскому полу.

Валентина Терешкова в биографии писала, что была около 60 часов в космосе. Покорение этого пространства происходило на корабле «Восток-6», который лично сконструировал Королев. Легендарный взлет произошёл с одной из байконурских площадок, в том самом месте, откуда отправлялся Юрий Гагарин.

В это время для поддержки «Востока-6» там уже был другой лайнер под чутким пилотированием Валерия Быковского. Вся информация о полете была строго засекречена, никто из близких даже не подозревал о намерениях Терешковой, все родные были четко убеждены, что девушка находится на военных сборах, лишь после приземления близкие узнали о героическом подвиге Валентины.

Многие профессионалы индустрии космонавтики говорили, что отправление произошло прекрасно. Валентина Терешкова провела вылет лучше других специалистов, показав высокий уровень профессионализма и целеустремленности. Н. Каманин, который лично занимался первоначальным отбором девушек, сказал, что Валентина стартовала намного лучше Попова и Николаева. Ей дали позывной «Чайка». Вылетая, она прокричала фразу «Эй! Небо! Сними шляпу!».

Дальнейшее пребывание на орбите было не таким радужным. Естественно, что первый полет не мог пройти совершенно гладко. Так, первой возникшей проблемой стало плохое самочувствие космонавта-женщины, пришлось всяческими способами бороться с сонливостью, тошнотой и общей вялостью. Однажды даже произошел случай, когда Валентина просто перестала выходить на связь и отвечать на вопросы, однако, взглянув на камеры, земные профессионалы убедились, что она просто спит от необычайного переутомления.

Разбудить ее смог космонавт «Востока-5» Валерий Быковский, между их кораблями была установлена внутренняя связь. Весь перелет она практически не кушала и слабо говорила с Землей. Этой женщине-герою удалось окружить Землю 48 раз и продержаться в космосе практически 60 часов, ведя постоянно записи и фотографируя горизонт. Хороший результат самостоятельного полета представительницы прекрасного пола, не так ли?

Валерий Быковский

Однако это не все трудности, с которыми пришлось столкнуться известной женщине. Незадолго до предполагаемой посадки возникла проблема, гораздо хуже всех предыдущих. Это стало страшным испытанием для молодой девушки. В корабле «Восток-6» возникли механические неисправности. Вместо успешной посадки на Землю, космонавту грозила огромная опасность оказаться закинутой дальше во внешний космос и там погибнуть.

ЧП крылось в неисправном креплении управленческих проводов, девушка попросту не смогла собственноручно управлять кораблем. Она 2 раза пробовала ориентировать машину самостоятельно, не показывая волнения, но после неудачных попыток все же признала свою безнадежность. Как говорила потом сама Терешкова, команды управления давались не на снижение, а наоборот, на высоту полета, закидывая космонавта с каждым витком все дальше от Земли. Автоматика оказалась правильной, и это помогло провести посадку.

Приземление также оказалась непростой — высадкой стала местность в Алтае. Девушка приземлилась, измученная долгим и нелегким событием, она отдала все остатки технической пищи, взамен получив земную. Люди принесли Терешковой черный хлеб и квас, которые она просила. После этого случая женщина понесла наказание от самого Королева в виде строгого выговора, причиной тому стало нарушение чистоты эксперимента. Сняв скафандр, на Валентине не было живого места, сплошные гематомы покрывали ее тело, посадка была совсем не легкой, а приземлилась она на спину, впоследствии ударившись лицом, на котором остался синяк под глазом и разбитый нос. Местные жителя быстро помогли снять скафандр и переодели молодую девушку в удобный спортивный костюм, что запрещалось.

Фото взято с сайта pikabu.ru

Несмотря на все сложности и плохого перенесения полета, медики дали положительную оценку состоянию Терешковой, придя к выводу, что оно вполне удовлетворительное. Режим также не был выдержан из-за психической и эмоциональной нагрузки при полете. Валентина практически была не подвижна, это дало вегетативные последствия.

Она еще месяц не могла самостоятельно передвигаться, ее кости стали слишком хрупкие, а постоянные кровотечения досаждают всю жизнь. После всего произошедшего Королев отметил, что пока он жив, никто из женщин больше не вылетит на орбиту. Так, следующий полёт случился по прошествии девятнадцати лет после смерти авиаинженера.

Сама же Терешкова хранила молчание обо всех обстоятельствах более сорока лет, по просьбе самого Сергей Королева, который не хотел разглашать все сложности и форс-мажоры полета — все должно выглядеть идеально для народа, журналистов, а тем более иностранцев, в частности США.

Однако, какие бы проблемы не возникли, какие сложности не пришлось пережить этой уникальной женщине, она навсегда увековечилась как первая девушка, лично покорившая космические просторы.

Женщина в космосе

Событие состоялось в 1963 году 16 июня. Длительность полета, совершенного Терешковой на корабле под названием «Восток-6», составила 3 суток. Старт состоялся с Байконура, с площадки, дублирующей ту, откуда взлетал Юрий Гагарин. Специалисты дали высокую оценку взлету первой женщины-космонавта, озвученным ею подробным докладам.

Многие из них сошлись во мнении, что Валентина выполнила поставленную задачу лучше многих опытных мужчин, побывавших в космосе.

После старта у первой женщины, полетевшей в космос, резко ухудшилось самочувствие, она практически не двигалась, не принимала пищу, вяло общалась с наземной станцией. В таком состоянии она пробыла 3 суток, совершив вокруг планеты 48 оборотов и правильно ведя бортовой журнал.

Практически перед посадкой произошли сбои в работе аппаратуры космического корабля. Терешковой не удалось сориентировать собственноручно корабль из-за неправильно смонтированной проводки для управления.

Тем не менее «Космос-6» успешно приземлился на Землю в автоматическом режиме в Алтайском крае.

Закончив полет и высадившись на землю, Валентина угостила продуктами из своего рациона местных жителей, сама же с удовольствием отведала местных кулинарных изысков. Сергей Королев был расстроен из-за плохого самочувствия космонавтки, объявив, что больше никогда не допустит ни одну женщину на космический корабль для полета. Аналогичный полет состоялся уже после смерти ученого.

Испытания

Все без исключения кандидатки на полет должны были пройти общекосмическую подготовку, которая включала в себя нахождение в термокамере, сурдокамере, в невесомости и парашютную подготовку. Конечно, как пользоваться парашютом, Терешкова знала в идеале, однако другие элементы подготовки были не так уж и просты. Термокамера представляла собой маленькую комнату, в которую заводили человека, одетого в летный комбинезон, закрывали его там и поднимали температуру внутри комнаты до 70 градусов Цельсия, а влажность — до 30 процентов. Данная ежедневная тренировка подготавливала будущих космонавтов к посадке капсулы пилота, которая производилась при похожих условиях. В сурдокамере – полностью изолированном от внешних звуков помещении — женщин готовили к абсолютной тишине, которая была немаловажной стрессовой нагрузкой на человека в космосе. А тренировки в невесомости, воссозданной на земле с помощью параболической горки, позволяли выяснить, насколько женщины могут выполнять простейшие манипуляции в условиях невесомости: написать что-нибудь карандашом, поговорить по рации, есть, пить. Все эти этапы подготовки были пройдены Валентиной Терешковой на отлично.

Дальнейшая карьера

Побывав однажды на орбите, Терешкова Валентина Владимировна больше не повторяла свой подвиг. Она продолжила свою деятельность в роли инструктора, работала научным сотрудником в Центре по подготовке космонавтов.

По окончании Военно-воздушной академии им. Жуковского она получила звание профессора, издала более 50 научных трудов, в том числе и книг. Однажды космонавтка с позывным «Чайка», получившая медаль за общественную деятельность, заявила, что готова отправиться на Марс, полет на который в то время был только в один конец.

Терешкова нашла себя в политической сфере. Еще при СССР она являлась членом КПСС. С приходом 2000-х годов была избрана депутатом в родном Ярославском регионе, представляла партию «Единая Россия». Без Валентины Владимировны не обошлось открытие Олимпийских игр в 2014 году (Сочи).

Она возглавила благотворительный фонд «Память поколений», способствовала открытию в Ярославле университета, иных образовательных учреждений, решает проблемы края.

Служебный роман. Космическая версия

В первом отряде космонавтов, состоявшим сплошь из мужчин, преобладали «женатики». Поэтому, когда возникла идея отправить женщину в космос, и состоялся набор девушек-кандидатов, «служебных романов» руководители советской космической программы не ждали.

Статья по теме

Свадьбу праздновали дважды. История любви Юрия и Валентины Гагариных

И ошиблись. Юрий Гагарин и его товарищи не были монахами, потому оказавшимся рядом девушкам оказывали знаки внимания. Правда, до каких-то совсем уж вызывающих вещей дело не доходило. Ну, почти.

Генерал Каманин писал в воспоминаниях, что как-то получил рапорт от дежурного по Центру подготовки космонавтов: товарищ Титов забрал двух кандидаток на космический полет, и увез их к себе, где троица веселилась всю ночь. За это второй советский космонавт получил «по шапке» от командования, а дамы схлопотали по жирному «минусу» в личные дела. Сразу скажем, что в числе ездивших к Титову Терешковой не было.

Уроженка Ярославской области вообще больше других подходила под знаменитое определение «комсомолка, спортсменка, красавица». И хотя молва ей приписывала роман с Юрием Гагариным, никаких достоверных подтверждений этому нет. Конечно, Терешковой нравился лучезарный Юра, так же, как и всем остальным девушкам Советского Союза. Но Гагарин женскими симпатиями не злоупотреблял, да и не об этом наш рассказ.

Страницы личной жизни

Из краткого описания личной жизни Валентины Терешковой известно, что ее первым мужем был Андриян Николаев, тоже космонавт. Молодые люди связали себя узами брака в 1963 году, на торжественных фото присутствует даже Н. С. Хрущев. Конец семейных отношений пришелся на 1982 год, когда дочь «космической» пары Елена Терешкова достигла совершеннолетия. Позже Валентина призналась, что в близком окружении ее муж проявлял себя как настоящий деспот, что и послужило причиной развода.

Второй муж первой женщины-космонавтки — Юлий Шапошников, являющийся генерал-майором при медицинской службе. Совместным детям не суждено было родиться, правда, Валентина успела дважды стать бабушкой. У нее появились на свет внуки Андрей Родионов и Алексей Майоров. Мужья Елены Андриановны Николаевой-Терешковой были летчиками. Единственная наследница космонавтки осуществляет свою деятельность в ЦИТО, занимая специальность хирурга-ортопеда.

Награды Терешковой

За свою долгую и необычайно интересную жизнь Терешкова была удостоена множества медалей разной степени и величины. Одной из последних награждений состоялось в Кремле, где сам президент Путин Владимир Владимирович пожал руку активному деятелю, герою космонавтики и просто прекрасной женщине. Награда «За заслуги перед Отечеством» имеет свою уникальность, получили её лишь те, кто вложил все силы во благо Родине.

Также в перечень наград Валентины Терешковой входят: «Герой Советского союза» 1963 году, «Орден А. Невского» в 2013 года, полученная из рук Владимира Путина, и множество других почетных грамот и благодарностей, выраженных страной за былые заслуги. Так, в целом наград и грамот только от России и СССР насчитывается более двух десятков.

Отдельно стоит выделить заслуги международного уровня, это: «Орден Солнца», полученный в 1974 году, «Орден Дружбы» 1997 году, медаль «Золотая Звезда» 1963 года.

Это интересно

В общем перечне иностранных наград насчитывается более 23 медалей и орденов различной степени. А научных около 16.

Настоящее время

Знаменательная дата — 2021 год, 6 марта, когда Валентина Владимировна отпраздновала свое 80-летие.

Она является генерал-майором в отставке, не бросает политическую деятельность, много времени уделяет семье. В 2021 году, когда проходили парламентские выборы, она была избрана депутатом в Госдуму. Терешкова с трепетом относится к любимой малой родине, всячески способствует развитию родной школы, детского дома, открытию инфраструктурных, производственных объектов, памятников.

Сейчас Терешкова не жалуется на здоровье, но в 2004 году она перенесла операцию на сердце, предотвратив инфаркт. Активная трудовая деятельность является наглядным подтверждением того, что женщина преисполнена сил и готова нести добро родному краю, где провела свои лучшие годы.

«Уж слишком они разные: она — огонь, а он вода»

10 ноября 1963 года Николай Каманин написал в своем дневнике: «Вчера на аэродроме Валя и Андриян улыбались и внешне были вполне довольны друг другом. Свадьба состоялась, все прошло нормально. Для политики и науки их брак, возможно, и будет полезным, но я совсем не уверен, что Валя действительно любит Андрияна. Уж слишком они разные: она — огонь, а он вода. Оба — сильные, волевые люди, ни один из них добровольно не подчинится другому. Огонь будет разогревать воду до кипения, хотя Николаев не способен кипеть, а вода будет заливать огонь — пара и шипения будет много. От этого брака больше выиграет Николаев, а Терешкова может только потерять. Я буду рад, если ошибусь в своих прогнозах и Валя сумеет подчинить себе Николаева и тянуть его за собой. На космических дорогах Терешкова уже прошла свой зенит. Она могла бы засверкать яркой звездой, благодаря своей большой общественно-политической деятельности, но она все еще колеблется в выборе дальнейшего пути, ее еще крепко держит романтика космоса».

Статья по теме

Валентина Терешкова: «Всё выдержали, несмотря ни на что»

Мудрый генерал оказался прав на сто процентов. Терешкова полностью реализовала себя в общественно-политической деятельности, а вот их брак с Николаевым проверку временем не прошел.

Интересные факты

Девушки, вместе с которыми проходила отбор Терешкова, были уверены, что рано или поздно побывают в космосе. Такую информацию им озвучивал Сергей Королев, на самом же деле этого не произошло. Изначально на орбиту должны были отправиться две девушки, но на разных кораблях. В 1963 году планы изменились, за несколько дней перед стартом Терешковой в космос отправился на борту «Восток-5» Валерий Быковский. Внеземное его пребывание продлилось целых 5 суток. Этот одиночный полет стал рекордом, который удерживается и в настоящее время.

Кинохроника, которую продемонстрировали всему миру и советскому обществу, была постановочной. Кадры переснимались через несколько дней после приземления Валентины Владимировны. В первые часы после схождения с борта она пребывала в тяжелом состоянии, потребовалась даже госпитализация.

Выбор космонавта

При выборе первой женщины-космонавта у Терешковой было преимущество перед своими конкурентками, которые не уступали ей в оценках подготовки и в крепком здоровье. Так как отец Валентины погиб на финской войне, а мать, как и дочь, всю жизнь поработала на тяжелом производстве, Николай Каманин, занимавшийся отбором космонавтов, решил, что именно такая биография первой женщины-космонавта понравится простому человеку и будет восприниматься как история успеха обычной женщины, вышедшей из народа. Также Терешкова, в отличие от других претенденток, умела вести себя на публике — ей с легкостью давались выступления и разговоры с журналистами, одним своим видом она располагала к себе людей. Потому она была идеальным выбором на роль космонавта, способным не только покорить космические просторы, но и завоевать любовь людей на Земле. Валентина Терешкова стал пилотом «Востока-6», ее дублершей назначили Ирину Соловьеву. Так в каком году совершила полет Валентина Терешкова?

Юрий Гагарин

Юрий Гагарин знаком каждому из нас еще со школьной скамьи – 12 апреля 1961 года он совершил первый полет в космос, стал символом советской авиации и открыл новую главу в исследовании космоса. За четыре года до полета Гагарин женился на Валентине Горячевой, ставшей его единственной супругой.

Валентина росла в семье шеф-повара и домохозяйки, которые обучили ее готовить, шить и вязать. Завершив обучение в средней школе, девушка устроилась работать на телеграф. Одновременно с этим она училась в Оренбургском медицинском училище, а в свободное время ходила на танцы. Там Валентина и познакомилась со своим будущим мужем. На момент их встречи Гагарин был всего лишь курсантом авиационного училища. Юрий долго ухаживал за девушкой, пока его не решили перевести на службу в Мурманскую область. Тогда пара решила пожениться, а через два года у них родилась первая дочь – Елена.

Став женой космонавта, Валентина Гагарина погрузилась в работу Медицинского управления при Центре управления полетами, она повсюду сопровождала мужа. За месяц до знаменитого полета у них родилась вторая дочь – Галина. Семья Гагариных обожала животных, поэтому в доме у них жили утки, цыплята, белки и лань.

После гибели космонавта Валентина решила посвятить себя воспитанию дочерей. Замуж она больше не вышла и старалась избегать расспросов о гибели мужа. Валентина Гагарина скончалась 17 марта 2020 года от инсульта в возрасте 84 лет.

«Из командировок Юра писал не реже чем раз в неделю. Я нет-нет и перечитываю его давние письма, в которых что ни строка, то свидетельство о Юриной заботливости. «Если тебе нравится платье, купи его. Вернусь домой – рассчитаемся с долгом…». «Больше учи Лену быть самостоятельной». «К одному из наших товарищей приехала жена. Я с Лешей Леоновым ездил на их встречу. А вообще-то лучше бы не ездил. Только расстроился, завидуя. Ну ничего, наша встреча будет лучшей, правда?». И под каждым письмом неизменное: «Ваш папа и Юра», – вспоминала в своей книге «108 минут и вся жизнь» Валентина Гагарина.

25 Апреля 2021
Всероссийский урок генетики

23 апреля 2021 г. в МБОУ «СШ № 1» для обучающихся 9 — 11 классов прошёл всероссийский урок генетики, который провела учитель биологии Юсова Елена Владимировна. Цель урока — создание условий для познавательного интереса к изучению генетики и осознанного выбора будущей профессии, связанной с генетическими технологиями.

lNnHPoB_T4M.jpg BbW3C7M2-O4.jpg WirXktm-IPs (1).jpg

24 Апреля 2021
Местное самоуправление

21 — 23 апреля 2021 г. в 9 – 11 классах МБОУ «СШ № 1» в рамках Дня местного самоуправления прошли тематические уроки «Местное самоуправление – стержень государства», «Местное самоуправление, что это?» и др. На информационно – познавательном часе «Местное самоуправление» в 9 Б классе (учитель Кирьянова И.С.) присутствовала заместитель главы муниципального образования городской округ город Касимов, председателя Касимовской городской Думы – Елена Викторовна Федюнина. Она рассказала ребятам о  модели местного самоуправления, ознакомила вкратце с локальными актами, положениями.

WhatsApp Image 2021-04-23 at 12.08.37.jpeg Na30CmLSv6U.jpg dmDU_z5o2jM.jpg NmBcmQmuGOg.jpg

14 Апреля 2021
Чернобыль. Это не должно повториться!

26 апреля 2021 года человечество отмечает 35 — летний юбилей со дня трагедии в Чернобыле. Чернобыльская катастрофа стала крупнейшей как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших людей, так и по нанесенному экономическому ущербу. Во время аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, был разрушен четвёртый энергоблок Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время — Украинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Этой памятной дате были посвящены мероприятия, прошедшие в МБОУ «СШ № 1».
В 8 – 9 классах прошли классные часы «Чернобыль. Это не должно повториться!», «Чернобыльская трагедия», «Чернобыль — за секунду до катастрофы» и др. с участием заместителя председателя Касимовского районного отделения Рязанской организации Общероссийской организации Союз «Чернобыль России» Е.В.Миронова, ликвидаторов аварии на ЧАЭС Н.В.Шаронова, В.С.Езенкова. Гости рассказали ребятам об истории создания станции, причинах возникновения аварии, о масштабах трагедии, различных заболеваниях, вызванных радиацией, последствиях экологической катастрофы, мерах по борьбе с радиационным заражением. Просмотр фильма позволил наглядно продемонстрировать масштабы экологической катастрофы 1986 года, глубоко и ярко осветить экологические проблемы после аварии на ЧАЭС.

D0HXKxc7I8k (1).jpg 9jJMDXJSNMQ.jpg yZGYNYvL2NA.jpg

14 Апреля 2021
«Безопасность — прежде всего!»

13 апреля 2021 года в «НШ-ДС» СП МБОУ «СШ № 1» в старших группах № 1 и 2 прошло занятие по безопасности «Безопасная дорога». На мероприятие была приглашена Скворцова Е.А. – инспектор ГИБДД. Она рассказала дошкольникам о правилах поведения на дорогах, поиграла с дошколятами в игры по безопасности, показала презентацию «Безопасность ребенка на дороге». Ребята с интересом слушали рассказ о том, как надо вести себя на дороге, делились своим опытом поведения в той или иной ситуации. Своими впечатлениями и полученными знаниями ребята поделятся уже дома в семье.

IMG-20210413-WA0009.jpg IMG-20210413-WA0013.jpg

14 Апреля 2021
Встреча обучающихся с настоятелем Телебукинского храма

13 апреля 2021 г. в школьном музее им.И.И.Жукова состоялась встреча обучающихся 10 класса с иереем о.Илиёй, настоятелем Телебукинского храма, председателем миссионерского отдела Касимовской епархии. В ходе встречи о.Илия рассмотрел тему покаяния и раскаяния человека, поиска смысла жизни на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Ребята приняли участие в интересной и живой беседе, задавали различные вопросы и получали исчерпывающие и глубокие ответы.

D6kVsYBgoYM.jpg iidhFRY4N9c.jpg

14 Апреля 2021
Встреча обучающихся с настоятелем Архангельского храма.

12 апреля 2021 г. в школьном музее им. И.И.Жукова прошла встреча обучающихся 8 класса с о.Дмитрием, настоятелем Архангельского храма. Для беседы была выбрана тема: «Взаимоотношения в семье и обществе». Беседа настоятеля храма отца Дмитрия была направлена на то, чтобы обратить внимание подростков на значение культуры поведения и осознание каждым нравственной основы своих поступков, которыми и определяется истинная ценность человека. Разговор оказался интересным, содержательным и полезным.

LTe4lWSCH0c.jpg

12 Апреля 2021
60 лет первому полету в космос

12 апреля 2021 года в «НШ-ДС» СП МБОУ «СШ №1» во всех группах старшего дошкольного возраста прошли мероприятия, посвященные дате «60 лет Первому полету в космос». Дети рисовали, лепили, читали стихотворения, беседовали о космосе. В ОУ была организована выставка по данной тематике. В ней приняли участие педагоги, воспитанники и родители. А в конце дня ребятам был предложен просмотр мультипликационного фильма «Первый космонавт». Всем было интересно узнать о жизни Ю.А.Гагарина. Многие мальчишки и девчонки загорелись желанием стать космонавтами.

IMG-20210412-WA0007.jpg IMG-20210412-WA0026.jpg IMG-20210412-WA0011.jpg

12 Апреля 2021
12 апреля — День космонавтики

12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты — Юрий Алексеевич Гагарин. 60 лет назад началась новая эра – эра освоения космоса.
С целью привлечения внимания молодежи к актуальным вопросам Российской науки, в год 60-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина в МБОУ «СШ № 1» проводятся мероприятия, посвященные Дню российской космонавтики.
12 апреля 2021 г. в фойе школы для обучающихся начальных классов прошла торжественная линейка «Человек. Земля. Космос». Ребята узнали о человеке, покорившем космическое пространство — Юрии Гагарине, первой женщине-космонавте Валентине Терешковой, о том как четвероногие друзья человека проложили путь к звездам, о планетах больших и маленьких, их свойствах. В 1- 11 классах проходят классные часы «Космос далекий и близкий», «Космические первопроходцы», «По просторам Вселенной», «Из истории космонавтики», «Женщины – космонавты».

ya2NKtuJ2_s.jpg lziInkwqJlk.jpg 5YD5HR81uWs.jpg 1O5QBky6wPQ.jpg

8 Апреля 2021
Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

     Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Это одна из  дат, благодаря которым память об этих ужасных страницах истории человечества жива. Такое забывать нельзя, как нельзя допустить и повторения нацистского кошмара. Это День скорби по тем 12 миллионам человек, которые погибли в фашистских застенках. В преддверии Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей в МБОУ «СШ № 1» прошли мероприятия, посвящённые этой памятной дате.

    10 апреля в актовом зале МБОУ «СШ № 1» прошла торжественная линейка «Нужно помнить…». Ведущие рассказали ребятам о лагерях смерти, их узниках, привели ужасающие цифры.  В конце мероприятия, обучающиеся почтили память жертв фашистских концентрационных лагерей минутой молчания.

     В 8 – 11 классах прошли тематические классные часы «Памяти узников концлагерей посвящается», «Это нельзя забывать!», «Об этом забывать нельзя» и др. На классном часе в 10 а классе присутствовала главный специалист управления образования и молодёжной политики администрации муниципального образования – городской округ город Ксимов И.А.Журавлёва. Пронзительные слова ведущих, отрывки из художественного фильма и трогательные поэтические строки не оставили равнодушными как ребят, так и гостей мероприятия.

cBLjkTmdKNg.jpg NYZHmkyEt5U.jpg 2QHqa_xsKc8.jpg

8 Апреля 2021
Открытый Всероссийский урок «Он сказал: «Поехали!».

8 апреля 2021 г. обучающиеся МБОУ «СШ № 1» приняли участие в открытом Всероссийском уроке «Он сказал: «Поехали!». Ребята познакомились с историей освоения космического пространства в советские времена, о том, как развивалась отечественная космонавтика на протяжении последних 60 лет.

JJo5LiPLdxM.jpg

  • Рассказ о титанике детям
  • Рассказ о тете на английском языке 4 класс с переводом
  • Рассказ о территории россии 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о термометре для детей
  • Рассказ о техникуме на английском языке с переводом