Рассказ о телах и веществах 2 класс

Цели урока: дать учащимся представление о телах и веществах; определить основное свойство веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состояниях при

Цели урока:

Дать учащимся представление о телах и веществах;

Определить основное свойство веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состояниях (при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются);

Развивать наблюдательность, внимание, умение делать выводы, обобщения;

Оборудование: картон, пластилин, различные тела из различных веществ (резиновый мяч, деревянная ложка, стальная ложка, пластмассовый стакан, стеклянная и пластмассовая воронки), колбы с водой, карточки со словами: молоко, пар, камень, стекло вода дым, слайды, экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей.

II. Изучение нового материала.

а) Вступительная беседа:

— При помощи чего мы изучаем окружающий мир? (книги, радио, телевидение, газеты, органы чувств)

— Когда изучаем окружающий мир, изучаем много объектов и предметов.

Все они разные. А что значит разные? (по форме, по цвету, где находятся, из чего сделаны)

б) Игра:

— Я называю слово, а вы говорите, что себе представили: вода. (ручей, море, дождь, река, вода из крана)

— Капля воды (маленькая, круглая)

Слад №1 Рисунок капли воды.

— Глина. (кирпич, кувшин, игрушка)

— Глиняный кувшин. (описывают предмет) Слайд №2 Рисунок кувшина.

— Стекло. (окно, дверь со стекло)

— Стеклянный стакан. (описывают предмет) Слайд №3 Рисунок стакана.

— Когда вы точно представляли предмет и его очертания, когда я говорила стекло, глина, вода или стакан, кувшин, капля воды? (о капле, кувшине, стакане).

Слайд №4 Три предмета вместе.

— Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания.

Слайд №5 Три предмета вместе.

Слайд №6 Тема урока.

— Называйте тела, которые вас окружают.

III. Гимнастика для глаз. (посмотреть вниз, влево, вправо, вверх; вытянуть руки посмотреть на нос, потом на кончики пальцев)

IV. Работа в группах.

— Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются?

1 группа (На столе две воронки – стеклянная и пластмассовая)

— Отличаются цветом, одна сделана из стекла другая из пластмасса.

Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ.

2 группа (На столе стеклянная воронка — и стакан)

Вывод: тела разные, изготовлены из одного и того же вещества.

3 группа: — Задание дано на карточке: найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества.

(Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева.)

Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества.

4 группа (На столе ложка железная и деревянная, мяч резиновый)

— Из каких веществ они изготовлены?

Вывод: Тела могут состоять из разных веществ.

V. Физкультминутка.

Упражнения под музыку.

VI. Чтение текста с экрана.

Индивидуальный опрос. Слайд №7 Тела и вещества.Слайд №8 Работа с иллюстрациями.

VII. Задание для всех групп: Слайд №9 Задание для групп

(Карточки со словами у каждой группы) Слайд №10 Ответ на задание.

— По какому признаку вы так распределили? (жидкие, твердые, газообразные)

Вывод: Вещества могут быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном. Слайд №11 Схема трёх состояний веществ

VIII. Молекулы. Атомы.

— Вы теперь знаете, что тела состоят из веществ.

— А из чего состоят вещества?

— Вещества состоят из крошечных частиц – атомов.

Слайд №12 Слово – атом.

— Это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.

— И образуется – что? Молекула. Слайд №13 Слово – молекула.

— Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.

В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.

IX. Физкультминутка под музыку.

X.Опыты.

1. Возьмем карандаш, попробуем его сломать. Твердое тело сохраняет свою форму.

Вывод: В твердом веществе молекулы знают своё место и очень плотно присоединены друг к другу. Слайд №14 Изображение молекул твердых веществ.

2. Перельем воду из колбы в стакан, возьмем воду рукой. Молекулы воды разъединились.

Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и не подчиняются строгой дисциплине. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто течет. Слайд №15 Изображение молекул жидких веществ.

3. — А где же у нас газообразное вещество? (Вокруг нас – воздух , состоящий из нескольких веществ)

— А как же располагаются молекулы в газообразных веществах? (Молекулы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления.)

Слайд №16 Изображений молекул газообразных веществ.

— Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда.

Физкультминутка:

— Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте, погоняем молекулы воздуха рукой. (дети встают и машут руками)

XI. Практическая работа.

— Вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах. Сейчас вы выполните такое задание: при помощи пластилина изобразите молекулы разных веществ.

1 группа: изобразить молекулы тела – камня.

2 группа: молекулы тела – молоко.

3 группа: молекулы тела – дым.

4 группа: по выбору.

Делаем выводы.Сравниваем молекулы разных веществ. Слайд№17 Сравнение молекул веществ.

Гимнастика для глаз. Вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.

XII. Свойства жидких, твердых, газообразных веществ.

Физкультминутка.

— Как вы себя ведете, когда холодно? (съёживаются)

— А когда жарко? (потягиваются)

Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно – они сжимаются, а когда жарко – расширяются.

Презентация свойств веществ.

Выводы: В твердых веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается.

Слайд №18 Свойство твёрдых веществ. Слайд №19 Вывод о свойстве веществ.

В жидких веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается, так же и у газообразных.

Слайд №20 Свойство жидких веществ. Слайд №21 Свойство газообразных веществ.

— А что происходит с веществами при охлаждении?

— Читаем вывод. Слайд №22 Вывод о свойстве веществ.

XIII. Итог урока.

— Интересно было на уроке? С какими свойствами веществ познакомились? Кто может назвать тему нашего урока?

— Тела и вещества.

— Какие новые слова узнала?

— Тела, вещества, газообразные вещества, атомы, молекулы.

План урока:

Что представляет собой естественное тело

Как выглядит искусственное тело

Живые и неживые тела природы

Что такое вещество

Агрегатные состояния вещества

Что такое частицы

Человека окружает множество предметов — автомобили, здания, кустарники, деревья,шкафы, окна. Их настолько много, что всего не перечесть. Наука гласит, что абсолютно любой предмет и живое существо — это тело. Рассмотрим, какие бывают тела.

1 tela veshchestva chasticy

Человек, животные, растения, мебель, посуда, одежда, обувь, школьные принадлежности, машины, различная техника подходят под данное определение. Охарактеризовать все это можно по массе тела, размеру, форме, цвету, температуре. Тела делятся на две группы – естественные и искусственные. Первые разделяются еще на два вида — живые и неживые.

Одним из самых интересных объектов для изучения наукой по-прежнему остается тело человека. У него уникальное строение с множеством взаимосвязанных систем, обширные функциональные возможности, неповторимые интеллектуальные способности.

Что представляет собой естественное тело

Создает естественные тела матушка-природа. Увидеть их мы можем, оглядевшись вокруг. В этом многогранном мире существуют горы, леса с множеством разнообразных деревьев, кустарников, грибов. На морях встречаются ракушки, кораллы, камни, водоросли. В полях растут зерновые культуры, на лугах — цветы и травы. Все эти тела созданы естественным путем.

2 tela veshchestva chasticy
 

Встречаются удивительные природные (естественные) тела. Взять, к примеру, айсберг или скалу. Эти огромные ледяные и каменные глыбы тоже являются телами. Или цветы. Их утонченность и изящество захватывает дух. Каждый цветок имеет уникальную форму, расцветку, запах. Такого человек не смог бы создать самостоятельно.

3 tela veshchestva chasticy
 

К данной категории можно отнести все небесные тела: планеты, звезды, спутники, астероиды. Эти тела формируются естественным образом в космическом пространстве. Они встречаются разных размеров — от крошечного до огромного. Самые маленькими естественными небесными телами являются метеориты, а самыми большими — звезды.

Природа создала человека. Он обладает множеством качеств, параметров и свойств. У людей различная конституция организма: вес, рост, обхват бедер, груди и прочее. В отличие от многих других тел, человек умеет двигаться и мыслить.

Как выглядит искусственное тело

Предметы, созданные человеком из различных материалов, называются искусственными телами. Они адаптированы под различные потребности человека.

  • Для обучения в школе используются карандаши, книги, ручки, линейки, ножницы, тетради, учебники, портфели.
  • Оборудование и машины упрощают работу на производстве: станки, конвейеры, погрузчики.
  • Для уюта в доме изготавливается мебель: диван, кровать, кресло, стол, стул, шкаф.
  • Комфорт в доме обеспечивается благодаря бытовой технике: холодильник, микроволновая печь, стиральная машина, пылесос.
  • Для развития информационных технологий производятся компьютеры, телефоны и прочее.
  • Поддерживать стиль и моду помогает одежда, обувь, аксессуары.
  • Транспорт компенсирует необходимость быстро добираться до назначенного места.
  • Для сохранности и поддержания здоровья придуманы медицинские лекарства и принадлежности: бинт, пластырь, таблетки.

Человек создал искусственные космические тела. К ним относятся:искусственные спутники Земли, космические корабли, автоматические межпланетные станции.

Искусственный человек

Медицина и наука сделали хороший прорыв, создав необходимые условия для людей с ограниченными возможностями. Инновационные технологии позволяют восстанавливать слух. Осуществляются пересадки внутренних органов. Выращивается биологическая ткань. Тем, кто потерял руку или ногу, подбирают протезы.

Но совсем недавно был анонсирован международный проект по созданию искусственного человека. Ученые утверждают, что тело искусственного человека будет не хуже оригинала. И в будущем появится возможность сделать неограниченную продолжительность жизни. Искусственный человек сможет переносить экстремальные погодные условия, радиацию и отсутствие кислорода.

4 tela veshchestva chasticy

Живые и неживые тела природы

Все тела в природе делятся на живые и неживые. У них есть отличительные признаки. К живым телам относятся человек, животные, растения. Такие предметы, как карандаш, пенал, тетрадь, снеговик, лампа, очки, диван являются неживыми телами.

Живые тела называют организмами. У них есть признаки.

  • Рост, развитие и старение. Животные и человек вырастают до определенного размера. Рост растений считается неограниченным. Развитие этих существ называется «онтогенез». Это изменения и преобразования организма в течение жизни — от рождения до смерти.
  • Размножение. Все живое воспроизводит себе подобных. Это обеспечивает непрерывность и преемственность жизни.
  • Питание. Все тела живых организмов нуждаются в восполнении энергии и получении различных веществ извне. Это необходимо для построения тела, его развития и осуществления процессов жизнедеятельности.
  • Дыхание. Это газообмен организма с окружающей средой. У человека и животных при вдохе поглощается кислород, а при выдохе выделяется углекислый газ. Растения дышат иначе. Днем они вырабатывают кислород, а углекислый газ поглощают. Ночью происходит обратный процесс. При этом выделение углекислого газа ничтожно и не наносит ущерба окружающей среде.
  • Смерть подразумевает собой прекращение жизнедеятельности организма, остановку всех биологических и физиологических процессов в теле живых существ.
  • Клеточное строение. Минимальная структура всего живого — клетка. Она обладает способностью к самообновлению, обмену веществ, саморегуляции, передаче генетической информации, развитию, росту. Клетки бывают разных размеров и формы, отличаются функциональностью.
  • Раздражимость позволяет воспринимать и реагировать на различные воздействия. Благодаря этой функции организм быстро адаптируется к изменениям.
  • Обмен веществами между организмом и окружающей средой являются еще одним признаком живого тела. Живые организмы выделяют воду, углекислый газ, тепло и прочее. Потеря веществ восполняется из окружающей среды в виде кислорода, воды или пищи. Этот процесс называется метаболизмом или обменом веществ и энергии.

Особенности неживых тел

Представители неживых тел природы не способны дышать, меняться, размножаться и мыслить. Они не могут самостоятельно передвигаться, родиться или умереть. Для их существования не нужно питание. Еще одно отличие живых тел от неживых — отсутствие клеточного строения.

Изменение их форм или положения может произойти только под воздействием внешних факторов. Днем под воздействием солнца тела нагреваются, ночью охлаждаются. Если разломить камень механически, получится несколько неживых тел.

Что такое вещество

Все тела состоят из веществ.  Стекло, сахар, вода, железо, углекислый газ, пластмасса — это вещества. Множество тел могут состоять из одного и того же компонента. Приведем примеры.

Ваза, стакан, графин, салатник, соусник, бокал могут быть сделаны из стекла.

5 tela veshchestva chasticy
 

Из дерева можно соорудить игрушки, кухонные доски, посуду, перечницу, хлебницу.

6 tela veshchestva chasticy
 

Из железа изготавливают медицинские и инструменты, оградки и ворота, ключи, дверные руки, замки.

7 tela veshchestva chasticy
 

Из нескольких газообразных веществ состоит воздух.

8 tela veshchestva chasticy
 

Из пластмассы делают игрушки, ведра, дачные стулья, тазы, контейнеры для хранения.

9 tela veshchestva chasticy
 

Многие тела могут состоять из целого набора веществ: машина, молоток, межкомнатные двери, телевизор, компьютер и прочее.

Вещества отличаются друг от друга различными свойствами:

  • запахом;
  • плотностью;
  • твердостью;
  • цветом;
  • теплопроводностью;
  • растворимостью;
  • агрегатным состоянием;
  • хрупкостью;
  • температурой плавления или кипения.

Различные компоненты могут взаимодействовать друг с другом и тем самым создавать новые вещества. Этот процесс между веществами называется химической реакцией. Химия — это наука, изучающая поведение веществ.

Агрегатные состояния вещества

Агрегатным состоянием вещества называется состояние одного и того же вещества в газообразном, жидком и твердом виде. При изменении состояния происходит изменение плотности, энергии.

Твердые тела отличаются постоянством объема и формы. Они непроницаемые, их можно потрогать, подержать в руках, увидеть. В жидком состоянии вещества не имеют упругой формы, но имеют объем. Его можно регулировать размером сосуда, в котором находится жидкость. Газообразное состояние представляет летучее вещество, состоящее из крохотных частиц. Они незаметно распространяются в окружающей среде, могут принимать форму сосуда.

Эти свойства могут изменяться под воздействием внешних условий. Яркий пример тому вода. В обычном состоянии она жидкая.

10 tela veshchestva chasticy
 

При низкой температуре она превращается в твердое вещество — лед.

11 tela veshchestva chasticy
 

При температуре свыше 100 градусов вода превращается в пар.

12 tela veshchestva chasticy
 

Под влиянием различных температур агрегатное состояние и плотность воды изменяется.

С многими веществами можно познакомиться дома на кухне. В каждом доме имеется соль. Это минерал, который добывают бассейновым способом или из-под земли в шахтах. Соль находится в морях, озерах, почвах. Человек использует небольшие количества вещества для придания пище соленого вкуса.

Подсластить пищу помогает сахар. Он похож на соль внешне, но совершенно противоположен по вкусу. Это вещество добывают из растений: сахарного тростника и свеклы.

Крахмал — органическое вещество, способное сделать жидкость густой и вязкой. Этот белый порошок необходим для кулинарии. Он содержится в картофеле, кукурузе, пшенице, рисе.

В фруктах содержатся различные кислоты. На кухне используют яблочную, лимонную, уксусную кислоту. Это вещество незаменимо для создания некоторых блюд. Но очень опасно для здоровья человека в чистом виде. Кислоты разъедают кожу.

Что такое частицы

Вещества и тела состоят из маленьких частиц. Их можно увидеть под микроскопом. Называются эти виды частиц молекулами и атомами. Молекулы считаются сложными частицами. Они способны существовать самостоятельно.Молекулы состоят из атомов. Такие вещества, как азот, водород, бром, кислород, хлор состоят из двух атомов. Гелий, ксенон, аргон, неон — одноатомные газы. В молекулах фосфора содержится 4 атома.

13 tela veshchestva chasticy
 

Атомы представляют собой простые мельчайшие частицы. Они могут смыкаться с атомами одного и того же или другого вещества для образования сложных частиц. Между этими частицами есть пространство. В твердых телах оно небольшое. В жидких расстояние между элементами немного больше. А в газообразных веществах частицы движутся свободно, потому что расстояние между ними большое.

Опыт с сахаром

Если опустить кубик сахара в чай, то он быстро исчезнет. Но останется приятный вкус. Этот опыт доказывает, что вещество разделилось на множество невидимых частиц. Исчез первоначальный вид, но остались свойства вещества.

14 tela veshchestva chasticy

Из чего состоит тело человека

С давних времен ученые изучали, из чего состоит человек. Выяснилось, что в нашем организме находятся практически все известные химические элементы. Малейшие изменения химического состава приводят к заболеваниям и патологиям. У человека могут перестать расти зубы, волосы станут хрупкими и безжизненными, нарушится обмен веществ и возникнут различные болезни.

Составные частицы человеческого тела разделяют на две группы: микроэлементы и макроэлементы. Их баланс в организме очень важен.

Химический состав человеческого тела

15 tela veshchestva chasticy 
 

Невозможно существование жизни без кислорода. Его организм содержит в большом количестве. Постепенно в течение жизни появляются остальные элементы. Некоторые из них считаются вредными и токсичными. Как они возникают, и какое влияние создают на организм ученые до конца еще не выяснили.

На чтение 4 мин. Опубликовано

Человек живет в мире вещей и живых существ. В быту он пользуется мебелью и посудой. Рядом с ним обитают дикие и домашние животные. Разнообразие предметов и форм можно разделить на три группы: тела, вещества и частицы. На Окружающем мире в 3 классе дети изучают их характеристику. Существуют признаки, по которым можно отличать эти понятия.

Подразделение предметов на группы

Вокруг людей находятся вещи, они их видят и могут потрогать. Дверь, стол, тарелка — это тела. Животные и человек — живые организмы, которые также имеют тело. Луна, Солнце, звезды, кометы — это тоже тела. Они обладают гигантским размером и находятся на значительном удалении от нас. Прикоснуться к ним нельзя.

Любое тело имеет какую-либо форму и ограниченный объем. Его можно отличить по внешнему облику. Капля является телом, а вода — вещество, из которого она состоит. Сковорода — это тело, оно состоит из чугуна.

Тела и вещества частицы (окружающий мир 3 класс)

Отличительные свойства

Предметы имеют размер, вес и плотность. Снежинка, песчинка, капля воды — это тела, только небольшого размера, состоящие из веществ. Они тоже имеют определенные свойства, но не всегда их можно потрогать и даже увидеть. Вода — жидкое вещество, состоящее из невидимых элементов, к которым относятся водород и кислород.

Предметы могут быть естественного происхождения и искусственного. Дерево, цветок, камень — естественные создания, имеющие особую форму и размер. Они появились в природных условиях.

Возникновение искусственных тел

Керамическая посуда

Дом, карандаш, кровать — вещи, изготовленные человеком. Используя специальные инструменты и технологии, можно создавать разнообразные формы. На мебельных фабриках изготавливают предметы обихода для квартир: прихожие, спальни, гостиные гарнитуры.

Керамические заводы делают посуду и изделия для комфорта: вазы, статуэтки, кашпо. На предприятиях железобетонных изделий выпускают конструкции для строительства жилых домов. Все вещи, изготовленные человеком, являются искусственно созданными телами.

Итак, телом называют предмет, созданный природой или сделанный человеком. Примеры твердых тел: стол, дерево, камень, стакан.

Предметы окружающей среды — моря, камни, леса — созданы естественным путем. Природные можно разделить на живые (рыбы, насекомые, растения) и неживые (горы, солнце, земля).

Газообразные, твердые и жидкие вещества

Тела состоят из веществ, которые бывают газообразными, твердыми и жидкими (кислород, углерод, натрий). Вещества не имеют ограниченного объема, но обладают характерной массой и структурой. В качестве примеров можно назвать:

  • медь;
  • золото;
  • йод.

Что называют телом

Тело состоит из одного или нескольких элементов, а те, в свою очередь, содержат более мелкие частицы.

Обычная поваренная соль, которую добавляют в пищу, представляет собой бесцветные кристаллы. Они имеют форму и массу, но у них нет ограниченного объема. Значит, соль — это вещество. Она состоит из двух элементов или частиц: натрия и хлора. По происхождению может быть естественной и искусственной.

Воздух содержит газообразные вещества. Они имеют рассеянную структуру. Главные компоненты — кислород и углекислый газ. К примесям относятся водород и азот, состоящие из молекул и атомов.

В химических условиях под давлением газообразные элементы можно сжижать. Так получаются жидкие азот и хлор. В жидком виде находится вода. Пузырек воздуха в стакане с водой показывает газообразное состояние.

Главное вещество, без которого бы не было жизни на Земле, изучают в 3 классе на предмете Окружающий мир. Речь идет о кислороде. Примерами твердых веществ являются сахар, сода и мука.

Твердые вещества примеры

Соль, сода и сахар

Натуральная морская соль имеет другие примеси, которые придают оттенки ее цвету. Она выглядит серой или бурой. Добыча природной соли отличается в зависимости от технологий и совершается несколькими путями:

Что называют телом

  1. Производится добыча соли из шахт в горах. Она называется «каменной». Водной и тепловой обработке не подвергается.
  2. Путем природного испарения морской воды из каверн. Самосадочная соль получается из соляных водопадов.
  3. Выпаривается из растворов между буровыми скважинами выварочная соль.
  4. Добывается из глубин соляных озер или пещер садочная соль. В регионах с холодным климатом вымораживается.

Пищевая соль может также добываться с помощью химии, то есть быть изготовленной человеком в лабораторных условиях. Кристаллы без примесей, мелкоизмельченные физически имеют вид порошка белого цвета. Столовая соль необходима для организма человека, в нее добавляют полезные для здоровья элементы, например, йод.

Пищевая сода, которую используют как разрыхлитель теста, тоже является примером вещества и состоит из химических элементов или частиц (натрия, водорода, углекислого газа и кислорода).

Кусок сахара растворяется в воде и становится невидимым. Из твердого состояния он превращается в жидкое за незначительный промежуток времени (несколько минут).

  • Рассказ о творчестве брюсова
  • Рассказ о театре для детей дошкольного возраста
  • Рассказ о творчестве булата окуджавы
  • Рассказ о тарасе бульбе по 1 главе
  • Рассказ о твоей жизни за неделю окружающий мир 2 класс примеры