Рассказ о танце камаринская

Урок музыки2 класстанцы, танцы, танцы.урок танцы, танцы, танцы 2 класс6 урок, 1 четвертьумк: е.д.критская, г.п.сергеева, т.с.шмагинацель урока: познакомить учащихся с

Урок музыки

2 класс

«Танцы, танцы, танцы….»

Урок «Танцы, танцы, танцы…» 2 класс

6 урок, 1 четверть

УМК: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Цель урока: познакомить учащихся с жанрами танцевальной музыки и передать эмоциональное содержание музыкальных произведений

Задачи урока:

Образовательная:

— сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке;

— формировать и развивать певческие навыки.

Развивающая:

— развивать ритмический слух, способность вслушиваться в характер музыки, развивать творческое мышление, внимание, память.

Воспитательная:

— воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру;

-воспитывать интерес к музыке русских композиторов.

Тип урока: расширение знаний

Вид урока: урок — путешествие

Планируемые результаты:

Предметные:

— определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца, исполнять песни.

Метапредметные:

— уметь высказывать мнение  о содержании и   характере  музыкальных произведений.

Личностные:

-продемонстрировать эмоционально – образное содержания музыки.

Оборудование: ноутбук, телевизор, наглядный материал (рефлексия)

Музыкальный материал: произведения из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Полька», «Вальс», «Камаринская»

                                                        Ход урока:

Слайд 1

  1. Организационный момент

Приветствие

У: Добрый день!

Д: Добрый день!

У, Д: Говорим мы каждый день.

         Этими словами,

         Здороваемся с вами!

  1. Повторение пройденного материала

-Ребята, напомните мне, пожалуйста, тему нашего прошлого урока? (природа и музыка)

-Ответьте, пожалуйста на вопросы:

-чем рисуют художники? (красками)

-чем рисуют поэты? (словами)

-чем рисуют композиторы? (звуками)

  1. Введение в тему урока

-А сейчас ребята я предлагаю вам разгадать ребус, который вы видите на доске. Вам дается одна минутка.

Разгадывают ребус

-Что же у вас получилось? (танцы)

-Правильно, танцы. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Все, верно. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о танцах. Будем сравнивать их, выделяя сходные и различные черты. Тема нашего урока называется «Танцы, танцы, танцы…» слайд 2

Запишем тему в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

-Как вы думаете, ребята, а почему наша тема звучит не просто танцы, а танцы, танцы, танцы и многоточие?

-Ребята, а любите ли вы танцевать?

-А какие танцы вы уже знаете?

-А любите ли вы путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в страны, которые являются Родиной старинных танцев –  Чехию, Вену и Россию.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие обратите внимание на экран. Слайд 3

Кого вы видите? Кто это? (П.И.Чайковский) слайд 4

-Верно, ребята. Молодцы! На прошлых уроках мы начали с вами знакомство с детским альбомом П.И.Чайковского. Кто помнит кому посвятил этот альбом композитор? (племянникам)

Молодцы!!

-А теперь закроем глазки. Открываем. Слайд 5

И нас радушно встречает  страна Чехия. Как вы видите – это очень красивая страна. И между прочем очень посещаемая туристами. В Чехии есть знаменитый замок Карлштейн ( слайд 6)  – один из символов королевского периода. В Чехии очень любят танцевать танец, который называется полька. Слайд 7

 Наверное, многие из вас думают, что полька  — это польский танец. Но нет, ребята, этот танец появился именно в Чехии. Это чешский танец. Не путайте, пожалуйста.

Полька – парный танец в быстром темпе. Ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу.

-В «Детском альбоме» П.И.Чайковского есть пьеса, которая называется «Полька». Прежде, чем начнем её слушать,  откроем учебники на странице 24-25. Вам дается ритмический рисунок этого танца. Попробуем прохлопать ритм. Внимательно послушайте как это делаю я, а потом повторим вместе.

-Отлично!

-А теперь, перейдем к прослушиванию «Польки» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Слушание «Полька» П.И.Чайковский

-Как прозвучала пьеса? Какая она по характеру?

-А теперь встанем и попробуем сплясать польку.

Физминутка

         -Молодцы! А нам пора продолжить путешествие. Нас ожидают в главном дворце  следующей страны – Вены. Слайд 8

-Как вы думаете с каким танцем будем знакомиться?

-Правильно, вальс.  Слайд 9

На самом деле Родиной вальса считается Германия, но популярным вальс стал именно в Вене.

Вальс считается бальным танцем!

-Посмотрим на ритмический рисунок вальса в учебнике. Прохлопаем!

-Вновь обратимся к «Детскому альбому» Чайковского. Послушаем «Вальс». Ваша задача во время прослушивания произведения изображать движениями рук  — плавные движениями, чувствуя ритм, также можно покачиваться корпусом.

Слушание «Вальс» П.И.Чайковский

-Как прозвучал вальс? Какой он?

-Похож ли вальс на польку? А в чем различие?

-Ну, а теперь, ребята, нам пора возвращаться на Родину. А в какой стране мы живем? Как она называется? Слайд 10

-Молодцы! Познакомимся с вами с русским народным танцем – Камаринская. Слайд 11

В основе этого танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Руки ставятся на пояс, затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.

-Смотрим в учебник. К этому танцу тоже есть ритмический рисунок. Прослушаем, а затем повторим.

-В «Детском альбоме» Чайковского есть и этот танец. «Камаринская». Внимание на экран. Слайд 12

Слушание «Камаринская» П.И.Чайковского.

-Ну и что же вы можете сказать про этот танец? Какой он по характеру? Похож он на польку или вальс?

5. Подведение итогов

-А сейчас поиграем в игру, первая называется «Угадай мелодию», а вторая «Исправь ошибку».   Для этого мы разделимся на команды, на группы!  (делимся на команды)

-Сейчас я выдам вам листочки с заданиями. Вы не будете выполнять задания вместе. Мы сделаем это методом экскаватора. Первый вопрос выполняют те, кто сидит за первой партой, затем отправляет листочек соседу сзади, тот отвечает на второй вопрос и так все 6 человек из команды смогут ответить на вопрос и это будет ваша общая работа . В первом задании вы должны отгадать какая пьеса звучит – полька, камаринская или вальс. Во втором задании следует соединить стрелочкой танец и страну, в которой этот танец появился. Как только последний человек из команды ответит на вопрос, он должен листочек отправить обратно.

 Ну, что, начинаем!   (играем) слайд 13

-А теперь все хором мне ответьте, как зовут композитора, пьесы которого мы сегодня слушали?

-Молодцы!

-Ну, а сейчас, попрошу вас поменяться тетрадкой со своим соседом, и оценить его работу на сегодняшнем уроке. Нарисуйте в его тетради под темой солнышко, если вы считаете, что он работал сегодня много и хорошо, нарисуйте тучку, если он не работал на уроке, а если вы считаете, что он работал, но не достаточно, нарисуйте и солнышко и тучку.

6.Вокально – хоровая работа

-Перейдем к пению. Но, что нам нужно сделать перед тем, как начать петь?

-Правильно, подготовить свой голосовой аппарат.

1. Артикуляция

2. Дыхательная гимнастика

3.Распевка

4.Пение

Слайд 14

7. Рефлексия

-Сейчас по рядам я  буду приглашать вас к доске , чтобы вы прицепили магнитик к той табличке, как вы поработали сегодня на уроке.

Я работал на уроке много и с увлечением;
Мне было интересно, но я был не очень активен;
Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен.

Слайд 15

Музыкальное прощание:

-Прозвенел звонок!

 Закончился урок!

-До свидания!

-До свидания!

-Всем спасибо за урок! Вы все сегодня здорово поработали! Молодцы!

Дом дракона дата выхода сериала 2022 года

Из-за неоднозначного финального сезона «Игра престолов» немного вымылась из поп-культуры, зато до сих пор живо рьяное желание стриминговых платформ создать ей достойную по уровню хайпа замену. HBO все это время не сидели сложа руки и готовили сразу несколько приквелов своего детища.

Например, они сняли пилот сериала «Долгая ночь», но из-за неудовлетворительного качества отменили его; а еще недавно назначили автора сериала «Патриот» Стивена Конрада написать сценарий к другому драме «Сказки о Дунке и Эгге». Впрочем, куда важнее для нас «Дом дракона» — еще один приквел, но уже снятый и готовящийся к выходу: его события развернутся за 200 лет до «Игры престолов» и расскажут о династическом кризисе дома Таргариенов и его последующем крахе.

Дом дракона дата выхода сериала 2022 года

О сериале

Дом Дракона (House of the Dragon) 1 сезон — американский телесериал в стиле фэнтези, созданный по произведениям Джорджа Мартина. Приквел «Игры престолов». События еще одного спин-оффа будут происходить за 300 лет до знаменитой Войны пяти королей, которую показали в «Игре престолов» во втором сезоне. Сюжет сериала рассказывает о становлении династии Таргариенов, из которой происходили Дейенерис и Джон Сноу (как потом выяснилось).

Дом дракона дата выхода сериала 2022 года

Факты о сериале Дом дракона

У сериала есть книжная основа (очень хорошо) — роман Джорджа Мартина «Пламя и кровь». Это рассказ о правлении династии Таргариенов в двух томах (первый том вышел в 2018 году), который был написан от лица одного мейстера, жившего во время правления Эйриса Безумного.

Дом дракона дата выхода сериала 2022 года

Шоураннером выступил Райан Кондал («Рэмпейдж», «Колония»).

Работа над сценарием сериала по вселенной «Игры престолов» уже начата. Из неназванных источников — еще осенью 2018 года. Те же источники на условиях анонимности сообщили — сериал отличается от, собственно, «Игры престолов» и от других спин-оффов. В чем конкретно отличие — не сообщается. Вроде как в неком подходе к съемкам…

Дом дракона дата выхода сериала 2022 года

Джордж Мартин не раз высказывался об этом новом проекте, но всегда очень туманно:

«О чём они? Не могу рассказать. Но, может, кто-то из вас купит себе экземпляр книги «Пламя и кровь» и придумает свои версии».

Книга Мартина «Пламя и кровь» вышла в 2018 году. В ней рассказывается о предыдущих королях Таргариенах, таких как Эйгон Завоеватель, который захватил большую часть Вестероса, и Эйгон III Таргариен по прозвищу «Драконья Погибель» — отец Дейрона Первого и Бейлора Благословенного. Также книга повествует о Танце драконов — борьбе за власть между династией Таргариенов. Именно тогда в последний раз во вселенной Мартина драконы активно участвовали в сражениях.

Кроме этого, сейчас ведется работа еще как минимум над двумя из обещанных пяти сериалов по вселенной «Игры престолов». Один из проектов называется «Долгая ночь» (по другим источникам «Кровавая луна»). Это тоже приквел. Действие там происходит за несколько тысяч лет до событий, показанных в «Игре престолов».

В разговоре с изданием Deadline Кейси Блойс подчеркнул, что выход спин-оффа ожидается в 2022 году.

Кастинг сериала Дом Дракона

Дом дракона дата выхода сериала 2022 года

В 2020 году появилась информация о начавшемся кастинге в сериал.

Первым делом HBO провел кастинг актрис на роли Алисенты Хайтауэр — амбициозной второй жены Визериса I, матери троих наследников и мачехи Рейниры, и Рейниры Таргариен — дочери короля Визериса и самопровозглашенной королевы Вестероса. Entertainment Weekly сообщил, что в «Доме Дракона 1 сезон» могут появиться ведущие персонажи из произведений Мартина — король Визерис I и сводный брат Рейниры Эйгон II Таргариен. По информации источника, война Таргариенов будет показана в сериале.

Главная роль досталась актеру Пэдди Консидайну, звезде сериала «Чужак». Он сыграет Визериса Таргариена, внука короля Джейхейриса Таргариена, также известного как Миротворец или Старый Король. Согласно мифологии, Визерис был последним наездником великого дракона Балериона. Его дети Рейнира Таргариен и Эйгон Таргариен и развязали знаменитую гражданскую войну, вошедшую в историю под названием Танец драконов.

Позже к актёрскому составу сериала Дом Дракона 1 сезон присоединились:

Мэтт Смит («Доктор Кто», «Корона») — принц Деймон Таргариен,

Эмма Д’Арси («Искатели правды», «Страсть к приключениям») — принцесса Рейнира Таргариен,

Оливия Кук («Первому игроку приготовиться», «Мотель Бейтса») — Алисента Хайтауэр,

Рис Иванс («Новый Человек-паук») — десница короля Отто Хайтауэра, считающий, что наибольшую угрозу для королевства представляет Деймон Таргариен,

Стив Туссен («Принц Персии: Пески времени») — лорд Корлис Веларион, самый знаменитый морской авантюрист в истории Вестероса,

Ева Бест («Судьба: Сага о Винкс») — принцесса Рейнис Веларион, наездница дракона и супруга Корлиса Велариона,

Соноя Мидзуно («Из машины») — Мисария, танцовщица и любовница принца Деймона Таргариена.

Съемки сериала Дом Дракона 1 сезон

Дом дракона дата выхода сериала 2022 года

Создатели «Дома Дракона» осенью 2020 года решили сменить локации съемок. Вместо Северной Ирландии команда отправится в Англию, в окрестности Лондона.

В феврале 2021 года было объявлено, что телеканал HBO приступил к съемкам сериала «Дом дракона 1 сезон» о доме Таргариенов в апреле 2021. Об этом заявил ведущий контент-менеджер HBO Max и HBO Кейси Блойс. Блойс уточнил, что также отправится на съемочную площадку, но только если успеет вакцинироваться.

Музыка и саундтрек «Дом Дракона»

Отличия Дома Дракона от Игры престолов

Дом дракона дата выхода сериала 2022 года

Шоураннер сериала Дом Дракона Мигель Сапочник:

«Я думаю, мы очень уважительно отнеслись к оригинальному шоу. Оно не было сломано, поэтому мы не пытаемся изобретать велосипед. У „Дома дракона“ свой тон, который будет развиваться и проявляться по ходу шоу. Но в первую очередь очень важно отдать дань уважения оригинальному сериалу, который был довольно революционным. Плечи этого шоу — наша опора, и мы здесь только из-за него. Поэтому самое важное для нас — это как можно больше уважать оригинал и стараться дополнять его, а не изобретать что-то заново. Тем не менее, мы не можем сказать: „Ну, когда мы делали ‚Престолы‘, мы делали это таким образом…“. Если вы начинаете каждое предложение с этого, вы проиграли. Это что-то другое, и должно быть чем-то другим. Это другая команда, другие люди, другой тон. Надеюсь, это будет воспринято как нечто иное. Но мы должны будем это заработать — это не произойдет в одночасье. Надеюсь, фанатам он понравится. Нам повезёт, если мы когда-нибудь приблизимся к тому, что было в оригинальном сериале, поэтому мы просто опускаем голову, продолжаем работать и надеемся, что то, что мы придумаем, будет достойно статуса „Игры престолов».

Дата выхода сериала Дом Дракона 1 сезон на HBO Max — 2022 год.

Дата выхода 1 серия выхода 12 Мая 2022 года

Дата выхода 2 серия выхода 19 Мая 2022 года

Дата выхода 3 серия выхода 26 Мая 2022 года

Автор: Суркова Татьяна Геннадьевна

Организация: МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 190»

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск

Рассказ о танце камаринская

Тип занятия: традиционное.

Вид занятия: фронтальное.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Тема: «Русский танец».

Цель: расширение представлений у детей о разнообразии и красоте русского танца.

Задачи:

-Актуализировать знания детей о русском народном танце.

-Научить красиво, правильно водить хоровод.

-Познакомить с русской народной пляской «Камаринская».

-Научить детей русским плясовым движениям: ковырялочка, присядка.

-Развивать у детей активность, самостоятельность, коммуникативные способности.

Ход занятия.

Муз.рук. встречает детей при входе в муз.зал.

-Здравствуйте, люди добрые!

-Здравствуйте, гости мои дорогие!

-Проходите, пожалуйста, но будьте внимательны, музыка вам поможет правильно войти.

Дети входят под народную музыку хороводом «Хороводный шаг».

-Как красиво вы вошли под народную музыку.

Поприветствуем друг друга русским поклоном. Правую руку ведем к левому плечу. От левого плеча руку поднимаем вверх. Выполняем наклон туловища вперед, руку опускаем вниз. ( все выполняют поклон).

Этот обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Раньше говорили «бить челом», т.е. почтительно кланяться, благодарить, приветствовать.

Сегодня мы еще больше узнаем о русском танце.

Вы вошли в зал хороводом.

-Что такое хоровод? (это танец в кругу, мы идем хороводным шагом — плавный шаг с носка)

Да, именно в кругу водили первые хороводы. Воспевали круглое солнце, теплое и ласковое. Позже хороводы стали исполнять на сцене — узорные, кружевные. (дети смотрят на экран).

-Какие рисунки были выполнены в этом хороводе? (змейка, улитка, круг).

У меня на столе карточки с рисунками-схемами хоровода. Выберите карточки со знакомыми рисунками хоровода и назовите их. (круг, змейка, улитка, два круга).

А теперь я предлагаю расположить на магнитной доске ваши схемы в том порядке, как мы их будем выполнять в хороводе. Маша расположи карточки.

А теперь, чтобы получился красивый хоровод, нужно соблюдать следующие правила:

-смотреть в затылок.

-не отпускать руки.

-прятаться друг за друга.

— знать порядок и название рисунка.

Танец-хоровод «Земелюшка -чернозем».

-Вы все постарались, и у нас получился очень красивый хоровод.

Есть еще игровой хоровод. К народной песне придумывают движения. В круг могут входить солисты, по одному и парами.

Ритмический рисунок поможет вам вспомнить р.н.п. (прохлопать ритмический рисунок). Какие звуки здесь встречаются долгие или короткие.

-Кто узнал песню? «Как у наших у ворот».

-Пропоем мелодию на слог «ле».

-Вспомним слова.

-Споем плавно, распевно припев «Ай, люли…»

-Кто же пошел плясать в круг? Муравей.

-Вспомним движения, мальчики.

-Присядка.

-Руки на поясе, немного приседаем. Выставляют поочередно ногу на каблук.

Сяду-встану, сяду-встану

И как мячик поскачу!

Приседать я не устану

Я танцором стать хочу.

-Ковырялочка.

Носок-пятка, перетоп!

Носок-пятка, перетоп!

Вот какие молодцы-

Мы танцоры-удальцы!

Комарик выбирает русский инструмент (воображаемый).

Воспитатель распределяет роли. Выбранные дети надевают шапочки.

-Как у наших у ворот,

Собрался честной народ.

Народ не простой-

Озорной да веселый!

Дети инсценируют р.н.п. «Как у наших у ворот».

-Вы все были замечательными артистами.

Многие русские композиторы сочиняли свои музыкальные произведения, используя мотив русской песни или пляски.

П.И.Чайковский сочинил пьесу «Камаринская», взяв за основу русскую песню. Послушайте и скажите, что необычного услышали. Какая по настроению получилась пьеса?

Слушание П.И.Чайковский «Камаринская».

-Понравилась вам пьеса?

-Что необычного услышали?

-Какой характер пьесы?

-Какой инструмент исполнил Камаринскую?

-Камаринская это пляска с удалым, задорным характером.

-Мелодия здесь повторяется много раз, но с изменениями. Т.е. варьируется. (наиграть мелодию)

Эта плясовая имитирует, какой инструмент? Как вы, думаете? (балалайка).

Матвей, расскажи стих об этом заводном танце.

До чего сегодня весело у нас-

Под Камаринскую все пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я.

Пляшут сестры, пляшет вся моя семья.

Пляшут бабка, пляшет дед,

Пляшет братик и сосед.

Пляшет кошка, пляшет кот,

Пляшет Жучка у ворот.

Сейчас мы еще раз послушаем и посмотрим другое, исполнение Камаринской.

Слушание. Экран. Мультфильм.

-Какой инструмент был исполнителем?

Много инструментов услышали. Балалайка, гармонь, ложки, дудочки.

-Как одним словом сказать, когда много инструментов играет? Оркестр.

Оркестр русских народных инструментов исполнил Камаринскую.

-Характер поменялся?

Он стал еще задорнее и веселее.

А теперь поиграем. Выберите, те картинки на которых изображен русский танец.

Игра «Танцевальная угадай-ка».

— Почему выбрали именно эти картинки?

-Как определили, что это р.н.т.?

По костюмам. У каждого народа свой национальный костюм. Наряжались русские девушки в сарафаны, блузу сами расшивали цветочной вышивкой, на голове венок или цветастый платок. А на праздник надевали кокошник. Это головной убор. Он у каждой девушки был, своими руками изготовленный. Да и мальчики не отставали. У них рубаха с вышивкой, сапоги начищенные, на голове картуз.

(экран).

Раньше на Руси люди устраивали гуляния, посиделки, где веселились, пели, плясали.

Вот и мы сейчас повеселимся. Девочки, выбирайте атрибуты (платочки, ленты, кокошники), придумайте свой танец, используя знакомые движения.

Мальчики, а вы подыграйте девочкам на р.н.инструментах, прислушиваясь к тембру, ритму музыки.

Исполнение танца под р.н.м. «Ах, ты береза»

Хорошо повеселились!

Девочки придумали замечательную танцевальную композицию, а мальчики ритмично сыграли на музыкальных инструментах.

-Что больше понравилось на занятии?

-Все ли нам удалось сделать?

-Как вы считаете над чем надо еще поработать?

Пришла пора нам расставаться. Мне очень понравилось, как вы сегодня танцевали, пели, играли на инструментах. И в знак благодарности хочу подарить вам вот такие эмблемки. (эмблемки с изображением русского хоровода и русской плясовой).

-Ребята, назовите, что изображено на ваших эмблемках?

Попрощаемся русским поклоном.

Дети выходят из зала.

Рассказ о танце камаринская

Список литературы

  1. Горшкова Е. В. » От жеста к танцу» Москва » Гном и Д» 2002 г.
  2. Захаров Р. «Радуга русского танца» Москва «Советская Россия» 1986 г.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Михайлова М. А. Воронина Н. В.» Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль » Академия развития» 2001 г.
  5. Михайлова М. А.» Народные праздники, игры и развлечения «Ярославль «Академия развития» 2005 г.
  6. Слуцкая С. Л. » Танцевальная мозаика» Москва» 2006 г.

Приложения:

  1. file0.docx.. 94,9 КБ

Опубликовано: 13.12.2021

Текст: Татьяна Сохарева28.05.2021   3100

Эпидемия ВИЧ поставила перед миром искусства ряд сложных этических и онтологических вопросов: может ли художественное высказывание повлечь за собой прямое действие? что делать художникам, которые столкнулись с болезнью и идущей с ней рука об руку социальной стигмой? какие формы репрезентации этой проблемы допустимы и этичны? каким должно стать культурное производство после появления эпидемии ВИЧ и ее конечной стадии — СПИДа? За этими рассуждениями тянулся длинный шлейф домыслов и слухов относительно самого вируса, его природы и судьбы заболевших людей. «‎Артгид» рассказывает, как менялось отношение к ВИЧ в обществе и каким образом художники противостояли дискриминации.

Рассказ о танце камаринскаяКиа Лабейя. «‎Я не должна была дожить до выпускного…» Одиннадцать. 2015. Фотография. Источник: theguardian.com

«‎Нам не нужен культурный ренессанс; нам нужны культурные практики, активно участвующие в борьбе против СПИДа», — с таким заявлением в 1987 году выступил художественный критик Даглас Кримп. Специальный номер журнала October, посвященный проблемам СПИДа, во многом переменил и его собственную жизнь. Кримп вспоминал: «‎Чтобы сделать этот выпуск, я начал посещать собрания ACT UP, в итоге став СПИД-активистом. Внезапно вся моя интеллектуальная приверженность сдвинулась в размышление о СПИДе». В тот период болезнь ужасала сама по себе — люди гибли тысячами, а правительство предпочитало отмалчиваться. Но еще более обескураживающими оказались социальные последствия эпидемии — рост враждебного отношения к людям с положительным ВИЧ-статусом, дискриминация ЛГБТ-сообщества, информационные войны, развернувшиеся в медиа, бездействие властей, которое повлекло за собой новые проблемы, связанные с распространением инфекции и стигмы.

Кит Харинг, Роберт Мэпплторп, Феликс Гонзалес-Торрес были в числе наиболее известных художников, умерших от болезней, ассоциированных с ВИЧ. Большая часть их произведений конца 1980–1990-х годов в основном отражала страх, скорбь, гнев и замешательство. Эпидемия казалась стихийным бедствием, старательно игнорировавшимся власть имущими. Культурные практики, которые формировались в ответ на кризис, связанный с распространением вируса, сближали искусство с политикой и активизмом — порой настолько, что одно растворялось в другом. Многие произведения тех лет были подчеркнуто автобиографичны и пронизаны рефлексией, как знаменитая серия снимков Роберта Мэпплторпа, фиксирующая изменение внешности фотографа по мере развития болезни. Другие работы предназначались для повышения осведомленности о СПИДе. Многие из них стали визуальными символами эпохи, как, например, розовый треугольник со слоганом SILENCE = DEATH («Молчание = смерть»), созданный активистами движения ACT UP.

Рассказ о танце камаринская

Роберт Мэпплторп. Автопортрет. 1988. Фотография. Tate and National Galleries of Scotland. © Robert Mapplethorpe Foundation

Еще одна правозащитная группа из Нью-Йорка, Visual AIDS, стала известна благодаря проекту «Красная лента», который породил, наверное, наиболее распространенный на сегодняшний день образ солидарности в борьбе с эпидемией. Вскоре после старта кампании ленты начали мелькать везде: они появлялись на церемонии вручения премий «Оскар» и «Грэмми», в эфире популярных телешоу, в музыкальных клипах и на почтовой марке, которую выпустили в 1993 году в США. «Мы жили в зоне боевых действий, — вспоминал основатель проекта Патрик О’Коннелл в своем интервью 2011 года. — Это было похоже на войну, о которой знали только мы. Тысячи людей умирали от СПИДа. Мы чувствовали, что должны сделать проблему видимой». Организация по сей день поддерживает художников, которые живут с этой болезнью, и проводит информационные кампании, направленные на дестигматизацию и повышение информированности о ВИЧ/СПИДе в обществе, потому что эпидемия еще не закончилась. Сам О’Коннелл, также ВИЧ-положительный человек, скончался в начале мая этого года.

Container imageContainer image

Как менялось отношение к ВИЧ/СПИДу

В июле 1981 года газета The New York Times опубликовала свою скандально известную статью о неведомой болезни, напрямую связав этот «новый опасный вид рака» с гомосексуальным сообществом. Такого рода риторику быстро подхватили многие политические и общественные деятели — например, республиканец Джесси Хелмс, который называл вирус «наказанием» за гомосексуальность. В обществе укоренилась мысль, что СПИД — это «рак геев», и заражаются им только определенные люди в определенных кругах. По этой причине первые заболевшие страдали не только от болезни и ее последствий, но и от доходящей до фанатизма дискриминации. Представители власти долгое время сознательно игнорировали эпидемию, нередко саботируя исследования нового вируса и возможных методов лечения. Отсутствие адекватной медицинской помощи или доступа к ней также усиливало предубеждения против людей, живущих со СПИДом. Таким образом, постепенно дискуссия о болезни превратилась в дискуссию о правах человека. Лишь в 1990 году был принят закон, который гарантировал людям с ВИЧ/СПИДом защиту от дискриминации. До него многие заболевшие запросто могли потерять работу или лишиться жилья из-за своего положительного статуса. Однако, несмотря на временное улучшение ситуации, эпидемия все равно продолжала набирать темп, движимая социальными факторами — нищетой, неадекватным медицинским обслуживанием, отсутствием просвещения, гомофобией и расизмом.

Перелом случился только в середине 90-х годов. В 1994 году была основана Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу или ЮНЭЙДС (UNAIDS) — первое международное соглашение, направленное на борьбу с эпидемией и поддержку наиболее уязвимых сообществ. Примерно в то же время положительный статус перестал ассоциироваться со смертным приговором, потому что на рынок вышли первые (относительно) эффективные лекарственные препараты. Искусство также менялось. Произведения первого десятилетия борьбы со СПИДом создавались в ответ на волну смертей — они были очень личными, часто основанными на иносказаниях и проникнутыми трагизмом происходящего. Можно вспомнить, например, звуковую инсталляцию Роберта Фарбера «Каждые десять минут» —колокольный звон, звучащий с периодичностью, с которой люди умирали от СПИДа в США. Следующее поколение художников мыслило иначе. С одной стороны, многие активисты были измотаны борьбой, а для художественного истеблишмента тема начала постепенно терять актуальность. С другой стороны, перед художниками все еще стояла задача изобрести новый способ рассказа о СПИДе — провокационный и отвечающий требованиям времени. Таковы, например, были картины Энтони Вити, написанные смесью масляной краски и потенциально опасных биологических жидкостей человека.

Рассказ о танце камаринская

Энтони Вити. Арена. 1994. Дерево, человеческая кровь, моча, порошкообразный пигмент, масло. Источник: anthonyviti.com

Не менее важно было наконец стереть знак равенства между болезнью и идентичностью — расовой, сексуальной, социальной. С похожей проблемой мы хорошо знакомы благодаря коронавирусу, который многие, вслед за Дональдом Трампом, поначалу прозвали «китайским вирусом». «Нашим врагом был не только вирус, но и правительство, и в значительной степени общество, — считает Джонатан Кац, куратор выставки Art AIDS America, которая прошла несколько лет назад в Художественном музее Такомы. — Художникам приходилось работать в крайне гомофобной политической и социальной среде». Впрочем, Кац и сам вместе со своим проектом о СПИДе, который позиционировался как всеобъемлющий и объективный, попал под огонь критики. В 2015 году активисты из Tacoma Action Collective (TAC) выступили против отсутствия темнокожих художников на выставке и обвинили куратора в «институциональном расизме». Художественный мир по-прежнему не пришел к консенсусу по вопросу о том, как рассказывать об искусстве и СПИДе. Все чаще кураторы пытаются вписать квир-художников и активистов в некий канон, тем самым создавая новые иерархии и новых исключенных. Поэтому поиск форм сопротивления стигматизирующему взгляду остается актуальной задачей.

Рассказ о танце камаринская

Кит Харинг. Незнание = Страх. Молчание = Смерть. 1989. Литография, офсетная печать. Courtesy Музей американского искусства Уитни

Художники и проекты

Кит Харинг был одним из тех художников, которому удалось конвертировать свою невероятную популярность в активизм. Ему диагноcтировали СПИД в 1988 году, и с этого момента он сфокусировался на привлечении внимания к болезни. Харинг работал над созданием благотворительного фонда, путешествовал, организовывал публичные художественные акции и общественные кампании. В последние годы жизни в его произведениях активно проявляется проблема восприятия гомосексуальных отношений и возникает образ рогатого сперматозоида — эмблема СПИДа. Он даже осмелился рассказать о своей жизни с болезнью в интервью журналу Rolling Stone, став одним из первых художников такого масштаба, кто заявил об этом публично. Работу «Незнание = Страх. Молчание = Смерть» Харинг создал в период, когда в Америке по статистике каждую минуту кто-нибудь узнавал о своем положительном ВИЧ-статусе. Этот плакат был вдохновлен лозунгом «Молчание = смерть» группы активистов ACT UP. Изображенные на картине мультяшные человечки Харинга напоминают известную композицию с тремя обезьянами, которые не видят, не слышат и не говорят.

Феликс Гонзалес-Торрес сумел найти, пожалуй, самый меткий образ для описания проблемы СПИДа в произведении «Без названия (Плацебо — пейзаж для Рони)», представив тело заболевшего человека в виде постоянно убывающей и пополняющейся кучи леденцов. Об этой работе многое уже сказано — некоторые критики даже находят в ней христианский подтекст: зрители, которым позволено съесть конфету, способствуют умиранию произведения, а музей, пополняющий запасы леденцов — возрождению. Художник начал делать такого рода инсталляции в 1991 году, когда потерял своего возлюбленного Росса Лейкока, умершего от осложнений, вызванных СПИДом (изначально инсталляция весила 80 килограммов, как и Лейкок). Через пять лет он и сам скончался от этой болезни в возрасте 38 лет. Лейкоку посвящена большая часть работ Гонзалеса-Торреса, связанных с этой проблематикой. Так, об опыте потери любимого рассказывают изображения пустых кроватей, которые Гонзалес-Торрес расклеил на рекламных щитах в период, когда реальное количество жертв эпидемии замалчивалось правительством.

Рассказ о танце камаринская

Дэвид Войнарович. Письмо с диагнозом Питера Худжара. 1987. Музей города Нью-Йорка. Источник: metrosource.com

Произведения Дэвида Войнаровича был более жесткими и ультимативными. Той же проблеме замалчивания посвящен автопортрет художника, на котором он запечатлен с зашитым нитками ртом. При этом Войнарович не был столь же удачлив и известен в мире американского искусства, как Харинг или Гонзалес-Торрес. Рано осознав свою гомосексуальность, он сбежал из дома, долго скитался и жил на улице, параллельно пробуя себя, кажется, во всех возможных направлениях и медиумах — в писательстве, музыке, живописи, фотографии, акционизме. Проблема СПИДа также стала для него личной болью — наиболее ярко она проявилась в его творчестве после гибели партнера Питера Худжара. В этот момент его работы приобретают политический окрас. Войнарович жестко критиковал власть и в то же время продолжал развивать автобиографическую линию в своем искусстве. В частности — писал письма на своих детских фотографиях («Однажды политики примут закон против этого ребенка… У него отберут дом, гражданские права, работу и свободу…»). В работе «Письмо с диагнозом Питера Худжара» силуэты двух мужчин также нарисованы поверх реального письма от лечащего врача Худжара. Войнарович пережил любовника всего на четыре года.

Рассказ о танце камаринская

Луна Луис Ортис. Автопортрет. 1996. Courtesy художник. Источник: gallerygurls.net

Луна Луис Ортис заразился ВИЧ в 14 лет и, не надеясь на то, что лечение поможет, начал фотографировать себя, чтобы оставить эти снимки на память своей семье. «‎Я ничего не мог поделать и не знал, куда обратиться за поддержкой, — рассказывал он в одном из интервью. — Мне говорили, что я умру к 16 годам. В то время СПИД уничтожал всех вокруг меня. Я фотографировал своих друзей, чтобы удержать их рядом. Мне нужно было запечатлеть их, прежде чем с ними что-нибудь случится. Мы все жили со страхом смерти, и все пытались отчаянно прожить свою жизнь за один год. Это было очень утомительно‎».‎ На сегодняшний день художник живет с ВИЧ более 35 лет, активно помогает подросткам и занимается профилактикой СПИДа. Портреты его друзей, сделанные в 1990-е годы, стали символом уязвимости. Эти произведения рассказывают об одной из наиболее дискриминируемых группах — темнокожих молодых людях из ЛГБТ-сообщества, которым, как когда-то и Ортису, некуда было обратиться за помощью.

Container imageContainer image

Киа Лабейя заразилась ВИЧ при рождении. В силу возраста она смотрит на эту проблему несколько иначе, чем ее предшественники, акцентируя внимание на том, что в художественном сообществе разговоры об эпидемии все чаще приобретают ностальгический характер. «Люди чувствуют, что оторваны от этой истории, — говорит она. — Но для многих из нас она все еще актуальна». Произведения Лабейи существуют на пересечении танца, изобразительного искусства и активизма. Она создает автопортреты, переосмысляя в театральной и кинематографической эстетике события прошлого, выступает с перформансами, исследует темы телесности и женственности в связи с опытом жизни с ВИЧ и другими гранями своей идентичности. О своей наиболее известной серии автопортретов Лабейя рассказывает: «Я родилась с вирусом, и никогда не знала жизни без него. Мне хотелось показать, чем реальная жизнь с ВИЧ отличается от моих ожиданий. Мои фотографии могут показаться гламурными. Многие из них выглядят так, будто я выступаю на сцене или снимаюсь в фильме. Мне это было нужно, чтобы вообразить, какой могла бы быть моя жизнь, будь всё иначе. Превращение в искусство — один из способов освободиться, показать, что болезненный опыт тоже может быть красивым. Я не должна была дожить до выпускного вечера. Так что это мой способ сказать: “Я все еще здесь”».

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной деятельности
Наименование проекта «Танцевальное конфетти»
Актуальность проекта Наш век компьютеризации и информации требует от личности большего творчества, поиска и познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
В танцевальной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Танцевальная деятельность способствует раскрытию личности детей, их индивидуальности, творческого потенциала. Дети имеют возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Танец – это средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность еще и физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.
Танец– один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанных с:
— художественным образованием и воспитанием детей;
— формирование эстетического вкуса;
— нравственное воспитание;
— развитие памяти, воображения, инициативности;
— созданием положительно эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через танцевальную деятельность.
 Танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям — актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Проблема Телевизор, компьютерные игры, которые окружают детей дома, ограничиваются в основном только развлекательной средой. Возрастает количество публикации по танцевальному искусству, журналов, книг по развитию музыкально-двигательного творчества, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Повышено внимание общественности к воспитанию творческой личности человека, но отсутствует среда, которая творчески развивала бы ребенка.
Объект Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Предмет  Педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы проекта для развития потенциальных творческих возможностей детей дошкольного возраста
Участники проекта Воспитанники старшей группы, родители (законные представители), педагоги.
Новизна проекта В работе предпринята попытка изучения педагогических условий развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-танцевальную деятельность.
Цель проекта Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, удовлетворения их потребностей и творческой реализации, поддержки интереса детей старшего дошкольного возраста, презентации собственных способностей и достижений через танцевальную деятельность.
Задачи проекта

Задачи для детей:

  1. Приобщить детей к танцевальной культуре, обогатить их танцевальный опыт, знания детей о танце, его истории.
  2. Ознакомить детей с различными видами танцевальных движений, танцев.
  3. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
  4. Развитие и коррекция двигательных качеств и умений координировать движения.
  5. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.
  6. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки.
  7. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
  8. Развитие способностей фантазии и импровизации.
  9. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
  10. Всестороннее развитие и раскрытие творческого потенциала в каждом ребенке.

Задачи для родителей:

  1. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности

Задачи для педагогов:

  1. Помощь и координация в организации проекта, создание единого образовательного пространства
Сроки реализации долгосрочный, 01.10.2020-20.05.2021гг.
Вид проекта Творческий проект
Планируемые результаты
  1. Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце;
  2. Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и композиционного);
  3. Дети с желанием будут учиться танцевать;
  4. Раскроется индивидуальность каждого ребенка, проявится его одаренность;
  5. Получение воспитанниками удовлетворения от результатов процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости полезности от исполнения собственной роли.
  6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  • системность;
  •  сезонность;
  • учёта возрастных особенностей;
  •  интеграция;
  • координации деятельности педагогов;
  • преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.
  1. Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направлении, помогая детям.

Подготовительный этап

  • изучение методической литературы, интернет — ресурсов по теме проекта;
  • составление плана реализации проекта;
  • работа с родителями: информирование о проекте; привлечение к работе над ним:
  • подбор информационного и наглядного материалов.

Основной этап

Формы работы с детьми Формы работы с родителями Деятельность педагогов
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно — исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей
Методика «Солнце в комнате»
Методика «Как спасти зайку?»
Беседы
Сюжетные игры
Детская газета
Фотогаллерея
Презентации
Открытое занятие
Развлечение «В гостях у Феи танца»
Интерактивная форма работы: анкетирование
Виды: диагностика, дискуссия
Традиционная форма работы: тематические часы
Виды: творческие конкурсы, просветительская форма работы: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей
Виды: выпуск информационных листков, консультации для родителей.
Праздник для родителей (в видео-формате) «В гостях у Феи танца».
Различные виды деятельности: занятия с использованием творческих заданий, мультимедиа, игровые задания; развлечения и досуги; работа по формированию у детей творческих танцевальных действий с использованием творческих заданий; консультации, семинары для педагогов и родителей; информационные материалы для педагогов и родителей; мультимедийные презентации; выступления; (фотовыставки и др…

Заключительный этап

  1. Презентация «Подведение итогов проектной деятельности».
  2. Праздник для родителей (в видео-формате) «В гостях у Феи танца».

На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.

Использование танцевальной деятельности формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к творческому потенциалу, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

В ходе проекта педагогами были созданы условия, которые позволили раскрыть творческий потенциал воспитанников. В течение всего проекта дети показывали себя самостоятельными и инициативными участниками. Проект позволил улучшить детско-родительские отношения, а также взаимодействие между родителями и педагогами.

  • Рассказ о татарах 5 класс
  • Рассказ о таежном клеще
  • Рассказ о татарском языке на татарском языке с переводом на русский
  • Рассказ о танце самбо
  • Рассказ о танцах сочинение