Рассказ о танце 2 класс музыка полька

Полька танец у этого термина существуют и другие значения, см. полька. обложка нот польки гиппопотама, изданной в нью-йорке в начале
Полька (танец)

У этого термина существуют и другие значения, см. Полька.

Рассказ о танце 2 класс музыка полька

Рассказ о танце 2 класс музыка полька

Обложка нот «Польки гиппопотама», изданной в Нью-Йорке в начале 1850-х

По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 (инф.). Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.

Название танца произошло от чешского слова půlka[1], означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. Из-за созвучности названия польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска[2] (polska, 3/4 (инф.)).

В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привез из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц[3]; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

Виды польки

  • Финская полька
  • Полька Сяккиярви
  • Хумппа
  • Як цуп цоп

Примечания

Wikimedia Foundation.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Полька (танец)» в других словарях:

  • ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… …   Энциклопедия Кольера

  • ПОЛЬКА — (фр.). 1) танец, в 1 2/4 такта, вошедший в употребление с 1842 г. 2) женщина, принадлежащая к польскому народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛЬКА франц. Танец, обыкновенный в Польше (оттуда и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • полька — и, ж. polka m. 1. Чешский национальный танец, получивший распространение в качестве бального. БАС 1. Здесь навали его <танец из Германии> полькою (polca), и все от него сходят с ума. 1847. Греч Париж 564. Тотчас после обеда, мы отодвигали… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • полька — 1. ПОЛЬКА см. Поляки. 2. ПОЛЬКА, и; мн. род. лек, дат. лькам; ж. 1. Народный и бальный танец чешского происхождения, характеризующийся двудольным размером и состоящий в быстром движении с прыжками. Танцевать, плясать польку. Полька мазурка.… …   Энциклопедический словарь

  • танец — Пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. танец пляска, перепляс, вертеж; пуститься в пляс, вприсядку; буги вуги, вальс, вариация,… …   Словарь синонимов

  • ПОЛЬКА — 1. ПОЛЬКА1, польки. женск. к поляк (см. поляки). 2. ПОЛЬКА2, польки, жен. (чешск. pulka, букв. половинка танец, основанный на полушагах). Очень быстрый по темпу танец (по происхождению национальный чешский танец). Танцовать польку. ||… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПОЛЬКА — 1. ПОЛЬКА1, польки. женск. к поляк (см. поляки). 2. ПОЛЬКА2, польки, жен. (чешск. pulka, букв. половинка танец, основанный на полушагах). Очень быстрый по темпу танец (по происхождению национальный чешский танец). Танцовать польку. ||… …   Толковый словарь Ушакова

  • полька — пшечка, ляшка, полечка, полячка, пани, мазурка Словарь русских синонимов. полька полячка (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ПОЛЬКА — (чешское polka), 1) народный и бальный танец чешского происхождения (2 дольный), популярный в Европе с середины 19 в. 2) инструментальная пьеса (А. Дворжак, Б. Сметана, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов) …   Современная энциклопедия

  • ПОЛЬКА — (чеш. polka) народный и бальный танец чешского происхождения. Музыкальный размер 2/4 …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Самоучитель игры на фортепьяно, Л. Мохель. Старенький самоучитель игры на фортепиано, О. Зиминой и Л. Мохель, издательства СМНСК, выпущен в 1973 году. Книжка попалась мне во время поисков нот одной композиции, изрядно потрепанная, но… Подробнее  Купить за 1691 руб
  • Котильон. Вклад в сексуальную символику, Робитсек А.. Котильон — старинный бальный танец французского происхождения, возникший из контрдансов. Название танца произошло в 1775 г. от названия нижней юбки, которая выставлялась во время исполнения… Подробнее  Купить за 505 руб
  • Лунный свет. Альбом популярных пьес. Для флейты и фортепиано, . Сборник включает известнейшие сочинения композиторов-классиков в переложении для флейты и фортепиано. Данный иллюстративно-художественный материал широко используется в процессе обучения… Подробнее  Купить за 388 руб

Другие книги по запросу «Полька (танец)» >>

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального района
Шаранский район Республики Башкортостан

Открытый урок

Тема
урока:

танец
«Полька» 
И.Штраус

Преподаватель МФО:

Халиуллина Л.Т.

с.Шаран

Отзыв

к открытому уроку преподавателя
Халиуллиной Л.Т.

с учащимися 2 класса МФО.

Тема:
танец «Полька» 
И.Штраус

Цель: Научить
исполнять (танцевать) польку.

Задачи:

·        
разучить
движения польки;

·        
познакомить
с музыкальным размером танца «Полька»;

·        
подготовить
(разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию случайных травм;

·        
развивать
координацию движений, музыкальный слух;

·        
вырабатывать
легкость движений, осанку;

·        
воспитывать
вежливое отношение к партнеру(ше);

·        
развивать
физические данные ребенка, память, внимание.

План
занятия.

Вводная часть
занятия

·        
приглашение
детей в зал;

·        
знакомство
с преподавателем, концертмейстером, между собой (посмотри кто рядом);

·        
знакомство
с танцевальным залом;

·        
танец
и его виды: классический, народный, бальный, современный. 
(видеоряд);

·        
танец
«Полька» его родина;

·        
прослушивание
музыкального материала (фонограмма целиком), обращается внимание на музыкальный
размер произведения 2/4, 4/4 три музыкальные фразы (части).

·        
расстановка
по линиям в шахматном порядке.

Основная
часть занятия

Разминка: на
середине зала

·        
маршировка
на месте;

·        
упражнения
для улучшения гибкости шеи;

·        
упражнения
для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

·        
упражнения
для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и
предплечья;

·        
упражнения
для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц
кисти и предплечья;

·        
упражнения
для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

·        
упражнения
для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

·        
упражнения
для улучшения подвижности коленных суставов;

·        
упражнения
для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и
стопы.

Игра «Найди
своё место»
;

·        
преподаватель раздает резинки
двух цветов, одеть на правые руки (белый – внешний
круг, красный – внутренний круг);

Изучение основных
движений танца «Полька»:

·        
прыжок
«соте»;

·        
приставные
шаги;

·        
ритмические
похлопывания — хлопки.

·        
подскоки;

·        
Постановка
детей в круг (взялись за руки и растянулись).

·        
Постановка
детей в пары.

·        
Разметка
мест остановки пар цветным мелом.

Разучивание танца
«Полька» по частям:

·        
1
часть — подскоки;

·        
2
часть — прыжок «соте»;

·        
3
часть — приставные шаги, хлопки;

Заключительная
часть занятия

·        
исполнение
танцевальной композиции «Полька»;

·        
подведение
итогов;

·        
поклон
(благодарим друг друга — аплодисменты)

для
занятия

·        
мелок
белый;

·        
резинки
двух цветов;

·        
фонограмма
частями (с паузами);

·        
фонограмма
целая.

·        
бейджик
с Ф.И.О преподавателя;

·        
бейджики
с именами детей;

·        
хореографический
зал.

Описание
занятия

Приглашаются обучающиеся в зал.

Преподаватель:

Танцы в 21 век,

Любит каждый человек.

Танцевальная наука!

Это что еще за штука?

Где её преподают?

Тут!!!

в Детской школе искусств!!

Преподаватель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Люзия
Талгатовна. Я – преподаватель ДШИ. Учу детей танцевать.

Преподаватель: Хочу познакомиться с вами, каждый
громко назовите свое имя.

Дети: ответы.

Преподаватель: Вот и познакомились.

Преподаватель: Как вы думаете, для чего предназначен
зал, в котором мы с вами находимся?

Дети: ответы.

Преподаватель: Здесь танцуют, зал для танцев.

Преподаватель: Посмотрите внимательно и скажите какие
предметы в зале помогают танцорам? Что вы видите здесь?

Дети: ответы.

Преподаватель: Зеркала – помогают нам
следить за правильным исполнением движений руками, ногами, корпусом.

Станок
помогает тренировать и разогревать наши мышцы. У станка танцоры выполняют
различные движения. (показ: например, батман тандю жете, и т.д.)

Музыкальный инструмент баян помогает нам
ритмично исполнять движения. (показ: например, полька)

Преподаватель: Ребята, а вы знаете, что такое танец?

Дети: ответы.

Преподаватель: Танец – это способ выразить свое
настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Наши древние
предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни.

Преподаватель: А какие виды танца вы знаете?

Дети: ответы.

Преподаватель: Сейчас я вас познакомлю, посмотрите.

Видеоряд:

«Классический» танец
– самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец,
который сочиняет хореограф.

«Народный»
танец – выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец, который
сочиняет сам народ.

«Бальный» танец
– танец который танцевали на балах.

«Современный» танец
– танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.

Преподаватель: Сегодня на занятии мы научимся
танцевать самый веселый и распространенный танец «Полька» – родиной этого танца
является Чехия. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская,
полька-галоп, полька-мазурка. Танцевать можно по одному, а можно парами или
группой. А мы будем танцевать парами!

Прослушайте музыкальный размере танца «Полька» 4/4
(
иногда 2/4). (прохлопывает преподаватель)

Давайте прохлопаем вместе. Приготовьте ваши ручки.

(Прохлопывают дети с преподавателем
музыкальный размер)

А теперь послушаем музыку для нашего танца «Полька»,
композитор И.Штраус.

Прослушивание музыкального
материала.

Преподаватель: Прежде чем мы с вами перейдем к
разучиванию движений танца, мы должны разогреть наших мышцы, т. е. сделать
разминку. Для этого я поставлю вас в две линии, в шахматном порядке, чтобы вы
не мешали друг другу, видели себя в зеркале.

Преподаватель:

И так друзья начнем,

Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!

Голова, шея и плечи.

Тренируем мысли и тело,

Приступаем к разминке смело!!

(Е.Гуляев)

Разминка

1.     марш на
месте;

2.     повороты,
наклоны головы;

3.     поднимание
плечей;

4.     локти, кисть;

5.     наклоны в
сторону;

6.     деми плие
приседания прямо, с поворотом;

7.     релеве
полупальцы 2 ноги, попеременно.

Преподаватель: Молодцы!

Преподаватель: А сейчас мы с вами поиграем. Игра
«Найди своё место».

Запомните, пожалуйста, свое место и посмотрите кто
стоит рядом с вами. Теперь представьте, что вы бабочки, жуки, а ваши места
цветы. Бабочки, жуки летают по полю и тут появляется туча. Каждая(ый) летит на
свой цветок. Молодцы!!!!!

Преподаватель раздает детям резинки двух
цветов, одеть на правые руки. Внимание – резинки (белый – внешний круг
(девочки), красный – внутренний круг(мальчики)).

Преподаватель:

Теперь наберемся терпения,

Перейдем к изучению движений,

Движения танца просты, посмотри и повтори!

Преподаватель: Первое движение: подскоки на месте по
одному. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №1).

Следующее наше движение: прыжок на месте по одному
«соте». Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом к друг другу. Отработка
движения под музыку (музыкальная фраза №2).

Далее: приставные шаги; и добавляем хлопки. исполняем
комбинацию: приставные шаги + хлопки.

Соединяем все движения вместе: прыжки; приставные
шаги; хлопки. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза№3)

Преподаватель: Запомнили?

Дети: ответы.

Преподаватель: Сейчас мы с вами встанем в круг. Это мы
сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки), опустим
руки и сделаем 1 шаг назад. Теперь повернемся по кругу и исполним под музыку подскоки.

Преподаватель: Молодцы!

Преподаватель ставит детей в пары. Отмечает
место остановки пары цветным мелом.

Преподаватель: Ребята, а сейчас мы повторим все
движения с остановками в следующем порядке:

1 часть – подскоки;

2 часть – прыжок «соте»;

3 часть – приставные шаги, хлопки;

4 часть – подскоки;

5 часть – прыжок «соте».

Преподаватель:

Если танца будет мало,

Есть у танца поворот:

Мы станцуем всё сначала,

А потом – наоборот!

А теперь соединяем все наши движения в танец и
исполняем его полностью.

Преподаватель: Молодцы!

Преподаватель: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите,
пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Какая страна является
родиной танца «Полька»? Узнали какие стили танца? Какие предметы помогают нам?
Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим
друг друга аплодисментами.

Спасибо.

КОНЕЦ

Приложение №1

Возникновение танца.

По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора.
Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили
хороводы. На греческих фресках и вазах сестры – музы держатся за руки. Танец
был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой. Танец получил свое развитие
в Греции как источник развлечения. Его стали использовать в театре. Появились
народные танцы, позднее – современные.

Вопрос 1. Что такое танец?

Танец – это способ выразить свое настроение и чувства
при  помощи ритмичных шагов и движений тела. Танец сопровождал все события
в жизни человека. Древний человек танцевал, выражая свои эмоции. Танец вызывал
приятные чувства. Это придавало танцам магическую силу. Древние племена
танцевали, чтобы привлечь волшебную силу. Это были обрядовые танцы: охотничьи,
боевые, свадебные и другие.

Виды танца.

«Классический» танец
– это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств
хореографического искусства, самый трудный танец,

Обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец,
который сочиняет хореограф. «Народный» танец — выражает характер,
отличительные черты каждого народа. Танец, который сочиняет сам народ. «Бальный»
танец –танец который танцевали на балах. «Современный» танец
— танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и
танец.

Вопрос 2. Почему в танце
дама с правой стороны от кавалера?

До
XVIII
века ношение шпаги было обязательным для мужчин, даже во время праздников и
больших балов. Из этой традиции вытекает правило, по которому, выходя на танец,
дама находилась справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина
носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть
в полной готовности защитить даму.

Вопрос 3. Кто сочинил польку?

Чешский учитель музыки Йозеф Неруда назвал новый танец
«полька». Обрел подлинный успех и стал чешским национальным танцем. Из Праги
полька распространилась в другие европейские города. В Париже началась
настоящая «полькомания». Музыка этого нового танца была по достоинству оценена
многими композиторами. Первым, кто сочинил польку, был, скорее всего, Франц
Гильмар, композитор из Богемии. А.Б Сметана, тоже родившийся в Богемии, придал
польке классический оттенок. Иоганн Штраус – сын после «короля вальсов» стал
«королем полек».

Приложение №2

«ПОЛЬКА»

Полька
– Чешский народный танец, живой по характеру, простотой в исполнения.

Музыкальный
материал:
И.Штраус «Полька»

Музыкальный
размер:
44

Описание
танца

Музыкальное
вступление 2 такта.

Часть

Движения
девочек

Движения
мальчиков

Рисунок

1

Движение
№1

«Подскоки»

Движение
№1

«Подскоки»

Полонез_11

2

Движение
№2

         
«Прыжок соте»

Движение
№2

         
«Прыжок соте»

    
Полонез_7

3

Движение
№3

        
«Приставной шаг

          
+ хлопки»

Движение
№3

       
«Приставной шаг

          
+ хлопки»

Полька_3

4

Движение
№1

«Подскоки»

Движение
№1

«Подскоки»

Полонез_11

5

Движение
№2

         
«Прыжок соте»

Движение
№2

         
«Прыжок соте»

Полонез_7

Описание
движений

Движение
№1 «Подскоки»

Исходное
положение: боком друг к другу. Д с ПР стороны от М. Лицом по ЛТ. ЛР Д в ПР М.
ПР Д придерживает край платья. ЛР М на поясе.

Такт

Счет

Движение
ног

Движение
рук и корпуса

Голова

1

1

Шаг
ПН вперед с носка на всю ступню с переносом веса на ПН

В
исходном положении

Прямо

«и»

ЛН
поднимается согнутым коленом  вперед

В
исходном положении

Прямо

2

Шаг
ЛН вперед с носка на всю ступню с переносом веса на ЛН

В
исходном положении

Прямо

«и»
3, «и» 4

Повтор
движений на счет «и» 1, «и» 2

Прямо

Движение
№2 Прыжок «соте» (6 п.н.)

Исходное
положение:
лицом друг к другу. М образуют
внутренний круг Д внешний. РМ на поясе Р Д придерживают край платья.

Такт

Счет

Движение
ног

Движение
рук и корпуса

Голова

1

1

Прыжок
«соте» по 6 п.н.

В
исходном положении

Друг
на друга

«и»

Прыжок
«соте» по 6 п.н.

В
исходном положении

Друг
на друга

2

Прыжок
«соте» по 6 п.н.

В
исходном положении

Друг
на друга

«и»

Прыжок
«соте» по 6 п.н.

В
исходном положении

Друг
на друга

 3
«и»

4
«и»

Повтор
движений на счет  1 «и» 2 «и»

Движение
№3 «Приставной шаг»

Исходное
положение:
лицом друг к другу. М образуют внутренний круг
Д внешний. РМ на поясе Р Д придерживают край платья.

Такт

Счет

Движение
ног

Движение
рук и корпуса

Голова

1

1

Приставной
шаг назад

В
исходном положении

Друг
на друга

«и»

Приставной
шаг назад

В
исходном положении

Друг
на друга

2

Приставной
шаг назад

В
исходном положении

Друг
на друга

«и»

Пауза
стоят по 6 п.н.

В
исходном положении

Друг
на друга

3«и»

4«и»

Повтор
движений на счет 1 «и» 2 «и» вперед

Движение
№ 3 «Хлопки»

Исходное
положение:
лицом друг к другу. М образуют внутренний
круг Д внешний. РМ на поясе Р Д придерживают край платья.

Счет

Движение
ног

Движение
рук и корпуса

Голова

1

Хлопок

Перед
собой

Друг
на друга

«и»

Пауза

Перед
собой

Друг
на друга

2

Хлопок

Перед
собой

Друг
на друга

«и»

Пауза

Перед
собой

Друг
на друга

Краткое
описание: 

Тема:
танец «Полька» И.Штраус Цель: Научить исполнять (танцевать) польку. Задачи:

• разучить движения польки;

• познакомить с музыкальным размером танца «Полька»;

• подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к
занятию случайных травм;

• развивать координацию движений, музыкальный слух;

• вырабатывать легкость движений, осанку;

• воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше);

• развивать физические данные ребенка, память,
внимание.

Слайд 1

Музей вальса. История жанра © Киселева Галина Викторовна, преподаватель Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П.Павлова

Текст слайда:

Музей вальса. История жанра

© Киселева Галина Викторовна, преподаватель Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П.Павлова


Слайд 2

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 3

История вальсаЗал № 1Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Текст слайда:

История
вальса

Зал № 1

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 4

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Праздник в чешской деревне. Это сельский оркестр, в котором играют скрипка,

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Праздник в чешской
деревне. Это сельский оркестр, в котором играют
скрипка, флейта, кларнет,
волынка, контрабас —
исполняют танцевальные
мелодии


Слайд 5

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Один танец сменяет другой: скочна, соуседска, полька. А танец Матеник –

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Один танец
сменяет другой: скочна, соуседска, полька.
А танец Матеник –
значит «путаница», пары
танцоров исполняют
забавные коленца и
выкрутасы, да и
звучит музыкальная
путаница, перебивы
трехдольного движения
двухдольным


Слайд 6

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Одна из разновидностей матеника – фуриант (что значит «франт», «гордец»). Вначале

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Одна из
разновидностей матеника –
фуриант (что значит «франт»,
«гордец»). Вначале этот танец имел
юмористический характер. В
дальнейшем этот танец утратил
черты пародийности, в характере
его исполнения теперь
акцентируется горделивый задор


Слайд 7

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Именно так использовал фуриант в «Славянских танцах» Антонин Дворжак – как

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Именно так использовал фуриант в
«Славянских танцах» Антонин Дворжак – как выражение гордости и молодечества.
Но важно отметить, что в народных мелодиях фуриантах, как и в фуриантах Дворжака, есть много эпизодов музыки характерно вальсового строения. Фуриант – один из
истоков будущего вальса


Слайд 8

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Праздник во французской деревне: молодежь танцует популярный танец вольт. Он зародился

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Праздник во французской деревне: молодежь танцует популярный танец вольт. Он зародился в Италии, но особое распространение получил
во Франции. Танцуют вольт парами, с вращением на месте, с различными поворотами (итальянское «вольтаре» означает «поворачивать») одного из танцующих вокруг другого. В музыке вольта звучат
предвестники вальса


Слайд 9

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище   Народный праздник в австрийской деревне в области Ландль.

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

 
Народный праздник в австрийской деревне в области Ландль. Здесь самый любимый танец – лендлер. Кавалер, выбравший девушку, выводил ее на круг, вращал вокруг себя, и оба продвигались по кругу за другими парами. Лендлер, самый близкий к вальсу из его предшественников, именовался по названию местностей. «Тирольский танец», «штирийский», «немецкий танец», либо «роллер» и, наконец «вальцер», что значит «вертящийся»


Слайд 10

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Вальс родился из многих танцев разных народов Европы. Это произошло в

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Вальс родился из многих танцев разных народов Европы.
Это произошло в 70-х годах XVIII века


Слайд 11

Первые шаги вальсаЗал №2Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Текст слайда:

Первые шаги вальса

Зал №2

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 12

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Вальс – танецтрехдольный, в его подвижной мелодии одна, две или три

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Вальс – танец
трехдольный,
в его подвижной
мелодии
одна, две или три ноты. В гармонии
на протяжении
двух, четырех и даже
восьми тактов
повторяется
неизменная формула
аккомпанемента
«бас — аккорд — аккорд»


Слайд 13

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище В вальсе подчеркивается только первая доля; то естьбасовая нота словно снимает

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

В вальсе подчеркивается
только первая доля; то есть
басовая нота словно
снимает тяжесть с
«привешенных» к ней двух
последующих аккордов.
Все это сообщает музыке
вальса живость, придает
легкость и стремительность
его вращательным и
скользящим движениям


Слайд 14

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 15

De Lyamine, Alexei – современный русский художникКиселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Дама и кавалер

Текст слайда:

De Lyamine, Alexei – современный русский художник

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Дама и кавалер – одна танцующая пара, кружащаяся в едином довольно сложном движении. Вальсирующая пара вращается «вокруг» себя и стремительно несется по «орбите танцевального зала»


Слайд 16

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Одно из самых первых описаний вальса в художественной литературе

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Одно из самых первых описаний вальса в художественной литературе дал Иоганн Гете в своем романе «Страдание юного Вертера», написанном в 1774 году


Слайд 17

Вальс на сцене оперного театра Вены конца XVIII векаКиселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Зал № 3

Текст слайда:

Вальс на сцене оперного театра Вены конца XVIII века

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Зал № 3


Слайд 18

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище В 1787 году общество, заботящееся о развитии оперного театра в Вене,

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

В 1787 году общество,
заботящееся о развитии
оперного театра в Вене,
объявило конкурс на
лучшую оперу, которая
смогла бы понравиться
слушателям и поправить
материальные дела
театра. Среди соискателей
был и Моцарт, который
представил на конкурс
оперу
«Свадьба Фигаро»


Слайд 19

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Увы, этот шедевр В.А.Моцарта не взволновал в то время почтенных членов

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Увы, этот шедевр В.А.Моцарта не
взволновал в то время почтенных
членов жюри


Слайд 20

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Зато их покорила опера «Редкая вещь» испанского композитора

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Зато их покорила опера «Редкая вещь» испанского композитора
Мартин – и – Солера,

особенно финал II действия, когда четыре героини танцевали под музыку вальса


Слайд 21

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Любопытно, что Мартин-и-Солер в течение 18 лет (1788 - 1806) служил

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Любопытно, что Мартин-и-Солер в течение 18 лет (1788 — 1806) служил при российском императорском дворе, куда был приглашен уже знаменитым композитором. Он был придворным капельмейстером, композитором и педагогом.
В те годы русская опера как жанр классической музыки еще делала первые шаги. И испанец, признанный мастер жанра оперы-буфф, великолепно воплотил свой дар в «Федуле».
Мартин-и-Солер похоронен в Петербурге, в лютеранской части Смоленского кладбища


Слайд 22

пути признания вальсаЗал № 4Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Текст слайда:

пути
признания вальса

Зал № 4

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 23

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Против

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Аристократической и
буржуазной среде многое в
новом танце казалось
неприемлемым. Против вальса
были официальные и
неофициальные
выступления. Например:
В Вене в первое десятилетие
XIX века запрещалось танцевать
вальс больше 10 минут.
Джордж Байрон написал
шуточную поэму «Вальс»,
высмеивая танец вальс, который
уже начинал входить в моду. 
В 1816 году лондонская газета
«Таймс» в отчете об очередном
бале в королевском дворце
сетовала на то, что туда был
допущен новый «чувственный и
непристойный танец» вальс


Слайд 24

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище На балах, которые давались во дворцах немецких кайзеров, вальс был под

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

На балах, которые давались во дворцах немецких кайзеров, вальс был под
запретом на протяжении почти всего XIX века. Запрет снял кайзер Вильгельм II
при вступлении на престол в 1888 году. В России вальс тоже подвергался
гонениям. Его невзлюбила Екатерина II, а при Павле I опубликовали
полицейское предписание, запрещавшего «употребление пляски, вальсеном
именуемым»


Слайд 25

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище XIX век прошел под символом вальса, его танцевали везде, во всех

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

XIX век прошел под символом вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества. Он проник
во многие жанры профессиональной музыки — оперу, балет, симфонию, сюиту, музыка вальса
приобрела самостоятельное концертное значение. Вальс оказал существенное влияние на
развитие европейской музыки XIX и XX веков


Слайд 26

Первый концертный вальс Зал №5Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Текст слайда:

Первый концертный вальс

Зал №5

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 27

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Как приглашают на танец? В разные эпохи, у разных народов, в

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Как приглашают на танец?

В разные эпохи, у разных народов, в разных общественных кругах – и ныне существует свой особый этикет и ритуал. Но одно правило почти универсально и всё еще современно — кавалер приглашает даму.
Оригинальный музыкальный ответ на этот же вопрос дал немецкий композитор Карл Мария Вебер в произведении, которое так и называется: «Приглашение к танцу». Эта блестящая концертная фортепианная пьеса, написанная в 1819 году, до сих пор входит в репертуар пианистов

композитор Карл Мария Вебер


Слайд 28

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище «Приглашение к танцу» - это большой развитый вальс, точнее гирлянда различных

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

«Приглашение к танцу» —
это большой развитый
вальс, точнее гирлянда
различных по настроению
вальсовых эпизодов:
громких, бравурных,
блестящих – и лирических,
утончено – изящных,
капризных и прихотливых.
Музыка Вебера отражает все
богатство па и вальсовых
фигур. Все разнообразные
эпизоды танца группируются
в несколько больших
разделов

К.М.Вебер


Слайд 29

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 30

Король вальсаЗал № 6Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Текст слайда:

Король вальса

Зал № 6

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 31

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Иоганн Штраус! Стоит произнести эти два слова, как наше воображение рисует

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Иоганн Штраус! Стоит произнести эти два слова, как наше воображение рисует прекрасный
город Вену, раскинувшийся на берегах Дуная, а слух начинает улавливать звуки вальса. 15
октября 1844 года на улицах Вены можно было увидеть афиши следующего содержания:


Слайд 32

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище «Приглашение на танцевальный вечер, который состоится в казино Доммайера. Иоганн Штраус

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

«Приглашение на
танцевальный вечер,
который состоится
в казино Доммайера.
Иоганн Штраус (сын) будет
иметь честь впервые
выступить со своей
капеллой.
Помимо различных увертюр и оперных фрагментов он
исполнит и свои собственные
произведения. При этом Иоганн Штраус (сын) рассчитывает на доброжелательность и
покровительство уважаемой
публики»


Слайд 33

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Главное творческое открытие, сделанное Иоганном Штраусом – сыном, заключается в том,

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Главное творческое
открытие, сделанное
Иоганном
Штраусом – сыном, заключается в том,
что он симфонизировал
вальс.
Его вальсовые
партитуры – подлинные
симфонические полотна


Слайд 34

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Philippe Jacques Linder, Waltz at the Bal Mabille

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Philippe Jacques Linder, Waltz at the Bal Mabille


Слайд 35

Штрауса не зря называли «королем вальсов». За свою жизнь он их сочинил около 170, да еще более

Текст слайда:

Штрауса не зря называли
«королем вальсов». За свою жизнь
он их сочинил около 170, да еще
более 200 полек, кадрилей,
мазурок, маршей, оперетт и т. д.
Мест, связанных с жизнью
композитора, в Вене множество. В
городском парке Иоганну Штраусу
установлен золотой памятник.
Очень интересный памятник
установлен на его могиле
на Центральном кладбище Вены, на
нем скульптор умудрился
разместить персонажей многих
произведений композитора.
Даже на фото видно, что над
головой маэстро примостилась
летучая мышь

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 36

Королю вальсов Рассыпав ноты звездной роскошью, Смычки над деками взвились, И оттого над невской

Текст слайда:

Королю вальсов

Рассыпав ноты звездной
роскошью,

Смычки над деками взвились,

И оттого над невской россошью

Вспорхнули звуки вальса ввысь…

Послушны вам сопрано скрипок

И мягких альтов голоса,

А строй виолончелей гибок,

Как семицветья полоса.

Ах, Штраус, — баловень Фортуны,

Ты так игриво многолик!

Нам вальсов трепетные  руны

Доносят то, как ты велик!

Владимир Иванов

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 37

Русский вальсЗал № 7Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Текст слайда:

Русский вальс

Зал № 7

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 38

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Прекрасным памятником дней поэтической влюбленности композитора Михаила Глинки, является «Вальс –

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Прекрасным памятником дней
поэтической влюбленности
композитора Михаила Глинки,
является «Вальс – фантазия»,
сочиненный в 1839 году как пьеса
для фортепиано.
В художественных образах
произведения нашли отражение
привлекательный облик Екатерины
Керн и чувства поэтической
увлеченности, владевшие в молодые
годы Глинкой. Однако значение «Вальса – фантазии», этой лирической страницы
в дневнике композитора, неизменно
шире – чувства и настроения, в нем
выраженные, характерны не только для людей глинкинской эпохи, они волнуют нас и сегодня


Слайд 39

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище В доме одной из своих сестер Глинка встретил молодую девушку, которая

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

В доме одной из своих сестер Глинка
встретил молодую девушку, которая
привлекла его внимание. Это была
дочь Анны Петровны Керн –
Екатерина Ермолаевна. Она не была
красавица, но её бледное, всегда
немного печальное лицо и особенно
выразительные глаза говорили об
уме, чуткости и душевной красоте
      
Глинка полюбил эту девушку и эта
любовь стала для него источником
радости и вдохновения. Екатерине
Керн Глинка посвятил свой «Вальс –
фантазию», скрыв от посторонних
глаз это посвящение


Слайд 40

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Мелодия этого вальса была такой же певучей, гибкой, как мелодии лучших

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Мелодия этого вальса была такой же певучей, гибкой, как мелодии
лучших романсов Глинки, в ней слышался нежный и страстный призыв
любви. А легкий, трепетный и причудливый ритм вальса как будто
рисовал прелестный облик девушки, его воздушную походку, ее
быстрые и легкие движения


Слайд 41

Princess Hildegarde (Gretchen) playing the piano by Harrison FisherКиселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Это был замечательный

Текст слайда:

Princess Hildegarde (Gretchen) playing the piano by Harrison Fisher

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Это был замечательный
портрет нарисованный
звуками
Памятью об этой встрече
остался и вдохновенный
романс «Я помню чудное
мгновенье» на стихи
А.С. Пушкина , в свое
время посвященные
Анне Петровне Керн


Слайд 42

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Глинке не довелось услышать в оркестровом звучании «Вальс – фантазию»

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Глинке не довелось услышать в оркестровом звучании «Вальс – фантазию» в его последней редакции. Работа была завершена композитором в марте 1856 года, в апреле он уехал в Берлин, где через несколько месяцев и умер. Между тем с 1856 года в Павловске десять лет подряд проводил летние сезоны Иоганн Штраус, любивший музыку Глинки, много исполнявший его произведения, и особенно охотно – «Вальс – фантазию»


Слайд 43

Секрет вечной юности вальса Зал №8Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Текст слайда:

Секрет вечной юности вальса

Зал №8

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 44

Я ПОМНЮ ВАЛЬСА ЗВУК ПРЕЛЕСТНЫЙ... Я помню вальса звук прелестный. Весенней ночью, в поздний час, Его

Текст слайда:

Я ПОМНЮ ВАЛЬСА ЗВУК ПРЕЛЕСТНЫЙ…

Я помню вальса звук прелестный.
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!

Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс!

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 45

Не выпускай моей ладони - Объявлен вальс, объявлен вальс. Пусть в звуках музыки утонет Все то,

Текст слайда:

Не выпускай моей ладони —
Объявлен вальс, объявлен вальс.
Пусть в звуках музыки утонет
Все то, что огорчало нас
         
Последним танцем в этот вечер
Объявлен вальс, ты слышишь, вальс!
Но я хочу, чтоб длилась вечно
Его божественная власть
                            
Петр Давыдов

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 46

  Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Аудио-ресурсы:Слайд № 7-10 Антонин Дворжак «Славянский танец»Слайд № 11-30 Фредерик Шопен

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Аудио-ресурсы:

Слайд № 7-10 Антонин Дворжак
«Славянский танец»
Слайд № 11-30 Фредерик Шопен
Вальс C-dur
Слайд № 38-42 Михаил Глинка
«Вальс-фантазия»
Слайд № 43-48 «Я помню вальса звук
прелестный», сл. Листова, муз.
исп. Дмитрий Хворостовский


Слайд 47

  Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Библиография Школьников Л. П. Рассказы о танцах. -М.: Советская Россия, 1966.Мейлих

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Библиография

Школьников Л. П. Рассказы о танцах. -М.: Советская Россия, 1966.
Мейлих Е.И. Иоганн Штраус. Из истории венского вальса. -М.: Музыка,1969.
Ауэрбах Л. Рассказы о вальсе. -М.: Музыка, 1975.
Керн А. П. Воспоминания. –М.: Музыка, 1974.
Глинка М.И. Записки. -М.: Музыка, 1953.
Журнал «Музыкальная жизнь» № 21, 1985.


Слайд 48

Интернет-ресурсыСлайд № 14, 25, 30, 43, 44 - история вальса http://blog.i.ua/community/1799/508514 Слайд № 22 http://dancy-jam.net/articles/709Слайд № 47

Текст слайда:

Интернет-ресурсы

Слайд № 14, 25, 30, 43, 44 — история вальса http://blog.i.ua/community/1799/508514
Слайд № 22 http://dancy-jam.net/articles/709
Слайд № 47 http://www.liveinternet.ru/tags/%EE%F1%E5%ED%ED%E8%E9+%E2%E0%EB%FC%F1
Слайд № 49 http://www.chitalnya.ru/work/308938

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище


Слайд 49

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище Благодарим за внимание

Текст слайда:

Киселева Галина Викторовна, Чебоксарское музыкальное училище

Благодарим за внимание


Цель урока: Формирование
музыкальной культуры школьников как важной
части духовной культуры.

Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с музыкальными жанрами,
    расширить представление о музыкальном жанре –
    танец.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыкальному
    искусству;
  • Развивать вокально-хоровые навыки.

Используемый материал:

  • Рахманинов С. “Полька”
  • Шопен “Полонез ля мажор”
  • Шопен “Мазурка”
  • Чайковский П. “Вальс” из балета “Спящая
    красавица”
  • Чайковский П. “Вальс”
  • Адлер “Песенка менуэта”

Презентация.

  1. Организационный момент. Построение
    учащихся перед классом. Вход в класс под музыку.
  2. Работа по теме урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! (учитель
играет нисходящее ре минорное трезвучие, по два
раза каждый звук)

Ученики: Здравствуйте! (при ответе
учащихся учитель играет нисходящее ре минорное
трезвучие).

Учитель: Мы начинаем урок! Сегодня на уроке
мы продолжаем знакомиться с музыкальным жанром —
танец. Скажите, когда люди танцуют?

Ученики: Когда праздник, когда весело, на
утренниках …

Учитель: А какие танцы вы знаете?

Ученики: вальс, полька…

Учитель: Да! И первый танец, с которым мы
сегодня познакомимся – это полонез. (Звучит
“Полонез” Шопена)
/ В переводе на русский язык
название танца звучит просто как слово
“польский”. Как вы думаете, в какой стране
появился этот танец?

Ученики: в Польше!

Учитель: Действительно, этот танец пришёл
к нам из Польши. Старинный польский танец
торжественного характера, в котором раньше
участвовали одни воины-рыцари. С 16 века полонез
известен как придворный танец в странах Европы.
Полонез — совсем простой танец, представляет он
собой что-то вроде парадного шага. Поэтому он
имеет второе название – танец-шествие.

Учитель: И следующий танец тоже пришел из
Польши.

Ученик:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком.

Учитель: Это — мазурка. Думаю, что
мало кто знает, откуда возникло название этого
танца. Мазурка – танец, который пришёл из Польши.
Там есть область Мазовия, а люди, проживающие в
этой области, назывались мазурами. Танец получил
своё название по наименованию местных жителей –
мазурка. Какой характер у мазурки? (Звучит
“Мазурка” Шопена).

Ответы учащихся.

Учитель: А следующий танец часто считают
польским танцем, хотя это неправда, так как полька
появился в Чехии. Слово “Полька” по-чешски
означает “полшага”. Танцуют его парами по кругу,
передвигаясь мелкими и быстрыми прыжками. Итак, я
приглашаю всех любителей польки на танец! Дети
выполняют движения по показу учителя. (Звучит
“Полька” Рахманинова).

Учитель: Когда-то очень давно любили
танцевать старинный танец менуэт. А в
какой стране появился менуэт, вы сейчас сами
узнаете. (Учитель исполняет песню Адлера
“Менуэт”).

Учитель: В какой стране появился менуэт?

Ученики: во Франции.

Учитель: Совершенно правильно. Менуэт –
это французский танец, характеризующийся
большим количеством поклонов и реверансов. (Разучивание
песни. 1 этап работы над пеней.)

Ученик:

Об этом танце сказано не мало.
Он в песнях и стихах воспет!
И сколько б танцев не бывало.
А лучше и красивей вальса нет!

Учитель: Слово “Вальс” в переводе с
немецкого значит “вертящийся”, “кружащийся”.
Действительно, когда мы слушаем вальс, то в нашем
воображении возникает какое-то кружение. Вальс
появился давным-давно – более 200 лет назад. Но и
по сей день он не уступает в популярности новым
модным танцам. Кто же придумал вальс? Мы не можем
ответить на этот вопрос, потому что вальс
придумал не один человек, а тысячи. А жили эти
люди в маленьких городках Германии и Австрии —
“ландаль”, что означает провинция. Именно там и
родился танец, который назвали лендлер. Попав в
музыкальную столицу мира – Вену, танец получил
название вальс. (Звучит вальс из балета
“Спящая красавица”)
. Этот вальс написал
известный вам русский композитор П.И.Чайковский.
П.Чайковский написал много красивых вальсов, и
один из вальсов мы сейчас прослушали. Какой
характер у вальса?

Ответы учащихся.

Учитель: я предлагаю поиграть вам в
игру-соревнавание “Кто лучше изобразит вальс?” (Дети
участвуют по желанию. Звучит “Вальс”
П.Чайковского)

Учитель: Молодцы! Ребята, какой “кит” у
нас сегодня в гостях?

Ученики: Танец.

Учитель: С какими танцами мы сегодня
познакомились?

Ученики: Полонез, мазурка, полька, менуэт,
вальс.

Учитель: Танец открывает двери в любую
музыку. С помощью танца мы войдём в двери любой
симфонии, балета. И закончить этот урок хочу
следующими словами:

О, танец! Ты – великое творенье,
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!
Мазурка, полонез и полька,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре нас!

Выход под “Итальянскую польку”.

Приложение. 

Как полька стала популярным европейским танцем и при чем здесь чехи

Полька

В XIX веке практически все европейское сообщество было охвачено страстью под названием «полька». Не обошла эта одержимость и российскую публику: все разговоры барышень и джентльменов сводились лишь к польке. Ни один другой танец до этого не удостаивался такого внимания. В чем его секрет?

История польки: легенда о веселой служанке

Для начала развенчаем главный миф, который связан с этим танцем. Полька не имеет никакого отношения к Польше. Ведь зародился жанр в середине XIX века на территории современной Чехии. Тогда эта земля называлась красивым словом Богемия. Получается, что полька — это чешских национальный танец. Но останемся на мгновение в прошлой эпохе, чтобы проследить рождение этого жанра.

Однажды молодая служанка, которую звали Анной Хадимовой, поливала цветы в саду своего хозяина и наслаждалась теплым летним вечером. Несмотря на свое социальное положение, девушка в тот день была в прекрасном настроении. Ее душу переполняли приятные эмоции, которые заставляли Анну петь и танцевать прямо во время исполнения своих прямых обязанностей.

Рассказ о танце 2 класс музыка полька

Девушка настолько была увлечена своим танцем, что не заметила наблюдавшего за ней молодого мужчину. Ее легкие, энергичные движения произвели огромное впечатление на него. Шаг, подскок, еще шаг — танцевала Анна, а таинственный наблюдатель запоминал каждое ее движение, чтобы переложить танец на язык музыки. Мужчину звали Йозефом Нерудой. Он руководил небольшим оркестром, с которым и представил новую мелодию на мещанском балу в Брандисе-над-Лабем. Это, конечно же, была полька. Случилось столь знаменательное событие в мире музыки и танцев в 1831 году.

Говорят, что история про служанку Анну и музыканта Йозефа Неруду, всего лишь красивая легенда. Существует и другая версия происхождения польки. Согласно ей, танец придумал преподаватель Франтишек Гилмар. Именно ему чаще всего приписывают авторство этого жанра.

Как Франтишеку удалось создать танец, которым бредила вся европейская богема? Может его музой и была та самая Анна Хадимова? На самом деле, история жанра выглядит весьма прозаично. В те времена появлялось много танцев, схожих с полькой. Они зарождались среди простого народа и в аристократических кругах и нередко смешивались — слияние двух танцев и стало началом польки.

По утверждению Франтишека, он объединил быстрый «квапик» и медленную «нимру». Этого было достаточно, чтобы произвести фурор на танцевальных вечерах. За счет чего? Близости партнеров во время танца. Полька вызвала такие же жаркие споры среди консерваторов, как и вальс. Ведь и там, и там танцорам разрешалось касаться друг друга.

Сплетни, разговоры в кулуарах и огромный интерес к новому танцевальному направлению охватил Богемию. Особый восторг полька вызвала среди девушек и юношей, сердца которых были наполнены страстью и романтикой.

Богемия, вслед за ней Австрия и другие ближайшие страны — «полькомания» охватила практически всю центральную Европу. Но особый фурор танец произвел на парижан. Стоило пражскому танцмейстеру исполнить польку на сцене парижского театра Odeon, как молва о новом танце охватила все общество. Его начинают преподавать во всех салонах, чтобы каждый смог проникнуться живым и веселым нравом этого танцевального стиля. Французская любовь к польке позже создаст ложное представление о том, что танец придумали французы.

Позже польку начинают танцевать за океаном. Правда, хореография американцев отличается от чешского, традиционного варианта, но энергетика танца осталась прежней.

О развитии польки в России

В 1845 году петербургский Александринский театр стал центром притяжения всей великосветской публики. Сюда приезжали со всего города, чтобы посмотреть на исполнение… польки. До ее появления театр не мог похвастаться аншлагами и переполненными залами. Но энергичный танец, подсмотренный у парижского бомонда изменил ситуацию в корне.

На самом деле первая попытка «привезти» польку в Россию была предпринята пятью годами ранее. Но общество с сомнением отнеслось к вольной хореографии. Поэтому в следующий раз ее слегка адаптировали, чтобы никто во время постановки не почувствовал себя оскорбленным и сконфуженным.

Появление польки в Петербурге неизменно связывают с именем артиста балета Николаем Осиповичем Гольцем. Именно он, очарованный французским искусством танца, решил сделать этот стиль частью российской культуры. И у него это получилось. Никогда еще врачи так не радовались за петербуржцев, которые с лихвой отплясывали на балах и в салонах, поддерживая свое здоровье!

Предлагаем отправиться на бал и полюбоваться исполнением польки в лучших традициях XIX века. Вот большой зал начинают заполнять пары. Они двигаются вольно и непринужденно, стараясь не задевать других танцоров. Вперед, назад, в сторону, обратно — их движения хаотичны и одновременно веселы. Что будет если вставить отдельные фигуры польки в другие известные танцы? Эффектный и оригинальный танцевальный рисунок. Так развлекалось петербургское общество длинными вечерами.

Стоит сказать, что наибольшее распространение полька получила среди мелкого чиновничества, купцов и мещан. К концу века ее вытеснил танец галоп.

Полька глазами современного человека

Рассказ о танце 2 класс музыка полька

Широкое распространение этого направления привело к появлению десятков видов полек. Венгерская, немецкая, шведская, финская, бразильская — практически в каждой стране исполняют этот танец на свой лад. Истинный, чешский вариант стал забываться. Поэтому возникают мифы, связанные со страной, где зародился танец.

Несмотря на количество полек, неизменными остаются следующие моменты:

  • жанр привлекает внимание своим живым, веселым и зажигательным характером;

  • полька принадлежит к числу двудольных танцев, как галоп и канкан;

  • ее исполняют парами;

  • чтобы научиться танцевать польку, достаточно выучить несколько движений: приставной и переменный шаги, озорные подскоки. Главное — не терять ритм.

Первоначально танец состоял из 10 фигур. Но позже их количество стало увеличиваться и видоизменяться: смягчались прыжки, появлялись новые обороты. Не избежала полька и объединения с различными бальными танцами. Так свет увидел польку-вальс, польку-мазурку, польку-галоп и т.д.

Интересные факты

  • В городе Брно (Чехия) польку используют в танцевальной терапии для лечения болезни альцгеймера. Регулярный ритм этого танца благотворно воздействует на интеллектуальные способности пациентов и улучшает их настроение.

  • В названии танца заложена его главная особенность — полушаги, которые и совершают танцоры. «Pulka» на чешском означает «полшага». Хотя существует теория, что к названию танца «приложили» руки поляки. В 30-е года XIX века, когда возник этот жанр, произошло польское восстание. Чехи настолько прониклись судьбой поляков, что назвали в их честь танец.

  • Происхождение стиля до сих пор вызывает споры среди специалистов. Одни придерживаются «чешской» версии, другие считают, что жанр появился гораздо раньше — в XVI веке, и его прародителем был танец бурре.

  • Англичане оказались единственными, кто не проникся энергией польки, когда по ней сходила с ума почти вся Европа.

  • Насколько полька была популярна в европейском обществе? Судите сами: в честь этого танца назвали мужскую прическу и пирожное. Ради обучения живым и смелым па откладывались свадьбы — лишь бы успеть отточить хореографию. Врачи неустанно принимали пациентов с «полечной болезнью», когда ступни опухают, а связки болят от растяжений.

  • Во время Второй мировой войны полька стала символом освобождения от нацистов. Ее исполняли представители многих стран. Не обошлось и без курьезных случаев. Так, американцы были удивлены тем, что чехи знают их польку, а чехи, в свою очередь, никак не ожидали увидеть американцев, танцующих польку.

  • Немало пришлось пережить во время Второй мировой и Джону Вилфарту, который играл в музыкальной группе польку. Его записали в шпионы за то, что в его игре услышали зашифрованные послания фашистам. Якобы Джон таким образом передавал сведения о движении антигитлеровских войск.

  • Финская полька Сяккиярви — еще один «фигурант» в военном деле. На этот раз речь идет о вражде между Финляндией и СССР. Благодаря быстрому музыкальному ритму этой польки удалось избежать разрушения многих зданий в Выборге. Дело обстояло так. Перед сдачей финам Выборга, советские военные заминировали город. Приводить мины в действие предполагалось дистанционно с помощью радиосигнала определенной частоты. Для глушения финские саперы как раз и использовали польку Сяккиярви. Хотя существует мнение, что это всего лишь легенда.

  • В российских пансионатах и различных учебных заведениях начала XX века танцам обучали платно. Чтобы освоить польку девушкам приходилось платить.

 92

Популярные польки

Полька — это не только танец, но и музыкальный стиль. Множество композиций, написанных в духе зажигательной хореографии было написано за время существования жанра. Предлагаем послушать лучшие из них.

195

Полька «Трик-трак» Иоганна Штрауса-младшегоРассказ о танце 2 класс музыка полька. Это одно из поздних сочинений композитора. Он написал его в 1858 году, когда гастролировал по Петербургу. Впервые композиция была исполнена в Вене и сразу же завоевала любовь публики. Особый интерес вызывает происхождение названия мелодии. Одна версия гласит, что основой послужило венское слово «трич-трач» (в переводе «болтовня»). Согласно другой, полька была названа в честь пуделя знакомой Штрауса. Собачку так и звали Трик-трак.

«Трик-трак» (слушать)

«Детская полька» М.И. Глинки узнаваема с первых нот. Ее великий русский композитор написал в 1854 года и посвятил племяннице.

«Детская полька» (слушать)

«Полька Евы» — финская полька, истоки мелодии которой теряются в глубине веков. Существует мнение, что она имеет русское происхождение. Слова для «Евиной польки» сочинил Эйно Кеттунен в 1937 году, но особую популярность песня приобрела в 2006 благодаря финской фолк-группе «Loituma», хотя альбом с записью был выпущен в 1995 году. Что сделало простую мелодию известной? Диалект, который звучит как скороговорка. «Як-цуп-цоп» — вот что расслышала и запомнила публика. С тех пор «Полька Евы» больше известна как «Як-цуп-цоп».

«Полька Евы» (слушать)

«Škoda lásky» — самая известная чешская полька. На русском она звучит как «Жаль любви». Мелодию написал композитор Яромир Вейвода, а слова — Вацлав Земан. Задорная, веселая и живая — буквально так можно описать эту песню, которая была написана в 1927 году. В начале 2000-х «Škoda lásky» была признана хитом XX века по результатам чешского голосования.

«Škoda lásky» (слушать)

Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Карел Коваржовиц — вот еще несколько известных имен, чье творчество навсегда будет ассоциироваться с полькой.

Ни интернета, ни телевидения, ни радио — ничего из этого списка не понадобилось для распространения польки по всему миру. И это вызывает восторг и удивление! Так в чем же заключается секрет этого танца? Он появился в нужное время и в нужном месте, когда буржуазная Европа была готова к легкой, раскрепощенной, веселой хореографии. Полька стала воплощением нового времени, что и заставляет до сих пор восхищаться этим жанром.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Полька

  • Рассказ о тайге для 4 класса окружающий мир
  • Рассказ о танце 2 класс музыка вальс
  • Рассказ о тадж махале
  • Рассказ о талантливом человеке 6 класс по обществознанию
  • Рассказ о танце мазурка 2 класс