Рассказ о таежном клеще

Последнее обновление файла epg: 05.01.2022 11:48 mskпри использовании epg от iptvxone tvg-id=vf-klassika программа показана из текущего файла epg01:33 х/ф меня

Последнее обновление файла EPG: 05.01.2022 11:48 MSK

⚠При использовании EPG от IptvX|one

tvg-id=»vf-klassika»

? Программа показана из текущего файла EPG

01:33 х/ф Меня зовут Арлекино

03:39 х/ф Улица полна неожиданностей

04:48 х/ф Цирк

06:16 х/ф Человек ниоткуда

07:32 х/ф Чужие письма

09:01 х/ф Всё наоборот

10:06 х/ф Свадьба

11:07 х/ф Как Иванушка-дурачок за чудом ходил

12:32 х/ф По улицам комод водили…

13:36 х/ф Трактористы

14:58 х/ф Стрелы Робин Гуда

16:29 х/ф Жил певчий дрозд

17:50 х/ф В небе ночные ведьмы

19:06 х/ф Неотправленное письмо

20:42 х/ф Впервые замужем

22:16 х/ф Приступить к ликвидации

00:23 х/ф Ёлки-палки!…

01:47 х/ф Укрощение огня 1 с.

03:12 х/ф Укрощение огня 2 с.

04:24 х/ф Романс о влюбленных 1 с.

05:29 х/ф Романс о влюбленных 2 с.

06:31 х/ф Агония 1 с.

07:44 х/ф Агония 2 с.

08:54 х/ф Пропавшая грамота

10:08 х/ф Трембита

11:35 х/ф Королева бензоколонки

12:48 х/ф Дознание пилота Пиркса

14:24 х/ф Поезд вне расписания

15:39 х/ф Два капитана 1955

17:11 х/ф Первый троллейбус

18:33 х/ф Большая семья

20:13 х/ф Алешкина любовь

21:36 х/ф Чужая родня

23:10 х/ф Меня зовут Арлекино

01:16 х/ф Улица полна неожиданностей

02:25 х/ф Цирк

03:53 х/ф Человек ниоткуда

05:09 х/ф Чужие письма

06:38 х/ф Всё наоборот

07:43 х/ф Свадьба

08:44 х/ф Как Иванушка-дурачок за чудом ходил

10:09 х/ф По улицам комод водили…

11:13 х/ф Трактористы

12:35 х/ф Стрелы Робин Гуда

14:06 х/ф Жил певчий дрозд

15:27 х/ф В небе ночные ведьмы

16:43 х/ф Неотправленное письмо

18:19 х/ф Впервые замужем

19:53 х/ф Приступить к ликвидации

22:00 х/ф Ёлки-палки!…

23:24 х/ф Укрощение огня 1 с.

00:49 х/ф Укрощение огня 2 с.

02:01 х/ф Романс о влюбленных 1 с.

03:06 х/ф Романс о влюбленных 2 с.

04:09 х/ф Агония 1 с.

05:21 х/ф Агония 2 с.

06:31 х/ф Пропавшая грамота

07:45 х/ф Трембита

09:12 х/ф Королева бензоколонки

10:25 х/ф Дознание пилота Пиркса

12:01 х/ф Поезд вне расписания

13:16 х/ф Два капитана 1955

14:48 х/ф Первый троллейбус

16:10 х/ф Большая семья

17:50 х/ф Алешкина любовь

19:13 х/ф Чужая родня

20:47 х/ф Меня зовут Арлекино

22:53 х/ф Улица полна неожиданностей

00:02 х/ф Цирк

01:30 х/ф Человек ниоткуда

02:46 х/ф Чужие письма

04:15 х/ф Всё наоборот

05:20 х/ф Свадьба

По одноименному водевилю А.П. Чехова. Мещане Жигаловы, у которых на выданье дочь Даша, к ужасу своему узнают, что чиновник Апломбов, все лето ухаживавший за Дашей, ежедневно обедавший у них и зарекомендовавший себя женихом, жениться вовсе не собирается

06:21 х/ф Как Иванушка-дурачок за чудом ходил

Чтобы спасти свою любимую от злого недуга, Иванушка отправляется за тридевять земель, побеждает коварство богатого купца Марко, жульничество Феди-конокрада, недоверие волшебника Лукомора и завоевывает любовь Насти

07:46 х/ф По улицам комод водили…

Киноальманах, состоящий из новел-шуток по мотивам В.Панкова, А.Курляндского, А.Зорина, Л.Осадчука, А.Инина, в котором обыгрываются всевозможные смешные ситуации. Покупатель доверяет проверить новый велосипед… ребенку; пожилой пассажир пригородного поезда, размечтался о встречах с девушкой, которая под напором его взгляда решает… уступить ему место; директор гастронома выясняет у следователя, сколько ему грозит, если он будет жить не по средствам…

08:50 х/ф Трактористы

Середина 30-х годов. Демобилизованный танкист-дальневосточник Клим Ярко возвращается в украинский колхоз, где живет давно полюбившаяся ему Марьяна Бажан. Но Марьяна — уже прославленная трактористка района и у нее много поклонников, от которых она мечтает избавиться, выдумав любовь к силачу и лодырю Назару. В сложную ситуацию попадает простодушный Клим, но, в конце концов, искренностью и трудолюбием завоевывает симпатии всего колхоза и любовь знаменитой Марьяны

10:12 х/ф Стрелы Робин Гуда

Сюжетную основу фильма составляют несколько баллад о Робин Гуде — легендарном герое английских средневековых народных сказаний. Робин Гуд и его славные стрелки наводили ужас на церковников и феодалов, на всех тех, кто угнетает народ. Они появляются везде, где кому-то, ставшему жертвой произвола, была необходима помощь

11:43 х/ф Жил певчий дрозд

Молодой человек носится по городу, всем пытается услужить, со всеми пытается быть любезным и не находит ни одной минуты для того, чтобы заняться работой. Гия — композитор, но работает в оперном оркестре и играет он на инструменте, который не требует постоянного его присутствия. Этот инструмент называется литавры. Надо ударить по ним раз — потом длинная пауза, иногда до последнего акта. И потом надо прийти вовремя, чтобы ударить ещё раз в финале. А в промежутке между всем этим он успевает совершить немало странных и нелепых поступков, за которые его почему-то все любят

13:04 х/ф В небе ночные ведьмы

Этот фильм о событиях второй мировой войны. «Ночными ведьмами» называли бесстрашных советских летчиц фашисты. Они воевали на «ночных» бомбардировщиках ПО-2. Для девушек это прозвище было самой высшей оценкой их вклада в победу

14:20 х/ф Неотправленное письмо

После долгой, напряженной работы, когда все запасы продовольствия были уже на исходе, наступали первые осенние холода и не оставалось никаких надежд, были найдены, наконец, алмазы. Но утром разметался по тайге пожар и отрезал геологам путь к лодкам с продовольствием и снаряжением. Их было четверо в пылающей тайге. И геологам надо было не только спасти друг друга, но и передать знания о найденных алмазах на Большую Землю…

15:56 х/ф Впервые замужем

В 20 лет Тося родила дочку — одна, без мужа. В 30 — личное счастье стало недостижимой мечтой. Всю себя она посвятила любимой дочери. Знала бы она, что наступит время, когда та станет тяготиться ею и фактически выживать ее из дома. Но вот в 40 лет жизнь будто сделала круг и вернулась в исходную точку. Терять уже нечего — а значит, можно рискнуть, начать все с начала. Мама — впервые замужем, и эгоистичной дочери с этим трудно смириться…

17:30 х/ф Приступить к ликвидации

Весна 1945 года. Близится к концу Вторая Мировая война. Неспокойно в Западной Беларуси. Там действует жестокая банда бывшего пособника нацистов Болеслава Крука. Бандиты не жалеют никого, в том числе и женщин, и детей, убивая, грабя и поджигая колхозные угодья. Свои щупальца банда протянула аж до Москвы, где имеет своих доверенных людей, снабжающих их награбленным барахлом. Раскручивая убийство одного из московских пособников бандитов, начальник отдела по борьбе с бандитизмом подполковник Иван Данилов со своей опергруппой постепенно восстанавливает всю цепочку преступлений, арестовывая, или уничтожая одного за другим членов банды…

19:37 х/ф Ёлки-палки!…

С виду герой фильма совершенно нормальный человек. Однако большинство земляков считают его слегка чокнутым. Еще бы: конструирует вечный двигатель, годами сочиняет философский трактат… Словом, витает в эмпиреях и глядит свысока на прочих обитателей грешной земли. Глядит-глядит — а счастья-то своего не видит…

21:01 х/ф Укрощение огня 1 с.

Фильм рассказывает о зарождении, становлении и развитии советского ракетостроения — от первых пятилеток до создания сверхдальних современных ракет. В фокусе внимания создателей ленты судьба Андрея Башкирцева, главного конструктора, отдавшего жизнь осуществлению великой мечты — освоению Космоса

22:26 х/ф Укрощение огня 2 с.

Фильм рассказывает о зарождении, становлении и развитии советского ракетостроения — от первых пятилеток до создания сверхдальних современных ракет. В фокусе внимания создателей ленты судьба Андрея Башкирцева, главного конструктора, отдавшего жизнь осуществлению великой мечты — освоению Космоса

23:38 х/ф Романс о влюбленных 1 с.

В этом фильме рассказана простая и в то же время драматическая история любви двух молодых людей, которых разлучил случай. Как оказалось — навсегда…

Яндекс.Метрика

 Верхоянск
— самый заледенелый город Земли

Автор
текста: Вальтер Майр
(по страницам журнала от 2006 года)

Верхоянск
— самый заледенелый город Земли. В этой бывшей казацкой крепости температура
уже опускалась до минус 67,8 градуса. Местные жители, которых сильно тряхнуло в
результате развала Советского Союза, с надеждой смотрят теперь на примету
нового времени — туризм на полюсе холода.
Под куполом арктического воздуха покорно застыл город Верхоянск. От крыш домов
в морозное ясное небо вертикальными столбами поднимается дым.

%25D1%258F%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%25820001

Северное
сияние в Якутии: Бог послал ангела с полным мешком раздавать сокровища

6
часов утра. На термометре — минус 49,5 градуса.

Утопая
в покрытом копотью снегу, от здания работающей на угле электростанции идет
Варвара Кириллина. Этой якутской даме 74 года, она учительница на пенсии,
директор музея, а также веселый двигатель нового проекта под названием «Туризм
на холодном полюсе Земли». У Варвары Кириллиной есть все, что ищут в этих
местах иностранцы: законы тайги в крови, история родного города в памяти, а
также теплый дом с уборной. И все это, вместе взятое, превращает ее в
достопримечательность Верхоянска.

В
норковой шубе, рукавицах на ондатровом меху и шелковом платке, с тщательно
выщипанными бровями на лице цвета пергамента, она возвращается после
контрольного обхода барака, где живут кочегары. В домах по всей округе этой
ночью резко упала температура. И Варвара, не откладывая дела в долгий ящик, все
проверила и растолкала чумазого от сажи парня, который должен был подбрасывать
уголь в печи, чтобы в городе работало центральное отопление. Тот заснул у себя
на нарах.

Еще
час-другой, и трубы отопительной системы Верхоянска промерзли бы насквозь — при
почти 50 градусах ниже нуля, ночью, в самом холодном городе на земном шаре.

Черная
гранитная плита на стене метеостанции, построенной здесь Александром Бунге,
исследователем Сибири немецкого происхождения, хранит сведения о температурном
рекорде — минус 67,8 градуса, зафиксированном 15 января 1885 года неким
сосланным в Верхоянск метеорологом. В другом месте установлена стилизованная
голова мамонта — памятник арктическому полюсу холода.

Верхоянск,
казацкий форт, основанный ими в 1638 году в верхнем течении реки Яны, является
древнейшим городом по ту сторону полярного круга и находится на отметке 67
градусов 32 минуты северной широты. Полярная ночь здесь заканчивается не раньше
середины января. Во времена Советского Союза в этом городе боролись со льдом и
тьмой 2500 человек. Сегодня осталось 1360.

Верхоянск
теперь стал самым маленьким городом самой большой страны на Земле. Кажется, что
вся остальная Россия находится очень далеко. До Москвы 4700 километров на
запад, а до Якутска — столицы республики — 625 километров к югу. В свое время
председатель советского правительства Алексей Косыгин предложил сослать
Александра Солженицына, создавшего хронику ГУЛАГа, именно в Верхоянск, «потому
что туда не доберется ни один зарубежный корреспондент».

Приближаясь
к этому городу с воздуха, видишь пару тусклых огоньков в гигантском котле,
стены которого образованы горами Верхоянского хребта. Это похоже на аварийное
освещение в морозильной камере. Ленин давно уже умер, когда здесь, на севере,
подходила к концу гражданская война между большевиками и теми, кто сохранил
верность царю. Но и по сей день этот тускло освещенный город Заполярья отражает
дух ленинского тезиса: «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация
всей страны».

Верхоянск
— это памятник людской гордыне и страстотерпию одновременно. Осколок великой
веры в прогресс, накрепко засевший в таежной земле.

Летом,
когда тает лед на реках и болотах, по земле до Верхоянска добраться невозможно.
Зимой же помогает так называемый зимник — дорога для бывалых людей, проходящая
в основном по льду реки Яны. Водители грузовиков по восемь дней проводят в
пути, чтобы доставить из Якутска продовольствие и топливо.

А
в период, когда поставки невозможны, люди пользуются тем, что дает природа. Они
питаются копченым оленьим языком и замороженным жиром оленят, соком ягод,
грибами, а также порубленной на полоски сибирской кетой.

Варвара
Кириллина — одна из тех, кто, подобно своим предкам, доволен имеющимся в
Верхоянске. Подкладывая поленья в очаг, она выливает туда ложку масла, чтобы
умилостивить бога огня. Когда приходят незнакомые люди, она тайком проводит по
их одежде пучком волос из гривы белого жеребца. Якутские шаманы верят, что
таким образом можно отогнать от жилища злых духов.

В
ноябре сам президент России Владимир Путин пообещал вручить Варваре орден за
дело всей ее жизни. За то, что она борется за сохранение культурного наследия
народов Крайнего Севера. Зато, что она собрала в своем музее свидетельства
10000-летней истории этого края: кости мамонтов, предметы быта
кочевников-оленеводов, жестяные миски ссыльных из 23 лагерей, находившихся
поблизости и входивших в сталинскую систему ГУЛАГа.

Но
теперь речь идет о будущем Верхоянска. На полюсе холода готовы принимать
туристов — 29 евро в сутки, включая проживание, полный пансион и знакомство с
семьей местных жителей. Проблема в следующем. У жителей Верхоянска есть и
памятник, и пансионат под названием «Полюс холода», однако они не защитили свою
торговую марку и потому напрасно ждут гостей.

%25D1%258F%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%25820002

Верхоянск

Вице-президент
Якутии Александр Акимов, приезжая в Верхоянск, заявляет, что температурный
рекорд 1885 года «известен каждому человеку на планете». В правительственной же
резиденции в Якутске звучат другие речи. Миллионы рублей, выбрасываемые
правительством на туристический проект «Полюс холода», уже запланированы совсем
на иные цели. Они текут в Оймякон, захолустье неподалеку от Колымской трассы,
которую заключенные по приказу Сталина проложили через всю Якутию до Охотского
моря. До Оймякона, в отличие от Верхоянска, туристы могут добраться на
автомобиле. И якутскому президенту, и министру туризма Оймякон ближе
изначально.

%25D1%258F%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%25820002%2B1

Якуты в Верхоянске в
ожидании туристов
Президент
прежде был главой алмазного концерна «АЛРОСА», и родился он в поселке на
полпути к Оймякону. Туристов, вот уже несколько лет бронирующих билеты на
авторалли к «Полюсу холода Земли», направляют к нему на родину. Там они посещают
музей ГУЛАГа, ночуют и питаются. Со своей стороны якутский министр по туризму
тоже заинтересован в проведении многодневных фестивалей «Полюс холода» с
катанием на оленьих упряжках и выступлениями фольклорных ансамблей именно в
Оймяконе — хотя бы потому, что он там родился. Так утверждает мэр Верхоянска,
который теперь намерен предпринять «правовые шаги», чтобы прояснить вопрос о
том, какой же из населенных пунктов является рекордсменом по низким
температурам. У него в запасе имеется заключение российского метеоролога высочайшего
ранга. Газета «Якутская неделя» язвительно заметила, что «свободомыслящие
предприниматели из министерства по туризму» просто выдумали всю эту историю с
Оймяконом. В 1926 году здесь зафиксировали температуру минус 71,2 градуса, что
было, скорее всего, результатом щедрого округления приблизительных данных,
считает это издание. Положительным в холодной войне между двумя городами,
считают люди, планирующие развитие туризма, является то, что никто не отрицает:
среди всех на свете населенных пунктов полюс холода «выбрал» именно города
Якутии. Крупнейшей республике Российской Федерации новые источники дохода очень
даже могут пригодиться.

Это
столь же правдоподобно, сколь и удивительно для такой страны, как Якутия,
которая после развала Советского Союза именует себя просто Саха — «человек».
Здесь на территории, равной по площади восьми Германиям, живет не более 1 млн.
человек, а под их ногами зарыты месторождения сырья — самые огромные в России.

Легенда
гласит, что Бог, создав землю, отправил ангела с большим мешком раздавать
сокровища. Когда этот ангел пролетал над Якутией, у него окоченели пальцы, так
что он все рассыпал. В результате 99% российских бриллиантов поступает именно
отсюда, а еще здесь в земле таятся огромные запасы золота, угля, газа и олова.

Мало
что из этого богатства достается народу, ведь принципы, которыми
руководствовались власти в царские и советские времена, действуют и по сей
день. Цари требовали с коренных жителей ясак — налог мехами. Советская власть
забирала сырье, правда, предоставляя взамен электричество, бесплатное
образование и дешевые авиарейсы для жителей тайги. Нынешние кремлевские власти
более склонны обращаться с народным достоянием в соответствии с царистскими
идеями, чем с советскими.

Что
касается якутского концерна «АЛРОСА», добывающего алмазы на $2,5 млрд. в год и
являющегося вторым по величине в мире после De Beers из Южной Африки, то
президент Путин как раз инициировал передачу контрольного пакета его акций
федеральному правительству. Прибыль от добычи других полезных ископаемых наряду
с несколькими особо богатыми якутами получают и государственные концерны,
руководимые из Кремля.

Жители
Заполярья сильнее других ощутили на себе потрясения нового времени. Если здесь
закрывается совхоз, то второго в округе не отыщешь, даже если будешь ездить
много часов подряд. Чтобы найти работу где-то еще, нужно иметь некоторые
сбережения: рейс до Якутска стоит месячной зарплаты, а чтобы заправить бензобак
автомобиля дважды, придется выложить зарплату за неделю.

«В
деревнях сейчас все мечтают о развитии туризма», — говорит Вячеслав Ипатьев,
который считает, что борьба за туристов-экстремалов и экотуристов уже
разгорелась, поскольку они являются источником дохода для жителей Севера.
Ипатьев — худощавый русский в очках, еще в советские времена он написал
диссертацию на тему «Развитие туризма в Якутской автономной советской
социалистической республике». Сейчас он прикладывает все усилия к тому, чтобы
иностранцы, приезжающие в Якутск, путешествовали по широким просторам
республики.

Он
не возражает тем, кто считает полюсом холода Оймякон, а вместо этого предлагает
им девятидневные развлекательные туры плюс сертификат, подтверждающий посещение
этого самого полюса. А для сторонников Верхоянска он добывает соответствующий
документ от конкурента. Романтикам предлагается поучаствовать в поисках костей
мамонта с ужином на берегу реки Адычи или выехать на море, покрытое льдом,
чтобы гарантированно полюбоваться северным сиянием. «Этого вам не предложат
даже на Аляске», — говорит Ипатьев.

%25D1%258F%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%25820003%2B1

Оленевод в тайге: только
непрерывное движение дает возможность не умереть от холода

Впрочем,
если две немецкие вегетарианки в возрасте за 60 поинтересуются — как это было в
феврале, — подадут ли им во время внутреннего авиарейса по Якутии до местечка
Усть-Нера «что-нибудь, не содержащее мяса», то даже такому профессионалу, как
Ипатьев, придется признать поражение и ответить: «В этом рейсе, к сожалению,
вам не подадут ничего, даже чашку чая».

Верхоянск
со своим средним показателем с момента развала СССР в 0,9 туриста в год
является Золушкой среди якутских городов, претендующих на приток туристов.
Забытый на постсоветской ничейной земле, этот город, расположенный севернее
закрытых золотых шахт и обветшавших бараков ГУЛАГа, борется за свое место в
современной жизни. При этом он в состоянии предложить гостям знакомство с
российской действительностью в ее самом чистом проявлении — «рашн экстрим», как
выражаются московские англофилы из высших кругов.

Новые
времена в Верхоянске таковы, что пенсионеры на одни только дрова тратят треть
своего бюджета. Столько же доплачивают местные власти. Питьевую воду в виде
льда из реки Яны доставляют за наличные на тракторе. Незаменимые унты — сапоги
на оленьем меху — по возможности шьют сами: в лавке они стоят от 200 до 500
евро. Старые теплые вещи, которые во времена Советского Союза люди получали
бесплатно, они носят до сих пор.

В
январские морозы, когда средняя температура соответствует среднегодовой
температуре на Марсе, никто не выходит на улицу без крайней необходимости
больше чем на 15 минут.

%25D1%258F%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%25820003

Не умереть от холода
помогают мех и шкуры животных, добытых на охоте

Помимо
непрерывного движения не умереть от холода помогают лишь мех и шкура тех
животных, которые обитают за полярным кругом. Погреться можно у печки в таежном
бараке и в автомобилях с двигателями, непрерывно работающими весь день.

Когда
перед восходом солнца, в 12 часов дня, улицы Верхоянска оживают, это выглядит
так, словно кучка астронавтов, закутанных наподобие мумий, отправляется в
экспедицию по враждебной человеку планете. Они движутся на фоне водопроводных
труб толщиной с древесный ствол, из-за вечной мерзлоты протянутых над
поверхностью земли и пронизывающих весь город, словно нервная система.

Бодро
рыча двигателями, водители грузовиков спускаются к реке Яне, из которой они ежедневно
выкачивают 180 тыс. литров воды для отопительной системы — никто до сих пор и
не подумал о том, чтобы провести прямую ветку от реки к теплоэлектроцентрали.
Круглые сутки двое мужчин неутомимо пробивают в проруби лед и поддерживают
пламя костра, чтобы не замерзло отверстие, предназначенное для выкачивания
воды. Школьники пешком идут в школу — в Верхоянске старшеклассники
освобождаются от занятий, когда температура на улице падает до минус 55
градусов. Старики этим недовольны и ворчат, что наступило глобальное потепление
— раньше до минус 57 градусов никому никаких скидок не делали. Школьники тоже
недовольны и ворчат, что в других местах по всей Якутии в школу можно не ходить
при минус 50.

Те,
кто остается в Верхоянске после окончания школы, обычно становятся охотниками,
собирателями грибов и ягод и капканщиками, как и их пращуры за полярным кругом.
Они торгуют собольими шкурками, складируют в вырытых руками ямах замороженные
тушки зайцев-беляков, попавших головой в проволочные петли. Зайчатиной этой начиняют
пельмени или кормят ездовых собак.

Мужчины
в Верхоянске говорят: «Природа дает и отбирает». Техника выживания предков и
уважение к природе продолжают жить и в душе Константина Слепцова. Величественно
гонит он свои стада по замерзшей глади озера Омолон, один мужчина и 80 животных,
крошечные точки на снежном покрывале тайги. Константин — старейший в роду одной
из эвенкийских семей, столетиями живущих за счет оленеводства. Это худощавый,
белый как лунь, мужчина с живым взглядом.

Возможно,
и Константина в будущем посетят туристы. При условии, что они решатся потратить
шесть часов на автомобильную поездку из Верхоянска в сторону моря по дороге,
которую нельзя назвать таковой даже с учетом российской специфики. А может
быть, они наймут вертолет по цене $1,5 тыс. в час, как сделал представитель
ЮНЕСКО, разрабатывающий сейчас свой проект «Школа на колесах» — юных кочевников
будут учить прямо в тайге, в закрытых санях, в которые впряжены олени.

Тусклое,
словно молочная радуга, мерцает в небе над полярным морем северное сияние, на
жгучем морозе промерзают у шаманских деревьев сигареты и прочие жертвенные дары
нового времени, а Константин ведет свой рассказ. О жизни у подножия гор
Терьях-Тах, о юртах в тайге и о «письме эвенкийских женщин» — если их похищают,
они вырывают шерсть у оленя и ею отмечают путь для преследователей.

Тайга
хранит следы, и так же поступает человек, живущий в ней. По поводу последнего
спора об истинном полюсе холода Земли, о туристах и «рекорде холода» в
Верхоянске Константин, сын кочевника в сапогах по колено, пошитых из лосиной
шкуры, и рыжей лисьей шапке, может лишь усмехнуться.

У
Константина имеется персональный термометр, без цифр. По его словам, до
температуры минус 65 градусов он может подстрелить здесь, в горах, дикую овцу,
не надевая рукавиц. Но дней, когда о стрельбе не приходилось и думать, было
предостаточно.

%25D1%258F%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%25820004

И кто это придумал, что
юкагиры – малый народ? Фото Н. Белецкого

Источники:

  • Вальтер Майр. Холодная война за полярным
    кругом// журнал Профиль, 2006 год, от 13 марта. – 75-77 с.
  • https://varlamov.ru/3826046.html
    — Верхоянск: самый холодный и безалкогольный город России

Сочинение: Становление характера главного героя рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро»
Урок I. 

      I.   В. П. Астафьев: детство писателя

дальше…

      Ученики прочитают вступительную статью о В. П. Астафьеве. Представить себе, как выглядит родина писателя, поможет очерк «Деревня Овсянка».      Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.      Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.— Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «…Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?
      Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:
      «…думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне… Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле» (В. П. Астафьев).
      В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.

      II. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»

      Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике.
      Запишем на доске и в тетрадях слово биография.
      — Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
      — Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим био- — жизнь и -графо- — пишу.
      — Как вы понимаете значение слова биография?
      — Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?
      Автобиография — описание своей жизни.
      — Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
      Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
      Сделаем в тетради еще одну запись:
      Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
      — Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
      Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

      Комментированное чтение

   
      Учитель прочитает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения или просит учеников сделать эту работу.

      Домашнее задание

      Подготовить ответы на 1—7-й вопросы
      12-е задание выполнить письменно.

      Индивидуальное задание

      Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Сочинение: Становление характера главного героя рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро»    I.Проверка домашнего задания. Словарная работа
 
      Проверяем выполнение 12-го задания.

      Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.

      Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
      Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
      Были — рассказы о действительных происшествиях.
      Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
      Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
      Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
      Белая рыба — рыба из семейства осетровых.
      Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
      Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
      Пацан — мальчишка (слово просторечное).
      Хлопец — парень (из украинского языка.)
      Варнак — разбойник.
      Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.
      — В каких ситуациях вам потребовалось обращение к толковому словарю? Какие слова и выражения вы смогли объяснить самостоятельно?

      Запишем на доске словосочетания холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара.

      — Какие части речи соединяются в этих словосочетаниях?
      — Вспомните, что такое эпитет. Какие прилагательные являются в этих словосочетаниях эпитетами, а какие нет? Объясните почему.

      Эпитеты — художественные определения: холодная изморось, хилые березки. Белая рыба — определение указывает на сорт рыбы. Рыбная тара — определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).

      Беседа
      Беседуем по вопросам учебника.

      — Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (1-й вопрос.)

      Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.

      — Что рассказывает писатель о рыбной ловле? (2-й вопрос.)

      Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.

      — Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? (3-й вопрос.) Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь.

      Васютка заблудился, погнавшись за глухарем.
      Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.

      — Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?

      Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
      В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.
      Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.

  •       — Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
  •       — Как вы понимаете слова: «Трепет перед драгоценным „припасом“ (так охотники называли порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»?
  •       — Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?
  •       Выразительное чтение

      Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички».
      Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.
      «Трепет перед драгоценным „припасом“» возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километров, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить.
      Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

      На уроке нужно обязательно прочитать отрывок, рассказывающий о встрече Васютки с Енисеем и возвращении мальчика домой, чтобы дети смогли пережить радость вместе с героем рассказа. Учитель при чтении обратит внимание на речевые характеристики героев: Васютки, старшины Коляды, деда, матери и отца Васютки. Каждому из героев присущи характерные выражения, интонации.
      Читаем от слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер» — до слов: «— …Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыскал?..».

      — Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? (6-й вопрос.)

      Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.

      — Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

      Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.

      III. Литература и изобразительное искусство

      Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста (11-й вопрос).
      «Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
      «Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
      Рассмотрим иллюстрации, которые сделали ученики.
      — Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
      В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

  1.       IV. Подготовка к сочинению
  2.       Домашнее задание
  3. Урок развития речи

      Тема: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».
      Обсуждаем тему, определяем идею сочинения. Вспоминаем, как составлять сложный план.

      Составить сложный план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».

  I. Подготовка к сочинению

Сочинение: Становление характера главного героя рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро»
          Дети дома работали над сложными планами сочинения. Обсуждаем планы, которые они составили. Повторяем общий принцип составления сложного плана, обсуждаем «наполнение» пунктов.
      План
      1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
      2. Становление характера Васютки.
      1) Забота Васютки о рыбаках.
      2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
      3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
      4) Забота Васютки об общем деле.
      3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
      Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

      II. Работа над сочинением

      Если есть возможность, сочинение надо сделать классным. Самостоятельная творческая работа в классе учит детей концентрировать внимание «здесь и сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию. Дома пятиклассники часто надеются на помощь родителей, на уроке они понимают, что надо надеяться на собственные силы.

      Домашнее задание

      Прочитать рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». Подготовить пересказ одного из рассказов.

Урок внеклассного чтения

      I. Анализ сочинений
      Учитель анализирует сочинения, отмечает удачные работы, разбирает типичные речевые, стилистические, фактические ошибки.

      II. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

      Учитель организует работу исходя из подготовленности класса. Проблема может возникнуть оттого, что отнюдь не все библиотеки имеют названные рассказы Астафьева; с другой стороны, дети часто не приучены обращаться в библиотеки за дополнительной литературой.
      Можно послушать отзывы учеников, пересказ и выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. Любые формы работы хороши, лишь бы помочь детям полюбить книгу, повернуть их лицом к творчеству такого выдающегося писателя, как Астафьев.

      — Какой темой объединены эти рассказы?    — Как вы думаете, почему писателя волнует тема отношения человека к природе? Как вы сами оцениваете важность этой темы?

  •   — Какие писатели посвящали свои произведения теме отношений человека и природы?
  •       Домашняя работа

Сочинение на тему: Становление характера в рассказе Васюткино озеро, Астафьев

­Главная>Сочинения по произведению Васюткино озеро

Становление характера

31 предложение/ 408 слов

Главный герой рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» также как и автор родился и вырос в таежном краю. В свои тринадцать лет он уже многое умел и знал. Например, он умел охотиться на птицу и тут же готовить свою добычу на костре.

Он знал, как отличить озерную рыбу от речной, как различать деревья в лесу, как находить юг и север, как добывать кедровые орешки и многое другое.

Все эти умения и навыки ему очень пригодились, когда он оказался один на один с холодным и неприветливым лесом.

Читая рассказ, мы видим, как менялось поведение мальчика в зависимости от ситуации и трудностей, с которыми он сталкивался. Удивительно, но именно сталкиваясь с трудностями, человек взрослеет и развивается.

Так и Васютке за несколько дней пришлось повзрослеть и по-новому взглянуть на жизнь. Как известно, тайга слабых не любит и для того чтобы в ней выжить нужен твердый характер.

Тринадцатилетнему герою Астафьева пришлось проявить всю свою смелость и решительность, чтобы выжить в условиях леса. Он затерялся, пока охотился на редкую в тех краях птицу глухаря.

Благодаря правильной подготовке и умению ориентироваться в лесу, мальчик смог продержаться с одним только хлебом пять дней. Так уж было заведено на берегах Енисея, каждый раз перед походом в лес брать с собой краюшку хлеба, нож и спички. На всякий случай Васютка с собой брал и ружье.

Как раз это и спасло его от неминуемого голода. Он несколько раз стрелял дичь и готовил ее на костре. Те зрелые решения, которые он принимал во время своего незапланированного похода, говорят о том, что Васютка уже не ребенок.

Даже в описании своего героя автор отмечает, что он выглядел, словно «маленький мужичок» особенно когда «сдвигал густые брови».

Васютка имел коренастое телосложение и носил тяжелую телогрейку, кальсоны с тесемкой, сапоги с портянками. Такая экипировка отлично подходит для пребывания в лесу, особенно на случай если погода становится зябкой и промозглой. Во время пребывания Васютки в тайге как раз был дождь, но он и с этой напастью справился.

Сила характера у него проявилась во многих делах. Вспомним, например, как он отложил хлеб на крайний случай. Также бережно он относился к патронам, зная, что нельзя расходовать «драгоценный припас». Неизвестное озеро, которое попадается на пути, становится его спасением. Оттого его позже назвали в честь Васютки.

За несколько дней мы видим, как он из ребенка превращается во взрослого, решительного человека. Автор показывает, как трудности закаляют характер. В критической ситуации человек мобилизует все свои силы и дает отпор неудаче. Именно так и повел себя Васютка – собранно, отважно, как настоящий мужчина.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Васюткино озеро, Астафьев
  • Характеристика героя Васютка, Васюткино озеро, Астафьев
  • Краткое содержание Васюткино озеро, Астафьев
  • Краткая биография Виктора Астафьева

«Становление характера Васютки» по рассказу «Васюткино озеро» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями.

Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой.

Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

В этом рассказе автор описывает, как  главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами.

Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу.

Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.

Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю  и давая волю слезам.

Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет. На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность.

Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб.

Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги.

Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким.

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.

Становление характера Васютки в рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Класс: 6

Цели

  • Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия при анализе рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
  • Содержательная цель:
    • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: литературный герой, автобиографический рассказ.
    • чтение и идейно-художественный анализ рассказа; формирование у обучающихся  деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что трудности всегда можно преодолеть.

Задачи

  • Образовательные: Продолжить работу по обучению аналитическому комментированию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя.
  • Развивающие: Развивать речевые умения: подготовка сообщений, развитие умений высказывать своё мнение о прочитанном, составлять план фрагмента текста. Развивать навыки  групповой работы.
  • Воспитательные: Помочь обучающимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на прочитанное.

УУД:

  • Личностные УУД: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Коммуникативные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; вести  учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
  • Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию в произведении, осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения, смысловое чтение.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать своеобразие творчества В.П.Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя.
  • Уметь определять понятия «литературный герой», «автобиографический рассказ», характеризовать героя произведения.

Личностные: Освоение новых видов  деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, формирование коммуникативной компетентности.

Метапредметные:

  • Личностные:

Методическая разработка по литературе (5 класс) на тему: «Становление характера Васютки через преодоление испытаний»

Главный герой «Васюткино озеро», рассказа, который написал Виктор Астафьев, рос в тайге, отец его был рыбаком, и они часто вместе ходили на промысел. Васютке было еще только тринадцать лет, а он уже многому научился, что в будущем спасло мальчика. Как Васютка оказался в тайге, где находится Васюткино озеро и как он победил лес? Прочитайте ниже об этом.

Бывало, что рыбаки соберутся вместе — сидят в избушке, рассказывают друг другу всякие истории, лакомятся дарами леса. Васютка любил в лесу добывать кедровые орешки, а потом угощать ими рыбаков.

Понятно, что порой Васютка ходил по лесу совершенно один, и вот одажды он, все-таки, заблудился. Хорошо, что он никогда не забывал наставлений матери о том, что всегда с собой нужно иметь хлеб, соль и спички.

Что же делать теперь главному герою «Васюткино озеро»?

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано — в 1956.

Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Васютка в тайге

  На всякого мудреца довольно простоты краткое содержание

Хотя Васютка много знал о лесе и его обитателях и часто бывал тут один, остаться одному в тайге было крайне опасно и страшно.

Рыбаки и отец рассказывали, что часто люди не могут выбраться из тайги самостоятельно и поэтому не выживают. Васютка отогнал эти мысли и призвал на помощь все свои навыки, смекалку, смелость и находчивость.

Что умел делать Васютка? Он хорошо знал приметы леса, мог развести костер даже в дождливый день, а кроме того пожарить на огне дичь.

В какой-то момент Васютка почти впал в отчаяние, но хорошо, что вовремя вспомнил слова, которые так часто слышал от деда и отца, а они любили говаривать: «Тайга хлипких не любит». Это придало ему сил и решимости. Васютка мужественно боролся с тайгой и победил ее.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности.

Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае.

Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Становление характера Васютки по рассказу «Васюткино озеро»

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой.

Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность. В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами.

Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу. Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.

Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам. Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет.

На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность. Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб. Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь.

За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги. Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало.

Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким. В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер.

В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.

  • Рассказ о татарском языке на татарском языке с переводом на русский
  • Рассказ о танце самбо
  • Рассказ о танцах сочинение
  • Рассказ о судьбе европейского гуманиста м монтень
  • Рассказ о счастье для детей