Рассказ о святых земли русской 4 класс музыка

Презентация на тему: святые земли русской 4 класс скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание слайда:святые земли


Презентация на тему: Святые земли Русской 4 класс

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Святые земли Русской Урок музыки в 4 классе Презентация Фроловой Евгении Владими

Описание слайда:

Святые земли Русской Урок музыки в 4 классе Презентация Фроловой Евгении Владимировны

№ слайда 2
Х век. Князь Владимир. Этого князя можно назвать самым известным правителем Древ

Описание слайда:

Х век. Князь Владимир. Этого князя можно назвать самым известным правителем Древней Руси. Именно Владимир стал тем, кто принес на нашу Землю истину христианской веры. Далек тот день, когда Русь стала православной, но не стираются из памяти народа истории о славном князе Владимире и о ее поисках настоящей веры.

№ слайда 3
Еще при жизни одарил князь Владимир Красно Солнышко каждого из своих двенадцати

Описание слайда:

Еще при жизни одарил князь Владимир Красно Солнышко каждого из своих двенадцати сыновей уделом, то есть княжеством -таков был обычай. Но больше всего любил Владимир своего младшего сына Бориса, и хотел именно ему передать киевский престол, а не старшему сыну Святополку. Очень не нравилось Святополку, что народ любит молодых князей Бориса и Глеба. Подослал Святополк немилосердных убийц сначала к Борису, а затем с помощью подлого обмана погубил и Глеба. Застонала русская земля от такого злодеяния, навеки заклеймили люди Святополка прозвищем Окаянный. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, покровителями княжеской власти.

№ слайда 4
Борис и Глеб- первые русские святые. Далее были и Александр Невский, и Сергий Ра

Описание слайда:

Борис и Глеб- первые русские святые. Далее были и Александр Невский, и Сергий Радонежский, и княгиня Ольга, и сам князь Владимир. Все они несли на Русь Свет Истины, Добра и Правды. Все они делали одно и тоже дело: утверждали наше Отечество как сильное, единое православное государство. Русская православная церковь установила день памяти всех русских святых, и в честь этого праздника была написана икона «Всех святых, в земле Русской просиявших»

№ слайда 5
Икона «Всех святых, в земле Русской просиявших»

Описание слайда:

Икона «Всех святых, в земле Русской просиявших»

№ слайда 6
Образ русского богатыря Ильи Муромца знаком каждому по былине- жанру русских пес

Описание слайда:

Образ русского богатыря Ильи Муромца знаком каждому по былине- жанру русских песен- сказаний. Облик Ильи Муромца мы чаще всего представляем по картине В.Васнецова «Богатыри».

№ слайда 7
Рассказ о святых земли русской 4 класс музыка

№ слайда 8
Илья Муромец был произведен в сан святых в 1643 году в числе других угодников Ки

Описание слайда:

Илья Муромец был произведен в сан святых в 1643 году в числе других угодников Киево- Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 году на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен Храм во имя святого Илии Муромца.

№ слайда 9
Послушайте пьессу « Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргс

Описание слайда:

Послушайте пьессу « Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского. -С каким чувством въезжает Илья Муромец в Богатырские Ворота града Киева? -О чем еще рассказала вам эта музыка?

№ слайда 10
На Руси почиталась не только сила физическая, Но и сила ума, мудрость. Как заслу

Описание слайда:

На Руси почиталась не только сила физическая, Но и сила ума, мудрость. Как заслужить прозвище «мудрый»? Много князей было в русской земле, но только одного Из них прозвали Мудрым- Ярослава, сына князя Владимира. При Ярославе засияла еще пуще прежнего слава древней столицы. Решил князь построить в Киеве православный храм в честь святой Софии, ведь «София» по-гречески означает «мудрость».

№ слайда 11
Рассказ о святых земли русской 4 класс музыка

№ слайда 12
Владимир Мономах-внук Ярослава Мудрого объединил русских князей в борьбе против

Описание слайда:

Владимир Мономах-внук Ярослава Мудрого объединил русских князей в борьбе против половцев. Слава о подвигах русских войск достигла самых далеких стран, дошла даже до Рима. Время княжения Владимира Мономаха стало самым цветущим в истории Древней Руси. Но особенно памятным для потомков стало его« Поучение». Говорил князь, что нельзя лениться ни на что доброе. Если ты князь, прежде всего с себя спрашивай, все ли для Своего народа сделал? Не обидел ли кого, не слышен ли от дел твоих детский плач? Не сгубил ли ты людей понапрасну, Войны неразумной не затевал ли, Не жадничал , в дружбе ли со всеми жил?

№ слайда 13
Народ настолько уважал Владимира Мономаха, Что слагал о нем былины и сказки. Лег

Описание слайда:

Народ настолько уважал Владимира Мономаха, Что слагал о нем былины и сказки. Легенда рассказывает, что византийский император, восхищенный умом русского князя, прислал ему особый знак царского достоинства- шапку, богато украшенную драгоценными камнями. Впоследствии многие русские цари венчались на царство этой шапкой, как короной. До сих пор шапку Мономаха русский народ хранит в своей сокровищнице.

№ слайда 14
Святые Кирилл и Мефодий Кирилл Мефодий

Описание слайда:

Святые Кирилл и Мефодий Кирилл Мефодий

№ слайда 15
В девятом веке два греческих монаха- Кирилл и Мефодий- совершили настоящий перев

Описание слайда:

В девятом веке два греческих монаха- Кирилл и Мефодий- совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. Кирилл и Мефодий не только создали Славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного писания, чтобы простые люди могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор пользуемся кириллицей- буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром братья- монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники. А в Болгарии есть даже орден их имени.

№ слайда 16
Рассказ о святых земли русской 4 класс музыка

№ слайда 17
ПАМЯТНИКИ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ Болгария. София. Македония

Описание слайда:

ПАМЯТНИКИ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ Болгария. София. Македония

№ слайда 18
Мурманск Дмитров

Описание слайда:

Мурманск Дмитров

№ слайда 19
Саратов Коломна Нижний Новгород

Описание слайда:

Саратов Коломна Нижний Новгород

№ слайда 20
Памятник в Москве на Славянской площади

Описание слайда:

Памятник в Москве на Славянской площади

№ слайда 21
24 мая – день памяти святых Кирилла и Мефодия. В этот день отмечают День Славянс

Описание слайда:

24 мая – день памяти святых Кирилла и Мефодия. В этот день отмечают День Славянской письменности и культуры. Гимн Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян . Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения, Братья Святые, Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил!

№ слайда 22
ИТОГ Земля наша- просторная, обильная, одаренная богатствами природы. Все свое т

Описание слайда:

ИТОГ Земля наша- просторная, обильная, одаренная богатствами природы. Все свое тепло и все сокровища отдаст она рачительному и доброму человеку. Каждому найдется место на ней, каждому найдется место на ней, каждому она станет домом родным, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся беречь и приумножать ее славную историю.

№ слайда 23
Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

Тема урока: «Святые земли русской». Илья Муромец

Жанр урока: урок – экскурс в прошлое.

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.

Задачи:     1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;

                2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;

                3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»).

Методы и приёмы работы:     — методы стимулирования и мотивации;

                                        — метод музицирования;

                                        — метод соучастия;

                                        — метод «пластическое интонирование»;

                                        — метод погружения;

                                        — метод контроля и самоконтроля;

                                        — метод имитационного моделирования;

                                        — приём «Музыкальное приветствие»;

                                        — приём визуализации;

                                        — работа со справочной литературой.

Опорные слова:  икона, былина, святость, стихира, тропарь.

Межпредметные связи: — «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»;

                                  — В. Васнецов «Богатыри»;

                                  — икона «Преподобный Илья Муромский Чудотворец».

Методическое обеспечение:— портреты княгини Ольги, Великого князя Владимира;

                                        — портрет А.П. Бородина;

                                        —  В.Г. Ражников «Словарь эстетический эмоций»;

                                        — рисунки детей на темы: «Русь православная»,

                                        «Великий колокольный звон»;

                                        — музыкальный центр;

                                        — фортепиано;

                                        — камертон.

Музыкальный материал: — Былина про Илью Муромца «Из того ли города из

                                      Мурома»;

                                   —  А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч.,

                                      (фрагмент);

                                    — Стихира «Земле Русская, граде святый!»;

                                    — «Тропарь».

                                                               Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • По трезвучию: «Добрый день, добрый день!»
  • Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок.

Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок!

(исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты).

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» (приложение)

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА «РОДИНА» (Первые ливни, первые грозы…)

…И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…

СЛАЙД 1 Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

  1. Вступление.

СЛАДЙ 2. Посмотрите на эти картины.

В.:   Что изображено на рисунках? (Храмы, колокольный звон).

        Попробуем перенестись в глубокую древность.

В.:       Какой была Древняя Русь?

        Много ли в ней было городов, деревень?

И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм.

В.:       Без чего  (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов).

А какие виды колокольного звона различают люди?        Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар;  трезвон – каждодневное, обычное звучание;  благовест – церковный праздник.)                

                        Хорошо на колокольне

                        Позвонить в колокола.

                        Чтобы праздник был раздольней,

                        Чтоб душа запеть смогла!

                                        (Священник Владимир Шамонин «Радость»).

  • Набат;
  • Трезвон;
  • Благовест – исполнение по ритмоформулам всех видов колокольных звонов.

СЛАЙД 3. Тема сегодняшнего урока «Святые земли Русской» (запись в тетрадь)

Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были?

Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 2-3 КЛАССАХ

СЛАЙДЫ 4-7. Первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский. В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.

СЛУШАНИЕ           Земле Русская, граде святый!

                Украшай свой дом,

                В нём же Божественный

                Великий сонм святых прослави.

Вспомнить, за что причислены к ликам святых Сергий Радонежский, Княгиня Ольга и Князь Владимир, А. Невский. Прослушать (по времени) величания и тропари в их честь

  1. Основная часть.
  • Посмотрите на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших» (стр. 27 учебника).  

В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни.

В.:  Как вы думаете, кого на ней изобразили одними из первых святых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались.

        Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри.

 В.: О ком из них вы имеете представление? Как их звали? Каково их (богатырей) происхождение?

СЛАЙД 8. Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри».

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР. 28

Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В.Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.

        Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты.

        Ещё при жизни Ильи Муромца в народе о нём было сложено множество былин и сказаний.

        В одной из них говорится, что Илья «приехал – то во стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор».

  • Былина «Из того ли города из Мурома, из того ль села да Карачарова, из того с подворья богатырского выезжал дородный добрый молодец…» — слушание

В.:  Как мы определим, что это жанр былины? (Внимание к слову, распевность, простота мелодии).

Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.

        Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.

  • Посмотрите на икону «Преподобный Илья Муромский Чудотворец». СТР 29.

В.: По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой? (Нимб над головой).

        А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях  в Киев – матерь городов русских.

В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).

  • А.П. Бородин, симфония № 2 «Богатырская», 1 часть.

СЛАЙД 9. Показ портрета А.П. Бородина.

Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской.

В.:  По «Словарю эстетических эмоций» (папка)  определите характер звучания этого фрагмента симфонии №2 «Богатырской» А.П. Бородина.

                        (Ответы детей).

В.: Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, разученным нами ранее: что у них общего, а что их отличает?

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА: «Богатырская сила»  

  1. Заключительная часть (рефлексия).

В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами).

        2)  По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской).

        3)  Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей).

        В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно.

        Спасибо!

ОЦЕНИВАНИЕ

Критерии знаний

баллы

2

1

Знаю изученный материал пройденного раздела (решил(а) тест)

Могу рассказать о знакомых мне святых земли Русской

Активно участвую в обсуждении, высказываю свои мысли

Умею слушать, понимать и характеризовать содержание музыки

Знаю о композиторе А. П. Бородине

                                                                                                       Итого баллов

СЛАЙД 10      ОЦЕНКА: 5 –   10-9 баллов

                                            4 –   8-6 баллов

                                             3  —   5-3 балла

Домашнее задание:  Узнать, какой праздник будет 4 ноября, как с этим праздником связаны Минин и Пожарский, а также опера М. И. Глинки « Иван Сусанин».

Приложение №1.

Тропарь – (от греч. — троп) – жанр византийской, а позднее древнерусской гимнографии. Жанр тропарь подчинялся музыкально-ритмическим и смысловым образцам и сам становился моделью для других произведений. Позднее вошел в состав кондака. Русский тропарь – небольшое песнопение, образованное последованием поэтических и мелодических строк.

урок по музыке, 4 класс.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

Тема урока: «Святые земли русской».

Жанр урока: урок – экскурс в прошлое.

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.

Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;

2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;

3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»).

Методы и приёмы работы: — методы стимулирования и мотивации;

— метод музицирования;

— метод соучастия;

— метод «пластическое интонирование»;

— метод погружения;

— метод контроля и самоконтроля;

— метод имитационного моделирования;

— приём «Музыкальное приветствие»;

— приём визуализации;

— работа со справочной литературой.

Опорные слова: икона, былина, святость, стихира, тропарь.

Межпредметные связи: — «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»;

— В. Васнецов «Богатыри»;

— икона «Преподобный Илья Муромский Чудотво –

рец».

Методическое обеспечение:- портреты княгини Ольги, Великого князя Вла –

димира;

— портрет А.П. Бородина;

— В.Г. Ражников «Словарь эстетический эмоций»;

— рисунки детей на темы: «Русь православная»,

«Великий колокольный звон»;

— музыкальный центр;

— фортепиано;

— камертон.

Музыкальный материал: — Былина про Илью Муромца «Из того ли города из

Мурома»;

— А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч.,

(фрагмент);

— Стихира «Земле Русская, граде святый!»;

— «Тропарь».

Ход урока.

Организационный момент.По трезвучию: «Добрый день, добрый день!»Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок.Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок!

(исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты).

…И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…

Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

Вступление.Посмотрите на эти картины. Их нарисовали ваши товарищи.В.: Что изображено на рисунках? (Храмы, колокольный звон).

Попробуем перенестись в глубокую древность.

В.: Какой была Древняя Русь?

Много ли в ней было городов, деревень?

И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм.

В.: Без чего (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов).

А какие виды колокольного звона различают люди?Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар; трезвон – каждодневное, обычное звучание; благовест – церковный праздник.)

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола.

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть смогла!

(Священник Владимир Шамонин «Радость»).

Набат;Трезвон;Благовест – исполнение по ритмоформулам всех видов колокольных звонов.Основная часть.Посмотрите на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших» (стр. 27 учебника). В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни.

Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были?

Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.

В.: Как вы думаете, кого на ней изобразили одними из первых святых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались.

Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри.

В.: О ком из них вы имеете представление? Как их звали? Каково их (богатырей) происхождение?

Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри».

Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В.Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.

Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты.

Ещё при жизни Ильи Муромца в народе о нём было сложено множество былин и сказаний.

В одной из них говорится, что Илья «приехал – то во стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор».

Былина «Из того ли города из Мурома, из того ль села да Карачарова, из того с подворья богатырского выезжал дородный добрый молодец…» — разучивание.В.: Как мы определим, что это жанр былины? (Внимание к слову, распевность, простота мелодии).

Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.

Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.

Посмотрите на икону «Преподобный Илья Муромский Чудотворец».В.: По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой? (Нимб над головой).

А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях в Киев – матерь городов русских.

В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).

А.П. Бородин, симфония № 2 «Богатырская», 1 часть.Показ портрета А.П. Бородина.Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской.

В.: По «Словарю эстетических эмоций» В.Г. Ражникова определите характер звучания этого фрагмента симфонии №2 «Богатырской» А.П. Бородина.

(Ответы детей).

В.: Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, разученным нами ранее: что у них общего, а что их отличает?

Итак, первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский, русский богатырь Илья Муромец, Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.

Земле Русская, граде святый!

Украшай свой дом,

В нём же Божественный

Великий сонм святых прослави.

В.: Какой церковный праздник будет через 1,5 месяца – один из главных праздников Святой Церкви? (Рождество).

Послушайте «Тропарь Рождества Христова» — рождественскую здравицу.

«Тропарь» — активное слушание по нотной записи – в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.Работа с карточками: «Тропарь» (исполняется в церкви – богослужебное пение, т.е. в храме, в правилах служения).«Тропарь» — разучивание (текст, по голосам).Заключительная часть (рефлексия).В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами).

2) По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской).

3) Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей).

В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно.

Спасибо!

Приложение №1.

Тропарь – (от греч. — троп) – жанр византийской, а позднее древнерусской гимнографии. Жанр тропарь подчинялся музыкально-ритмическим и смысловым образцам и сам становился моделью для других произведений. Позднее вошел в состав кондака. Русский тропарь – небольшое песнопение, образованное последованием поэтических и мелодических строк.

Отзыв на открытый урок по музыке в 4 «в» классе.

14.11.2013. состоялся открытый урок в 4 «в» классе на тему: «Святые земли русской…», проведённый учителем музыки Караваевой Е.Г. В этот урок органично вписывались рисунки детей 2-4х классов к разделу предмета «Музыка» — «О России петь – что стремиться в храм!»

Не смотря на сложность темы, дети работали на большом эмоциональном подъёме, находя сходство и различие между жанром былины и «Богатырской» симфонией А.П. Бородина, проводя сравнительный анализ (текстовый, музыкальный, художественный) икон и картин, стихиры, тропаря, работая со справочной литературой. Учащиеся рассматривали взаимосвязи музыки с жизнью и другими искусствами, применяя знания и практические умения в нестандартных ситуациях.

Среди множества приёмов и методов, используемых учителем для работы на уроке, хочется отметить «Музыкальное приветствие», которое развивало у учащихся зрительный, слуховой и двигательный контакт, настраивало на «включение» в урок, пробуждая у них интерес к богослужебной музыке. Также «помог» приём визуализации, при котором дети пели по графическому изображению, применяя знаково-символические схемы.

Метод имитационного моделирования и метод «пластического интонирования» раскрывали учащимся древнюю Русь, постепенно погружая их в богослужебную музыку.

Формы взаимодействия учащихся на уроке были весьма разнообразны: индивидуальные (при ответах на вопросы, анализе, выводах, обобщении), групповые и коллективные (ансамблевое и хоровое пение).

Итогом такой работы стало коллективное моделирование реальной ситуации («как в храме»): разучивание и исполнение a capella «Тропаря».

Учитель начальных классов Стрельцова А.А.

14.11.2013.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

24 и 28 июля Святая Церковь празднует память Святых равноапостольных Великой Княгини Ольги и Великого Князя Владимира.

Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство. Княгиня Ольга — первая русская святая. Жила она в IX–X вв. и происходила из тех мест, которые позже стали Псковщиной.


Удивительной была ее судьба! Простая девушка, она занималась перевозом через реку Великую. Однажды в северных лесах, где находилось селение Ольги, охотился Киевскийкнязь Игорь. Ему понадобилось перебраться на другой берег реки — и он был поражен прекрасным, благородным обликом перевозчицы.


И позже, когда Игорю пришла пора жениться, он отыскал Ольгу и взял в жены. Так Ольга стала русской княгиней.

Сын Игоря и Ольги Святослав был еще малолетним, когда Игорь был убит в сражении. Вместо него Русью стала управлять Ольга.


В то время славяне поклонялись языческим богам. Следуя языческим законам, Ольга жестоко отомстила врагам Игоря за его смерть.

Но совесть ей говорила, что месть та была делом недолжным.


От христиан, которые тогда уже появились в Киеве, Ольга слышала, что

Бог велит прощать врагов и делать им добро. Она почувствовала правду этих евангельских слов и решила принять христианство.

Для крещения княгиня отправилась в Византию. Здесь ее встретили с великим почетом. Крестил Ольгу сам патриарх, а император был крестным отцом.


Вернувшись в Киев, Ольга сразу стала строить христианские церкви. Предание говорит, что ею были построены храмы в Киеве, Витебске, Пскове. С постройкой церкви в Пскове было связано чудо. Собственно города Пскова тогда не было.


Будучи в своих родных местах, на реке Великой, Ольга однажды увидела, как три светлых луча освещают место на крутом берегу. Княгиня поставила там крест, заложила храм во имя Святой Троицы и предсказала, что здесь вырастет большой город. Так святой Ольгой было заложено основание Пскова.

Ольга была мудрой правительницей. О ней, провозвестнице христианства на Руси, в летописи сказано, что из русских она первой вошла в Царствие Небесное.

Внуку же Ольги, великому князю Владимиру, довелось крестить Русь.

Поначалу Владимир был язычником, как и отец его, Святослав, не пожелавший принять христианство.


Но детское воспитание и молитвы о нем святой Ольги не пропали даром. В душе князя шла напряженная работа, и со временем он все больше склонялся к христианской истине.

Решающей стала для Владимира беседа с греческим монахом, который говорил о жизни после смерти и о Божием суде над людьми.


Владимир отправил в разные страны послов, чтобы решить, какую веру принять взамен язычества.

Послы, поехавшие в Константинополь и побывавшие на богослужении в храме Софии Премудрости Божией, были поражены тем, что увидели. «Мы не знали, на небе ли мы или на земле»,— говорили они, будучи в восторге от божественной красоты и значительности службы.

И Владимир решил принять христианство от православных греков.


Крестился он, правда, не в Византии, а в греческом городе Корсуни —

нынешнем Херсонесе.

В 988 году Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра. Началось великое дело крещения Руси.

Люди, многие с детьми на руках, вошли в воду; священники на берегу читали крещальные молитвы, причем всем давались христианские имена.

В водах Днепра произошло духовное рождение нового русского человека.

После своего обращения Владимир стал совсем другим: за доброту народ прозвал его «Красным Солнышком».


Он всем благотворил, а Киев сделал центром христианской веры и культуры.

Здесь вы можете услышать Величание Равноапостольному Князю Владимиру путевого распева и отрывок из его жития. Хор под управлением Бориса Тевлина.

«Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир» план-конспект урока по музыке на тему

I. Организационный момент.

1. Музыкальное приветствие.

— Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей. .

2. Положительный настрой на урок.

— Для того, чтобы настроиться нам на общение с музыкой, предлагаю спеть песню

Й. Гайдна « Мы дружим с музыкой».

II.Сообщение темы и цели урока.

Слушание « Величания святому благоверному князю А. Невскому».

— Что это за произведение? Кто запомнил?

— Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

— Сегодня мы с вами будем продолжать знакомство со святыми земли русской.

III. Повторение ранее изученного материала.

1. Систематизация знаний об А. Невском.

* Исполнение фрагмента « Величания А. Невскому».

— Давайте покажем движение мелодии рукой.

— Кто заметил, сегодня на уроке случайно не пели похожую мелодию?

Какое произведение написал С.С. Прокофьев об А. Невском?

— Что такое кантата?

— С каким другим словом схоже слово « кантата»?

— Что такое кант?

— Когда начали сочинять канты? При каком императоре?

— А мне вот интересно, что означает итальянское слово « кантаре»? ( пою).

— Давайте исполним кант. ( Виват!» — движение мелодии рукой).

— Что означает « Виват?»

— Значит, из какого языка к нам пришли эти понятия?

— Где исполняют кантату?

— А « Величание»? Что такое величание? ( Молитвенное торжественное песнопение)

— Ребята, как вы думаете, за что А. Невского называем святым благоверным князем?

* — Давайте исполним хор « Вставайте, люди русские!» из кантаты

« А. Невский». Как нам нужно петь? Для чего именно так?

* Просмотр видеофрагментов из фильма « Александр Невский».

— Как вы думаете, какие качества А. Невского помогли ему победить крестоносцев? Какие качества вы хотели бы у него перенять?

2. Систематизация знаний о Сергии Радонежском.

— Во втором классе мы с вами говорили еще об одном святом Руси. Это отрок Варфоломей. ( Фото) Что это за святой? Кому он покровительствует? Кто может обращаться к нему за помощью?

Народ также сложил о нем песнопение.

— Как звучит?

IV. Минутка внимания.

— Сейчас я предлагаю отдохнуть. Давайте послушаем тишину.

— Что вы услышали?

— А сейчас « просканируем» окружающее пространство. Итак, приготовили свои ушки. Слушаем по кругу. Расскажете, с какой стороны и что вы услышали.

V.Изучение нового материала.

— Сегодня мы поговорим об одном очень важном моменте истории нашего государства – Крещении Руси.

10 веков назад на Руси была языческая вера, у людей было много богов. Княгиня Ольга, которая правила в то время, отправилась в Византию и стала первой христианкой, т.е. крестилась. А её внук – Князь Владимир ( Красное солнышко) крестился тоже и в 988 году крестил русский народ в реке Днепр, на которой стоит город Киев. В те времена столицей России был город Киев. А сейчас какой город является столицей России?

Княгиня Ольга и её внук Князь Владимир также стали святыми земли русской. О них также сложены разные песнопения. Послушаем величание.

— Как звучит? ( спокойно, величаво, распевно).

Величать – значит, славить, восхвалять.

-В 4 классе вы познакомитесь с другими святыми и узнаете, что такое стихира.

* Разучивание фрагмента « Величания».

— За что князя Владимира и княгиню Ольгу почитает народ?

Кстати, Александр Невский – это пра-правнук Князя Владимира.

VI. Обобщение.

— Итак, ребята, мы сегодня немало говорили о разных людях, событиях. Сейчас я предлагаю вспомнить их. Посмотрите, кто это? Сейчас я вам раздам даты и события. Вам нужно найти пары так, чтобы дате соответствовало одно событие и встать парами у доски.

* 1242 год ( 13 век) — битва А. Невского с Крестоносцами –

(Ледовое побоище)

* 1721год ( 18 век) – заключение мира между Россией и Швецией

( Петр 1)

* 988 год ( 10 век) — Крещение Руси ( князь Владимир)

* 1938год (20 век) – создание С.С. Прокофьевым кантаты «А. Невский»

VII. Итог урока.

Сегодня на уроке все очень старались. Каждый постарался, чтобы наш урок был полезным и интересным. . На память о нашем уроке и о вашей успешной работе я дарю вам такие ордена. Я благодарю вас.

VIII. Домашнее задание: Узнать, какой праздник будет 4 ноября, как с этим праздником связаны Минин и Пожарский, а также опера М. И. Глинки « Иван Сусанин». Кстати, что такое опера? Где её можем посмотреть? Кто-нибудь знает, где стоит памятник Минину и Пожарскому? ( На Красной площади). Красная Площадь – сердце нашей Родины. Это значит, что Минин и Пожарский сделали что- то очень важное для нашей страны. Это и узнайте на каникулах. ДО СВИДАНЬЯ.

Как княгиня Ольга стала святой покровительницей Руси?

Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. В этом и нет необходимости, так как легенды и предания о её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях истории Руси.

По преданию Ольга родилась в лесах под Псковом в простой семье. Со своим будущим мужем, князем Игорем, познакомилась случайно, когда во время княжеской охоты перевозила его на своем челне через реку. Увидев в своем перевозчике красивую девушку, князь решил овладеть ею, но Ольга смогла силой убеждения остановить князя, чем произвела на него большое впечатление. Когда Игорь решил жениться, он вспомнил о красавице Ольге, и её привезли в Киев.


Архонтисса Ольга, рисунок из книги, 1869 г. Фото: ru.wikipedia.org

Брак оказался счастливым. Ольга стала верным помощником мужа, решительно взяв в свои руки многие бразды государственного правления. Похоже, что это даже нравилось Игорю, который мог спокойно ходить в дальние военные походы и на сбор дани, зная, что в его отсутствие супруга поддержит в княжестве должный порядок.

Из очередного похода за данью дружинники вернулись без князя, убитого древлянами. Если верить летописи, князь погиб из-за стремления собрать с древлян повышенную дань. Понимая, что со стороны сильного Киева может последовать жестокая расплата, древляне предложили Ольге выйти замуж за их князя. В те времена подобное было обыденным явлением, поэтому послы древлян и попались на женскую уловку, поверив Ольге, что она готова принять их предложение.


Н. В. Омельченко, «Княгиня Ольга», 2021 г. Фото: artchive.ru

В летописи красочно описывается, как древлянское посольство по совету Ольги потребовало, чтобы его к княгине несли в ладье на руках.

«Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?“. Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти“. И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

Этого Ольге показалось мало, она потребовала прислать к ней еще одно посольство, которое сожгла в бане.

Видимо, отомстить древлянам она хотела основательно, так как с небольшой дружиной пошла в их земли, где совершила тризну по мужу. Затем, обманув знатных древлян мнимым миролюбием, напоила их вином, а когда

«опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся».

Вернувшись с большой дружиной, Ольга подступила к древлянскому городу Искоростеню, под которым был убит её муж. Летопись повествует, как в очередной раз обманув древлян, Ольга

«взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».

В этом походе княгиню сопровождал малолетний сын Святослав.

Удовлетворив жажду мести, Ольга стала наводить порядок в стране, устанавливая дани и приводя племена к покорности. По большому счету, именно при ней Русь превратилась в единое мощное государство. При ней в стране началось каменное строительство, появились границы с богатырскими заставами, была обеспечена безопасность торговли и на Русь потянулись иностранные купцы.


И. А. Акимов, «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», 1773 г. Фото: artchive.ru

Рядом с княгиней подрастал сын, набираясь мудрости и готовясь стать великим воителем, чьё имя еще будет наводить страх не только на соседей Руси, но и на дальние страны.

В 955 году Ольга, оставив Русь под управлением сына, отправилась в Константинополь. В летописи подробно описывается прием у византийского императора Константина Багрянородного и принятие ею крещения от патриарха Феофилакта, обучившего её основам христианства. При крещении княгиня получила христианское имя Елена.

Видимо, её визит прошел не без проблем, и Ольге пришлось длительно ожидать в пригороде Константинополя приема у императора. Об этом свидетельствует ответ вернувшейся в Киев княгини императору через византийских послов, напомнивших об её обещании послать богатые дары в Константинополь:

«Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе».

В Киеве Ольга возвела храм во имя святителя Николая. Её попытки крестить Русь и склонить сына к принятию христианства успехом не увенчались. Любопытно, что священников она пригласила на Русь не из Византии, а из Европы. По её просьбе на Русь сначала прибыл епископ Либуций из Майнца, а после его смерти епископ Адальберт Трирский. Видимо, на Руси не особо вникали в противоречия, которые все усиливались между римской и византийской (греческой) ветвями христианства. Стоит отметить, что приходы, подчинявшиеся папе Римскому, существовали на Руси до времен Александра Невского.

Даже передав сыну бразды правления Русью, Ольга не отошла от государственных дел, продолжая править во время частых военных походов Святослава, стремившегося раздвинуть границы страны от Дуная до Волги.


Святослав Игоревич Фото: Скульптурное изображение работы Евгения Лансере

В 969 году, чувствуя, что дни её жизни заканчиваются, Ольга удержала сына при себе, заявив: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня княгиня скончалась, оплакиваемая сыном, внуками и всем русским народом.

После её смерти летописец вывел удивительные по эмоциональности строки:

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением».

В 1547 году Ольга была канонизирована Русской православной церковью, став единственной равноапостольной святой среди причисленных к лику святых русских женщин. С этого времени её и считают святой покровительницей земли Русской.

Теги: княгиня Ольга, Русь, Древняя Русь, история Руси, святая покровительница, православная церковь

Владимир Красное Солнышко….  Славный защитник земли Русской, могущественный князь.

С 980г Владимир стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкое время досталось ему. На Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси  «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. В  988 году, вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс крещения Руси. Был великим полководцем, но князь не был завоевателем. Главная его цель – защита земли Русской.

Ольга (в крещении Елена), великая княгиня киевская.

Родом псковитянка, жена князя Игоря, мать князя Святослава.

Подавив восстание древлян, Ольга княжила ещё 20 лет, показав себя мудрой правительницей. Она путешествовала по стране, строя дороги и перевозы между речными системами, устанавливая единый оброк и устав княжьего суда в определённых местах — погостах.

Предмет особой гордости летописцев — рассказ о поездке Ольги в Константинополь (955 или 957 г.), где она посрамила хитроумных византийцев, доказав, что ни в чём не ниже императора; обновила торговый договор и приняла христианство (по другой версии, княгиня крестилась ещё до поездки).

Обменялась Ольга посольствами и с германским императором Оттоном I. Вернувшись домой, Ольга всячески пыталась приобщить к новой вере своего сына Святослава, но князь не проникся этой идеей и остался язычником, боясь осуждения дружины. И тем не менее, матери он не запрещал строить соборы и церкви. Ольга оставалась в Киеве, активно участвовала в воспитание внуков. Возможно, именно этот факт привел к тому, что сын Святослава, Владимир, в 988 году крестил Русь, тем самым объединив ее. —

В 968 г. Ольгу с тремя внуками осадили в Киеве печенеги. Призвав на помощь воевавшего в Болгарии сына, она уже не отпускала его до самой своей смерти, наказав не совершать по себе языческой тризны.

Канонизирована Русской православной церковью как святая.

Александр Невский.    Александр Невский (родился 30 мая 1220, умер 14 ноября 1263 г.) – святой, великий князь владимирский, В 1240 шведы, двинулись в крестовый поход на Новгород, но Александр разбил их при впадении Ижоры в Неву (Биргеру «возложи печать на лице острым своим копием»). Эта битва дала Александру имя Невского. Но возникла война с Меченосцами, которые соединились с Тевтонским орденом, завоевали в 1240 псковскую область, заняли в 1241 Псков, выстроили в Копорье крепость, взяли Тесов и обложили данью Водь. Александр вновь двинулся на крестоносцев и 5 апреля 1242 наголову разбил немцев на льду Чудского озера («Ледовое побоище»). По заключенному миру немцы отказались от завоеваний и возвратили пленных. В 1242 и 1245 Александр Невский одержал ряд побед над литовцами. В 1258 Александр Невский ездил в Орду , отвратил погром русских городов и выхлопотал для них освобождение от составления ополчений для татар.На обратной дороге Александр Невский скончался в Городце Волжском. Митрополит Кирилл, возвещая во Владимире о смерти Александра, выразил тогдашнее общественное настроение словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». Александр Невский являлся наиболее крупною фигурою в русской истории от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского. Память его окружена поэтическими сказаниями. Церковь причислила Александра к лику святых. Его мощи открыты в 1380, а в 1724 г. перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

Преподобный Сергий Радонежский был еще до рождения предназначен богу, так как во время посещения беременной матерью церкви, младенец в чреве прокричал троекратно, и священник объявил родителям, что он будет слугой святой троицы.

В семь лет родители отдали его на учебу, но грамота не давалась мальчику, и он очень переживал по этому поводу. Однажды ему встретился странствующий старец, который помолился и благословил. После этого случая учеба пошла легко и вскоре он обогнал своих сверстников и стал глубоко изучать Библию и святые писания.

После смерти родителей Варфоломей сам уехал в Хотьково-Покровский монастырь. Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы в десяти верстах от него. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой жизни полной лишений, вскоре уехал и стал игуменом в Москве в Богоявленском монастыре. После этого к Варфоломею прибыл игумен Митрофан, от которого он и принял постриг и стал называться Сергием, так как в этот день праздновалась память Сергия и Вакха. К церкви стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, срублен тын, образовалась обитель иноков, которая в 1345 г окончательно состоялась как Троице-Сергиев монастырь.  Словами тихими и кроткими Сергий мог примирить, по свидетельствам современников, даже самых ярых врагов, как примирял между собой враждующих русских князей, уговаривал быть в подчинении у великого князя московского. Он предсказал победу и благословил на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле колебавшегося князя Дмитрия и вдохновил этим становившуюся в то время Московскую Русь. В 1389 г был призван скрепить духовно новый порядок наследования престола – от отца к старшему сыну.

Из-за образа жизни, чистоты намерений и нравов игумен Сергий почитался как святой, были доступны и чудеса ему, благодаря милости божьей, он исцелял людей от болезней, а однажды воскресил умершего на руках отца мальчика.

  • Рассказ о себе в настоящем времени на английском языке
  • Рассказ о себе 11 класс автобиография
  • Рассказ о себе 5 класс спотлайт
  • Рассказ о своих снах на английском
  • Рассказ о святочных гаданиях 6 класс