Рассказ о святом земли русской коротко

30 ноября 2021 г. 11:08священный синод на сентябрьском заседании журнал 68 по ходатайству митрополита вятского и слободского марка включил

30 ноября 2021 г. 11:08

Священный Синод на сентябрьском заседании (журнал № 68) по ходатайству митрополита Вятского и Слободского Марка включил имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отныне память этого угодника Божия совершается в день его кончины 10 ноября. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка материалы к канонизации собирали церковные историки — члены профильной комиссии другой епархии Вятской митрополии, Яранской, в нынешних пределах которой архимандрит Геннадий совершил свой подвиг. Об обнаруженных в ходе поисковой работы сведениях «Журналу Московской Патриархии» рассказал один из них (№ 10, 2021, PDF-версия).

Зачислен послушником

Настоятель Яранского Пророчицкого монастыря архимандрит Геннадий, в миру Григорий Сергеевич Парфентьев, родился 28 октября 1864 года в деревне Моисеевка Путивльского уезда Курской губернии в семье государственных крестьян Сергея Филипповича и Анны Домиановны Парфентьевых[1]. В 1886 году в возрасте 22 лет Григорий поступил послушником в Путивльскую Молчанскую Софрониеву пустынь, где прожил три года на общих послушаниях. В 1889 году он обратился к Берюховскому волостному старшине с просьбой выдать ему увольнительное свидетельство, открепляющее его от крестьянского общества. На основании этого документа Григорий Парфентьев был исключен из податного состояния и 23 июля 1890 года зачислен в Софрониеву пустынь указным послушником. Впоследствии настоятель Вятского Александро-Невского общежительного монастыря иеромонах Дионисий (Ахребенков), много лет проживший в Софрониевой пустыни, писал в Вятскую духовную консисторию, что послушник Григорий Парфентьев в годы своего пребывания в Путивльской обители вел себя безукоризненно, с усердием исполняя все возложенные на него монастырские послушания[2].

Как свидетельствуют документы Вятской духовной консистории, в 1895 году послушник Молчанской пустыни Григорий Парфентьев прибыл в далекий Вятский край и направил свои стопы в Александро-Невский монастырь, что на Филейке. Незадолго до появления послушника Григория на Вятской земле, а именно в 1894 году, настоятелем основанного старцем Стефаном (Куртеевым) Александро-Невского монастыря стал иеромонах Дионисий (Ахребенков), постриженник Софрониевой пустыни. По-видимому, именно он пригласил Григория Парфентьева посетить молодую Вятскую обитель во время паломничества последнего в Соловецкий монастырь. Уже 9 июля 1895 года иеромонах Дионисий в своем рапорте на имя епископа Сергия (Серафимова) сообщил следующее: «Послушник Путивльской Молчанской Софрониевой пустыни Курской епархии Григорий Парфентьев, прибывши в Александро-Невский монастырь для богомоления, изъявил мне свое желание остаться в оном навсегда и поступить в число братии монастыря. Зная лично Парфентьева и его безукоризненное поведение, я на принятие его в число братии вверенного мне Александро-Невского монастыря согласен»[3].

Согласно указу Консистории, 6 апреля 1896 года Григорий Сергеевич Парфентьев за Божественной литургией в присутствии всей братии монастыря был пострижен иеромонахом Дионисием в монашество с наречением ему имени Геннадий[4]. 2 мая 1896 года в Троицком кафедральном соборе г. Вятки епископ Сергий рукоположил монаха Геннадия в иеродиаконы.

Именно в Филейской обители отец Геннадий познакомился с иеромонахом Матфеем (Швецовым), впоследствии ставшим старцем и выдающимся вятским подвижником, к молитвенной помощи которого прибегали многие жители не только Вятской земли, но и близлежащих губерний. Спустя несколько лет Господь вновь свел их вместе в Яранском Пророчицком монастыре: их совместными трудами здесь была создана та «академия спасения человеческих душ»[5], которая оказала благотворное влияние на множество простых людей, приезжавших сюда из различных уголков Вятской земли.

22 декабря 1897 года иеродиакона Геннадия перевели в Вятский второклассный Трифонов монастырь. Всего пять лет подвизался он здесь, после чего 18 сентября 1902 года был назначен настоятелем Яранского Пророчицкого монастыря с возведением в сан игумена.

Интересен отзыв благочинного яранских градских церквей и монастырей священника Василия Лаженицына за 1902 год: «Игумен Геннадий — человек молодой, но искусившийся в иноческой жизни, энергичный, строгий к себе; при ревности к внутреннему и внешнему благоустройству вверенной ему обители, сразу приобрел к себе любовь, расположение и уважение монашествующей братии. Игумен авторитетно взялся за свое дело, открыл неприглядные стороны в жизни некоторых насельников обители, быстро искоренил их словом убеждения, устранением самых поводов к соблазнам и удалением неисправимых из обители. Можно надеяться, что при таком настоятеле Пророчицкая обитель быстро будет совершенствоваться во всех отношениях»[6].

Арестован и взят в заложники

Уважение и любовь братии новый настоятель снискал и тем, что летом вместе с прочими насельниками обители принимал участие в полевых работах. Тяжелый физический труд сказался на состоянии его здоровья: в 1907 году он обратился в Духовную консисторию с прошением предоставить ему трехмесячный отпуск для лечения в Москве двухсторонней паховой грыжи, при этом обязанности настоятеля монастыря просил возложить на иеромонаха Матфея (Швецова)[7].

Отец Геннадий сыграл немалую роль и в окормлении насельниц женских обителей: ему, в частности, регулярно благословлялось совершать монашеские постриги в Яранском Знаменско-Мариинском монастыре, в Александровском Арбажском монастыре и в Куженерской Николаевской общине Уржумского уезда[8].

В журналах Вятской духовной консистории мы находим свидетельства и о том, что отец Геннадий принимал участие в создании и окормлении Покровской обители, настоятельницей которой была бывшая крестьянка Фекла Юферева (в дальнейшем — игумения Феврония)[9]. За свои труды на благо Православной Церкви игумен Геннадий был награжден целым рядом наград: в 1901 году — правом ношения набедренника, в 1908 году — наперсным крестом, в 1914 году — орденом святой Анны III степени[10], в апреле 1918 года — архимандритством[11].

С конца 1917 года Яранская Пророчицкая обитель, как и вся Русская земля, вступила в эпоху самых суровых испытаний. И в этих испытаниях игумен Геннадий повел себя как мудрый, самоотверженный отец-настоятель, готовый до конца защищать свою обитель.

Советская власть в Яранском уезде устанавливалась с большим трудом, через подавление крестьянских бунтов. В сводках Вятской ЧК за 1918-1919 годы отмечалось, что население Яранского уезда саботирует исполнение постановлений советской власти, отказываясь платить продналог, укрывая в своих домах дезертиров и белогвардейцев, противясь декрету об отделении Церкви от государства, не желая отдавать детей в советские школы. Главным своим врагом безбожники считали Православную Церковь. В связи с этим Яранский исполком рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Яранская ЧК решили закрыть Пророчицкий монастырь, пользовавшийся огромным авторитетом у местных жителей.

Первым шагом к этому послужил обыск и конфискация значительной части имущества обители в сентябре 1918 года. Среди изъятых предметов — церковное вино, мед, спички, серебро и различная ткань, приобретенная для пошива монашеских риз. Архимандрит Геннадий с братией обратились в Яранский исполком с прошениями о возвращении хотя бы церковного вина, чтобы можно было совершить Божественную литургию в приближающийся праздник Воздвижения Креста Господня и «дабы не нарушить течение мирной иноческой жизни».

Нужно помнить, что в связи с активизацией действий по захвату церковного имущества со стороны большевистской власти Патриарх Тихон и Священный Синод в феврале 1918 года издали постановление, в котором священнослужители и миряне призывались стойко оберегать церковное имущество от расхищения. Действия отца Геннадия с братией можно оценить как последовательное его выполнение. В это же время на территории Вятской губернии из-за начавшегося в южных уездах Степановского мятежа было введено военное положение, и уездные ЧК получили право самостоятельно выносить смертные приговоры. О том, что комиссары с духовенством не церемонятся, жители Яранского уезда уже знали: еще в марте отправленного в вятскую тюрьму протоиерея Серапиона Фаворского зверски избили в Котельниче. В сентябре 1918 года были расстреляны известные в Вятской губернии священники Михаил Тихоницкий, Владимир Агафонников, Алексий Лопатин.

Решением Яранской ЧК обители вернули часть отобранного при обыске виноградного вина, необходимого для совершения Литургии, но сам настоятель 18 ноября 1918 года был арестован, взят в заложники и отправлен в Вятку. Вскоре архимандрита Геннадия выпустили на свободу. Четыре месяца он скрывался в котельничских лесах. Возвращаться в Яранск отцу Геннадию пришлось пешком, и путь его лежал через Котельничский уезд, который с ноября 1918 года, после сдачи большевиками Перми, считался прифронтовым районом, в связи с чем местным чекистам были даны широкие полномочия в рамках красного террора. В январе 1919 года архимандрит Геннадий вернулся в свою обитель, но к этому времени стало очевидно, что новая власть вскоре ее закроет.

Не заподозрив провокации

Какое-то время в монастыре жили красноармейцы. Отец Геннадий продолжал служить в храме, но уже не имел возможности распоряжаться хозяйством обители. Вскоре монахи получили приказ покинуть монастырь в срок до 2 февраля 1919 года. Предполагалось закрыть и деревянную церковь во имя Анны Пророчицы, но в Яранский исполком поступило девять прошений, грамотно составленных и юридически, и с точки зрения русского языка, от жителей различных деревень Яранского уезда с просьбой о передаче им в пользование монастырского храма. Скорее всего, эти крестьяне были прихожанами Пророчицкой обители и пытались спасти от закрытия и поругания любимую церковь. Члены исполкома наверняка без труда установили, что почти все прошения были написаны монахами. Ни руководство исполкома, ни чекисты не сомневались, что вдохновлял эту «вредную деятельность» архимандрит Геннадий, поэтому власти решили с ним расправиться.

16 февраля 1919 года батюшку схватили и допросили в Яранской ЧК. Во время допроса сотрудники Яранской ЧК пытались узнать, где спрятана рожь и монастырские ценности. На все вопросы отец Геннадий ответил коротко: «Про рожь и крупчатку показать ничего не могу, а ценности находятся при церкви»[12]. Только эта часть допроса была подписана архимандритом.

Агент чрезвычайки (мнимый белогвардеец) сообщал в донесении, что в обители полгода скрывался офицер Георгий Шатов, который в Котельниче вместе со своими соратниками прогнал комиссара и 40 красноармейцев. Отец Геннадий, невзирая на опасность быть расстрелянным за укрывательство белогвардейца, проявил мужество и христианское сострадание, предоставив приют скрывавшемуся от расправы чекистов православному человеку.

Имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) значится в протоколе № 3 от 11 апреля 1919 года заседания комиссии по разгрузке мест заключения Вятки. Из 39 осужденных за содействие белогвардейцам и за участие в контрреволюционных восстаниях к высшей мере наказания приговорили несколько человек, в том числе архимандрита Геннадия и священника Константина Попова. Возможно, некоторая отсрочка в исполнении приговора обусловлена ходатайствами прихожан бывшего монастырского храма, который в апреле 1919 года еще действовал. Дело Парфентьева вновь рассматривалось в октябре юридическим отделом Вятской ЧК. Следователь пришел к выводу, что настоятель Пророчицкого монастыря не может быть помилован и должен понести «суровую ответственность перед советской республикой».

Решение следователя расстрелять отца Геннадия утвердила в тот же день Коллегия Вятской ЧК. Приговоренный не написал ни одного прошения о помиловании, что в то время делали многие узники, в том числе и священнослужители. Через две недели, 10 ноября 1919 года, приговор был утвержден на заседании президиума Всероссийской чрезвычайной комиссии, после чего приведен в исполнение. Был закрыт и Пророчицкий монастырь.

Архимандрит Геннадий (Парфентьев) в течение многих лет был истинным отцом для тех, кого Господь вручил его духовному попечению. Во время грозных испытаний он ревностно заботился о своей обители и сохранении иноческой традиции. Возможно, именно по его молитвам монашеская жизнь во внешне разгромленном Пророчицком монастыре не прекращалась до 1929 года. Отец Геннадий остался верен Матери-Церкви и Христу до самой мученической смерти.

***

[1] ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 197. Д. 8. Л. 94.

[2] Там же. Л. 103об.

[3] Там же. Л. 91.

[4] Там же. Л. 105.

[5] Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. С. 49.

[6] ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 204. Д. 790. Л. 547об.-548.

[7] Там же. Оп. 1. Д. 259. Л. 23-23об.

[8] Там же. Д. 267. Л. 57об.-59, 1408-1408об.; Д. 266. Л. 1146-1147.

[9] Там же. Д. 274. Л. 523-524об.

[10] Там же. Оп. 72. Д. 4. Л. 54.

[11] Официальные известия по Вятской епархии. 1918. № 11. С. 126-127.

[12] ЦГАКО. Ф. П-6799. Оп. 9. Д. СУ-11410. Л. 16-16об.

Игумения Варвара (Скворцова)

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) – иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, включая Троице-Сергиеву лавру. С его именем связывают возникновение русской духовной культуры. Считается величайшим православным подвижником земли Русской.

Предлагаем вашему вниманию биографию Сергия Радонежского, в которой будут представлены самые интересные факты из его жизни.

Итак, перед вами краткая биография Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский

Биография Сергия Радонежского

Точная дата рождения Сергия Радонежского до сих пор остается неизвестной. Одни историки склоняются к тому, что он родился в 1314 г., другие – 1319 г., а третьи – 1322 г.

Все, что нам известно о «святом старце», написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.

Детство и юность

Согласно преданию, родителями Радонежского являлись боярин Кирилл и его супруга Мария, жившие в селе Варницы неподалеку от Ростова.

У родителей Сергия родились еще 2 сына – Стефан и Петр.

Когда будущему иеромонаху исполнилось 7 лет он начал обучаться грамоте, однако учился довольно скверно. При этом его братья, наоборот, делали успехи.

Мать и отец часто ругали Сергия за то, что ему не удавалось ничему научиться. Мальчик ничего не мог поделать, однако продолжал упорно стремиться получить образование.

Сергий Радонежский подогу пребывал в молитвах, в которых просил Всевышнего обучиться грамоте и обрести мудрость.

Сергий Радонежский

Видение отроку Варфоломею

Если верить преданию, однажды юноше было дано видение, в котором он увидел некого старца в черном балахоне. Незнакомец пообещал Сергию, что с сегодняшнего дня он научится не только писать и читать, но и превзойдет в знаниях своих братьев.

В результате все так и случилось, по крайней мере так говорит легенда.

С того времени, Радонежский без труда изучал любые книги, включая Священное Писание. С каждым годом он все больше увлекался традиционными учениями церкви.

Подросток постоянно пребывал в молитве, соблюдал пост и стремился к праведности. По средам и пятницам он обходился без еды, а в остальные дни употреблял только хлеб и воду.

В период 1328-1330 гг. семья Радонежских столкнулась с серьезными финансовыми трудностями. Это привело к переезду всего семейства в поселение Радонеж, расположенное на окраине княжества Московского.

Это были нелегкие времена для Руси, поскольку она находилась под гнетом Золотой Орды. Русские подвергались частым набегам и грабежам, которые делали их жизнь несчастной.

Монашество

Когда юноше исполнилось 12 лет, он захотел принять постриг. Родители не стали ему перечить, однако предупредили, что постричься в монахи он сможет только после их смерти.

Ждать пришлось недолго, поскольку в скором времени отец и мать Сергия умерли.

Сергий Радонежский

Не теряя времени Радонежский отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, где находился его брат Стефан. Последний овдовел и принял постриг раньше Сергия.

Братья так сильно стремились к праведности и монашеской жизни, что решили обосноваться на тихом побережье реки Кончуры, где позже ими была основана пустынь.

В глухом лесу Радонежские возвели келью и небольшую церковь. Однако вскоре Стефан, не выдержав такого аскетического образа жизни, отправился в Богоявленский монастырь.

После того, как 23-летний Радонежский принял постриг, он стал отцом Сергием. Он продолжил сам жить в урочище среди дикой природы.

Через какое-то время о праведном отце узнали многие люди. К нему с разных концов потянулись иноки. В итоге, была основана обитель, на месте которой позже была построена Троице-Сергиева лавра.

Ни Радонежский, ни его последователи не брали платы от верующих, предпочитая самостоятельно возделывать землю и кормиться ее плодами.

С каждым днем община становилась все больше, вследствие чего некогда глухая местность превратилась в обжитую территорию. Слухи о Сергии Радонежском дошли до Царьграда.

По распоряжению Патриарха Филофея Сергию был передан крест, схима, параман и грамота. Также он порекомендовал святому отцу ввести в монастыре – киновию, которая предполагала имущественное и социальное равенство, а также покорность игумену.

Сергий Радонежский

Подобный образ жизни стал идеальным примером отношений между соверующими. Позже такой распорядок «общего жития», Сергий Радонежский начал практиковать и в других основанных им монастырях.

Ученики Сергия Радонежского построили примерно 40 храмов на территории Руси. В основном они возводились в глухой местности, после чего вокруг монастырей появлялись малые и большие поселения.

Это привело к образованию многих населенных пунктов и освоению Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

На протяжении всей биографии Сергий Радонежский проповедовал мир и единство, а также призывал к воссоединению всех русских земель. Позже это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монгольского ига.

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского

Особую роль святой отец сыграл накануне знаменитой Куликовской битвы. Он благословил Дмитрия Донского и всю его многотысячную дружину на войну против захватчиков сказав, что русская армия непременно победит в этом сражении.

Интересен факт, что с Донским Радонежский отправил и 2-х своих иноков, нарушив тем самым церковные устои, запрещавшие монахам брать в руки оружие.

Как и предполагал Сергий, Куликовская битва завершилась победой русского войска, хотя и ценой серьезных потерь.

Чудеса

В православии Сергию Радонежскому приписывают многие чудеса. Согласно одной из легенд однажды ему явилась Богородица, от которой исходило ослепительное сияние.

После того, как старец поклонился ей, она сказала, что впредь будет помогать ему в жизни.

Когда Радонежский рассказал об этом случае своим соотечественникам они воспряли духом. Это было связано с тем, что русскому народу предстояло сразиться с татаро-монголами, которые долгие годы угнетали их.

Эпизод с Богородицей является одним из наиболее популярных в православной иконописи.

Смерть

Сергий Радонежский прожил долгую и насыщенную жизнь. Он пользовался большим уважением в народе и имел множество последователей.

Сергий Радонежский

Памятник родителям Сергия Радонежского

За несколько дней до своей кончины монах передал игуменство ученику Никону, а сам начал готовиться к уходу из жизни. Накануне смерти он побуждал людей иметь богоугодный страх и стремиться к праведности.

Сергий Радонежский умер 25 сентября 1392 года.

Со временем старца возвели в лик святых, назвав его чудотворцем. Над могилой Радонежского был построен Троицкий собор, где и сегодня находятся его мощи.

Все знают самого великого подвижника земли Русской — Преподобного Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский

Знают, что основал он под Москвой Троице-Сергиеву лавру, самую почитаемую и посещаемую ныне обитель. Но не о Троице-Сергиевой лавре и не о Сергиевом посаде будет мой рассказ…

Из знакомых мне людей мало кто знает, что родился Сергий Радонежский на Ростовской земле, и что есть в Ростове, в поселке Варницы, монастырь, основанный по месту рождения подвижника. Этот монастырь уникальный, т. к. нет в русских землях больше ни одного, основанного по месту рождения святого.

В июне 2012 г. мне представилась возможность побывать в этом монастыре. Это Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь.

Для начала скажу несколько слов об истории возникновения монастыря.

По дороге к монастырю наш гид — Николай Николаевич, сразу предупредил, что никаких старинных построек мы не увидим. Объясняется это тем, что основанный архиепископом Ефремом монастырь был деревянным и оставался таким вплоть до 18-го века. Первое каменное строение — Троицкий собор было построено в 1770 году, позже, уже в 19-м веке, на территории монастыря была построена Введенская церковь.

Судьбу Варницкого монастыря нельзя назвать простой. Все время своего существования монастырь был нищим, в 17 веке несчастный монастырь был разорен поляками, в 19 веке сильно пострадал от урагана и пожара, а в годы советской власти был практически до основания разрушен. Коммунисты уничтожили Троицкий собор, а по территории монастыря проложили автомобильную дорогу, уцелела только Введенская церковь.

Но годы поругания закончились, и в 1995 г. территория монастыря была передана церкви. Началось восстановление.

Вот что нам удалось увидеть в июне 2012 года.

Первое, что видишь, попадая на территорию монастыря — это выстроенный заново Троицкий собор.

  • Рассказ о своем характере на английском языке
  • Рассказ о своем хобби на английском кратко
  • Рассказ о своем хобби на немецком языке с переводом
  • Рассказ о своих соседях на английском с переводом
  • Рассказ о своем учителе от родителей