Рассказ о святом человеке 4 класс по музыке

Презентация на тему: святые земли русской 4 класс скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание слайда:святые земли


Презентация на тему: Святые земли Русской 4 класс

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Святые земли Русской Урок музыки в 4 классе Презентация Фроловой Евгении Владими

Описание слайда:

Святые земли Русской Урок музыки в 4 классе Презентация Фроловой Евгении Владимировны

№ слайда 2
Х век. Князь Владимир. Этого князя можно назвать самым известным правителем Древ

Описание слайда:

Х век. Князь Владимир. Этого князя можно назвать самым известным правителем Древней Руси. Именно Владимир стал тем, кто принес на нашу Землю истину христианской веры. Далек тот день, когда Русь стала православной, но не стираются из памяти народа истории о славном князе Владимире и о ее поисках настоящей веры.

№ слайда 3
Еще при жизни одарил князь Владимир Красно Солнышко каждого из своих двенадцати

Описание слайда:

Еще при жизни одарил князь Владимир Красно Солнышко каждого из своих двенадцати сыновей уделом, то есть княжеством -таков был обычай. Но больше всего любил Владимир своего младшего сына Бориса, и хотел именно ему передать киевский престол, а не старшему сыну Святополку. Очень не нравилось Святополку, что народ любит молодых князей Бориса и Глеба. Подослал Святополк немилосердных убийц сначала к Борису, а затем с помощью подлого обмана погубил и Глеба. Застонала русская земля от такого злодеяния, навеки заклеймили люди Святополка прозвищем Окаянный. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, покровителями княжеской власти.

№ слайда 4
Борис и Глеб- первые русские святые. Далее были и Александр Невский, и Сергий Ра

Описание слайда:

Борис и Глеб- первые русские святые. Далее были и Александр Невский, и Сергий Радонежский, и княгиня Ольга, и сам князь Владимир. Все они несли на Русь Свет Истины, Добра и Правды. Все они делали одно и тоже дело: утверждали наше Отечество как сильное, единое православное государство. Русская православная церковь установила день памяти всех русских святых, и в честь этого праздника была написана икона «Всех святых, в земле Русской просиявших»

№ слайда 5
Икона «Всех святых, в земле Русской просиявших»

Описание слайда:

Икона «Всех святых, в земле Русской просиявших»

№ слайда 6
Образ русского богатыря Ильи Муромца знаком каждому по былине- жанру русских пес

Описание слайда:

Образ русского богатыря Ильи Муромца знаком каждому по былине- жанру русских песен- сказаний. Облик Ильи Муромца мы чаще всего представляем по картине В.Васнецова «Богатыри».

№ слайда 7
Рассказ о святом человеке 4 класс по музыке

№ слайда 8
Илья Муромец был произведен в сан святых в 1643 году в числе других угодников Ки

Описание слайда:

Илья Муромец был произведен в сан святых в 1643 году в числе других угодников Киево- Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 году на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен Храм во имя святого Илии Муромца.

№ слайда 9
Послушайте пьессу « Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргс

Описание слайда:

Послушайте пьессу « Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского. -С каким чувством въезжает Илья Муромец в Богатырские Ворота града Киева? -О чем еще рассказала вам эта музыка?

№ слайда 10
На Руси почиталась не только сила физическая, Но и сила ума, мудрость. Как заслу

Описание слайда:

На Руси почиталась не только сила физическая, Но и сила ума, мудрость. Как заслужить прозвище «мудрый»? Много князей было в русской земле, но только одного Из них прозвали Мудрым- Ярослава, сына князя Владимира. При Ярославе засияла еще пуще прежнего слава древней столицы. Решил князь построить в Киеве православный храм в честь святой Софии, ведь «София» по-гречески означает «мудрость».

№ слайда 11
Рассказ о святом человеке 4 класс по музыке

№ слайда 12
Владимир Мономах-внук Ярослава Мудрого объединил русских князей в борьбе против

Описание слайда:

Владимир Мономах-внук Ярослава Мудрого объединил русских князей в борьбе против половцев. Слава о подвигах русских войск достигла самых далеких стран, дошла даже до Рима. Время княжения Владимира Мономаха стало самым цветущим в истории Древней Руси. Но особенно памятным для потомков стало его« Поучение». Говорил князь, что нельзя лениться ни на что доброе. Если ты князь, прежде всего с себя спрашивай, все ли для Своего народа сделал? Не обидел ли кого, не слышен ли от дел твоих детский плач? Не сгубил ли ты людей понапрасну, Войны неразумной не затевал ли, Не жадничал , в дружбе ли со всеми жил?

№ слайда 13
Народ настолько уважал Владимира Мономаха, Что слагал о нем былины и сказки. Лег

Описание слайда:

Народ настолько уважал Владимира Мономаха, Что слагал о нем былины и сказки. Легенда рассказывает, что византийский император, восхищенный умом русского князя, прислал ему особый знак царского достоинства- шапку, богато украшенную драгоценными камнями. Впоследствии многие русские цари венчались на царство этой шапкой, как короной. До сих пор шапку Мономаха русский народ хранит в своей сокровищнице.

№ слайда 14
Святые Кирилл и Мефодий Кирилл Мефодий

Описание слайда:

Святые Кирилл и Мефодий Кирилл Мефодий

№ слайда 15
В девятом веке два греческих монаха- Кирилл и Мефодий- совершили настоящий перев

Описание слайда:

В девятом веке два греческих монаха- Кирилл и Мефодий- совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. Кирилл и Мефодий не только создали Славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного писания, чтобы простые люди могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор пользуемся кириллицей- буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром братья- монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники. А в Болгарии есть даже орден их имени.

№ слайда 16
Рассказ о святом человеке 4 класс по музыке

№ слайда 17
ПАМЯТНИКИ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ Болгария. София. Македония

Описание слайда:

ПАМЯТНИКИ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ Болгария. София. Македония

№ слайда 18
Мурманск Дмитров

Описание слайда:

Мурманск Дмитров

№ слайда 19
Саратов Коломна Нижний Новгород

Описание слайда:

Саратов Коломна Нижний Новгород

№ слайда 20
Памятник в Москве на Славянской площади

Описание слайда:

Памятник в Москве на Славянской площади

№ слайда 21
24 мая – день памяти святых Кирилла и Мефодия. В этот день отмечают День Славянс

Описание слайда:

24 мая – день памяти святых Кирилла и Мефодия. В этот день отмечают День Славянской письменности и культуры. Гимн Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян . Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения, Братья Святые, Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил!

№ слайда 22
ИТОГ Земля наша- просторная, обильная, одаренная богатствами природы. Все свое т

Описание слайда:

ИТОГ Земля наша- просторная, обильная, одаренная богатствами природы. Все свое тепло и все сокровища отдаст она рачительному и доброму человеку. Каждому найдется место на ней, каждому найдется место на ней, каждому она станет домом родным, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся беречь и приумножать ее славную историю.

№ слайда 23
Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Слайд 1

Святые земли Русской

Слайд 2

Х век. Князь Владимир. Этого князя можно назвать самым известным правителем Древней Руси. Именно Владимир стал тем, кто принес на нашу Землю истину христианской веры. Далек тот день, когда Русь стала православной, но не стираются из памяти народа истории о славном князе Владимире и о ее поисках настоящей веры.

Слайд 3

Еще при жизни одарил князь Владимир Красно Солнышко каждого из своих двенадцати сыновей уделом, то есть княжеством -таков был обычай. Но больше всего любил Владимир своего младшего сына Бориса, и хотел именно ему передать киевский престол, а не старшему сыну Святополку. Очень не нравилось Святополку, что народ любит молодых князей Бориса и Глеба. Подослал Святополк немилосердных убийц сначала к Борису, а затем с помощью подлого обмана погубил и Глеба. Застонала русская земля от такого злодеяния, навеки заклеймили люди Святополка прозвищем Окаянный. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, покровителями княжеской власти.

Слайд 4

Борис и Глеб- первые русские святые. Далее были и Александр Невский, и Сергий Радонежский, и княгиня Ольга, и сам князь Владимир. Все они несли на Русь Свет Истины, Добра и Правды. Все они делали одно и тоже дело: утверждали наше Отечество как сильное, единое православное государство. Русская православная церковь установила день памяти всех русских святых, и в честь этого праздника была написана икона «Всех святых, в земле Русской просиявших»

Слайд 5

Икона «Всех святых, в земле Русской просиявших»

Слайд 6

Образ русского богатыря Ильи Муромца знаком каждому по былине- жанру русских песен- сказаний. Облик Ильи Муромца мы чаще всего представляем по картине В.Васнецова «Богатыри».

Слайд 7

Угодник Божий преподобный Илья Муромец жил в Х II в и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Известно, что он происходил из простой крестьянской семьи.В детстве и юности страдал параличем, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Слайд 8

Илья Муромец был произведен в сан святых в 1643 году в числе других угодников Киево- Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 году на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен Храм во имя святого Илии Муромца.

Слайд 9

Послушайте пьессу « Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского. -С каким чувством въезжает Илья Муромец в Богатырские Ворота града Киева? -О чем еще рассказала вам эта музыка?

Слайд 10

На Руси почиталась не только сила физическая, Но и сила ума, мудрость. Как заслужить прозвище «мудрый»? Много князей было в русской земле, но только одного Из них прозвали Мудрым- Ярослава, сына князя Владимира. При Ярославе засияла еще пуще прежнего слава древней столицы. Решил князь построить в Киеве православный храм в честь святой Софии, ведь «София» по-гречески означает «мудрость».

Слайд 12

Владимир Мономах- внук Ярослава Мудрого объединил русских князей в борьбе против половцев. Слава о подвигах русских войск достигла самых далеких стран, дошла даже до Рима. Время княжения Владимира Мономаха стало самым цветущим в истории Древней Руси. Но особенно памятным для потомков стало его « Поучение». Говорил князь, что нельзя лениться ни на что доброе. Если ты князь, прежде всего с себя спрашивай, все ли для Своего народа сделал? Не обидел ли кого, не слышен ли от дел твоих детский плач? Не сгубил ли ты людей понапрасну, Войны неразумной не затевал ли, Не жадничал , в дружбе ли со всеми жил?

Слайд 13

Народ настолько уважал Владимира Мономаха, Что слагал о нем былины и сказки. Легенда рассказывает, что византийский император, восхищенный умом русского князя, прислал ему особый знак царского достоинства- шапку, богато украшенную драгоценными камнями. Впоследствии многие русские цари венчались на царство этой шапкой, как короной. До сих пор шапку Мономаха русский народ хранит в своей сокровищнице.

Слайд 14

Святые Кирилл и Мефодий Кирилл Мефодий

Слайд 15

В девятом веке два греческих монаха- Кирилл и Мефодий- совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. Кирилл и Мефодий не только создали Славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного писания, чтобы простые люди могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор пользуемся кириллицей- буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром братья- монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники. А в Болгарии есть даже орден их имени.

Слайд 17

ПАМЯТНИКИ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ Болгария. София. Македония

Слайд 18

Дмитров Мурманск

Слайд 19

Саратов Коломна Нижний Новгород

Слайд 20

Памятник в Москве на Славянской площади

Слайд 21

24 мая – день памяти святых Кирилла и Мефодия. В этот день отмечают День Славянской письменности и культуры. Гимн Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян . Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения, Братья Святые, Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил!

Слайд 22

ИТОГ Земля наша- просторная, обильная, одаренная богатствами природы. Все свое тепло и все сокровища отдаст она рачительному и доброму человеку. Каждому найдется место на ней, каждому найдется место на ней, каждому она станет домом родным, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся беречь и приумножать ее славную историю .

Слайд 23

Спасибо за внимание

Цель урока: Продолжение раскрытия перед учащимся темы защиты Отечества на примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского Чудотворца.

Задачи урока: Изучение музыки религиозной традиции на основе культурологического подхода, как часть музыкальной культуры России, в которой органичным образом взаимодействуют церковные песнопения, фольклор и классическое композиторское наследие.

Вид урока: Урок-открытие.

Наглядные пособия: Иконы святых, картины художников, дидактические материалы.

Технические средства: Аудикасеты со следующим материалом:

«Гимн РФ» А. Александрова, «Стихира» песнь-гимн Всем святым, «Картинки с выставки» сюита «Богатырские ворота», Симфония №2 (Богатырская) А. Бородина, фонограмма песни «Богатырская сила» из репертуара Стаса Намина; Мультимидиа-проектор: трансляция презентации урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами перешли к изучению разворота «О России петь, что стремиться в храм» (сл.1)

2. Повторение

Учитель: Для того чтобы перейти к проверке домашнего задания, я предлагаю вам прослушать два музыкальных фрагмента.

/Прослушивание: 1) «Гимн РФ» А. Александрова; 2) «Стихира» — песнь – гимн./

Учитель: Как называется первый музыкальный фрагмент?

Ученики: Гимн РФ

Учитель: Чем является гимн для нашей Родины?

Ученики: Главной песней (сл.2)

Учитель: Где исполняется это музыкальное произведение?

Ученики: В торжественных случаях.

Учитель: Второе прослушанное произведение тоже является гимном, но где оно исполняется?

Ученики: В церкви.

Учитель: Кому посвящено это произведение?

Ученики: Оно посвящено всем святым.

Учитель: Как называется это духовное песнопение?

Ученики: Песнопение называется «Стихира»

Учитель: Почему это песнопение так называется?

Ученики: Оно написано в стихотворной форме.

Учитель: (сл.3) Правильно, стихира написана в стихотворной форме и имеет три части. Первая часть посвящается Соборному храму, вторая – прославляет Русскую церковь, как образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых. Ребята, какая из трех частей является кульминацией стихиры?

Ученики: Третья

Учитель: Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»

(сл.4) /Демонстрация иконы/

3. Новый материал

Учитель: Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились (сл.5,6) Александр Невский, (сл.7,8) Сергий Радонежский, (сл.9) княгиня Ольга, (сл.10,11) князь Владимир.

/(сл.12) На экране икона Ильи Муромского Чудотворца/

Учитель: Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе?

Ученики: Нет, образ иконы нам не знаком.

Учитель: Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам это имя? (сл.13)

Ученики: Да, знакомо. Это русский богатырь.

Учитель: Все вы хорошо знаете Илью Муромца как сказочного былинного героя. (сл.14) Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце.

Отрывок из былины: Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются.

Учитель: Откройте учебники на странице 28. /Знакомство с текстом/

Учитель: О каком чуде идет речь?

/Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/

Учитель: …оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.

Ребята, куда отправился Илья Муромец?

Ученики: Защищать Русскую землю.

Учитель: Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»?

/Ответы учеников/

Учитель: Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация былины подчиняется метру, ритму и рифме. Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ?

Ученики: Гусли (сл.13)

/воспроизведение былинных наигрышей/

Учитель: Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри» (сл.16). Попробуем дать описание его внешности.

/Описание: сильный, могучий, храбрый и т.д./

Учитель: Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это сюита «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского (сл.17)

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведение на богатырскую тему. Это «Симфония №2» Александра Бородина (сл.18)

(сл.19) /Прослушивание музыкального отрывка из «Симфонии №2»/

Учитель: (сл.17) Главная тема 1-й части «Симфонии №2» Бородина (ее нотная запись дана на с. 29 учебника музыки), имеет свои характерные особенности. В симфонии отображены две темы: первая – сила легендарных героев, вторая – лирическая, рисующая далекие степи Родины.

Внимание задание: Среди карточек музыкальных характеристик, нужно выбрать подходящую характеристику первой части, затем второй.

/Прослушивание каждой части отдельно, выполнение работы/

Ученики самостоятельно подводят итог по прослушанному произведению

Учитель: Много былин сложено об Илье Муромце, одна из них «Илья Муромец и Соловей разбойник» (сл.20) А знаете ли вы, Соловей – разбойник, сидел на девяти развесистых дубах при большой дороге у речки Смородины, что за Карачевом, на самой нынешней границе, у села Девятидубье. К тому времени дороженька прямоезжая разонравилась людям и перестали они ездить по ней. Но поехал по той дороге Илья Муромец и избавил люд от Соловья – разбойника (сл.21) Исследование карты Брянской области, граничащей с Орловской областью/.

Учитель: В настоящее время разработан проект памятника Ильи Муромца. Памятник будет расположен в городе Брянске на берегу реки Десна (сл.22).

4. Вокально-хоровая работа

Учитель: Ребята, вам понравился образ русских богатырей в былинах, картинах художников и композиторов?

Ученики: Понравился.

Учитель: Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Богатырская сила», авторами которой являются А. Пахмутова и Н. Добронравов (сл. 23)

/Распевание, поэтапное разучивание песни. Исполнение./

5. Подведение итогов урока

Учитель: Откройте учебники на странице 29.

(сл.23) Илья Муромец не только былинный герой, он русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Его мощи хранятся в Киево- Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра (сл.24).

Учитель: Ребята, что вы знали об Илье Муромце?

Ученики: Илья Муромец является русским богатырем. О нем сложено много былин.

Учитель: Что нового вы узнали на нашем уроке?

Ученики: Илья Муромец является святым земли Русской. И день его памяти отмечается 1 января.

Учитель: С каким музыкальным произведением, посвященным богатырской теме, вы были знакомы?

Ученики: «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского.

Учитель: С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?

Ученики: «Симфония №2» А. Бородина, песней из «Богатырская сила»

6. Домашнее задание

Учитель: В песне «Богатырская сила», есть следующие строки

«Разгулялися добры молодцы, распотешились молодцы». И к следующему уроку, я вас попрошу вспомнить: какими же богатырскими забавами потешались богатыри, а так же выучить наизусть слова песни «Богатырская сила»

Прощание

Учитель: Ребята, до свиданья!

Ученики: Учитель, до свиданья!

Владимир Красное Солнышко….  Славный защитник земли Русской, могущественный князь.

С 980г Владимир стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкое время досталось ему. На Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси  «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. В  988 году, вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс крещения Руси. Был великим полководцем, но князь не был завоевателем. Главная его цель – защита земли Русской.

Ольга (в крещении Елена), великая княгиня киевская.

Родом псковитянка, жена князя Игоря, мать князя Святослава.

Подавив восстание древлян, Ольга княжила ещё 20 лет, показав себя мудрой правительницей. Она путешествовала по стране, строя дороги и перевозы между речными системами, устанавливая единый оброк и устав княжьего суда в определённых местах — погостах.

Предмет особой гордости летописцев — рассказ о поездке Ольги в Константинополь (955 или 957 г.), где она посрамила хитроумных византийцев, доказав, что ни в чём не ниже императора; обновила торговый договор и приняла христианство (по другой версии, княгиня крестилась ещё до поездки).

Обменялась Ольга посольствами и с германским императором Оттоном I. Вернувшись домой, Ольга всячески пыталась приобщить к новой вере своего сына Святослава, но князь не проникся этой идеей и остался язычником, боясь осуждения дружины. И тем не менее, матери он не запрещал строить соборы и церкви. Ольга оставалась в Киеве, активно участвовала в воспитание внуков. Возможно, именно этот факт привел к тому, что сын Святослава, Владимир, в 988 году крестил Русь, тем самым объединив ее. —

В 968 г. Ольгу с тремя внуками осадили в Киеве печенеги. Призвав на помощь воевавшего в Болгарии сына, она уже не отпускала его до самой своей смерти, наказав не совершать по себе языческой тризны.

Канонизирована Русской православной церковью как святая.

Александр Невский.    Александр Невский (родился 30 мая 1220, умер 14 ноября 1263 г.) – святой, великий князь владимирский, В 1240 шведы, двинулись в крестовый поход на Новгород, но Александр разбил их при впадении Ижоры в Неву (Биргеру «возложи печать на лице острым своим копием»). Эта битва дала Александру имя Невского. Но возникла война с Меченосцами, которые соединились с Тевтонским орденом, завоевали в 1240 псковскую область, заняли в 1241 Псков, выстроили в Копорье крепость, взяли Тесов и обложили данью Водь. Александр вновь двинулся на крестоносцев и 5 апреля 1242 наголову разбил немцев на льду Чудского озера («Ледовое побоище»). По заключенному миру немцы отказались от завоеваний и возвратили пленных. В 1242 и 1245 Александр Невский одержал ряд побед над литовцами. В 1258 Александр Невский ездил в Орду , отвратил погром русских городов и выхлопотал для них освобождение от составления ополчений для татар.На обратной дороге Александр Невский скончался в Городце Волжском. Митрополит Кирилл, возвещая во Владимире о смерти Александра, выразил тогдашнее общественное настроение словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». Александр Невский являлся наиболее крупною фигурою в русской истории от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского. Память его окружена поэтическими сказаниями. Церковь причислила Александра к лику святых. Его мощи открыты в 1380, а в 1724 г. перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

Преподобный Сергий Радонежский был еще до рождения предназначен богу, так как во время посещения беременной матерью церкви, младенец в чреве прокричал троекратно, и священник объявил родителям, что он будет слугой святой троицы.

В семь лет родители отдали его на учебу, но грамота не давалась мальчику, и он очень переживал по этому поводу. Однажды ему встретился странствующий старец, который помолился и благословил. После этого случая учеба пошла легко и вскоре он обогнал своих сверстников и стал глубоко изучать Библию и святые писания.

После смерти родителей Варфоломей сам уехал в Хотьково-Покровский монастырь. Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы в десяти верстах от него. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой жизни полной лишений, вскоре уехал и стал игуменом в Москве в Богоявленском монастыре. После этого к Варфоломею прибыл игумен Митрофан, от которого он и принял постриг и стал называться Сергием, так как в этот день праздновалась память Сергия и Вакха. К церкви стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, срублен тын, образовалась обитель иноков, которая в 1345 г окончательно состоялась как Троице-Сергиев монастырь.  Словами тихими и кроткими Сергий мог примирить, по свидетельствам современников, даже самых ярых врагов, как примирял между собой враждующих русских князей, уговаривал быть в подчинении у великого князя московского. Он предсказал победу и благословил на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле колебавшегося князя Дмитрия и вдохновил этим становившуюся в то время Московскую Русь. В 1389 г был призван скрепить духовно новый порядок наследования престола – от отца к старшему сыну.

Из-за образа жизни, чистоты намерений и нравов игумен Сергий почитался как святой, были доступны и чудеса ему, благодаря милости божьей, он исцелял людей от болезней, а однажды воскресил умершего на руках отца мальчика.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

(урок «открытия нового знания»)

Класс: 4 «Б»

Тема урока: Подвиг святых земли Русской. Илья Муромец.

Тип урока: открытие нового знания

Цель: расширить представление о духовной музыке на примере русской музыкальной культуры.

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  1. формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;

  2. расширить представление о музыкальной культуре своей Родины;

  3. воспитывать толерантное, уважительное отношение к культуре других стран и народов.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. развивать познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений, музыкальной культуры, обычаев и традиций России в процессе эмоционально- осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений;

  2. уметь ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);

  3. развивать навыки постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации о музыке и музыкантах.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

  2. сформировать основы музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края;

  3. сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно- нравственном развитии человека.

Оснащение урока:

Музыкальный ряд: Звон колоколов, Хор «Благовест», А. Бородин. Симфоний №2 «Богатырская», песни — «Богатырская наша сила», «Кто добрее всех на свете?»

Материалы для учащихся: Учебник по музыке, слова песни

Материалы для учителя (оборудование): Учебник, технологическая карта, аудио материал, наглядный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1. Мотивация к учебной деятельности

Активизация учащихся, создание положительного настроя детей на работу. Самоопределение к деятельности.

Сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Дарья Геннадьевна. Присаживайтесь.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

И приступим мы к работе.

Приветствуют учителя

Присаживаются

Внимательно слушают

Л.: формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности

Поощрение

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, скажите, что вы нового и интересного узнали на прошлом уроке? А какую песню исполнили? Предлагаю исполнить песню, которую вы разучили.

Отвечают на вопросы.

Исполняют песню (Солдатушки)

Л.: формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности

Беседа, повторение

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности):

3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа)

3.2.2.Музыкально-ритмические движения (музыкально-двигательная разминка)

3.3. Первичное закрепление (проходит после каждого вида музыкальной деятельности)

3.3.1. Вокально-хоровая работа (повторение или разучивание песни)

Скажите, под какую музыку вы входили в класс?

Где вы могли её слышать?

Как вы думаете, почему мы входили именно под эту музыку?

Можно предположить какая тема нашего урока. Сегодня мы будем говорить о духовной музыке. Тема нашего урока: Святые земли Русской. Илья Муромец.

Кто же такие святые?

Свято́й — личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей.

Как вы понимаете слова благочестие и праведность?

А выражение «стойкое исповедание веры»? (Праведность — законность, справедливость, святость, благочестие, благочестивость, безгрешность. Испове́дание ве́ры — это свидетельство о своей вере в Бога добрым словом и добрым делом)

Кто же эти люди?

Чем они занимались?

Святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг. Каких русских святых вы знаете?

Я хочу вам рассказать о Великом князе Владимире и Княгине Ольге.

Как вы думаете, что они сделали для Русской земли?

Княгиня Ольга — Великая русская княгиня, которая правила Киевской Русью после гибели своего мужа.

Ольга одной из первых на Руси приняла христианство. Именно с неё на Руси  пошло православие.    Без сомнения Ольга сделала все для блага и расцвета государства.

Великий князь Владимир

известен как «Креститель Руси». Больше всего Владимир прославился тем, что крестил Русь, то есть именно по его приказу многие люди приняли христианскую веру. Князь Владимир является внуком Княгини Ольги. Народ прозвал Великого князя Владимира «Красное солнышко» потому что, после спасения от печенегов, князь устроил великий пир, на который созвал не только бояр, но и бедных, и множество людей из других городов. Разрешал брать всё то, что им нужно.

Как вы думаете, почему об этих людях Ольге и Владимире помнят до сих пор?

Рассмотрим Икону Всех Святых

Какие краски преобладают в этой иконе?

Золотой цвет икон позволяет почувствовать сияние Бога и великолепного Небесного Царства, где никогда не бывает ночи.

Красный- один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, энергии.

Белый- символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.

Синий и голубой означают бесконечность неба, символ вечного мира.

В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь- гимн- стихиру

Стихира это песнопение, написанное стихотворным размером.

Предлагаю прослушать стихиру

Когда вы будете слушать, то подумайте какое настроение несет нам она?

Можно ли её спеть в быстром темпе?

2. Слушание стихиры

Какие чувства у вас возникли при прослушивание этой стихиры?

Кто её исполняет?

Можно ли её спеть в быстром темпе?

Вы узнали картину великого русского художника В. Васнецова? Посмотрите внимательно на картину. Как вы думаете, кто изображен на картине?

Кто из вас может назвать имена богатырей?

Русские богатыри, во главе которых встал Илья Муромец, они успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Илья Муромец воплощает народный идеал героя- воина, народного заступника.

Кто же такой богатырь?

Богатырь— это человек, обладающий чрезмерной физической и духовной силой, защищающий народ и использующий свою силу во благо своих близких и всего народа

Илья Муромец прославился не только подвигами, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью. Илья Муромский Чудотворец, обратите внимание, как его икону изобразил художник

Отличается ли икона от картины?

Композитор Александр Бородин также писал о богатырях.

Бородин был русским композитором, также ученным-медиком и химиком. Когда он учился в Медико- хирургической академии он начал писать романсы, все считали, что музыка будет мешать ему в серьёзной научной работе, но он начал скрывать это, и не отказался от музыки.

Александр Бородин написал Симфонию №2 «Богатырская»

Что же такое симфония?

Симфония— это музыкальное произведение для оркестра.

Предлагаю вам прослушать Симфонию Александра Бородина

Послушайте внимательно, и подумайте, почему Симфонию назвали Богатырской?

Звучит Симфония

Почему она богатырская?

Легенда об Илье-Муромце живет в памяти народа и до сих пор. Предлагаю посмотреть Фильм- сказку об Илье Муромце.

Богатыри были сильными, смелыми, добрыми, а еще любили танцевать. И я предлагаю выполнить движения, характерные для богатырей. Смотрите на меня и выполняйте вместе со мной.

Музыкально-ритмические движения под песню «Богатырская наша сила»

Присаживайтесь.

— Ребята, а какой завтра день?

Верно. Вы знаете, Илья Муромец был отличным учителем, как для нас, так и для своих братьев – богатырей: Алексея Поповича и Добрыни Никитича. На его примере, мы знаем, что надо любить свою Родину, уважать и почитать старших. И уважать учителей, ведь они самые добрые люди и дарят нам знания. Предлагаю разучить песню «Кто добрее всех на свете?»

Организует разучивание песни.

— Под звон колоколов.

— В храме.

— Наша темя связана с храмом. Со стариной.

Дают предположительные ответы

Высказывают свое мнение

Отвечают на вопросы

Отвечают

Отвечают

Отвечают на вопросы

— Ольга была первой, кто принял христианство. Владимир устроил большой пир и принял бедных.

— Преобладают золотой, красный, белый.

Слушают учителя.

Восторженное, восхищение, воодушевление

Отвечают на вопросы.

— Да!

— Три богатыря.

— Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

Отвечают на вопросы

Отвечают

Слушают композицию

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Слушают

Она величественная, торжественная, сильная

Смотрят фильм- сказку

Повторяют движения

— День Учителя.

Разучивают песню

Р.: планирование учебной деятельности.

П.: постановка и формулирование проблемы

К.: развитие навыка постановки проблемных вопросов.

Л.: Расширить представление о музыкальной культуре России.

Р.: развитие познания разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений.

К.: уметь выражать свои мысли, находить информацию

П.: поиск и выделение необходимой информации

К.: уметь выражать свои мысли

Р.: развивать познание разнообразных явлений окружающей действительности.

Л.: воспитывать уважительное отношение к культуре

Р.: развивать познание разнообразных явлений окружающей действительности

К.: развивать навыки постановки вопросов в процессе восприятия, а также сбора информации о музыке

Беседа, объяснение

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Объяснение

Беседа, рассказ

Иллюстрация

Объяснение

Беседа.

Рассказ.

Демонстрация

Метод межди

сциплинирован

ного

взаимодействия

музыки и искусства

Рассказ

Метод размышления о музыке

Наглядно- слуховой метод

Беседа, метод интонационно- стилевого постижения

4. Рефлексия учебной деятельности

Что сегодня нового вы узнали на уроке? Чем мы занимались на уроке? Что вам больше всего понравилось?

Спасибо за урок! До свидания!

Отвечают на вопросы

Л.: самооценка своей учебной деятельности

Повторение

Метод музыкального обощения

САМОАНАЛИЗ УРОКА МУЗЫКИ

Класс: 4 «Б»

Тема урока: «Подвиги святых земли Русской. Илья Муромец»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: расширить представление о духовной музыке на примере русской музыкальной культуры.

Программа: «Музыка 4 класс» Критская Е. Д.

Тема четверти: О России петь – что стремиться в храм.

В классе есть дети с особыми образовательными потребностями, поэтому велся учёт разноуровневой подготовки детей.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1. формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;

2. расширить представление о музыкальной культуре своей Родины;

3. воспитывать толерантное, уважительное отношение к культуре других стран и народов.

Достигались на этапах мотивации, актуализации опорных знаний, «Организации познавательной деятельности» в подэтапе 3.1.Целеполагание, 3.2. Открытие нового знания, рефлексии. С помощью методов: формирование готовности восприятия учебного материала, рассказ, метод междисциплинарного взаимодействия музыки и искусства, демонстрация, объяснение, беседа.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов: 1. развивать познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений, музыкальной культуры, обычаев и традиций России в процессе эмоционально- осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений;

2. уметь ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);

3. развивать навыки постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации о музыке и музыкантах.

Реализовывались на этапах: «Организация познавательной деятельности», «Целеполагание», «Открытии нового знания», на подэтапе 3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении), 3.2.3. Вокально-хоровая работа, 3. 2.2.«Первичного закрепления, повторения и включения в систему знаний». При помощи методов: повторение, подводящий диалог, рассказ, наблюдения за музыкой, метод междисциплинарного взаимодействия музыки и искусства, демонстрация, объяснение.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов: 1. уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

2.сформировать основы музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края;

3.сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно- нравственном развитии человека.

Осуществляются на этапах: «Открытие нового знания», на подэтапе 3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении) «Повторения и включения в систему знаний», 3.2.3. Вокально-хоровая работа. С помощью методов: подводящий диалог, рассказ, метод музыкального обобщения, повторение, метод наблюдение за музыкой, беседа, поощрение.

Дети были включены в деятельность. Они проявляли высокую степень интереса, были активны и дисциплинированы. Цель достигнута. Критерием этой оценки является конкретный результат урока, а именно освоенные и сформированные УУД. Учащиеся в полной мере были увлечены занятием. Это проявлялось в активности, эмоциональности, внимательности, открытости, доброжелательности, содержательности высказываний. Учитель владел материалом урока, данный материал соответствовал возрастным возможностям учащихся, а также имел воспитательную направленность, присутствовала культура речи, логически построенная речь, увлеченность, а также артистизм и педагогический такт.

  • Рассказ о святом земли русской коротко
  • Рассказ о святом николае чудотворце
  • Рассказ о своем характере на английском языке
  • Рассказ о своем хобби на английском кратко
  • Рассказ о своем хобби на немецком языке с переводом