Рассказ о своих чувствах

Тема недели: зимушка-зима живая, неживая природа, месяцы, приметы, свойства снега и льдацель: систематизировать знания детей о зиме.-формировать обобщнные представления о

Тема недели: «Зимушка-зима» (живая,
неживая природа, месяцы, приметы, свойства снега и льда)

Цель: систематизировать
знания детей  о зиме.

-Формировать
обобщённые представления о зиме, как о времени года, приспособленности растений
к изменениям в природе.

-Закреплять знания
о правилах безопасного поведения в природе в зимний период.

-Развивать
способность наблюдать и замечать изменения в природе.

-Приобщать к
русской национальной культуре.

-Воспитывать
чувство эмпатии к родной природе.

Утро

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Беседа с детьми «Что интересного
заметили по дороге в д/с?» Цель: учить побуждать детей делиться своими
впечатлениями, следить за построением предложений. Рассматривание иллюстраций
и фото зимнего  пейзажа.

П/И «Птички –невелички». Д/И «Когда это
бывает?».  Цель: закрепить приметы времен года, определить приметы
начала зимы. Д/И «Один – много». Цель: упражнять в образовании мн.ч. имен
сущ.  (ворона – вороны).

Рассматривание книг, альбомов о
зимних видах спорта.

Цель: уточнить
представления о разных видах спорта, понятии «спорт», о том, для чего
люди занимаются физкультурой и спортом; развивать речь
.

Закрепить знание зимних месяцев.

Внесение материала по теме недели.

Прогулка

Речевое разв

Познание

Физ. Разв.

Наблюдение за изменениями в природе.
Формировать представление об изменениях в природе в начале зимы (ночь растёт,
а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их
приметы в стихотворениях .

Труд на участке –
развесить кормушки для птиц, насыпать корм. Цель: воспитывать желание
помогать птицам в холодное время года.

Самостоятельная игровая
деятельность на участке.

Упражнять детей в метании большого мяча в вертикальную
цель.

Выносной
материал по желанию детей

Вечер

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Чтение стихотворения И. Никитина «Здравствуй, Гостья –
Зима!».

Пальчиковая гимнастика «Считалка для
ворон». Цель: учить согласовывать движения с текстом, развивать моторику рук.

 Настольно-печатная игра «Времена года»
(лото) Цель: учить играть по правилам.

Просмотр
презентации: «Русская природа зимой». Цель: показать детям красоту русской
зимы, познакомить с творчеством И.И.Левитана, А.К.Саврасова,
А.Мещерского-замотивировать детей на деятельность.

Рисование «Снежинки-балеринки». Цель: Продолжать учить детей рисовать узорчатые снежинки,
самостоятельно подбирать для своего рисунка материалы и инструменты. Развивать
чувство цвета и ритма. Воспитывать умение восхищаться красотой природы

С/Р
«Аптека». Цель: продолжать учить детей пользоваться в игре предметами –
заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с
ней.

Д/И «Придумай загадку» Цель: упражнять
детей в придумывании загадок.

Атрибуты для с/р игры,
д/и, настольные игры, иллюстрации птиц. Самостоятельная игровая деятельность
в центрах занятости.

Утро

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Минутка
безопасности: «Как
оказать первую помощь зимой».

Тренинг «Свеча». Цель:
Расслабление, эмоционально положительный настрой, рассказ о своих чувствах,
эмоциях.

Д/и «Целый год». Цель: закрепить
последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток.

«Отгадай загадку»- отгадывание загадок на зимнюю
тематику. Цель: Развивать логическое мышление.

Д/и
«Далеко и близко, высоко и низко (развивать пространственную ориентацию).

Д/и, зимние иллюстрации

Прогулка

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Наблюдение
за  небом и облаками зимой.

Цель:
обратить внимание на зимнее небо; расширять представления детей о
многообразии неживой природы; развивать любознательность, творческое
восприятие; воспитывать любовь к природе.

Трудовая
деятельность: расчистка дорожек от снега.

Цель:
учить трудится сообща.

П/И
«День-ночь», «Два мороза». Цели: упражнять детей в ловкости, беге, прыжках на
двух ногах с продвижением вперед и назад.

Игры
с выносным материалом.

: «Пройди по бревну». Цель: упражнять в умении и
сохранять устойчивое равновесие, добиваться улучшения техники ходьбы.

Выносной материал по желанию детей

Вечер

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

 Чтение
рассказа В.Бианки «Декабрь» — беседа по содержанию.

 Д/и: « Вокруг
да около», — развивать зрительное восприятие, внимание, учить правильно
употреблять предлоги.

 П/и: « Найди
что спрячу»- формировать умение ориентироваться в пространстве.

 С/ р игра: «Семья» —
«Собираемся на зимнюю прогулку». Цель: Развивать и обогащать сюжет игры,
закрепить название деталей зимней одежды. Продолжать формировать навыки
поддерживать чистоту и порядок в шкафу для одежды самостоятельно.

Игры со
строителем. Учить осуществлять пространственный анализ постройки,
самостоятельно находить способы её выполнения.

Просмотр
мультфильма «Двенадцать месяцев».

Д/И
Что было бы, если». Цель: закрепить умение классифицировать предметы,
обогащать словарный запас, развивать внимание и мышление.

Упр. «Доскажи словечко». Задачи: учить
вслушиваться в звучание слов, развивать чувство рифмы, речевой слух, звуковую
культуру речи

Атрибуты для игр

Утро

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Беседа: «Правила
безопасности в зимнее время года». Цель: Закреплять правила безопасности в
зимнее время года.

Д/И
«Чей хвост». Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление,
внимание.

Д/и: «Кто как зимует?».
Цель: Закреплять знания детей о том, как зимуют дикие звери, птицы.

  П/и : «Вьюга». Цель:
Учить выполнять движения соответственно тексту. Продолжать совершенствовать
умения: быстро и аккуратно умываться; соблюдать порядок в умывальной комнате.

Чтение стихотворения И.
Никитина «Здравствуй, Гостья – Зима!»

Упражнять  в
составлении рассказа по серии сюжетных картин.

Картинки птиц и животных зимой

Прогулка

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Наблюдение
за воробьем зимой. Цель:
продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать
представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить
поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Трудовая
деятельность: очистка дорожек от
льда и снега.
Цель: закреплять навыки и умения трудиться в коллективе
сообща.

П/и: «Два мороза», «Мы веселые ребята». Цель: Учить
четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры. Д/и: «Когда это
бывает?». Цель: Закрепить знания детей о временах года, их характерные
признаки, развивать связанную речь, внимание, находчивость.

.
П/И «Снежная карусель», «Бездомный заяц». Цель: развивать быстроту реакции,
ловкость; закреплять умения согласовывать игровые действия со словами.

Самостоятельная
игровая деятельность детей. Цель: развивать самостоятельность,
коммуникативные навыки общения со сверстниками.

Упражнять
детей в беге с увертыванием.  И/у: «Догони пару».

Выносной материал по желанию детей

Вечер

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Чтение
стихотворения К.Бальмонта «Снежинки». Цель: прививать любовь к художественной
литературе.

Игры в уголке экспериментирования. Рассматривание
камешков через лупу. «Кто что видит» (кристаллики, трещины, узоры и т.п.).
Игры
в уголке природы с природным материалом: камушки, ракушки, шишки. Цель: развивать
познавательный интерес, воображение.

Сюжетно
– ролевая игра «Путешествие в лес зимой». Цель: формировать умения выбирать
сюжет игры, распределять роли, подбирать необходимые предметы и атрибуты;
закреплять знания детей о жизни животных, растений; воспитывать дружеские
взаимоотношения между детьми.

Настольно-печатная
игра «Разрезные картинки. Птица» цель: продолжать упражнять  в умении
собирать пазлы.

Привлечь
детей к оформлению объемного панно «Зимующие птицы». Цель: упражнять в умении
вырезать силуэты, закрепить знания о зимующих птицах.

Дид. игра  «Что из чего».

Цель: закрепить умение определять из какого
материала сделаны предметы.

Атрибуты к с/р игре

Схемы, настольно — печатные игры

Утро

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Беседа
с детьми «Чем зима нас удивляет». Цель: закреплять знания детей о зиме.

Д/И
«Я начну, а ты продолжи». Цель: упражнять в умении описывать птицу по
мнемотаблице.

Д/И
«Четвертый лишний. «Цель: развивать внимание и наблюдательность детей.

Настольно
– печатная игра «Тропинки –лабиринты». Цель: закрепить названия зимней
одежды.

Хороводная игра «Как на тоненький ледок».

Закрепить произношение
звука [Н] в слогах, словах и предложениях. Учить находить положение звука в
слове.

Настольно-печатные игры.

Прогулка

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Наблюдение
за таянием снега и льда. Цели: обобщать представления о типичных весенних
явлениях в природе; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы
о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; продолжать обогащать
знание детей о свойствах воды (сравнивать величину сосулек утром и во время
вечерней прогулки, сделать вывод, что за день сосульки стали значительно
короче, солнце их пригревало и они таяли весь день.

П/И
«Мороз Красны нос ». Цель: развивать воображение, координацию движений.

Беседа «Правила безопасного поведения зимой на
участке».

Худ. слово «Стали дни короче, солнце светит мало,
вот пришли морозы и зима настала». И. Суриков; загадки о солнце. Цель:
развивать умение отгадывать загадки.

Упражнять детей в выполнении шага «боковой галоп»

Выносной материал

Вечер

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Чтение
сказки В.Одоевского «Мороз Иванович». Цель: продолжать знакомить с
произведениями художественной литературы о зиме. Формировать умение общаться
со взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного.

Д/И
«Выбери нужное». Цель: закреплять знания детей о природе, развивать мышление
и познавательную активность.

Работа
в тетрадях «Продолжи узор» Цель: упражнять в ориентации на листе бумаги в
клетку.

Д/И
«Счетные палочки». Цель: упражнять в умении составлять изображение из счетных
палочек.

Просмотр мультфильма «Высокая горка». Цель:
формировать личную оценку поступков героев.

Раскраски по теме:
«Зимние забавы». Цель: совершенствовать навыки работы с карандашами.

Закрепление обратного счета от 10

Утро

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Беседа
: «Почему мне нравится зима?». Цель: развивать монологическую речь,умения
составить красивый рассказ о зиме.

Д/И:
«Угадай, на что похожи узоры на окнах». Цель:
 закрепить
умение составлять рассказ с использованием прилагательных описательного
характера, находить сходства и различия, развивать внимание, воображение,
речь.

Настольно
– печатные игры: «Времена года», «Домино». Цель: закреплять представления
детей о временах года, умение соблюдать правила игры.

Рассматривание
картин и иллюстраций о Севере и его обитателях.

Раскрашивание животных.

Д/И
«Скажи наоборот». Цель: упражнять детей в подборе слов-антонимов.

Раскраски, настольно-печатные игры.

Прогулка

Речевое разв

Познание

Физ. Разв.

Беседа с детьми «Мороз и металл» Цель: воспитывать
правила безопасного поведения на прогулке.

Д/И
«Что говорит нам пословица». Цель: развивать умение детей понимать смысл
народных пословиц и поговорок.

Наблюдение
за солнцем. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень.
Сказать детям, что в декабре солнце редкий гость, порода пасмурная, ведь
декабрь самый темный месяц в году. Продолжить знакомить детей с некоторыми
закономерностями в природе.

П/И «День –ночь».

Ситуативный разговор «Как нам сберечь здоровье
зимой?».

Труд: расчистка участка от снега.

Поупражнять подгруппу детей в хождении змейкой.
Цель: закрепить двигательные навыки.

Выносной материал по желанию детей

Вечер

Речевое разв

Муз. Разв.

Познание

Физ. Разв.

Чтение рассказа В. Архангельского:
«Летят снежные пушинки» — беседа по содержанию рассказа.

 Д/и: «Назови действие» — знать зимние
явления, уметь заканчивать предложение воспитателя, подбирая соответствующий
глагол.

 Театрализованная игра «Рукавичка».
Цель6учить детей использовать средства выразительности речи.

П/и: «Слушай-танцуй» развитие
танцевальных движений.

 С/р игра: «В гости к зиме» — уметь
представлять разные признаки зимы и изображать их, с помощью пантомимики,
выразительно передавать содержание стихотворения.

Рисование «Сказки на стекле рисует
нам мороз»
.
Цель: учить
детей рисовать декоративные растительные элементы, применяемые в кружевоплетении (волнистые линии, завитки,
снежинки)
. Побуждать придумывать узоры самостоятельно. Воспитывать
эстетическое отношение к красоте природы.

Вернисаж
«Зимушка-зима». Цель:
учить детей презентовать, представлять
свою работу, повышение самооценки детей, сплочение детского коллектива,
вызвать
положительные эмоции, эмоциональный отклик.

DVD мультфильм –
сказка «Снежная королева».

Настольно-печатные игры по выбору.
Конструирование «Снежная крепость». Цель: развивать воображение, умение
подбирать фигуры.

Упражнять детей в словообразовании, образовывать
уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Оформить информационный стенд:
«Советы родителям в зимний период».

Рекомендовать родителям: учить своих детей составлять рассказ о зиме с опорой
на план:
 
Зимние месяцы, Приметы зимы, Звери
зимой,
 Птицы зимой, Зимние
забавы детей
, Забота человека о своем
здоровье зимой.

Привлечь родителей к участию в конкурсах
на зимнюю  и новогоднюю тематику.

Знаменитый рассказ «О любви» был написан Антоном Павловичем Чеховым в 1898 году. Этот рассказ вместе с такими известными произведениями автора, как «Человек в футляре» и «Крыжовник», входит в «Маленькую трилогию» Чехова. В произведении «О любви» Антон Павлович демонстрирует, как люди не могут позволить себе стать счастливыми, ограничивая себя в чувствах и скрывая их. Быстро узнать сюжет позволит краткое содержание известного произведения «О любви», подготовленное Многомудрым Литреконом. Рассказ в сокращении поможет узнать и запомнить основные события из книги и оперативно подготовиться к уроку. Кстати, вот и анализ произведения по плану. Приятного просвещения!


(668 слов) Произведение начинается с разговора Ивана Иваныча, Буркина и Алехина во время завтрака. По словам хозяина, его служанка, которую звали Пелагея, питала нежные чувства к повару Никанору. Однако герой любил выпить и буйствовать. По этой причине Пелагея отказывалась выйти замуж за него. И все же любила его таким, каков он есть. Алехин задаётся вопросом, какова же природа любви? В результате своих размышлений, персонаж приходит к такому заключению: «Тайна сия велика есть». По мнению героя, русские люди усложняют любовь подобными вопросами: «Честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведёт эта любовь». Затем Алехин поведал о любви, которая постигла его. 

Окончив университет, Алехин сразу же совершил переезд в Софьино. Герой был вынужден усердно трудиться, потому что «на имении был большой долг». Так, персонаж и пахал, и сеял, и косил. От статуса помещика у него было одно название, жил он бедно. 

Однажды главный персонаж был выбран на «почётные мировые судьи». Во время заседания происходит знакомство героя с местным помещиком Лугановичем. Затем Луганович позвал Алехина в гости на обед и познакомил со своей супругой Анной Алексеевной. Возраст Анны не превышал двадцати двух лет, и у неё уже был ребёнок. С первой минуты знакомства с Анной  главный герой  «почувствовал в женщине “существо близкое, уже знакомое”. Он пытался забыть и не думать о ней, однако «лёгкая тень её» не оставляла его душу в покое. Затем главный персонаж увидел свою возлюбленную на  спектакле, посвящённом благотворительности. Герой был восхищён и очарован её небывалой красотой. 

Так, Алехин всё чаще и чаще приходил к Лугановичам. В итоге, он стал для них «своим». Каждый раз, видя Анну, у героя возникало “впечатление чего-то нового, необыкновенного и важного”.

В случае, если Павла Константиныча долго нет в городе, семья Лугановичей начинала переживать. Они были убеждены, что образованный и умный человек на протяжении длительного времени не должен находиться в деревне. Они сочувствовали ему. Лугановичи часто делали подарки главному герою. Даже иногда предлагали Алехину взять денег в долг, но он всегда отвечал отказом. Луганович был добр и приветлив, но совершенно далек от жены и своего гостя, ведь в сферу его интересов не входили искусство, философия и науки. Настоящее духовное родство у Алехина было с его супругой, они как будто были созданы друг для друга. Алехин пытался разгадать одну загадку: почему такая молодая и красивая женщина могла выйти замуж за пожилого и неинтересного человека вроде Лугановича, да ещё и имеет от него детей?

Каждый раз возвращаясь в город, главный герой осознавал, что Анна скучала по нему и в глубине души ждала его. Однако влюблённые всячески старались скрыть свою любовь. Павел Константиныч стал задумываться о том, к каким последствиям, возможно, могли бы привести их отношения. Алехин догадывался, что он не сможет подарить своей любимой интересную, насыщенную жизнь. Он не мог взять ответственность за ее будущее. Похоже на то, что у героини были те же самые мысли. Влюблённые часто вместе были в театре, однако они прощались совсем как незнакомые люди. По городу ходили разные сплетни о героях, однако всё это оказалось пустой ложью. 

Однажды Луганович получает должность «председателя одной из западных губерний».  В последний месяц лета героине пришлось уехать в Крым, чтобы поправить свое здоровье. Когда Анна уезжала, Алехин успел вбежать в вагон буквально за считанные секунды до отправления поезда. Алехин крепко обнял свою любимую и начал целовать, а она заплакала. 

«Я признался ей в своей любви…», вспомнил главный персонаж. Он в последний раз поцеловал свою возлюбленную, и они попрощались навсегда. Слушатели Алехина, Буркин и Иван Иваныч, вышли на балкон и увидели солнечную погоду. Дождь прошел. Они искренне сочувствовали Алехину, живущему не своей жизнью, и Анне, которую оба персонажа знали.

Таким образом, Антон Павлович изобразил героев, которые стремятся скрыться от любви. Они скрывают свои чувства не только от окружающих, но даже от самих себя. Автор использовал прием «рассказ в рассказе», чтобы показать, насколько сильно главный герой сожалеет об утраченных чувствах. Чехов, создавая произведение, поставил перед собой цель — показать, насколько ничтожной и невыносимой является жизнь, если она полна нерешительности. Слабый, безинициативный и нерешительный человек не сможет обрести подлинное счастье. Бесхарактерная личность, не желающая идти вопреки общественным правилам, не сумеет построить свою жизнь по законам истинной любви. 

Автор: Виктория Комарова

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу нейропсихолога Эстанислао Бахраха «Лимбический мозг. Как познать свои эмоции и обратить их себе на пользу» (перевод Елены Куприяновой).

Автор бестселлера «‎Гибкий ум» в новой книге рассказывает, как работают эмоции и как управлять ими, чтобы быть счастливее. Не отрицать эмоции, не прятать, но понимать причины и сделать их своими союзниками. Книга о добром отношении к себе с мини-упражнениями на размышления, которые так понравились читателям и экспертам в «‎Гибком уме». В основе — нейробиология и психология. Знания являются ключом, который позволяет нам действовать и изменять не что иное, как структуру нашего мозга. С этой книгой мы можем изменить те эмоциональные привычки, которые мешают счастью. Бахрах приоткрывает завесу нейробиологии, чтобы предоставить нам увлекательную научную теорию и практику эмоций. Теперь вы можете быть архитектором и дизайнером своих чувств.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Эмоциональный интеллект

Вот очень простое определение эмоционального интеллекта (EQ): это способность отмечать, понимать, контролировать и эффективно использовать свои эмоции. Такое определение EQ на научном уровне появилось не так давно. Впервые его предложили в 1990 году исследователи Джон Майер и Питер Саловей. Они утверждали, что эмоциональный интеллект — это «способность регулировать эмоции и чувства и использовать их для управления собственным поведением». Однако намного раньше, еще в 1964 году, Майкл Белдок впервые изучил и описал понятие EQ. У всех людей разный уровень (коэффициент) EQ. К сожалению, многие даже не различают эмоции и не представляют, как они влияют на разум, тело и жизнь в целом. Между тем свободное владение языком эмоций облегчает профессиональную деятельность, а также отношения с людьми. Огромное количество исследований снова и снова показывает, что совершенствование EQ расширяет возможности разума, помогая сделать жизнь счастливее. В реальной жизни эмоциональный интеллект означает умение принимать, контролировать и выражать эмоции, чувства и настроения наиболее эффективным способом. Если вы уравновешенный, чуткий и общительный человек, то, скорее всего, лучше понимаете свои эмоции, чем немотивированный и равнодушный. Об эмоциональном интеллекте в прессе и обществе заговорили после исследований Дэниела Гоулмана в 1995 году.

Он описал качества, присущие людям с высоким EQ:

— способность распознавать собственные эмоции;
— способность принимать эмоции других людей;
— способность слушать других без осуждения;
— способность активно участвовать в межличностном общении, считывая невербальные поведенческие сигналы;
— способность управлять своими мыслями и чувствами;
— способность контролировать и выражать эмоции социально приемлемым образом;
— способность позитивно воспринимать критику и извлекать из нее пользу;
— способность прощать, забывать и действовать рационально.

Мне очень нравится определение: «Эмоциональный интеллект — это способность находить баланс между тем, чего не знаешь, и тем, что знаешь и можешь улучшить».

Если IQ (коэффициент рационального интеллекта) отражает вашу способность к анализу и логическому мышлению, то EQ демонстрирует, насколько хорошо вы приспосабливаетесь к реальности и сосуществуете в гармонии с другими людьми. Саловей и Майер, а позже и Гоулман выделили факторы, которые лежат в основе эмоционального интеллекта: 1) самосознание, 2) управление эмоциями, 3) понимание эмоций других людей и 4) социальные навыки.

Переменные эмоции

Британский ученый Джон Холдейн утверждал, что все новые идеи в мире науки поначалу наталкиваются на критику: «Всё это не имеет смысла». Потом критика превращается в «Это странно, но интересно», потом в «Это правда, и что с того?» — и, наконец, заканчивается громким «Я всегда говорил, что так и есть». Происходит ли то же самое в мире эмоций? Кажется, мы столкнулись со сменой парадигмы в понимании природы эмоций, и тому находится всё больше научных доказательств. От изучения базовых эмоций Полом Экманом в 1970-х годах до новой теории их конструирования, которую предложила Лиза Фельдман Барретт несколько лет назад, прошло немало времени.

На наших глазах происходит революция в том, что касается эмоций, а также мышления и мозга. Разум — это ваши мысли и эмоции. Разум — это ваш мозг в действии. Вы думаете и чувствуете именно благодаря мозгу. Эта революция заставляет нас переосмыслить отношение к психическим и соматическим заболеваниям, личной жизни, подходы к воспитанию детей и, наконец, представление о самих себе — независимо от возраста. Образование, семья и социальная среда не способствуют выражению и пониманию эмоциональных переживаний. Университеты делают упор на академических достижениях, позволяющих выжить в технологическом обществе, и оставляют меньше возможностей для эмоционального развития. Они предлагают анализировать посторонние идеи, вместо того чтобы побудить сосредоточиться на внутренней реальности, мире мыслей и эмоций. Именно на нее я предлагаю обратить внимание и отнестись к ней с любопытством. Цена непонимания своих эмоций и/или неправильное управление ими очевидна и очень высока. Выделите время, чтобы исследовать ключевые переживания, прочувствуйте и проанализируйте их. Иначе под давлением эмоционального груза качество жизни может снизиться и доставить физический и психический дискомфорт. Не задумываясь о том, как вы живете и что хотели бы изменить, вы можете увязнуть в чувствах, эмоциях и мыслях, уводящих от благополучия и правильных решений.

Чарльз Дарвин заметил, что вид — это не просто один тип существа с неизменным набором признаков, а определенная совокупность особей, отличающаяся значительным разнообразием. Аналогичным образом такие слова, как гнев, радость или страх, обозначают совокупность разных биологических состояний, которые часто зависят от контекста. Когда вы сердитесь, ваше сердце может биться быстрее, может замедляться или же его ритм останется неизменным. Вы можете нахмуриться или улыбнуться. Замолчать или закричать. Вариации — это норма. То же самое с эмоциями. Научные открытия в этой области — не просто новые идеи, которые оседают в академических кругах. Если сотрудник службы безопасности аэропорта считает, что по мимике и движениям может с точностью определить чувства и эмоции людей, то деньги налогоплательщиков потрачены на обучение этого сотрудника впустую. Когда медицинское сообщество ищет между гневом и раком, предполагая, что гнев влияет только на что-то одно в организме, это ошибка.

Чувствовать эмоции легко, да и для распознавания их у других людей не требуется много усилий, но это не означает, что у каждой эмоции есть собственный штамп, или отпечаток, на лице, теле или мозге. Сотни экспериментов и научных работ это подтверждают. Вместо того чтобы задаваться вопросом, где расположены эмоции или какие физиологические модели их определяют, современная наука пытается понять, как мозг с вашей же помощью создает эти невероятные переживания.

Я предлагаю вам узнать всё — или по крайней мере то, что знаю сам, — о мире эмоций и о последних открытиях научного (а иногда и не совсем научного) мира. Упражнения помогут вам лучше узнать себя, разобраться во внутренних ощущениях и внешних восприятиях. Вы обогатите свой эмоциональный словарь, научитесь эффективнее управлять своими чувствами в зависимости от контекста или ситуации и лучше понимать окружающих. Всё это пойдет на пользу отношениям, и вы будете меньше сожалеть о решениях в личной и профессиональной жизни.

Уже более десяти лет я мотивирую людей сначала познавать, а затем и укреплять эмоциональный интеллект и радуюсь, когда они относятся к своим поступкам философски. Чем выше эмоциональный интеллект, тем меньше вы переживаете из-за своих решений. Правда, опыт — мой и других международных консультантов — показывает, что только около 20 % людей, которые прочитают эту книгу, используют предлагаемые инструменты для личного и профессионального роста. Но три года подряд я сам для себя был подопытным кроликом и понял многое: кто я, какова моя цель, к чему я стремлюсь и главное — чего больше не хочу повторять. Сегодня я могу честно и без лишней скромности сказать, что за последние несколько лет стал лучше как человек, отец и профессионал. Но в первую очередь я вижу, что моя жизнь улучшилась.

Формула эмоций

Это случилось однажды вечером в октябре 2017 года. Я прилег на нижний ярус кровати в комнате Валентина. Я уже собирался рассказать ему сказку на ночь, как вдруг в голове возник математический расчет. Полторы тысячи — примерно столько историй я придумал с рождения сына. Уверен, у Валентина были среди них любимые: про светящегося оранжево-коричневого дракончика, который заблудился; про бабочку и стрекозу, которые хотели увидеть море; про бобра, который учил плавать других лесных животных; про инопланетянина, который приземлился прямо во дворе школы; про мальчика, который стал мини-супергероем, постучав в дверь квартиры Человека-паука, и другие. Чем более уставшим я себя чувствовал, тем чаще повторял один и тот же сюжет и тем менее оригинальным он получался. Только я собрался импровизировать, как сын сказал мне дрожащим голосом:

— Пап, у меня был тяжелый год.

— Расскажи, что такого тяжелого случилось в прошлом году? — прошептал я ему, чтобы его старшая сестра, Ума, не услышала наш разговор из соседней комнаты.

— Сначала эти два шва на голове. Я тогда не упал с горки, а ударился о шезлонг, — сказал он, раскрывая секрет, который хранил некоторое время.

— А что еще?

— Опять больница, когда мне сделали операцию на шарике в шее. Я запомнил, как ты плакал от радости, когда мы вернулись домой. Я не знал, что от радости тоже плачут.

А когда вы в последний раз плакали от радости? Сдерживаете ли вы такие слезы, потому что боитесь или стыдитесь того, что скажут или подумают другие?

И правда, в феврале 2017 года Валентину удалили небольшую кисту — тот самый «шарик» — рядом со щитовидкой. Диагноз нас сильно напугал. Потребовалось хирургическое вмешательство с полной анестезией и тридцатичасовой госпитализацией. Тогда всё прошло хорошо, и сын полностью восстановился, но теперь, восемь месяцев спустя, он захотел рассказать, как трудно ему было.

— Да, это правда, но ты держался очень смело и уже совсем поправился. Всё позади, — твердо и уверенно сказал я ему.

— Но я не был смелым, папа, я боялся.

— Сынок, быть смелым — значит иногда бояться. Быть смелым — значит уметь противостоять вызовам и всему, что происходит в твоей жизни, несмотря на страх, — сказал я, точно мастер боевых искусств из «Кунг-фу панды». — Не хочешь рассказать мне еще что-нибудь о шарике, который тебе удалили, или о том, каким тяжелым был этот год?

— Да, было тяжело, потому что сегодня меня в руку укусил комар и мне дали «каладил». — Он имел в виду «Каладрил», лекарство от зуда. Я расхохотался, но мысленно, беззвучно и немного растроганно.

Я погладил сына по голове и продолжил рассказ о разноцветных рыцарях, которые сначала сражались с драконом, а затем подружились с ним. Перед тем как заснуть, Валентин спросил сонным голосом:

— А правда, что можно умереть от смеха?

А вы можете свободно разговаривать о своих чувствах с родителями, партнерами или друзьями?

Просто удивительно, сколько разных эмоций приходится переживать родителям и как быстро меняются эти эмоции. От абсолютного спокойствия до волнения и предельного напряжения нервов. От прилива энергии, вызванного жестами и вопросами твоих детей, до полного изнеможения от их криков. От бесконечной радости от их запаха до недовольства, если кто-то их расстроил.

В современной нейробиологии эмоции связывают с тремя элементами — я назову их формулой эмоций. Элемент 1 — интероцепция, то есть восприятие внутренних сигналов организма, то, как мы их чувствуем (приятные/неприятные), условно говоря удовольствие, и насколько интенсивно, условно говоря энергия. Интероцепция возможна благодаря определенным областям мозга, называемым интероцептивными. Они получают информацию о том, что происходит в теле, обрабатывают ее и фиксируют уровень энергии (низкий/высокий) и удовольствия (низкий/высокий) в конкретный момент.

Элемент 2 — прошлый опыт, всё, что случилось с вами в жизни. Он воздействует на то, как вы интерпретируете обстоятельства и события и какой смысл и значение им придаете в своих мыслях.

Элемент 3 — контекст, то есть конкретные обстоятельства. Он важен, когда речь идет о чувствах, поскольку одни и те же ситуации с одинаковыми интерпретациями, но в разных контекстах могут менять — или не менять — ваше эмоциональное состояние.

Эмоции = Интероцепция + Прошлый опыт + Контекст.

Формула была разработана в рамках нового подхода — теории конструирования эмоций, основанной на современных нейронаучных исследованиях и способности мозга обрабатывать всё происходящее в организме посекундно.

Хотите подробностей?

Это не я утверждаю

Без сомнения, именно эмоции придают смысл нашей жизни. Мы постоянно реагируем с разной степенью интенсивности, и избежать этого нельзя.

Но всем ли в равной степени важно познать свои эмоции? Несколько лет назад в Школе бизнеса Дардена при Университете Виргинии в США я посетил лекцию Майкла Гелба — большого поклонника Леонардо да Винчи и Томаса Эдисона. Гелб рассказывал об исследовании, в котором участвовали тысячи лидеров со всего мира. Большинство из них представляли деловые круги, но также были и участники из духовной, политической и общественной сфер. Все лидеры отвечали на пятьдесят очень разных вопросов. К удивлению исследователей, ответ на один из вопросов был одинаковый. Участников исследования попросили назвать, исходя из их собственных критериев и управленческого опыта, вид интеллекта, необходимый хорошему лидеру.

Прежде чем перейти к ответу, напомню вам теорию множественного интеллекта. 1. Вербальный интеллект — это способность владеть языком и общаться с другими людьми. Речь идет не только об устной речи, но и о других формах коммуникации, таких как письмо, жестикуляция и т. д. 2. Логико-математический интеллект — это способность логически рассуждать и решать математические задачи. Скорость их решения определяет, насколько он развит. 3. Пространственный интеллект (он же визуально-пространственный или образный) — способность, которая позволяет наблюдать за миром и объектами с разных перспектив и таким образом создавать мысленные образы, рисовать, выделять детали, а также развивать эстетическое чувство. 4. Музыкальный интеллект — это способность интерпретировать и создавать музыку, универсальное искусство, которое так или иначе присутствует во всех культурах. За ее обработку отвечают некоторые области мозга. 5. Телесно-кинестетический интеллект — это способность использовать инструменты. С другой стороны, сюда относятся более интуитивные способности, такие как выражение чувств посредством тела. 6. Внутриличностный интеллект — это способность понимать свое внутреннее состояние, регулировать эмоции и концентрацию. Этот вид интеллекта показывает, как вы разбираетесь в своих чувствах и эмоциях. Он также отвечает за способность к самоанализу и осознание причин, по которым вы стали тем, кто есть. Кроме того, внутриличностный интеллект позволяет дистанцироваться от ситуации с негативной эмоциональной окраской, а также обеспечивает самокритичность. Этот интеллект поддерживает благополучие и помогает достичь лучших результатов в самых разных областях жизни. Именно его я и предлагаю вам укреплять. 7. Межличностный интеллект — это чуткость к деталям во время общения с людьми. Этот вид интеллекта позволяет распознавать значения слов и жестов или истинные цели коммуникации, лежит в основе эмпатии и очень важен для тех, кто работает с большими группами. Чем более он развит, тем точнее вы оцениваете ситуацию и лучше понимаете проблемы окружающих. Им мы тоже займемся! 8. Природный интеллект — это способность обнаруживать, различать и классифицировать аспекты, связанные с окружающей средой: например, виды животных и растений или явления, связанные с климатом, географией и природой в целом. Он необходим человеку (да и другим животным) для выживания. Эволюция стала возможна в том числе благодаря ему. 9. Экзистенциальный интеллект (он же философский) — это склонность размышлять о значении существования, например о сути жизни и смерти. Характерные проявления этого вида интеллекта: поиск смысла, самопознание, собственная шкала моральных ценностей, восхищение красотой и интерес ко всему, что таит в себе загадку. 10. Творческий интеллект — это способность генерировать множество идей (флюидность), смотреть на ситуацию с разных ракурсов и искать различные подходы (гибкость) и находить необычные или инновационные решения (оригинальность). 11. Коллаборативный интеллект — это способность выбирать наилучший вариант для достижения цели, работая совместно с другими людьми.

Все эти виды интеллекта можно тренировать и совершенствовать!

Так вот, тысяча лидеров на упомянутый выше вопрос ответили: внутриличностный интеллект, то есть эмоциональный. Представители всех четырех направлений исследований — будь то Майер и Саловей, Гоулман, Бар-Он или Фредериксон — сходятся в том, что внутриличностный интеллект базируется по крайней мере на двух способностях: 1) самопознании (понимании того, что и почему вы чувствуете) и 2) эмоциональном контроле (способности управлять стрессовыми эмоциями, позволяющей сфокусироваться на своей цели и сознательно выбрать реакцию на людей и ситуации).

Курс коррекционно —
развивающих занятий

«Растем
вверх!»

(самооценка
подростков)

Сроки реализации — 14 часов

  Пояснительная записка

          Самооценка – оценка личностью
самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к
ядру личности, самооценка – важный регулятор поведения. От нее зависят
взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к
себе, отношение к успехам и неудачам.

         1. Коррекционно-
развивающий курс занятий  направлен на формирование адекватной самооценки у
подростков, одного из самых важных качеств характера личности, необходимых для
самоопределения, формирования воли и уверенности.

 Актуальность курса: Одна из  частых причин обращения к
психологу  — это трудности, испытываемые подростком в оценке самого себя, своих
возможностей, качеств и места в жизни. Многочисленные исследования показывают,
сколь важна адекватная самооценка для развития личности, взаимоотношения
человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к
успехам и неудачам.

         2.Данный курс
занятий призван помочь родителям и педагогам в воспитании у подростков
адекватной самооценки, во избегании появления завышенного самомнения,
высокомерия. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий.
Трезвая самооценка это одно из условий совершенствования личности, помогающая
выработать такие черты характера как самодисциплина, принципиальность — одно из
ценных личных качеств, придающих характеру деятельную направленность,
скромность. Заниженная самооценка способствует недооценке своих достоинств,
робость в отстаивании своей позиции, в высказывании своих взглядов.

 З. Цель: формирование адекватной самооценки у
подростков

 4.Задачи:

1. Формирование умения оценивать возможности и результаты
своей деятельности и деятельности других людей.

2. Самопознание — формирование «Я» — образа через
получение знаний о себе —  соотношение образа Я идеального и Я реального.

5.Характеристика возраста:

Для подросткового возраста (от 11 до
14 лет) ха­рактерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная
возбудимость, импульсивность, чрезвы­чайно велик диапазон полярных чувств. В
этом воз­расте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который
демонстрирует перепады на­строения подростков порой от безудержного весе­лья к
унынию и обратно, а также ряд других поляр­ных качеств, выступающих
попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой
смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.

Общий рост личности подростка,
расширение кру­га его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со
сверстниками — все это ведет к интенсив­ному росту социально ценных побуждений
и пережи­ваний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к
бескорыстному самопожертвованию и т.д.

6.Сроки реализации:14
часов

7.Форма реализации курса:

-Индивидуальная работа (возможны консультации по личным
запросам)

-Групповая работа (тренинг с элементам лекций, бесед)

-Работа с семьей (информирование, личные консультации)

8.Ожидаемый результат: 

1. Понимание и принятие других людей

 2. Позитивный «Я» — образ

3. Адекватная самооценка

Содержание

Блок 1 – введение

                   Этот
блок упражнений предназначен для знакомства подростков с таким видом групповой
работы как тренинг. Так же здесь освещается основная тема занятий – самооценка.

Тема 1: Что такое тренинг? Правила тренинга.

1.Мини-лекция психолога на тему: «Что такое
тренинг?»

Занятие начинается с мини-лекции  психолога на тему: «Что
такое тренинг?» Слово «тренинг» произошло от глагола тренировать,
тренироваться. Как вы знаете тренировать можно не только мышцы в спортивном
зале, но и качества, свойства личности.

Психолог спрашивает подростков, какие бы качества они бы
хотели тренировать в себе? Что требует тренировки? Этим мы и будем заниматься
на наших занятиях! (полученные ответы можно оформить на большом листе бумаги
для наглядности).

Итак, тренинг – это целенаправленная
тренировка, обучение чему-либо. Это методы, рассчитанные на обучение и
способные оказывать влияние на психологию и поведение человека. Это форма
специально организованного обучения для самосовершенствования личности.

Далее психолог предлагает Правила тренинга:

1.           
Мы есть одна команда

2.           
Здесь можно говорить все, что хочешь и все, что
думаешь.

3.           
Каждый имеет право на свое мнение.

4.           
Никто никого не перебивает и не осмеивает.

5.           
Все, что мы будем говорить и делать здесь, станет
нашей тайной

6.           
Наши занятия не урок, оценок  здесь мы не ставим.

7.           
 Если  кому-то не нравится то, о чем начинаем
говорить, можно   воспользоваться правилом «Стоп!»

Для создания в группе атмосферы доверия и открытости
психолог предлагает подросткам придумать свои правила.

Тема 2: Самооценка

1.      Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Цель: Выявление внутреннего благополучия, представлений
о себе во временной перспективе, самоотношения, самооценки, нали­чия трудностей
в контактах с окружающими, внутреннего равно­весия, комфорта или наличия
тревожности, дискомфорта, адек­ватности возрастной и половой идентификации.

Инструкция:

На листе бумаги,
разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем —
какой ты сейчас, затем — каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около
рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными ка­рандашами,
фломастерами.)

2.Методика Дембо-Рубинштейна 
для определение самооценки
.

 Цель: Изучения уровня самооценки черт
характера.

Материал:
На листе бумаги в клетку чертят две горизонтальные парал­лельные линии, между
которыми расстояние в 10 клеток. С лево­го края чертят первую вертикальную
линию (пробную), соединя­ющую обе горизонтали.

Инструкция: Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые,
справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, веж­ливые и грубые.

 1.  В самой верхней точке находятся
те, кто считают себя са­мыми добрыми, в самой нижней — те, кто считают себя
самыми злыми. Между ними — все остальные. Отметь точкой, куда бы ты поставил
себя на этой вертикальной линии?

2. В самой верхней точке  — самые
щедрые люди, в самой ниж­ней  — самые жадные. Где находишься ты?

3. Честность.

4. Дружелюбие.

5. Справедливость.

6.  Находчивость.

7. Трудолюбие.

8.  Самостоятельность.

9.  Заботливость.

10. Организованность.

11.  Нравишься ли ты себе, какой ты
есть?

12.  Хотел бы ты стать еще лучше:
вежливее, трудолюбивее, справедливее и т.д.?

13.  Что нужно сделать, чтобы стать
лучше?

14. Ты так уже делаешь?

Обработать тест предлагается
подросткам под руководством психолога.

Далее  психолог предлагает побеседовать на тему: «Что
же такое самооценка? что влияет на нашу самооценку?»

Психолог предлагает ребятам ответить на этот вопрос,
поразмышлять на данную тему.

Примерные вопросы и задания:

Приведите, пожалуйста, примеры ситуаций, в
которых ваша самооценка растет,  а когда наоборот падает.

-Какие люди и как влияют на нашу самооценку?

-Что вы чувствуете, когда вашей самооценке нанесен
«удар»?

— Как вы думаете, почему самооценка – важный регулятор
поведения? Приведите, пожалуйста, свой пример к этому высказыванию.

В конце беседы тренер подводит итог: итак, самооценка
–  это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди
других людей.

Блок 2 – «Мы глазами других и мы на самом
деле».

Этот блок упражнений предназначен для исследования представлений
субъекта о себе и идеальном «Я», а так же для изучения межличностного общения.
С помощью данных методик выявляется преобладающий тип отношений к людям, к
себе, практикуется правильное понимание и принятие других людей.

Тема 1: Я и значимые другие (родители,
друзья, учителя)

 1. Упражнение «Интервью»

Упражнение выполняется в парах, желательно чтобы в парах
находились малознакомые люди. На каждого человека отводиться 3 минуты.

Инструкция: Задавайте вопросы
своему партнеру, стараясь, что-то о нем   узнать. Затем в течение одной минуты
расскажите о своем партнере. Представьте его, сделайте это ярко и интересно.

После упражнения проводиться обсуждение. Подростки
рассказывают о своих впечатлениях, эмоциях, о  чувствах, которые они испытывали,
слушая рассказ о себе.

2. Упражнение «Ситуации, влияющие на
самооценку подростков»

Цель: упражнение направлено
на исследование межличностных отношений. Наиболее часто выделяются два фактора:
доминирование- подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы
определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Благодаря этому упражнению подросток учиться понимать других и адекватно
реагировать на критику, либо уметь отстоять свою позицию, в случае если критика
была незаслуженной.

Упражнение  выполняется в парах. Участники пар тянут
карточки, на которых написаны ситуации, которые необходимо обыграть. После
обыгрывания, участники должны поменяться ролями и снова разыграть юту же
ситуацию.

Ситуации:

1. Учитель ругает ученика у доски за неправильно решенную
задачу

2.Родители
ругают ребенка в присутствии его друзей за то, что он не помыл    посуду

3.Учитель ругает ученика за невыполненное домашнее
задание

4. Родители хвалят ребенка за хорошую оценку.

  5. Друзья хвалят за хороший поступок

  6. Учитель хвалит за успех на олимпиаде.

После выполнения упражнения проводиться обсуждение,
подростки анализируют свое поведение и свои ощущения, и пытаются выяснить,
правильно ли они поступили; также, параллельно, выясняется, заслужена ли была
критика в их адрес.

В ходе обсуждения затрагиваются такие важные понятия:
критика, ответственность, личностное мнение, жизненная позиция, авторитарность,
дружелюбие, агрессивность.

3. Информационное письмо родителям «О необходимости
формирования позитивного Я образа у ребенка»

Текст: «Уважаемые Родители! Ваш Ребенок – это самое дорогое и самое ценное, что
у вас есть! От вас сейчас в большей степени зависит то, какой человек вырастет
из вашего ребенка! Ваш  ребенок еще многого не понимает, ему еще во многом
необходима ваша помощь и поддержка! Именно, вы, уважаемые Родители, для него
являетесь авторитетом, образцом поведения, помощником, другом, даже если ваш
Ребенок вам об этом никогда не говорил! Именно ваша помощь необходима сейчас
ребенку в формировании позитивного «Я» — образа. Мы не просим Вас льстить
ребенку, перехваливать, только отмечайте его достижения и успехи!»

Тема 2: Я и мои качества.

Данный набор упражнений помогает подростку лучше узнать
себя, узнать свои достоинства, качества, характер, отличительные особенности.

Он учит, помогает говорить о себе, анализировать себя,
понимать себя и свой внутренний мир.

1.Упражнение «4 персонажа».

Инструкция: Изобразите себя в
образе четырех персонажей: растения, животного, неодушевленного предмета,
человека.

Через данных, нарисованных персонажей можно выделить:
особенности личности, черты характера, пристрастия, интересы, эмоции, описание
ситуаций в которых человек оказался.

На основе этих признаков можно выделить значимость
человека либо описания себя, либо описания внешнего мира.

Это упражнение – это самопредъявление, самоанализ,
рефлексия. После упражнения необходимо провести беседу, подросткам задаются
вопросы: «Что общего у вас с ним?», «Что это для вас?». Необходимо заметить, что
самое крупное изображение означает самое значимое, на это надо обратить
внимание подростка.

Блок 3- Формирование позитивного Я образа

Данный блок упражнений направлен на формирование
позитивного «Я» — образа через получение новой информации о себе, своих
умениях, достижениях.

Тема 1: Я как
личность.

1.Проективная методика «Дорисуй рисунок»

Инструкция: Вам предложен
стимульный материал в виде восьми фрагментов (смотри приложение). Дорисуйте эти
фрагменты, расставьте очередность рисунков.

Каждых из получившихся рисунков представляет определенную
сферу:

1.                 
«Я» человека и его место в мире.

2.                 
«Я» и его движение или обездвиженность в
пространстве.

3.                 
Ясность мотивов и стремлений.

4.                 
Проблема «Я»: активное или пассивное отношение к
преградам

    
на  жизненном пути.

5.                 
Возможность продолжения жизненного пути.

6.                 
Символ прошлого и  настоящего, отношений с
близкими.

7.                 
 Деликатность, чувственность.

8.                 
Убежище «Я».

На основе полученных рисунков – образов проводится беседа
или индивидуальная консультация, на которой психолог помогает «расшифровать»,
интерпретировать образы.

Тема 2: Я и мои достижения

1.Упражнение «Я умею, я могу». Карта моих
достижений.

Психолог предлагает участникам группы написать список
своих умений и достижений. Особое внимание стоит уделить тому, что качества
достижений не учитывается.   Оформить данную работу нужно творчески в виде
«Карты достижений». Получившуюся работу можно поместить дома на видном месте,
чтобы она напоминала подростку о его умениях и достижениях и, таким образом,
укрепляла его самооценку.

Блок
4 —
Заключительное занятие

Подведение
итогов.

На последнем
занятии проводится повторная диагностика с помощью проективного рисунка
«Я в прошлом, я в настоящем,
я в будущем»
и методики  Дембо-Рубинштейна на определение
самооценки. Полученные результаты сравниваются с первоначальными, чтобы
определить чего мы достигли с помощью данной психолого-педагогической
программы.

Далее проводится заключительная беседа о занятии в целом.
Психолог просит подростков поделиться своими впечатлениями о занятии,
спрашивает, пригодятся ли  полученные знания, умения, навыки  в дальнейшем.

Учебно-тематическое планирование:

Блоки

Тема

Дата

Кол-во часов

Форма

Введение

1.Что такое тренинг? Правила тренинга

1

Мини-лекция

Групповая работа

2.Понятие самооценка

3

Проективная
методика

  Тест

  Беседа

Мы глазами других и мы на самом деле

1.Я и значимые другие (родители, друзья, учителя)

2

 Упражнения в
парах

Информационное
письмо родителям 

 Проективная
методика

2. Я и мои качества

2

Формирование позитивного «Я» —  образа

1.Я как личность.

2

Проективная
методика

Упражнение.

Творческая работа

2.Я и мои достижения

2

Заключительное занятие

Подведение итогов

2

 Проективная
методика

 Тест

 Беседа

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 152-154. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

Я прочитала стихотворные произведения русских поэтов. Они объединены в один раздел потому, что их самих объединяет одна тема — природа, времена года.

2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.

Я читала во втором и третьем классах:

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза», «Листья».

А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».

И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».

И. Бунин «Первый снег», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник».

Больше всего мне понравились стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» и «Чародейкою зимою».

3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

«Здравствуй, гостья Зима!» — Иван Никитин.

«Лучше б снег да вьюгу…» — Афанасий Фет.

«Ещё в полях белеет снег…» — Фёдор Тютчев.

4. Расскажи о том, как один из поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы: Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль. Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры. Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?

Как А. Фет изображает природу в стихотворении «Весенний дождь»

Поэт описывает весну, дождь. Он использует эпитеты и сравнения: золотой, душистым, завеса. Эти слова помогают лучше представить картину начинающегося дождя. Также поэт использует олицетворение, придавая дождю способности живого существа: что-то подошло и барабанит. Это весёлое стихотворение, потому что поэту нравится дождь.

Как И. Бунин описывает природу в стихотворении «Листопад»

Поэт описывает золотую осень. Он использует яркие эпитеты и сравнения. Эпитеты позволяют ему передать всю красоту осенних красок, нарисовать картину терема, который он увидел. Также сравнение осени со вдовой позволяет поэту передать настроение, мы понимаем, что несмотря на всю красочность пейзажа, поэту немного грустно оттого, что эта красота очень скоротечна.

Вывод: каждый автор описывает природу с разными чувствами, ведь чувства выражают его внутренний мир, настроение. А у каждого человека оно своё.

5. Прочитай определение олицетворения. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

«Месяц огненным шаром встаёт…» Это строки из стихотворения Ивана Никитина «В синем небе». Олицетворения здесь Встаёт и Обдаёт. Они помогают представить месяц и почувствовать красоту его появления на небе.

«Под ледяной своей корой ручей немеет». Это строки из стихотворения Евгения Баратынского «Где сладкий шёпот». Олицетворение здесь Немеет. Оно помогает представить замолкающий подо льдом ручей.

6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» состоит их двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковое ли оно? Окончания каких строк созвучны?

На письме стихотворная речь записывается в столбик, строками.

Стихотворение Тютчева состоит из двух частей — строф. В каждой по восемь строчек. Эта строфа называется восьмистишием.

Созвучны в строфах чётные и нечётные строки между собой. Такая рифма называется перекрёстной. Схематически её можно записать так: АВАВ.

7. Часто поэты делят свои стихотворения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё-таки разные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.

В упомянутом выше стихотворении Тютчева две строфы. В первой описана сама радуга, вторая посвящена её кратковременности. Строфы связаны между собой темой радуги, но говорят о разном.

Стихотворение И. Никитина «В синем небе» состоит из трёх строф, трёх четверостиший. В первом описывается вечер, во втором — ночь, в третьем поэт говорит о своих чувствах.

8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словами.

Рифма — это созвучные друг другу слова, которые находятся на конце стихотворных строк.

Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке, которое придает стихотворению музыкальность.

9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

Тютчев «Ещё земли печален вид»: Почему поэт олицетворяет природу? — Ему она кажется живой.

Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Использует ли поэт олицетворение? — Да, он олицетворяет радугу.

Фет «Весенний дождь»: Сколько строф в стихотворении? — Три.

Фет «Бабочка»: Как поэт относится к бабочке? — Он любуется ею.

Баратынский «Весна»: Какие олицетворения использует поэт? — Ласкаясь облака, взревев река.

Баратынский «Где сладкий шёпот»: Сколько строф в этом стихотворении? — Одна.

Плещеев «Дети и птичка»: О каких временах года говорит поэт? — О весне и осени.

Никитин «В синем небе»: С чем сравнивает природу автор? — С храмом.

Некрасов «Школьник»: Кто разговаривает со школьником? — Возница, ямщик.

Некрасов «В зимние сумерки»: Почему няня не сердится на Сашу? — Девочка счастлива, на это невозможно сердиться.

Бунин «Листопад»: Что даёт стихотворению образ вдовы? — Он создаёт печальное настроение.

10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.

Я бы включила в этот раздел другие стихотворения русских поэтов о временах года.

Список произведений для раздела «Поэтическая тетрадь»

  1. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
  2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза».
  3. А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
  4. И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
  5. И. Бунин «Первый снег», «Густой зелёный ельник».
  6. Н. Некрасов «Славная осень».
  7. С. Есенин «Поёт зима — аукает».

1

  • Рассказ о своих достижениях пример
  • Рассказ о своих друзьях на английском
  • Рассказ о своих планах на ближайшее будущее в 5 6 предложений с составным глагольным сказуемым
  • Рассказ о своих наблюдениях и добрых делах в природе 1 класс
  • Рассказ о своих домашних делах