Рассказ о своем имени михаил

Подведены итоги конкурса рассказов мой верный друг, приуроченного к дню фронтовой собаки. около 450 работ из 67 регионов нашей страны,

Рассказ о своем имени михаил

Подведены итоги конкурса рассказов «Мой верный друг», приуроченного к Дню фронтовой собаки. Около 450 работ из 67 регионов нашей страны, а также из республики Беларусь, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Республики Молдова изучил Оргкомитет конкурса. Эмоциональные, трогательные, волнующие невыдуманные истории рассказывают про искреннюю дружбу собаки и человека, героизме и подвигах четвероногих питомцев, спасение человеческих жизней и здоровья, лечении и реабилитации собаками-терапевтами больных деток и пожилых людей.

Победитель в номинации «Собака – настоящий герой» Нерезко Василиса из Москвы рассказывает о своем героическом друге: «Сестру и Хельса отправили в командировку в город Алеппо, для обмена опытом. Все шло хорошо. Но второго декабря пришло известие об обвале дома… Наших героев отправили на миссию. Хельс находил пострадавших один за другим. От дома оставался этаж, и Аня вместе с полицейским зашли внутрь. Хельс почувствовал неладное, но потрусил за ними. И вдруг воздух пронзил лай пса, но было поздно. Потолок обрушился прямо на людей, моя сестра и ее напарник погибли… Задыхаясь в пыли и ничего не видя, пес пытался откопать жертв, но все уже было бесполезно. Без сил он лег на пол и пополз к выходу, но его ушей коснулся детский плач. Хельс пополз на звук. На полу лежал малыш. Недолго думая, пес буквально за шкирку взял малыша за кофточку и вытащил к выходу… После совершенного подвига Хельса депортировали обратно в Россию. Его наградили медалью «За Отвагу». Посмертно наградили медалью и мою сестру Аню, которой на момент гибели было всего 24 года. На похоронах пес долго лежал у ее могилы…»

Победитель в номинации «Всем на свете нужен дом» Мариев Николай рассказал о своей собаке: «В нашей семье есть любимый питомец – собака Милка. Она нашла нас сама. В 2014 году, когда мой папа еще только начинал строить наш будущий дом, на улице появились два щенка – рыженький и черный. Они сторонились людей, то появлялись, то их неделями было не видно. К еде при людях не подходили, прятались и убегали.

Поздней осенью рыженького щенка на трассе сбило машиной. Черный, из-за тоски провел на дороге несколько дней, а потом исчез. Уже в январе следующего года, когда ударили настоящие крещенские морозы за тридцать, черный щенок опять появился. Это была уже подросшая худющая собака с грустными глазами, она никогда не лаяла и уже не пыталась убегать. Папа позвал ее отогреться в гараж, но собака повесила голову и поджала хвост, пришлось на руках заносить ее в тепло. Это оказалась девочка, очень скромная, даже запуганная и очень благодарная. К еде подходила не сразу, прижимала голову к земле, покачивая, как бы благодаря. Когда ее гладили, складывала лапки и поскуливала. Кстати, она до сих пор так делает. Кто знает, что еще пришлось пережить собаке в ее щенячьем детстве…»

«Война не обошла стороной и нашу семью. Шёл 1943 год. В небольшой деревне, рядом со Смоленском, жили мои прабабушка и прадедушка. У них была собака по кличке Домовой — большой дворовый пёс с чёрной, как ночное небо, шерстью. Домовой был очень умным, выполнял все команды. Однажды умный пёс спас мою семью. Наступала ночь. Хоть вокруг и было тихо, но пес беспокоился. И он не ошибся… В эту ночь на деревню решили напасть немцы. Они уже подходили к деревне, когда Домовой услышал их приближение. Он встал на защиту своего дома. Умный пес поднял сильный лай, чтобы все вокруг услышали, что рядом опасность. Жители деревни успели убежать, смогли спастись и мои прабабушка и прадедушка. Но наш Домовой спастись не смог. Он защитил семью и всех жителей деревни ценой своей жизни. Из-за громкого лая его застрелили… Часто вспоминают в моей семье Домового. Он, как настоящий воин, спас свою семью и погиб достойно», — рассказывает Елизавета Рубцова из Смоленской области, которая стала победителей в номинации «Поучительный рассказ».

Подробно ознакомиться с этими и другими невыдуманными историями про четвероногих друзей можно по ссылке.
По данной ссылке продолжается голосование за лучшую работу в номинации «Приз зрительских симпатий».

Победители конкурса рассказов «Мой верный друг»

Номинация «Поучительный рассказ»:

1 место:
— Рубцова Елизавета Александровна, Смоленская область, г. Гагарин, 10 лет, рассказ «Домовой»
— Прокопьева Мария Евгеньевна, Курганская область, Курган, 10 лет, рассказ «Чужих детей не бывает»

2 место:
— Журавлева София Витальевна, Красноярский край, Красноярск, 8 лет, рассказ «История моих собак»
— Балыков Макар Геннадьевич, Псковская область, Псков, 10 лет, рассказ «Наш четвероногий герой»
— Бурлакова Василиса Денисовна, Нижегородская область, Нижний Новгород, 7 лет, рассказ «Пернатый найденыш»
— Тарасов Александр Сергеевич, Тульская область, 8 лет, рассказ «Мой верный друг»

3 место:
— Семилетова Милана Александровна, Краснодарский край, Ст. Воздвиженская, рассказ «Мой верный друг»
— Тумакова Полина Александровна, Красноярский край, г. Бородино, 7 лет, рассказ «Мой верный друг»

Номинация «Собака-настоящий герой»:

1 место:
— Нерезко Василиса Ивановна, Москва, 12 лет, рассказ «Герой»
— Прокопьев Семён Евгеньевич, Курган, Курганская область, 7 лет, рассказ «Герои»

2 место:
— Вороная Анастасия Рустамовна, Свердловская область, г. Екатеринбург, 10 лет, рассказ «Пелым»
— Байков Сергей Олегович, Москва, Зеленоград, 9 лет, рассказ «Миша и Ариша»
— Лагуткина Мария Юрьевна, Волгоградская область, х. Верхнечирский 9 лет, рассказ «Наши верные друзья»

3 место:
— Батышкина Анастасия Вадимовна, Липецкая область, Нижняя Матренка, 8 лет, рассказ «Пока сердца — стучатся-помните!»
— Тенёткин Михаил Денисович, Курская область, Курск, 7 лет, рассказ «Четвероногий герой»
— Бучнева Елизавета Романовна, Костромская область Кострома, 15 лет, рассказ «Джулька»

Номинация «Весёлая история»:

1 место:
— Мануковская Милана Игоревна, Воронежская область, г. Воронеж, 12 лет, рассказ «Мой солнечный мальчик»

2 место:
— Богайцева Вероника Ильинична, Санкт-Петербург, Пушкин, 12 лет, рассказ «Мопс тоже хочет богатства или как — привлечь к себе внимание»
— Быкова Анастасия Сергеевна, Республика Коми, пгт. Синдор, 15 лет, рассказ «Счастье реально только тогда, когда им делятся»

3 место:
— Малышев Дмитрий Сергеевич, дер. Кузнечиха, Ярославская область, 7 лет, Рассказ «Маленький комочек»
— Темерев Егор Максимович, Самарская область, Похвистнево, 7 лет, рассказ «Мой друг Тоша»
— Золин Роман Сергеевич, Воронежская область, Кантемировский район, 7 лет, рассказ «Приключение на речке»

Номинация «Всем на свете нужен дом»:

1 место:
— Мариев Николай Алексеевич, Ярославская область, посёлок Михайловский, 8 лет, рассказ «Наша Милка»
— Медведева Виктория Александровна, Воронежская область, х. Даньковский, 7 лет, рассказ «Ах эта Белочка!»

2 место:
— Коцубенко Анатолий Александрович, Иркутская область, Иркутск, 7 лет, рассказ «Иннокентий»
— Козик Богдан Иванович, Иркутская область, Иркутск, 13 лет, «Спасение человеческих душ»

3 место:
— Курмаев Бахтияр Маратович, Республика Татарстан, Город Казань 8 лет, рассказ «Дорога домой»

Номинация «За литературный стиль»:

1 место:
— Сапелкина Мария Ивановна, Краснодарский край, ст. Вознесенская, 7 лет, рассказ «Мой друг Мишка»
— Потехина София Ильинична, Республика Татарстан, Казань, 8 лет, рассказ «Мой верный друг»

2 место:
— Якименко Николай Алексеевич, Ставропольский край, Буденновск, 8 лет, рассказ «Вагончик счастья»
— Воробьева Полина Сергеевна, Республика Башкортостан, с. Серафимовский, 8 лет, рассказ «Пёс Барбос или неизвестный гость»

3 место:
— Пасхин Павел Андреевич, Ярославская область, Ярославль, 8 лет, рассказ «Мой верный друг. Лохматая душа»
— Максимова Екатерина Алексеевна, Московская область, Балашиха, 11 лет, рассказ «Чёрный пёс»

Номинация: «Самый юный автор»:

1 место:
— Катышева Агата Алексеевна, д. Чебаково Тутаевский МР, Ярославская область, 7 лет, стихотворение «Диночка»

2 место:
— Юрова Ксения Константиновна, Калужская область, г. Обнинск, 7 лет, рассказ «Ночное приключение»

3 место:
— Стогова Виктория Александровна, Тверская область, г. Ржев, 7 лет, рассказ «Мой любимый пёс»

Номинация «ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ»:

1 место:
— Дмитрий Игуменов, 10 лет, Липецкая область, «Волшебная сила музыки»

2 место:
— Вячеслав Александров, 9 лет, Новгородская область, «Вельштерьер Мара и её весёлые приключения»

3 место:
— Арина Седнева, 15 лет, Брянская область, «Четвероногий герой»

Работы участников конкурса

Василиса Бурлакова

7 лет
Нижегородская область

Полина Воробьева

8 лет
Республика Башкортостан

Кира Стасюлис

11 лет
Новосибирская область

Ульяна Майорова

16 лет
Ярославская область

Поделиться:



7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Проверим себя и оценим свои достижения с. 49 — 50

Ответы к стр. 49 — 50

Соотнеси авторов произведений и названия

Страшный рассказ, Кошкин щенок, Ребята и утята, Храбрый утёнок, Музыкант Сова

Житков, Бианки, Чарушин, Толстой, Берестов, Пришвин

Проверь свой вариант по содержанию учебника. Реши, как ты будешь это делать, определи алгоритм действий.

Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Проверь по содержанию учебника, правильно ли ты записал названия выбранных тобой произведений.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Отметь, что ты хорошо усвоил

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина, Виноградская

1

Corelpainter

Ответы (5):

Share

2

Все приведенные произведения интересны и поучительны, и хотя они небольшого объема, в них поднимаются злободневные темы, в частности — взаимоотношения человека и природы.

Сказка «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок» была написана Борисом Житковым, а «ÐšÐ¾ÑˆÐºÐ¸Ð½ щенок» сочинил Берестов. Занимательный рассказ о мальчишеских страхах принадлежит перу Чарушина, а называется он: «Ð¡Ñ‚рашный рассказ». О заботливой маме-утке писал Пришвин в своем рассказе «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚Ð° и утята», а о медведе-музыканте — Виталий Бианки. Мне очень понравился этот рассказ под названием «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚», и не менее интересным показался рассказ того же автора «Ð¡Ð¾Ð²Ð°».

В учебнике есть оглавление, именно с его помощью можно осуществить проверку авторства того или иного произведения.

На меня произвел впечатление крошечный и необычный рассказ Бианки «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚». Я никогда не видела, чтобы медведи играли на щепе, да еще и наслаждались произведенными звуками. Автор заставил меня посмотреть на окружающий мир другими глазами — в нем много еще неизведанного и недостаточно изученного.

Рассказ о своем имени михаил

Приведенные произведения призывают нас быть наблюдательными и внимательными, только так можно постичь тайны природы. Они учат нас беречь окружающую нас природу и все живое на планете. Мы должны осознать, что многое зависит от нас — от того, насколько мы будем стремиться сохранить этот живой мир для будущих поколений. Мы должны проявлять доброту и отзывчивость по отношению к животным, развивать в себе наблюдательность и стремление познавать тайны природы.

Share

2

Давайте вспомним, кто из писателей и поэтов какое произведение написал. Со всеми мы уже познакомились. Итак:

  • Борис Степанович Житков придумал историю про утенка Алешу ( «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок» ),
  • рассказ о мальчишках, оставшихся одних дома вечером, под названием «Ð¡Ñ‚Ñ€Ð°ÑˆÐ½Ð°Ñ история» написан Евгением Ивановичем Чарушиным,
  • Михаил Михайлович Пришвин сочинил историю о заботливой маме-утке, утятах и мальчишках ( «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚а и утята» ),
  • Берестов Валентин Михайлович в своем стихотворении «ÐšÐ¾ÑˆÐºÐ¸Ð½ щенок» рассказал о щенке,
  • Бианки Виталий Валентинович — автор произведений «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚» и «Ð¡Ð¾Ð²Ð°».

Мне больше всего понравился рассказ «Ð¡Ñ‚Ñ€Ð°ÑˆÐ½Ð°Ñ история». Такое часто случается, когда боишься того, что непонятно, а воображение дорисовывает картины одна страшнее другой. Нужно не бояться, а просто выяснить, в чем дело. Ведь самые непонятные вещи обычно имеют простое и совсем не страшное объяснение.


Чтобы хорошо относитсься к животным люди должны понмать, что они сильнее, поэтому должны защищать и оберегать братьев наших меньших.

Share

2

Давайте проверим наши достижения по литературному чтению для 2 класса.

Прежде всего соотнесем названия прочитанных рассказов с именами авторов, которые их написали.

«Ð¡Ñ‚рашный рассказ» о мальчиках испугавшихся ежика, написал Чарушин.

Стихотворение «ÐšÐ¾ÑˆÐºÐ¸Ð½ щенок» о приемном сыне кошки, написал Берестов.

Рассказ про храброго утенка Алешу «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок» написал Житков.

Историю о встрече утят и ребят «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚а и утята» поведал нам Пришвин.

Ну а рассказы про медведя «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚» и про незадачливого старика «Ð¡Ð¾Ð²Ð°» написал Бинаки.


Проверить правильно ли мы отметили лучше всего по оглавлению в конце учебника. Находим автора и смотрим какой его рассказ мы читали. Сравниваем с записанным у себя в тетради.


Из этих рассказов мне больше всего понравился «Ð¡Ñ‚рашный рассказ» Евгения Чарушина.


Человек должен быть добрым, отзывчивым, благородным, всегда спешить на помощь, заступаться за слабых. И конечно очень любить природу и животных. Такой человек всегда будет заботиться о меньших братьях.

Share

2

Выполним задания по литературному чтению.

литература задания

Из всех перечисленных названий, «Ð¡Ñ‚рашный рассказ» принадлежит Алексею Чарушину, «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚а и утята» — это рассказ, автор которого — Михаил Пришвин, «ÐšÐ¾ÑˆÐºÐ¸Ð½ щенок» небольшое стихотворение Валентина Берестова, «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок» — творение Бориса Житкова, «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚ сова» написал никто иной, как Виталий Бианки.

Чтобы проверить, верно ли сопоставлены произведения и авторы, следует открыть страницу с произведением и убедиться, взглянув на содержание.

Особенно нравятся рассказы Бориса Житкова «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок», где невозмутимый Алеша спасает друзей-утят и «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚Ð° и утята» — небольшое, но очень поучительный и полезный для ознакомления рассказ.

Какими качествами обладает человек, чтобы заботился о братьях меньших? Должен быть добрым, чутким, внимательным, заботливым, отзывчивым, душевным, думать о других.

Share

1

Напишем ответы:

1.»Ð¡Ñ‚рашный рассказ» написал автор Чарушин, а вот стих «ÐšÐ¾ÑˆÐºÐ¸Ð½ щенок» написал Берестов.

Забавный рассказ о утенке Алеше «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок» написал Житков, не менее интересный рассказ «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚Ð° и утята» написал Пришвин. Рассказы «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚» и «Ð¡Ð¾Ð²Ð°» написал Бианки.

2.Проверить автора и произведение можно простым способом: смотрим на оглавление и сравниваем что написали у себя в тетрадке.

3.Мне больше всего понравился рассказ «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚Ð° и утята». Этот рассказ учит нас тому, что не нужно обижать животных.

4.Человек должен обладать такими качествами — доброта, внимательность, жалость, сопереживание.

  • Рассказ о своем жизненном пути
  • Рассказ о своем дедушке ветеране
  • Рассказ о своей семье по немецкому
  • Рассказ о своем городе на английском языке 9 класс
  • Рассказ о своем городе на английском языке с переводом