ЧТО И КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Первое знакомство ребёнка с городом начинается с поездок и прогулок — непременно поближе к центру, где каждый дом достоин внимания и отличается от другого. Поэтому первый совет: не скупитесь на прогулки с детьми в исторических парках и садах Петербурга и просто рассказывайте, где вы находитесь.
Сработает сама атмосфера города и понимание того, что город большой, интересный, разный. Старайтесь в каждом уголке города находить одну-две выразительные детали. Например, в Петропавловской крепости — статуя зайца или флаг и пушки рядом с флажной башней. На Марсовом поле — вечный огонь, в Летнем саду — фонтан или памятник Крылову. Чтобы связи были прочнее, вспоминайте дома увиденное.
Кратко расскажите об основателе города. Для этого можно свозить ребенка к Медному всаднику, рассказав про то, как царь Петр плыл по Неве и нашел Заячий остров, построил на нем крепость, с которой все началось. И отправиться туда летом на кораблике или на карете, по-царски. Ребенок точно запомнит этот момент. Можно подгадать и оказаться в крепости к выстрелу полуденной пушки, сказав, что право произвести полуденный выстрел время от времени предоставляется почётным гражданам Санкт-Петербурга, которые много знают о своем городе.
Помните, что поездки на любом транспорте для ребёнка — это уже приключение. Делайте так, чтобы одни впечатления вытекали из других. Например, прокатившись по Петроградской стороне на трамвайчике, сходите на Васильевский в музей трамваев. Предугадывайте, какого цвета стены на следующей станции метрополитена, что необычного есть в оформлении: портрет Маяковского из мозаики или памятник Пушкину на Черной речке, или зеленая, как елочка, Лесная.
Окончанием такого маршрута может стать выход на Дворцовой площади и показ дома, где жили цари. Зайти внутрь посмотреть надо на что-нибудь одно, например, на часы с павлином. Предварительно можно показать ролик на YouTube, чтобы ребенок узнал часы, увиденные вживую. Второй раз к ним можно прийти, когда часовщик будет их заводить, а заодно посмотреть еще один объект. Карету. Или рыцарей. Не перегружайте ребенка информацией, но подпитывайте интерес постоянно и возвращайтесь к увиденному. Оно будет становиться родным, а значит, не забудется.
Игорь Воеводский, главный редактор журнала «Автобус»:
«Отдельная тема для изучения — это фигурки животных, птиц, которые украшают многие фасады на Петроградской стороне, на Васильевском, в районе Невского проспекта. Их разглядывание, совместный поиск львиных масок, конных рельефов, сов будет интересен детям от полутора лет и «до глубокой школы».
Обязательно сходите посмотреть домик Карлсона. Он находится на Фонтанке, д. 50. Школьников, уже знакомых с предметом литературы, сводите во двор филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Там вы найдете скульптуры поэтов, писателей, их героев, например, Гоголевского носа. А еще есть гигантская улитка, такса в полтора метра длиной, маленькая бегемотиха Тоня, Древо мира, Фонтан любви, Скамья советов и многое другое. Адрес: Университетская набережная д. 11».
Мари Бурыйлев, основатель проекта «Это Питер деткам»:
«Чтобы заинтересовать ребенка и понять, что ему нравится, начните с выставки «Петербург в Миниатюре», где представлены одни из самых значимых исторических зданий нашей культурной столицы. Можно изучить наглядно каждое сооружение, таким образом провести небольшой экскурс в историю. И тогда уже, вооружившись представлением и любопытством, составить план и пойти знакомиться с «оригиналами». Историю также можно не только посмотреть, но и потрогать, понюхать и попробовать. Например, по пути от Казанского собора на Монетную (Конюшенную) площадь можно перекусить в пышечной, которая располагается там с 1958 года. Переступая порог этого места, вы перенесетесь на десятки лет назад, пробуете «те самые пышки», запивая их «тем самым какао», а вместо салфеток найдете нарезанную на неровные квадратики обычную бумагу. Или заглянуть в Музей игры и узнать, во что играли наши бабушки, когда еще не было даже «Монополии».
Так же очень важно показывать, как меняется и модернизируется город в лучшую сторону. Проведите небольшой экскурс в урбанистику и посетите лофт-проект «Этажи», пространство «Ткачи», лофт «Голицын» или Новую Голландию. Получайте удовольствие и создавайте ваши «семейные места». И пусть каждую лошадь на Аничковом мосту как-то зовут, а сфинкс маминым голосом будет спрашивать у малыша, как дела, и рассказывать легенды».
Книги в помощь:
С 4-5 лет можно рассказать, что город состоит из домов, которые располагаются на улицах, проспектах, переулках, площадях. Что в Петербурге много рек и каналов. Возьмите большой лист ватмана и предложите делать карту города самостоятельно, рисуя, вырезая и приклеивая, лепя из пластилина те достопримечательности, которые вы посетили.
Дошкольникам и первоклашкам расскажите о наводнениях, а потом отправьтесь к самому широкому Синему мосту на Мойке и покажите на обелиске уровни воды в наводнения разных лет.
Так же поведайте о том, как возникал город. Например, о том, что Невский когда-то прорубали в лесу как просеку. Рубили с двух сторон и сошлись просеки под углом (можно подъехать к перекрестку Невского и Суворовского, чтобы увидеть это наглядно).
Параллельно с подобными рассказами можно поиграть дома в настольные игры «Санкт-Петербург».
Попутно можно рассказать про границы города: реке Фонтанке, поехать на Загородный проспект, который раньше находился ЗА городом. А заодно показать перекресток с пятью углами. Словом, если комбинировать прогулки и увлекательные занятия дома, готовящие вас и ваших детей к открытиям, то с городом возникнут настоящие, живые отношения, в которых интересно познавать и открывать друг друга. А там глядишь и Монферрана с Растрелли удастся запомнить и не путать.
- Детский исторический журнал «Автобус». https://journalavtobus.ru/
- Алексей Бобринский «Эрмиты. Петербургская сказка». Читать онлайн: https://www.rulit.me/books/ermity-peterburgskaya-skazka-read-261428-1.html
- Анна Ремез, Наталья Колотова «На коньках по Неве, или Мышь в рукаве» (историческая повесть-сказка). Читать онлайн: https://royallib.com/read/remez_anna/na_konkah_po_neve_ili_mish_v_rukave.html#0
- Елена Первушина «Моя первая книжка о Петербурге».
- Хельга Патаки «Мосты Петербурга». Читать онлайн: https://www.nastyainikita.ru/read/?book=2677
- Дина Арсеньева «Эрмитаж с этажа на этаж».
- Дина Арсеньева «Пешком по Невскому».
- Елена Литвяк «Царское Село».
- Елена Литвяк «Летний сад».
И другие книги издательства «Настя и Никита»
26 февраля
РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Дело мастера боится.
Цель: познакомить детей со словами, называющими необычные и интересные
профессии старой России; развивать
кругозор и словарный запас учащихся
Задания
1) Посмотри видео
2)
Прочитай информацию «Из истории языка и культуры»
3)
Выполни упражнения 3 и 4 в тетрадь.
4) Выбери и выполни одно из заданий: или 10, или 11
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Растениеводство
Цель: узнать
об одной из отраслей сельского хозяйства — растениеводстве
Задания
1) Посмотри видео
2) Подготовь пересказ с.51- 53. Запиши рассказ на видео
3) Пройди Гугл тест по теме. Нажми на Æ
25 февраля
РУССКИЙ
ЯЗЫК
Тема: Падеж имён
существительных.
Цель: способствовать формированию умения
определять падеж имён существительны
Задания
1) Посмотри видео
2) Выучи правило с.45
3) Выполни упр.78,
80. 81.
МАТЕМАТИКА
Тема: Письменные
приёмы умножения
Цель: развивать
умение решать выражения столбиком
Задания
1)
Посмотри видео
2)
Выполни
задания в печатной тетради с.62 № 1, 2, 3, 4
3)
Запиши
решение в тетрадь по математике с.64 №11, №13
ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ
Тема: И.
Соколов-Микитов «Листопадничек».
Цель: развивать навык чтения, память
Задания
1)
Прочитай с.60-66
2)
Выполни задания 9, 10 в тетрадь по литературе
3)
Подготовь пересказ от имени Листопадничка
24 февраля
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Именительный падеж имен
существительных.
Цель: проверить
умение писать имёна существительные с
шипящими на конце
Задания
1) Посмотри видео
2) Выполни упр.70, 74,75
МАТЕМАТИКА
Тема: Многозначные числа
Цель: закреплять умение решать
задачи
Задания
1) Посмотри видео
2) Выполни задания в
печатной тетради с.60 № 1,2,3
стр.61 №6
3) Выполни задания в
тетради с.60 №4 стр.61№8
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: И. Соколов-Микитов
«Листопадничек».
Цель: совершенствовать навыки
выразительного чтения
Задания
1) Прочитай с.60-66
2)
Зайди на сайт РЭШ. Для этого нажми на стрелкуÆВыполни урок 42. На отметку.
2)
Пройди Гугл тест Для этого нажми на
стрелку Æ
4) Выполни
задание 8 стр.67
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Полезные ископаемые
Цель: познакомить с полезными ископаемыми, их свойствами и
применением.
Задания
1)
Посмотри видео
2)
Прочитай текст с. 46-50
3)
Подготовь пересказ.
4)
Ответь на тест. Для этого нажми на стрелку Æ
22 февраля
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Сочинение
по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Цель: формировать
умение писать текст описание
Задания
1) Выполни упр. 73
2) Прочитай
3) Работай по плану
МАТЕМАТИКА
Тема: Внетабличное умножение и деление
Цель: отрабатывать умения умножения, деления,
Задания
1) Выполни задания в тетради
П.Т. с.44-
45 №10, 13 (умножение решай столбиком),
15
2) Выучи алгоритм
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок
-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.
Цель: совершенствовать навыки чтения, умение
отвечать на вопросы по прочитанному материалу, составлять текст
Задания
1) Зайди на сайт РЭШ. Выполни урок 41. Для этого нажми на стрелочку Æ
2) Прочитай текст
стр.58-59. Подготовь выразительное чтение
3) Выполни
тест. Для этого нажми на стрелочку Æ
4) Напиши в рабочую тетрадь свой небольшой рассказ о том, как ты был в лесу
летом.
19 февраля
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Природные богатства и труд людей – основа экономики
Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.
Задания
1) Посмотри видео
2) Подготовь пересказ с.42-45. Запиши рассказ на видео
3) Пройди тест по теме. Нажми на Æ
РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Какой
лес без чудес? Образные названия растений.
Цель: познакомить с новыми «лесными словами», их значением; развивать кругозор и словарный запас учащихся
Задания
1) Прочитай тексты
2) Из упражнений 1,2,4 выпишите слова, которые называют лес
3)
Выполни упражнения 7 и 9
18 февраля
РУССКИЙ
ЯЗЫК
Тема: Падеж имён
существительных.
Цель: способствовать формированию умения
определять падеж имён существительны
Задания
1) Посмотри видео
2) Выучи правило с.36, названия падежей
с.37
3) Выполни упр.64,
66.
МАТЕМАТИКА
Тема: Письменные
приёмы умножения
Цель: развивать
умение решать выражения столбиком
Задания
1)
Выполни задания в
печатной тетради с.40 № 5, 6, с.41 № 9, 10
2)
Запиши
решение в тетрадь по математике с.41 №11, с.45 №13
ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ
Тема: Люби
живое. Книги о животных.
Цель: развивать навык чтения, память
Задания
1)
Зайди в электронный дневник. Скачай презентацию. Посмотри. Запиши в тетрадь по
литературе отзыв о книге, в которой главный герой животное. Принести любимую
книгу по данному разделу.
2)
Скачай в электронном дневнике кроссворд. Выполни его. Пришли учителю
17 февраля
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Самостоятельная работа
Цель: проверить
умение писать имёна существительные с
шипящими на конце
Задания
1) Скачай файл в
электронном дневнике. Выполни. Пришли учителю.
2) Выполни упр. 60
МАТЕМАТИКА
Тема: Письменное умножение
Цель: закреплять умение решать
задачи
Задания
1) Посмотри виде
2) Выполни задания в
печатной тетради с.36 № 1,4,6,10
3) Выполни задания в
тетради с.36 №2,3
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Проверочная работа по разделу
«Поэтическая тетрадь 1»
Цель: проверить знания по изученной теме
Задания
1) Зайди на сайт РЭШ. Для этого нажми на
стрелку ÆВыполни урок 40. На отметку.
2)
Пройди Гугл тест Для этого нажми на
стрелку Æ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Для чего нужна экономика
Цель: познакомить с понятием экономика
Задания
1)
Посмотри видео
2)
Прочитай текст с. 38 — 41
3)
Подготовь пересказ.
4)
Ответь на тест Для этого нажми на стрелку Æ
16 февраля
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Самостоятельная работа
Цель: проверить
знания по теме «Части речи»
Задания
1) Скачай файл в электронном дневнике: тематический контроль «Части речи».
Выполни. Пошли учителю.
2) Выполни упр. 59
МАТЕМАТИКА
Тема: Пересечение множеств
Цель: закреплять умение решать
задачи
Задания
1) Посмотри видео
2) Выполни задания в
печатной тетради с.33-34
№ 1,2,3,4,5,6
3) Выполни задания в
тетради с.35 №9 (а), №12
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: С. Есенин «Черёмуха».
Цель: развивать навыки выразительного чтения
Задания
1) с.55 выразительное чтение
2)
Подготовь чтение наизусть
Доброе утро!
Все просвещенное человечество празднует 130-летие со дня рождения Толкина, и в мире практически ничего не происходит:
- Украинский журналист Роман Цимбалюк уехал из России из-за угроз личной безопасности.
- На западе Казахстана второй день продолжаются протесты из-за роста цен на газ.
- По данным Bloomberg, экстрадированный в США Владислав Клюшин что-то знает об операциях ГРУ за рубежом.
- Пятерка ядерных держав заявила о недопустимости ядерной войны.
Недра
На западе Казахстана – в Жанаозене, Актау и нескольких селах Мангистауской области – два дня не прекращаются митинги с требованием снизить цены на сжиженный газ, которым заправляют большую часть машин в регионе. С начала года цены подскочили в два раза. Ночь со 2 на 3 января митингующие провели прямо на городской площади. Протестующих поддержали в других регионах страны. Власти пока не разгоняют митинги, проводя лишь точечные задержания. Задержаны более 20 человек. Цены обещают снизить.
Путин поручил российскому правительству внести в административный кодекс поправки, предусматривающие приостановку деятельности шахт в случае выявления нарушений. Третьего января исполнилось 40 дней со дня аварии в шахте «Листвяжная», где погиб 51 человек. За сто лет в Кузбассе произошло 68 крупных ЧП, в результате которых под землей остались 1400 человек. Вот рассказ о жизни шахтеров в регионе.
Россия на мировой арене
- Корреспондент украинского государственного агентства УНИАН в Москве Роман Цимбалюк уехал из России. В начале декабря его вызвали в прокуратуру по делу о возбуждении вражды и ненависти, но затем вызов отозвали. Цимбалюк счел, что в целях личной безопасности разумнее уехать из России, где он проработал 13 лет.
- В Италии по запросу России задержали украинского театрального режиссера Евгения Лавренчука (сейчас он главреж Одесского национального театра оперы и балета, до этого работал в том числе в Москве). Россия требует его экстрадиции по делу о мошенничестве в крупном размере, в России он заочно арестован. С чем связано дело – неизвестно, известно только, что речь идет о событиях восьмилетней давности.
- По данным Bloomberg, российский бизнесмен-айтишник Владислав Клюшин, выданный США из Швейцарии по делу об инсайдерской торговле, может иметь доступ к документам о российском вмешательстве в президентские выборы в США в 2016 году (речь идет о взломе серверов Демократической партии хакерами из ГРУ). Агентство ссылается на источники, близкие к Кремлю и российской военной разведке.
- По данным Bild, канцлер Германии Олаф Шольц готовит встречу с Путиным. Взаимоотношения с Россией он якобы решил держать под личным контролем.
- Пятерка ядерных держав – США, Россия, Франция, Великобритания и Китай – выступила с совместным заявлением о недопустимости ядерной войны и распространения ядерного оружия.
Вокруг света
- Министр культуры Украины Александр Ткаченко направил письмо в Netflix по поводу «оскорбительного» образа украинки во втором сезоне сериала «Эмили в Париже» (там героиня-украинка ворует в Париже вещи из магазина). Компания в своем ответе предложила сотрудничество, чтобы «предотвратить подобные случаи».
- Google удалил рекламные ролики материалов белорусских провластных ресурсов, которые показывали видео допросов политзаключенных. Это произошло после того, как Светлана Тихановская обратилась с письмом к исполнительному директору корпорации. В письме она отметила, что показания, полученные под принуждением, квалифицируются как пытки, и распространять подобные видео – значит поощрять пытки.
- Двое взрослых детей бывшего президента США Дональда Трампа, Иванка и Дональд-младший, а также сам Дональд Трамп получили повестки от Генпрокуратуры штата Нью-Йорк в рамках гражданского дела о мошенничестве. Их хотят допросить, чтобы установить, не манипулировала ли Trump Organization оценками своей недвижимости. Еще одного сына Трампа, Эрика, допросили ранее. Гражданское расследование проводится отдельно, но оно связано с уголовным делом в отношении Trump Organization, которое расследует окружная прокуратура Манхэттена.
- Apple стала первой в мире компанией с капитализацией в три триллиона долларов.
Хроники пандемии
Российский оперативный штаб зафиксировал резкое падение новых случаев COVID-19 – до 16 343 за сутки (официальная суточная смертность при этом выросла – до 835 человек в день). Несмотря на эти оптимистичные манипулируемые цифры, в Петербурге – при сохранении серьезных ограничений на работу общепита – стали контролировать кафе и рестораны, которые со 2 января обязаны требовать у клиентов QR-коды при входе (нарушители уже найдены).
Европейские страны, отменявшие тотальный масочный режим, спешно возвращают его обратно в связи с распространением «омикрона». Израиль с 9 января разрешит въезд туристам – но только привитым или переболевшим, да и то не из всех стран.
Шесть ссылок
- По краям литературы. Эссе Константина Львова об эпистолярном наследии Зинаиды Гиппиус. Или афоризмы литературоведа Мирона Петровского, записанные по памяти его сыном.
- Художества. Фрагмент из статьи Василия Успенского «Откровение Дюрера», посвященной качествам, которые определили особое место дюреровского «Апокалипсиса» в мировой культуре с XV по XXI век (статья дополняет воспроизведение издания 1511 года, которое вышло в Петербурге). Или разговор с художником Виктором Алимпиевым о природе искусства и особом случае современного искусства – с работами из его последней серии.
- Женское. Фрагменты из писем публичной женщины Терезы Грюнвальд Николаю Добролюбову (из сборника «Дамы без камелий. Письма публичных женщин Н. А. Добролюбову и Н. Г. Чернышевскому», он вышел в издательском доме ВШЭ). Или рассказ о коммуне, созданной лесбосепаратистками в Орегоне в начале 1970-х годов.
Искренне Ваши,
Семь Сорок