Рассказ о свободном падении тел

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: свободное падение тел 2 слайд описание слайда: аристотель384 год до н.

 Свободное падение тел

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

     Свободное падение тел

    Описание слайда:

    Свободное падение тел

  • 2 слайд

    Аристотель(384 год до н. э.- 322 год до н. э.) АристотельПри падении тяжёлые

    Описание слайда:

    Аристотель
    (384 год до н. э.- 322 год до н. э.)
    Аристотель
    При падении тяжёлые тела движутся со скоростью
    пропорциональной их весу

  • 3 слайд

    Историческая справкаОднажды среди жителей Города Пиза (Италия) пронесся слух:

    Описание слайда:

    Историческая справка
    Однажды среди жителей
    Города Пиза (Италия) пронесся
    слух: «Профессор Галилей
    будет
    прыгать
    с башни!»

  • 4 слайд

    Почтенный профессор действительно поднялся на башню, высота которой была 60

    Описание слайда:

    Почтенный профессор действительно поднялся на башню, высота которой была 60 метров, но…

  • 5 слайд

    прыгать не стал, а занялся пустяшным делом: бросал с башни чугунные и каменны

    Описание слайда:

    прыгать не стал, а занялся пустяшным делом: бросал с башни чугунные и каменные шары разного размера и внимательно следил за их приземлением

  • 6 слайд

    Открыл: Выдающийся итальянский физик и астрономГ. Галилей 1564-1642-колебани

    Описание слайда:

    Открыл:

    Выдающийся итальянский физик и астроном
    Г. Галилей
    1564-1642
    -колебания маятника

    -закон свободного падения тел
    Изучил:
    -закон инерции
    -движение тела брошенного под углом к горизонту

  • 7 слайд

    1592 -1610гг. – открытие законов движения.Г.Галилей родился в городе ПизеВ

    Описание слайда:

    1592 -1610гг. – открытие законов движения.
    Г.Галилей родился в городе Пизе
    В 1589г. преподавал в городе Пизе, а затем в городе Падуе преподавал математику.
    Город Пиза (Италия) Пизанская башня
    В 1581 г., поступил в Пизанский университет.

  • 8 слайд

    Галилео Галилей (1564 – 1642) Выдающийся итальянский физик и астроном, один

    Описание слайда:

    Галилео Галилей
    (1564 – 1642)

    Выдающийся итальянский
    физик и астроном, один из
    основателей точного естествознания
    1583 год

  • 9 слайд

    Опыты Г. ГалилеяШары большой и малый падают одновременно!

    Описание слайда:

    Опыты Г. Галилея
    Шары большой и малый
    падают одновременно!

  • 10 слайд

    все тела , независимо от их масс, форм и размеров, совершают свободное паде

    Описание слайда:

    все тела , независимо от их масс,
    форм и размеров, совершают
    свободное падение совершенно
    одинаково
    Гипотеза

  • 11 слайд

    Как ведут себя падающие тела в реальных условиях?Свободное падение – движение

    Описание слайда:

    Как ведут себя падающие тела в реальных условиях?
    Свободное падение – движение только под действием притяжения Земли

  • 12 слайд

    Опыты Наши истинные учителя – опыт и чувствоЖ.Ж.Руссо

    Описание слайда:

    Опыты
    Наши истинные учителя – опыт и чувство
    Ж.Ж.Руссо

  • 13 слайд

    На тело, падающее в воздухе, кроме силы тяжести действует сила сопротивления

    Описание слайда:

    На тело, падающее в воздухе, кроме силы тяжести действует сила сопротивления воздуха, следовательно, такое движение не является свободным
    Свободно падающее тело должно
    двигаться с постоянным ускорением,
    т. е. равноускоренно
    Свободное падение – это падение тел
    в вакууме
    Наиболее распространенный вид движения с постоянным ускорением- свободное падение тел

  • 14 слайд

    Все тела, независимо от их массы, падают в вакууме с одинаковым ускорением

    Описание слайда:

    Все тела, независимо от их массы, падают в вакууме с одинаковым ускорением !
    Пробка, пёрышко, дробинка падают в воздухе и в вакууме
    Упали одновременно
    Дробинка упала раньше

  • 15 слайд

    Что же такое свободное падение?Свободное падение- движение тела только под вл

    Описание слайда:

    Что же такое свободное падение?
    Свободное падение- движение тела только под влиянием притяжения к Земле
    камень
    Ї
    Ї
    h
    g
    v

  • 16 слайд

    При неравномерном движении скорость тела с течением времени изменяется. Пря

    Описание слайда:

    При неравномерном движении скорость тела с течением времени изменяется.
    Прямолинейное движение, при котором скорость тела за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называют равноускоренным прямолинейным движением
    Примеры:
    Торможение или разгон автомобиля
    Движение по наклонной плоскости
    Свободное падение
    Повторим

  • 17 слайд

    Свободное падение – это равноускоренное движениеh1 h2 h3 h4h1 : h2 :

    Описание слайда:

    Свободное падение – это равноускоренное движение
    h1

    h2

    h3

    h4
    h1 : h2 : h3 : h4 ….= 1 : 3 : 5 : 7…
    Если движение равноускоренное, то модули векторов перемещений, совершаемых телом за последовательные равные промежутки времени, относятся как ряд последовательных нечётных чисел.
    Вспомним

  • 18 слайд

    Вблизи Земли тела падают с ускорением, равным 9,8 м/с2 И т а к!Из форм

    Описание слайда:

    Вблизи Земли тела падают с ускорением,
    равным 9,8 м/с2
    И
    т
    а
    к!
    Из формулы
    следует, что

    Зная высоту, с которой упало тело и измерив время его движения, можно вычислить ускорение, с которым происходит свободное падение.

  • 19 слайд

    Ускорение свободного паденияУскорение свободного падения всегда направлено к

    Описание слайда:

    Ускорение свободного падения
    Ускорение свободного падения всегда направлено
    к центру Земли

  • 20 слайд

    Ускорение свободного падения зависит от широты местности на поверхности Земл

    Описание слайда:

    Ускорение свободного падения
    зависит от широты местности
    на поверхности Земли

    На полюсе 9,83 м/с2

    На широте 9,80 м/с2

    На экваторе 9,78 м/с2

  • 21 слайд

    Ускорение свободного падения на других планетах

    Описание слайда:

    Ускорение свободного падения на других планетах

  • 22 слайд

    Курская магнитная аномалия.Залежи железных рудУскорение свободного падения з

    Описание слайда:

    Курская магнитная аномалия.
    Залежи железных руд
    Ускорение свободного падения зависит от плотности пород, залегающих в недрах Земли.
    В районах, где залегают породы, плотность которых больше средней плотности Земли (например, железная руда),g больше.
    А там, где имеются залежи нефти,g меньше.
    Этим пользуются геологи при поиске полезных ископаемых

  • 23 слайд

    Рассказ о свободном падении тел

  • 24 слайд

    Уравнения, которым подчиняется свободное падение тел.Скорость в любой момент

    Описание слайда:

    Уравнения, которым подчиняется свободное падение тел.
    Скорость в любой момент времени.
    =
    v
    v


    0
    0
    0
    Путь, пройденный при свободном падении
    =
    gt
    v

    +
    =
    0
    gt
    =
    2
    2
    gt
    h
    v

    +
    =
    2
    0
    2
    gt
    t
    h
    Модуль скорости в конце падения
    =
    2
    gh
    v

    v

    +
    =
    2
    0
    2
    gh
    Время свободного падения
    =
    2
    g
    h
    t
    камень
    v
    Ї
    0
    Ї
    h
    0
    v
    v

    v

    v
    g = 9,8 м/с2

  • 25 слайд

    Свободное падение - это падение тел под воздействием силы тяжести без сопроти

    Описание слайда:

    Свободное падение — это падение тел под воздействием силы тяжести без сопротивления воздуха.

    Путь, пройденный свободно падающим телом, пропорционален квадрату времени падения.

  • 26 слайд

    СитуацияГипотезаЭксперимент шарЛист бумагиЛист бумагиСкомканный листБумажн

    Описание слайда:

    Ситуация
    Гипотеза
    Эксперимент
    шар
    Лист бумаги
    Лист бумаги
    Скомканный лист
    Бумажный
    кружок
    Монетка
    Бумажный кружок
    Монетка
    Одновременно ли?
    Раньше упал шар
    Раньше упадёт скомканный лист бумаги
    Раньше упадёт монета
    Одновременно
    Как будут падать тела?

  • 27 слайд

    В свободном падении тела движутсяНезависимо отСвободное падение-этоg-это уск

    Описание слайда:

    В свободном падении тела
    движутся
    Независимо от
    Свободное падение-это
    g-это ускорение, с которым тело
    g равно
    Заполни пробелы

  • 28 слайд

    Тест1. Свободным падением называется а) траектория движения любого тела

    Описание слайда:

    Тест
    1. Свободным падением называется
    а) траектория движения любого тела
    б) движение тела под действием силы упругости
    в) движение тела под действием силы тяжести
    г) физическая величина, зависящая от массы тела
    2. В данном месте Земли все тела падают
    а) с одинаковой скоростью б) с одинаковым ускорением
    в) с одинаковой скоростью и одинаковым ускорением
    г) с переменным ускорением
    3. От чего зависит скорость тела при свободном падении?
    а) от массы б) от силы тяжести
    в) от сопротивления воздуха
    г) от всего вышеперечисленного
    4. В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из этих тел позже всех достигнет дна трубки при их свободном падении с одной высоты?
    а) дробинка б) пробка в) птичье перо г) все три тела достигнут дна трубки одновременно

  • 29 слайд

    5. С какой высоты упала сосулька, если время ее падения 3 секунды? А) 15 м

    Описание слайда:

    5. С какой высоты упала сосулька, если время ее падения 3 секунды?

    А) 15 м В) 45 м
    Б) 30 м Г) 90 м
    Падающие сосульки – серьезная опасность!

  • 30 слайд

    6. Чему будет равна скорость потока воды в водопаде через 4 с от начала паден

    Описание слайда:

    6. Чему будет равна скорость потока воды в водопаде через 4 с от начала падения?

    А) 20 м/с В) 80 м/с
    Б) 40 м/с Г) 160 м/с

  • 31 слайд

    7. Сколько времени длился прыжок спортсмена, если в момент касания Земли его

    Описание слайда:

    7. Сколько времени длился прыжок спортсмена, если в момент касания Земли его скорость была 20 м/с?

    А) 1 с В) 10 с
    Б) 2 с Г) 20 с

  • 32 слайд

    1.Что называется свободным падением? 2.Как доказать , что свободное падение –

    Описание слайда:

    1.Что называется свободным падением?
    2.Как доказать , что свободное падение – это равноускоренное движение? Кем это доказано?
    3.Что такое ускорение свободного падения? Чему оно равно на Земле?
    4.Зависит ли время падения тела от его массы?
    5.Как можно это доказать на опыте?
    6.Из какого закона Ньютона следует, что свободное падение является равноускоренным движением?
    Итак…..

  • 33 слайд

    Знаете ли вы, что....Находясь в свободном падении тела невесомы? Чтобы оказа

    Описание слайда:

    Знаете ли вы, что….
    Находясь в свободном падении тела невесомы?
    Чтобы оказаться в состоянии невесомости, надо лишь подпрыгнуть.

    Как только ноги
    оторвутся от пола,
    наступит свободное
    падение (даже при движении
    вверх) и, следовательно –
    невесомость!…

  • 34 слайд

    gЕсли лифт движется вниз с ускорением свободного падения, то человек в лифте

    Описание слайда:

    g
    Если лифт движется вниз с ускорением свободного падения,
    то человек в лифте на пол не давит и находиться в состоянии невесомости.
    Лифт

  • 35 слайд

    В мяче налита вода и есть отверстие. Будет ли выливаться вода из мяча во врем

    Описание слайда:

    В мяче налита вода и есть отверстие.
    Будет ли выливаться вода из мяча во время свободного полёта?
    Кто ответит?

  • 36 слайд

    При падении игрушки «Ванька-встанька» , Будет ли игрушка поднимать голову во

    Описание слайда:

    При падении игрушки «Ванька-встанька» , Будет ли игрушка поднимать голову во время падения? Будет ли сохранено горизонтальное положение игрушки?
    Кто ответит?
    При падении игрушка практически находится в состоянии невесомости — все ее части движутся с одинаковыми ускорениями, не действуя друг на друга и не меняя взаимной ориентации.

  • 37 слайд

    Домашнее задание: Внимательно прочитать параграф 13, письменно ответить на

    Описание слайда:

    Домашнее задание:

    Внимательно прочитать параграф 13, письменно ответить на вопросы после параграфа, выполнить упр.13(1,2).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ о свободном падении тел

  • Сейчас обучается 982 человека из 79 регионов

Рассказ о свободном падении тел

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов

Рассказ о свободном падении тел

  • Сейчас обучается 61 человек из 25 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Физика», Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Тема:
§ 13 Свободное падение тел

Похожие материалы

  • Презентация по физике на тему «Агрегатные состояния вещества» (7 класс)

  • Открытый урок по физике «Свойства жидкости на примере воды»

  • Презентация к внеклассному мероприятию «Космос человечеству»

  • Внеклассное мероприятие «Космос человечеству»

  • Обобщение опыта. Выступление на педагогическом Совете

  • Рабочая программа по дисциплине «Физика» для первых курсов СПО

  • Презентация по физике»История создания тепловых машин»

  • КОЛИЧЕСТВЕННОЕ СРАВНЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО ИЗМЕРЕНИЮ УСКОРЕНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ С ПОМОЩЬЮ СМАРТФОНОВ

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447943 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя физики»

  • Курс профессиональной переподготовки «Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «ЕГЭ по физике: методика решения задач»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Вторник, а это значит, что сегодня мы снова решаем задачи. На это раз, на тему «свободное падение тел».

Присоединяйтесь к нам в телеграм и получайте актуальную рассылку каждый день!

Задачи на свободное падение тел с решением

Задача №1. Нахождение скорости при свободном падении

Условие

Тело падает с высоты 20 метров. Какую скорость оно разовьет перед столкновением с Землей?

Решение

Высота нам известна по условию. Для решения применим формулу для скорости тела в момент падения и вычислим:

Рассказ о свободном падении тел

Ответ: примерно 20 метров в секунду.

Задача №2. Нахождение высоты и времени движения тела, брошенного вертикально.

Условие

Индеец выпускает стрелу из лука вертикально вверх с начальной скоростью 25 метров в секунду. За какое время стрела окажется в наивысшей точке и какой максимальной высоты она достигнет стрела?

Решение

Сначала запишем формулу из кинематики для скорости. Как известно, в наивысшей точке траектории скорость стрелы равна нулю:

Рассказ о свободном падении тел

Теперь запишем закон движения для вертикальной оси, направленной вертикально вверх.

Рассказ о свободном падении тел

Ответ: 2,5 секунды, 46 метров.

Задача №3. Нахождение времени движения тела, брошенного вертикально вверх

Условие

Мячик бросили вертикально вверх с начальной скоростью 30 метров в секунду. Через какое время мяч окажется на высоте 25 метров?

Решение

Запишем уравнение для движения мячика:

Рассказ о свободном падении тел

Мы получили квадратное уравнение. Упростим его и найдем корни:

Рассказ о свободном падении тел

Как видим, уравнение имеет два решения. Первый раз мячик побывал на высоте через 1 секунду (когда поднимался), а второй раз через 5 секунд (когда падал обратно).

Ответ: 1с, 5с.

Задача №4. Нахождение высоты при движении тела под углом к горизонту

Условие

Камень, брошенный с крыши дома под углом альфа к горизонту, через время t1=0,5c достиг максимальной высоты, а еще через время t2=2,5c упал на землю. Определите высоту Н дома. Сопротивлением воздуха пренебречь. Ускорение свободного падения g = 10 м/с2.

Решение

Рассказ о свободном падении тел

Камень брошен со скоростью v0 под углом α к горизонту с дома высотой Н. Эту скорость можно разложить на две составляющие: v0X (горизонтальная) и v0Y (вертикальная). В горизонтальном направлении на камень не действует никаких сил (сопротивлением воздуха пренебрегаем), поэтому горизонтальная составляющая скорости неизменна на протяжении всего времени полета камня (равномерное движение). Максимальная точка траектории камня над уровнем земли (исходя из кинематических соотношений):

Рассказ о свободном падении тел

Здесь t1 – время подъема камня с высоты Н на высоту h; g – ускорение свободного падения.

Вертикальную составляющую скорости можно вычислить исходя из геометрических соображений:

Рассказ о свободном падении тел          
Подставив выражение для скорости в первое уравнение, получим:

Рассказ о свободном падении тел

Также высоту h можно выразить через время t2 падения камня с высоты h на землю (исходя из кинематических соотношений и учитывая, что с вертикальная составляющая скорости в наивысшей точке равна нулю):

Рассказ о свободном падении тел          
Для высоты дома можно записать:

Рассказ о свободном падении тел Так как вертикальная составляющая скорости камня в максимальной точке траектории равна нулю:

Рассказ о свободном падении тел

Подставляем в формулу для высоты H и вычисляем:

Рассказ о свободном падении тел

Ответ: H = 30 м.

Задача №5. Нахождение закона движения тела

Условие

Найти закон движения тела против силы тяжести, при начальной скорости V0. И на какую максимальную высоту поднимется тело? Тело бросили под углом 90 градусов.

Решение

Рассказ о свободном падении тел

Тело брошено под углом α=90° к горизонту. Другими словами, тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью V0. Направим координатную ось х вертикально вверх, так ее направление совпадает с вектором начальной скорости. F – сила тяжести, направленная вниз. В начальный момент тело находится в точке А.

В задаче нужно найти закон движения тела, то есть зависимость координаты тела от времени. В общем случае этот закон задается кинематическим соотношением:

Рассказ о свободном падении тел

где х0 – начальная координата тела; a – ускорение.

Так как мы поместили начало координат в точку А,  х0=0. Тело движется с ускорением свободного падения g, при этом сила тяжести направлена против начальной скорости, поэтому в проекции на вертикальную ось a=-g. Таким образом, искомый закон движения перепишется в виде:

Рассказ о свободном падении тел

Далее будем использовать еще одно общее кинематическое соотношение:

Рассказ о свободном падении тел

где V – конечная скорость.

Максимальная высота подъема тела указана на рисунке точной B, в этот момент конечная скорость V равна нулю, а координата х равна максимальной высоте Н подъема тела. Отсюда можно найти выражение для этой величины:

Рассказ о свободном падении тел

Полезные формулы для решения задач на свободное падение

Свободное падение описывается формулами кинематики. Мы не будем приводить их вывод, но запишем самые полезные.

Формула для максимальной высоты подъема тела, брошенного вертикально вверх c некоторой начальной скоростью:

Рассказ о свободном падении тел

Кстати, как выводится именно эта формула можно посмотреть в последней задаче.

Формула для времени подъема и падения тела, брошенного вертикально вверх:

Рассказ о свободном падении тел

Скорость тела в момент падения с высоты h:

Рассказ о свободном падении тел

Кстати! Для всех наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Вопросы с ответами на свободное падение тел

Вопрос 1. Как направлен вектор ускорения свободного падения?

Ответ: можно просто сказать, что ускорение g направлено вниз. На самом деле, если говорить точнее, ускорение свободного падения направлено к центру Земли.

Вопрос 2. От чего зависит ускорение свободного падения?

Ответ: на Земле ускорение свободного падения зависит от географической широты, а также от высоты h подъема тела над поверхностью. На других планетах эта величина зависит от массы M и радиус R небесного тела. Общая формула для ускорения свободного падения:

Рассказ о свободном падении телВопрос 3. Тело бросают вертикально вверх. Как можно охарактеризовать это движение?

Ответ: В этом случае тело движется равноускоренно. Причем время подъема и время падения тела с максимальной высоты равны.

Вопрос 4. А если тело бросают не вверх, а горизонтально или под углом к горизонту. Какое это движение?

Ответ: можно сказать, что это тоже свободное падение. В данном случае движение нужно рассматривать относительно двух осей: вертикальной и горизонтальной. Относительно горизонтальной оси тело движется равномерно, а относительно вертикальной – равноускоренно с ускорением g.

Баллистика – наука, изучающая особенности и законы движения тел, брошенных под углом к горизонту.

Вопрос 5. Что значит «свободное» падение.

Ответ: в данном контексте понимается, что тело при падении свободно от сопротивления воздуха.

Свободное падение тел: определения, примеры

Свободное падение – равноускоренное движение, происходящее под действием силы тяжести.

Первые попытки систематизированно и количественно описать свободное падение тел относятся к средневековью. Правда, тогда было широко распространено заблуждение, что тела разной массы падают с разной скоростью. На самом деле, в этом есть доля правды, ведь в реальном мире на скорость падения сильно влияет сопротивление воздуха.

Однако, если им можно пренебречь, то скорость падающих тел разной массы будет одинакова. Кстати, скорость при свободном падении возрастает пропорционально времени падения.

Ускорение свободно падающих тел не зависит от их массы.

Рекорд свободного падения для человека на данный момент принадлежит австрийскому парашютисту Феликсу Баумгартнеру, который в 2012 году прыгнул с высоты 39 километров и находился в свободном падении 36 402,6 метра. 

Примеры свободного падения тел:

  • яблоко летит на голову Ньютона;
  • парашютист выпрыгивает из самолета;
  • перышко падает в герметичной трубке, из которой откачан воздух.

При свободном падении тела возникает состояние невесомости. Например, в таком же состоянии находятся предметы на космической станции, движущейся по орбите вокруг Земли. Можно сказать, что станция медленно, очень медленно падает на планету.

Конечно, свободное падение возможно не только не Земле, но и вблизи любого тела, обладающего достаточной массой. На других комических телах падения также будет равноускоренным, но величина ускорения свободного падения будет отличаться от земной. Кстати, раньше у нас уже выходил материал про гравитацию.

При решении задач ускорение g принято считать равным 9,81 м/с^2. В реальности его величина варьируется от 9,832 (на полюсах) до 9,78 (на экваторе). Такая разница обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.

Нужна помощь в решении задач по физике? Обращайтесь в профессиональный студенческий сервис в любое время.

1.                 
Число:

2.                 
Тема
урока
:
Свободное падение тел

3.                 
 Тип
урока:
урок
изучения нового материала

4.                 
Цель
урока
:
Изучить особенности и получить уравнения свободного падения тел.

5.                 
Учебно-воспитательные
задачи урока
:

Образовательная: сформировать
навык анализа свободного падения тел, вывести уравнение пути перемещения при
свободном падении.

Развивающая: развивать
логическое мышление; умение делать выводы из отсмотренного материал; умение
применять полученные знания в новой ситуации;

Воспитательная:
прививать
интерес к предмету.

6.                 
Средства обучения:
Физика: учебник для 9 класса / Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2017 г.

7.                 
План
урока

Этапы
урока

время

Методы
и методические приемы

1

Орг.момент

2
мин

Словесный(приветствие)

2

Повторение
изученного материала

7
мин

Словесный,
практический

3

Изучение
нового материала

 10
мин

Словесный

4

Закрепление

18
мин

Практический

5

Подведение
итогов. Домашнее задание

3
мин

Словесный
(запись на доске), оценивание

6

Рефлексия

2
мин

Словесный

8.                 
Ход урока:

1.     
Организационный момент.

2.     
Актуализация знаний учащихся.

1. Как относятся модули векторов
перемещений, совершаемых телом при прямолинейном равноускоренном движении за
последовательные равные промежутки времени? (как ряд последовательных нечетных
чисел) s1: s2: s3: s4: s5 = 1 : 3 : 5 : 7 : 9.

2. Назовите формулу перемещения при
равноускоренном движении, если его начальная скорость равна нулю. (s = аt2
/ 2).

3. Назовите формулу скорости при
равноускоренном движении, если его начальная скорость равна нулю. (v = аt ).

3. Изучение нового материала.

  Сегодня мы будем изучать один из частных
видов механического движения — падение тел на Землю. В физике явления часто
изучаются на основе сравнения. Будем одновременно бросать с одной высоты
различные тела: кусок пластилина, стальной брусок и кусок пенопласта, лист
бумаги и т. д. Что удалось заметить? (тяжелые тела падают быстрее)

 Люди, наблюдая за скоростью падения различных тел,
столкнулись с весьма загадочными явлениями. Вот, например, (от ветра)
оторвалось яблоко и быстро упало на землю. А почему листья с той же высоты
падают довольно медленно? Можно подумать, что различие в их скорости
обусловлено разницей в их массе: тяжелые тела достигают земли значительно
быстрее, чем легкие. Отсюда можно сделать вывод: скорость падения тел зависит
от их
массы.                                                                                                                         
Этот умозрительный вывод был подкреплен в свое время авторитетом
древнегреческого мыслителя Аристотеля. Авторитет его был так велик, что около
2000 лет никому и в голову не приходило проверить это, хотя замечательные мысли
о роли эксперимента, как «эксперта» теории высказывались («Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности,
бесплодны       и полны ошибок».      
      Л. да Винчи

 В Европе первым осознал значение опыта
для естествознания великий Г. Галилей (1564-1642). Будучи молодым (25-летним)
ученым Пизанского университета, он в 1589 г. первым занялся проверкой выводов
Аристотеля, имея девиз: «Тот, кто болтает о природе, вместо того, чтобы
наблюдать ее и с помощью экспериментов заставить говорить, никогда не познает
ее. Лишь опыт снимает покрывала с тайн природы». И на многочисленных опытах
убедился, что небольшая ружейная пуля и тяжелое пушечное ядро падают с
одинаковой скоростью. Когда он рассказал об этом своим коллегам и ученикам,
многие из них, воспитанные в духе идей Аристотеля, отказались его слушать и
даже подняли на смех: «Какое право имеет этот юный выскочка бросить вызов учению
великого Аристотеля?» и Галилею пришлось подняться со своими ядрами наверх
знаменитой Пизанской «падающей» башни, чтобы одновременно отпустить и тяжелое
ядро, и легкую пулю. Можно себе представить атмосферу этого исторического
события, когда присутствующие убедились, что тяжелые и легкие тела одновременно
падают на землю.

Но перед учеными возникла новая проблема:
«Почему так происходит? Как можно это объяснить?»

Постараемся найти причину этого
противоречия и мы. Бросим листы бумаги – один гладкий, другой скомканный. Что
наблюдаем? (тела, имеющие одинаковую массу, падают неодновременно.) Не наводит
ли вас это наблюдение, на какую-либо мысль? Почему мятый лист падает быстрее,
чем расправленный? (на падение тел оказывает влияние воздух)

А как это можно проверить? (обсуждение
возможных вариантов). Учитель рассказывает об опыте с трубкой, из которого
откачан водух. (тела, где откачан воздух, падают одновременно).

Определение свободного падения.

Падение тел, наблюдаемое нами в
повседневной жизни, строго говоря, не является свободным, поскольку помимо силы
тяжести, на тела действует сила сопротивления воздуха. Но, если сила
сопротивления пренебрежительно мала по сравнению с силой тяжести, то движение
тела очень близко к свободному (например, падение маленького тяжелого гладкого
шарика). Тела падают свободно в безвоздушном пространстве. (Т.к. сила тяжести,
действующая на каждое тело вблизи поверхности земли постоянна, то свободно
падающее тело должно двигаться с постоянным ускорением, т. е. равноускоренно).

        Каковы законы свободного падения?

Какие виды механического движения мы
знаем? (Равномерное, равноускоренное)

Является ли свободное падение тел
движением равномерным или равноускоренным?

Для окончательного решения этого вопроса
обратимся к опыту (исследование фотографии свободного падения шарика, сделанной
в стробоскопическом освещении, и имеющейся в учебнике работа с учебником).

Проанализируем опыт:

                        s1 : s2 : s3 : s4
: s5 = 4,9см.: 14,1см.: 24см.: 35см.: 45см.= 1 : 3 : 5 : 7 : 9.   

Сделаем вывод: (шарик в свободном падении
двигался равноускоренно)

Вычислим ускорение свободного падения:

s = а t2 / 2 => а = 2 s / t2
= 2•1,23м / (0,5с)2 = 2,46м / 0,25с2 = 9,84м/с2
= 9,8м/с2

Вывод: свободное падение шарика происходит
с ускорением 9,8м/с2.

Как падают тела при свободном падении?
(одновременно)

Вывод: все свободно падающие тела движутся
с одинаковым ускорением. Это ускорение называется ускорением свободного падения
и обозначается буквой g (лат. gravitas («гравитас»)- тяжесть)

      v = at и s = a t2 / 2.
(из нашего примера без начальной скорости).

Вместо а, (обозначающую проекцию
произвольного ускорения), ставят g. Поэтому формулы выглядят так:             V
= g t   и   s = g t2 / 2.

При движении тела вниз векторы ускорения,
скорости и перемещения направлены в одну и ту же сторону, поэтому их проекции
имеют одинаковые знаки.

Если
рассматривать, например, падение в воздухе маленького тяжелого шарика, то силой
сопротивления воздуха можно пренебречь по сравнению с действующей на шарик
силой тяжести и с некоторым приближением считать, что шарик свободно падает.

https://fsd./products/conspekty/fizika9/15-svobodnoie-padieniie-tiel.files/image005.jpgИз рисунка видно, что равнодействующая сил
тяжести и сопротивления воздуха
, придающая шарику ускорение, мало
отличается от силы тяжести
, поэтому шарик движется с ускорением,
близким к ускорению свободного падения
.

Но падение
в воздухе легкого перышка никак нельзя считать свободным
, так как в этом
случае сила сопротивления составляет значительную часть от силы тяжести и равнодействующая
сила значительно меньше силы тяжести
. Поэтому перышко падает в воздухе с
гораздо меньшим ускорением, чем при свободном падении.                                                                       
                                                                                                                        

Формула силы тяжести:

 Fт = 9,8 м/с2 • m     (1)

В 7 классе:  Fт = 9,8 Н/кг • m    (2)

Докажем, что 9,8 Н/кг- это то же самое,
что 9,8 м/с.

                       1Н = 1кг • м/с,
значит 1н/кг = (1кг м/с) / кг = 1м/с, т.е. 9,8 Н/кг = 9,8 м/с .=> (1) и (2)
эквивалентны друг другу.

4. Закрепление изученного материала.

Задача 1.        Тело падало в течение 5с
без начальной скорости. С какой высоты упало тело? Какую скорость оно имело в
конце падения? Какое перемещение совершило за первую секунду движения к Земле,
за вторую секунду?

 image002

Задача 2. Камень падал на дно ущелья в
течение 7 с. На сколько увеличивалась скорость камня за любые 2 с его падения?
(Сопротивление воздуха не учитывайте.)

5. Итоги урока.

Домашнее задание: § 13; упр. 13 (1; 3).

6. Рефлексия: Что узнали нового на уроке:
Галилей показал, что все тела, независимо от их масс, форм
и размеров, совершают свободное падение совершенно одинаково
 и, тем
самым, опроверг мнение Аристотеля.

Основные выводы:

 Свободное падение — это движение тела
только под действием силы тяжести.

– В данном месте Земли все тела, независимо от их массы и
других физических характеристик, совершают свободное падение с одинаковым
ускорением — ускорением свободного падения.

  • Рассказ о своей жизни на английском
  • Рассказ о своей деревне на английском
  • Рассказ о своей домашней библиотеке
  • Рассказ о санкт петербурге на английском языке с переводом для 6 класса
  • Рассказ о саске на английском языке