С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Доклад о рыбах (2 класс, окружающий мир). Щука, карась, окунь
Щука
Если посмотреть на зубастую, устрашающую пасть щуки — сразу понимаешь, что перед тобой самый что ни на есть хищник, относящийся к семейству щуковых. Она по праву считается грозой озер и рек, так как именно эти места и являются ее средой обитания.
Больше всего для щуки подходят небыстрые реки и различные озерные заводи, где в достаточном количестве имеются водоросли и камыши. Кстати, от среды обитания непосредственно зависит и окрас щуки. Если щука обитает на дне водоема и в многочисленных донных ямах — она будет иметь буроватый оттенок, а те представители, которые обитают на мелководье в зарослях речной травы могут иметь и серо-желтоватый и зеленоватый окрас. Кроме того, по всему телу этого хищника расположены чуть желтоватые пятна и полоски, создающие ему очень хорошую маскировку.
Тело щуки похоже на бревно — такое же длинное и округлое, заканчивающееся крупной головой и широкой пастью. Некоторые особи могут достигать до полутора метров в длину.
Вся пасть щуки усеяна острыми как лезвие зубами разного размера, которые позволяют намертво захватывать свою жертву, не давая абсолютно никакого шанса на спасение. Кроме того, в пасти дополнительно имеются и небольшие зубы, наклоненные внутрь. Они помогают жертве беспрепятственно попасть в желудок хищника и не дают вырваться из пасти, впиваясь в ее тело.
Щука всеядная и охотится на все, что может двигаться — от рыбы до лягушек и червей. Нередко добычей этого хищника становятся неокрепшие птенцы водоплавающих птиц.
Ко всему прочему щука замечательно видит, а довольно подвижные, вращающиеся глаза позволяют ей следить за происходящим даже над своей головой.
Размножение у щук происходит после того, как у берегов водоема начнет таять лед, и температура воды поднимется от 3 до 6⁰C. Нерест происходит на самом мелководье, где группа рыб, состоящая из одной самки и нескольких самцов, начинает тереться о прибрежную траву и камыши, откладывая при этом икру. Самка щуки крупного размера в состоянии отложить свыше 200 тысяч икринок.
Мясо этого хищника повсеместно употребляют в пищу, оно очень вкусное и во многих странах признано даже деликатесом.
Карась
Пожалуй самая распространённая и известная рыба во всём мире — это карась. Относится он к семейству карповых. Тело у него высокое, сплюснутое по бокам, которое покрыто крупной и скользкой чешуёй. На спине располагается длинный плавник, с помощью которого рыба передвигается в воде. В природе караси бывают двух видов: золотые и серебряные.
Обитают они в прудах, озёрах, речках, на дне которых есть много водной растительности, а также ил (влажная грязь, трясина). Караси в него зарываются и проводят там большую часть времени. Тем самым эта рыба приспособлена к неблагоприятным условиям, будь то засуха или сильные морозы.
Так как карась — рыба всеядная, то и рацион у них очень широкий. Молодые особи питаются различными микроорганизмами — это могут быть личинки водных насекомых, дафнии, мелкие зелёные водоросли. Взрослые караси добывают себе пищу на дне: роют носом ил, выставив наружу хвост. Они едят мелких червячков, корни и стебли водных растений, водоросли, ряску.
Главную роль в размножении карася играет климат и погода. С наступлением тепла, когда вода немного прогревается, в конце мая рыба начинает нереститься, а сам процесс заканчивается в июле. Выметанная самками икра имеет светло-жёлтый цвет и оседает на водную растительность. Мальки вылупятся не из всех икринок, так как её поедают некоторые виды рыб, лягушки, жуки и прочие водные насекомые.
Рыбаки, чтобы поймать карася на удочку или спиннинг, используют различные приманки. Самыми распространёнными считаются черви, мотыль и хлебные катыши. В различных водоёмах эта рыба ловится по-разному. В одном ловля возможна только утром, из другого водоёма клюёт исключительно вечером. Манера поведения у этих рыб очень разная, поэтому такая рыбалка — занятие очень сложное и интересное.
Употребление в пищу приготовленного блюда из карася считается очень полезным, так как в нём содержится много кальция, белка, минералов, микроэлементов и аминокислот, которые так важны для роста и развития детского организма.
Окунь
Окунь относится к семейству окуневых. Тело рыбы имеет продолговатую форму. На спине у окуня 2 плавника. При этом верхний спинной плавник оканчивается острыми шипами. Второй плавник на спине мягкий. Окраска окуня неоднородная: брюшко имеет белый цвет, а спина окрашена в типичный темно-зеленый цвет. Плавники, расположенные на брюшке, колючие и имеют ярко-красную окраску. А вот на спине плавники голубого цвета, с характерным пятнышком на конце. Тело покрыто плотной, но мелкой чешуей.
Окуни — рыбы средних размеров. В длину речные окуни могут достигать 40–45 см. А их максимальный вес-2 кг. В среднем такая рыба живет от 14–17 лет.
Обитают они обычно в пресноводных реках с тихим течением или озерах. Чаще всего окуни живут около поросших кустов или водорослей. А также они любят различные застройки (мосты, сваи). Окуни редко выплывают на мелководье. Их не встретить в реках с песчаным дном. В обычной жизни окуни не плавают по одиночке, наоборот, их можно встретить только небольшими стайками.
Окунь распространен по всему миру. По последним данным, он живет в реках и водоемах в 51 стране мира.
Эти рыбы весьма неразборчивы в еде. Окуни относятся к хищным рыбам. Они охотятся за рыбками более мелких размеров. Например, частым обедом для них становится такие рыбки, как колюшка и бычки. Также в их рацион могут входить различные моллюски, ракообразные, икра других рыб.
Размножаться окуни начинают в возрасте 2–3 лет. При повышении температуры до 7-20 градусов, рыбы собираются большими стаями и плывут к месту нереста. Обычно размножение происходит в конце марта. Нерест проходит в местах со слабым течением воды либо на мелководьях. В среднем самка окуня откладывает до 800 тысяч икринок. Самое интересное, что во время процесса размножения число самцов 2–4 раза больше, чем самок.
Мясо окуня очень вкусное и полезное. В нем содержатся различные витамины, полезные жиры и белки. Единственной проблемой при приготовлении являются острые плавники и плотная чешуя.
Анализ рассказа Дины Рубиной «Голос в метро»
Я
думаю, многих очарует этот рассказ Дины
Рубиной, современной русскоязычной
писательницы. Он
посвящен истории одной любви и нескольких
судеб. Повествование ведется от лица
автора, который проникает в сознание
героини и фиксирует ее эмоциональные
состояния. Можно говорить о повествовании
в аспекте героя, так как текст представляет
собой воспоминание о былом: «Если
закрыть глаза, можно и сейчас вспомнить
до мельчайших подробностей – что стояло
в этой тесной, как пенал, комнатке…»Перед
нами проходит вся жизнь Ноны и ее
одноклассников: Фиры, Кирилла. Но все
эти истории даны во фрагментах: девятый
класс, десятый класс, через несколько
лет… Хронотоп представляет историю
страны, на фоне которой проживают свои
жизни герои рассказа.В
центре — образ музыкально чувствительной
Ноны, которая влюбляется в молодого
человека, своего одноклассника, с голосом
«светлого счастливого тембра»;
именно голос чарует героиню и сохраняется
в ее памяти навсегда. Это история, каких
много в мире, о том, как в молодости
человек бывает застенчив и не уверен в
себе, о том, как что-то упускает в юности,
а потом изменить уже не может.Через
весь текст красной нитью проходит тема
любви: она заявлена еще в описании
четырех тарелок саксонского фарфора,
висящих на стене в квартире учительницы
музыки. Сюжеты соответствуют событиям
из жизни героев: знакомство, прогулки,
милование и женитьба. Только это
нереализованный сюжет истории героини,
вернее, он воплотился в жизни каждого
персонажа, но с другими партнерами. Тема
любви связана именно с образом Кирилла,
никогда позже повествователь не сообщает
о том, что женились или выходили замуж
герои по любви.Характеризуя
состояние героини, Дина Рубина фиксирует
внимание на физических проявлениях ее
чувства: «Стоило ему оказаться поблизости,
с ней происходило нечто вроде припадка:
горло сжималось в спазме, в висках
стучали молотки, колени подгибались,
по спине бежали мурашки…»Автор
использует очень интересные средства
художественной выразительности: так,
описывая состояние Ноны после перехода
объекта ее чувств в другую школу, он
сообщает: «Она проболела от горя недели
три, потом несколько месяцев жила как
в погребе, задыхаясь без его голоса;
наконец стала выздоравливать от этой
запойной любви и в конце концов выжила,
обошлось…» Сравнение «жила как в
погребе» подчеркивает пустоту, которая
наполнила душу героини. А метафора
«задыхаясь без его голоса» дает понять
читателю, что именно голос возлюбленного
давал Ноне силы жить, был нужен, как
воздух. Яркий эпитет «запойная» любовь
указывает на силу чувства девушки.Рассказ
имеет название «Голос в метро», потому
что самые сильные чувства Нона испытывала
именно от голоса определенного тембра
—
это был «теплый мальчишеский голос»,
который уже в зрелом возрасте героиня
слышит именно в подземке.Завязка
— влюбленность в Кирилла, кульминация
— встреча в метро с компанией ребят,
развязка — воспоминание об учительнице
музыки и о далекой юности. Конфликт в
рассказе внутренний: это столкновение
чувства героини и ее нерешительности.Мы
знаем, кем стал Кирилл, с какими трудностями
столкнулся, чего достиг, но ничего не
сообщается о роде занятий самой Ноны в
ее взрослой жизни. Автор отмечает, что
у героини есть дочь, дача, машина, муж.
Но самое важное — это ее чувства, а не
сфера ее деятельности. Когда Нонна
находит в себе смелость рассказать о
сильных юношеских чувствах, менять
что-либо в жизнях героев уже поздно, но
Кирилл потрясен: «Боже
мой! Почему, почему ты не призналась!
Почему ты молчала?! Ведь все могло быть
иначе!» Для героини он навсегда остался
мечтой, поэтому так мучительно она
переживает новую встречу с двойником
Кирилла в метро: «И – горло ее сжалось,
в висках заколотился пульс, колени
ослабели…»В
тексте господствуют глаголы прошедшего
времени, то есть с самого начала читатель
понимает, что перед ним — воспоминания
о прошлом.Композиция
рассказа кольцевая: начинается и
заканчивается повествование упоминанием
учительницы музыки и фарфоровых тарелок.Идея
рассказа проста: сильное чувство
сопровождает человека всю жизнь, но
изменить ничего нельзя. Самое дорогое
остается в прошлом.
© Елена Исаева
Анализ рассказа Дины Рубиной «Голос в метро»
Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с…
-
Есть произведения, прелесть которых постигаешь только с возрастом и накоплением определенного опыта (читательского в том числе). К чис…
-
Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство. А. де Сент-Экзюпери … все взрослые когда-то были детьми, только мало…
-
Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с…
Испокон веков на Руси достаток в доме определялся количеством хлеба. Стены украшались мучными изделиями. Сушки, бублики и баранки были самыми популярными. В своем обзоре сегодня мы расскажем о том, как они появились, какие рецептуры использовали кулинары ранее и что предпочтительнее для современных пекарен. И, конечно, поговорим о необходимом оборудование для производства сдобы.
Сушки
Изначально сушка была изделием из теста, предназначенным для заготовки на зиму. Для ее приготовления использовали специально замешанное тесто не изменившееся по сей день. Если готовый продукт при нажатии разламывался на четыре части, значит ингредиенты были подобраны в правильной пропорции.
Профессионалы знают, чтобы сушки получились рассыпчатые и вкусные необходимо брать крутое, мало кислое тесто. Классический рецепт подразумевает содержание 20 процентов сахара. Соблюдение всех правил и норм замешивания позволяет значительно увеличить срок хранения изделий. Такая их особенность делала сушки незаменимыми не только для украшения жилища, но и долгих военных походов.
Современные пекарни производят следующие сорта сушек: постные, сладкие, с добавлением мака и фруктов, слоеные. Причем последние подают в качестве закуски к пиву.
Бублики
Бублик — это не просто традиционное русское мучное изделие. Его по праву можно назвать символом нашей культуры. Однако в отличие от сушек, бублики пришли к нам от евреев. О чем свидетельствуют многие исторические факты. Первое упоминание датируется 1616 годом и связано с победой польского народа над турками. Булочник из города Вена решил поздравить короля и преподнес ему в качестве подарка хлебное изделие в виде стремени. Символизировав таким образом увлечение правителя. Подарок понравился королю. С тех пор популярность бублика только росла, охватывая страны Европы и Америку, где до сих пор придерживаются классического рецепта, с использованием муки, воды и дрожжей.
Само слово «бублик» пришло к нам из украинского языка и переводится дословно как «пузырь». При этом оно укоренилось в нашем языке, поэтому и считается не заимствованным и даже встречается в литературных произведениях Золотого века. Современный бублик претерпел существенные изменения по сравнению со своим прародителем. Сегодня это единственное предварительно отвариваемое хлебное изделие. Такая подготовка дает дрожжевому тесту клейкость и мягкость. После опускания в кипяток или молоко бублики выкладывают на противень, смазывают смесью из взбитого с яичным желтком молока и выпекают в духовке до появления характерного румянца. Бублики готовы, когда при постукивании они издают глухой звук.
Российские пекарни производят огромное количество видов бубликов: с маком и корицей, изюмом и кунжутом. Даже встречаются бублики с луком. А сколько вариантов приготовления теста доступно пекарям: слоеное, сдобное, воздушное, жареное — и каждое отлично подходит для изготовления этого популярного продукта. Достаточно купить печи для мини-пекарни соответствующего функционала.
Баранки
Первые баранки (или «обваранки») появились в белорусском городе Сморгонь. Готовили их из обваренного теста, предварительного скрученного в жгуты. Название свое они получили за схожесть с бараньим рогом. Распространившись по всей России они долгое время конкурировали с украинскими бубликами.
Удивительно, но в Древней Руси слово «баранок» было мужского рода и использовалось в единственном числе. Человек, производящий данный вид хлеба назывался бараночник.
В современных магазинах можно встретить разнообразные их сорта — постные, яичные, с маком, сахаром или фруктами. При этом тесто берется обязательно влажное, диетическое (с минимальным содержанием сахара и без жиров), а значит подходит тем, кто следит за своей фигурой или нуждается в специальном питании.
Производство и оборудование
В царской России производством сушек, бубликов и баранок занимались специализированные пекарни при которых работал магазинчик, отделенный стеклянной витриной от цеха. Покупатель не только мог выбрать понравившийся сорт изделий, но и оценить его качество. Печи — необходимое оборудование для производства мелкой выпечки были очень схожи с современными. Да и рецепты брались в основном классические, исконно русские.
Изготовление бубликов всегда было делом прибыльным, поэтому для современных пекарен это отличный способ увеличить доход. Румяные, ароматные сушки, бублики и баранки присутствуют на столе практически у всех россиян. При этом высокая рентабельность обеспечивается без больших материальных расходов. Производственный процесс современной пекарни любого размера полностью автоматизирован. Он практически не нуждается в наблюдении и контроле. Однако стоит очень ответственно подходить к оснащению, выбирать только качественное оборудование для мини-кондитерской от производителей зарекомендовавших себя на мировом рынке. Базовый комплект включает в себя: мукопросеиватель, тестомес, тестоделитель, расстойный шкаф, пекарскаую печь.
Если Вы хотите открыть небольшую пекарню — не раздумывайте. Главное доверьте это профессионалам, чтобы они смогли просчитать все возможные риски. В первую очередь не обойтись без хорошего бизнес-плана., где будут учтены все нюансы. Далее — персонал. Стоит нанимать пекарей и кондитеров имеющих специальное образование. Помещение, купленное или арендованное для производства должно соответствовать всем санитарным нормам. И последнее — сбыт. Можно открыть магазин при пекарне, или найти покупателей среди владельцев крупных торговых сетей.
На сегодняшний день данное направление бизнеса имеет низкий уровень конкурентности. Соответственно он не только выгоден, но и относительно стабилен. Чтобы товар успешно продвигался на рынке, он должен быть вкусным и качественным. И не стоит забывать про разнообразие ассортимента.
Сушки, бублики и баранки добрались до современных магазинов пройдя путь ни в одно столетие. Они обрели новый облик, получили разные начинки. Они стали популярным продуктом не только в России, но и странах Европы, ближнего Зарубежья, Америки.
Если Вы хотите окунуться в пекарный бизнес, но не знаете с чего начать, обращайтесь в нашу компанию. Мы предлагаем широкий спектр услуг по его открытию и сопровождению. Также на нашем сайте вы найдете выгодные условия приобретения оборудование для пекарен в кредит.
высушивание, удаление жидкости (обычно влаги) из твёрдых, жидких и газообразных тел. При С. удаляется, как правило, влага, связанная с материалом физико-химически (адсорбционно и осмотически) и механически (влага макро и микрокапилляров); химически связанная влага не может быть удалена путём С. Цель С. — сохранение физико-химических свойств материалов, обеспечение во многих случаях сохранности материалов на продолжит. период, а также исключение перевозки балласта. В технике наиболее распространена С. влажных твёрдых материалов при их подготовке к переработке, использованию или хранению. С. этих материалов — процесс, сопровождающийся тепло и массообменом между сушильным агентом (воздух, топочные газы и др.) и влагой высушиваемого материала. Давление паров жидкости на поверхности твёрдого материала с повышением температуры возрастает и пары диффундируют в поток сушильного агента. Возникающий при этом градиент концентрации влаги в материале заставляет её перемещаться из глубинных слоев к поверхности со скоростью, зависящей от характера связи влаги с материалом. При естественной С. в отсутствие принудительного движения сушильного агента (свободное испарение) процесс идёт медленно; он ускоряется при обтекании высушиваемого материала потоком подогретого сушильного агента, то есть при искусственной С. Ниже рассматривается С. только искусственная с применением различного типа сушилок.
Выбор условий С. (температура, давление, скорость движения сушильного агента и др.) зависит от физико-химических свойств высушиваемого материала: склонности к сокращению в объёме (дерево), образованию плотной корки на поверхности (некоторые соли), повышению хрупкости, термостойкости (бумага) и др.
По способу подвода тепла сушилки бывают: конвективные (высушиваемый материал омывается потоком предварительно нагретого сушильного агента); контактные (непосредственный контакт высушиваемого материала с нагреваемой поверхностью); сублимационные (удаление влаги в замороженном состоянии под вакуумом); высокочастотные (удаление влаги под воздействием электрического поля высокой частоты); радиационные (высушивание под действием инфракрасного излучения).
Широкое промышленное применение получили конвективные сушилки различных конструкций (камерные, барабанные, пневматические, с кипящим слоем, распылительные и пр.). В основном варианте конвективной сушилки (рис. 1, а) сушильный агент, предварительно нагретый в калорифере до максимально допустимой температуры, движется в сушилке, непосредственно соприкасаясь с высушиваемым материалом (пищевыми продуктами, медицинскими препаратами, химическими соединениями и др.). 0тличительная особенность этого варианта — однократный нагрев и однократное использование сушильного агента.
При С. термически нестойких материалов (например, полиэтилена) сушильный агент только частично нагревается в основном калорифере и вводится в сушильную камеру при допустимой для высушиваемого материала температуре. Остальное необходимое для С. тепло агент получает в дополнительных калориферах, установленных в сушильной камере.
Для С. некоторых материалов (древесины, заформованных керамических изделий и пр.) часто применяются сушилки с возвратом (рециркуляцией) части отработанного воздуха (рис. 1, б). Этим достигается уменьшение перепадов температуры и влагосодержания воздуха на входе и выходе из сушилки и более равномерная сушка. Для С. огне и взрывоопасных материалов или при удалении из высушиваемого материала ценных продуктов (спирты, эфиры и пр.) применяются сушилки с замкнутой циркуляцией потока инертных газов или воздуха. В зависимости от назначения используются сушилки различных конструкций.
Барабанные — для С. мелкокусковых и сыпучих материалов (азотные удобрения, серный колчедан, хлорид калия, а также зерно, см. Зерновая сушилка) (рис. 2) — представляют собой цилиндр с внутренней насадкой для пересыпания и перемешивания материала с целью улучшения его контакта с сушильным агентом. Барабан устанавливается либо горизонтально, опираясь бандажами на опорные ролики, либо с небольшим наклоном (0,5—3°). Диаметр барабана может иметь 3500 мм, а длина его равна 3,5—7 диаметрам. Барабан медленно вращается (0,5—8 об/мин).
Пневматические — для С. зернистых материалов (угля, адипиновой кислоты и др.) потоком горячего сушильного агента (рис. 3) — представляют собой одну или несколько последовательно соединённых вертикальных труб. Высушиваемый материал перемещается по этим трубам потоком сушильного агента, скорость которого превышает скорость витания наиболее крупных кусков (обычно 10—40 м/сек). Вследствие кратковременности контакта (1—5 сек) эта сушилка пригодна для термически нестойких материалов даже при высокой температуре сушильного агента.
В сушилке с кипящим (псевдосжиженным) слоем достигается интенсивное перемешивание материала, ускоренный тепло и массообмен, благодаря чему сушильный агент можно использовать при повышенных температурах. Сочетая простоту устройства с высокой удельной производительностью и лёгкостью автоматизации, эти сушилки нашли широкое применение в химической промышленности, цветной металлургии (подробнее см. Кипящий слой и Кипящего слоя печь).
Распылительные — для С. жидких веществ повышенной вязкости (молоко, кровь, альбумин и др.), распыляемых в поток горячего сушильного агента (рис. 5). Благодаря большой удельной поверхности распыленного материала процесс испарения влаги происходит интенсивно, время С. мало (15—30 сек). При весьма быстрой С. температура поверхности частиц, даже при высокой температуре сушильного агента, близка к температуре адиабатического испарения чистой жидкости. Высушиваемый материал (в виде эмульсий, суспензий, растворов) распыляется механическими или пневматическими форсунками. Сушилки снабжаются аппаратами для улавливания уносимых частиц высушиваемого материала.
Ленточные — для сыпучих и волокнистых материалов (искусственные волокна и др. полимеров); высушиваемый материал движется по бесконечной ленте (или на нескольких последовательно расположенных лентах), натянутой между ведущим и ведомым барабанами (рис. 4). С. осуществляется горячим воздухом или топочными газами, движущимися вдоль лент или в перекрёстном токе.
Контактные (например, вальцовые) — для С. жидких и пастообразных материалов (ксантогенаты щелочных металлов и др.) под атмосферным давлением или вакуумом. Используются одно- или двухвальцовые сушилки; основной частью этих сушилок являются медленно вращающиеся (2—10 об/мин) вальцы, в которые через полую цапфу поступает греющий пар и от них отводится конденсат. Высушиваемый материал поступает на вальцы, налипает на их поверхности тонким слоем (1— 2 мм), высушивается и срезается ножом. На рис. 6 показаны одновальцовая и двухвальцовая вакуум-сушилки.
Сублимационные (см. Лиофилизация и Консервирование) — для С. пищевых продуктов и медицинских препаратов (антибиотиков, плазмы крови и др.) с сохранением основных биологических качеств материала. В этих сушилках влага удаляется в замороженном состоянии под вакуумом (остаточное давление 6,65—332,5 Н/м2 или 0,05—2,5 мм рт. ст.) при температуре около 0 °С.
В камере испаряется основная часть влаги (60—85% от общего содержания), остальная влага удаляется тепловой вакуум-сушкой (при температуре 30—45 °С). Теплота, необходимая для С., подводится к материалу от нагретых поверхностей или радиацией от нагретых экранов. При сублимационной С. отсутствует окислительное действие кислорода воздуха, не изменяются размеры продукта, что позволяет получать продукты высокого качества, приближающиеся по органолептическим показателям и содержанию витаминов, пахучих и других веществ к свежим.
Высокочастотные — главным образом для С. материалов, обладающих большим сопротивлением внутреннему перемещению влаги (карандаши, тонкие литейные формы). В этих сушилках токами ВЧ, создаваемыми специальными генераторами, высушиваемый материал прогревается по всей толщине, что ускоряет процесс С. Возможно регулирование температуры и влажности по всему объёму материала. Под действием высокочастотного электрического поля ионы и электроны в материале меняют направление движения синхронно с изменением знака заряда пластин конденсатора, дипольные молекулы приобретают вращательное движение, а неполярные молекулы поляризуются за счёт смещения их заряда. Эти процессы, сопровождаемые внутренним трением, приводят к тепловыделению и нагреванию высушиваемого материала. С. применима для пластмасс, резиновых изделий и др. материалов, обладающих диэлектрическими свойствами.
С. твёрдых материалов широко применяют в химической, пищевой, бумажной, деревоотделочной, строительных материалов, кожевенной, текстильной и других отраслях промышленности. В литейном производстве С. используется для упрочнения литейных форм и стержней и придания им необходимых физико-механических свойств, а также удаления избытка влаги из красок и натирок, наносимых на их поверхность. С. жидкостей производят осушающими веществами, не взаимодействующими с осушаемыми жидкостями (фосфорный ангидрид, концентрированная серная кислота, безводный хлорид кальция и др.), связывающими воду.
С. газов (воздуха, топочных газов) производят преимущественно абсорбционным и адсорбционным методами. Абсорбционный способ (см. Абсорбция) основан на поглощении (растворении) влаги из газов жидкими растворителями (абсорбентами), химически не взаимодействующими с высушиваемым газом. Абсорбентами служат главным образом растворы диэтиленгликоля, триэтиленгликоля, глицерина, хлорида кальция, едких щелочей и др. (применение хлорида кальция ограничено вследствие коррозионного воздействия на аппаратуру). Технологические схемы С. газов абсорбционным способом включают Абсорберы, десорберы, а также разнообразные теплообменные аппараты и насосы для перекачки растворов.
Адсорбционные способы (см. Адсорбция) основаны на поглощении влаги из газов твёрдыми веществами с высокой пористостью — адсорбентами: бокситами, алюмогелем, силикагелем, искусственными цеолитами (молекулярные сита). Эти адсорбенты легко регенерируются и поглощают практически от 3 до 12% влаги (по массе). Адсорбционные установки для С. газов включают заполненные сорбентом адсорберы и теплообменную аппаратуру (подогреватели и холодильники). Десорбция влаги (регенерация) производится путём продувки слоя насыщенного адсорбента потоком горячего газа или перегретого водяного пара.
Применяют также способы С. газов, основанные на конденсации или вымораживании влаги при понижении температуры; они осуществляются в попеременно работающих теплообменниках, где газ охлаждается водой или низкотемпературным хладоагентом (в последнем случае содержащаяся в газах влага выпадает в виде снега или инея). На С. газов путём охлаждения благоприятно влияет повышение давления.
Для С. газов иногда используют их контакт с твёрдыми гигроскопическими веществами (в частности, едким кали или едким натром); высушиваемые газы пропускают через аппараты, заполненные поглотителем. С. газов часто предшествует их фракционированию методами ректификации или парциальной конденсации (см. Газов разделение), транспортировке горючих газов по трубопроводам и др.
Лит.: Лыков М. В., Сушка в химической промышленности, М., 1970: Кришер О., Научные основы техники сушки, пер. с нем., М., 1961; Лыков А. В., Теория сушки, 2 изд., М., 1968; Романков П. Г., Рашковская Н. Б., Сушка во взвешенном состоянии, 2 изд., Л., 1968: Касаткин А. Г., Основные процессы и аппараты химической технологии, 9 изд., М., 1973; Герш С. Я., Глубокое охлаждение, 3 изд.. ч. 1—2, М.— Л., 1957— 1960; Гуйго Э. И., Журавская Н. К., Каухчешвили Э. И., Сублимационная сушка в пищевой промышленности, 2 изд., М., 1972.
В. Л. Пебалк.
Рис. 1. Схема конвективных сушилок: а — основной вариант; б — с рециркуляцией части отработанного воздуха; А — сушильный агент; П — греющий пар; М — высушиваемый материал; 1 — вентилятор; 2 — калорифер; 3 — сушильная камера.
Рис. 2. Барабанная сушилка прямого действия: 1 — циклон; 2 — вентилятор; 3 — разгрузочная камера; 4 — шнек; 5 — бандажи; 6 — опорные ролики; 7 — привод; 8 — зубчатый венец; 9 — винтовые лопасти; 10 — внутренняя насадка; 11 — барабан; 12 — питатель.
Рис. 3. Пневматическая сушилка: 1 — бункер; 2 — питатель; 3 — труба; 4 — вентилятор; 5 — калорифер; 6 — сборник-амортизатор; 7 — циклон; 8 — разгрузочное устройство; 9 — фильтр.
Рис. 4. Ленточная сушилка: 1 — камера сушки; 2 — бесконечная лента; 3 — ведущие барабаны; 4 — ведомые барабаны; 5 — калорифер; 6 — питатель; 7 — опорные ролики.
Рис. 5. Распылительная сушилка: 1 — камера сушки; 2 — форсунка; 3 — шнек для выгрузки высушенного материала; 4 — циклон; 5 — рукавный фильтр; 6 — вентилятор; 7 — калорифер.
Рис. 6. Вакуум-сушилки: а — одновальцовая; б — двухвальцовая; 1 — полый барабан (валец); 2 — корпус; 3 — корыто; 4 — распределительный валик; 5 — нож; 6 — шнек; 7 — приёмный колпак; 8 — сборник; 9 — вальцы; 10 — наклонные стенки.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.