Рассказ о сурикове для детей 3 класс

Иван захарович суриков талантливый поэт-самоучка, который был ярким представителем крестьянского направления в литературе. многие его произведения превратились в народные

Иван Захарович Суриков – талантливый поэт-самоучка, который был ярким представителем «крестьянского» направления в литературе. Многие его произведения превратились в народные песни: «Сиротой я росла», «В степи», «Рябина» и т. д. На слова поэта писали музыку такие известные композиторы, как Чайковский, Даргомыжский, Римский-Корсаков и Бородин. В этой статье вам будет представлена краткая биография Сурикова Ивана Захаровича. Итак, приступим.

биография ивана захаровича сурикова

Детство

Иван Суриков родился в деревне Новосёлово (Ярославская губерния) в 1841 году. Отец мальчика жил в Москве. Туда он уехал на заработки, ещё будучи молодым. Сначала пришлось побыть подручным, а потом послужить приказчиком на рынке. В итоге отец Ивана открыл свою овощную лавку. Захар Суриков лишь изредка приезжал в деревню, чтобы навестить родных.

Переезд в Москву

До девяти лет болезненный, слабый и тихий Иван прожил в деревне. Её спокойный, мирный, простой уклад и красота окрестностей произвели на будущего поэта неизгладимое впечатление. Спустя годы читатели смогут наблюдать в творчестве Сурикова деревенские мотивы. Но это потом… В 1849 году Иван с мамой переехал в Москву к отцу. Мегаполис с его удушливым воздухом, отсутствием простора, грязью и шумом отрицательно подействовал на мальчика. Он ещё больше замкнулся в себе. На десятом году жизни родители отдали Ивана на обучение сёстрам Финогеновым из купеческого рода. Они научили будущего поэта церковной и гражданской азбуке, письму, чтению, религии и т. д. Едва освоив грамоту, маленький Суриков стал жадно «поглощать» книги. Причём он читал всё, что попадалось под руку. Это были и романы, и путешествия, и сказки, и жития святых и т. д.

 краткая биография сурикова ивана захаровича

Знакомство с поэзией

Вскоре биография Ивана Захаровича Сурикова пополнилась знаковым событием – мальчик впервые прочитал стихи. Это были басни Дмитриева, песни Цыганкова и ряд романов Мерзлякова. После прочтения данных произведений мальчик почувствовал едва различимое влечение к поэзии. Так как Иван обучался «на старинный лад», он не читал стихи, а распевал их. Этот «натуральный» способ Суриков использовал в будущем для проверки размера своих творений. И оставил он его только тогда, когда познакомился с теорией стихосложения. Живший по соседству чиновник Ксенофонт Добротворский ещё больше пристрастил мальчика к чтению. Он регулярно давал ему книги из своей библиотеки.

Первая работа и первый стих

Как только Иван Захарович Суриков, краткая биография которого известна всем любителям отечественной поэзии, достиг подросткового возраста, отец посадил юношу за прилавок. Его совершенно не интересовали увлечения мальчика. Но Иван не бросил чтения и продолжал заниматься им украдкой. Вскоре влечение юноши к поэзии выразилось конкретным произведением. Мальчик написал первый стих, на который его вдохновил произошедший в их доме пожар. Добротворский похвалил Сурикова и посоветовал ему продолжать. Вдохновлённый словами своего наставника, Иван сочинил несколько пьес в форме песентябрь.

 иван захарович суриков краткая биография

Критика

К 1857 году Иван Захарович Суриков, краткая биография которого представлена в этой статье, написал целую тетрадь стихотворений. Мальчику едва минуло 16 лет. По совету друзей, он отнёс свои творения двум русским поэтам. Один из них принял тёплое участие и дал полезные советы. От второго же пришёл настолько неблагоприятный отзыв, что Иван впал в уныние. Тем не менее, юный поэт не забросил стихосложение, а лишь стал работать усерднее. Суриков совершенствовал звучность, плавность и форму своих произведений. И это дало свои результаты: в стихах появилась художественность и простота образов.

Разорение отца

Вскоре отец мальчика решил заняться расширением торгового дела. Биография Ивана Захаровича Сурикова гласит, что жизнь его с этого момента сделала новый виток. Несмотря на новую загруженность (отчётность и работу за прилавком), юный поэт смог выкраивать время на своё любимое занятие. Желая быстро разбогатеть, отец Ивана стал играть на скачках. Это привело к серьёзным убыткам. Захар запил, лишь усугубив положение. В итоге разорились обе его лавочки. Отцу мальчика пришлось уехать в деревню, а сам юный поэт устроился подручным к брату Захара.

суриков иван захарович биография для детей

Работа у дяди

Биография Сурикова Ивана Захаровича описывает этот период его жизни как довольно тяжёлый. Капризный и придирчивый дядя ещё больше загружал юного поэта работой. Ивану приходилось не только обслуживать покупателей, но ещё и развозить товары по заказчикам, а также подметать лавку. Свободного времени на любимое чтение и стихосложение почти не оставалось. Жизнь у дяди становилась просто невыносимой. В итоге Суриков продал всё имеющееся имущество и снял на Тверской маленькое помещение. Также он вместе с мамой занялся покупкой и продажей старого лома. Дело пошло особенно бойко, когда Иван, помимо железа, стал торговать каменным и древесным углём.

Обретение независимости

Став самостоятельным, поэт смог вернуться к своему любимому занятию. С начала 60-х биография Ивана Захаровича Сурикова пополнилась рядом важных событий. Одним из них стало знакомство с поэтом Плещеевым. Последний разглядел в молодом человеке талант и смотивировал его к дальнейшему самообразованию и творчеству. Несколько наиболее удачных стихов Плещеев отправил редактору журнала «Развлечения» Миллеру. Первое из них было опубликовано в 1863 году. Окрылённый успехом, Иван стал ещё строже относиться к созданию своих произведений. Плещеев помог ему в совершенствовании стиха и формы. Но вскоре в жизни молодого поэта настал кризис.

биография ивана захаровича сурикова для детей

Трудный этап

Иван Захарович Суриков (краткая биография, для детей предназначенная, также подробно описывает этот период) потерял мать, а из деревни вернулся его отец. Он поселился у сына и вёл нетрезвый образ жизни. Потом Захар женился на раскольнице – сварливой женщине с тяжёлым характером. Иван не мог её терпеть и покинул дом. Для молодого поэта началась жизнь, полная скитаний, лишений и постоянных поисков работы. Суриков перепробовал несколько профессий: ученик в типографии, переписчик, подручный…

Новые публикации

Когда мачеха ушла, обобрав до нитки Захара, Иван вновь поселился у отца и занялся торговлей. Не забывал он и про перо. «Развлечения», «Иллюстрированная газета», «Воскресный досуг» — вот те издания, в которых публиковался Суриков Иван Захарович (биография для детей будет весьма интересной, если зачитать им хотя бы несколько отрывков из стихотворений, напечатанных в этих журналах). Талант и известность поэта росли в геометрической прогрессии. В 1871 году вышло первое собрание его сочинений, включающее 54 пьесы.

иван захарович суриков краткая биография для детей

Кружок поэтов-самоучек

На этом краткая биография Сурикова Ивана Захаровича подходит к концу. Осталось раскрыть ещё пару важных моментов. Ивану всегда импонировали такие же самоучки, как он сам. Поэтому Суриков решил организовать соответствующий кружок, в который вошли Радиенов, Григорьев, Раззоренов, Дерунов, Кондратьев, Тарусин и др. Вместе они выпустили в 1872 году альманах «Рассвет». А в 1875-м увидело свет 2-е издание сборника стихов поэта. Об этом нам говорит любая биография Ивана Захаровича Сурикова. Для детей он, кстати, писал замечательные стихотворения. На середину 70-х пришёлся пик поэтической карьеры героя нашего повествования.

Последние годы

Это была вся биография Ивана Захаровича Сурикова. В последние годы жизни поэт оказался в тяжёлых условиях. Денег постоянно не хватало. Это подорвало его силы и здоровье. Серьёзно болеть Суриков начал с 1879 года. У поэта развивалась чахотка. 3-е издание его произведений принесло некоторые средства, и Иван Захарович поехал на них лечиться в Самарские степи. С этой же целью он прожил некоторое время в Крыму. Но лечение не помогло, чахотка прогрессировала. В апреле 1880 году поэт умер и был похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

биография сурикова ивана захаровича

В 1910 году несколько российских литературных сообществ отпраздновали 30-летие со дня кончины Сурикова. По этому случаю на могиле поэта установили памятник.

Краткая биография Ивана Сурикова

Говоря о русских поэтах, талантливых выходцах из народа, нельзя не вспомнить о ярком представителе «крестьянского» творчества — Иване Захаровиче Сурикове (1841-1880). Его стихи переросли в народные песни («Рябина», «Сиротой я росла», «В степи»), а на его слова была положена музыка многих известных русских композиторов.
Иван Суриков родился в глубинке, в деревушке Новоселово Ярославской губернии, 25 марта 1841 года по старому стилю. Его отец был приказчиком в Москве, а в дальнейшем стал владельцем собственной лавки. Ранние годы будущего поэт прошли на фоне деревенской жизни и оставили в его душе исключительно теплый след.
В возрасте 8 лет маленький Суриков и его мать уехали в Москву, присоединившись к отцу. Здесь Иван начал изучение грамоты. Его учителями стали две женщины в почтенных годах, происходящих из разорившегося купеческого рода. Так мальчик приобщился к стихам И. Дмитриева, А. Мерзлякова и других поэтов-песенников, а так же познакомился с житием святых. Именно это и повлияло на дальнейшую судьбу Сурикова, плотно связав между собой богословие, народные мотивы и побудив будущего автора к собственному творчеству, которое в дальнейшем составит классику российской поэзии.
Но отец будущего поэта был против этого занятия, и дождавшись, когда мальчик подрастет, сделал его своим помощником. Улучив свободную минутку Суриков, продолжал увлеченно читать литературные произведения и уже ближе ко второй половине пятидесятых годов совершал первые, робкие шаги в сочинительстве.
Однако увидеть их широкой аудитории так и не пришлось – стихи были уничтожены начинающим поэтом. Однако, увлечения он не оставил – спустя небольшое количество времени были созданы новые пьесы и стихи.
Большой удачей в судьбе автора оказалось его знакомство с известным в молодежной среде писателем А. Плещеевым, впечатленным талантом юноши. Будучи авторитетным критиком и уважаемым литератором он помог Сурикову впервые выпустить стихи в свет. Они были опубликованы в журнале «Развлечение».
Несмотря на первый успех, Суриков не стал жертвой славы, напротив: он стал предъявлять более высокие требования к своему творчеству, неустанно совершенствуя слог, форму и уделяя все больше времени стихотворчеству. Это даже повлекло за собой уход из лавки отца и стало началом самостоятельной жизни. Поэту приходилось работать переписчиком бумаг, наборщиком в типографии, и даже попробовать себя в промышленной торговле – продавать уголь и железо. В результате, жизненная дорога снова привела его в отцовскую лавку, и Суриков вернулся к хорошо знакомому семейному делу.
Но мытарства никак не охладили страсти автора к поэзии: он продолжал творить. Его произведения публиковали такие известные издания как «Вестник Европы», «Дело», а в 1871 году был выпущен первое собрание стихов Ивана Сурикова. Далее последовали еще два поэтических сборника, 1875 и 1877 годов. Так же 1875 год отметило еще одно яркое событие – членство автора в «Обществе любителей российской словесности».
Всю свою непростую жизнь, пропитанную трудностями, лишениями и невзгодами, Суриков воплощает в своей поэзии, наполняя ее светлой грустью, теплыми воспоминаниями и неповторимой мелодикой, сплетая с народными мотивами и тем самым придавая ей необходимую простоту. В своих произведениях поэт отражает те темы, которые глубоко волнуют его сердце, и которые он хорошо знает – красота природы, быт и изнуряющий труд крестьян и городских жителей, живущих в бедности. Своим творчеством Суриков перекликается с Николаем Некрасовым, Алексеем Кольцовым, Иваном Никитиным.
Яркое отображение нелегкой жизни простого люда можно увидеть в таких стихах как «Работники», «По дороге», «В могиле», «Трудящемуся брату» и других. А красота русских пейзажей воспета в произведениях: «На берегу», «Зима», «В воздухе смолкает», «Осенью» и многих других.
Историческая линия так же нередко прослеживается в творчестве Сурикова, тесно сплетаясь с народным фольклором. Поэт создает былины на легендарные сюжеты: «Садко», «Малороссийская песня», а поэмы «Казнь Стеньки Разина», «Канут Великий», «Василько» отсылают читателя к событиям истории русской земли.
В результате выхода поэтических сборников Суриков обрел заслуженную известность и всеобщее признание. Более того, расширение круга знакомств в литературной среде привело к созданию кружка поэтов-выходцев из народа, в центре которого и оказался автор. Затем объединение переросло в «Суриковский литературно-музыкальный кружок», а Иван Суриков выступил инициатором выпуска в печать сборника стихов «Рассвет» (1872), ставшего результатом коллективного творчества.
К сожалению, тернистый жизненный путь, наполненный передрягами и полуголодными годами, оставил глубокий отпечаток на здоровье поэта: в 1878-1879 годах у Ивана Захаровича развился туберкулез. Даже прохождение лечения в курортных здравницах не давали облегчения, и болезнь все больше и больше прогрессировала, отнимая у поэта жизненные силы. До последних дней рядом с ним была его супруга М. Ермакова, они прожили счастливую семейную жизнь, обвенчавшись еще в 1860 году.
24 апреля (по старому стилю) 1880 года в возрасте 39 лет Иван Суриков скончался. Могила одного из самых близких к народу русских поэтов находится в Москве, на Пятницком кладбище.

Суриков Иван Захарович (1841-1880) – русский одарённый поэт-самоучка, вышедший из народных масс, яркий представитель литературного «крестьянского» направления. Ко многим его стихам были сложены песни, которые стали народными: «Сиротой я росла…», «В степи», «Рябина». Музыку на его стихи писали такие великие композиторы, как П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков.

Детские годы

Иван появился на свет 6 апреля 1841 года в деревне Новосёлово, которая находилась в Юхтинской области Угличского уезда Ярославской губернии.

Его родители – оброчные крепостные крестьяне у графа Шереметьева, то есть они платили помещику определённую величину оброка с каждой души, но не были привязаны к работам в его владениях. Поэтому отец, Захар Андреевич Суриков, подался в Москву на заработки. Там он пребывал на побегушках, а позднее получил назначение на должность приказчика по «овощной части». Проработав на этом месте некоторое время, Захар Суриков смог открыть свою собственную овощную лавочку на Ордынке. Вот только жену с сыном, которые остались в деревне, он навещал редко.

Ранние годы будущего поэта прошли на деревенских просторах. Он рос болезненным мальчиком, скромным и тихим, но был постоянно окружён заботой матери и бабушки, поэтому о детстве, проведённом в деревне, у него сохранились самые приятные и светлые воспоминания. Природная красота, простой и мирный деревенский уклад оставили неизгладимый отпечаток в душе Ивана Сурикова, эти мотивы потом часто встречались в его поэтическом творчестве.

В 1849 году будущий поэт с матерью переехали в Москву. Жизнь в большом городе показалась Ивану слишком шумной, отравляла своим удушливым воздухом, поэтому произвела на ребёнка негативное впечатление. Здесь совсем не чувствовалось простора для души, мальчик замкнулся в себе, стал ещё тише и запуганнее.

Обучение

Ваня стал помогать отцу в лавке, а когда ему было 10 лет, его послали учиться грамоте к двум пожилых дамам из древнего рода купцов – сёстрам Финогеновым.

Обе они были богомолками, но старшая отличалась большей религиозностью, поэтому учила мальчика житию святых по церковно-учительным сборникам «Прологам» и по книге Димитрия Ростовского «Четьи Минеи». Иван послушно изучил поучение отцов Православной церкви, духовные повести, рассказы и лирику, в которых прославлялась жизнь родоначальников монашества. Книги настолько повлияли на психику юного Сурикова, что у него стали появляться мысли про иноческий подвиг и «тихую матерь-пустыню».

Младшая сестра Финогенова учила мальчика лирике русских поэтов-песенников:

  • И. И. Дмитриев «Стонет сизый голубочек»;
  • А. Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя», «Чернобровый, черноглазый»;
  • Н. Г. Цыганов «Не кукуй, кукушечка, во сыром бору», «Что ты рано травушка».

Мальчик обучился письму и чтению, гражданской и церковной азбуке. В его восприятии мира народное устное творчество переплелось с церковными мотивами, что вылилось в итоге в неудержимую страсть к поэтическому творчеству. Иван учился по старинке («нараспев»), получалось, что стихи он не читает, а поёт. Такая привычка сохранилась у него надолго и пригодилась в начале творческого пути, когда свои написанные стихи он проверял с помощью пения.

Страсть к поэзии

Увлечение поэзией вызвало негодование отца, которому нужен был помощник в лавке: «Тебе, сын, попом и писарем не быть, наше другое дело – торговое. А купцам лишняя книжность дохода не приносит». Юный Иван слушал отцовы речи, а в свободные от лавочных дел минуты зачитывался произведениями А. С. Пушкина, А. А. Майкова, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. А. Фета. Мальчик не только жадно заучивал их стихи, но и пробовал писать свои. К сожалению, его ранняя лирика не сохранилась, поэт уничтожил свои первые произведения.

В одном доме с Суриковыми проживал невысокого ранга чиновник Ксенофонт Добротворский. Этот отставной семинарист на первый взгляд казался неудачником и хмурым пессимистом, но на самом деле был добрейшей души человек. У него имелось много книг, и Иван Суриков потихоньку перечитал всю библиотеку Добротворского.

Однажды в доме, где проживал Иван, случился пожар. Впечатлённый этим событием, он написал стихотворение и дал прочитать его Добротворскому. Тот сказал молодому поэту: «Дерзайте, юноша!» Эти слова невероятно окрылили Сурикова, и он написал несколько пьес.

Иван Суриков

Нелёгкий творческий путь

В 1857 году у Ивана собралась уже целая тетрадка собственных сочинений. Друзья посоветовали ему показать стихи кому-то из известных поэтов. Сурикову удалось получить рекомендательное письмо от профессора К. Ф. Рулье, с которым он отправился к двум русским поэтам. Один из них отозвался о творчестве Ивана положительно, обратил внимание на недостатки, дал дельные советы, как не ошибаться в будущем. Но второй лирик отнёсся к стихам Ивана жёстко и недоброжелательно, дал безжалостную характеристику. На формировании молодого таланта это конечно отразилось, но не сломило. Иван продолжил заниматься поэзией, но теперь уже с учётом ошибок, обрабатывал формы стиха, работал над звучностью, старался придать своей лирике плавность и краткость.

В конце 1850-х годов отец уже имел две лавки – большую и малую, дела его шли весьма успешно. Однако поплывшие в руки деньги он стал проигрывать на скачках, что привело к разорению. Отец стал пить, закрыли одну лавку, потом вторую. Чтобы забыться, Захар Суриков принял решение на время уехать в деревню, а жена и сын остались с его старшим братом.

Иван в дядиной овощной лавке трудился младшим приказчиком. Но жить с ним оказалось ещё хуже, чем с отцом. Дядька был капризным и придирчивым, постоянно попрекал куском хлеба, унижал, оскорблял, держал в нужде. На поэзию у молодого Сурикова совсем не оставалось времени, было слишком много работы в лавке: он и порядок наводил, и обслуживал покупателей, и развозил на тачке товар. Когда совсем стало невыносимо, Иван распродал нехитрые пожитки и, накопив немного денег, купил на Тверской небольшое помещение. С мамой они занялись скупкой и продажей всякой всячины – железо, каменный и древесный уголь, тряпьё, лом, медь. Торговля у них получалась бойкой.

Иван стал самостоятельным, в 1860 году женился не девушке-сироте Ермаковой, она оказалась верной помощницей в торговых делах, что позволило Сурикову вернуться к любимому поэтическому занятию. Тем более, что к этому времени приехал из деревни отец и принялся помогать жене, сыну и невестке в привычной для себя торговле.

В начале 1860-х годов он познакомился с поэтом Н. А. Плющеевым, которому показал свои стихи. Опытный лирик отнёсся к молодому дарованию с проникновением, увидел в нём задатки настоящего таланта, предложил помощь и сотрудничество. Плющеев отобрал понравившиеся стихи Сурикова и отдал их редактору литературного издания «Развлечения» Ф. Б. Миллеру. В 1863 году опубликовали первый стих Ивана.

Творческая и материальная жизнь поэта стала налаживаться, но счастье было недолгим. Случилось горе: умерла мама Ивана. Отец снова стал пить, а вскоре женился на раскольнице. У новой отцовой супруги оказался такой невыносимо тяжёлый характер, что Иван с женой ушли на казённую квартиру. Для поэта началась пора нужды, скитаний, страданий, лишений, которые сопровождались постоянными поисками хоть какой-нибудь работы.

Иван перебивался случайными заработками: работал в типографии учеником и наборщиком, переписывал бумаги. Вскоре он очень сильно заболел и слёг, а, когда поправился от болезни, в типографии его место уже было занято. Не оставалось ничего, кроме как попроситься в лавку к дяде. Положение Сурикова было настолько ужасным, что порой у него возникали мысли о самоубийстве.

В скором времени вторая жена отца, оказавшаяся не только сварливой, но и чересчур ушлой, обобрала старшего Сурикова до нитки и ушла. Иван со своей женой вернулись к отцу и снова потихоньку начали возрождать торговое дело. Постепенно дела стали налаживаться, и поэт вновь принялся за сочинительство.

Признание

В конце 1860-х годов Иван Захарович познакомился с писателями Ф. Д. Нефёдовым и А. И. Левитовым. Они способствовали продвижению его стихов в периодику. Так он стал печататься в изданиях:

  • «Дело»;
  • «Семья и школа»;
  • «Воспитание и обучение»;
  • «Иллюстрированная газета»;
  • «Воскресный досуг»;
  • «Отечественные записки».

И, наконец, в 1871 году вышел первый поэтический сборник Сурикова, в который вошли 54 его пьесы.

Иван Суриков

Поэт-самоучка Иван Захарович прошёл сложный творческий путь, поэтому к тем самородкам, которые вышли из народа и гнулись под тяжестью невыносимых жизненных условий, он относился с особенной искренностью, теплотой и сочувствием. Он предпринимал всяческие попытки, чтобы поддержать их. Суриков призвал таких поэтов объединиться и выпустить общий сборник. Многие авторы откликнулись на такой призыв и даже организовали кружок. А в 1872 году они выпустили альманах «Рассвет».

Это были лучшие творческие годы поэта Сурикова. Одно за другим печатались его произведения (былины, сказания и поэмы):

  • «Богатырская жена»;
  • «Казнь Стеньки Разина»;
  • «Правеж»;
  • «Канут Великий»;
  • «Садко»;
  • «Василько»;
  • «Удалой».

В своих произведениях он изображал жизненные события, которые пришлось пережить самому (лишения, горести, страдания), но они очень тонко переплетались с судьбами десятков тысяч людей.

Прекрасно поддавались Сурикову картины природы, очень чутко он описывал красоту России в своих стихах:

  • «На берегу»;
  • «На могиле матери»;
  • «На чужбине»;
  • «Помнишь, были годы»;
  • «На дороге»;
  • «От деревьев тени»;
  • «На одре»;
  • «Сон и пробужденье»;
  • «В воздухе смолкает»;
  • «Ночью»;
  • «Весной».

В 1875 году были изданы ещё два сборника стихов Сурикова, их очень быстро раскупили. На поэта обратили внимание критики, быть может, не всегда их комментарии были лестными, тем не менее талант Ивана Захаровича был признан. Его избрали в московское «Общество любителей русской словесности».

Иван Суриков

Болезнь и смерть

В 1876 году поэт тяжело заболел, быстро стала развиваться у него чахотка. В следующем 1877 году на деньги, вырученные от третьего изданного сборника, по совету врачей, он уехал в Самарские степи лечиться кумысом.

В 1879 году поэт переехал на лечение в Крым, однако было уже слишком поздно, болезнь прогрессировала, и ничего не смогло её остановить. 6 мая 1880 года он скончался в Москве, похоронен на Пятницком кладбище.

А спустя век его стихотворение было включено в хрестоматию по литературе, и каждый советский (а теперь российский) школьник в третьем классе обязательно учил наизусть строки: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

Цель: учиться выразительно читать. Обогащать словарный запас.

1. Речевая разминка: (Приложение 1)

Текст “Плотник”. Работа в паре. Один ученик – учитель. Другой ученик. Ученик
читает вслух 1-ый абзац, а учитель внимательно слушает, не перебивает. Затем в
вежливой форме указывает на количество ошибок и отмечает в маршрутном листе.
Затем дети меняются ролями. Только второй ученик читает 2-ой абзац.

– не забудьте отметить в маршрутном листе. (Приложение
2)

2. Проверка домашнего задания:

Вы учили наизусть стихотворение Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. Проверка друг
друга в парах по маршрутному листу. (Приложение 2)

3. Постановка цели:

Чтобы узнать, какое произведение мы будем читать, отгадайте загадки в
маршрутном листе. Задание 3. (Приложение 2)

1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (Снег.)

3. Что можно увидеть с
закрытыми глазами? (Сновидение.)


4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (Вьюга.)

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимает.
Весна придет –
Он сам уйдет. (Сугроб.)

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)
Откройте учебники на странице 72, узнайте и на свободной строке запишите имя
отчество поэта.

Рассказ о поэте:

Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье
крестьянина. Отец был крепостным, жил в Москве, где у него была небольшая лавка.
Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в
торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке
отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал
складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над
юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который
оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое
положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина,
степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал П.И Чайковский. Не в
силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать
железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему
было только 39 лет.

4. Работа по теме:

– Вы любите зимние забавы? Какие?

Я рассказала вам о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока жива была
его мама, ему жилось очень хорошо. И детство свое он считает счастливым.

Словарная работа: В маршрутном листе.
(Приложение 2)

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в
форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной
ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Ветхий – дряхлый, пришедший в негодность от долгого
употребления.

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – САМИ ИЗ СЛОВАРЯ УЧЕБНИКА

Омрачали – сделать мрачным, темным

Смежить – сомкнуть, закрыть

Я читаю стихотворение, а вы следите и думаете, что вспоминает автор из своего
детства.


Прочитайте 1-ую часть поочереди друг другу.

Учитель. Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

Ученик. Я себе представил катание детей на санках.

Учитель. А где происходило событие?

Ученик. В деревне.

Ученик. От своего, автор употребляет слова “я”, “моя”, “мой”.

Учитель. Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка
первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами повторы
не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой
же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на
то, что было очень важно и памятно в его жизни…
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет
рассказывать дальше.

Учитель. И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

Учитель. А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок – хлоп!”?

Ученик. Это значит, что мальчик упал неожиданно. Он ударился и,
наверное, ушибся.

Учитель. А как себя чувствовал мальчик, можете вычитать?

Ученица. Плохо. Ему было холодно:

“Все лицо и руки
Залепил мне снег…”

Ученик. И больно ему было.

Учитель. А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Ученица.

“Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”

Учитель. А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с
горы и падать в сугроб?

Дети. – Да!
– И очень часто!

Учитель. И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда
больше не катались с горы?

Ученик. Мне очень часто приходилось падать в снег. Конечно, это
неприятно, но все равно я люблю кататься с горы. Это же веселое занятие,
несмотря ни на что.

Учитель. А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным
чувством или с огорчением?

Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в
прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я
по себе знаю.

Учитель. Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был
счастлив?

Дети. Да, конечно!

– Ответьте на вопрос в маршрутном листе. (Приложение
2)


Прочитайте 2-ую часть по-очереди друг другу.

Учитель. А теперь прочитайте про себя следующие пять четверостиший и
попробуйте представить себе еще одну картинку, которая всплыла в памяти автора.

(Ребята читают самостоятельно 2-ю часть стихотворения.)

Учитель. А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?

Ученик. О сказках.

Учитель. А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?

Ученик. Я догадался: это сказка “Иван-царевич и серый волк”.

Учитель. А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в
тексте.

Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него
замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка
была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к
старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

Учитель. А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было
страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным
чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого,
сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал
мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор
говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в
тексте.

Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала
сказки тихо.
– А еще очень складно…
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь
бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в
ручейке, и я догадался.

Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет
именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

Дети. – О плавной и красивой…
– О тихой и приятной…
– О правильной, ровной, связной.

Учитель. Ну, что же, молодцы, ребята. Вы очень наблюдательны. И
возможно, правы.

Учитель. Вот видите: все стихотворение – сплошные страсти. А мы
продолжаем утверждать, что мальчик счастлив. А он стольких страхов натерпелся!

Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что
побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем,
что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

“И начну у бабки
Сказки я просить…”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых
заключена главная мысль. Запишите.

(Ученики читают последнее четверостишие.)

Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не
омрачали ни горе, ни беда.

Учитель. А как надо эти слова понимать?

Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже
по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила
ему сказки.

Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать
заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из
маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой
маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень
тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие
воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они
проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя
счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

5. Подведение итогов:

– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе.
(Приложение 2)

Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок.

  • Рассказ о сундуке детям
  • Рассказ о судьбе ломоносова 5 класс
  • Рассказ о судьбе тамары в поэме демон
  • Рассказ о сулакском каньоне
  • Рассказ о ступенях развития общества