Рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов 7 класс

Автор na5club на чтение 7 мин. опубликовано 26.03.2020 в период средневековья главенствующую роль играла церковь, а интересы личности отходили на

На чтение 7 мин. Опубликовано

В период средневековья главенствующую роль играла церковь, а интересы личности отходили на второй план. Именно в это время появляются многие философы и мыслители, которые пытались пересмотреть существующие нормы действительности, обратив внимание на человека и его внутренний мир. Великие гуманисты Европы заложили основу эпохи Возрождения, что и стало новым этапом в развитии человечества.

Развитие гуманизма

Под гуманизмом принято понимать обширное определение с целой системой взглядов и ценностей, в центре окружающей действительности которой находится человек и его внутренний мир. Основным объектом исследований являются чувства, тогда как божественность отходит на второй план. Именно в эпоху Возрождения в Европе начинают формироваться гуманистические взгляды, это время развития науки и появления первых демократических законов.

Казни в Европе

Считается, что первым о гуманизме заговорил итальянский философ Витторино де Фельтре. Им была создана детская школа, в которой обучали малышей, вне зависимости от их сословия, тогда как ранее до XV века такая учеба была доступна лишь знати и богатым людям. Зарождение гуманизма пришлось на конец XIV и начало XV века — время, когда ещё была сильная церковь, поэтому за слишком вольные взгляды можно было запросто отправиться на костер. Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды часто привлекали внимание инквизиции, поэтому многие из таких философов были брошены в тюрьму и приговорены к казни.

К первым гуманистам Европы относятся:

  • Витторино де Фельтре.
  • Никколо Макиавелли.
  • Эразм Роттердамский.
  • Томас Мор.

Одним из первых гуманистов принято считать Эразма Роттердамского, который не только написал множество философских трактатов, но и предложил свои мысли, касательно общения и поведения в социуме. В последующем разработанные им правила легли в основу этикета, который применяется и сегодня. Эразм Роттердамский жил на территории современной Голландии, в этом государстве в те времена были относительно свободные нравы, что позволяло ему, не опасаясь за свою жизнь, критиковать существующие устои в обществе.

В те времена гуманизм был неразрывно связан с наукой. Если ранее центрами изучения тех или иных дисциплин были монастыри и церкви, теперь пальму первенства перехватили созданные в больших европейских городах университеты. Многие учёные занимались физикой, химией, математикой и астрономией.

Основные идеи гуманистов касались отношений в обществе и устройства государства. Часто их предложения шли в разрез с принятыми устоями и не сочетались с церковными правилами.

Великие люди эпохи Возрождения

В XV—XVI вв. знаменитыми гуманистами были видные ученые и философы. Ими написано множество работ, которые не только касались различных дисциплин, но и разбирали вопросы отношений в обществе. Многие авторы различных трактатов пытались предугадать, каким будет развитие европейской цивилизации в ближайшие годы. Также в это время появляются многочисленные литературные произведения, основным действующим лицом в которых был человек, его желания и чувства, а не божественное начало.

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский — величайший гуманист XV века. Он заложил основы европейской философии и создал множество прекрасных литературных работ. Сын священнослужителя родился в Голландии в городе Роттердам. Мальчик рано остался сиротой, вынужден был заботиться о своем пропитании, устраивая свою жизнь. Он окончил монастырскую школу, однако всегда мечтал об учебе в университете. Эразм никогда не думал о государственной службе, называя себя вольным гражданином мира.

В своих литературных и философских трудах он писал о важности саморазвития и самовоспитания. По мнению этого гуманиста, человеку должна быть противна ложь, а его задача — улучшать себя на протяжении всей жизни, что и позволит быть полноценной личностью и частью общества. Главным его философским трактатом стала книга «Похвала глупости», посвящённая лучшему другу писателя Томасу Мору. В этом произведении в шутливой форме высмеивалась покорность людей и существующие пороки в обществе, также автор устами своего главного героя говорил о желаемом и возможном устройстве мира.

Никколо Макиавелли

Выдающийся итальянский политик и историк Никколо Макиавелли прославился своей книгой-трактатом «Государь». Известно, что это произведение было настольным для многих властителей, в том числе для Наполеона и Сталина. Макиавелли родился и жил в феодальной раздробленной Италии, но при этом он всегда оставался патриотом своей родины, мечтая о её объединении. Основной причиной таких неурядиц Никколо считал алчное папство, утверждая, что Ватикану невыгодно иметь под боком сильную Италию.

Этот философ прославил себя:

  • стал основоположником политологии;
  • утверждал о необходимости объединения Италии;
  • говорил о важности роли личности каждого человека.

Никколо Макиавелли

Макиавелли был не одинок в своих умозаключениях относительно причин проблем родины, но именно он первым осмелился заявить об этом. Во главу угла итальянский гуманист ставил человека, отмечая, что именно личность превыше всего. Впрочем, в своем трактате «Государь» этот автор, наоборот, утверждал, что для достижения необходимых целей государству можно пожертвовать отдельными людьми.

Макиавелли часто называют отцом политологии, так как именно он первым признал, что это самостоятельная отдельная сфера деятельности, которую сложно совмещать с моралью.

Мигель Сервантес

Мигель де Сервантес — величайший испанский писатель XVI века и один из первых гуманистов на Пиренейском полуострове. Родился он в бедной дворянской семье, поэтому ему пришлось самостоятельно заботиться о своём образовании. Сервантес служил солдатом, работал сборщиком налогов, известно, что из-за своих вольных взглядов он даже оказался на несколько месяцев в тюрьме. Всё это время будущий писатель занимался учёбой и самообразованием.

Мигель Сервантес

Его одной из главных работ является «Дон Кихот» — философский рыцарский роман, в котором рассказывается о приключениях престарелого обедневшего дворянина. Краткое содержание этой книги сегодня изучается в российских школах, что и позволит поближе познакомиться с творчеством этого испанца. Несмотря на относительную невинность, к ней было множество претензии у церкви, а позиции инквизиции в Испании в те времена были как никогда сильны.

Сервантесу, который мечтал о честном справедливом мире, где царит любовь и дружба, пришлось в шутливой завуалированной форме рассказывать читателям о важности конкретного человека, а не церкви и религии. В своих произведениях автор прославлял идеи гуманизма, утверждая, что, только проявляя любовь и заботу к ближнему человеку, каждый сможет состояться как личность.

Томас Мор

Томас Мор — английский философ, юрист и писатель, гуманист начала XVI века. В те времена Великобритания являлась оплотом демократии и свободы, католическая вера и Ватикан тут не имели никакой власти, именно поэтому эпоха Реформации в стране началась раньше всего, а ученые и писатели могли высказывать свои мысли, не опасаясь попасть в лапы инквизиции.

Томас Мор

Томас Мор в своём произведении «Утопия» описывал, как он видит модель идеального государства, в котором насчитывалось лишь 54 города, а человек живет в гармонии с природой. По задумке этого гуманиста управляет такой страной монарх, но при этом его владычество ограничено Конституцией, а важные вопросы решаются с помощью Народного собрания. В те времена такое видение организации жизни государства было прогрессивным, но буквально через 2 века подобное было реализовано сначала в Англии, а в последующем и в других европейских странах.

Томас Мор призывал человека пробудиться от сна, приносить пользу людям, полностью отказавшись от своего прошлого бесценного существования. Этот великий гуманист считал, что действующее устройство мира попросту устарело и не отвечает веяниям времени. Он описывал идеальное государство и демократический общественный строй. Все его идеи были в последующем претворены в жизнь в тех странах, где во главу угла ставился человек и его интересы.

Великие гуманисты Европы сегодня изучаются в рамках курса истории в старших классах, поэтому потребуется подготовить небольшие работы и презентации по этому вопросу. В таких домашних заданиях разбираются особенности эпохи и мировоззрение простых обывателей тех лет. Необходимо будет кратко заполнить конспекты по этой тематике, подготовить интересные тесты по философам и гуманистам эпохи Возрождения. Это один из интереснейших этапов развития Европы, который оказал важнейшее влияние на современное общество.

Рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов 7 класс


5

1 ответ:

Рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов 7 класс



0



0

Эразм родился в 1469 г., 28 октября, в г. Гауда неподалеку от Роттердама и был незаконнорожденным сыном священника. После обучения в местной начальной школе он продолжал получать образование в Нертогенбосхе, школе, созданной общиной «Братья общей жизни». Статус незаконнорожденного и особенности характера привели его к решению связать судьбу с монастырем. В 1492 г. он действительно принял сан священника в Августинском монастыре.

Блестящие интеллектуальные способности, широкий круг познаний, превосходное владение латынью привлекли к себе внимание влиятельных людей, и благодаря этому Эразм Роттердамский смог покинуть монастырь к которому у него перестала лежать душа, работал секретарем у епископа Камбре. В 1495 г. покровитель направил его в Парижский университет для изучения богословия, и несколько лет он прожил во Франции. В 1499 г. предпринял поездку в Англию, читал в Оксфордском университете лекции.

Читайте также

Рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов 7 класс

Период холодной войны характеризуется форсированной гон кой вооружения, созданием военных блоков, усилением роли воен нопромышленного комплекса экономической и политической жизни использованием силы или угрозы её применения между народных отношениях. И В Сталин сказал Нынешняя война это особая война Каждый будет устанавли вать собственную политическую систему после победы до тех пре делов, докуда успеют дойти его армии. Период холодной войны длится почти всю вторую половину 20 века, а его отголоски проявляются и 21 веке Поэтому события холодной войны стоит рассматривать контексте всех других событий на протяжении этого промежутка времени Материал с сайта. Как вы понимаете смысл высказывания европей ского дипломата, характеризующего период холодной войны Мир невозможен война невероятна. Лицензия на осуществление образовательной деятельности 5201 от 20. Белорусский журнал международного права и международных отношений.

Рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов 7 класс

Русско-турецкая война 1768—1774 годов (турецкое название: 1768-1774 Osmanlı-Rus Savaşı) — одна из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями. Основной целью войны со стороны России являлось получение выхода к Чёрному морю, Турция рассчитывала получить обещанные ей Барской конфедерацией Подолию и Волынь, расширить свои владения в Северном Причерноморье и на Кавказе, и установить протекторат над Речью Посполитой[5].

В ходе войны русская армия под командованием Петра Румянцева и Александра Суворова разгромила турецкие войска в битвах при Ларге, Кагуле и Козлуджи, а средиземноморская эскадра русского флота под командованием Алексея Орлова и Григория Спиридова нанесла поражение турецкому флоту в Хиосском сражении и при Чесме.

Войне предшествовали сложная европейская дипломатическая игра, которую вели друг против друга Россия и Франция, а также политический кризис в Речи Посполитой. В результате французских и польских интриг османский султан Мустафа III объявил войну России, воспользовавшись как предлогом действиями русской армии в Речи Посполитой. На стороне Турции воевали вассальные от неё Крымское ханство, включая некрасовцев, и Дубровницкая республика. Кроме того, турецкое правительство заручилось поддержкой польских повстанцев-конфедератов. Со стороны России, кроме регулярной армии и флота, боевые действия вели отряды донских, терских, малороссийских и запорожских казаков, в том числе флотилии запорожцев, а также калмыки. В ходе войны на территории Османской империи в 1770 году при поддержке русского флота подняли восстание греки Пелопоннесса, а в 1771 году взбунтовались Египет и Сирия.

10 (21) июля 1774 года Османская империя вынуждена была подписать с Россией Кючук-Кайнарджийский договор. В результате войны, закончившейся победой Российской империи, в её состав вошли первые земли в Крыму — крепости Керчь и Еникале (остальной Крым был присоединён к России на 9 лет позже — в 1783 году), на северном побережье Чёрного моря — Кинбурн с прилегающими территориями, а также Азов и Кабарда. <span>Крымское ханство</span>

Рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов 7 класс

Ответ:

Остракизм -это некое народное голосование в древних АФинах ,по результатам которого могли выгнать(изгнать) из города опасного для общества человека. Гелиэя — афинский суд присяжных Совет пятисот -один из высших органов власти в Дневней Греции.

Объяснение:

Рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов 7 класс

Андрей Боголюбский правил 1157-1174. Был сыном Юрия Долгорукого. В 1155 самовольно переехал в Владимир, где стал там князем Владимиро-Суздальской земли. Он желал церковной независимости от киевской митрополии, пытался создать владимирскую, но Константинопольская церковь этого не разрешила. Он в 1155 вывез из Вышгорода Владимирскую икону Божьей Матери — сейчас одна из самых почитаемых святынь.
С 1159 боролся за подчинение Новгорода и воевал с волжскими булгарами. В 1169-1170 временно подчинил себе Киев и Новгород.
Он проводил политику единоличного правления. Это противоречило боярским и вечевым традициям правления, поэтому против него был составлен заговор и в 1174 люди из его блжайшого окружение жестоко убьили его.

Рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов 7 класс

С1. Устав созданной организации относятся к народовольческой организации «Земля и <span>воля».
С2. </span>организация была создана в 1876 г.
С3. народовольцы ставили своими задачами объединение революционных организаций и <span>ослабление силы государства.
С4. </span>в 1879 г. организация «Земля и воля»раскололась на две организации:<span>«Народную волю» и «Черный передел».</span>

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, – Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?

Деятелей новой культуры называли гуманистами, потому в центре их мировоззрения, их внимания находился человек (по латыни «студиа хуманитатис» означает «познание человеческого»).

Эпоху называли Возрождением, потому что гуманисты за вдохновением и за идеалами обращались к эпохе Античности, тем самым возрождая ее после средневековья.

Античная культура служила для гуманистов образцом, а также источником знаний. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

В природе гуманисты видели божественное начало, саму природу нередко отождествляли с Богом.

Человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, как считали гуманисты, поставлен в центр мироздания самой природой Человек для гуманистов был венцом божественного творения, поэтому обладал возможностями достичь счастья уже в земной жизни.

В общественную жизнь культура Возрождения привнесла понимание достоинства человеческой жизни, новые взгляды на устройство общества, новые подходы в обучение, изменила принципы искусства.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»?

Эти слова можно понять так, что для гуманистов в центре мироздания находился не Бог, как считали средневековые схоласты, а человек, т.к. он обладает безграничными способностями, а также свободной волей.

Вопрос 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?

В раннее Новое время гуманистами называли образованных людей, которые изучали античную литературу, пытались переосмыслить положения средневековых схоластов об устройстве мира и о роли человека. Да, Джованни Морелли можно считать гуманистом, т.к. гуманисты не были выходцами из какого то определенного социального слоя, поэтому купец Дж. Морелли которые советует читать и размышлять над поучениями древних авторов безусловно является гуманистом.

Вопрос 3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле?

Эразм Роттердамский — будучи выдающимся знатоком латыни, он комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры. Главное его произведение – Похвала глупости.

Томас Мор — политик и первый министр английского короля. Пытаясь разобраться в устройстве современного ему обществе, он написал книгу, которая получала название «Утопия». В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности. Во второй части книги он описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал.

Франсуа Рабле — врач и один из самых образованных людей своего времени. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» возрождал старинные традиции народных представлений, высмеивал жестокость, тупость, уродство, ханжество власть имущих. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой – невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

Идеалы античной культуры были близки гуманистом, потому что античные философы также ставили человека в центр своего мировоззрения.

Вопрос 2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»?

Петр I, который стремился перестроить свое царство по европейскому образцу, должен был показать несостоятельность прежних традиционных ценностей, которые во многом и высмеивались в романе Эразма Роттердамского. Это произведение должно было распространить новые ценности об устройстве общества, государства, власти монарха, высмеять противников Петра в среде бояр, духовенства, которые держались за средневековые традиции.

Вопрос 3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?

Современников могли заинтересовать идеи устройства идеального общества. В Англии XVI в. было много социальных проблем, вызванных огораживанием, ростом числа бедняков. Т. Мор в своем романе как раз пытался найти решение этих проблем. Книга интересна тем, что многие проблемы, о которых писал Т. Мор, остаются актуальными и сегодня, например проблема бедности.

Вопрос 4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).

Эразм Роттердамский — http://www.hrono.info/biograf/bio_e/erazm_rot.php

Томас Мор — http://www.hrono.info/biograf/bio_m/mortomas.php

Франсуа Рабле http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rable.php

Мишель де Монтень — http://www.hrono.info/biograf/bio_m/montenm.php

Вопросы к документу

Вопрос 1. Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию.

Потому что Мишель де Монтень призывает человека к саморазвитию, к самосовершенствованию, а не к слепой покорности и не к стремлению властвовать над другими. Его идеал развитая личность

Вопрос 2. Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.

Характерные архитектурные детали для эпохи античности: колонна, арка, купол, строгие геометрические формы, строгость и гармоничность форм.

Вопрос 3. Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).

Общими чертами организации пространства являются строгие геометрические формы, четкое разделение всех архитектурных элементов, соблюдение симметрии.

Вопрос 4. Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.

Рим называют Вечным городом, почти тысячу лет он не был захвачен, но даже после захвата и разграбления 476 г., он сохранил свое величие и вернул политическое, религиозное и культурное значение в качестве главного города Европы в эпоху средневековья — резиденции Папы Римского.

Великие гуманисты Европы

Понятие
«гуманизм»

Воспитание
детей

Эразм
Роттердамский

Томас
Мор

Франсуа
Рабле

Развитие
науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на
окружающий мир, его восприятии.

На
этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм, и познакомиться с самыми
выдающимися гуманистами эпохи Возрождения. 

Понятие «гуманизм». Начнем с
определения понятия.

Гумани́зм – это система
взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности
человеческой личности.

Давайте
сделаем его более понятным для себя. Что такое система взглядов? Люди всегда
имеют свое мнение или взгляд, касающийся какого-либо вопроса. А когда все эти
мнения собираются вместе и приводятся к чему-то общему, получается система. В
нашем случае это были взгляды на место человека в мире. Таким образом, мы
подходим ко второй, возможно, непонятной части определения – «самоценность человеческой личности». Гуманисты ставили в
центр внимания человека, который интересовался науками, литературой,
искусством, умел правильно общаться. Это был, в первую очередь, образованный
человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить
окружающий мир.

image002

Время,
когда зародился гуманизм, называется эпохой Возрождения. Люди вернулись к
культуре античности, словно возродили ее, забытую в период Средневековья. Это
коснулось и архитектуры, и скульптуры, и литературы. Но самым главным стало то,
что именно человек, его чувства и переживания стали объектом изучения. 
 

Воспитание детей. Человек с
новыми взглядами и интересами не мог появиться из ниоткуда. Важную роль в эпоху
гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял Виттори́но да Фе́льтре,
который основал в XV веке
гуманистическую школу «Дом радости». Школа была окружена природой, дети
в процессе обучения не находились в темных помещениях, они были на воздухе. В
процессе обучения не применялись физические наказания. Учиться здесь могли не
только дети аристократов, но и дети простых людей, если они проявляли
способности к учебе. А что самое важное: уделялось внимание разностороннему
развитию человека, как интеллектуальному, так и физическому. Прообразом такой
системы стали античные школы.

image003image004

Эра́зм Роттерда́мский написал трактат «О приличии детских
нравов
», в котором через вопросы и ответы предлагал детям изучить правила
поведения. Так, во время беседы с человеком Эразм Роттердамский
невежливым считал поднимать брови, морщить нос, зевать, трясти головой,
ковыряться в ушах. Согласитесь, эти правила вполне действуют до сих пор.

Эра́зм Роттерда́мский. Давайте познакомимся с Эразмом Роттердамским и его произведениями более подробно.

image006

Родился
он 28 октября 1469 года неподалеку от Роттердама. Имя Эразм переводится с
греческого как «любимый, желанный», а на латинский переводится – disidenus. Объединив эти слова, философ
стал известен миру как Дезидерий Эразм Роттердамский. В 19 лет он стал послушником монастыря.
Здесь Эразм Роттердамский открыл для себя огромную
библиотеку, в которой он прочел немало книг. Через пять лет пребывания в
монастыре ему удалось покинуть его стены, став секретарем епископа. В скором
времени Эразм стал студентом богословского факультета в Париже. Во время путешествия
в Лондон он подружился с Томасом Мором, тогда еще начинающим адвокатом. На
протяжении всей жизни они будут самыми преданными друг другу друзьями. Эразм Роттердамский работал в Кембриджском университете, был
советником испанского короля. Им было совершено множество путешествий по всей
Европе, и везде его ждали признание и успех. Умер он в Базеле 12 июля 1536
года.

Одним
из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского
является «Похвала Глупости», написанная в 1509 году.

image007

В
этом сочинении нам представлено выступление Глупости перед людьми. Она следует
пословице «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят». Отцом глупости был Плутос –
бог богатства, выкормили ее Опьянение и Невоспитанность. В свиту Глупости входят
Лесть, Забвение, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул и Непробудный
сон. Родилась Глупость на Счастливых островах, где «не сеют, не пашут, а в
житницы собирают». На этих островах не было ни старости, ни болезней. В этой
части Эразм Роттердамский показывает нам, что
порождает глупость и сопутствует ей.    

Далее
он высмеивает пороки общества, которые также порождены Глупостью. Женщины
глупы, поэтому, чтобы нравиться, они красятся и всячески себя украшают. Именно
Глупость изобрела застольные обряды. Люди не устают льстить друг другу,
восхищаясь пороками друзей, закрывая глаза на их недостатки и слабости.
Глупость подогревает в людях желание прославиться. «Глупость создает
государства, поддерживает власть, религию, суд». Перед нами предстает человеческая
двуличность, все люди носят маски, а под ними скрывается оборотная сторона
каждого. Высмеиваются суеверия, люди готовы бесконечно слушать рассказы о
знамениях и чудесах, басни о призраках. Избавления от глупости не дают богатые
приношения в церковь. Война порождена глупостью. На ней потребны силачи,
здоровяки, у которых побольше отваги и поменьше ума.

В
следующей части Эразм Роттердамский показывает
истинное лицо тех, кто относится к высшим слоям населения, а также ученых и
богословов. Грамматические училища Глупость называет «размышляльниками».
Грамматики устрашают детей своим видом и голосом, бьют их прутьями и розгами.
Поэты ласкают уши глупцов нелепыми баснями.

image008image009

Юристы
очень самодовольны, они цитируют законы, которые вообще не относятся к делу. Королей
и пап Глупость называет «обезьянами, рядящимися в пурпур, и ослами, щеголяющими
в львиной шкуре». Короли живут в довольстве и веселии, допускают к себе лишь
тех, кто говорит им приятные вещи. За деньги они продают должности и чины.
Вельможи предстают раболепными и гнусными. Епископы и папы не имеют
представления о праведной жизни и хотят только денег.

image010image011

Таким
образом, в этом произведении через сатиру показаны все стороны жизни общества,
которым уже давно необходимы перемены. Это было первым голосом нового общества,
которое опиралось на разум.

Томас Мор. Следующий гуманист, с которым мы
познакомимся, – это То́мас Мор. Он родился 7
февраля 1478 года в Лондоне. Образование получил в Оксфорде. Впоследствии
работал адвокатом довольно высокого ранга. В 26 лет Томас Мор стал членом
Парламента. Через несколько лет он вошел в состав Тайного совета и получил
рыцарское звание. В 1525 году он стал Лордом-канцлером. Разногласия с королем
начались из-за развода Генриха VIII и непринятия
Мором англиканской церкви. 6 июля 1535 года его казнили.  

image013

Величайшим
произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь
и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия
».
Основная ее идея состоит в критике современного ему общества и построении
модели идеального общества в идеальном государстве.

image014

В
первой части говорится о положении в Англии и других государствах. Основной
причиной всех бед является собственность и деньги. Короли гораздо более
обеспокоены увеличением государственных территорий, чем хорошим управлением
тем, что им уже принадлежит. Томас Мор рассуждает о суровых законах против
воров. Хотя, по его мнению, необходимо сделать так, чтобы люди не были
вынуждены воровать, чтобы им всего хватало. Острым является вопрос
распространения огораживаний и постоянного желания получения прибыли от продажи
шерсти. Когда речь заходит о Франции, упоминается ее многочисленное войско,
состоящее из наёмных солдат. Французы постоянно ищут войны, чтобы у неопытных
солдат появился опыт в военном деле.

Во
второй части книги описывается модель идеального государства – Утопия.
Находится оно на острове и включает в себя 54 города, в которых язык, нравы и
законы одинаковые. Число 54 появилось не случайно: именно столько было городов
в Англии и Уэльсе в то время. Дома здесь трехэтажные, а их крыши покрыты
специальным составом, который защищает от пожаров. (Вспомните пожары в Лондоне
и других городах, когда разрушался практически весь город.)

Очень
интересным является государственное устройство. Главой является князь, который
избирается пожизненно. Сместить его можно только в случае подозрения его в
тирании. Все законы и решения принимаются на Народных сборах, на которые
собираются по 3 старых гражданина от каждого города. Люди объединены в семьи.
Во главе каждых 30 семей – фила́рх,
который следит, чтобы никто не бездельничал. У фила́рхов
очень красивые дворцы, в которых ежедневно устраиваются обеды для
представителей семей. Дома почти никто не ест.

image015

Все
жители обучаются земледелию и одному ремеслу по выбору. Семьи поочередно
отправляются в деревню на работу. Там они проводят два года, после чего
возвращаются в город. Все взрослые граждане обязательно работают. День у них
выглядит примерно следующим образом: 3 часа работы до полудня, обед, 2 часа
отдыха, 3 часа работы, ужин. Таким образом, рабочий день составляет всего 6
часов. Вспомните, что в то время в Англии работали от рассвета до заката.

image016

В
каждом городе есть общие склады, куда все семьи отвозят то, что производят.
Каждый житель может в случае необходимости взять оттуда любую вещь бесплатно. 

Внимательно
относятся в Утопии к больным людям. Для них устроены специальные больницы за
пределами городов, чтобы они не пересекались со здоровыми гражданами и не могли
их заразить.

Интересно
отношение утопийцев к золоту. По их мнению, оно не
может быть более ценным, чем железо, вода или воздух. И чтобы люди не
испытывали желания накапливать его себе, золото сделали соответствием позора.
Из него делали ночные горшки, кандалы для рабов, опозорившиеся люди носили в
ушах золотые кольца, на шее золотые цепи, на голове золотой обруч.

image017

Очень
мало средств тратится на одежду, так как есть специальная одежда для работы,
для улицы. В результате одно платье может носиться 2 года. Князь внешне
отличается только тем, что везде появляется с пучком колосьев, а перед
епископом несут большую свечу. (Вспомните, какое огромное количество нарядов в
Европе собиралось в гардеробных знати и духовенства в XVI-XVII веках.)

image018

В
Утопии каждый может выбрать себе ту религию, которую хочет. В городах очень
мало храмов, но они очень вместительные. В них каждый молиться тому богу,
которому пожелает. (А ведь в то время в Европе уже начался раскол церкви, когда
религия стала насаждаться насильственно.)

Как
видите, Томас Мор вообразил абсолютно идеальное государство, построить
которое представляется невозможным. А слово «утопия» до сих пор является
синонимом чего-то несбыточного, фантастического.

Франсуа Рабле. Еще один гуманист, который
оказал влияние на развитие общественного сознания, – Франсуа́ Рабле́.
Родился он в маленьком французском городке Шино́н
в 1494 году. В детстве находился в монастыре, где выучил латинский и греческий
языки. Затем поступил в университет в Пуатье, где изучал медицину. На
протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все
болезни способен только смех. Все произведения Рабле были сатирическими. Он
высмеивал пороки общества и королей.

image020

Самым
известным произведением Франсуа Рабле стала книга «Гаргантюа́
и Пантагрюэ́ль
». В центре сюжета книги –
добрые великаны.

image021image022

События,
которые происходят с ними, хоть и преувеличены, но они отражают дух того
времени и проблемы, с которыми сталкивалось общество. Например, высмеивается старый
метод образования
. Воспитанием Гаргантюа
занимались богословы, которые заставляли его все заучивать наизусть, без
понимания зачем. В результате он стал еще глупее, чем был до этого. Тогда его
отдают на обучение гуманистам, которые и раскрывают перед ним мир науки и
искусства.

Рабле
высмеивает систему управления государством. Для этого он использует
слишком доброго короля Гаргантюа и злого и грубого
правителя Пикро́хла, которые ведут между собой
войну из-за плюшек. Ни первый, ни второй тип правителя не кажется Рабле
идеальным. Таким становится сын Гаргантюа — Пантагрюэль. Он очень спокоен и уравновешен. Отличается
гуманностью.

В
книге встречаются и народные персонажи. Например, Пану́рг.
Это житель города. Он достаточно умен и упрям, но при этом жуткий авантюрист и
плут, который знает множество способов, как раздобыть деньги. Этот образ
является пародией на типичного городского бродягу.

Еще
один друг Пантагрюэля – брат Жан, который носит рясу
скорее по привычке, чем по призванию. Он все время занят делом, и руки его
покрыты мозолями. Этот монах очень добрый и храбрый. Брат Жан выступает за
свободу личности и основывает Телемское аббатство,
над входом в которое висит надпись «Делай, что захочешь».

В
книге представлены все отрицательные стороны папства, судей, богословов и
правителей.

Как
видите, в эпоху гуманизма люди по-новому взглянули на свою жизнь, смогли
подвергнуть критике все ее основы. Многие предлагали свои варианты построения
общества, в котором именно человек являлся основной ценностью. Но главным стало
стремление к образованности, уважение к тем, кто стремится к знаниям и помощи
людям.  

image023image024


«Великие гуманисты Европы» Презентация копилка Ожигин Сергей Николаевич (авторский материал)

«Великие гуманисты Европы»

Презентация копилка Ожигин Сергей Николаевич

(авторский материал)


План урока: 1. « Я ставлю тебя в центре мира» 2. Гуманист из Роттердама. 3. Первые утопии.

План урока:

1. « Я ставлю тебя в центре мира»

2. Гуманист из Роттердама.

3. Первые утопии.


« Я ставлю тебя в центр мира» Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир. Распространение идей гуманизма, т.е. внимание к человеческой личности , веры в силы самого человека. Распространение научных знаний. Опора на достижения культуры Античности.

« Я ставлю тебя в центр мира»

  • Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир.
  • Распространение идей гуманизма, т.е. внимание к человеческой личности , веры в силы самого человека.
  • Распространение научных знаний.
  • Опора на достижения культуры Античности.


« Я ставлю тебя в центр мира» Область культуры Деятель культуры Философия Произведения, идеи. Литература Архитектура Живопись, скульптура Часть материала в этом параграфе Музыка В следующем параграфе

« Я ставлю тебя в центр мира»

Область культуры

Деятель культуры

Философия

Произведения, идеи.

Литература

Архитектура

Живопись, скульптура

Часть материала в этом параграфе

Музыка

В следующем параграфе


« Я ставлю тебя в центр мира» Гуманистические идеи нашли своё отражение во взглядах гуманиста, богослова и филолога Эразма Роттердамского

« Я ставлю тебя в центр мира»

Гуманистические идеи нашли своё отражение во взглядах гуманиста, богослова и филолога Эразма Роттердамского


« Я ставлю тебя в центр мира» Будучи выдающимся знатоком латыни он комментировал сочинения древних писателей, составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.

« Я ставлю тебя в центр мира»

Будучи выдающимся знатоком латыни он комментировал сочинения древних писателей, составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.


« Я ставлю тебя в центр мира» Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников. Позднее сборник был опубликован под названием « Разговоры запросто ».

« Я ставлю тебя в центр мира»

Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников. Позднее сборник был опубликован под названием « Разговоры запросто ».


« Я ставлю тебя в центр мира» Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвящена гуманисту Томасу Мору – « Похвала Глупости» . Главная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию учёного, произносит хвалебную речь самой себе

« Я ставлю тебя в центр мира»

Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвящена гуманисту Томасу Мору – « Похвала Глупости» . Главная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию учёного, произносит хвалебную речь самой себе


« Первые утопии » В Англии идеи гуманистов оказали сильное влияние на Томаса Мора. Это мудрый политик и будущий министр короля, учился в Оксфорде, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой .

« Первые утопии »

  • В Англии идеи гуманистов оказали сильное влияние на Томаса Мора. Это мудрый политик и будущий министр короля, учился в Оксфорде, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой .


« Первые утопии » В начале XVI века Мор написал и опубликовал « Золотую книгу, столь полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия », поразившую воображение читателей.

« Первые утопии »

  • В начале XVI века Мор написал и опубликовал « Золотую книгу, столь полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия », поразившую воображение читателей.


« Первые утопии » Это художественно-философская проза, где героем каждого эссе является определенная идея. Об этом говорят сами названия глав:

« Первые утопии »

  • Это художественно-философская проза, где героем каждого эссе является определенная идея. Об этом говорят сами названия глав: «О наказании за трусость», «О ненадежности наших суждений», «О самомнении», «О том, что трудности распаляют наши желания». На русском языке текст Монтеня впервые появился в 1762 году


« Первые утопии » Франсуа Рабле – французский писатель. Наиболее известное произведение – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

« Первые утопии »

Франсуа Рабле – французский писатель. Наиболее известное произведение – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».


Область культуры Философия Деятель культуры Эразм Роттердамский (1469-1536) Произведения, идеи Томас Мор (1478-1535) Сборники «Разговоры запросто» «Похвала глупости» Идеи: гуманизм, высмеивание пороков и заблуждений Средневековья Мишель Монтеню ( 1533 – 1592 гг.) Литература «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Франсуа Рабле (1494-1553) Идеи: прославление физической красоты и духовного совершенства человека. « Опыты» - собрание н о морали, философии, труде. Это не только гимн во славу человека, но и результат познать и оценить себя Романы «Гаргантюа и Пантагрюэль» Герои-мудрые короли-великаны. Роман возраждал старинные традиции народных представлений.

Область культуры

Философия

Деятель культуры

Эразм Роттердамский (1469-1536)

Произведения, идеи

Томас Мор

(1478-1535)

Сборники «Разговоры запросто»

«Похвала глупости»

Идеи: гуманизм, высмеивание пороков и заблуждений Средневековья

Мишель Монтеню

( 1533 – 1592 гг.)

Литература

«Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Франсуа Рабле (1494-1553)

Идеи: прославление физической красоты и духовного совершенства человека.

« Опыты» — собрание н о морали, философии, труде. Это не только гимн во славу человека, но и результат познать и оценить себя

Романы «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Герои-мудрые короли-великаны.

Роман возраждал старинные традиции народных представлений.


Область культуры Деятель культуры Архитектура Архитектор Браманте 1502 г. Произведения, идеи Микелянджело ( ему было уже за 70) Живопись, скульптура В центре города во дворе старой церкви Сан-Пьеро архитектор построил изящный храм Темпьеро. Рим. Микелянджело Заканчивал строительство собор Святого Петра (собор возводился более ста лет). В строительстве принимали участие разные архитекторы. Он стал главным католическим храмом Рима и всей Европы. Расписывал потолок церкви в Ватикане - Сикстинскую капеллу. В течении четырех лет один, без помощи выполнил всю работу украсив 600 кв. м. потолка фресками на сюжеты из Библии. Один из них – «Сотворение Адама»: Бог творец протягивает руку первому человеку, распространенному на земле и это прикосновение пробуждает его к жизни. В XVI в. Перепланировка Рима. К Ватикану прокладываются прямые улицы, которые украшаются фонтанами и найденными при раскопках античными скульптурами.

Область культуры

Деятель культуры

Архитектура

Архитектор Браманте 1502 г.

Произведения, идеи

Микелянджело ( ему было уже за 70)

Живопись, скульптура

В центре города во дворе старой церкви Сан-Пьеро архитектор построил изящный храм Темпьеро. Рим.

Микелянджело

Заканчивал строительство собор Святого Петра (собор возводился более ста лет). В строительстве принимали участие разные архитекторы. Он стал главным католическим храмом Рима и всей Европы.

Расписывал потолок церкви в Ватикане — Сикстинскую капеллу. В течении четырех лет один, без помощи выполнил всю работу украсив 600 кв. м. потолка фресками на сюжеты из Библии. Один из них – «Сотворение Адама»: Бог творец протягивает руку первому человеку, распространенному на земле и это прикосновение пробуждает его к жизни.

В XVI в. Перепланировка Рима.

К Ватикану прокладываются прямые улицы, которые украшаются фонтанами и найденными при раскопках античными скульптурами.


Область культуры Деятель культуры Произведения, идеи В XVI в. Перепланировка Рима. Более подробно Живопись, Архитектуру, музыку Рассмотрим в следующем параграфе К Ватикану прокладываются прямые улицы, которые украшаются фонтанами и найденными при раскопках античными скульптурами. Расширяются улицы и мостят дороги, ведущие к Ватикану, папской резиденции. Первым из городов Рим обзаводится музеем: коллекция античной скульптуры. Ранее принадлежащая папе, была выставлена для всеобщего обозрения на Капитолийском холме.

Область культуры

Деятель культуры

Произведения, идеи

В XVI в. Перепланировка Рима.

Более подробно

Живопись,

Архитектуру, музыку

Рассмотрим в следующем параграфе

К Ватикану прокладываются прямые улицы, которые украшаются фонтанами и найденными при раскопках античными скульптурами.

Расширяются улицы и мостят дороги, ведущие к Ватикану, папской резиденции.

Первым из городов Рим обзаводится музеем: коллекция античной скульптуры. Ранее принадлежащая папе, была выставлена для всеобщего обозрения на Капитолийском холме.


« Первые утопии » Параграф 7, вопросы, записи

« Первые утопии »

  • Параграф 7, вопросы, записи


Использованные интернет ресурсы: http://ppt4web.ru/istorija/velikie-gumanisty-evropy0.html (использован материал Антоненковой Анжелики МОУ Будинская ООШ) Использованная литература: Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Организации / А.Я. Юдовская, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкина; под. ред. А.А. Искандерова. – 2 –е изд. – М. : Просвещение, 2014 г. ФГОС.

Использованные интернет ресурсы:

  • http://ppt4web.ru/istorija/velikie-gumanisty-evropy0.html (использован материал Антоненковой Анжелики МОУ Будинская ООШ)

Использованная литература:

  • Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Организации / А.Я. Юдовская, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкина; под. ред. А.А. Искандерова. – 2 –е изд. – М. : Просвещение, 2014 г. ФГОС.

  • Рассказ о сурикове для детей 3 класс
  • Рассказ о сундуке детям
  • Рассказ о судьбе ломоносова 5 класс
  • Рассказ о судьбе тамары в поэме демон
  • Рассказ о сулакском каньоне