Рассказ о судьбе европейского гуманиста эразм роттердамский

Одни воспринимаются как еретик, подготовивший почву для протестантской реформации, другие - как трус, не принимавший активного участия в такой реформе.

Одни воспринимаются как еретик, подготовивший почву для протестантской Реформации, другие — как трус, не принимавший активного участия в такой реформе. Фигура Эразма Роттердамского приветствуется и в то же время ненавидима светотенью мнений и верований.

Как бы то ни было, нет никаких сомнений в том, что этот голландский философ был человеком идей. гуманисты, сын эпохи Возрождения, в которой он жил, и дали новое толкование Библии и Католическая вера.

Несмотря на то, что его ненавидели две религиозные группы, которые «сосуществовали» в Европе 16 века. (и по иронии судьбы), что Эразм Роттердамский был пацифистом, верным Церкви и осуждал любую борьбу ради религия. Посмотрим его интересную и насыщенную жизнь насквозь. биография Эразма Роттердамского.

  • Связанная статья: «Чем похожи психология и философия?»

Краткая биография Эразма Роттердамского

Эразм Роттердамский (на голландском Desiderius Erasmus van Rotterdam и на латинском Desiderius Erasmus Roterodamus) родился 28 октября 1466 года в Роттердаме, Голландия.

Он вырос в семье, занимающейся религиозными вопросами, так как его отец был священником из Гауда, а его мать была женщиной буржуазного происхождения., что давало семье определенные удобства.

Между 1478 и 1483 годами он посещал школу Святого Лебвина в Девентере, где у него была возможность познакомиться с такими людьми, как Александр Гегий, и установить контакт с гуманизмом. Этот первый контакт будет трансцендентным в работе и жизни Эразма Роттердамского, поскольку, в конечном итоге, будет известен как «князь гуманистов».

В 1492 году он был рукоположен в священники по приказу святого Августина, после чего он решил поехать во Францию, чтобы учиться в Парижском университете. Французская столица превратилась в шумный город, в котором мыслители всех мастей и профессий делились знаниями в разгар Возрождения, движение, которое Франция пережила так же интенсивно, как и в Италия. Имея доступ ко всевозможным мнениям и новым течениям, Эразм в это время начинает формировать свою особую гуманистическую мысль.

Начало его философского воспитания

Эразм Роттердамский он всегда был путешественником. Несмотря на то, что его жизнь в Париже была интересной, его жизнь в Париже не была достаточно интересной, чтобы оставаться там дольше, и он решил уехать Англия и проживавший в Лондоне между 1499 и 1500 годами, где он встретился с Джоном Колетом и поступил в Университет г. Оксфорд Колет многому научила Эразма о жизни святого Павла, проводя интенсивное и глубокое чтение Библии с гуманистическим и новым видением.

В это же время Эразм в сотрудничестве с Публио Фаусто Андрелини напишет свою книгу «Adagios», в которую вошли: первоначально из 800 высказываний и морали, взятых из древних традиций Греции и Рима, а также комментариев автора о его происхождении и имея в виду. Эта пословица приобрела бы важность на популярном уровне, многие из которых используются сегодня. Эразм будет расширять его на протяжении всей своей жизни, имея 3400 высказываний в 1521 году и 5251 изречений на момент своей смерти.

Во время своего пребывания в Англии он начал занимать должность старшего преподавателя богословия в Кембриджском университете., место, где он встретил великих мыслителей британской философской и интеллектуальной сцены, в том числе Томаса Моро и Томаса Линакра. Вдобавок ему предложили пожизненную работу в Королевском колледже в том же университете, но путешествующий и беспокойный дух Эразма заставили его отказаться от нее. Голландский философ никогда не любил рутину, не говоря уже о том, чтобы делать то же самое всю оставшуюся жизнь.

За все это между 1506 и 1509 годами он снова путешествовал, на этот раз в самый центр Возрождения: Италию.. Большую часть своего времени он проводил за печатным станком, с помощью которого он смог установить связи с членами разных университетов и писателями, которые появились там, чтобы опубликовать свои книги. Его пребывание в Италии было очень прибыльным, он окружал себя людьми, которые думали, как он, разделяли гуманистические взгляды и критиковали злоупотребления членов католической церкви.

  • Вам может быть интересно: «Рене Декарт: биография этого французского философа»

Становиться знаменитым

Находясь в Италии, философ не остался незамеченным. Все больше и больше людей знали, кто такой Эразм Роттердамский, и интересовались его мнением. Были те, кто поддерживал его идеи, но другие были наиболее ярыми хулителями, открыто отвергая его идеи и резко критиковав его. Вот почему, несмотря на большую известность в Италии, Erasmus он считал, что лучшее, что он мог сделать в то время, — это переехать в более дружелюбное место, решив поехать в Базель..

Воспользовавшись своим пребыванием в швейцарском городе, Эразм все яснее заявляет о своем несогласии с учреждениями и властями. Неизвестно, в чем причина этого недовольства, если оно началось, когда он ходил в начальную школу в юности, во время его пребывания в монастыре Августа, где он был рукоположен в священники, или во время учебы в Университете Париж. Как бы то ни было, что можно извлечь, так это то, что его мнение об учебных заведениях того времени было о тюрьмах для свободы мысли.

Эразм Роттердамский и его критика

Эразм Роттердамский был человеком, который он очень рисковал, резко критикуя католическую церковь в то время, когда это учреждение использовало свой исполнительный орган, Святую инквизицию., чтобы «убедить» людей. Дело не в том, что он был против католической религии или против самого института, а против злоупотреблений, которые совершенные ее членами, и как Церковь отрезала свободу мысли в школах и университеты. Поскольку официальные академии не отходили от христианства, Эразм решил искать новые идеи в текстах греческих и римских мыслителей, все они были дохристианскими.

Голландский философ пришел в ярость, когда подумал о том, как университет предал его. Он думал, что там будут преподавать новые идеи, но на самом деле произошло то, что преподаются и увековечиваются устаревшие теории первых веков Средневековья., время, которое должно было закончиться. Он критиковал тот факт, что университет его времени, далек от того, чтобы развиваться и представлять самое передовое учреждение среди остальной части общества, был устаревшим и казался неизменным.

Спасение себя от церковных гонений

Как мы уже говорили, Эразм очень критически относился к католической церкви, но не из-за ее доктрины или из-за самого института, а из-за поведения тех, кто называл себя людьми Бога. Многие из них, особенно те, кто проживал в Риме, вели себя греховно, прося услуги проститутки, воспользовавшись ее верным и многообещающим спасением в обмен на небольшую плату цена. Все эти и многие другие злоупотребления явно противоречили идеям Бога.

Вот почему Эразм посчитал, что можно что-то сделать, чтобы изменить ситуацию. Пользуясь идеями своих друзей из монастырей августинцев, а также идей своего друга Джона Колета, Эразма начал внимательно анализировать наиболее важные и репрезентативные книги классической античности. что, несмотря на то, что он был старше христианской эры, голландский философ считал, что в них он может извлечь идеи, которые помогут ему модернизировать мир, в котором он жил.

Благодаря тому, что город Базель принял его очень тепло и позволил ему выражать свои мысли без религиозных преследований, по крайней мере, на тот момент, Эразм подверг его критике, получив несколько последователей. Фактически, именно в этом городе он начал «серьезно» писать около 1521 года, в возрасте 55 лет, что в то время считалось слишком поздним началом для писателя. Причина, по которой он решил наконец написать, хотя и поздно, заключалась в том, что Он считал, что те, кто не умеет писать, всегда будут делать ошибки, пытаясь передать свое сообщение, и он не хотел ошибаться..

Чтобы убедиться, что он правильно выражается, он хотел хорошо владеть латиноязычной прозой, прежде чем он начнет сочинять свою мысль. Он считал латынь идеальным языком, более ясным и подходящим для передачи его сложных идей, а также средством передачи всех научных и философских идей шестнадцатого века. Подобно французскому и английскому сегодня, латынь была языком общения на европейском уровне, и те, кто не владел им, не были уверены, что их мнение оставит их страну.

Его полемика с католической церковью неоднократно неверно истолковывалась, что привело к убеждению, что он занимал позицию против католицизма. На самом деле, как мы уже отмечали, был против жестокого обращения со своими членами, но был в единстве с католической доктриной и с собственной организацией Церкви. Его беспокоило то, что это было довольно старомодно, укоренившееся в рутине, суевериях и невежестве, в дополнение к запрету свободного доступа и толкования Библии.

Эразм хотел использовать свое университетское образование и идеи для разъяснения католических доктрин и сделать католическую церковь допускать больше свободы мысли, чего не хотели все епископы шестнадцатого века, тем более с учетом неминуемой угрозы лютеранской реформы. Несмотря на это, голландский философ считал, что его интеллектуальная работа позволит ему освободить Церковь от паралича. интеллектуальный и культурный, вырвав его из средневековья, в котором он был еще, и представил его в Эпоха Возрождения.

Что действительно доставляло ему проблемы, больше, чем его критика образа жизни священника, так это его неспособность позиционировать себя в рамках религиозного конфликта, который Европа переживала в то время. После столетий злоупотреблений и лицемерия со стороны церкви страны Северной Европы начали реформы, которые они собирались проводить с разрешения Святого Престола или без него. Учитывая гуманистические идеи и желание изменений в католической церкви, было немало тех, кто считал Эразма Роттердамского угрозой для этого учреждения.

Вот почему он должен был дать объяснения и публично заявить, что его нападки были не против самого учреждения, а тем более против Бога как источника разум и справедливость, но зло делают многие епископы и монахи, которые извлекали финансовую выгоду из слова Божьего и Библии, пользуясь своим стадо. Благодаря своему пониманию, Эразм смог избежать темной и длинной тени Святой инквизиции, особенно благодаря его блестящей работе с Библией, которая подтвердила его веру и преданность Богу.

Отношения с Мартином Лютером

В общем, Эразмус был согласен с первыми идеями Мартина Лютера, особенно в критике на пути к управлению Церковью.. Фактически, эти двое стали личными друзьями, Лютер был одним из немногих людей, которых Эразм Роттердамский признался публично восхищенными. И Лютер всегда защищал идеи Эразма, утверждая, что они были результатом чистой работы и высшей интеллектуальности.

Однако это восхищение и мирная ситуация между двумя не длились вечно. Вскоре Лютер начал оказывать давление на Эразма, чтобы тот публично поддержал его реформистские предложения., на что категорически отказался голландец, который не был сторонником занимать позицию. Фактически, сам Лютер настаивал еще больше, прося его стать видимым лицом реформистов.

Но давление шло не с одной стороны. Папа Климент VII заставил его открыто атаковать протестантов, пригласив его в библиотеку Ватикана для исследования. Но, несмотря на такое приглашение, Эразм Роттердамский продолжал отказываться работать на любой стороне, считаясь трусом и нелояльным. Популярна фраза, в которой Церковь обвинила Эразма в содействии протестантскому делу: «Ты снес яйцо и Лютер вылупил его », легенда гласит, что Эразм ответил иронической фразой« Да, но я ожидал цыпленка от другого. класс»

Есть много писем, которые показывают отношения дружбы и уважения между Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером. В первых письмах реформатор не устает превозносить работу Эразма в пользу лучшего и великого христианства, не упоминая Реформацию, которую он сам собирался инициировать. Со временем Лютер начал просить, а затем требовать, чтобы он оставил католицизм и присоединился к тогда еще только что зародившейся протестантской стороне.

Эразм отвечал на письма с пониманием, уважением и симпатией к реформистскому делу, когда он еще не был сепаратистом, и вежливо отказался занять партийную позицию. Он объяснил Лютеру, что если он станет религиозным лидером, это разрушит его репутацию ученого и поставит под угрозу чистое мышление, которое он пытался разоблачить в его работах, работе, которая была результатом напряженной работы на протяжении десятилетий, работы, которую Эразм Роттердамский считал единственной целью своего существования.

В то время как протестанты защищали идею свободы личности, католицизм отрицал, что человеческое существо может быть даже свободным, дискуссия, в которой, для разнообразия, Эразм Роттердам. Однако сам Эразм Роттердамский признал и критиковал преувеличения Лютера в своей книге De libero arbitrio diatribe sive collatio (1524). Однако вскоре после этого он проанализировал противоположные аргументы католиков и снова пришел к выводу, что в обеих позициях есть доля истины.

Эразм Роттердамский утверждал, что, действительно, Человек рождается связанным с грехом, но у него также есть подходящие способы просить Бога позволить ему развязать себя.. Правильная форма просьбы об этом предлагается только католической церковью, и грешник должен знать, как ею воспользоваться. Это был большой вклад в решение великой дилеммы своего времени, с которой столкнулись протестанты и католики.

Последние годы

Эразм Роттердамский провел свои последние годы, преследуемый как католиками, так и реформаторами. Католики видели в нем возможного диссидента, а протестанты — человека, который не решился сделать рывок навстречу новым реформам. Эти времена озлобляли его из-за этих жестких споров между мужчинами, и обе стороны, пользуясь его старостью, пытались дискредитировать фигуру Эразма Роттердамского.

В 1529 году город Базель, в котором продолжал жить Эразм, официально присоединился к Реформации, из-за которой старик снова вынужден был путешествовать из-за преследований швейцарских протестантов. Он основал свою новую резиденцию в имперском городе Фрайбург, населенном многими католиками. Там он продолжил свою неустанную литературную деятельность, завершив свой самый важный труд того времени, «Церковный» (1535 г.), пересказ библейской книги с тем же названием.

Вскоре после публикации этой книги он вернулся в Базель. Немедленно Он прекрасно сотрудничал с группой ученых, которые подробно изучали лютеранское учение.. Некоторые говорят, что это был тот момент, когда он окончательно порвал с католицизмом, хотя другие также считают это просто очередным изменением мнения в пределах его равноудаленности. Как бы то ни было, он будет сохранять эту должность до дня своей смерти 12 июля 1536 года в городе Базель в возрасте 69 лет.

Важность его философского наследия

Хотя фигура Эразма Роттердамского в свое время подвергалась критике и, по сути, все его работы попали в «Index librorum prohibitorum» Святого Престола.Со временем стал цениться европейский, пацифистский и многонациональный характер этого философа, который при жизни имел возможность посетить несколько университетов и культурных центров. Именно по этой причине Сеть академических обменов Европейского сообщества носит название программы Erasmus в честь характера и творчества этого великого мыслителя.

Игры

В произведениях Эразма Роттердамского проявляется его интерес к реформированию Церкви, хотя и не в лютеранском смысле. Католик, помимо большого интереса к классическому миру, гуманистическим идеям и идеям Возрождения, столь широко распространенным в его эпоха. Некоторые из его самых популярных работ перечислены ниже:

  • Адажио (1500-1536)
  • Enchiridion militiis christiani (1503 г.)
  • Автор ratione studii (1511)
  • Enchomion moriae seu laus stultitiae (1511)
  • Принципиальный институт христианства (1516 г.)
  • Novum Instrumentum (1516)
  • Парафраз Нового Завета (1516)
  • Коллоквиумы (1517 г.),
  • Spongia adversus aspergines Hutteni (1523).
  • De libero Arbitrio Diatribe (1524).
  • Первый том Hyperaspistes (1526)
  • Второй том Hyperaspistes (1527)
  • De pueris statim ac liberaliter instituendis (1528 г.)
  • Цицерониан, sive de optimo dicendi genere (1528 г.)
  • Utilissima consultatio de bello turcis inferendo (1530 г.)
  • Экклезиаст и Preparatio ad mortem (1534 г.)

Библиографические ссылки:

  • Бейчи, Иштван Питер (2001). Эразм и Средние века: историческое сознание христианского гуманиста. Издательство Brill Academic, Коллекция Исследования Брилла по интеллектуальной истории, Лондон. ISBN 90-04-12218-4.
  • Цвейг, Стефан (2005). Эразм Роттердамский: триумф и трагедия гуманиста. Paidós Ibérica Editions, Барселона. ISBN 84-493-1719-3

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Исторические особенности философии Возрождения, ее связь с культурой античности и средневековья. Антропоцентризм, секуляризация и учение о двойственной истине. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//174/istoricheskie-osobennosti-filosofii-vozrozhdeniya-ee-svyaz-s-kulturoj-antichnosti-i-srednevekovya-antropoczentrizm-sekulyarizacziya-i-uchenie-o-dvojstvennoj-istine/ (дата обращения: 5.01.2022)

Исторические особенности философии Возрождения

Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение — эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века — Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

  • • совершенствование орудий труда и производственных отно­шений;
  • • кризис феодализма;
  • • развитие ремесла и торговли;
  • • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
  • • укрепление, централизация европейских государств, усиле­ние светской власти;
  • • появление первых парламентов;
  • • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (цер­ковной) философии;
  • • повышение уровня образованности в Европе в целом;
  • • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
  • • научно-технические открытия (изобретение пороха, огне­стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись:

  • • гуманистическое (XIV — XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) — в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
  • • неоплатоническое (сер. XV — XVI вв.), представители которо­го — Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. — развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
  • • натурфилософское (XVI — нач. XVII вв), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;
  • • реформационное (XVI — XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др. — стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;
  • • политическое (XV — XV] вв., Николо Макиавелли) — изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
  • • утопическо-социалистическое (XV — XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

  • • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
  • • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
  • • перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию;
  • • принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
  • • большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству;
  • • торжество индивидуализма;
  • • широкое распространение идеи социального равенства

Связь философии Возрождения с культурой античности и средневековья

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название «Ренессанс», то есть «Возрождение». В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Неверно было бы считать, что средневековье совсем не знало античности или целиком ее отвергало. Уже говорилось, какое большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее — аристотелизм. В средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение — как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Антропоцентризм, секуляризация и учение о двойственной истине

Антропоцентризм и проблема личности

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность — это категория эстетическая, в то время как личность — категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий — критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности — способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV- XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, — даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, — индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика — таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

Тут, впрочем, необходимо учесть еще один момент. Мы теперь хорошо знаем, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин — как в средние века, так и любую другую эпоху, — для того чтобы исправно вести свое хозяйство, причем его знания относятся не только к земледелию, но и к массе других областей: ведь он сам строит свой дом, сам приводит в порядок нехитрую технику, разводит домашний скот, пашет, шьет, ткет и т.д. и т.п. Но все эти знания и навыки не становятся у крестьянина самоцелью, как, впрочем, и у ремесленника, а потому не делаются предметом специальной рефлексии, а тем более демонстрации. Стремлению стать выдающимся мастером — художником, поэтом, ученым и т.д. — содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века — святых.

Эта атмосфера особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии — во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.

Секуляризация

Секуляризация -процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как социальной группы и церкви как института или моральной силы; уменьшение религиозного влияния и усиления светского.

Впервые слово «секуляризация» в этом контексте было произнесено в 1646 г. на переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира после Тридцатилетней войны.
Речь шла об удовлетворении материальных претензий победивших держав за счет конфискации монастырских владений — секуляризации церковного имущества в пользу победителей. Отчуждение в пользу светского государства земель и другой церковной собственности довольно широко практиковалось европейскими монархами в XVII- XVIII вв. (в России — Петром I и Екатериной II). Впоследствии понятие секуляризации приобретает более широкое значение — она воспринимается как фактор, формирующий современную культуру и современное общество в качестве светской культуры и светского общества. 

Секуляризация в эпоху Возрождения.

Эта эпоха характеризовалась умственным и художественным движением, выразившимся в стремлении восстановить греко-римскую образованность. Первоначальная цель этого умственного и художественного движения была послужить более качественному изложению и распространению христианской культуры. Сторонников такого движения стали называть гуманистами.

По своей природе гуманизм не противен христианству. Первые гуманисты были последовательными и практикующими христианами. Более поздние гуманисту, увлекшись античной языческой культурой, стали пренебрегать христианством. Они отбросили богословие и христианскую философию как «софистику и варварство», и духовную пищу стали черпать из источников классической древности, считая христиан «обскурантами» (тёмными людьми). Начало, так называемого «нового гуманизма», в смысле языческом, было положено произведениями Данте, Петрарки и Бокаччо. Распространению этого направления способствовал упадок духовной жизни среди части христиан и прибытие в Западную Европу ученых греков. Новый подход к пониманию классических наук свершился постепенно.

Важнейшая особенность, отличавшая эпоху Возрождения от всех предшествующих, состояла в сильно выросшей роли умственного труда, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий. В европейском Средневековье они выходили в корпорации, объединяющие их по профессиям (цехам»), быть то преподаватели университетов и других школ, врачи, художники. Деятельность таких корпораций строго регламентировалась, что во многом объяснялось ее сакральной оценкой. Отсюда огромная роль Церкви в такого рода регламентациях. Представители умственного труда, не связанные с Церковью, в условиях европейского Средневековья – явление очень редкое. Распад корпоративно-цеховных связей в городах и усиление в них роли индивидуального начала вместе с большим ростом числа лиц умственного труда, во многом предопределяли относительную независимость этой активнейшей социальной прослойки, не всегда находившейся непосредственно на службе Церкви. Появление этой категорий лиц, которая отнесла себя к гуманистам, положило начало процессу возникновения светской интеллигенции и секуляризации.

Немало важно и то, что гуманистическое движение началось в эпоху упадка морально-политического авторитета папства, связанного с событиями его «авиньонского плена» и великим расколом в католической церкви, когда в противовес «законным» папам появлялись антипапы, и когда на церковных соборах оспаривалось верховенство пап в жизни церкви.

Наступившее Возрождение и гуманизм характеризовались национализмом, индивидуализмом, мирским духом, критицизмом, обращением к духовной античности. В эпоху Возрождения возникает скрытая, но реальная враждебность к католическому христиантсву, еоторое стремилось умерить, обуздать человеческие инстинкты, которые кажутся многим естественными и таким образом католичество станоится потенциальныи и реальным их противником.

Учение о двойственной истине

Теория «двойственной истины» — возникшее в Средние века учение о философском и религиозном знании как двух аспектах истины или же двух самостоятельных истинах. Учение получило развитие в трудах аверроистов, представителей Шартрской школы, а также в учениях Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и еврейского философа Исаака Альбалага.

Под «двойственной истиной» имеется в виду учение, согласно которому существует одна истина для науки, а другая — для религии. Это разграничение в свое время имело большое положительное значение в нескончаемых спорах об истинности религиозных принципов.

Есть истина философии и есть истина религии, утверждают представители аверроизма. Поскольку философия независима от религии, постольку возможно противоречие между утверждениями философии и религиозными догмами. В отличие от Сигера Брабантского и других аверроистов, у самого Аверроэса истина философии (истина разума) имела приоритет над религиозной истиной: богооткровенные тексты в случае противоречия истинам разума должны подвергаться аллегорическому толкованию. Таким образом, у Аверроэса концепция двойственной истины превращается в концепцию, согласно которой истину способна адекватно представить только философия.

То, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот.

Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверро¬изм получил широкое распространение, преподавался в универ¬ситетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение «О единстве разума против аверроистов».

В европейской мысли предтечей концепции двух истин оказался средневековый схоласт, представитель Шартрской школы Жильбер Порретанский. Из гносеологии Жильбера вытекало, что любое познание предполагает создание понятий, которые следует применять для познания единичных конкретных предметов. Поэтому теология как учение о Боге, который трансцендентен миру, невозможна в понятийной форме, понятие соответствует лишь материальной вещи. Отсюда следует, что философию и теологию никак нельзя смешивать, и противоречие между их истинами невозможно.

Позднее учение о двойственной истине поддерживали также Уильям Оккам, Пьетро Помпонацци.

Концепция истины Фомы Аквинского стала классической в католическом вероучении. Согласно ей, философия и религия абсолютно различны по методу, но лишь частично — по предмету.

calendar28.06.2016, 8606 просмотров.

  • Рассказ о сувенире из россии английский язык 5 класс
  • Рассказ о судьбе героев их поступках приключениях род литературы
  • Рассказ о строении вселенной на основе учений коперника бруно и галилея
  • Рассказ о строительстве чебоксарской крепости кратко
  • Рассказ о строительстве пирамид в древнем египте 5 класс