Рассказ о стилях речи 6 класс

Главная справочники справочник по русскому языку для начальной школы речь и е характеристики стили речи стиль речи - это применение
  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Речь и её характеристики
  5. Стили речи

Стиль речи — это применение языкового стиля в данной речевой сфере.

В русском языке всего 5 стилей речи:

  1. разговорный;
  2. художественный;
  3. публицистический;
  4. официально-деловой;
  5. научный.

Различаются стили устной и письменной речи. К устной речи относят разговорный стиль, к письменной речи — все остальные.

Каждый стиль имеет свою цель, используется в определенной сфере и обладает определёнными признакам, по которым их различают.

Разговорный стиль

Этот стиль речи используется в быту, при неформальном общении с родственниками, друзьями, коллегами. Для этого стиля характерно употребление обращений, слов с суффиксами разных окрасок (силища, мамочка и т.д.). В разговорном стиле используются нейтральные слова и разговорные слова, жаргонизмы.

Художественный стиль

Этот стиль речи используется в художественной литературе. В нём употребляются эпитеты, слова в переносном значении, образные сравнения и обороты речи. Этот стиль особенно выразительно передаёт эмоции, чувства, сильно воздействует на читателя.

Публицистический стиль

Используется в средствах массовой информации (в статьях, очерках, агитациях, выступлениях). В этом стиле также используются средства художественной выразительности, чтобы донести до читателя информацию. В стиле часто употребляются побудительные предложения, риторические вопросы (без ответов) и восклицания.

Официально-деловой стиль

Используется в официально-деловой среде для общения граждан в учреждениях. Особенность этого стиля — точность, достоверность информации. В нём присутствует много штампов речи, слова используются в прямом значении, предложения по цели высказывания — повествовательные.

Научный стиль

Используется в сфере науки, его цель — сообщение научной информации. Для этого стиля характерно строгое изложение фактов, слова в переносном значении, средства художественном выразительности и эмоциональная окраска не допустимы.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Текст

Средства художественной выразительности речи

Речь и её характеристики


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 225,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 226,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 227,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 228,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 33,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 171,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 244,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 247,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 248,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 249,
Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 91,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 16,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 48,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 577,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 759,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 760,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 775,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 792,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 135,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 137,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 84,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 142,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 174,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 654,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 731,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 737,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 8,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 326,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 442,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 552,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 268,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 38,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 63,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 374,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 19,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 196,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 198,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 458,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 26,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 11,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 41,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 128,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 168,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 175,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 380,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 412,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Стили речи языка — что под этим понимается

Стиль речи (жанр) — разновидность литературного языка, используемого в конкретной сфере человеческих коммуникаций, обусловленная особенностями общения между людьми в этой сфере.

Применение того или иного стиля зависит от:

  • цели общения (повествования);
  • аудитории слушателей (читателей);
  • конкретной ситуации, в которой будет использован текст (устно или письменно).

Поскольку каждый из стилей имеет определенную функцию, то более точным следует считать понятие «функциональные стили речи».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Сколько стилей речи существует, сфера применения, характеристики

Для каждого стиля речи существует как устная, так и письменная форма, свои особенности использования литературных норм языка. Выделяют пять основных функциональных стилей речи, которые различают, исходя из условий и целей общения. В зависимости от того, к кому человек обращается и какую информацию собирается сообщить (научную, официальную или просто чем-то поделиться), он выбирает соответствующий стиль речи: простой разговорный или один из книжных (художественный, публицистический, научный либо официально-деловой).

Отличительные синтаксические особенности

Разговорный

В основном используется в устной речи (беседе), чаще в виде диалоговой формы. В письменном виде встречается в личных письмах, открытках, записках. В современном мире распространился на личные сообщения и беседы в мессенджерах, социальных сетях.

К признакам разговорной речи относятся дополнительные средства выразительности: жестикуляция, мимика, интонация. Для него характерны емкая и непринужденная лексика, короткие и выразительные предложения (зачастую вопросительные и восклицательные), обыденные темы, использование разговорных, эмоциональных слов. Основная функция — обеспечить коммуникации между людьми в повседневной жизни. Применяется для общения в непринужденной, неофициальной обстановке, в быту. 

Официально-деловой

Используется в официальных ситуациях — в сферах дипломатии, юриспруденции, делопроизводства. Является языком составления документов, требует соблюдения определенных правил регламента, официальности. Для него характерны применение официально-деловой лексики (номенклатурных наименований, сложных слов и языковых конструкций, прямой порядок слов).

Ему присущи строгая структура, стандартная схема составления документа, использование языковых клише, точность, конкретность, безличность. Он не приемлет абстрактных рассуждений и приблизительных данных, исключает возможность неправильного толкования. Выполняет как функцию передачи официальной и деловой информации, так и функцию регламентации различного вида отношений. 

Научный

Применяется в учебной и образовательной литературе, энциклопедиях, при написании научных трудов, статей. Используется как в письменной, так и устной речи (при взаимодействии между учащимся и преподавателем, во время доклада). По своей сути является энциклопедическим.

Для этого жанра характерны доказательность, конкретность, точность, логичность, однозначность, объективность. Часто в тексте встречаются цитаты, ссылки на источники, научно подтвержденные цифры и факты, специфическая лексика и терминология, свойственная конкретной области науки, схемы и формулы. Ему соответствует строгость изложения, употребление слов в их прямом значении, сложные синтаксические конструкции. Основная функция — сообщение научных сведений, обмен научной информацией. Помимо чисто научного стиля, выделяют научно-популярный и научно-учебный. 

Публицистический

Используется в публичных выступлениях, дискуссиях, докладах, злободневных статьях (включая интервью, репортажи, фельетоны), новостях в СМИ на тему культуры, политики, экономики, общественной жизни. Его функция — обсуждение социально-значимых, насущных проблем, вопросов. Цель — сформировать общественное мнение, убедить в чем-то читателей или слушателей, воздействовать на них через передачу эмоций.

Является экспрессивным стилем, использует соответствующую лексику, риторические языковые конструкции, призывной пафос. Допускает использование оценочных суждений, игры слов, обобщений, категоричных высказываний. Для него характерны образность, логичность и четкость, насыщенность информацией, актуальность, оперативность и общедоступность для понимания.

Художественный

Используется при написании литературных произведений. Цель художественного стиля речи — сформировать у читателя художественный образ, вызывая у него эстетические переживания и эмоциональный отклик. Для этого писатель применяет необычный синтаксис, различные художественные приемы (отрицательного сравнения, обманутого ожидания и пр.), средства языковой выразительности (гиперболы, метафоры, эпитеты), эмоционально окрашенную лексику. Художественный стиль допускает использование элементов любого жанра и сленга, ему свойственны индивидуальность и образность.

Главной функцией является эстетическая, дополнительные — отображение окружающей действительности с разных точек зрения, косвенное воздействие на читателя через его душевное состояние. 

Как определить какой стиль используется, признаки

Существует специальная лингвистическая наука, занимающаяся изучением стилей речи, различий между ними, характерных особенностей — стилистика. Согласно этой науке для определения стиля речи необходимо проанализировать следующие его признаки:

  • кому адресован текст;
  • письменная или устная речь;
  • форма и жанр высказывания;
  • используемая лексика;
  • цель высказывания.

Рассмотрим пример с устной речью. Она может быть использована как в разговорном, так и публицистическом стиле. Для точного определения надо проанализировать ее признаки. Для какой аудитории она предназначена? Для массовой или единичного слушателя? Ставится ли цель убедить в чем-то? Или это просто передача обыденной информации? Какой тип лексических средств используется — экспрессивно насыщенный, с риторическими высказываниями или незамысловатые конструкции с обыденными фразами? В первом случае это будет публицистический стиль, во втором — разговорный.

Когда в тексте передается информация, следует обратить внимание на ее характер. Если это статья в журнале или параграф учебника, содержащие научные сведения, то и стиль используется научный. 

Если же это газетная заметка с краткой деловой информацией о предстоящем событии (что, где, когда должно состояться), она написана в официально-деловом стиле. 

Если в газетной статье изложено подробное описание уже состоявшегося события, при этом использованы различные выразительные средства, создающие красочные, художественные образы события, людей, природы с целью вызвать эстетические переживания у читателя — это художественный стиль.

Если о событии рассказывается с целью привлечь внимание общественности, при этом употребляются призывы к действию, пафосная речь — это публицистический стиль, так же как и предвыборная речь кандидата, напечатанная в той же газете с целью убедить читателей проголосовать за него.

Любое художественное произведение (стихотворение, поэма, элегия, рассказ, новелла, повесть, роман, драматургическое произведение, эссе и т.д.) несмотря на наличие в нем элементов разных стилей, все же будет относиться к художественному. 

Строгая форма изложения характеризует сразу два стиля — официально-деловой и научный. Но в первом случае речь будет идти об информации, регулирующей отношения между субъектами общества, а во втором — о научных фактах и явлениях жизни, природы и общества, с их объяснениями.

Примеры описания погодного явления в разных стилях:

  1. «МЧС информирует: по данным Гидрометцентра, сегодня и завтра в крае ожидаются дожди с грозами, градом, ветром до 22 м/с» (Официально-деловой стиль).
  2. «Неожиданно и стремительно из-за горизонта надвинулась черная туча. Она словно заняла собой все небо. Внезапно вокруг стало темно и немного жутко от необычной тишины. Но это было лишь затишье перед бурей. Резко подул сильный, холодный ветер. Ослепительная молния на миг вспыхнула и осветила все вокруг. Следом за ней как артиллерийский выстрел прогрохотал гром. С неба лавиной хлынули дождь. От сильного ветра на реке поднялись пугающе темные волны. Они угрожающе бились о борт стоящего теплохода, раскачивая его» (Художественный стиль).
  3. «Гроза — атмосферное явление, образующееся в кучево-дождевых облаках. Во время грозы возникают молнии (электрические разряды среди облаков или между ними и поверхностью земли), которые сопровождаются громом. Для грозы характерен шквалистый ветер, град, ливневый дождь» (Научный стиль).
  4. «Вы заметили, что грозы в последнее время заметно участились? Начинается сезон сильных гроз обычно с наступлением лета. Гроза — опасное природное явление, которое может принести немало бед человеку. Необходимо помнить, что во время грозы опасно находиться под высокими, отдельно стоящими деревьями, особенно стоящими посреди поля. Велика вероятность, что молния ударит именно в него. Обязательно расскажите об этом своим детям»! (Публицистический стиль).
  5. «Я слышал, у вас вчера была сильная гроза. Никто не пострадал? Говорят, что от сильного ветра срывало металлические конструкции и переворачивались машины. Это правда?» (Разговорный стиль).

Презентация по русскому языку на тему «Типы и стили речи» (6 класс).

Содержание

1.Стили речи.2.Типы речи.

Характеристика стилей речи:

Разговорный. Общение(разговорные слова, неполные предложения,диалог )

НАУЧНЫЙ-сообщение(термины)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова)

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение)(особые слова и обороты)

Разговорный стиль

Особенности разговорного стиля

Цель — общение

Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми,сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.

Стилевые черты

— Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. — Мы не знаем , какие слова подберём. — Мы должны видеть и слышать участника разговора.

Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечныхслов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и короткихпредложений, богатство интонаций.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Сфера употребления – язык художественной литературы.

Цель использования – создание художественного образа,эмоционально – эстетическое воздействие.

Языковые средства : 1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2.Стилистические фигуры ( фигуры речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация ,инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,обращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора.

Художественный стиль отличается образностью,широким использованием изобразительно –выразительных средств языка.

Художественный стиль речи

1. Предназначен для создания художественных, поэтических образов , эмоционально – эстетическоговоздействия , и все языковые средства , включаемыев художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля.

2.Основная функция – эстетическая.

3.К средствам

художественной выразительности

относятся РИТМ , РИФМА , ИНТОНАЦИЯ, ЗВУКОПИСЬ

4.Характерная особенность – соединение различныхстилей речи , совмещение слов «высоких» и «низких»,присутствие разговорной лексики ,иногда – просторечий , диалектизмов, профессионализмов.

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Сфера употребления — используется в официальной обстановке ( сфера законодательства , делопроизводства,административно – правовой деятельности ).

Цель: сообщение, информирование.

Основные жанры: законы, приказы ,постановлениярезолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции,объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт ,докладная…)

Особенности языка:1.Официально – деловая лексика2.Устойчивые , стандартизированные обороты речи3.Точность,не допускающая иного толкования.

Официально – деловой стиль речи.

Сфера употребления – правовые , служебные , производственные отношения.

Цель использования – сообщение, информирование.

Основные черты: 1.Точность, не допускающая иного толкования.2.Неличный характер. 3.Стандартизованность,стереотипностьпостроения текста.4.Долженствующе-предписывающий характер.

Языковые особенности.1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии.2.Синтаксис – осложнённые простые предложения.3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание.4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительныесредства языка.

Схема научного стиля речи

Речевая ситуация :

ЦЕЛЬ — СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

Стилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость,точность , доказательность, неэмоциональность и объективность

Стилистический эксперимент

Задание

Типы речи

Повествование

Описание

Рассуждение

Типы речи . Повествование.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком – то событии в его временной последовательности.

Композиционные особенности: 1. Произведения повествовательного типа могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия (т.е. событие может передаваться в прямой , хронологической последовательности и в обратной , когда мы сначала узнаём о развязке , а потом уже о самом дейcтвии).

2. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается в наглядном представлении действия.

3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим последовательно сменяющие друг друга события ,по-могают развёртыванию повествования.

ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ , сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

Главное – порядок протекания действия и развитие сюжета

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ , особенно формам прошедшего времени совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помогают развёртыванию повествования ).

К тексту – повествованию можно поставить вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.

Повествование и его структура

Вступление

Завязка

Развязка

КУЛЬМИНАЦИЯ

Заключение

Описание и его структура

Описание – словесное изображение какого — либо явления действитель –ности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель)увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

Композиция описания:1.Общее представление о предмете.2.Отдельные признаки предмета. (описание деталей, частей)3.Авторская оценка, вывод ,заключение .

Языковые особенности:1. Широкое использование слов, обозначающих качества , свойства предметов. 2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,а для особой наглядности ,изобразительности – в форме настоящего времени.3. Важную роль играют определения , назывные и неполные предложения .

Объекты описания в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные

Рассуждение и его структура

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли .

Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснованные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента , с которым вы не согласны.

Композиция1. Тезис ( высказывается какая – то мысль )2. Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли). а)… б)… в)…

Убедительные, сопровождаемые примерами

3. Вывод ( заключение )

Рассуждение и его характерные особенности

Важно, чтобы

а) тезис был доказуемым и чётко сформулированнымб) аргументы были убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезисав) между тезисом и аргументами, а также отдельными аргументами устанавливалась логическая и грам — матическая связьг) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое бес – спорное доказательство).д) для грамматической связи между аргументами , а также между тезисом и аргументами использовались вводные слова: во – первых , во – вторых , наконец , итак , следовательно , таким образом

Жанровые формы рассуждения

Письмо

Статья

Автор: Коноплева Елена Александровна

Организация: МКОУ СОШ №15

Населенный пункт: Ставропольский край, Изобильненский район, станица Староизобильная

Тип урока: урок – исследование нового материала.

Решаемые учебные проблемы: расширять представление о понятии стили речи, углублять понимание особенности стиля речи, обогатить словарный запас, обучить навыкам применения всех изученных материалов по теме, тренировка практического умения определять стиль речи, проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы.

Формы организации деятельности учащихся: аналитическая работа с текстами разных стилей, выразительное чтение, беседа с использованием «метода творческого погружения», групповая работа.

Основные виды деятельности учителя: исследовательский метод, технология формирования УУД, рефлексивная лекция, эвристический метод.

Технологии: коммуникативно-диалоговая.

Цели урока: познакомить с особенностями стилей речи, сферой их употребления, формировать практическое умение определять признаки стилей речи, проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы.

Развивающие: формировать умение читать и понимать текст, развивать умение определять стилевые особенности текста, объяснять те приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла.

Воспитательные: нравственное воспитание учащихся

через осмысление текстов, предложенных на уроке для

анализа; воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: наглядные пособия, раздаточные материалы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

эвристический.

Задачи для школьников:

Познавательные: осознанно строить сообщения, используя знания, полученные на уроке, извлекать и структурировать информацию; сравнивать и оценивать её.

Регулятивные: осуществлять контроль по результату, выделять и формировать то, что усвоено и что еще необходимо усвоить; адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок.

Коммуникативные: строить высказывания монологического характера, вести диалог; уметь слушать; осуществлять взаимоконтроль.

Межпредметная связь: история, музыка, русский язык, информатика.

Планируемые образовательные результаты: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы; смысловое чтение, уметь работать самостоятельно и в группе, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; воспитывать любовь и уважение к русскому языку, развивать эстетический вкус.

Методы и приёмы: эвристическая беседа, приём анализа, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи как образца чтения художественного произведения.

Оборудование:

  • презентация по теме с использованием схем и таблиц;
  • аудиозапись чтения;
  • видео
  • видеоурок (фрагменты)

Технологическая карта урока

Тема урока: Текст и стили речи.

Изучать родной язык необходимо…чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей.

Н.Г. Чернышевский

Ход урока:

1.Организационный момент, мотивация учебной деятельности.

Приветственное слово учителя. Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я уверена, что вы готовы к работе.

Снова наступил сентябрь, и мы опять вместе. Только вы стали немного старше, а значит и знаний вам надо получить еще больше. Вот этим мы и займемся сегодня.

II. Объяснение нового материала. Слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами начали работу с текстом. Ребята, дайте определение, что такое текст.

— какие бывают тексты по форме, по виду, по типу?

Слайд 2

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

По форме -устные и письменные.

По виду речи-монологические и диалогические

По типу -повествование, описание, рассуждение

— Назовите основные признаки текста (Цветок)

Слайд 3

(Замысел, тема, основная мысль, заглавие, начальное предложение, ключевые слова, конечное предложение)

Учитель: -Молодцы. Мы можем продолжать работать с текстом и добывать новые знания.

Учитель: Нужно ясно понимать,

Что задача не простая:

Мысль словами выражать-

Суть общения такая.

Диссертация, беседа

Речь, статья или роман

Заявление на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всем система.

Ну к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила дилемма,-

Нужно стили речи знать.

Учитель: Определите основную мысль стихотворения? Для чего необходимо знать стили речи? Кто догадался, какая будет тема нашего урока? (Текст и стили речи).

Запишите число и тему нашего урока.

+ Слайд №4 (эпиграф!) Обратите внимание на эпиграф.

-Учитель: Что же такое стиль? Прочитайте значение этого слова в статье из толкового словаря С.И. Ожегова.…

-Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте его.

Слайд 5 ( Ожегов)

Учитель – откройте учебники на стр.47. Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

Слайд 6 (стили речи)

-Учитель: Каждый функциональный стиль характеризуется:

— сферой применения;
— основными функциями;
— стилевыми признаками;
— языковыми особенностями;
— жанрами.

-Наша цель на сегодняшнем уроке: расширить знания о стилях речи, сфере их употребления.

Перед вами ставятся следующие задачи:

Слайд 7 Задачи

1. Научиться распознавать принадлежность текста к определенному стилю

2. Сопоставлять тексты разных стилей речи;

3. Уметь различать стили текста;

4. Применять полученные знания на практике;

5. Развивать внимательность, самостоятельность, умение высказывать свою мысль.

-Учитель: Итак, разговорный стиль. Внимательно слушаем объяснение

Слайд 8 (стили речи) С 1 мин. 45 сек. )

https://www.youtube.com/watch?v=OcOQHIqceHw (разговорный стиль)

Просторечные слова:

1. дровишки, вестимо, у отца-то

Семья-то, мужиков-то

2.неполные предложения в диалоге

Ребята, давайте запишем особенности разговорного стиля и сферу его употребления.

Слайд 9

1.Особенности разговорного стиля:

-непринужденность;

-эмоциональность.

-спонтанность

2.Сфера употребления:

-общение в быту;

-послания.

-Учитель: Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Слайд 10

Стиль логичный, объективный,

В нем – прямое слов значенье.

Применять их эффективно

В описании явленья.

Образности в стиле нет,

Тропы не в участии.

В центре не один предмет,

А общее понятие.

Можем мы всегда узнать

Стиль сухой, немного скучный.

«Термин!» — стоит лишь сказать-

Перед нами стиль –

Слайд 11

Научный стиль

Ученик : Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Слайд 13 (текст)

Слайд 14 ( особенности стиля) Записать

-Учитель: а теперь поговорим о другом стиле, с которым часто работаем на уроках литературы

Стиль художественной литературы

Ученик : Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

В художественном стиле используются изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.

Слайд 15 (средства выразительности)

Учитель: обратимся к упр. 85, на стр. 47

https://www.youtube.com/watch?v=C1L5qj61Adg (упр. 85)

Проверьте, все ли выделенные буквы вставлены верно?

Слайд 16 (особенности стиля) записать

.

Физминутка

Учитель :-О каком стиле мы еще ничего не сказали? Деловой стиль

Слайд 18 ( Тексты.)

Учитель: каким общим словом можно назвать заявления, объявления, квитанции, расписки и т.д. ? ( документы)

Слайд 19

Ученик: основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Слайд 20 (особенности) Можно не записывать. Это тема следующего урока.

3. Закрепление изученного.

Учитель: мы провели исследование по теме «Текст. Стили речи». Настало время проверить полученные знания.

Сдайд 21 ( помоги…) Слайд 22

Задание 1. Найдите верное соответствие из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся в левом. Все характеристики перемешаны.

1. Художественный стиль

А. Сфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника.

2. Научный стиль

Б. Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств.

3. Официально-деловой стиль

Г. Сфера употребления – официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Цель – сообщение, информирование.

4. Разговорный стиль

Д. Основные признаки – точность, логичность, отвлеченность и обобщенность, отсутствие художественного вымысла, объективность, наличие только достоверных фактов. Цель – сообщение научной информации.

-Взаимопроверка !!!

Слайд 23 (ответы)

Учитель: Кто-нибудь ошибся?

-А у вас новое задание

Слайд 24 .Задание 2.
Проведи соответствия между текстами и названиями стилей:

Текст 1Долгов Николай, ученик 6 класса, учится в школе №14 с 1 класса…

Текст 2. Не могу справиться с собой, когда, бывает, подкатывает под самое сердце радость ни с того ни с сего.

Текст 3. В результате специальных опытов удалось узнать, что корень извлекает из почвы.

Текст 4. Удивителен лес зимой! Деревья одеты в теплые серебряные шубки. Все сверкает алмазной россыпью.

Художественный

  •  
  • Научный
  •  
  •  
  • Разговорный
  •  
  • Официально-деловой

Задание 3. ( Видео)

Учитель: это задание для вас подготовили ребята из СОШ№ 4 с. Московского. Внимание на экран!

(Диалог)

5. Рефлексия: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Оцените свою работу при помощи смайлика.

Слайд 27

4. Итог урока.

Языкэто океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму куба, бутылки, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи.

(В. Солоухин).

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

(От нас зависит, как мы будем использовать язык)

Я желаю вам создавать для выражения своих мыслей только удивительные и прекрасные формы, подобные хрустальному шару.

Слайд 28

Ресурсы сети Интернет:

  • Фрагмент видеоурока (https://www.youtube.com/watch?v=OcOQHIqceHw)
  • Фрагмент видеоурока (https://www.youtube.com/watch?v=C1L5qj61Adg)
  • 1613503742_2-p-russkii-yazik-fon-dlya-prezentatsii-nachal-2
  • 790c8cc42d45393b266963bbd10310e789
  • 4b0e768635a93fd79c73300baaaf7da2
  • https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F.%20%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2.%20%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C&from=tabbar&p=13&pos=524&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fds02.infourok.ru%2Fuploads%
  • https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8&p=9&pos=383&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0827%2F000cecee-25c99a2a%2Fimg31.jpgimg33
  • dex.ru/images/search?from=tabbar&text=Стили%20речи&p=10&pos=426&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcf2.ppt-online.org%2Ffiles2%2Fslide%2Fi%2FI4V6Qwtj9CiYDkFxWygHZbvlnP0Nsh7MrXKzU5%2
  • https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8&p=11&pos=449&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcf2.ppt-online.org%2Ffiles2%2Fslide%2Fi%2FI4V6Qwtj9CiYDkFxWygHZbvlnP0Nsh7MrXKzU5
  • https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8&p=16&pos=651&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcf2.ppt-online.org%2Ffiles2%2Fslide%2Fi%2FI4V6Qwtj9CiYDkFxWygHZbvlnP0Nsh7MrXKzU5

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8&p=2&pos=114&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fpowerpointrus.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fsite-images%2Fpresentations%2F5-1

  •  

На столах у каждого ученика.

1.Словарная статья из словаря С. Ожегова

2.Распечатка задания № 1

3 Распечатка задания №2

4.Распечатка диалога

Приложения:

  1. file0.docx.. 18,5 МБ

  2. file1.pptx.zip.. 4,8 МБ

Опубликовано: 06.11.2021

Основной элемент речи — это стиль. Он служит оформлением текста, своего рода его «одеждой». А одежка, как знаем, говорит о многом.

какие бывают стили текста

Для написания любого материала могут применяться разные стили текста (или речи — это одно и то же). Тут главное сделать правильный выбор, так как различные типы и стили текста подходят для определенной сферы общения (научная, официально-деловая, СМИ, быт, интернет и т. д.).

Результат диалога напрямую зависит от правильно подобранного стиля. Особо важно правильно подавать информацию для читателей, поскольку вербальные данные отсутствуют. Они, к сожалению, не могут увидеть ваши жесты, взгляд и мимику.

Из статьи вы узнаете, какие бывают стили текста + получите готовые примеры.

Какие бывают стили текста

В настоящее время различают 5 видов текста:

  • научный;
  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • художественный;
  • разговорный.

Каждый из них отличается определенным сочетанием таких элементов, как структура текста, слова и предложения (синтаксическая конструкция).

Обзор стилей речи, как определить стиль текста

Научный — применяется для написания диссертаций, монографий, статей и пр. Текст научного стиля легко определить. Для него характерно:

  • наличие множества незнакомой терминологии;
  • громоздких предложений;
  • объемных абзацев (на пол страницы);
  • применение массы существительных и совсем немного глаголов;
  • безличность, т. е. вместо «я» — «мы».

Деловой стиль текста и официальный стиль текста совмещен в один — официально-деловой. И не зря, ведь они очень близки. Сотрудники коммерческих и государственных учреждений знают об этом не понаслышке. Все официальные документы, начиная с законов и заканчивая деловыми записками, пишутся в этом стиле.

Это язык отчетов, инструкций, накладных и т. д. Он характеризуется: отглагольными существительными, прямым порядком слов, длинными предложениями, жесткой логикой, широким использованием языковых клише и штампов, предельной точностью в изложении информации в ущерб удобства восприятия и легкости чтения.

Публицистический — встречается в журналах, газетах, статьях в общественных блогах, новостных сайтах и других СМИ. Его особенность — твердая нацеленность на результат: подача информации, которая будет воздействовать на мировоззрение большого числа людей и влиять на их отношение к общественным делам и проблемам.

Текст публицистического стиля часто состоит из отвлеченных слов и понятий, имеющих большое политическое, нравственное или общественное значение. Например, такие слова и фразы как прогресс, свобода слова, патриотизм, развитие и мн. др. Также ему свойственны: образность, логичная подача информации, призывы к действию, оценки и насыщенность эмоциями.

Художественный — богат на экспрессивно-эмоциональную лексику. Опознать  художественный стиль текста просто: множество метафор и сравнений, наличие оттеночных слов (жаргонных, устаревших, ругательных), необычная авторская позиция, легкие для восприятия предложения.

Разговорный — встречается в повседневном живом общении. При желании автора установить более тесный контакт со своими читателями, этот стиль используется в письменной речи. Он часто встречается в продающих текстах, заметках соцсетей, личных заметках в блоге и др.

Текст разговорного стиля отличается ярко выраженной экспрессией, красочностью, живой речью, высокой субъективностью и оценочностью, неполными предложениями, разговорными и просторечными словами и оборотами, повторами. А иногда даже ненормативной лексикой.

Стили текста, примеры

Примеры научного стиля

Эксперимент Галилео Галилея получил следующий результат: следствие закона всемирного тяготения и закона, в соответствии с которым ускорение, испытываемое телом, прямо пропорционально силе, действующей на него, и обратно пропорционально массе.

Археологи уверяют, что недавно обнаруженный при раскопках артефакт, получивший название «Глаз змеи», создан народами древней Месопотамии. Открытие ученых опровергает раннюю теорию.

Примеры официально-делового стиля

По итогам 2018 года, эксперты несколько ухудшили прогноз роста реального ВВП Украины до 3,447 % против 3,5 %, прогнозируемых Фондом в октябре в обзоре «Перспективы мировой экономики».

ПРИКАЗ о приеме на работу

Приказываю:

Принять на работу уборщицей Зайцеву Марию Александровну, на условиях трудового договора №65 от 27 апреля 2018 года без установления испытательного срока, с оплатой согласно штатному расписанию с 27 апреля 2018 года.

ОСНОВАНИЕ: Трудовой договор № 65 от 27.04.2018 года.

Примеры публицистического стиля

На YouTube набирает популярность видеоролик, в котором щенок подружился с ротвейлером. Собака ласково облизывает своего друга, который бодро мурлычет и облизывает ее в ответ.

В начальной школе села Серая Кобыла учительница младших классов надругалась над ребенком и в порыве страсти надорвала ему ухо. Об этом сообщают местные новости. Более того злосчастный педагог объявил на камеру, что ребенок его якобы спровоцировал. Оказывается, на учительницу ранее уже поступали жалобы со стороны родителей. Но до этого конфликты удавалось «замять». Руководитель начальной школы Зубар Алена Петровна заявила, что она «обеспокоена этим инцидентом».

Примеры художественного стиля

Приятель мой и жена его были бездетные, жили в собственном домике на краю города. Он хотя и имел инвалидность, но работал шофером в автороте, устроился и я туда же. Поселился у приятеля, приютили они меня. Разные грузы перебрасывали мы в районы, осенью переключились на вывозку хлеба. В это время я и познакомился с моим новым сынком, вот с этим, какой в песке играется.

Да такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было, но их предполагали- и они родились. Я был скромен, меня обвинили в лукавстве, я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло, никто меня не ласкал, все оскорбляли, я стал злопамятен, я был угрюм- другие дети- веселы и болтливы, я чувствовал себя выше их, а меня ставили ниже, я стал завистлив! Я был готов любить весь мир- меня никто не понял, я выучился ненавидеть.

Я говорил правду мне не верили- я начал обманывать…

Примеры разговорного стиля

Алоха! Если ты жадно глотаешь эти строки скорее всего ты безработный. Мы предлагаем тебе удобное кресло, уютный офис и бесплатное кофе. Не убедили? Чтобы посчитать все плюшки, загибай пальцы: деньги, драйв, фан, красивые девчонки, и уйма экспериментов. В общем, скучно не будет — это точно! Смысл ждать? Подавай заявку прямо сейчас.

Вчера посчастливилось побывать на концерте новой «талантливой» поп-дивы, которую продвигает Лепс. Это жесть! Прокуренный голос, мальчишеская фигура, рябое личико, и он еще хочет отправить ее на «Новую Волну», наивный тунгусский предприниматель.

Итог

Чтобы не остаться без читателя, каждый копирайтер обязан знать, какие бывают стили текста. При создании каждого материала уделяйте внимание аудитории. Очень важно подобрать стилистику, которая будет для нее понятной. Читатель не должен спотыкаться об утесы словосочетаний и тонуть в переизбытке непонятных фраз.

сообщить об ошибке

Обнаружили в тексте грамматическую ошибку? Пожалуйста, сообщите об этом администратору: выделите текст и нажмите сочетание горячих клавиш Ctrl+Enter

Понравилась статья? Угостите админа кофе.

  • Рассказ о стиве джобсе на английском
  • Рассказ о стефане пермском
  • Рассказ о старинных вещах
  • Рассказ о старинной профессии 3 класс
  • Рассказ о старом солдате из стиха бородино 5 класс