Рассказ о совести для 4 класса

Совесть случилось это в давнишние, давнишние, незапамятные времена, когда и летописей-то еще не писалось! случалось и тогда людям делать глупости,

СОВЕСТЬ

Случилось это в давнишние, давнишние, незапамятные времена, когда и летописей-то еще не писалось! Случалось и тогда людям делать глупости, но никто их глупостей не записывал. Оттого, может быть, мы и считаем наших предков мудрыми.

В те незапамятные времена и родилась на свет Совесть. Родилась она тихою ночью, когда все думает. Думает речка, блестя на лунном свете, думает тростник, замерши, думает трава, думает небо. Оттого так и тихо.

Днем-то все шумит и живет, а ночью все молчит и думает. Каждая куколка думает, с какими бы пестрыми разводами ей выпустить бабочку. Растения ночью выдумывают цветы, соловей — песни, а звезды — будущее.

В такую ночь, когда все думало, и родилась Совесть. С глазами большими, как у ночных птиц. Лунный свет окрасил ее лицо бледным цветом. А звезды зажгли огонь в глубине ее очей.

И пошла Совесть по земле.

Жилось ей наполовину хорошо, наполовину плохо. Жила, как сова.

Днем никто с ней не хотел разговаривать. Днем не до того.

Там стройка, там канаву роют. Подойдет к кому — тот от нее и руками и ногами: — Не видишь, что кругом делается? Тут камни тащат, тут бревна волокут, тут лошади ездят. Тут надо смотреть, как бы самого не раздавили. Время ли с тобой разговаривать! Зато ночью она шла спокойно. Она заходила и в богатые фарфоровые дома, и в шалаши из тростника. Тихонько дотрагивалась до спящего. Тот просыпался, видел ее в темноте горящие глаза и спрашивал:

— Что тебе?

— А ты что сегодня делал? — тихонько спрашивала Совесть.

— Что я делал! Ничего, кажется, я такого не делал!

— А ты подумай. — Разве вот что…

Совесть уходила к другому, а проснувшийся человек так уж и не мог заснуть до утра и все думал о том, что он делал днем. И многое, чего ему не слышалось в шуме дня, слышалось в тишине задумавшейся ночи. И мало кто спал. Напала на всех бессонница.

Даже богатым ни доктора, ни опиум помочь не могли. Сам мудрый Ли-Хан-Дзу не знал средства от бессонницы. У Ли-Хан-Дзу было больше всех-денег, больше всех земли, больше всех домов. Потому люди и думали: — Раз у него всего больше всех, — значит, у него больше всех и ума!

И звали Ли-Хан-Дзу премудрым. Но и сам премудрый Ли-Хан-Дзу еще больше других страдал от той же болезни и не знал, что поделать.

Кругом все были ему должны, и все всю жизнь только и делали, что ему долг отрабатывали. Так мудро Ли-Хан-Дзу устроил.

Как мудрый человек, он всегда знал, что надо делать. Когда кто-нибудь из должников крал у него что и попадался, Ли-Хан-Дзу колотил его, — и колотил, по своей мудрости, так примерно, чтоб и другим неповадно было.

И днем это выходило очень мудро: потому что другие действительно боялись.

А по ночам Ли-Хан-Дзу приходили иные мысли: — А почему он ворует? Потому что есть нечего. А почему есть нечего? Потому что заработать некогда: он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает. Так что мудрый Ли-Хан-Дзу даже смеялся.

— Вот хорошо! Выходит, меня же обворовали, я же и не прав!

Смеялся, — а заснуть все-таки не мог. И до того его бессонные ночи довели, что Ли-Хан-Дзу, — несмотря на всю свою мудрость, однажды взял, да и объявил: — Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома! Тут уж родные мудрого Ли-Хан-Дзу вой подняли: — Это с ним от бессонницы. От бессонных ночей на мудрого человека безумье напало! И доктора сказали то же. Пошел шум: — Все «она» виновата! Если уж на мудрейшего из людей безумье напало, что же с нами будет? И испугались все: и богатые, и бедные. Все жалуются:

— И меня «она» бессонницами мучает!

— И меня!

— И меня!

Бедные испугались еще больше, чем богатые:

— У нас всего меньше всех, значит, и ума меньше. Что же с нашими умишками будет?

А богатые сказали:

— Видите, как «она» бедных людей пугает, надо нам хоть за бедных вступиться!

И все стали думать, как бы от Совести отделаться. Но с кем ни советовались, ничего выдумать не могли.

Жил тогда в Нанкине А-Пу-О, такой мудрый и такой ученый, что равного ему по мудрости и учености не было во всем Китае. Решили люди:

— Надо у него совета спросить. Кроме него, никто помочь не может!

Снарядили посольство, принесли дары и до земли много раз поклонились.

— Помоги от бессонницы!

Выслушал А-Пу-О про народное горе, подумал, улыбнулся и сказал:

— Можно помочь! Можно и так сделать, что «она» даже и приходить не будет иметь права!

Все так и насторожились. А-Пу-О опять улыбнулся и сказал:

— Давайте сочинять законы. Где ж темному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Вот и давайте — напишем на святках, что человек должен делать и чего нет. Мандарины будут учить законы наизусть, а прочие пусть к ним приходят спрашивать: можно или нельзя. Пусть тогда «она» придет: «Что ты сегодня делал?» — «А то делал, что полагается, что в свитках написано». И будут все спать спокойно. Конечно, прочие будут мандаринам платить: не даром же мандарины будут себе мозги законами набивать!

Обрадовались тут все.

Мандарины — потому что все-таки легче в книжных значках ковыряться, чем, например, в земле.

А прочие — что лучше уж мандарину заплатить да днем с ним минутку поговорить, чем по ночам с «ней» разговаривать.

И принялись писать все, что человек должен делать и чего он не должен. И написали.

А мудрого А-Пу-О сделали верховнейшим из мандаринов. И зажили люди отлично. Даже с лица поправляться стали.

Нужно человеку что сделать, он сейчас к мандарину, выкладывает перед ним приношение:

— Здравствуй, премудрый! Разворачивай-ка свитки, — что в таком случае делать надлежит?

Зайдет спор, оба к мандарину идут, оба приношения выкладывают:

— Разворачивай свитки. Кто по ним выходит прав? Только уж самые последние бедняки, у которых даже мандарину за совет заплатить было нечем, бессонницей страдали.

А прочие, как только к ним приходила ночью Совесть, говорили:

— Что ты к нам лезешь! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам! Переворачивались на другой бок и засыпали.

Даже мудрец Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, если к нему ночью Совесть приходила:

— Здравствуй, красавица! Что скажешь?

— Что ж, ты имущество возвращать хотел? — спрашивала Совесть, глядя на него глазами, в которых мерцали звезды.

— А имею я право? — похохатывал Ли-Хан-Дзу. — А что в свитках сказано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству». Как же я буду чужое имущество расточать, если мое потомство на раздачу не согласно? Выходит, или я вор, у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую. А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь». А потому и меня оставь спать спокойно, да и тебе советую лучше спать, а не шататься!

Поворачивался к ней, спокойно и сладко засыпал. И всюду, куда ни приходила Совесть, она слышала одно и то же:

— Почем мы знаем! Как мандарины говорят, так мы и делаем. У них поди и спрашивай! Мы — по закону.

Пошла Совесть по мандаринам:

— Почему меня никто слушать не хочет?

Мандарины смеются:

— А законы на что? Разве можно, чтобы люди тебя слушались и так поступали! А не поймет кто тебя, а перепутает, а переврет? А тут для всех тушью на желтой бумаге написано! Великая штука! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим мандарином числится.

Пошла тогда Совесть к самому премудрому А-Пу-О. Дотронулась до него слегка и стала. Проснулся А-Пу-О, вскочил:

— Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто явится ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму».

— Да я не воровать у тебя пришла! — отвечала Совесть. — Я Совесть!

— А по закону ты развратная женщина. Ясно сказано: «Если женщина ночью является к постороннему мужчине, — считать ее развратной женщиной и сажать ее в тюрьму!» Ты развратница, значит, если не воровка?

— Какая я развратница! — воскликнула Совесть. — Что ты?!

— Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это закон есть: «Кто не хочет исполнять законов, — считать того беззаконником и сажать в тюрьму». Гей, люди! Заколотить-ка эту женщину в колодки, да посадить за решетку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличенную в явном неповиновении законам.

Наколотили Совести на руки колодки и заперли. С тех пор она уж, конечно, ни к кому больше не является и никого не беспокоит. Так что даже совсем про нее забыли.

Разве иногда какой грубиян, недовольный мандаринами, крикнет:

— Совести у вас нету!

Так ему сейчас бумагу покажут, что Совесть под замком сидит.

— Значит, есть, если мы ее под замком держим!

И грубиян смолкнет: видит, что действительно правы! И живут люди с тех пор спокойно, спокойно.

В. Сухомлинский

Стыдно перед соловушкой

 рассказ

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой,— тихо ответила Лида.
 

В.А.Сухомлинский. Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и    пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

В. Осеева

Плохо

 рассказ

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что — стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

В. Осеева

Кто хозяин?

 рассказ

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики опять заспорили.
— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его.
— Нет, моя, — сердился Ваня, — я перевязал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки.
Никто не хотел уступить. Мальчики поссорились.
— Моя! Моя! — кричали оба.
Вдруг со двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня быстро вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
— Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
— Чья собака? — сердито закричал он.
— Моя, — сказал Коля.
Ваня молчал.

В. Осеева

Девочка с куклой

 рассказ

Юра вошел в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошел военный. Юра вскочил:
— Садитесь, пожалуйста!
— Сиди, сиди! Я вот здесь сяду.
Военный сел сзади Юры. По ступенькам поднялась старушка.
Юра хотел предложить ей место, но другой мальчик опередил его.
«Некрасиво получилось», — подумал Юра и стал зорко смотреть на дверь.
С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свернутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.
Юра вскочил:
— Садитесь, пожалуйста!
Девочка кивнула головой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.
Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.
— Я думал, она женщина с ребенком, — пробормотал он.
Военный одобрительно похлопал его по плечу:
— Ничего, ничего! Девочке тоже надо уступать место! Да еще девочке с куклой!

В. Голявкин

Кому что удивительно

 рассказ

Танька ничему не удивляется. Она всегда говорит: «Вот уж не удивительно!» — даже если бывает и удивительно. Я вчера на глазах у всех перепрыгнул через такую лужу… Никто не мог перепрыгнуть, а я перепрыгнул! Все удивлялись, кроме Тани:
— Подумаешь! Ну и что же? Вот уж не удивительно!
Я всё старался её удивить. Но никак не мог удивить. Сколько я ни старался.
Я из рогатки попал в воробышка.
Научился ходить на руках, свистеть с одним пальцем во рту.
Она всё это видела. Но не удивлялась.
Я изо всех сил старался. Что я только ни делал! Залезал на деревья, ходил без шапки зимой…
Она всё не удивлялась.
А однажды я просто вышел с книжкой во двор. Сел на лавочку. И стал читать.
Я даже не видел Таньку. А она говорит:
— Удивительно! Вот не подумала бы! Он читает!

Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
— Я не решил примера, потому что он был со скобками, — оправдывался Юра.
— А я потому, что там были очень большие числа, — сказал Олег.
— Мы можем решить его вместе, у нас еще есть время!
Часы на улице показывали половину второго.
— У нас целых полчаса, — сказал Юра. — За это время летчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.
— А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.
— Что — за двадцать!.. — деловито сказал Юра. — Иногда пять — десять минут много значат. Надо только учитывать каждую минуту.
— А вот случай! Во время одного состязания…
Много интересных случаев вспомнили мальчики.
— А я знаю… — Олег вдруг остановился и взглянул на часы. — Ровно два!
Юра ахнул.
— Бежим! — сказал Юра, — Мы опоздали в школу!
— А как же пример? — испуганно спросил Олег.
Юра на бегу только махнул рукой.

В. Осеева

На катке

 рассказ

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с ее шубки снег. — Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
— Коленку…
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

В. Осеева

Ни за то и ни за это

 рассказ

Костя сделал скворечник и позвал Вову:
– Посмотри, какой птичий домик я сделал. Вова присел на корточки.
– Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, – робко сказал он, – сделай и мне такой. А я тебе за это планёр сделаю.
– Ладно, – согласился Костя. – Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планёр, а я тебе скворечник

В. Осеева

Отомстила

 рассказ

Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.
— Алешка! — закричала Катя. — Алешка!.. — и, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.
— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.
Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
— Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!
— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Еще как заплачешь!
— Это я-то заплачу? — Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня!
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
— Алеша! — кричала она. — Алеша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.
— Встань! Встань!
Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.
— Не можешь? — кричала Катя, ощупывая Алешины коленки. — Держись за меня. — Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила на ноги. — Больно тебе?
Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.
— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.
Алеша еще громче заплакал и крепко прижался к сестре.
— Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!

. Осеева

Просто старушка

 рассказ

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — отвечал мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тетя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — отвечал мальчик. — Это просто старушка.

В. Осеева

Три товарища

 рассказ

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко еще!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!

В. Осеева

Синие листья

 рассказ

У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зеленый карандаш!
А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси еще брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
— Ну что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зеленого нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
— Я ей давала, а она не берет.
Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.

В. Осеева

Чего нельзя, того нельзя

 рассказ

Один раз мама сказала папе:
— Не повышай голос!
И папа сразу заговорил шепотом.
С тех пор Таня никогда не повышает голос. Хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?
Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

Е. Пермяк

Бумажный змей

 рассказ

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер только змей пускать. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает.
Задумал Боря свой змей сделать. Бумага у него была. И дранки он выстрогал. Недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают.
Нитки были у Сёмы. Целый моток. Ему бы лист бумаги да мочала на хвост достать — тоже бы свой змей запустил.
Мочало у Пети было. Он его давно для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижал, Сёма свои нитки в кулак зажал, Петя своё мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Другие ребята змей в небо запустили. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает.
Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только чему-то они еще не научились, вот в чём беда.

Е. Пермяк

Про нос и язык

 рассказ

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
− Скажи, бабушка, − просит Катя, − почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
− А потому, милая внучка, − отвечает бабушка, − чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

К. Ушинский

Играющие собаки

 рассказ

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя.— Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
— Видишь ли,— сказал Володе отец,— Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

К. Ушинский

Кто дерет нос кверху

 рассказ

Спросил мальчик отца:
— Скажи мне, папа, отчего это иной колос так и гнётся к земле, а другой торчмя торчит?
— Который колос полон,— отвечает отец,— тот к земле гнётся, а который пустой, тот и торчит кверху.

. Артюхова

Трусиха

 рассказ

Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали — «трусиха».
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..
Все обернулись.
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
— Пошёл вон!
— Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! — Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы… Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
— Нет, — отвечала она, — он не укусил… Просто я очень испугалась…

О. Буцень

Мамины помощницы

 рассказ

Оля и Лида гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье, и говорит подруге:
— И я сегодня маме помогала.
— И я тоже, — ответила Лида. — А что ты делала?
— Со стола убирала, посуду всю вымыла, тарелки, ложки, вилки вытерла и в буфет убрала.
— А я ботинки почистила.
— Мамины? — спросила Оля.
— Нет, свои.
— Разве это помощь маме? — засмеялась Оля. — Ты же их себе чистила!
— Ну и что же? Зато у мамы сегодня будет меньше работы,— сказала Лида.

О. Буцень

С кем дружить

 рассказ

Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со старой школой, особенно с подружкой Валей. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась Нюра к учительнице, к школьникам, к классу.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
— Ты ещё ни с кем не дружишь?
— Нет,— отвечает Нюра.
— И я ни с кем не дружу,— вздохнула Галя.— Плохие у нас в классе девочки: Ленка — задавала, Вера — хитруля, Надя — врунья, а Ирка — задира.
Почти всех девочек перебрала Галя — все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
— Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
— Не волнуйся,— ответила Нюра.— С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
 

Р. Фраерман

Девочка с камнем

 рассказ

I

Школа, где училась Аня Мамедова, стояла на самом краю города, расположенного у подножия высоких гор.
Аня Мамедова была маленькая, очень маленькая даже для своих восьми лет — казахская девочка, с чёрными глазами, чёрными косичками, в которых красная ленточка казалась особенно яркой.
Ане трудно было учиться, труднее, чем другим детям, так как она плохо говорила по-русски.
Но ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других, поэтому никто раньше её не приходил на уроки.
Едва только часы, висевшие на стене в учительской, били восемь, как на пороге школы раздавался звонкий голосок:
— Здравствуй, Марья Ивановна! Вот и я пришёл!
Так говорила Аня учительнице.
И какова бы ни была на дворе погода: шёл ли дождь, который часто спускался в долину с гор по каменистой дороге, выпадал ли на короткое время рыхлый снег по колено, стояла ли такая жара, что даже птицы раскрывали клювы, голос девочки всегда звенел на пороге школы в своё время:
— Здравствуй, Марья Ивановна! Вот и он — я, Аня Мамедова.
 

Р. Фраерман

Девочка с камнем

 рассказ

II

Но однажды утром в долину по той же дороге, по которой приходили с гор дожди, спустилась на город огромная туча, вся в чёрных клочьях, страшных завитках, и налетел ураган. Как на цепях, заскрипел и закачался над улицей воздух. Сначала испугались птицы и улетели в гнёзда. Потом забились под дома собаки. Согнулись до земли молодые деревья, и посыпались с них зелёные, ещё пахучие листья.
Такой жестокий был ветер.
Марья Ивановна поспешила запереть все двери в школе и закрыть окна на крючки.
Она с тревогой смотрела на своё любимое дерево, росшее неподалёку у крыльца. Это был горный дуб, уже старый, с крупными листьями, крепко сидевшими на своих длинных черенках. Он один не сгибался под бурей. Но и он весь звенел и ронял на землю сучья, а шум его листвы проникал даже сквозь стены в школу, где сейчас, кроме учительницы, не было никого.
Учеников Марья Ивановна в тот день не ждала. Улица была пустынна. Лишь какой-то дерзкий мальчик пытался перебежать через неё. Но ветер сбил его с ног и унёс неизвестно куда его шапку.
Вдруг Марья Ивановна услышала под окном чей-то голос. Она поспешила выйти на крыльцо.
Ветер тотчас же обнял её за плечи и с силой повернул к стене. Но когда она обернулась, то увидела у крыльца маленькую девочку. Она держала в руках огромный камень.
— Вот и я пришёл! — сказала девочка.
Это была Аня Мамедова.
Лицо её было бледно, ветер рвал её чёрные косички с яркими ленточками, но маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.
— Зачем ты принесла этот тяжёлый камень? Брось его скорей! — крикнула учительница.
— Я нарочно взяла его, чтобы ветер меня не унес. Я боялась опоздать в школу, а ветер не пускал, и я долго несла этот камень. И вот я пришла — Аня Мамедова. Дай скорей руку, — сказала девочка, напрягаясь изо всех сил, чтобы не выпустить своей ноши.
Тогда учительница, борясь с ветром, подбежала к Ане Мамедовой и крепко обняла её.
И так, обнявшись, они вдвоём вошли в школу, а камень бережно положили на крыльцо.
Ураган ещё шумел.
Но дуб, мимо которого они проходили, заслонил их от ветра, широко раскачивая над ними свои могучие ветви. Ему тоже понравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы, не сгибаясь, крепко стоять под бурей.
Он и сам был такой.

Э. Шим

Про бодливых и пугливых

 рассказ

Мы ходили ухаживать за телятами. И Нина Петровна, телятница, нам сказала:
— Вы их не пугайте, пожалуйста. Не сердите, не обижайте!
Мы говорим:
— Что вы, Нина Петровна, разве мы обидим!
— А это,— говорит,— можно сделать нечаянно. Сам не заметишь, как обидел… Вот,— говорит,— бывает корова злая, бодливая. Или такая, что всего пугается. Или нервная очень, беспокойная. Замечали, небось?
— Замечали.
— Пастух обижается на таких коров. А обижаться не надо, эти коровы — несчастные.
— Даже самая бодливая — несчастная?
— Даже самая бодливая.
— Так она же бодается!
— А почему? Растили бы её нежно, ласково, так и выросла бы она ласковой… Ей бы и в голову не пришло бодаться!

«Причина» — какое удобное слово!
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдешь —
И дыши глубоко!
С совестью мир,
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!

Ребята, ребята,
Вы завтра — мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!

Мой папа — геолог. Он ищет нефть в пустыне. Однажды от него пришло письмо из экспедиции. Папа написал, что в том месте, где он сейчас работает, очень много черепах, и он поймал для меня одну, маленькую.

«ОНА НЕ БОЛЬШЕ ТВОЕЙ ЛАДОНИ, — писал папа большими печатными буквами, чтобы я мог прочитать письмо. — У НЕЁ ЕЩЁ ПАНЦИРЬ НЕ ОЧЕНЬ ТВЁРДЫЙ. Я ПОСАДИЛ ЕЁ В ЯЩИК ИЗ-ПОД ПОСЫЛКИ И КОРМЛЮ ОГУРЦОМ И ХЛЕБОМ. СИМПАТИЧНАЯ ОЧЕНЬ ЧЕРЕПАШКА. ОНА ТЕБЕ ПОНРАВИТСЯ».

Ещё бы она мне не понравилась! Я всем во дворе рассказал, какую мне папа поймал черепашку и как он её кормит огурцом и хлебом. Я прозвал её Чапа.

В каждом письме папа теперь специально для меня писал про черепашку:

«ОНА ДОВОЛЬНО ПРОВОРНАЯ. БЕГАЕТ ПО ЯЩИКУ, ТЫЧЕТСЯ В СТЕНКИ. Я ЕЙ НАСЫПАЛ В ЯЩИК ПЕСКУ, ЧТОБЫ ОНА ЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ В ПРИВЫЧНОЙ ОБСТАНОВКЕ».

Да! Надо и мне подумать об уголке для Чапы. Песок-то у нас есть во дворе, а вот ящик?..

Мама сказала:

— Могу тебе дать коробку из-под ботинок.

— Нет, в коробке ей тесно будет.

Я вышел во двор и встретил Анюту. И она придумала, где ящик достать: возле ларька, где апельсины продают.

Мы выбрали ящик с наклейкой — аист, а в клюве у него апельсин. Поставили ящик в мою комнату, под окном. Мама разрешила взять пластмассовую мисочку, мы её закопали в песок по самый край, налили воды, и получилось как будто озеро.

В ожидании Чапы я поселил в ящике пластмассового крокодила, зайца и пожарную машинку.

Папа писал:
«РОТ У НЕЁ — КАК КЛЮВИК, А ПАНЦИРЬ — СВЕТЛО-КОРИЧНЕВЫЙ В ТЁМНЫХ РАЗВОДАХ, ЧТОБЫ НЕЗАМЕТНО БЫЛО СРЕДИ ПЕСКА. НАЗЫВАЕТСЯ «ЗАЩИТНАЯ ОКРАСКА».

Скорее бы, скорее бы увидеть Чапу, посмотреть, как она берёт хлеб своим клювиком!

«ЧТО-ТО ЗАГРУСТИЛА ЧЕРЕПАШКА, — написал папа в последнем письме. — СВОЙ ЛЮБИМЫЙ ОГУРЕЦ И ТОТ НЕ ЕСТ. НА ЗАДНИЕ НОЖКИ ПРИВСТАНЕТ, ПЕРЕДНИМИ О СТЕНКУ ЯЩИКА ОБОПРЁТСЯ, ШЕЙКУ ВЫТЯНЕТ И ПОДОЛГУ ТАК СТОИТ».

Я подумал: а ведь и правда загрустишь. Если бы, например, меня в ящик посадили, даже в самый просторный, — я бы ещё как загрустил! Главное, я бы знал, что все ребята во дворе бегают, а я — в ящике. Нет, я её, конечно, буду выпускать, пускай по квартире ползает. Но всё равно для неё и вся наша квартира будет вроде большого ящика. Она ведь к пустыне привыкла.

Однажды мама сказала:

— Угадай, что завтра случится хорошее?

— Черепашка приедет! — догадался я.

— Бессовестный ты всё-таки, Андрюшка! Папа! Папа завтра приезжает.

— Ну да, папа, — согласился я, — и привезёт черепашку.

Утром мама сказала:

— Творог и молоко на столе. Ешь, а я буду пирожки печь.

И она стала печь пирожки с капустой.

Наконец раздался долгожданный звонок. Папин звонок! Мы с мамой наперегонки побежали открывать дверь. Папа был такой загорелый — просто чёрный, только зубы сверкали. Он обнял маму, потом подхватил меня на руки и подкинул.

— Ого, как вырос!

— Папа, открой скорее чемодан! — потребовал я. — Она же задохнётся!

— Кто? — спросил папа.

— Как кто? Черепашка!

Папа сказал смущённо:

— Ты уж прости меня. Я её отпустил.

— Как?..

— Понимаешь, — сказал папа, — я её перед самым отъездом вынул из ящика — пусть, думаю, в последний раз прикоснётся к родной земле. Положил её на песок, а она как припустит! Бежит от меня, только ямки в песке от её ног остаются. Я бы мог её, конечно, догнать… Но пожалел. Я подумал: Андрей меня поймёт. Не рассердится.

А я и не рассердился. Наоборот, обрадовался. Я бы точно так же поступил на папином месте!

С. Баруздин

Забракованный мишка

 рассказ

На киностудии снимали новый фильм. В фильме должна была быть такая сцена. В избу, где спит уставший с дороги человек, залезает медведь. Человек в испуге просыпается. Еще больше пугается, увидев человека, медведь. Он убегает в окно. Вот и все. Пустяковая сцена, на две минуты.

Работникам студии потребовался медведь. Чтобы долго не искать, решили взять мишку из цирка. В городе как раз шла программа, в которой выступал дрессировщик медведей.

Наутро дрессировщик привез на студию самого крупного медведя.

— Вы его не бойтесь, — сказал дрессировщик. — Мой Топтыгин совсем ручной.

В подтверждение его слов медведь добродушно облизал всем руки, охотно съел предложенное ему пирожное, а, обнаружив в одном из залов студии велосипед, ловко прокатился на нем.

— Действительно, артист! — обрадовался режиссер. — Нам именно такой и нужен. Мы его даже без репетиции снимем!

В павильоне студии была построена часть избы — с окном и дверью и с лавкой у стены. В дверь мишка должен был войти, в окно — выскочить.

Настал день съемок. Приготовили аппараты. Артист лег на лавку, притворился спящим. Режиссер дал команду. Включили яркий свет. В приоткрытую дверь избы дрессировщик впустил медведя. И тут произошло неожиданное.
Попав на яркий свет, мишка встал на задние лапы и начал танцевать. Затем он несколько раз перекувырнулся через голову и, довольный, уселся посреди избы.

— Нет! Нет! Отставить! Так не пойдет! — закричал режиссер. — Почему он танцует и кувыркается? Это же дикий медведь!

Смущенный дрессировщик виновато увел медведя за декорации. Все начали сначала. Опять команда. Опять артист растянулся на лавке. Опять включили яркий свет.

Мишка, просунувшись боком в полуоткрытую дверь избы, увидел яркие лучи прожекторов, тут же поднял задние лапы и прошелся «на руках».

— Стоп! Отставить! — закричал раздосадованный режиссер. — Неужели нельзя ему как-нибудь объяснить, что все это не нужно?

Но объяснить мишке было трудно.

Так прошел весь день. И следующий. И еще один. И все равно, как только начиналась очередная съемка и мишка попадал под свет прожекторов, он начинал старательно выполнять знакомые ему цирковые номера.

Наконец режиссер не выдержал.

— Ваш медведь нам не подходит, — сказал он дрессировщику. — Он, видите ли, артист, а нам нужен простой, необразованный медведь…

Так и пришлось дрессировщику увести своего «забракованного» Топтыгина.

Зато сам мишка, по-видимому, остался очень доволен тем, что так хорошо выполнил свою программу. Уходя из студии, он вежливо со всеми раскланялся: мол, будьте здоровы, друзья, до следующего представления! 

Совесть | Детский рассказ

Здравствуйте юные посетители сайта «Семья и Вера»!

Почему от плохих поступков так щемит в сердце? И настроение куда-то улетучивается? Наверное, каждому из Вас приходилось сталкиваться с таким состоянием, когда просыпается наша совесть и не дает нам покоя, пока мы не исправим ошибку.

Предлагаем Вашему вниманию рассказ Елены Черкашиной про мальчика, совесть которого не дремлет и всегда поможет правильно оценить поступок.

СОВЕСТЬ
Елена Черкашина

Обычно всю рабочую неделю Ванюша жил не с родителями, а у бабушки. А на выходные родители его забирали домой. У бабушки Ване очень нравилось. С бабушкой они много гуляли, читали книжки. И вообще – бабушка была очень заботливой.

– Бабуль, пойдем в парк! Я видел из окна, что туда сейчас Алеша с мамой пошел.

– Да, мой дорогой, сейчас пойдем. Я только вот посуду домою и тете Наташе позвоню. И пойдем.

– Ну, не звони сейчас! Потом позвонишь. Пошли сейчас!

– Ванюша, да что ты переживаешь? Я же только спрошу, не нужно ли ей что-либо. Она ведь приболела, живет одна. Сын постоянно в командировках. А ей, может, лекарства нужны или продукты? Вот мы с тобой тогда погуляем, в аптеку и в магазин зайдем и ей все занесем.

Ваня очень расстроился: вот еще! А если и вправду надо будет заходить в аптеку, в магазин, а потом еще с бабушкой идти к ее подруге…

– Вот уже домываю посуду, сейчас позвоню и пойдем… – успокаивала бабушка.

«Не хочу! Надо, чтобы бабушка не звонила», – решил он.

Ванюша быстро вбежал в комнату. На тумбочке, как всегда, лежала записная книжка с номерами телефонов бабушкиных подружек. Не тратя время, Ваня бросил книжку в ящик со своими игрушками.

В это время бабушка радостно объявила:

– Ну вот и все!

Войдя в комнату, она подошла к тумбочке.

– И куда же я ее могла положить? Ведь она всегда лежала здесь… – рассуждала бабушка вслух, ища книжку.

Время шло, а бабушка все искала и искала.

– Бабушка, ну пойдем! А то Алеша уже давно гуляет!

Совесть | Детский рассказ

– Ну ладно. Пошли. Как неудобно.. Не позвонить больному человеку. А если ей нужно помочь?

Они пришли в парк. Алеша и еще какой-то мальчик кружились на качелях. Ванюша побежал к ним. Время пролетело быстро, и вот все вместе пошли домой.

Тут бабушка обратилась к Алешиной маме:

– Не могли бы вы мне помочь? Дело в том, что у меня подруга приболела, а я по рассеянности потеряла записную книжку и не смогла позвонить и узнать, нужно ли ей лекарство или продукты? Теперь придется идти к ней. А потом, возможно, и сходить в аптеку, в магазин. Если бы позвонили, то мы бы с Ванюшей по пути все сделали, а теперь мне его жалко заставлять столько со мною ходить. Пусть бы он у вас побыл, пока я все дела сделаю?

– Да, конечно! Им даже веселее вместе будет, – ответила мама Алеши.

Ванюша с Алешей и его мамой пошли домой, а бабушка поспешила в другую сторону.

– Хорошая у тебя бабушка, добрая, – сказала Алешина мама.

– Любит Ванюшку! – с умным видом добавил Алеша.

Ванюша оглянулся: в конце аллеи еще была видна бабушка, спешащая помочь подруге.

Вдруг сердце Ванюши сжалось от какого-то сильного чувства. Ему было нестерпимо стыдно, почти до слез. Алеша весело о чем-то говорил, а Ванюша уже ничего и не слушал. Ему было очень жаль бабушку. Какая она ласкова, заботливая. А теперь она так сильно устанет. Из-за него.

В гостях у Алеши время тянулось. Ванюша ждал звонка в дверь. Он представлял, как бабушка спешит все сделать, чтобы поскорее его забрать.

Наконец – долгожданный звонок в дверь. И усталая, но, как всегда, улыбающаяся бабушка за руку ведет Ванюшу домой.

И вот она уже привычно с ласковыми шутками поставила на стол ужин для Вани и устало села напротив. Взгляд ее был очень внимательный. И Ване показалось, что в этом взгляде был вопрос… Ванюша с опущенной головой подошел к бабушке вплотную и пробормотал под нос сквозь подступающие слезы:

– Бабуля, прости меня! Это я спрятал твою книжку.

Бабушка прижала его к себе и заговорщически сказала:

– А я уже и догадалась…

– Как?! И ты ничего не сказала? Ты же много из-за меня ходила, устала!

– Да, конечно, так… Но я же очень люблю тебя и эти твои слова, вот это твое раскаяние – большая радость для меня. Ты ведь сделал очень важное дело: ты сам нашел свою ошибку, ее осудил и не побоялся в этом признаться…

– А ты меня вправду совсем-совсем простила?

– Конечно! Хорошо, что у тебя совесть не спит. А то бывает, что события жизни чью-то совесть будят-будят, а она, словно мишка зимой в берлоге, спит себе и лапу сосет… – засмеялась бабушка и глаза ее засветились огоньками радости.

Ванюша не мог уснуть. Перед глазами возникали картинки воспоминаний: вот тетя Наташа встречает их с бабушкой всегда радостно. А потом представилось, что она одна в квартире, больная и печальная. От этих мыслей Ванюше стало очень грустно. Он встал с постели и вышел из комнаты. Бабушка не кухне гладила стираные вещи и тихонько что-то напевала.

– Что случилось? Ванюша, почему не спишь?

Ваня молча прижался к бабушке.

Бабушка поняла его:

– Ничего, мой дорогой, нет людей, которые не ошибались бы… Главное, как они потом свои поступки оценивают. Если совесть за дело взялась, значит, она в человеке хозяйка. А это очень хорошо. В следующий раз она уже не проглядит ошибку! Иди, мой дорогой, спать. Все хорошо.

– Бабуля, а пойдем завтра к тете Наташе. Может, ей еще чего-нибудь надо? – сказал Ванюша.

Бабушка улыбнулась. Она поняла, что Ване было очень нужно не просто попросить прощение у нее, а еще и делом исправить свой поступок.

– Да, ты прав, мой родной. Она и вправду могла постесняться еще что-то попросить. Завтра сходим.

Ваня улыбнулся. Бабушка наклонилась, чтобы поцеловать внука, и Ваня шепнул ей прямо в ухо:

– Я так сильно тебя люблю!

Ванюшка быстро нырнул под одеяло. Теперь перед его глазами поплыли картинки завтрашнего дня: вот они с бабушкой входят во двор тети Наталии, вот она радуется их приходу, вот… А что было дальше, Ванюша увидеть не успел – крепкий и сладкий сон унес его в страну красивых сказок…

Совесть | Детский рассказ

Как хорошо иметь чистую советь, не засоренную скверными, подлыми делами, чтобы спокойно, крепко спать. Будем же всегда, дорогие друзья, внимательно следить за своими поступками, чтобы никого не обидеть и не огорчить, тогда и совесть наша будет спокойна.

Испытай сам| Рассказ + аудио

"Испытай сам" - рассказ детям. Аудио

 << На главную страницу        на Детскую рубрику >>

Классный
час

4
класс

Тема: «Беседа о совести»

Цель: расширять представления детей о понятии
«совесть», о совестливых и бессовестных людях; учить рассуждать о том, зачем
человеку совесть; на примере рассказа В. Осеевой «Почему?» рассмотреть поступок
мальчика, пошедшего против своей совести, но сумевшего достойно выйти из
неприятной ситуации.

Ход классного часа.

Учитель: что такое совесть и зачем она
человеку? Давайте поговорим сегодня об этом.

Нечто невидимое, неслышимое, не определяющееся на
ощупь, зовущееся совестью, является способностью человека контролировать свои
поступки и самостоятельно оценивать их.

  Все мы
совершаем ошибки, кто-то чаще, кто-то реже. Вспомните случаи, когда вам было
стыдно.

Чувство
стыда – это показатель наличия совести у человека.

Какие
чувства, ощущения вы испытывали?

Учитель: Народ
придумал много крылатых выражений, пословиц о совести:

Совесть
замучила; совесть гложет; душа не на месте; сгореть от стыда; совесть без
зубов, а загрызет; наперед спроси у совести; угрызения совести.

И об её
отсутствии:

Хоть
наплюй в глаза: ему всё божья роса; хоть о стенку горох; душа христианская, а
совесть-то цыганская.

Учитель: как
отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне
переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял
покой и сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при
этом вслух признаться, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным
поступком, тот, несомненно, человек совестливый.

Чего
не сделает человек совестливый?

ü    
Не
обидит слабого, старого, малого.

ü    
Не
влезет без очереди.

ü    
Не
будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.

ü    
Не
свалит свою вину на другого.

ü    
Не
станет обещать, зная, что не сдержит слова.

ü    
Не
выгонит из дома состарившегося пса.

ü    
Не
будет радоваться чужому горю.

Учитель: о том, какие муки совести может
испытывать человек, хорошо написала в своем рассказе «Почему?» В. Осеева.

(чтение рассказа учителем или хорошо читающим
учеником).

Учитель: как вы думаете, почему мальчик не
признался сразу?

-Почему мама после признания сына не стала бранить
его?

-Есть
ли совесть у этого мальчика?

-Кто
может сказать, какого цвета совесть?


где она находится?

-Если совесть мучает, как её успокоить? (загладить
вину: попросить прощения, покаятся, совершить хороший поступок)

-Для чего человеку совесть, если она доставляет ему
столько неудобств? Наверное, для того чтобы человек смог остаться человеком,
умел отличать добро от зла, контролировать свои поступки, быть судьёй самому
себе, отвечать за свои действия перед самим собой. А как думаете вы?

Вывод.

Учитель: повторю, мы все временами совершаем
ошибки. Но давайте учиться признавать их – это самое трудное! Давайте учиться
быть мужественными и честными перед собой, своей совестью. Это нужно, прежде
всего, нам самим для того, чтобы мы могли себя уважать, и тогда нас будут
уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!

Учитель: продолжите фразу: «Сегодня я
понял…»

Приложение.

Валентина
Осеева

Почему?

Мы были одни в
столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня
за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина
карточка, — мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке
у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал
раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает
головой.

— Смотри, Бум, —
шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон…
Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу
валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под
стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх
одно ухо.

Из кухни
послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто
это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка… папина
чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это
ты?

Бледно-розовые
черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

— Это… это… Бум!

— Бум? — Мама
поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой.
Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на
меня, то на него.

— Как же он
разбил?

Уши мои горели. Я
развёл руками:

— Он немножечко
подпрыгнул… и лапами…

Лицо у мамы
потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел
ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в
будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы
медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза
смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея
подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

— Не пускай! —
быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к
моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень
испугался?

Конечно, я очень
испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его
вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

— Ты очень
испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

— Если ты…
нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил её,
торопясь и заикаясь:

— Это не я… Это
Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало
розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

— Бум не придёт
больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над
столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…

* * *

Бум лежал на
крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на
запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он
откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на
лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с
каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро
стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю
ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б
чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама
никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я
с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И
потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина
становилась всё больше.

Я вышел на крыльцо
и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял
глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда,
боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму
пальцем и громко сказал:

— Не надо было
разбивать чашку.

После ужина небо
вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

— Будет дождь.

Я попросил:

— Пусти Бума…

— Нет.

— Хоть в кухню…
мамочка!

Она покачала
головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому
скатерти.

— Иди спать, — со
вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама
вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска
света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое
и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум
ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто
залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с
ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не
хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа
вернётся. Но папа не вернулся…

То ближе, то
дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил,
скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась
узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на
что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя
забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери
и широко распахнул её.

— Мама!

Она спала, сидя за
столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо,
смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

— Мама!

Она открыла глаза,
обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум
дождя.

— Мама! Мама! Это
я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…

Лицо её дрогнуло,
она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на
стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от
него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а
он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он
затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня
выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»

Мама долго не
спала. Она тоже думала:

«Почему мой сын не
сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»

И я тоже думал,
лёжа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже
обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

В эту ночь мы
долго не спали, и у каждого из нас троих было своё «почему».

  • Сочинения
  • 9 класс ОГЭ
  • Что такое совесть

Совесть – это тот «помощник», который позволяет человеку определить, плохо ли он поступает, либо хорошо. Бывает так, что кто-то совершает очень скверный, недопустимый поступок. Тем не менее, он не может его забыть и испытывает мучения. Ему хочется поскорее исправить положение.

Это и называется муками совести. В таких случаях человек понимает, что поступил неправильно и жалеет об этом. Получается, что совесть – это в некоторой степени сожаление.

Откуда же она возникает? Дело в том, что в каждом с малых лет заложены понятия о добре и зле, о справедливости и бесчестности. Всякий раз, когда личность поступает так, как не следовало, есть вероятность того, что спустя время, ее совесть проснется и начнет мучить ее. Это своеобразный «будильник», который дает человеку сигнал о том, что он был неправ в чем-либо, ему очень досадно и стыдно.

Что же происходит с человеком, который всегда поступает правильно и даже «идеально»? Есть ли у него совесть? Безусловно… Только в его случае она не мучает его по ночам, мешая спать. Тот, кто не совершал плохих поступков, может с полной уверенностью сказать, что «его совесть чиста». То есть, он не делал ничего предосудительного, поэтому ему нечего стесняться, нечего скрывать.

Хоть, конечно же, не найдется того, кто ни разу не испытывал мук совести. Скорее всего, каждый хоть раз играл в футбол вместо того, чтобы готовиться к урокам, а потом, когда получал двойку за ответ, вырывал страницу из дневника и прятал, а потом его мучила совесть. Практически каждый случайно разбивал мамину дорогую вазу во время игры, и практически каждый однажды боялся и отступал подальше, когда видел, что другому нужна помощь.

Муки совести возможны во всех этих случаях. И не только. Однажды, когда я гостил в деревне у бабушки, туда приехал мой дядя. Когда я увидел у него большой и красивый значок в виде корабля, мне очень захотелось, чтобы и у меня такой был. И вот, когда мне уже надо было уезжать, а дядя еще оставался, я ночью подошел к его шкафу, отцепил значок и тайно увез с собой в город.

Но он не принес мне счастья. Глядя на него, я каждый раз вспоминал о том, что практически совершил кражу. Ведь я взял у человека вещь без спросу. Конечно же, несколько ночей я мучился, а потом позвонил дяде в Тамбов и объяснил ситуацию, попросил прощения. Он простил и даже подарил мне этот значок. Теперь я могу не возвращать его. Муки совести сразу же пропали.

Но этот случай я запомнил и больше не позволяю себе такого.

Вариант 2

Задумываются о том, что такое совесть не многие. Так как о ней вспоминают, только тогда когда она начинает тревожить. Ведь совесть мучает глубоко внутри нас за неправильные поступки и действия, которые уже сделанные и изменить не чего нельзя. Человек в этот момент начинает думать, а почему я не прислушался к своему внутреннему голосу, зачем я это делал и так далее.

У каждого человека есть свое чувство, и понимание о совести, которое развито по-своему, у кого-то в большей степени, у некоторых, к большому сожалению, оно практически отсутствует. Так как один может себя винить и не спать по ночам даже за небольшой проступок, а другой совершит, во много раз хуже действие и совсем из-за этого не будет переживать, а примет как должное, значит, так нужно было. И это не правильное понимание.

Совесть – в какой-то степени выступает в роли контролера по жизни, как внутренний судья, и она необходима, для того чтобы в жизни было как можно меньше плохих поступков. Но почему-то она начинает мучить и изводить, когда уже не чего изменить и исправить просто невозможно.

Она выступает в роле, внутреннего правосудия, который заставляет обдумывать свои поступки. Поэтому полезный совет: необходимо прислушиваться к самому к себе, перед тем, как что-то совершить плохое или незаконное, для того чтобы в дальнейшем не мучила совесть. Ведь именно благодаря совести, которая не позволяет нам совершать запретные действия, из-за которых человек начинает чувствовать себя виноватым.

Важно, идя по жизненному, пути прислушиваться к своей совести, и тогда человек не будет совершать поступков, которые противоречат нравственному жизненному пути. Так как непременно совесть, является положительной стороной человеческой души — это особое чувство ответственности за свои действия перед окружающим миром и самим собой.

Сочинение на тему совесть 4 класс

Как-то я получил в школе плохую отметку, но не сдал дневник учителю, сказав, что забыл его дома. А вот дома на вопрос, как там в школе, я сказал, что все хорошо. Но в эту ночь мне не спалось. Я думал, как сильно огорчится мама, когда ей откроется вся правда. А ведь от правды не убежишь, как не скрыться и от голоса совести, которая проснулась во мне. Уже наутро я решил все рассказать, как есть и вы не поверите, насколько легко стало на душе. После этого случая я понял, насколько важно прислушиваться к голосу совести, которая заставляет задуматься над нашими поступками и над тем, что уже совершено. Я понял, что именно совесть делает нас порядочными, честными, справедливыми, добрыми и отзывчивыми. Но, мало быть совестным, нужно еще и поступать по совести.

Поступать по совести

Прислушиваться к своему внутреннему голосу и не совершать плохие поступки очень важно, но также важно поступать по совести, что я и стараюсь делать.

Как-то я увидел друга. Он катался на велосипеде. Все было хорошо, пока тот мне не признался в краже. Это был не его велосипед, а другого мальчика. Уже в деревне я увидел соседей, которые пытались отыскать велосипед. Сначала я хотел промолчать, мне не хотелось подставлять друга, но тогда я бы стал соучастником и не смог бы дальше спокойно жить. Ведь для меня очень важно поступать по совести. Я пошел к своему другу и попросил во всем признаться. Хорошо, что и у моего друга проснулась совесть. Он согласился не только признаться и вернуть велосипед, но и попросить прощения у соседей, пообещав больше так не поступать.

Совесть — это очень полезное чувство, которое ведет контроль за нашими плохими поступками, и дает возможность жить с чистой душой и без угрызения совести.

Вариант 3

Когда мы были маленькими, нам часто говорили «У тебя совесть есть?», «Советь не замучает?» и так далее. Но мы никогда не придавали этому значение, а зачем? Но когда ты все-таки задумываешься, ты долго можешь искать ответ.

Первым делом, когда тебя спросили, ты отвечаешь ну, совесть это когда ты что-то сделал, а потом тебя мучают мысли об этом». И возможно это так и есть.

Ты совершаешь какой-либо поступок, а потом думаешь. Возможно ты мог поступить по другому или не делать этого вообще. Ты совершаешь поступок, но тебе не нравится результат.

С самого детства ты воспитываешь в себе совесть. Твои родители говорят тебе, что хорошо, а, что плохо.

Совесть помогает держать контроль над своими эмоциями. В общей сложности совесть это цепь связывающая качества, характер человека.

Чтобы ответить на этот вопрос одновременно достаточно, как и нескольких слов так и целых книг. На этот вопрос можно ответить однозначно.

Совесть это как человек, который следить за нашими поступками. Она борется со справедливостью в жизни каждого человека. Это чувство меры сказанных нами слов. Совесть самое важное чувство не дающие нам совершать ошибок в жизни.

Бывает, что ты украл, что-то соврал друзьям или родителям и тебя мучает совесть. После этого ты идешь и рассказываешь им правду, потому что именно совесть заставила тебя, сделать это.

В конечном итоге ты понимаешь, что это чувство человека, показывающее его моральные принципы. И у каждого эти принципы разные.

Когда тебя мучает совесть это самое ужасное чувство, какое может быть. Особенно это чувство возникает когда ситуацию нельзя исправить, нельзя повернуть время назад. И потом ты с болью вспоминаешь этот момент.

Аркадий Петрович Гайдар написал маленький, но чудесный рассказ «Совесть» описывающий весь стыд этого чувства. Нина не пошла на урок, решив прогулять его. Но после того как она встретила мальчика, думаю урок девочка усвоила и больше не повторит этой ошибки. Этот рассказ яркий пример того, что такое совесть он отображает все его стороны.

В конце хочу сказать, что никогда не пренебрегайте совестью, это может плохо для вас закончится, как уже могло закончиться с Ниной и с вами, если бы у вас ее не было.

Сочинение рассуждение Совесть

Совесть – страшное существо, от которого тебе никогда не будет покоя. Так я думаю.

Говорят как раз, что от всего можно всегда уйти: от законов, от полиции, от других людей, вообще. Но от себя не уйдёшь! И голос этот в твоей голове будет «пилить», что ты поступил неправильно, что нужно сделать так-то. И не только голос, а ещё могут быть сны, знаки всякие. То есть тебе всё кажется, всё напоминает, что ты неправ.

Я думаю, что частично совесть – это выученные в детстве правила. Они так глубоко вошли в наше сознание и подсознание! Их нам прямо озвучивали родители, эти правила мы встречаем в книжках, в сказках. Это о том, что нужно быть честным, помогать людям… Думаю, что совесть у нас и у африканских народов всё-таки несколько отличается.

Для некоторых нормально съесть человека и не переживать, а думать, наоборот, что помогли ему. А тут на ногу в толпе человеку наступишь, а после спать не можешь – совесть мучает. Себя ругаешь, типа, что я такой неуклюжий…

Говорят ещё, что мы можем убедить других людей, даже себя в чём-то, привести много-много аргументов, что мы поступили правильно, а вот со своей совестью нельзя договориться. Она знает, как нужно!

Тут другая мысль: совесть выражает связь человека с неким «общим подсознанием». И там только знают, как правильно. Может быть, там даже есть сущности ангельские и наоборот, которые нам подсказывают. Кстати, в мультфильмах совесть — обычно ангельская. Она подсказывает верные поступки.

Я читал рассказ Веллера о том, как один человек взял на себя вину за общее преступление, которое можно было легко скрыть. Но человека, будто бы, совесть замучила… И он хотел других тоже подставить, а они на него всю вину скинули. Тут мысль о том, чтобы не путать голос совести со своей мнительностью и подобным.

Ещё совесть – это о понимании, что не только нашими отношениями или деньгами ограничивается этот мир. Я часто думаю, что лучше я не ввяжусь во что-то, зато совесть чиста будет. Тратить свои силы, пытаясь себя, свою совесть убедить в чём-то? Плохо спать по ночам от кошмаров? Нет уж, никакие блага этого не стоят.

Главное всё-таки – гармония с собой, спокойствие, счастье. А отсюда и здоровье! А ноющая совесть – только подтачивает твой фундамент, поэтому лучше не рисковать своим эмоциональным состоянием, но и не надумывать себе ничего на пустом месте.

Сочинение-рассуждение

Иногда совесть помогает понять, правильно ли человек поступает в той или иной ситуации. Многие люди совершают не совсем достойные и правильные поступки, и совсем не замечают того, что делают своими поступками другому человеку больно или обидно. И при этом даже не чувствует состраданию к тому человеку, которого обидел.

Вот именно такое положение и называется мукой совести. А есть и такие, которые почувствовали это и стараются, во что бы то ни стало все исправить. Из всего этого можно сделать вывод о том, что совесть является степенью сожаления.

А теперь давайте разберемся, из чего же она появляется? Наверное, каждому человеку в детстве читают много разных сказок, где обязательно присутствуют добро и зло. И постепенно это откладывается в каждом человеке. Вот только не всегда можно разобраться в каком случае они сделали добро, а в каком навредили другому человеку. Кроме этого многие надеются на то, что если человек и сделал что-то плохое, то пусть не сразу, но через некоторое время его все-таки будут мучить угрызения совести. Его можно даже назвать будильником, который рано или поздно зазвенит и даст знать о том, что вы совершили неправильный поступок.

Конечно, среди обычных людей имеются и те, кто никого никогда не обижал и всегда совершал только положительные эмоции не только к себе, но и к другим людям. В этом случае они всегда спят спокойно, и их не мучает совесть. И эти люди могут сказать о том, что их совесть чиста.

Вот только таких людей, наверное нет и никогда не было. Не всем нравится учить уроки и вместо этого они лучше поиграют в футбол или любую другую игру, а потом когда получат двойку, то начинают корить себя за это и даже ругают. Также есть и такие кто разбивал дома какую-нибудь вещь и для того чтобы их не наругали сразу прятали и им приходилось врать родителям. А потом поэтому поводу они очень сильно переживали, беспокоились и не находили себе места. Но в итоге через некоторое время они признаются и их не ругают только потому, что прошло много времени, а также родители были рады, что вы признались самостоятельно и не стали их обманывать.

Мне нравится бывать у бабушки в деревне и там у меня очень много друзей, с которыми я играю в разные игры. И вот однажды я увидела у одного из них красивую куклу, и мне захотелось ее заполучить. Когда я поехала домой, то положила куклу к себе в сумку. Вот только никакого счастья она мне не принесла, потому что как только я вижу эту куклу, то сразу же вспоминаю поступок, который совершила и меня мучает совесть.

Эссе по обществознанию на тему «Кодекс совести»

Тема эссе: «Твори закон на благо общества»

«Кодекс совести»

В любом государстве есть свои законы. Я часто задаюсь вопросом, а для чего нам нужен закон? И свой ответ нахожу в том, как много разных людей живет на земле, разных не только внешне, но и внутри. У каждого есть свои интересы, занятия и это влияет на отношение друг к другу. Если каждый человек в мире, государстве будет делать то что ему хочется вне всякого закона, то наступят страшные времена, потому что очень часто люди в своих желаниях не следят за тем какие поступки они совершают. Именно поэтому я думаю и нужен закон, чтобы уберечь нас от наших же ошибок.

До появления законов в государствах, люди сами придумывали себе особые правила, которые помогали им жить в мире и согласии. Эти же правила вошли в основу законов, но главный их смысл был лишь в том, чего делать нельзя. А что же тогда можно? Получается с мнением большинства людей никто не советовался, а основой законов был страх перед самим законом.

Конечно все это было давно! В современном мире, современный человек с его внутренними потребностями и желаниями, является основой государства и все законы, которые существуют сегодня, нацелены на то чтобы защитить каждого при этом не обидев других. Получается, что с течением времени законам свойственно меняться. Меняется жизнь меняются и правила.

Но между законом и обычными правилами существует большая разница. Обычные правила мы можем нарушить, например, не сказав кому-то: Здравствуйте! Спасибо! И за это мама может пристыдить, объяснив, что это неправильно, нужно уважительно относится к окружающим. То закон в свою очередь имеет большую силу, по закону за какой-то проступок можно получить серьезное наказание, так как он определяет главные ценности в жизни каждого человека.

Законы существуют разные. Каждый из них охватывает определённую сферу жизни человека: его семью, здоровье, работу, учебу и многое другое. Но каждый закон служит сохранению и защите жизни каждого гражданина страны. Нарушение закона приводит как я уже говорил к грустным последствиям. И конечно за такие нарушения следует и жесткое наказание в рамках того или иного закона. Следовать закону важно каждому гражданину. Потому что только мы сами можем сделать нашу жизнь спокойной и счастливой. К сожалению, многие люди не думают об этом. Им проще нарушить закон, чтобы сделать хорошо для самого себя, и о том, что в таких ситуациях, может быть плохо другим людям их мало волнует. Нужно понимать, что мы не одни, и если поступать правильно, то будет хорошо и тебе и окружающим. Очень часто человека не пугает наказание по закону за совершенное преступление, но я бы посоветовал бояться собственной совести, ведь ее законов никто не отменял. Законы совести — это те первые правила, которые придумал человек, следуя своему внутреннему голосу. Это правила доброты и человечности, любви и ответственности. То, о чем сегодня многие забывают в спешке двигаясь в ногу со временем, которое так стремительно бежит вперед.

Важную роль в вопросах поведения и соблюдения законов, конечно же играет семья. Главной задачей семьи является воспитание нравственного человека. Я очень часто слышу это слово – нравственность и уже определил для себя его роль и значение. Если в семье любят и уважают друг друга, относятся с пониманием, то можно сказать, что фундамент в воспитании нравственного человека заложен. И конечно нравственные законы тоже нигде не прописаны, они являются важной частью внутреннего мира человека, основой складывания семейных традиций. А теперь представьте на минуту, что будет, если семья перестанет соблюдать эти сложившиеся традиции. Нетрудно догадаться, что семья перестанет существовать, а если семья перестанет чтить традиции, то и общество начнет разлагаться. Поэтому не стоит забывать и об общественном воспитании.

Размышляя о совести, нравственности, семейных традициях, я понял, что эти критерии очень важны для возникновения сегодняшних законов, это основные источники прав человека. Тем не менее, в пунктах самих законов закреплены только позитивные и негативные нормы поведения. Получается это те нарушения, с которыми не может мириться все общество в целом. В остальном когда нарушаются не законы, а нормы и правила поведения это вызывает осуждение со стороны общества, но конкретных запретов нет.

Современному обществу необходимо помнить о законах совести, и тогда многое изменится в жизни каждого гражданина. Забывая о простых правилах поведения, неумение вести себя в обществе приводит к разрушению внутреннего мира человека, человека как личности, снижение роли семьи. Если сам человек уже не в состоянии регулировать эти правила и законы, существующие веками, то государству необходимо принять меры по решению этого вопроса. И чем скорее, тем лучше, потому что процесс разложения не заставляет себя ждать.

Такое понятие как совесть должно стать не просто источником права и опорой для складывания законодательной базы, а должно быть смыслом жизни или ее путеводителем. В результате изменится многое, а прежде всего сам человек. И конечно нужны законы, которые будут содержать пункты с мерами наказания за совершаемые поступки и действия. Пусть эти законы не будут основываться на методах лишения свободы или высокие штрафы, это могут быть более эффективные способы наказания, например, попытаться объяснить свой поступок на общем собрании и самому вынести себе наказание. Допустим молодой человек оскорбит или проявит неуважение не уступив место в общественном транспорте бабушке, пусть две недели помогает ей по хозяйству, определенное количество времени в день. Он поймет свою ошибку тогда, когда увидит, что пожилому человеку трудно, а когда-нибудь и ты станешь стареньким и если сам не изменишься, то попадешь в такую же ситуацию или сам, или столкнешься с тем что твои дети будут такими потому что воспитал их ты — злостный нарушитель простых правил.

В результате возникнет некий кодекс совести, который будет иметь общепринятые меры принуждения. В его основе будут нормы и правила, на которых базируется нормальное поведение человека в обществе. Принятие такого обязательства для всех граждан в обществе будет формировать иное сознание и мышление человека, которое будет направлено на повышение ответственности не перед законом, а перед каждым человеком, что станет неоспоримой основой весьма существенного снижения преступности в стране.

Пока не будет возможности узаконить такой кодекс совести в жизнь и его смысл будет отражаться в самих законах, существует необходимость воспитывать самого себя в рамках простых жизненных правил и пусть другие берут это в пример. Только с нас самих начинается главное и задумавшись над этим однажды, многое изменится. Важным требованием современного общества является уважение к закону и праву, так как только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами. Наличие прав и свобод, закрепленных в законодательных актах, не дает ни одному гражданину право поступать так, как ему заблагорассудится. Каждый должен помнить, что мы в этом мире не одни, и, поступив однажды по своему желанию, можно причинить вред окружающим. Можно придумать много разных законов во благо общества, но основной закон человечности еще никто не отменял!

  • Рассказ о событии основные правила риторика
  • Рассказ о слухе 4 класс
  • Рассказ о смешанных лесах по плану 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о снегире для детей дошкольного возраста
  • Рассказ о слухе самая быстрая улитка в мире старшая группа