Рассказ о совести 5 класс сочинить

Сочинения /9 классчесть твердые моральные принципы и положительные качества человека, которые вызывают чувство гордости и восхищения у других людей.честь
  • Сочинения
  • /

  • 9 класс

Честь – твердые моральные принципы и положительные качества человека, которые вызывают чувство гордости и восхищения у других людей.

Честь является очень важным качеством для личности. Честь свидетельствует о том, что на человека можно положиться, ему можно доверять. Человек, нуждающийся в помощи осознает, что верный чести индивид не поступится своими принципами, несмотря на оказываемое на него давление, несмотря на поступающие ему выгодные предложения.

Честь несёт немного разные значения, когда речь идёт о принадлежности к определённому полу. Для мужчин честь – это целый комплекс качеств, который особенно принято выделять у военных. Мужчина, в первую очередь, защитник. Он считает долгом защитить свою семью и родину. Несмотря ни на что. Честь носит только нравственный характер, она не подконтрольна закону. Для женщин же честь является чистотой, целомудрием и преданностью единственному мужчине.

Честь – это такое качество, которое даётся один раз. Его очень легко потерять. Особенно, если человек уже заслужил уважение своими поступками и поведением, он будет угрозой для тех, кто их потерял. Как правило, честный человек всегда кому-то мешает. Его будут пытаться различными методами утихомирить, но если это не получится сделать, то будут выживать из коллектива, поливать грязью. Причём все будут знать о том, что человек не виновен, но каждый будет пытаться оправдать себя и никто не захочет рисковать своим положением или репутацией.

Сохранить честь при любых жизненных обстоятельствах – это подвиг. Далеко не каждый на это способен. Даже сильные люди ломаются под прессом обстоятельств и давлением вышестоящих людей.

Честь нельзя отнять, но есть другие способы как помочь человеку её потерять. Да, человек отдаёт её сам. Но по причине того, что он уже измотан и не в состоянии дальше придерживаться своих принципов. Человеческий фактор никто не отменял.

Но если честь для человека – это всё, он не отдаст её ни за что даже если на кону будет его собственная жизнь. Пример подобной жертвенности можно встретить на войнах. Солдаты и офицеры не сдавались, несмотря ни на что. Стояли до последнего, даже когда знали, что победить нет шансов. Честь для них важнее жизни. Многие погибали в бою, бросались под танки, подрывали себя. Если в пример брать интернациональные войны, то можно заметить, что противник был настолько жесток, что расчленял и рубил на куски пленных, глумился над формой. Парни имели отдельную гранату на такие случаи, чтобы подорвать себя, дабы не подвергнуться такой участи.

Сочинение Что такое честь

Честь — это состояние человеческого духа, верность своим принципам. Как правило, это понятие характеризует солдат, а особенно офицеров российской армии. Но, честь присуще и людям, которые не носят погоны.

Когда говорят про человека, что у него есть честь, это значит, что он человек высоких моральных принципов, который не ударит в спину. Будет честен со всеми, как со своими друзьями, так и с врагом. Люди чести, не рождаются, ими становятся. Это результат хорошего длительного воспитания, в итоге которого человек сам выбирает быть таким. Именно поэтому, честь, нельзя отнять ни каким образом. Это такая жизненная установка, ценность, которая стоит выше жизни. Не каждый готов пойти на такое, таких людей мало, но они есть. И на них возлагается надежда на будущее. Существует достаточное количество примеров, когда люди чести становились героями различных войн и больших дел. Именно их имена вписаны в историю.

Ярким примером являются советские партизаны времен Великой Отечественной Войны. Когда некоторые из них попадали в плен, немецкие солдаты и офицеры их жестоко пытали, но они, умирая, не предавали и не выдавали своих товарищей немецким оккупантам. Они жертвовали жизнью ради чести, доблести. Никто и никаким образом не мог отнять у них честь. Но, к сожалению, были и такие, кто уступил страху. Теряли свою честь, запятнали ее кровью своих братьев и сестер. Таким людям нет прощения. Они сами отказались от этого великого дара. Поэтому сам человек решает, как ему быть. Либо он ведет праведную жизнь и все делает по совести, что на самом деле, большая редкость, не только в наше время, да и во все времена. Таких людей действительно мало, а многие лишь прикрывались личиной доблести и чести. Стоит вспомнить европейское рыцарство, там далеко были не все люди чести, а лишь единицы. Так же и сейчас, большое количество людей имеют привычку часто упоминать о своих высоких морально — этических качествах, но и тут ловушка для наивных. Люди, которые не потеряли свою честь, знают какой ценой она им достается, поэтому предпочитают вести себя более скромно. Важно, что даже при оказании помощи люди чести не будут ждать похвали, они это делают, потому что им велит так совесть.

И так, честь — это моральное состояние человека, которое нельзя никакими способами отнять. От нее можно только отказаться, ее можно только предать в угоду более низким желаниям и потребностям.

Швабрин человек чести или бесчестия?


Швабрин человек бесчестия
Швабрин из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является полной противоположностью Гринева. Он живет лишь во благо себе, всегда способен «переметнуться» туда, где предлагают более выгодные условия. У него не так развиты идеалы добра и справедливости.

Ради своей выгоды герой способен на любую подлость. Именно поэтому его разумнее назвать человеком бесчестия, чем чести. Несмотря на то, что Швабрин порой способен и на добро, но он не имеет никаких нравственных идеалов и может сотворить благо только тогда, когда сам в нем заинтересован.

Человек чести никогда так не поступает. Ведь для него не важно, что он получит, если поможет кому-либо, он оказывает помощь лишь потому, что не может иначе. Швабрин – человек осмотрительный, немного коварный, «с червоточинкой». Он всегда заинтересован в «отдаче» своих поступков, ничего не делает «просто так» и «ради справедливости».

Это человек бесчестия. Однако даже в случае со Швабриным отчего-то кажется, что иные обстоятельства могли бы изменить его и сделать ухудшенной копией Гринева. Жаль, что в романе этого так и не произошло.

Вариант 3

Что представляет из себя честь? Согласно определению большинства словарей, честь – внутреннее нравственное достоинство человека, приобретаемое им в ходе жизни. Но может ли цена чести превысить цену жизни?

Честь ценилась человеком издавна, а тех, чья честь была чиста, очень уважали. Возможно, наибольшей цена чести была в средневековье, когда именно честь была главным мерилом человеческого достоинства. Даже современный немецкий поэт Крис Болтендаль в своем стихотворении, посвященном Ланселоту, писал: «Я жизнь отдам за Британию и честь, за своего ангела-хранителя!». В Древней Руси этому тоже уделялось немало внимания, в том числе и женской чести, о чем мы можем узнать из «Домостроя». Считалось, что женщина, являясь честной и вступая в брак непорочной, знаменует себе долгую и счастливую жизнь. Впрочем, подобное отношение к своей чести можно встретить и сейчас – например, оно широко распространено у кавказских народов. Причем, среди них важна не только честь мужчины, но и женщины, что еще раз подтверждает сказанное выше.

А что насчет цены чести в обмен для жизни? От старых людей нередко можно услышать следующие слова: «Я прожил достойную жизнь, никого не обманывал и не крал, я уйду с честью». Но здесь речь идет, скорее, о том, что честь – важный элемент в жизни любого. А смогли бы лично Вы отдать жизнь, зная, что люди не смогут вспомнить о вас ничего плохого? Что Вы ушли с честью. В этом и заключается, можно сказать, наивысшая точка чести – преобладание памяти о человеке над его физическим телом. В конце концов, оболочка человека не сможет оставаться на Земле вечно, тогда как память о камдиве Чапаеве, сражавшемся за свою страну бок о бок с солдатами, живет уже более столетия.

Это и лежит в основе тезиса «Честь – дороже жизни». Когда человек прожил, не запятнав честь и прославив себя, он и сам себе может сказать: «Мне не в чем стыдиться перед собой, перед людьми или Богом, близкие мои запомнят меня честным человеком». И разве это не звучит достойно? Разве не хочется каждому, чтобы о нем вспоминали с гордостью? Уйти с гордо поднятой головой – намного ценнее, чем жить в пороке, быть помянутым добрым словом.

Как видите, с этим тезисом нельзя не согласиться. Все люди, прославившие себя в истории и отдавшие жизнь за честь, сейчас стали героями и известны всем. Даже «маленький человек», живущий в самоконтроле и чистой честью, тоже является героем, отстоявшим свою мораль и «лицо» в обществе.

Рассуждение про Честь

Понятие чести в наше время слишком часто путают с гордостью. Но сущность гордости отличается от чести сильно, почти как страсть от любви. Гордость – это удел слабых людей, самовлюбленных эгоистов, обычно она проявляется в двух случаях – когда человеку что то очень нравиться и когда человек чем-то сильно не доволен.

Честь – это самодостаточность, благородство, память о ближних и их потребностях.

Наверное, самым распространенным в сознании людей является понятием офицерской чести. Распространившаяся в закрытых мужских коллективах еще до революции, сейчас она воспринимается людьми не так как тогда. Ассоциация чести с положительным мужским образом, к сожалению, в наше время, нельзя назвать основной.

Понятие мужчины во все времена было связано с честью, ответственностью за семью, род, детей. Сейчас мужской архетип уже плавно и незаметно замещается на предпочитаемый женский. С появлением большего количества мужчин, похожих на женщин, появляется большее количество женщин, похожих на мужчин. Ведь если мужчина не способен жениться на выбранный им женщине и толкает ее на незаконное сожительство и аборт, о какой чести в этой ситуации может идти речь.

Честь – это благородство, в котором нет ни капли губительной гордости. В истории и литературе можно встретить множество примеров людей, обладающим этим качеством. Федор Ушаков, Александр Суворов, Николай Второй – про всех них можно сказать, что они выходили из невыразимо трудных ситуаций, сохранив себя, свое достоинство, не изменив своим принципам.

Понятие чести неотделимо связано с жертвенностью и самоотдачей, с тем, что человек готов погибнуть, но не изменить своим идеалам.

Среди литературных примеров можно встретить один яркий, запоминающийся, который отлично иллюстрирует сущность чести. Это Петра Гринев, главный герой из повести «Капитанская дочка». Он ведет в себя в полном соответствии со своим положением, самовосприятием и возможностями.

Для будущих мужчин, маленьких мальчиков, очень важно проводить беседы на тему, что такое мужская честь, особенно если в семьях нет правильного примера мужского образа для подражания. К сожалению, в наше время, слишком часто отцы самоустраняются от воспитания детей, тогда как матери занимают позицию гиперопеки. Это важно знать, так как именно обладание этим качеством, честью, делает мужчину мужчиной с приставкой настоящий, в том числе, в глазах женщин.

Другие темы: ← Одиночество↑ 9 классМатеринская любовь →

`

Рассуждение с примером из литературы

Честь – это такое качество человека, которое воспитывается с детства. Оно не позволяет людям совершать недостойные поступки, за которые потом будет стыдно. Рассмотрим это утверждение на литературных примерах.

А.С.Пушкин пишет в 1836 году повесть «Капитанская дочка». В самом начале произведения он помещает эпиграф «Береги честь смолоду». Прочитав повесть, мы понимаем, что это слова отца главного героя, которые он постарался исполнить. Уезжая из дома, Петр Гринёв получил от отца наказ, что платье нужно беречь снову, а честь смолоду. Молодой офицер очень неопытен, однако, он смог противостоять всем искушениям. Во время службы в Белогорской крепости Гринёв приходит через подлость и предательство. Он получает от жизни несколько уроков. Человек, которого он считал своим приятелем, почти другом, такой же офицер, совершает одну подлость за другой. Сначала он оговаривает любимую девушку, зная, что ей понравился другой. Потом решает устранить соперника не силой и отвагой, но подлостью и оговором. Увидев, что Гринев отвлёкся на Савельича, Швабрин проколол его шпагой. Он же написал письмо отцу Гринёва, описав его жизнь в чёрных красках, рассказал о бесприданнице Маше, как охотнице за богатым женихом.

Это сделал дворянин, из хорошей и знатной семьи. Где же честь Швабрина, почему молчит его совесть. Неужели возможно оговорить и оклеветать человека, воспользовавшись неведением? Для Швабрина возможно. Он не видит ничего странного в том, что пострадает соперник, главное, чтобы Маша осталась с ним. Но заставить полюбить себя невозможно. Тогда он делает всё, чтобы заставить Машу отказаться от жениха, а потом и разлучить её с Гринёвым. Швабрин переходит на сторону бунтовщиков, чтобы спасти свою жизнь. И здесь честь дворянина не мешает ему служить Пугачёву. Маша теперь в его власти, он может всё, но забыть любимого, бросить его, чтобы спасти свою жизнь Маша не хочет. Она даже готова умереть, но отказывается от предложения Швабрина, не выходит за него замуж. Здесь ещё раз определяется его отношение к чести и достоинству, он способен на все, на любое предательство. Совсем по-другому ведёт себя Гринёв. Пётр не способен предать, он даже врагу говорит в лицо, что думает, не боясь смерти. Ради любимой, Гринёв едет в лагерь Пугачёва, он спасает Машу от гнусностей Швабрина. Даже под арестом Пётр не может оправдаться, чтобы не затронуть имя любимой. Только своевременная встреча Маши с императрицей решает дело, он отпущен домой, его имя оправдано.

Таким образом, можно утверждать, что честь человека дана для того, чтобы он сохранял её незапятнанной, не совершая недостойных, подлых дел.

Другие сочинения: ← Уважение↑ 9 класс и ОГЭЖизнь современной молодежи →

Популярные сочинения

  • Сочинение про Библиотеку
    Человек получает знания из книг, познавательных передач, интересного обучения. Библиотека – храм добра, светлых знаний, интеллектуальных открытий и свершений. Она дарит читателям самый лучший и прекрасный досуг.
  • Сочинение про Небо
    Весь земной шар окутывает небо. Даже бесконечная галактика начинается с неба, которое над нами. Кажется, протяни руку, и ты сможешь до него дотронуться.
  • Сочинение Лойко Зобар в рассказе Макар Чудра Горького (Характеристика и образ)
    При чтении рассказа Горького «Макар Чудра» сразу привлекает к себе внимание романтический образ Лойко Зобара. В нем воплощены идеалы, характерные для раннего творчества писателя

В. Сухомлинский

Стыдно перед соловушкой

 рассказ

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой,— тихо ответила Лида.
 

В.А.Сухомлинский. Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и    пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

В. Осеева

Плохо

 рассказ

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что — стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

В. Осеева

Кто хозяин?

 рассказ

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики опять заспорили.
— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его.
— Нет, моя, — сердился Ваня, — я перевязал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки.
Никто не хотел уступить. Мальчики поссорились.
— Моя! Моя! — кричали оба.
Вдруг со двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня быстро вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
— Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
— Чья собака? — сердито закричал он.
— Моя, — сказал Коля.
Ваня молчал.

В. Осеева

Девочка с куклой

 рассказ

Юра вошел в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошел военный. Юра вскочил:
— Садитесь, пожалуйста!
— Сиди, сиди! Я вот здесь сяду.
Военный сел сзади Юры. По ступенькам поднялась старушка.
Юра хотел предложить ей место, но другой мальчик опередил его.
«Некрасиво получилось», — подумал Юра и стал зорко смотреть на дверь.
С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свернутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.
Юра вскочил:
— Садитесь, пожалуйста!
Девочка кивнула головой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.
Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.
— Я думал, она женщина с ребенком, — пробормотал он.
Военный одобрительно похлопал его по плечу:
— Ничего, ничего! Девочке тоже надо уступать место! Да еще девочке с куклой!

В. Голявкин

Кому что удивительно

 рассказ

Танька ничему не удивляется. Она всегда говорит: «Вот уж не удивительно!» — даже если бывает и удивительно. Я вчера на глазах у всех перепрыгнул через такую лужу… Никто не мог перепрыгнуть, а я перепрыгнул! Все удивлялись, кроме Тани:
— Подумаешь! Ну и что же? Вот уж не удивительно!
Я всё старался её удивить. Но никак не мог удивить. Сколько я ни старался.
Я из рогатки попал в воробышка.
Научился ходить на руках, свистеть с одним пальцем во рту.
Она всё это видела. Но не удивлялась.
Я изо всех сил старался. Что я только ни делал! Залезал на деревья, ходил без шапки зимой…
Она всё не удивлялась.
А однажды я просто вышел с книжкой во двор. Сел на лавочку. И стал читать.
Я даже не видел Таньку. А она говорит:
— Удивительно! Вот не подумала бы! Он читает!

Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
— Я не решил примера, потому что он был со скобками, — оправдывался Юра.
— А я потому, что там были очень большие числа, — сказал Олег.
— Мы можем решить его вместе, у нас еще есть время!
Часы на улице показывали половину второго.
— У нас целых полчаса, — сказал Юра. — За это время летчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.
— А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.
— Что — за двадцать!.. — деловито сказал Юра. — Иногда пять — десять минут много значат. Надо только учитывать каждую минуту.
— А вот случай! Во время одного состязания…
Много интересных случаев вспомнили мальчики.
— А я знаю… — Олег вдруг остановился и взглянул на часы. — Ровно два!
Юра ахнул.
— Бежим! — сказал Юра, — Мы опоздали в школу!
— А как же пример? — испуганно спросил Олег.
Юра на бегу только махнул рукой.

В. Осеева

На катке

 рассказ

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с ее шубки снег. — Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
— Коленку…
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

В. Осеева

Ни за то и ни за это

 рассказ

Костя сделал скворечник и позвал Вову:
– Посмотри, какой птичий домик я сделал. Вова присел на корточки.
– Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, – робко сказал он, – сделай и мне такой. А я тебе за это планёр сделаю.
– Ладно, – согласился Костя. – Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планёр, а я тебе скворечник

В. Осеева

Отомстила

 рассказ

Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.
— Алешка! — закричала Катя. — Алешка!.. — и, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.
— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.
Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
— Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!
— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Еще как заплачешь!
— Это я-то заплачу? — Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня!
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
— Алеша! — кричала она. — Алеша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.
— Встань! Встань!
Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.
— Не можешь? — кричала Катя, ощупывая Алешины коленки. — Держись за меня. — Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила на ноги. — Больно тебе?
Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.
— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.
Алеша еще громче заплакал и крепко прижался к сестре.
— Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!

. Осеева

Просто старушка

 рассказ

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — отвечал мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тетя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — отвечал мальчик. — Это просто старушка.

В. Осеева

Три товарища

 рассказ

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко еще!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!

В. Осеева

Синие листья

 рассказ

У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зеленый карандаш!
А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси еще брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
— Ну что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зеленого нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
— Я ей давала, а она не берет.
Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.

В. Осеева

Чего нельзя, того нельзя

 рассказ

Один раз мама сказала папе:
— Не повышай голос!
И папа сразу заговорил шепотом.
С тех пор Таня никогда не повышает голос. Хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?
Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

Е. Пермяк

Бумажный змей

 рассказ

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер только змей пускать. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает.
Задумал Боря свой змей сделать. Бумага у него была. И дранки он выстрогал. Недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают.
Нитки были у Сёмы. Целый моток. Ему бы лист бумаги да мочала на хвост достать — тоже бы свой змей запустил.
Мочало у Пети было. Он его давно для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижал, Сёма свои нитки в кулак зажал, Петя своё мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Другие ребята змей в небо запустили. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает.
Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только чему-то они еще не научились, вот в чём беда.

Е. Пермяк

Про нос и язык

 рассказ

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
− Скажи, бабушка, − просит Катя, − почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
− А потому, милая внучка, − отвечает бабушка, − чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

К. Ушинский

Играющие собаки

 рассказ

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя.— Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
— Видишь ли,— сказал Володе отец,— Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

К. Ушинский

Кто дерет нос кверху

 рассказ

Спросил мальчик отца:
— Скажи мне, папа, отчего это иной колос так и гнётся к земле, а другой торчмя торчит?
— Который колос полон,— отвечает отец,— тот к земле гнётся, а который пустой, тот и торчит кверху.

. Артюхова

Трусиха

 рассказ

Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали — «трусиха».
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..
Все обернулись.
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
— Пошёл вон!
— Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! — Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы… Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
— Нет, — отвечала она, — он не укусил… Просто я очень испугалась…

О. Буцень

Мамины помощницы

 рассказ

Оля и Лида гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье, и говорит подруге:
— И я сегодня маме помогала.
— И я тоже, — ответила Лида. — А что ты делала?
— Со стола убирала, посуду всю вымыла, тарелки, ложки, вилки вытерла и в буфет убрала.
— А я ботинки почистила.
— Мамины? — спросила Оля.
— Нет, свои.
— Разве это помощь маме? — засмеялась Оля. — Ты же их себе чистила!
— Ну и что же? Зато у мамы сегодня будет меньше работы,— сказала Лида.

О. Буцень

С кем дружить

 рассказ

Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со старой школой, особенно с подружкой Валей. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась Нюра к учительнице, к школьникам, к классу.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
— Ты ещё ни с кем не дружишь?
— Нет,— отвечает Нюра.
— И я ни с кем не дружу,— вздохнула Галя.— Плохие у нас в классе девочки: Ленка — задавала, Вера — хитруля, Надя — врунья, а Ирка — задира.
Почти всех девочек перебрала Галя — все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
— Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
— Не волнуйся,— ответила Нюра.— С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
 

Р. Фраерман

Девочка с камнем

 рассказ

I

Школа, где училась Аня Мамедова, стояла на самом краю города, расположенного у подножия высоких гор.
Аня Мамедова была маленькая, очень маленькая даже для своих восьми лет — казахская девочка, с чёрными глазами, чёрными косичками, в которых красная ленточка казалась особенно яркой.
Ане трудно было учиться, труднее, чем другим детям, так как она плохо говорила по-русски.
Но ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других, поэтому никто раньше её не приходил на уроки.
Едва только часы, висевшие на стене в учительской, били восемь, как на пороге школы раздавался звонкий голосок:
— Здравствуй, Марья Ивановна! Вот и я пришёл!
Так говорила Аня учительнице.
И какова бы ни была на дворе погода: шёл ли дождь, который часто спускался в долину с гор по каменистой дороге, выпадал ли на короткое время рыхлый снег по колено, стояла ли такая жара, что даже птицы раскрывали клювы, голос девочки всегда звенел на пороге школы в своё время:
— Здравствуй, Марья Ивановна! Вот и он — я, Аня Мамедова.
 

Р. Фраерман

Девочка с камнем

 рассказ

II

Но однажды утром в долину по той же дороге, по которой приходили с гор дожди, спустилась на город огромная туча, вся в чёрных клочьях, страшных завитках, и налетел ураган. Как на цепях, заскрипел и закачался над улицей воздух. Сначала испугались птицы и улетели в гнёзда. Потом забились под дома собаки. Согнулись до земли молодые деревья, и посыпались с них зелёные, ещё пахучие листья.
Такой жестокий был ветер.
Марья Ивановна поспешила запереть все двери в школе и закрыть окна на крючки.
Она с тревогой смотрела на своё любимое дерево, росшее неподалёку у крыльца. Это был горный дуб, уже старый, с крупными листьями, крепко сидевшими на своих длинных черенках. Он один не сгибался под бурей. Но и он весь звенел и ронял на землю сучья, а шум его листвы проникал даже сквозь стены в школу, где сейчас, кроме учительницы, не было никого.
Учеников Марья Ивановна в тот день не ждала. Улица была пустынна. Лишь какой-то дерзкий мальчик пытался перебежать через неё. Но ветер сбил его с ног и унёс неизвестно куда его шапку.
Вдруг Марья Ивановна услышала под окном чей-то голос. Она поспешила выйти на крыльцо.
Ветер тотчас же обнял её за плечи и с силой повернул к стене. Но когда она обернулась, то увидела у крыльца маленькую девочку. Она держала в руках огромный камень.
— Вот и я пришёл! — сказала девочка.
Это была Аня Мамедова.
Лицо её было бледно, ветер рвал её чёрные косички с яркими ленточками, но маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.
— Зачем ты принесла этот тяжёлый камень? Брось его скорей! — крикнула учительница.
— Я нарочно взяла его, чтобы ветер меня не унес. Я боялась опоздать в школу, а ветер не пускал, и я долго несла этот камень. И вот я пришла — Аня Мамедова. Дай скорей руку, — сказала девочка, напрягаясь изо всех сил, чтобы не выпустить своей ноши.
Тогда учительница, борясь с ветром, подбежала к Ане Мамедовой и крепко обняла её.
И так, обнявшись, они вдвоём вошли в школу, а камень бережно положили на крыльцо.
Ураган ещё шумел.
Но дуб, мимо которого они проходили, заслонил их от ветра, широко раскачивая над ними свои могучие ветви. Ему тоже понравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы, не сгибаясь, крепко стоять под бурей.
Он и сам был такой.

Э. Шим

Про бодливых и пугливых

 рассказ

Мы ходили ухаживать за телятами. И Нина Петровна, телятница, нам сказала:
— Вы их не пугайте, пожалуйста. Не сердите, не обижайте!
Мы говорим:
— Что вы, Нина Петровна, разве мы обидим!
— А это,— говорит,— можно сделать нечаянно. Сам не заметишь, как обидел… Вот,— говорит,— бывает корова злая, бодливая. Или такая, что всего пугается. Или нервная очень, беспокойная. Замечали, небось?
— Замечали.
— Пастух обижается на таких коров. А обижаться не надо, эти коровы — несчастные.
— Даже самая бодливая — несчастная?
— Даже самая бодливая.
— Так она же бодается!
— А почему? Растили бы её нежно, ласково, так и выросла бы она ласковой… Ей бы и в голову не пришло бодаться!

«Причина» — какое удобное слово!
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдешь —
И дыши глубоко!
С совестью мир,
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!

Ребята, ребята,
Вы завтра — мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!

Мой папа — геолог. Он ищет нефть в пустыне. Однажды от него пришло письмо из экспедиции. Папа написал, что в том месте, где он сейчас работает, очень много черепах, и он поймал для меня одну, маленькую.

«ОНА НЕ БОЛЬШЕ ТВОЕЙ ЛАДОНИ, — писал папа большими печатными буквами, чтобы я мог прочитать письмо. — У НЕЁ ЕЩЁ ПАНЦИРЬ НЕ ОЧЕНЬ ТВЁРДЫЙ. Я ПОСАДИЛ ЕЁ В ЯЩИК ИЗ-ПОД ПОСЫЛКИ И КОРМЛЮ ОГУРЦОМ И ХЛЕБОМ. СИМПАТИЧНАЯ ОЧЕНЬ ЧЕРЕПАШКА. ОНА ТЕБЕ ПОНРАВИТСЯ».

Ещё бы она мне не понравилась! Я всем во дворе рассказал, какую мне папа поймал черепашку и как он её кормит огурцом и хлебом. Я прозвал её Чапа.

В каждом письме папа теперь специально для меня писал про черепашку:

«ОНА ДОВОЛЬНО ПРОВОРНАЯ. БЕГАЕТ ПО ЯЩИКУ, ТЫЧЕТСЯ В СТЕНКИ. Я ЕЙ НАСЫПАЛ В ЯЩИК ПЕСКУ, ЧТОБЫ ОНА ЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ В ПРИВЫЧНОЙ ОБСТАНОВКЕ».

Да! Надо и мне подумать об уголке для Чапы. Песок-то у нас есть во дворе, а вот ящик?..

Мама сказала:

— Могу тебе дать коробку из-под ботинок.

— Нет, в коробке ей тесно будет.

Я вышел во двор и встретил Анюту. И она придумала, где ящик достать: возле ларька, где апельсины продают.

Мы выбрали ящик с наклейкой — аист, а в клюве у него апельсин. Поставили ящик в мою комнату, под окном. Мама разрешила взять пластмассовую мисочку, мы её закопали в песок по самый край, налили воды, и получилось как будто озеро.

В ожидании Чапы я поселил в ящике пластмассового крокодила, зайца и пожарную машинку.

Папа писал:
«РОТ У НЕЁ — КАК КЛЮВИК, А ПАНЦИРЬ — СВЕТЛО-КОРИЧНЕВЫЙ В ТЁМНЫХ РАЗВОДАХ, ЧТОБЫ НЕЗАМЕТНО БЫЛО СРЕДИ ПЕСКА. НАЗЫВАЕТСЯ «ЗАЩИТНАЯ ОКРАСКА».

Скорее бы, скорее бы увидеть Чапу, посмотреть, как она берёт хлеб своим клювиком!

«ЧТО-ТО ЗАГРУСТИЛА ЧЕРЕПАШКА, — написал папа в последнем письме. — СВОЙ ЛЮБИМЫЙ ОГУРЕЦ И ТОТ НЕ ЕСТ. НА ЗАДНИЕ НОЖКИ ПРИВСТАНЕТ, ПЕРЕДНИМИ О СТЕНКУ ЯЩИКА ОБОПРЁТСЯ, ШЕЙКУ ВЫТЯНЕТ И ПОДОЛГУ ТАК СТОИТ».

Я подумал: а ведь и правда загрустишь. Если бы, например, меня в ящик посадили, даже в самый просторный, — я бы ещё как загрустил! Главное, я бы знал, что все ребята во дворе бегают, а я — в ящике. Нет, я её, конечно, буду выпускать, пускай по квартире ползает. Но всё равно для неё и вся наша квартира будет вроде большого ящика. Она ведь к пустыне привыкла.

Однажды мама сказала:

— Угадай, что завтра случится хорошее?

— Черепашка приедет! — догадался я.

— Бессовестный ты всё-таки, Андрюшка! Папа! Папа завтра приезжает.

— Ну да, папа, — согласился я, — и привезёт черепашку.

Утром мама сказала:

— Творог и молоко на столе. Ешь, а я буду пирожки печь.

И она стала печь пирожки с капустой.

Наконец раздался долгожданный звонок. Папин звонок! Мы с мамой наперегонки побежали открывать дверь. Папа был такой загорелый — просто чёрный, только зубы сверкали. Он обнял маму, потом подхватил меня на руки и подкинул.

— Ого, как вырос!

— Папа, открой скорее чемодан! — потребовал я. — Она же задохнётся!

— Кто? — спросил папа.

— Как кто? Черепашка!

Папа сказал смущённо:

— Ты уж прости меня. Я её отпустил.

— Как?..

— Понимаешь, — сказал папа, — я её перед самым отъездом вынул из ящика — пусть, думаю, в последний раз прикоснётся к родной земле. Положил её на песок, а она как припустит! Бежит от меня, только ямки в песке от её ног остаются. Я бы мог её, конечно, догнать… Но пожалел. Я подумал: Андрей меня поймёт. Не рассердится.

А я и не рассердился. Наоборот, обрадовался. Я бы точно так же поступил на папином месте!

С. Баруздин

Забракованный мишка

 рассказ

На киностудии снимали новый фильм. В фильме должна была быть такая сцена. В избу, где спит уставший с дороги человек, залезает медведь. Человек в испуге просыпается. Еще больше пугается, увидев человека, медведь. Он убегает в окно. Вот и все. Пустяковая сцена, на две минуты.

Работникам студии потребовался медведь. Чтобы долго не искать, решили взять мишку из цирка. В городе как раз шла программа, в которой выступал дрессировщик медведей.

Наутро дрессировщик привез на студию самого крупного медведя.

— Вы его не бойтесь, — сказал дрессировщик. — Мой Топтыгин совсем ручной.

В подтверждение его слов медведь добродушно облизал всем руки, охотно съел предложенное ему пирожное, а, обнаружив в одном из залов студии велосипед, ловко прокатился на нем.

— Действительно, артист! — обрадовался режиссер. — Нам именно такой и нужен. Мы его даже без репетиции снимем!

В павильоне студии была построена часть избы — с окном и дверью и с лавкой у стены. В дверь мишка должен был войти, в окно — выскочить.

Настал день съемок. Приготовили аппараты. Артист лег на лавку, притворился спящим. Режиссер дал команду. Включили яркий свет. В приоткрытую дверь избы дрессировщик впустил медведя. И тут произошло неожиданное.
Попав на яркий свет, мишка встал на задние лапы и начал танцевать. Затем он несколько раз перекувырнулся через голову и, довольный, уселся посреди избы.

— Нет! Нет! Отставить! Так не пойдет! — закричал режиссер. — Почему он танцует и кувыркается? Это же дикий медведь!

Смущенный дрессировщик виновато увел медведя за декорации. Все начали сначала. Опять команда. Опять артист растянулся на лавке. Опять включили яркий свет.

Мишка, просунувшись боком в полуоткрытую дверь избы, увидел яркие лучи прожекторов, тут же поднял задние лапы и прошелся «на руках».

— Стоп! Отставить! — закричал раздосадованный режиссер. — Неужели нельзя ему как-нибудь объяснить, что все это не нужно?

Но объяснить мишке было трудно.

Так прошел весь день. И следующий. И еще один. И все равно, как только начиналась очередная съемка и мишка попадал под свет прожекторов, он начинал старательно выполнять знакомые ему цирковые номера.

Наконец режиссер не выдержал.

— Ваш медведь нам не подходит, — сказал он дрессировщику. — Он, видите ли, артист, а нам нужен простой, необразованный медведь…

Так и пришлось дрессировщику увести своего «забракованного» Топтыгина.

Зато сам мишка, по-видимому, остался очень доволен тем, что так хорошо выполнил свою программу. Уходя из студии, он вежливо со всеми раскланялся: мол, будьте здоровы, друзья, до следующего представления! 

Совесть — это основное чувство человека, к которому он должен всегда прислушиваться. Это важное человеческое качество, которое объединяет в себе доброту и искренность.

5 сочинений про Совесть для школьников

Что такое Совесть – сочинение

Совесть – это тот «помощник», который позволяет человеку определить, плохо ли он поступает, либо хорошо. Бывает так, что кто-то совершает очень скверный, недопустимый поступок. Тем не менее, он не может его забыть и испытывает мучения. Ему хочется поскорее исправить положение.

Это и называется муками совести. В таких случаях человек понимает, что поступил неправильно и жалеет об этом. Получается, что совесть – это в некоторой степени сожаление.

Откуда же она возникает? Дело в том, что в каждом с малых лет заложены понятия о добре и зле, о справедливости и бесчестности. Всякий раз, когда личность поступает так, как не следовало, есть вероятность того, что спустя время, ее совесть проснется и начнет мучить ее.

Это своеобразный «будильник», который дает человеку сигнал о том, что он был неправ в чем-либо, ему очень досадно и стыдно.

Что же происходит с человеком, который всегда поступает правильно и даже «идеально»? Есть ли у него совесть? Безусловно… Только в его случае она не мучает его по ночам, мешая спать. Тот, кто не совершал плохих поступков, может с полной уверенностью сказать, что «его совесть чиста». То есть, он не делал ничего предосудительного, поэтому ему нечего стесняться, нечего скрывать.

Хоть, конечно же, не найдется того, кто ни разу не испытывал мук совести. Скорее всего, каждый хоть раз играл в футбол вместо того, чтобы готовиться к урокам, а потом, когда получал двойку за ответ, вырывал страницу из дневника и прятал, а потом его мучила совесть.

Практически каждый случайно разбивал мамину дорогую вазу во время игры, и практически каждый однажды боялся и отступал подальше, когда видел, что другому нужна помощь.

Муки совести возможны во всех этих случаях. И не только. Однажды, когда я гостил в деревне у бабушки, туда приехал мой дядя. Когда я увидел у него большой и красивый значок в виде корабля, мне очень захотелось, чтобы и у меня такой был.

И вот, когда мне уже надо было уезжать, а дядя еще оставался, я ночью подошел к его шкафу, отцепил значок и тайно увез с собой в город.

Но он не принес мне счастья. Глядя на него, я каждый раз вспоминал о том, что практически совершил кражу.  Ведь я взял у человека вещь без спросу.

Конечно же, несколько ночей я мучился, а потом позвонил дяде в Тамбов и объяснил ситуацию, попросил прощения. Он простил и даже подарил мне этот значок. Теперь я могу не возвращать его. Муки совести сразу же пропали.

Но этот случай я запомнил и больше не позволяю себе такого.

Сочинение на тему Совесть

Счастлив тот, кто дружен со своей совестью, живет в миру с собой. Это значит, что человек старается не совершать подлых поступков, которые бы камнем ложились на его душу. Ведь совесть – это своеобразный внутренний судья, моральный и нравственный контролер, который позволяет или запрещает человеку совершать тот или иной поступок.

У каждого из нас свое представление о совести. У кого-то оно развито в большей степени, у кого-то – в меньшей. А есть люди, про которых говорят, что у них «совсем нет совести». Именно они могут совершать самые страшные поступки, и при этом не переживать о содеянном.

Совесть – некий внутренний голос человека, который всегда подскажет, как поступить правильно даже в самой сложной ситуации. Он помогает отделить плохое от хорошего, и не совершить заведомо дурной поступок, который может принести страдание другим людям. Вот поэтому так важно прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Говорят, именно совесть не дает спать по ночам, если человек поступил неправильно в какой-то ситуации. Чтобы внутренние терзания не растянулись по времени, необходимо постараться как можно скорее загладить свою вину.

Если же человек заглушает в себе совесть, старается не прислушиваться к внутреннему голосу, не обращать на него внимание, то он становится беспринципным, жестоким, черствым. Однако от совести своей не убежишь, люди это поняли еще давным-давно. Она является частичкой души человеческой, которую, как известно, никуда не денешь.

Совесть – олицетворение самых лучших качеств человека. Это прекрасная смесь добра, справедливости, нравственности, милосердия, порядочности, честности. Это верный друг и помощник, который всегда подскажет правильный путь, поможет развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.

Что я понимаю под словом Совесть

Иногда совесть помогает понять, правильно ли человек поступает в той или иной ситуации. Многие люди совершают не совсем достойные и правильные поступки, и совсем не замечают того, что делают своими поступками другому человеку больно или обидно. И при этом даже не чувствует состраданию к тому человеку, которого обидел.

Вот именно такое положение и называется мукой совести. А есть и такие, которые почувствовали это и стараются, во что бы то ни стало все исправить. Из всего этого можно сделать вывод о том, что совесть является степенью сожаления.

А теперь давайте разберемся, из чего же она появляется? Наверное, каждому человеку в детстве читают много разных сказок, где обязательно присутствуют добро и зло. И постепенно это откладывается в каждом человеке. Вот только не всегда можно разобраться в каком случае они сделали добро, а в каком навредили другому человеку.

Кроме этого многие надеются на то, что если человек и сделал что-то плохое, то пусть не сразу, но через некоторое время его все-таки будут мучить угрызения совести. Его можно даже назвать будильником, который рано или поздно зазвенит и даст знать о том, что вы совершили неправильный поступок.

Конечно, среди обычных людей имеются и те, кто никого никогда не обижал и всегда совершал только положительные эмоции не только к себе, но и к другим людям. В этом случае они всегда спят спокойно, и их не мучает совесть. И эти люди могут сказать о том, что их совесть чиста.

Вот только таких людей, наверное нет и никогда не было. Не всем нравится учить уроки и вместо этого они лучше поиграют в футбол или любую другую игру, а потом, когда получат двойку, то начинают корить себя за это и даже ругают. Также есть и такие кто разбивал дома какую-нибудь вещь и для того чтобы их не наругали сразу прятали и им приходилось врать родителям.

А потом поэтому поводу они очень сильно переживали, беспокоились и не находили себе места. Но в итоге через некоторое время они признаются и их не ругают только потому, что прошло много времени, а также родители были рады, что вы признались самостоятельно и не стали их обманывать.

Мне нравится бывать у бабушки в деревне и там у меня очень много друзей, с которыми я играю в разные игры. И вот однажды я увидела у одного из них красивую куклу, и мне захотелось ее заполучить.

Когда я поехала домой, то положила куклу к себе в сумку. Вот только никакого счастья она мне не принесла, потому что как только я вижу эту куклу, то сразу же вспоминаю поступок, который совершила и меня мучает совесть.

Эссе про Совесть с примерами

Что такое совесть? Давайте попробуем разобраться в значении этого понятия.  На мой взгляд, совесть — естественное моральное сознание человека, способность признать свою неправоту. Она может остановить человека от совершения плохого поступка или будет мучать его за содеянное. Я считаю, что у каждого человека есть совесть, но далеко не каждый умеет к ней прислушиваться.

Чтобы подтвердить тезис, обратимся к тексту. Так, Р.П. Погодин рассказывает о мальчиках, которые издевались над недавно переехавшим Колей, даже дали ему кличку Семафор, но, посчитав, что «для такого хлюпика»  это слишком хорошая кличка, начали называть Симой.

Однажды Сима шел к своей учительнице, что поблагодарить её и принести подарок. Но ребята решили, что Коля просто занимается «подхалимством» и забрали у него все рисунки. После всего, пересматривая альбом, предводитель ребят Миша, узнал, что Сима сделал этот подарок в благодарность за то, что учительница помогала ему не отстать от класса, пока он болел.

В Мише проснулась совесть, и мальчик решил загладить свою вину и помог вручить подарок учительнице.

В литературе тоже есть примеры проявления совести, например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает ужасное преступление, после чего начинает страдать от угрызения совести.

Он постоянно думает о том, что сделал, ему стыдно, эти муки становятся для него худшим наказанием. Можно сделать вывод, что у героя все-таки есть совесть, которая приводит его к раскаянию.

Таким образом, совесть – это главный нравственный закон внутри человека, который уберегает от принятия неправильного решения.

Сочинение-рассуждение про Совесть

Совесть – страшное существо, от которого тебе никогда не будет покоя. Так я думаю.

Говорят, как раз, что от всего можно всегда уйти: от законов, от полиции, от других людей, вообще. Но от себя не уйдёшь! И голос этот в твоей голове будет «пилить», что ты поступил неправильно, что нужно сделать так-то. И не только голос, а ещё могут быть сны, знаки всякие. То есть тебе всё кажется, всё напоминает, что ты неправ.

Я думаю, что частично совесть – это выученные в детстве правила. Они так глубоко вошли в наше сознание и подсознание! Их нам прямо озвучивали родители, эти правила мы встречаем в книжках, в сказках. Это о том, что нужно быть честным, помогать людям… Думаю, что совесть у нас и у африканских народов всё-таки несколько отличается.

Для некоторых нормально съесть человека и не переживать, а думать, наоборот, что помогли ему. А тут на ногу в толпе человеку наступишь, а после спать не можешь – совесть мучает. Себя ругаешь, типа, что я такой неуклюжий…

Говорят, ещё, что мы можем убедить других людей, даже себя в чём-то, привести много-много аргументов, что мы поступили правильно, а вот со своей совестью нельзя договориться. Она знает, как нужно!

Тут другая мысль: совесть выражает связь человека с неким «общим подсознанием». И там только знают, как правильно. Может быть, там даже есть сущности ангельские и наоборот, которые нам подсказывают. Кстати, в мультфильмах совесть — обычно ангельская. Она подсказывает верные поступки.

Я читал рассказ Веллера о том, как один человек взял на себя вину за общее преступление, которое можно было легко скрыть. Но человека, будто бы, совесть замучила… И он хотел других тоже подставить, а они на него всю вину скинули.  Тут мысль о том, чтобы не путать голос совести со своей мнительностью и подобным.

Ещё совесть – это о понимании, что не только нашими отношениями или деньгами ограничивается этот мир.  Я часто думаю, что лучше я не ввяжусь во что-то, зато совесть чиста будет.   Тратить свои силы, пытаясь себя, свою совесть убедить в чём-то? Плохо спать по ночам от кошмаров? Нет уж, никакие блага этого не стоят.

Главное всё-таки – гармония с собой, спокойствие, счастье. А отсюда и здоровье! А ноющая совесть – только подтачивает твой фундамент, поэтому лучше не рисковать своим эмоциональным состоянием, но и не надумывать себе ничего на пустом месте.

Читайте также: Человек, который смеется – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

Совесть в какой-то степени выступает в роли контролера по жизни, как внутренний судья, и она необходима, для того чтобы в жизни было как можно меньше плохих поступков. Но почему-то она начинает мучить и изводить, когда уже не чего изменить и исправить просто невозможно.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам 2 варианта итогового сочинения на тему: Что сильнее: закон или совесть? Аргументы, тезисы, заключение, вступление и другие элементы эссе помогут Вам сформулировать свою позицию. Приятного просвещения!

Вариант 1

(388 слов) Анализируя сложные жизненные ситуации, мы часто спрашиваем себя: «Что сильнее: закон или совесть?». На стороне права целые социальные институты и сотни людей, готовых подкрепить власть кодексов своими действиями. Однако именно внутренние моральные рамки не дают всем нам превратиться в убийц и насильников, опрокинув все указы и распоряжения свыше. Чтобы лучше разобраться в поставленной теме, рассмотрим литературные аргументы.

Обратимся к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор изобразил ситуацию, когда мятежники пошли против закона и выбили опору власти из-под его ног. Пугачев объявил себя царем, народ поверил ему, и начался бунт, в котором уже не было никаких правовых рамок. Участники этого стихийного движения убивали, грабили, пытали тех, кто им не нравился. Под раздачу попадали даже те, кто не относился к эксплуататорам и богачам. Казалось бы, что могло остановить этот кровавый беспредел? Ответ прост: совесть. Пугачев передумал казнить Гринева, когда вспомнил о его добром поступке. В дальнейшем он помог ему освободить невесту и не стал мстить ей, узнав, кто ее родители. Все эти благодеяния были следствием нравственного самоконтроля героя. Он осознавал, что преследовать этих людей несправедливо и подло. Не закон, а совесть остановили предводителя мятежников.

Не менее яркий пример можно найти в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня прекрасно знала, что адюльтер в те времена был противозаконным делом. Если жена изменяла мужу, ее ожидали позор и наказание. Но Катерина очень хотела любви и понимания. Она больше не могла жить в атмосфере угнетения и тоски. Ее сердце жаждало счастья и свободы, их она нашла лишь в объятиях Бориса. Связь с ним стала ее выходом из безысходного тупика дома Кабановых, где она чувствовала лишь отчаяние и давление со стороны домочадцев. Закон в этой ситуации не остановил ее, но совесть оказалась непреодолимым барьером. Катерина раскаялась в содеянном и призналась во всем семье, заранее зная, что этот откровенность обернется унижением, бесчестьем и даже физическим насилием. Именно совесть заставила ее пожалеть о своей измене. Она же вынесла ей приговор: ее самоубийство стало не только последним аккордом бунта против нравов Калинова, но и жестом отчаяния. Героиня считала себя оскверненной и отверженной. Даже в этом примере закон оказался слабее совести.

Таким образом, совесть всегда была сильнее закона, ведь она воздействует на человека изнутри. Она принуждает преступника к раскаянию и принятию наказания. Ее муки намного больнее воспринимаются нами. Ни штраф, ни тюремное заключение не могут привести личность к осознанию и принятию своей греховности. А совесть может.

Вариант 2

(388 слов) Как известно, закон борется с последствиями правонарушений, устанавливая санкции, которые последуют за злодеянием. Но с причинами преступлений можно покончить только в ходе нравственного воспитания личности. Только совесть может убедить людей не переходить грань дозволенного. А значит, она сильнее, ведь может искоренить такое явление, как преступность. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим примеры из литературы.

Вспомним повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст, будучи человеком образованным и светским, знал, что совращение девицы — это преступление. Даже дворянам не дозволялось обманывать крестьянок, просто девушки не знали, кому пожаловаться и как за себя постоять. Однако знание о том, чего делать нельзя, не остановило Эраста. Он проигнорировал закон и вступил в связь с Лизой до брака. Конечно, он был уверен, что их ждет счастливое будущее. Но своего слова он сдержать не смог. Лизу он бросил, ведь растратил свой капитал и был вынужден жениться на богатой вдове. Крестьянка не выдержала предательства и наложила на себя руки. Лишь узнав об этом, Эраст раскаялся в содеянном. Он считал себя убийцей возлюбленной и не был счастлив в своей роскошной обстановке. Закон был бессилен остановить его, но совесть вынудила героя признать неправоту и понести наказание — терпеть муки, которые отравили его дальнейшее существование.

Всем знаком и другой резонансный пример, описанный Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников пошел против закона, возомнив себя «право имеющим». Гордыня обуяла героя. Он хотел доказать себе, что принадлежит к элите, которая может убивать и миловать по своему усмотрению. Расправившись с ростовщицей и ее сестрой, Родион не нашел подтверждения своей избранности. Напротив, муки совести доказали ему, что он был не прав. Однако до полного прозрения было еще далеко. Раскольникову казалось лишь, что он не является сверхчеловеком, и в этом его ошибка. Он признался в убийстве, получил наказание, но даже на каторге долго не мог отпустить свою теорию. Что же победило зло в его душе? Не уголовный кодекс, а совесть. Читая Библию, Родион переосмыслил свои поступки и взгляды на жизнь. Постепенно он разуверился в своей идее и понял, что она губительна для него и всего мира. Этот пример доказывает, что нравственные барьеры куда крепче правовых.

Таким образом, именно совесть препятствует возникновению преступления. Она же вызывает раскаяние у того, кто не был на него способен. А закон лишь защищает остальных людей от преступников, так как огораживает общество от тех, кто ему угрожает. Справиться с преступностью одни лишь правовые нормы не могут. Необходимо нравственное воспитание личности.

Совесть – это чувство ответственности за все свои поступки и слова не только перед окружающими, но в первую очередь перед самим собой. Совершив нехороший поступок, человек испытывает «муки совести» или «угрызение». Однако далеко не все принимают правильные нравственные решения. Почему же так важно жить по совести? Какие примеры совести чаще всего встречаются в жизни?

Я тоже столкнулся с совестью. Это случилось когда я порвал любимые обои родителей в прихожей. Изначально мой страх поборол муки совести и я во всем этом обвинил нашу собаку. Но потом увидев как мама и папа лишили Шарика его любимых игр и в глазах пёсика начала прорисовываться тоска, мне стало очень обидно за него и я решил во всём им признаться. Но родители ругать и наказывать меня не стали, они просто объяснили мне, что так поступать нельзя, ведь это очень плохо. Но это не единственный случай, когда совесть очень мучает душу. Со мной ещё случилось два подобных случая.

Второй случай произошёл на речке. Мой друг украл велосипед у маленького мальчика, его родители подняли шум на всё село, ведь этот велосипед был очень дорогой покупкой для их семьи. Я зная о том, кто его украл не хотел этого рассказывать, но всё же совесть не давала мне покоя и я всё решил рассказать. И этот случай стал примером для меня и уроком для моего друга.

Ещё было несколько случаев, сейчас расскажу.

Я увидел пример совести на улице, когда ждал автобус до дома. Мужчина проходивший через толпу парней и девушек уронил свой бумажник, в этой толпе стояло много человек, но подняла и отдала мужчине его бумажник всего лишь одна девушка, хотя все в толпе видели, что мужчина потерял его. Это свидетельствует о том, что у этой девушки есть совесть, ни как у неё компании.

Ещё подобный случай я тоже увидел на улице. Старенькая бабушка поскользнулась на льду и упала, а рядом проходил парень, он просто взял и прошёл мимо, но сделав несколько шагов он повернулся и помог бабушке встать. Вот что может сделать совесть с людьми. Бабушка была настолько ему благодарна, что на лице парня прорисовывалась улыбка, от того что он помог ей.

Про такой случай с совестью мне рассказали друзья. Мои друзья пошли на речку купаться, а там была компания маленьких детей, им, наверное, было лет то семь. Они задумывали что-то плохое, как я понял, они хотели украсть футбольный мяч. Вся эта компания пошла исполнять задуманное, но один мальчик, который выглядел младше, он остановился и не решил идти с ними.

Совесть есть у всех людей, просто некоторые не умеют ей пользоваться.

Сочинение 2

Что же такое совесть? Наверное, совесть — это такой психический процесс, который способен вызвать множество эмоций. Это всё можно объяснить личными ценностями людей. Благодаря такому процессу в организме у человека и может возникнуть чувство вины за какой либо проступок. Этим можно охарактеризовать моральные ценности человека.

Обратимся к общеизвестному примеру из жизни. Очень часто средства массовой информации коверкают правду, выставляя публичные личности в плохом свете. Безусловно, очень выгодно возвышаться над униженным и опущенным. В случае клеветы, совесть осужденного будет запачкана обществом, хотя обвинений заслуживают лишь те, кто распространяют недостоверную информацию, распускают слухи и принижают личность другого человека. К сожалению, не все люди испытывают «угрызения совести». Это означает, что они пали духовно и нравственно: ничто не способно сподвигнуть их на высокоморальные поступки. Потеря нравственных качеств и человечности – это самое страшное. Именно с этого момента начинается активный процесс омертвения человеческой души.

Рассмотрим пример совести в повседневной жизни. Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибки: будь то разбитая мамина любимая ваза или плохая оценка в школе. Ошибки совершать очень важно и нужно, потому что только оступаясь можно набраться опыта, сделать правильные выводы и проанализировать свои действия. Ужасное чувство скрытой правды всегда тяготит. Даже если утаена незначительная мелочь, чувство вины бьет изнутри очень сильно, так и вынуждая сознаться в содеянном. Неважно, насколько страшно признавать свою оплошность, главное, что потом жить можно «с чистой совестью» и «спокойной душой». Ведь если не лгать и не утаивать, чиста будет не только совесть, но и разум. Запутаться в собственном вранье очень легко. Ложь и безнравственные поступки заставят потерять не только близких и настоящих друзей, но и самого себя.

Таким образом, я в очередной раз убеждаюсь в правоте своей позиции: жить по совести – жить спокойно, счастливо. Правда и совесть сохраняют не только авторитет, но и укрепляют личность, индивидуальность. Не лгать окружающим – значит не лгать и самому себе. Нет смысла оттягивать момент истины, ведь тайное всегда становится явным. Очень важно жить по совести и сохранять личность, честь и достоинство.

Рассуждение

Совесть – это способность человека, которая помогает ему контролировать свои поступки, делить их на хорошие и плохие, а также воспитывать в себе только положительные качества. Стоит упомянуть, что это сильное чувство есть не у каждого человека и если подумать, то без него намного проще жить. Только вот проще не значит правильнее. Я думаю, что совести нельзя научиться, человек уже рождается с ее зачатком, а при взрослении в нем растят это чувство родители и сам человек. С раннего детства нам говорят, что хорошо, а что плохо. Как лучше поступить в той или иной ситуации, а может лучше просто бездействовать, по сути, это тоже действие, только пассивное.

Вспомним один из уроков совести детства: «брать чужое без разрешения нельзя! А воровать тем более». Кто из нас не завидовал другим детям? Как только у товарища появлялся новый велосипед или машинка, нам сразу же хотелось во все это поиграть. Дети бывают разные, и некоторые не приучены делиться, вот тогда и закрадывается мысль взять без спроса, пока друг не видит. Но что будет, если мы забудем вернуть эту игрушку другу? Во-первых, он расстроится, ведь эта вещь ему тоже нравится. Во-вторых, его, вероятно, накажут дома за его невнимательность. Если эти мысли приходят в голову к тому, кто взял чужую вещь без спроса – то у него есть совесть. Если чувство вины за обиду друга берет верх над желанием играть в чужую игрушку, то это уже называется угрызение совести. Наше же сильное чувство не дает нам покоя, пока мы не исправим свой дурной поступок. После возвращение игрушки лучше признаться в том, что все было неслучайно, но это никогда не повторится, урок «не брать чужого» усвоен.

Еще одни урок совести гласит: «врать нехорошо». Ложь нужна для того, чтобы что-то утаить, только всегда следует помнить одно золотое правило: «тайное всегда становится явным». Почти у всех был такой момент в школе, когда в теплый майский денек вы с другом никак не могли удержаться от того, чтобы променять последний урок математики на мороженое в парке. И вот, вернувшись домой, вас встречает вопросительный взгляд мамы, которая интересуется успехами в школе. Конечно, в ход идут рассказы как все хорошо, а мама тем временем, дослушав все до конца, говорит, что видела вас в учебное время с мороженым, пока возвращалась с работы. В такие моменты обычно лицо наливается красным цветом, и вы, опустив глаза, сидите смирно и ожидаете приговора. Совесть берет верх над вашей, вроде бы, безобидной ложью, которая так скоро облачилась в правду. Остается только извиниться перед мамой и загладить свою вину осознанием совершенного проступка.

В заключение хочу сказать, что жить по совести это выбор каждого, но как по мне, этот путь выбирают только по-настоящему сильные люди, которые готовы нести ответственность за свои слова и поступки.

`

Примеры совести из жизни

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине От штиля к урагану Айвазовского (описание)

    Так же, как Шишкин является признанным мастером изображения лесных красот, так Айвазовский известен нам как убежденный, опытный маринист, работы которого поистине уникальны, гениальны, великолепны

  • Сочинение про Глаголы

    В русском языке очень много слов, благодаря которым мы общаемся друг с другом. Для удобства слова поделены лингвистами на части речи. Глагол, наряду с именем существительным, является главной самостоятельной частью речи.

  • Сочинение-описание по картине Свежий ветер. Волга Левитана

    Картина Исаака Левитана «Свежий ветер. Волга» достаточно глубокая и выразительная — возможно, дело в том, что художник действительно очень скрупулезно писал данное полотно

  • Рассказ о совести для 4 класса
  • Рассказ о событиях 8 букв сканворд
  • Рассказ о событии основные правила риторика
  • Рассказ о слухе 4 класс
  • Рассказ о смешанных лесах по плану 4 класс окружающий мир