Рассказ о соловецком монастыре

Доброе утро! в москве умер режиссер сергей соловьев он снял культовый фильм асса, затмивший своей славой все другие его

Доброе утро!

В Москве умер режиссер Сергей Соловьев – он снял культовый фильм «Асса», затмивший своей славой все другие его творения. Соловьеву было 77 лет. У живых так:

  • В православной школе в Серпухове выпускник взорвал бомбу – семеро пострадавших в больницах, нападавший тоже.
  • ФСБ сообщила о задержании 106 сторонников неонацистской группировки «М.К.У.», якобы созданной под руководством украинских спецслужб.
  • В Беларуси впервые за 25 лет сменился глава ЦИК.
  • Борис Джонсон сообщил о первом умершем от штамма «омикрон».

Бомба в монастыре и другие странности

  • Утром в понедельник у входа в православную гимназию при Введенском женском монастыре в Серпухове 18-летний выпускник этой гимназии взорвал самодельную бомбу. В результате семь пострадавших попали в больницы с различными травмами, нападавший – тоже. Его мотивы пока не ясны: у него были серьезные проблемы со здоровьем, одноклассники говорят, что в гимназии над ним издевались преподаватели.
  • Присяжные в Москве признали виновными Андрея Ковальчука и трех других подсудимых по делу о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ни одного дипломата среди обвиняемых нет. Жизнь Ковальчука по-прежнему покрыта тайной.
  • Показания троих свидетелей по делу блогера Хованского имеют наполовину идентичный текст, причем двое из них ранее могли работать в полиции. Хованского обвиняют в призывах к террористической деятельности через интернет за песню о захвате террористами театрального центра на Дубровке. Свидетели утверждают, что он исполнил ее в ходе некоего стрима в 2018 году, тогда как сам Хованский настаивает, что пел ее только один раз – на квартирнике в 2012 году, и сроки давности уже истекли. Он сидит в СИЗО уже почти полгода. В связи с чем его начали преследовать на самом деле, так до конца и не ясно.
  • ФСИН сообщила о «бытовой драке» в колонии, в которой ранее систематически пытали: «несколько» заключенных попали в больницу с «различными травмами». На этом фоне Конституционный суд отклонил жалобу членов общественных наблюдательных комиссий на запрет говорить с заключенными СИЗО о чем-либо, кроме условий содержания в СИЗО (в том числе и о пытках).
  • Невеста журналиста Ивана Сафронова, который уже почти полтора года сидит в «Лефортове» по обвинению в госизмене, заметила, что кто-то пользуется его аккаунтом в инстаграме. Она опасается, что неизвестные могут добавить туда какую-либо информацию.
  • По делу об убийстве лося суд запретил депутату Госдумы от КПРФ Валерию Рашкину выходить из дома по ночам, пользоваться средствами связи и интернетом и охотиться.
  • Адвокаты ректора «Шанинки» Сергея Зуева попросили главу Мосгорсуда ускорить рассмотрение апелляции на арест из-за его состояния здоровья. Они напомнили, что Путин сказал на встрече с членами СПЧ, что не видит оснований держать Зуева за решеткой.

Российская политика

  • Исполнилось пять лет уголовному преследованию Юрия Дмитриева – карельского краеведа и историка сталинских репрессий. 13 декабря 2016 года его задержали дома и обвинили в создании детской порнографии. С тех пор суд несколько раз выносил оправдательные приговоры, но Верховный суд Карелии всякий раз возвращал дело в суд первой инстанции. Вот интервью с Дмитриевым, взятое через сервис «ФСИН-Письмо». До ареста Дмитриев возглавлял карельское отделение «Мемориала». Сегодня Верховный суд России вернется к рассмотрению дела о ликвидации организации.
  • В Томске майора полиции Юлию Суворову заставили уволиться из-за того, что она была подписана в соцсетях на ФБК Навального и «Умное голосование». Она проработала в полиции 15 лет.
  • Екатерина Мизулина (дочь Елены), возглавляющая «Лигу безопасного интернета», рассказала в интервью на дружественном ютуб-канале, что рэпер Моргенштерн получает из-за рубежа деньги и «темники» для своих песен. Никакого подтверждения она в эфире не привела, но потом дала в своем телеграме ссылку на статью на сайте NewsFront, в отношении которого в США введены санкции из-за предполагаемой связи этого издания с «поваром Путина» Евгением Пригожиным. От излишнего внимания властей страдают не только рэперы, но и стендаперы – вот интервью с Русланом Белым, концерты которого то и дело отменяют.
  • Главой «ВКонтакте» официально назначен сын Сергея Кириенко Владимир. Вот рассказ о его трудовой биографии.
  • Истории молодых офицеров, которые – столкнувшись с реальностью российской армии – пытаются оттуда уволиться, читайте здесь. На это у людей уходят годы, потому что доказать нарушения условий контракта со стороны воинской части почти невозможно.

Братские народы

Путин поговорил по телефону с премьером Великобритании Борисом Джонсоном, речь снова шла об Украине. Путин опять рассказывал про «деструктивную линию» Киева и требовал нерасширения НАТО, а Джонсон повторял, что в случае вторжения в Украину Россию ждут тяжелые последствия. Накануне глава МИД Германии Анналена Бербок заявила, что газопровод «Северный поток – 2» на данный момент не может быть сертифицирован из-за несоответствия требованиям европейского энергетического законодательства (что тоже можно рассматривать как часть давления на Россию в связи с концентрацией войск на украинской границе). Здесь эти слова объясняет бывший глава правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев.

В Киеве на этом фоне проводят инспекцию бомбоубежищ, а российская ФБС сообщает о задержании 106 «сторонников неонацистской группировки «М.К.У.», якобы созданной по наущению украинских спецслужб. ФСБ утверждает, что задержанные анонсировали «теракты и массовые убийства» в России 14 декабря. Служба безопасности Украины назвала эти заявления «частью информационной операции, которую следует рассматривать только через призму гибридной войны». Здесь рассказано все, что известно об «М.К.У.»: эта организация действительно существует, в отношении ее основателя в Украине расследуется уголовное дело об убийстве, но ни в каких связях со спецслужбами она не замечена.

О реальной работе украинских спецслужб читайте здесь: бывший начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Василий Бурба рассказывает, почему сорвалась операция по задержанию группы наемников «ЧВК Вагнера» в июле 2020 года. (Евросоюз вслед за США ввел санкции против этой ЧВК в связи с преступлениями, совершенными ее наемниками в Украине, Сирии, Ливии и ЦАР.)

Белорусские будни

  • Сегодня, как ожидается, суд в Гомеле вынесет приговоры Сергею Тихановскому, Игорю Лосику и Николаю Статкевичу, задержанным еще до президентских выборов (они, как утверждают в Следственном комитете, «на протяжении длительного периода активно занимались подготовкой и организацией массовых беспорядков на территории страны в поствыборный период»).
  • В отношении члена президиума Координационного совета демократической оппозиции Павла Латушко, который находится в Польше, возбуждено шестое уголовное дело – на этот раз за превышение служебных полномочий в бытность его министром культуры: финансировал «заведомо невостребованные кинопроекты».
  • Лукашенко впервые за 25 лет поменял главу ЦИК: на место вечной Лидии Ермошиной пришел бывший министр образования, лидер белорусских коммунистов Игорь Карпенко.
  • В городе Слониме болельщика оштрафовали на 114 долларов за то, что он не сразу встал при исполнении гимна перед футбольным матчем («незаконные действия по отношению к государственным символам»).
  • О жизни белорусских айтишников за границей рассказывается здесь.

Вокруг света

  • Россия наложила вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН, в котором изменения климата названы угрозой международной безопасности. Проект предложили Ирландия и Нигер, его поддержали 12 из 15 членов Совбеза. Против проголосовали Россия, имеющая право вето, и Индия. Китай воздержался.
  • Швейцария разрешила экстрадировать в США россиянина Владислава Клюшина – владельца системы мониторинга блогов и СМИ «Катюша», которой пользуются администрация президента и Минобороны России. В США Клюшина обвиняют в «инсайдерской торговле» на десятки миллионов долларов и хакерстве против IBM, Tesla и других корпораций. По данным издания «Проект», Клюшин тесно связан с замглавы администрации президента Андреем Громовым, который курирует медиа.
  • На выборах президента самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики победу одержал ее действующий глава Вадим Красносельский, который держит курс на интеграцию с Россией. Группу поддержки Красносельского, состоявшую из десяти околокремлевских официальных лиц, в аэропорту Кишинева не пропустили через границу и отправили обратно в Москву.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро понедельника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 29 558. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 46 тысяч; официальное число жертв достигло к утру понедельника 290 604 человек (+1121 за сутки). Эти данные не соответствуют реальности, но их внутренняя динамика показывает общий настрой властей. Сейчас он явно оптимистический.

На фоне отказа Госдумы от рассмотрения законопроекта о QR-кодах на транспорте (здесь анализируются причины этого отказа) вице-премьер Голикова объявила, что QR-коды будут выдавать по анализам на антитела – чтобы привитые иностранными вакцинами и неофициально переболевшие не страдали от невозможности сходить в театр или на выставку.

Премьер Великобритании сообщил о первом умершем от штамма «омикрон». Считается, что этот штамм более заразен, но менее зловреден.

Шесть ссылок

  • Советское. Рассказ о генпрокуроре СССР Романе Руденко – участнике сталинских репрессий в Донецкой области, главном обвинителе от СССР на Нюрнбергском процессе и яром преследователе диссидентов: не было бы повода о нем вспоминать, если бы в Новосибирске не собрались ставить ему памятник. Или история из начала 1960-х: судьба киевлянина Яна Шейнкина, который нелегально торговал фруктами, а нажитый таким образом немалый капитал хранил в золотых монетах, которые прятал под надгробием своей жены, – его, как и более известного московского валютчика Яна Рокотова, расстреляли.
  • Литература. К 255-летию Карамзина: историк Артем Ефимов объясняет, почему «История государства Российского» – это первый русский роман. Или очерк истории лесбийской литературы в дореволюционной и раннесоветской России.
  • Кино. Путеводитель по кинематографу Ларисы Шепитько. Или отрывок из большой биографии Жана Ренуара, написанной Паскалем Мерижо (изд-во «Роузбад Интерэктив»).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Утром 13 декабря у входа в православную гимназию при Введенском женском монастыре в Серпухове 18-летний выпускник этой гимназии взорвал самодельную бомбу. В результате в больницы с различными травмами попали семь человек, нападавший – тоже. Его мотивы пока не ясны: у него были серьезные проблемы со здоровьем, одноклассники говорят, что в гимназии над ним издевались преподаватели.

    Священник и писатель Андрей Кураев, лишенный сана в РПЦ, рассказал Настоящему Времени, что известно об этой школе и могла ли обстановка там повлиять на состояние ее выпускника.

    — Мне кажется, что это едва ли не первый случай, когда стрельбу открывают в церковно-приходской школе. Вообще что вам об этой школе известно, о том монастыре, где все произошло?

    — На самом деле, теракты в церковных учебных заведениях хорошо известны. Несколько ректоров католических семинарий было убито за последние годы. В свое время польский архиепископ был убит ректором одной польской православной семинарии. Было множество актов насилия студентов против администрации в ходе первой русской революции 1905 года. И в конце концов, из семинарии вышел всеми нам памятный товарищ Иосиф Сталин. Так что никаких гарантий того, что вдруг в церковных стенах не будет какого-то прессинга в отношении учащихся и ответных реакций, в том числе незаконных, таких гарантий история не дает.

    Эта школа не приходская – это общеобразовательная школа, имеющая все лицензии, полного цикла образования с 1-го по 11-й класс. Учатся и мальчики, и девочки. Просто эта школа находится на территории женского монастыря, [Алексия] игуменья является единственным учредителем. Все педагоги – это светские люди. Может быть, монахини что-то преподают, какие-то специфические церковные предметы, но в списке преподавателей их не значится, на сайте гимназии этого нет. Это женщины, кроме одного преподавателя физики, мужчины. В общем, картинка обычная для обычной российской школы.

    По уставу этой гимназии принимают они детей преимущественно из местного микрорайона. И только если есть лишние места, принимают других детей. При этом в класс принимается человек 15. Там сказано, что преимущество при поступлении отдается детям из воцерковленных семей.

    А теперь переходим к самому интересному. Дело в том, что у этой гимназии есть обязательные правила гимназиста. И это очень детализированное расписание того, как должен одеваться, что кушать, как себя вести, как ходить, как сидеть учащийся этой школы.

    Надо сказать, что дети находятся в этой школе с раннего утра и до позднего вечера, они должны приходить за 20 минут до начала утренней молитвы. Они все слушают утреннюю молитву, потом точно так же молитва в начале и в конце каждого урока. Обучение платное – все это на деньги родителей. Естественно, эта плата не признается монастырем. На сайте гимназии висит замечательная заготовка: «Укажите номер договора и сумму пожертвования». То есть это называется пожертвованием, а не платой за образовательные услуги.

    А во время трапез – два или три раза их кормят за это время – детям читаются жития святых. Это верный способ испортить аппетит. И для этого это и задумывалось в монастырской практике. Это древняя традиция – в монастырях во время трапезы монахов читаются жития святых для того, чтобы мысли монахов были не о еде, не о том, что в тарелке, не о вкусовых ощущениях, а о чем-то духовном.

    И я помню по своему опыту семинарии, с нами тоже так поступали. Бывали и замечательные конфликты, когда у тебя в тарелке лежит что-то более-менее вкусное, я голоден, хочу есть, а мне в это время читают рассказ о подвигах святого, который не ухаживал за своими ранами, боролся с плотью, и черви завелись в его гноящихся ранах и так далее. И вот под это дело надо вкушать. Или же это было описание какого-нибудь мученичества, как кого-нибудь разрубали на части, и ты в это время тоже должен кушать.

    — По-вашему, подобные действия могли быть протестом против того, что вообще происходило в этой школе? Или я неправильно трактую ваши слова?

    — В интернете еще вчера утром я нашел несколько отзывов учащихся этой гимназии, и они негативные. Последний из отзывов датировался 14 ноября этого года. Девочка писала об этой школе: «Добро пожаловать в ад». По сути, очевидно, что игуменья, носящая трансгендерное имя Алексия, решила создать такой монастырь для малолетних, где детям приписывается поститься и дома, и в школе. Если у тебя день рождения в школе и ты решил угостить друзей, но день рождения пришелся на постный день, ты обязан принести постную еду или перенести свой праздник на другой день. То есть попытка создать монастырскую колонию для малолетних.

    Естественно, что у подростков это способно вызывать протест. При этом надо учесть, что подростки в традиционном православном обществе просто не существуют как класс, потому что в традиционном обществе принято выдавать растущий организм вступать в брачную жизнь при первых признаках способности к этому. Помните, в средневековых романах было выражение: «Распустился бутон ее девственности». Значит, тогда эту девочку быстро подкладывают под какого-то мужа, обычно не спрашивая ее согласия.

    — Как так вышло, что во всей этой монастырской системе ребенок действительно, судя по тому, что заявляет Следственный комитет, имел дома оружие? Как это могли пропустить?

    — А это не его оружие – это оружие отца. Это увлечение его отца. В его инстаграмчике масса фотографий, где именно его отец с пистолетиками и ружьями. Он человек рабочий, у него рабочие руки – электрик, автомеханик. Так что это его хобби. И на фотографиях он там на фоне портрета Сталина, например.

    — Очевидно, этот молодой человек, протестуя, решил взять это оружие и пойти в школу.

    — Форма его протеста, скорее, подсказана культурой отца, культурой его такого пролетарского сталинизма. А сам протест во многом порожден, конечно, и его возрастом, и той атмосферой, в которой он оказался в гимназии, возможно, без особого своего желания. Он переведен туда был уже в класс 10-й, он не с первого класса там воспитывался.

    Татьяна ФИЛИППОВА

    30.11.2021

    Возвращение Троице-Одигитриевского монастыря

    Министр культуры РФ Ольга Любимова посетила Зосимову пустынь

    В Зосимовой пустыни — Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре, к 200-летию, которое будет отмечаться в 2026 году, восстановят Архиерейский и Игуменский корпуса, надвратную церковь на западной стороне монастыря и две башни. Об этом рассказала журналистам министр культуры РФ Ольга Любимова, которая посетила монастырь и осмотрела недавно открывшийся в нем музей и гостиницу.

    Датой основания Зосимовой пустыни считается 20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года: в этот день сестры впервые пропели вечерние молитвы в своих новеньких, свежепостроенных кельях. Этому событию поспособствовала надворная советница Мария Семеновна Бахметьева, многолетняя подруга графа Алексея Григорьевича Орлова, сподвижника Екатерины, за победу в Чесменском бою получившего право именоваться Орловым-Чесменским. В своем московском доме, находившемся в переулке между Нескучным садом и Донским монастырем, в декабре 1825 года она приютила иеромонаха Зосиму и двадцать монахинь, его духовных дочерей, а затем подарила им участок земли своего имения в Верейском уезде.

    Преподобного Зосиму в миру звали Захарием Верховским; он происходил из старинного польского рода и по семейной традиции был отдан в военную службу, которую оставил в чине поручика. К тому моменту, когда он начал создавать на землях Марии Бахметьевой женскую общину в честь иконы Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», позади у него была не только служба в гвардейском полку, но и десять лет послушничества в монастыре и двадцатилетнее пустынножительство в сибирских лесах.

    В новопостроенной обители он прожил до самой смерти, но, имея тягу к уединению, построил себе небольшую келью в лесу, в которой и проводил пять дней в неделю. В субботу, к утрене, Зосима приходил в пустынь, а после воскресной литургии возвращался в свою лесную келью.

    Обитель ширилась и укреплялась благодаря многочисленным жертвователям: в числе первых следует назвать московского купца Семена Лонгиновича Лепешкина, чьими стараниями в основном и был отстроен монастырь. Рядом были имения Шереметевых, Мещерских, Бахрушиных. Все они помогали монастырю, по двум своим главным храмам получившему название Троице-Одигитриевского. В начале нового, двадцатого века монастырь владел 780 десятинами земли и 500 десятинами леса. Но в октябре 1917 года все изменилось.

    Рассказ о послереволюционной жизни Зосимовой пустыни директор монастырского музея, матушка Варвара, начинает возле старой фотографии.

    «Вот это сестры и батюшки, они приняли на себя и Первую мировую войну, и 1917 год. Вот это последняя игуменья — Афанасия, и наши батюшки, отец Дмитрий и отец Михаил, которые были прославлены как новомученики».

    В двадцатых годах монастырь был превращен в сельскохозяйственную артель. Игуменья Афанасия, правнучатая племянница Семена Лепешкина, официально числилась председателем трудовой общины, в которую входили двести сестер. Поскольку трудиться им было привычно, артель показывала превосходные результаты и кормила всю округу. Примерно такой же вывод сделал партийный порученец Котов, обследовавший общину в 1922 году. Внутреннее устройство артели показалось ему максимально соответствующим принципам коммунизма: все работают, решения принимает артельный совет, все дополнительные заработки сдаются в общую кассу, распределение благ не зависит от выработки. От каждого по способностям, каждому по потребностям, хотя и очень скромным. «Коллективность самая высокая» — отмечает партийный инструктор.

    Трудовая артель просуществовала до 1928 года, а потом монастырь был закрыт, монахини изгнаны. В кельи заселились лесозаготовительная дружина Москвотопа и инвалидный дом №6 для мужчин, страдающих психическими болезнями. Зосимовские сестры какое-то время зарабатывали себе на жизнь рукоделием, в 1931 году их начали арестовывать «за антисоветскую агитацию». Игуменью Афанасию отправили по этапу в Казахстан, где она скончалась на второй день по прибытии.

    В Алма-Ате умер и один из зосимовских священников, отец Михаил. Отец Дмитрий тоже был сослан в Казахстан, вернулся через три года, был арестован снова и расстрелян на Бутовском полигоне.

    На фотографиях, которых в монастырском музее много, можно видеть, как выглядела Зосимова пустынь в последние три десятилетия двадцатого века, — с 1968 по 1998 год в стенах монастыря располагался летний пионерский лагерь для детей работников Московского метрополитена. Только в 1999 году обитель была возвращена Русской православной церкви.

    Сейчас здесь продолжаются строительные работы, которые идут под контролем федерального Министерства культуры. Завершено восстановление монастырской гостиницы, стоявшей в руинах. Настоятельница монастыря игуменья Фаина надеется, что первых гостей здесь можно будет принять к Рождеству.

    По словам министра культуры РФ Ольги Любимовой, к 200-летнему юбилею Зосимовой пустыни будут восстановлены еще несколько монастырских зданий, в том числе Архиерейский и Игуменский корпуса, надвратная церковь на западной стене монастыря и две башни.

    «В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на комплексную реставрацию ансамбля монастыря, включая благоустройство территории. Уже проведены научные и археологические исследования», — добавила Ольга Любимова. Завершить разработку документации планируется в апреле 2022 года.

    Фотографии: www.culture.gov.ru.

    Соловецкий монастырь.

    Соловецкий монастырь. © / Commons.wikimedia.org

    ​Тиражирование жутких мифов о советском периоде — это особый вид деятельности, имеющий своих увлеченных поклонников. Зачастую однажды запущенный миф со временем начинает восприниматься как устоявшаяся истина, не требующая подтверждений.

    «Настоятеля сожгли заживо»

    Популярный блогер Илья Варламов выпустил на своем YouTubе-канале фильм «Карелия: погружение в русскую сказку», в котором, помимо всего прочего, коснулся и истории Соловецких островов.

    «В XV веке здесь появилось первое монашеское поселение, — рассказал Варламов. — А уже через сто лет острова стали использовать как место ссылок. В 1920 году красноармейцы ликвидировали монастырь, а его настоятеля сожгли заживо».

    Стоит отметить, что Варламов не является первоисточником сказки о «заживо сожженном большевиками настоятеле». Вот, например, как этот рассказ изложен на одном из сайтов: «В 1920 году властью советов Соловецкий монастырь был ликвидирован и его руководство сослано. У монахов, видимо, пытались выяснить, где спрятаны сокровища монастыря, но безрезультатно. Поэтому последний настоятель Соловецкой обители архимандрит Вениамин (Кононов) и его келейник иеромонах Никифор (Кучин) были сожжены заживо».

    Архимандрит Вениамин (Кононов).

    Архимандрит Вениамин (Кононов). Фото: Commons.wikimedia.org

    Соловки, конечно, — место непростое, и большевики отнюдь не пацифисты. Но рассказ о том, что последователи Ленина переняли практики, характерные для времен инквизиции, вызывает серьезные сомнения. И не напрасно.

    Конфликт в обители

    Будущий архимандрит Вениамин, в миру Василий Васильевич Кононов, выходец из семьи крестьян-поморов, поступил в Соловецкий монастырь трудником в возрасте 25 лет, в 1893 году. Спустя четыре года он стал послушником, руководил хлебопекарней и заведовал расходной монастырской лавкой. В 1903 году он принял постриг и спустя два года был рукоположен в сан иеродиакона, а затем — в сан иеромонаха.

    Он пользовался уважением среди монахов и в 1910 году был избран духовником Соловецкого монастыря. В 1912 году Вениамина возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Антониева Сийского монастыря.

    В 1913 году в Соловецком монастыре начался серьезный конфликт. Это только в идеале жизнь монахов в монастыре состоит исключительно из молитв и усердного труда. В действительности, как и в любом другом коллективе, случаются конфликты, порой переходящие в откровенную вражду. Кроме того, Соловецкий монастырь был отнюдь не бедной организацией, и вокруг того, как расходуются поступающие средства, возникли серьезные споры.

    Часть монахов объявила настоящую войну настоятелю архимандриту Иоанникию. Жалобы на его злоупотребления поступали в адрес Священного Синода на протяжении четырех лет, и летом 1917 года было решено отправить Иоанникия на покой. Вместо него назначили Вениамина. Наиболее упрямые считали, что прежнего настоятеля необходимо судить, но Вениамин выступил резко против, потребовав забыть об этой истории. Несогласные покинули обител

    Секуляризацию придумали не большевики. Но они взяли ее на вооружение

    Тем временем к власти в России осенью 1917 года пришли большевики. В начале 1918 года ими был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Его 12-й и 13-й пункты гласили: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием».

    Собственно, ничего нового большевики не придумали. Секуляризация, то есть изъятие церковного движимого и недвижимого имущества, осуществлялась в разных странах в разные политические эпохи. В России она проводилась и при Петре Великом, и при Екатерине Великой, и при Николае I. По сути, как только у государства появлялась необходимость пополнить казу и земельный фонд, церкви указывали на ее место в государственной структуре.

    Большевики же, рассматривавшие церковь как один из институтов подавления народа предыдущим режимом, получивший собственность за счет одурманивания и обирания масс, разумеется, не имели оснований быть более либеральными с церковниками, чем русские императоры.

    Дело о сокрытии ценностей

    Далеко не все священнослужители испытывали желание подчиняться требованиям новой власти.

    Согласно данным, опубликованным открытой православной энциклопедией «Древо», по указанию архимандрита Вениамина наиболее чтимые святыни, а также те ценности из ризницы, которые имели богослужебное употребление, были скрыты в стене и под папертью Спасо-Преображенского собора, а также над алтарем Никольской церкви. Тайные хранилища для продовольственных запасов начали строиться рядом с Амбарным озером и озерными каналами.

    До Соловецкого монастыря у большевиков руки дошли только к весне 1920 года, когда иностранные интервенты были изгнаны с Русского Севера. В апреле в монастырь прибыла Особая комиссия Архгубисполкома и Губревкома РКП(б), которая занялась выполнением требований декрета. Сегодня некоторые называют происходившее «грабежом», но еще раз повторим: с точки зрения закона все было оформлено как положено, а сам институт секуляризации как таковой выдумали не большевики.

    Вскрытие раки Александра Невского. 1922 г.

    «Вскрытие покажет!» Как большевики устроили проверку мощам святыхПодробнее

    Нужно сказать, что позицию Вениамина разделяли далеко не все монахи. И вскоре в адрес местных властей полетело письмо, подписанное теми, кто был недоволен уже новым настоятелем: «Благодаря перевороту в России нам удалось отстранить от власти тирана Иоанникия. Но, к сожалению, в выборе нового настоятеля мы ошиблись, как видите: он уже скоро три года управляет, а ничего на пользу общества не сделал… Посему верится, что Ваша Советская власть действует по Промыслу Божественному. И если Вы найдете возможным хотя бы маленькое провести расследование, то мы можем дать Вам те черновики, которые писали в разное время о фактах преступлений… В сокрытии монастырских продуктов просим также не обвинять всю братию, тщательно узнать, кто виновен, и наказать по закону преступления. Конечно, главные виновники — настоятель, соборные (старцы) и содержатели разных частей (хозяйства монастыря)».

    Приговор и амнистия

    Разумеется, сегодня это письмо именуют «доносом, сочиненным под пытками». Доказательств в пользу этой версии не приводят никаких. Зато точно известно, что конфликт внутри братии продолжался и часть монахов относилась к Вениамину с неприязнью.

    Сокрытие монастырских ценностей, которое советская власть рассматривала как преступление, имело место, поэтому 14 сентября 1920 года архимандрит Вениамин и его ближайший приближенный иеромонах Никифор (Кучин) были приговорены к пяти годам принудительных работ. Осужденных отправили на лесозаготовки. А дальше история делает совершенно неожиданный поворот: 30 октября 1921 года постановлением коллегии Архангельской губернской ЧК в связи с амнистией, посвященной 4-й годовщине Октябрьской революции, Вениамин и Никифор были освобождены.

    Найти себе место в новой жизни им, откровенно говоря, было сложно. Сменив несколько мест жительства, в 1926 году они поставили себе лесную келью близ реки Лодьмы в районе Волкозера, в 40 км от деревни Коровкинской. Важно отметить: жили они там не тайно, а с разрешения властей. Жили монахи рыболовством, сбором грибов и ягод, а кроме того, продукты им привозил крестьянин Степан Антонов, бывший послушник Соловецкого монастыря.

    «Убийство монахов и сожжение избушки произведено с целью ограбления»

    В начале июня 1928 года Антонов в очередной раз приехал к монахам, но обнаружил сгоревший домик и человеческие останки.

    Крестьянин обратился к властям, и милиция начала расследование преступления.

    Через месяц архангельская газета «Волна» в заметке «Раскрытие убийства монахов на Волкозере» написала: «Два монаха б. Соловецкого монастыря Кучин Николай и Кононов Василий в 1926 году поселились с разрешения властей у Волкозера в 32 квартале Беломорского лесничества, в 40 верстах от ближайшего населенного пункта от деревни Коровкинской Часовенского сельсовета. При помощи крестьянина Подгородней волости Антонова Степана они построили избушку и там проживали. Необходимый для пропитания хлеб им ежегодно завозился Антоновым. Занимаясь рыболовством, монахи в своей избушке имели разные вещи, как из одежды, так и из домашнего обихода. При посещении Антоновым этой местности 12 июня он нашел лишь обгоревшие бревна избушки и кости её обитателей. Произведенным на месте происшествия дознанием установлено, что убийство монахов и сожжение избушки произведено с целью ограбления гражданами Подгородней волости Ивановым Влад. Мих. и Ярыгиным Степ. Данил. По пути ими были совершены кражи вещей из лесных избушек, принадлежавших лесорубам, работающим от Северолеса. Иванов и Ярыгин заключены в исправдом».

    Охотники за сокровищами

    Ярыгину, жителю деревни Коровкинской, было 23 года, он имел за плечами две судимости. Иванову из села Часовенского было 19 лет, и до этого в преступных деяниях молодой человек замечен не был. Более того, он состоял в комсомоле, что и станет основанием для создания мифа.

    На допросах оба преступника стали давать признательные показания, сваливая вину друг на друга. Как уже было сказано выше, парочка начала промышлять кражами и мечтала о большом куше. Несчастных монахов погубили слухи о несметных сокровищах Соловецкого монастыря, которые бывший настоятель якобы прятал у себя в келье. Добравшись до избушки, они дождались, когда монахи лягут спать, после чего четырежды выстрелили через окно. Из дома послышались стоны. Заходить внутрь убийцы не решились, забрали все, что нашли на чердаке, а затем подожгли дом и скрылись.

    В сентябре 1928 года суд приговорил Иванова к 10 годам лишения свободы, Ярыгина — к 8 годам.  Интересно, что на суде Иванов пустился в рассуждения о том, что погибшие были «контрреволюционерами», но его даже слушать не стали.

    В августе 2000 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор (Кучин) были канонизированы как преподобномученики.

    И что же в сухом остатке? Никакие большевики монахов живьем не сжигали. Они стали жертвой уголовного преступления, которое было оперативно раскрыто, а виновные осуждены. Считать их жертвами режима на том основании, что один из убийц был комсомольцем, — это все равно, что после одного дела о педофилии с участием священника объявить поголовно всех служителей культа сексуальными извращенцами.

    Историю стоит принимать такой, какая она есть, а не добавлять туда красок по своему вкусу.

    • Соловки признаны памятником культуры федерального значения

      30 декабря 2021 г.

      Соловки признаны памятником культуры федерального значения

      27 декабря 2021 года Министр культуры РФ Ольга Любимова подписала приказ, согласно которому территория Соловецкого архипелага стала объектом культурного наследия федерального значения.

      «Приказываю: включить выявленный объект культурного наследия “Соловецкий архипелаг” в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения “Религиозно-историческое место “Соловецкий архипелаг”, ХV в.  середина ХХ в. (Архангельская область, Приморский район, Соловецкий архипелаг в составе островов: Большой Соловецкий, Анзер, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой Заяцкий, Малый Заяцкий) и утверждении границ его территории», – говорится в документе, который опубликован на официальном интернет-портал правовой информации.

    • О публикации на портале «Ридус»

      17 декабря 2021 г.

      О публикации на портале «Ридус»

      15 декабря 2021 года на портале интернет-газеты «Ридус» была опубликована статья под заголовком «Соловецкие монахи осудили антиковидные ограничения на въезд на острова».

      В частности, в публикации утверждается: «Руководство обители объявило, что считает предложенные главой области меры защиты островов от вируса бессмысленными».

      За разъяснениями мы обратились непосредственно к Наместнику и игумену Соловецкого монастыря епископу Порфирию.

    • Унифицированы правила въезда на Соловки

      14 декабря 2021 г.

      Унифицированы правила въезда на Соловки

      В указе губернатора Архангельской области от 7 декабря 2021 г. об усилении ограничительных мер в связи с дальнейшим ростом числа заболеваний новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) внесены уточнения, которые касаются правил передвижения по территории региона. 

      В частности, приведен к единообразию перечень документов, которые могут быть предъявлены гражданами для посещения торговых объектов, организаций общепита, культуры и других, а также перечень документов, которые могут быть предъявлены гражданами для посещения Соловецкого архипелага.

    • Опубликован график заездов на Соловки летом 2022 года, организованных Паломнической службой Московского Подворья Соловецкого монастыря

      25 ноября 2021 г.

      Опубликован график заездов на Соловки летом 2022 года, организованных Паломнической службой Московского Подворья Соловецкого монастыря

      Паломническая служба Московского Подворья Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря опубликовала расписание поездок на Соловки летом 2022 года. 

      Паломническая служба Московского Подворья Соловецкой обители принимает предварительные заявки на поездки и экскурсионные туры на Соловецкий архипелаг, дальнейшее обслуживание на Соловецких островах, включая размещение и питание на Соловках.

    • На всероссийской научной конференции была представлена книжная серия «Воспоминания соловецких узников»

      20 ноября 2021 г.

      На всероссийской научной конференции была представлена книжная серия «Воспоминания соловецких узников»

      18–20 ноября 2022 года в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В. Ломоносова прошла Всероссийская научная конференция «Развитие научного и художественного перевода и литературы народов России: от Ломоносова до наших дней». Мероприятие, приуроченное к 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, состоялось в рамках Года науки и технологий в России. 

      Презентацию книжного проекта Издательского отдела Соловецкого монастыря провела кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры перевода и прикладной лингвистики САФУ Елена Вакифовна Поликарпова. Именно под ее руководством силами студентов кафедры перевода и прикладной лингвистики ВШСГНиМК САФУ был подготовлен перевод мемуаров Александры Анзеровой (А. С. Арсеньевой), которые составили основу девятого тома «Воспоминаний соловецких узников».

      Ученый и педагог рассказала об особенностях перевода и историческом контексте издания, значение которого в изучение исторического и культурного наследия России отметили все участники презентации.

    • Сайт Марийской митрополии, В Волжске открылась фотовыставка о Соловецких островах

      18 ноября 2021 г.

      В Волжске открылась фотовыставка о Соловецких островах

      16 ноября 2021 года в Волжском краеведческом музее открылась персональная выставка фотографа и журналиста Михаила Богатырева «Соловецкие острова». В открытии выставки принял участие епископ Волжский и Сернурский Феофан.

      Экспозиция, состоящая из 20 работ, знакомит зрителей с пейзажными фотографиями Соловецкого монастыря, монастырских скитов, жилых построек, природы русского Севера и побережья Белого моря.

      Автор выставки – член Союза журналистов России и Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» Михаил Богатырев впервые приехал на Соловки летом 2003 года в составе студенческого отряда. В дальнейшем журналист неоднократно бывал на островах, написал о них более десятка статей для различных российских изданий.

    • В Арзамасе начала работу выставка «Соловки. Гологофа и воскресение»

      30 октября 2021 г.

      В Арзамасе начала работу выставка «Соловки. Гологофа и воскресение»

      29 октября 2021 года в Литературном музее А.П. Гайдара города Арзамаса (Нижегородская область) состоялось открытие сразу двух передвижных выставок Соловецкого музея-заповедника «Соловки. Голгофа и воскресение. Наследие Соловков в прошлом, настоящем и будущем России» и «Мальчики с бантиками». История Соловецкой школы юнг ВМФ. 1942–1945 гг.», приуроченное к Дню памяти жертв политических репрессий.

      Выставка работает по адресу: г. Арзамас, ул. Горького, 18А. С 9:00 до 17:00. Выходной день – понедельник.

    • Фото Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Кирс , На территории бывшего Вятлага установлен памятный крест архимандриту Агапиту (Рогозину)

      11 октября 2021 г.

      На территории бывшего Вятлага установлен памятный крест архимандриту Агапиту (Рогозину)

      9 октября 2021 года участниками паломнической трудовой экспедицией к местам захоронений узников лагерных пунктов Вятского ИТЛ (Сельхозлагпункт №2 около п. Старцево и ОЛП-10 около ст. Фосфоритная), организованной при храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Кирс, и усердием братии Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря установлен памятный крест архимандриту Агапиту (Рогозину; 19 июня 1869 – 1 февраля 1942). 

      Вся его жизнь этого подвижника благочестия связана с Соловками и вмешает в себя четыре «эпохи»: 25-летнее служение в Соловецком монастыре, десятилетие продолжения этого служения в статусе «вольнонаёмного монаха», когда на Соловецком архипелаге уже господствовал СЛОН, шесть лет служения настоятелем Ильинского храма на Кегострове, затем арест и заключение в Белбалтлаге. Далее были Мончегорлаг и Вятлаг. Во всех сложных обстоятельствах он хранил чистоту веры, отстаивал интересы Церкви, но никого не осуждал, в том числе и советскую власть, говоря: «Бог велел терпеть и молчать».

    • Страницы Паломнической службы Соловецкого монастыря появились в социальных сетях

      13 сентября 2021 г.

      Страницы Паломнической службы Соловецкого монастыря появились в социальных сетях

      Сотрудники Паломнической службы Соловецкого монастыря создали страницы в социальных сетях ВКонтакте и Fb. Основная задача информационных ресурсов рассказать прибывающим паломникам и потенциальным посетителям архипелага об особенностях посещения Соловецких островов.

      На страницах сообщается расписание монастырских катеров, курсирующих по маршрутам: Кемь-Соловки, Соловки-Кемь, представлено описание тематических экскурсий по архипелагу, осуществляемых экскурсоводами Паломнической службы, размещается информация о памятных местах Соловков и подвижниках благочестия подвизавшихся на беломорских островах на протяжении многовековой истории обители.

    • Фото Михаил Скрипкин, В Соловецком монастыре прозвучали древние литургические песнопения обители

      10 сентября 2021 г.

      В Соловецком монастыре прозвучали древние литургические песнопения обители

      C 6 по 9 сентября 2021 года в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря прозвучали и были записаны древние песнопения, посвященные соловецким святым и главному престольному празднику обители – Преображению Господню. Запись прошла в рамках совместного научного проекта Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря.

      Результатом исследования станет ряд научных публикаций, издание расшифровок уникальных певческих текстов Соловецкого монастыря, аудиозаписи песнопений, которые будут доступны любителям церковного пения на сайте Лаборатории русской музыкальной медиевистики СПбГК и в экспозиционном комплексе Соловецкого музея-заповедника.

  • Рассказ о созвездии малая медведица 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о создателях азбуки кирилле и мефодии
  • Рассказ о современных пожарных 2 3 предложения
  • Рассказ о смутном времени
  • Рассказ о собаке по немецкому языку