Сергей Тимофеев
26.10.2021
Выставка «Звенящий след» Павла Отдельнова, «реконструкция засекреченной советской катастрофы», стала ключевой точкой 6-й Уральской международной биеннале
«Слово “звенеть” на языке атомщиков означает звуковой сигнал, которым счётчик Гейгера оповещает о повышенном радиационном фоне. Радиация выделяется в процессе распада атома. Она невидима, её нельзя почувствовать и узнать о ней без специальных приборов, при этом она может оказывать разрушающее воздействие на природу и человека. Новые виды оружия и угроза ядерной войны стали той страшной силой, которая в ХХ веке оказала решающее влияние на политическую карту мира, разрушала и заставляла строиться новые города. За обладание этой силой в середине прошлого столетия была заплачена огромная цена. След атомного ХХ века остаётся звенящим до сих пор».
Переселенцы. 2021. Фрагмент экспозиции
Так начинается вступительный текст к выставке российского художника Павла Отдельнова «Звенящий след», посвящённой истории и последствиям советского Атомного проекта на Южном Урале. Выставка – спецпроект открывшейся в начале октября 6-й Уральской биеннале, традиционно поднимающей наиболее экзистенциальные темы и проблематики постиндустриального общества и активно осмысляющей историю ХХ века. Многие из тех, кто побывал на выставке, называют её самой сильной и самой пронзительной экспозицией нынешней биеннале. Получается, что её эпицентр расположен не в Екатеринбурге (собственно «метрополии» биеннале), а в рассекреченном посёлке Сокол (в 140 км).
«Маршрут выставки – 21 комната в общежитии Лаборатории “Б” 9-го управления НКВД СССР. В каждой – свои артефакты, инсталляции и свидетельства коллективной памяти. Вот березовый спил, на годовых кольцах которого можно обнаружить поражённый участок – год радиационной катастрофы. Вот банка из-под шоколада, выдававшегося за вредность сотрудникам “Маяка”. Вот перечень расселённых деревень и десятки обезличенных портретов как иллюстрация общего горя, охватившего людей в зоне радиации…», – пишет посетившая Сокол Ольга Чудинова.
Из серии «Переселенцы». 2021
Павел Отдельнов темой «следов ХХ века» интересуется не впервые. Он родился в городе Дзержинск и именно ему посвятил свой проект 2016 года «Белое море. Чёрная дыра» – историко-художественное исследование истории города с помощью живописи, документального кино и других медиа. В имени проекта – сочетание названий двух расположенных вблизи города объектов, оставленных советскими предприятиями химической промышленности, – шламонакопителей «Белое море» и «Чёрная дыра». А в 2019-м он выставил «Промзону», где пейзажи заброшенных зон бывшего производства сочетались с найденными предметами – артефактами реальности экологически токсичных пространств. В своей рецензии на неё, опубликованной на Arterritory, Сергей Хачатуров писал: «Уроженец Дзержинска Павел Отдельнов помнит постепенный распад советской социальной, политической и экономической утопии на примере судьбы больших химических заводов города. Отец художника прошёл путь от мастера до директора химического завода Дзержинска. Потому все нюансы жизни и труда в засекреченном городе Павел Отдельнов знает доподлинно. А свои работы он сопроводил беспощадно честными рассказами отца о случаях на химическом производстве».
Проект вызвал большую международную реакцию, и, может быть, совсем не стремясь к этому, Павел получил статус эксперта по проблематике индустриально отравленных территорий вблизи Дзержинска. В нашем разговоре он упоминал о том, что по этому поводу общался и с нижегородским губернатором. Наверное, это происходит потому, что выставки-исследования Павла Отдельнова очень точно, очень верно сконструированы, в них живопись (а именно как живописец и автор индустриальных пейзажей начинал Павел) очень продуманно работает с другими медиа, с артефактами, с личными историями, позволяя преподносить, казалось бы, абстрактные сюжеты на предельно личном, обращающемся к зрителю напрямую уровне. И «Звенящий след» в посёлке Сокол – не исключение, а, возможно, наиболее впечатляющий проект в этой «серии».
Отчасти это и потому, что он выставлен в пространстве, которое само по себе – историческое свидетельство, само по себе и картина, и рама. Поэтому работать с ним надо было максимально тонко, как бы проявляя то, что уже заложено в самих стенах, что уже «звенит» в них.
Павел Отдельнов на выставке «Звенящий след». Фото: Анна Марченкова
Павел, а как всё начиналось? Вы давно интересуетесь Атомным проектом?
Куратор программы резиденций Уральской биеннале Володя Селезнёв написал мне, что есть такое место и есть история, которую можно было бы поднять и рассказать.
– А что за история? О чём?
– Уральский атомный проект. Закрытые города, Восточно-уральский радиоактивный след…
Я сначала думал отказываться, потому что посмотрел, где это на карте – туда и не доехать толком. И что в общем-то ничего об этом не знаю. До этого у меня была «Промзона», но там у меня был свой вход в тему: родители, бабушки, все что-то мне рассказывали, знакомили с другими людьми, которые о чём-то знали. В конце концов я мог пролезть на территории бывших производств через дырку в заборе и увидеть эти территории своими глазами… А здесь у меня не было вообще никаких точек входа. Поэтому я подумал, что лучше отказаться. Я начал читать тематическую литературу, и это было настолько интересно, что я стал об этом думать всё время. Прошла неделя, другая, месяц, и я понял, что я всё время в поиске визуальных метафор описанных в книгах событий. Огромные территории, заводы и города, множество задействованных людей. Страшные катастрофы, которые там происходили: сброс высокорадиоактивных отходов в реку Теча в 1949–1952 годах, потом взрыв 1957 года, самая большая радиоактивная авария того времени. А ещё позже, в 1967 году – распыление радиоактивных отходов озера Карачай. Множество людей оказались пострадавшими, многие продолжают жить с последствиями этих событий.
Я вдруг понял, что всё больше погружаюсь в эту тему и теперь не смогу не сделать этот проект, даже понимая, что его мало кто увидит. И это сложная и даже опасная тема: вряд ли кто-то из условного Росатома обрадуется, что я берусь рассказывать истории, которые им, возможно, не очень бы хотелось транслировать.
Котлован. 2021
Котлован. 2021. Фрагмент
Мне показалось, что это такое обретение голоса для тех, кто был абсолютно не слышим и чьи истории никому не известны. Поэтому этот проект оказался очень важен для местного сообщества – ведь это возможность сказать, что всё это было, что это было важно для этих людей и для их потомков и что влияние этих событий продолжается по сегодняшний день.
Весной я приезжал в Екатеринбург, где открыл выставку «Русское нигде», а потом оттуда поехал в резиденцию в посёлок Сокол. В Екатеринбурге мы вместе с Ильёй Шипиловских, директором арт-галереи Ельцин-центра, выступали по радио и несколько раз призывали людей, которые что-то знают о событиях 1957 года, тех, кто были ликвидаторами и тех, кто оказался в числе переселенцев, поделиться, рассказать об этом. Однако в назначенный день никто не пришёл и даже не позвонил на названные в эфире телефоны. А сейчас, когда выставка в посёлке Сокол открыта, она для многих стала поводом поговорить о том, о чём обычно молчали. Почему так произошло? Я думаю, потому что у этих событий появились образы, визуальные метафоры, которые запоминаются и рядом с которыми может появиться чьё-то воспоминание, рассказ, чья-то личная история. Моя выставка стала поводом для того, чтобы люди встречались и вспоминали. Многие приезжают на выставку по несколько раз и привозят детей. Но не так просто найти визуальную метафору тому, что по определению невидимо. Радиацию нельзя увидеть или потрогать.
ВУРС. 2021. Инсталляция
Авария 1957 года, когда в результате взрыва ёмкости с радиоактивными отходами поднялось облако и накрыло гигантскую территорию в 23 тысячи км², мне сразу представилась как ожог на карте. С этой территории выселили жителей, а их дома и хозяйственные постройки сожгли. И я подумал, что лучшей визуальной метафорой этой аварии будет такой выжженный след на стене. Мы с Алексеем Липатниковым, нынешним владельцем здания, где проходит моя выставка, пробовали разные способы, как прожечь стену, в итоге выбрали газовую горелку. Благо Алексей – бывший пожарный, и он принял меры, чтобы не устроить пожар.
Получился след, уходящий на северо-восток: он тогда дошёл до Тюменской области. Сама стена бывшего общежития с осыпающейся штукатуркой стала подобием карты.
В том же здании я нашёл часы как раз второй половины 1950-х годов и, конечно, использовал их для инсталляции: они показывают время, когда случилась авария 29 сентября 1957 года – 16 часов 22 минуты. Это время, когда минутная и часовая сливаются в одну линию.
16:22. 2021. Инсталляция
А что это вообще за здание?
Здание было построено по проекту архитектора Голубева в 1930-х годах, первоначально это был санаторий для сотрудников НКВД. Туда в 1947 году заселили учёных, которые работали над советским атомным проектом. Немецких учёных, вывезенных из побежденной Германии, где они уже занимались этой темой. Советских учёных из числа заключённых, у которых там было что-то вроде «шарашки». И молодых советских специалистов, которые были наняты на работу. Лаборатория «Б» просуществовала там до 1955 года, затем до середины нулевых здание было общежитием, роддомом и больницей.
В последнее время его нынешний владелец устраивал там лазертаги и проводил квесты. Например, когда в полной темноте с фонариком несколько часов бродишь по коридорам и подвалам в поисках выхода, а вокруг с потолка свисают разные паутины, ботинки и окровавленные части тел. А в самый неожиданный момент со страшным криком сам хозяин выскакивает из-за угла. Такие довольно брутальные развлечения.
Когда я вернулся из резиденции в Москву, мне часто снились кошмары. В одном из снов я как будто прихожу в похожее здание на чью-то выставку, и мне говорят, что время закрываться, но если очень хочешь посмотреть, то у тебя будет целая ночь – ходи здесь один сколько хочешь. И вот я иду по зданию – а там множество комнат и очень темно. Но когда глаза постепенно привыкают к темноте, я вижу, что все комнаты заполнены мёртвыми людьми, лежащими вповалку. И так жутко от этого – господи, ещё так долго до утра!
В комнатах бывшего общежития на стенах остались полки, бесконечные вбитые гвозди, обои разного времени – советские и уже 1990-х годов. Мы всё это снимали, иногда вместе со штукатуркой. Когда я слой за слоем сдирал со стен старую краску, у меня было ощущение, что я работаю археологом. Где-то удалось докопаться до слоёв того времени, когда в комнатах жили сотрудники лаборатории. Там сохранилась накатка – орнамент и необычные цвета самих стен…
Здание бывшего санатория для сотрудников НКВД, в котором проходит проект «Звенящий след»
Кажется, что ваши работы выглядят там как нечто, что, возможно, проявилось само собой – в ходе времени. Как будто надо было сделать не целый шаг, а буквально полшага, чтобы они все «проступили», вышли на поверхность. Как будто они там всегда были, «под штукатуркой».
Да, я совсем не хотел загромождать эти комнаты своими работами, хотелось, чтобы заговорили сами стены.
История, которую я рассказываю в первом коридоре, начинается с первого тестового атомного взрыва в истории человечества – 16 июля 1945 года в американской пустыне Аламогордо. Потом идёт история двух городов, двух заводов, хэнфордского и построенного во многом по его подобию озёрского (предприятия «Маяк» в Челябинской области). Затем зал «Котлован» – об истории строительства первого советского атомного реактора. Следом несколько залов я посвятил теме секретности. Это, например, истории про то, как в целях конспирации менялся язык атомщиков. Я нашёл словарик, составленный по воспоминаниям людей, работавших в этой самой Лаборатории «Б», и воспроизвёл этот глоссарий на стенах.
В следующей комнате – отрывки из писем, которые жители закрытых городов (в основном военнослужащие) писали своим близким. Эти письма были цензурированы за то, что там содержалась секретная информация. Цитаты из них были опубликованы в сборнике рассекреченных архивных материалов. Я переписал на стены несколько таких цитат. В них закрытый город Челябинск-40 (Озёрск) предстаёт каким-то фантастическим местом, где «живут одни фраера», они покупают себе «победы-машины», зарабатывают огромные деньги и работают всего пару часов в день в подземных заводах. Но завидовать им не стоит, потому что они за это платят своим здоровьем и жизнью. Всё это кажется чем-то невероятным, однако значительная часть изложенной в переписке информации вполне достоверна. Люди, которые работали на атомных производствах, получали спецобеспечение и спецпитание, за что их называли «шоколадниками».
Шоколад. 2021. Фрагмент экспозиции
Мне хотелось, чтобы эти истории как будто бы рассказывали сами стены. Я от руки переписал цитаты из этих цензурированных писем. Для того, чтобы добиться максимально нейтрального и отстранённого почерка, я специально купил школьные прописи и отрабатывал каллиграфию, прежде чем писать на стенах.
В зале, посвящённом городам, которых нет на карте, есть довольно подробная советская карта, где нет никакого Челябинска-40 (Озёрска), нет производственного объединения «Маяк», а есть смешанный лес, нежилая деревня и пионерлагерь. Напротив этой карты – снимок, сделанный со спутника американцами в 1960-х годах, тоже рассекреченный. И на этом снимке видно каждую трубу секретного завода, каждое небольшое строение. И я их помещаю друг напротив друга.
Нет на карте. 2021. Фрагмент экспозиции
У вас не сложилось впечатления, что, может быть, люди сначала не очень хотели говорить, потому что им кажется, что прошлое само по себе отравлено, радиоактивно?
У меня ощущение, что оно не закончилось – оно продолжается и сейчас, так же как, например, продолжаются последствия сброса радиоактивных отходов в реку Теча. На открытие выставки приехала одна женщина из села Татарская Караболка – единственного не выселенного из зоны ВУРС (или самого близкого к ней). Она расплакалась: так её растрогало, что я говорю о вещах, которые касаются непосредственно её, её семьи и её соседей. А потом она прислала мне ссылку на телепередачу, где она рассказывает о своей соседке, у которой слоновья болезнь. Это когда ноги превращаются в столбы невероятной толщины. На это больно смотреть. Мама этой бедной женщины была ликвидатором аварии 1957 года. И действительно, последствия часто касаются не самих людей, а их потомков – детей и внуков, потому что генные мутации, вызываемые облучением, могут передаваться по наследству. Поэтому сказать, что «Звенящий след» звенит в только прошлом, конечно, неправильно. Последствия ядерной гонки ХХ века так или иначе отзываются и сегодня.
И понятно, почему так происходило, почему недостаточно заботились о ядерной безопасности. Для людей, которые жили в конце 1940-х – начале 1950-х, только-только закончилась одна страшная война и казалось, что вот-вот начнётся следующая, которая будет ядерной. Поэтому надо как можно быстрее создать своё оружие, чтобы был паритет, чтобы было чем ответить в случае нападения. И в этом была самоотверженность, люди готовы были идти на смерть – первые атомщики работали практически в режиме военного времени. Действительно, многие из них получили дозы, несовместимые со здоровьем и даже с жизнью. В конце 1940-х – начале 1950-х не было должного внимания к технике безопасности. Когда стержни в каналах реактора спекались, их извлекали практически вручную. Недостаточно думали и о потенциальной опасности отходов, о радиоактивном заражении водоёмов. Во многом копировали американский опыт, а там в те годы тоже не слишком заботились об экологии: в Хэнфорде сбрасывали высокорадиоактивные отходы в реку Коламбия.
Глядя на них, решили, что утилизация в водную систему реки Теча – логичное и простое решение проблемы отходов.
Переселенцы. 2021. Фрагмент экспозиции
То есть это не чисто советский подход?
Да, и там, и тут очень похожие проблемы. Есть замечательная книжка – американская исследовательница Кейт Браун сравнила города Хэнфорд и Озёрск. Как бы существующие друг напротив друга максимально удалённые полюса плутониевого мира. Браун назвала книгу «Plutopia» и написала о том, как возникали плутониевые города, что они представляли собой как социум, какие там были проблемы, какое было соцобеспечение, как они жили в режиме закрытости. Она находит очень много параллелей, и читать это очень интересно. Жаль, что книга до сих пор не переведена.
Параллели есть и в испытаниях над животными. Например, меня поразило, что в самом первом атомном реакторе был биоканал, куда опускали собак, чтобы они получали экстремальные дозы облучения. Таким образом изучали воздействие радиации и на человека. Известно, что радиация воздействует на организм собаки почти так же, как на человеческий.
У американцев была целая ферма, где специально выращивали выносливых охотничьих собак биглей, чтобы ставить на них радиоактивные опыты.
В книге Кейт Браун говорится о людях, живших в резервациях возле реки Коламбия. Они уверены, что над ними ставили опыты. Так же как, например, жители села Муслимово на реке Теча говорили, что у них каждый год берут анализы крови, регулярно кладут на обследование. И тут, и там люди считают, что их использовали как материал для изучения.
Муслюмово. Дом быта. 2021
Это, наверное, настоящий художественный вызов – визуализировать то, что невидимо – излучение…
Да, радиацию невозможно увидеть. При этом есть укоренившиеся в языке атомщиков значения слов «чисто» и «грязно». Эти слова ключевые для того, чтобы понять, можно ли где-то находиться или нет. Одна бывшая сотрудница ПО «Маяк» вспоминала, что когда произошла авария, пришёл дозиметрист, замерил уровни радиации во всех помещениях и расчертил на зоны, где можно находиться, а где нельзя. И если можно – то сколько часов. Я привожу на выставке это воспоминание, и в этой же комнате на одной её половине висит картина, на которой через трафарет написано слово «чисто», а на другой – «грязно». И посетитель заходит на «чистую» половину и у него есть выбор – поверить этому или нет, заходить в «грязное» пространство или остаться там, где «чисто». Конечно, это не столько провокация, сколько попытка подтолкнуть к осознанию, что любое пространство, в котором ты находишься, может оказаться «грязным», но об этом не узнаешь без специальной аппаратуры.
Эта же женщина рассказывала, что им выдали индивидуальные дозиметры – для того, чтобы понять, сколько они набрали рентген. А через много лет, уже в 1989 году, она узнала, что эти дозиметры никто не проверял, что они просто где-то лежали. Потому что пришлось бы менять персонал, переводить сотрудников на другие участки. Я нашёл несколько таких дозиметров в заброшенном здании опытной научно-исследовательской станции и выставил их в той же комнате.
Полярное сияние. 2021. Инсталляция. Фрагмент экспозиции
Там же было ещё свечение, вызванное взрывом и радиацией, и в официальных средствах массовой информации рассказывалось, что это такое редкое полярное явление…
В некоторых случаях радиация всё же может вызывать видимые глазом эффекты. Например, так называемое свечение Вавилова-Черенкова.
Когда случился взрыв 1957 года, вокруг поднявшегося облака многие наблюдали необычное свечение красновато-голубоватых оттенков. Что-то подобное, кстати, видели и над взорвавшимся в Чернобыле реактором. Через неделю после аварии вышла статья «Полярное сияние на Южном Урале», где причину этого свечения объяснили как редкое в этих широтах полярное сияние. Что примерно раз в одиннадцать лет солнечная активность может вызвать подобное свечение, и его природу открыл ещё Ломоносов. Я нашёл эту статью в Ленинской библиотеке, отсканировал и распечатал во всю стену. А на неё спроецировал лазерную имитацию северного сияния.
Когда я жил в резиденции, мы с Алексеем ездили по зоне ВУРС, заезжали в урочища, оставшиеся от выселенных деревень. В урочище Юго-Конево я нашёл спилы берёз. И притащил огромное бревно, которое мы аккуратно распилили и отшлифовали. В том месте, где тёмная сердцевина спила, годовые кольца могут относиться к концу 1950-х. Но даже если потемнение вызвано другими причинами, эта берёза помнит аварию 1957 года. Я передоверил память этому свидетелю – берёзе. Кроме того, я написал большую картину с берёзовой рощей. Это тоже одно из последствий – в последующий после аварии год на несколько километров от взрыва по направлению ветра погибли все хвойные деревья. А берёзы оказались более стойкими.
Берёзы. 2021
Всё равно получается, что то, о чём мы не очень хотим помнить, то, что мы забываем, так или иначе присутствует в этой среде – в растениях, в земле. Во всём, что есть вокруг. Зачастую нам кажется, что если мы чего-то не видим, то этого нет. Но ведь это совершенно не так.
Конечно. Есть ещё такое место в закрытом городе Озёрск, о котором я тоже недавно узнал. Радиобиологический репозиторий тканей человека. Образцы тканей людей, которые подверглись воздействию аварии 1957 года или просто работали на «Маяке» и получили высокие дозы. Огромный архив, где собраны сотни тысяч образцов. Я подумал, что это можно представить как своего рода мемориал людям, которые посвятили себя и своё здоровье Атомному проекту. Я долго и безуспешно искал фотографии интерьеров этого репозитория. Я писал директору института, в котором находится репозиторий, писал его коллегам. Но бесполезно. В итоге я нашёл единственную фотографию, сделанную художником из Бельгии. Я с ним списался, и выяснилось, что он сам учёный и ездил в Москву на выставку, посвящённую проблемам радиобиологии. Он по совместительству ещё и художник и сделал об этом проект. И включил в него маленькую фотографию репозитория из какого-то буклета с конференции. Сам он там не был и ручаться, что это именно репозиторий, не мог. В результате я просто нарисовал некое хранилище по образцу других репозиториев – такое максимально обобщённое хранилище. Эта картина стала заключительной на моей выставке. Репозиторий как место хранения не только тканей людей, но и памяти о них и о той высокой цене, которую они заплатили за советский Атомный проект.
Репозиторий. 2021
Насколько я понимаю, история индустриализации и технического прогресса в России, последствия этих процессов – для вас достаточно личная история, связанная с историей вашей семьи. Но есть ли надежда, что, благодаря таким проектам, как «Звенящий след» или «Промзона», ваши современники будут относиться к возможным последствиям более осторожно и ответственно?
Конечно, я надеюсь и верю, что в будущем отношение и к экологии, и к людям будет другим. Не такое, каким оно было в ХХ веке. Надеюсь, что рано или поздно придёт осознание того, что люди и окружающая нас природа – это не материал, не возобновляемый ресурс.
В моём проекте «Промзона» о моём родном городе Дзержинск я говорил в том числе и об экологических проблемах промзоны. О шламонакопителях, свалках химических отходов, которые требуют ликвидации. Моим проектом о Дзержинске, мне кажется, я помог как-то актуализировать тему экологии, косвенно поспособствовать тому, что наконец началась ликвидация и этими объектами занялись. После выставки у меня был разговор с губернатором Нижегородской области, мы говорили об экологических проблемах, я поделился с ним тем, что узнал за время подготовки проекта. И сейчас я вижу, что он действительно старается многое сделать для улучшения ситуации…
Но, к сожалению, всё ещё нет достаточно строгого контроля за обращением с опасными отходами химических производств. Производители обычно думают о том, как сэкономить, а не о том, как минимизировать ущерб окружающей среде.
Шар. 2021
Pu 239. Фрагмент экспозиции
Получается, что это всё ещё своего рода этический выбор для тех, кто принимает решения? Хочешь ли ты принести своему предприятию немедленную выгоду или мыслишь в иных масштабах…
Да, конечно. Вроде бы уже давно закончился ХХ век. Но те же проблемы в отношении к человеку и к природе остались и сейчас.
Поэтому выставка настолько актуальна. К сожалению.
Да, к сожалению. Но в Атомном проекте многое всё-таки поменялось в системе безопасности, учёта, контроля. Люди на производстве уже не подвергают себя такой опасности, как в начале 1950-х. И высокорадиоактивные отходы никто больше так не сбрасывает в ближайшую реку. Но сделанное в те годы остаётся с нами – например, озеро Карачай, в которое с 1950-х годов сбрасывали радиоактивные отходы, в нём по оценкам специалистов заключено два Чернобыля. К счастью, несколько лет назад его наконец полностью закрыли бетонными блоками и песком. Но через землю, через грунтовые воды оно неизбежно будет распространять всё больший ареал загрязнения вокруг себя. А время, которое некоторые радиоизотопы остаются активными и опасными, иногда измеряется десятками тысяч лет. Например, период полураспада плутония – это 24 тысячи лет. То есть спустя это невероятно долгое время он будет лишь в два раза менее активен. У других радиоизотопов этот период меньше: например, у стронция он около 30 лет. Заражение ВУРС обычно считают именно по стронцию: с момента аварии прошло уже два полных периода полураспада. Но, наверное, нужно десять периодов, чтобы эта территория стала полностью безопасной.
Максим Горький — полное собрание сочинений [FB2]
Автор: Максим Горький
Жанр: русская классика, поэзия, драматургия
Формат: fb2
Описание: Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) (16(28).03.1868 год — 18.06.1936 год) — русский писатель.
Родился 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде. В девятилетнем возрасте осиротел, и решающее влияние оказала на него бабушка, мастерица рассказывать сказки. Неудачная попытка поступить в Казанский университет, смерть бабушки, безответная любовь, разброд в мыслях и нищета привели его к попытке самоубийства 25 декабря 1887.
Пять с лишним лет Горький пешком странствовал по России, накапливая впечатления, позднее питавшие его творчество. В этот первый период, с 1892 по 1902, он описывал общественные неурядицы, создавая образы протестующих героев, не находящих себе места в жизни. Его персонажами были по большей части бродяги, проститутки, воры. Такие рассказы, как Челкаш, Однажды осенью, На плотах, Супруги Орловы и Двадцать шесть и одна; романы Фома Гордеев и Трое; пьесы Мещане и На дне представляют характерные образцы горьковского творчества этого времени.
Второй период (1902–1913), отмеченный тесным сотрудничеством с революционными организациями, отчетливее всего отразился в пьесах Дачники (1905) и Враги (1906) и романе Мать (1907). В 1905 Горький предпринял путешествие в США, в основном же проживал на острове Капри.
В третий период творчества, с 1913 до смерти, Горький опубликовал ряд превосходных автобиографических произведений, наиболее значительные из них – Детство (1913–1914), В людях (1916), Мои университеты (1923) и Заметки из дневника. Воспоминания (1924). Грандиозный (незаконченный) роман-эпопея Жизнь Клима Самгина и многочисленные литературно-критические статьи написаны в последние годы его жизни. Горький умер (есть версия, что он был отравлен) в Горках, под Москвой, 18 июня 1936, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького.
Как поэт Горький не столь значителен, однако своими вдохновенными революционными стихами Песня о Буревестнике и Песня о Соколе он заслужил репутацию «Певца российской революции». Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя мирами, Горький является связующим звеном между старой и новой Россией.
список произведений
9-е января
А кто там идет
А Н Алексин
Анекдот
А П Чехов
Артист
Бабушка Акулина
Бабушкин скворец
Баллада о графине Эллен де Курси
Барышня и дурак
Беглые заметки
Биография
Болесь
Букоемов Карп Иванович
Бывшие люди
Бык
В Америке
Ванька Мазин
Варвары
Варенька Олесова
Васса Железнова второй вариант
Васса Железнова Мать
Васька Красный
В Г Короленко
Вездесущее
Весенние мелодии
В И Ленин
В лесу
В людях
Вода и ее значение в природе и жизни человека
Вор
Воробьишко
Враги
Время Короленко
В сочельник
В степи
Встреча
Встряска
В театре и цирке
В Черноморье
Вывод
Герой
Голодные
Голубая жизнь
Горемыка Павел
Городок Окуров
Гость
Гривенник
Грустная история
Дачники
Два босяка
Двадцать шесть и одна
Девочка
Девушка и смерть
Дед Архип и Ленька
Дележ
Дело Артамоновых
Дело с застежками
День в центре культуры
День сгоревший хороня
Дети
Дети солнца
Детство
Дипломатия
Достигаев и другие
Дружки
Егор Булычов и другие
Ее медовый месяц
Емельян Пиляй
Енблема
Еще о черте
Жалобы
Женщина с голубыми глазами
Жизнь Клима Самгина Сорок лет
Жизнь Матвея Кожемякина
Жизнь ненужного человека
За бортом
Заграничные впечатления
Зазубрина
Заметки из дневника Воспоминаний
Злодеи
Зыковы
Иван Вольнов
Идиллия
Иду межой среди овса
И еще о черте
Извозчик
Из воспоминаний о В Г Короленко
Из воспоминаний о И П Павлове
Изложение фактов и дум
Из прошлого
И И Скворцов
Исключительный факт
Исповедь
Каин и Артем
Как ее обвенчали
Как меня отбрили
Как поймали Семагу
Как я учился
Камо
Карамора
Кирилка
Колокол
Колюша
Коновалов
Кража
Красота
Крымские эскизы
Л А Сулержицкий
Лев Толстой
Легенда о Марко
Леонид Андреев
Леонид Красин
Лето
Ма-аленькая
Макар Чудра
Мальва
Мамаша Кемских
Марк Твен
Мать
Между прочим
Месть Параллели
Мечта
Мещане
Михаил Вилонов
Миша
М М Коцюбинский
Мои интервью
Мои университеты
Мой спутник
Монолог Васьки Буслаева
Мордовка.
Мудрец
Музыка
На арене борьбы за правду и добро
На базаре
Навождение
На дне.
На краю земли
На плотах
На соли
Не браните вы музу мою
Не везет тебе Алеша
НЕ Каронин-Петропавловский
Немой
Неприятность
Несколько дней в роли редактора провинциальной газеты
Несколько испорченных минут
Несогласный
Нищенка
Н Ф Анненский
О беспокойной книге
Об избытке и недостатках
Об одном поэте
О вреде философии
О Гарине-Михайловском
Одинокий
Однажды осенью
Озорник
О Ленине
О маленькой фее и молодом чабане
О мальчике и девочке которые не замерзли
О Михайловском
О первой любвиp
О писателе который зазнался
Орел
О С А Толстой
О Стасове
О тараканах
Открытие
Открытие Из мемуаров современника
Отомстил
Отшельник
Очерки и наброски
О черте
О чиже который лгал и о дятле — любителе истины
Ошибка
Пейзаж с фигурой
Первый дебют
Первый раз я увидел эту женщину
Перед лицом жизни
Песня о буревестнике
Песня о слепых
Песня о Соколе
Письмо
Письмо в редакцию
Погром
Пожар
По пути на дно
По Руси
Последние
Последний день
По Союзу Советов
Почтальон
Поэт
Преступники
Проводник
Про Иванушку-дурачка
Проходимец
Прощай
Пузыри
Разговор по душе
Рассказ
Рассказ о безответной любви
Рассказ об одном романе
Рассказ о герое
Рассказ о необыкновенном
Рассказ Филиппа Васильевича
Рассказы
Рассказы о героях
Репетиция
Рождение Человека
Роман
Романтик
Русские сказки
Савва Морозов
Самовар
Свадьба
Светло-серое с голубым
Свидание
Свободные дни
Сергей Есенин
Сирота
Сказка
Сказки об Италии
Скуки ради
Случай из жизни Макара
Случай с Евсейкой
Смешное
С натуры
Собака
Солдаты
Солнце всходит и заходит
Сомов и другие
Сон
Старик
Старик миниатюра
Старуха Изергиль
Старый год
Степан Разин
Сторож
Супруги Орловы
Театральное
Терремото
Товарищ
Товарищи
Тоска
Три дня
Трое
Тронуло
Трубочист
Туман
Тюрьма
Убежал
Убийцы
У Схимника
Утро
Фальшивая монета
Фарфоровая свинья
Федор Дядин
Финоген Ильич
Фома Гордеев
Хан и его сын
Хозяева жизни
Хозяин
Хороший Ванькин день
Чарли Мэн
Часы
Часы отдыха учителя Коржика
Челкаш
Человек
Читатель
Чудаки
Шабры
Шорник и пожар
Экзекуция
Ярмарка в Голтве
Яшка
Доп. информация: Из коллекции исключены некоторые нехудожественные очерки, статьи, критика, переписка и ряд набросков и незаконченных произведений.
Коллекция выверена по последнему 30 томному собранию сочинений конца семидесятых с небольшими дополнениями.
Дублей нет, в том числе в сборниках.
Коллекция полностью готова для залива в программы-библиотекари без переделки.
М. Горький «Макар Чудра»
Вопросы к семинару
- Кратко изложите «философию» Макара Чудры. Какие жизненные ценности он признает, а какие отрицает?
- Можно ли назвать «философию» Макара Чудры «бунтарской»?
- С какой целью рассказывает Макар Чудра историю о Лойко Зобаре и Радде?
- Какие чувства вы испытали, читая историю Лойко и Радды?
- Почему убийство, совершенное Лойко, не вызывает ужаса или осуждение?
- Докажите, что автор переосмысливает традиционные представления о добре и зле.
- Удается ли Горькому в этом рассказе «подняться над землей», разрушить связь читателя с миром, его окружающим? Обоснуйте свою точку зрения.
М. Горький «Старуха Изергиль»
Вопросы к семинару
- Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из легенды о Ларре, рассказа Изергиль о ее жизни и легенды о Данко, обрамленных повествованием рассказчика. Определите роль композиции рассказа в раскрытии авторской идеи.
- Образ Данко воспринимается многими поколениями читателей как символ человека-альтруиста, живущего и совершающего подвиг ради других, жалких и беспомощных. Докажите, что жизненная позиция Данко наиболее близка автору.
- Какую роль играет художественный вымысел в раскрытии авторской позиции?
- Насколько рассказу «Старуха Изергиль» применимо определение «романтический»?
М. Горький Социально-философская драма «На дне»
Вопросы к семинару
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями и именами персонажей: Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, Лука? Есть ли в них намек на черты их личности, род занятий, судьбу?
- Читая афишу, можно ли предположить, кто главный герой пьесы?
- Внимательно прочитайте описание обстановки в первом действии. Предположим, что пьеса имеет другое название, например: «В ночлежке», «В подвале», «В трущобе». Словарь В.Даля определяет дно как «исподняя часть какого-либо сосуда, вместилища, углубления». Докажите, что выбранное Горьким название более точно и емко, чем предложенные.
- Прочитайте первые реплики героев. Что создает впечатление жизни, сложившейся задолго до открытия занавеса? Почему возникает ощущение, что утро этого дня мало чем отличается от других, что время течет по замкнутому кругу, без начала и конца?
- Как автор дает нам почувствовать, что в ночлежниках, несмотря на тяжелую обстановку и мелкие перебранки, не угасли черты истинной человечности? О чем мечтают и на что надеются некоторые герои пьесы?
- О чем говорят Клещ, Пепел, Бубнов в момент появления Луки? Как этот разговор «подготавливает» появление Луки?
- Прочитайте авторскую ремарку: в каком виде предстает Лука перед обитателями ночлежки? Как удается ему, человеку, чужому ночлежкам, сразу снискать их симпатию и уважение?
- Попытайтесь определить социальное положение Луки ( Барон его называет «странником»). В разговорах с Василиной Лук говорит о себе скромнее: « проходящий, странствующий». Василиса берет ноту еще ниже: «прохожий…Говорил бы проходимец…» Какой смысл вкладывают герои в свои определения?
- С приходом Луки в пьесе возникает атмосфера ожидания, каких-то надежд. Почему?
- Как вы думаете, почему в речи героев, оказавшихся «на дне» , нет блатных выражений, вульгаризмов, что обычно характерно для нравственно опустившихся людей?
- Вернемся к афише пьесы. Можно ли теперь объяснить ее необычность? Какие дополнительные характеристики персонажей вы могли бы внести в афишу?
- Какую социальную среду изображает автор в пьесе? Отражает ли эта среда реальные взаимоотношения в обществе?
- Какие проблемы волнуют обитателей «дна»? Можно ли назвать эти проблемы философскими?
- Есть ли основание считать пьесу «На дне» социально-философской?
М Горький « На дне» Спор о назначении человека.
Авторская позиция и способы ее выражения.
Вопросы к семинару
- Перечитайте разговор Луки и Актера о лечебнице для алкоголиков. На что делает упор Лука, вдохновляя Актера возможностью вылечиться от алкоголизма: на лечебницу или на волю самого человека?
- А теперь перечитайте беседу Луки с Анной о смерти как освобождении от жизненной муки. Почему Лука не стремиться вселить в Анну надежду на выздоровление, как это он делает в разговоре с Актером?
- Как характеризует ночлежников их реакция на смерть Анны? Наташа сетует, что никто не жалеет об Анне. Отвечая ей, Лука говорит: «Где им… куда нам – мертвых жалеть?» Как характеризует Луку эта речевая поправка (замена «им» на «нам»)?
- Что, на ваш взгляд, утратила бы пьеса в своем идейно-художественном содержании, если бы не было роли Анны?
- Перечитайте разговор Актера с Наташей в конце второго действия и сравните с его разговором с Лукой в начале действия. Кто и почему из простой лечебницы для алкоголиков «делает» дворец – Лука или Актер? Назовите имя Актера на сцене – как оно характеризует героя? Почему этого имени нет в списке действующих лиц в афише?
- Почему именно Луке Пепел внезапно задает вопрос: «Бог есть?» Каков психологический и нравственный подтекст этого вопроса? Прочитайте ответ Луки и ремарки автора, сопровождающие их диалог, — почему Лука «молчит, улыбаясь», а Пепел «удивленно и упорно смотрит на старика»?
- Приведите высказывания Луки, характеризующие его отношение к человеку. Какие стремления, чувства движут Лукой в его взаимоотношениях с людьми?
- Почему Лука не советует Пеплу с его «правдой» выступать против Костылева? Как слова Луки: «Если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…» — подготавливают дальнейшие поступки «странника»?
- Прочитайте описание третьего действия. Центральное место в описании отводится брандмауэру.
Брандмауэр – это устаревшее название глухой противопожарной стены. Обратите внимание на то, как она выглядит: какова ее высота, цвет, почему именно на нее, по замыслу автора, падают лучи заходящего солнца? На фоне брандмауэра не какие-то случайные кусты, а кусты бузины. Вспомните, на что похожи не распустившиеся ранней весной черные ветки бузины, представьте, как они выглядят на красной стене.
Какого цвета другие стены, ограничивающие пустырь? Почему на сцене среди всякого хлама автор выделяет перевернутые сани-розвальни? Какую атмосферу создают эти детали? - Действие начинается с трогательного рассказа Насти о ее любовном романе. Найдите авторскую ремарку, раскрывающую силу Наст иных грез. Как характеризует каждого из слушателей отношение к ее рассказу? Почему, поддерживая Настю, Лука убежденно говорит: «Твоя правда, а не ихняя»?
- Сравните слова Бубнова в первом действии: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…»- с его осуждением Насти в третьем действии. Трудно не согласиться с тем, что Бубнов говорит правду, но почему от его «правды» становится тоскливо и пусто на душе человека?
- Перечитайте рассказ Луки о ворах. Что движет Лукой – любовь или жалость к человеку? Можно ли вообще разграничить эти чувства?
- Прочитаем рассказ о «праведной земле». Почему земля названа «праведной»? Что, по мнению Луки, является высшей ценностью на этой земле? Как в притче о «праведной земле» переплетаются два плана жизни человека – духовный и материальный?
- Исходя из теории Луки, где же человек должен искать опору, «праведную землю»: внутри или вне себя? В чем трагическая ошибка того человека, который, чтобы найти «праведную землю», обратился к ученому?
- Лука уходит из ночлежки Костылева, чтобы поглядеть на «новую веру», которую «нашли хохлы». Означает ли это, что он тоже отправляется искать «праведную землю»? Найдите слова Луки, в которых звучит вера в неисчерпаемые возможности человека.
- Как вы думаете, почему рассказ Луки о «праведной земле» затрагивает очень важную струну в душе Пепла?
- Вы помните, что в начале пьесы Барон высказал предположение о том, что Лука – странник. В третьем действии о «страннике» рассуждает Костылев. Подумайте, существует ли разница в понимании слова «странник» Бароном и Костылевым.
- Почему Лука, человек «без паспорта», имеет смелость дерзить хозяину ночлежки?
- Чем вы можете объяснить неожиданный финал третьего действия – обвинение Наташей Пепла в сговоре с Василисой? Какой «правдой» она руководствуется – правдой Луки или своей «земной правдой»?
- Сопоставьте финал с описанием сцены перед началом действия. Как зловещая картина пустыря «пророчествует» о предстоящей трагедии?
- Чью сторону, по вашему мнению, занимает в споре о Человеке М. Горький? Докажите примерами из текста свою точку зрения.
М. Горький «На дне». Три правды в пьесе:
правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука)
и правда веры в Человека (Сатин).
Вопросы к семинару
- Обратите внимание на авторские ремарки в начале четвертого действия. Что общего и что отличного в описании обстановки первого и четвертого действия? Какой символический смысл приобретают эти изменения?
- В чем, по вашему мнению, значение реплики Клеща о Луке: «Поманил их куда-то … а сам – дорогу не сказал…»? С каким чувством она произнесена?
- В молитвослове есть молитва Честному Кресту, предохраняющая людей от нечистых духов: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако погибнут беси от лица любящих Бога…». Как и с каким выражением переиначивают ее Барон и Сатин? Что они пытаются скрыть за своим ерничеством?
- Кто из ночлежников (и почему именно он) сумел сформулировать «закон жизни», который Лука открыл ночлежникам? Почему Татарин наиболее активно поддерживает его?
- Почему Клещ, который ранее осуждал Луку за вранье, вдруг становится на его сторону?
- Как в разговоре ночлежников опять проявляет себя мотив «праведной земли»?
- Как вы думаете, в силу каких душевных качеств Сатин, с одной стороны, издевается над Актером, упрекает Луку за то, что тот «навинтил» Актера, а с другой, не выдерживая отчаяния, сумятицы в сердцах сожителей, произносит свой знаменитый монолог в защиту Луки.
- Какие виды лжи называет Сатин и к какому из них относится «ложь» Луки?
Сатин называет Луку лжецом. Если это так, то он, как и все лжецы, «слаб душой» и «живет чужими соками». Согласны ли вы с Сатиным? - В первом монологе Сатина звучит главный вопрос: «Что такое правда?», во втором: «Что такое человек?» Какие ответы дает на них Сатин?
- Перечитайте финал пьесы. Как вы думаете, кто виноват в самоубийстве Актера? Как оно было предугадано Лукой? Какую «песню испортила» смерть Актера?
- Можно ли сказать, что пьеса «На дне» символически изображает трагедию всего человечества?
Литературные диктанты
по творчеству М.Горького
Хронологический диктант
Запишите события, которые соответствуют датам
1868, 1892, 1902, 1912, 1918, 1936.
Диктант-деталь
Какое произведение и героев вспоминаешь, когда читаешь эти строки?
- «Точно его ковали из одного куска Железа вместе с конем».
- «Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний».
- «Вот как был поражен человек за гордость»
- «И в степной дали вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли».
Диктант-название
Определите название произведение по его началу.
- «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов».
- «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».
- «Потемневшие от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль».
- «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды…».
Диктант-портрет
Назовите героев произведений.
- «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей богу!»
- «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает».
- «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал страшно, он хрустел, точно…говорила костями».
- «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».
Диктант-сотворчество
Продолжите фразу
- «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — …».
- «Ему нет жизни, и смерть…»
- «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда…».
- «Надо уважать человека! Не жалеть…»
Цитатный диктант
Кому из героев принадлежат слова?
- «А еще я люблю волю! Волю – то я люблю больше, чем тебя».
- «Так как ты ходить? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все!»
- «Что сделаю я для людей?!»
- «Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать».
Кому из героев пьесы «На дне» в прошлом…
- «Я как маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын».
- «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя?»
- «Когда я был мальчишкой…служил на телеграфе…я много читал…»
- «Я вот скорняк был… свое заведение имел».
- «Я рабочий человек… я с малых лет работаю».
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Депутат за 3 тысячи
«Покупать» голоса за три года до выборов додумался депутат Вологодской городской думы Алексей Коновалов.
Скандально известный депутат от партии «Единая Россия» предлагает подписчикам угадать, направляется он в салон красоты или в Московский ЦУМ за дорогими украшениями и одеждой, и платит за это 3 тысячи рублей.
К слову, прием неплохо работает. У депутата уже больше 180- тысяч подписчиков в сети «Инстаграм», и количество растет день ото дня. Ну, все ж хотят денег…
«Пистолет всегда со мной»
Алексей Коновалов «прославился» в 2012 году, когда, зарегистрировавшись в кандидаты в депутаты Вологодской городской Думы, объявил в Вологде акцию по раздаче мороженного под названием «Заморозь насилие».
Довольно скоро стало известно, что Алексей Коновалов сам в 2004 году был причастен к истории с групповым изнасилованием вместе со своим родным братом в Соколе. Пострадавшая девушка дала показания, однако дело «развалилось». Немалую роль в этом сыграло и отсутствие на тот момент доступной сейчас экспертизы ДНК.
Правда, Коновалов не скрывает, что дважды был фигурантом уголовных дел. В 2000 году — по статье за незаконную вырубку леса, а в 2004 году — по статье 112 части 1 УК РФ «Нанесение тяжкого телесного вреда».
Став депутатом вологодской городской думы, Алексей Коновалов начал с завидной регулярностью попадать в скандальные истории.
В феврале 2020 года он выложил в сеть пост о путешествии на автомобиле, который ехал со скоростью 140 километров в час через населенный пункт, затем демонстративно отправился купаться на Набережную в центре города, где купание категорически запрещено Правилами благоустройства, которые, к слову, сам же он и утверждал.
15 июня этого года Алексей Коновалов опубликовал фотографию пистолета, который лежит на сидении его автомобиля рядом с кобурой. Подпись под фото гласила: «Всегда со мной». После этого разразился скандал, который разбирали даже в руководстве партии «Единая Россия» на федеральном уровне. Впоследствии Коновалов публично извинился и был оштрафован Росгвардией.
В сентябре этого года Коновалов насмешил всю область установкой одноместной скамейки во дворе пятиэтажного дома. Потом он тоже оправдывался, что откликнулся на просьбу одной из жительниц, несмотря на то, что в доме 58 квартир.
А теперь Алексей Коновалов организует розыгрыши и раздает деньги. Но только тем, кто внимательно следит за его жизнью.
«Куда я еду?»
90% контента депутата — это рассказ о том, как он проводит дни. Утром Алексей Коновалов записывает видео о том, как выносит мусор, затем едет на работу на собственное деревообрабатывающее предприятие, а потом занимается в спортзале. Немаловажную часть в жизни депутата «Единой России» играет кот по имени Мася, которого он укладывает спать, желая спокойной ночи, и иногда проведывает его во время обеденного перерыва.
А еще Алексей Коновалов посещает салоны красоты, ездит в Ярославль, где с недавних пор имеет квартиру, и, по слухам прописку в ней, любит дорогие бутики Московского ЦУМа, рестораны и загородные отели. Также он сообщает, что этой зимой полетит на Мальдивы, а на минувшей неделе прошел УЗИ, о результатах которого обязательно сообщит в социальной сети. Ни о книгах, ни о фильмах (за исключением канала ТНТ, трансляцию которого хорошо видно на экране в его квартире), ни тем более о выставках или театрах в контенте депутата нет ни слова. Слово «повсюду» обладатель дух дипломов о высшем образовании пишет отдельно с приставкой «по», употребляет и популярное сегодня «покушать».
Но главное — своим подписчикам депутат предлагает за деньги угадать, куда он направляется на выходные.
Например, он едет в известный и дорогой экотель «Романов лес» в Костромской области и платит угадавшему, где депутат проведет выходные, подписчику 3 тысячи рублей. Или Алексей Коновалов намерен посетить бутики в ЦУМе и вновь предлагает написать ему куда он направляется. Парикмахерские, салоны красоты, тренажерные залы. Все, кто угадает куда едет депутат, получают деньги. И, поскольку маршрут у Алексея Коновалова всегда один и тот же, счастливчиков, получающих «кэш» на банковские карты немало, а количество подписчиков растет, ведь это так просто: выбрать между салоном красоты и ювелирным бутиком в ЦУМе и получить треть пенсии обычного вологодского ветерана! На момент подготовки этой публикации в числе подписчиков «единороса» было уже 200 тысяч человек.
Откуда же деньги, с которыми так легко расстается Алексей Коновалов?
Согласно открытым базам данных, он является учредителем предприятия по изготовлению пиломатериалов в Соколе ООО «Технология» с долей в 51%. По итогам 2020 года эта компания официально зарегистрировала прибыль в 44 миллиона рублей.
Кроме того, до недавнего времени Алексей Коновалов выступал учредителем компании ООО «Горизонт», которая торгует пиломатериалами. В 2020 года ООО «Горизонт» проиграла дело о неисполнении обязательств по договору поставки на сумму почти 300 тысяч рублей, а в сентябре 2021 года объявила о ликвидации и буквально сразу Алексей Коновалов регистрирует другую фирму по торговле пиломатериалами ООО «Глобус», причем по тому же самому адресу, что и ликвидированное ООО «Горизонт».
Зачем нужны эти метаморфозы, пока не совсем понятно, но на благосостоянии любителя котиков, Мальдив и бутиков они не сказываются, ведь впереди выходные, а это значит, что политик вновь объявит очередную лотерею на тему: «Куда я еду?» и ответ вновь будет очевиден.
Людмила Гусевич