Рассказ о смешанных лесах по плану 4 класс окружающий мир

Смешанный лес часть лесов планеты, занимающих 3,6 млрд. га суши или 27 . такой лес наполнен хвойными и лиственными

смешанный лес фотоСмешанный лес – часть лесов планеты, занимающих 3,6 млрд. га суши или 27 %.

Такой лес наполнен хвойными и лиственными деревьями.

Территория смешанного леса начинается после таёжной зоны перед степями.

Здесь мягкий климат, что подходит для обитания животных и роста растений.

Смешанный лес – лес, где вперемежку растут листопадные и вечнозелёные хвойные деревья.
Виды:

  1. В хвойно-широколиственном лесу, устойчивом природном образовании, «дружат» вечнозелёные породы и листопадные деревья с расширенными листьями. Здесь развито дубравное широкотравье.
  2. Хвойно-мелколиственные леса светлые, у листопадных деревьев узкие листья. Травяной покров разросшийся. Эти леса по площади преобладают над широколиственными дубравами, так как растут быстрее. Дальше на север увеличивается количество хвойных деревьев.
  3. Австралийский юго-восток порос смешанным влажным субтропическим муссонным лесом.

Смешанным лесом занято меньше территории, чем хвойными дебрями. На юге смешанный лес чаще заменяется широколиственным лесом, где нет елей и сосен. Много территорий восточной части Европы занято смешанным лесом, которые начинаются с польской и белорусской границы, полоса леса тянется за Урал.

смешанный лес 

 ÑÐ¼ÐµÑˆÐ°Ð½Ð½Ñ‹Ð¹ лес Урала фото

Распространён смешанный лес и на юге Скандинавии. Северная граница российских лесов проходит по линии Санкт-Петербурга. Смешанным лесом заняты южные территории в Канаде, северные и восточные районы США.
Хвойно-широколиственными лесами заняты участки в Канаде и Португалии, северные районы США.

Так же места распространения этого вида леса: Европа, Центральная и Восточная Азия, Великобритания и Северная Япония.

Лес считается смешанным, если в нём присутствует 5-7 % типов других деревьев. Эти леса устойчивы к неблагоприятному воздействию климата с тёплым летом и не слишком морозной зимой, которая длится 3,5-4 месяца.

смешанный лес 

смешанный лес осенью фото

Близость полноводных рек даёт много влажности, а осадочные породы: глина и песок помогают образованию озёр и болот.
Хвойно-мелколиственные леса, встречающиеся среди тайги, не долговечны. Здесь они играют роль восстановительной стадии для уничтоженного хвойного бора или широколиственной дубравы.

Отличия смешанного леса:

  • Различимые древесные ярусы. Выше остальных ярус из сосен, лиственниц и елей. Затем идут лиственные деревья. Подлесок занят кустарниками. Подстилка из лишайников, травы и мха. 
  • Природные лесные процессы, поддерживающие баланс и разнообразие древесных пород, взаимосвязаны. 
  • Растительность лучше приспособлена к холодному климату, нежели в широколиственных лесах. 
  • Мозаичность строения листвы и ярусность дают достаток солнечного света и развитое травяное покрытие. 
  • Отмечена чёткая смена времён года.

Смешанными лесами заняты зоны в умеренном континентальном климатическом поясе. Этим лесам комфортно в тёплых защищённых речных долинах, куда не попадает ледяной ветер. Непрерывных зон эти леса не образуют.
Хвойно-мелколиственный лес сочетается с тайгой.

лось 

лось фото

Северную границу европейского смешанного леса проводят по 57 градусу с. ш., где нет главных представителей смешанного леса – дубов. На юге, там, где начинаются лесостепи, не растёт ель.

Почва в смешанном лесу насыщена перегноем, образованным опавшими листьями и хвоей под воздействием умеренной влажности. Главная составляющая дерново-подзолистой почвы, характерной для северных лесов Новой Зеландии и Южной Америки, — перегной. Наряду с бурой лесной почвой, этот вид преобладает в лесных чащах гор Евразии. Смешанные леса южных мест привыкли к серым лесным почвам.

Смешанные леса предпочитают умеренный и субтропический климат.
Температуры: местами минус 30 в зимний период, средняя температура 6-16 мороза, и плюс 30-35 градусов в летние месяцы, в среднем — 15-20 градусов.
Осадков выпадает 750-1400 мм, испаряемости мало.

смешанный лес зимой фото 

смешанный лес зимой фото

В хвойно-широколиственном лесу влажность умеренная и температура, близкая к слабо континентальному климату.
В европейских и североамериканских лесах весной прохладно. Температура выше 15 градусов поднимается к концу мая на юге районов. Снижение температуры начинается с середины августа или в начале сентября. К концу ноября земля покрывается снежным покровом.
В Австралии влажный смешанный лес приходится на субтропический пояс, где тепло и влажно.

Животные смешанного леса те же, что в других лесных зонах, кроме тропических мест.
В смешанном лесу не редки встречи с травоядными животными: лосем, зубром, кабаном, оленем и косулей.
Много грызунов: бобры, мыши, хорьки, белки.
Из хищников обитают лиса, волк, рысь.
Так же здесь водятся бурые медведи, выдра, барсук, ласка. В североамериканском лесу живут скунсы и опоссумы.

Верхние ярусы леса — царство птиц, среди которых преобладание насекомоядных и зерноядных птиц, отличающихся звонким пением. Это соловьи, иволги, певчий дрозд, скворец. Зяблики отличаются ярким оперением. Дрозду-рябиннику нравятся ягоды рябины. Чиж предпочитает леса с берёзами и ольхой.

дрозд-рябинник фото 

дрозд-рябинник фото

Как и в других типах лесов, здесь живут сороки, кукушки и дятлы, поползни. Вместо таёжного глухаря лесная ниша занята тетеревами.
Маленькие птицы и грызуны боятся хищных птиц: ястреба-тетеревятника, пустельгу, луня, сову и канюка.

В смешанных лесах на количество и плотность видов растений влияет влажность, солнечный свет, почва и рельеф. Там, где из хвойных преобладают сосны, травяной покров гуще, много цветущих видов. Под ели света проникает мало, почва покрыта толстой хвойной подстилкой, на которой трава не растёт.
В Западной Европе и на Кавказе в разреженных лесах встречаются плотные ковры астранции.

кандык 

 ÐºÐ°Ð½Ð´Ñ‹Ðº фото 

В хвойно-широколиственных лесах – заросли кустов трициртиса с интересно окрашенными цветками.
Двухметровый клопогон растёт в дальневосточном и североамериканском лесу.
В лесу заросли василистника, лещины (орех), по опушкам леса разрослась лесная земляника. Весной, на полянах, появляются подснежники и редкое растение кандык.

Широколиственные породы деревьев представлены клёнами, ясенями, ильмами и лещинами. Кроме того сюда относятся дуб и липа, тополь и вяз, дикая яблоня и груша.
К мелколиственным древесным породам относятся берёзы, ольховые и ивовые деревья, рябиновые кусты. К вечнозелёным породам относятся ели и сосна. Так же и лиственница, которая на зиму хвою сбрасывает.
Лиственными представителями деревьев осенью листва так же сбрасывается, приспосабливаясь к зимним холодам.

деревья смешанного леса

Леса — устойчивые экосистемы, где замкнутый круговорот веществ и главные представители — деревья. Элементы экосистемы, живая и неживая природа, крепко связаны друг с другом. То, что каждый вид растительности занимает собственную экологическую нишу, помогает сбалансировать жизнь леса и устойчивость к неблагоприятным факторам климата.
В смешанном лесу обязательное присутствие 5 % деревьев другого типа. В таком случае этот лес становится продуктивнее, чем однородные массивы.

Проблемы для леса создаёт человек и природа:

  • Пожары, которые случаются при попадании в дерево молнии, при аномальной жаре или неосторожном обращении с огнём людей. 
  • Кислотный дождь с ядовитой пылью и газами по причине неудовлетворительной работы очистных сооружений промышленных предприятий. 
  • Выпас неумеренного количества домашних животных, которые объедают молодые деревья, вытаптывают траву.
  • Прямое уничтожение человеком – заготовка древесины, превышающая нормы. 
  • Пластиковые отходы, бутылки и прочий мусор.
  • Браконьерство, снижающее и уничтожающее количество редких представителей животного и растительного мира.

Смешанные леса — переходное положение между хвойным лесом и широколиственной дубравой, растительность расположена ярусами. Предпочитают мягкий климат, но к холодному климату они приспособлены лучше, чем широколиственный лес.

Урок по окружающему миру в 4 классе

по теме «Зона лесов. Смешанные леса.»

учителя МБОУ «Гимназия №2»

Огневой Ольги Викторовны

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

— сформировать представления учащихся о лесной зоне,

ознакомить с многообразием лесных растений и животного мира в лесной зоне, показать взаимосвязь, которая складывается между обитателями зоны лесов, роль леса в природе и жизни людей.

Планируемые результаты (УУД):

Метапредметные:

Регулятивные УУД — умение планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность, уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи, уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД — развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения, ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы,  на основе опыта   и информации, полученную на уроке, умение работать с различными информационными источниками: учебником, энциклопедией, Интернетом, умение с помощью мультимедийной презентации и доклада провести опрос одноклассников, познакомить с географическим положением зоны лесов, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Коммуникативные УУД — уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, формирование умения взаимодействовать в  паре, группе.

Личностные УУД — смыслообразование, самоопределение (сопричастность своей Родине), бережное отношение к природе, её богатствам. Развивать познавательный интерес учащихся, критическое мышление посредством чтения и письма, навыков самоконтроля; развивать умение анализировать, формулировать выводы, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, интерактивная доска, презентация, аудиозапись с пением птиц, звуков леса, картинки с растениями и животными зоны смешанных лесов, карточки с таблицей самооценки, неполным текстом, загадками, шаблоны для экознаков, бабочки для рефлексии.

Ход урока

1. Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальная работа.

— Над каким разделом мы работаем? (Природные зоны России)

— С какими природными зонами уже познакомились? (показать на карте на экране)

— По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке?

(Зона лесов – тайга. В лесах тайги деревья только хвойные)

— Сегодня мы продолжим наше путешествие к югу по природным зонам нашей страны.

Но мы не можем отправиться, не проверив знания, которыми обогатились в предыдущих путешествиях – экспедициях.

Два ученика приготовили блиц-опрос в виде теста, проводят у экрана.

3. Формулирование темы урока, постановка целей.

— Продолжим путешествие по природным зонам России.

Закройте глаза, послушайте и угадайте, где мы с вами очутились? (Звуки леса)

— А теперь, послушайте внимательно стихотворение, в нём спрятаны тема и задачи нашего сегодняшнего путешествия. Подумайте, в какую природную зону отправится сегодня наша экспеди­ция?

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

(С. Погореловский)

 (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы продолжаем путешествие по природной зоне лесов. Есть упоминание о листве, значит, будут встречаться не только хвойные деревья, но и лиственные. Есть вопросы: что за зверь, какая птица? – узнаем животных этой природной зоны)

— Что бы вам хотелось узнать про эту природную зону? Это и будут наши сегодняшние цели. Запомните их. В конце урока сделаем вывод – достигли мы их или нет. (Географическое положение зоны лесов, климат, растительный и животный мир, экологические проблемы.)

— А я хочу перед вами поставить проблемный вопрос, на который вы ответите в конце урока:

— Будет ли отличаться зона смешанных лесов от зоны ледяных пустынь, тундры и тайги? Если да, то почему?

4. Усвоение новых знаний через решение учебных задач.

Рассказ учителя (фото на слайде)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. Эта природная зона расположена в умеренном климатическом поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Растительный и животный мир лесов разнообразен.

В смешанном лесу значительно больше, чем в тайге, различных древесных пород, не только хвойных, но и лиственных. Здесь много кустарников и часто встречаются поляны. Животный мир в этих лесах также богаче и разнообразнее, чем в тайге.

Карта природных зон на экране, учитель показывает зону смешанных лесов.

С карты в тетрадях дети срисовывают границу природной зоны на свою контурную карту и раскрашивают ее светло-зелёным цветом.

Учитель на доску вешает тему – «Зона смешанных лесов»

— Вы готовы отправиться в путешествие по природной зоне смешанных лесов?

Выполняя задания, мы вместе будем создавать на доске наш уголок смешанного леса.

Успешность путешествия будем отображать в таблице-самооценке.

Раздел темы

«Зона смешанных лесов»

Самооценка

знаний

по разделу

Самооценка

знаний

по теме урока

Растения

Грибы

Животные

Экология

Работа с таблицей самооценки на протяжении всего урока

Задание №1.

Растения

Групповая работа с текстом на карточке и с учебником – в теме «Зона смешанных лесов» найти информацию о растениях (деревья, кустарники, травы) и дополнить описание растений на листочках в группах словами из текста.

— Как располагаются растения в зоне смешанных лесов? (ярусами)

Проверка восстановленного текста по фразе от группы.

Учитель прикрепляет картинки с изображением растений на доску (можно обратить внимание на лекарственные растения).

Оценить знание растений в таблице самооценки.

Задание №2.

— Что еще растёт в зоне смешанных лесов?

Грибы

На экране картинка с изображением гриба и название — соединить изображение и название. У детей в группах разделённый набор тех же грибов, что на экране (по 2 гр). Находят такой же гриб и прикрепляют к доске.

Обратить внимание, что среди грибов есть несъедобные (мухомор, бледная поганка).

Оценить знание грибов в таблице самооценки.

Физминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали. (ходьба на месте)

Вверх на солнце посмотрели, (поднять голову)

И их всех лучи согрели. (потянуться вверх)

Ветер тихо клён качает, (наклоны вправо-влево,

Вправо, влево наклоняет. руки на поясе)

Раз – наклон

И два – наклон, (наклоны вправо-влево с рукой)

Зашумел листвою клён. (руки вверх, вращение кистями)

Задание №3.

— В зоне смешанных лесов есть обитатели? (животные: звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые; рыбы – водоёмы)

Животные

В группы раздаются загадки (в каждую группу по 3 загадки – зверь, птица, насекомое).

Нужно отгадать загадки в парах (в тройках), написать отгадки, поменяться для взаимопроверки в группах, загадать по очереди свои загадки другим группам и проверить выполнение друг друга.

Учитель прикрепляет картинку-отгадку на доску.

Оценить знание животных в таблице самооценки.

Задание №4.

— Арина, напомни нам ещё раз последнюю строчку стихотворения о лесе! (Ты же видишь – мы свои!) Как вы понимаете эти слова?

Экология

— Посмотрите, какой богатый природный мир в нашей стране! Как надо людям к нему относиться?

— Что такое экологические знаки? (запрещающие и указывающие)

Нарисовать в парах экологический знак, сформулировать правило и прикрепить к правой створке доски под заголовок «Береги природу!»

(пока дети рисуют, к доске прикрепить заголовок)

Звучит песня о лесе.

Вспомнить о растениях и животных, занесённых в Красную книгу Тверской области.

Оценить знание об экологии в таблице самооценки.

Контролирующее задание

Кроссворд для фронтального выполнения.

Учитель читает вопросы, дети отгадывают, на экране в кроссворде появляются слова и картинки. Ключевое слово – «молодцы!».

5. Итог урока

— Над какой темой работали?

— Какие цели были поставлены? (Узнать о географическом положении зоны смешанных лесов, климате, растительном и животном мире, экологических проблеммах.)

— Достигли поставленных целей?

— Проблемный вопрос: изменится ли растительный и животный мир, двигаясь по природным зонам к югу? Почему? (климат становится теплее)

— Оцените свои общие знания по теме урока (карта самооценки)

— Хоть тема и была новая, но вы успешно с ней справились и многое уже знали раньше, что вам помогло? (мы живём в этой природной зоне)

Оценки за активную работу на уроке (можно, чтобы дети сами выделили активно участвующих в уроке).

Домашнее задание

  1. Нанести на контурную карту зоны смешанных лесов животных.

2. Творческое задание по группам:

— придумать несколько загадок о растениях и животных зоны смешанных лесов,

— составить кроссворд по растениям и животным зоны смешанных лесов,

— «собрать» «Лесную аптечку» из нескольких лекарственных растений зоны смешанных лесов,

— приготовить одно сообщение о некоторых животных и растениях смешанных лесов из Красной книги.

На следующем уроке нужно представить свою групповую работу на оценку (можно с презентацией).

Рефлексия (звучит музыка)

Раскрасить бабочку, передав цветом свою работу на уроке, впечатление от урока.

Бабочек прикрепляют к доске.

Спасибо за урок!

Приложение 1

Тест по теме «Тайга»

  1. Зона тайги расположена…

а) севернее тундры

б) южнее тундры

  1. В тайге…

а) ярко выражены все четыре времени года

б) короткая зима и длинное лето

  1. Почвы в тайге…

а) сильно увлажнены, бедны перегноем

б) богаты перегноем

  1. Растения тайги…

а) низкорослые с мелкими листьями

б) преобладают хвойные леса

  1. К растениям тайги относятся…

а) карликовая ива, ягель, морошка

б) сосна, папоротник, мох

  1. В тайге обитают…

а) бурые медведи, рыси, сойки

б) песцы, лемминги, полярные совы

  1. Укажи верную цепь питания для тайги…

а) растения – лемминг – волк

б) растения – заяц – лиса

Приложение 2

Лист самооценки по теме

«Зона смешанных лесов»

Раздел темы

«Зона смешанных лесов»

Самооценка

знаний

по разделу

Самооценка

знаний

по теме урока

Растения

Грибы

Животные

Экология

Приложение 3

Верхний древесный ярус занимают высокие _______________и ___________________, ниже растут _____________, ______________, ________________, ___________________, ______________, _________________. Ещё ниже – кустарниковый ярус: _______________________, ______________________, ____________________________, ___________________________. Под кустарниками прячутся _______________, _____________, ________________________.

(текст в учебнике на стр.26)

Приложение 4

Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползет … (змея)

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята —

Вся жизнь их связана с трудом. (муравьи)

Разноцветный лоскуток
Сел на маленький цветок,
Аромат его вдохнул
И, довольный, упорхнул. (бабочка)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (лягушка)

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя.

Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)

Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг побежала. (ёж)

На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)

Кто по ёлкам легко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Приложение 5

Кроссворд на обобщение темы

«Зона смешанных лесов»

1.

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

2.

З

А

П

О

В

Е

Д

Н

И

К

3.

Л

И

П

А

С

О

Л

О

В

Е

Й

5.

Б

Л

Е

Д

Н

А

Я

П

О

Г

А

Н

К

А

6.

Я

Щ

Е

Р

И

Ц

А

Л

А

Н

Д

Ы

Ш

Вопросы:

  1. Кого называют хозяином леса?

  2. Особо охраняемая территория, где оберегают редкие растения и животные

  3. Из коры какого дерева плели лапти?

  4. Угадайте птицу по пению

  5. Самый ядовитый гриб наших лесов

  6. Маленькая, быстрая,

Юркая, извилистая

Меж камней бежит,

Хвостиком рулит.

  1. Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной.

Приложение 6

Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»

Придумать загадки по теме

«Растительный и животный мир зоны смешанных лесов».

——————————————————————————-

Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»

Составить кроссворд по теме

«Растительный и животный мир зоны смешанных лесов».

——————————————————————————-

Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»

Приготовить групповое сообщение «Лесная аптечка»

о лекарственных растениях зоны смешанных лесов.

——————————————————————————-

Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»

Приготовить групповое сообщение о животных и растениях

зоны смешанных лесов, занесённых в Красную книгу.

——————————————————————————-

Нашу огромную страну недаром называют «лесной империей», ведь леса занимают больше половины её территории. Рассказу об этом природном богатстве России и посвящён этот доклад.

Наиболее обширная лесная зона у нас — это тайга. Остальное — смешанные и широколиственные леса. На севере раскинулась лесотундра. Зимы в ней суровые, но длятся не так долго, как в тундре, лето теплее, почвы плодороднее. К югу растительность становится гуще, природа разнообразнее, среди деревьев преобладают хвойные. Ещё южнее попадаются и лиственные, которые распространены и на западе, и на дальневосточных землях.

Тайга

Хвойный лес занимает огромную таёжную площадь. Зимой здесь очень холодно, летом довольно тепло, иногда даже жарко. Деревья хвойных пород потому так и называются, что вместо листьев у них вечнозелёная хвоя.

  1. У ели крона похожа на конус, а хвоинки короткие — они растут по одному на листовой подушке, зато густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Это растение живёт 200 — 300 лет. В еловом лесу обычно влажно и сумрачно.
  2. У сосны ствол светло-коричневого цвета. Хвоя длинная, иголки растут попарно. Шишки округлой формы. В отличие от елового леса в сосновом бору светло и сухо.
  3. Пихта отличается от ели плоскими хвоинками, торчащими вверх шишками, которые созревают, но не падают на землю, а осыпаются чешуйками.
  4. Лиственница — это единственное в природе хвойное дерево, которое в зимний период сбрасывает свои иголки.
  5. У сибирского кедра хвоинки собираются в пучок по пять штук, семена — вкусные и полезные для человека кедровые орешки.

Тайга занимает огромные площади.

В европейской части России тайга простирается от Карелии до Урала, а дальше тянется через всю Сибирь, Камчатку и Сахалин.

Тайге свойственно однообразие трав и кустарников, в ней в основном произрастают можжевельник, жимолость, а также черника, брусника, кислица и прочие растения.

Смешанный лес

Смешанным называется лес, в котором сочетаются хвойные породы деревьев и лиственные, у которых листья опадают осенью. Отметим наиболее распространённые из них.

  1. У ольхи ствол чёрный или тёмно-серый, на ветках — небольшие шишечки с семенами внутри и серёжки лимонного оттенка.
  2. Берёза — неофициальный символ России. Она выделяется корой белого цвета с чёрными пятнами. Листья округлой формы с зубчатыми краями. Размножается берёза семенами из серёжек.
  3. У осины ровный прямой ствол с корой зеленоватого цвета и округлые листья. Это дерево выделяется пышной кроной, дрожащей на ветру листвой и свисающими пушистыми серёжками.

В смешанном лесу наблюдается разнотравье и обилие таких кустов, как лещина, бересклет, калина.

Древостой смешанного леса.

Если лиственных или хвойных деревьев более 5% от общего количества, то лес называют смешанным.

Широколиственный лес

Далее к югу идёт череда широколиственных лесов. Деревья здесь высокие, самых разных пород. Они на зиму сбрасывают листья, а размножаются семенами.

  1. У дуба могучий ствол, пышная крона с резными листьями и плодами — желудями. Из дубовой древесины изготавливают мебель и паркет.
  2. У липы листья в виде сердечка. Когда она цветёт, то благоухает приятным ароматом. Очень полезен липовый мёд, который получается после сбора пчёлами пыльцы с цветков растения.
  3. У вяза листья особой формы — одна половинка листа больше другой. Плоды — округлые орешки.
  4. Клён имеет несколько разновидностей — татарский, американский и другие. Но вне зависимости от этого, у всех видов плоды одинаковые — «крылатые». Листья клёна необычной и красивой резной формы.

Широколиственные леса расположены в умеренном поясе Северного полушария.

Широколиственные леса образованы древесными, кустарниковыми и травянистыми растениями.

Животный мир лесов

В российских лесах обитают различные представители фауны – и крупные, и не очень. Например, в тайге проживают:

  • кедровка;
  • бурундук;
  • белка;
  • соболь и многие другие.

В зоне смешанных и широколиственных лесов встречаются такие животные и птицы, как:

  • олень;
  • лось;
  • медведь;
  • волк;
  • лиса;
  • рысь;
  • глухарь;
  • росомаха;
  • сова и другие.

Лесной обитатель лось.

Лесной обитатель лось — самый крупный представитель в семействе оленевых.

Для животных и птиц границ не существует, они могут перемещаться из одной лесной зоны в другую. Некоторые звери зимой впадают в спячку до весны, например, медведи. А другие, такие как белки или кедровки, наоборот, всю зиму напролёт запасают провиант.

Решение экологической проблемы лесов

Чтобы сохранить лесные угодья нашей страны, сберечь окружающий мир, необходимо:

  • регулярно проводить работы по восстановлению леса;
  • создавать новые заповедники и заказники;
  • грамотно расходовать пиломатериалы в народном хозяйстве.

В лесах России есть огромные запасы древесины и полезных ископаемых, живут звери и птицы, растут ягоды, орехи и грибы. Тень от деревьев спасает реки от пересыхания и обмеления. Но и сам лес нуждается в защите от излишних вырубок, пожаров. Его охраной согласно Лесному кодексу занимается непосредственно государство. Вдобавок граждане обязаны сами соблюдать правила поведения в лесу и требовать этого других.


Презентация на тему: Смешанные И Широколиственные леса (4 класс)

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Смешанные И Широколиственные леса Работу выполняла Ученица 4 класса Турмасовског

Описание слайда:

Смешанные И Широколиственные леса Работу выполняла Ученица 4 класса Турмасовского филиала МОУ Заворонежской СОШ Тюняева Анна

№ слайда 2
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм С лесами, тянущими ру

Описание слайда:

Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток Не оскверняй его святынь.

№ слайда 3
. Смешанные и широколиственные леса произрастают в центральных районах европейск

Описание слайда:

. Смешанные и широколиственные леса произрастают в центральных районах европейской части нашей страны , в южных районах Сибири и на Дальнем Востоке. Смешанные леса состоят из хвойных и мелколиственных пород(ель, сосна, береза, осина).Широколиственные леса состоят из дуба, липы, клена, вяза, ясеня, бука.

№ слайда 4
Эти леса многоярусны: Эти леса многоярусны: -1 ярус- хвойные ,дуб, ясень, липа.

Описание слайда:

Эти леса многоярусны: Эти леса многоярусны: -1 ярус- хвойные ,дуб, ясень, липа. -2 ярус- менее высокие деревья(яблони, рябина) -3-4 ярус- подлесок из кустарников , черемухи, орешника, бересклета. -5 ярус- травы(медуница, копытень), грибы.

№ слайда 5
В смешанных лесах растут лиственные деревья и хвойные(ель, сосна). В смешанных л

Описание слайда:

В смешанных лесах растут лиственные деревья и хвойные(ель, сосна). В смешанных лесах растут лиственные деревья и хвойные(ель, сосна).

№ слайда 6
Ясень - это красивое дерево, которое растёт в широколиственных лесах, вместе с д

Описание слайда:

Ясень — это красивое дерево, которое растёт в широколиственных лесах, вместе с другими высокими деревьями образует верхний ярус. Ясень — это красивое дерево, которое растёт в широколиственных лесах, вместе с другими высокими деревьями образует верхний ярус.

№ слайда 7
Клён, также как и ясень, относится к широколиственным деревьям и составляет перв

Описание слайда:

Клён, также как и ясень, относится к широколиственным деревьям и составляет первый, верхний ярус. Клён, также как и ясень, относится к широколиственным деревьям и составляет первый, верхний ярус.

№ слайда 8
Берёза –это красивое Берёза –это красивое дерево ,которое растёт в смешанных лес

Описание слайда:

Берёза –это красивое Берёза –это красивое дерево ,которое растёт в смешанных лесах. Берёзу можно узнать по её очень красивой бело-чёрной коре А листики у неё похожи на сердечко.

№ слайда 9
Почва широколиственных и смешанных лесов плодородная, поэтому здесь растёт много

Описание слайда:

Почва широколиственных и смешанных лесов плодородная, поэтому здесь растёт много разных видов кустарников(орешник, бересклет, жимолость, черемуха), которые в основном составляют 3-й ярус леса калина бересклет

№ слайда 10
Самый нижний ярус составляют разные травы: сныть, медуница, зеленчук, копытень,

Описание слайда:

Самый нижний ярус составляют разные травы: сныть, медуница, зеленчук, копытень, а также грибы:лисички, опята, мухоморы, свинушки. Самый нижний ярус составляют разные травы: сныть, медуница, зеленчук, копытень, а также грибы:лисички, опята, мухоморы, свинушки. мыльница мухомор красный

№ слайда 11
. Смешанные леса характерны тёплым летом и относительно холодной и долгой зимой.

Описание слайда:

. Смешанные леса характерны тёплым летом и относительно холодной и долгой зимой. Лиственные деревья сбрасывают листья на зиму.

№ слайда 12
Животный мир смешанных и широколиственных лесов богатый и разнообразный. Это зая

Описание слайда:

Животный мир смешанных и широколиственных лесов богатый и разнообразный. Это заяц, лось, белка, глухарь, олень, кабан, косуля, кукушка, чёрный хорь, норка, ласка, благородный олень. ласка белка

№ слайда 13
В этих лесах благоприятные условия для жизни многих видов животных. -Здесь много

Описание слайда:

В этих лесах благоприятные условия для жизни многих видов животных. -Здесь много корма. -Нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору. -У многих животных густой подшёрсток, оперение, которое согревает в сильные морозы. заяц

№ слайда 14
На время зимы некоторые животные впадают в спячку. Многие норы бывают наполнены

Описание слайда:

На время зимы некоторые животные впадают в спячку. Многие норы бывают наполнены кормом, собранным за лето, но иногда животным хватает и подкожного жира, накопленного в течение тёплого времени года, который позволяет им пережить долгою зиму. Другие животные отыскивают пропитание в густых зарослях, где меньше снега. На время зимы некоторые животные впадают в спячку. Многие норы бывают наполнены кормом, собранным за лето, но иногда животным хватает и подкожного жира, накопленного в течение тёплого времени года, который позволяет им пережить долгою зиму. Другие животные отыскивают пропитание в густых зарослях, где меньше снега. косуля

№ слайда 15
В наше время животный мир широколиственных лесов претерпел большие изменения под

Описание слайда:

В наше время животный мир широколиственных лесов претерпел большие изменения под влиянием деятельности человека. Численность многих животных уменьшилось, некоторые из них почти исчезли, другие, напротив, стали более многочисленными. В наше время животный мир широколиственных лесов претерпел большие изменения под влиянием деятельности человека. Численность многих животных уменьшилось, некоторые из них почти исчезли, другие, напротив, стали более многочисленными. В нашей стране ведётся работа по восстановлению и охране природных ресурсов. Это касается и зоны смешанных и широколиственных лесов. рысь

№ слайда 16
Если будешь долго-долго Если будешь долго-долго Наблюдать за нашим лесом, За люб

Описание слайда:

Если будешь долго-долго Если будешь долго-долго Наблюдать за нашим лесом, За любимым старым лесом Многое увидишь тут, Как в воде резвятся рыбки Ветерок порхает зябкий, Как букашки и улитки Дружною семьёй живут.

  • Рассказ о снегире для детей дошкольного возраста
  • Рассказ о слухе самая быстрая улитка в мире старшая группа
  • Рассказ о слюде 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о случае под тобольском городом луки
  • Рассказ о собаках 2 класс по окружающему миру