Смешанный лес – часть лесов планеты, занимающих 3,6 млрд. га суши или 27 %.
Такой лес наполнен хвойными и лиственными деревьями.
Территория смешанного леса начинается после таёжной зоны перед степями.
Здесь мягкий климат, что подходит для обитания животных и роста растений.
СмеÑаннÑй Ð»ÐµÑ â леÑ, где впеÑÐµÐ¼ÐµÐ¶ÐºÑ ÑаÑÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑопаднÑе и веÑнозелÑнÑе Ñ
войнÑе деÑевÑÑ.
ÐидÑ:
- Ð Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð¾-ÑиÑоколиÑÑвенном леÑÑ, ÑÑÑойÑивом пÑиÑодном обÑазовании, «дÑÑжаÑ» веÑнозелÑнÑе поÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ лиÑÑопаднÑе деÑевÑÑ Ñ ÑаÑÑиÑеннÑми лиÑÑÑÑми. ÐдеÑÑ ÑазвиÑо дÑбÑавное ÑиÑокоÑÑавÑе.
- Хвойно-мелколиÑÑвеннÑе леÑа ÑвеÑлÑе, Ñ Ð»Ð¸ÑÑопаднÑÑ Ð´ÐµÑевÑев Ñзкие лиÑÑÑÑ. ТÑавÑной покÑов ÑазÑоÑÑийÑÑ. ÐÑи леÑа по плоÑади пÑеобладаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑиÑоколиÑÑвеннÑми дÑбÑавами, Ñак как ÑаÑÑÑÑ Ð±ÑÑÑÑее. ÐалÑÑе на ÑÐµÐ²ÐµÑ ÑвелиÑиваеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑво Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½ÑÑ Ð´ÐµÑевÑев.
- ÐвÑÑÑалийÑкий Ñго-воÑÑок поÑÐ¾Ñ ÑмеÑаннÑм влажнÑм ÑÑбÑÑопиÑеÑким мÑÑÑоннÑм леÑом.
СмеÑаннÑм леÑом занÑÑо менÑÑе ÑеÑÑиÑоÑии, Ñем Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñми дебÑÑми. Ðа Ñге ÑмеÑаннÑй Ð»ÐµÑ ÑаÑе заменÑеÑÑÑ ÑиÑоколиÑÑвеннÑм леÑом, где Ð½ÐµÑ ÐµÐ»ÐµÐ¹ и ÑоÑен. Ðного ÑеÑÑиÑоÑий воÑÑоÑной ÑаÑÑи ÐвÑÐ¾Ð¿Ñ Ð·Ð°Ð½ÑÑо ÑмеÑаннÑм леÑом, коÑоÑÑе наÑинаÑÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑкой и белоÑÑÑÑкой гÑаниÑÑ, полоÑа леÑа ÑÑнеÑÑÑ Ð·Ð° УÑал.
ÑмеÑаннÑй Ð»ÐµÑ Ð£Ñала ÑоÑо
РаÑпÑоÑÑÑанÑн ÑмеÑаннÑй Ð»ÐµÑ Ð¸ на Ñге Скандинавии. СевеÑÐ½Ð°Ñ Ð³ÑаниÑа ÑоÑÑийÑкиÑ
леÑов пÑоÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ линии СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑга. СмеÑаннÑм леÑом занÑÑÑ ÑжнÑе ÑеÑÑиÑоÑии в Ðанаде, ÑевеÑнÑе и воÑÑоÑнÑе ÑÐ°Ð¹Ð¾Ð½Ñ Ð¡Ð¨Ð.
Хвойно-ÑиÑоколиÑÑвеннÑми леÑами занÑÑÑ ÑÑаÑÑки в Ðанаде и ÐоÑÑÑгалии, ÑевеÑнÑе ÑÐ°Ð¹Ð¾Ð½Ñ Ð¡Ð¨Ð.
Так же меÑÑа ÑаÑпÑоÑÑÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑого вида леÑа: ÐвÑопа, ЦенÑÑалÑÐ½Ð°Ñ Ð¸ ÐоÑÑоÑÐ½Ð°Ñ ÐзиÑ, ÐеликобÑиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ СевеÑÐ½Ð°Ñ Ð¯Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ñ.
ÐÐµÑ ÑÑиÑаеÑÑÑ ÑмеÑаннÑм, еÑли в нÑм пÑиÑÑÑÑÑвÑÐµÑ 5-7 % Ñипов дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð´ÐµÑевÑев. ÐÑи леÑа ÑÑÑойÑÐ¸Ð²Ñ Ðº неблагопÑиÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ ÐºÐ»Ð¸Ð¼Ð°Ñа Ñ ÑÑплÑм леÑом и не ÑлиÑком моÑозной зимой, коÑоÑÐ°Ñ Ð´Ð»Ð¸ÑÑÑ 3,5-4 меÑÑÑа.
ÑмеÑаннÑй Ð»ÐµÑ Ð¾ÑенÑÑ ÑоÑо
ÐлизоÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ð½ÑÑ
Ñек даÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ влажноÑÑи, а оÑадоÑнÑе поÑодÑ: глина и пеÑок помогаÑÑ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð·ÑÑ Ð¸ болоÑ.
Хвойно-мелколиÑÑвеннÑе леÑа, вÑÑÑеÑаÑÑиеÑÑ ÑÑеди Ñайги, не долговеÑнÑ. ÐдеÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ игÑаÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð²Ð¾ÑÑÑановиÑелÑной ÑÑадии Ð´Ð»Ñ ÑниÑÑоженного Ñ
войного боÑа или ÑиÑоколиÑÑвенной дÑбÑавÑ.
ÐÑлиÑÐ¸Ñ ÑмеÑанного леÑа:
- РазлиÑимÑе дÑевеÑнÑе ÑÑÑÑÑ. ÐÑÑе оÑÑалÑнÑÑ ÑÑÑÑ Ð¸Ð· ÑоÑен, лиÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ Ð¸ елей. ÐаÑем идÑÑ Ð»Ð¸ÑÑвеннÑе деÑевÑÑ. ÐодлеÑок занÑÑ ÐºÑÑÑаÑниками. ÐодÑÑилка из лиÑайников, ÑÑÐ°Ð²Ñ Ð¸ Ð¼Ñ Ð°.
- ÐÑиÑоднÑе леÑнÑе пÑоÑеÑÑÑ, поддеÑживаÑÑие Ð±Ð°Ð»Ð°Ð½Ñ Ð¸ ÑазнообÑазие дÑевеÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ñод, взаимоÑвÑзанÑ.
- РаÑÑиÑелÑноÑÑÑ Ð»ÑÑÑе пÑиÑпоÑоблена к Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ»Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ, нежели в ÑиÑоколиÑÑвеннÑÑ Ð»ÐµÑÐ°Ñ .
- ÐозаиÑноÑÑÑ ÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑÑÐ²Ñ Ð¸ ÑÑÑÑноÑÑÑ Ð´Ð°ÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑок ÑолнеÑного ÑвеÑа и ÑазвиÑое ÑÑавÑное покÑÑÑие.
- ÐÑмеÑена ÑÑÑÐºÐ°Ñ Ñмена вÑемÑн года.
СмеÑаннÑми леÑами занÑÑÑ Ð·Ð¾Ð½Ñ Ð² ÑмеÑенном конÑиненÑалÑном климаÑиÑеÑком поÑÑе. ÐÑим леÑам комÑоÑÑно в ÑÑплÑÑ
заÑиÑÑннÑÑ
ÑеÑнÑÑ
долинаÑ
, кÑда не Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð»ÐµÐ´Ñной веÑеÑ. ÐепÑеÑÑвнÑÑ
зон ÑÑи леÑа не обÑазÑÑÑ.
Хвойно-мелколиÑÑвеннÑй Ð»ÐµÑ ÑоÑеÑаеÑÑÑ Ñ Ñайгой.
лоÑÑ ÑоÑо
СевеÑнÑÑ Ð³ÑаниÑÑ ÐµÐ²ÑопейÑкого ÑмеÑанного леÑа пÑоводÑÑ Ð¿Ð¾ 57 гÑадÑÑÑ Ñ. Ñ., где Ð½ÐµÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½ÑÑ Ð¿ÑедÑÑавиÑелей ÑмеÑанного леÑа â дÑбов. Ðа Ñге, Ñам, где наÑинаÑÑÑÑ Ð»ÐµÑоÑÑепи, не ÑаÑÑÑÑ ÐµÐ»Ñ.
ÐоÑва в ÑмеÑанном леÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑена пеÑегноем, обÑазованнÑм опавÑими лиÑÑÑÑми и Ñ Ð²Ð¾ÐµÐ¹ под воздейÑÑвием ÑмеÑенной влажноÑÑи. ÐÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ ÑоÑÑавлÑÑÑÐ°Ñ Ð´ÐµÑново-подзолиÑÑой поÑвÑ, Ñ Ð°ÑакÑеÑной Ð´Ð»Ñ ÑевеÑнÑÑ Ð»ÐµÑов Ðовой Ðеландии и Южной ÐмеÑики, — пеÑегной. ÐаÑÑÐ´Ñ Ñ Ð±ÑÑой леÑной поÑвой, ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ð¸Ð´ пÑÐµÐ¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð² леÑнÑÑ ÑаÑÐ°Ñ Ð³Ð¾Ñ ÐвÑазии. СмеÑаннÑе леÑа ÑжнÑÑ Ð¼ÐµÑÑ Ð¿ÑивÑкли к ÑеÑÑм леÑнÑм поÑвам.
СмеÑаннÑе леÑа пÑедпоÑиÑаÑÑ ÑмеÑеннÑй и ÑÑбÑÑопиÑеÑкий климаÑ.
ТемпеÑаÑÑÑÑ: меÑÑами минÑÑ 30 в зимний пеÑиод, ÑÑеднÑÑ ÑемпеÑаÑÑÑа 6-16 моÑоза, и плÑÑ 30-35 гÑадÑÑов в леÑние меÑÑÑÑ, в ÑÑеднем — 15-20 гÑадÑÑов.
ÐÑадков вÑÐ¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ 750-1400 мм, иÑпаÑÑемоÑÑи мало.
ÑмеÑаннÑй Ð»ÐµÑ Ð·Ð¸Ð¼Ð¾Ð¹ ÑоÑо
Ð Ñ
войно-ÑиÑоколиÑÑвенном леÑÑ Ð²Ð»Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑмеÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸ ÑемпеÑаÑÑÑа, Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ°Ñ Ðº Ñлабо конÑиненÑалÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ»Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ.
РевÑопейÑкиÑ
и ÑевеÑоамеÑиканÑкиÑ
леÑаÑ
веÑной пÑоÑ
ладно. ТемпеÑаÑÑÑа вÑÑе 15 гÑадÑÑов поднимаеÑÑÑ Ðº конÑÑ Ð¼Ð°Ñ Ð½Ð° Ñге Ñайонов. Снижение ÑемпеÑаÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑинаеÑÑÑ Ñ ÑеÑÐµÐ´Ð¸Ð½Ñ Ð°Ð²Ð³ÑÑÑа или в наÑале ÑенÑÑбÑÑ. РконÑÑ Ð½Ð¾ÑбÑÑ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÐºÑÑваеÑÑÑ ÑнежнÑм покÑовом.
Ð ÐвÑÑÑалии влажнÑй ÑмеÑаннÑй Ð»ÐµÑ Ð¿ÑиÑ
одиÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑбÑÑопиÑеÑкий поÑÑ, где Ñепло и влажно.
ÐивоÑнÑе ÑмеÑанного леÑа Ñе же, ÑÑо в дÑÑгиÑ
леÑнÑÑ
зонаÑ
, кÑоме ÑÑопиÑеÑкиÑ
меÑÑ.
Ð ÑмеÑанном леÑÑ Ð½Ðµ Ñедки вÑÑÑеÑи Ñ ÑÑавоÑднÑми живоÑнÑми: лоÑем, зÑбÑом, кабаном, оленем и коÑÑлей.
Ðного гÑÑзÑнов: бобÑÑ, мÑÑи, Ñ
оÑÑки, белки.
Ðз Ñ
иÑников обиÑаÑÑ Ð»Ð¸Ñа, волк, ÑÑÑÑ.
Так же здеÑÑ Ð²Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð±ÑÑÑе медведи, вÑдÑа, баÑÑÑк, лаÑка. Ð ÑевеÑоамеÑиканÑком леÑÑ Ð¶Ð¸Ð²ÑÑ ÑкÑнÑÑ Ð¸ опоÑÑÑмÑ.
ÐеÑÑ Ð½Ð¸Ðµ ÑÑÑÑÑ Ð»ÐµÑа — ÑаÑÑÑво пÑиÑ, ÑÑеди коÑоÑÑÑ Ð¿Ñеобладание наÑекомоÑднÑÑ Ð¸ зеÑноÑднÑÑ Ð¿ÑиÑ, оÑлиÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð·Ð²Ð¾Ð½ÐºÐ¸Ð¼ пением. ÐÑо ÑоловÑи, иволги, певÑий дÑозд, ÑквоÑеÑ. ÐÑблики оÑлиÑаÑÑÑÑ ÑÑким опеÑением. ÐÑоздÑ-ÑÑÐ±Ð¸Ð½Ð½Ð¸ÐºÑ Ð½ÑавÑÑÑÑ ÑÐ³Ð¾Ð´Ñ ÑÑбинÑ. Чиж пÑедпоÑиÑÐ°ÐµÑ Ð»ÐµÑа Ñ Ð±ÐµÑÑзами и олÑÑ Ð¾Ð¹.
дÑозд-ÑÑбинник ÑоÑо
Ðак и в дÑÑгиÑ
ÑипаÑ
леÑов, здеÑÑ Ð¶Ð¸Ð²ÑÑ ÑоÑоки, кÑкÑÑки и дÑÑлÑ, поползни. ÐмеÑÑо ÑаÑжного глÑÑ
аÑÑ Ð»ÐµÑÐ½Ð°Ñ Ð½Ð¸Ñа занÑÑа ÑеÑеÑевами.
ÐаленÑкие пÑиÑÑ Ð¸ гÑÑзÑÐ½Ñ Ð±Ð¾ÑÑÑÑ Ñ
иÑнÑÑ
пÑиÑ: ÑÑÑÑеба-ÑеÑеÑевÑÑника, пÑÑÑелÑгÑ, лÑнÑ, ÑÐ¾Ð²Ñ Ð¸ канÑка.
Ð ÑмеÑаннÑÑ
леÑаÑ
на колиÑеÑÑво и плоÑноÑÑÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² ÑаÑÑений влиÑÐµÑ Ð²Ð»Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ, ÑолнеÑнÑй ÑвеÑ, поÑва и ÑелÑеÑ. Там, где из Ñ
войнÑÑ
пÑеобладаÑÑ ÑоÑнÑ, ÑÑавÑной покÑов гÑÑе, много ÑвеÑÑÑиÑ
видов. Ðод ели ÑвеÑа пÑÐ¾Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð¼Ð°Ð»Ð¾, поÑва покÑÑÑа ÑолÑÑой Ñ
войной подÑÑилкой, на коÑоÑой ÑÑава не ÑаÑÑÑÑ.
Ð Ðападной ÐвÑопе и на Ðавказе в ÑазÑеженнÑÑ
леÑаÑ
вÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ð¿Ð»Ð¾ÑнÑе ковÑÑ Ð°ÑÑÑанÑии.
кандÑк ÑоÑо
Ð Ñ
войно-ÑиÑоколиÑÑвеннÑÑ
леÑаÑ
â заÑоÑли кÑÑÑов ÑÑиÑиÑÑиÑа Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑно окÑаÑеннÑми ÑвеÑками.
ÐвÑÑ
меÑÑовÑй клопогон ÑаÑÑÑÑ Ð² далÑневоÑÑоÑном и ÑевеÑоамеÑиканÑком леÑÑ.
РлеÑÑ Ð·Ð°ÑоÑли ваÑилиÑÑника, леÑÐ¸Ð½Ñ (оÑеÑ
), по опÑÑкам леÑа ÑазÑоÑлаÑÑ Ð»ÐµÑÐ½Ð°Ñ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñника. ÐеÑной, на полÑнаÑ
, поÑвлÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñнежники и Ñедкое ÑаÑÑение кандÑк.
ШиÑоколиÑÑвеннÑе поÑÐ¾Ð´Ñ Ð´ÐµÑевÑев пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ ÐºÐ»Ñнами, ÑÑенÑми, илÑмами и леÑинами. ÐÑоме Ñого ÑÑда оÑноÑÑÑÑÑ Ð´Ñб и липа, ÑÐ¾Ð¿Ð¾Ð»Ñ Ð¸ вÑз, Ð´Ð¸ÐºÐ°Ñ ÑÐ±Ð»Ð¾Ð½Ñ Ð¸ гÑÑÑа.
РмелколиÑÑвеннÑм дÑевеÑнÑм поÑодам оÑноÑÑÑÑÑ Ð±ÐµÑÑзÑ, олÑÑ
овÑе и ивовÑе деÑевÑÑ, ÑÑбиновÑе кÑÑÑÑ. РвеÑнозелÑнÑм поÑодам оÑноÑÑÑÑÑ ÐµÐ»Ð¸ и ÑоÑна. Так же и лиÑÑвенниÑа, коÑоÑÐ°Ñ Ð½Ð° Ð·Ð¸Ð¼Ñ Ñ
Ð²Ð¾Ñ ÑбÑаÑÑваеÑ.
ÐиÑÑвеннÑми пÑедÑÑавиÑелÑми деÑевÑев оÑенÑÑ Ð»Ð¸ÑÑва Ñак же ÑбÑаÑÑваеÑÑÑ, пÑиÑпоÑабливаÑÑÑ Ðº зимним Ñ
олодам.
ÐеÑа — ÑÑÑойÑивÑе ÑкоÑиÑÑемÑ, где замкнÑÑÑй кÑÑговоÑÐ¾Ñ Ð²ÐµÑеÑÑв и главнÑе пÑедÑÑавиÑели — деÑевÑÑ. ÐлеменÑÑ ÑкоÑиÑÑемÑ, Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¸ Ð½ÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¿ÑиÑода, кÑепко ÑвÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ð´ÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом. То, ÑÑо каждÑй вид ÑаÑÑиÑелÑноÑÑи Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑобÑÑвеннÑÑ ÑкологиÑеÑкÑÑ Ð½Ð¸ÑÑ, Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ ÑбаланÑиÑоваÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð»ÐµÑа и ÑÑÑойÑивоÑÑÑ Ðº неблагопÑиÑÑнÑм ÑакÑоÑам климаÑа.
Ð ÑмеÑанном леÑÑ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑное пÑиÑÑÑÑÑвие 5 % деÑевÑев дÑÑгого Ñипа. Ð Ñаком ÑлÑÑае ÑÑÐ¾Ñ Ð»ÐµÑ ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑодÑкÑивнее, Ñем одноÑоднÑе маÑÑивÑ.
ÐÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð»ÐµÑа ÑоздаÑÑ Ñеловек и пÑиÑода:
- ÐожаÑÑ, коÑоÑÑе ÑлÑÑаÑÑÑÑ Ð¿Ñи попадании в деÑево молнии, пÑи аномалÑной жаÑе или неоÑÑоÑожном обÑаÑении Ñ Ð¾Ð³Ð½Ñм лÑдей.
- ÐиÑлоÑнÑй Ð´Ð¾Ð¶Ð´Ñ Ñ ÑдовиÑой пÑлÑÑ Ð¸ газами по пÑиÑине неÑдовлеÑвоÑиÑелÑной ÑабоÑÑ Ð¾ÑиÑÑнÑÑ ÑооÑÑжений пÑомÑÑленнÑÑ Ð¿ÑедпÑиÑÑий.
- ÐÑÐ¿Ð°Ñ Ð½ÐµÑмеÑенного колиÑеÑÑва домаÑÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾ÑнÑÑ , коÑоÑÑе обÑедаÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ñе деÑевÑÑ, вÑÑапÑÑваÑÑ ÑÑавÑ.
- ÐÑÑмое ÑниÑÑожение Ñеловеком â загоÑовка дÑевеÑинÑ, пÑевÑÑаÑÑÐ°Ñ Ð½Ð¾ÑмÑ.
- ÐлаÑÑиковÑе оÑÑ Ð¾Ð´Ñ, бÑÑÑлки и пÑоÑий мÑÑоÑ.
- ÐÑаконÑеÑÑÑво, ÑнижаÑÑее и ÑниÑÑожаÑÑее колиÑеÑÑво ÑÐµÐ´ÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑедÑÑавиÑелей живоÑного и ÑаÑÑиÑелÑного миÑа.
СмеÑаннÑе леÑа — пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ðµ положение Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñм леÑом и ÑиÑоколиÑÑвенной дÑбÑавой, ÑаÑÑиÑелÑноÑÑÑ ÑаÑположена ÑÑÑÑами. ÐÑедпоÑиÑаÑÑ Ð¼Ñгкий климаÑ, но к Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ»Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ пÑиÑпоÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ½Ñ Ð»ÑÑÑе, Ñем ÑиÑоколиÑÑвеннÑй леÑ.
Урок по окружающему миру в 4 классе
по теме «Зона лесов. Смешанные леса.»
учителя МБОУ «Гимназия №2»
Огневой Ольги Викторовны
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
— сформировать представления учащихся о лесной зоне,
ознакомить с многообразием лесных растений и животного мира в лесной зоне, показать взаимосвязь, которая складывается между обитателями зоны лесов, роль леса в природе и жизни людей.
Планируемые результаты (УУД):
Метапредметные:
Регулятивные УУД — умение планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность, уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи, уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД — развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения, ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, на основе опыта и информации, полученную на уроке, умение работать с различными информационными источниками: учебником, энциклопедией, Интернетом, умение с помощью мультимедийной презентации и доклада провести опрос одноклассников, познакомить с географическим положением зоны лесов, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
Коммуникативные УУД — уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, формирование умения взаимодействовать в паре, группе.
Личностные УУД — смыслообразование, самоопределение (сопричастность своей Родине), бережное отношение к природе, её богатствам. Развивать познавательный интерес учащихся, критическое мышление посредством чтения и письма, навыков самоконтроля; развивать умение анализировать, формулировать выводы, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, интерактивная доска, презентация, аудиозапись с пением птиц, звуков леса, картинки с растениями и животными зоны смешанных лесов, карточки с таблицей самооценки, неполным текстом, загадками, шаблоны для экознаков, бабочки для рефлексии.
Ход урока
1. Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.
Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальная работа.
— Над каким разделом мы работаем? (Природные зоны России)
— С какими природными зонами уже познакомились? (показать на карте на экране)
— По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке?
(Зона лесов – тайга. В лесах тайги деревья только хвойные)
— Сегодня мы продолжим наше путешествие к югу по природным зонам нашей страны.
Но мы не можем отправиться, не проверив знания, которыми обогатились в предыдущих путешествиях – экспедициях.
Два ученика приготовили блиц-опрос в виде теста, проводят у экрана.
3. Формулирование темы урока, постановка целей.
— Продолжим путешествие по природным зонам России.
Закройте глаза, послушайте и угадайте, где мы с вами очутились? (Звуки леса)
— А теперь, послушайте внимательно стихотворение, в нём спрятаны тема и задачи нашего сегодняшнего путешествия. Подумайте, в какую природную зону отправится сегодня наша экспедиция?
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
(С. Погореловский)
(В стихотворении говорится о лесе, значит, мы продолжаем путешествие по природной зоне лесов. Есть упоминание о листве, значит, будут встречаться не только хвойные деревья, но и лиственные. Есть вопросы: что за зверь, какая птица? – узнаем животных этой природной зоны)
— Что бы вам хотелось узнать про эту природную зону? Это и будут наши сегодняшние цели. Запомните их. В конце урока сделаем вывод – достигли мы их или нет. (Географическое положение зоны лесов, климат, растительный и животный мир, экологические проблемы.)
— А я хочу перед вами поставить проблемный вопрос, на который вы ответите в конце урока:
— Будет ли отличаться зона смешанных лесов от зоны ледяных пустынь, тундры и тайги? Если да, то почему?
4. Усвоение новых знаний через решение учебных задач.
Рассказ учителя (фото на слайде)
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. Эта природная зона расположена в умеренном климатическом поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Растительный и животный мир лесов разнообразен.
В смешанном лесу значительно больше, чем в тайге, различных древесных пород, не только хвойных, но и лиственных. Здесь много кустарников и часто встречаются поляны. Животный мир в этих лесах также богаче и разнообразнее, чем в тайге.
Карта природных зон на экране, учитель показывает зону смешанных лесов.
С карты в тетрадях дети срисовывают границу природной зоны на свою контурную карту и раскрашивают ее светло-зелёным цветом.
Учитель на доску вешает тему – «Зона смешанных лесов»
— Вы готовы отправиться в путешествие по природной зоне смешанных лесов?
Выполняя задания, мы вместе будем создавать на доске наш уголок смешанного леса.
Успешность путешествия будем отображать в таблице-самооценке.
Раздел темы «Зона смешанных лесов» | Самооценка знаний по разделу | Самооценка знаний по теме урока |
Растения | ||
Грибы | ||
Животные | ||
Экология |
Работа с таблицей самооценки на протяжении всего урока
Задание №1.
Растения
Групповая работа с текстом на карточке и с учебником – в теме «Зона смешанных лесов» найти информацию о растениях (деревья, кустарники, травы) и дополнить описание растений на листочках в группах словами из текста.
— Как располагаются растения в зоне смешанных лесов? (ярусами)
Проверка восстановленного текста по фразе от группы.
Учитель прикрепляет картинки с изображением растений на доску (можно обратить внимание на лекарственные растения).
Оценить знание растений в таблице самооценки.
Задание №2.
— Что еще растёт в зоне смешанных лесов?
Грибы
На экране картинка с изображением гриба и название — соединить изображение и название. У детей в группах разделённый набор тех же грибов, что на экране (по 2 гр). Находят такой же гриб и прикрепляют к доске.
Обратить внимание, что среди грибов есть несъедобные (мухомор, бледная поганка).
Оценить знание грибов в таблице самооценки.
Физминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели, (поднять голову)
И их всех лучи согрели. (потянуться вверх)
Ветер тихо клён качает, (наклоны вправо-влево,
Вправо, влево наклоняет. руки на поясе)
Раз – наклон
И два – наклон, (наклоны вправо-влево с рукой)
Зашумел листвою клён. (руки вверх, вращение кистями)
Задание №3.
— В зоне смешанных лесов есть обитатели? (животные: звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые; рыбы – водоёмы)
Животные
В группы раздаются загадки (в каждую группу по 3 загадки – зверь, птица, насекомое).
Нужно отгадать загадки в парах (в тройках), написать отгадки, поменяться для взаимопроверки в группах, загадать по очереди свои загадки другим группам и проверить выполнение друг друга.
Учитель прикрепляет картинку-отгадку на доску.
Оценить знание животных в таблице самооценки.
Задание №4.
— Арина, напомни нам ещё раз последнюю строчку стихотворения о лесе! (Ты же видишь – мы свои!) Как вы понимаете эти слова?
Экология
— Посмотрите, какой богатый природный мир в нашей стране! Как надо людям к нему относиться?
— Что такое экологические знаки? (запрещающие и указывающие)
Нарисовать в парах экологический знак, сформулировать правило и прикрепить к правой створке доски под заголовок «Береги природу!»
(пока дети рисуют, к доске прикрепить заголовок)
Звучит песня о лесе.
Вспомнить о растениях и животных, занесённых в Красную книгу Тверской области.
Оценить знание об экологии в таблице самооценки.
Контролирующее задание
Кроссворд для фронтального выполнения.
Учитель читает вопросы, дети отгадывают, на экране в кроссворде появляются слова и картинки. Ключевое слово – «молодцы!».
5. Итог урока
— Над какой темой работали?
— Какие цели были поставлены? (Узнать о географическом положении зоны смешанных лесов, климате, растительном и животном мире, экологических проблеммах.)
— Достигли поставленных целей?
— Проблемный вопрос: изменится ли растительный и животный мир, двигаясь по природным зонам к югу? Почему? (климат становится теплее)
— Оцените свои общие знания по теме урока (карта самооценки)
— Хоть тема и была новая, но вы успешно с ней справились и многое уже знали раньше, что вам помогло? (мы живём в этой природной зоне)
Оценки за активную работу на уроке (можно, чтобы дети сами выделили активно участвующих в уроке).
Домашнее задание
-
Нанести на контурную карту зоны смешанных лесов животных.
2. Творческое задание по группам:
— придумать несколько загадок о растениях и животных зоны смешанных лесов,
— составить кроссворд по растениям и животным зоны смешанных лесов,
— «собрать» «Лесную аптечку» из нескольких лекарственных растений зоны смешанных лесов,
— приготовить одно сообщение о некоторых животных и растениях смешанных лесов из Красной книги.
На следующем уроке нужно представить свою групповую работу на оценку (можно с презентацией).
Рефлексия (звучит музыка)
Раскрасить бабочку, передав цветом свою работу на уроке, впечатление от урока.
Бабочек прикрепляют к доске.
Спасибо за урок!
Приложение 1
Тест по теме «Тайга»
-
Зона тайги расположена…
а) севернее тундры
б) южнее тундры
-
В тайге…
а) ярко выражены все четыре времени года
б) короткая зима и длинное лето
-
Почвы в тайге…
а) сильно увлажнены, бедны перегноем
б) богаты перегноем
-
Растения тайги…
а) низкорослые с мелкими листьями
б) преобладают хвойные леса
-
К растениям тайги относятся…
а) карликовая ива, ягель, морошка
б) сосна, папоротник, мох
-
В тайге обитают…
а) бурые медведи, рыси, сойки
б) песцы, лемминги, полярные совы
-
Укажи верную цепь питания для тайги…
а) растения – лемминг – волк
б) растения – заяц – лиса
Приложение 2
Лист самооценки по теме
«Зона смешанных лесов»
Раздел темы «Зона смешанных лесов» | Самооценка знаний по разделу | Самооценка знаний по теме урока |
Растения | ||
Грибы | ||
Животные | ||
Экология |
Приложение 3
Верхний древесный ярус занимают высокие _______________и ___________________, ниже растут _____________, ______________, ________________, ___________________, ______________, _________________. Ещё ниже – кустарниковый ярус: _______________________, ______________________, ____________________________, ___________________________. Под кустарниками прячутся _______________, _____________, ________________________.
(текст в учебнике на стр.26)
Приложение 4
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползет … (змея)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом. (муравьи)
Разноцветный лоскуток
Сел на маленький цветок,
Аромат его вдохнул
И, довольный, упорхнул. (бабочка)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (лягушка)
За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала. (ёж)
На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
Кто по ёлкам легко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Приложение 5
Кроссворд на обобщение темы
«Зона смешанных лесов»
1. | М | Е | Д | В | Е | Д | Ь | ||||||||||||||
2. | З | А | П | О | В | Е | Д | Н | И | К | |||||||||||
3. | Л | И | П | А | |||||||||||||||||
С | О | Л | О | В | Е | Й | |||||||||||||||
5. | Б | Л | Е | Д | Н | А | Я | П | О | Г | А | Н | К | А | |||||||
6. | Я | Щ | Е | Р | И | Ц | А | ||||||||||||||
Л | А | Н | Д | Ы | Ш |
Вопросы:
-
Кого называют хозяином леса?
-
Особо охраняемая территория, где оберегают редкие растения и животные
-
Из коры какого дерева плели лапти?
-
Угадайте птицу по пению
-
Самый ядовитый гриб наших лесов
-
Маленькая, быстрая,
Юркая, извилистая
Меж камней бежит,
Хвостиком рулит.
-
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной.
Приложение 6
Групповое домашнее задание
по теме «Зона смешанных лесов»
Придумать загадки по теме
«Растительный и животный мир зоны смешанных лесов».
——————————————————————————-
Групповое домашнее задание
по теме «Зона смешанных лесов»
Составить кроссворд по теме
«Растительный и животный мир зоны смешанных лесов».
——————————————————————————-
Групповое домашнее задание
по теме «Зона смешанных лесов»
Приготовить групповое сообщение «Лесная аптечка»
о лекарственных растениях зоны смешанных лесов.
——————————————————————————-
Групповое домашнее задание
по теме «Зона смешанных лесов»
Приготовить групповое сообщение о животных и растениях
зоны смешанных лесов, занесённых в Красную книгу.
——————————————————————————-
Нашу огромную страну недаром называют «лесной империей», ведь леса занимают больше половины её территории. Рассказу об этом природном богатстве России и посвящён этот доклад.
Наиболее обширная лесная зона у нас — это тайга. Остальное — смешанные и широколиственные леса. На севере раскинулась лесотундра. Зимы в ней суровые, но длятся не так долго, как в тундре, лето теплее, почвы плодороднее. К югу растительность становится гуще, природа разнообразнее, среди деревьев преобладают хвойные. Ещё южнее попадаются и лиственные, которые распространены и на западе, и на дальневосточных землях.
Тайга
Хвойный лес занимает огромную таёжную площадь. Зимой здесь очень холодно, летом довольно тепло, иногда даже жарко. Деревья хвойных пород потому так и называются, что вместо листьев у них вечнозелёная хвоя.
- У ели крона похожа на конус, а хвоинки короткие — они растут по одному на листовой подушке, зато густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Это растение живёт 200 — 300 лет. В еловом лесу обычно влажно и сумрачно.
- У сосны ствол светло-коричневого цвета. Хвоя длинная, иголки растут попарно. Шишки округлой формы. В отличие от елового леса в сосновом бору светло и сухо.
- Пихта отличается от ели плоскими хвоинками, торчащими вверх шишками, которые созревают, но не падают на землю, а осыпаются чешуйками.
- Лиственница — это единственное в природе хвойное дерево, которое в зимний период сбрасывает свои иголки.
- У сибирского кедра хвоинки собираются в пучок по пять штук, семена — вкусные и полезные для человека кедровые орешки.
Тайге свойственно однообразие трав и кустарников, в ней в основном произрастают можжевельник, жимолость, а также черника, брусника, кислица и прочие растения.
Смешанный лес
Смешанным называется лес, в котором сочетаются хвойные породы деревьев и лиственные, у которых листья опадают осенью. Отметим наиболее распространённые из них.
- У ольхи ствол чёрный или тёмно-серый, на ветках — небольшие шишечки с семенами внутри и серёжки лимонного оттенка.
- Берёза — неофициальный символ России. Она выделяется корой белого цвета с чёрными пятнами. Листья округлой формы с зубчатыми краями. Размножается берёза семенами из серёжек.
- У осины ровный прямой ствол с корой зеленоватого цвета и округлые листья. Это дерево выделяется пышной кроной, дрожащей на ветру листвой и свисающими пушистыми серёжками.
В смешанном лесу наблюдается разнотравье и обилие таких кустов, как лещина, бересклет, калина.
Широколиственный лес
Далее к югу идёт череда широколиственных лесов. Деревья здесь высокие, самых разных пород. Они на зиму сбрасывают листья, а размножаются семенами.
- У дуба могучий ствол, пышная крона с резными листьями и плодами — желудями. Из дубовой древесины изготавливают мебель и паркет.
- У липы листья в виде сердечка. Когда она цветёт, то благоухает приятным ароматом. Очень полезен липовый мёд, который получается после сбора пчёлами пыльцы с цветков растения.
- У вяза листья особой формы — одна половинка листа больше другой. Плоды — округлые орешки.
- Клён имеет несколько разновидностей — татарский, американский и другие. Но вне зависимости от этого, у всех видов плоды одинаковые — «крылатые». Листья клёна необычной и красивой резной формы.
Животный мир лесов
В российских лесах обитают различные представители фауны – и крупные, и не очень. Например, в тайге проживают:
- кедровка;
- бурундук;
- белка;
- соболь и многие другие.
В зоне смешанных и широколиственных лесов встречаются такие животные и птицы, как:
- олень;
- лось;
- медведь;
- волк;
- лиса;
- рысь;
- глухарь;
- росомаха;
- сова и другие.
Для животных и птиц границ не существует, они могут перемещаться из одной лесной зоны в другую. Некоторые звери зимой впадают в спячку до весны, например, медведи. А другие, такие как белки или кедровки, наоборот, всю зиму напролёт запасают провиант.
Решение экологической проблемы лесов
Чтобы сохранить лесные угодья нашей страны, сберечь окружающий мир, необходимо:
- регулярно проводить работы по восстановлению леса;
- создавать новые заповедники и заказники;
- грамотно расходовать пиломатериалы в народном хозяйстве.
В лесах России есть огромные запасы древесины и полезных ископаемых, живут звери и птицы, растут ягоды, орехи и грибы. Тень от деревьев спасает реки от пересыхания и обмеления. Но и сам лес нуждается в защите от излишних вырубок, пожаров. Его охраной согласно Лесному кодексу занимается непосредственно государство. Вдобавок граждане обязаны сами соблюдать правила поведения в лесу и требовать этого других.
Презентация на тему: Смешанные И Широколиственные леса (4 класс)
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Смешанные И Широколиственные леса Работу выполняла Ученица 4 класса Турмасовского филиала МОУ Заворонежской СОШ Тюняева Анна
№ слайда 2
Описание слайда:
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток Не оскверняй его святынь.
№ слайда 3
Описание слайда:
. Смешанные и широколиственные леса произрастают в центральных районах европейской части нашей страны , в южных районах Сибири и на Дальнем Востоке. Смешанные леса состоят из хвойных и мелколиственных пород(ель, сосна, береза, осина).Широколиственные леса состоят из дуба, липы, клена, вяза, ясеня, бука.
№ слайда 4
Описание слайда:
Эти леса многоярусны: Эти леса многоярусны: -1 ярус- хвойные ,дуб, ясень, липа. -2 ярус- менее высокие деревья(яблони, рябина) -3-4 ярус- подлесок из кустарников , черемухи, орешника, бересклета. -5 ярус- травы(медуница, копытень), грибы.
№ слайда 5
Описание слайда:
В смешанных лесах растут лиственные деревья и хвойные(ель, сосна). В смешанных лесах растут лиственные деревья и хвойные(ель, сосна).
№ слайда 6
Описание слайда:
Ясень — это красивое дерево, которое растёт в широколиственных лесах, вместе с другими высокими деревьями образует верхний ярус. Ясень — это красивое дерево, которое растёт в широколиственных лесах, вместе с другими высокими деревьями образует верхний ярус.
№ слайда 7
Описание слайда:
Клён, также как и ясень, относится к широколиственным деревьям и составляет первый, верхний ярус. Клён, также как и ясень, относится к широколиственным деревьям и составляет первый, верхний ярус.
№ слайда 8
Описание слайда:
Берёза –это красивое Берёза –это красивое дерево ,которое растёт в смешанных лесах. Берёзу можно узнать по её очень красивой бело-чёрной коре А листики у неё похожи на сердечко.
№ слайда 9
Описание слайда:
Почва широколиственных и смешанных лесов плодородная, поэтому здесь растёт много разных видов кустарников(орешник, бересклет, жимолость, черемуха), которые в основном составляют 3-й ярус леса калина бересклет
№ слайда 10
Описание слайда:
Самый нижний ярус составляют разные травы: сныть, медуница, зеленчук, копытень, а также грибы:лисички, опята, мухоморы, свинушки. Самый нижний ярус составляют разные травы: сныть, медуница, зеленчук, копытень, а также грибы:лисички, опята, мухоморы, свинушки. мыльница мухомор красный
№ слайда 11
Описание слайда:
. Смешанные леса характерны тёплым летом и относительно холодной и долгой зимой. Лиственные деревья сбрасывают листья на зиму.
№ слайда 12
Описание слайда:
Животный мир смешанных и широколиственных лесов богатый и разнообразный. Это заяц, лось, белка, глухарь, олень, кабан, косуля, кукушка, чёрный хорь, норка, ласка, благородный олень. ласка белка
№ слайда 13
Описание слайда:
В этих лесах благоприятные условия для жизни многих видов животных. -Здесь много корма. -Нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору. -У многих животных густой подшёрсток, оперение, которое согревает в сильные морозы. заяц
№ слайда 14
Описание слайда:
На время зимы некоторые животные впадают в спячку. Многие норы бывают наполнены кормом, собранным за лето, но иногда животным хватает и подкожного жира, накопленного в течение тёплого времени года, который позволяет им пережить долгою зиму. Другие животные отыскивают пропитание в густых зарослях, где меньше снега. На время зимы некоторые животные впадают в спячку. Многие норы бывают наполнены кормом, собранным за лето, но иногда животным хватает и подкожного жира, накопленного в течение тёплого времени года, который позволяет им пережить долгою зиму. Другие животные отыскивают пропитание в густых зарослях, где меньше снега. косуля
№ слайда 15
Описание слайда:
В наше время животный мир широколиственных лесов претерпел большие изменения под влиянием деятельности человека. Численность многих животных уменьшилось, некоторые из них почти исчезли, другие, напротив, стали более многочисленными. В наше время животный мир широколиственных лесов претерпел большие изменения под влиянием деятельности человека. Численность многих животных уменьшилось, некоторые из них почти исчезли, другие, напротив, стали более многочисленными. В нашей стране ведётся работа по восстановлению и охране природных ресурсов. Это касается и зоны смешанных и широколиственных лесов. рысь
№ слайда 16
Описание слайда:
Если будешь долго-долго Если будешь долго-долго Наблюдать за нашим лесом, За любимым старым лесом Многое увидишь тут, Как в воде резвятся рыбки Ветерок порхает зябкий, Как букашки и улитки Дружною семьёй живут.