Рассказ о служебных частях речи

Конспект урока русского языка для 5 класса по теме служебные части речи умк русский язык. 5 класс под редакцией м.

Конспект урока русского языка для 5 класса
по теме «Служебные части речи»

УМК «Русский язык. 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта

Использованные источники:

  1. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. «Русский язык. 5 класс». Учебник + электронное приложение. М.: Дрофа, 2012.

  2. В. В. Львов «Поурочное планирование. Русский язык. 5–9 классы». Методическое пособие. — М.,2011

  3. Л. Г. Ларионова. «Русский язык. 5 класс».: Рабочая тетрадь.-М.: Дрофа,2012.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания об известных частях речи, их грамматических свойствах,

  • дать объяснение роли служебных частей речи в предложении,

  • развитие письменной и устной речи учащихся.

Задачи урока:

обучающие:

  • обобщить знания о самостоятельных частях речи;

  • дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;

  • закрепить навыки нормативного построения предложения и текста;

развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать языковые и лингвистические компетенции;

  • способствовать формированию компонентов информационной культуры;

воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к русской литературе;

  • воспитывать умение работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Планируемые результаты в ходе урока:

Личностные:

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

  • уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Предметные:

  • научить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных.

  • дать понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц.

  • отработка навыка нахождения и употребления предлогов, союзов, частиц в речи,

  • закрепление изученного материала по литературе.

Регулятивные:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации;

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи”.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Доброе утро! Я вам говорю!

Доброе утро я людям дарю!

Всем, кто проснулся!

Всем, кто родным своим улыбнулся!

Всем, кто готов заниматься делами!

Или же просто общаться с друзьями!

  1. Введение в тему

1.Прочитайте данный ряд слов.(Читает ученик) Кто догадался, из какого произведения эти строки?

Голубыми, небесами,

великолепными, коврами,

блестя, солнце, снег, лежит;

прозрачный, лес, один, чернеет,

ель, иней, зеленеет,

речка, льдом, блестит.

-Правильно, это строки из стихотворения А.С Пушкина «Зимнее утро»

-Вас ничего не смущает в этих строках?

-С помощью каких слов можно восстановить стихотворение?

2.Самопроверка.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

-Какой частью речи являются слова, которые вы вставили? (Служебные части речи, предлог, союз, частица) Их мы и будем сегодня изучать.

3.- Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

Цели урока:
— научиться узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных;
— научиться различать предлог, союз, частицу;
— отработать навык нахождения и употребления предлогов, союзов, частиц в тексте и в речи.
– Назовите тему урока и её ключевые слова. (Служебные части речи. Предлог, союз, частица.)

  1. Работа по теме урока

  1. Прослушайте стихотворение. Определите, о какой части речи в нем говорится.

Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.

И пишется отдельно он от слов всегда.
Нет, не приставка он. А что же он тогда?

-Правильно, это предлог. Что мы можем сказать о предлоге? (Схема — Предлог)

-В качестве закрепления выполним следующее задание.

2.Задание по группам: дается четверостишие, где убраны предлоги. Нужно вставить подходящий предлог.

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

Села красна девица
Отдохнуть под деревце.
Посидела в детском парке
В уголке тенистом.
Сделайте вывод: Для чего служат в предложении предлоги?

3. Работа в парах. Чтобы выполнить следующее задание, вам надо вспомнить, как отличить предлоги от приставок. (между предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить вопрос или слово)

— Ваша задача- прочитать, записать слова в два столбика

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО

(по)дороге
(за)угол
(за)глянул

(на)кнопку

(в)лез (в)окно
(на)ступил
-Ребята, поменяйтесь с другой парой и проверьте задание по эталону. (уч-ся оценивают работу)

— Как вы определили, какие слова пишутся слитно, а какие раздельно. Можно ли между приставкой и глаголом вставить вопрос или другое слово? (Нет. Вывод: это была приставка.) А можно ли между существительным и предлогом вставить вопрос или другое слово (да)

4.-А теперь поговорим о следующей части речи.

-Определите, о какой части речи я вам сейчас расскажу.

Это слово пришло из греческого языка и в переводе на русский означает связь, соединение, скрепление, сцепление. Как часть речи он известен с давних пор. По частоте употребления он занимает 7 место.

-Что это? (Союз)

— Какие союзы вам известны?

— Какую роль они выполняют в речи?

5. Задание. Отметьте предложения, в которых есть союз.

В нашем дворе цвели и фиалки, и крокусы, и тюльпаны.

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром.

Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

Вернулись с юга и быстрые кулики, и чибисы, и жаворонки.

Бабушка посадила свёклу, капусту.

-Какие союзы вы обнаружили в предложениях? (А это все союзы? (нет, их на много больше).

-Какие функции выполняет союз? (соединяет однородные члены и части предложения).

-Давайте найдем предложения, где союз соединяет однородные члены предложения. (какой знак ставится между однородными членами?)

6. Задание. Подчеркните грамматические основы предложений.

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…

Найдите союзы сделайте вывод. Какую еще роль в предложении выполняют союзы? Что еще они связывают? Какой знак ставится между простыми предложениями в составе сложного, если есть союз И?

Вывод. Схема- союз. Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.

7. Мы вспомнили предлог и союз. -Какие ещё вы знаете служебные части речи? (Частица) СХЕМА

Какие вы знаете частицы?

8. Задание. Сформулируйте и запишите 2-3 правила поведения в школе, в которых что-то не позволяется. (используйте частицу НЕ) 1 группа – правила поведения на уроке, 2 группа – правила поведения на перемене, 3 группа – правила поведения в столовой.

Какое значение вносит частица НЕ в предложение? Как пишется частица НЕ с другими словами? Бывают ли здесь исключения? (Частицу НЕ. Отрицание. Раздельно. Пишется слитно, когда слова не употребляются без НЕ (нездоровится, негодовать, ненавидеть)

9.Задание. Запишите предложения, вставив частицу.

Катя активно занимается спортом

Катя активно занималась бы спортом.

Лето было тёплое

Одинаковы ли эти предложения по смыслу? Чем отличаются? Какое значение внесла частица БЫ в эти предложения? Как пишется частица ЖЕ с другими словами?

(Во вторых предложения есть частица бы. Она вносит значение желательности. Раздельно)

Саша сделал домашнее задание.

Саша сделал ли домашнее задание?

Дети пойдут в музей.

Одинаковы ли эти предложения? Чем отличаются? Какое значение внесла частица ЛИ в предложение? Как пишется частица ЛИ с другими словами? Какой знак ставится в конце предложения с частицей ЛИ? Составьте по одному предложению с этой частицей.( Во втором предложении есть частица ЛИ. Она вносил в предложение вопросительный смысл.

Пойдём быстрее!

Пойдём же быстрее!

Дай мне ручку.

Чем отличаются предложения? В каких их них просьба выражена более настойчиво? Какой оттенок придаёт частица ЖЕ предложению? Как пишется частица ЖЕ с другими словами? (Частицей ЖЕ. Во вторых предложениях. Усилительный.)

Вывод. СХЕМА -Какие частицы мы с вами изучили. Какой смысл придают они предложениям?

(НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ. Отрицание, желательность, вопрос, усиление. Придают предложению дополнительный смысл)

Итог урока. –Какие служебные части речи мы сегодня изучили? (СХЕМА)

Домашнее задание:

1. Вставить подходящие по смыслу

а)предлоги

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду. Весело детям ….. зимнее время …. улице.

б)союзы

Катя любит фрукты …. овощи. Я все делаю быстро,…. мой брат медленно. Мальчик не умел плавать,…. прыгнул в воду.

в)частицы

Мы пошли …. в парк, если бы не шел дождь. Учитель сказал: «…. шумите на уроке!» Поедем …. мы завтра на соревнования?

2.Творческое задание. Сочинить сказку про служебные части речи.

Рефлексия. — Ребята, предлагаю вам построить дом, где будут жить служебные части речи. 1 группа – предлог, 2 группа – союз, 3 группа – частица. У вас на столах окошки, вам нужно выбрать подходящие для вашей части речи, вставить окошки и вместе построить дом.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

1) Запишите слова в два столбика.

(по)дороге
(за)угол
(за)глянул

(на)кнопку

(в)лез (в)окно
(на)ступил

2) Отметьте предложения, в которых есть союз.

В нашем дворе цвели и фиалки, и крокусы, и тюльпаны.

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром.

Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

Вернулись с юга и быстрые кулики, и чибисы, и жаворонки.

Бабушка посадила свёклу, капусту.

3) Подчеркните грамматические основы предложений.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Найдите союзы, сделайте вывод. Какую роль в предложении выполняют союзы?

4) Сформулируйте и запишите 2-3 правила поведения в школе, в которых что-то не позволяется. (используйте частицу НЕ)

1 группа – правила поведения на уроке,

2 группа – правила поведения на перемене,

3 группа – правила поведения в столовой.

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

5) Сравните предложения. Запишите по образцу, вставив нужную частицу.

Катя активно занимается спортом

Катя активно занималась бы спортом.

Лето было тёплое

Саша сделал домашнее задание.

Саша сделал ли домашнее задание?

Дети пойдут в музей.

Пойдём быстрее!

Пойдём же быстрее!

Дай мне ручку.

Домашнее задание

1. Вставить подходящие по смыслу

а) предлоги

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду. Весело детям ….. зимнее время …. улице.

б) союзы

Катя любит фрукты …. овощи. Я все делаю быстро,…. мой брат медленно. Мальчик не умел плавать,…. прыгнул в воду.

в) частицы

Мы пошли …. в парк, если бы не шел дождь. Учитель сказал: «…. шумите на уроке!» Поедем …. мы завтра на соревнования?

2.Творческое задание. Сочинить сказку про служебные части речи.

Доброе утро!

В Москве умер режиссер Сергей Соловьев – он снял культовый фильм «Асса», затмивший своей славой все другие его творения. Соловьеву было 77 лет. У живых так:

  • В православной школе в Серпухове выпускник взорвал бомбу – семеро пострадавших в больницах, нападавший тоже.
  • ФСБ сообщила о задержании 106 сторонников неонацистской группировки «М.К.У.», якобы созданной под руководством украинских спецслужб.
  • В Беларуси впервые за 25 лет сменился глава ЦИК.
  • Борис Джонсон сообщил о первом умершем от штамма «омикрон».

Бомба в монастыре и другие странности

  • Утром в понедельник у входа в православную гимназию при Введенском женском монастыре в Серпухове 18-летний выпускник этой гимназии взорвал самодельную бомбу. В результате семь пострадавших попали в больницы с различными травмами, нападавший – тоже. Его мотивы пока не ясны: у него были серьезные проблемы со здоровьем, одноклассники говорят, что в гимназии над ним издевались преподаватели.
  • Присяжные в Москве признали виновными Андрея Ковальчука и трех других подсудимых по делу о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ни одного дипломата среди обвиняемых нет. Жизнь Ковальчука по-прежнему покрыта тайной.
  • Показания троих свидетелей по делу блогера Хованского имеют наполовину идентичный текст, причем двое из них ранее могли работать в полиции. Хованского обвиняют в призывах к террористической деятельности через интернет за песню о захвате террористами театрального центра на Дубровке. Свидетели утверждают, что он исполнил ее в ходе некоего стрима в 2018 году, тогда как сам Хованский настаивает, что пел ее только один раз – на квартирнике в 2012 году, и сроки давности уже истекли. Он сидит в СИЗО уже почти полгода. В связи с чем его начали преследовать на самом деле, так до конца и не ясно.
  • ФСИН сообщила о «бытовой драке» в колонии, в которой ранее систематически пытали: «несколько» заключенных попали в больницу с «различными травмами». На этом фоне Конституционный суд отклонил жалобу членов общественных наблюдательных комиссий на запрет говорить с заключенными СИЗО о чем-либо, кроме условий содержания в СИЗО (в том числе и о пытках).
  • Невеста журналиста Ивана Сафронова, который уже почти полтора года сидит в «Лефортове» по обвинению в госизмене, заметила, что кто-то пользуется его аккаунтом в инстаграме. Она опасается, что неизвестные могут добавить туда какую-либо информацию.
  • По делу об убийстве лося суд запретил депутату Госдумы от КПРФ Валерию Рашкину выходить из дома по ночам, пользоваться средствами связи и интернетом и охотиться.
  • Адвокаты ректора «Шанинки» Сергея Зуева попросили главу Мосгорсуда ускорить рассмотрение апелляции на арест из-за его состояния здоровья. Они напомнили, что Путин сказал на встрече с членами СПЧ, что не видит оснований держать Зуева за решеткой.

Российская политика

  • Исполнилось пять лет уголовному преследованию Юрия Дмитриева – карельского краеведа и историка сталинских репрессий. 13 декабря 2016 года его задержали дома и обвинили в создании детской порнографии. С тех пор суд несколько раз выносил оправдательные приговоры, но Верховный суд Карелии всякий раз возвращал дело в суд первой инстанции. Вот интервью с Дмитриевым, взятое через сервис «ФСИН-Письмо». До ареста Дмитриев возглавлял карельское отделение «Мемориала». Сегодня Верховный суд России вернется к рассмотрению дела о ликвидации организации.
  • В Томске майора полиции Юлию Суворову заставили уволиться из-за того, что она была подписана в соцсетях на ФБК Навального и «Умное голосование». Она проработала в полиции 15 лет.
  • Екатерина Мизулина (дочь Елены), возглавляющая «Лигу безопасного интернета», рассказала в интервью на дружественном ютуб-канале, что рэпер Моргенштерн получает из-за рубежа деньги и «темники» для своих песен. Никакого подтверждения она в эфире не привела, но потом дала в своем телеграме ссылку на статью на сайте NewsFront, в отношении которого в США введены санкции из-за предполагаемой связи этого издания с «поваром Путина» Евгением Пригожиным. От излишнего внимания властей страдают не только рэперы, но и стендаперы – вот интервью с Русланом Белым, концерты которого то и дело отменяют.
  • Главой «ВКонтакте» официально назначен сын Сергея Кириенко Владимир. Вот рассказ о его трудовой биографии.
  • Истории молодых офицеров, которые – столкнувшись с реальностью российской армии – пытаются оттуда уволиться, читайте здесь. На это у людей уходят годы, потому что доказать нарушения условий контракта со стороны воинской части почти невозможно.

Братские народы

Путин поговорил по телефону с премьером Великобритании Борисом Джонсоном, речь снова шла об Украине. Путин опять рассказывал про «деструктивную линию» Киева и требовал нерасширения НАТО, а Джонсон повторял, что в случае вторжения в Украину Россию ждут тяжелые последствия. Накануне глава МИД Германии Анналена Бербок заявила, что газопровод «Северный поток – 2» на данный момент не может быть сертифицирован из-за несоответствия требованиям европейского энергетического законодательства (что тоже можно рассматривать как часть давления на Россию в связи с концентрацией войск на украинской границе). Здесь эти слова объясняет бывший глава правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев.

В Киеве на этом фоне проводят инспекцию бомбоубежищ, а российская ФБС сообщает о задержании 106 «сторонников неонацистской группировки «М.К.У.», якобы созданной по наущению украинских спецслужб. ФСБ утверждает, что задержанные анонсировали «теракты и массовые убийства» в России 14 декабря. Служба безопасности Украины назвала эти заявления «частью информационной операции, которую следует рассматривать только через призму гибридной войны». Здесь рассказано все, что известно об «М.К.У.»: эта организация действительно существует, в отношении ее основателя в Украине расследуется уголовное дело об убийстве, но ни в каких связях со спецслужбами она не замечена.

О реальной работе украинских спецслужб читайте здесь: бывший начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Василий Бурба рассказывает, почему сорвалась операция по задержанию группы наемников «ЧВК Вагнера» в июле 2020 года. (Евросоюз вслед за США ввел санкции против этой ЧВК в связи с преступлениями, совершенными ее наемниками в Украине, Сирии, Ливии и ЦАР.)

Белорусские будни

  • Сегодня, как ожидается, суд в Гомеле вынесет приговоры Сергею Тихановскому, Игорю Лосику и Николаю Статкевичу, задержанным еще до президентских выборов (они, как утверждают в Следственном комитете, «на протяжении длительного периода активно занимались подготовкой и организацией массовых беспорядков на территории страны в поствыборный период»).
  • В отношении члена президиума Координационного совета демократической оппозиции Павла Латушко, который находится в Польше, возбуждено шестое уголовное дело – на этот раз за превышение служебных полномочий в бытность его министром культуры: финансировал «заведомо невостребованные кинопроекты».
  • Лукашенко впервые за 25 лет поменял главу ЦИК: на место вечной Лидии Ермошиной пришел бывший министр образования, лидер белорусских коммунистов Игорь Карпенко.
  • В городе Слониме болельщика оштрафовали на 114 долларов за то, что он не сразу встал при исполнении гимна перед футбольным матчем («незаконные действия по отношению к государственным символам»).
  • О жизни белорусских айтишников за границей рассказывается здесь.

Вокруг света

  • Россия наложила вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН, в котором изменения климата названы угрозой международной безопасности. Проект предложили Ирландия и Нигер, его поддержали 12 из 15 членов Совбеза. Против проголосовали Россия, имеющая право вето, и Индия. Китай воздержался.
  • Швейцария разрешила экстрадировать в США россиянина Владислава Клюшина – владельца системы мониторинга блогов и СМИ «Катюша», которой пользуются администрация президента и Минобороны России. В США Клюшина обвиняют в «инсайдерской торговле» на десятки миллионов долларов и хакерстве против IBM, Tesla и других корпораций. По данным издания «Проект», Клюшин тесно связан с замглавы администрации президента Андреем Громовым, который курирует медиа.
  • На выборах президента самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики победу одержал ее действующий глава Вадим Красносельский, который держит курс на интеграцию с Россией. Группу поддержки Красносельского, состоявшую из десяти околокремлевских официальных лиц, в аэропорту Кишинева не пропустили через границу и отправили обратно в Москву.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро понедельника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 29 558. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 46 тысяч; официальное число жертв достигло к утру понедельника 290 604 человек (+1121 за сутки). Эти данные не соответствуют реальности, но их внутренняя динамика показывает общий настрой властей. Сейчас он явно оптимистический.

На фоне отказа Госдумы от рассмотрения законопроекта о QR-кодах на транспорте (здесь анализируются причины этого отказа) вице-премьер Голикова объявила, что QR-коды будут выдавать по анализам на антитела – чтобы привитые иностранными вакцинами и неофициально переболевшие не страдали от невозможности сходить в театр или на выставку.

Премьер Великобритании сообщил о первом умершем от штамма «омикрон». Считается, что этот штамм более заразен, но менее зловреден.

Шесть ссылок

  • Советское. Рассказ о генпрокуроре СССР Романе Руденко – участнике сталинских репрессий в Донецкой области, главном обвинителе от СССР на Нюрнбергском процессе и яром преследователе диссидентов: не было бы повода о нем вспоминать, если бы в Новосибирске не собрались ставить ему памятник. Или история из начала 1960-х: судьба киевлянина Яна Шейнкина, который нелегально торговал фруктами, а нажитый таким образом немалый капитал хранил в золотых монетах, которые прятал под надгробием своей жены, – его, как и более известного московского валютчика Яна Рокотова, расстреляли.
  • Литература. К 255-летию Карамзина: историк Артем Ефимов объясняет, почему «История государства Российского» – это первый русский роман. Или очерк истории лесбийской литературы в дореволюционной и раннесоветской России.
  • Кино. Путеводитель по кинематографу Ларисы Шепитько. Или отрывок из большой биографии Жана Ренуара, написанной Паскалем Мерижо (изд-во «Роузбад Интерэктив»).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    На чтение 23 мин. Просмотров 8 Опубликовано

    Прежде чем рассмотреть самостоятельные части речи, отметим, что в русском языке есть слова, называющие предметы, признаки, действия, состояния, количества, порядок при счете.

    К самостоятельным частям речи относим:

    В предложениях они могут употребляться без помощи союзов, частиц, предлогов.  Поэтому называются самостоятельными частями речи.

    Каждая их группа объединена общими морфологическими свойствами.

    Например, имена существительные делятся на такие разряды: одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные.

    Прилагательные могут быть качественными, относительными, притяжательными.

    Причастия – действительными и страдательными.

    Глаголы имеют наклонения, местоимения делятся на несколько разрядов и т.д.

    Перечислены далеко не все признаки самостоятельных частей речи.

    Части речи обладают как общими, так и индивидуальными грамматическими свойствами.

    Есть склоняемые слова: автомобиль, дочь, река, красивый, бушующий, мой, он. Они принадлежат к разным морфологическим группам, но все изменяются по падежам.

    Объединяющие признаки – категории рода, числа, времени.

    Спрягаются только глаголы. К неизменяемым словам относятся деепричастия, наречия.

    Ни одно предложение или сочетание не может быть построено без глаголов, существительных, прилагательных, наречий, местоимений, причастий, деепричастий.

    Рассмотрим строение следующего предложения.

    На нашу деревню обрушился страшный буран, моментально занеся снегом  дома, улицы, деревья, машины, двигающиеся по дороге.

    В примере использованы все самостоятельные части речи, которые выполняют в нем определенную функцию, то есть являются членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, обстоятельствами, дополнениями.  Это их синтаксическая роль.

    Самостоятельные слова входят в состав причастных, деепричастных, сравнительных оборотов.

    Без них нельзя вычленить из предложения меньшую единицу языка: сделать по-новому, огромный шар, купить в магазине.

    Все разделы русского языка тесно взаимодействуют друг с другом.

    Поэтому рассматривать слово только с точки зрения трех разделов: морфологии, грамматики и синтаксиса – нецелесообразно.

    1. Знание орфографических правил  помогает не допустить ошибки в написании.
    2. С помощью фонетики можно почувствовать звуковую оболочку.
    3. Лексика растолкует значение.
    4. Комплексный анализ поможет расширить представление о слове как самостоятельной части речи.

    Словарный запас взрослого человека включает около ста тысяч слов. В словаре Даля их содержится вдвое больше. Чтобы не возникло смысловых путаниц, слова принято группировать по принципу частеречной принадлежности. Для лучшего понимания разберем, что такое самостоятельная часть русской речи.

    Принципы классификации

    Исследованием слов занимается морфология, где все слова определяются как самостоятельные части речи и служебные. Классифицируются они по нескольким критериям:

    1. Семантический – обобщенное значение группы. Например, чтобы обозначить какой-либо предмет, пользуются существительным.
    2. Морфологический – показатель видоизменения словоформы. Она может быть постоянной или меняться при переходе в другой род, падеж.
    3. Синтаксический – свойство слов связываться в конструктивное предложение и быть его членами.

    image

    Исследователи по-разному классифицируют слова. Нет единого мнения о том, сколько частей речи в русском языке. Общепринятым правилом является выделение 10 речевых групп.

    Числительные изучают только в школе. Академики приравнивают их к прилагательным. Спор идет вокруг причастия и деепричастия. Одни языковеды отмечают у них проявления глагольных свойств. Другие уверены, что такие формы необходимо выделять в самостоятельные (знаменательные) части речи.

    Отдельные учебники предлагают относить слова «нигде», «там», «туда» к наречиям. Этим обусловлено различие состава местоимений. При написании статьи мы руководствовались литературой, утвержденной Министерством образования.

    Группы

    Рассмотрим, какие бывают части речи. Называют две большие группы:

    1. Знаменательные — наделяют предметы именами, дают их характеристики или указывают на них. Фактически, все слова сосредоточены в этой группе.
    2. Служебные – определяют отношения между знаменательными словоформами, способствуют их связи в одном предложении. Они не несут смысловой нагрузки, служат конструктивному построению речи.

    Обособленную группу составляют междометия. Они выражают чувства. Представим, что человек в процессе готовки порезал палец. Необходимо выплеснуть эмоции. Травмированный может долго сокрушаться, используя все известные самостоятельные и служебные части речи. То есть, описать нож, свершенное действие, признаки, которыми он обладает (знаменательные); с помощью предлогов определить отношения с предметом (служебные). А может просто воскликнуть «Ай!»

    [stop]Важно! Задать вопрос можно только к знаменательным словоформам.[/stop]

    Характеристики частей речи и примеры мы поместили в таблицу.

    Особенности

    Правила гласят, что знаменательные слова:

    1. Наделены значениями, которые объединяют их в классы и отличают от других. Так, слова бок и бык имеют разное лексическое, но одинаковое грамматическое значение.
    2. Называют предметы, признаки и действия;
    3. В предложении являются главными или второстепенными членами.

    В зависимости от того, какую информацию о предмете дают слова, их разделяют:

    • предмет — имя существительное. Примеры: шпинат, молодожены;
    • принадлежность, качество и свойство — имя прилагательное — симпатичный, актуальный;
    • категория состояния;
    • порядок расположения предметов или число — имя числительное — двенадцать;
    • действие или состояние — глагол (модернизировать);
    • добавочное действие — деепричастие (проломив);
    • признак по действию — причастие (манящий);
    • если слово не называет предмет, свойства или признак, но указывает на них — это местоимение (зачем, наш);
    • признак действия, обстоятельства — наречие (впервые, мало, сослепу).

    [warning]Внимание! Категория состояния – еще один спорный вопрос лингвистики. Схожа с наречиями. Отличать принято по наличию усиления: слишком поздно, очень жарко.[/warning]

    Словоформы

    Самостоятельные и другие части речи, используемые в русском языке, делятся на постоянные и изменяемые. Прилагательные, существительные, местоимения, числительные поддаются склонению. Глагол и его производные спрягаются.

    Различают:

    • формообразование – изменяется значение грамматическое (стол – на столе);
    • словообразование – меняется лексическое значение (верх – вверху).

    Знаменательная часть речи, которая остается неизменной – это наречие (сбоку, сейчас, всегда).

    image

    Некоторые слова могут принадлежать разным речевым группам. Слово «всё», в зависимости от того, какой контекст заложен в предложении, выступает в роли одной из четырех частей речи. Разберем примеры предложений:

    Всё озеро покрыто льдом – указывает на признак, является местоимением.

    Ты всё учишься – отвечает на обстоятельный вопрос когда?, синоним наречия постоянно.

    Каждый день темнеет всё раньше – подчеркивает постоянство нарастания, выполняет функции частицы.

    Тяжелый груз мы всё же подняли – союз, синоним тем не менее.

    Какой частью речи является слово, иногда определяется интуитивно по смыслу. «Молоко стекло на пол» и «разбитое стекло понесли в мусор». В первой фразе стекло является глаголом, во второй – существительным.

    Морфологический разбор

    Полная грамматическая характеристика словоформы называется морфологическим разбором. Определяется принадлежность слова к группе, его свойства и функции в предложении. Для самостоятельных частей речи приведем примеры:

    Возьмем для анализа слово «столб».

    • определяем принадлежность: задаем вопрос что? Следовательно — существительное;
    • исследуем состояние: столб — это общее наименование неодушевленных предметов. Значит, имя нарицательное неодушевленное;
    • указываем род самостоятельной части речи, согласно правилам (мужской) и форму склонения — 2-е скл;
    • показываем количество предметов — единственное число именительного падежа;
    • значимость в предложении — главный или второстепенный член.

    Аналогично поступают со словами из других групп:

    1. Определим, какая часть речи представлена словом «впервые». Словоформа дает понятие времени происходящего (когда?). Ее нельзя преобразовать. Значит, это наречие, не изменяется, выполняет функцию обстоятельства. Второстепенный член предложения.
    2. Знать (что делать?). Глагол, инфинитив, 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид, изъявительное наклонение. Членство в предложении определяется по контексту.

    Изучаем самостоятельные части речи

    Какие бывают части речи в русском языке

    Вывод

    Если дать простое определение, что такое самостоятельная часть, то можно сказать, что это обозначение свойства, качества или действия предмета, которое теряет смысл без употребления знаменательных слов.

    • Лукашина Ольга Владимировна, учитель начальных классов

    Разделы:Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

    Класс:4

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (6 МБ)

    Тема урока разбирается деятельностным методом. Ребята делятся на группы и готовят сообщения о частях речи применяя алгоритм разбора и пользуясь дополнительными информационными источниками. Физминутка и закрепление материала проходит в игровой форме. Презентация помогает лучшему восприятию учебного материала. Во время самопроверки теста формируются навыки самооценки и самоанализа. Домашнее задание способствует закреплению материала и развитию речи учащихся.

    Цель: обобщить и закрепить знания о самостоятельных частях речи.

    Задачи

    • Совершенствовать умение находить самостоятельные части речи в тексте по их значению и признакам.
    • Формировать навыки самооценки, самоанализа.
    • Развивать внимание, мышление, речь, коммуникативные УУД.

    Тип урока – урок путешествие

    Оборудование: мультимедийный проектор, Презентация, тетради, орфографические словари, карточки с заданиями.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    – Я желаю вам успешной работы, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и  пожелайте друг другу удачи.

     Слайд 1

    II. Минутка каллиграфии.

    (Пальчиковая гимнастика)

    – Запишите правильно, аккуратно, соответствуя правилам каллиграфии:

    Число, месяц. Ниже «Классная работа». Обратите внимание на буквы  К, п, р, б и соединения букв  кл, ая, от. Не забываем о наклоне.

    На доске образец написания. 

    – Подчеркните лучшие буквы.

    – Скажите, для чего мы повторили написание букв и соединений? (Работали над совершенствованием почерка)

    III. Словарная работа

    Работа с орфографическим словарем:

    1. Запишите трехсложное неизменяемое слово с удвоенной согласной – Какие слова записали? (медленно) Аналогично. 2. Запишите двусложное слово, в котором ударение падает на гласную в первом слоге, обозначающее, признак предмета  (желтый, русский, черный) 3. Запишите слово, которое нельзя разделить для переноса (язык, класс, овес, обед, орех) 4. Слово, обозначающее количество предметов с мягким знаком показателем мягкости согласного звука (одиннадцать) 5. Слово с парной согласной в слове (народ, город, салазки) 6. Слово с непроизносимой согласной в слове (лестница, праздник, чувство) 7. Имя собственное (Москва, Кремль, Алла, Анна, Кирилл) 8. Слово, в котором букв больше, чем звуков (язык, заяц, расстояние) 9. Запишите слово, обозначающее действие предмета (жужжит, пошел) 10. Отгадайте загадку:

    – Молодцы! – Это слово корабль. – Подберите родовое понятие к слову корабль. – Корабль – это транспорт. – Для чего он предназначен? – Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде. – Сформулируйте определение слова корабль? – Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4  

     – Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.

    – Какие знания применили? Что повторили?

    IV.Актуализация знаний, целеполагание

    – Прочитайте еще раз записанные слова. – На какой вопрос отвечает слово корабль? Что оно обозначает? Какой частью речи является? (Слово «корабль» отвечает на вопрос: что? Оно обозначает предмет. Значит, это имя существительное.) – Определим части речи у других словарных слов… (корабль, желтый, жужжит, одиннадцать, медленно…)

    – К какой группе относятся эти части речи?  (Это самостоятельные части речи) Какая еще часть речи относится к данной группе? (Местоимение)

    Слайд 5:

    Самостоятельные части речи

    – Определите тему урока. – Сформулируйте цель урока. (Тема нашего урока «Самостоятельные части речи».Обобщить и закрепить знания о самостоятельных частях речи)

    Слайд 6

    V. Работа над новой темой

    Слайд 7

    – Сегодня мы будем путешествовать на волшебном корабле по стране «Части речи» и побываем в первом большом городе – «Самостоятельные части речи». – Сколько районов в этом городе? (6) 

    Слайд 8

    – Назовите главные признаки самостоятельных частей речи. (Имеют лексическое значение и изменяют грамматическую форму, играют синтаксическую роль в предложении) – Какая часть речи отличается от других? Чем? (Это Наречие – оно не изменяет форму)

    Работа в группах (деление на группы проходит вначале урока, дети выбирают один из предложенных шести цветов)

    – А теперь вы попробуйте сами рассказать о каждой части речи. Для этого разобьемся на группы в зависимости от цвета. Каждая группа подготовит сообщение о своей самостоятельной части речи по плану. Если возникнет проблема, пользуйтесь справочной литературой (справочник для учащегося, учебник). Распределите во время подготовки кто и о чем будет рассказывать по плану. 

    Время на подготовку – 7-10 минут

    * Ребята записывают ответ письменно на предложенных листах бумаги, которые затем вывешиваются на доске.

    Слайд 9

    План

    1. На какие вопросы отвечает. Что обозначает?
    2. Как изменяется?
    3. Какую роль играет в предложении?
    4. Примеры (Составить и записать предложения)

    Защита групп – (появление на доске информации о частях речи)

    Слайды 10-12

    * В ходе защиты учитель оценивает общую работу групп.

    VI. Физминутка – закрепление изученного материала

    – Мне хочется, чтобы вы подружились с жителями города. Предложим им поиграть.

    «Игра на внимание»

    На доске подсказки движений:  Слайд 13

    Имя существительное   хлопаем Имя прилагательное      руки на поясе Глагол                             шагаем Местоимение                 приседаем Числительное                 руки вверх Наречие                          крутим головой 

    Учитель читает стихотворение и с ребятами проверяет правильность определения частей речи.

    * Можно под музыку. *

     Слайд 14

    Проверим, хорошо ли мы запомнили наших друзей!

    VII. Самостоятельная работа

    Задание: Выполни задания теста. Правильный ответ отмечай V.

    Тест

    1. У  какого слова неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?

    2. Слово мяч является именем существительным, а слово красный

    3. В предложении  «Лосенок Мишка за три года стал большим и сильным лосем». Выделенное слово является:

    4. Слова сгруппированы. В какой группе только местоимения?

    5. Слова сгруппированы. Зачеркни лишнее слово в каждой группе:

    6. Соотнеси (соедини стрелками)части речи с грамматическими формами:

    А) -ая,-яя, -ой, -ый, -ое, – ее, -ой, -ие, -ые                            1. Имя существительное Б) -ет, -ут, -ют, -ешь                                                                2. Имя прилагательное    В)  -а. –я, -о,  -е ,  -ь, -,                                                        3. Глагол

    Проверка

    Слайд 15

    VIII. Самоанализ

    Слайд 16

    Оцени как ты выполнял(а) задание, закрасив кружок рядом с его номером:

    – Устраивает ли тебя твоя оценка? Что нужно исправить, чтобы ее повысить?

    * Индивидуальная работа предлагается 2, 3 учащимся на карточках.

    Задание: Буратино вставил пропущенные буквы в словах и определил самостоятельные части речи. Необходимо найти и исправить ошибки Буратино.

    Текст

    У нас(м) жывет(гл.) лосенок(сущ.) Рыжик(сущ.). Он(сущ.) совсем(н) крошечный(гл.). На голаве(сущ.) торчят(гл,) два(числ.) остреньких(прил.) уха(сущ.). У него(м) пушистый(прил.) хвостик(сущ.), круглые(сущ.), как пугофки(сущ.) гласки(сущ.). Мы(м) его(сущ) очень(н) любим(гл). 

    Наше путешествие закончилось.

    IX. Итог урока

    Слайд 17

    По каким признакам определяем часть речи? (Вопросу, лексическому значению, грамматической форме, синтаксической роли в предложении)

    Рефлексия

    X. Домашнее задание

    – Составить рассказ (стихотворение) о зиме, используя самостоятельные части речи.

    11.04.2013

    1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи .

    Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой .

    2. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

    3. Все части речи делятся на две группы – самостоятельные (знаменательные) и служебные . Особое положение в системе частей речи занимают междометия.

    4. Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

    К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

    Часть речи Вопросы Примеры
    1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
    2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
    3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
    4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
    5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
    6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
    7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.
    8 Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

    Примечания.

    1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

    2) В лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в «академической грамматике» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. Этой позиции будем придерживаться и мы в настоящем пособии.

    3) В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других – к местоимениям. В данном пособии мы рассматриваем такие слова как местоимения, придерживаясь точки зрения, отражённой в «академической грамматике» и в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

    5. Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

        6. занимают особое положение среди частей речи.

          7. Как отмечалось, одни слова в русском языке могут изменяться, другие – нет.

                    К самостоятельным частям речи относят существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречи е. Существительное – это самостоятельная часть речи , которая обобщенно называет предмет и отвечает на вопросы кто? что? Эта группа слов может обозначать предмет (стол, дом), лицо (мальчик, студент), ( , ), признак (глубина, высота), отвлеченное понятие (совесть, альтруизм), действие (пение, танец), отношение (равенство, исключительность). Существительные одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными, имеют род, число и падеж. В предложении они чаще всего выступают или . Прилагательное – самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы “какой?”, “какая?”, “какое?”, “какие?”, “чей?”. Под признаком принято понимать свойства, качество, принадлежность, характеризующие предметы.По значению прилагательные разделяются на качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные зависят от существительных и согласуются с ними, то есть, ставятся в таком же падеже, числе и роде. Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму (зеленый, зелен). В предложении эти части речи обычно бывают согласованными определениями. Краткие прилагательные употребляются только как сказуемые.Глагол – самостоятельная часть речи , которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (быть, смотреть). Глаголы бывают несовершенными и совершенными, переходными и непереходными. Эта часть речи изменяется по наклонениям. Начальная (неопределенная) форма глагола называется инфинитивом. Она не имеет времени, числа, лица и рода (делать, ходить). В предложении глаголы являются . Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Оно отвечает на вопросы “какой?”, “какое?”, “какие?” (летающий, рисуемый).Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, обозначающая признак, но выступающая как признак другого действия. Оно отвечает на вопросы “что делая?”, “что сделав?” (плача, играючи, пропустив).Числительное – самостоятельная часть речи , которая обозначает число, количество предметов, а также порядок их при счете. По значению они делятся на количественные (отвечают на вопрос “сколько?”) и порядковые (отвечают на вопросы “какой?”, “какие по счету?”). Числительные изменяются (пятый, пятого, пятому). В предложении числительные бывают подлежащим, сказуемым, обстоятельством времени, определением. Местоимение – самостоятельная часть речи , указывающая на предметы, признаки, но не называющая их (я, мой, этот).В предложении употребляются в роли подлежащего, дополнения, определения, реже – обстоятельства, сказуемого. По значению местоимения делятся на личные (я, ты, он, они), возвратные (себя), вопросительные (кто, какой), относительные (кто, чем, который), неопределенные (нечто, некоторый), отрицательные (никто, сколько-то), притяжательные (мой, наш, свой), указательные (тот, такой, столько), (всякий, другой).Наречи е – самостоятельная часть речи , которая обозначает признак предмета, признак действия, признак другого признака. Оно отвечает на вопросы “как?”, “куда?”, “где?”, “когда?”, “почему?”, “для чего?” (хорошо, внимательно, красиво, завтра, очень). Наречи е не склоняется, не спрягается, в предложении чаще всего бывает обстоятельством.

                    Чтобы выяснить, какие части речи самостоятельные, следует разобраться в признаках, их характеризующих. Самостоятельные части речи – это основные слова в предложениях. Без них невозможно передать хоть какую-нибудь информацию. Все слова, которые называют предметы, обозначают действия (что с ними происходит) и описывают их – это однозначно самостоятельные части речи.

                    В противовес им есть служебные слова – они лишь служат остальным частям речи и помогают их объединять. Есть и третья категория слов – междометия, которые не являются ни самостоятельными, ни служебными.

                    Самостоятельные части речи могут взаимодействовать и передавать какие-либо информационные сообщения без помощи служебных. А вот служебные без самостоятельных не употребляются.

                    Признаки самостоятельных частей речи

                    Чтобы не ошибиться при определении, к какой группе относятся те или иные слова, можно сделать это по следующим признакам.

                    • К слову, которое является самостоятельной частью речи, имеется возможность задать вопрос. Кто? Что делает? Какой? Куда? Откуда?
                    • В предложении самостоятельные части речи обязательно являются его членами.
                    • Каждая отдельная часть речи, подпадающая под эту общую категорию, имеет грамматические и морфологические признаки.

                    Самостоятельные части речи

                    • Имя существительное. Оно всегда отвечает на вопросы: кто, что? Эта часть речи может быть как одушевленным предметом, так и неодушевленным. В предложении имя существительное по большей части бывает подлежащим или дополнением.
                    • Имя прилагательное. Описывает признаки существительных и местоимений. Какой или какая? Может быть качественным, относительным, притяжательным.
                    • Глагол. Выражает действие. Что делает? Что делал? Что будет делать? В предложении эта часть речи обычно становится сказуемым.
                    • Наречие. Слово, которое не изменяется. отвечает на вопросы: как?, когда?, где? и т.д.
                    • Причастие и деепричастие. Иногда их называют особыми формами глагола.
                    • Имя числительное. Говорит о количестве. Отвечает на вопросы: сколько, который по счету?
                    • Местоимение. Указывая на предмет, используется вместо имени существительного.

                    Самостоятельные части речи дифференцируются на две категории: знаменательные и местоименные. Известно, что знаменательные – называют предмет, действие с предметом либо характеризуют его. А местоименные лишь указывают на него.

                    Очень часто школьники путают самостоятельные и знаменательные части речи, считая, что это одно и то же. Однако верно лишь то, что все знаменательные части речи являются самостоятельными, а местоименные включают в себя только местоимения.

                      1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи .

                      Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой .

                      2. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

                      3. Все части речи делятся на две группы – самостоятельные (знаменательные) и служебные . Особое положение в системе частей речи занимают междометия.

                      4. Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

                      К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

                      Часть речи Вопросы Примеры
                      1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
                      2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
                      3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
                      4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
                      5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
                      6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
                      7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.
                      8 Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

                      Примечания.

                      1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

                      2) В лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в «академической грамматике» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. Этой позиции будем придерживаться и мы в настоящем пособии.

                      3) В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других – к местоимениям. В данном пособии мы рассматриваем такие слова как местоимения, придерживаясь точки зрения, отражённой в «академической грамматике» и в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

                      5. Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

                          6. занимают особое положение среди частей речи.

                            7. Как отмечалось, одни слова в русском языке могут изменяться, другие – нет.

                                      ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТВ 

                                      Здравствуйте гость!

                                      В 

                                      Логин

                                      :

                                      Пароль

                                      :

                                      В 

                                      Запомнить

                                      В 

                                      В 

                                      Забыли пароль? Регистрация

                                      В 

                                      Поиск учебного материала на сайте

                                      Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

                                      Ответы Поясните сущность явления вязкого трения. Какова природа сил внутреннего трения жидкости?

                                      Информация:

                                      Тип работы: Ответы. Предмет: Физика. Добавлен: 14.12.2017. Год: 2017. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

                                      Описание (план):

                                      Краткий курс русского языка
                                      за 5 класс: ОРФОГРАФИЯ.

                                      «Краткий курс русского языка за 5 класс. Орфография» — основные правила, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку для 5-го класса в 2-х частях. Пособие на повторения правил (орфограмм), изученных в 5 классе. Собраны все правила, необходимые для автоматического грамотного письма. Без знания этой теории невозможно написать без ошибок контрольные диктанты, тесты, изложения, эссе, сочинения и разные другие проверочные работы по русскому языку в 6 классе.

                                      Смотрите также «Краткий курс русского языка за 5 класс: ПУНКТУАЦИЯ».

                                      1) Большая буква и кавычки в именах собственных

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      2) Проверяемая безударная гласная в корне слова

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      3) Непроверяемая безударная гласная в корне слова

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      4) Проверяемая согласная в корне слова

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      5) Удвоенные согласные в корне слова

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! Слова с удвоенными согласными:

                                      ПП — аппарат, аппетит, аппликация, грипп, группа, Филипп, Филиппок;
                                      КК — аккорд, аккордеон, аккуратный, хоккей;
                                      ЖЖ — вожжи, дрожжи, жжёшь, жужжать, можжевельник, сожжённый;
                                      ЛЛ — Алла, аллея, артиллерия, балл (оценка), баллада, бюллетень, иллюминация, иллюстрация, интеллигент, Кирилл, коллектив, коллекция, кристалл, металл, миллион, троллейбус, холл, целлофан;
                                      ММ — грамм, гамма, грамматика, килограмм, коммерсант, коммерция, коммунист, программа, Римма, симметрия, сумма, телеграмма, Эмма;
                                      НН — Анна, антенна, Аннушка, ванна, ванная, весенний, Геннадий, Инна, осенний, ранний, Сюзанна, теннис, тонна, тоннель, утренний, юннат (от юный натуралист);
                                      СС — агрессия, бассейн, касса, класс, классик, классика, комиссар, комиссия, конгресс, кросс, кроссворд, масса, нарцисс, Одесса, одессит, одесский, пассажир, пресса, профессор, расстояние, режиссёр, российский, Россия, ссора, трасса, шоссе, экспресс;
                                      РР — баррикада, корреспондент, перрон, терраса, территория;
                                      ВВ — Савва;
                                      ТТ — аттестат;
                                      ФФ — эффект;
                                      ББ — суббота.

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! Нет удвоенных согласных:

                                      Алюминий, апатит, галерея, гуманизм, рано (но: ранний), галерея, юный, жужелица (но: жужжит), весна (но: весенний), коридор, финский (но: финн), аплодисменты, длина, драма, пьеса, леность, Аня (но: Анна), Инка, Иночка (но: Инна), оперетка, калория, раса, элита, манка (но: манная), кристальчик (но: кристалл), колонка (но: колонна), количество, интонация.

                                      6) Удвоенные согласные на стыке приставки и корня, корня и суффикса

                                      Бывает, что слова с удвоенными согласными образуются на стыке приставки и корня: рассвет, поддон или на стыке корня и суффикса: русский, весенний, осенний, ранний.

                                      Запомни! Слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня:

                                      ТТ — оттаять, оттенок, оттепель;
                                      СС — бессмертный, бесснежный, бессовестный, бесстрашный, исследовать, рассвет, рассердился, рассказ, рассказать, рассмешить, рассмотреть, расстелить, расстроиться, рассчитать, рассчитывать, рассудить;
                                      ВВ — ввезти, ввинтить, ввязать;
                                      ДД — поддать жару, подделка, поддержать, поддон, поддразнивать, преддождевой;
                                      ББ — оббежать, оббить;
                                      33 — беззаботный, беззвёздный, беззвучный, безземельный, беззубый.

                                      Запомни! Слова с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса:

                                      СС — белорусский, матросский, русский;
                                      НН — барабанный, бессонница, вагонный, газонный, диванный, законный, изменник, каменный, картинный, конный, лунный, малинник, осинник, охранник, пленник, пленный, подстаканник, пшённый, пустынный, рябинник, сезонный, сонный, туманный, ценник.

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      7) Непроизносимая согласная в корне слова и сочетаниях -СН- — -ЗН-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! Лестница, чувство.

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      8) А, И, У после шипящих

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      9) Сочетания букв НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ

                                      В сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ никогда не пишется Ь.

                                      Запомни! В сочетаниях согласных с мягкими шипящими Ч и Щ мягкий знак не пишется.

                                      ЧК — бочка, печка, птичка, свечка;
                                      ЧН — мелочный, молочник, ночной;
                                      НЧ — балкончик, кончить, нянчить (но: нянька), тончайший;
                                      НЩ — барабанщик, каменщик, обманщик;
                                      РЩ — морщить, спорщик, фонарщик;
                                      ЩН — изящный, : мощный, помощник, хищник.

                                      10) Разделительный Ь

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! Разделительный Ь в словах иноязычного происхождения: батальон, бульон, гильотина, компаньон, медальон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.

                                      11) Разделительный Ъ

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! Разделительный Ъ в словах иноязычного происхождения: адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, объективный, субъект, трансъевропейский.
                                      Ъ не пишется: сагитировать, сэкономить.

                                      12) Ь после шипящих в существительных 3-го склонения

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      13) Ь — показатель мягкости

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      14) Ь после шипящих

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      15) И, Ы после Ц

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! В фамилиях, оканчивающихся на -ЦЫН, может быть и буква И: Павел Синицын и Павел Синицин (в зависимости от написания в документах).

                                      16) Раздельное написание предлогов с другими словами

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! Не бывает предлогов перед глаголами и наречиями.
                                      Запомни! Многие предлоги имеют варианты с беглым гласным О: от — ото; под — подо; над — надо; перед — передо; с — со, об — обо и др. Например: из рощи — изо рва; об этом — обо мне.
                                      Запомни! Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД пишутся через дефис: из-за тучи, из-под стола.

                                      17) Неизменяемые приставки

                                      Большинство приставок (ДО–, ЗА–, ПО–, ПЕРЕ–, НА–, С–, В– и пр.) пишутся всегда одинаково: добежать, забрать, поесть, перевезти.

                                      Запомни! В приставках на согласный часто появляется беглый О (не а!): обвить — обозначить, отбирать — отобрать, надписать — надорвать, врезать — ворваться, сбить — сорвать и др.

                                      18) 3 и С на конце приставок

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      19) Приставки, зависящие от ударения

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      20) Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! В некоторых словах приставки ПРЕ– и ПРИ– не имеют отчётливого значения.

                                      ПРИ: прибегнуть, приблизительно, привал, привидение, привольный, привыкнуть, пригласить, пригодиться, приготовить, придумать, признать, приказать, прилежный, пример, примерять, приобрести, припрятать, прирождённый, прискорбный, присмотреться, присниться, приспособить, приспособиться, пристраститься, присутствовать, притязания, причинить, причудливый.

                                      ПРЕ: превозмогать, превозмочь, превозносить, превосходный, превратить(ся), преемник, президиум, презирать, презрение, преимущество, преклонный, преклоняться, прекратить, пренебречь, преобладать, преобразовать, преодолеть, преподавать, препятствие, пререкаться, преследовать, пресмыкаться, престол, преступник, пресытиться, преткновение, распределять.

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! В иноязычных словах ПРЕ–, ПРИ– не являются приставками.

                                      ПРЕ–: презент, президиум, премьера, препарат, престиж, претендент, претензия, префект;
                                      ПРИ–: привилегия, приватный, примадонна, примат, примитивный, приоритет.

                                      21) О и Ё в корне после шипящих и Ц

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни!
                                      О под ударением: вечор (вчера вечером), изжога, обжора, крыжовник, шорох, шов, шок, шорты, шорник, капюшон, чопорный, чокаться, трущоба, чащоба, боржоми, мажорный.
                                      О без ударения: шофёр, шоссе, шоколад, Шотландия, жокей, жонглёр.

                                      22) О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      23) Ы, И после приставок

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      24) Чередования гласных в корнях

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                       А–О в корнях -ЛАГ- – -ЛОЖ-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      A–О в корнях -КЛАН- – -КЛОН-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      A–О в корнях -СКАК- – -СКОЧ-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      А–О в корнях -ПЛАВ- – -ПЛОВ-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      А–О в корнях -РАСТ- — -РОС-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      А–О в корнях -ГАР- – -ГОР-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      А–О в корнях -ЗАР- – -ЗОР-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      A–О в корнях -РАВН- – -РОВН-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      А–О в корнях -МАК- – -МОК-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      А–О в корнях -КАС- – -КОС-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      А–О в корнях -ТВАР- – -ТВОР-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Е–И в корнях -БЕР- – -БИР-, -ДЕР- – -ДИР-, -ПЕР- – -ПИР-, -ТЕР- – -ТИР-,
                                      -МЕР- – -МИР-, -СТЕЛ- – -СТИЛ-, -ЖЕГ- – -ЖИГ-, -ЧЕТ- – -ЧИТ-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      25) Правописание полногласных и неполногласных буквосочетаний

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      26) Правописание беглых О и Е

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! Есть беглые гласные О и Е, но нет беглой гласной И.

                                      27) Правописание сложных слов. Гласные в сложных словах между двумя корнями (основами)

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      28) Правописание сложносокращённых слов

                                      В сложносокращённых словах точка не ставится: МГУ, КВН, ЭВМ, завхоз, замдекана.

                                      29) Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      30) Е—И в суффиксах имён существительных -ЕК-, -ИК- (-ЧИК-)

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      31) Ч и Щ в суффиксах имён существительных -ЧИК-, -ЩИК-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Уменьшительный суффикс -ЧИК- бывает после любых согласных: пончик, укольчик.

                                      32) Ь перед суффиксами -ЩИК-, -ЩИЦ-, -ЩИН- после Л

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      33) НЕ с именами существительными

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      34) Е, И в безударных падежных окончаниях имён существительных (не на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ)

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      35) Склонение существительных на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      36) И в падежных окончаниях разносклоняемых имён существительных

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      37) Падежные окончания прилагательных

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      38) Правописание окончаний притяжательных имён прилагательных

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! Притяжательные прилагательные, образованные от имён собственных с помощью суффикса –ИН, пишутся с прописной буквы: Мишин мяч, Иринина книга, Катина юбка.

                                      39) Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую

                                      В кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется: (каков?) могуч, неуклюж, колюч, сведущ.

                                      40) О—Е (Ё) в кратких прилагательных мужского рода перед К и Н

                                      В кратких прилагательных мужского рода перед К появляется О, а перед Н — Е (Ё): узкий — узок, приятный — приятен.

                                      41) НН в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНИ- (-ЕНН-), -Н-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      42) Н в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -Н-, -АН-, ЯН-, -ИН-

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      43) -Н- и -НН- в суффиксах кратких прилагательных

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Запомни! В кратких прилагательных с суффиксом -Н- в мужском роде появляется беглый Е, и возникает суффикс -ЕН-: длинный — длинен, туманный — туманен.

                                      44) Дефисное написание прилагательных, обозначающих сочетание или оттенки цветов

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      45) Слитное написание приставки НЕ-в неопределённых местоимениях

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      46) Дефисное и раздельное написание неопределённых местоимений

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      47) Приставки НЕ-, НИ-в отрицательных местоимениях

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Проверяй написание НЕ или НИ в местоимениях ударением: пиши НЕ под ударением, НИ в безударном положении. Если НЕ и НИ отделяются от отрицательного местоимения предлогом, пиши в три слова: не у кого, ни в чём.

                                      48) НЕ с глаголами

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      49) Различие наречия ВДАЛИ и существительного с предлогом В ДАЛИ

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      50) -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      51) Ь после шипящих в конце глаголов

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      52) Ь в конце инфинитива

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      53) Ь на конце глаголов в повелительном наклонении

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      54) Гласные в личных безударных окончаниях глаголов

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      55) И в глаголах повелительного наклонения

                                      В повелительном наклонении пиши суффикс -И-, в том числе перед окончанием -ТЕ и суффиксом -СЯ: выпиши, выпишите, выпишись, выбери, выберите, выберись.

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      56) Гласные перед суффиксом -Л-в глаголах прошедшего времени

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      57) Ё в суффиксах и окончаниях глаголов

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      58) Гласные в суффиксах глаголов -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      59) Написание частиц БЫ (Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж) с другими словами

                                      Рассказ о служебных частях речи

                                      60) Правописание междометий и звукоподражательных слов

                                      Рассказ о служебных частях речи


                                      Вы смотрели «Краткий курс русского языка за 5 класс. Орфография» — основные правила, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку для 5-го класса.

                                      • Перейти в «Краткий курс русского языка за 5 класс: ПУНКТУАЦИЯ»
                                      • Вернуться к Списку конспектов по русскому языку

                                      (с) В учебных целях использованы цитаты из пособия «Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок: 5–й класс / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — Москва: ACT : Астрель».

                                    • Рассказ о смелом поступке 3 класс
                                    • Рассказ о событиях смутного времени и троицкой осаде
                                    • Рассказ о смелом человеке
                                    • Рассказ о слове трактор 3 класс
                                    • Рассказ о слове товарищ 3 класс проект по русскому языку