ТЕМА: Повторение. Сложное предложение.
ЦЕЛЬ: Повторить и закрепить знания учащихся о сложном предложении, его видах, особенностях строения, средствах связи между простыми предложениями в составе сложного, выработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении, правильно использовать предложения в речи.
Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.
М. ГОРЬКИЙ
ХОД УРОКА
- Сообщение темы, целей, задач урока.
Сегодня наш урок посвящен сложному предложению, его основным видам и структуре. А вот эпиграфом урока я взяла слова М. Горького, потому что мы будем еще говорить о выборе профессии (подбор материала связан с выбором профессии).
- Словарная разминка.
Дизайнер, кассир, менеджер, провизор, тренер, корреспондент, профессор, врач, бухгалтер, шофер, дирижер, инженер, компьютер, лектор, жонглер, летчик, строитель, секретарь — референт, космонавт, кондитер, массажист, программист, стилист, грузчик, режиссер.
Проверка : Есть ли на доске ошибки?
Нет.
Взаимопроверка: Поменялись тетрадями и проверили друг у друга работу.
Кто не допустил ни одной ошибки?
— Молодцы!
А остальным ребятам еще нужно поработать над словарными словами.
- Закончи пословицу.
Мы работаем над сложным предложением.
Повторим теорию:
- Что называется предложением?
- Чем отличается простое предложение от сложного предложения? Не забывайте приводить примеры.
Речевой материал к нашему уроку посвящен очень важной для вас теме:
Выбору профессии.
Недаром многие пословицы посвящены теме труда и отношения к нему человека. Я вам предлагаю поработать с пословицами.
Задание:
I. в. закончи пословицу, которая представляет собой простое предложение.
II. в. закончи пословицу, которая представляет собой сложное предложение.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Бери всегда ношу по себе, чтоб не кряхтеть на ходьбе.
Под лежачий камень и вода не течет.
Горька работа, да сладок хлеб.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Сверить с доской .
Итог: Для чего нужно отличать сложное предложение от простого? (чтобы правильно ставить знаки препинания)
- «Блиц-опрос»
- Какие вы знаете основные виды сложных предложений?
- Чем отличаются СПП от ССП?
Примеры из д/з.
Задания: Прочитайте схемы предложений
[ ],[ ]
[ ], потому что ( ).
[ ]: [ ]
Составьте предложения по схемам, используя слова из словарного диктанта.
Докажите, что это предложения ССП, СПП, БСП.
Индивидуальное задание:
Собери пословицу.
Деревья смотри в плодах, а людей в делах.
Итог: Назовите основные признаки СП.
- Синтаксический разбор предложения.
Разберите предложение синтаксически.
Я предлагаю вам два предложения, а вы сами выберите себе предложение для разбора.
Когда человек не трудится совершенно серьезно, когда он не зарабатывает себе собственным трудом куска хлеба, которым он питается, он не может быть счастлив.
(повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, с однородным и последовательным подчинением).
- Двусоставное, полное, распространенное.
- Двусоставное , полное, распространенное.
- Двусоставное, полное, распространенное.
- Двусоставное, полное, распространенное.
- Двусоставное, полное , распространенное.
Когда (…), когда (…), (которым..), [ ].
пр. пр. пр. опред.
условн. условн.
Книги говорят мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, с однородным подчинением).
- Двусоставное, полное, распространенное.
- Двусоставное, полное, распространенное.
-
Двусоставное, полное, распространенное. […о том], (как …), (как …).
- Работа с текстом.
Работаем с текстом. Это поможет нам вспомнить орфограммы и продолжить работу над видами предложений.
- Прочитайте текст.
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
- Приготовьтесь комментировать орфограммы и пунктограммы.
- На какие орфограммы встречались слова в тексте?
Одним из самых важных шагов в жизни является выбор профессии.
Кем быть? Проблема поиска места в жизни волнует не только молодежь, но и общество. Каждый человек должен избрать ту профессию, которая наиболее соответствует его способностям (схема). Умудренные жизненным опытом люди советуют: если не умеешь делать то, что любишь, то полюби то , что умеешь.
Если человек нашел свое призвание, если он занимается любимым делом, труд становиться для него радостью (схема). Определи свой путь в жизни и смело иди по нему.
Задание: Составьте схемы предложений по вариантам.
Индивидуальная работа.
[ ] : если (то (что)), то [ то], (что…).
СП с разными видами связи
Состоит из 2-х частей, они связаны между собой бессоюзной связью.
- ч. -простое предложение.
- ч. СПП с параллельным и последовательным подчинением.
Итог: Для чего нужно знать строение предложений? (чтобы выделять смысловые части предложений и уметь оформлять их на письме и в устной речи.)
Текст.
- Какую проблему поднимает автор перед молодым поколением?
- Чем надо руководствоваться при выборе профессии?
- Почему так важно найти свое призвание в жизни?
- Какой стиль речи использовал автор в данном тексте? Почему? Докажите.(Автор хочет призвать детей сделать правильный выбор в жизни. Он формирует определенную точку зрения).
- Какие стилистические средства использует автор? (риторические вопросы, побудительные предложения , народную мудрость).
- Творческая работа.
- Продолжите текст, высказав свою точку зрения по данному вопросу, используя разные виды сложных предложений.
- Напишите сочинение-рассуждение по одной из пословиц.
- Проверка : Чья работа понравилась больше? Почему?
Какие сложные предложения использовали?
Над какой темой работали? Насколько эта тема важна для вас сейчас?
Итог: Наш урок должен настроить вас на принятие первого
серьезного решения в вашей жизни, в выборе профессии. Мы должны правильно использовать предложения в речи и уметь ставить знаки препинания.
Домашнее задание. Написать сочинение « Моя будущая профессия», используя разные виды сложных предложений.
Приведем примеры бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания из произведений художественной литературы.
В бессоюзных сложных предложениях между их частями складываются различные смысловые отношения, в зависимости от которых между простыми предложениями ставятся следующие знаки препинания:
- запятая;
- точка с запятой;
- тире;
- двоеточие.
Запятые в бессоюзных предложениях
Запятая ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если действие в простых предложениях разворачивается одновременно или последовательно. В сложном предложении используется интонация перечисления.
Равномерное движение лодки было нарушено, направление утеряно (А. Толстой).
Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром (В. Короленко).
А в июльские дни начинает ходить по полям беззвучные зарницы, вспыхивает и гаснет над поспевающими хлебами розоватое яркое пламя (Ю. Грибов).
Зеленые дорожки в лесу все как будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку (М. Пришвин).
Леса задумчиво вспыхивают золотом, изумрудно играют озими на легких осенних морозцах (Ю. Грибов).
Тихи пруды, холод и мрак вод их угрюмо заключен в тёмно-зелёные стены садов (Н. Гоголь).
Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, вдали где-то лениво посвистывали соловьи (А. Чехов).
Сыро, густо, тенисто, сад запущен (Т. Толстая).
Точка с запятой в бессоюзных предложениях
В сложном бессоюзном предложении точка с запятой ставится между простыми осложненными предложениями, имеющими внутри свои знаки препинания в виде запятых.
Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И. Тургенев).
По реке кружились снежные вихри; они зарождались неожиданно, словно сговорившись, бежали в одну сторону и так же неожиданно пропадали (В. Арсеньев).
Сквозь обнажённые, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями (И. Тургенев).
Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками (И. Тургенев).
Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве (И. Тургенев).
Тире в бессоюзных предложениях
Тире ставится между частями бессоюзного предложениями, если между ними имеется значение сопоставления (противопоставления), следствия, сравнения, условия или времени совершения действия.
Резкий воздух омыл лицо холодной водой — сон сразу пропал (К. Паустовский).
В чистом поле идёшь — ветерок встречает и лицо обвевает (И. Никитин).
Сажаешь косого в рюкзак — орет и старается укусить. Опустишь на землю — рюкзак начинает бешено прыгать (В. Песков).
Смелые побеждают — трусливые погибают (пословица).
Шестнадцать лет служу — такого со мной не было (Л. Толстой).
С миру по нитке — голому рубаха (пословица).
В полдень пройти по мёртвой улице — человека не встретишь (М. Шолохов).
Это ёж — его голыми руками не возьмёшь (поговорка).
Он говорил — ему покорялись (И. Тургенев).
Летом пролежишь — зимой с сумой побежишь (пословица).
Не приложишь души — никакое дело не заиграет (И. Васильев).
Пришла беда — отворяй ворота (пословица).
Двоеточие в бессоюзных предложениях
В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если вторая часть раскрывает или дополняет содержание первой, если указывается причина того, о чем говорится в первой части, если между частями предложения складываются изъяснительные отношения (возможна вставка союза «что» и слов «и увидел», «и услышал», «и почувствовал»)
Так было и в этом году: осень стояла холодная, голая земля промерзла и была твердая, как камень (Г. Скребицкий).
Вижу: что-то мелькнуло в просвете, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев).
Летом в лесах средней полосы снегирей не увидишь: гнездятся они в лесах северных (В Песков).
Поднимешь глаза вверх: белки видны среди ветвей (К. Паустовский).
Ремонт был бы гибелью для дома: нельзя тормошить старые, задубелые кости (В. Белов).
Однако плохо, если он [снег] будет сыпать всю ночь до утра. Тогда в лес хоть не ходи: ведь большинство зверей днем спит, а ночью бродит в поисках пищи (Г. Скребицкий).
Форма и содержание есть два измерения вещей искусства: форма — измерение внешнего, поверхности, содержание — измерение в глубину (М. Пришвин).
Я сразу понял: медведь добывает мёд (В. Арсеньев).
Человек самовлюбленный — это нечто среднее между глупцом и нахалом: в нем есть кое-что от того и другого (Ж. Лабрюйер).