Рассказ о сложном предложении 9 класс

Тема: повторение. сложное предложение. цель: повторить и закрепить знания учащихся о сложном предложении, его видах, особенностях строения, средствах связи между

ТЕМА: Повторение. Сложное предложение.

ЦЕЛЬ: Повторить и закрепить знания учащихся о сложном предложении, его видах, особенностях строения, средствах связи между простыми предложениями в составе сложного, выработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении, правильно использовать предложения в речи.

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.

М. ГОРЬКИЙ

ХОД УРОКА

  1.      Сообщение темы, целей, задач урока.

Сегодня наш урок посвящен сложному предложению, его основным видам и структуре. А вот эпиграфом урока я взяла слова М. Горького, потому что мы будем еще говорить о выборе профессии (подбор материала связан с выбором профессии).

  1.   Словарная разминка.

Дизайнер, кассир, менеджер, провизор, тренер, корреспондент, профессор, врач, бухгалтер, шофер, дирижер, инженер, компьютер, лектор, жонглер, летчик, строитель, секретарь — референт, космонавт, кондитер, массажист, программист, стилист, грузчик, режиссер.

Проверка : Есть ли на доске ошибки?

Нет.

Взаимопроверка: Поменялись тетрадями и проверили друг у друга работу.

Кто не допустил ни одной ошибки?

— Молодцы!

А остальным ребятам еще нужно поработать над словарными словами.

  1.      Закончи пословицу.

Мы работаем над сложным предложением.

Повторим теорию:

  1. Что называется предложением?
  2. Чем отличается простое предложение от сложного предложения? Не забывайте приводить примеры.

Речевой материал к нашему уроку посвящен очень важной для вас теме:

Выбору профессии.

Недаром многие пословицы посвящены теме труда и отношения к нему человека. Я вам предлагаю поработать с пословицами.

Задание:

 I. в. закончи пословицу, которая представляет собой простое предложение.

II. в. закончи пословицу, которая представляет собой сложное предложение.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Бери всегда ношу по себе, чтоб не кряхтеть на ходьбе.

Под лежачий камень и вода не течет.

Горька работа, да сладок хлеб.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Сверить с доской .

Итог: Для чего нужно отличать сложное предложение от простого? (чтобы правильно ставить знаки препинания)

  1.   «Блиц-опрос»
  1. Какие вы знаете основные виды сложных предложений?
  2.   Чем отличаются СПП от ССП?

Примеры из д/з.

Задания: Прочитайте схемы предложений

[   ],[   ]

     [     ], потому что (   ).

[    ]: [    ]

Составьте предложения по схемам, используя слова из словарного диктанта.

Докажите, что это предложения ССП, СПП, БСП.

Индивидуальное задание:

Собери пословицу.

Деревья смотри в плодах, а людей в делах.

Итог: Назовите основные признаки СП.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Разберите предложение синтаксически.

Я предлагаю вам два предложения, а вы сами выберите себе предложение для разбора.

Когда человек не трудится совершенно серьезно, когда он не зарабатывает себе собственным трудом куска хлеба, которым он питается, он не может быть счастлив.

(повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, с однородным и последовательным подчинением).

  1. Двусоставное, полное, распространенное.
  2. Двусоставное , полное, распространенное.
  3.   Двусоставное, полное,  распространенное.
  4.   Двусоставное, полное,  распространенное.
  5.   Двусоставное, полное , распространенное.

Когда (…), когда (…), (которым..), [ ].

пр. пр. пр. опред.

условн. условн.

Книги говорят мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное,  с однородным подчинением).

  1. Двусоставное, полное, распространенное.
  2.   Двусоставное, полное, распространенное.
  3.    Рассказ о сложном предложении 9 класс
    Рассказ о сложном предложении 9 класс
    Двусоставное, полное, распространенное. […о том], (как …), (как …).
  1. Работа с текстом.

Работаем с текстом. Это поможет нам вспомнить орфограммы и продолжить работу над видами предложений.

  1. Прочитайте текст.
  2.   Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  3.   Приготовьтесь комментировать орфограммы и пунктограммы.
  4.   На какие орфограммы  встречались слова в тексте?

Одним из самых важных шагов в жизни является выбор профессии.

Кем быть? Проблема поиска места в жизни волнует не только молодежь, но и общество. Каждый человек должен избрать ту профессию, которая наиболее соответствует его способностям (схема). Умудренные жизненным опытом люди советуют: если не умеешь делать то, что любишь, то полюби то , что умеешь.

Если человек нашел свое призвание, если он занимается любимым делом, труд становиться для него радостью (схема). Определи свой путь в жизни и смело иди по нему.

Задание: Составьте схемы предложений по вариантам.

Индивидуальная работа.

[ ] : если (то (что)), то [ то], (что…).

СП с разными видами связи

Состоит из 2-х частей, они связаны между собой бессоюзной связью.

  1.    ч. -простое предложение.
  2.    ч. СПП с параллельным и последовательным подчинением.

Итог: Для чего нужно знать строение предложений?  (чтобы выделять смысловые части предложений и уметь оформлять их на письме и в устной речи.)

Текст.

  1. Какую проблему поднимает автор перед молодым поколением?
  2.   Чем надо руководствоваться при выборе профессии?
  3.   Почему так важно найти свое призвание в жизни?
  4. Какой стиль речи использовал автор в данном тексте? Почему? Докажите.(Автор хочет призвать детей сделать правильный выбор в жизни. Он формирует определенную точку зрения).
  5. Какие стилистические средства использует автор? (риторические вопросы, побудительные  предложения , народную мудрость).
  1. Творческая работа.
  1. Продолжите текст, высказав свою точку зрения по данному вопросу, используя разные виды сложных предложений.
  2.   Напишите сочинение-рассуждение по одной из пословиц.
  3.   Проверка : Чья работа понравилась больше? Почему?

Какие сложные предложения использовали?

Над какой темой работали? Насколько эта тема важна для вас сейчас?

Итог: Наш урок должен настроить вас на принятие первого

серьезного решения в вашей жизни, в выборе профессии. Мы должны правильно использовать предложения в речи и уметь ставить знаки препинания.

   Домашнее задание. Написать сочинение « Моя будущая профессия», используя разные виды сложных предложений.

Приведем при­ме­ры бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ний с раз­ны­ми зна­ка­ми пре­пи­на­ния из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

В бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ни­ях меж­ду их частя­ми скла­ды­ва­ют­ся раз­лич­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния, в зави­си­мо­сти от кото­рых меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ста­вят­ся сле­ду­ю­щие зна­ки препинания:

  • запя­тая;
  • точ­ка с запятой;
  • тире;
  • двое­то­чие.

Запятые в бессоюзных предложениях

Запятая ста­вит­ся меж­ду частя­ми бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния, если дей­ствие в про­стых пред­ло­же­ни­ях раз­во­ра­чи­ва­ет­ся одно­вре­мен­но или после­до­ва­тель­но. В слож­ном пред­ло­же­нии исполь­зу­ет­ся инто­на­ция перечисления.

Равномерное дви­же­ние лод­ки было нару­ше­но, направ­ле­ние уте­ря­но (А. Толстой).

Солнце сади­лось, ветер все креп­чал, закат раз­го­рал­ся пур­пу­ром (В. Короленко).

А в июль­ские дни начи­на­ет ходить по полям без­звуч­ные зар­ни­цы, вспы­хи­ва­ет и гас­нет над поспе­ва­ю­щи­ми хле­ба­ми розо­ва­тое яркое пла­мя (Ю. Грибов).

Зеленые дорож­ки в лесу все как буд­то курят­ся, туман вез­де под­ни­ма­ет­ся, вода пузырь­ка­ми садит­ся на листья, на хво­ин­ки ёлок, на пау­тин­ные сети, на теле­граф­ную про­во­ло­ку (М. Пришвин).

Леса задум­чи­во вспы­хи­ва­ют золо­том, изу­мруд­но игра­ют ози­ми на лег­ких осен­них мороз­цах (Ю. Грибов).

Тихи пру­ды, холод и мрак вод их угрю­мо заклю­чен в тёмно-зелёные сте­ны садов (Н. Гоголь).

Непрерывно тре­ща­ли куз­не­чи­ки, пели пере­пе­ла, вда­ли где-то лени­во посви­сты­ва­ли соло­вьи (А. Чехов).

Сыро, густо, тени­сто, сад запу­щен (Т. Толстая).

Точка с запятой в бессоюзных предложениях

В слож­ном бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии точ­ка с запя­той ста­вит­ся меж­ду про­сты­ми ослож­нен­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми, име­ю­щи­ми внут­ри свои зна­ки пре­пи­на­ния в виде запятых.

Тень и тиши­на. Статные оси­ны высо­ко лепе­чут над вами; длин­ные, вися­чие вет­ки берез едва шеве­лят­ся; могу­чий дуб сто­ит, как боец, под­ле кра­си­вой липы (И. Тургенев).

По реке кру­жи­лись снеж­ные вих­ри; они зарож­да­лись неожи­дан­но, слов­но сго­во­рив­шись, бежа­ли в одну сто­ро­ну и так же неожи­дан­но про­па­да­ли (В. Арсеньев).

Сквозь обна­жён­ные, бурые сучья дере­вьев мир­но беле­ет непо­движ­ное небо; тон­кий туман сто­ит вда­ли над жёл­ты­ми поля­ми (И. Тургенев).

Сквозь про­шло­год­нюю бурую лист­ву кое-где рас­тут высо­кие тра­вы; гри­бы сто­ят отдель­но под сво­и­ми шляп­ка­ми (И. Тургенев).

Сырая зем­ля упру­га под нога­ми; высо­кие сухие былин­ки не шеве­лят­ся; длин­ные нити бле­стят на поблед­нев­шей тра­ве (И. Тургенев).

Тире в бессоюзных предложениях

Тире ста­вит­ся меж­ду частя­ми бес­со­юз­но­го пред­ло­же­ни­я­ми, если меж­ду ними име­ет­ся зна­че­ние сопо­став­ле­ния (про­ти­во­по­став­ле­ния), след­ствия, срав­не­ния, усло­вия или вре­ме­ни совер­ше­ния действия.

Резкий воз­дух омыл лицо холод­ной водой — сон сра­зу про­пал (К. Паустовский).

В чистом поле идёшь — вете­рок встре­ча­ет и лицо обве­ва­ет (И. Никитин).

Сажаешь косо­го в рюк­зак — орет и ста­ра­ет­ся уку­сить. Опустишь на зем­лю — рюк­зак начи­на­ет беше­но пры­гать (В. Песков).

Смелые побеж­да­ют — трус­ли­вые поги­ба­ют (посло­ви­ца).

Шестнадцать лет слу­жу — тако­го со мной не было (Л. Толстой).

С миру по нит­ке — голо­му руба­ха (посло­ви­ца).

В пол­день прой­ти по мёрт­вой ули­це — чело­ве­ка не встре­тишь (М. Шолохов).

Это ёж — его голы­ми рука­ми не возь­мёшь (пого­вор­ка).

Он гово­рил — ему поко­ря­лись (И. Тургенев).

Летом про­ле­жишь — зимой с сумой побе­жишь (посло­ви­ца).

Не при­ло­жишь души — ника­кое дело не заиг­ра­ет (И. Васильев).

Пришла беда — отво­ряй воро­та (посло­ви­ца).

Двоеточие в бессоюзных предложениях

В бес­со­юз­ном слож­ном пред­ло­же­нии ста­вит­ся двое­то­чие, если вто­рая часть рас­кры­ва­ет или допол­ня­ет содер­жа­ние пер­вой, если ука­зы­ва­ет­ся при­чи­на того, о чем гово­рит­ся в пер­вой части, если меж­ду частя­ми пред­ло­же­ния скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные отно­ше­ния (воз­мож­на встав­ка сою­за «что» и слов «и уви­дел», «и услы­шал», «и почув­ство­вал»)

Так было и в этом году: осень сто­я­ла холод­ная, голая зем­ля про­мерз­ла и была твер­дая, как камень (Г. Скребицкий).

Вижу: что-то мельк­ну­ло в про­све­те, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев).

Летом в лесах сред­ней поло­сы сне­ги­рей не уви­дишь: гнез­дят­ся они в лесах север­ных (В Песков).

Поднимешь гла­за вверх: бел­ки вид­ны сре­ди вет­вей (К. Паустовский).

Ремонт был бы  гибе­лью для дома: нель­зя тор­мо­шить ста­рые, заду­бе­лые кости (В. Белов).

Однако пло­хо, если он [снег] будет сыпать всю ночь до утра. Тогда в лес хоть не ходи: ведь боль­шин­ство зве­рей днем спит, а ночью бро­дит в поис­ках пищи (Г. Скребицкий).

Форма и содер­жа­ние есть два изме­ре­ния вещей искус­ства: фор­ма — изме­ре­ние внеш­не­го, поверх­но­сти, содер­жа­ние — изме­ре­ние в глу­би­ну (М. Пришвин).

Я сра­зу понял: мед­ведь добы­ва­ет мёд (В. Арсеньев).

Человек само­влюб­лен­ный — это нечто сред­нее меж­ду глуп­цом и наха­лом: в нем есть кое-что от того и дру­го­го (Ж. Лабрюйер).

ava author

  • Рассказ о слове шоколад
  • Рассказ о слове трава 3 класс
  • Рассказ о слове тепло 3 класс проект по русскому языку примеры
  • Рассказ о слове спорт 3 класс
  • Рассказ о слове стр 72 3 класс с ответами по русскому языку