Рассказ о слове улица

В настоящее время в городе тамбове более 500 улиц, переулков и проездов. с фамильно-именными названиями насчитывается более 130. девятнадцать улиц

В настоящее время в городе Тамбове более 500 улиц, переулков и проездов. С фамильно-именными названиями насчитывается более 130. Девятнадцать улиц города названы в честь героев Великой Отечественной войны.

Именами уроженцев Тамбова Бориса Федорова и Владимира Михайлова названы две улицы в Октябрьском районе города.

Еще шесть улиц Тамбова названы именами наших земляков, уроженцев Тамбовской области: Александра Авдеева (Б.Талинка Тамбовского района), Якова Синева (с.Шумиловка Инжавинского района), Зои Космодемьянской (с.Осино-Гай Пичаевского района), Тамары Дерунец (с.Казывань Бондарского района), Василия Глазкова (с. Вердеревщино Бондарского района), Алексея Рязанова (с. Большая Кочетовка Токаревского района).

Имена-легенды живут и в названиях других улиц нашего города. Назовем эти имена: Николай Гастелло, Дмитрий Карбышев, Олег Кошевой, Иван Опалев, Иван Панфилов, Марина Раскова, Виктор Талалихин, Лиза Чайкина, Александр Матросов, Василий Сенько.

Низкий поклон вам, солдаты Победы.

Авдеев Александр Федорович

Родился в 1917 году в селе Большая Талинка Рассказовского района Тамбовской области. Окончил школу ФЗУ города Люблино Московской области, учился в аэроклубе. В Великой Отечественной войне воевал в составе 153-го истребительного авиаполка. Был зам. командира эскадрильи в звании старшего лейтенанта. Совершил 189 боевых вылетов, сбил 11 вражеских самолетов. Награжден орденом Красной Звезды. Погиб в воздушном бою 12 августа 1942 года под Воронежом. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 февраля 1943 года. В селе Новая Усмань Воронежской области А.Ф. Авдееву поставлен памятник. Одна из улиц Советского района города Тамбова названа в его честь.

Дерунец Тамара Яковлевна

Родилась в 1920 году в селе Казывань Бондарского района Тамбовской области. Училась в школе № 7 города Тамбова. Работала инструктором физкультуры в тамбовской фельдшерско-акушерской школе. В июне 1942 года Тамара была завербована разведотделом Брянского фронта и начала работать резидентом в тылу врага. Предатели из местных жителей выдали врагу советскую разведчицу. Фашисты долго пытали Тамару, но она стойко молчала и умерла мученической смертью в августе 1942 года. Посмертно была награждена орденом Великой Отечественной войны I степени. Улица в Советском районе города Тамбова названа ее именем.

Космодемьянская Зоя Анатольевна

Родилась в 1923 году в селе Осино-Гай Пичаевского района Тамбовской области в учительской семье. В 1931 году Космодемьянские переехали в Москву, где Зоя окончила 9 классов. Когда началась война, Зоя ушла добровольцем в комсомольский партизанский отряд Западного фронта. Вместе с партизанами она ходила в разведку в тыл врага под Наро-Фоминском. Фашисты схватили ее при поджоге конюшни. На допросах девушку зверски пытали и били, но она упорно молчала. Морозной ночью истерзанную и раздетую Зою водили вдоль деревни, но не добились ничего. Ее повесили утром, согнав местных жителей на казнь.

О подвиге Зои узнала вся страна, ее имя стало символом героизма и патриотизма. В 1942 году Зое Космодемьянской посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Ее прах перевезен и захоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы. В Тамбове, в центре города, на улице Советской, установлен памятник Зое. Одна из улиц Октябрьского района носит ее имя. В селе Осино-Гай также установлен памятник Зое, там же открыт музей.

Михайлов Владимир Александрович

Родился в г. Тамбове в 1920 году. Учился в средней школе № 6. Окончил военную школу пилотов. Воевал с 1943 года в боевой части истребительного авиаполка на Северо-Кавказском фронте. За годы войны совершил 600 боевых вылетов, лично сбил 8 самолетов противника и 4 в групповом участии. Трагически погиб в марте 1946 года. За храбрость, проявленную в боях Отечественной войны, награжден многими орденами и медалями. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1946 году. Похоронен в г. Калининграде. Одна из улиц Октябрьского района города Тамбова носит имя В.А. Михайлова. На ней установлена мемориальная доска в его честь (дом № 33). Вторая мемориальная доска установлена на здании лицея № 6 (бывшая школа № 6) по улице Советской, 89.

Синев Яков Михайлович

Родился в 1912 году в селе Шумиловка Инжавинского района Тамбовской области. Воевал в составе 9-й гвардейской стрелковой бригады 56-й армии Северо-Кавказского фронта. В одном из боев в апреле 1943 года, в районе станицы Крымской на Кубани автоматчик гвардии рядовой Я.М. Синев совершил свой подвиг. Вражеские дзоты на неприступной высоте длительное время сковывали действия гвардейского батальона. Пулеметы били не умолкая, Яков Синев забросал гранатами один дзот, но второй бил непрерывно. Не имея больше гранат и патронов, Яков бросился к дзоту и грудью закрыл амбразуру. Пулеметный огонь прекратился, и советские войска ворвались во вражеский тыл. В октябре 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство Я.М. Синеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в станице Крымской Краснодарского края. Одна из улиц Советского района города Тамбова носит его имя.

Федоров Борис Алексеевич

Родился в городе Тамбове в 1915 году. Здесь же окончил школу № 6. После школы работал слесарем на Тамбовской горэлектростанции. С 1933 года служил в армии. Во время Великой Отечественной войны воевал командиром батальона 7 гвардейской механизированной бригады. С ней капитан Борис Федоров прошел большой путь от берегов Волги до Литвы, был дважды ранен и контужен. Во время освобождения литовского города Шяуляй в 1944 году Федоров был смертельно ранен. За героизм, проявленный в боях, ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден полководческими орденами Суворова и Александра Невского. Одна из улиц Октябрьского района города Тамбова носит его имя. На здании лицея № 6 по улице Советской, 89, где окончил школу Борис Федоров, установлена мемориальная доска. Вторая доска установлена на здании № 14по ул. Б.Федорова.

Гастелло Николай Францевич

Родился в 1907 году. Командир эскадрильи капитан Гастелло совершил свой бессмертный подвиг в первые дни Великой Отечественной войны. 26 июня 1941 года эскадрилья самолетов под командованием капитана Н.Гастелло начала бомбить танковую колонну генерала Гудериана, но бензобак самолета командира был пробит вражеским снарядом. Огонь мгновенно охватил самолет. Сбить пламя было невозможно, и капитан Гастелло направил горящий самолет в самый центр скопления вражеской техники. Дорогой ценой заплатили фашисты за гибель героического экипажа. За этот подвиг Н.Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза. Имя Николая Гастелло увековечено в названии одной из улиц Советского района города Тамбова.

Карбышев Дмитрий Михайлович

Родился 26 октября 1908 года в городе Омске. Закончил Военно-инженерную Академию, имел 5 боевых орденов. Служил в Красной Армии, а с 1923 года преподавал в военных академиях Москвы. Доктор военных наук, крупный ученый, он написал около 100 научных трудов по военно-инженерному искусству. Начало войны застало генерала-лейтенанта инженерных войск Карбышева в Белоруссии. При переправе войск через Днепр он был сильно контужен и захвачен фашистами в плен. В лагерях для военнопленных Дмитрий Михайлович провел 4 года. Его жестоко пытали за отказ от сотрудничества с фашистскими военными инженерами. В феврале 1945 года генерал Карбышев был замучен немецкими палачами в лагере смерти Маутхаузен вместе с группой других военнопленных. Морозной ночью на плацу раздетых узников поливали водой из брандспойта и били дубинками, пока не превратили в ледяные глыбы. Генералу-лейтенанту Дмитрию Карбышеву присвоено звание Героя Советского Союза. Одна из улиц Советского района города Тамбова названа его именем.

Кошевой Олег Васильевич

Родился в июле 1926 года в городе Прилуки Черниговской области. С 1940 года жил и учился в школе города Краснодон Ворошиловоградской области. В годы Великой Отечественной войны Олег Кошевой участвовал в создании подпольной комсомольской организации “Молодая гвардия” в Краснодоне, был комиссаром и членом ее штаба. Являлся организатором и руководителем многих диверсий против оккупантов. В январе 1943 года организация была раскрыта фашистами. Олег пытался перейти линию фронта, но был схвачен врагами. После зверских пыток расстрелян в феврале 1943 года близ города Ровеньки Ворошиловоградской области. Звание Героя Советского Союза присвоено в сентябре 1943 года посмертно. Награжден орденом Ленина. Похоронен в братской могиле жертв фашизма в городе Ровеньки. Именем Олега Кошевого названа улица в Октябрьском районе города Тамбова.

Матросов Александр Матвеевич

Родился в 1924 году в городе Екатеринославле, ныне Днепропетровск. Рано лишившись родителей, воспитывался в детском доме. Работал помощником воспитателя в Уфимской трудовой колонии. Воевал с 1942 года в 91-й стрелковой бригаде на Калининском фронте. Рядовой А.Матросов совершил свой подвиг в феврале 1943 года в бою под деревней Чернушки Псковской области. Израсходовав все боеприпасы, Александр телом закрыл амбразуру вражеского дзота. Отважный воин ценою жизни содействовал выполнению боевой задачи. Его имя стало символом мужества и любви к Родине. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1943 году посмертно. Награжден орденом Ленина. Похоронен в городе Великие Луки. В память о воине-патриоте Александре Матросове названа улица в Советском районе города Тамбова.

Молодогвардейская

“Молодая гвардия” – подпольная комсомольская организация, созданная в июле 1942 года в городе Краснодоне Ворошилоградской области в период фашистской оккупации. Насчитывала свыше 100 человек. Члены организации совершали диверсии, организовывали побеги военнопленных из лагерей и готовили в городе вооруженное восстание. Подпольная организация имела типографию, оружие и взрывчатку, выпустила и распространила 5 тысяч листовок. В январе 1943 года организация была выдана провокатором, и почти все ее участники были арестованы. В фашистских застенках молодогвардейцы стойко выдержали жесткие пытки. Многие, замученные или еще живые были сброшены в шурф шахты, другие расстреляны. В сентябре 1943 года членам штаба “Молодая гвардия” Ульяне Громовой, Ивану Земнухову, Олегу Кошевому, Сергею Тюленину, Любови Шевцовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, другие молодогвардейцы награждены орденами и медалями. Похоронены в братских могилах жертв фашизма в городе Краснодоне и городе Ровеньки Ворошиловоградской области. Имя “Молодогвардейская” присвоено улице Советского района города Тамбова.

Опалев Иван Васильевич

Родился в ноябре 1906 года в деревне Удмуртские Ключи, ныне Глазовского района Удмуртии. В 1921 году окончил военно-техническую школу в городе Ижевске, в 1924 году – совпартшколу. Воевал с августа 1941 года командиром 40-го гвардейского минометного дивизиона 2-го Украинского фронта. Гвардии-майор Опалев отличился в боях за освобождение Румынии и Венгрии. Несколько раз поднимал воинов в контратаку. Его дивизион прокладывал огнем путь наступления воинам армии, уничтожал множество боевой техники и живой силы противника. В марте 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Кутузова, Александра Невского, Отечественной войны. С 1946 года И.В. Опалев майор в запасе, жил в Москве. Умер в январе 1956 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Одна из улиц Советского района города Тамбова носит его имя.

Панфилов Иван Васильевич

Родился в 1893 году в городе Петровске, ныне Саратов. Участник 1-й мировой войны. В гражданскую войну командовал взводом в Чапаевской дивизии. С 1938 года служил военным комиссаром Киргизской ССР. С июля 1941 года генерал-майор Панфилов – командир 8-й гвардейской дивизии 16-й армии Западного фронта. В октябре 1941 года, в тяжелых оборонительных боях под Москвой бойцы и командиры дивизии под его командованием, удерживая рубежи обороны на Волоколамском направлении, проявляли массовый героизм, разгромив 4 дивизии противника, несколько тысяч гитлеровцев и более 80 танков. В ноябре 1941 года генерал Панфилов погиб в бою смертью храбрых у деревни Гуськово Волоколамского района Московской области. Звание Героя Советского Союза посмертно присвоено в апреле 1942 года. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени. Похоронен в городе Москва на Новодевичьем кладбище. Одной из улиц Советского района города Тамбова присвоено его имя.

Раскова Марина Михайловна

Родилась 8 марта 1912 года. Окончила институт гражданского воздушного флота. Работала инструктором-штурманом, летала на спортивных самолетах. Неоднократно принимала участие в дальних беспосадочных перелетах. В сентябре 1938 года в составе женского авиационного экипажа совместно с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко штурман Раскова совершила беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток, установив мировой рекорд дальности. Об этом перелете она рассказала в своей книге “Записки штурмана”. Во время Великой Отечественной войны Марина Раскова возглавила женский бомбардировочный авиаполк. В январе 1943 года, попав в тяжелые метеорологические условия, самолет Расковой потерпел катастрофу и ее экипаж погиб. Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова похоронена в Москве на Красной площади. Ее имя было присвоено Тамбовскому Высшему Военному Краснознаменному училищу летчиков. Одна из улиц Советского района в Тамбове также носит ее имя.

Сенько Василий Васильевич

Родился в октябре 1921 года на Украине в селе Семеновка Черниговской области. В 1941 году окончил военную авиационную школу. Воевал штурманом 10-го гвардейского полка. Совершил 430 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов врага. В 1943 и в 1945 г.г. выдающийся мастер самолетовождения и меткого бомбометания награждался званием Героя Советского Союза. Сенько В.В. был единственным штурманом в нашей авиации, удостоенным такого звания дважды. После войны окончил военно-воздушную академю. Одним из первых осваивал полеты на реактивных самолетах. Много лет В.В. Сенько служил в Тамбовском высшем военно-авиационном училище летчиков им. М.Расковой, передавая богатый опыт молодым авиаторам. Полковник В.В. Сенько умер в июне 1984 года, похоронен на Воздвиженском кладбище города Тамбова. Имя легендарного штурмана присвоено одной из улиц Советского района г. Тамбова. На доме, где жил В.В. Сенько установлена мемориальная доска (ул. Сенько, 21).

Талалихин Виктор Васильевич

Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского района Саратовской области. В 1938 году окончил Борисоглебскую школу военных летчиков. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 г.г. В Великую Отечественную войну был зам. командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка. В ночь на 7 августа 1941 года впервые в истории авиации совершил ночной воздушный таран, сбив на подступах к Москве вражеский бомбардировщик. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В последующих боях Виктор Талалихин сбил еще 5 самолетов противника. В октябре 1941 года героически погиб в воздушном бою. В 1960 году в городе Подольске, недалеко от места гибели летчика, ему установлен памятник. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью авиаполка. Награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В честь Виктора Талалихина названа одна из улиц Советского района города Тамбова.

Чайкина Елизавета Ивановна

Родилась в 1918 году в Пенновском районе Калининской области. Работала в редакции газеты секретарем Пеньковского райкома комсомола. Одна из организаторов партизанского отряда. В ноябре 1941 года обходила населенные пункты области, призывая население к сопротивлению и рассказывая о прошедшем торжественном заседании и параде войск в Москве. По доносу предателя была схвачена гитлеровцами, подвергнута пыткам и расстреляна. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно в 1942 году. Награждена орденом Ленина. Похоронена в поселке Пенно Калининской области, там же установлен памятник. Одна из улиц Советского района города Тамбова названа Лизы Чайкиной.

Если мы откроем словарь и посмотрим определение слова «краеведение», то узнаем, что оно трактуется как совокупность исторических и географических знаний об отдельных местностях страны. Чаще всего в фокусе внимания краеведа оказываются яркие объекты с богатой историей: древние храмы, заброшенные усадьбы, дома известных людей… Но со временем приходит понимание, что самое интересное всегда сокрыто в простых, казалось бы, локациях, да и не сокрыто оно вовсе – наоборот, самое интересное почти всегда перед глазами, нужно только суметь рассмотреть. Сегодняшний рассказ посвящается одной из улиц в микрорайоне Мамонтовка города Пушкино – улице Лесной, улице моего детства.

zaglavnoe foto

МЕДВЕЖИЙ УГОЛ

Улица Лесная в Мамонтовке состоит всего из трех домов. Эти одинаковые типовые девятиэтажки появились здесь относительно недавно – в самом конце восьмидесятых-начале девяностых. С тех пор в Мамонтовке, которая в 2003 году из поселка превратилась в микрорайон Пушкино, не построили ни одного нового многоэтажного дома.

Первая девятиэтажка на Лесной была заселена в ноябре 1986 года, это я знаю по рассказам мамы, ведь как раз тогда моей семье дали квартиру в этом доме. Я стала почти его ровесницей, появившись на свет в мае 1987-го.

Улица Лесная – истинный «медвежий угол». Полагаю, что возникла она только после строительства поселка Акулово, который относится к Москве, или одновременно с ним.

В детстве улица казалась мне необыкновенной. Во-первых, удивляло, что наши три дома, которые были и остаются самыми высокими в Мамонтовке, фактически стоят на опушке леса. С моего седьмого этажа елки уходили за горизонт бесконечным зеленым полотном. Раньше лес был настоящей чащей, зимой на снегу можно было увидеть следы зайца, лисы, кабана. Маленькой меня катали здесь на санках, ставили на лыжи. За неимением прочих локаций для «тусовок» в подростковые годы опушка леса была местом празднования дней рождений и прогуливания уроков.

Девятиэтажки стоят на опушке леса.jpg
Девятиэтажки стоят на опушке леса

С противоположной стороны наша улица граничила с частным сектором, где в 90-е люди еще держали кур, коз и коров, набирали воду из общей колонки, сажали огороды и жгли бесконечные костры. Во дворе у каждой семьи непременно жили собаки, облаивающие велосипедистов и прохожих. Территорию вокруг участков летом окашивали, причем исключительно вручную, косами – до сих пор помнится этот звук покоса и запах травы.

По утрам возле дома всегда было многолюдно – сказывалось соседство с акуловской школой. Из окна кухни было любопытно смотреть, как учеников строят на линейку, как гоняют во время физкультуры на улице, но самым зрелищным был конечно выпускной – можно было оценить платья и прически старшеклассниц, стягивающихся к школе.

Вечерами, наоборот, во дворе не было ни души. Исключение составлял только самый знойный отрезок лета, когда в квартирах было душно, и бабушки нашего дома заседали у подъезда до ночи. В остальные месяцы вечерняя улица помнится мне пустынной, продуваемой всеми ветрами из-за трех домов-великанов, стоящих так близко друг к другу, что образовывался сквозняк.

Девятиэтажки и сейчас граничат с частным сектором.JPG
Девятиэтажки и сейчас граничат с частным сектором

Было ощущение, что наши «огромные» девятиэтажки попали в этот микромир словно по ошибке, они как-то не вписывались в окружающий пейзаж.

В детстве я долго не могла осознать границы нашего города, района, поселка, потому что с одной стороны был этот бесконечный лес, с другой – кусочек «деревни», а дальше – Акулово, которое уже относилось к Москве. Кстати, первые представления о настоящей, не островной Москве у меня появились как раз на Лесной и благодаря… салюту!

Из окна все той же кухни вдалеке за лесом был виден шпиль Останкинской башни, меня учили ориентироваться по нему, объясняя, что вот там Москва, большой и главный город.

В дни всеобщих праздников в 22 часа полагалось погасить свет, найти взглядом башню и ждать. Даже сегодня я помню, как билось сердце при виде разноцветных всполохов фейерверка, озарявших небо где-то у горизонта… Это был салют на ВДНХ.

ЗАБРОШКА ПАХЛА ТЛЕНОМ И ЗАПУСТЕНИЕМ

Во дворе нашего дома имелась очень скромная, прямо-таки аскетичная детская площадка. Железная горка, песочница, качели, бревно для околоподъездных посиделок.

А прямо за площадкой стояло ОНО – будоражившее мое сознание заброшенное здание. Здесь пахло тленом, сыростью и запустением. Как и любого ребенка меня манила эта «заброшка». Но попасть внутрь было нельзя, и, гуляя во дворе, я просто подолгу рассматривала брошенный дом.

Я во время зимней прогулки, позади тот самый заброшенный дом (1993).JPG
Во время зимней прогулки, позади тот самый заброшенный дом. 1993 г.

По прошествии 30 лет откуда-то из глубины памяти всплывает картина: около здания ходит пожилой высокий мужчина с седыми волосами. Он как будто пытается спасти здание от полного разрушения, забивает досками окна, отгоняет хулиганов, вешает все новые замки на одну единственную дверь. Но зданию уже нельзя помочь: дом день ото дня продолжает быстро ветшать, стены покрывают нецензурные ругательства, вокруг копятся кучи мусора, а диковатые старшеклассники из любопытства поджигают спичками раскрошившийся местами утеплитель. Бродивший возле здания пожилой мужчина запомнился мне печальным…

Только недавно я узнала историю этого человека и его дома.

КАК НАЧИНАЛСЯ ПОИСК

Будучи краеведом, я часто пишу о разных интересных объектах района. Но материалы по своей собственной улице мне как-то не попадались. Я сочла это упущением: сапожник без сапог.

Справедливости ради стоит отметить, что к поиску сведений по Лесной меня сподвигло еще одно небольшое событие, ставшее в итоге катализатором развития всего исследования.

Летом я проводила экскурсии по поселку Акулово. И однажды ко мне на экскурсию пришла Наталья Иванова. Она заинтересовалась историей поселка потому, что ее бабушка и дедушка раньше жили здесь. В разговоре выяснилось, что дом ее родных находился как раз в районе Лесной, на месте теперешних девятиэтажек.

Дедушка Натальи – Кауркин Николай Степанович (05.02.1911 — 27.02.1978) – работал в гараже Акуловского гидроузла с ноября 1939 года. Основная профессия – шофер. Во время войны он участвовал во всех работах по обеспечению защиты и бесперебойной работоспособности Акуловского гидроузла. Был награждён медалью «За оборону Москвы» и медалью «Ветеран труда».

675432.jpg
Николай и Александра Кауркины

Его жена, Александра Ивановна, была домохозяйкой, воспитывала четверых детей, работала на личном приусадебном участке.

В детстве Наталья с родителями часто приезжала в Мамонтовку, она помнила прежний адрес дома своих родных – улица Лесная, 5. Однако в личной карточке Н.С. Кауркина, которая хранилась в гараже Акуловского гидроузла, значился адрес – улица Луговая, 5. Никакой другой уточняющей информации не было.

Рассказ Натальи побудил меня к дальнейшим поискам материалов по Лесной улице.

Окончание материала читайте здесь.

В материале использованы изображения из личного архива автора, а также фотографии Андрея Гречи, фотографии из семейного архива Кауркиных, Фурман и чертежи из Центрального государственного архива Московской области.


Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

3 класс

Наименование УМК: «Школа России»

Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.

Задачи:

образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.

Тип урока: обобщающий урок – проект.

Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

I Оргмомент.

Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете, о чём я говорю?

( Проект – шаг вперёд).

— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)

— Как вы его понимаете?

II Мотивация.

Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».

— Почему девочка ничего не поняла?

— Что такое слово?

— С чем будем работать?

Тема проекта – рассказ о слове.

(Выставляется книжка с названием проекта)

III Предпроектная подготовка

Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)

Задачи:

вспомнить ….

найти …

работать …

— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)

— Речь пойдёт о слове свет.

IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка. (Слайд 5)

— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

Гипотезы.

— Как можно точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

свет

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. Источник освещения, освещённое место.

3. Восход солнца, рассвет.

4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)

свет

1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

2. Общественная среда, общество.

— Что подсказывает словарь?

— Прочитайте их значения.

— Каким является первое слова свет?

— Какие это слова по отношению друг к другу?

— Стоит ли оставлять последний рисунок?

3. Часть речи.

— Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)

4. Однокоренные слова.

— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд 8)

Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)

— Из какой сказки отрывок? Кто автор?

— Нет ли здесь нужных нам слов?

— Что такое светлица?

Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.

— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)

Проверка. (Слайд 11)

— Прочитайте, что выписали.

— Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)

Проверка. (Слайд 13)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

— Справилась ученица со своей задачей?

— Достаточно ли полно изложен материал?

— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

VI Рефлексия.

— Удалось узнать что-то новое?

— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.

(Слайд 14)

Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.

О ком мы говорим чаще всего? Конечно о себе! Перечислять ситуации, в которых пригодится умение рассказать о себе, можно бесконечно. Это и собеседование на новую должность, и интервью при поступлении в университет, и монолог во время первого знакомства с коллегами или новой компанией друзей, и деловое письмо, и даже школьное сочинение.Помимо всего перечисленного, рассказ о себе можно использовать буквально в любой ситуации, даже если вы сидите в очереди в больнице.

Почему важно уметь рассказать о себе?

Самопрезентация — это умение сформировать желаемое мнение о себе, расположить слушателей, завоевать их доверие, продемонстрировать свои сильные стороны и позволить другим научиться лучше вас понимать. Иными словами, это фундамент вашей будущей успешной коммуникации.

Когда может понадобиться умение рассказать о себе

  1. На собеседовании
  2. На свидании
  3. На экзамене
  4. Во время знакомства с новым коллективом
  5. Перед выступлением на сцене/конференции
  6. Знакомясь с родителями невесты/жениха
  7. На приёме у врача

Как может выглядеть план рассказа о себе

Для того чтобы ваш рассказ было легче понять, составьте план. Чтобы он был более структурированным и логичным, включите в него следующие пункты:

  1. Общая информация.Кратко о себе: как вас зовут, откуда вы, сколько вам лет.
  2. Род деятельности (работа, образование). Расскажите о том, чем вы занимаетесь: работаете в офисе, занимаетесь фрилансом, ведёте собственный бизнес или учитесь в университете. Не забудьте рассказать о том, что вам нравится в вашей работе или учёбе.
  3. Семья. Рассказывая о семье, делитесь общими фактами: есть ли у вас братья и сёстры, чем занимаются/занимались ваши родители, как вы проводите время вместе, как часто видитесь. При этом не распространяйтесь о сугубо личных фактах: излишняя искренность так же может смущать, как и закрытость.
  4. Личные качества. Если вы делитесь вашим мнением о себе, об особенностях своего характера, не стесняйтесь хвалить себя, подсвечивать свои сильные стороны, но, безусловно, помните о том, что во всём нужна мера. Признавать (но не заниматься самобичеванием), что у вас есть какие-то отрицательные черты характера тоже важно, это говорит о том, что вы себя принимаете, но в тоже время работаете над собой.
  5. Образование. Расскажите о том, где вы получили образование или учитесь прямо сейчас. Упомяните позитивный опыт, который получили во время учёбы, как вас это сформировало как личность.
  6. Увлечения. Говорите о том, чем вы занимаетесь в свободное от работы или учёбы время, это помогает найти общие с собеседниками интересы, расположить слушателей и просто найти друзей.
  7. Планы на будущее. Расскажите о том, что вы планируете сделать в ближайшее время или в отдалённом будущем, какие у вас цели и как вы собираетесь их достичь.

Пользуясь этим планом или несколькими пунктами из него, постарайтесь написать текст на английском языке, чтобы в будущем, когда вам придётся идти на собеседование, писать сочинение или знакомиться с новым коллективом, у вас был небольшой рассказ, который вы сможете использовать как основу.

Полезные выражения

Начать рассказ о себе можно со следующих предложений:

Let me introduce myself . — Позвольте мне представиться.

Let me say a few words about myself. — Позвольте немного рассказать о себе.

I’d like to tell you about myself. — Я бы хотел рассказать о себе.

Here are a few words about myself. — Вот несколько слов обо мне.

Поделиться общей информацией о себе:

My name is… — Меня зовут…

I’m… — Я…

I also go by… — Меня также называют…

But my friends call me… — Но друзья обычно называют меня…

But you can call me … — Но вы можете называть меня…

But people usually call me… — Но меня обычно называют…

I’m… years old. — Мне… лет.

I was born in… — Я родился в…

I’m + национальность — Я + (национальность)

I’m from + страна — Я из…

Название города + is my home town. — (Название города) — мой родной город.

Рассказать о роде деятельности:

I’m a… — Я + (профессия)

I work as a… — Я работаю…

I’m… by profession. — Я… по профессии.

I’m a student. — Я — студент.

I study at… — Я учусь в…

О семье:

I have a big/small family. — У меня большая/маленькая семья.

I come from a small/ large family. — Я из маленькой/большой семьи.

I have / have no siblings. — У меня есть/нет родные братья и сестры.

I’m the only child in the family. — Я единственный ребёнок.

My family consists of… members. — Моя семья состоит из… человек.

I have a mother, a father and a younger/elder brother/sister. — У меня есть мама, папа и младший/старший брат/сестра.

I live with my parents. — Я живу с родителями.

I’m married/single/divorced. — Я женат (замужем) / не женат (не замужем) / разведён (разведена)

My father/mother is… — Мой отец/мать работает…

Когда вы говорите о личных качествах, вам пригодится следующая лексика:

скрупулёзный —
accurate [‘ækjərət]

крутой —
awesome [‘ɔːsəm]

капризный —
capricious [kə’prɪʃəs]

нетерпеливый —
impatient [ɪmˈpeɪʃnt]

пронырливый —
cunning [‘kʌnɪŋ]

эксцентричный —
eccentric [ɪk’sentrɪk]

экстравертированный —
extroverted [‘ekstrəvɜːtid]

ревнивый —
jealous [‘ʤeləs]

беспечный —
easy-going [i:zi:gəuiŋ]

меланхоличный —
melancholic [ˌmelən’kɔlɪk]

наивный —
naive [naɪˈiːv]

обыкновенный —
ordinary [‘ɔːd(ə)n(ə)rɪ] / average [‘æv(ə)rɪʤ]

непринуждённый —
relaxed [rıʹlækst]

замкнутый —
reserved [rɪ’zɜːvd]

застенчивый, стеснительный —
self-conscious [ˌself’kɔn(t)ʃəs]

хитрый —
sly [slaɪ]

строгий —
strict [strɪkt]

задумчивый —
thoughtful [ˈθɔːtf(ə)l]

суровый —
tough [tʌf]

непредсказуемый —
unpredictable [ˌʌnprɪ’dɪktəbl]

замкнутый —
unsociable [ʌnˈsəʊsəbəl]

странный, чудной —
weird [wɪəd]

с широкими взглядами —
broad-minded [ˌbrɔːd’maɪndɪd]

очаровательный —
charming [‘ʧɑːmɪŋ]

сострадательный —
compassionate [kəm’pæʃ(ə)nət]

уверенный в себе —
confident [‘kɔnfɪd(ə)nt]

сознательный —
conscientious [ˌkɔn(t)ʃɪ’en(t)ʃəs]

внимательный к другим —
considerate [kən’sɪd(ə)rət]

отважный —
courageous [kəˈreɪdʒəs]

любопытный —
curious [ˈkjʊərɪəs]

стойкий —
determined [dɪ’tɜːmɪnd]

полный энтузиазма —
enthusiastic [ɪnˌθjuːzɪ’æstɪk]

преданный —
faithful [‘feɪθf(ə)l]

одаренный —
gifted [‘gɪftɪd]

трудолюбивый —
hard-working [‘hɑːdˌwɜːkɪŋ]

скромный, непритязательный —
humble [‘hʌmbl]

верный, преданный —
loyal [‘lɔɪəl]

зрелый —
mature [mə’tjuə]

веселый —
merry [‘merɪ]

скромный —
modest [ˈmɒdɪst]

благородный —
noble [‘nəubl]

расчетливый —
prudent [‘pruːd(ə)nt]

благоразумный —
reasonable [‘riːz(ə)nəbl]

надежный —
reliable [rɪˈlaɪəbəl]

вежливый —
respectful [rɪ’spektf(ə)l]

ответственный —
responsible [rɪˈspɒnsɪbəl]

тщеславный —
vain [veɪn]

мудрый, рассудительный —
wise [waɪz]

остроумный —
witty [ˈwɪtɪ]

целеустремленный —
ambitious [æmˈbisəs]

Рассказывая о вашем образовании, используйте следующие фразы:

I have a degree in… — У меня научная степень по…

I graduated from… university. — Я закончил… университет.

My major is/was… — Я специализируюсь/специализировался в…

I studied… — Я изучал…

Чтобы рассказать об увлечениях и том, как вы проводите свободное время, запомните следующие фразы:

In my free time I like… — В свободное время я люблю…

I usually… when I have free time. — Когда у меня есть свободное время, я обычно…

I really like/enjoy/love… — Я очень люблю…

I’m interested in / fond of / keen on… — Мне интересно…

Вам пригодятся следующие фразы, чтобы поделиться планами на будущее:

In future I hope… — В будущем я надеюсь…

I’m planning to… next month/year. — Я планирую… в следующем месяце/году.

I want to… in future. — Я хочу… в будущем.

I would really love to… one day. — Я бы очень хотел однажды…

Для того чтобы ваша речь звучала более естественной, используйте вводные слова:

Actually — вообще-то

Basically — буквально

Honestly — честно

To tell the truth — честно говоря

Moreover/besides/in addition to — кроме того

Firstly/secondly/thirdly — во-первых/во-вторых/в-третьих

However — тем не менее

Although — хотя

When it comes to — что касается

For example / for instance — например

Типичные ошибки

  1. Говорить мало, очень короткими предложениями.
  2. Слишком много говорить о себе, хвастаться.
  3. Ругать себя, выставлять в негативном свете.
  4. Делиться очень личным.
  5. Осуждать других, говоря, что вы не такой.

Нюансы рассказа о себе

То, как мы рассказываем о себе на русском языке, существенно отличается от такого же рассказа на английском. В особенности эта разница прослеживается, если мы говорим об американском варианте. То, что для нас, носителей русскоязычной культуры и менталитета, является хвастовством, в американской культуре воспринимается иначе. Там высказываться о себе комплиментарно не является чем-то лишним и точно не считывается как попытка хвастаться. Наоборот, подчёркивать свои достижения и положительные качества очень важно, это признак того, что вы знаете себе цену, в особенности это касается собеседований при приёме на работу. Негативная же оценка себя воспринимается не как благородная скромность, к чему мы привыкли в нашей культуре. Безусловно, мы должны знать о своих слабых сторонах, видеть свои недостатки, но выпячивать их не стоит, скорее принимать и заявлять о своём намерении самосовершенствоваться. Иными словами, мы говорим о них как о зонах роста.

Пример краткого представления себя

Let me tell you a little bit about myself. My name is Anna, I’m 31. I’m from Saint-Petersburg, Russia. My family and ancestors have lived in this city for centuries. I don’t have a big family, it’s my father, mother, grandpa, my cat and me. My parents are engineers and my grandfather used to be a firefighter, but now he’s retired. I’m an interpreter and a teacher and I genuinely love my job and my incredibly talented colleagues.
I graduated from SPbSU where my major was linguistics. So, I have BA and MA in linguistics. I really enjoyed my student years, it was not only the time I learned a lot and worked hard to write my thesis but also I was then when I met my friends and had a lot of fun. I cherish those memories and friendships of course.
In my free time I enjoy doing sports, especially boxing, playing the piano, cooking, learning something new and travelling. Besides, a great deal of my free time is dedicated to my family and friends for I’m a firm believer that they are the second family that we have a chance to get. And they are definitely the ones who can speak about my personal traits since they witness what kind of a person I am and have the right to judge by my actions. My friends say that I’m a kind, doting, generous person, a loyal person with a great sense of humour that gets me in trouble at times, which I agree with. As an employee I do my best to be reliable, hard-working, respectful and diligent. But I have to admit that I’m quite ambitious and determined.

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Специалисты учреждений культуры Москвы, Санкт-Петербурга, Верхотурья и других городов страны познакомят школьников с уникальными экспозициями.

В декабре для московских школьников пройдут виртуальные экскурсии в рамках проекта «Прогулки по музеям онлайн». Для того, чтобы принять участие необходимо пройти электронную регистрацию на сайте проекта.

На встрече, организованной Музеем Л.Н. Толстого, ребята узнают о школе, которую писатель открыл в Ясной Поляне для крестьянских детей, познакомятся со старинной азбукой и попробуют написать слова по правилам орфографии XIX века. Мероприятие пройдет 6 декабря.

9 декабря все желающие могут отправиться в гости к Александру Сергеевичу Пушкину. На встрече пойдет речь о жизни и творчестве великого писателя и поэта: о его детстве в Москве, о лицейских годах, о службе в Петербурге и на юге Российской империи, о ссылке в село Михайловское и возвращении в столицу.

Специалисты Музея морского флота расскажут о Дне атомного ледокольного флота. У ребят будет возможность встретиться с дочерью знаменитого фотокорреспондента Совинформбюро Дмитрия Козлова, которому посчастливилось запечатлеть первый подъем флага на уникальном ледоколе. Мероприятие состоится 10 декабря.

В этот же день школьники смогут «перенестись» в Санкт-Петербург и посетить Музей истории фотографии. Ребята узнают о магии света, камере-обскуре, внутри которой появляется перевернутое изображение. Им также покажут фотоаппарат весом пятьсот килограммов и камеру из фильма о «мальчике, который выжил».

Музей современной истории России подготовил для юных москвичей интерактивную викторину. Им предстоит ответить на вопросы, посвященные основному закону Российской Федерации: что прописано в Конституции, на какие статьи следует обратить особое внимание, какие поправки, одобренные в ходе общероссийского голосования, были внесены в 2020 году. Проверить свои знания можно 10 декабря.

13 декабря всех желающих приглашают отправиться на онлайн-прогулку по Большой улице Владимира-на-Клязьме. Рассказ экскурсовода поможет ребятам совершить путешествие в прошлое — в губернский город Владимир с проезжающими экипажами, каменными зданиями и домами с мезонинами.

Музей истории денег, расположенный в Переславле-Залесском, познакомит ребят со своей уникальной коллекцией. Участники встречи услышат рассказ о том, где и когда появились первые деньги, и увидят монеты, за которыми охотились пираты. Встреча пройдет 13 декабря.

Во время виртуальной экскурсии, которая состоится 14 декабря, школьники узнают, с какой целью создавались куклы и почему дети начали играть с ними лишь в середине XIX века. Учащимся покажут, как антикварные куклы выглядят изнутри, как скрепляются и за счет чего двигаются.

На экскурсии Вологодского государственного музея-заповедника, которая пройдет на площадке Музея кружева 15 декабря, участников познакомят с основными этапами развития популярного промысла — кружевоплетения. Ребята получат представление о технике создания многопарного и сцепного коклюшечного кружева и увидят уникальную коллекцию музея.

16 декабря Музей-заповедник «Коломенское» проведет экскурсию по терему царицы. Ребята прогуляются по парадным комнатам дворца, узнают, где государыня проводила время, чем бывала занята.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник познакомит юных ценителей искусства с творчеством скульптора и художника, литератора и педагога Ефима Васильевича Честнякова, чьи работы посвящены традициям, обрядам и бытовой стороне русской жизни. Экскурсия состоится 16 декабря.

Музейный центр «Московский дом Достоевского» был открыт к 200-летию со дня рождения великого писателя. 17 декабря сотрудники Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля познакомят всех желающих с обновлённой экспозицией, рассказывающей о творчестве Федора Михайловича и его главных произведениях.

Сотрудники Мультимедийного комплекса актуальных искусств покажут школьникам выставочную программу фестиваля «Искусство будущего», в рамках которого художники из разных стран экспериментируют с новыми темами и техниками. Учащимся расскажут, как создать арт-объект из данных социальной сети, как работают интерактивные медиаинсталляции и многое другое. Мероприятие состоится 20 декабря.

22 декабря ребят ждут в гости в доме великого певца Федора Ивановича Шаляпина. Участники увидят личные вещи, фотографии, костюмы артиста и даже послушают уникальные записи его голоса.

Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник подготовил цикл тематических экскурсий для школьников. Открывает его встреча, посвященная роли Верхотурья в истории России. Ребятам расскажут, как старейший город Свердловской области стал первой столицей Урала, почему Верхотурье называли «воротами в Сибирь» и какое значение имело открытие Артемием Бабиновым «государевой Верхотурской дороги». Мероприятие состоится 22 декабря.

24 декабря юных жителей столицы сотрудники Музея железных дорог России города Санкт-Петербурга познакомят с экспозицией, посвященной открытию Санкт-Петербургской железной дороги. Они узнают, как создавалась эта магистраль, с какими трудностями столкнулись инженеры и строители при прокладке линии и какие архитектурные решения были использованы при строительстве станций.

«Прогулки по музеям онлайн» — это виртуальная площадка для знакомства юных москвичей с историей и культурой страны, ее бытом и традициями. Проект стартовал в апреле 2020 года.

  • Рассказ о слове сугроб
  • Рассказ о слове тигр
  • Рассказ о слове тишина
  • Рассказ о слове уши
  • Рассказ о слове снегопад 3 класс проект по русскому языку