Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Тема: где путь прямой, там не езди по кривой.предметный планируемый результат строится на основе предметного результата из рпуп, проводится конкретизация

Тема: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Предметный планируемый результат (строится на основе предметного результата из РПУП, проводится конкретизация на содержание данного урока):

— умение понимать смысл текста, выделять главное и второстепенное.

— умение распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь)

Установление связи: совершенствовать умение анализировать тексты, понимать и преобразовывать одну информацию в другую.

слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь),

пословицы и поговорки, возникновение которых связано с качествами и чувствами людей,

Какое знание будут «открывать» учащиеся: лексическое значение слов по теме урока (из истории языка и культуры), расширение кругозора школьников.

Какой способ действия будут осваивать учащиеся: смысловая работа с текстами, анализ и обобщение полученной информации по теме урока.

Как новые знания и способ действия связаны с ранее изученными: совершенствование знаний на основе текста и пословиц о правде и лжи.

Какие типовые задания научатся решать учащиеся: искать ответы на вопросы в тексте, подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, объяснять смысл пословиц.

Деятельностная цель ОНЗ: учить применять полученные знания по теме урока на практике в повседневной жизни.

Содержательная цель ОНЗ: расширить знания школьников по теме «Правда и ложь».

Этап урока/задача

Содержание (задания)

(полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока)

Деятельность учителя (как помощника, организатора)

(вопросы, действия)

Деятельность учащихся

(личностные, метапредметные и предметные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие учителя. Сообщение темы урока. А для того, чтобы узнать, о чем будем говорить на уроке, предлагаю послушать текст .

Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Текст.

В рассказе Николая Николаевича Носова «Фантазеры» Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы – у кого лучше получится. Мишутка говорил, что раньше он «был большой-большой», а потом стал маленьким, что у него голова новая выросла…Стасик сочинял, что он раньше умел летать, что летал на Луну…

«Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

— Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!»

Какие слова синонимы часто употреблялись в тексте?

Давайте запишем эти слова в столбик, а рядом – однокоренные слова, которые называют человека.

придумывали, сочинял, врут, обманываем, сказки рассказываем, выдумываем

придумывать небылицы- придумщик

сочинять – сочинитель

обманывать — обманщик

выдумывать — выдумщик

рассказывать сказки — рассказчик

врать – врун

3.Выявление места и причины затруднений.

Рассказ учителя «Из истории языка и культуры»

Слово «врать» не всегда значило «лгать». Еще 200 лет назад, во времена А. С. Пушкина, можно было услышать: «Полно врать пустяки», то есть «говорить глупости», «попусту болтать». Первоначальное значение глагола «врать» – «говорить».

слушают и запоминают информацию.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

работа с синонимами и антонимами

Подберите синонимы и антонимы к слову «правда». Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему?

выполняют задание

5.Реализация построенного проекта

работа в паре.

1.Сказка – (….) , да в ней намек, добрым молодцам урок.

2.Большая (….) начинается с маленького (….).

3. Жить в (…) как в тумане.

4.- Может быть, никаких друзей вовсе не бывает на свете, — сказал грустно Отшельник, — и лучше их и не искать?

— (…)! – сказала роза. – Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашел ты их только потому, что не знал, где их искать.

Слова для справок: обман, ложь, неправда, вранье.

Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Найди среди предложений пословицы.

выполняют задание

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Текст.

Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!

— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!

Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:

— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? Аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По-моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье-бытье идет как по маслу.

Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:

— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!

Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:

— Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой!

Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».

Прочитайте начало сказки Владимира Ивановича Даля «Правда и Кривда».

1.Выпишите слова и выражения, относящиеся к Правде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Правда.

2. Выпишите слова и выражения, относящиеся к Кривде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Кривда.

читают текст

выполняют задания.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Составление текста.

Правда, как (…), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (…) боится. Правда (….) идет, как (…), а Кривда (….) да (…)

Составьте общий текст, начните так: (показ слайда)

Правда, как (солнце), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (взглянуть) боится. Правда (по земле) идет, как (стрела), а Кривда (ковыляя.) да (пошатываясь)

8.Включение в систему знаний повторение.

Когда человек скрывает правду, он изворачивается, юлит, кривит душой, лукавит, виляет, извивается ужом.

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений?

Ответы учеников

9. Рефлексия УД на уроке

Беседа

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие задания понравились больше всего? Какие показались трудными? Как вы считаете, на уроке сегодня получили вы какую-нибудь полезную информацию для себя?

Ответы учеников

Музыкальная гостиная к 9 мая «С песней до Победы»

для детей подготовительной к школе группы

Цель: формирование патриотических качеств личности дошкольников.
Задачи:
— закрепление и расширение знаний о событиях Великой Отечественной войны, о подвиге своего народа, о роли военных песен и истории их создания;
— побуждать к сопереживанию событиям Великой Отечественной войны;
— формировать умение эмоционально воспринимать, анализировать и исполнять песни военных лет;
— развивать мышление, речь, познавательную активность, творческие, музыкальные способности.

Под звуки песни «День победы» Д Тухманова дети входят в зал.

Ведущий: Много праздников мы отмечаем,

Все танцуем, играем, поем.

И красавицу осень встречаем,

И нарядную елочку ждем.

Но есть праздник один – самый главный..

И его нам приносит весна.

День победы – торжественный, славный,

Отмечает его вся страна.

(«Главный праздник» М.В.Сидоров)

Ведущий: Этот день не просто замечательный праздник, в этот день закончилась страшная и жестокая война, которая длилась целых 4 года, целых 1418 дней!

А началась война неожиданно 22 июня 1941 года. Раннее утро. Люди еще спали, впереди выходные, торопиться некуда.

Границу нашей Родины нарушили вражеские самолеты и стали сбрасывать бомбы на села и города. По радио все советские люди узнали, что началась Великая Отечественная война.

(Звучит голос Левитана – сообщение о начале войны)

Все поднялись на защиту своей страны. Словно клятва в те грозные год звучала песня «Священная война»

1. Слушание песни «Священная война» с просмотром видеоклипа.

Уже  на второй день после объявления войны это стихотворение прочитали по радио.

написал её композитор А. В. Александров на слова поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача.
— Послушайте и скажите, какая эта музыка по характеру?

— Какая музыка по характеру прозвучала?

Дети:
-Призывная, тяжёлая, торжественная, смелая, военная, похожая на марш.

Музыкальный руководитель:
— Да, верно, песня звучала как суровый призыв: спаси свою Родину! Поют её хором, громко, торжественно. Песня «Священная война» передала главные чувства людей: гнев, ярость, страдание и волю к победе.

Все наши жители поднялись на защиту Родины. Воевали женщины, и даже дети. Дети наравне со взрослыми рыли окопы и траншеи вокруг родных городов, чтобы в них могли укрыться наши бойцы. Школьники, оставив учебу, заменив отцов, ушедших на фронт, изготавливали снаряды и оружие. Многие воевали на фронте, они были настоящими защитниками своей русской земли.

— С помощью какого оружия воевали наши солдаты? (танки, самолёты, автоматы, гранаты, патроны и т.д.)
— Правильно, но во время войны было ещё оружие, а какое вы узнаете, отгадав загадку.
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что же вы услышите,
Конечно, — это … (песня)

2. Видеоклип к песне «И все о той весне» Е. Плотниковой 

Дети. Был великий День Победы

Много лет тому назад.

День Победы помнят деды,

Знает каждый из внучат.

Мы про первый День Победы

Любим слушать их рассказ,

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас.

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Музыкальный руководитель:
Ребята, послушайте песню композитора Константина Листова, на стихи А. Суркова «В землянке» о солдате, который пишет любимой девушке с фронта.

3. Слушание песни «В землянке» с просмотром видеоклипа (композитора К. Листова, на стихи А. Суркова)

Музыкальный руководитель:
— Какая музыка по характеру прозвучала?

Дети:
— Нежная, спокойная, добрая, ласковая, задумчивая, немного грустная.

Музыкальный руководитель:
— Песня, действительно, задумчивая, размышляющая. В ней слышатся интонации сожаления. Эта лирическая песня фронтовых дней.

Ведущий. Совсем молодыми  уходили на фронт люди. И это были не только мужчины, но и женщины.

4.Видеоклип к песне «А закаты алые» муз. В. Осошник, слова Н. Осошник

В тяжелые годы войны стихи и песни, звучащие на фронте в промежутках между боями, придавали силы бойцам, скрашивали разлуку с родными, заставляя на короткое время забыть, что идет война.

Музыкальный руководитель: Одной из таких песен, которые поддерживали бойцов, стала песня «Темная ночь». Она была написана во время войны для фильма «Два бойца». Эта песня была на устах буквально у каждого фронтовика. Внимательно послушайте и скажите, для кого солдат поёт эту песню?

5. Песня “Темная ночь” музыка Н. Богословского, слова В. Агатова – слушание с видеоклипом. 
-Для кого солдат поёт песню? (для родного человека, для жены)
-Почему вы так решили? (Ответы детей по характеру и содержанию)
Дополнительные вопросы: Какой характер песни? О чём в ней говорится?
Музыкальный руководитель: Да, ребята. Эта песня выражает душевное состояние солдата, думы о покинутом родном доме, о любимой и, конечно, веру, надежду в победу и возвращение домой.

Музыкальный руководитель: Солдаты пели разные песни – задорные частушки и песни, которые поднимали их на бой. Песня «Синий платочек» была написана ещё до войны и напоминала солдатам о мирном времени, которое надо было обязательно вернуть, прогнав захватчиков с родной земли. Эта песня стала одной из самых знаменитых песен военных лет.
(1 куплет песни Синий платочек)

Одни песни помогали солдатам справиться с тяготами войны, вспомнить о мирном времени, другие — быть сильными и смелыми в бою. А какую бодрую, решительную военную песню вы ещё знаете? (Песня «Три танкиста»)
— О чем в ней говорится? (Ответы детей)
— Где служили танкисты? (На границе)
— Эта песня была написана ещё до войны и впервые прозвучала в фильме «Трактористы» в исполнении Николая Крючкова? Песня эта прожила долгую жизнь, она и сегодня является неформальным гимном танковых войск.
(1 куплет Песни «Три танкиста» музыка братьев Покрасс, слова Б. Ласкина –

Попурри военных песен (исполняют дети со взрослыми)

Много мы с вами песен сегодня послушали и исполнили. Но, какую же песню военных лет мы можем услышать очень часто, и её, наверное, все знают? («Катюша»)

Её именем народ окрестил самое мощное оружие тех лет – минометы. Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша»! Песня звучала как гимн и помогала воевать и победить!

Вот она долгожданная Победа! И рождается Песня «День Победы» музыку Давида Тухманова, слова Владимира Харитонова.

Ребята, вы принесли портреты своих прадедов. И сейчас мы послушаем ваши рассказы о том, как сражались с врагом ваши родные.

Рассказы детей

Музыкальный руководитель: Мы должны помнить, как тяжело досталась нашему народу Победа. В каждой семье есть тот, кто погиб, защищая Родину. Много лет прошло после окончания войны. Мы должны помнить, какой подвиг совершил наш народ и гордится этим. Мы должны помнить — за всё, что мы имеем – за жизнь и праздники в нашей жизни, мы обязаны тем, кто воевал, погибал и одержал победу в этой страшной войне.

Видеоклип «Ты же выжил солдат»  муз. В. Мигуля, сл. М. Агашина
 

Ведущий. В память о погибших солдатах горит вечный огонь славы героям, павшим в боях за нашу Родину. Давайте и мы сейчас почтим память героев, отдавших свои жизни минутой молчания.

Минута молчания

Ребёнок: Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Вместе: Помним!
Ребёнок: Тех, кто воевал за нас и победил!
Вместе: Помним!
Ребёнок: Павших и живых!
Вместе: Помним!
Ребёнок: Генералов и рядовых!
Вместе: Помним!

Ведущий. Дорогие ребята! Наша встреча подходит к концу. Приходите 9 мая вместе с мамами и папами на Площадь, сходите к памятнику нашим воинам-землякам, погибшим за Родину, возложите цветы и помните о той войне, о людях, которые в ней победили, и пусть в этом вам помогают песни.

В честь Победы сверкает салют!

Дню Победы, слава!

Дети: Слава!

Ветеранам, слава!

Дети: Слава!

Счастью, миру на земле, слава!

Дети: Слава! Слава!

Танец-композиция на песни военных лет

Под музыку «День Победы» дети уходят из зала.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.08.59

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.12

 произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты.

2. Однокоренные слова: солнышко, солнечный.

Синонимы: светило.

Антонимы: —

Фразеологизм: Место под солнцем (право на существование)

4. Сочетаемость слова: яркое, красивое, жаркое, магматическое … (солнце).

5. Пословица. Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.

6. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

7. Предложение. С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.28

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Распространенная растительность зелённого цвета.

2. Однокоренные слова: травинка, травушка.

Синонимы: газон.

Антонимы: —

Фразеологизм: Хоть трава не расти. (безразличие)

4. Сочетаемость слова: весенняя, высокая, сочная, первая… (трава).

5. Пословица. Худую траву с поля вон.

6. Загадка. Весной появляется,

А зимой скрывается. Что это?

7. Предложение. Вышла на улицу и пробежалась по зелёной травке.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.43

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Товарищ, названный брат, побратим, но не родственник.

2. Однокоренные слова: дружить, дружба, друзья.

Синонимы: товарищ, приятель.

Антонимы: — враг, недруг.

Фразеологизм: Друг ситный.

4. Сочетаемость слова: лучший, верный, хороший… (друг).

5. Пословица. Без друга – на сердце вьюга.

6. Загадка. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.55

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Одно из трёх состояний воды.

2. Холодная, замёрзшая вода.

2. Однокоренные слова: ледяной, ледышка, гололёд.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Лёд тронулся. (дело сдвинулось с мёртвой точки)

4. Сочетаемость слова: крепкий, прозрачный, холодный… (лёд).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

7. Предложение. Над землёй мороз.

Что не тронь – всё лёд. (В. Цой).

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.06

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Сравнительно небольшое крестьянское поселение.

2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.

Синонимы: — село, хутор.

Антонимы: —

Фразеологизм: Потемкинская деревня  ( обман с явной целью приукрасить положение). 

4. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Город царство,

А деревня рай.

7. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.16

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды..

2. Однокоренные слова: летний.

Синонимы: — сезон.

Антонимы: — зима.

Фразеологизм: Бабье лето  ( тёплые, солнечные дни в конце сентября). 

4. Сочетаемость слова: жаркое, весёлое, урожайное… (лето).

5. Пословица. Худо лето, когда солнца нету.

6. Загадка. Солнцем озеро согрето,

Всех зовёт купаться лето.

7. Предложение. Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.47

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Домашнее животное семейства псовых.

2. О злом, грубом человеке.

2. Однокоренные слова: собачка, собачонка, собачий, собаковод.

Синонимы: пёс.

Антонимы: —

Фразеологизм: Собаку съесть (много повидать и испытать). Жить как кошка с собакой (в постоянной вражде).

4. Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака).

5. Пословица. Всякая собака на своём дворе хозяйка. Собака друг человека.

6. Загадка. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи.

7. Предложение. Собаку держать – это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

Весь день мастерил и – Ура!

Готова собачке моей конура.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.58

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

2. Однокоренные слова: добрый, доброта, добряк.

Синонимы: человечный, душевный, благой.

Антонимы: — зло.

Фразеологизм: По доброте душевной; пользоваться добротой.

4. Сочетаемость слова: вечное, желанное… (добро).

5. Пословица. Учись доброму, так худое на ум не пройдёт.

6. Загадка. Его не видишь, но вид его приятен.

7. Предложение. Самое главное в человеке – это добро и честность.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.11

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Влага, прозрачная бесцветная жидкость, напиток..

2. Однокоренные слова: водица, водичка, водный.

Синонимы: — влага.

Антонимы: — сушу.

Фразеологизм: Быстрая вода (что-то быстро уходит)

4. Сочетаемость слова: сильная, быстрая… (вода).

5. Пословица. На текущую воду замок не повесишь..

6. Загадка. На дворе переполох:

С неба сыпется горох.

7. Предложение. И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.27

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Название различных пород жвачного парнокопытного животного с ветвистыми рогами.

2. Однокоренные слова: оленёнок, олений, оленьи, оленевод.

Синонимы: — лань, косуля, козуля.

Антонимы: —

Фразеологизм: Благородный как олень. (отличавшийся красотой и изяществом; высоконравственный, честный, мужественный)

4. Сочетаемость слова: благородный, северный, пятнистый, ездовой… (олень).

5. Пословица. От оленя останутся рога, от человека – имя.

6. Загадка. Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга.

7. Предложение. Моя душа – олень громадный – псов обезумевших

стрехнёт! (В. Набоков)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.38

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Состояние атмосферы в данной области, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.

2. Однокоренные слова: жаркий.

Синонимы: — зной, пекло.

Антонимы: — холод, мороз

Фразеологизм: Ни жарко, ни холодно . (всё равно, безразлично)

4. Сочетаемость слова: первая, летняя, поздняя… (жара).

5. Пословица. Жара в шапку не нагребешь.

6. Загадка. С утра мы бегаем по полю.

Набегались, конечно вволю.

К тому же, наш футбольный мяч,

Вдруг стал, как Колобок, горяч.

Уже – двенадцать, в тень пора,

На солнце страшная … .

7. Предложение. Появилась жара. И рады мы.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.50

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

2. Однокоренные слова: берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Заблудиться в трёх берёзках . (не мог разобраться в чём-либо простом)

4. Сочетаемость слова: нарядная, белая, кудрявая… (берёза).

5. Пословица. Берёза не угроза: где стоит там и шумит.

6. Загадка. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.

7. Предложение. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

(С.Есенин)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.03

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Человек, отличившийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

2. Однокоренные слова: героизм, героический, геройский.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — трус.

Фразеологизм: Герой не моего романа. (о мужчине который не нравится)

4. Сочетаемость слова: сильный, мужественный, отважный… (герой).

5. Пословица. Кто за правду герой, тот истинный герой.

6. Загадка. В огне – не горит, в воде – не тонет.

Кто всегда придёт на помощь и спасёт от всех бед.

7. Предложение. Героев нужно знать в лицо.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.15

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2. Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».

2. Однокоренные слова: осенний.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — весна.

Фразеологизм: Осень на носу. (приближение холодов)

4. Сочетаемость слова: золотая, поздняя, дождливая… (осень).

5. Пословица. От осени к лету назад поворота нету.

6. Загадка. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

7. Предложение. Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.25

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Большая радость.

2. Однокоренные слова: счастливый, счастливчик.

Синонимы: — радость, удача.

Антонимы: — несчастье, горе.

Фразеологизм: Ковать счастье. (Стремиться к построению благополучной жизни, решению каких-то проблем . )

4. Сочетаемость слова: семейное, женское, великое… (счастье).

5. Пословица. Семья – это важно, ответственно сложно, но счастье найти одному невозможно!

6. Загадка. Пусть на улице ненастье,

Побыть с родными – это … .

7. Предложение. Есть счастье у нас поверьте,

И всем дано его знать.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.39

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Поленья для топки.

2. Однокоренные слова: дровней, дровокол, дровосеки.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Кто в лес, кто по дрова. (нет согласия)

4. Сочетаемость слова: сухие, мокрые, колотые… (дрова).

5. Пословица. Бабушка на печь, а дед по дрова.

6. Загадка. Кривы, корявы, залегли, как павы.

А как стали горячи, облизали кирпичи.

7. Предложение. Для него люди – как дрова.

(Шумилов П.Р. «Слово о драконе»)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.49

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: друг, дружелюбный.

Синонимы: — приятельство.

Антонимы: — вражда.

Фразеологизм: Не в службу, а в дружбу. (от чистого сердца)

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба).

5. Пословица. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

6. Загадка. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.

7. Предложение. Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

А вот так с другой.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Слева от картинки блок с пословицей.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Рассказ о слове солнце для 3 класса со словом проект

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

  • Рассказ о слове словарное слово
  • Рассказ о слове солнце 3 класс проект по русскому языку школьные знания
  • Рассказ о слове снег синонимы
  • Рассказ о слове смелость
  • Рассказ о слове синонимы антонимы