добавлено 2021-12-23 12:50:36
Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебникам О.С. Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы «История. Всеобщая истори…
добавлено 2021-12-23 12:48:04
Пособие содержит поурочные разработки по курсу «Русский язык» для 2 класса общеобразовательных организаций к УМК «Перспе…
добавлено 2021-12-23 12:28:35
Издание содержит подробные поурочные разработки по математике для 6 класса и ориентировано на учителей, работающих с УМК…
добавлено 2021-12-23 12:28:09
Предлагаемые в пособии поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 4 класса составлены с уч…
добавлено 2021-12-24 10:44:10
В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 3 класса, составленные c…
добавлено 2021-10-28 17:51:35
В издании представлены поурочные разработки по предмету «Родная литература (русская)» для 5 класса, составленные согласн…
добавлено 2021-10-28 17:51:52
В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 2 класса, составленные в…
добавлено 2021-10-28 18:21:56
В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса, составленные в…
добавлено 2021-10-28 18:21:39
Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Всеобщая ис…
добавлено 2021-09-30 13:54:26
Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Всеобщая ис…
добавлено 2021-09-30 13:54:57
В издании представлены поурочные разработки по литературе для 5 класса, составленные согласно требованиям ФГОС основного…
добавлено 2021-09-30 15:04:56
Предлагаемое учебно-методическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по общес…
добавлено 2021-09-30 13:54:41
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных организаций УМК А…
добавлено 2021-08-26 14:58:54
Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной об…
добавлено 2021-08-26 14:58:11
Предлагаемое пособие – элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 7 …
добавлено 2021-08-16 15:13:44
Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике курс «Русский язык» (2 класс) авторов В. П. К…
добавлено 2021-08-16 15:45:53
Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной об…
добавлено 2021-08-13 14:01:40
В пособии представлены примерные конспекты 64 занятий по курсу «Окружающий природный мир» и примерная рабочая программа …
добавлено 2021-08-13 13:50:13
В пособии даны разработки 14 уроков по русскому языку, проводимые с учениками 2 класса общеобразовательных организаций. …
добавлено 2021-08-05 12:36:14
В пособии представлены подробные поурочные разработки по предмету «Русский родной язык» для 1 класса, составленные в соо…
добавлено 2021-08-05 12:36:55
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных организаций УМК А…
добавлено 2021-08-05 12:37:42
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса УМК А. А. Плешакова («Школа России»),…
добавлено 2021-08-05 12:37:57
Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова и др. «Обществознание. 6 класс» (М.: Просвещ…
добавлено 2021-08-05 12:38:11
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Математика» для 3 класса, составленные в соответствии с требования…
добавлено 2021-08-05 12:23:42
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Математика» для 2 класса, составленные в соответствии с требования…
добавлено 2021-08-05 12:23:30
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Математика» для 1 класса, составленные в соответствии с требования…
добавлено 2021-08-05 12:23:17
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык» для 2 класса, составленные с учетом требований ФГОС….
добавлено 2021-08-05 12:23:05
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык» для 1 класса, составленные в соответствии с требован…
добавлено 2021-08-05 12:22:46
В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению для 1 класса, составленные в соответствии с требован…
добавлено 2021-08-05 12:22:18
Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику М. М. Горинова, А. А. Данилова и др. под ред. академика РАН А…
добавлено 2021-08-05 12:36:41
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Физика» для 10 класса, составленные в соответствии с требованиями …
добавлено 2021-08-05 12:37:09
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса УМК А. А. Плешакова («Школа России»),…
добавлено 2021-08-05 12:37:16
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 2 класса, составленные в соответствии с требов…
добавлено 2021-07-23 12:50:53
Предлагаемое пособие – элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 9 …
добавлено 2021-07-01 10:37:52
Данное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образова…
добавлено 2021-07-01 10:38:06
Данное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образова…
добавлено 2021-07-01 10:38:21
Данное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образова…
добавлено 2021-06-01 13:50:15
Поурочные разработки составлены в соответствии с учебником по русскому языку для общеобразовательных учреждений авторов …
добавлено 2021-05-14 17:29:47
Книга для учителя является обязательным компонентом УМК серии «Звёздный английский» для 10 класса общеобразовательных ор…
добавлено 2021-05-14 17:29:29
Книга для учителя является обязательным компонентом УМК серии «Звёздный английский» для 11 класса общеобразовательных ор…
Руководитель проекта:
Маевская Анна Александровна
Учреждение:
МБОУ «УСШ» п.Урдома Ленского района Архангельской области
Ученический проект по русскому языку «Рассказ о слове» был проведен учащимся 3 класса начальной школы с целью проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака» и проследить за жизнью этого слова в ходе исторического и культурного развития языка.
Подробнее о работе:
Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему «Рассказ о слове» дает определение того, что такое «этимология слова», рассказывает о значении слова «собака» в привычном восприятии носителя языка. В рамках своего исследования школьник выяснил, каким образом слово «собака» живет в языке: история происхождения слова, его строение и значение, родственные и однокоренные слова.
В готовом проекте по русскому языку «Рассказ о слове» перечислены синонимы слова «собака», а также фразеологические обороты в русском языке с этим словом, особенности сочетаемости слова «собака» и его роль в русском фольклоре.
Оглавление
Введение
1. Собака – верный друг и помощник человека.
2. Жизнь слова в языке.
2.1. История происхождения слова, его строение и значение.
2.2. Родственные слова.
4. Друзья – синонимы.
5. Фразеологические обороты.
6. Сочетаемость слова.
7. Жизнь слова в русском фольклоре
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение
Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».
Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?
А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей». Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас.
Актуальность проведения данной исследовательской работы состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.
Гипотеза: Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Предмет исследования: слово «собака».
Цель исследования: проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».
Задачи исследования:
- Проследить за жизнью слова в языке.
- Изучить дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».
- Учиться подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.
- Создать красочные странички исследуемого слова.
- Провести анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному вопросу.
- Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Собака – верный друг и помощник человека
2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать 75-летие Победы над фашистской Германией. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые полноценно помогали людям в борьбе с противником.
Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.
Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не перечислишь.
Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.
Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.
История происхождения слова, его строение и значение
Слово «собака>» — не русское. Считается, что оно попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».
Своё название собака получила от древнего корня соб – (местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный, — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собака – соб = «существо», «собственность».
В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака» определяется как:
- Домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.
- перен. О злом, грубом человеке (разг.)
- Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)
В некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая собака динго. Енотовидная собака [7, с.739].
В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:
Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс» — название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие.
Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец – кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок [3, с.779].
Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя, млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена, очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4 группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные. Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием (чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках – кинологии.
Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических значений.
Родственные слова
Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.
- собака
- собачКа
- собачОНКа
- собачНИК
- собачЕЙ
- собачИЙ
- собакОВОД
- собакОВОДСТВО
Друзья — синонимы
Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:
- пёс шавка дворняжка
- барбос псина четвероногий
- бобик тузик пустолайка
- моська шарик ищейка
Фразеологические обороты
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).
Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и потеряли истинный смысл.
Сочетаемость слова
Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:
- добрая послушная лохматая
- злая служебная охотничья
- преданная сторожевая прирученная
Жизнь слова в русском фольклоре
Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.
Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение 3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу речь более насыщенной, красивой.
Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди, отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).
Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки, а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.
Заключение
В результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.
Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).
Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».
А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и получил следующие результаты:
1. Сколько значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три – 3%, не знаю – 4%.
2. Подбери однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.
3.Знаешь ли ты со словом «собака»:
Фразеологизмы – 27%.
Пословицы – 50%.
Загадки – 20%.
Стихи – 63%.
Сказки – 28%.
Названия произведений – 19%.
4.Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи? Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.
Моя работа имела важное практическое значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания. На уроке русского языка при закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово (см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки, стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7). Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть исследуемое слово (см. Приложение 9).
Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой.
Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось.
Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Список использованных источников и литературы
- Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
- Гуркова И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский язык, 1998. – 869 с.
- Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос. Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
Приложение. Фразеологические обороты
Собаку съел. Имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо. Выражение возникло на базе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение («мастер на что-либо») возникло уже у сокращённой формы «собаку съел»: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, несомненно, мастером своего дела.
Собак гонять. Бездельничать. Грубоватое выражение и очень обижает собаку – большого друга человека. Но если поискать объяснение этому выражению, то о собаках нам беспокоиться не придётся. Оказывается, в русских говорах слово собака имеет значение «шар» или «чурка», которые гоняют в играх футбольный мяч. Но игра не работа, поэтому выражение и стало означать «бездельничать» бывает, что мама говорит сыну: «Довольно собак гонять, пора за дело приниматься, вот математику совсем запустил».
Как кошка собакой живут. Так говорят о постоянно ссорящихся людях.
Как собака на сене. Так говорят о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.
Вот где собака зарыта. Вот в чём суть дела, в чём причина.
Как собак нерезаных. Так говорят, когда очень много кого-нибудь
Как собака устал (голоден, замёрз, золи о других неприятных состояниях, ситуациях). Очень сильно.
Ни одна собака. Никто.
У попа была собака. О бесконечном повторенииодних и тех же слов,поступков.
Каждая собака (прост). Каждый, все.
Как не вертись собака, а хвост позади. Как ни пытайся скрыть свою сущность, своё нутро, все равно по всему видно, что ты за человек.
Как собаке пятая нога. О совершенно ненужной, являющейся обузой, вещи.
Не будите спящую собаку. Не раздражайте злого или горячего человека.
С лихой собаки хоть шерсти клок. Когда нельзя получить от кого-либо много, рады получить хоть что-нибудь, пусть незначительное.
С собаками не сыщешь. Очень трудно разыскать.
Свои собаки грызутся, чужая не приставай. Не вмешивайся не в своё дело.
Собака лает, ветер носит. Не вмешивайся не в своё дело.
Собаке – собачья смерть. О позорной смерти дурного человека.
Поговорки и пословицы
1. Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». – «А что?»- «да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять».
2. У всякой собаки своя кличка.
3. «Собака, что лаешь?» — «Волков пугаю».
«Собака, что хвост поджала?» — «Волков боюсь».
4. У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.
5. Собака лает – ветер носит.
6. На охоту ехать – собак кормить.
7. Маленькая собачка до старости щенок.
8. Собаки лают, а караван идёт.
9. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
10. Как собака на сене: и не ест, и другим не даёт.
11. Собака – верный друг человека.
12. Не замахивайся палкой – и собака не залает.
13. И собака помнит, кто её кормит.
14. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
15. Без собаки зайца не поймаешь.
16. Видит собака молоко, да рыло коротко.
17. Встарь бывало: и собака с волком живала.
18. Не всяка собака кусает, которая лает.
19. Собака на сене лежит, и сама не ест и другим не даёт.
20. Собаке собачья смерть.
21. Свои собаки дерутся, чужая не приставай.
22. Маленькая собачка до старости щенок.
23. Собака человеку – неизменный друг.
24. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
25. Без собаки зайца не поймаешь.
26. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
27. Собаки лают, а караван идёт.
Загадки
1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
4. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
5. Собой не птица,
петь не поёт,
кто к хозяину идёт –
она знать даёт.
6. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок –
Взрослая СОБАКА
7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит
Дом сторожит.
8. Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом.
9. С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком..
10. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
Русские народные сказки
А зайчик говорит:
— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
(«Лиса, заяц и петух»)
Мужик едет, а лиса вперёд бежит, стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.
(«Мужик, медведь, и лиса»)
— Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай.
(«Лиса и тетерев»)
Жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять, и оберегать двор с амбаром. Не хотел мужик кормить её хлебом, прогнал со двора. Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать.
(«Медведь, собака и кошка»)
Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
(«Заяц-хваста»)
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
А дома старуха печёт блины, а собака за столом:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
Старуха бросит ей блин:
— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.
Собака съест блин и опять:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
(«Морозко»)
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:
— Ав! Ав! Марьюшка, не бойся, родная, иди! Будет ещё страшнее, не оглядывается.
(«Финист – ясный сокол»)
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет, и то видят»
(«У страха глаза велики»)
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала. Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
(«Лиса и заяц»)
Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
(«Заяц-хваста»)
Лиса открыла глаза, увидела собак – и наутёк. А собаки – за ней. Едва добралась до своей норы.
Залезла в нору, отдышалась маленько и начала спрашивать:
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
(«Лиса и дрозд»)
— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
(«Заюшкина избушка»)
Жизнь слова в стихотворениях поэтов
Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!
(И. А. Крылов. «Слон и Моська»)
Есть школа в Москве
Эта школа зовётся
Школой служебного собаководства.
(Э. Н. Успенский «Про собак»)
Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
(Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой»)
Красота! Красота!
Мы везём собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(С. В. Михалков «Песенка друзей»)
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку.
(С. Я. Маршак «Багаж»)
В лесочке, над рекой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
(Б. В. Заходер «Собачкины огорчения»)
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
(Э. Н. Успенский «Память»)
Считалки
Бежала собака
На четырёх лапах.
Раз-два-три-четыре –
Кого она догоняет –
Того водящим выбирает.
Ты, собака, не лай,
Лучше деток догоняй,
А как догонишь, не зевай,
От них быстрее убегай!
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.
Жизнь слова в названиях произведений литературы
В. Осеева. «Собака яростно лаяла».
И. Токмакова. «Купите собаку».
Р. Сеф. «Кто любит собак».
Л. Толстой. Лев и собачка.
Михаил Зощенко. Умная собака.
С. Я. Маршак. Собака Динго.
Корней Чуковский. Собака Авва ищет рыбака.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 55.
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Раздел «Истоки литературного творчества»
1. Перечислите истоки литературного творчества. С какими видами народного творчества вы были знакомы раньше? С какими познакомились в этом году?
Истоками литературного творчества оказывалось творчество народное, произведения фольклора.
В прошлых классах мы уже познакомились с такими истоками, как считалки, пословицы и поговорки, песни, загадки, приметы, народные сказки.
В этом году мы познакомились с такими истоками, как притчи, былины и мифы.
2. Перечитайте притчу царя Соломона о ленивцах и вспомните басню Крылова «Стрекоза и муравей». Можем ли мы сказать, что притча явилась истоком басни? Как в этом произведении проявилось творчество баснописца?
Положительным героем притчи и басни оказывается Муравей. Он трудолюбивый и заботиться о завтрашнем дне. Соломон предупреждает ленивца, что если тот не начнёт работать, то к нему придут бедность и нужда. В басне Крылова Стрекоза ленилась и к ней пришли бедность и нужда.
Мы можем сказать, что притча явилась истоком басни.
Но творчество баснописца Крылова превратило эту притчу в литературное произведение. В его басне Стрекоза и Муравей получили узнаваемые образы, характеры. Автор описал поведение героев, их поступки и сделал поучительный вывод для читателя.
3. Создайте свой текст о былинах и былинных героях. Начните так:
Рассказ о былинах и былинных героях для 4 класса
Былины славят русских богатырей, подчёркивая их удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Былинные герои — воины, защитники Отечества, им присуще чувство долга.
До нас дошли множество былин, в которых говорится о различных подвигах богатырей во славу родной земли, родного народа. Богатыри служили князю, стерегли границы Родины на заставах, но при этом заботились о простом народе больше, чем о князе.
Князь в былинах зачастую комичен, он жаден и тщеславен, он обижает богатырей. Так, в одной из былин князь Владимир посадил Илью Муромца в подвал, где богатырь должен был погибнуть. Но в трудную для столицы минуту князь вспомнил о Муромце, выпустил его, а богатырь разгромил врагов.
В другой былине Илья Муромец находит огромное богатство. И он строит церкви и раздаёт деньги нищим. Он заботиться о народе. Он проявляет небывалое бескорыстие.
Богатыри в былинах разные. У каждого свой характер, свои достоинства и недостатки. Так, Алеша Попович был заносчив, а Садко — хвастлив. Но их объединяет одно — умение забыть о себе в трудную для страну минуту. И тогда богатыри бьются до конца, не щадя себя и своих врагов.
Я горжусь богатырями, этими былинными героями, которые верой и честью служили Отчизне в те далёкие времена.
4. В тематическом каталоге школьной библиотеки найдите книги о богатырях. Какие подвиги совершили Алёша Попович и Добрыня Никитич?
Алёша Попович победил Тугарина Змеевича, который захватил Киев и унижал князя и его жену.
Добрыня Никитич победил Змея, который похищал женщин.
Вместе они участвовали в битве с ратями царя Додона, где прославился Святогор.
5. Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» Васнецова». Кого из русских богатырей представил художник? Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли русской».
На этой картине художник изобразил Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.
Текст «Былинные богатыри — защитники земли русской» для 4 класса
Во все времена у земли русской находились мужественные защитники, которые берегли её от врагов.
В очень отдалённое время такими защитниками были богатыри, о подвигах которых мы узнаём из былин. Богатыри всегда вставали на пути врагов, боролись с преступниками и обманщиками, защищали простой народ.
Одними из самых известных богатырей были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Их образы легко представить, взглянув на картину Васнецова «Богатыри».
В центре изображён старый казак Илья Муромец, самый сильный, самый уважаемый в народе богатырь. Он совершил огромное количество подвигов и никогда не отступал перед врагом, даже многократно его превосходящим силами.
Это необычайно благородный богатырь, хозяин своего слова, честный и бескорыстный. Среди других богатырей слово Ильи Муромца было законом. Вот и на картине он стоит в центре, внимательно озирая из-под ладони границы родной земли.
По правую руку от Ильи, слева для зрителя, показан Добрыня. Это второй по силе богатырь. Он также прославился многими подвигами и заслужил уважение в народе. Он держит руку на мече, готовый выдернуть его и обрушить на опрометчивого врага.
По левую руку от Ильи расположился Алёша. Это тоже славный богатырь, не раз спасавший русскую землю. Но в отличии от старших товарищей, Алёша несдержан, тщеславен, может испугаться в сражении. Тем не менее, рядом с Ильёй и Добрыней, Алёша представляет собой такую же грозную силу.
Такие разные по характерам богатыри отлично сражались вместе ради общей цели. И это позволяло им хранить рубежи нашей родины в неприкосновенности.
6. Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? Что о них можно рассказать?
Миф — это народное предание о богах и героях.
Я знаю многих героев древнегреческих мифов.
Это Геракл, очень сильный полубог, который совершил двенадцать подвигов.
Я знаю Ясона, который похитил в Колхиде золотое руно.
Я знаю Тесея, который победил Медузу Горгону и спас Андромеду.
Я знаю хитроумного Одиссея и многих других участников Троянской войны.
Всё это были сильные люди, которые сражались между собой и с чудовищами, и обыкновенно побеждали. В их подвигах героям помогали Боги.
7. Найдите в школьной или домашней библиотеке сборники сказок, загадок, пословиц и поговорок, былин. Сделайте выставку. Составьте аннотацию на один из сборников.
Аннотация на сборник «Русские пословицы и поговорки» для 4 класса.
Сборник «Русские пословицы и поговорки» был издан в серии «Классики и современники» издательством «Художественная литература» в 1988 году.
В его составлении принимали участие три автора, но сборник вышел под редакцией П. Аникина.
Начинается сборник предисловием, статьёй Аникина, в которой писатель рассказывает о том, что такое пословицы и поговорки.
В сборнике 332 страницы. Пословицы в нём расположены в алфавитном порядке.
В приложении к сборнику приведены некоторые статьи из книги В. Даля «Пословицы русского народа»: гадания, месяцеслов, приметы, присказки и прибаутки.
Это очень интересная и полезная книга, в которую я всем советую заглядывать как можно чаще.
Лукиных Ольга Анатольевна
07.12.2021.
Тест. Начальные классы, 4 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест с выбором ответов на знание содержания сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Вопрос 1
Укажи значение слова «голбчик».
Варианты ответов
- приступок для всхода на печь
- маленькая птичка
- украшение на крыше избы
- деревянный ковшик
Вопрос 2
Укажи значение слова «хризолит».
Варианты ответов
- поделочный камень розовато-серого цвета
- прозрачный драгоценный камень красновато-бурого цвета
- прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета
Вопрос 3
Почему Кокованя решил взять в дети сиротку?
Варианты ответов
- он узнал, что девочка осталась сиротой и пожалел её
- у него не осталось семьи
- это была дочь его друга
Вопрос 4
Почему Кокованя сначала не хотел брать девочку?
Варианты ответов
- думал, что девочка будет лениться
- он не мог обучить девочку своему делу
- боялся не найти с девочкой общего языка
Вопрос 5
Где жила девочка?
Варианты ответов
- в чужой избе
- в своей избе с чужой семьёй
- в своей избе одна
Вопрос 6
Сколько лет было девочке?
Варианты ответов
- шесть
- семь
- восемь
- десять
Вопрос 7
Кто жил вместе с девочкой?
Варианты ответов
- худая и маленькая кошка
- худая и бурая кошка
- ободранная кошка
- маленькая, худая и ободранная кошка
Вопрос 8
Почему девочку назвали Дарёнкой?
Варианты ответов
- от слова «бурёнка»
- от слова «дарить»
- от слова «драть»
- от слова «даль»
Вопрос 9
Что Кокованя рассказал девочке о своих занятиях?
Варианты ответов
- летом рыбу ловит, зимой охотится
- на заводе работает, охотится, огород разводит
- летом золото добывает, зимой по лесам за козлом бегает
- из дерева разные вещи делает
Вопрос 10
Почему девочка согласилась жить у Коковани?
Варианты ответов
- хотела уйти от злых людей
- ей нравилось переходить с места на место
- её заинтересовал рассказ Коковани
Вопрос 11
Как проводили дни Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
Варианты ответов
- Кокованя ходил на работу, Дарёнка работала по дому, Мурёнка ловила мышей
- Кокованя брал Дарёнку с собой на охоту, а Мурёнка сторожила дом
- Кокованя дома занимался ремеслом, Дарёнка ему помогала, а Мурёнка мурлыкала на печке
Вопрос 12
На что Кокованя был мастер?
Варианты ответов
- игрушки делать
- сказки рассказывать
- в разные игры играть
- песни петь и на гармошке играть
Вопрос 13
На какой ноге у особенного козла серебряное копытце?
Варианты ответов
- на правой задней
- на правой передней
- на левой задней
- на левой передней
Вопрос 14
Что появляется на том месте, где козёл топнет ногой?
Варианты ответов
- слиток золота
- слиток серебра
- золотые монеты
- дорогой камень
Вопрос 15
Какого роста козёл?
Варианты ответов
- ростом с человека
- ниже Дарёнки
- не выше стола
- немного выше стола
Вопрос 16
Какие рожки у этого козла?
Варианты ответов
- четыре веточки
- три веточки
- две веточки
- пять веточек
Вопрос 17
Почему, по словам Коковани, Серебряное копытце лучше искать зимой?
Варианты ответов
- зимой он отличается от других козлов цветом шерсти
- зимой он оставляет на снегу особенные следы
- зимой все козлы безрогие, а этот — всегда с рогами
Вопрос 18
Как Кокованя ночевал зимой в лесу?
Варианты ответов
- разводил костёр, а потом на прогретом месте строил шалаш
- у него был поставлен зимний балаган, с очагом, с окошечком
- в лесу охотники построили избу для зимних ночёвок
Вопрос 19
Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой зимой в лес?
Варианты ответов
- она могла ему помочь в работе
- она могла найти Серебряное копытце
- чтобы в другой раз не просилась
Вопрос 20
На кого охотился Кокованя?
Варианты ответов
- на зайцев
- на волков
- на простых козлов
- на птиц
Вопрос 21
Почему Кокованя оставил Дарёнку в лесу одну?
Варианты ответов
- ушёл на далёкую охоту и заблудился
- отправился за солью и спичками
- отправился за лошадью
- отправился за дровами
Вопрос 22
Почему Дарёнка не боялась остаться в лесу одна?
Варианты ответов
- в лесу не было ни крупных зверей, ни злых людей
- балаган крепкий, а с ней Мурёнка
- она верила в свои волшебные способности
- дед оставил ей ружьё
Вопрос 23
Кого увидела Даренка в первый вечер?
Варианты ответов
- волка
- оленя
- медведя
- кабана
Вопрос 24
Кого увидела Дарёнка во второй вечер?
Варианты ответов
- волка
- оленя
- медведя
- кабана
Вопрос 25
Почему Дарёнка на третий вечер вышла из балагана?
Варианты ответов
- искать Серебряное копытце
- встречать Кокованю
- за дровами
- искать Мурёнку
Вопрос 26
Кого увидела Дарёнка на покосном ложке?
Варианты ответов
- Серебряное копытце
- Мурёнку и волков
- Серебряное копытце и Мурёнку
- Серебряное копытце и волков
Вопрос 27
Почему Кокованя, вернувшись, не узнал своего балагана?
Варианты ответов
- он весь был покрыт золотом
- он весь был покрыт серебром
- он весь был покрыт дорогими камнями
- он весь сиял волшебным светом
Вопрос 28
Почему Кокованя набрал только полшапки сокровищ?
Варианты ответов
- решил не жадничать
- его сморил волшебный сон
- Дарёнка попросила оставить до завтра
- не успел набрать больше, все камни исчезли
Вопрос 29
Хватило ли старику и девочке этих сокровищ?
Варианты ответов
- с трудом
- да
- нет
Вопрос 30
Что произошло с Мурёнкой?
Варианты ответов
- она убежала
- она превратилась в девочку
- она пропала вместе с Серебряным копытцем
- она осталась жить в лесу
Вопрос 31
Показался ли снова Серебряное копытце?
Варианты ответов
- да, один раз
- нет
- да, несколько раз
Вопрос 32
Что стали находить люди по тем покосным ложкам, где скакал Серебряное копытце?
Варианты ответов
- ильмениты
- алмазы
- хризолиты
- топазы
- изумруды
Вопрос 33
Как звали отца Дарёнки?
Варианты ответов
- Георгий
- Григорий
- Гаврила
Вопрос 34
Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?
2021/2022 учебный год
Положение Район Педагогический конкурс методических разработок видеоуроков по русскому языку и литературе «Превратим идеи в события» для учителей-предметников от 20.09.2021 г.
Положение Район Педагогический конкурс методических статей по русскому языку и литературе «Талант — это символ ответственности» для учителей-предметников от 11.10.2021 г.
Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» на 1 и 2 четверть для учителей-предметников от 15.11.2021 г.
Положение Район Педагогический конкурс ораторского мастерства по русскому языку и литературе «Чем сложнее действие, тем проще персонажи» для учителей-предметников от 16.12.2021 г.
Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» на 3 и 4 четверть для учителей-предметников от 26.01.2021 г.
Положение Район Русский язык Конкурс сочинений в формате ОГЭ/ЕГЭ «Культурологический образец» от 21.02.2021 г. для учителей-предметников и учащихся 9 и 11-ых классов
Положение Район Литература Конкурс сочинений «Культурологический образец» в формате ОГЭ/ЕГЭ от 18.03.2021 г. для учителей-предметников и учащихся 9 и 11-ых классов
Положение Район Литература Конкурс ДКР «Путешествие в виртуальную страну» от 13.04.2021 г. для учащихся 5-6-ых классов
Положение Район Педагогический конкурс методических видеоматериалов по русскому языку «Пока язык храним и в Слове зреет свет…» в рамках Дня славянской письменности и культуры для учителей-предметников от 20.05.2021 г.
2020/2021 учебный год
Положение Район Педагогический конкурс методических видеоматериалов по русскому языку «Пока язык храним и в Слове зреет свет…» в рамках Дня славянской письменности и культуры для учителей-предметников
Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» для учителей-предметников
Положение Район Литературный конкурс Короткий научно-фантастический рассказ «Знатоки полюсов Земли» к 200-летию Арктики и Антарктики 7-9-ые классы
Положение Район ВКС 4-11-ые классы
2019/2020 учебный год
Положение Район Конкурс творческих работ (эссе/сочинение) «Без мира нет войны?» 7-11-ые классы
Положение Район Конкурс творческих работ (эссе/сочинение) «Я — гражданин России!» 7-11-ые классы
Положение Район ВКС-2019 4-11-ые классы
2018/2019 учебный год
Положение Район ВКС-2018 4-11-ые классы
2017/2018 учебный год
Положение Район Русский язык Конкурс сочинений Культурологический образец
Положение Район Литература Конкурс сочинений Культурологический образец
Положение о конкурсе творческих работ (эссе) «Я — гражданин России!» 7-11-ые классы
Положение о районном педагогическом конкурсе инновационных моделей технологии чтения в школе «Эстетика словесного творчества»
Положение о районном педагогическом конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока»
Положение о районном этапе олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» (отзыв/рецензия/эссе на литературное произведение малой прозаической формы) для учащихся 10-11-ых классов
Положение о районном Всероссийском конкурсе сочинений-проектов «Россия, устремлённая в будущее» для учащихся 9-11-ых классов
2016/2017 учебный год
Положение о районном конкурсе публичных выступлений «В правде нет страха!» к 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачёва и 100-летию Октябрьской революции для учителей-словесников и учащихся 10-ых классов
Положение о районном конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока» для учителей русского языка и литературы
Положение о районном этапе региональной телевизионной гуманитарной олимпиады «Умники и умницы» в Санкт-Петербурге
Положение о региональном конкурсе педагогических универсалий — 2017
Положение о региональном конкурсе «Диалог как духовная потребность человека. Эстетика словесного творчества» для методистов, учителей гуманитарного цикла, библиотекарей, психологов, социологов
2015/2016 учебный год
Положение районного конкурса творческих работ «Я отдаю свой голос за…» для учащихся 5-11-ых классов и учителей-предметников
Положение о районном этапе Всероссийского конкурса сочинений для учащихся 4-11-ых классов
Положение о районном педагогическом дистанционном конкурсе эссе о кино «Волшебная сила искусства» для учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы
Положение о районном педагогическом конкурсе инновационных моделей технологии чтения в школе «Диалог как духовная потребность человека. Эстетика словесного творчества» для методистов и учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы
Положение о виртуальном районном педагогическом конкурсе статей-проектов «Кризис чтения в детской и подростковой среде. Что делать?», или «Я предпочитаю…» для учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы
Положение о виртуальном районном педагогическом конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока» для учителей русского языка и литературы, слушателей краткосрочных курсов ГБУ ИМЦ «Основы содержания современного образования:ФГОС» в формате общественной экспертизы
2014/2015 учебный год
Положение о районном конкурсе педагогических универсалий «Мой проект», или «Такая уж профессия» для председателей МО учителей русского языка и литературы
Положение о районном конкурсе творческих работ «Отечества Отцы», или «Я отдаю свой голос за…» для учащихся 5-11-ых классов и учителей русского языка и литературы