Рассказ о слове проект лопата

На следующей неделе состоится первый суд по иску о ликвидации общества мемориал за несоблюдение закона об иностранных агентах. с призывом

На следующей неделе состоится первый суд по иску о ликвидации общества «Мемориал» за несоблюдение закона об «иностранных агентах». С призывом отозвать иск обратились к Генеральной прокуратуре РФ первый президент СССР Михаил Горбачев и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, лауреаты Нобелевской премии мира. Многие комментаторы благодарны Горбачеву за этот жест.

Натали Радько

Это хорошо. Нобелевские лауреаты Горбачёв и Муратов поддержали «Мемориал»

Плохо то, что не нобелевские лауреаты «авторитеты» в стране, а потомки палачей в законе и стукачи.

Александр Скобов

Это люди, причем подвижники, а не бумаги с печатью

Старенькому Горбачеву, конечно, сердечное спасибо. Все-таки он человек, что бы там ни говорили некоторые олдовые-в-законе. И понятно, что при его статусе, бэкграунде и прочих вещах, заменяющих понятие «классовая принадлежность», текст должен был быть лоялистский и легалистский по форме. Критиковать эту форму глупо и неуместно. Просто люди иной классовой принадлежности должны понимать, что на практике означает призыв к прокуратуре урегулировать свои претензии к «Мемориалу» во внесудебном порядке. Это означает, что прокуратура будет по-тихому принуждать Московский Правозащитный Центр «Мемориал» к отказу от реальной правозащитной деятельности. В частности – к отказу от своего списка политзаключенных. И мой настоятельный совет этим людям, не связанным условностями придворного этикета – не забывать, что мы имеет дело с преступной, бандитской, фашистской властью, последовательно восстанавливающей тоталитаризм. И никакого «урегулирования претензий» с ней быть не может – ни судебного, ни внесудебного. Ибо разногласия по земельному вопросу.

«Остальных» на самом деле не так уж мало. Открытое письмо в защиту «Мемориала» подписали сотни деятелей культуры как в России, так и за ее пределами, в том числе Стивен Фрай, Том Стоппард, Джон Кутзее и другие. Среди известных российских имен — Юрий Норштейн, Владимир Познер, Леонид Ярмольник, Андрей Макаревич. Сбор подписей продолжается в комментариях под постами поэта Татьяны Щербины и главного редактора «Кольты» Марии Степановой. Подписи под открытым письмом музыкантов собирает Михаил Нодельман.

Кирилл Шулика

Вообще меня очень радует та общественная кампания в защиту «Мемориала», которую я вижу. Она офигенно важная и результат она сама по себе. «Мемориал» же никуда и после решения суда не денется, чтобы вы понимали, ибо это люди, причем подвижники, а не бумаги с печатью.

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков несколько дней назад заявил, что с «Мемориалом» «давно есть проблемы в плане соблюдения норм российского законодательства». Многие комментаторы уверены, что «проблемы» есть не у «Мемориала», а у российских властей.

Кирилл Лятс

«Мемориал» давал и правду, и утешение, и покаяние

Нас сегодня невозможно представить без Мемориала, потому что Мемориал — это сервер нашей совести.
Это больше, чем институт, хотя, конечно, Мемориал взял на себе в конце восьмидесятых системообразующую функцию. Он стал лакмусовой бумажкой для порядочных людей и порталом в десталинизируемое общество для всех.
Страна не смогла пойти по пути денквдизации, потому что, в отличие от фашистской Германии, почти в каждой семье могли быть и жертвы, и палачи — репрессировали не по нацпризнаку и даже не по политическим мотивам, а для поддержания общего уровня страха.
Мемориал давал и правду, и утешение, и покаяние тем, кто его искал.
Покушение на Мемориал — это куда большее надругательство над чувствами людей, чем сомнения в существовании 28 панфиловцев. Это реальное возбуждение вражды и ненависти по историческому и политическому признаку ко всем потомкам и к еще ныне живущим репрессированным (например, моя бабушка жива, а ее семья была раскулачена, а отец замучен до смерти в лагере Соликамска, разве ей не плюет в лицо прокуратура, требуя закрыть Мемориал?!)
Шаг за шагом уничтожаются элементы свободы, которой мы добились во второй половине 80-х:
— повальное приклеивание ярлыка иноагента всем честным журналистам
— преследования за госизмену
— посадки за митинги, пикеты и посты
— запрет на просветительскую деятельность
— запрет на исторические исследования, если они хоть как то сравнивают деятельность властей СССР и Третьего Рейха…
Уничтожение Мемориала, думается, это еще один шаг в бездну, сравнивать с которой запрещено.
Морок окутал нашу страну почище пандемии.
Очень хочется, чтобы мы все очнулись.

Александр Морозов

Мемориал — это линза, которая сфокусировала свет миллионов отдельных душ, у каждой из которых была своя «световая нитка», проходящая через историю семьи в ХХ веке. Это был «свет молитвы о ненасилии». Государственное насилие ХХ века — шокирующее, не вмещаемое сознанием — было главной темой всей российской культуры во второй половине столетия. Мемориал был институцией, которая символизировала коллективную волю тех, кто стремился вытащить общество из-под этой травмы. Два поколения — наши родители и мы — в 1985-1991 гг. — верили, что удастся положить конец политическому произволу и насилию, порождаемому идейной монополией государства. Из этой надежды рождалось и новое российское общество, и государство, и, как казалось тогда, гуманистичная рамка нашего человеческого сосуществования, которая сохранится на долгие года вперед. Уничтожение Мемориала — это не просто закрытие «общественной организации». Это уничтожение той линзы, которая собирала свет, дающий возможность существовать и основаниям права, морали и политической философии, которые вообще создают возможность существования общества. Беспамятство, отказ от рефлексии, тьма и рассеяние — вот что порождается сегодня теми, кто исполняя «беззаконный закон», уничтожает «Мемориал».

Алексей Миноровский

Уничтожение «Мемориала» – наступление тьмы на все то светлое и чистое, что может быть в человеке

Мемориал — современная проекция средневекового монашеского ордена, только светского, мирского. Это своего рода «домострой» для современного человека в области коллективной исторической памяти, выстраиваемой вокруг гуманистических ценностей. Уничтожение «Мемориала» — наступление тьмы в ее онтологическом смысле на все то светлое и чистое, что может быть в человеке. Вот что бы я сказал, если бы спросили меня.

На Change.org опубликована петиция «Руки прочь от «Мемориала»!» – на момент написания этой заметки под ней было около 75 000 подписей. Цель создателей петиции – собрать 100 000 подписей к 23 ноября, когда по делу «Мемориала» пройдут предварительные слушания в суде. Защищать организацию в суде будут Генри Резник и Илья Новиков.

Сергей Пархоменко

Друзья, петиция в защиту Мемориала набирает подписи час за часом, но пока там ещё далеко даже до 100 000. Хотя и эта цифра совсем не отражает того громадного количества сторонников Мемориала, людей, которые ему благодарны и которые не представляют себе жизни в России без этой важнейшей гражданской институции.

Я понимаю, что многие из нас давно разочаровались в действенности петиций как инструмента прямого политического и гражданского действия.

Но в данном случае петиция в защиту Мемориала — это акт моральной поддержки, это способ выразить солидарность с людьми, которые подвергаются жестокому давлению власти за то, что отдали много лет своей жизни работе над делом исторической памяти в России.

Поддержите петицию. Поставьте ваше имя в список тех, для кого затея разрушить Мемориал — преступна и злонамеренна.

18 ноября в Москве прошла пресс-конференция, на которой обсуждались иски прокуратуры и значение «Мемориала» для российского гражданского общества. Запись пресс-конференции доступна в YouTube. Ключевые моменты выступлений участников пересказывает «РосКомСвобода».

Илья Барабанов

Не мог не сходить на пресс-конференцию в «Мемориал» по поводу его возможной скорой ликвидации, историческое все же событие. И вот после многих правильных слов встает австрийский журналист и спрашивает: «Что нам говорит происходящее о ситуации в России? Куда страна катится?»

Прием понятный. У европейского зрителя нет времени и желания вникать во все нюансы, что там в этой далекой и снежной России вновь вытворяют, так что нужен синхрон секунд на 30 с общим описанием ситуации.

А я сразу вспомнил, как почти двадцать лет назад стажером еще сидел в редакции «Новой газеты», а в соседнем «аквариуме» интервью какому-то голландскому телеканалу давала Анна Политковская. И вот я через стекло слушаю, как она полтора часа подробно рассказывает про пытки, убийства, внесудебные казни, похищения, зинданы, батальоны смерти.

Голландский журналист все это терпеливо выслушивает, а под конец разговора задает вопрос: «Анна Степановна, все что вы рассказали очень важно и интересно, но не могли бы вы в двух словах описать, что же сейчас происходит в Чечне?»

Ей богу, я тогда подумал, что она сейчас пришибет эту съемочную группу чем-то тяжелым.

Если «Мемориал» будет ликвидирован, общество может потерять доступ к созданной обществом базе данных о репрессиях, отмечает Дмитрий Шабельников:

О Международном Мемориале уже сказали много хороших слов многие хорошие люди. Меня тоже в разные моменты связывали с ним самые разные проекты, обсуждения, идеи и просто знакомства с людьми, которых «Мемориал» к себе притягивает. «Мемориал» — это, среди многого другого, и потрясающий архив с рукописными воспоминаниями и письмами, и «Возвращение имен», и частично «Последний адрес», и конкурс детских сочинений, лекции и обсуждения, книги и даже настольные игры.

Но сказать сейчас я хочу об одном: о базе данных. В условиях, когда государство, на словах осуждая советские репрессии и даже открывая памятники их жертвам, продолжает во многом скрывать архивную информацию, «Мемориал» взял на себя координацию этого огромного труда — вытаскивания всей доступной информации, ее обработки и сведения в одну базу, доступную в два клика любому желающему. Началась эта работа еще в начале 1990-х: архивы тогда «приоткрылись», но зато все нужно было делать на бумаге. Сегодня это очень важный и теперь уже удобный инструмент, не только для родственников, но и для любого исследователя или просто интересующегося историей России ХХ века. Когда мне, например, попадается какой-нибудь персонаж 1910-х, скажем, годов, о котором совсем ничего не известно, я обязательно прогоняю его по базе «Мемориала» — и если там не найдется он сам, то почти непременно найдутся какие-нибудь родственники (особенности отечественной истории, чего уж).

Мемориальская база – это настоящее сокровище и важное культурное достояние

В других странах такими вещами занимается государство или общественные институты, финансируемые государством. Некоторое время назад были разговоры о плане создания новой базы данных с участием уважаемого мной Музея истории ГУЛАГа (который как раз финансируется государством). Это я могу только приветствовать, но, представляя себе отношение к открытости архивной информации со стороны некоторых государственных структур, я, честно говоря, не очень верю в успех этого мероприятия (совершенно не сомневаясь, опять же, в искренних намерениях ГМИГ).

Я очень надеюсь, что «Мемориал» не ликвидируют — вон даже фадеевский СПЧ «обеспокоен ситуацией» и называет предлагаемую ликвидацию «несоразмерной совокупности нарушения и несправедливой» (как будто все остальные действия властей в последнее время соразмерны и справедливы). Но все мы понимаем, что это запросто может произойти.

База сейчас продублирована и несколько расширена еще одной хорошей организацией, Открытый список. Тем не менее надеюсь, что мемориальская база сейчас многократно скопирована, потому что это настоящее сокровище и важное культурное достояние, при всех ее недостатках, вызванных не только обстоятельствами создания, но и все той же проблемой — ограничения доступа к архивам.

Андрей Десницкий

Мемориал, объявленный в России иностранным агентом — это не просто правозащитная риторика, это уникальные базы данных и профессиональная работа с ними. Любой историк, который так или иначе касается подобных тем, обойтись без них не может, и Мемориал открыт и доступен для сотрудничества.

Так сколько погибло миллионов? А докажите!

По-видимому, в случае объявления их экстремистами (а прокуратура требует уже и этого) доступ к этим базам на территории РФ будет закрыт, их распространение будет считаться подсудным правонарушением (КоАП РФ статья 20.29), а любое другое сообщество, которое в иных условиях взялось бы за продолжение такой работы, будет бежать от нее, как от огня. История репрессий станет запретной темой на территории нашей страны.

Полагаю, что «национализация» этой информации и ее засекречивание — основная цель нынешнего наступления на Мемориал.

Зачем это нужно государству, вполне понятно. Репрессии невозможно оправдать, но их можно заболтать. «Сколько-сколько миллионов погибло? Нет, ну были, конечно, отдельные перегибы на местах, но в целом весь наш народ как тогда, так и сегодня… Так сколько погибло миллионов? А докажите!»

И уже не докажешь.

Я не смотрел новый фильм про «Ивана Денисовича», но судя по рецензиям, он сделан по той же модели: вот Иван Денисович идет парадом по Красной площади защищать Москву, ему улыбается Вождь Народов, вот он подбивает пять танков под мудрым руководством Вождя, ну, потом, конечно, не без перегибов на местах, но даже в холодном карцере молитва чудотворная его спасает от гибели неминучей и всякая такая развесистая клюква. Солженицынский рассказ о простом советском мужике превращается в расписную матрешку, где трагедия – часть узора. Рассказ об обыденности зла, о простом человеке вывернут наизнанку с этими парадами, подвигами и чудесами. С моралью: мы выстояли, мы победили, ура!

За сохранение уникальной базы «Мемориала» выступают и многие «охранители». Егор Холмогоров предложил не ликвидировать общество «Мемориал», а переформатировать его, переименовав в общество «Память», и другие правые консерваторы его поддержали.

Наталия Осипова

Переименовать «Мемориал» в «Память» — это хороший троллинг у Егора Холмогорова. Но самое важное, всерьез — это сохранить архивы и данные о репрессированных. Из госархивов добыть эти данные очень непросто. Нужна открытая база в общем доступе, это несомненно. Расприватизация темы репрессий — это очень правильно.

Правый Григоров

Реорганизовать «Мемориал», исключив из него враждебную деятельность против России

Конечно политическая часть «Мемориала» жёстко выступала против России, поддерживали даже террористов и радикальных исламистов, не говоря уже о заукраинцах.
Вместе с тем «Мемориал» – это реликт эпохи «Перестройки», и большой объём памяти восстановлен.
Нам не хотелось бы, чтобы пропало наследие и архивы о репрессированных, как историк-архивист я это прекрасно понимаю, а архивы должны открываться.
Потому поддерживаю инициативу Егора по реорганизации «Мемориала» с исключением политической и русофобской деятельности, направленных против государства российского.
Буквально сегодня говорил об этом с воронежским профессором истории Аркадием Минаковым.
Мы готовы выступить в качестве представителей русского гражданского общества, сохранить архивы, историческую память, реорганизовать «Мемориал», исключив из него враждебную деятельность против России.

Отдельная дискуссия развернулась после выступления Григория Явлинского, в котором бывший лидер «Яблока» связал преследование «Мемориала» с «Умным голосованием».

За этим выводом стоит длинная логическая цепочка: за законы об «иноагентах» голосовали в том числе депутаты от КПРФ, а «Умное голосование», в свою очередь, предлагало голосовать за них на последних парламентских выборах – тем самым подписывая приговор оппозиционным организациям.

Дмитрий Колезев

Григорий Алексеевич Явлинский не дает о себе забыть. Вот выпустил очередную статью об уничтожении «Мемориала» и вроде как выступил в защиту, но при этом не преминул заявить, что атака на «Мемориал» стала следствием… «Умного голосования», которое-де привело в Госдуму коммунистов и тем сделало возможным такой шаг.

В общем, коварный Алексей Навальный сидит и из тюрьмы уничтожает остатки гражданского общества в России, негодяй этакий. А Явлинский нас от него защищает.

Ну, я гиперболизирую, конечно. Но вообще, видимо, это не одного Явлинского мысль. Лев Шлосберг недавно в твиттере писал, что происходящее вокруг «Мемориала» стало следствием выборов в Госдуму — победы «Единой Росси» и усиления КПРФ. Правда, слова «Умное голосование» Шлосберг все-таки не произнес. Но его мысль творчески развел Григорий Явлинский.

Свою мысль развивает в телеграме и сам Лев Шлосберг:

Депутаты фракции КПРФ голосовали за эти законы, начиная с 2012 года. Более того – депутаты от фракции КПРФ были инициаторами внесения проектов этих законов. Это и есть реальная позиция политической партии КПРФ. Для КПРФ поддержка этого закона – сознательный политический выбор.

Признанные «иностранными агентами» «Мемориал», Ассоциацию «Голос», «Команда 29», средства массовой информации, отдельных граждан сейчас уничтожают политически, морально и физически по нормам федерального закона, полностью поддержанного КПРФ.

Политическая поддержка КПРФ для сотрудников правозащитных организаций, журналистов, политиков, деятелей культуры и науки – всех, но в особенности тех, кто признан или может быть признан бессудным и волюнтаристским путём «иностранным агентом» – это политическое самоубийство.

Взывать к праву, подписывать петиции с требованием отмены варварского закона об «иностранных агентах» и при этом голосовать за КПРФ и призывать к этому других людей – это политическая шизофрения или «стокгольмский синдром».

С этими умозаключениями спорит поддержавший КПРФ на выборах сотрудник «Мемориала» Александр Черкасов:

Некоторые люди, вроде бы сочувствуя «Мемориалу», указывают, что в наездах на нас виновата КПРФ и те, кто агитировал за неправильных кандидатов (дальше идёт много общих слов). Имеются в виду, очевидно (а в комментах это и не скрывают) Алексей Навальный и его «Умное голосование» (ну и я сам, похоже, виноват, как унтер-офицерская вдова, поскольку агитировал за Михаил Лобанов, за что и был отдельно проклят).

Эти рассуждения — не только гешефт и подмена сущностей. Тут ещё нарушены причинно — следственные связи.

1. Нам достоверно известно, что решительный «наезд» на «Мемориал» замышлялся и планировался ещё в середине лета, задолго до сентябрьских «выборов» (и их итогов, столь неутешительных для, в общем, симпатичных мне людей).

Попытка увиноватить Навального разбивается о даты

2. Бумаги, положенные в основу иска Мосгорпрокуратуры о закрытии Правозащитного центра» Мемориал», датированы декабрем 2020 года — они остались от прошлого прокурорского» наезда», который нам тогда удалось отбить без потерь (да, нас «прессовали» постоянно, — но мы на этом не пиарились).

Так что попытка увиноватить Навального и пр. тут разбивается о даты: это «разводка». Допускаю, что кто-то в это искренне верит, но увы.

Спасибо всем за слова солидарности и поддержки. Только не надо использовать наши трудности.

Многие блогеры высказываются еще резче.

Анастасия Брюханова

Я не понимаю, что должно было произойти с политиками, которые долгие десятилетия называли себя оппозицией, чтобы они внезапно стали оправдывать и даже легитимизировать репрессии. «А что вы хотели? Вы же сами проголосовали, и теперь Путин и все остальные имеют полное право на репрессии» — по сути именно это и пытаются продвигать Лев Шлосберг, Григорий Явлинский и другие представители партии «Яблоко».

Хотя и сторонники Навального, и те, кто голосовал по их рекомендациям, и кандидаты, прошедшие благодаря им, и сам Путин прекрасно понимают, что это не так. Все знают, что избраны случайные люди, «табуретки» без имени и поддержки, поддержанные вопреки, а не благодаря.

Но на сцену вышли проигравшие всё «опытные политики», которые решили обвинить народ, по сути жертву, в том, что их репрессируют. Такую подмену понятий и манипуляцию не смогли бы придумать кремлёвские политтехнологи, такую глупость могут выдавать только озлобленные люди, обнаружившие себя с рекордно низкой поддержкой граждан собственной страны. И которые больше не в состоянии критически оценивать не только себя, но и реальность.

Хочется лишь верить, что когда они обвиняют жертву в том, что она сама виновата в репрессиях, они за закрытыми дверьми не радуются, мол, так этой жертве и надо.

Доброе утро!

В Кронштадте первоклассник закидал снежками Вечный огонь, и – о чудо! – полиция ограничилась «установлением личности» и «профилактической беседой» с ним и его матерью, «реабилитацию нацизма» вменять не стали. В новостях так:

  • Смертность в России за последний год стала рекордной со времен войны.
  • «Ростех» разрабатывает программу для предсказания массовых беспорядков.
  • Сегодня Евросоюз вводит новый пакет санкций в отношении Беларуси.
  • Лукашенко назвал Крым российским – впервые после аннексии.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 32 648. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 637 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 275 193 человек (+1229 за сутки). Эти данные слабо соотносятся с реальностью: по оценкам «Ведомостей», с которыми согласны и независимые демографы, смертность в России за последний год – с декабря 2020-го по ноябрь 2021-го – превысила 2,4 млн человек. Это рекордные показатели со времен Второй мировой войны.

На фоне известий о появлении штамма «омикрон» Росздравнадзор сократил срок действия ПЦР-теста до 48 часов, а власти Петербурга объявили, что в новогоднюю ночь общественный транспорт работать не будет, чтобы никто никуда не ездил.

В Евросоюзе штамм «омикрон» выявлен у 44 человек в 11 странах. Здесь американские ученые подробно объясняют, чего ждать от «омикрона», и призывают не рассчитывать на оптимистический сценарий.

Прогнозно-аналитическая модель «Массовые беспорядки»

  • Басманный суд Москвы отказался удовлетворить жалобу Алексея Навального на возбуждение в отношении него уголовного дела о мошенничестве. Навальный участвовал по видеосвязи.
  • Адвокат рассказал, что сотрудники Центра «Э» угрожали бывшему координатору штаба Навального в Уфе Лилии Чанышевой. Это произошло после ее задержания в Уфе. Сейчас Чанышеву, в отношении которой возбуждено уголовное дело о создании «экстремистской организации», перевели в СИЗО в Москве.
  • Главу омского «Яблока» уличили в сотрудничестве с Центром «Э»: она сдала эшникам личную переписку с бывшим однопартийцем Романом Саитовым, которого ранее задержали по обвинению в демонстрации нацистской символики.
  • «Ростех» разрабатывает систему для предсказания и предотвращения митингов и массовых беспорядков на основе искусственного интеллекта.

Неприятности в раю

  • Депутат от КПРФ Валерий Рашкин подал иск к Госдуме в связи с тем, что его не пустили на заседание парламента, когда там рассматривался вопрос о лишении его депутатской неприкосновенности в связи с убийством лося.
  • Бывший схиигумен Сергий, вступивший в открытый конфликт с РПЦ и властями на фоне пандемии, получил 3,5 года колонии: его признали виновным сразу по трем статьям – «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и «Самоуправство».
  • В Дагестане суд второй раз приговорил бывшего полицейского к двум годам ограничения свободы за убийство бывшей жены (ранее Верховный суд Дагестана отменил такой же приговор за чрезмерную мягкость).
  • Выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет!», Путин обнадежил бизнес, объяснив, что само наличие у него конституционного права баллотироваться в президенты в 2024 году «уже стабилизирует» ситуацию в России.

Лукашенко хочет в Крым

  • Александр Лукашенко впервые после аннексии 2014 года назвал Крым российским и рассказал о планах встретиться с Путиным в Севастополе. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба отказался «оценивать каждое проявление потока сознания, которое осуществляет Лукашенко» – Киев намерен смотреть на его действия. По мнению бывшего украинского дипломата, политолога Валерия Чалого, слова Лукашенко – знак того, что «российская экспансия в Беларуси идет полным ходом».
  • Сегодня Евросоюз вводит новые санкции в отношении Беларуси. В списке 17 официальных лиц (в основном сотрудники Погранкомитета и начальники региональных погранотрядов) и 11 организаций, в том числе «Белавиа», турагентства и гостиницы, занимавшиеся доставкой мигрантов с Ближнего Востока.
  • В Минске на 10 суток арестован фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик. Его задержали во время велосипедной прогулки и арестовали за «мелкое хулиганство». Дома провели обыск, забрали всю технику и деньги.
  • В Чехии задержан глава Белорусской федерации футбола Владимир Базанов (пока не совсем ясно, на каком основании), команду «МАЗ-СПОРТавто» не допустили к ралли «Дакар» в связи с санкциями.
  • О сложностях, которые испытывают при легализации бежавшие в Украину белорусы, рассказывается здесь.

Вокруг света

  • Сегодня президент Украины будет выступать с посланием к Верховной Раде – на фоне протестных маршей, разговоров о госперевороте и личного конфликта Зеленского с журналистом Юрием Бутусовым.
  • Власти Нидерландов намерены обратиться в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и попросить ее ответить на вопрос, нарушила ли Россия международную Чикагскую конвенцию 1944 года, не обеспечив безопасность пассажиров сбитого под Донецком «Боинга». Если ИКАО согласится, что самолет был сбит из ракетной установки «Бук» российской армии, это послужит основанием для подачи иска в Международный суд ООН.
  • Рассказ о жизни младшего брата Нурсултана Назарбаева Болата: пока его брат был президентом, он превратился из сантехника в успешного инвестора.
  • В Узбекистане учителей согнали на субботник под наблюдением вертолета.
  • Венгрия готова провести референдум по вопросам ЛГБТ в 2022 году – это ответ на прозвучавшую из Брюсселя критику закона о запрете «пропаганды ЛГБТ», принятого в июне.
  • Военные власти Мьянмы предъявили новые обвинения Аун Сан Су Чжи – на этот раз в коррупции в связи с арендой вертолета.
  • Барбадос официально вышел из-под власти британской монархии и стал парламентской республикой. На торжественной церемонии по этому случаю присутствовали принц Чарльз и Рианна.

Шесть ссылок

  • Лингвистическое. Краткий пересказ ежегодной лекции о берестяных грамотах, найденных российскими учеными. Или отрывок из книги Марии Бурас «Лингвисты, пришедшие с холода» (изд-во АСТ) – о становлении структурной лингвистики в СССР.
  • Вокруг искусства. Статья Бориса Гройса об отношениях между утопией и архивом, а также об изменениях, которые претерпела художественная деятельность с появлением интернета. Или беседа с искусствоведом Надеждой Подземской о составленном ею двухтомнике «Василий Кандинский. О духовном в искусстве» и о значении Кандинского для российской арт-современности.
  • Разговоры о сексуальности. Краткое введение в язык древнегреческой гомосексуальности. Или рассказ о том, как читали и воспринимали «120 дней Содома» маркиза де Сада на протяжении XX века.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Паспорт фонда оценочных средств

    для проведения текущей и промежуточной аттестации

    по предмету « Родной (русский) язык», 4 класс

    Контрольная работа № 1

    Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

    Тема: Красна сказка складом, а песня- ладом.

    1. Прочитайте фрагмент русской народной сказки « Заря-Заряница».

    Жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь — битой быть.

    И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница, посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет меня мачеха…» Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут пОлымем. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего. «Дай-ка, — скажет, — гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо». Закутается туманом и долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

     — Не помочь ли тебе, Алёнушка?

    Аленушка в пояс ей поклонится:

     — Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

    Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

    Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

    2.Найдите в тексте и выпишите несколько постоянных эпитетов:

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3.Как в сказке указано на различие утренней зари?

    _____________________________________________________

    4.Как Заря – Заряница помогала Алёнке?

    ___________________________________________________________

    5.Как ты понимаешь выделенные выражения в тексте?

    облачка полыхнут пОлымем___________________________________

    на щеках будто заря горит_____________________________________

    6.Слово «заря» означает свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Объясните значение выражений. Запишите:

    Вставать ни свет ни заря______________________________

    Работать от зари до зари______________________________

    Вставать с зарёй_____________________________________

    7. Замени данные словосочетания словом-синонимом.

    плод дуба –________________________________
    водитель автомобиля – ______________________
    очень тихий разговор – ______________________

    8. Узнай словарное слово по лексическому значению и запиши его.

    а) обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте, посылке___________________________

    б) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям _____________________________

    в) помещение на вокзале, где можно приобрести билет__________________

    г) упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир___________

    9. Впиши пропущенные слова-антонимы в рассказ о мальчиках.

    Петя и Коля

    Живут в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ____________________  и нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
    — Как тепло сегодня! – сказал Петя.
    — Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.

    10.  Замени выражения одним глаголом.

    клевать носом – ______________________
    зарубить на носу – ____________________

    дать стрекача – _______________________
    ломать голову – ______________________
    воды в рот набрать – __________________

    Дополнительное задание

    1.Диалог-___________________________________________________________

    2. Монолог — ________________________________________________________

    3. Запишите в два столбика словосочетания:

    а) с прямым, б) с переносным значением.

    Чистые помыслы, чистые руки; быстрая река, быстрый ум.

    4. Напишите по 2 примера в каждую группу.

    Омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) ____________________________________________________________

    Омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению) –___________________________________________________________

    Омоформы (это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах) –_____________________________________________________________

    5. Закончите пословицы и поговорки.

    Дело мастера … .__________________________________

    Яблоко от яблони … .______________________________

    6.Напиши типы текстов _______________________________________________

    _____________________________________________________________________

    7. Напиши стили речи_ ________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Контрольная работа № 2

    Раздел 3. Секреты речи и текста.

    Тема: Секреты речи и текста.

    1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V

    Кто хозяин?

    Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука. Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок. Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

    2.Составьте план и запишите его.

    План.

    1._______________________

    2._______________________

    3._______________________

    4._______________________
    3. А)Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Б)Как ты думаешь, чему учит рассказ?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Ответьте на вопросы текста.
    Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

    __________________________________________________________________

    Чего хотел каждый из мальчиков?

    ________________________________________________________________________

    Что случилось однажды в лесу?

    ________________________________________________________________________

    Как повели себя мальчики?

    ______________________________________________________________________

    Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

    ______________________________________________________________________

    Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

    _______________________________________________________________________

    6. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

    Большая заслуга — выручить в беде друга.

    Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

    Дорога помощь вовремя.

    Кто дрожит, тот и бежит.

    Сделав добро, не хвались.

    За друга умей постоять.

    7. Подчеркнуть устаревшие слова:

    Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.

    8. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в каждой группе слов ( к другим словам подобрать общее название):

    Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор _____________________

    Суффикс, подлежащее, окончание, приставка___________________

    Гитара, скрипка, музыка, балалайка____________________________

    Молоток, чайник, топор, клещи, лопата_________________________

    Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, горький_________________

    9. Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в переносном значении:

    В необыкновенной т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на в___стоке з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым хруст___лём (_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы. Только совы л___тают около к__стра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

    Дополнительное задание

    1. Распределите выражения по группам.

    Метафора (перенос значения слова по сходству)_____________________________________________________________________

    Олицетворение (уподобление какого-либо предмета или явления живому существу) –_____________________________________________________________________

    Сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим) –_____________________________________________________________________

    отговорила роща золотая; яркий, как солнце; мёртвая тишина.

    2. Составьте предложения.

    река Клязьма, прохладной, лентой, вьётся, голубой

    струи, ласково, перекатах, журчат, на, хрустальные

    мелеть, последние, стала, за, река, но, годы

    ливни, берега, размывают их, нужно, укрепить

    кустарников, юные, вдоль, деревьев, тысячи, и, натуралисты, берегов, посадили

    спокойны, но, берега, ребята, Клязьмы, за

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.

    Находчивость.

    __Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой.

    __Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.

    __Правильно говорят, что собака друг человека.

    __Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.

    __Произошёл обвал и перегородил путь овцам.

    __Овцы были спасены.

    Ответы:

    1.

    Кто хозяин?

    Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

    Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

    Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

    Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

    2. Примерный план

    1 . Мальчики и Жук.

    2. Овчарки и Жук.

    3. Илья защищает Жука.

    4. Хозяин Жука.

    3.А)Главная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что истинным хозяином домашнего животного может считаться только тот, кто готов нести за него ответственность и приходить к домашнему питомцу на помощь. 

    Б)Рассказ учит быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.

    4.Вопросы к тексту.

    Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

    У Жука была больная лапа.

    Чего хотел каждый из мальчиков?

    Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

    Что случилось однажды в лесу?

    Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

    Как повели себя мальчики?

    Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука.

    Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

    Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука на растерзание овчаркам.

    Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

    Илья поступил как настоящий хозяин собаки. В минуту опасности он, не раздумывая, бросился помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок.

    5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

    Большая заслуга — выручить в беде друга.

    Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

    Дорога помощь вовремя.

    Кто дрожит, тот и бежит.

    Сделав добро, не хвались.

    За друга умей постоять.

    :

    90–100% от максимальной суммы баллов – отметка «5»;

    75–89% – отметка «4»;

    60–74% – отметка «3»;

    0–59% – отметка «2».

    Ответы   

    Дополнительное задание

    Дополнительное задание

    Номер задания

    Правильный ответ

    Максимальный  балл за выполнение задания

    1

    Диалог— разговор, беседа двух людей

    1

    2

    Монолог – речь одного

    1

    3

    а) с прямым — чугунная решетка, холодные руки;

    б) с переносным значением — чугунная поступь, холодное сердце.

    1

    4

    Один в поле не воин.

    Ученье — свет, а не ученье — тьма.

    1

    5

    Повествование, описание, рассуждение.

    1

    6

    Научный стиль, официально -деловой стиль, публицистический стиль,

    разговорный стиль, художественный стиль.

    1

    Дополнительное задание

    Номер задания

    Правильный ответ

    Максимальный балл за выполнение задания

    Ответы учащихся

    3

    1

    Метафора — на каждом дереве горит;

    Олицетворение – здесь даже камни плачут; 

    Сравнение – река, как зеркало. 

    3

    9

    Река Клязьма вьётся голубой, прохладной лентой.

    На перекатах ласково журчат хрустальные струи.

    Но за последние годы река стала мелеть.

    Ливни размывают берега, нужно их укрепить.

    Юные натуралисты посадили вдоль берегов тысячи деревьев и кустарников.

    Ребята спокойны за берега Клязьмы.

    6

    10

    3, 1, 6, 4, 2, 5.

    7

    Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

    Примерный план.

    1. Начало половодья.

    2. Апрельский солнечный денёк.

    3. Деревья встречают весну.

    4. Настроение картины.

    Пример сочинения.

    На первом плане изображена река. Время года — весна, поэтому река написана оранжево — жёлтыми и голубыми цветами. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река затопила часть деревьев, стоящих у берега. Снег только что растаял, поэтому большая часть деревьев ещё не успела одеться в листву. Тени деревьев падают на воду и отражаются тёмными тонами: коричневыми, красными и бордовыми.

    На втором плане изображен островок с растущими на нём берёзками. Эту небольшую часть земли вода еще не успела залить. Деревья кажутся очень блеклыми, т.к. солнце падает именно на этот остров. Но все равно небольшая часть островка остаётся в тени. На эту часть падает коричневая тень от деревьев.

    На заднем плане изображён свободный от воды участок земли. Деревья закрывают большую часть острова, но мы отчётливо видим два светлых дома. Вода затопила два других дома. Дома, собирая блики воды, кажутся сине — зелёными.

    Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло весеннего солнца и прохладу зеркальной воды. Мне кажется, что сейчас к лодке подбежит дед Мазай, а на островок выбегут зайцы. Мазай сядет в лодку и поплывёт спасать ушастых.

    Примерный проект по теме «Рассказ о слове»

    Проект по теме «Рассказ о слове ветер?» (на тетрадном листе или листе А4 на выбор)

    1. Лексическое значение слова.

    2. Однокоренные слова.

    3. Синонимы.

    4. Антонимы.

    5. Фразеологизм.

    6. Сочетаемость слова.

    7. Пословица.

    8. Загадка.

    9. Поговорка.

    10. Предложения с этим словом.

    1). Лексическое значение прописано в толковых словарях, поэтому возьмем любой толковый словарь и найдем это слово. Например, из словаря Ожегова:

    2). Однокоренные слова, это слова с корнем ВЕТЕР//ВЕТР:

    ветровой, ветерок, ветрище, обветренный.

    3). Синонимы:

    вихрь, буря, ветрило, дуновение, смерчь, торнадо, суховей, ураган, циклон, ветрище.

    4). Антонимы:

    штиль, безветрие, тишина.

    5). Фразеологизмы со словом ветер:

    6). Сочетаемость слова:

    легкий ветер, попутный ветер.

    7). Пословицы, загадки, поговорки со словом ветер:

    Из словаря Даля:

    8). Примеры предложений со словом ветер:

    Хотя ветер ночью был не сильный, у соседа замело снегом окно.

    Попутный ветер помог ребятам  занять первое место.

    2 вариант

    Лексическое значение слова:

    1. Поток воздуха

    2. Перемены (ветер перемен)

    Однокоренные слова: ветреный, ветряной, ветерок, заветренный, подветренная, безветрие.

    Синонимы: буря, вихрь, смерч, ураган, борей.

    Антонимы: затишье, штиль, безветрие.

    Фразеологизмы: ветер перемен, ветер в голове, бороться с ветряными мельницами, деньги на ветер

    Сочетаемость слова: сильный, шквалистый, порывистый, осенний, летний, пронизывающий.

    Пословицы о ветре:

    Большое дерево сильный ветер любит.

    Ветер горы разрушает- слово народы поднимает.

    Загадки про ветер

    Предложения со словом ветер:

    В конце проекта надо сделать рисунок

    «Рассказ о слове» мороз:

    Нормы оценок по русскому родному языку 4 класс

    Сочинение

    Примерный объём сочинений:

     Количество слов: 4 класс 11 – 12 предложений 70 – 80 слов

    Примечание: На проведение сочинения рекомендуется отводить не менее одного часа. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

    Основными критериями оценки сочинений является:

    • достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания;

    • грамотное речевое оформление,;

    • правильное употребление слов, нормативное построение предложений;

    • лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
      Сочинения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит одну отметку: за содержание.

  • Рассказ о слове проект лень
  • Рассказ о слове огурец 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове огород 3 класс
  • Рассказ о слове пейзаж
  • Рассказ о слове огонь 3 класс проект по русскому языку