Рассказ о слове народ

Доброе утро! в москве умер режиссер сергей соловьев он снял культовый фильм асса, затмивший своей славой все другие его

Доброе утро!

В Москве умер режиссер Сергей Соловьев – он снял культовый фильм «Асса», затмивший своей славой все другие его творения. Соловьеву было 77 лет. У живых так:

  • В православной школе в Серпухове выпускник взорвал бомбу – семеро пострадавших в больницах, нападавший тоже.
  • ФСБ сообщила о задержании 106 сторонников неонацистской группировки «М.К.У.», якобы созданной под руководством украинских спецслужб.
  • В Беларуси впервые за 25 лет сменился глава ЦИК.
  • Борис Джонсон сообщил о первом умершем от штамма «омикрон».

Бомба в монастыре и другие странности

  • Утром в понедельник у входа в православную гимназию при Введенском женском монастыре в Серпухове 18-летний выпускник этой гимназии взорвал самодельную бомбу. В результате семь пострадавших попали в больницы с различными травмами, нападавший – тоже. Его мотивы пока не ясны: у него были серьезные проблемы со здоровьем, одноклассники говорят, что в гимназии над ним издевались преподаватели.
  • Присяжные в Москве признали виновными Андрея Ковальчука и трех других подсудимых по делу о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ни одного дипломата среди обвиняемых нет. Жизнь Ковальчука по-прежнему покрыта тайной.
  • Показания троих свидетелей по делу блогера Хованского имеют наполовину идентичный текст, причем двое из них ранее могли работать в полиции. Хованского обвиняют в призывах к террористической деятельности через интернет за песню о захвате террористами театрального центра на Дубровке. Свидетели утверждают, что он исполнил ее в ходе некоего стрима в 2018 году, тогда как сам Хованский настаивает, что пел ее только один раз – на квартирнике в 2012 году, и сроки давности уже истекли. Он сидит в СИЗО уже почти полгода. В связи с чем его начали преследовать на самом деле, так до конца и не ясно.
  • ФСИН сообщила о «бытовой драке» в колонии, в которой ранее систематически пытали: «несколько» заключенных попали в больницу с «различными травмами». На этом фоне Конституционный суд отклонил жалобу членов общественных наблюдательных комиссий на запрет говорить с заключенными СИЗО о чем-либо, кроме условий содержания в СИЗО (в том числе и о пытках).
  • Невеста журналиста Ивана Сафронова, который уже почти полтора года сидит в «Лефортове» по обвинению в госизмене, заметила, что кто-то пользуется его аккаунтом в инстаграме. Она опасается, что неизвестные могут добавить туда какую-либо информацию.
  • По делу об убийстве лося суд запретил депутату Госдумы от КПРФ Валерию Рашкину выходить из дома по ночам, пользоваться средствами связи и интернетом и охотиться.
  • Адвокаты ректора «Шанинки» Сергея Зуева попросили главу Мосгорсуда ускорить рассмотрение апелляции на арест из-за его состояния здоровья. Они напомнили, что Путин сказал на встрече с членами СПЧ, что не видит оснований держать Зуева за решеткой.

Российская политика

  • Исполнилось пять лет уголовному преследованию Юрия Дмитриева – карельского краеведа и историка сталинских репрессий. 13 декабря 2016 года его задержали дома и обвинили в создании детской порнографии. С тех пор суд несколько раз выносил оправдательные приговоры, но Верховный суд Карелии всякий раз возвращал дело в суд первой инстанции. Вот интервью с Дмитриевым, взятое через сервис «ФСИН-Письмо». До ареста Дмитриев возглавлял карельское отделение «Мемориала». Сегодня Верховный суд России вернется к рассмотрению дела о ликвидации организации.
  • В Томске майора полиции Юлию Суворову заставили уволиться из-за того, что она была подписана в соцсетях на ФБК Навального и «Умное голосование». Она проработала в полиции 15 лет.
  • Екатерина Мизулина (дочь Елены), возглавляющая «Лигу безопасного интернета», рассказала в интервью на дружественном ютуб-канале, что рэпер Моргенштерн получает из-за рубежа деньги и «темники» для своих песен. Никакого подтверждения она в эфире не привела, но потом дала в своем телеграме ссылку на статью на сайте NewsFront, в отношении которого в США введены санкции из-за предполагаемой связи этого издания с «поваром Путина» Евгением Пригожиным. От излишнего внимания властей страдают не только рэперы, но и стендаперы – вот интервью с Русланом Белым, концерты которого то и дело отменяют.
  • Главой «ВКонтакте» официально назначен сын Сергея Кириенко Владимир. Вот рассказ о его трудовой биографии.
  • Истории молодых офицеров, которые – столкнувшись с реальностью российской армии – пытаются оттуда уволиться, читайте здесь. На это у людей уходят годы, потому что доказать нарушения условий контракта со стороны воинской части почти невозможно.

Братские народы

Путин поговорил по телефону с премьером Великобритании Борисом Джонсоном, речь снова шла об Украине. Путин опять рассказывал про «деструктивную линию» Киева и требовал нерасширения НАТО, а Джонсон повторял, что в случае вторжения в Украину Россию ждут тяжелые последствия. Накануне глава МИД Германии Анналена Бербок заявила, что газопровод «Северный поток – 2» на данный момент не может быть сертифицирован из-за несоответствия требованиям европейского энергетического законодательства (что тоже можно рассматривать как часть давления на Россию в связи с концентрацией войск на украинской границе). Здесь эти слова объясняет бывший глава правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев.

В Киеве на этом фоне проводят инспекцию бомбоубежищ, а российская ФБС сообщает о задержании 106 «сторонников неонацистской группировки «М.К.У.», якобы созданной по наущению украинских спецслужб. ФСБ утверждает, что задержанные анонсировали «теракты и массовые убийства» в России 14 декабря. Служба безопасности Украины назвала эти заявления «частью информационной операции, которую следует рассматривать только через призму гибридной войны». Здесь рассказано все, что известно об «М.К.У.»: эта организация действительно существует, в отношении ее основателя в Украине расследуется уголовное дело об убийстве, но ни в каких связях со спецслужбами она не замечена.

О реальной работе украинских спецслужб читайте здесь: бывший начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Василий Бурба рассказывает, почему сорвалась операция по задержанию группы наемников «ЧВК Вагнера» в июле 2020 года. (Евросоюз вслед за США ввел санкции против этой ЧВК в связи с преступлениями, совершенными ее наемниками в Украине, Сирии, Ливии и ЦАР.)

Белорусские будни

  • Сегодня, как ожидается, суд в Гомеле вынесет приговоры Сергею Тихановскому, Игорю Лосику и Николаю Статкевичу, задержанным еще до президентских выборов (они, как утверждают в Следственном комитете, «на протяжении длительного периода активно занимались подготовкой и организацией массовых беспорядков на территории страны в поствыборный период»).
  • В отношении члена президиума Координационного совета демократической оппозиции Павла Латушко, который находится в Польше, возбуждено шестое уголовное дело – на этот раз за превышение служебных полномочий в бытность его министром культуры: финансировал «заведомо невостребованные кинопроекты».
  • Лукашенко впервые за 25 лет поменял главу ЦИК: на место вечной Лидии Ермошиной пришел бывший министр образования, лидер белорусских коммунистов Игорь Карпенко.
  • В городе Слониме болельщика оштрафовали на 114 долларов за то, что он не сразу встал при исполнении гимна перед футбольным матчем («незаконные действия по отношению к государственным символам»).
  • О жизни белорусских айтишников за границей рассказывается здесь.

Вокруг света

  • Россия наложила вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН, в котором изменения климата названы угрозой международной безопасности. Проект предложили Ирландия и Нигер, его поддержали 12 из 15 членов Совбеза. Против проголосовали Россия, имеющая право вето, и Индия. Китай воздержался.
  • Швейцария разрешила экстрадировать в США россиянина Владислава Клюшина – владельца системы мониторинга блогов и СМИ «Катюша», которой пользуются администрация президента и Минобороны России. В США Клюшина обвиняют в «инсайдерской торговле» на десятки миллионов долларов и хакерстве против IBM, Tesla и других корпораций. По данным издания «Проект», Клюшин тесно связан с замглавы администрации президента Андреем Громовым, который курирует медиа.
  • На выборах президента самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики победу одержал ее действующий глава Вадим Красносельский, который держит курс на интеграцию с Россией. Группу поддержки Красносельского, состоявшую из десяти околокремлевских официальных лиц, в аэропорту Кишинева не пропустили через границу и отправили обратно в Москву.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро понедельника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 29 558. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 46 тысяч; официальное число жертв достигло к утру понедельника 290 604 человек (+1121 за сутки). Эти данные не соответствуют реальности, но их внутренняя динамика показывает общий настрой властей. Сейчас он явно оптимистический.

На фоне отказа Госдумы от рассмотрения законопроекта о QR-кодах на транспорте (здесь анализируются причины этого отказа) вице-премьер Голикова объявила, что QR-коды будут выдавать по анализам на антитела – чтобы привитые иностранными вакцинами и неофициально переболевшие не страдали от невозможности сходить в театр или на выставку.

Премьер Великобритании сообщил о первом умершем от штамма «омикрон». Считается, что этот штамм более заразен, но менее зловреден.

Шесть ссылок

  • Советское. Рассказ о генпрокуроре СССР Романе Руденко – участнике сталинских репрессий в Донецкой области, главном обвинителе от СССР на Нюрнбергском процессе и яром преследователе диссидентов: не было бы повода о нем вспоминать, если бы в Новосибирске не собрались ставить ему памятник. Или история из начала 1960-х: судьба киевлянина Яна Шейнкина, который нелегально торговал фруктами, а нажитый таким образом немалый капитал хранил в золотых монетах, которые прятал под надгробием своей жены, – его, как и более известного московского валютчика Яна Рокотова, расстреляли.
  • Литература. К 255-летию Карамзина: историк Артем Ефимов объясняет, почему «История государства Российского» – это первый русский роман. Или очерк истории лесбийской литературы в дореволюционной и раннесоветской России.
  • Кино. Путеводитель по кинематографу Ларисы Шепитько. Или отрывок из большой биографии Жана Ренуара, написанной Паскалем Мерижо (изд-во «Роузбад Интерэктив»).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Слово «русские» как этноним начинает утверждаться в XVII-XVIII вв., причём означало оно всех восточных славян. В его современном значении оно укореняется только после 1917 года – в отношении тех, кого до революции звали великороссами.

    Древняя Русь. Будущая Центральная Россия

    Древнерусская народность – предок русских, украинцев и белорусов – сложилась в результате слияния множества восточнославянских племён. Если говорить только о великороссах, то на месте их возникновения жили во времена Киевской Руси племена словен, кривичей и вятичей. Причём вятичи влились в древнерусскую народность позже других. Ещё в середине XII века они сохраняли независимость. Да и в битве на Калке 1223 года участвовало отдельное войско от вятичей, как сообщал Василий Татищев.

    Наряду со славянскими племенами, в нынешней Центральной России жили тогда племена балтские и финно-угорские. В летописях сообщается, что в середине XII века в верховьях реки Протвы на границе нынешних Московской и Калужской областей жило племя голядь, которое историки считают тем же, что и галиндов, упоминаемых в Прибалтике ещё Птолемеем (II век). Правда, не все согласны, что голядь была коренным населением Подмосковья. Есть версия, что это были потомки захваченных в плен и поселенных здесь прибалтийских галиндов. Под 1058 годом летопись сообщает о победоносном походе киевского князя Изяслава Ярославича на голядь. По ряду признаков, поход был совершён в прибалтийско-прусские земли.

    Впрочем, названия многих рек и речек позволяют считать, что до прихода славян в Центральной России жило многочисленное коренное балтское население. Есть гипотеза, что их племенное имя происходило от литовского бога Криве, и что уже после ассимиляции славянами они стали именоваться кривичами. Как бы то ни было, балты Центральной России были ассимилированы русскими не позднее XIV-XV вв.

    К северо-востоку от Москвы жило финское племя меря, к востоку – тоже финские племена мещёра и мурома. Упоминания о мере и муроме сходят на нет к концу XIV века. Что касается мещёры, то она в большей степени была ассимилирована татарами, причём этот процесс происходил ещё в ХХ веке. Часть татар удерживает название мишари, происходящее от древней мещёры.

    Что же касается иноплеменных народов юга Киевской Руси – печенегов, торков, берендеев, половцев, ясов, касогов – то какая-то их часть была там ассимилирована. Но они вошли в состав не русского, а украинского этноса.

    Заканчивая рассказ о временах Киевской Руси, следует подчеркнуть, что само усвоение восточными славянами названий Русь, русские, указывает на ассимиляцию ими изначальных русов неславянского происхождения. Были полностью ассимилированы также варяги (если это не то же самое, что и русы) и загадочные колбяги древнерусских летописей.

    Север европейской России

    В XIV-XVI вв. происходит дальнейшее расселение древнерусской народности на севере Русской равнины. Здесь упоминаются многие племена финского корня. Их ассимиляция растянулась надолго. Вплоть до начала ХХ века некоторые из них ещё не были полностью ассимилированы русскими, а отдельные малые народы сохранились до сих пор.

    На Севере мало целиком ассимилированных русскими народов. Тут можно говорить о значительной ассимиляции, о продолжающемся процессе слияния. Не все народы были ассимилированы именно русскими. Так, ямь (емь) вошла, по-видимому, в карельский этнос, а печора – в этнос коми или манси.

    Чудь заволоцкая жила в бассейнах Северной Двины и Онеги, но с XIV века о ней нет упоминаний.

    Весь обитала в районе Белого озера в нынешней Вологодской области и упоминалась среди народов, принимавших участие в летописном призвании варягов-руси. До революции 1917 года называлась также чудь. В советское время этот народ официально именуется вепсы. Его численность неуклонно сокращалась всё советское время – от 33 тысяч в 1926 году до 8 тысяч в 1979-м. По переписи 2010 года вепсов в России было 6 тысяч.

    Водь, которой в середине XIX века в Санкт-Петербургской губернии насчитывалось больше 5 тысяч, в настоящее время менее одной сотни человек.

    Ижора в тех же краях полтора столетия назад насчитывала больше 17 тысяч, сейчас её чуть более 200 человек.

    Поволжье, Сибирь и другие регионы

    В ХХ веке происходила ассимиляция русскими многочисленных народов Севера и Поволжья: карелов, коми, мордвы, марийцев. Так, численность мордвы достигла пика в 1939 году – почти полтора миллиона, после чего неуклонно убывала. В настоящее время людей, относящих себя к мордовских этносам (мокша и эрзя), менее 750 тысяч. Процесс ассимиляции налицо, но полное слияние с русскими мордве в ближайшей перспективе пока не грозит. Такая же ситуация с другими крупными финно-угорскими народами России.

    В Поволжье средневековыми источниками упоминаются булгары, буртасы и другие народы тюркского, возможно и ещё какого-то происхождения. Упоминания о них исчезли, но их не относят к ассимилированным русскими. Так, волжские булгары дали начало чувашам, значительная их часть влилась в татар.

    В Сибири источниками упоминаются многие народы, которых нет в настоящее время. Однако их на этом основании ещё нельзя зачислить в число полностью ассимилированных русскими. Многие из них слились с более крупными народами, родственными им по языку и образу жизни. Это хорошо просматривается на недавнем примере алюторцев на севере Камчатского края, которые слились с коряками. Отдельные народы Севера и Сибири могли вымереть в силу своей малочисленности и невозможности заниматься традиционным хозяйством.

    На Кавказе русские не ассимилировали ни один народ.

    В целом, общая историческая тенденция такова. Русские проявляют способность поглощать народы финно-угорской группы, причём этот процесс происходит до сих пор. Ассимиляция других народов России была затруднительна или почти невозможна. Общее количество этносов, полностью поглощённых русскими, исчисляется единицами.


    Подборка по базе: 11 класс самостоятельная.docx, матер для класс часов СПО.docx, 5 класс 2021-2022, пояс.записка.doc, ТЕСТ ДЛЯ 10 КЛАССА.docx, Рус яз КТП 5 класс.docx, 5 класс математика входной тест.docx, Конспект урока. Технология 2 класс.docx, ОШ_СОЧ _Информатика_10 класс_ЕМН_каз.pdf, сор 7 класс 2 четверть.docx, история 11 класс прокудин.docx


      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    КСП ІІ ЧЕТВЕРТЬ 4 КЛАСС

    Раздел 3. Культурное наследие
    Ф.И.О. преподавателя: Жетібай Гүлназ Аятқызы
    Дата:
    КЛАСС: 4

    УРОК 17

    Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
    Тема Наследие народа
    Цели обучения, которым посвящен урок 4.1.5.1 определять основные моменты в аудиовизуальном материале

    4.4.4.1 совершен-ствовать

    каллиграфи-ческие навыки: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных, строчных букв и их соединений

    План
    Планируемое время Деятельность педагога Деятельность учащихся Оценивание Ресурсы
    Начало урока 1.Организационный момент.

    Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок – с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

    Деление на группы. по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень)

    Приветствие учащихся на двух языках. Психологический настрой.

    Карта

    267524 html d92f2251b2fd7431267524 html 9b0d28cf7031c26b

    2.Актуализациязнаний.

    Г) Учитель предложит составить предложение о временах года, подчеркнуть глаголы;

    1 группа «Весна» (о весне)

    Учащиеся составляют предложения, подчеркивая глаголы. Цветные фишки

    На доске:

    лесник, леса, мелколесье, лиса, лисёнок, лисонька.

    Середина урока Изучение нового материала.

    Чтение и письмо. Приём «Ассоциативная карта»

    К) Учитель предложит ученикам составить ассоциацию на тему «Культура»,

    (). Ученики составляют ассоциативную карту, работают со словарём, хором произносят слово «культура» на трёх языках, определяют тему и цель урока.

    Ф) Выразительное чтение высказывание М.Шаханова, стихотворение Ж.Жабаева сильными учениками.

    Беседа по содержанию.

    – Какие ещё сокровища родной земли ты можешь назвать? Перечисли.

    – Относится ли родной язык к сокровищам народа?

    – Найди отрицательное местоимение в стихотворении. Просклоняй его.

    – Укажи имя числительное. Поставь к нему вопрос, определи значение.

    Дети отвечают на вопросы, находят и просклоняют отрицательное местоимение, определяют значение числительного, высказывают своё мнение по содержанию стихотворения 267524 html 4c9e8eea4f90da7d Приём «Ассоциативная карта»

    Полиязычие:

    Основные термины и словосочетания: глагол будущего, прошедшего, настоящего времени, археолог, инфографика

    П)

    Критерий оценивания Дескрипторы
    – читают текст, находя глагол в тексте;
    –обоснуют содержание текста, используя глаголы
    – высказывают свое мнение, составляя вопросы;
    – составляют тонкие вопросы, подчёркивая глаголы;
    – инсценируют притчу, отвечая на вопросы;

    – выписывают глаголы, обоснуя своё мнение по конструкции «по моему мнению», «с моей точки зрения».

    Учитель предложит прочитать текст в паре. 267524 html 83318d08bf1ad61e Приём «Толстые и тонкие вопросы»

    267524 html 8036911b27f4bf8

    ФО. «Фейерверк идей»

    Дифференциация:

    *

    находят непонятные слова, составляя тонкие вопросы;

    **расскажут содержание текста, инсценируя его; задают вопросы к глаголам;

    *** обоснуют своё мнение, высказывая конструкции «по моему мнению»;

    ФО. «Фейерверк идей» Дифференциация:

    Учебник,№4.

    Сигнальные карточки

    Закр. епление изученного материала

    Говорение и письмо.

    С) Учитель предложит ученикам выполнить задания №5, 6

    (Деятельность учащихся) Дети отвечают

    на вопросы, выполняют задания

    Учитель предложит списать текст, проверить слова по словарю, выписывать глаголы.

    Учащиеся спишут текст, объясняют правописание слов, проверяя по словарю, выписывают глаголы по образцу, высказывают своё мнение ФО. «Ваимооценивание» И) Выборочный диктант.
    Конец урока. Рефлексия. урока отмечать условно свои ответы:

    «V» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

    «W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

    «|» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

    «+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный;

    «0» – не ответил.

    267524 html d3378f48189f2aa1 Прием «Мои ответы»

    На протяжении

    Портреты

    Учебник,

    задание3

    Обратная связь

    дз

    Работа в рабочих тетрадях.

    Д/з №7,8

    Раздел 3. Культурное наследие
    Ф.И.О. преподавателя: Жетібай Гүлназ Аятқызы
    Дата:
    КЛАСС: 4

    УРОК 18

    Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
    Тема Мудрость народа
    Цели обучения, которым посвящен урок 4.1.5.1 определять основные моменты в аудиовизуальном материале

    4.3.2.1 понимать ключевые моменты в коротком тексте, содержащем незнакомые слова

    План
    Планируемое время Деятельность педагога Деятельность учащихся Оценивание Ресурсы
    Начало урока 1.Организационный момент.

    Деление на группы. Прием «Мозайка». Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения.

    1 группа «Золотой человек»

    2 группа «Урочище Тамгалы»

    Приветствие учащихся на двух языках. Психологический настрой. Прием «Круги радости»

    Карта

    267524 html d92f2251b2fd7431267524 html 9b0d28cf7031c26b

    2.Актуализация знаний.

    Ф) Учитель предложит ответить на вопросы

    – текст –это словосочетание.

    – текст имеет определенную тему

    – существует 3 типа текста

    – текст-повествование отвечает на вопрос «Какой предмет?»

    – текст-рассуждение отвечает на вопрос «Что произошло?»

    – текст-описание «Почему это произошло?»

    Учащиеся отвечают на вопросы «да», «нет», и оценивают друг друга ФО «Цветные фишки» Цветные фишки

    Приём «Да/нет»

    Середина урока Изучение нового материала.

    Чтение и говорение.

    К) Учитель предложит ученикам прочитать предложение, ответить на вопросы, просмотреть мультфильм, рассказать об основных моментах мультфильма.

    Общие черты Отличительные особенности
    1-го предмета (явления)
    Отличительные особенности
    2-го явления

    Ученики прочитают предложение, ответят на вопросы, рассказывают о качествах археолога и об основных моментах прослушанного материала, сделают выводы, Учащиеся объясняют значение слово «инфографика», готовят рассказ, лидеры групп продемонстрируют таблицу, выскажут свою точку зрения

    ФО. «Две звезды и одно пожелание»

    267524 html 86670f93c52cf344 Приём «Диаграмма Венна – прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу
    Г) Учитель предложит ученикам прочитать инфографику, подготовить рассказ в группе.

    1 группа – «Золотой человек» готовит рассказ о Золотом человеке

    2 группа – «Урочище Тамгалы» готовит рассказ об урочище Тамгалы, читая информацию из инфографики

    находят непонятные слова, составляя тонкие вопросы;

    **расскажут содержание текста, инсценируя его; задают вопросы к глаголам;

    *** обоснуют своё мнение, высказывая конструкции «по моему мнению»;

    ФО. «Фишки»

    Работа в рабочих тетрадях.

    Дифференциация:

    Учебник,№4.

    267524 html 8036911b27f4bf8

    Закрепление изученного материала

    **расскажут содержание текста, изменяя глаголы по временам;

    ***описывают предмет по рисунку, употребляя глаголы прошедшего, настоящего, будущего времени;

    К) Учитель предлагает ученикам выполнить задание

    №, 6

    ФО. «Мишень» Дифференциация:

    *находят глаголы, определяют их времени;

    Конец урока. Рефлексия. Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые «приходят в голову» 267524 html d3378f48189f2aa1

    Приём «Мысли во времени»

    Обратная связь

    дз

    Работа в рабочих тетрадях.

    Д/з №7

    Раздел 3. Культурное наследие
    Ф.И.О. преподавателя:
    Дата:
    КЛАСС: 4

    УРОК 19

    Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
    Тема Пословица – всем делам помощница
    Цели обучения, которым посвящен урок 4.1.5.1 определять основные моменты в аудиовизуальном материале

    4.3.2.1 понимать ключевые моменты в коротком тексте, содержащем незнакомые слова

    План
    Планируемое время Деятельность педагога Деятельность учащихся Оценивание Ресурсы
    Начало урока 1.Организационный момент.

    Деление на группы.

    Дети выбирают карточки с загадками и пословицами. Делятся на следующие группы:

    1 группа – «Пословица»

    2 группа – «Загадки»

    Приветствие учащихся на двух языках. Психологический настрой. Прием «Приём «Улыбка»

    Карта

    267524 html d92f2251b2fd7431267524 html 9b0d28cf7031c26b

    2.Актуализациязнаний.

    Ф) Учитель предложит ученикам проспрягать глаголы любить, защищать.

    Ученики самостоятельно спрягают глаголы, составляют предложение. ФО «Словесная похвала» Цветные фишки

    Приём «Да/нет»

    Изучение нового материала.

    Слушание и говорение. Введение темы.

    К) Учитель предложит ученикам прослушать и ответить на вопросы:

    От чьего имени ведётся рассказ?

    – Когда и как возникли загадки?

    – Отгадай загадки в рассказе.

    – Расскажи, как ты сам познакомился с загадкой?

    Учащиеся отвечают на вопросы, определяя тему и цель урока Чтение и письмо. Приём «Диаграмма Венна»
    Середина урока Ф) Учитель предложит ученикам прочитать по ролям, записать отгадки, разделяя на слоги и расставляя ударение в них.

    Г) Учитель предложит ученикам сравнить две загадки о ветре, ответить на вопрос:

    – О каких свойствах ветра сказано в этих загадках?

    Работа в группе.

    1 группа «Пословица»

    Перечислить свойства ветра при помощи прилагательного

    2 группа «Загадки

    Подбирать глаголы, которые описывают работу ветра

    (Деятельность учащихся). Ученики читают диалог по ролям, напишут отгадку в тетрадях, разделяя на слоги, составляют и прочитают свою загадку в группе
    267524 html 9b1ee954cc1df417
    267524 html 86670f93c52cf344 Полиязычие:

    территория – аймақ – terra

    Основные термины и словосочетания: личные формы глагола

    Учебник, карточка №3

    Сигнальные карточк
    Учебник, карточка №4

    ФО. «Три лица»

    Дифференциация:

    **определяют жанр текста, графически обозначая личные окончания глаголов

    ***аргументируют свою точку зрения, составляя предложения, определяя безударные гласные в личных окончаниях глаголов;

    И)

    ФО. «Фишки»

    Работа в рабочих тетрадях.

    Дифференциация:

    Учебник,№4.

    267524 html 8036911b27f4bf8

    Приём «Пирамидная история»

    Учитель предложит ученикам создать комиксы по пословицам, прочитать текст, заполнить схему, выполнить задание №7

    Ученики прочитают текст, заполняют схему, 2–3 ученика выступают, выполняют задание №7, пользуясь добрыми советами. ФО. «Мишень» ФО. «Взаимооценивание»

    Работа в рабочих тетрадях.

    Конец урока. Рефлексия. Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые «приходят в голову» 267524 html c320fe1d56182df7

    Приём «Мысли во времени»

    Обратная связь

    дз

    Работа в рабочих тетрадях.

    Д/з №7

    267524 html d3378f48189f2aa1

      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Алексей СМОЛЕНЦЕВ

    РАССКАЗ О ПОГОДЕ, ВОЗДУХЕ… О МЫСЛЯХ В ДЕНЬ 4 НОЯБРЯ

    С Праздником!

    4 Ноября… Сегодня – День Иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Казанская…

    И солнышко с утра… не яркое… чистый тихий свет, свет ровный, умиротворенный… А последнее, перед этим днем, солнышко было давненько… Хотя осень стоит сухая, крепкая почти без дождей, с легкими заморозками по утрам, инеевой, на стекле, изморозью – не ярких, смиренных, скорее, – рассветов…

    В жизни важна сама жизнь… ее ежедневность, ток, движение, дыхание ее, ее течение… Жизнь Божьего мира и твоя жизнь в Божьем мире, слитые в целое личного бытия и Бытия Божия…

    А службы у нас сегодня нет в сельском храме, нет литургии… есть особенности сельской нашей жизни… И есть все-таки Божия воля… даже там, где попускает Господь – быть воле человека… и это – попущение Божие…

    Вот и оставшись без литургии, задумайся о том, стоишь ли ты Литургии… стоишь ли стоять, чтобы тебе в храме на глазах и в ряду Вселенского Православия?

    Но вот ведь – не стоишь… так, значит, и не стоишь…

    (Зачем ударениями в слове играю? – манерничаю… Нет… просто и в жизни все зыбко так же… Видишь одно… акцент поменяй – вид все тот же, а существо – иное… Так и с нынешним Праздником… Хорошо… а отточия зачем ставишь, вместо знаков препинания… препинания – то-то и оно! Не могу интонацию держать… Все понимаю – русский язык – священен… мне сейчас – пока – в настоящий момент – интонация важнее знаков… Не знаю, как еще объяснить…)

    Правду о жизни можно взять только из воздуха жизни… В тебе самом нет этой правды… В тебе самом вообще никакой правды нет… И это-то и есть единственная правда о человеке, что – весь он не-правда… Открой это в себе… не умственно, не рассудочно, всем сердцем, душою всей открой это в себе… Дострадайся или дорадуйся… не знаю, кому как… Как на роду написано… Открой единственную правду о себе, что весь ты – неправда, все уды твои, и все существо твое – все не-правда… Открой, и конец бы житью – ибо – зачем и чего же дальше… А нет, это не конец житию – это – начало твоего жития… Откроешь неправду свою – хлынет в тебя, в пустоту твою, извне из воздуха жизни правда Божия, правда жизни… Нет, неправильно, скорее всего… не хлынет ничего… просто сам станешь вдруг частью мира… воздухом жизни… этой высью и далью, землей и небом…

    И вот Пресвятая Богородица… ткань воздуха жизни… Ткань и Тайна и Таинство… Здесь произошло Таинственное Пресуществление – Слово Плоть бысть… – такая Икона Пресвятой Богородицы – есть… Слово стало плотию… Здесь Правда Божия стала правдой человека… правдой человеческой жизни…

    Образ Пресвятой Богородицы… Ее запечатленный Лик… Слово о Божией Матери становится плотью жизни… воплощается в видимом пространстве Иконы…

    Иконы Пресвятой Богородицы… сколько их в русской жизни?.. Множество – мы знаем, а множество – не знаем…

    Афон… Скит Пресвятой Богородицы Ксилургу… Монах отец Николай (Генералов) – кряжистый, крепкий, серебряно-с чернью-седой… Сунулся к нему… именно – сунулся – согбенно, как бы и под благословение… и – спросить… И Образ Божией Матери Хлыновской в руках… на шее пронес по всему моему Афону… Спрашиваю с Образом в руках…

    – Батюшка, вам такую Икону видеть не приходилось…

    Он молчит, смотрит бережно внимательно…

    – Сколько их… – отвечает Батюшка… и дышит же, отвечая, и я дышу, ожидая ответа… Но его дыхание становится зримым в ответе, похожим на вздох… глубоко, чисто…

    Я давно уже понял, что литературу, настоящую литературу, – держит интонация… вдохновение – да… Но первое и главное, что дает нам вдохновение – это интонация…

    И ответ Батюшки и вздох его… все это живо во мне… Но мне не передать словами, что было в его ответе… Это вздох Любви… или зримое дышание Любви… или интонация Любови… Божией Любови… В ответе и вздохе – одновременно и Любовь, и Свет, и Печаль… Печаль – так с большой буквы… Свет-Любовь-Печаль… все с большой буквы и нет, не все еще… Нашел… Радость… вот, так Свет-Любовь-Печаль-Радость… Вот, теперь близко, вот что – близко к похожему – звучало в ответе… Интонация…

    – Сколько их… – и море и небо было видно в прогал двух скал… И граница не различалась… И резкий, поперечный, чуть расплывчатый прочерк пламенный… рассвета или заката… по морю или небу… Никакая граница не различалась… все было – одно… Все было – просто воздух… видимый осязаемый воздух жизни… воздух русской жизни здесь на Афоне… в пространстве Первого во Вселенной Русского Монастыря… Ксилургу…

    Русская жизнь и Богоискательство… Искание Бога… какая дикость… какая глупость… будучи не-правдой – искать Правду… Это ведь наша умственная интеллигенция ищет… А – себя поискать не пробовали?.. Совесть свою для начала поискать – не пробовали?.. Что значит искать Бога… Это значит с жиру беситься… Когда нет подлинной боли… когда нет подлинных страданий, тогда и бесится человек с жиру… тогда и ищет… И бесы – во всем их существе, русской литературой отраженном, – они тут как тут… помогают нашей умственной интеллигенции беситься, искаться…

    Я и сам такой же в чем-то, как интеллигенция наша… Бога не ищу, Слава Богу, – Он Сам меня нашел… Как отца моего земного не стало – так, и подобрал меня, безотцовщину, Отец Небесный… Первые молитвы мои – сорок дней по отцу память… Бога искать не пришлось… а вот – все мыслю… все глубинные мне открываются смыслы… то в жизни, то в литературе… Помню, был у мамы в Краснодаре… провожает она меня… вокзал Краснодара – шум ровный вокзальный, с лязгом, с голосом диктора… Все неуютно как-то… как на перепутье… как на вокзале – точнее не скажешь… Мы уже у вагона… Я вещи занес, вышел… курю, взахлеб делюсь с мамой моими постижениями бытия – личного моего бытия, очередными… А она ровно так, спокойно, негромко… Алеша, чего ты все копаешься? У Господа ведь все – просто… Не помню – как и чем и о чем шумел вокзал… А голос мамин тихий – помню… И о чем она говорила – понимаю… А все – копаюсь… Вот и сейчас тоже…

    Народ не ищет Бога… народ Бога знает и Бога чувствует… Меня всегда удивляет утверждение, что Бог и Божественное – это метафизика… Нет… Бог – это реальная осязаемая сила, посильная чувствам человека… Мы чувствуем свет, мы чувствуем тепло, мы чувствуем Бога… Все просто… Законы, сформулированные Ньютоном, они были до Ньютона, были всегда и человек действие этих законов всегда чувствовал… всегда знал… Законы Ньютона – это физика… но это и законы Бога, Его законы устроения Вселенной… И – это физика, а не метафизика… Законы Бога и Закон Его и Благодать Его – все это физика… Это физические законы, действующие в реальном мире… и Православие их давно открыло и сформулировало… И Русская литература давно их открыла и сформулировала… Просто – знать не хотим…

    А Народ – знает… Он не законы знает… Народ знает Бога… И законы тогда уже и поэтому – не нужны… А вот Благодать – нужна…

    Народ не ищет Бога… народ Бога знает… Что же ищет народ?

    Народ ищет Заступничества…

    Радуйся, Заступнице усердная рода христианского… двенадцать раз повторяют Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Ее, именуемой Казанская…

    Двенадцать раз повторил и я… Службы нет… прочел Акафист, хотя бы… А будь служба в храме, так и не взял бы в руки Акафист, скорее всего… как же – сходил на службу – «потрудился» уже…

    Радуйся, Заступнице усердная рода христианского… рода христианского… Вот, не русского народа (сколько же будут упрекать нас в чувстве каких-то превосходств)… народ и молится-то даже не за себя… а за весь род христианский… А что такое род христианский? – род человеческий…

    Вот где она всемирность пресловутая – молитва в избе крестьянской за род христианский…

    Я может и не думал бы так вот сегодня… и записать бы ничего не пришлось…

    Бог всегда – рядом с нами… А мы от него всегда далеко (это уж не Ньютон, Эйнштейн скорее… и все та же самая – физика)…

    И мне… так в моей судьбе сложилось… что я сегодня близ Казани… километров двести, наверное, по прямой… до Кирова – тоже двести, до Йошкар-Олы – сто километров… географически я близ Казани… на земле народа Мари, здесь до революции была Вятская губерния… Где-то здесь рядом – граница меж Казанской и Вятской губерниями… ныне это Республика Марий Эл… От моего села до Уржума тридцать километров и до Сернура – тридцать километров… А до могилы отца моего Ивана Смоленцева – всего километр-полтора от силы, до кладбища сельского… А мама – рядом метра три-четыре, сидит, Евангелие читает… Воспринимает ли что – Господь только ведает, но привыкла за жизнь свою, без отца моего тридцать лет, – читать и – читает… И вот среди этого географического соседства Казани и Вятки и Марий Эл… и отца… и мамы… как-то все это… Праздник… светлее и ближе и трогательнее… И мысли эти к селу ли, к городу ли, к русской ли жизни…

    Праздник… государственный праздник… правда, Праздником – Дня Иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Казанская, – назвать не решились… Назвали иначе… но в русской жизни – этот День… День, только Ее, Иконы Божией Матери, именуемой Казанская…

    Помню… первый ли год государственного празднования, или чуть позже… но барышня-диктор в новостях, вдохновенно на подъеме сообщила: в этом году праздник совпадает с Днем Казанского Образа Божией Матери… Думаю: родненькая, как же ты, верно, удивишься, когда он и в следующем году «совпадет»… и опять… и – снова…

    Этот День, он для того и стал государственным, что в нем – подсказка нам, постсоветским людям… мы ведь сегодня не русские, мы – постсоветские люди…

    А вот в храме когда мы – тогда – да… тогда мы русские…

    У нас в сегодняшнем, постсоветском, пространстве рождается и растет замечательная русская молодежь… Не в обиду другим народам, на русской земле живущим… Так сложилось это имя – Русская земля… исторически сложилось… И русская земля и любит каждый народ, на ней живущий, и питает каждый народ, на ней живущий… И молодые поколения каждого народа, на русской земле живущего, – не теряя ни рода своего, ни веры рода своего, ни национальности своей, – они вместе все – русская молодежь, потому что почва общая – Русская земля… Растет и вырастает у нас замечательная, всех народов вместе, русская молодежь, молодая поросль… Она – настоящая… Я знаю, о чем говорю, и понимаю, о чем говорю… Три недавних года мотался я командировками по Краснодарскому краю… встречался с молодыми читателями… не мероприятия проводил… и говорил с молодежью и они говорили со мной… И для меня было это и свет и потрясение радостное… Они были и живые и настоящие… словно, ни «девяностых», ни постсоветских не было… а была только в них и с ними русская жизнь… Я даже думал о «неуничтожимости» России… мол, что бы ни было… будет рождать русская земля настоящую человеческую поросль… А сейчас, среди этих строк, доходит вдруг до меня, что все и так – и несколько иначе…

    Да, я не ошибся в чувстве своем… замечательная русская молодежь родится и вырастает… Так вырастает зерно… зерно ржи – не бывает плохим ли хорошим, это – зерно ржи… Была бы добрая почва… и прорастет зерно и будет набирать силу колос… А вот состоится ли колос… будет ли поле… будет ли хлеб? … все это сложнее… Неуничтожимости – нет… есть почва – для нас, для народов на русской земле живущих, – это Русская земля… Русская земля – это Добрая почва – в крестьянском смысле слова… А зерно – оно тоже доброе… ибо зерно – не в воле человека, а в воле Божией… Нет у человека доступа – к зерну… и к почве – нет у человека доступа… Отсюда и молодежь у нас, во все времена и периоды, – замечательная и настоящая…

    А вот как состояться ей… как хлебом жизни стать и хлеб жизни познать… вот тут-то беда и начинается…

    И от этой беды и может заступить нас Заступница усердная Пресвятая Богородица….

    Как же так, спросят меня другие народы, на русской земле живущие, сказано ведь: рода христианского Заступница?.. Да, так… Но если будет на русской земле род христианский в здравии и благоденствии и в благополучии – не постсоветском, а русской жизни здравии, то и остальные и роды и народы, и нации и национальности – все вместе будут в благоденствии и в благополучии, потому что – общая земля, почва общая… а самый многочисленный на общей нашей почве – род христианский, народ русский…

    А путь к этому в сегодняшнем государственном Дне открывается… И не в названии праздника дело, а в существе праздника… Для многих ли жителей сегодняшнего постсоветского пространства России День 4 Ноября – есть День Заступницы усердной рода христианского, Иконы Ее, именуемой Казанская…

    Вот когда – станет для многих… тогда и жизнь наша другая станет…

    А солнышко… Солнышко посветило немного, как раз пока я мысли свои в слова стал переводить, тут и ушло солнышко… Может, не мысли были нужны сегодня, а молитва…

    Просто молитва и молитва, и молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой Казанская…

    Радуйся, Заступница усердная рода христианского.

    Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 55. 

    УКМ «Перспектива»

    Маленькие и большие секреты страны Литературии

    Раздел «Истоки литературного творчества»

    1. Перечислите истоки литературного творчества. С какими видами народного творчества вы были знакомы раньше? С какими познакомились в этом году?

    Истоками литературного творчества оказывалось творчество народное, произведения фольклора.

    В прошлых классах мы уже познакомились с такими истоками, как считалки, пословицы и поговорки, песни, загадки, приметы, народные сказки.

    В этом году мы познакомились с такими истоками, как притчи, былины и мифы.

    2. Перечитайте притчу царя Соломона о ленивцах и вспомните басню Крылова «Стрекоза и муравей». Можем ли мы сказать, что притча явилась истоком басни? Как в этом произведении проявилось творчество баснописца?

    Положительным героем притчи и басни оказывается Муравей. Он трудолюбивый и заботиться о завтрашнем дне. Соломон предупреждает ленивца, что если тот не начнёт работать, то к нему придут бедность и нужда. В басне Крылова Стрекоза ленилась и к ней пришли бедность и нужда.

    Мы можем сказать, что притча явилась истоком басни. 

    Но творчество баснописца Крылова превратило эту притчу в литературное произведение. В его басне Стрекоза и Муравей получили узнаваемые образы, характеры. Автор описал поведение героев, их поступки и сделал поучительный вывод для читателя.

    3. Создайте свой текст о былинах и былинных героях. Начните так:

    Рассказ о былинах и былинных героях для 4 класса

    Былины славят русских богатырей, подчёркивая их удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Былинные герои — воины, защитники Отечества, им присуще чувство долга.

    До нас дошли множество былин, в которых говорится о различных подвигах богатырей во славу родной земли, родного народа. Богатыри служили князю, стерегли границы Родины на заставах, но при этом заботились о простом народе больше, чем о князе.

    Князь в былинах зачастую комичен, он жаден и тщеславен, он обижает богатырей. Так, в одной из былин князь Владимир посадил Илью Муромца в подвал, где богатырь должен был погибнуть. Но в трудную для столицы минуту князь вспомнил о Муромце, выпустил его, а богатырь разгромил врагов.

    В другой былине Илья Муромец находит огромное богатство. И он строит церкви и раздаёт деньги нищим. Он заботиться о народе. Он проявляет небывалое бескорыстие.

    Богатыри в былинах разные. У каждого свой характер, свои достоинства и недостатки. Так, Алеша Попович был заносчив, а Садко — хвастлив. Но их объединяет одно — умение забыть о себе в трудную для страну минуту. И тогда богатыри бьются до конца, не щадя себя и своих врагов.

    Я горжусь богатырями, этими былинными героями, которые верой и честью служили Отчизне в те далёкие времена.

    4. В тематическом каталоге школьной библиотеки найдите книги о богатырях. Какие подвиги совершили Алёша Попович и Добрыня Никитич?

    Алёша Попович победил Тугарина Змеевича, который захватил Киев и унижал князя и его жену.

    Добрыня Никитич победил Змея, который похищал женщин.

    Вместе они участвовали в битве с ратями царя Додона, где прославился Святогор.

    5. Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» Васнецова». Кого из русских богатырей представил художник? Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли русской».

    На этой картине художник изобразил Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

    Текст «Былинные богатыри — защитники земли русской» для 4 класса

    Во все времена у земли русской находились мужественные защитники, которые берегли её от врагов.

    В очень отдалённое время такими защитниками были богатыри, о подвигах которых мы узнаём из былин. Богатыри всегда вставали на пути врагов, боролись с преступниками и обманщиками, защищали простой народ.

    Одними из самых известных богатырей были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Их образы легко представить, взглянув на картину Васнецова «Богатыри».

    В центре изображён старый казак Илья Муромец, самый сильный, самый уважаемый в народе богатырь. Он совершил огромное количество подвигов и никогда не отступал перед врагом, даже многократно его превосходящим силами.

    Это необычайно благородный богатырь, хозяин своего слова, честный и бескорыстный. Среди других богатырей слово Ильи Муромца было законом. Вот и на картине он стоит в центре, внимательно озирая из-под ладони границы родной земли.

    По правую руку от Ильи, слева для зрителя, показан Добрыня. Это второй по силе богатырь. Он также прославился многими подвигами и заслужил уважение в народе. Он держит руку на мече, готовый выдернуть его и обрушить на опрометчивого врага.

    По левую руку от Ильи расположился Алёша. Это тоже славный богатырь, не раз спасавший русскую землю. Но в отличии от старших товарищей, Алёша несдержан, тщеславен, может испугаться в сражении. Тем не менее, рядом с Ильёй и Добрыней, Алёша представляет собой такую же грозную силу.

    Такие разные по характерам богатыри отлично сражались вместе ради общей цели. И это позволяло им хранить рубежи нашей родины в неприкосновенности.

    6. Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? Что о них можно рассказать?

    Миф — это народное предание о богах и героях.

    Я знаю многих героев древнегреческих мифов.

    Это Геракл, очень сильный полубог, который совершил двенадцать подвигов.

    Я знаю Ясона, который похитил в Колхиде золотое руно.

    Я знаю Тесея, который победил Медузу Горгону и спас Андромеду.

    Я знаю хитроумного Одиссея и многих других участников Троянской войны.

    Всё это были сильные люди, которые сражались между собой и с чудовищами, и обыкновенно побеждали. В их подвигах героям помогали Боги.

    7. Найдите в школьной или домашней библиотеке сборники сказок, загадок, пословиц и поговорок, былин. Сделайте выставку. Составьте аннотацию на один из сборников.

    Аннотация на сборник «Русские пословицы и поговорки» для 4 класса.

    Сборник «Русские пословицы и поговорки» был издан в серии «Классики и современники» издательством «Художественная литература» в 1988 году.

    В его составлении принимали участие три автора, но сборник вышел под редакцией П. Аникина.

    Начинается сборник предисловием, статьёй Аникина, в которой писатель рассказывает о том, что такое пословицы и поговорки.

    В сборнике 332 страницы. Пословицы в нём расположены в алфавитном порядке.

    В приложении к сборнику приведены некоторые статьи из книги В. Даля «Пословицы русского народа»: гадания, месяцеслов, приметы, присказки и прибаутки.

    Это очень интересная и полезная книга, в которую я всем советую заглядывать как можно чаще.

    1

  • Рассказ о слове озеро
  • Рассказ о слове одуванчик 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове ключ 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове лето 3 класс проект по русскому языку примеры
  • Рассказ о слове любовь 3 класс